Как достичь успеха в спорте. Рекомендации по достижению высоких результатов в спортивной деятельности

На пути к высоким результатам спортсменам приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, что определяет важное значение психологического фактора в их подготовке. Нередко во время тренировок, больших по объему и интенсивности, возникают переутомление, страх перед нагрузками, появляется сильная раздражительность, ухудшается сон, теряется аппетит. Случаи психических срывов на соревнованиях встречаются еще чаще, когда из-за чрезмерного волнения или апатии спортсмены не могут показать результатов, соответствующих их готовности. Чтобы избежать подобных явлений в практике спорта, все чаще используются постоянный контроль и регуляция физического и психического состояния спортсменов (Горбунов Г.Д., 1986).

В функции психолога входит участие в воспитании эмоциональной устойчивости, в формировании и совершенствовании спортивного характера.

Часто совсем юные спортсмены участвуют в крупных соревнованиях, и перед ними ставят не по возрасту серьезные задачи. В этих случаях особенно нужна помощь, совет и поддержка.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, на совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

Психодиагностика проводится для того, чтобы в последующем сформулировать психологические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена (Горбунов Г.Д., 1986). Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонности тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена, что в конечном итоге может привести к психическому перенапряжению, чрезмерному эмоциональному возбуждению, избыточному и неоправданному расходу энергии, в первую очередь, нервной.

Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований.

Актуальное психическое состояние определяет временный фон, на котором протекает любая деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе должно лежать соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, к ее условиям, к самому себе, к нагрузке и так далее (Горбунов Г.Д., 1986).

Стабилизируясь, актуальное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время. Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс стабилизации актуального психологического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера.

Необходимо формировать и поддерживать установку на достижение успеха. Так как поэтапное достижение все более и более высоких целей может постепенно снижать энергию и активность спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности. Удовлетворенность достигнутым должна сменяться желанием достичь новых вершин. В противном случае стремление к достижению успеха сменится установкой на избежание неудачи.

Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений (Горбунов Г.Д., 1986).

Спортсмен должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной им нагрузки, не фиксировать внимание на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, не испытывать боязни за состояние своего здоровья. В ходе спортивных соревнований часто возникают ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки изматывают, спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести к ее дезорганизации. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии.

Одной из главных функций, которую должен выполнять тренер и психолог в своей деятельности - это организация совместной деятельностив группе спортсменов. Спортсмены должны участвовать в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, вместе необходимо ставить ближайшие и перспективные цели.

Хочется отметить, что управление должно вестись в трех направлениях: конструктивно-организационном, куда входит организация и методика учебно-тренировочного процесса; коммуникативном (управление системой общения); гностическом (планирование учебно-тренировочного процесса на основе прогнозируемого результата).

Тренер - это один из мощных факторов, которые влияют на успешность, результативность деятельности спортсменов. Оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; эмоциональный самоконтроль; умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, быть в нужный момент и мягким и жестким; искренняя и глубокая вера в ученика, в его способности и возможности достичь большого успеха в спорте - это некоторые из качеств, которыми так важно, что бы обладал тренер, и не забывал их развивать.

На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, тренеру всегда необходимо ставить перед спортсменом далекие цели, которые в дальнейшем должны осуществляться через серию промежуточных. Для того, чтобы сформировать у спортсмена качества для достижения успеха, психологу и тренеру обязательно надо уделять внимание самоактуализации спортсмена, его совершенствованию себя через спорт.

А так же нельзя оставлять без внимания тот факт, что если спортсмен осознает то, для чего он добивается высоких результатов, получает награды, какую пользу он несет для себя, родных и страны в целом, у него в значительной степени уже будет сформировано желание добиваться высоких результатов.

Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, в большей степени характерно применение стратегии «разрешение проблем» и использование адаптивных и относительно адаптивных вариантов когнитивных и поведенческих копинг-стратегий. Они успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни.

Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренеру и психологу, которые работают с опрошенными спортсменами по греко-римской борьбе:

1. Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.

2. Спортсменам по греко-римской борьбе, достигающим больших успехов, необходимо давать более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки.

3. Иной подход необходим тем спортсменам по греко-римской борьбе, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или реальные.

Хороший результат в соревнованиях почти наверняка означает, что в будущем спортсмен сумеет быстро адаптироваться к новым условиям. Если же молодой спортсмен показывает низкие результаты, это удручает его, снижает веру в себя, ставит под сомнение будущее, закрепляет негативное отношение к соревнованиям вообще. Общая психологическая подготовка к соревнованиям особенно важна именно в период становления спортсмена, формирования у него чувства собственной ценности и перспективности.

