Как нарисовать лошадь породы шайр. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр). Дальнейшее развитие породы

Сейчас существует невероятное количество пород лошадей: спортивные кони, декоративные и рабочие. Сейчас сложно сказать, какой тип пород имеет большие практический смысл в современном мире, но несколько тысяч лет назад, все начиналось с рабочих лошадок – тяжеловозов.

Животные не отличались большой скоростью, но были способны транспортировать огромные грузы на большие расстояния или находились под седлом всадника в стальных доспехах. Яркий пример тяжеловозов – лошади Шайрской породы.

Истоки

Впервые о лошадях с невероятной выносливостью заговорили еще при правлении в Англии Вильгельма I, именуемого Завоевателем. В 1066 году он завез новую породу коней, которая отличалась невероятной силой и выносливостью, но никак не уживалась с суровым Английским климатом, в связи с чем эту неизвестную породу начинают скрещивать с Фризскими лошадьми, и уже молодые жеребята оказываются гораздо сильнее и крепче родителей.

Но этого было мало, порода все так же уступала большинству известным тяжеловозам, которые уже существовали в то время, а потому новый правитель Англии – Генрих II приказывает завести в страну чистокровных Фландрийских тяжеловозов, для усиления породы. Так и появилась в XII Шайр порода, которая и до сегодня считается одной из самых крупных в мире.

Интересно! Имя животные получили не сразу, а на протяжении целых 6 веков. Изначально порода именовалась Great Horse («Великая Лошадь»). Но дальше Англии - это имя не ушло, а потому породу начинают называть Староанглийской, а после – Английской.

В некоторых регионах Англии ее называли Английская Вороная или Линкольнширский Гигант. И только в XVII веке, когда появилось конкретное описание экстерьера животного, оно было названо Шайр, что означает «рубеж», рубеж роста и веса, который не преодолеет ни одна другая порода.

Внешний вид животины

Рост – это первое, что бросается в глаза, когда видишь Шайрских лошадей. Высота животного в холке составляет 175 см – средний рост человека.

Интересно! Генрих VIII был заядлым коневодом, а потому он постанавливает, что, если взрослый Шайр имеет рост ниже отметки в 155 см, он не считается чистокровным, даже если его родители и были истинными Шайрами. Так повышалась чистота породы.

Вес тоже не оставляет равнодушными иппологов. В среднем кобыла весит 900 кг, нормальный вес для взрослого жеребца – 1200 кг, что кажется абсолютно невероятным даже по сравнению с другими тяжеловозами. Обхват груди у самки – 220 см, у самца – 250 см.

Кони имеют средних размеров шею (по отношению к размеру тела), мускулистые плечи и хорошо развитый круп. Хвост пышный высокопоставленный. Грива густая и почти полностью покрывает одну из сторон шеи. Обхват кисти – 25 см. Копыта украшены характерным волосяным покровом, который почти полностью их укрывает. Спина широкая с небольшим прогибом. Встречается Шайр лошадь в 3 основных окрасах:

  1. Вороные. Животные имеют полностью черный окрас. Иногда встречается большое длинное пятно на широком лбу.
  2. Гнедые. Светло-коричневая масть подкрепляется темным хвостом и гривой. Очень часто лоб украшает широкое белое пятно. Кисти белые.
  3. Серая. Шайр имеет полностью серый окрас, грива и хвост значительно темнее. Присутствует характерное пятно на лбу и, иногда, белые кисти.

Но в идеальном варианте. Часто можно встретить чистокровного Шайра, тело которого значительно гуще украшено белыми или серыми пятнами. Такое отличие считается нормой.
Редко встречаются Шайры молочного цвета. Попытки скрещивания лошадей с таким окрасом, для преднамеренного получения жеребенка с такой мастью заканчиваются неудачей. Причиной тому ген альбинизма – Ccr. Называется он – кремелло и пробуждается в животных самовольно. Чаще всего белая «шайрка» является гостем разнообразных арт выставок и конкуров.

Интересно! Сейчас для определения «правильной» чистокровности жеребца или лошади, рост животного должен превышать целых 163 см, в противном случае животное не годится для продолжения рода.

Рекордсмены

Среди Шайров есть и свои фавориты. Лошади с характеристиками, внушающими восторг.
Самая большая лошадь Шайр – Вильям Конкверор. К сожалению, кроме невероятного веса в 2343 кг более никакие данные к нашим дням не дошли, даже фото. Это же касается и жеребцов Мачлесс – 1509 кг, Линкольн – 1345 кг и Джон Буль – 1180 кг.

Не смотря на такие внушительные цифры, ни одно животное не занесено в книгу рекордов Гиннесса, так как подтвердить правдивость информации нельзя, чего нельзя сказать про жеребца – Мамонта. Рост коня составлял – 219 см в холке. Стоит согласится, что свое прозвище он заслужил по праву. Вес животного составлял – 1520 кг и это абсолютный рекорд. В подтверждение этих данных в книге так же имеется и фото этой машины.

