Как выступили художественные гимнастки. Как сделать макияж и прическу для художественной гимнастики. Украшение для лица

Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.

В художественной гимнастике нет никаких профессиональных шоу, куда можно было бы уйти после завершения карьеры. Часто гимнасток приглашает к сотрудничеству знаменитый «Цирк Дю Солей». Но такие представления мало похожи на классические «художества». С 2006 года в Испании после завершения каждого соревновательного сезона проходит гала-шоу Euskalgym. Обычно в Бильбао приезжают гимнастки, которые еще выступают, и те, кто завершил карьеру недавно. Демонстрируют они свои самые яркие программы с предметами, а также показательные номера. Проводит свое шоу звезд художественной гимнастики и Южная Корея. Некоторые номера гимнастки готовят уже на месте, в Сеуле.

Однако по традиции соревнования по художественной гимнастике всегда сопровождают гала-концерты. Вот тогда-то гимнастика и перестает притворяться спортом и превращается в чистое искусство.

Предлагаю ознакомиться с самыми красивыми и оригинальными, на мой взгляд, показательными выступлениями «художниц».

«Ангелы и демоны» сборной Украины - один из самых качественных и запоминающихся показательных номеров. Работала над постановкой Ириша Блохина, дочь Ирины Дерюгиной.

Неповторимая Анна Бессонова в главной роли, интересная драматургия и хореография номера, отточенность движений гимнасток, их синхронность во время выполнения многочисленных фуэте заставляют просматривать это выступление снова и снова.

Выступление на чемпионате мира - 2009 в японском Мие. Открывает представление юная и мало кому известная Анна Ризатдинова, для которой это мировое первенство стало первым в карьере.

В сентябре 2011 года проходил чемпионат мира в Монпелье. За две недели до его старта произошла трагедия - разбился самолет с ярославской хоккейной командой «Локомотив». Российская гимнастка Дарья Кондакова свои победы и выступления на чемпионате посвятила погибшим ребятам и их семьям. Посвящением был и показательный номер под «Опустела без тебя земля» - абсолютно не в стиле стремительной Кондаковой, но от того еще более трогательный.

Неожиданно для зрителей, привыкших видеть гимнастку носящейся по ковру, лирический образ очень подошел Дарье. А эта плавность рук!..

Традиционные киевские соревнования «Кубок Дерюгиной» 2010 года стали особенными - на ковер больше не выходила Анна Бессонова, а гала-концерт был посвящен ее прощанию со спортом.

Прощальное выступление Анна Бессонова демонстрировала под "Je suis malade" Лары Фабиан. На моменте, когда гимнастка снимает резинку с волос, убирая свой фирменный «хвостик», можно разрыдаться. И эти коронные прыжки по кругу… Зал наблюдал за Анной затаив дыхание. А после весь Дворец спорта аплодировал стоя. Более душещипательного момента и не вспомнить. Плакали все - зрители, тренеры, гимнастки, а больше всех - «железная леди» Ирина Дерюгина. Потому что да, будут и уже есть другие замечательные гимнастки, но второй Бессоновой не будет. Это был конец целой эпохи.

«Королева элегантности» и народная гимнастка, как выразилась в тот вечер Альбина Дерюгина.

Еще немного ностальгии - прекрасная Ирина Чащина с показательным выступлением под "Sorry seems to be the hardest word" на Олимпийских играх - 2004. Пластичность, музыкальность и при этом техничность Чащиной - разве не эталон художественной гимнастики? Это как популярная штука из социальных сетей: что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно. Так вот, такая гимнастика - вечна.

На Олимпиаде-2004 Ирина Чащина завоевала серебряную медаль. А спустя год, после чемпионата мира в Баку, где гимнастка стала третьей в многоборье, она завершила спортивную карьеру.

Белорусская гимнастка Любовь Черкашина отличалась собственным стилем - особой утонченностью и элегантностью. Ее показательное выступление с необычной лентой, у которой палочка с обеих сторон, смотрится очень стильно и сильно.

Выступление Черкашиной на гала-концерте после Кубка мира в Минске 2010 года. На Олимпиаде в Лондоне Люба завоюет бронзовую медаль и простится со спортом.

