Спорт в китае во второй половине. Китайское чудо: Почему спортсмены Поднебесной на голову сильнее всех остальных? Экономическая мощь страны

Китай обладает одной из старейших спортивных культур в мире. Существуют свидетельства о том, что в Китае ещё в древние времена играли в некую игру с кожаным мячом, наподобие современного футбола. Помимо футбола, самыми популярными спортивными состязаниями в стране являются военные искусства, пулевая стрельба, настольный теннис, спортивная гимнастика и прыжки на батуте, тяжелая атлетика, бадминтон, легкая атлетика, плавание, шорт трек, фигурное катание, конькобежный спорт, баскетбол и бильярд. Физическая подготовка широко распространена в китайской культуре. Крупнейший издатель спортивной литературы в стране China Sports Publications Corporation выпускает множество спортивных книг, газет и журналов.

2008 летние Олимпийские игры, проводились так же в Китае - в Пекине. КНР на них одержала убедительную победу в неофициальном общекомандном зачете.

Пекин был выбран основным городом Олимпиады решением жюри Международного олимпийского комитета 13-го июля 2001 года. Официальный логотип летних Олимпийских игр 2008 - «Танцующий Пекин». Талисманы - пять игрушек Фува, каждый представляющий цвет олимпийских колец. Слоган Олимпиады - «Один мир, одна Мечта». Спортсмены соревновались в 28 видах спорта.

Китай известен скорее как земля военных искусств, однако важное место в повседневной жизни китайцев играет спорт. Спортивные состязания относятся еще к временам ранней династии Жоу. Появление современных спортивных состязаний в Китае припадает на начало 20-ого столетия. В настоящее время такие игры как футбол и баскетбол являются наиболее популярными, особенно когда происходят соревнования с большим количеством зрителей. В Тайвани бейсбол получает широкое распространение в дополнение к настольному теннису, бадминтону и военным искусствам.

Сотни различных стилей китайских военных искусств развились за прошлые две тысячи лет, а также множество различных направлений их собственными методами и идеями. Сотни других направлений различных единоборств, например школа ушу все еще существуют в Китае, но в целом они могут быть разделены на несколько отдельных течений, включая Северный и Южный стиль ушу - Шаолинь. Есть также буддистский, даосистский и мусульманские стили.

Шаолиньцюань

Шаолиньцюань – это традиционное название боевого искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддистском монастыре Суншань Шаолинь. , Монастырь Суншань Шаолинь (Суншань Шаолинь-сы) расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн.

в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:

      «Стояние столбом» (иначе «Столбовое стояние» - метод, относящийся к цигун),

      трактат «Ицзиньцзин» («Канон изменений мышц»), описывающий технику цигун),

      «72 искусства Шаолиня»,

      шаолиньские комплексы без оружия и с оружием (таолу),

      шаолиньские приемы циньна (захватом, заломов, удержаний),

      шаолиньские парные комплексы.

Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие факты:

      «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места).

      «Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии).

      «При ударе рука согнута - и не согнута, выпрямлена - и не выпрямлена».

      «У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов движения выполняются согласно "форме", но в реальном бою они от неё отклоняются).

      «Внешне свиреп - внутри спокоен».

      «Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное).

      «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением».

Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

      Наработка означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать один прием на одну позицию , в атаке есть защита, в защите есть атака.

      Соответствие - ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.

      Храбрость - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний.

      Быстрота - это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь.

      Свирепость означает, что в движениях должна быть сила.

      Подлинность - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

История

Первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с целью познать тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным.

Так на основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему "кулака пяти составляющих", которую впоследствии стали соотносить с пятью животными - тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

Значимым для истории монастыря является XVI век. В это время побережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев). Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великого полководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства. Больше всех в тот период прославился монах Юэкун. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы нашего века вошли в историю Китая под названием "правление милитаристов", когда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе - за контроль над всем Китаем, то объединяясь в клики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром за всю его многовековую историю. Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря своему знанию боевых искусств быстро выбивались на команлные посты, в годы Второй мировой войны приходилось монахам воевать и в партизанских отрядах. Самую головокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), который вступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским военным округом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна.

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то, чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали настоящее шаолиньское ушу".

Китай

"Спорт - дело непредсказуемое", - считают спортивные журналисты. Вряд ли стоит соглашаться с этим утверждением, если речь идет об Олимпиаде. Вот уже на протяжении многих лет Китай является спортивной державой номер один. И столько же лет весь мир гадает: в чем же успех этого народа?

На эту тему сегодня рассуждают журналисты всей планеты. Невероятные успехи китайских олимпийцев по полочкам разбирает российская пресса. Обстоятельное интервью по этому поводу дал "Московскому комсомольцу" Алексей Маслов - востоковед, специалист в области китайской цивилизации, культурных и политических традиций. Он жил в буддийских общинах, окончил Академию ушу Шаолиньского монастыря, являлся переводчиком ряда важнейших даосских и чань-буддийских текстов. Мы в изложении публикуем его рассказ о секретах китайских рекордов в Лондоне.

До середины 1990-х годов будущих спортсменов в Китае отбирали из бедных семей, проживающих в глухих селах. Но сегодня все изменилось. В отличие от других стран, чуть ли не каждый второй житель Поднебесной готов стать спортсменом и посвятить свою жизнь профессиональному спорту. И дело здесь не в национальной идее. Просто человек, из которого начинают растить спортсмена, уже в школе получает такое количество благ, которые ни один другой его сверстник не получит никогда.