Интересный факт! Шайры имеют громадные размеры, но их характер говорит абсолютно об обратном. Как жеребцы, так и кобылы с удовольствием катают желающих, едят с рук и поддаются дрессировкам.

В странах СНГ

Не смотря на популярность в Европе и Америке, в странах СНГ пока не особо берутся за выращивание Шайров. Дело в том, что налоги в Росси, В Украине и в Беларуси для фермеров высоки, а потому выращивать породу лошадей, конкретно для декоративных целей (несмотря на то, что Шайр – тяжеловоз, всю работу в современном мире выполняет техника, а не лошади) – не выгодно и даже убыточно. Потому у отечественных заводчиков моно встретить 3-5 представителей этой породы, исключительно «для галочки».

Это и есть могучие и сильные Шайры, ставшие эталоном пород-тяжеловозов и «материалом» для создания других рабочих коней. Помимо всего прочего стоит упомянуть еще несколько интересных фактов про этих коней.

  1. Впервые на территории Росси Шайр появился в XIX веке. В «чистом виде» кони просуществовали не долго, их начали скрещивать с местными породами, для укрепления иммунной системы. Так появились Владимирские тяжеловозы.
  2. Рацион питания представителей породы составляет 3 рациона спортивных лошадей. По содержанию – Шайр – это 3 Ахалтекинских коня.

Для скрещивания и размножения Шайров используют штучное оплодотворения, так как разница в росте и большой вес жеребца может навредить кобыле.
В начале пути эти кони были самой продуктивной рабочей породой в мире, сейчас же из-за бессмысленности использования живой силы, Шайр стали декоративными лошадками.

Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

Происхождение названия

Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство . Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

История породы

Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э . покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг . Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах.

К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

Племенная книга

В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне . Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

Экстерьер

Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

  • Высота в холке: 165- 185 см.
  • Вес: 800 – 1225 кг.
  • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.

Фото

Особенности характера

Характер уравновешенный и стабильный. Легко поддаются управлению и дрессировке. Из всех существующих походок лучше всего шайрам подходит аллюр. Чтобы привести лошадь в галоп необходимо достаточно усилий, равно как и остановить её после этого. Так что, если не уверены в своих силах и навыках, лучше не рисковать и наслаждаться аллюром.

Уход и питание

Шайры, будучи лошадьми сельскохозяйственного предназначения, в уходе весьма неприхотливы , поэтому не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Однако необходимо регулярно уделять внимание фризам (кисти на ногах). Нужно тщательно их чистить, мыть и сушить. В противном случае у лошади могут появиться мокрецы (форма дерматита, поражающая ноги лошади в районе фризов).

Что касается питания, то и тут шайры не отличаются от большинства лошадей. Качественное сено, иногда небольшое количество пищевых добавок, а летом обязательный выгул на пастбищах с сочной и свежей травой. Естественно, не нужно забывать, что этим добронравным великанам необходимо вдвое, а то и втрое больше корма, чем более мелким породам.

Современное использование

Сегодня шайры являются одной из самых любимых и востребованных пород среди коневодов-профессионалов и просто любителей лошадей. Эти сильные и милые лошади очень нравятся детям.

Для сельскохозяйственных нужд используются нечасто. Их очень любят хозяева и поэтому берегут. Также шайров можно увидеть, как на специализированных выставках и шоу, где участвуют только лошади этой породы, так и на общих коневодческих мероприятиях.
Любите этих чудесных животных, и они ответят вам тем же .

Английская порода лошадей шайр ведет свое начало от боевых рыцарских скакунов. Это одна из самых древнейших и престижных пород. Ее представители невероятно сильны и красивы. На протяжении всей своей истории они отличались как на поле боя, так и на полевых работах, где их использовали в качестве тяжеловозов.

Английская порода лошадей шайр ведет свое начало от боевых рыцарских скакунов

Английский тяжеловоз — это самая высокая лошадь в мире. Представители породы достигают в холке почти 2 м. Однако масса животных неодинакова. Это может быть как жирный конь, пригодный для неспешной езды верхом, так и крупный тяжеловоз, способный тащить за собой плуг. Кони породы шайр отличаются от других не только высоким ростом, но и внешним видом.

Английский тяжеловоз — это самая высокая лошадь в мире

Жеребцы бывают следующих мастей:

  • гнедые;
  • вороные;
  • серые.

Допускается небольшое наличие белых пятен. Рост чистокровных жеребцов не может быть ниже 173 см, а нижняя граница допустимого веса — 900 кг. Особое внимание уделяется ногам. Пясть у тяжеловозов округлая и составляет не менее 25 см в обхвате. По этой части ноги судят об общем развитии двигательного аппарата животного.

К внешним характеристикам кобыл тоже предъявляют особые требования, хотя они не такие строгие, как к жеребцам. Кобылы бывают следующих мастей:

  • гнедые;
  • вороные;
  • серые;
  • чалые.