Отличный дуэт вышел у Анны Бессоновой и Алины Максименко . Этот номер под песню «Три хвилини» украинской группы «Друга ріка» гимнастки демонстрировали на гала-шоу Euskalgym в 2011 году. На тот момент Бессонова уже второй год как была вне большого спорта, а Максименко возглавляла сборную своей страны.

В лучших традициях украинской школы гимнастики.

Из гимнасток, выступающих ныне, выделяется артистичностью Маргарита Мамун . Ей удается интерпретировать музыку так, чтобы запомниться зрителю и вызвать у него эмоции. Это показательное выступление c мячом под “Maybe I, maybe you” Scorpions - тому подтверждение.

Гала-концерт чемпионата мира 2014 года, где Маргарита завоевала три золотые и три серебряные медали.

Бонус для тех, кто долистал до конца! Если вы смотрели каждое видео и недоумевали, почему все выступления такие скучные, а музыка такая печальная и местами заунывная, тогда номер Виктории Мазур для вас!

Концерт, посвященный открытию чемпионата мира 2013 года в Киеве, был весьма оригинальным. Гимнастки выступали в дуэте с популярными украинскими исполнителями - под их фанерное живое пение. Вот когда встретились на одной сцене Нина Матвиенко с народной песней и молодая группа “The Hardkiss” со своим электро-поп-роком.

Тоненькая хрупкая Виктория Мазур перевернула тогда мое сознание. В открытом костюме с металлическими вставками гимнастка «эпатажила» под неординарную музыку украинской группы. Потом в сети мне встретился очень смешной комментарий по поводу этого необычного образа гимнастки: «Вика, а мама знает?!?»

Хватит заставлять зрителей рыдать, пора их встряхнуть и удивить!

А вы какие выступления можете смотреть вечно?

Судейство. Оценки выставляются за выполнение упражнений с каждым предметом, а медали и места распределяются по сумме всех набранных очков. Оценка выставляется по трем критериям - за сложность, артистичность и технику выполнения. В личном зачете гимнастики выполняют упражнения с 4 предметами из 5 по своему выбору.

Во время выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе с предметом должны участвовать обе руки. Предметы должны постоянно находиться в движении, в противном случае начисляются штрафные баллы. Упражнения должны длиться Г15" до ГЗО". Программа в групповых упражнениях состоит из 2 упражнений: первое- с одним типом предметов, второе - с разными типами предметов. Продолжительность каждого упражнения от 2?15" до 2"30".

За каждую просроченную секунду начисляется 0,05 балла. Гимнастка должна закончить упражнение так, чтобы касаться предмета какой-либо частью тела с одновременным окончанием музыки.

Три группы судей оценивают различные элементы упражнения. Техническое жюри оценивает уровень сложности - трудности тела и трудности предмета. Судья по трудности тела может максимально поставить оценку 10 баллов, аналогично с трудностью предмета (также максимум 10 баллов). Итоговая оценка по трудности составляет среднюю оценку между оценками по трудности тела и предмета. Максимум 10 баллов.

В правилах судейства художественной гимнастики произошли коренные изменения. Во-первых, теперь оценивают, так называемые, «элементы риска» -сверхсложные элементы, вероятность ошибки которых достаточно велика. Раньше их исполняли для личного удовольствия и для публики, теперь за них будут даваться соответствующие оценки.

Исполнительское жюри оценивают исполнение упражнений с технической точки зрения - степень совершенства владения предметом, выраз ительность, виртуозность и технические ошибки. Максимальная оценка 10 баллов. Художественное жюри оценивает композицию только с артистической точки зрения. Это третья оценка из десяти баллов -за хореографию и музыку, то есть за образ.

Голая техника без соответствующего артистизма уже не пройдет. Строжайше будет наказываться использование музыки как фона, непопадание в ритм, недостаточное раскрытие образа и так далее. Во-первых, очень важно найти тонкий баланс между риском, высокой базовой оценкой и надежным исполнением. Тренеры «нашпиговывают» программы сверхсложными элементами, за которые при сбое дадут ту же оценку, что и за обычные - ноль. При этом необходимо забывать об артистизме, образе. Выйти на ковер и просто отбегать под музыку теперь недопустимо. Судьи следят за хореографией исполнения, движениями тела, оригинальностью и мастерством.

