Специальное олимпийское движение. Специальное олимпийское движение: цель, задачи и принципы, история возникновения и развития за рубежом и в России

РЕФЕРАТ

на тему:

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА»

Выполнила:

Научный руководитель:

Special Olympics - всемирное движение, занимающееся организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведением соревнований для лиц с нарушениями интеллекта. В Российской Федерации развитие Специального Олимпийского движения осуществляет Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Международное движение, развивающее адаптивный спорт для лиц с умственной отсталостью. Объединяет более 150 стран. Основательница движения Юнис Кеннеди Шрайвер в июне 1963 открыла в своем доме в Мэриленде (США) лагерь со специальной спортивной программой для людей с поражением интеллекта.

Первые международные игры С. О. прошли 19-20 июня 1968 в Чикаго (США). Около тысячи спортсменов состязались в легкой атлетике и плавании. Первые международные зимние игры С. О. состоялись в феврале 1977 в Стимбоут-Спрингз (США).

Важнейшим этапом в истории С. О. явилось подписание договора между президентом МОК Х. А. Самаранчем и основательницей движения Ю. Шрайвер в 1988. Согласно этому соглашению МОК официально признал движение С. О. и разрешил использовать слово олимпийский в названии Специальных Олимпийских игр.

В 1990 в СССР был создан "Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады". В декабре 1991 он преобразован в организацию "Специальная Олимпиада Евразии". В 1999 в Российской Федерации учреждается общественная благотворительная организация "Специальная Олимпиада России". Основная цель, заявленная в уставе организации, - содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью.

Специальное олимпийское движение: страницы истории

В июне 1963 года Юнис Кеннеди-Шрайвер, сестра Джона и Роберта Кеннеди, открыла в своем доме в Мэриленде летний дневной лагерь для детей и взрослых с нарушением интеллекта – для того чтобы изучить их способности к различным видам спорта и физкультуры.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более миллиона человек из 162 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «олимпийский».

Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 50 тысяч детей и взрослых. Работают около 50 местных отделений Специальной Олимпиады России.

Президентом Специальной Олимпиады России является Андрей Владимирович Павлов.

Спортсменов Специальной Олимпиады объединяет дух мужества, триумфа и радости, который не признаёт деления по национальности, политическим взглядам, полу, возрасту, расе или религии.

Благодаря спортивным тренировкам и соревнованиям Специальная Олимпиада оказывает положительное воздействие на многие стороны жизни спортсмена.

Научные исследования подтвердили пользу от участия в Специальной Олимпиаде:

Усиление уверенности в себе и улучшение социальных навыков.

Повышение готовности к устройству на работу.

Лучшая подготовка к самостоятельному проживанию.

Улучшение умения принимать личные решения.

Укрепление дружеских и семейных отношений.

Спортсмены-участники Специальной Олимпиады переносят эту пользу на свою повседневную жизнь дома, в школе, на работе и по месту проживания.

В Специальной Олимпиаде могут участвовать взрослые и дети восьми лет и старше, страдающие умственной отсталостью. Все тренировки и соревнования для спортсменов-участников проводятся бесплатно.

По соглашению между Специальной Олимпиадой и Международным олимпийским комитетом (МОК) Специальная Олимпиада получила право называться «Олимпиадой».

«...принимая во внимание усилия «Спешэл олимпикс интернэшнл», способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признаёт Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования «Олимпиада»...

Ядро программы Специальной Олимпиады составляет тренировка. Специальная Олимпиада даёт возможность спортсменам тренироваться круглый год под руководством дипломированных тренеров Специальной Олимпиады.

Специальная Олимпиада тратит значительные ресурсы на образование тренеров, организовывая национальные и международные семинары по подготовке, выпуская руководства по спортивным навыкам и видеоматериалы для тренеров.

Соревнование на всех уровнях спортивных возможностей

Специальная Олимпиада позволяет спортсменам с любыми спортивными возможностями состязаться на играх Специальной Олимпиады на справедливом и требующем напряжения уровне, причём у всех спортсменов имеется разумный шанс на победу.

Уникальную особенность Специальной Олимпиады составляет система классификации, применяемая ею на всех соревнованиях и играх.

Классификация - это процесс, в ходе которого спортсмены или команды зачисляются в группы, в которых они соревнуются с другими лицами или командами примерно того же возраста и способностей.

В центре внимания - спортсмен

Спортсмены всегда находятся в центре внимания Специального олимпийского движения. Специальная Олимпиада работает над созданием для спортсменов возможности добиться успеха на спортивном поле и за его пределами и стать катализатором общественных перемен. Спортсмены Специальной Олимпиады не только тренируются и выступают на спортивных состязаниях, они также являются тренерами, судьями, выступают с речами, являются членами советов директоров, дают интервью прессе и занимают различные должности.

Специальная Олимпиада затрагивает жизни миллионов родных и близких участников, давая им поддержку, надежду, признание и вдохновение. В то же время внутри самого движения родные и близкие участников пользуются признанием и уважением как сильные голоса, звучащие в защиту людей с умственной отсталостью.