Для кобыл допустимо пересекать как высшую, так и нижнюю грань роста, а также и веса. Кроме того, наличие белых пятен регламентируется не так строго. Их может быть больше, чем у жеребцов.

Все представители породы обладают крупной головой и широким лбом, средними ушами и носом с легкой горбинкой. Лошадь-тяжеловоз по определению должна иметь крепкое телосложение. У шайров короткая спина и широкий круп, мускулистые плечи и крутые лопатки. Ноги длинные и мощные. Представителей этой породы отличают пышные фризы на скакательных и запястных суставах. Фризы полностью скрывают крупные копыта. Гриву шайров принято заплетать в косички, украшать лентами или красиво подстригать.

Однако самая большая порода лошадей в мире обладает и своими внутренними типами. Различные коннозаводчики выращивают тяжеловозов разных размеров и весов. Представитель породы — это не всегда жирный конь огромных габаритов. Для одних шайров характерен мощный экстерьер, другие отличаются сухим телосложением.

Лошадь Шайр (видео)

Галерея: порода лошадей Шайр (25 фото)







История породы

История тяжеловозов уходит в глубь веков. Первые упоминания о крупных и сильных лошадях датируются серединой XI века. Чтобы вывести идеальную породу тяжеловозов, потребовалось несколько столетий. Разведением и скрещиванием лошадей интересовались еще английские короли Вильгельм I и Генрих II. Именно солдаты Вильгельма I привезли в Англию «большую лошадь Средневековья». Такие кони выдерживали на себе вес рыцаря в доспехах, за что очень ценились в то время.

По приказу Генриха II в Англию попал крупный бельгийский тяжеловоз, ставший еще одним прародителем шайров. Во времена Генриха VIII коннозаводчикам запрещалось разводить тяжеловозов ростом меньше 150 см. Для улучшения породы в страну привезли лошадей из Германии, Бельгии и Голландии.

Однако особую роль в развитии породы самых крупных лошадей в мире сыграла королева Елизавета. Она требовала от коннозаводчиков увеличения поголовья тяжеловозов. Кроме того, были ужесточены правила скрещивания лошадей. Теперь заводчик, который пускал на племя представителя с низким ростом, обязан был выплатить штраф. Экспорт и импорт лошадей строго отслеживался. Особей с недостаточными характеристиками не вывозили даже в соседние государства.

В конце XIX века в племенной книге впервые был указан родоначальник породы. Это был жирный конь по кличке Слепая Лошадь, хотя жеребец слепым не был. В это же время была создана организация коннозаводчиков, члены которой составили подробные характеристики породы и выпустили свод правил по разведению коней. С этого момента самые сильные лошади стали постоянными участниками престижных выставок.

Интересно, что с названием тяжеловозов определились не сразу. Сначала самая большая лошадь в мире именовалась просто «великой». Затем «великий» конь стал называться «английским», «староанглийским», «линкольнширским великаном». Позже порода шайр получила свое официальное название от английского слова «графство», хотя это слово к тяжеловозам применял еще Генрих VIII.

В Европе большие лошади получили невероятную популярность. Их охотно покупали и разводили на многих фермах. В начале XX века коней стали отправлять в США. Сначала жирный конь из Англии не особо пользовался спросом у американских коннозаводчиков. Однако потом об английских тяжеловозах стали говорить так же часто, как и о местных першеронах. В России шайров не разводили, но коней привозили для улучшения местных пород. И хотя некоторые тяжеловозы обладали лучшими характеристиками, английский жирный конь не сходил со своего пьедестала.

Шайрам принадлежат рекорды роста и веса. Даже жеребцы средних размеров поражают своей мощью. Это не только самый большой конь в мире, но и самый толстый. По силе ему тоже нет равных. Жеребец Мамонт в 1846 году установил абсолютный рекорд в размерах. Его рост достигал почти 220 см, а вес составлял более 1500 кг.

Долгое время тяжеловозы пользовались большим спросом у фермеров, ведь эти кони выполняли сложные полевые работы. В городах и деревнях их использовали в качестве гужевого транспорта. Однако технический прогресс поставил породу на грань выживания. Шайров становится все меньше, поэтому каждый чистокровный представитель породы ценится очень высоко. Заводчики стараются сохранить поголовье легендарных коней, тщательно отслеживая судьбу каждого жеребенка.

Порода лошадей Шайр (видео)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Можно сказать, что приручение лошади вывело человека на новый уровень. Ему стало проще обрабатывать землю, выгоднее заниматься торговлей и удобнее путешествовать. Каждое направление деятельности выдвигало свои требования к силе, выносливости, скорости и внешнему виду животных. Так появились различные породы лошадей.

Особую нишу заняли лошади-тяжеловозы. С их помощью можно было перемещать различные грузы на большие расстояния. Мощные красавцы легко выдерживали вес рыцарей в боевом облачении. Кроме того, их использовали как тяговую силу на производстве и строительстве. Одна из самых известных пород тяжеловозов берет начало в средневековой Англии - это лошади шайр. Попробуем рассмотреть эту породу более подробно.