При оценке исполнения фиксируются ошибки, в зависимости от их степени, наказываются следующими сбавками:

0.10 балла за мелкие ошибки

0.20 балла за средние ошибки

0.30 балла и более за серьезные ошибки

Также снимаются очки за выход за пределы площадки и потерю предмета. Любое случайное падение предмета наказывается судьями по исполнению следующим образом:

0,30 если предмет взят сразу

0,50 если предмет взят после перемещения (1-3 шага)

0,70 если предмет взят после очень большого перемещения (4 шага или более)

К этим сбавкам могут добавляться сбавки судьи-координатора, если имели место:: выход за площадку гимнастки (0,20 балла)

Выход за площадку предмета (0.20 балла)

Смена площадки или окончание упражнения в неустановленном месте (0.50 балла)

Если предмет потерян в конце упражнения (на последнем движении), судьи по исполнению дают следующие сбавки:

0.50 балла за потерю предмета, вне зависимости от расстояния

0.30 балла дополнительно, в случае, если гимнастка, пытаясь поймать предмет,

Не заканчивает упражнение вместе с музыкой

Никакой сбавки в случае выхода предмета за площадку после окончания упражнения и

Окончательная оценка - максимум 30,00 баллов.

В случае недопустимого расхождения и если судьи не приходят к согласию, то

Применяется базовая оценка: Базовая оценка = (средняя оценка судей + оценка

Контрольного жюри), разделенная пополам.

Преднамеренные ошибки в судействе, т.е. предвзятость судей в современной художественной гимнастике, начинают вносить помехи в соревновательный процесс. Специальные исследования по этому вопросу показывают, что причинами, которые, вынуждают судью допускать необъективность являются:

1. Выступление своего ученика, своей команды или команды соперника

2. Боязнь своего руководства

3. Негативное отношение к тренеру определенной команды и т.д.

Непреднамеренные ошибки в судействе. До последнего времени затруднения в судействе соревнований по художественной гимнастике связывали с несовершенством самих правил, с их громоздкостью. При этом не учитывались способности самого человека воспринимать, перерабатывать и выдавать судейскую информацию. Судьям по художественной гимнастике при оценке комбинаций приходится учитывать большое количество компонентов исполнительского мастерства.

В проведенных исследованиях доказано, что судьи способны переработать 80% спортивно-технической информации - это ведет к неадекватному оцениванию исполнительского мастерства.

Следующая причина - это утомление судей. Утомление вызывает не только ослабление свойств памяти, но и ослабление внимания. Ослабление внимания приводит к значительным ошибкам, при оценке упражнения.

К социально - психологическим причинам субъективности судейских оценок относятся:

1. Внушающий эффект выступления (конформные реакции - реакции податливости,

Реакции зрителей).

2. Воздействие стереотипа, определяющего некоторую зависимость оценки судьи от

Почему мамы и папы стремятся сделать из своих дочерей подобие Алины Кабаевой, Ирины Чащиной и Ляйсан Утяшевой; со скольких лет девочек нужно записывать в секцию художественной гимнастики; чем опасны интенсивные растяжки и в чем неоспоримая польза регулярных упражнений? Рамблер/Семья предлагает разобраться прямо сейчас!

Кстати, знаете ли вы, что художественная гимнастика – относительно молодой вид спорта для девочек и девушек. Высшая школа художественного движения была открыта в Санкт-Петербурге в 1913 году. «Родителями» данного спортивного направления стали артисты балета Мариинского театра. С 1980-го художественная гимнастика вошла в программу Олимпийских игр.

Художественная гимнастика – принцесса спорта

Если вы решили записать дочь в секцию художественной гимнастики, помните, что оптимальный возраст для старта – пять-шесть лет. Некоторые предпочитают начать как можно раньше – в три-четыре года. Но спешить не стоит, не лишайте малышку детства.