Китай является единственной страной в мире, которая буквально покрыта спортивными школами или школами с углубленным изучением спортивных дисциплин. Причем такие учреждения существуют не только в крупных городах, но и в небольших провинциях. Например, вокруг Шаолиньского монастыря в провинции Хенань находятся несколько сотен специализированных школ, где готовят спортсменов самого разного уровня. Все спортшколы Китая в разных объемах финансируются государством. Работают эти учреждения по системе интерната - там спортсмены живут круглый год. Учащегося обеспечивают абсолютно всем: питанием, формой... После окончания школы человек получает не только среднее специальное образование, но и специализацию. В случае если выпускник не достигнет высот в спорте, он непременно станет тренером, массажистом, спортивным фельдшером.

Дважды в год представители из спорткомитетов объезжают все эти школы, смотрят на результаты учеников и отбирают достойных, которые потом переезжают из провинции в столичную школу. Часть из них, кто в течение нескольких месяцев не покажет спортивного роста, вернется обратно в деревню. Подобная система отбора олимпийцев существовала в Советском Союзе в 1950-х годах. Но речь поначалу идет не о профессиональном спорте, а скорее о любительском. Большинство людей, которые формально являются действующими спортсменами, работают на фабриках, заводах или учатся в институтах физкультуры. Кстати, институт физкультуры в Китае тоже особенный. Дело в том, что в институте может учиться и проживать в общежитиях ограниченное количество людей. Поэтому рост спортсменов и тренеров ограничен. Но китайцы вышли из положения - они стали на базе крупных спортивных школ в провинциях размещать базы института физкультуры. Если человек показывает хорошие результаты, его переводят в Пекинский институт. Таким образом, преодолевается нехватка тренеров на местном уровне. Кстати, с 2006 года в обычных школах урокам физкультуры тоже стали уделять огромное значение. Три раза в неделю ученики занимаются именно профильными видами спорта, которые выбрала для себя та или иная школа, - волейбол, ушу, легкая атлетика.

В Китае освободили от налогов целый ряд спортшкол и клубов. Поэтому себестоимость воспитания спортсменов в десятки, если не в сотни раз, ниже, чем в России. Более того, если в каком-то провинциальном городе активно развивается, например, легкая атлетика и энтузиасты этого вида спорта решили открыть свой клуб, они обращаются в спорткомитет, чтобы выбить финансирование. Формально они будут оставаться любительским клубом, но им обязательно выделят здание, общежитие при школе, небольшой спортзал. Было бы желание! В любой другой стране для организации такого клуба придется искать богатых спонсоров. Китай финансирует даже неолимпийские виды спорта, такие, как ушу.

Также в небольших провинциях Китая ежемесячно проходит до 20 спортивных мероприятий. В крупных городах каждый месяц устраивают порядка сотни соревнований для молодежи. Причем себестоимость проведения таких соревнований стремится к нулю - государство бесплатно выделяет спорткомплекс, призы.

Несмотря на то что Китай является крупной экономической державой, самим китайцам кажется, что их считают лишь фабрикой для производства дешевых вещей или поставщиком рабочей силы. Китай же стремится, чтобы его считали экономически, политически и спортивно развитой страной. Так что спорт для Китая - часть формирования имиджа державы.

Спортсмены олимпийской сборной Китая снабжаются так, как не снабжаются ни одни спортсмены в мире. Как только человек попадает в сборную, государство выделяет ему роскошные квартиры, покупает машины, его обслуживают по высшему уровню. Одним словом, спортсмена ограждают от любых проблем. Сами китайские спортсмены говорят об этом в открытую. Для них попасть даже в предварительный состав олимпийской сборной означает кардинально сменить социальный статус. Судите сами: в провинциальных спортшколах китайцы живут в душных крошечных комнатах на 4 человека. Тренируются они в обшарпанных залах. Питание в таких интернатах тоже довольно скудное. И вот когда человека назначают кандидатом в олимпийскую сборную, у него происходит гигантский скачок по социальной лестнице. Кстати, тренеры олимпийских команд тоже получают кучу благ от государства. Если тренер по плаванию решил запросить тренировки в высокогорных районах, он делает запрос в спорткомитет, и ему никогда не отказывают. Если же тренер считает, что спортсмены должны тренироваться на зарубежной базе, ему без проблем предоставляют нужную базу и полностью оплачивают расходы.

Олимпийцы в Китае - не важно, выиграли они медали или нет, - автоматически становятся абсолютными героями. Например, портреты олимпийцев, которые выступали в 2008 году в Пекине, вывешивали практически в каждом провинциальном профкоме Китая. Этих людей весь Китай знает в лицо. Такого не встретишь нигде.

По возвращении чемпионов принимает у себя председатель правительства КНР, прилюдно раздает им подарки, вручает ключи от новой квартиры. Но главные торжества начинаются, когда спортсмены разъезжаются по своим провинциям.

На каждой Олимпиаде китайская сборная представляет новых спортсменов. Но есть одна тонкость, которую китайцы соблюдают на протяжении многих лет. Они никогда не меняют состав команды целиком. Смена команды даже на 60 процентов - уже шок. Дело в том, что для них те спортсмены, которые выступали на прошлой Олимпиаде и пусть даже не победили, являются носителями уникального опыта. Именно по ним психологически ориентируются новые спортсмены. Если же на Олимпиаду поедет только новое поколение, это будет ударом для всей команды. В китайской команде выступают три поколения. Первое поколение - самое старое. Эти люди как раз являются носителями опыта. Следующая категория - самая большая - потенциальные медалисты. И третья группа - совсем молодые ребята, которые, возможно, не победят, но крайне перспективно развиваются. Как правило, центральный костяк меняется из года в год. А старое поколение остается. На самом деле Китай сейчас только ищет подходы для сохранения олимпийского статуса. 2008 год был для них пиковым - они получили 51 золотую медаль. Сегодня все ожидают от Китая такого же результата. Если же Китай начнет сдавать позиции, получит меньше медалей, ошибется в формировании команды, то их будут обвинять в неправильной социальной политике, нарушении прав человека. Так уж повелось: если что-то в Китае идет не так, то весь мир говорит, что Китай начинает "заваливаться". Сами китайцы это прекрасно понимают.