Как все начиналось

Знатоки истории Англии утверждают, что первые упоминания о крупных и выносливых лошадях, ставших родоначальниками новой породы, встречаются в 1066 году. Скорее всего, они попали в страну в эпоху правления Вильгельма І, названного Завоевателем. Но точных сведений об этом не сохранилось.

Для выведения особой породы местных производителей с фладрскими и фризскими лошадьми. Эта работа велась несколько столетий, а ее результат превзошел самые смелые ожидания.

Дальнейшее развитие породы

Многие правители Англии интересовались разведением лошадей. Так, например, король Генрих II, занявший престол в 1154 году, приказал ввезти на территорию страны крупных лошадей из Фландрии для улучшения породы.

Правительству Генриха VIII принадлежат первые государственные акты, запрещающие разводить тяжелоупряжные породы, рост которых меньше 154 см. Для увеличения роста рекомендовалось скрещивать шайров с немецкими, бельгийскими и голландскими породами.

Значимую роль в развитии «великих лошадей» сыграла королева Елизавета, вступившая на престол в 1558 году, она также требовала от правительства увеличения поголовья тяжеловозов.

Чтобы достигнуть оптимальных параметров породы, заводчикам запрещали пускать на племя представителей, параметры которых были меньше, чем нижняя граница промеров. За этим следили, а начиная с 17-го века заводчиков могли наказать за подобные несоблюдения. При экспорте за пределы Англии лошади также проходили тщательный контроль. Особей с недостаточным ростом вывозить запрещалось даже в Шотландию и Ирландию.

В 1878 году была издана племенная книга, в которой был указан родоначальник новой породы. Эта честь досталась жеребцу-производителю с забавной кличкой Слепая Лошадь. С этого момента шайрская порода отслеживается подробно.

Скорее всего, родоначальник породы не был слепым, это просто воображение хозяина, но некоторые историки утверждают, что подобный дефект имел место.

Собственно, в 1878 году организовалось общество коннозаводчиков, специализирующихся по разведению шайров. А в 1880 году был учрежден специальный студбук, в котором сохранялись важные сведения о породе. Как только английский тяжеловоз стал предметом специальных выставок, в студбуке стали фиксировать отобранных для показов жеребят, кобылиц и взрослых жеребцов.

Интересно отметить, что английские тяжеловозы не сразу обрели свое название. Сначала встречалось название Great Horse, что переводится как «великая лошадь». Позже породу стали называть староанглийской и английской. В 18-м веке часто встречалось название «английская вороная» и «линкольнширский гигант». Затем за породой было закреплено название «шайр», что можно перевести как «граница» или «графство».

Внешний вид жеребцов

Лошади шайр выделяются особым Селекционеры уделили этому моменту большое внимание. По стандарту жеребцы могут быть трех мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

В окрасе допустимо небольшое количество белых пятен. Это может быть стрелка на морде ото лба до кончика носа или белые чулки.

Жеребцы по стандарту породы не могут быть меньше следующих параметров:

  • рост в холке - от 173 см и выше;
  • допустимый вес лошади - от 900 кг (в среднем это 1100-1200 кг);
  • обхват грудной клетки начинается с 215 см (средний показатель - 255 см);
  • пясть передней конечности - не менее 25 см в обхвате.

По пясти судят об общем развитии костяка и сухожильно-связочного аппарата животного. Это часть ноги между запястьем и бабкой (путовой костью). Строение пясти различно у лошадей разных направлений. Для тяжеловозов характерна округлая форма, на которой сухожилия не вырисовываются, а прощупываются.

Внешний вид кобыл

Для чистоты породы внешний вид и стать кобыл также имеет значение, но здесь допустима некоторая вольность. Так, например, к трем основным мастям можно добавить чалую. Кроме того, не так строго регламентируется количество белых отметин. Их может быть больше, чем допустимо для жеребцов.

При измерении параметров кобыл всегда учитывается, что они несколько мельче и ниже. В этом случае минимальный рост лошади отсчитывается от 163 см в холке.

Отличительные особенности экстерьера

Кроме роста, веса и обхвата грудной клетки, существует целый ряд особенностей экстерьера породы. Для всех представителей характерна массивная голова с широким лбом. Нос имеет характерную горбинку. Уши не слишком крупные, скорее, средние по размеру. Все лошади шайр имеют короткую шею с высоким выходом, прочную короткую спину, мускулистые плечи и крутые лопатки. Для породы характерен длинный и широкий круп с высоко поставленным хвостом.

Лошади имеют пышную ниспадающую гриву. Она может быть длинной или средней, часто хозяева заплетают для красоты особые косы разного вида. Иногда в них вплетаются ленты или цветные нити. Некоторые хозяева предпочитают декоративные стрижки для грив своих питомцев. Поскольку лошади шайр часто участвуют в соревнованиях и выставках, то внешнему виду гривы придается очень большое значение.

