Бхакти, джняна, карма, раджа йога: разные типы йоги для разных ступеней эволюции человека. Е.Жданова. Бхакти-йога — практика служения

Бхакти — йога по сути это любовь к Богу. То есть и Иисус Христос и все святые всех традиций проповедуют одно и то же но слова могут быть разные. Читайте и смотрите видео про Бхакти йогу — практику служения и преданности Богу.
Большинство современных россиян имеют представление о йоге, как о хатха-йоге или гимнастике, улучшающей здоровье человека, которую преподают в фитнес-клубах.

В действительности, йога, согласно Ведам, означает «взаимосвязь», и ее высшей целью является восстановление разорванной связи с Богом (Абсолютной Истиной). Эту связь с различными аспектами Абсолютной Истины можно восстановить с помощью различных методов йоги. Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе «Йога-даршана» древний мудрец Патанджали Муни.

Согласно этому определению йогой называется такое состояние сознания, в котором отсутствуют какие бы то ни было неконтролируемые мысли, эмоции, желания. Это крайне труднодостижимое состояние, но только в таком состоянии человек способен полноценно себя осознавать и на все сто процентов быть полноправным хозяином всех своих побуждений, действий и проявлений.

Состояние йоги — это состояния полного самоосознания и самоконтроля.
Его достижение поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень эволюции сознания.

Направления (виды) йоги

В «Бхагавад-гите» – главной книге индуизма, которая является энциклопедией духовной жизни, описывается лестница йоги или классификация различных видов йоги, практика каждого из которых приводит к разным результатам. При этом эта лестница последовательно классифицирует виды йоги в возрастающем порядке – по достигаемым результатам или духовным уровням – от самой начальной ступени – карма-йоги — до самой высшей ступени — бхакти-йоги.

Эта лестница йоги также отражает этапы эволюции сознания — уровни высоты желаний или жизненных целей, к которым, в конечном счете, стремится человек, вставший на путь самосовершенствования, и которые связаны с постижением различных аспектов Абсолютной Истины.

Три аспекта Абсолютной Истины (Вишну-таттва) это: Бхагаван – Верховная Личность Бога, являющийся изначальным источником всех остальных Своих проявлений в виде различных экспансий и отделенных энергий, Параматма – локализованный аспект Личности Бога, Сверхдуша, которая присутствует в каждом атоме материального творения и в сердцах всех живых существ, и наконец Брахман – безличное сияние, исходящее от Личности Бога.

Кроме того Абсолютная Истина проявляется в форме Своих энергий (шакти-таттва) — духовной и материальной, а также пограничной энергии (джива-таттва) – самостоятельных живых существ, наделенных определенной независимостью и свободой воли. Духовный мир создан с помощью духовной энергии, а материальный – с помощью материальной энергии.

Итак, человек, стремящийся попасть на райские планеты — высшие планеты материального мира, станет практиковать карма-канду – предварительную ступень перед тем, как заняться карма-йогой, которая в свою очередь является подготовительной ступенью к практике бхакти-йоги.

Практика бхакти йоги

Практика бхакти йоги

Тот, для кого высшая реальность заключается в сиянии Брахмана, предпочтет гьяна-йогу (или в другой санскритской транскрипции — джнана-йогу), процесс совершенствования духовного знания (по-другому его еще называют санкхья-йогой — аналитическим изучением духа и материи).

Желающие постичь Параматму, всепроникающую Сверхдушу, посвящают себя аштанга-йоге или дхьяна-йоге (медитации), одной из ступеней которой является система, известная в наши дни как хатха-йога (набор физических и дыхательных упражнений, позволяющих контролировать потоки воздуха в теле).

Те же, кто стремятся постичь Верховную Личность Бога, идут по пути бхакти-йоги, или буддхи-йоги — «йоги решительного разума». Бхакти в данном случае относится исключительно к практике преданного служения Верховной Личности Бога, который имеет множество имен (отражающие качества Бога), среди которых выделяют такие как Кришна, Рама, Вишну.