Добровольные помощники - движущая сила

Движущей силой Специального Олимпийского движения являются его добровольные помощники. Сотни тысяч людей из всех слоев общества добровольно отдают своё время, тренируя спортсменов, организуя мероприятия, собирая средства и делая множество других дел.

Специальная Олимпиада организована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это движение охватило весь мир. Дети и взрослые с различными заболеваниями и проблемами активно участвуют во всех странах Земного шара.

Ежегодно для руководителей специальных школ и учителей физкультуры проходят областные семинары по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах VIII вида». Участники семинаров обсуждают проблемы в организации спортивной работы, успехи и достижения учащихся в различных видах спорта, ставят цели и строят планы для дальнейшего внедрения других видов спорта. Основная проблема – это недостаточное количество спортивного инвентаря, конечно же, материальная база и нашей школы-интерната оставляет желать лучшего. Хотелось бы принимать участие в соревнованиях по плаванию, конькам, но, к сожалению, для этого нет в школе средств.

Будьте добрыми, сердечными, любите детей за то, что они есть и такими, какие они есть!

В настоящее время вопросам физического воспитания и спорта инвалидов в Российской Федерации уделяется особое внимание. Проводятся соревнования на местах, сборные команды городов и областей участвуют в чемпионатах и первенствах страны, национальные сборные защищают спортивную честь России на чемпионатах Европы, мира, Паралимшйских, Сурдоолимпийских и Специальных олимпийских играх.

С 198I года инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата участвуют в таких соревнованиях. К этой группе относятся инвалиды с ампутационными и врожденными дефектами конечностей, инвалиды с последствиями травм и заболеваний спинного мозга («спинальники»), инвалиды с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича (с сохранным интеллектом).

Занятия физическими упражнениями во всех этих случаях необходимы. Они обеспечивают укрепление организма, содействуют расширению двигательных возможностей инвалидов, способствуя их бытовой, трудовой, социальной реабилитации. Элементы спорта следует использовать и в занятиях с оздоровительной направленностью. При отсутствии противопоказаний рекомендуются регулярные спортивные тренировки, расширяющие круг общения и интересов инвалидов, что содействует социальной реабилитации. До начала занятий с инвалидами, имеющими поражения опорно-двигательного аппарата, следует ознакомиться с индивидуальными показаниями и противопоказаниями к занятиям.

Многолетний опыт работы спортивно-медицинских комиссий на всероссийских и международных соревнованиях позволил разработать показания и противопоказания к допуску инвалидов к занятиям.

Абсолютными противопоказаниями к занятиям являются: -лихорадящие состояния, гнойные процессы в тканях, хронические заболевания в стадии обострения, инфекционные заболевания;

Сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь серд
ца, стенокардия, перенесенный инфаркт миокарда, инсульт, мио
кардиты любой этиологии, некомпенсированные пороки сердца,
нарушения режима сердца и проводимости, синусовая тахикардия с
ЧССболее ЮОул/мин.;

Легочная недостаточность (при уменьшении жизненной емко
сти легких на 50% и более от должного);

Угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная бо
лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к
кровотечениям);

Заболевания крови (в т.ч. анемия);

Последствия перенесенных черепно-мозговых травм со склон
ностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпи-
припадков;

Последствия перенесенного острого нарушения мозгового кро
вообращения и нарушений спин&чьного кровообращения (с лока
лизацией заболевания - миопатия, миастения);

Рассеянный склероз;

Злокачественные новообразования;

Желчнокаменная и мочекаменная болезни с частыми присту
пами, хроническая почечная недостаточность;

Хронический гепатит любой этиологии;

Близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне,
состояния после отслойки сетчатки, глаукома любой степени;

Сахарный диабет тяжелой формы, осложнения полиневритами;

Эпилепсия;

Остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков,
спондилолистезом, миелопатией, болевым синдромом вертеброба-
зилярной недостаточностью;

Психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниа
кальное состояние).

Инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, имеющие вышеперечисленные заболевания, должны заниматься физическими упражнениями, но в пределах лечебной физической культуры под контролем врача.

В практике очень часто наряду с ампутационными дефектами конечностей встречаются сопутствующие заболевания.

Задача тренеров и организаторов физкультурно-оздоровительного движения - правильно ориентировать занимающихся, исходя из их возможностей, чтобы не травмировать спортсменов и не привозить на соревнования, где их не пропустит врачебно-спортивная комиссия.

СОРЕВНОВАНИЯ И ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Повышенные требования к организму человека, функциональному состоянию всех его систем предъявляют участие в спортивных соревнованиях и спортивные тренировки. В связи с чем спорт инвалидов требует особого подхода и внимания.

В настоящее время увеличилось примерно втрое число российских спортсменов-инвалидов, участвующих в международных соревнованиях.

В паралимпийском движении участвуют спортсмены с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Не так давно (на Паралимлийских играх 1992 года в Испании) к ним присоединились спортсмены с нарушением интеллекта, но на последних Паралимпийских играх 2004 года спортсмены с нарушением интеллекта в них вновь не участвовали. Лля них в Швеции были проведены «Глобальные игры», поддержанные ООН.