При подготовке олимпийцев китайцы используют методы жесткого психотренинга, способные в разы увеличить силу и выносливость спортсмена. Речь идет о тренировках цигун, благодаря которым практикующий эту боевую систему способен в короткие сроки мобилизовать свой организм и сделать его способным к экстремальным напряжениям и нагрузкам. Цигун - не только совершенная боевая система, но и одно из направлений в китайской философии. Эти тренировки учат пробуждать, использовать и контролировать энергию, скрытую в организме, посредством комплекса движений, вводящих человека в состояние эйфории и транса. Многочисленные медицинские наблюдения и исследования тех, кто практикует цигун, доказали, что глубокое погружение в эту древнекитайскую боевую систему изменяет состав крови и даже приводит к трансформации на гормональном уровне, что позволяет спортсменам показать высокий результат. Со всеми китайскими командами на Олимпиаде работают мастера цигун. Официально эти люди числятся психологами команды. Хотя к психологии он не имеет отношения. Причем мастера, которые работают со спортсменами, не просто люди, которые прошли подготовку в медуниверситетах или спортинститутах. С ними работали даосы из настоящих монастырей.

В апреле этого года китайским спортсменам запретили питаться мясом, что, казалось бы, противоречит всей методике подготовки спортсменов - без белка невозможно тренироваться. С чем это было связано? Дело в том, что животных в Китае пичкают различными гормонами, которые способствуют росту и весу. Иногда используются и запрещенные в Китае препараты. Поскольку невозможно выяснить, в каком мясе могут быть эти гормоны, спортсменам предложили отказаться от любого мяса. Сами олимпийцы признались, что жутко страдают без мясной пищи, но при этом соблюдают запрет.

Дисциплина у китайских спортсменов фантастическая! Она живет в них на генетическом уровне. Здесь надо понимать, что каждый спортсмен - представитель определенного китайского клана. И если он однажды ошибется, например, наестся запрещенных продуктов или позволит себе напиться, то позор ляжет на весь клан. Такому спортсмену житья на родине уже не будет, ему придется попросту покинуть страну. Поэтому подобных осечек китайцы избегают.

Китайская пресса к российским спортсменам относится позитивно. Но вот в китайских интернет-блогах царит совсем иное настроение. В отношении России чувствуется жалость, блогеры пишут: мол, мы-то думали, что наш партнер - это великая страна, но они даже своих спортсменов воспитать не могут. Но надо отдать должное Китаю: никакого цинизма и ликования в этих их словах нет. Лишь жалость победителя.

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И МАССОВЫЙ СПОРТ В КИТАЕ

Президент Университета спорта в Пекине Йанг Хуа ,
Пекин, Китайская народная республика

Ключевые слова: Китай, история развития спорта, национальные виды спорта, женский спорт, любительский спорт, Олимпийские игры .

У китайской нации, имеющей древнюю историю и великолепную культуру, любовь к спорту стала традицией. Занятия ушу, тайджи и другими видами восточных единоборств, проведение регат, занятия альпинизмом, туризмом, поднятие разного рода тяжестей, метание камней, борьба, стрельба из лука популярны среди народа и насчитывают тысячи лет. И хотя это разные по стилю виды спортивной деятельности, они сыграли важную роль в становлении китайской нации.

В конце XIX в. Олимпийское движение пришло в Китай вместе с западной цивилизацией и постепенно завоевало признание народа. Что-то отвергая, а что-то заимствуя, национальные виды спорта внесли свою лепту в развитие спорта в Китае. Более дальновидные старались направить спорт по пути популяризации и стандартизации. Тем не менее в общем, развитие массового спорта определялось социальным положением общества. Конец XIX - начало XX в. - годы войны, низко развитой экономики, слаборазвитости нации - период неблагоприятный для популяризации спорта среди народа.

С образованием Народной республики в 1949 г. произошли изменения не только в социальном развитии. Массовый спорт и Олимпийское движение, поддерживая и обогащая друг друга, послужили улучшению национального состояния и повысили уровень подготовленности к спортивным соревнованиям.

1. Возникновение массового спорта - стимул к развитию олимпийского движения в Китае. Уже на ранней стадии существования Народной Республики центральное руководство понимало важную роль развития массового спорта и призывало народ принять активное участие в спорте для того, чтобы ускорить национальное строительство и избавится от "нации инвалидов" как можно скорее. Таким образом, массовый спорт в Новом Китае имел главной целью оздоровление нации, но первые шаги в этом направлении страна делала в трудных условиях.

В сентябре 1949 г. Конференция по национально-политическим вопросам приняла совместный закон, где ст. 48 определяла роль массового спорта и дальнейшее его развитие как одну из главных задач Национальной федерации.

В октябре 1949 г. была образована Всеобщая Китайская Спортивная Федерация, и с тех пор организационная структура массового спорта в Китае начала постепенно крепнуть.

В 1952 г. Президент Мао издал указ о развитии физической культуры и укреплении здоровья людей, отведя главенствующую роль в этом - развитию спорта в Китае.

С учетом опыта бывшего Советского Союза серия директив была внесена в массовый спорт. Они охватили систему труда и гигиены, систему вещания по радио утренней зарядки и занятия физическими упражнениями во время рабочего перерыва. Изменения были внесены в деятельность работников в области спорта, в систему повышения уровня Спортивных Ассоциаций. Государство выделило средства на строительство большого количества спортивных сооружений и на подготовку кадров в области спорта.

Развитие массового спорта отражало становление нации в целом. Например, до 1955 г. в отборочных соревнованиях на первой спортивной национальной встрече среди рабочих приняло участие 1,25 млн человек, представлявших 12 предприятий. Эти отборочные соревнования называют "золотым веком" в истории массового спорта Китая. В этот период не только достигнуты значительные успехи не только в укреплении физического здоровья нации и развитии национальной экономики, были заложены также основы для широкого развития олимпийского движения в стране.