Ключевым понятием для каждого вида йоги является именно слово «йога» — связь с Богом. Без него карма (материальная деятельность) и гьяна (отказ от материальной деятельности – отречение и развитие философского понимания) – как два антипода — являются атрибутами материального мира, которые только запутывают человека, занимающегося ими, в сетях материальной деятельности.

Но когда эти два вида деятельности связаны с Богом, то они сразу приобретают огромную ценность, так как помогают человеку в его продвижении на духовном пути. В свою очередь бхакти-йогу в каком-то смысле является синтезом карма-йоги и гьяна-йоги, поскольку гармонично сочетает в себе эти две кажущиеся противоположности – поскольку бхакти-йога – это позитивная деятельность, но совершаемая в духе отречения и полном знании, направленная на удовлетворение Бога.

Однако как правило, человек, только вставший на духовный путь, практикует йогу с материальными мотивами, которые осквернены примесями кармы и гьяны. Поэтому, даже занимаясь, бхакти-йогой, он должен по мере практики очищаться от этих мотивов.

На протяжении последних веков йога развивалась в разных направлениях, что привело к возникновению многообразных школ и течений, которые не противоречат, не исключают, а напротив дополняют друг друга.

В каждой из школ делается больший акцент на разных ступенях йоги и имеется свой объект концентрации. Как правило, эти направления относятся к одному из четырех вышеперечисленных видов йоги: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога и бхакти-йога — или они являются их синтезом и имеют названия, данные основателями этих направлений.

Например, в наше время кроме уже перечисленных видов йоги известны такие направления, как мантра-йога, крия-йога, пранаяма-йога, раджа-йога, тантра-йога, янтра-йога, ньяса-йога, кундалини-йога, лайя-йога, нада-йога, агни-йога, интегральная йога, сахаджа-йога и т.д..

Поговорим об основных видах йоги.

Карма-йога

Карма-йога является йогой действия или труда. Слово «карма» в данном случае означает «работа». Основная идея этой йоги состоит в том, что человек, живущий в обществе, должен работать не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а для удовлетворения Бога.

Такой йог должен хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к самой деятельности, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к развитию личности и осознанию Бога.

Бхакти йоги йоги преданности

Бхакти йоги йоги преданности

Гьяна-йога

Гьяна-йога (или джнана-йога) или санкхья-йога – это аналитические (философское) изучение духа и материи. Данная система йоги рассматривает материальный мир как совокупность 24 материальных элементов, при этом душа и Сверхдуша имеют духовную природу и потому находятся выше материи. В процессе этой практики человек осознает аспект Брахмана.

Аштанга-йога (хатха-йога)

Аштанга-йога в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая йога», так как ее практика состоит из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Практика ямы и ниямы заключается в соблюдении строгих правил и предписаний, что помогает йогу обуздать ум и чувства, асанами называются различные сидячие позы, пранаяма – это дыхательные техники.

Пратьяхара – означает контроль ума и чувств, дхарана – это концентрация ума на объекте медитации – локализованном аспекте Бога — Сверхдуше, когда йогу удается удерживать свой ум в течение определенного времени на объекте медитации, то это стадия дхьяны — устойчивой медитации, а когда йог полностью сконцентрирован на объекте медитации в течение очень длительного времени это состояние называется «самадхи».

Метод аштанга-йоги заключается в управлении воздушными потоками — пранами, которые циркулируют в теле по шести кругам. Эти круги называются шат-чакра. Чакры — это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр семь, и высшая — сахасрара — находится в нервном сплетении мозга. Йог постепенно поднимает воздух из нижней части живота в область пупка, затем к сердцу, от сердца к горлу, от горла к межбровью и наконец к головному мозгу.

Один из потоков в теле – это кундалини. Название этой энергии происходит от слова «кундала», означающее кольцо или виток спирали. В обычном состоянии кундалини находится в нижней чакре — муладхаре. Кундалини-йога направлена на поднятие энергии кундалини в человеческом теле к высшим чакрам.

