Дарья Блашко: "Не буду выступать за Беларусь, какие бы условия ни предлагала федерация биатлона". Дарья блажко биатлон биография. Какой механизм работает в данном случае

В сентябре стало известно, что Дарья Блашко планирует выступать за сборную Украины, а уже в октябре биатлонистка из Новополоцка получила украинский паспорт.


Впервые после перехода Блашко, которую называли «следующей Домрачевой», подробно рассказала SPORT.TUT.BY , почему не видела вариантов остаться в Беларуси и как планирует провести два года карантина, если этот срок все-таки не будет сокращен.


«Мы с тренером оказались в огромных долгах. Гнетет, когда не видишь света в конце тоннеля»

- Когда вы окончательно решили сменить команду?

В начале лета. Два последних года полностью отдавалась работе, тратила все заработанное на подготовку и надеялась на понимание со стороны Белорусской федерации биатлона. Но в какой-то момент мы с моим тренером Владимиром Анатольевичем Махлаевым оказались в огромных долгах и перед выбором: либо я должна готовиться в республиканском центре олимпийской подготовки «Раубичи», либо искать другие варианты.

- Белорусская федерация биатлона финансировала вашу подготовку?

Да, но получение финансирования было проблемным. При этом мы все же находили компромисс с предыдущим председателем федерации Валерием Павловичем Вакульчиком. Он выслушивал разные мнения и принимал здравые решения. После смены руководства нам везде включали красный свет. Так произошло из-за отказа готовиться в команде «Раубичи».


- Часто приходилось ездить на сборы за свои деньги?

Нет, сборы в основном финансировала федерация, хотя были и поездки за свой счет. Но покупка лыж, палок, смазки и других важных компонентов всегда была исключительно на наших плечах. За два года я не получила от Белорусского клуба биатлона ни одной пары лыж. Часть инвентаря предоставляли спонсоры, которых мы с тренером находили самостоятельно, а часть покупали сами. Гнетет, когда не видишь света в конце тоннеля.

- Почему вам не всегда выделяли финансирование?

Потому что я готовилась отдельно от команды. Понимаю, что, находясь вне команды, спортсмен во многом проигрывает. Но я не захотела работать в команде «Раубичи», где нет гарантий, что тренеры этой группы останутся на местах, а их не сменят новые. Там нет уверенности в планомерной подготовке с одним тренером, поэтому я решила продолжить работу с В димиром Махлаевым.

В этом году накануне летней подготовки мы с тренером месяц искали финансирование для предсезонных сборов, но так ничего и не получили. Аргумент федерации - провальный чемпионат мира среди юниоров. Хотя я провела в десятке все четыре гонки чемпионата и не считаю, что завалила старт. В биатлоне один выстрел может решить очень многое.

«Мой тренер не из тех, кто будет портить карьеру спортсмена ради своих интересов»

- Главная причина перехода - желание продолжать работу именно с Владимиром Махлаевым?

Мне было важно работать под руководством Владимира Анатольевича, который ведет меня с 10 класса. Я была не против готовиться в общей группе, но под контролем моего тренера. Федерация упорно не включала его в списки тренерского штаба независимо от результатов.

После успешного юниорского чемпионата мира 2015 года Владимира Анатольевича уволили из команды центра «Раубичи», а ее саму распустили. После этого спортсмены из его группы какое-то время пытались найти себя в биатлоне, но вскоре многие все равно закончили карьеру. А сейчас мы видим, что некому выступать на Кубке IBU.

Владимир Анатольевич хотел работать только с вами или готов был подключиться к работе и с другими спортсменами?

Он был готов работать наравне и с другими белорусскими биатлонистками. Я даже ходила на прием к министру спорта Александру Шамко по поводу работы с этим тренером. Он обещал подумать над моим вопросом. Но мы так и не получили ответа. Теперь в украинской команде Владимир Анатольевич задействован именно на таких условиях - как мой личный тренер и один из тренеров команды Б сборной Украины.

Почему вы не согласились присоединиться к группе спортсменов из команды Б, где вас хотела видеть белорусская федерация?

В Беларуси нет как такового Б состава. Подготовку группы в составе Динары Алимбековой и Дарьи Юркевич, насколько я знаю, финансирует республиканский центр олимпийской подготовки «Раубичи». Моего тренера фактически заставляли отдавать этому центру своих воспитанников. За два года он передал в «Раубичи» трех спортсменов, а сам остался без зарплаты.

Владимир Анатольевич не из числа тех, кто будет портить карьеру биатлониста ради своих интересов. Просто я сама не захотела уходить на подготовку в «Раубичи», потому что это привело бы к смене тренера.

- Какие перспективы попадания в основную команду у вас были в Беларуси?

Насколько я знаю, в Беларуси во мне не видели перспективу. Всегда считали исключительно тихоходом без шансов на прогресс в скорости в будущем. Также Белорусская федерация биатлона ищет и отбирает спортсменов по показателю МПК - максимальному потреблению кислорода. Я тестировала этот показатель в Рамзау два года назад после чемпионата мира в «Раубичах», когда была выхолощена физически и эмоционально.

Тогда из-за головокружения закончила тестирование досрочно. Соответственно, показатель оказался низким. А в федерации почему-то взяли его за основу. Дальнейшие тестирования выдавали более высокие данные. Конечно, не супервысокий показатель, но такой, с которым можно демонстрировать достойные результаты.


- Вам предлагали присоединиться к основной команде во время прошлогодней предсезонки. Почему отказались?

Я была не готова находиться в национальной команде, потому что физически просто не потянула бы те нагрузки. Молодой организм должен получать адекватные, планомерные нагрузки, а не постоянно сменяющиеся методики подготовки.

«В Белорусской федерации почти прямо говорят: спортсмены - это расходный материал»

- Были моменты, когда жалели, что отказались тренироваться с основой белорусской сборной?

Нет, то решение я считаю абсолютно правильным. Если бы я тогда присоединилась к национальной команде, то сейчас, вероятно, никто бы уже не знал такую спортсменку, как Дарья Блашко. Скорее всего, я бы уже закончила карьеру.

- Почему?

В Белорусской федерации почти прямо говорят, что спортсмены - это расходный материал. Не получилось с этим - найдем другого. Но спортсмен - это в первую очередь человеческая жизнь. Мы ведь круглосуточно на сборах и соревнованиях. Это уже не просто работа, а целая жизнь. Каждый вправе вершить свою судьбу.

- Эксперименты со сменой тренеров и методик подготовки могут испортить карьеру атлета?

Конечно. Представьте, что вы идете в магазин, но вдруг поворачиваете направо, затем - налево, потом идете обратно. Так вы никогда не дойдете. А если вы работаете по четкому плану, то знаете курс: идти прямо и не сворачивать.

Почему спортсмен должен менять направление только из-за того, что пришел другой тренер? Как минимум надо дать специалисту время на внедрение своей методики, а не снимать тренера сразу после неудачного сезона, очернив его имя. Рафаэль Пуаре был абсолютно прав: чтобы вырастить сильное поколение, нужен не один год.


- Работая с Владимиром Махлаевым, вы видите свой прогресс как спортсменки?

Да. Мы проводим глубокий анализ лыжного хода и стрельбы по итогам соревнований и сезонов. Видим, что двигаемся в правильном направлении. Резкий рост не приносит ничего положительного. А плавный рост - это непрерывное движение вверх. Конечно, хотелось бы прогрессировать быстрее. Но если раньше чистым ходом я проигрывала спортсменкам из резервной сборной Украины около минуты, то сейчас мы показываем примерно равные скорости.

Есть мнение, что ваш тренер Владимир Махлаев использует вас в своих корыстных целях и накручивает в выгодном ему направлении.

Я спокойно отношусь к этим высказываниям, потому что знаю, как все устроено на самом деле. Все решения принимались совместно, и никакая сторона тут не перевешивала.

- Какие попытки предпринимала Белорусская федерация биатлона, чтобы оставить вас в сборной?