С улучшением национальной экономики возросли успехи китайского спорта, стал повышаться уровень подготовки спортсменов на основе популяризации массового спорта. Например, в 1953 г. на международных соревнованиях среди взрослых Ву Шуанью выиграл заплыв на спине на 100 м и впервые был поднят Национальный китайский флаг. В 1956 г. Чен Джинкай побил мировой рекорд в состязаниях по тяжелой атлетике.

В 1957 г. Ки Льейанг установила мировой рекорд среди женщин в прыжках в высоту.

Прослеживается положительная тенденция влияния массового спорта на победы в состязаниях, что становится возможным на основе популяризации массового спорта.

Хорошо известно, что участие в соревнованиях представляет собой часть олимпийского движения.

Получив широкое развитие в Китае, массовый спорт пропагандировал олимпийское движение за пределами своей страны. В это же время некоторые журналы и газеты, такие как "Новый Спорт", "Спорт в Китае", "Спортивная газета" начали публиковать материалы, распространяющие идеи олимпийского образования и олимпийского движения.

Несмотря на некоторые разногласия, имеющиеся место быть между Китаем и МОК, китайский народ никогда не отказывался от следования олимпийским идеалам.

Развивая массовый спорт под знаком олимпизма, по-своему популяризируя олимпийское движение на обширной китайской территории, страна заложила прочный фундамент успеха китайского спорта, став членом олимпийской семьи.

2. Развитие олимпийского движения как способ успешного развития массового спорта в Китае. В 1979 г. Китай вступил в олимпийскую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране.

2.1. Участие в Олимпийских играх вдохновило народ на участие в массовом спорте. В 1984 г. Китай, уже как член олимпийской семьи, участвовал в Олимпийских играх.

Ксю Хейвенг, стрелок из Китая, завоевал "золото". К 2003 г. китайские спортсмены имели уже 82 золотые медали, завоеванные на Олимпийских играх. Олимпийская стратегия за это же время претерпела большие изменения и стала стимулом для поднятия национального духа и дала толчок к всестороннему развитию спорта в Китае.

К началу 90-х гг. количество спортивных союзов в Китае возросло до 27, для рабочих было создано 102 тыс. спортивных обществ и 553 тыс. команд по разным видам спорта.

В физкультурной деятельности преобладали трансляции зарядок по радио, производственных упражнений, занятия ушу, различные игры с мячом, а также занятия танцами, аэробикой, боулингом, теннисом, крикетом и другими модными видами спорта. Появились любители гольфа, ралли, альпинизма, скалолазания, полетов на аэростатах.

С середины 80-х гг. в городах начали образовываться спортивные общества как новый тип массового спорта. Около 70% таких сообществ объединялись в организации, и миллионы людей занимаются там спортом по утрам и вечерам.

В 1986 г. по решению Государственного совета был образован Спортивный Союз Китайского Крестьянства, и различные ассоциации начали появляться одна за другой. Спорт стал важной частью культуры страны.

Китайское правительство придает большое значение развитию спорта среди меньшинств населения.

Появилось свыше 1000 новых видов спорта. Регулярно проводятся соревнования. Когда представители 56 народностей собираются вместе на состязания - это представляет собой грандиозное зрелище!

Из 82 золотых олимпийских медалей, завоеванных китайскими спортсменами, 45 (57%) принадлежат женщинам. Участвуя в Олимпийском движении, женщины продемонстрировали огромный потенциал и возможности. Достижения китайских спортсменок позволили увеличить количество женщин, вовлеченных в спорт, и сегодня 30% женского населения относятся к "спортивному населению".

В 90-х гг. с развитием рыночной экономики старая система, при которой спорт получил распространение, постепенно уступила место новой, более сильной системе, зависящей от общества и служащей людям.

Все виды спортивных ассоциаций на разных уровнях играют важную роль в организации занятий спортом. С развитием спортивного рынка семьи и отдельные лица делают инвестиции в спорт и расходы на спорт растут как за счет благотворительности, так и за счет сферы потребления.

Функции, организационные формы, деятельность и ее содержание принимают новые формы.

2.2. Участие в олимпийском движении содействует развитию китайского спорта в соответствии с динамикой международного массового спорта. Вступление в олимпийскую семью обусловило рост спортивного мастерства в стране, возможность гармоничного перерастания массового спорта в профессиональный. Последний, в свою очередь, может влиять на массовый спорт.

С 90-х гг., многое узнав об олимпийском движении, всё больше людей поняли, что массовый спорт - важная составляющая олимпийского движения. Это и определило его содержание.

Олимпийское движение вдохновляет всех людей, особенно молодых, на занятия спортом. Основатель современных Олимпийских игр, французский просветитель Кубертен, выдвинув лозунг "Спорт для всех", рассматривал массовый спорт как основу Олимпийского движения. олимпийское движение наших дней оказывает фундаментальное влияние на развитие сегодняшнего массового спорта. Популярность олимпийского движения наряду с реализацией олимпийского идеала - главная составляющая олимпийского движения, и оно не может быть отделено от массового спорта.

Исследуя развитие спорта в Китае, бывший президент МОК Х.А. Самаранч в мае 1993 г. подчеркнул, что "мы находимся в золотом веке спорта.

МОК будет организатором как атлетического спорта, так и массового спорта и спортивной культуры". Он был инициатором велосипедной гонки среди жителей ста городов Китая. В 1995 г. свыше одного миллиона человек из 107 городов принимали участие в этой гонке. С тех пор гонка проходит каждый год, и ее масштаб несравним с гонками в других странах. Китай помимо участия в Олимпийских играх участвует и в других олимпийских состязаний. С 90-х гг. представители Китая были участниками всех конференций, посвященных массовому спорту, и приобрели более глубокое знание развития международного массового спорта.