Бхакти йога для начинающих

Бхакти йога для начинающих

Поднятие кундалини достигается с помощью медитации, мантр, динамических и статических упражнений, дыхательных техник. В кундалини-йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию. Йоги поднимают кундалини по сушумне (каналу в позвоночном столбе) от муладхара-чакры к сахасраре. Это способ сублимации сексуальной энергии.

К этому, в двух словах, сводится практика аштанга-йоги. Но прежде чем приступать к этой практике, необходимо освоить йогические позы, так как это способствует правильному выполнению дыхательных упражнений, с помощью которых человек управляет движением восходящих и нисходящих воздушных потоков в теле. Это великая наука, и тот, кто практикует этот метод, может достичь высшего совершенства в йоге, однако эта практика не предназначена для людей нынешнего века.

В наш век практически невозможно достичь совершенства в данном виде йоги, однако современные люди практикуют упрощенный вариант аштанга-йоги — хатха-йогу.

Хатха-йога является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаямы. С помощью этих упражнений можно улучшить кровообращение и таким образом восстановить здоровье, В переводе с санскрита слово «хатха» означает «сила, мощь; усилие, напряжение». Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему.

Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Бога от простого растения до древнего мудреца. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Занятия пранаямой не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировке и успокоению ума.

Хатха-йога в настоящее время становиться весьма популярной, как в России, так и за рубежом. Хатха-йогу практикуют многие известные люди, в числе которых, например, президент России Дмитрий Медведев, певицы Валерия, Кристина Орбакайте и Наталья Ветлицкая. Мадонна давно и с удовольствием практикует аштанга-виньяса-йогу. На своем концерте в Москве она с легкостью демонстрировала публике несколько сложных асан. Стинг не только много лет занимается йогой, но внес огромный вклад в развитие Центра йоги в Нью-Йорке.

В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным. К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения.

Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции. В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов — великих мастеров высочайших ступеней посвящения.

Практика бхакти йоги

Практика бхакти йоги

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором.

Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.

В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых — раджи — постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу — специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой.

В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию.

Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи.

Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, «не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги». Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.

Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.

Например, в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил входят учебные и тренировочные циклы по хатха-йоге. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку.

Бхакти-йога

Бхакти-йога в переводе с санскрита означает «йога преданности Богу» или «преданное служение Богу», она является высшей системой йоги. Практика бхакти-йоги подробно описана в таких ведических трактатах, как «Шримад-Бхагаватам» — комментарии Вьясадевы на «Веданта-сутру» — и «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами («Нектар преданности» в изложении Бхактиведанта Свами Прабхупады»).

Она состоит из девяти методов: слушание о Боге, воспевание Его качеств, памятование о Нем (медитация), вознесение молитв, практическое служение, поклонение на алтаре в храме, служение в качестве слуги, служение в качестве друга, полное предание себя Богу.

Книги «секты» бхакти йоги

Книги «секты» бхакти йоги

Благодаря практике бхакти-йоги между Высшей Душой – Верховной Личностью Бога — и индивидуальной душой — преданным Бога — восстанавливаются некогда утраченные взаимоотношения. Это самый простой и одновременно самый возвышенный вид йоги может практиковать каждый человек независимо от своей начальной квалификации благодаря тому, что Господь берет под свое покровительство предавшуюся Ему душу и ведет ее по пути совершенства – возвращения в ее истинный дом – духовный мир.

Согласно Ведам, бхакти-йога является единственным методом самосознания в нынешнюю эпоху Кали-югу – «железный век ссор и разногласий», поскольку люди в эту эпоху не имеют необходимых качеств и квалификации для практики гьяна-йоги и аштанга-йоги. Аштанга-йога была рекомендована для тех, кто жил в Сатья-югу, Золотой век. Чтобы заниматься аштанга-йогой, прежде всего нужно найти очень уединенное и святое место.