Таким образом, исходя из всего этого, можно предположить, что, влияя на психическое состояние спортсмена, можно тем самым повлиять на его функциональное состояние. Для этого необходимо выявить те психологические характеристики, которые оказывают положительное влияние на функциональное состояние спортсмена, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого спортсмена и его тип реагирования на ситуацию соревнования, т.е. базисную копинг-стратегию.

Необходимо учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и достижение нужного уровня мотивации у спортсменов - одна из труднейших задач. Поэтому тренер должен знать самые разные методы подхода как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом.

Специфику спорта, как уже отмечалось, характеризует развернутая система спортивных соревнований со строгой регламентацией соревновательных действий и унификацией способов оценки достижений в ней.

По мнению Л.П. Матвеева (1999), спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и является количественным выражением итогов соревновательной деятельности.

Под спортивно -достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний .

Однако в силу определенных причин и обстоятельств (главнейшую из которых играет изменчивость состояния «спортивной формы») спортсменам далеко не в каждом состязании удается полностью реализовать свои спртивно-достиженческие возможности. Поэтому не каждый результат, демонстрируемый спортсменом (командой) в процессе выступлений в состязаниях можно назвать достижением.

Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.

Спортивный результат как количественная характеристика имеет и самостоятельную ценность для человека. Достигнутый результат оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.

Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений используется понятие «спортивные рекорды». Рекорды это спортивные результаты, превышающие все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга .

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени, количества попаданий и т.п. В других случаях результаты, превышающие ранее достигнутые, определяются как высшие достижения .

Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами, как известно, по некоторым внешним признакам – критериям. Принятые в различных видах спорта критерии результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные , субъективные и смешанные . Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.

Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка, дальности полета снарядов, времени преодоления дистанции в беге, плавании, лыжных гонках, веса поднимаемого спортивного снаряда и т.п. При их измерениях используются относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его.

Субъективными критериями спортивного результата называются способы его оценки, которые в значительной мере зависят от впечатлений складывающихся у арбитров и сопоставления их с некоторыми «образцами» выполнения этих действий на основе собственного опыта и требований, принятых спортивно- технических руководств и правил соревнований. При сопоставлении соответствий и отклонений выставляются оценки, имеющие условные градации, баллы и т.п.

Смешанные критерии – в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т.п. в целевую мишень (корзину, ворота и т.п.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т.п. Вместе с тем, исход эпизодов и всего состязания оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных особенностей их восприятия и оценочных суждений качества исполнения действий.

Следует отметить, что эволюция критериев в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Этому, в настоящее время способствует разработка определенных количественных методов оценки результатов, внедрение новых технических средств объективного контроля, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой.

Все виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть объединены в 4 группы:

I группа – спортивные дисциплины, в которых результаты измеряются метрическими величинами (временем, расстоянием, весом снарядов, точностью попадания в цель). Данная группа может быть разделена на две подгруппы:

– спортивные дисциплины с относительно постоянными условиями соревнований (легкая атлетика, тяжёлая атлетика, плавание, велоспорт, стрельба и др.);

– спортивные дисциплины, связанные с изменением условий состязаний : изменением профиля трассы, течения водных потоков и т.д. (спортивное ориентирование, кросс, лыжные гонки, гребля и др.).

II группа – виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъективно в условных единицах по внешнему признаку сложности и красоты выполняемых комбинаций или отдельных упражнений. Виды спорта данной группы тоже могут быть разделены на две подгруппы:

– виды спорта, в которых выставляется одна суммарная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика и др.);

– виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух и более разных показателей (прыжки на лыжах с трамплина – дальность прыжка и оценка стиля; фигурное катание – оценки за технику и артистизм в баллах и по сумме занятых мест, прыжки в воду – оценки за сложность прыжка и за технику исполнения и т.д.).

III группа – виды спорта, в которых определенные действия спортсменов оцениваются баллами, очками или голами . В этой группе можно выделить три подгруппы:

– виды спорта, в которых результат определяется конечным счетом очков, голов за регламентированное время (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);

– виды спорта, в которых, несмотря на регламентированное время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.);

– виды спорта, в которых победа определяется конечным счетом , но сам поединок не ограничен по времени (теннис, волейбол, городки и др.).