Особое внимание уделяется ногам. Они должны быть длинными, сильными и мощными. На запястном и скакательном суставах отрастают пышные и мохнатые фризы, придавая породе особый шик. Копыта должны быть крупными, чтобы выдержать вес животного. Чаще всего они полностью скрыты под так называемой щеткой (фризой).

Внутрипородные типы

Исторически сложилось, что внутри породы животные подразделяются на несколько типов. Шайры, выращенные йоркширскими коннозаводчиками имеют более сухое телосложение и обладают большей выносливостью. Животные, выращенные в Кембриджшире и Линкольншире, имеют более выраженные щетки на ногах и более костистое сложение.

Попытки далекого экспорта

На территории Европы порода приживалась отлично, что вело к ее высокой популярности. Но в 1853 году несколько шайров было вывезено в Америку. Перевозить животных было достаточно затратно и сложно, поэтому США до 1880 года в импорте английских тяжеловозов были не особо заинтересованы. Однако европейская порода в Америке составила достойную конкуренцию местным тяжеловозам першеронам. Примерно с 1910 года лошади не только ввозились на территорию страны, но и разводились на месте. В этот период почти 80 % всего мирового поголовья шайров выращивалось именно в США.

На территорию России шайры завозились только с целью выведения и улучшения местных тяжелых пород. Так, например, кровь шайров присутствует у владимирских тяжеловозов. Их характеристики были лучше, но этого оказалось недостаточно, чтобы «англичане» вытеснили отечественных «силачей».

Мировой рекордсмен

Тяжеловоз шайр считается самой крупной лошадью мира. Этой породе принадлежат рекорды роста и веса. Даже среднестатистические представители поражают воображение своими габаритами и мощью. Что уже говорить о признанном рекордсмене! Мировой рекорд принадлежит самому крупному шайру по кличке жеребец имел рост в холке 219 см, а вес лошади превышал 1520 кг. Рекорд был установлен в 1846 году, изначально жеребенка назвали Самсоном, но потом его кличку изменили.

Родиной рекордсмена является Тоддингтон Миллс, Бедфордшир.

Знатные представители

Благодаря точному учету и полным спискам выставочных животных до нас дошли имена наиболее ярких представителей породы тех времен:

  • Линкольн 1345.
  • Мачлесс 1509.
  • Вильям Конкверор 2343.
  • Джон Буль 1180.

Эти жеребцы стали прародителями большого количества чемпионов породы. Они дали несколько линий выставочных представителей с мощной статью и солидным ростом.

Сегодня самым крупным шайром в Европе считается жеребец Крекер. По данным 2007 года его рост - 198 см, а вес превышает 1200 кг. Родина Крекера - Линкольншир. В мире же самым крупным является шайр из Австралии Нодди (в некоторых источниках Нобби). Его рост - 205 см.

Как ухаживать за английским тяжеловозом

Нельзя сказать, что содержание шайра сильно отличается от содержания других тяжелоупряжных пород. Поскольку животное крупное, оно требует большего количество кормов. Сена и свежей травы в сутки уходит до 17 кг. Лошади-рекордсмены требуют в сутки более 25 кг корма. Концентрированные подкормки применяются редко, подкормки для выгонки роста не применяются вообще. В качестве концентратов можно использовать травяную муку и жмых. Суточная доза такой подкормки - около 7 кг. Шайры любят яблоки, свеклу и морковку. Важно не забывать давать лошади чистую воду.

Уход за гривой и хвостом для этой породы обязателен. Если у животного длинные фризы на ногах, то их тоже регулярно моют и вычесывают. Для гигиенических процедур используют специальные шампуни и кондиционеры. Плетение кос сохраняет гриву и хвост от спутывания.

Как и для других пород, для шайров необходимо соблюдение чистоты в конюшне. Важно, чтобы подстилка в стойле была сухая. При недостаточном уходе ноги животных подвержены мокрецам. Особенно часто эта проблема наблюдается у лошадей с грубым и жестким волосом в области фризов. Для профилактики мокрецов лошадям моют ноги, обсушивают их и притрушивают мелкими опилками. Через какое-то время опилки вычесывают из фризов.

Животное должно иметь возможность ежедневно двигаться. Обязательно проводить длительные прогулки и подвергать разумным нагрузкам.

Характер

Шайры отличаются удивительно покладистым нравом. Эта лошадь не боится работы, она послушно выполнит любую команду. Недовольство и раздражение проявляются крайне редко. Доброта, верность и послушание - основные черты характера животного.

Наездники, представляющие лошадей на выставках и соревнованиях, знают, что для управления таким конем нужна сила и уверенность. Великаны легко переносят грузы, их поступь плавная и размеренная, а вот пустить их в галоп - дело нелегкое. А учитывая мощь, еще и опасное. Кроме того, остановить галопирующего шайра довольно сложно, поэтому подобные эксперименты проводят нечасто.