Представители федерации разговаривали с Владимиром Анатольевичем во время соревнований в Шушене. Со мной впервые завели разговор на тему обратного перехода в конце ноября. Спрашивали, смогу ли я появиться в федерации после восьмого декабря, чтобы разъяснить причину перехода. Федерация начала переговоры только сейчас, хотя я четко заявила еще в конце июня, что буду выступать за Украину.


- Как вы заявили о переходе?

Я уволилась из Белорусского клуба биатлона четвертого июля - эта дата стоит в моей трудовой книжке. Поэтому очевидно, что федерация знала о моих планах еще с лета. Кроме этого, мы разговаривали с Андрианом Цыбульским и совершенно честно и открыто сообщили, что переходим в команду Украины. Никаких предложений остаться и найти компромисс не было. Сейчас они пытаются повернуть время вспять, но так не делается. Когда в клубе подписывали мое заявление об увольнении, то также не предпринимали никаких мер, чтобы оставить меня в белорусской команде.

- Почему решили перейти именно в сборную Украины?

Когда мы с Владимиром Анатольевичем поняли, что в Беларуси больше нет возможностей для подготовки, обратились в Федерацию биатлона Украины. Тренер раньше работал с украинской командой и был знаком с президентом федерации Владимиром Брынзаком.

Владимир Михайлович действительно живет биатлоном. Отсюда и результаты украинской команды. Мы очень благодарны президенту украинской федерации за поддержку и помощь. Он успокаивает, что даже два года карантина не станут проблемой и они готовы меня ждать.

«Я гордилась выступлениями за Беларусь. Но приходится принимать непростые решения»

Уходя из белорусской сборной, вы были готовы к двухлетнему карантину со стороны Международного союза биатлонистов?

Да, мы понимали, что это возможно. Честно говоря, на другие варианты особо и не рассчитывали.


Белорусскую федерацию биатлона не устраивает, что спортсменка, в которую государство вкладывало бюджетные средства, хочет представлять другую страну.

Почему Белорусская федерация биатлона не задумывается о том, сколько денег Россия вкладывает в тех спортсменов, которые потом выступают за Беларусь? Российская сторона отпускала биатлонистов без карантина, хотя там в спортсменов, особенно в воспитанников Тюменской области, инвестируются немалые средства.

- Какой у вас план действий на случай двухлетнего карантина?

Мы думали тренироваться со спортсменами, выступающими на Кубке IBU, но это оказалось невозможным. Я не могу получить аккредитацию и тренировочный бип, а потому не имею допуска на трассу и стрельбище. Сейчас мы с тренером работаем отдельно от украинской команды Б, с которой готовились к старту сезона.

Если у меня будет двухлетний карантин, то планирую выступать на соревнованиях по лыжным гонкам и участвовать в открытых национальных чемпионатах стран по биатлону. Например, на днях завершились соревнования FIS по лыжным гонкам в Карпатах. В спринте коньковым ходом я заняла первое место, обойдя лыжников из основных сборных Беларуси и Украины. В конце декабря буду стартовать на чемпионате Украины по биатлону.

Собираетесь встретиться с Белорусской федерацией биатлона перед тем, как они примут окончательное решение по карантину?

Я не исключаю такой возможности. Но в ближайшее время у меня запланированы соревнования и учебно-тренировочный сбор. Неразумно срываться и ехать за 1500 километров в разгар тренировок и стартов.

- Кто сейчас финансирует вашу подготовку?

Федерация биатлона Украины. Я участвовала в совместных сборах с командой Б, а на первом этапе Кубка IBU Владимир Анатольевич помогал тренерам и сервисменам. Мы были задействованы наравне с остальными и приняты в единую команду.

- Почему Федерация биатлона Украины заинтересована в вашем переходе?

Украинское руководство работает на перспективу. Они понимают: какими бы сильными ни были биатлонистки нынешней сборной, они не вечны. Когда-то наступит время смены поколений, поэтому украинское руководство готовит резерв.

Чувствуете, что готовы выигрывать конкуренцию у украинских биатлонисток и попадать в основной состав на Кубок мира?

Конечно, в Украине очень сильная сборная, и мне это нравится. Есть возможность учиться у сильных спортсменов и наблюдать за их подготовкой. Понимаю, что нет ничего невозможного. Все спортсмены - обычные люди. Есть много примеров, когда биатлонист начинал в середняках, а потом добивался высоких результатов.

- У вас были терзания из-за того, что смена флага - это непатриотично?

Два последних года я отбегала исключительно на патриотизме. Мы вкладывали в подготовку собственные деньги, но не говорили о том, что это лишь наши заслуги. Я выступала под белорусским флагом и всегда этим гордилась. Но наступает момент, когда приходится принимать непростые решения, чтобы не испортить спортивный путь.

- Поддерживаете связь с кем-то из белорусской команды?

Да. Я прекрасно общаюсь с девчонками, с которыми вместе бегала. Мы не обсуждаем нюансы подготовки. Абсолютно не знаю, что сейчас происходит в белорусской команде и как велась работа, которая привела к хорошим результатам на стартовых этапах Кубка мира. Я рада за их успехи.

«Уехала выступать за Украину, а не шантажировать Белорусскую федерацию биатлона»

- Допускаете вариант, что еще будете выступать за Беларусь?

Нет, какие бы условия мне ни предлагали. После двух лет работы с Белорусской федерацией биатлона уже сложно поверить в чудо. В Украине я вижу перспективы. Здесь в меня верят, и я не могу подвести этих людей. Я перешла в Украину с ясной целью выступать за эту страну и не собиралась таким образом шантажировать Белорусскую федерацию биатлона.

Я вижу разницу в отношении к результатам и подготовке спортсменов, открытости белорусской и украинской федераций. В Белорусской федерации биатлона всегда что-то скрывают, публикуют мало новостей, а в Украине легко можно найти комментарии президента федерации по вопросам, интересующим болельщиков. Он никогда ни от кого не прячется.


- Как вас встретили спортсменки из украинской команды?

Конечно, поначалу я чувствовала себя чужой. Сама помню, как реагировала на переход иностранных спортсменок в белорусскую сборную: вдруг появляется человек извне и претендует на место, за которое ты боролся годами. Но украинские девчонки приняли меня хорошо. Не было никаких наездов - только взаимная поддержка. За эту команду я искренне болею.

Виктория Ковальчук, фото Денис Костюченко, Дмитрий Брушко

Лента новостей

Биатлон. Дарья Блашко: очень приятно финишировать с флагом Украины

2018-09-25 16:39:26

Белорусская биатлонистка Дарья Блашко , сменившая спортивное гражданство и ныне выступающая за сборную Украины, прокомментировала на летнем чемпионате Украины в Чернигове.

Очень приятно финишировать первой, с флагом, тем более что Украина дала мне второй шанс. И я очень рада, что все складывается именно так.

Чувствовала по ходу трассы себя нормально. Сыграло также роль то, что мы стреляли с первых установок, и там ветер особо не гулял. Теперь готовимся к Обертиаллаху, а затем уже и к заключительным сборам на снегу перед началом сезона. На данный момент подготовка идет хорошо, все по плану, - цитирует Блашко biathlon.com.ua .


Комментарии (35)

ГЕША 26 Сен 2018 08:39

Цитата:


Оно так и будет. У Балашко есть стимул для этого.

string(4) "ГЕША" string(17) "26 Сен 2018 08:39" string(277) "

Цитата:
Будет смешно, если Блашко после карантина, будет ушатывать наших девчат по результатам на этапах КМ.


Оно так и будет. У Балашко есть стимул для этого. " Array

Sашык_ 26 Сен 2018 08:07

Цитата:



Боже, что ты городишь, чудо ты змагарское... и тут оно политоту найти умудряется...ватные головы..идиот.

string(6) "Sашык_" string(17) "26 Сен 2018 08:07" string(1335) "

Цитата:
а как ты думаешь, как чувствовали себя русские глядя как домрачева с кузьминой на олимпиадах золото штамповали одно за другим, и мы так себя чувствовали бы, но в данном случае я ооочень сомневаюсь что так будет..