Паралимпийская и сурдоолимпийская программы требуют от спортсменов регулярной системы тренировки, использования резервных возможностей организма, участия в соревнованиях различного ранга и высокого уровня спортивного мастерства (здесь присваиваются спортивные разряды).

В Специальной Олимпиаде применяется принцип деления участников на дивизионы в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности. В этом движении очень много подпрограмм: «Факельный пробег», «Объединенный спорт», «Семейные программы», «Спортсмен-лидер», «Программа тренировки двигательной активности*, «Здоровые атлеты».

Одним из главных рычагов развития спорта среди инвалидов является календарный план всероссийских физкультурно-оздоровительных мероприятий. Календарный план решает одновременно две задачи: развитие массовости и обеспечение успешного выступления сборных команд России на чемпионатах мира, Европы, Сур-доолимпийских и Паралимпийских играх.

Федерация спорта слепых развивает 11 видов спорта в том числе легкую атлетику, лыжные гонки, биатлон, дзюдо, плавание, спортивные игры (голбол, торбол), пауэрлифтинг, армспорт, шахматы, шашки.

Соревнования среди лиц с нарушением интеллекта по программе INAS-FID проводятся по легкой атлетике, футболу, плаванию, конному спорту, бадминтону и настольному теннису.

В программу Специальной Олимпиады входят более 20 видов спорта: летние - плавание, легкая атлетика, баскетбол, боулинг, волейбол, велоспорт, конный спорт, футбол, мини-футбол, гимнастика (спортивная и художественная), пауэрлифтинг, роликовые коньки, софтбол; зимние - горнолыжный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей на полу.

Показательные виды спорта - бадминтон, гандбол, гольф, теннис настольный, парусный спорт. Стоит вопрос о включении следующих видов спорта: гребля на каноэ, большой теннис, дзюдо.

В программе Специальной Олимпиады для обеспечения безопасности спортсменов запрещены: метания копья, молота, толкание ядра, тройной прыжок, прыжки с шестом, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, стрельба, фехтование, все виды единоборств, регби.

СОРЕВНОВАНИЯ И ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Правила спортивных соревнований среди инвалидов в России основываются на соответствующих международных правилах, иногда с небольшими поправками на специфику развития и традиции вида спорта у нас в стране.

Правила спортивных соревнований среди глухих спортсменов практически ничем не отличаются от обычных правил соревнований, за исключением того, что старт дается, например, флажком.

Правила соревнований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в большинстве видов спорта также существенно не отличаются от обычных правил. Это относится к легкой атлетике, бадминтону, плаванию, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, волейболу стоя, пауэрлифтингу и многим другим видам спорта. В то же время в правилах соревнований для лиц с нарушениями ОДА по волейболу сидя есть ряд специфических требований: нельзя, например, отрываться от пола, не считается ошибкой касание сетки и т.д.

Правила игры в футбол для инвалидов с заболеванием церебральным параличом в большей степени отличаются от общих футбольных правил. Играют они на уменьшенном поле, составом 7x7 человек.

Правила соревнований по баскетболу на колясках имеют еще большие отличия от общепринятых правил относительно количества игроков, размеров площадки.

Отличия правил соревнований для слабовидящих и слепых спортсменов являются более значительными. В беговых видах легкой атлетики и лыжных гонках они предусматривают лидера, судейство проходит с хлопком или свистком и т.д.

В Специальной Олимпиаде правила нацелены прежде всего на безопасность спортсменов и соответствуют правилам видов спорта. Если же они различаются по каким-либо вопросам, преимущество - за правилами Специальной Олимпиады.

Характерным отличием правил соревнований по паралимпийс-кой программе является то, что непосредственно на соревнованиях они должны пройти спортивно-медицинскую классификационную комиссию по степени поражения опорно-двигательного аппарата, определяемую специальным квалифицированным жюри. Это необходимо для создания равных стартовых условий борьбы, без чего соревнования теряют всякий смысл.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА УЧАСТИЕ СПОРТСМЕНА В СОРЕВНОВАНИЯХ

Спортсмен имеет право принимать участие в соревнованиях, если соответствует критериям допуска: является инвалидом (справка медико-социальной экспертизы - МСЭ) или имеет нарушения интеллекта (документ, подтверждающий диагноз). Также необходим допуск врача после прохождения медицинского осмотра во врачебно-физкультурном диспансере (заверенную заявку). Необходим документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении + справка с фотографией), карточка участника, страховка от несчастных случаев жизни и здоровья.

Каждая из международных спортивных организаций совместно с Международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.

Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. Поэтому спортсмен на протяжении спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.

У каждого спортсмена на Паралимпийских играх проверяются классификационные документы, и те, кто нуждается в перекласси-фикации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты подтверждают имеющийся у спортсмена класс, либо присваивают ему новый.