IV группа – объединяет комплексные виды спорта – многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам, предусмотренным для составляющих их дисциплин, за которые, как правило, начисляются отдельные очки, и общая оценка производится по сумме очков (легкоатлетические многоборья, современное пятиборье и др.).

Достигаем успеха в спорте правильно — применяя психологические приемы и практики. Как достичь успеха в спорте быстро, особенно если техника спортсмена отточена до совершенства. Но все равно на соревнованиях не всегда удается одержать победу. В чем причина? Давайте разбираться вместе.

— Моя дочь очень хорошо играет в бадминтон, но все реже выигрывает на соревнованиях, обратилась ко мне мама девочки-подростка. Вот и на прошлых оставалось 2 очка до победы, а она разволновалась и «слила» всю партию.

— Приходите, ответил я, ведь 80% успеха в спорте — это психологическая подготовка спортсмена.

Как подготовиться к соревнованиям так, чтобы достичь успеха и победить. И это касается не только игры в бадминтон.

Тренировки, отработка подач и приёма волана, правильная расстановка сил — это конечно хорошо. Без этого не будет игры.

Но, главное, пройти своеобразный , чтобы повысить вероятность успеха и побед на соревнованиях.

Достигаем успеха мы в спорте и жизни, тогда и только тогда, когда внутренне к нему готовы!

Этот психотренинг обязательно должен включать в себя:

  • уверенность в себе и правильный настрой,
  • идеомоторную подготовку,
  • и умение расслабиться.

Все просто и сложно одновременно. Короче, я удивился что тренеры девочки не знают об этих составляющих достижения успеха в спорте. Которые давно применяются при подготовке олимпийских чемпионов. И в спорте больших достижений.

Достижение успеха: как мы не достигаем успеха

Как достичь успеха в бадминтоне — уверенно держи ракетку, спортсмен!

Я провел краткий опрос и очень подробно записал ответы своей новой Клиентки.

Из отчета девочки я понял, что её неуверенность на соревнованиях проявляется во всем. На всех уровнях психики: мысли, ощущения и чувства, поведение.

Достигаем успеха: МЫСЛИ спортсмена

Мысли о себе и своей технике игры — это важная составляющая успеха или неуспеха спортсмена.

  • наша героиня до игры думала, с кем ее поставят на соревнованиях и сравнивала себя с соперницей не в свою пользу,

  • перед началом игры на соревнованиях, когда ее одолевали сомнения, она спрашивала: получится ли у меня сегодня?

  • при проигрыше она ругала себя последними словами,

  • когда забила гол и выиграла очко: сомневалась в том, что это ее заслуга,

  • все время думала о возможном проигрыше и реакции на него родных и тренера.

Вообщем на уровне мышления — низкая оценка себя и своих способностей. Отсюда и не очень уверенная игра, которая проявлялась на соревнованиях, даже со слабым противником.

Достигаем успеха: ЧУВСТВА спортсмена

На уровне души неуверенность моей подопечной проявлялась двояко:

  • перед стартом ее охватывало волнение, мандраж и дрожь, страх проиграть, потому что это было привычным паттерном

  • в случае неудачной подачи или приема, проигрыша: раздражение, псих, злость на себя и уныние, так проявлялось напряжение.

И конечно же, полное отсутствие удовольствия от игры и радости в случае удачной игры.

Достигаем успеха: ПОВЕДЕНИЕ спортсмена

На уровне приемов игры, у этой спортсменки было все хорошо.

Во время игры в теле было напряжение, поэтому лицо искажала гримаса страха и неуверенности.

Ловкость и гибкость, подвижность пропадала, как следствие, спортсменка часто делала ошибки и допускала промахи.

Если бы мы смогли устранить эти проблемы, то уровень игры девочки возрос бы моментально.

Как легко достичь успеха в спорте: эксперимент

В 90-е годы прошлого столетия спортивные психологи провели эксперимент, который доказал эффективность особого рода тренировки. Которую можно применять не только в спорте.

Самый важный успех в любом виде спорта — это победа над собой, точно?

3 группы спортсменов баскетболистов вели разную подготовку к соревнованиям по броскам в кольцо.

Первая группа тренировалась в обычном режиме, поэтому показала средние результаты в забрасывании меча на уровне 30-50%.