Невозможно заниматься медитацией, предусмотренной восьмиступенчатой системой йоги, живя в современном городе. Вот почему в Индии те, кто очень серьезно намерен заниматься йогой, отправляются в очень уединенные места в Гималаях, например Хардвар, и живут там в одиночестве, строго ограничивая себя в еде и сне и полностью отказываясь от половой жизни.

Все эти правила и предписания нужно очень строго соблюдать. Просто заниматься напоказ гимнастикой — не является совершенством йоги. Заниматься йогой — значить обуздывать свои чувства. Необходимо найти священное место и, расположившись в нем, сидеть с полузакрытыми глазами, сосредоточив взор на кончике своего носа. Восьмиступенчатая система йоги содержит много правил и предписаний, которым современный человек не в состоянии следовать.

Даже 5000 лет назад, когда ситуация в мире была не такой, как сейчас, применить эту систему йоги на практике было очень трудно. Даже такой выдающийся человек, как Арджуна — член царской семьи, великий воин и близкий друг Кришны, постоянно общавшийся с Ним, — услышав в личном разговоре с Кришной об этой системе, сказал: “Дорогой Кришна, я не смогу заниматься этой системой йоги”.

Он откровенно признался: “Я не в состоянии следовать этим правилам и предписаниям и обуздывать свой ум”. Задумаемся: если 5000 лет назад такой человек, как Арджуна, сказал, что неспособен заниматься восьмиступенчатой системой йоги, как же мы сможем применять ее в наши дни? Хотя Арджуна признался, что неспособен применять предложенный Кришной метод, то есть хатха-йогу, Кришна заверил его в том, что он, Арджуна, является лучшим из йогов.

Он сказал Арджуне: “Из всех йогов — хатха-йогов, гьяна-йогов, дхьяна-йогов, бхакти-йогов, карма-йогов — ты самый лучший”. Кришна говорит: “Тот, кто постоянно погружен в мысли обо Мне, медитируя на Меня, пребывающего в его сердце, является лучшим из всех йогов”. Тот, кто развил в себе любовь к Богу, Кришне, может быть постоянно погружен в мысли о нем.

Ведь это так естественно: если вы кого-то любите, то сможете постоянно думать о нем. Именно поэтому бхакти-йога является самым естественным методом самоосознания, который может практиковать каждый человек независимо от его начальной квалификации.

Мир вокруг нас – разнообразен, люди, окружающие нас – разные, каждый из нас двигается по своему индивидуальному жизненному пути, даже те из нас, кто уже осознанно направляет свои усилия для достижения конечной цели йоги - просветления (видения природы вещей) и последующего слияния с Абсолютом. Фундаментом и началом пути служит в большинстве случаев – хатха-йога.

Несмотря на условный регламент и перечень существующих техник и практик, а также общность конечной цели, для каждого практика – набор наиболее подходящих и действенных инструментов будет свой, а значит и сам путь, и тот тип йоги, с помощью которого он сможет его преодолеть. На данном этапе важно понимать, что выбор типа йоги будет зависеть от конкретной ступени эволюции человека, его психо-физиологических характеристик, уровня развития здесь и сейчас. Способности и предрасположенности к определенным практикам – индивидуальны и обусловлены, в первую очередь, кармически. Именно поэтому так важно определить и использовать тип йоги, соответствующий текущему уровню развития. Безусловно, это можно и нужно делать личным опытным путем, используя набор инструментов (техник и практик каждого отдельного типа йоги), наиболее эффективный именно для Вас сейчас. Более того, нужно учитывать тот факт, что один тип йоги является продолжением другого, они дополняют друг друга и ни в коем случае не противоречат. В современном мире существует множество типов йоги, но наиболее древними (о чем свидетельствуют Мудрецы) являются:

Раджа-йога;

Бхакти – йога;

Джняна – йога;

Карма – йога.