Принятые в России критерии определения группы инвалидности (степени нетрудоспособности) невозможно применять для спортивной классификации, так как задачи, стоящие перед бюро медико-социальной экспертизы, и задачи спортивной классификации - разные.

Для участия инвалидов по зрению в соревнованиях действует медицинская спортивная классификация Международной спортивной ассоциации слепых (IBSA), предусматривающая для атлетов 3 спортивных класса. Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований зависит от вида спорта. Например, в борьбе дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу. Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения. Классификацию слепых и слабовидящих спортсменов проводят врачи-офтальмологи.

Критерии медицинской классификации IBSA:

Класс В1. Отсутствие светопроекции, или неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении. Спортсмены, выступающие в классе ВI, согласно принятым правилам IBSA, во время соревнований обязаны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.

Класс В2. От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2/60 (0,03), или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов.

Класс ВЗ. От остроты зрения выше 2/60, но ниже 6/60 (0,03- 0,1), и/или при концентрическом сужении поля зрения более 5, но менее 20 градусов.

Классификация проводится по лучшему глазу в условиях лучшей оптической коррекции. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.

Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще в детском возрасте, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т.д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.

Наиболее сложно определение функциональных классов у спортсменов, участвующих в соревнованиях по паралимпийским программам, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Особенно трудно классифицировать пловцов, т.к. здесь комбинируются условия потери конечностей, церебрального паралича (координации и ограничения подвижности), травм позвоночника (слабость или паралич, влияющие на конечности) и другие нарушения, имеющиеся у спортсменов.

Все обозначения классов в плавании начинаются с буквы S:

S1 - S10 - спортсмены с физическими поражениями;

Sll -S13 -спортсмены с нарушением зрения (BI, B2 и ВЗ);

S14 - спортсмены с нарушением интеллекта.

Обозначение S относится к классам в вольном стиле и баттерфляе. SB - к классам в брассе. Обозначение SM относится к классам в индивидуальном комбинированном плавании.

Порядок определения классов от максимального поражения (S1, SB1, SM1) до минимального (S10, SB10, SM10).

В любом классе в зависимости от состояния спортсмен может стартовать с тумбочки, либо из воды. Это учитывается при классификации спортсмена.

Организаторы Специальных Олимпиад верят, что соревнования между спортсменами с равными способностями являются наиболее эффективным средством оценки спортивного мастерства, измерения прогресса и повышения стимулов к личному росту.

Благодаря разделению на категории спортсмены/команды участвуют в соревновании со спортсменами/командами одного уровня способностей.

Спортсмены или команды распределяются по категориям в соответствии со следующими признаками:

1. По полу: муж/жен/совместно (в некоторых случаях)

2. По возрасту:

Индивидуальные виды спорта. Командные вида спорта.

8-Л лет; 15 лет и младше;

12-15лет; 16-21 год;

16-21 год; 22 года и старше.

30 лет и старше.

3. По способностям."

Информация, предшествующая соревнованиям. (Для предвари тельного разделения на категории используются баллы проверок спортивного мастерства или предварительные результаты).

Предварительные соревнования на местах проводятся с целью под тверждения/изменения категорий для основных соревнований.

Возрастные группы могут объединяться, а спортсмены могут на правляться в другие возрастные группы (открытая возрастная группа), если при этом возможно достижение одинакового уровня способностей.

При объединении возрастных групп в командных видах спорта Комиссия по разделению на категории должна обеспечить безо пасность младших команд, играющих в более взрослых группах.

Минимальное число спортсменов/команд в одном дивизионе - 3. Максимальное - 8.

Спортсмены, не участвующие с максимальной отдачей в предварительных/классификационных соревнованиях, дисквалифицируются и не допускаются к участию в остальных соревнованиях решением Комитета по спортивным правилам по конкретным видам спорта.

Тренеры должны проинструктировать спортсменов в отношении участия во всех предварительных/классификационных соревнованиях с максимальной отдачей.

ВИДЫ СПОРТА ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ


Плавание Атлетика Баскетбол Волейбол

Футбол Настольный теннис

Боулинг Бадминтон

Парусный спорт

Гонки на снегоступах

Горнолыжный спорт

Конькобежный спорт

Лыжные гонки

Сноуборд

Фигурное катание на коньках

Хоккей на полу

Бочче Пауэрлифтинг Гандбол Дзюдо Теннис

Соревнования на роликовых коньках

Конный спорт

Программа развития двигательной активности

Велоспорт Софтбол Гольф


ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – М.: Физическая культура и спорт, 2007. – 192 с.

2. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод. пособие] / С. И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Сов. спорт, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 90 с.

3. Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт): Учеб.-метод. пособие. - Уфа: Изд-во Вост. ун-та, 2004 (Тип. Изд-ва Вост. ун-та). - 63 с.

4. www.defes.lviv.ua/so_lviv_r.htm

5. www.specialolympics.org

Официальный сайт Специальной Олимпиады России: http://www.specialolympics.ru/
Официальный сайт Архангельского регионального отделения Специальной Олимпиады России: http://spolrussia29.ru/
e-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
Частный летний лагерь для людей с нарушениями интеллекта положил начало всемирному спортивному движению.

