Занятия для развития творческого потенциала школьников. Волшебное упражнение перед зеркалом

Упражнение "Ребенок"
Цель упражнения : формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.
Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.
При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.

Упражнение "Встреча"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости".
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: "Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе,
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру".
Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".

Упражнение "Мое детство"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний.
Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства.
Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний.

Упражнение "Моя первая учительница"
Цель упражнения : развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Упражнение "Мой самый трудный ученик"

Цель упражнения : развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.
Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.

Упражнение "Интонация "
Цель упражнения : расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей.
Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается". При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.
Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.

Упражнение "Зеркало"
Цель упражнения : развитие коммуникативных возможностей учителей.
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь и теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе учителями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

Вы - живой магнит и притягиваете в свою жизнь тех, кто отвечает господствующим в вас мыслям и настроениям.

БРАЙЕН ТРЕЙСИ,

Признавая свои крупные успехи, не забывайте и о маленьких повседневных. Упражнение с зеркалом основано на принципе, что все мы нуждаемся в признании, но самое важное признание - перед самим собой.

Упражнение с зеркалом посылает вашему подсознанию позитивные импульсы, которые нужны ему для дальнейших достижений, и помогает снять глубоко засевшую негативность по отношению к похвалам и победам, приводя вас в умонастроение, необходимое для достижений. Делайте это упражнение ежедневно минимум 3 месяца, а потом решайте, хотите ли вы продолжать. Я знаю некоторых весьма преуспевающих людей, которые делали его каждый вечер в течение многих лет.

Перед тем как лечь спать, встаньте перед зеркалом и признайте все свои достижения за минувший день. Для начала несколько секунд глядите прямо в глаза человеку в зеркале - вашему отражению, - который точно так же смотрит в глаза вам. Потом обратитесь к себе по имени и начинайте признавать вслух следующее:

■ Любые успехи - деловые, финансовые, эмоциональные, в учебе, в личной жизни, в духовном или физическом развитии.

■ Любой порядок или дисциплину, которые вы соблюли, - придерживались диеты, сделали гимнастику, почитали, поразмышляли, помедитировали, помолились.

■ Любые искушения, которым вы не поддались, - съесть десерт, солгать, подольше посидеть у телевизора или не ложиться спать, выпить лишнюю рюмку.

Вот как может выглядеть такое упражнение:

Выполняя упражнение, не переставайте смотреть самому себе в глаза. Закончив говорить, завершите упражнение глубоким, проникновенным взглядом в самого себя и словами: «Я люблю тебя». Потом постойте еще несколько секунд, чтобы глубже прочувствовать влияние пережитого, - как будто это вы там, в Зазеркалье, только что прослушали все признание. Хитрость последнего момента именно в том, чтобы не отворачиваться в смущении от зеркала, считая себя последним кретином, а упражнение - полным идиотизмом.

Вот как я делаю это упражнение:

Джек, я хочу по достоинству оценить то, что ты совершил сегодня. Прежде всего, ты молодец, что вчера вечером не стал допоздна смотреть телевизор, а лег спать вовремя и потому сам и с радостью поднялся рано и по-настоящему хорошо поговорил с Ингой. Затем, перед тем как принять душ, двадцать минут медитировал. Помог детям собраться в школу и позавтракал здоровой, обезжиренной едой с минимумом углеводов. Вовремя приехал на работу и прекрасно провел общее собрание своей замечательной команды, во всем тебя поддерживающей. Ты проделал нужную работу - помог каждому прислушаться к общим чувствам и мыслям. И у тебя это здорово получилось - вытащить вперед самых тихих и скромных.


Так, давай-ка еще посмотрим... о, потом был обед - диетический суп и салат, - и ты мужественно отказался от весьма соблазнительного десерта. Зато выпил десять стаканов воды, которые обязался пить каждый день. Так-так, а потом... ну-ка... ты закончил редактировать новое руководство для персонала, и получилось неплохое начало графика летней программы тренингов по менеджменту. Потом, перед тем как уехать с работы, ты сделал запись в своем дневнике ежедневных успехов. Да, ведь ты еще не забыл поблагодарить свою ассистентку за помощь в течение дня. До чего приятно было видеть, как она просияла.

А добравшись до дому, ты прекрасно провел время, играя с детьми, особенно с Кристофером, а потом всем детям почитал на ночь книжку. Это было просто здорово. И теперь ты снова ложишься спать вовремя, а не собираешься всю ночь бродить по Интернету. Да, Джек, сегодня ты молодец.

И вот еще что, Джек, я люблю тебя!

Не удивляйтесь, если в первые несколько раз у вас будут самые разные реакции. Вы можете смущаться, чувствовать себя глупо или просто не в своей тарелке, к глазам могут подступать слезы (а то и расплакаться можете). Мне рассказывали, что у некоторых порой даже начинается жар, головокружение, выступает пот или крапивница. Все это - естественные и нормальные реакции, поскольку вы делаете то, с чем совершенно незнакомы. Нас ведь никогда не учили признавать перед собой свои успехи. Более того, нас учили абсолютно противоположному: не задирай нос. Не важничай. Нечего тут пыжиться. Гордиться собой - грех. А когда вы начинаете относиться к себе с большей позитивностью, любовью и заботой, то, естественно, возникают физические и эмоциональные реакции, поскольку освобождаете прежние обиды, нанесенные еще родителями, их и свой негативизм, несбыточные надежды и самокритику. Если такие реакции у вас возникают - а это бывает не со всеми, - не останавливайтесь. Они - явление временное и пройдут через несколько дней.