По Кузьминой, тут всё понятно, списали с корабля из за толстой для кого то сраки, поэтому имела полное право. Я вот не пойму, чего вы всё про Дашу по такому поводу пишете? Она гражданка Беларуси по паспорту всегда была и НИКОГДА не давала повода и нигде не говорила, что хотела бы бегать за Россию. А то что она там тренировалась, когда родители её там работали, так это не делает её обязанной в то время, принять спортивное гражданство России.


Ну видишь ли, в ватных головах бытует устойчивое мнение, что Дашу ВСЕМУ научили в России, и мы, белорусы, должны за это "старшему брату" по гроб жизни. Просто у некоторых людей очень короткая память, забыли уже, каким буратиной Даша приехала в РБ. Путала мишени, лёжку со стойкой... А в России все кто сейчас бьёт себя ушами по щекам, тогда над ней откровенно ржали.
Боже, что ты городишь, чудо ты змагарское... и тут оно политоту найти умудряется...ватные головы..идиот. " Array

Tirman78 26 Сен 2018 07:21

Пёс-женского рода.

string(8) "Tirman78" string(17) "26 Сен 2018 07:21" string(25) " Пёс-женского рода. " Array

VaDoNoSka 26 Сен 2018 00:42

argentina9

По Украине: Брынзак, особенно в последнее время собирает шлак похлеще нашего: Панфилова (особенно второй раз), Белкина (вечно перспективная), всякие Русиновы да Жирные, молодая троица... Собственно и в этой гонке в 6ке 4ро - иноземцы. И да, от них тоже переходят спортсменки

string(9) "VaDoNoSka" string(17) "26 Сен 2018 00:42" string(692) " argentina9 , е-мае, то что ватников гоняешь - это молодец. Но защищать эту моль, которая требовала себе условия лучше Скардино с Кривко просто дико. Да и Алимбекова наглядно показала кто прав, готовясь спокойно в "этих Раубичах". Так что можно и нужно только порадоваться, что наша команда стала чище после ухода таких вот личностей, будь она хоть главной надеждой человечества.

По Украине: Брынзак, особенно в последнее время собирает шлак похлеще нашего: Панфилова (особенно второй раз), Белкина (вечно перспективная), всякие Русиновы да Жирные, молодая троица... Собственно и в этой гонке в 6ке 4ро - иноземцы. И да, от них тоже переходят спортсменки " Array

yrchik71 25 Сен 2018 23:13

Горбок просто не приезжал. Д.Блашко пыталась найти компромиссы, её не услышали, у нас же были пассажиры (а может не просто пассажиры) аля Ильченко....ну там арбузы пособирать если что, а Блашко не подходит для бахчевода.

string(8) "yrchik71" string(17) "25 Сен 2018 23:13" string(227) " Горбок просто не приезжал. Д.Блашко пыталась найти компромиссы, её не услышали, у нас же были пассажиры (а может не просто пассажиры) аля Ильченко....ну там арбузы пособирать если что, а Блашко не подходит для бахчевода. " Array

Их содружество - опытного наставника Владимира Махлаева, шесть лет возглавлявшего мужскую сборную страны, и его юной воспитанницы Дарьи Блашко - приносит весомые плоды. В конце ушедшего сезона витебская биатлонистка привезла Большой Хрустальный глобус за победу в тотале юниорского Кубка мира и малый - за первое место по сумме всех спринтерских гонок.

От Дарьи, двукратной победительницы чемпионата мира среди девушек, ждали наград на юниорских континентальном и планетарном первенствах, но на пьедестал она не поднялась. Причины? Их объясняет Владимир Махлаев, нынешний старший тренер Витебского центра олимпийского резерва по зимним видам, и Дарья Блашко в разговоре с корреспондентом sportpanorama.by .

Владимир Махлаев: Особые подходы к общей цели

- Начнём с того, что вашу ученицу приглашали на тренировочные кемпы первой сборной страны, но вы отказались.
- Да, прошлый сезон мы провели с Дарьей на самоподготовке, а не в национальной команде со взрослыми. Это было обоюдное решение, моё и Дарьи, нас поддержали в Минспорта и федерации. Уровень первой сборной совершенно иной, да и цели другие. Подготовку вели в основном за средства витебского центра, иногда на помощь приходил Республиканский клуб биатлона. В конце минувшего сезона обосновывались в Логойске, а финансирование сбора обеспечил витебский центр, и, пока позволяла погода, Дарья применяла для тренинга сноуборд и горные лыжи. Ныне начали новый тренировочный виток, с понедельника начали официальный сбор в Раубичах.

- У вашей ученицы не нашлось времени на отпуск?
- Отдых обязательно нужен, но поскольку она не достигла элитарного уровня, то не может себе позволить, скажем, уехать на Канары. Поэтому мы решили начать подготовку чуть раньше, посвятив её стрелковой составляющей, ОФП, а с наступлением более тёплых дней, в конце мая, надеемся провести восстановительный сбор. После него начнутся серьёзные нагрузки. Сейчас же задачи иные, делаем упор на развитие стрелковых навыков, координации, функции.

- Говорят, вы используете какие-то особые подходы в работе?
- Это слишком обширная тема, чтобы сказать одной фразой. Во-первых, более 10 дней Дарья откатала на сноуборде, в Логойске. Причём начинала едва ли не с нуля, а затем постепенно привыкла, научилась держаться на новом снаряде. Когда снег сошёл, перешли на скейтборд. Позже начались стрелковые упражнения, занятия на скейтборде, велосипеде, плюс для развития устойчивости добавили хождение по канату, катание на роликовых и обычных коньках по льду. Упражнений очень много, и они различные.

- Вы применяете уже известные тренировочные варианты или же разрабатываете их сами?
- Минус нашего вида в том, что подчас зацикливаемся на узкой специализации. Мы же в нынешних тренингах стараемся использовать упражнения из акробатики, лёгкой атлетики, других видов спорта. Их предлагаю не только я, но и Дарья, которая ищет нужные тренировочные варианты в Интернете, подчас и сама их дорабатывает. У нас совместные подходы и общие решения, мы заранее обдумываем будущий тренаж, изыскиваем новые средства и методы.

К тому же поддерживаем постоянные контакты с Полесским госуниверситетом, конкретно - с доцентом одной из кафедр Виталием Мариничем. В первую очередь - для проведения тестирования, обследований, но зачастую он подсказывает новые подходы к тренировочным или соревновательным действиям.

Вернёмся к стартовым гонкам недавнего сезона и вспомним, что его начало выглядело намного более удачным, нежели вторая половина.
- Да, поначалу были победы, призовые места на юниорских этапах Кубка мира, а потом - спад. Почему? С весны, как известно, мы начали готовиться отдельно от национальной команды, но не все планы смогли выполнить. Во-первых, не сумели провести восстановительный сбор, а в конце лета - выехать на среднегорную подготовку. В сравнении с прошлым сезоном все тренировки и соревнования проходили на равнине, за исключением летнего чемпионата в Польше, но и там, в Душниках, высота оказалась небольшой.

В этом году все первые кубковые этапы проходили на высокогорье, и за счёт грамотной предсезонной подготовки первые два-три этапа Дарья вытянула. В первую очередь с помощью, как мы говорим, здоровья, экономичности в подходах к гонкам, но дальше пошёл спад. Организм был не готов к постоянному пребыванию в горах, на высоте, для этого его надо тренировать. Причём из года в год по специальной схеме, методике. Поэтому этот спад был ожидаем.

- Блашко оказалась в числе тех, кто представлял национальную сборную на заокеанском кубковом туре.
- Да, молодым биатлонистам предложили «закрыть» канадский этап Кубка мира. Но чтобы туда попасть, требовалось завоевать квоту, а для этого выступить на взрослом Кубке ИБУ. В итоге нам пришлось корректировать схему подводки к юниорскому чемпионату мира.

