Анатолий харлампиев. Официальное признание в ссср нового вида спортивной борьбы в одежде

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО .

Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.

Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова , которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.

Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.

Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Ученики называли мастера — «Непобедимый », глубоко уважали и любили своего учителя.

Помимо занятий боевыми искусствами Харлампиев занимался фехтованием и альпинизмом, что позволяло ему до преклонных лет поддерживать прекрасную физическую форму.

Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.

Итогом многолетних исследований и регулярной и интенсивной практики стало создание боевой системы САМБО которое включало в себя два раздела: спортивный раздел , который был основой стиля и боевой , включающий в себя дополнительные приемы, предназначенные для сотрудников силовых структур.

Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год , когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».

После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.

Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства .

Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.

Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

Позднее японцы присвоили мастеру самый почётный «подарок» – 8 дан по Дзюдо , который обычно не давали не гражданам Японии.

После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию САМБО.

Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО , в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева , а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.

Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО - это философия жизни , позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.

Философия САМБО – это философия победы .

Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.

Книги Харлампиева А.А:

  1. «Борьба самбо» (изд. 1956 г.)
  2. «Тактика борьбы самбо» (изд. 1958 г.)
  3. «Самозащита без оружия (Самбо)» — учебное пособие для работников милиции.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев – это человек, который внес огромный вклад в современные боевые искусства. Он активно исследовал боевые искусства и национальные виды борьбы разных народов СССР. Именно Анатолий Харлампиев стал одним из основателей известного ныне боевого искусства самбо.

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как “сияющий свет”. Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом. В книге Эдуарда Хруцкого “Этот неистовый русский”, рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.

Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами. Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь. Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его “благородным искусством самозащиты”.

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий “отец самбо” выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа. В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом. Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который “подкинул” ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и “загорелся”.

До сих пор, когда Харлампиева называют “отцом самбо”, в интернете разгораются жаркие споры по поводу его “отцовства”. Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим “локомотивом” развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу “Кудокан”, обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры. Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и “борцовки”, изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее “дедом”. Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы – монголы, китайцы. Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы. Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм “Непобедимый”, в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы. Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем. В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось – самбо – принципиально новая система.

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот “исход” показал, насколько самбо универсальная система. Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам. Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера. Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Скончался “отец самбо” в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.

Род Харлампиевых

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как "сияющий свет". Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом.

В книге Эдуарда Хруцкого "Этот неистовый русский", рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.

Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь.
Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его "благородным искусством самозащиты".

Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий "отец самбо" выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.

Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который "подкинул" ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и "загорелся".

Учителя

До сих пор, когда Харлампиева называют "отцом самбо", в интернете разгораются жаркие споры по поводу его "отцовства". Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим "локомотивом" развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу "Кудокан", обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.

Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и "борцовки", изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее "дедом". Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Перенимая навыки

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы.

Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы.

Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм "Непобедимый", в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

Открытая система

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.

В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.

Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.

Все для самбо

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот "исход" показал, насколько самбо универсальная система.

Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.

Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера.
Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней.
Скончался "отец самбо" в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Семья и ранние годы

Дед А. А. Харлампиева - Георгий Яковлевич Харлампиев - был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом . Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Будучи чрезвычайно сильным, он пальцами мог порвать монету в три копейки. Существует легенда, что его будущая жена однажды ехала на тройке и лошади понесли; катастрофа казалась неминуемой. Однако по той же улице гулял Георгий Яковлевич, который смог остановить тройку - так они и познакомились.

Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев - с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Через некоторое время он остался без средств и, чтобы продолжить учёбу, начал выступать на профессиональном европейском ринге . Вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы, в абсолютной категории. Вернувшись в Россию, по прошествии времени стал родоначальником российской, а затем и советской школы бокса.

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка . В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом.

Самбо

По мотивам этих путешествий А. А. Харлампиева в 1983-м году был снят фильм «Непобедимый ».

Уже будучи выдающимся мастером, Харлампиев изучал классическое дзюдо под руководством друга отца, Василия Сергеевича Ощепкова , который долго жил в Японии и тренировался в школе дзюдо Кодокан .

В 1938 году борьба самбо обрела официальный статус, и Харлампиев возглавил Федерацию самбо СССР, однако развитие нового вида борьбы было приостановлено Великой Отечественной войной . В первые же её дни Харлампиев ушел добровольцем на фронт; его служба была отмечена многими наградами. Закончив войну на Дальнем Востоке, он учился борьбе уже у японских пленных, в обозе которых было десять татами для дзюдо.

После войны продолжил свою работу по распространению и развитию самбо. Уже после ухода с поста главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области.

Также Анатолий Аркадьевич являлся доцентом кафедры физической культуры МЭИ . На здании библитечного корпуса МЭИ установлена мемориальная доска Харлампиеву (скульптор - член-корреспондент Российской Академии художеств Салават Александрович Щербаков).