Специальная Олимпиада на протяжении вот уже более 43 лет меняет к лучшему жизнь инвалидов и отношение общества к ним.

Юнис Кеннеди Шрайвер открыла мир спорта для детей с нарушениями интеллекта на занятиях в летнем лагере, ставших прототипом соревнований Специальной Олимпиады.

В начале 1960-х гг. внимание Юнис Кеннеди Шрайвер привлекла проблема несправедливого отношения общества к людям с нарушениями интеллекта. В частности, для детей с особыми потребностями даже не строились отдельные площадки для игр. Юнис решила бороться с несправедливостью. Очень скоро она смогла найти способ реализовать свои убеждения на практике, организовав летний лагерь для детей и молодежи с нарушениями интеллекта.

Ее целью стало выяснить, могут ли (и если да, то в каком объеме) такие дети заниматься спортом и другими активными видами отдыха, и не заострять внимание на том, чего они делать не могут.

Ее идеи получили развитие и привели к появлению Специального Олимпийского движения во всем мире.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более трех миллионов человек из 180 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада».

… принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”…

Хуан Антонио Самаранч – Президент Международного Олимпийского комитета, 15 февраля 1988 г., Калгари, Канада, XV зимние Олимпийские Игры
Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 110 тысяч детей и взрослых. Работают около 60 местных отделений Специальной Олимпиады России.

История Специального Олимпийского движения в России
Февраль 1990 г.

В Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

Июнь 1990 г.

Прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях «Спешиал Олимпикс» дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами.

Апрель 1991 г.

В Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

Июнь 1991 г.

Делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

Декабрь 1991 г.

В связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

В Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

Март 1993 г.

В Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

Июль 1995 г.

В Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс». Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

Сентябрь 1999 г.

Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях. «Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

С 1 по 8 февраля в Торонто, прошли Шестые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры, которые ежедневно транслировались по всем телеканалам канадского телевидения! Более чем 1780 атлетов из 82 стран боролись за медали на этих Играх.

Новый миллениум открыл для нас Европейские Летние Специальные Олимпийские Игры, которые прошли с 27 мая по 4 июня в Гронингене, Нидерланды. 50 спецолимпийцев участвовали в соревнованиях по боулингу, баскетболу, гимнастике, плаванию, настольному теннису, футболу и конному спорту и завоевали 71 медаль, из которых было 35 золотых, 27 серебряных и 9 бронзовых!

В марте 2001 года, стартовали Седьмые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры в Анкоридже. 2000 атлетов из 100 стран. Россия представила на этих соревнованиях делегацию из 70 человек и завоевала немалое количество медалей.

Весной 2002 года, прошел Чемпионат России по мини-футболу в прекрасном городе Смоленск. В чемпионате участвовало 170 спортсменов из 17 территорий России: Ярославль, Смоленск, Вязьма, Свердловская область, Омская область, Республика Коми, Курганская, Воронежская, Архангельская, Псковская области, Республика Марий-Эл, Красноярский Край, Республика Удмуртия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калуга, Хабаровский край. В итоге чемпионата, прошла жеребьевка на Всемирные Летние Специальные Олимпийские Игры 2003 года в Дублине, по которой были отобраны: основной состав - спортсмены из Республики Удмуртия; запасной состав – спортсмены из Санкт-Петербурга. В конце сентября в Москве прошел прошел Европейский баскетбольный турнир Специальной Олимпиады. Соревнования столь высокого уровня состоялись в России впервые.

В июне прошли Летние Всемирные Игры Специальной Олимпиады в Дублине, Ирландия. Впервые в истории спецолимпийского движения, Летние Игры прошли за пределами Соединенных Штатов Америки. В основном составе делегации Российской Федерации было 104 человека из разных городов России, от Москвы до Омска.

При использовании материалов Официального сайта Специальной Олимпиады России: www.specialolympics.ru

Кроме Паралимпийских игр проводятся игры Специальной Олимпиады дня инвалидов, лиц с нарушением интеллекта и прочих адаптационных способностей. Международное движение объединяет более 180 стран.

Специальная Олимпиада - общественная организация, в которой отсутствуют гонорары и не продаются билеты на соревнования, ее финансирование осуществляется за счет добровольных взносов и пожертвований.

В соревнованиях выявляются индивидуальные возможности спортсменов, регламентируются их личные достижения, а медали отдельных стран не подсчитываются. Специальная Олимпиада предназначена для атлетов практически любого возраста (с 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей. Соревнования проводятся на всех уровнях, начиная от класса и школы, до Всемирных игр Специальной Олимпиады для детей и взрослых. Каждый участник в Специальной Олимпиаде может стать победителем.

С целью дифференциации спортсменов по уровням подготовленности проводятся предварительные соревнования (тестирование), по итогам которых участники соревнований делятся на дивизионы. Соревнования проводятся между спортсменами каждого дивизиона, что позволяет создать условия для спортивной борьбы по принципу «равный соревнуется с равным». Пьедестал для награждения рассчитан на 8 мест, по количеству участников соревнований в дивизионе. Спортсмены, занявшие с 8 по 4 места, награждаются лентами или значками, с 3 по 1 - медалями.