Когда я стал делать это упражнение, то через 40 дней заметил, что мой внутренний критик с его постоянными порицаниями и негативностью умолк, заменившись ежедневной позитивной концентрацией перед зеркалом. Я имел обыкновение ругать себя за то, что вечно ищу ключи от машины и очки. После этого упражнения я, правда, не стал педантично класть их на место и по-прежнему ищу, но теперь реагирую на это спокойно. То же самое произойдет и с вами, но только если вы потрудитесь делать упражнение регулярно.

Одно примечание на память: даже если вы уже легли и вдруг вспомнили, что не сделали упражнения с зеркалом, не поленитесь встать и сделать. Смотреть на себя в зеркале - крайне важная часть упражнения. И последний совет: заранее предупредите супругу (супруга), детей, соседа или родителей, что будете делать упражнение каждый вечер в течение последующих 3 месяцев или дольше. Вы же не хотите, чтобы они вломились к вам и решили, что у вас крыша поехала!

Простая, быстрая и эффективная методика самопомощи при болях в области шеи, грудного и поясничного отдела позвоночника, ребер, органов брюшной полости, головных болях.

Принцип действия твист-терапии – это расслабление фасции, высвобождение сустава, восстановление кровообращения, тока энергии в процессе выполнения, тех движений, которые тело само избрало для себя как лечебные, безболезненные. Человек интуитивно пытается придать себе наиболее комфортную, часто скрученную позу. Задача врача помочь ему в поиске лечебного положения. Находя безболезненные сочетания движений и фиксируя в них тело, возможно проведение лечения для любого отдела и уровня позвоночника или периферического сустава. Метод применяется при болезненности, ограничении движения, болевой иррадиации по нервам, проходящим в данной области.

Принцип лежащий в основе выполнения упражнения – поиск максимально комфортных, безболезненных положений, включающих комбинацию наклонов, сгибаний-разгибаний, скручиваний.

Упражнение выполняется следующим образом. Рассмотрим на примере лечения шеи.

1 этап – Диагностика.

а) Медленно плавно выполняем сгибание, затем разгибание. Задерживаемся в каждом положении по несколько секунд. Определяем какое положение более комфортно, уменьшает или прекращает болезненность. Запоминаем положение. Возвращаемся в среднее нейтральное положение.
б) Медленно выполняем наклоны в стороны - налево, направо. Определяем комфортное положение. Запоминаем. Возвращаемся в нейтральное.
в) Медленно выполняем повороты головы налево, направо. Определяем комфортное положение. Запоминаем. Возвращаемся в нейтральное.

Определив три наиболее комфортных положение, можем приступить к лечению.

2 этап – Лечение.

Последовательно медленно переводим шею в комфортное положение сгибания-разгибания, затем, из этого положения, в положение наклона в сторону, и затем выполняем поворот головы, скручивание. Задерживаемся в достигнутом положении на 30 секунд. Плавно возвращаемся в среднее положение, последовательно выводя шею из поворота, наклона и сгибания-разгибания. Делаем 4 глубоких расслабляющих вдоха-выдоха. Можно отметить, что на этом этапе боль и дискомфорт часто уменьшаются на 30-40%. Это показатель правильности выполнения упражнения. Амплитуда движений шеи так же увеличивается, однако активно тестировать ее не нужно - это может нарушить лечебный эффект. Повторяем упражнение, задерживаясь в комфортном положении на 60 секунд. Возвращаемся в нейтральное. Выполняем 4 вдоха-выдоха. 3й раз повторяем упражнение с задержкой на 90 секунд. Возвращение. 4 вдоха-выдоха.

Так завершается полный цикл упражнения «зеркало».

При выполнении упражнения не стремитесь сделать его в большой амплитуде или с большой силой. Главное сохранить чувство комфортности, безболезненности. Выполняя движения, следите за сопротивлением тканей, позвоночника – натолкнувшись на явное противодействие (барьер) – останавливайтесь и немного возвращайтесь назад.

Как правило, сочетание 3х наиболее комфортных положений – зеркально соответствует сочетанию 3х наиболее болезненных положений. Отсюда происходит название упражнения – «Зеркало». Так, если первоначально шею больно сгибать, наклонять направо и поворачивать вправо, то лечебное положение-зеркало будет в небольшом разгибании, наклоне налево и повороте влево.

Если ни одно из положений полностью не снимает боль, попробуйте найти из двух вариантов мене болезненный и выполнить его.

Из трех компонентов упражнения наиболее важным является выполнение поворота, скручивания. Если не удается найти три комфортных позиции, постарайтесь определить хотя бы две, одна из которых – поворот шеи, скручивание.