Вдохновленные социальной реформой и реформами в области спорта, под влиянием международного массового спорта управление по делам спорта Китая рассмотрело проект программы национального "строительства тела" (программы бодибилдинга).

В июне 1995 г. Государственный Совет впервые опубликовал программу, выдвинув новые требования, касающиеся целей, задач и мер, направленных на развитие массового спорта с целью повышения уровня физической подготовленности и здоровья китайской нации. Программа, выдвинутая государством, нашла поддержку у общества. Она ставит массовый спорт Китая на один уровень с международным массовым спортом, являя собой новую фазу в развитии массового спорта Китая. Субъектом национальной программы бодибилдинга является народ, особенно молодежь и дети. Она мобилизует и организует массы на участие в разных видах спорта, тем самым повышая общее качество нации. Цель программы - превратить спорт в своего рода социальную деятельность, участвуя в которой каждый получит удовольствие и почувствует ответственность. Для осуществления этой программы Государственное управление по делам спорта Китая внесло дополнения, касающиеся вопроса массового спорта. Согласно этим дополнениям каждый должен по крайней мере один раз в день заниматься каким-либо видом спорта, знать больше двух способов улучшения своего здоровья, каждый год проходить медицинский осмотр. Что касается организации физической культуры в школе, то каждый учащийся обязан занимать спортом один час в день, а школы должны устраивать минимум две экскурсии в год и проводить медицинский осмотр учащихся каждый год.

Эта программа сразу нашла отклик у китайского народа. В разных городах прошли спортивные мероприятия и соревнования, такие как забег, на длинную дистанцию, соревнования по плаванию, аэробике, крикету, по деревенским видам спорта, по скалолазанию. В этих соревнованиях принимали участие миллионы людей, привлеченные тем, что спорт может улучшить здоровье. По сути, это было начало II кампании массового спорта в Китае с такими последствиями:

2.2.1 Увеличение числа людей, вовлеченных в спорт. С июля 1995 г., когда появилась программа, и до конца 2000 г. проект получил свою завершенность. За 5 лет увеличилось количество спортсменов в спорте. В 2000 г. число занимающихся спортом достигло 18,3% (на 2,8%) больше по сравнению с 1996 г.).

Включая детей 7- 15 лет и военнослужащих, общее число занимающихся спортом в Китае составило 33,9%, что на 2,5% выше по сравнению с 1996 г. (31,4%). Это превысило средний показатель других развивающихся стран.

2.2.2. Возрастание инвестиций в сфере массового спорта. Помимо государственных ассигнований источником финансирования стала спортивная лотерея. 60 % дохода от нее идет на массовый спорт, на улучшение спортивного оборудования и сооружений.

2.2.3. Улучшение сети спортивных структур массового спорта. Была создана управленческая структура, нечто среднее между государственным и негосударственным учреждением. В 2000 г. по всей стране насчитывалось 137 269 спортивно-тренировочных центров, в три раза больше, чем в 1996 г.

2.2.4. Развитие индустрии массового спорта. В 1996 г. только 33,2 % всего населения Китая расходовало в среднем 100 йен на спорт. В 1998 г. в Китае общий расход на спорт поднялся до 140 биллионов йен (100 йен на человека).

2.2.5. Рост научного уровня массового спорта. С разработкой и осуществлением программы бодибилдинга научный уровень массового спорта в Китае значительно вырос.

В 1999 г. 92% школ соответствовали национальному спортивному стандарту, что на 3% выше, чем в 1994 г. Процент учащихся, сдавших нормативы, вырос с 89 до 92% в 1994 г. С целью улучшения тренировочного процесса, Государственное управление по делам спорта Китая привлекло экспертов и издало три книги: "Руководство по тренингу", "Учебник" и "Справочник".

Одновременно Государственный Совет по делам спорта был инициатором повышения технического уровня подготовки инструкторов по спорту. Согласно Национальной программе бодибилдинга развитие массового спорта делится на два этапа: с 1995 по 2000 г. и с 2001 по 2010 г.

Первый этап - исследование современного состояния массового спорта, уровень которогоявляется самым высоким со времени образования Республики Китай.

Совет по делам спорта определил стандарт физических показателей на научной основе.

Национальный Центр по исследованию физического развития был основан в мае 1997г.,и начала свою работу сеть исследовательских центров.

3. Разрешение на проведение Олимпиады-2008 как фактор развития массового спорта в Китае. 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г. Услышав эту новость, город ликовал. Впервые Олимпийские игры будут проводиться в Китае, население которого составляет 1/5 населения мира. Олимпийский дух будут царить в Китае.

Это благоприятная возможность для дальнейшего развития массового спорта Китая в новом тысячелетии. Любовь китайского народа к спорту вспыхнет с новой силой с огнем Олимпиады, и Олимпийские игры 2008 г. станут новым этапом в истории массового спорта Китая.

Подавая заявку на право проведения Олимпиады, китайцы провели различные массовые спортивные мероприятия в поддержку Олимпийских игр. В заявлении - заявке, указывалась главная идея соревнований - "Спорт стимулирует личностное вдохновение". Этим подчеркивалось, что участие в спорте влияет на гармоничное развитие личности и общества в целом и что массовый спорт и вся связанная с ним деятельность достигнут пика в своем развитии в 2007 г.

В настоящее время Пекин много работает, чтобы реализовать свои обещания. Разработаны различные планы: "План мероприятий во время Олимпиады в Пекине", "План мероприятий для молодёжи", "План мероприятий для женщин", "План олимпийских мероприятий и массового спорта".