В Кубке ИБУ вновь забирались на высоту, но всё это не значит, что старты за океаном поломали всю запланированную программу. Просто в некоторой степени это объяснение тому, что Дарья не смогла привезти медали ЧМ. Но ни в коем случае мы не считаем, что дело в каких-то тактических просчётах.

После того как девушка завоевала две награды на чемпионате мира среди сверстников в Раубичах, от неё ждали продолжения на следующем таком же старте.
- Повторюсь, в прошлом сезоне проходило не юниорское первенство, а юношеское. В начале соревновательного года мы заранее предупреждали, что он станет переходным между юношескими и юниорскими турнирами. Поэтому вполне могло случиться понижение в результатах. Тем не менее удачные первые этапы помогли Дарье завоевать два глобуса. Особо не повлияли 10-е, 15-е места, которые она заняла на юниорских «Европе» и «мире». Понравилось и то, что на континентальном первенстве в условиях ажиотажа - быть или не быть глобусу - она выстояла, сделала шаг вперёд, приобрела новый опыт. Я считаю её выступления вполне успешными. В грядущем сезоне планируем старты на этапах Кубка ИБУ среди взрослых, и не просто участие, но попадание в топ-10.

- Вы считаете, что ей по силам сразу же влиться в биатлонную элиту?
- Все тренировочные и соревновательные действия Дарья «кладёт» на бумагу, после чего мы обязательно анализируем, сравниваем с тем, как выступали нынешние лидеры мирового биатлона: Домрачева, Соукалова. Обе начали представлять национальные сборные в 21 год, ныне Блашко на год моложе. Думаю, мы абсолютно правильно сделали, что не начали прошлый сезон в компании со взрослыми.

Ещё одно, считаю, немаловажное событие. Ей 20 лет, два сезона Дарья вполне успешно соревновалась без каких-либо восстановителей. Можно было после первых удачных стартов, а затем менее благополучных с помощью, понятное дело, разрешённых препаратов восстановить, поднять её тонус до прежнего уровня. Но был ли в этом смысл? А что она станет делать в будущем сезоне, а через год в олимпийском? Не скрою, в наших планах - попасть на ближайшие зимние Игры и биться за высокие места, но основная цель - следующая Олимпиада 2022 года, когда Дарье исполнится 26 лет - лучший возраст для серьёзных побед.

- В одном из интервью прозвучало, что Дарья - потенциальная олимпийская чемпионка.
- Много лет проработав в биатлоне, причём и на самом высоком уровне с нацкомандой, я никогда гарантированно не говорил о подопечном как о будущем медалисте. Но такой одарённой спортсменки, как Блашко, у меня ещё не было. Правда, злые языки твердят, что она хороший стрелок, но тихоход на лыже. Что ж, поживём - увидим. В умении анализировать, ставить перед собой конкретные цели и каждый раз хоть на шаг продвигаться к ним она превосходит всех моих предыдущих воспитанников. Поэтому я с определённой долей уверенности говорю, что Дарья станет большой спортсменкой.

- А что на сей счёт утверждает спортивная наука?
- Есть известная методика Душанина - Карленко, и один из её авторов, Василий Павлович, бывший главный тренер сборной Украины - приезжал к нам. По их методологии Блашко относится к пятой группе, представители которой, как показывает практика, поднимаются на олимпийский подиум. В своё время, когда я руководил мужской сборной, он, обследуя Айдарова, утверждал, что Алексей в перспективе - олимпийский чемпион. В Нагано, если бы не один промах, Айдаров стал бы золотым призёром, но и его «бронза» Игр - это солидный успех.

Дарья Блашко: Тренировки ради тренировок? Нет смысла!

- Что нового принёс ушедший сезон? Если сделан шаг вперёд, то конкретно к чему?
- Мы были нацелены на то, чтобы больше приобрести психологическую нагрузку, в меньшей степени - физическую. Так и получилось, что в конце сезона, когда решалась судьба юниорского Кубка, я не справилась с давлением в первых же гонках. Тогда, в Поклюке, на чемпионате Европы, старты на котором входили в кубковый зачёт, «индивидуалка» не удалась. С двумя штрафными минутами я попала лишь в двадцатку. В спринте с нулями была 15-й - оставлял желать лучшего ход по лыжне. Я волновалась, в итоге не совсем всё получилось.

В преследовании после того, как «отпустила» себя, получилась хорошая гонка. В принципе, в ней главным было доехать до финиша, не сойти. На дистанции возможно всякое: могла упасть, сломать лыжу, повредить винтовку, тем более намечался очень серьёзный спуск. Но всё сложилось удачно: я финишировала в первой десятке и выиграла общий зачёт КМ. А 15-е место в спринте не помешало занять первое место по сумме всех кубковых гонок. Перед стартом у меня был отрыв в 61 очко, и в принципе до гонки я уже держала кубок в руках.

- Какие новинки были привнесены в рутинный тренировочный процесс?
- Многие элементы придумываем сами. К примеру, в стрельбе - веду огонь с дальнего расстояния, по линиям, полумесяцем, полукругом, по уменьшенным мишеням. Сейчас пробуем выполнить упражнение на скейтборде: если зафиксировать его колёса, то можно стрелять как на платформе. Естественно, скажем, на соревнованиях, во время ветра, мне пригодятся подобные навыки. Важно многообразие, поэтому, чтобы наработать технику, приобрести устойчивость, хожу по тросам, катаюсь на сноуборде, горных лыжах.

- А можно ли узнать собственную оценку сезона?
- Никаких баллов ставить не буду. Скажу, что это был хороший турнирный год, когда многое приобрела, а не просто бездумно отбегала гонки. Мы получили определённые ответы на наши вопросы и понимаем, на что в будущем направить усилия. Это самое основное для роста.

Некоторые биатлонисты сборной говорят просто и незамысловато: я выполняю указания тренера и за свой результат не отвечаю.
- Такого не бывает, чтобы тренер предложил нагрузку и сказал, мол, выполнив её, получишь 100-процентный результат. Спортсмен знает свой организм, он должен определять хотя бы примерно, что ему нужно, и с тренером корректировать нагрузки. Взаимодействие с наставником весьма важно. Это общемировая практика, в которой нет тренерского диктата. Те же успешные во многом норвежцы говорили: да, у нас команда, но это не значит, что мы выполняем одни и те же задания.

Я не вижу смысла тратить свои годы и время Владимира Анатольевича ради того, чтобы тренироваться бездумно. Лучше найти иное приложение сил, чем не понимать, зачем и для чего это делаешь.

По существу, вы вырабатываете с тренером наиболее приемлемые индивидуальные варианты продвижения на пьедестал?
- Гонки выпадают удачные и не очень, хотя отрицательный результат тоже опыт, который может пригодиться. Из тренировок необходимо извлекать только нужное и полезное.

Я в биатлон попала случайно. Занималась лыжами, а когда предложили перейти в витебское училище, стала биатлонисткой. Учебные предметы давались легко, но понимание своей будущей спортивной роли наступило, когда перешла в 11-й класс. Если всё произойдёт как планируем и получим соответствующую подготовку,- то думаю, что реально в гонках будущего Кубка ИБУ попадать в 10-20 лучших. 48-е место в спринте на канадском Кубке мира и вполне достойный старт в одиночной смешанной эстафете, которую я пробежала, хотя и с запасными патронами, но без штрафных кругов, - тому подтверждение.

46

«Новая Домрачева» выигрывала для Беларуси чемпионат мира по юниорам, но сменила гражданство — и не жалеет. Почему это произошло, Дарья Блашко рассказала в интервью Tribuna.com .