Спортсмены второй группы к тренировкам добавляли дополнительные броски в кольцо, каждый день по часу, поэтому их результат был повыше и составлял 60-70%.

Удивительные результаты показал зачет баскетболистов третьей группы, которые тренировались только дома. Они представляли раз за разом, что они попадают в кольцо со штрафной линии. Их результат составил 50-60%, и как видите, превысил точность игроков 1 группы.

Когда же к тренировке в воображении, которую называют идеомоторная тренировка, добавили реальные броски, результат превысил самые смелые ожидания на уровне 80-100% была точность попадания в кольцо на зачете.

Достижение успеха в действии: идеомоторная тренировка

Идеомоторная тренировка — это мысленное повторение нужных действий в правильном исполнении, при которой происходит автоматизация мышечных навыков.

Идеомоторную тренировку применяют:

  • при подготовке олимпийских чемпионов перед олимпиадой и перед стартом внутри соревнования,
  • при подготовке водителе для отработки навыков вождения,
  • для умений и навыков каллиграфии и письма,
  • для любого натаскивания в действии,
  • при подготовке к ситуации экзамена и соревнования.

Я предложил своей спортсменке-клиентке применять идеомоторную тренировку как в процессе тренировочного подготовительного периода, так и во время игры перед каждой подачей.

Мышечная релаксация и правильный настрой

Любой Учитель в восточных единоборствах настраивает своих учеников на победу так, чтобы они выходили на бой расслабленными.

Восточная Мудрость гласит: «Расслабленное тело может двинуться в 360 направлений. Напряженный боец проиграет в бою, потому что противник быстро угадает направление его пути».

Именно поэтому нужно тренировать релакс с помощью сигнальной релаксации, когда к циклу дыхания Вдох-Выдох, вы присоединяете формулы самовнушения:

  • Я — Расслабляюсь,
  • Мне-Спокойно,
  • Все — В порядке,
  • Я — Победитель,
  • Все — Хорошо.

Когда перед стартом и каждой подачей настраиваетесь, тогда вы говорите себе: «Сейчас я одержу победу прежде всего над собой. Я подам подачу и забью».

8 техник релаксации всего за 450 рублей — отличная добавка к успеху!

Достигаем успеха: хвалим себя и побеждаем!

Люди — не собачки Павлова, поэтому в ответ на ситуацию мы не выдаем сразу нужную реакцию.

Самооценка определяет то, насколько мы готовы к успеху и победе в жизни.

Сперва мы оцениваем себя в этой ситуации, и только потом выдаем реакцию. То есть наша реакция зависит от .

На схеме выше вы видите, что то как мы себя чувствуем в ответ на ситуацию влияет на наше самочувствие.

  • Если спортстмен после неудачного броска критикует себя. Тогда реакция напряжения и злости, приведет его к поражению.

  • А вот если при любых обстоятельствах вы хвалите и поддерживаете себя. То успех и победа не заставят себя ждать.

Поэтому, учитесь правильно настраивать себя, для этого хвалите и поддерживайте себя на всех этапах подготовки и соревнования, потому что это важно.

Чаще всего мы думаем, что должны на чём-то сосредоточиться, чтобы добиться успеха. Но что, если концентрация на конечных задачах не главное? С этим согласны тренеры Шейка Смарт (Shaka Smart) и Джон Фокс (John Fox), которые советуют спортсменам «довериться процессу».

Одним из первых эту идею начал распространять тренер по американскому футболу Ник Сабан (Nick Saban). Ему о ней рассказал профессор психиатрии Лайонел Розен (Lionel Rosen).

Главная мысль Розена состоит в том, что спорт, особенно футбол, - вещь сложная. Никто не способен в полной мере уследить за всеми возможными вариантами развития событий во время сезона, не говоря уже о конкретной игре.

В ходе сезона большое количество игр, игроков, статистических данных и других вещей создают невероятную нагрузку. В то же время, как в своей книге о Сабане пишет Монте Берк (Monte Burke), Розен обнаружил, что в среднем одна игра в американском футболе длится всего семь секунд.

Он задал вопрос: что, если команда сосредоточится только на этих семи секундах - на том, что она может контролировать? Что, если попробовать всё делать постепенно, шаг за шагом, не концентрируясь на ?

Не думайте о победе на Личном чемпионате Европы. Не думайте о национальном чемпионате. Думайте о том, что вам нужно сделать во время этого захода, во время этой игры, в этот самый момент. Это процесс: давайте подумаем о том, что можем сделать сегодня, о предстоящей задаче.