Раджа-йога (королевская йога)


Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума.

Вивекананда Свами «Афоризмы Патанджали из классической `Йога-сутры`»


Цель данного типа йоги – обуздать свой ум, то есть сосредоточить свое сознание, затем выделить отдельные факты в сознании, обобщить и проанализировать их, придя к собственным осознанным выводам – заключениям.

Раджа-йога - вершина Аштанга-йоги (после Самадхи), все основные принципы которой изложены в труде «Йога Сутры Патанджали».

Раджа-йога состоит из следующих ступеней:

Яма/нияма (определенные принципы нравственной дисциплины, чистоты внутренней и внешней, общие, как правило, для представителей практически всех религиозных конфессий);

Асаны (физические упражнения для тела, его подчинение посредством аскез и накопление тапаса);

Пранаямы (дыхательные упражнения, направленные на работу уже не только с физическим, но и энергетическим телами человека; управление жизненной силой).

Данные техники являются подготовительными для более глубоких:

Пратьяхара (буквально «собирание в себе», то есть подчинение органов чувств);

Дхарана (концентрация ума, его сосредоточение на одном центре в течении 12 секунд);

Дхьяна (медитация или созерцание продолжительностью 12 Дхаран);

Самадха (слияние с Абсолютом, полное сосредоточение, сверхсознание или 12 Дхьян).

Основными средствами освоения раджа-йоги являются:

Медитация, являющаяся инструментом, который позволяет достичь контроля ума;

Мантры, необходимые для того, чтобы пробудить в уме человека его глубинное состояние;

Замещение информации, которое может достигаться как многократным чтением священных текстов, так и энергетическим самолечением в виде циклических практик или аскез в хатха-йоге.

Раджа-йога позволяет на личном пути убедиться в том, что наше сознание имеет точно такое же влияние на наше тело, что и тело на сознание, то есть весь внешний мир и то, что нас окружает является оборотной стороной или грубой формой нашего же тонкого, или внутреннего мира. Это есть высшая из всех Йог.

В великом индийском эпосе «Махабхарата» есть часть под названием «Бхагавад-гита», в которой Кришна дает наставления Арджуне и указывает на следующие 3 типа йоги: (бхакти, джняна и карма йоги).

Бхакти-йога

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов.",

Шветашватара Упанишада


Бхакти-йога представляет собой служение Богу и обществу в зависимости от своего предназначения в стремлении соединиться с Абсолютом. Ее отличительной особенностью является настолько сильная, чистая и искренняя преданность Обществу, Государству, Человеку, Гуру или Божеству, Богу, что объект и служение этому объекту для практика стоят всегда на первом месте, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

В современном мире бхакти-йога свойственна, в основном, людям восточным и чужда западному обществу. Данная практика предполагает полный отказ от своего эго, плодов своей деятельности, привязанности, проявлениям таких негативных качеств как гнев, зависть, жадность, ревность и взращиванию истинной добродетели и милосердия.

Существует 9 форм бхакти (преданности Всевышнему):

Шравана – это слушание Божественных Лил, историй о Боге и связанных с его различными формами, описаний его добродетелей и т.д. посредством чего происходит растворение сознания в информации и слияние с Абсолютом;

Киртан – это воспевание Божественной славы посредством музыки и танцев. Этот метод подходит абсолютно для всех людей, даже семейных, потому что нисколько не противоречит, а даже основывается на сути человеческой природы;

Смарана – постоянное воспоминание о Боге. Несмотря на кажущуюся легкость данного метода, ум значительно усложняет его выполнение и требует предварительной подготовки. Большую помощь в освоении его может оказать Джаппа (повторение имени Бога);

Падасевана – это непосредственно служение Господу посредством поклонения в храмах, образам, а также всем нуждающимся и всему Миру, который пронизан и состоит из Бога по сути;

Арчана – это поклонение и преподнесение подношений Богу, которые могут осуществляться как в специальных местах (храмах и других религиозных заведениях), так и дома; как физически, так и мысленно;