Основательница движения Юнис Кеннеди Шрайвер в июне 1963 г открыла в своем доме в Мэриленде лагерь со специальной спортивной программой для людей с нарушением интеллекта.

Первые международные игры Специальной Олимпиады прошли 19 и 20 июня 1968 п в Чикаго. В соревнованиях по легкой атлетике и плаванию приняли участие около 1000 спортсменов. Первые международные зимние игры Специальной Олимпиады состоялись в феврале 1977 г. в Стимбоут-Спрингз.

В феврале 1988 г. на XV Олимпийских зимних играх в Калгари Президент МОК Хуан Антонио Самаранч подписал договор с Юнис Кеннеди Шрайвер о праве использовать в названии движения «Олимпиада». Организация получила всемирное официальное признание. За заслуги в развитии данного движения и его гуманизм Юнис Кеннеди Шрайвер является единственной женщиной, чей профиль вычеканен на монете достоинством в 1 доллар США.

В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый Всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с людьми с умственной отсталостью по программе Специальной Олимпиады. На этом семинаре была создана всесоюзная общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре приняло участие более 300 человек: российские (АЛ. Дмитриев, В.М. Мозговой и др.) и американские (доктор Хиели и доктор Долан) ученые в области образования и физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физического воспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации Специальной Олимпиады.

В 1990 г проведены первые всесоюзные соревнования, где были отобраны спортсмены, принявшие в том же году участие в летних Европейских играх Специальной Олимпиады в Глазго (Шотландия). В соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу от СССР участвовали представители России, Азербайджана, Белоруссии и Узбекистана. Первый опыт участия в международных соревнованиях Специальной Олимпиады дал возможность понять принципы этого движения, познакомиться с его правилами.

В 1991 г. на базе Государственного центрального института физической культуры был проведен Всесоюзный семинар Специальной Олимпиады, в кагором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Александр Балашов, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские игры. Они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех союзных республик. В июне 1991 г. делегация Советского Союза, состоящая из 113 человек, приняла участие в летних Всемирных Специальных Олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису и гандболу. Уровень физического развития и физической подготовленности лиц с умственной отсталостью, вовлеченных в программу Специальной Олимпиады, колеблется от самого низкого до среднего. Представители Советского Союза, участники Всемирных Специальных олимпийских игр имели довольно высокий уровень физической подготовленности.

В декабре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады» был ликвидирован и на его основе создана общественная организация «Специальная олимпиада Евразии». Цель ее создания - помощь в организации самостоятельных национальных программ Специальной Олимпиады в 12 странах на территории бывшего СССР.

В 1992 г. в Петрозаводске (Россия) прошли первые зимние Специальные олимпийские игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

В марте 1993 п в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных олимпийских играх по лыжным гонкам, горнолыжному спорту, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных олимпийских играх участвовали самостоятельные команды России, Азербайджана, Цгузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана и Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в объединенной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации Специальной Олимпиады.

В 1997 г. в Торонто (Канада) в зимних Всемирных Специальных олимпийских играх участвовали спортсмены из России и семи других стран СНГ.

В настоящее время во всех странах ближнего зарубежья работают самостоятельные организации Специальной Олимпиады, которые организуют круглогодичные тренировки и проводят национальные Специальные олимпийские игры и соревнования. Каждые два года спортсмены принимают участие во Всемирных летних или зимних играх Специальной Олимпиады. Специалисты и тренеры ежегодно участвуют в региональных семинарах Специальной Олимпиады.

В 1999 п в Российской Федерации учреждается общественная общероссийская благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России». Основная цель, заявленная в Уставе организации - содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью. Президентом Специальной Олимпиады России был избран Андрей Владимирович Павлов, занимавший этот пост до мая 2016 г. Новым президентом и председателем Правления Специальной Олимпиады России стал Смирнов Юрий Валентинович, кандидат технических наук, доктор философии, академик Международной академии минеральных ресурсов, председатель общественной палаты Ивановской области. Он обладал значительным опытом руководящей работы, в том числе, в Совете Федерации и был награжден большим количеством правительственных наград.

На конец 2016 г. в движении Специальной Олимпиады России участвуют около 120 тысяч детей и взрослых. Работают 63 юридически зарегистрированных территориальных отделений Специальной Олимпиады России.

Девиз участников Специальной Олимпиады: «Позвольте мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!»

Специальная Олимпиада - самое распространенное спортивное движение такого рода. Оно является доступным, постоянно совершенствуется, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с нарушением интеллекта, имеющих разные способности, и предоставляет возможность любому, кто пожелает, найти свой интерес в этом движении.