Ник Сабан, тренер по американскому футболу.

Эту идею усвоили игроки Сабана, которые за восемь лет победили 20 раз на трёх разных чемпионатах. Сам тренер при этом тоже получил несколько наград.

Следование процессу делает сложное проще

Представьте, что вам нужно сделать что-то сложное. Не фокусируйтесь на этом - разбейте задачу на части. И просто делайте то, что нужно сделать сейчас, с максимальной отдачей. Затем переходите к следующей части. Следуйте за процессом, а не за результатом.

Дорога к успеху в любой области - это путь, по которому вы идёте шаг за шагом.

Вам просто нужно делать то, что важно сейчас, но делать это нужно уверенно, не отвлекаясь ни на что. Тогда со временем даже самые большие трудности станут вполне преодолимыми.

Это наглядно продемонстрировал один из первопроходцев в области метеорологии Джеймс Поллард Эспи (James Pollard Espy), который до 18 лет не умел писать и читать. Однажды он слушал речь известного Генри Клея (Henry Clay), а когда тот закончил, Эспи попытался с ним поговорить, но не смог выдавить из себя ни слова. Тогда один из его друзей крикнул: «Он хочет быть как вы, хоть и не умеет читать!».

Клей взял один из плакатов, на котором большими буквами была написана его фамилия - CLAY. Он взглянул на Эспи и сказал: «Видишь, мальчик? Это буква A. Тебе осталось выучить всего 25 других букв». Так Эспи понял суть процесса. Через год он поступил в колледж.

Процесс - противоположность беспорядка

Неупорядоченный ум теряет суть того, что имеет значение прямо сейчас, и отвлекается на мысли о будущем. Это может звучать очевидно, но мы часто забываем об этом в нужный момент.

Если бы прямо сейчас кто-то сбил вас с ног и прижал к земле, как бы вы отреагировали? Вероятно, запаниковали бы. А затем изо всей силы попытались бы сбросить этого человека с себя. Но это не помогло бы: весом своего тела он может без особых усилий прижать ваши плечи к земле. И вы, пытаясь вырваться, вскоре выдохнетесь.

Процесс - вещь строго противоположная. Сперва, не паникуя, вы собираете всю свою энергию. Вы не делаете ничего глупого и не тратите силы попусту. Вы сосредотачиваетесь на том, чтобы не стало хуже. Затем вы поднимаете руки, набираете в грудь воздух, переворачиваетесь на бок и хватаете негодяя за руку или зажимаете его бёдрами - в общем, шаг за шагом делаете всё для того, чтобы атакующий начал сдаваться. До тех пор, пока не освободитесь.

Быть пойманным в ловушку - это всего лишь позиция, а не приговор.

Когда вы готовите к выпуску продукт, конкуренция может вас напугать. Когда вы мечтаете написать книгу или снять фильм, вы можете испугаться большого количества работы. Часто мы сдаёмся, потому что считаем задачу невыполнимой.

На самом деле, любую задачу можно решить - достаточно разбить её на кусочки и просто шаг за шагом. Когда вы знаете, что собираетесь делать дальше, возникающие препятствия уже не кажутся такими непреодолимыми.

Не торопитесь. Одни проблемы решить сложнее, чем другие. Сперва разберитесь с теми, которые находятся прямо у вас перед носом. Затем переходите к остальным. У вас всё обязательно получится.

МИНСК, 13 ноя - Sputnik . Знаменитые российские фигуристы Илья Авербух и Максим Маринин в ходе видеомоста Минск - Бишкек - Москва - Таллинн в рассказали о том, что именно может мотивировать ребенка достичь высоких результатов в фигурном катании.

Секрет успеха

В жизни любого спортсмена наступают моменты разочарований, усталости и огорчений от недостигнутых результатов. "Мальчикам фигурным катанием вообще сложно заниматься, потому что в хоккее, в футболе ты понимаешь, что надо забить гол - у тебя конкретная задача. Здесь надо учить беговые, ласточки, перебежки, вращения. Зачем, почему, для чего и когда это пригодится, ты не понимаешь. Ты не видишь главного соперника, которого ты можешь обыграть. Эта заочная борьба всегда была очень сложной для меня", - признался Авербух.