С 13 июня по 13 июля 2003 г. Организационный Комитет Пекина организует первый олимпийский фестиваль культуры, главным компонентом которого будут красочные массовые выступления.

29 марта 2003 г. в Пекине в забеге на длинную дистанцию участвовало рекордное количество спортсменов за последние 40 лет: свыше 10 тыс. человек приняло участие в забеге, причем самому старшему было 92 года, а самому младшему 7 лет.

Олимпийское движение отличается от спорта как такового тем, что пронизано идеями олимпизма, реализует святые идеалы человеческого общества. Цель его - помогать гармоничному развитию человека через спорт, образование и культуру, чтобы создать мир, который будет уважать человеческое достоинство во имя мира на земле. В этом состоит историческая миссия олимпийского движения, его ценность равнозначна образованию и культуре, отвечающим за процесс человеческого общества.

Оглядываясь на взаимосвязанную историю олимпийского движения и массового спорта в Китае, мы обнаруживаем, что, несмотря на то что оно возникло на западе и лишь затем появилось в Китае, олимпийское движение, претерпев определенные противоречия и слияние с традиционными видами спорта Китая, тем самым обогатило массовый спорт страны и приобрело популярность у народа.

Заслуга массового спорта также и в тех успехах, которые произошли в стране в области национальной экономики и жизни общества. Более того, спорт Нового Китая зародился из динамического массового спорта, который заложил прочный фундамент для интенсивного развития олимпийского движения в стране. После вступления Китая в олимпийскую семью массовый спорт в стране вступил в новую фазу своего развития. Выдающиеся достижения китайских спортсменов на Олимпийских играх вдохновили национальный дух и послужили стимулом для дальнейшего всестороннего развития спорта в стране.

Беспрецедентный энтузиазм в спорте отмечается в Китае. В то же самое время активное участие в различных областях олимпийского движения также способствовало развитию спорта наряду с международным массовым спортом.

Принятие Программы национального бодибилдинга вовлекло Китай в поток международного массового спорта и как результат этого - увеличение числа занимающихся спортом, увеличение вложений в массовый спорт, постоянный рост количества спортивных организаций, стремительно развивающееся предпринимательство в спорте и повышение научного уровня в массовом спорте.

Завоевание права на проведение в стране Олимпийских игр в 2008 г. способствует дальнейшему развитию массового спорта в Китае.

Под влиянием народного олимпизма изменится и ценность массового спорта. Из простых физкультурных занятий массовый спорт превратится в незаменимую культурную и образовательную систему, цель которой - не только физическое, но и духовное изменение человека, а в итоге - построение более совершенного мира. И свой вклад в это внесет Китай и Олимпийские игры в Пекине.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях Китая, Японии и Кореи

Общеобразовательная школа и сравнительная педагогика прошли многоуровневый исторический путь своего развития. На протяжении XIX-XX вв. сравнительная педагогика развивалась в условиях роста интернациональной направленности педагогических идей и школьных реформ. В современных условиях во всех странах мира модернизация образования переживает пору расцвета.

На основании изученных нами исследований, проводимых Корейским институтом образования по проблемам содержания школьного образования в США, Канаде, Австралии, Китае, Японии, мы определили конструктивную модель оптимизации отечественной системы образования. Изучение зарубежной педагогики позволяет оценить характер взаимоотношений общества и государства в области образования, социализации детей и подростков, сохранения их здоровья и воспитания духовности. Инновационные разработки в зарубежной теории и практике обучения охватывают поиски в одной из основных областей педагогики - построении учебного процесса, технологии проектирования образовательных программ и их реализации. Педагогов всех стран объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к главному инструменту образования - учебному процессу. Отечественная педагогика осмысливает и осваивает принципы школьного образования, выработанные в мировой теории и практике обучения. Школьная практика испытывает огромную потребность в приливе свежих идей, и в то же время дидактические поиски мировой педагогики остаются малоизвестными даже для специалистов, а педагоги-практики обычно сталкиваются с фрагментарной информацией о зарубежных педагогических нововведениях.

Изучение зарубежного опыта по определению сущности и обоснованию целевых установок, содержания физического воспитания, технологии реализации образовательных задач дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли в сфере физической культуры разных стран. Общество в целом позволяет понять роль физкультурного образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Познание зарубежной социально-педагогической мысли о физическом, духовном и нравственном в человеке способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств учителей школы.

физический воспитание образовательный

Таблица 1. Сущность и направленность модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Развитие физической подготовленности

Физкультурное образование через телесное развитие человека

Развитие физической силы

Прикладная направленность, сосредоточенная на развитии физической силы

Спортивная направленность

Воспитание спортсмена

Направленность на развитие личности человека

Социальное и психоэмоциональное развитие человека

Развитие двигательных навыков

Физический тренинг в упражнениях по формированию двигательных навыков

Индивидуальное физкультурное образование

Индивидуализация в решении задач физкультурного образования и достижении цели обучения и тренировки

При всей специфичности физкультурного образования Японии, Республики Корея, Китая в нем отражены общие подходы к управлению, содержанию, формам, методам физического воспитания и физической активности школьников. В настоящее время в этих странах физическая культура и спорт рассматриваются как важная составная часть общей культуры общества, как одна из сфер человеческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических качеств и духовных ценностей человека. В этой связи исключительную актуальность представляет сопоставление содержания физического воспитания учащихся разных стран в основном звене - общеобразовательной школе, где закладываются основы пожизненной физической культуры личности и здорового стиля жизни человека.

Однако сравнительные исследования по проблеме развития физического воспитания в общеобразовательной школе (пересмотр целевых установок и задач, идеи и принципы оптимизации содержания, интенсификации технологии педагогического процесса, педагогика сотрудничества в звене «учитель-ученик»; управление качеством образовательного процесса, методическое обеспечение процесса физического воспитания; материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной активности учащихся, социально-правовая поддержка), проводимые учеными разных стран, во многих случаях ограничивались констатацией содержания руководящих документов, описанием национальных учебных планов, трактовкой отдельных положений образовательных программ, при этом не исследуя качественных параметров эффективности их реализации.