Как дела обстоят сегодня?

Технический прогресс поставил английских тяжеловозов на грань выживания. Их поголовье критически снизилось. Сегодня в Европе всего несколько сотен шайров. По этой причине чистопородные жеребята шайра ценятся у знатоков очень высоко. Каждый из них фиксируется и отслеживается.

Заводчики всеми силами стараются повысить поголовье и сохранить породу, но это нелегкий труд. До сих пор ведется племенная книга, в которую по трехступенчатому принципу заносятся все жеребята. Основной раздел отведен для чистопородного потомства.

Для «половинчатых браков» существует особая классификация. Потомство (кобылки) от зарегистрированного жеребца и незарегистрированных кобыл относят в категорию «А». Далее эту новую кобылку покрывает зарегистрированный жеребец, и их потомство (кобылки) переходят в категорию «В». Кобылка из категории «В» покрывается зарегистрированным жеребцом, и это потомство считается чистокровным. К селекции допускаются кобылы только чистокровного происхождения.

Чтобы доказать отцовство, каждый жеребенок подвергается ДНК-тесту, на основании которого заносится в определенную категорию.

Как изменялся подход к использованию породы

Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес. Однако постепенно облачение военных менялось, а уходили в историю, потребность в тяжеловозах для армии становилась меньше.

19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.

С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.

Сегодня шайр - лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов. Особую популярность шайры снискали у производителей пивной продукции. Их запрягают в рекламные тележки, загруженные пивными бочонками.

Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.

Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.

Среди скакунов есть свои рекордсмены по высоте. Хрестоматийно известен факт, что самые маленькие в семействе лошадиных - это пони. Однако о самых больших его представителях мало кто осведомлен. Эти исполины немногим меньше азиатского слона. Некоторые особи вырастают до 2 м и более, а вес достигает 1 т. Приведенный фактаж относится к породе Шайр. Лошади этой разновидности в наши дни утратили свою популярность, но по-прежнему считаются одними из наиболее красивых на планете.

Узкоспециализированная разновидность, полученная селекционным методом в рамках скрещивания английских рабочих кобыл с голландскими жеребцами. Процесс ее создания связан с историей Англии. Слово «шайр» произошло от английского «шир», что переводится как «графство». Это название придумал Генрих VІІІ. До этого тяжеловесов именовали Каретные, Великие, Древнеанглийские вороные, Английские упряжные, Военные и Линкольнширские великаны.

В летописях родоначальники породы впервые упоминаются в 1066 г. По одной из версий они были завезены в страну во времена правления Вильгельма І Завоевателя.

Вехи развития породы:

  1. Потомками шайров считаются средневековые военные Great Horse, позже переименованные в English Black.
  2. В XII в. Генрих II отдал приказ о скрещивании шайров с фландрскими лошадьми. Селекция длилась несколько веков.
  3. Генрих VIII издал указ, не разрешающий разводить тяжеловесов, рост которых менее 154 см. Несоблюдение этого правила каралось на законодательном уровне.
  4. Коневод Р. Бэйквилл обновил генофонд шайров фризской кровью. Это стало поворотным пунктом в усовершенствовании разновидности. Несмотря на тяжеловесность, шайры получили маневренность.

  1. Основателем современной версии породы является слепой жеребец из Пэкингтона. Он был внесен в племенную книгу как первый представитель шайрской разновидности
  2. В 1878 г. возникла ассоциация заводчиков, занимающихся разведением этих тяжеловесов.
  3. В 1880 г. был сформирован студбук, который содержал информацию о породе и сведения о выставочных лошадях.

  1. В 30-х гг. прошлого века на смену тяжелоупряжным разновидностям пришли тракторы. Начиная с 50-х гг., количество шайров стремительно уменьшалось. Однако стараниями коневодов в 80-х гг. вернулся интерес к тяжеловесам.
  2. В середине прошлого столетия их скрещивали с клейдесдалями. Это спровоцировало образование шелковистых фриз на конечностях. Подобная манипуляция была необходима для избавления животных от мокрецы.

В России шайры использовались для улучшения характеристик местных тяжелоупряжных пород. Кровь английских жеребцов течет в венах владимирских тяжеловозов.

Современное состояние породы

Своему возвращению из опалы шайры обязаны учреждением солидного денежного вознаграждения для жеребцов. Это спровоцировало вспышку разведения породы.

Одной из популярных тенденций в Англии является скрещивание шайров с чистокровками, что дает возможность получить хороших упряжных лошадей. Самыми востребованными являются лошади, имеющие на конечностях белые пятна.

Целевое назначение

Изначально эта разновидность использовалась в военных целях. Массивные животные были в состоянии выдержать вес тела рыцаря в доспехах. Затем они участвовали в сельскохозяйственной деятельности. После усовершенствования дорожного полотна они стали востребованы для перевозки дилижансов. В XIX в. были главным орудием труда в доках и на железных дорогах.