Вандана – это молитва, простирания. Практикуя на регулярной основе, данный метод позволяет избавиться от Эго для перехода на следующий этап;

Дасья – это служение Богу (выполнение работ и служение в храмах, ашрамах, Мудрецам и т.д.), помощь нуждающимся, соблюдение предписаний священных писаний;

Сакхья – служение Богу как другу, желание и его реализация быть постоянно полезным Богу, обществу, нуждающимся;

Атма Ниведана – самоотречение, то есть абсолютная любовь к Богу, при которой в человеке не остается ничего, кроме его Божественного начала.

В повседневной современной жизни к основным практикам бхакти-йоги относят:

Пение и слушание мантр, прославлений Бога;

Использование ритуалов и обрядов;

Чтение и изучение жизнеописаний Мудрецов, святых и т.д.

Данный тип йоги наиболее предпочтителен для эмоциональных, чувственных людей с открытым свободным умом, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

Бхакти- йога – это путь от простого к сложному, от грубого к тонкому, вершиной которого является Пара Бхакти или Абсолютная преданность. Несмотря на часто возникающие разногласия, по сути Пара Бхакти и есть Джняна.

Джняна-йога


Джняна-йога – это полное соединение себя с Абсолютом, достижение которого возможно только при условии наличия соответствующего опыта, наработок и квалификации.

Данный тип йоги наиболее близок современному западному обществу, которое привыкло воспринимать мир преимущественно посредством различных исследований и получения интеллектуальных знаний. Соответственно подходит для людей сомневающихся и недоверчивых, упрямых и морально сильных.

Техники и навыки джняна-йоги:

Различение иллюзорных и реальных явлений;

Использование техник самоанализа, движения внутрь себя. Современной альтернативой таких практик вполне может служить ведение личного дневника с последовательным описанием мыслей практика для контроля как ума, так и поведения;

Медитации;

Поиск ответов в ведических писаниях, философских трактатах и других авторитетных источниках;

Получение и накопление личного опыта.

Залог успеха джняна-йоги – это наличие у практика большого желания освобождения и одновременно саморазвития. Джняна –йога – это йога мудрости, которая помогает найти ответы на такие глубоко философские вопросы, как «Что есть Реальность? Материя? Сила? Энергия? Формы жизни?» И последовательно приводит практика к самостоятельному заключению о том, что Реальность, как и Основа – Едины. Абсолютный Дух и есть вездесущее Бытие, чьей внешней природой является Жизнь, вечная и бесконечная во всем многообразии ее форм и видов, а внутренней - Любовь. И доказывает утверждение о том, что время (как и реальность) существуют только в нашем уме. Джняна-йога раскрывает такие фундаментальные понятия, как Абсолют, Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Тот, кто знает и понимает устройство и законы Бытия, приближает понимание и сознание Единой Жизни и Силы, а также Творческой Воли, увеличивает собственные силы, сливаясь в конечном итоге с Источником Всякой Силы. Джняна –йога говорит словами из загадки Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Карма-йога


«Трудись беспрестанно, но не позволяй труду поработить себя»

Карма-йога. Свами Вивекананда.


Карма-йога – это йога служения, помогающая взрастить терпение.

Данный вид йоги подходит для большинства современных людей, ведущих социальный образ жизни, так как она предлагает такие методики, которые позволяют сохранить свою деятельность, но придать ей осознанность и избавиться от привязанности к ее результатам (плодам). Карма-йога учит нас работать и трудиться исключительно ради самого процесса, дает возможности взрастить в себе самоконтроль, а через него и сильную волю и сильный характер. Это служит мощной защитой от любых негативных последствий, так как каждое наше слово, мысль и действие приводят к положительным или отрицательным последствиям. Но любовь, правдивость и бескорыстие испокон веков являются наивысшими общественными идеалами, через которые возможно достичь получение огромной энергии. Преуспеть в выработке характера помогает совершение добрых дел, размышления о добром, желание освободиться от привязанностей нашего материального мира.