В марте наконец-то завершился главный биатлонный сериал Беларуси. Несколько лет назад Дарья Блашко считалась одной из главных звездочек нашего биатлона: в 2015-м она стала двукратной чемпионкой мира среди юниоров, а через год завоевала Хрустальный глобус юниорского Кубка IBU. В уроженку Новополоцка так верили, что даже называли второй Домрачевой. Однако построить успешную карьеру на родине не удалось. Два года назад Блашко вместе с личным тренером неожиданно отказалась выступать за сборную Беларуси и . Президент тамошней федерации Владимир Брынзак надеялся, что вопрос получится урегулировать без двухлетнего карантина, но белорусская сторона навстречу так и не пошла.

В итоге два месяца назад карантин закончился, а Блашко дебютировала за украинскую сборную на этапе Кубка IBU: заняла 37-е место в спринте в итальянском Мартеле.

Долгое время Дарья не хотела давать интервью. Но, приехав в мае на сборы в «Раубичи» с женской командой Украины, все-таки согласилась пообщаться с Тарасом Щирым. Получился большой разговор — о жизни в новой стране, отсутствии перспектив дома, о стрессе, Владимире Зеленском и приеме у Александра Лукашенко, который пытался уговорить спортсменку остаться.


«Биатлон Онлайн»

— Ты уже постоянно работаешь с первой сборной?

— Вопрос с твоим участием в Кубке мира решен?

— Нет. В принципе, сейчас в Украине очень много девчонок, которые реально могут бороться за место в сборной, и никто тебе место просто так не обещает. В «Раубичах» нас девять человек с юниорками, но еще отдельно тренируются Вита и Валя Семеренко, Настя Меркушина. Юля Джима или будет готовиться отдельно, или примкнет к нам. Так что все работают и будут отбираться. В состав для участия в Кубке мира войдут пять биатлонисток, и еще шесть будут участвовать в Кубке IBU. Слышала, что окончательные составы станут известны уже осенью на «первом снегу» — на первом этапе Кубка IBU. Призерки чемпионата мира точно поедут на первый этап Кубка мира. Нам осталось разыграть несколько мест.

— В прошлый раз делали с тобой интервью в Раубичах после твоей победы в спринте на юниорском чемпионате мира - 2015. Тогда ты была еще белорусской сборницей, а сейчас в родном комплексе тренируешься в составе другой команды. Какие испытываешь ощущения?

— Двоякие. Понимаю, что дальнейшего пути развития в Беларуси у меня на тот момент не было. Да даже не развития. Я в принципе тут не видела света в конце тоннеля. А в сборной Украины понимаю, что могу развиваться и идти дальше. Но самое главное — это то, что в Украине есть возможность работать вместе с личным тренером Владимиром Анатольевичем Махлаевым. Он трудится параллельно со всей командой, но я при этом всегда нахожусь под его присмотром, что очень важно. Плюс он знает меня полностью, и в курсе, где, когда и что нужно скорректировать в работе, если вдруг появятся какие-то моменты. Все это, повторюсь, здесь, скорее всего, не могло быть воплощено в жизнь. Белорусской команде такой вариант предлагался, но, к сожалению, он, видимо, не подошел руководству.


Владимир Махлаев и Дарья Блашко. Фото: Белорусская федерация биатлона.

— Ностальгию испытываешь по былым временам?

— Я бы так не сказала. Чувствую себя на своем месте. У меня абсолютно нет ощущения, что я о чем-то жалею.

— В какой раз ты приезжаешь в «Раубичи», будучи украинской спортсменкой?

— В третий или четвертый.

— Что тебе говорят по поводу смены сборной знакомые, которых встречаешь здесь?

— По-разному. В основном люди отнеслись к моему выбору положительно. Многие понимают [мою ситуацию] и поддерживают. Но есть и те, кто смотрит на мое решение совершенно противоположно. Кто-то отвернулся. Но это тоже можно понять. Это же жизнь, у каждого свое видение, и каждый по-разному смотрит на определенные моменты. Кто-то владеет информацией, а кто-то просто себе что-то додумывает. В принципе, все, с чем я сталкиваюсь, — это абсолютно нормально. Но, повторюсь, с огромным негативом дела не имею. Скорее наоборот.

— C кем из наших биатлонисток продолжаешь общаться?

— Поддерживаю связь с Аней Солой и Динарой Алимбековой. Когда видимся на сборах, общаемся и с Ирой Кривко. Но общаться часто не получается, поэтому все больше сводится к переписке в интернете. Не более того.


Дарья Блашко, Анна Сола и Динара Алимбекова. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Если не секрет, кого поздравила с «золотом» Пхенчхана?

— Насколько помню, написала и поздравила всех девчонок в социальных сетях, где это было возможно.

— Как твои близкие восприняли отъезд из страны?

— 50 на 50. Так было и с поступлением в училище олимпийского резерва в Витебске. Когда туда поступала, родители сказали: «Наше мнение — 50 на 50. В остальном решать тебе. Если хочешь поступать, то поступай, но потом не плачь». Примерно так было и в данной ситуации. С одной стороны они расстроились, а с другой — понимали, что, возможно, это правильное решение.

— О твоем переезде в Украину написано очень много, и в разговоре хотелось бы затронуть лишь несколько ключевых эпизодов. Скажи, в какой момент наступила точка невозврата и ты поняла, что больше в Беларуси работать не хочешь?

— Весной 2017 года. Решение принимала не одна, а вместе с личным тренером. Перевеса никакого не было. Мы все взвесили и решили, что нужно уезжать. В федерации тогда сменился руководитель, и после этого между нами, я бы сказала, наступило тотальное недопонимание. Все это касалось сборов, отборов и всего остального. Приведу пример. Мне говорили отбираться на Кубок IBU, когда отбираться на него в принципе было некому. Просто не так много было народу, а мест [в команде] — достаточно. Кубок мира — совершенно другой уровень. А когда говорят про отбор на Кубок IBU… Ну, это такое. Конечно, это мелочь. Но когда мелочи складываются в общую картину, ты на нее смотришь и понимаешь, что, скорее всего, тут ты уже ничего не сделаешь.

— Чтобы не рассусоливать, назови главные причины, из-за которых ты уехала.

— Во-первых, непонимание друг друга с новым председателем федерации Андрианом Цыбульским. Все-таки с Валерием Павловичем Вакульчиком мы находили общий язык, разговаривали, приводили свои доводы, и в плане моей самоподготовки отдельно от сборной нам шли на встречу. Не потому что были какие-то уступки, а потому что мы свои слова подтверждали делом, доказывали, что поступаем верно. В результате был завоеван тот же Хрустальный глобус в 2016-м. Хотя кто-то говорит, что глобус — это так себе достижение. Но я что-то не вижу, чтобы кто-то из белорусов поголовно завоевывал его сейчас. Но это неважно.

С Вакульчиком я познакомилась после медали на чемпионате мира в «Раубичах». У нас сложилось абсолютно нормальное общение. И не потому что я была чемпионкой, а потому что между нами действительно был диалог. Он прислушивался и вникал во многие вопросы. И я считаю, что он был хорошим руководителем федерации. Что [там] происходит сейчас, не мне рассуждать на эту тему.

Во-вторых, у меня больше не было финансовой возможности проводить раздельные сборы. До этого я, как и команда, ездила на сборы, но готовилась самостоятельно — по методикам и подходам своего тренера. Анализируя ситуацию, пришла к тому, что если бы на следующий сезон после победного чемпионата мира я попала бы во взрослую сборную, куда меня хотели включить, то, скорее всего, закончила бы со спортом. 19-летней девушкой была не готова к такому вниманию и ажиотажу, который свалился на меня. Я хоть и была взрослой, но все еще оставалась ребенком. И, считаю, мне еще рано было выступать и тренироваться со взрослой командой. Мы за это боролись, искали варианты раздельных сборов, но когда обратились с таким вопросом к новому руководству федерации, нам ответили: «Если хотите готовиться самостоятельно, ищите деньги».


Валерий Вакульчик и Андриан Цыбульский. Фото: Ольга Назарова, Белорусская федерация биатлона

— Ты ездила за свои деньги?