Таким образом, проблема состоит в противоречии между процессом интеграции школьного образования (как условия экономической кооперации и социальной стабильности) в Республике Корея и отсутствием результатов научного анализа структурно-содержательного построения учебных планов и программ физического воспитания школьников передовых стран Азии, имеющих достаточно богатый опыт в развитии системы образования.

Сравнительный анализ содержания физического воспитания школьников этих трех стран позволяет сопоставить их педагогические идеи, заложенные в ныне действующих программах развития общеобразовательной школы. Изучение педагогического опыта стран Азии, других стран мира поможет формированию открытого социально-педагогического мышления, при котором осваивается целесообразное в школьном образовании.

Разрешение задач нашего исследования позволит определить сущность целевых установок и нормы физкультурного образования школьников стран Азии и на этой основе оптимизировать современный национальный учебный план Кореи и обозначить контуры образовательных программ будущего.

Модели учебных планов по физическому воспитанию представлены в табл. 1.

Поиск особенностей развития системы школьного образования определил необходимость выделения видов и этапов непрерывного образования в различных странах мира с последующим сравнительным исследованием содержания физического воспитания школьников в рамках международных проектов по модернизации общего среднего образования.

Динамика развития учебных планов в Республике Корея за период с 1955 г. по настоящее время выглядит следующим образом.

Первый национальный учебный план (1955-1963) по физическому воспитанию включал 5 разделов: 1) цели здоровья и физического воспитания, 2) обучение технологии сохранения здоровья и физического воспитания, 3) методика преподавания, 4) цели средней школы по физическому воспитанию учащихся, 5) содержание физкультурного образования учащихся (отдельно для каждого класса). В своей основе они сохранились и в структуре последующих шести Национальных учебных планов. Значимость первого учебного плана Республики Корея исключительно велика - он впервые ввел физическое воспитание в ранг самостоятельного школьного учебного предмета, кроме того, это был первый национальный учебный план, разработанный непосредственно корейскими учеными и специалистами в области образования Республики Корея.

Второй национальный учебный план (1964-1973) Республики Корея был построен на идеях подготовки граждан к борьбе против коммунизма, защите демократических завоеваний и независимости страны, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и высоких идеалов нравственного сознания средствами физической активности и спортивной деятельности.

Третий национальный учебный план (1974-1981) отражал, представленные в Уставе национального образования дух творческого потенциала, идеи сотрудничества, моральных ценностей и независимости нации через систему развития физических сил, укрепления психологического здоровья учащихся.

Четвертый национальный учебный план (1982-1987) сосредоточил свои приоритеты на устранении недостатков, имеющих место в первых трех планах: усложненное содержание, пренебрежение дифференциацией общего и регионального содержания в образовании, размытость границ конечного результата. Он был спроектирован на принципе оптимизации условий и уровня использования содержания образования и отражал концепцию интенсивного социального развития страны. Сосредоточенный на развитии личности ученика, четвертый учебный план выделял принцип взаимодействия учебного материала, принцип гуманизации и творческого потенциала, развития интеллекта и технологии формирования морально здоровых людей, стремящихся к социальному сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Пятый национальный учебный план (1988-1994) спроектировал технологию воспитания творческих и морально здоровых граждан, которые смогли бы сохранить ведущие роли в социуме 21 - го века. Он был ориентирован на будущее, способное подготовить Республику Корея к государству всеобщего благоденствия и способного воссоединиться с Северной Кореей. Основная практическая идея плана предусматривала концепцию физкультурного образования учащихся.

Шестой национальный учебный план (1995-1999) предусматривал фундаментальные изменения и внедрение педагогических новшеств в содержательной части своего развития: качество, децентрализация физкультурного образования в интересах формирования здоровых, инициативных и морально устойчивых граждан Кореи, способных сохранять психологическую надежность в любой сфере деятельности, противостоять негативным явлениям и сформировать культуру двигательной активности.

Седьмой Национальный учебный план (2000 - настоящее время) отражает современные повышенные требования к образованию, предусматривая базовый вариативный и компоненты образования учащихся школы. Он включает в себя содержание учебных предметов, дополняющие их элементы по организации учебно-воспитательного процесса в школе и содержание внеучебной деятельности школьников и педагогов. Физическое воспитание определено как комплексный школьный предмет обучения и социального воспитания, содержащий функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на усовершенствование качества жизни человека.

Корейский учебный план - типичный пример централизованного национального учебного плана. Министерство образования Республики Корея планирует, исследует эффективность, координирует образовательные процессы. Оно имеет право определить стандарты образования, принципы построения и реализации учебных планов, структуру и содержание системы оценки. Управленческие структуры образования регионов имеют право решать детальные задачи, предусмотренные принципами центрального управления и обусловленные условиями конкретного региона. Управление реализацией учебного плана осуществляется конкретной школой.

Система образования в Республике Корея строится по модели 6-3-3-4: начальная школа (1-6-е классы), младшая средняя школа (7-9-е классы), старшая средняя школа (10-12-е классы), колледж с двухгодичным курсом обучения, профессиональный колледж и университет.

Основной учебный план для начальной школы предусматривает физическое воспитание как часть школьного образования учебный предмет, содержит, в своей сущности, внутреннюю и внешнюю ценности развития человека: укрепление здоровья и социализация детей и подростков, развитие гармонии тела, духа и интеллекта каждого ученика. Образно цель физического воспитания можно выразить следующим образом: 1) «для физического», 2) «о физическом», 3) «через физическое».

Первое, формирование у учащихся потребностей в двигательной активности (спортивной деятельности, танцах, играх) и приобретение соответствующих навыков в интересах укрепления физического и психического здоровья.