Упражнение можно выполнять как для быстрого снятия острой симптоматики, так и для лечения хронических состояний. Если на фоне упражнений боль уменьшается, но проходит не полностью, через 5-10 минут возможно повторение упражнений. Так выполняется до 3-4 раз. При хронических состояниях в день можно выполнять по 3 подхода или делать упражнения каждый час. Если продолжение упражнений перестает приносить лечебный эффект, необходимо провести новое диагностическое тестирование – возможно, потребуются другие направления для коррекции.

При выполнении «зеркала» для определенной части тела, возможно появление дискомфорта в других областях. Например, комфортное положение для шеи вызывает дискомфорт в области плечевого сустава или грудного отдела позвоночника. В этом случае необходимо, не выводя шею из лечебного положения, протестировать движения в 3х направлениях для беспокоящей части тела, найти комфортную комбинацию и выполнить также «зеркало» для нее. Подобное сочетание выполнения упражнений для различных областей дает максимальный лечебный эффект.



Простая, быстрая и эффективная методика самопомощи при болях в области шеи, грудного и поясничного отдела позвоночника, ребер, органов брюшной полости, головных болях. Принцип лежащий в основе его выполнения – поиск максимально комфортных, безболезненных положений, включающих комбинацию наклонов, сгибаний-разгибаний, скручиваний. Тело человека устроено таким образом, что при возникновении повреждения стремится к самокоррекции. Занимая комфортное положение, мы переводим суставы и органы из состояния патологического напряжения в состояние покоя, равновесия. Задерживаясь в этом положении на определенное время – создаем возможности для нормализации кровотока, открытия суставов, расслабления мышц и фасций.

Упражнение выполняется следующим образом. Рассмотрим на примере лечения шеи.

1 этап – Диагностика.

А)_Медленно плавно выполняем сгибание, затем разгибание. Задерживаемся в каждом положении по несколько секунд. Определяем какое положение более комфортно, уменьшает или прекращает болезненность. Запоминаем положение. Возвращаемся в среднее нейтральное положение.
б)_Медленно выполняем наклоны в стороны - налево, направо. Определяем комфортное положение. Запоминаем. Возвращаемся в нейтральное.
в)_Медленно выполняем повороты головы налево, направо. Определяем комфортное положение. Запоминаем. Возвращаемся в нейтральное.

Определив три наиболее комфортных положение, можем приступить к лечению.

2 этап – Лечение.

Последовательно медленно переводим шею в комфортное положение сгибания-разгибания, затем, из этого положения, в положение наклона в сторону, и затем выполняем поворот головы, скручивание. Задерживаемся в достигнутом положении на 30 секунд. Плавно возвращаемся в среднее положение, последовательно выводя шею из поворота, наклона и сгибания-разгибания. Делаем 4 глубоких расслабляющих вдоха-выдоха. Можно отметить, что на этом этапе боль и дискомфорт часто уменьшаются на 30-40%. Это показатель правильности выполнения упражнения. Амплитуда движений шеи так же увеличивается, однако активно тестировать ее не нужно - это может нарушить лечебный эффект. Повторяем упражнение, задерживаясь в комфортном положении на 60 секунд. Возвращаемся в нейтральное. Выполняем 4 вдоха-выдоха. 3й раз повторяем упражнение с задержкой на 90 секунд. Возвращение. 4 вдоха-выдоха.

Так завершается полный цикл упражнения «зеркало».

При выполнении упражнения не стремитесь сделать его в большой амплитуде или с большой силой. Главное сохранить чувство комфортности, безболезненности. Выполняя движения, следите за сопротивлением тканей, позвоночника – натолкнувшись на явное противодействие (барьер) – останавливайтесь и немного возвращайтесь назад.

Как правило, сочетание 3х наиболее комфортных положений – зеркально соответствует сочетанию 3х наиболее болезненных положений. Отсюда происходит название упражнения – «Зеркало». Так, если первоначально шею больно сгибать, наклонять направо и поворачивать вправо, то лечебное положение-зеркало будет в небольшом разгибании, наклоне налево и повороте влево.

Если ни одно из положений полностью не снимает боль, попробуйте найти из двух вариантов мене болезненный и выполнить его.

Цел и: научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке; убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами; развить эмпатические возможности участников тренинга.
Ресурсы: большая комната, позволяющая свободное движение участников.
Время: 30 - 60 мин.
Ход упражнения. Группа разбивается на пары. В каждой один игрок - первый, второй игрок - второй номер. По хлопку тренера вторые номера «превращаются» в зеркало. Им нужно понять, что это превращение потребует от них определенного изменения поведения и выполнения определенных обязанностей. Первый номер - это человек перед «зеркалом», выполняющий в свободной форме простые физические движения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются максимально точно пристроиться друг к другу, т. е. ощутить не только физиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, понять его эмоциональную подоплеку... В таком режиме пары работают 5 -7 мин. Все это время тренер переходит от пары к паре и контролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по хлопку ведущего роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет играть роль человека перед «зеркалом», а первый превратится в него.
Обсуждение первого этапа упражнения:
Кем проще быть в этом упражнении?
Удалось ли вам лучше почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?
Может ли, на ваш взгляд, подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации между педагогами?