К тому же трехлетки слабо понимают, чего от них требуют спортивные наставники. Не исключено, что малютка будет бояться неуютного большого спортивного зала, начнет плакать на занятиях и проситься домой. А вот детки постарше более послушны, выполняют команды тренера, запоминают новые акробатические элементы и легко заводят друзей.

Опаздывать с началом тренировок тоже не стоит. Например, первоклассницам будет сложно осваивать спортивные элементы в связи с отсутствием гибкости, свойственной дошколятам. Это не значит, что девочкам от шести-семи лет и старше нужно забыть о художественной гимнастике. Можно записаться в секцию и заниматься не для достижения спортивных результатов, а в свое удовольствие, посещая одно-два занятия в неделю.

Что касается критериев отбора юных гимнасток, то здесь все зависит от нацеленности на результат. Если говорить о большом спорте, то в художественной гимнастике добьются успеха стройные высокие девочки с хорошей координацией движений и отменной памятью (гимнасткам приходится запоминать множество связок между разрозненными акробатическими элементами). Девочки, склонные к полноте, плохо управляющие своим телом, вряд ли заинтересуют тренера.

Но если речь идет о любительских занятиях, то в группу принимают «разнокалиберных» малышек: худеньких, полненьких, низеньких, высоких, гибких и «негнущихся». Некоторые родители отдают дочь в художественную гимнастику, надеясь, что регулярные занятия исправят осанку девочки, помогут ей сбросить лишний вес и сделают ее более утонченной, женственной.

Нередки случаи, когда девочки, соответствующие большинству требований, не показывают должных результатов, так как не обладают гибкостью или усердием. Как показывает практика, понять, добьется ли юная спортсменка успехов, можно уже спустя несколько недель после начала занятий. В большинстве случаев гимнастки уходят из спорта в возрасте 16–17 лет, уступая место более юным преемницам. При этом многие девушки продолжают тренироваться, но уже в другом статусе. Они могут поступать на факультет физической культуры, посвящать себя хореографии, работать фитнес-инструкторами или тренировать маленьких гимнасток в родной спортивной школе.

Вред или польза?

Девочки на занятиях художественной гимнастикой

Художественная гимнастика – бесспорно, самый эстетичный, изящный и вдохновляющий вид спорта. Девочки и девушки в ярких купальниках с собранными на затылке пучками волос, в совершенстве владеющие своим гибким телом и исполняющие виртуозные акробатические номера, не могут не вызывать восторга у сторонних наблюдателей. И только сами «художницы» и их строгие тренеры знают, что на самом деле стоит за этой воздушной легкостью и красотой.

Безупречно отточенные, доведенные до автоматизма движения гимнасток – результат многочасовых ежедневных тренировок, которые сопровождают боль в мышцах, усталость и зачастую раздражение в результате несоответствия результатов ожиданиям.

Но все это за кадром. С виду же художественная гимнастика как нельзя лучше подходит для девочек. Однако нужно понимать, что этот спорт, как и любой другой, таит в себе опасности. Но он также способен принести ребенку неоценимую пользу.

Побочные эффекты от интенсивных тренировок:

Боль в мышцах. Примерно до семи лет гимнастки занимаются общей физической подготовкой тела, а уже после разучивают номера для выступлений на соревнованиях. В этот период акцент делается на растяжке. Ощущения при этом довольно болезненные, практически все девочки (даже самые пластичные от природы) плачут во время растяжки.

Большие физические нагрузки. Дети младшего возраста тренируются в течение пары часов в день. Но количество времени, посвященного тренировкам, увеличивается в соответствии с возрастом. Так, девочки-подростки, которые готовятся к соревнованиям, занимаются по 10–14 часов в день! Отсюда – травмы, развитие профессиональных заболеваний (у многих гимнасток проблемы с позвоночником, коленями и голеностопами), а иногда даже нервные срывы.

Диеты и голодные обмороки. Для поддержания хорошей физической формы гимнастки, особенно склонные к полноте, вынуждены урезать ежедневно потребляемые калории. Диеты очень распространены среди тех, кто готовится к очередным соревнованиям или же набрал лишние килограммы за время каникул.