Для достижения успеха в карма-йоге необходимо любить и верить в себя. Важно как соблюдать данный принцип, так и не путать его проявление с гордыней. Для этого нам важно четко понимать, что Человек является лишь маленькой каплей, частицей в огромном мире Абсолюта. И его истинная сила проявляется лишь в единении с этим Абсолютом. Эту силу нужно раскрыть, заработать, выработать в себе и посредством деятельности прийти к уравновешенности, добродетели, гармонии с собой, Миром, Абсолютом.

Что же мы имеем в виду под словом «деятельность»? Наивысшей деятельностью является оказание духовной поддержки, несение знаний. Следующей по значимости идет деятельность интеллектуальная, а материальная может принести нуждающимся лишь временную поддержку.

Выполнять любую работу нужно с позиции хозяина, которому нравится сам процесс, независимость своего существования, позиция раба же неизменно порождает зависть. Также необходимо быть благодарным всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути и дает возможность проявить милосердие и другие высшие душевные порывы, а также выполнять свой Долг. Долг… Мало кто имеет четкое представление, что же является по сути его долгом. Понятие это весьма субъективно и для его определения мы должны исходить, в первую очередь, из происхождения человека, затем по мере его взросления – положением в жизни и обществе. У каждого из нас разные возможности, но каждый из нас может совершать разные добрые дела, моральные поступки и воздерживаться от совершения зла, аморальных поступков. Для укрепления понимания морали, добра и зла, также мощную помощь оказывает изучение символики и выполнение ритуалов. Это важная часть карма-йоги, которая помогает установить крепкие взаимосвязи между мыслью, словом и действием. Добро рождается внутри нас, внешне же оно проявляется в наших добрых поступках. Самопожертвование – основа любой морали.

В заключении, мне хотелось бы отметить, что указанные 4 пути или вида йоги перетекают одна в другую, на разных жизненных этапах взаимодополняют или заменяют друг друга, но ведут к единой цели – достижению самоконтроля, развитию, избавлению от своего Эго, «Я» и конечному освобождению. Этому разными способами учат и раджа-, и карма-, и бхакти-, и джняна – йога. Вне зависимости от выбранного начального направления для достижения положительных результатов в любой йоге нужно следовать общим правилам:

1.Слушать;

2.Думать;

3.Практиковать.

Помните о том, что все 4 пути (знания, психологии, любви, труда) обязательно приведут Вас к конечной цели при наличии у Вас настоящего желания, чистого и бескорыстного: получать и отдавать добро, быть благодарным за все уроки нашей жизни, взрастить в себе все то лучшее, что даровано нам Абсолютом, что отличает Человека от животного, воздерживаться от проявления зла и негатива. Здравомыслия, терпения и упорства в благих начинаниях! Ом!

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?

Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика

Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака ).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.

Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви. Бхакти йога – общение с Богом посредством преданного служения.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога».

Бхагават-Гита

Бхакти-йога – это высший путь, к которому неизменно стремятся мудрецы и который всегда оставался предметом их размышления. Это йога религиозного пути, наставляющая нас к Спасению. Она стирает различия между религиями, оставляя только саму их идею.

Знаменитый проповедник Бхакти, Рамакришна, бывший учителем Абенанды и Вивекананды, говорил, что принадлежит ко всем мировым религиям, принимая их таинства. Больше десяти лет своей жизни он потратил на то, чтобы вновь и вновь подвизаться в каждом из мировых верований. В конце каждого пути он приходил к одному и тому же состоянию – к экстазу, составляющему сущность всех религий.

Рамакришна наставлял учеников, что каждая из них ведет к Высшему Постижению.

Этот путь особенно актуален для современного мира. Когда в йогине пробуждается Кундалини, он постигает истинную Бхакти – божественный экстаз и всеобъемлющую любовь.