Специалисты подбирают физические упражнения таким образом, чтобы предоставить возможность каждому человеку, имеющему нарушения интеллекта и прочих адаптационных способностей, начиная с пятилетнего возраста, участвовать в занятиях физической культурой и спортом, спортивных соревнованиях (с 8 лет) и получать от них пользу, независимо от уровня подготовленности, пола и возраста.

В Специальной Олимпиаде участникам предлагаются тренировки и соревнования более чем в 38 видах спорта. Кроме того, для лиц с глубокой умственной отсталостью, имеющих сопутствующие нарушения (например, детский церебральный паралич), предлагается программа тренировки двигательной активности (ПТДА), включающая специальный подбор физических упражнений и элементов из различных видов спорта.

Имеется также программа Объединенного спорта, в которой наряду с лицами с интеллектуальными нарушениями участвуют и здоровые спортсмены.

Программа «Спортсмен-Лидер» предполагает оказание помощи тренеру самими спортсменами при организации и проведении тренировок и соревнований.

По программе «Здоровые атлеты» во время проведения соревнований спортсмены проходят бесплатное обследование, получая заключение специалистов о состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему обследованию выявленных функциональных нарушений организма.

Программа «Факельный пробег» объединяет представителей силовых структур стран мира, принимающих участие в сопровождении факела с Олимпийским огнем, доставляемым ими к месту проведения Европейских или Всемирных игр Специальной Олимпиады.

Семейные программы Специальной Олимпиады предполагают активную под держку атлетов в плане тренировочной и соревновательной деятельности членами их семей. Это может проявляться в совместных занятиях, оказании всесторонней помощи спортсменам, тренерам и организаторам регулярных занятий и спортивномассовых мероприятий.

В целях безопасности спортсменов в Специальной Олимпиаде некоторые спортивные дисциплины запрещены. Например, в легкой атлетике запрещено метание копья и молота, прыжки с шестом, прыжки в воду, прыжки на батуте, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, все виды единоборств (кроме дзюдо), в том числе карате, регби, американский футбол, все виды стрельбы и фехтование.

Популярность движения Специальной Олимпиады в странах бывшего СССР объясняется тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с нарушением интеллекта. Активные занятия физической культурой и спортом по программам Специальной Олимпиады оказывают положительное влияние на деятельность основных систем организма, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяя, спортсменам адаптироваться к жизни в обществе.

Незаменимую роль в процессе социализации спортсменов с нарушением интеллекта играют правила и нормы, разработанные Специальным Олимпийским Комитетом и регулирующие участие в спортивной деятельности.

Правила поведения лиц с умственной отсталостью при занятиях спортом.

  • 1. Правила служат критерием поведения спортсмена: участник признает правила соревнований в качестве критерия не только для того, чтобы оправдать свое поведение, например участие в соревнованиях с целью победить, но также и для того, чтобы расценить поведение других. Например, если соперники не выполняют правила игры, то их победа не должна быть засчитана.
  • 2. Правила являются народными, социальными и всеобщими: данные характеристики помогают людям понимать складывающиеся ситуации. Участники спортивного мероприятия понимают друг друга, благодаря установленным правилам. Зрители тоже понимают, что происходит в каждом случае.
  • 3. Правила необходимо учить, чтобы знать не только правила проведения различных спортивных мероприятий, но и правила взаимоотношений.

Система правил налагает определенные обязанности на спортсмена с умственной отсталостью: каждый вид спорта имеет собственные правила, собственные требования к уровню подготовленности спортсмена, тренировочную программу и т.п.

Развитие различных форм спортивной активности лиц с умственной отсталостью требует тщательного ознакомления этих спортсменов с нормами и правилами, связанными с их участием в спорте. Спортивные организации для лиц с умственной отсталостью должны совершенствовать методы, с помощью которых лица с умственной отсталостью могут выучить правила.

Организация Специальной Олимпиады России благополучно развивается. Помимо роста числа участников и практикуемых видов спорта растет количество соревнований и увеличивается тренерский коллектив.

Количественные показатели переходят в качество: повышается уровень подготовленности атлетов, развиваются коммуникативные навыки, мышление, волевая сфера, что приводит их к успешной социализации и ощущению себя полноправными гражданами страны.

Со стороны общества формируется толерантное отношение к людям с проблемами интеллекта, понимание их, появляется желание оказывать им поддержку.

Частный летний лагерь для людей с нарушениями интеллекта положил начало всемирному спортивному движению.

Специальная Олимпиада на протяжении вот уже более 43 лет меняет к лучшему жизнь инвалидов и отношение общества к ним.

Юнис Кеннеди Шрайвер открыла мир спорта для детей с нарушениями интеллекта на занятиях в летнем лагере, ставших прототипом соревнований Специальной Олимпиады.

В начале 1960-х гг. внимание Юнис Кеннеди Шрайвер привлекла проблема несправедливого отношения общества к людям с нарушениями интеллекта. В частности, для детей с особыми потребностями даже не строились отдельные площадки для игр. Юнис решила бороться с несправедливостью. Очень скоро она смогла найти способ реализовать свои убеждения на практике, организовав летний лагерь для детей и молодежи с нарушениями интеллекта.