О тренерах, которые запрещают своим подопечным есть, и вовсе ходят легенды. В свое время звезде российской художественной гимнастике Алине Кабаевой спортивные наставники настоятельно рекомендовали не есть после пяти-шести вечера. А ее коллега Ляйсан Утяшева вспоминала, как, доведенная до истощения тренировками и диетами, ела корм для собак.

Пропущенные школьные занятия. Как уже говорилось выше, большую часть времени гимнастки посвящают тренировкам в спортивном зале. При этом школьная успеваемость оставляет желать лучшего. И дело даже не в лени: девочки попросту не успевают готовиться к занятиям и посещать их. Самые прилежные решают задачи по математике или готовятся к лабораторной по биологии прямо в раздевалке, в перерывах между тренировками.

Девочки-гимнастки

Хорошая физическая форма. С юных лет у девочек-гимнасток формируются красивая правильная осанка и походка. Маленькие спортсменки отличаются от сверстниц подтянутыми рельефными мышцами, грациозностью, выносливостью, пластичностью. У девочек развито чувство ритма, они прекрасно двигаются практически под любую музыку. А еще гимнастки очень артистичны и уверены в себе.

Здоровье. Спорт обеспечивает гармоничное развитие растущего детского организма. По мнению врачей, регулярные физические нагрузки укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышцы. Посредством художественной гимнастики можно избавить девочку от косолапости и начинающегося сколиоза. Неоспоримо и то, что маленькие спортсменки менее подвержены простудным заболеваниям.

Закалка характера. Гимнастика обеспечивает эмоциональную устойчивость, делает ребенка дисциплинированным, целеустремленным. Девушки и женщины, которые в детстве занимались гимнастикой, в один голос твердят, что спорт закалил их характер, научил решать проблемы без лишних эмоций, добиваться целей и самосовершенствоваться.

Позитивное увлечение . Занятия спортом – один из лучших и самых доступных антидепрессантов. Дело в том, что во время тренировок в организме вырабатываются так называемые гормоны счастья – эндорфины. Кроме того, художественную гимнастику можно рассматривать в качестве интересного хобби.

Родители чувствуют себя гораздо спокойнее, когда знают, что их чадо посвящает свободное время достойному делу, а не слоняется без цели во дворе, подвергаясь дурному влиянию сверстников и старших ребят.

Пойти или не пойти: мнение родителей

«В регионах не стоит рассчитывать на глобальные спортивные успехи, здесь речь идет лишь о массовом спорте. Если родители хотят, чтобы их дети стали звездами художественной гимнастики, то нужно ехать в Москву и тренироваться там.

Художественная гимнастика – очень дорогой вид спорта: купальники стоят от 5 000, мяч – от 3 000 рублей. А еще нужно купить скакалку, обруч, ленту. При этом предметы «растут» вместе с ребенком. Также определенных финансовых затрат требуют соревнования и выезды на сборы.

В Севастополе приходится арендовать зал, так как пригодных для этого вида спорта залов у нас практически нет или же они в полуразрушенном состоянии. Поэтому родители, отдавая ребенка в художественную гимнастику, должны понимать, что расходов потребуется много», – делится мнением руководитель одной из севастопольских компаний Вячеслав Тертус, который записал свою дочь на занятия художественной гимнастикой, когда девочке было 4,5 года.

По мнению родителя, решение о том, записывать ли ребенка в секцию художественной гимнастики, мамы и папы должны принимать совместно с врачом. В первые годы тренировок нужно пристально наблюдать за дочерью, чтобы вовремя заметить возможные ухудшения самочувствия. Если художественная гимнастика очевидно вредит здоровью дочери, то можно переключиться на альтернативный вид спорта – эстетическую гимнастику, нагрузка в которой менее интенсивна.

Пойти или не пойти: мнение преподавателя

Преподаватель по хореографии, специалист-консультант сервиса «Помогатель.ру» Марина Будаева рекомендует отдавать ребенка в профессиональный спорт с четырех лет, так как в этом возрасте легче всего развиваются необходимые для гимнастики данные: выворотность, гибкость, выносливость и дисциплина.