Второе, приобретение знаний по философии, истории, физиологии, социологии, психологии физической активности, спорта, танца, игры, что позволяет творчески оценивать роль физической культуры в жизни человека и строить свой физический потенциал на научной основе.

Третье, формирование духовно-нравственного потенциала и эмоционально положительных межличностных отношений.

Седьмой Национальный учебный план физического воспитания учащихся объединил систему целевых установок каждой ступени школьного образования, создав систему непрерывного физкультурного образования школьников (табл. 2).

Таблица 2. Общие и социальные цели, отражённые в седьмом Национальном учебном плане Республики Корея

Япония. Общие цели физического воспитания учащихся японских школ на каждом образовательном уровне конкретизируются по схеме: начальная школа 1-2-е классы, 3-4-е классы, 5-6-е классы, средняя школа - общая цель - цель по каждому разделу (физическому воспитанию и здоровью). Сущность целевых установок по уровням школьного образования представлена в табл. 3.

Таблица 3. Цели физического воспитания школьников Японии

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей.
  • 2. Формирование спортивного опыта на основе знаний о здоровье человека, его безопасности, физической и умственной деятельности.
  • 3. Культивирование здорового стиля жизни человека.

Младшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и двигательных способностей.
  • 2. Ознакомление и тренировка по выбранным видам спорта, оздоровительным программам.
  • 3. Физкультурно-спортивная тренировка и адаптивная физическая активность.
  • 4. Формирование навыков здорового стиля жизни.

Старшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей наслаждаться результатами двигательной активности.
  • 2. Формирование знаний о здоровье, физической безопасности жизнедеятельности, содержании физических упражнений и методики самостоятельного их применения.
  • 3. Формирование имиджа сильного человека.

Таблица 4. Общие цели физического воспитания учащихся школ Китая

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Формирование элементарных знаний о физическом воспитании, гигиене и здоровье человека.
  • 2. Совершенствование навыков двигательной активности в условиях спортивной деятельности.
  • 3. Совершенствование физического развития, закрепление привычек гигиены, воспитание дисциплинированности, товарищества, смелости, карьерного роста.

Младшие средние школы

  • 1. Помочь учащимся приобретать знания о физическом воспитании и об укреплении здоровья.
  • 2. Оказать помощь в совершенствовании навыков спортивной борьбы в условиях состязаний.
  • 3. Формировать навыки самостоятельной физической тренировки.
  • 4. Воспитание коллективизма, смелости, решительности, духа карьерного роста.

Таблица 5. Содержание занятий по физической культуре школьников

Ступени образования

Интегральный курс общей физической подготовки

ФК / гигиена - здоровье. Основные общеразвивающие упражнения, игры, ритмика, танцы

Основные общеразвивающие упражнения, игры

Гимнастика, игры, оздоровительные упражнения, экспрессия

Лёгкая атлетика, гимнастика, игры с мячом, традиционные виды спорта, ритмика и танец, силовые упражнен

Общеразвивающие упражнения, спортивная гимнастика, плавание, оздоровительные упражнения.

Гимнастика, лёгкая атлетика, силовые упражнения, оздоровительные упражнения

Атлетизм, упражнения на спортивных снарядах, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, экспрессия, здоровье.

Фотоистория Reuters, которая стала одной из самых удачных в 2016 году.

Китайская система подготовки, которую часто сравнивают с советской, была и остается одной из лучших в мире. В 2008-м Китай выиграл командный зачет на домашней Олимпиаде; китайские спортсмены не только сильны в традиционных видах – гимнастике, настольном теннисе, бадминтоне, прыжках в воду, но и заметно прибавили в гребле, легкой атлетике, боксе etc.

Еще 5-7 лет назад спортивные школы были забиты. Дети изнурительно тренировались по 2-3 раза в сутки, а наставники не обращали внимание ни на боль, ни на слезы учеников.

Но сейчас китайская спортивная система меняется. Один из популярных лозунгов – «счастливая гимнастика». Улыбки вместо страданий, ценность каждого ребенка как личности.

Спорт как дополнение к основному образованию . Хотя раньше, по сути, дрессировка в спортзале заменяла уроки. Никто не обращал внимание на оценки и не контролировал внеклассные задания; более того, ученики жили в школьных общежитиях и посвящали все свое время тренировкам.

Как же возникли перемены?

Во-первых, резко сократилась рождаемость: политика «одна семья – один ребенок» принесла желаемый демографический упадок. Во-вторых, рост юаня повлиял на благосостояние людей: чтобы выбиться в люди, теперь не обязательно обрекать ребенка на спортивные мучения; можно вложить деньги в его образование и даже отправить за границу. Тем более спортсмены после карьеры не так уж легко востребованы.

Многие спортшколы в новых реалиях или закрылись, или пересмотрели методику обучения. В 2010-м власти Китая даже ввели «Документ 23», который повысил стандарты образования и предоставил поддержку бывшим спортсменам.

За каждого ребенка тренеры борются и буквально заманивают в секции. Меняется и менталитет тренировок. Так, тренеры любительской школы Янпу (Шанхай) проводят агитации уже в детских садах и приглашают малышей на игровые гимнастические занятия.

Эти фотографии Reuters облетели весь мир еще летом, а текст Daily Mail иллюстрировал перемены в китайском спорте. Отличная история, которая стала одной из фотоудач года.

Девочки болеют друг за друга во время соревнований по гимнастике

Тренер помогает мальчику сделать правильный угол

А этой девочке заботливо вытирают слезы, когда у нее не получился сложный элемент. Раньше бы на ребенка просто наорали

Юные гимнастки бегут в душевые в перерыве между уроками

Девочка учится правильно тянуть ногу до планки

И стойка на руках – куда же без нее