— Это были единичные моменты. Ты приезжаешь на этап Кубка IBU в Риднау, и тебе самой приходится платить за размещение в гостинице. А все потому, что кто-то не захотел сходить и поговорить с хозяином [гостиницы]. Дело в том, что, согласно плану Махлаева, мне нужно было жить снизу, а заселили сверху — в горах. По словам тренера, в таком случае я бы к чемпионату мира в Осрблье [в 2017 году] подошла в худшем состоянии. В итоге нам пришлось заплатить за размещение. Всякое бывает. Инвентарь покупался за свои деньги.

— Почему?

— Какая-то часть выделялась, но то, что было мне необходимо, мы покупали сами. Во-первых, некоторые вещи сложно заказать в связи с тем, что государственная организация, которая отвечает за закупки, не может сделать все оперативно. Но нужно признать, что те же лыжероллеры закупались, и от нашего областного центра мы получали определенный инвентарь. До прихода нового руководства все мои сборы оплачивались. Но потом был поставлен какой-то…

— Блок?

— У нас был разговор с Цыбульским уже после того, как приняли решение об уходе. Мы пришли пообщаться в федерацию и попросить решить вопрос без карантина. Если бы так случилось, мы бы никаких интервью и комментариев не давали бы и совершенно спокойно уехали без огласки. Спокойно и тихо. Но разговор, скажем так, получился ни о чем. Общались на разные темы, пытались понять, какие у кого обиды, а по итогу, как оказалось, никаких обид нет, хотя на деле выходит все иначе. В том разговоре не пришли ни к какому решению.

— После этого собрались и уехали в Украину?

— Мы уже до этого уехали. Просто не афишировали переезд, хотели сделать все тихо и спокойно, чтобы никого не подставлять и не выносить сор из избы. Потому что мне и тренеру абсолютно не нравится весь этот шум, ажиотаж и негатив, который льется ручьями.

Но после встречи проходит несколько месяцев, мы находимся на сборе в Обертиллиахе, и тут появляются статьи, в которых рассказывается якобы реальная причина нашего ухода.

— Да. Было написано о том, какие деньги мы требовали и так далее. Если честно, все это было высосано из пальца. Потому что требовать миллион долларов у областного центра биатлона, который обеспечивает два или три сбора в год, — это просто нереально и уму непостижимо. Сначала, когда все это читала, злилась и была в диком ужасе. Не успела остудить голову и позволила себе несколько высказываний, но это уже в прошлом.

— Есть ли правда в том, что писал Васильев? Вы действительно вели переговоры с федерацией Болгарии?

— Нет, переговоров с федерацией Болгарии не было. Был просто мимолетный разговор с одним из работников федерации, но чего-то конкретного, мол, мы уходим туда, не было. Конечно, мы прощупывали определенную почву, потому что, когда меняешь страну, нужно понять, что тебя в ней ждет, какие будут условия. И иногда в первую очередь стоит подумать именно об этом. Ведь между сборами нужно где-то остаться и пожить. В Украине место, где можно остановиться в любой момент, есть.

— Какое впечатление у тебя сложилось о Цыбульском?

— Это очень каверзный вопрос, который еще может повлиять на мою карьеру. Впечатления остались далеко не самые приятные.

— Махлаев опасался одной вещи: чтобы тебя раньше положенного времени не начали задействовать в национальной команде .

— Согласно его плану, в каком возрасте ты должна была побежать за националку?

— Ну вот в это время я уже должна была бы показывать высокий результат. Считайте, в 22 или 23 года. На тот момент мне было 19. И это было рано.

— Но ты все равно дебютировала за сборную Беларуси на этапе Кубка мира в Канаде в 2016-м.

— Да. Это было решение руководства федерации, но мы, скажем так, ему не сопротивлялись. Потому что действительно нужно было съездить и попробовать себя на этапе, хоть он и проводился за океаном. В Кэнмор приехали практически все лидеры. Единственное, был большой перелет, и мы не знали, как на него отреагирует организм. С лыжным ходом там получилось совсем не очень, хотя с определенными задачами я тогда все-таки справилась.


— Хорошо. Как президент украинской федерации биатлона Владимир Брынзак воспринял просьбу Махлаева принять вас?

— Абсолютно спокойно. На мой взгляд, это вообще самый классный и адекватный руководитель, которого я когда-либо встречала. Он действительно старается вникать во все моменты. Биатлон — его жизнь. И, как видите, он достаточно адекватно относится к переходам и пытается решить все вопросы, чтобы все обошлось без карантина для спортсмена. Вы, наверное, заметили, что ни у кого, кто уходил в другие сборные из Украины, карантина не было. Знаю, что девчонки уезжали выступать за Молдову, и их отпускали без каких-либо проблем. Позиция Брынзака в том, что такие вещи не должны влиять на развитие карьеры биатлониста. Чтобы решить спокойно вопрос со мной, он даже предлагал помочь инвентарем моей родной школе. И таких моментов было много. И о половине мы даже не знаем, но федерация Беларуси все равно ни на какие уступки не шла.

— Скажи честно, неужели ты верила, что получится уехать без карантина?

— Нет. Мы ожидали такого решения. Отчасти оно может быть оправдано со стороны федерации тем, что отток желающих после моего отъезда мог бы увеличиться. Чтобы этого не произошло, федерации нужно было это как-то остановить. С другой стороны, в федерации говорят, что в меня слишком много вложили средств, чтобы просто так взять и отпустить. Хотя, как я считаю, часть своего долга Родине отдала — теми же медалями и успешными выступлениями.

— В какую сумму они оценили вклад в тебя?

— Сложный вопрос. Потому что о конкретных суммах я вообще не слышала. Слышала лишь о заоблачных деньгах, но, думаю, это неправда.

— Все переговоры по поводу компенсации за тебя белорусская сторона отметала?

— Не могу глубоко владеть всей ситуацией, так как не встречалась, ни с кем не обсуждала такие вопросы и не могу говорить за других людей. Но, насколько я знаю, да. Все это просто отметалось.

— Как федерация пыталась тебя оставить и вернуть из Украины?

— Поначалу никак, а спустя какое-то время пошли разговоры на верхах. Но делать шаги назад было уже поздно. Это было бы нелогично. Ни я, ни Владимир Анатольевич поступать так не любим. Прийти, пообщаться, почувствовать поддержку, договориться, а через полгода сказать: «Извините, мы едем обратно»… Нет, так дела не делаются. Я не верила и не верю, что если два года назад для меня света в конце тоннеля в белорусской команде не было, то сейчас он резко появится. И не потому, что хочу какие-то заоблачные сборы или попадание на Кубок мира вне отбора. Совершенно нет. Я адекватно воспринимаю всю ситуацию.

— Правда, что в конце 2017 года ты встречалась с Александром Лукашенко?

— Да, но не думаю, что это стоит обсуждать.

— Давай проговорим минимально. Когда поступило предложение о встрече, ты где была?

— Дома. В Новополоцке.

— Ездила на встречу вместе с Махлаевым?

— Нет. Одна.

— Разговор получился долгим?

— Долгим. Перед этим мы долго разговаривали с Валерием Павловичем Вакульчиком, а потом уже с Александром Григорьевичем Лукашенко. Если понимать, какой он занятой человек, то беседа получилась очень долгой. Думаю, точно час или полтора.

— Психологически для тебя это была самая сложная встреча в твоей жизни?

— Как сказать, сложная… Был определенный стресс, потому что предстояла встреча с человеком, который занимает самый высокий пост в стране. Кроме того, я совершенно не знала, о чем будет разговор. И даже не предполагала, на какую тему он перейдет. Скажу честно, была полная неизвестность. И страшило именно это. А так мы очень тепло пообщались и, думаю, поняли друг друга в какой-то момент и не попрощались на негативной ноте. Но к тому времени я уже озвучила свое решение о том, что не вернусь назад, и изменить его не могла.

— Президент предлагал остаться?