Он считает, что для спортсмена большое значение имеют слова тренера, который в какой-то момент становится ближе, чем родители. "Но я думаю, вряд ли есть какое-то заветное слово-ключик. Надо верить в свои силы. Мама мне всегда говорила, что терпение и труд все перетрут. Достаточно банальная пословица, но я могу сказать по своему опыту, что очень много талантливых детей, которые были на каком-то этапе талантливее меня, в силу каких-то амбиций, обстоятельств, в силу человеческой лени завершали карьеру. И им казалось, что их будут все уговаривать, за ними бегать, без них мир фигурного катания не состоится. Но никто не заметил потери бойца. О них забыли", - рассказал призер Олимпиады.

По его словам, зачастую выигрывают именно те фигуристы, кто перетерпел, кто прошел всю дорогу. "На своем опыте, который я приобретал благодаря пахоте на тренировке, я выигрывал свои медали. А если человек не хочет трудиться и не может, его лучше отпустить. Заставлять его не надо", — высказал мнение Авербух.

Маринин уверен, что составляющие успеха - это трио: талант, трудолюбие и удача. "Все эти три компонента очень тесно связаны между собой. Мой первый тренер Михаил Маковеев говорил всегда, что главный талант - это трудолюбие. Он прививал всем своим ученикам это качество. Как говорил и говорит наш тренер, который выводил нас уже на мировые чемпионаты, Олег Васильев: "Удача всегда сопутствует тем, кто умеет трудиться". Одна из главных составляющих успеха - работоспособность", - заключил фигурист.

Зачем мальчикам фигурное катание

Одна из проблем фигурного катания на просторах СНГ в том, что многие родители, особенно отцы, не видят смысла отдавать сыновей в этот спорт, предпочитая ему хоккей, футбол или бокс.

"Одна из мотиваций, чтобы родители приводили мальчиков на фигурное катание, может быть в том, что в связи с небольшой конкуренцией они будут нарасхват. Но главная мотивация еще и в том, чтобы родители видели, что это не зазорно. Нужно прививать, что это красиво, что это развитие и духовного мира и это востребовано", - поделился Авербух.

Самое главное - показать родителям, что спортсменов-фигуристов уважают. "Важно, чтобы увидели папы, что этих людей, которые катаются на коньках, уважают. И тогда они тоже начнут уважать. Возможно, приезд чемпионов, когда родители увидят, какое к ним внимание у прессы, может их привлечь", - отметил экс-фигурист.

Маринин считает, что проблема фигурного катания в том, что в нем отсутствует игровой момент. "Из-за этого получается очень скучный вид спорта. А мотивация появляется тогда, когда появляются первые победы", - пояснил он.

По словам спортсмена, любой ребенок в фигурном катании, в частности мальчик - это большой вызов именно для родителей. "Потому что каждый день монотонная работа: привезти, проследить, увезти, накормить. Определенный склад психики должен быть у родителей и, естественно, вера в своего ребенка", - рассказал Маринин.

Где найти мотивацию?

Маринин считает, что ему как человеку, рожденному в СССР, найти мотивацию было проще. "Я приехал в школу парного катания из Волгограда в Санкт-Петербург, и у меня обратной дороги не было, была дорога только вперед. Потом переехали в начале 2000-х в США к Олегу Васильеву, и там тоже была только одна дорога - вперед. Потому что в то время в России было непонятно что, как ситуация будет складываться именно с точки зрения развития страны", - вспомнил он.

В современном мире фигуристам нужно искать другую мотивацию. "Самая яркая мотивация и пример для многих фигуристов - тот же самый Юдзуру Ханю, который стал двукратным олимпийским чемпионом, но ставит себе новые высокие задачи. Нужно все время стараться учиться и искать свой предел. Если ты чувствуешь внутренние силы, что ты еще что-то можешь, тебе нужно двигаться вперед. А заветного ключика нет", - уверен олимпийский чемпион.

Маринин признался, что в его карьере тоже было много моментов, когда разочаровывался и хотел все бросить. "Но, еще раз повторю, что мне было проще, потому что я мог идти только вперед, нужно было как-то устраивать свою жизнь и выкарабкиваться из не очень веселой среды жизни", - подчеркнул спортсмен.

Когда будут первые результаты, мотивация у ребенка сама появляется. "Это я говорю, как человек, который сам своего ребенка привел в фигурное катание. Для меня то, что он занимается, - это тоже определенная мотивация. Я тоже себя поддерживаю в форме, заставляю прыгать и выступать, а мог бы сложить лапки и почивать на лаврах", - улыбнулся Маринин.