Эта порода не является однородной. Некоторые ее тяжеловесные представители подходят исключительно для медленной езды, другие - для плуга.

В наши дни шайры используются в следующих мероприятиях:

  1. Праздничные торжества.
  2. Пивные фестивали
  3. Состязания по вспашке.
  4. Соревнования по силе тяги.
  5. Выставки.

Единственной областью, в которой шайры используются по своему прямому назначению, являются лесные хозяйства. Егеря активно их эксплуатируют для санитарной вырубки лесных посадок. С помощью тяжеловесов можно вытаскивать большие деревья в труднодоступных для трактора местах. Помимо этого на отдаленных угодьях более выгодным считается содержание лошади, чем специализированной техники.

Внешний вид

Внутри разновидности известно несколько типов. Представители йоркширского направления отличаются сухой фактурой. Лошади из Кембриджшира и Линкольншира обладают выразительными щетками на конечностях и более костисты.

Характеристика масти

У жеребцов может быть несколько вариантов окраса - гнедой, вороной, рыжий и седой. Белый встречается редко. Согласно стандартам допустимы светлые пятна на теле. Часто у самцов наблюдется расположенная от носа ко лбу белая полоска.

В отношении чистоты породы у кобыл возможна небольшая вольность. Помимо основных допускается чалая масть. Количество отметин также не подлежит строгому регламентированию.

Особенности экстерьера

Животные этой разновидности отличаются крупной костью, широкой грудиной и мощными конечностями. Это делает их сильными и выносливыми. Лошади обладают отличным аппетитом и хорошо держат корпус.

Таблица 1. Характеристика

Параметр оценки Характеристика
Рост в холке От 165 до 180 см. Средний показатель у самцов колеблется от 166 до 176 см. Кобылы немного меньше. Встречаются особи, чей рост превышает 190 см.
Вес До 1,2 т.
Голова Массивная и увесистая.
Шея Небольшая, мускулистая с высоким выходом.
Глаза Большие, выразительные.
Уши Небольшие, компактные.
Нос Одним из признаков разновидности является маленькая горбинка.
Грива Красиво ниспадающая, пышная и густая.
Круп Широкий и поджарый.
Холка Низкая.
Хвост Высоко посаженный.
Грудная клетка Широкая, мускулистая.
Спина Прочная, ровная, небольшая, с крепкими плечами.
Конечности Мощные и длинные.
Копыта Широкие, крепкие и плоские.
Шерсть Для волосяного покрова типично наличие густых фриз - ниспадающей от колена длинной шерсти.

Некоторые животные вырастают до 2 и более метров

Стандарты породы

Согласно правилам минимальный порог показателей следующий:

  • рост в холке жеребца - от 173, кобылы - от 163 см;
  • масса тела - от 900 кг;
  • обхват грудины - от 215 см;
  • пясть передней ноги - от 25 см.

На основании характеристик пясти делают вывод о качестве сухожильного аппарата и костяка. У тяжеловозов встречается преимущественно округлая форма без ярко выраженных очертаний сухожилий.

Оценивая лошадь, много внимания уделяют характеристикам конечностей. Тазовые кости должны быть прямыми, а дистальные участки покрыты щетками. У шайров длинные и сильные ноги с пышными фризами на скакательном и запястном суставах. Копыта - крупные, позволяющие выдержать вес лошади.

Особенности хода

Этот параметр зависит от массы тела и размеров. Некоторые особи предпочитают размеренный шаг. Более подвижные легко справляются с телегой. Рысь не характерна для этой породы и является отклонением от стандартов.

Характер шайров

Лошади отличаются уравновешенным и спокойным нравом.

По отзывам заводчикам представители этой породы легки в управлении и послушны. Это качество сделало их востребованными для улучшения «непослушных» разновидностей.

Они очень терпеливы, особенно к детям. Не боятся вступать в контакт с другими видами животных. Эти тяжеловесы очень чувствительны и сильно привязываются к хозяину.

Достоинства и недостатки породы

Питомцам свойственно множество положительных качеств, среди которых следующие:

  • большая грузоподъемность;
  • спокойный темперамент;
  • трудолюбие;
  • хорошая обучаемость;
  • неприхотливость в содержании;
  • дружелюбность.

Среди недостатков фермеры выделяют большой аппетит. На протяжении суток одно животное съедает почти в 2 раза больше представителей других пород.

Помимо этого к небольшим минусам относят следующие характеристики:

  • повышенную фризистость;
  • недостаточную приземистость у некоторых особей;
  • сырость.

По мнению заводчиков эти недочеты будут исправлены в обозримом будущем.

Под «фризистостью» понимают густую и большую гриву, хвост, а также характерные щетки на нижней части конечностей. Эти признаки встречаются у фризских лошадей. При скрещивании они частично перекочевали к шайрам.