Мастера учат, что Карма йога помогает обрести психические сверх-силы, но лишь в том случае она ведет к познанию Бога, если человек направляет себя по пути Бхакти-йоги.

Ее нельзя считать доступной всем людям, несмотря на то, что Рамакришна считал Бхакти-йогу одним из самых легких путей, поскольку она требует самоотречения и отказа от привязанности ко всему земному. Иными словами, этот путь подходит человеку определенного душевного склада.

Бхакти-йога имеет общие черты с , однако в отличие от последней, также сосредотачивающейся на медитации, объектом созерцания она видит не человеческое «Я», а Бога.

Очень важно понять, что если практиковать Бхакти-йогу в отрыве от других путей, то она может обрести огромную силу, но человек, вероятно, потеряет возможность пользоваться ею. Это становится понятно на примере Рамакришны, пережившего самадхи несколько раз и после оказавшимся совершенно неспособным заботиться о себе самостоятельно. Однако мудреца это не испугало – он понял, что о нем заботится кто-то другой.

Следует также понять, что на низком уровне эта йога способна вырождаться до фанатизма, всепоглощающей страсти к своему предмету любви, которая бесконечно ценна сама по себе, но может стать предлогом для возникновения ненависти ко всем остальным религиям. Любовь к своему идеалу никогда не должна порождать ненависть и нетерпение к идеалам других!

Эта опасность возможна только на подготовительном, нижнем уровне Бхакти (гауни). Когда йогин достигает высшего уровня (пара) – фанатизм уже невозможен, душа источает только любовь.

Что такое Бхакти-йога?

Бхакти йога – это общение с Господом посредством любви и преданности. Она подразумевает связь человека с Кришной и возобновление вечных отношений с ним.


Первый шаг на пути Бхакти – признание величия Бога. Последнее всегда содержит слугу, само служение и принимающую сторону.

Бхагават Гита говорит, что этот путь всегда превосходит , и , а в Бхагават Пуране написано, что Бхакти – это стадия совершенства, которая стоит выше, чем мокша (освобождение).

Не будет преувеличения, если сказать, что она является необходимой частью и дополнением к любому верованию и «введением» в религию для каждого непосвященного: «Отвергни все виды религий и просто предайся мне. (Шримад Бхагават Гита)».

Это значит, что быть религиозным человеком, не значит принять христианство, буддизм или иудаизм, но принять Господа, Абсолют, отрицая относительные истины.

Существует девять процессов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, служение, поклонение, вознесение молитв, исполнение приказаний Господа, становление дружеских отношений с Господом, полное предание себя.

Интересно, что последователи Гьяна-йоги рассматривают любовь как способ освобождения, а проповедники Бхакти-йоги считают ее и средством, и самой целью. Вероятно, на более низком уровне Бхакти может использоваться как «инструмент», но на высоком – она становится вершиной пути.

Основная цель Бхакти-йоги

Бхакти-йога не предписывает, подобно другим путям, отклонения от материального мира, она требует всего лишь временного отказа он него для достижения высшей цели.

Основная цель данной йоги заключается в воспитании и приручения эмоций, которые подчиняют себе все прочие чувства. Также она развивает и совершенствует религиозные чувства у тех, ощущает их недостаток. Это активный путь, требующий инициативы.

Каждый человек, чтобы приблизиться к наитончайшим составляющим Абсолюта, познать его со всей ясностью, должен «утончать» свою душу и отказать себе в проявлении грубых эмоциональных состояний, ибо эмоции являются состояниями сознания. А йогин, желающий приблизиться к Абсолюту, должен взращивать себя в качестве духовного сердца.

Сияние Господа освещает все Вселенные, он исполнен всех трансцендентных качеств и всех богатств. Тот, кто в совершенстве познал эти истины, становится высшим йогом. И этого уровня позволяет достичь только Бхакти-йога. Все остальные пути существуют для того, чтобы приблизиться к нему.

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.