— Да, были моменты в разговоре, когда он предлагал вернуться, но я отвечала четко: «Нет». Я тогда понимала, что это уже невозможно.

— В Украине знали о твоей встрече?

— Думаю, что про встречу узнали лишь после нее. Вряд ли кто-то знал о ней заранее. По крайней мере я о подобном не слышала. Предполагаю, президент федерации тоже. Все узнали постфактум.


«Биатлон Онлайн»

— Ты реально верила, что здесь нет будущего?

— Да. Потому что были моменты, о которых я говорила чуть раньше. И, оглядываясь назад, понимаю, что действительно здесь будущего не было.

— Но ты же видишь, что сборную покинули Домрачева, Скардино, Писарева, а вместо них взяли девушек из России. Если бы ты сейчас была в Беларуси, то выступала бы стабильно.

— Не факт.

— Ты так уверена в том, что тебе ставили бы палки в колеса?

— Я не буду утверждать. Но, судя по тому, с чем мы столкнулись, это был бы один из возможных вариантов развития событий.

— А если бы федерацию возглавлял прежний председатель, ты бы осталась?

— Если бы федерацией продолжил руководить Валерий Павлович, то могу сказать с большой вероятностью, что мы никуда бы не переехали.

— Есть мнение, что всю эту историю с переездом затеял Махлаев, а Блашко якобы стала инструментом в его руках. Что можешь сказать в ответ?

— Как я уже говорила выше, история с переездом обсуждалась вместе, и решение принимали тоже вместе. Никто ни в какую сторону не перетягивал. Просто в один момент мы единогласно пришли к тому, что дальше дороги нет. И никаких манипуляций со стороны тренера не было. Владимир Анатольевич всегда стоит за спортсмена горой, и я считаю, что это самое классное качество, которым может обладать тренер. Кроме того, при переезде в другую страну все нужно продумать до мелочей. Он всегда старается подходить к таким вопросам со стороны спортсмена и представить, как он это видит. Всегда пытается понять. И он мне неоднократно говорил, что нужно все тщательно обдумать, чтобы потом не жалеть о своем решении. В итоге мы пришли вот к такому выводу.

— Ты не офигела от того, сколько внимания было к твоей персоне в Беларуси, что даже президент захотел встретиться?

— Скажем так, я офигела, когда все это внимание на меня свалилось после юниорского чемпионата мира в 2015 году. Это было самое сложное время. Я была просто морально не готова к подобному вниманию. И у меня не хватило энергетики, чтобы это все переваривать. Чтобы все стало на свои места, понадобилось время. Ты готовишься, тренируешься и что-то выигрываешь, не общаясь при этом с прессой, не посещая телевидение, а потом все это вдруг на тебя падает… После этого начинается какой-то сумбур. Нет, я не зазвездилась. Такого не было. Мне просто было сложно это понять, переварить и вернуть ту энергию, которую я отдала. Внимание ведь забирает ее.

— Тебя часто вырывали из твоей устоявшей и обычной жизни?

— Достаточно. Я нередко появлялась и на телевидении, и в каких-то газетных заметках. Отчасти это хорошо, так как популяризирует наш вид спорта и является тоже нашей работой, но я просто не была к этому готова.

— Но почему-то мне кажется, что тебя сильнее прибивало не это, а постоянные сравнения с Домрачевой. Несколько лет назад было модно говорить, что в Беларуси появилась вторая Даша.

— Возможно. Это накладывает дополнительную ответственность. И начинает казаться, что ты должен, обязан соответствовать. От тебя ведь ждут чего-то. И это нужно было переварить, ведь это сложно.

— Ты стрессовала?

— Этот стресс не проявляется внешне. Он где-то сидит внутри, и мы им не управляем. Просто сама по себе появляется какая-то напряженка. Такие моментики потом отражаются на подготовке, на соревнованиях и равновесии, которое должно быть, но иногда сбивается.


«Биатлон Онлайн»

— Хорошо. Как ты чувствовала себя все эти два года, находясь под карантином? Ведь даже те девчонки, которых ты обыгрывала по юношам, уже начали выступать на Кубке мира.

— Первый год пролетел незаметно. Я его совершенно не почувствовала. Все, наверное, проходило в тумане, и я многое не понимала, не осознавала. Второй был сложнее. И это касается не подготовки, а соревновательного периода. Мы сначала тренировались в Шушене, а потом переехали в Идру, где начинался Кубок IBU. Я посмотрела на гонки со стороны и поняла, что могла бы достойно выступить, и все это было абсолютно реально. Тем более что трассу в Идре знала и, честно говоря, где-то в глубине души была надежда на то, что Беларусь вдруг карантин с меня снимет, но этого не вышло.

— За это время ни разу не думала, что вляпалась в авантюру?

— Нет. Понимала, что время карантина пройдет и он даст мне определенный урок. Кроме того, я смогла за это время поработать над определенными качествами, которые мне понадобятся в будущем. И я считаю, что нужно было побегать и по каким-то внутренним соревнованиям в Украине, что я и сделала. Конечно, когда на них выходишь, то понимаешь: если там проиграешь, то в сборной делать нечего. Думаю, в этих соревнованиях я выступала хорошо.

— Как тебе тренировочная работа в Украине после Беларуси?

— Не могу сравнивать с национальной командой Беларуси, потому что там я не была и в полной мере сопоставить не могу. Но то, как строится работа в биатлоне в Украине, мне нравится. Считаю, что это высокий уровень.

— Где вы работаете?

— В основном в Чернигове либо в Тысовце — в Закарпатье. Но и там, и там комплексы требуют, скажем так, определенного ремонта. Мы надеемся, что скоро построят комплекс в Буковеле. В принципе, там уже есть хороший горнолыжный комплекс, но трассу со стрельбищем туда еще должны добавить. Такая база нужна стране. Особенно на высоте. Таких комплексов, как «Раубичи», в Украине нет, поэтому все сборы проходят преимущественно за границей. За исключением Чернигова, где мы тренировались прошлым летом. Правда, все равно пришли к выводу, что для качественной стрелковой работы этих условий недостаточно.

Но если нужно восстановление, в Украине всегда можно поехать на море — в Одессу. Я считаю, что там может получиться вполне себе хороший отдых.


Стрельбище в Тысовце. Фото: biathlon.com.ua

— Как тебя приняли напарницы в сборной? Как очередную конкурентку?

— Нет. Все девчонки приняли меня нормально, и мы хорошо общаемся. Конечно, а это нормальная ситуация, может быть какая-то напряженка перед стартами. Это есть везде, ведь все мы все-таки соперники. В каких-то моментах это может проявляться в жизни, но, как я считаю, сейчас у нас очень хороший коллектив, и мы все очень хорошо общаемся друг с другом. Скажем так, подготовительный период в прошлом году прошел на ура, и каких-то неприятных моментов не было.

— Полтора года назад я общался с Брынзаком, и он рассказал, что ты живешь в Чернигове на базе и делишь комнату с Панфиловой. Что изменилось за это время?

— По-прежнему живу в комнате на лыжной базе, которая расположена за чертой города. Но это, скажем так, уже личная комната, где я могу в любой момент разместиться, оставить вещи и спокойно куда-то поехать.

— Сколько времени ты там проводишь?

— Весной — приблизительно месяц, а между сборами, в сезоне — пару дней.

— Скучно там не бывает?

— Да нет. В свободное время всегда можно с кем-нибудь из спортсменов, кто живет на базе, пойти в город и найти себе развлечение. Но не скажу, что у меня много свободного времени, чтобы ходить по киношкам.

— И как тебе Чернигов?

— Уютный, небольшой город. Сейчас ремонтируют парки, обновляют дома, кладут новые дороги. И, скажем так, Чернигов начинает приобретать красивый вид. Центр выглядит очень красиво. Где-то он на старый лад, а где-то все выглядит достаточно современно. Повторюсь, уютный город. В нем очень комфортно. Там нет такой суматохи и огромных пробок, как в том же Киеве. Если попасть в час пик, то из Киева можно часа два выезжать.