Ее целью стало выяснить, могут ли (и если да, то в каком объеме) такие дети заниматься спортом и другими активными видами отдыха, и не заострять внимание на том, чего они делать не могут.

Ее идеи получили развитие и привели к появлению Специального Олимпийского движения во всем мире.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более трех миллионов человек из 180 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада».

… принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”…

Хуан Антонио Самаранч - Президент Международного Олимпийского комитета, 15 февраля 1988 г., Калгари, Канада, XV зимние Олимпийские Игры

Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 110 тысяч детей и взрослых. Работают около 60 местных отделений Специальной Олимпиады России.

История Специального Олимпийского движения в России

Февраль 1990 г.

В Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

Июнь 1990 г.

Прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях «Спешиал Олимпикс» дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами.

Апрель 1991 г.

В Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

Июнь 1991 г.

Делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

Декабрь 1991 г.

В связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

1992 г.

В Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

Март 1993 г.

В Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

1994 г.

В Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

Июль 1995 г.

В Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс». Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

Сентябрь 1999 г.

Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях. «Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

1997 год.

С 1 по 8 февраля в Торонто, прошли Шестые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры, которые ежедневно транслировались по всем телеканалам канадского телевидения! Более чем 1780 атлетов из 82 стран боролись за медали на этих Играх.

2000 год.

Новый миллениум открыл для нас Европейские Летние Специальные Олимпийские Игры, которые прошли с 27 мая по 4 июня в Гронингене, Нидерланды. 50 спецолимпийцев участвовали в соревнованиях по боулингу, баскетболу, гимнастике, плаванию, настольному теннису, футболу и конному спорту и завоевали 71 медаль, из которых было 35 золотых, 27 серебряных и 9 бронзовых!

2001 год.

В марте 2001 года, стартовали Седьмые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры в Анкоридже. 2000 атлетов из 100 стран. Россия представила на этих соревнованиях делегацию из 70 человек и завоевала немалое количество медалей.

2002 год.

Весной 2002 года, прошел Чемпионат России по мини-футболу в прекрасном городе Смоленск. В чемпионате участвовало 170 спортсменов из 17 территорий России: Ярославль, Смоленск, Вязьма, Свердловская область, Омская область, Республика Коми, Курганская, Воронежская, Архангельская, Псковская области, Республика Марий-Эл, Красноярский Край, Республика Удмуртия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калуга, Хабаровский край. В итоге чемпионата, прошла жеребьевка на Всемирные Летние Специальные Олимпийские Игры 2003 года в Дублине, по которой были отобраны: основной состав - спортсмены из Республики Удмуртия; запасной состав – спортсмены из Санкт-Петербурга. В конце сентября в Москве прошел прошел Европейский баскетбольный турнир Специальной Олимпиады. Соревнования столь высокого уровня состоялись в России впервые.

2003 год.

В июне прошли Летние Всемирные Игры Специальной Олимпиады в Дублине, Ирландия. Впервые в истории спецолимпийского движения, Летние Игры прошли за пределами Соединенных Штатов Америки. В основном составе делегации Российской Федерации было 104 человека из разных городов России, от Москвы до Омска.

Основная задача движения - распространение в России принципов движения и привлечение как можно большого числа инвалидов с нарушенным интеллектом к занятиям спортом по программе SpecialOlympics. Здесь уверены, что регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают участникам приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество. Движение основывается на принципах автономии и этичного управления.

Специальная Олимпиада была основана сестрой Джона Кеннеди Юнис Кеннеди Шрайвер в 1968 году и к сегодняшнему дню объединяет более 3 млн человек из 160 стран мира. Летом 1963 года на участке за своим домом в штате Мэриленд Юнис Кеннеди открыла дневной лагерь для детей с нарушениями интеллекта, чтобы оценить их способности к различным видам спорта. Этот лагерь положил начало движению, которое стало называться Специальные Олимпийские игры, в рамках которых сейчас функционируют более чем 200 программ в 150 странах мира. В настоящее время движение охватывает почти 550 тысяч участников в США, 500 тыс - в Китае. Специальные Олимпийские игры - это некоммерческое предприятие, которое стало возможно благодаря помощи 700 тысяч добровольцев во всем мире. Именно они делают все, чтобы ни один из участников этих международных соревнований не остался без внимания.

Специальное Олимпийское движение возникло 40 лет назад по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер, сестры президента США Дж. Кеннеди. В 1957 году она возглавила фонд имени её брата, Джозефа Патрика Кеннеди-младшего. Фонд имеет две основные цели: найти защиту от умственной отсталости путем определения ее причин и улучшить способы обращения общества с гражданами, которые имеют ограниченные интеллектуальные возможности.

В феврале 1990 года в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «СпешиалОлимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза.

В семинаре принимали участие российские (А. А. Дмитриев, В. М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «СпешиалОлимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «СпешиалОлимпикс».



Весной 1991 года в Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «СпешиалОлимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, АлжанЖармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

В сентябре 1999 года Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» - единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях.

«Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» - распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.