«При хороших природных данных в любительскую группу по художественной гимнастике можно попасть до 10–12 лет. В более позднем возрасте очень трудно растянуть ребенка до необходимого уровня, а строгая дисциплина, которая бывает в гимнастике, может травмировать хрупкую психику подростка в пубертатном периоде», – отмечает эксперт.

По мнению Марины Будаевой, регулярные занятия художественной гимнастикой укрепляют иммунную систему, мышцы, суставы. Также улучшается работа сердца и кровеносных сосудов. Но все лекарства в больших количествах – это яд: чрезмерные нагрузки вредны для здоровья.

«Еще один существенный минус художественной гимнастики – девочки должны ограничивать себя в питании, чтобы выходить на ковер без грамма лишнего жира. К сожалению, зачастую такая погоня за стройностью приводит к развитию нервной анорексии, а также к диагнозу «первичная аменорея»: из-за недостаточной жировой прослойки организм не может синтезировать половые женские гормоны, и девочка начинает отставать в развитии от сверстниц», – отмечает хореограф.

«Кроме того, я бы не рекомендовала занятия художественной гимнастикой детям с чувствительной психикой. Можно обратить внимание на такие виды спорта, как синхронное плавание, фигурное катание, бальные танцы», – советует Марина Будаева.

Пойти или не пойти: мнение психолога

По данным психолога, доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии НОУ ВПО «Московский институт психологии» Елены Конеевой, отбор для спортивных занятий начинается с семи лет. На любительском уровне художественной гимнастикой можно начинать заниматься до окончания благоприятного (сенситивного) периода развития гибкости – до 11–14 лет.

«В некоторых школах художественная гимнастика проводится третьим уроком физической культуры, даже в старших классах. Поскольку этот вид гимнастики чисто женский, то в числе плюсов от занятий – формирование осанки, грации, музыкальности, танцевальной и хореографической подготовки. Чтобы сохранять изящные формы, девочек с первых дней занятий приучают есть полезную пищу, и эта привычка остается у них на всю жизнь», – подчеркивает Елена Конеева.

Единственный минус для тех, кто занимается художественной гимнастикой, по мнению эксперта, возникает на этапе достижения высшего спортивного мастерства. Участие в соревнованиях международного уровня приводит к перегрузкам, переутомлению, перенапряжению, которые, в свою очередь, могут привести к травмам.

Что касается финансовых расходов родителей, чьи дочери увлекаются художественной гимнастикой, то, как отмечает Елена Конеева, если ребенок проходит отбор в спортивную школу, то занятия там бесплатные. Занятия в секции при школе или клубе обойдутся в 5 000 рублей в месяц.

И напоследок – совет для мам и пап: прежде чем записать ребенка в секцию художественной гимнастики, поинтересуйтесь, насколько ему интересен этот вид спорта. Если ваша малышка не хочет делать упражнения, никакие уговоры не помогут. В ином случае, когда девочка любит художественную гимнастику, интенсивно тренируется и грезит спортивными достижениями, поддерживайте ее увлеченность и не забывайте говорить о том, как гордитесь ею. Пусть спорт будет в радость!

Когда-то на передачу "Вечерний Ургант" пришла Ирина Винер. Развлекать зрителей, показывая "класс", вышла маленькая девочка-гимнастка. Смешить должно было то, как ведущий, отнюдь на гимнастку не похожий, выполнял бы элементы, с которыми когда-то не справились самые знаменитые и титулованные спортсменки. "Амина, - попросила Ирина Винер девочку, - переложи ленточку из одной руки в другую. Просто - раз и два". У Амины, естественно, получилось. "Вот это движение не позволило Яне Батыршиной на Олимпийских играх в Атланте стать олимпийской чемпионкой", - сообщила тренер.

Решать сложные задачи, а сделать ошибку в простом подсчете, выполнять рискованные элементы, а ошибиться на чепухе – это похоже на какой-то закон подлости. По несчастливой для себя случайности можно так взять и допустить глупую, но роковую ошибку, которая будет тебе очень дорого стоить. Разбираемся в действии этого подлого закона в художественной гимнастике.