— Как часто за последние два года ездила в Беларусь?

— Дома провожу пару дней за несколько месяцев. Здесь же не так далеко. Наде Белкиной (родилась в России, в Марий Эл. — Tribuna.com) к себе, например, сутки добираться. Я обычно ездила с Владимиром Анатольевичем на машине либо автобусом Киев — Минск, а потом уже на Новополоцк на маршрутке. Они ходят каждый час, поэтому все достаточно просто. Оторванной от близких себя не ощущаю.

— Хорошо. Интересно, какой тебе показалась Украина после Беларуси?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Все-таки не вижу всей жизни в Украине. Она в некоторых моментах сложная, но я пока не прожила там столько, чтобы все узнать полностью. Но я чувствую себя комфортно, и мне все нравится.

— Что ты имеешь в виду под словом «сложная»?

— Многие люди живут бедно, им не хватает денег, и нет возможности устроиться на работу. Но мы, спортсмены, как в Беларуси, так и в Украине, этого практически не видим, потому что очень часто отсутствуем в стране и оторваны от этого мира.

Какие там люди? Я бы сказала, что они более ценящие себя и свой труд. На ровном месте они могут найти множество возможностей, чтобы чего-то добиться.

— Ты как гражданка Украины имеешь полное право голосовать на президентских выборах. Воспользовалась им?


«Биатлон Онлайн»

— Нет, за Зеленского.

— Почему? Ведь именно Порошенко подписал указ о выдаче тебе паспорта.

— Я это все понимаю, но, увидев определенные моменты, поняла, что стране нужны какие-то перемены. Все-таки войну, которую мы отчасти не видим, на себе ощутили многие. И очень сильно. Складывается ощущение, что эта война как будто поддерживается, и я не знаю, насколько это политически правильно. Но она все как-то не прекращается и не прекращается.

— Зеленский — красавчик?

— Посмотрим. По крайней мере он пока близок к народу, что очень важно для президента. Нельзя судить о президенте тогда, когда он только пришел к власти. Все будут судить по его делам. И основным критерием будет то, что он сумеет сделать для людей и страны в плане внешней и внутренней политики.

— А тебе он чем понравился?

— Думаю, как человек, имеющий хорошее чувство юмора, он может посмотреть на происходящие с разных сторон и отыскать определенные положительные и отрицательные моменты. Я считаю, он все в жизни заработал сам. Конечно, карьеру построил не единолично, но сумел сплотить и собрать команду, которая пошла за ним и достигла такого высокого уровня. Не так важно, как грамотен президент, важно то, какая у него команда.

Снимать фильмы, выступать на сцене — это очень сложное занятие. На это может уходить по 24 часа в сутки. И Зеленский отдается работе полностью. Возможно, это поможет ему в президентской карьере.

— И пара последних вопросов. Ты сейчас кем себя ощущаешь больше — белоруской или украинкой?

— Наверное, уже больше украинкой. Я даже тесты в университете физвоспитания в Киеве, куда перевелась в прошлом году, на украинском прохожу. Мне не так сложно это делать, так как во многих моментах мне помогает белорусский язык. Есть слова, которые не понимаю, но со временем это пройдет. Когда в университете все разговаривают на украинском, то все запоминается намного быстрее.

— Что с твоим белорусским паспортом?

— Все, его нет. Я приезжаю по украинскому паспорту, и если мне нужно провести в Беларуси больше 30 дней, то я регистрируюсь, как и любой другой украинец. Все официально.

— Ты собираешься всю будущую жизнь провести в Украине?

— Время покажет. Не могу сейчас ответить на этот вопрос, потому что иногда не знаешь, чем для тебя обернется завтрашний день, а заглядывать на десять лет вперед вообще очень сложно.

Прошло две недели, как переход экс-чемпионки мира среди молодежи Дарьи Блашко из сборной Беларуси в Украину стал обретать конкретные очертания . За это время она успела получить новое гражданство.

«Если решили уйти, значит, что-то было не так»

Она уже гражданка Украины. Мы будем ждать ответ от федерации биатлона Беларуси. Либо ей разрешать выступать за новую сборную, либо будет карантин (вынужденный перерыв. - Ред.) два года, - рассказал «Комсомолке» президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак.

- Какой механизм работает в данном случае?

Мы пишем письмо. Учитывая, что наши спортсмены переходили без карантина, будем просить, чтобы так было и с Блашко. Надеемся, ее не будут наказывать за то, что она переехала в Украину.

- Предварительная договоренность есть? Какие перспективы решения вопроса?

Я общался с председателем Белорусской федерации биатлона (БФБ) Адрианом Цибульским. Это был тяжелый разговор. Я понимаю, когда уходят спортсмены, это всегда тяжело, я тоже оказывался в такой ситуации. Но мы общались еще на летнем чемпионате мира. Другое дело - официальный уровень. Да и не он один будет решать, скорее всего, исполком или президиум. Поэтому тут нет смысла гадать - будем ждать. Надеемся на лучшее.

- Уже отправили официальный запрос, документы?

Сегодня отправим еще одну часть, ждали указ президента, когда Дарья станет гражданкой Украины официально.

- Сколько времени займет решение вопроса?

Зависит от БФБ. Может, один день, а может, и месяц. Пока Блашко будет тренировать, выступать на чемпионате Украины.

- Генсек БФБ говорил, что в Беларуси для нее были созданы все условия.

Если ушли, значит, что-то было не так. Лучше спрашивать у них. Я не был инициатором этого перехода и никогда никого не переманивал. Когда они твердо решили уехать, в Украину, Болгарию или другие страны, тогда они обратились к нам. Мы решили помочь и пойти навстречу.

«Блашко предлагали тренироваться со сборной, но она хотела с личным тренером»

Генеральный секретарь БФБ Анатолий Стромский уверил, что в Блашко видели перспективу и создавали все условия:

Мы ждем официальных документов из Украины. По СМИ можно судить, что ей дали гражданство, но пока обращений в нашу федерацию не поступало.

- Мне говорили, что сегодня должны были отправить.

Возможно. Я сейчас в дороге. Если что-то есть, то будем рассматривать. Это в компетенции президиума, кто-то один этот вопрос не решит.

- Какие перспективы? Карантин или можно найти компромисс?

Посмотрим, какое письмо напишет украинская сторона, что они предлагают. Естественно, если мы не дадим добро на переход, то она попадает в двухлетний карантин. Если решат, мол, бог с ней, пусть едет, или Украина чем-то заинтересует, то она сможет сразу выступать. Но это будет после официального обращения.

- Чтобы избежать карантина, что должна предложить украинская сторона? Финансовую компенсацию?

Можно и без компенсации. Когда спортсменка получает гражданство, то обращается в IBU (Международный союз биатлонистов) с просьбой ее допустить. Если страна, за которую она выступала ранее, не против, то IBU может сразу дать право выступать, либо сократить карантин на год. Если нет согласия, то спортсменка в любом случае попадает под карантин с той даты, когда она выступала в последний раз за свою сборную. В случае с Блашко это с марта 2017 года.

- В чем причина перехода? Она не тренировалась с национальной командой.

В украинских СМИ она или ее тренер говорили, что якобы Блашко не давали в Беларуси тренироваться. Это не совсем так. Мы в ней видели перспективу, предлагали заниматься со сборной. Но она хотела работать только со своим тренером Махлаевым . Я вижу причину в этом. А его в сборную не брали. У нас одна Домрачева может позволить себе готовиться с личным тренером по индивидуальной программе. Все остальные занимаются с тренерами сборной. На Блашко очень рассчитывали, она была нужна команде и в эстафете, да и смена поколений… Скорее всего, в ее переходе большая роль Махлаева. Но мы не знаем условия перехода, может, ее заманили большими деньгами или чем-то еще. У нас она получала столько, сколько можно по законодательству.