Размещение, правила гигиены и кормление этой разновидности практически не отличается от содержания других тяжеловесов. Коррекцию следует сделать в части расхода кормов и обустройства помещения из расчета высоких показателей роста животных.

Обустройство конюшни

Поскольку это искусственно выведенная разновидность, в естественной среде животные практически не встречаются. Обязательным условием для их разведения является наличие стойла.

Существует ряд требований к организации конюшни:

  1. Помещение. Хорошим вариантом будет бокс с паддоком - примыкающим загоном.
  2. Параметры. Большие габариты шайров диктуют соответствующие размеры помещения. Оптимальный вариант длины и ширины - 5×5 м, высоты - 3 м.
  3. Стены. При строительстве необходимо использовать теплоизоляционные материалы. Они позволят поддерживать нужный микроклимат. Между стойлами делают металлические перегородки. Деревянные не подходят, поскольку лошади могут грызть древесину. Разделители должны быть в 2 раза меньше высоты помещения.
  4. Пол. Делается из нескользящего покрытия. Это поможет избежать возможных травм. Учитывая вес лошадей, необходимо сделать его прочным. Для этих целей подойдет керамзит. Этот материал прочный и не скользящий. На пол нужно выложить толстый слой опилок.

  1. Двери. Лучшим вариантом для денников являются раздвижные двери с 2-мя или 3-мя оцинкованными засовами.
  2. Дополнительные устройства. Автопоилки, кормушки и ясли должны быть выполнены из натуральных материалов. Любые токсичные примеси вредны для организма тяжеловесов. Поскольку шайры являются высокими животными, устанавливать это «снаряжение» необходимо выше, чем для остальных разновидностей лошадей.
  3. Вентиляция. Каждое стойло следует снабдить вентиляционным отверстием.

  1. Освещение. Желательно его поддерживать на уровне 200 люксов. Продолжительность светового дня - 16 часов. Это положительно отразится на работоспособности и настроении питомцев. Для увеличения потока света в помещении должно быть много окон.
  2. Температурный режим. Оптимальная температура содержания - от 13 до 15°С. Летом приветствуется прохлада, а зимой тепло.
  3. Влажность. Максимально допустимый порог - 60%. Необходимо избегать сырости и сквозняков.

Шайры считаются неприхотливой породой. Они отлично справляются и с холодом, и с жарой.

Уборка и гигиена

Ежедневное очищение стойла - главное правило разведения лошадей. Скопление навоза и других отходов жизнедеятельности приводит к тяжелым последствиям для здоровья питомцев. Помимо этого образуется неприятный запах, затрудняющий процесс уборки. Также необходимо регулярно менять подстилку, мыть пищевой инвентарь и чистить стены.

  1. 1 раз в неделю необходимо полное мытье с использованием щетки и специального шампуня для лошадей.
  2. Фризы очищают после каждого загрязнения.
  3. Не рекомендовано купание в сильную жару.
  4. После чистки шерсть промокают шерстяной тряпкой или сушат на солнце.
  5. Чтобы сохранить хвост и гриву, плетут косы.

Для профилактики мокрицы конечности и копыта скрупулезно очищают от грязи и посыпают опилками. Спустя 2 часа их удаляют.

Видео — Уход за лошадьми

Технология кормления

Достаточное количество сбалансированного рациона считается залогом здоровья крупногабаритных пород.

Главное отличие схемы питания шайров состоит в отсутствии необходимости использования концентратов и пищевых добавок для ускорения роста.

  1. Свежая питьевая вода всегда должна быть в открытом доступе.
  2. Оптимальным кормом является трава, травяная мука, сено и овощи.
  3. В сутки лошадь ест от 15 до 20 кг пищи, некоторые особи - до 25 кг.
  4. Если существует необходимость в использовании концентратов - подойдет жмых. Рекомендуемая норма составляет 7 кг в сутки.
  5. Лошади очень любят морковь, яблоки и кормовую свеклу. Полезно обогащать рацион капустой.
  6. У животных постоянно должна быть в наличии поваренная соль.
  7. Овес и сено кладут в разные емкости. Частота кормления - 5 раз в день. Оптимальная дозировка - 12 кг сена и 10 кг зерновых на каждые 500 кг животного.

  1. Необходимо плавно переходить от кормления свежей травой к сену. В противном случае пищеварительная система животного не успеет выработать необходимые для его переваривания ферменты. Это чревато диареей.
  2. После родов самку нельзя перекармливать. Овес следует исключить на несколько дней из схемы питания. Перед каждым приемом пищи дают овсянку, положительно влияющую на выработку и качество молока.

Спустя 10 недель после рождения жеребенка постепенно отлучают от питания материнским молоком. Начинают этот процесс со скармливания измельченного овса и овсянки.

В наши дни шайры не относятся к популярным породам. В Европе, например, насчитывается всего несколько сотен представителей этой породы. Однако селекционная работа над этой разновидностью продолжается и возможно в ближайшем будущем эта разновидность вновь станет актуальной.