Яна Батыршина, Атланта-1996

Россиянка Яна Батыршина стала серебряным призером Олимпиады-1996. На первом месте тогда была Екатерина Серебрянская, на третьем – Елена Витриченко, обе украинки. Батыршина действительно прошла все виды ровно, а в упражнении с лентой допустила глупую ошибку – сделала потерю, просто перекладывая предмет из руки в руку. Оценка за это выступление, соответственно, была ниже остальных (разница около 0,2-0,3). В итоговом зачете Батыршина проиграла Серебрянской ровно 0,3 балла и теоретически – да, она могла бы стать олимпийской чемпионкой. Но справедливости ради замечу: ни в одном из видов она не обгоняла украинку, даже в тех выступлениях, где обошлось без потерь. Вот почему судить о том, на самом ли деле именно та ошибка лишила ее золота, сложно.

Алина Кабаева, Сидней-2000

Случай с Алиной Кабаевой на Олимпиаде-2000, пожалуй, самый известный из всех примеров этого закона подлости в художественной гимнастике. Лишь совсем отдаленный от гимнастики человек не знает истории о том, как 17-летняя Кабаева – безоговорочный фаворит Игр, в победе которого не сомневался никто, – вдруг теряет обруч на пустом месте и выбывает из борьбы за титул олимпийской чемпионки. И вовсе Алина не выполняла какой-то сложнейший элемент, нет, обруч просто слетел с руки и коварно укатился сразу за ковер. Хоть эта ошибка и не лишила гимнастку медали – Кабаева заняла третье место, пропустив вперед россиянку Юлию Барсукову и белоруску Юлию Раскину – это было явно не то, что хотела получить гимнастка. И эта ее бронза считалась едва ли не провалом. Впрочем популярности Кабаевой этот случай не убавил. О тех Играх до сих вспоминают не иначе как о таких, где нежданно-негаданно не повезло любимице публики Алине, и лишь по воле случая чемпионкой стала Юлия Барсукова. Тем не менее такой исход событий дал Кабаевой стимул готовиться изо всех сил к следующей Олимпиаде, где, собственно, и свершилось давно ожидаемое – в Афинах, на Играх-2004 гимнастка стала олимпийской чемпионкой.

Анна Ризатдинова, Монпелье-2011

В 2011 году Анна Ризатдинова была лишь подающей надежды гимнасткой. На чемпионате мира в Монпелье ее главной задачей было войти в топ-15, чтобы получить лицензию на Олимпиаду. По итогам многоборья в квалификации она была на 15 месте. Все, что требовалось от нее в финале, – свой результат не ухудшить. Но Анна ошиблась в упражнении с мячом и получила низкую оценку. Чтоб исправить положение, нужно было феерически выступить с лентой. В принципе, получить лицензию было уже сложно, но бороться было возможно. И вот Ризатдинова выходит на последний вид. Начинает раскладывать ленту перед выступлением и замечает узел! Под подбадривающие аплодисменты трибун развязывает его и… делает еще один узел! Развязывает его и… замечает третий узел! Ну а потом развязывает еще и четвертый. И пятый. Около минуты (а упражнение длится полторы) гимнастка развязывала пять (!) узлов, которые успела завязать еще до (!) выступления. Понятно, что настрой был уже не тот, да и судьи, скорее всего, сняли баллы за такую заминку. Ризатдинова заняла в итоге 18 место и отправилась на предолимпийскую неделю – бороться за дополнительные лицензии в Лондон.

Путевку на ОИ Анна все-таки получила, но после того случая в Монпелье она теперь практически всегда выходит на упражнение не со сложенной лентой, а выполняя ею спирали – чтоб не приходилось раскладывать ленту перед выступлением.

Сильвия Митева, Монпелье-2011

Чемпионат мира в Монпелье вообще был драматическим. И для болгарки Сильвии Митевой, пожалуй, в наибольшей степени. Митева в финале многоборья уверенно шла к бронзовой медали. А бронза чемпионата мира в абсолютном первенстве дорогого стоит, если среди твоих соперниц Канаева, Кондакова, Гараева, Черкашина, Максименко, Станюта… Медали в отдельных видах (а Сильвия завоевала две бронзы) – это прекрасно, но не так престижно. После трех выступлений Митева оставалась на третьем месте. Казалось, вот наконец свершится чудо – на пьедестале чемпионата мира в многоборье окажется болгарская гимнастка. Последним видом у Сильвии был обруч. Не то чтобы гимнастка потеряла предмет ни на чем – у нее не удалась ловля, но как же предательски несправедливо этот обруч пролетел мимо руки. Бежать за ускользнувшим предметом было в Монпелье бессмысленно. Площадка размещалась на возвышении, вокруг ковра ограничителей не было. Если предмет убегал из рук, то котился сразу за площадку и падал вниз. Прыгать за ним и запрыгивать обратно – дело хлопотное (так делала гимнастка Анна Алябьева из Казахстана и осталась тоже без лицензии на Олимпиаду). Сильвия Митева взяла запасной предмет, получила низкую оценку (где-то на полтора балла ниже, чем за остальные виды) и из третьего место спустилась на седьмое. Ни на Олимпиаде в Лондоне, ни на следующем чемпионате мира в 2013-м болгарке больше не удавалось так близко подойти к тройке лидеров.

Ирина Чащина, Афины-2004

На Олимпиаде в 2004 году, которая для Алины Кабаевой стала победным реваншем, серебряную медаль завоевала Ирина Чащина. Если честно, очень сомнительно, что золото на той Олимпиаде мог выиграть кто-либо, кроме Кабаевой. Но Ирина Чащина дала повод пофантазировать на тему - а что, если бы?.. В упражнении с лентой Чащина «на глупости» запуталась в ленте, тем самым делая победу Кабаевой более уверенной. Мол, ошиблась Чащина, какое ей золото? Та Олимпиада была для Ирины первой и последней. Через год она завершила спортивную карьеру, оставшись без громких титулов абсолютной чемпионки мира или олимпийской чемпионки.

Анна Бессонова, Будапешт-2003

Первый чемпионат мира для Анны Бессоновой в качестве лидера украинской сборной. Шансы стать абсолютной чемпионкой мира были тогда велики. Но в многоборье Анна становится второй, проигрывая Алине Кабаевой 0,325 балла. Первым видом у Бессоновой был мяч. Все шло отлично, до самого последнего момента. На финальной сложной ловле мяч по-злому ускакал из-под ног гимнастки. И таким образом уже с первого выступления в многоборье золотая медаль для Бессоновой оказалась под вопросом. Прекрасно исполненное заключительное упражнение с обручем значительно сократило отрыв от первого места, но Анна осталась второй.

Абсолютной чемпионкой мира Бессонова все же со временем станет - в 2007 году в Патрах.

Алина Максименко, Киев-2013

У Алины Максименко за ее спортивную карьеру было много досадных глупых ошибок. В Монпелье-2011 в финале со своим космическим обручем она, выполнив все сложнейшие риски, споткнулась на ровном месте и стала пятой. В Киеве-2013 непонятным образом лента случайно улетела ковер, и гимнастка не вышла в финал в этом виде, при том что программа была замечательной и шансы на медаль имелись. В Лондоне-2012 в финале мяч выскользнул из-под ног, почти как у Анны Бессоновой в Будапеште. Алину часто захватывали эмоции. При полной эмоциональной отдаче случались необъяснимые разумом ошибки. На ЧМ-2013 в абсолютном первенстве Максименко стала седьмой. А причиной такого исхода стала ошибка в первом виде многоборье – в упражнении с булавами. Обиднее всего то, что днем ранее Алина выиграла бронзу в этом виде. Гимнастка потеряла булаву на первых секундах своего выступления, и, расстроившись, допустила по ходу упражнения еще одну потерю. Наблюдать за следующими ее выходами на площадку было больно – у Алины пропал весь задор и настроение, за медаль бороться уже не приходилось. А самое печальное, что тот чемпионат был для Максименко последним в карьере.

Не нашла видео с финала многоборья, где Алина теряет булавы. Поэтому наслаждаемся ее выступлением в финале отдельных видов, которое принесло гимнастке бронзовую медаль.