Степ аэробика для детей пошаговое обучение. Проект«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка. Припев: движения припева повторяются

Аэробика для детей должна носить ярко выраженный игровой характер. Детские упражнения должны быть доступными, интересными и приносить радость. Но при этом нужно помнить, что дети быстро утомляются и не могут долго делать однообразные движения. Значит, необходимо разнообразить упражнения и положения, постепенно менять темп их выполнения.

Легче всего ребенок освоит и запомнит такие упражнения, которые в его воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. У детей дошкольного возраста мышление развито еще очень слабо. Поэтому для большего интереса каждому упражнению в комплексе даётся подходящее название. Или можно осваивать степ-аэробику, изображая при этом животных, которые похоже двигаются. Такие моменты доставляют детям огромную радость. Бодрость и положительный эмоциональный заряд вам будут обеспечены .

Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольников

В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по аэробике. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и воспитательном направлении развития личности человека.

Комплекс №1 (Степы расположены в хаотичном порядке):

Подготовительная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.

2. Шаг на степ -- со степа, бодро работая руками.

3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади.

4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону.)

5. «Крест». (Повторить 2 раза.)

Основная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой -- по левому плечу.

2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед.

3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.

4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.

5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения. (Повторить 2 раза.)

6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.

7. И.п. -- то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение.

8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение.

9. Ходьба на степе, бодро работая руками.

10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.

11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны.

12. Повторить № 10.

13. Кружение с закрытыми глазами.

14. Шаг на степ -- со степа.

15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.

16. Повторить № 1.

17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.

18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение.

19. Шаг на степ -- со степа.

20. Повторить № 18 в другую сторону.

21. Ходьба на степе.

22. Подвижная игра «Физкульт-ура!».

Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне -- финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим,

Спорт -- помощник!

Спорт -- здоровье!

Спорт -- игра!

Физкульт-ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.)

23. Игры и упражнения на релаксацию .

Комплекс №2 (с мячами малого диаметра для детей подготовительной к школе группы):

1-й музыкальный отрезок. Вводная часть.

Упражнения у стены для формирования правильной осанки (3--4 упр.). Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; бег змейкой между степ-досками и перепрыгиванием (перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время ходьбы дети берут правой рукой мяч малого диаметра); перестроение в три звена к степ-доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к степ-доскам.

Основная часть делится на четыре музыкальных отрезка. Упражнения на степ-досках с малым мячом:

2-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: стоя на степе, мяч в правой руке. Шаг со степа вперед, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.

2. И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.

3. И.п.: то же. Шаг вперед, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки в руку.

4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести вперед на носок перед степом, одновременно вынести вперед правую (левую) руку с мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

5. И.п.: о.с. Выполняется то же движение вправо (влево) от степа.

6. И.п.: о.с. То же -- назад от степа.

7. И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо (влево) от степа, три покачивания, вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

3-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степе, руки вперед, мяч в правой руке. Поворот направо (налево), поднимаясь на носки и отводя правую (левую) руку с мячом назад. Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

2. И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить за степ-доску поочередно. Поворот направо -- правую ногу: поворот налево -- левую ногу.

3. И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперед за степ-доску; руки вперед; мяч переложить; вернуться в и.п.

4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить; вернуться в и.п.

5. И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить над головой; вернуться в и.п.

4-й музыкальный отрезок.

1. Бег на месте, на степ-доске.

2. И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.

3. Бег вокруг степ-доски в правую и левую стороны.

4. Повторить упр. № 2.

5. И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.

6. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.

7. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Бросание мяча о пол и ловля одной рукой, поочередно правой и левой рукой.

8. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.

9. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из руки в руку, переминаясь с ноги на ногу.

5-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Прыжком -- ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в и.п.

2. Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях.

3. И.п.: правая нога -- на степе, левая -- на полу слева от степа, руки в стороны, мяч в левой руке. Прыжком сменить положение ног, мяч переложить в другую руку.

4. Повторить № 2.

5. Ходьба на месте, на степ-доске.

6. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.

7. Перестроение в три звена к степ-доскам. Взять степы.

8. Перестроение в круг. Положить степ-доски по кругу.

9. Ходьба на месте на степ-доске.

10. Шаг назад-вперед.

11. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.

Заключительная часть.

6-й музыкальный отрезок (музыка для релаксации).

Игра-медитация «У озера». Круг из степов -- озеро. Дети в нем «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются», опускают ноги и отдыхают.

Разработанные комплексы занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70% времени занятий. Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 недель, т. к. применение коротких тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных навыков, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств .

Введение

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.

Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.

Выходя из проблемы, тема звучит таким образом: развитие степ – аэробики, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.

Объект исследования – процесс развития двигательной активности.

Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.

Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.

Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу

2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.

3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 5-7 лет.

4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.

5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.

Глава I Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

1.1.Теоретическое обоснование степ – аэробики в детском саду

Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

Необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т.п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)

Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.

Структура занятия и музыкальное сопровождение.

Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).

Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.

Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.

Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.

Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.

На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять:

  • В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
  • При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
  • В основных видах движений: прыжки, бег и т.д.;
  • В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».

Базовые шаги в степ – аэробики.

Все шаги в степ – аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов.

Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе.


Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.

1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.

2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.

3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.

Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.

6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.

7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).

Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.

8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.

9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.

10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.

11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.

12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху.

Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход - по сторонам.

Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.

13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.

Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.

14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.

Увеличить интенсивность занятия степ – аэробики можно с помощью увеличения высоты платформы, увеличение темпа музыки, в основной части занятия; увеличения рычага движения; увеличения амплитуды движения.

Визуальные команды.

На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.

Основные правила музыкального сопровождения занятия.

Подовая условные сигналы к началу или окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, руководителю надо иметь в виду, что сигнал на начало упражнения подается в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпадало с началом нового упражнения. Окончание упражнения должно органически совпадать с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую согласованность двигательных действий и снижает эффективность занятия. Составляя музыкальные фонограммы, необходимо учитывать пол и возраст занимающихся, чтобы избежать нежелательного воздействия музыкальных произведений на технику и поведение занимающихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляет согласованно с развернутым планом – конспектом занятия. Фонограмма записывается с учетом всех нарастаний и спадов интенсивности запланированной работы, количества повторений.

Следует помнить, что разная физическая подготовленность занимающихся может быть компенсирована увеличением или уменьшением амплитуды движений.

Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей

Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.

Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.

Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т.д.

Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.

С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.

Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.

Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.

В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.

Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы), палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.

Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.

В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.

Глава II Особенности организации степ – аэробики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

2.1. Анализ состояния здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста

Работая с детьми 2006 по 2007 год, мною была проведена организация и методика тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического здоровья детей.

Я выделяю одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья в целом, физическое здоровье, характеризующиеся показателями кондиционной физической подготовленности и физического развития. Именно показатели физической подготовленности и физического развития могут направленно улучшаться без каких – либо медикаментозных средств, за счет удовлетворения естественной биологической потребности организма в движениях.

Таблица 1

Данные заболеваемости детей 2006 – 2007 год.

Показатели

2006 – 2007г.

Количество детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Заболеваемость на 1 ребенка д/дн.

Простудная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Инфекционная заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

Прочая заболеваемость на 1 ребенка, д/дн.

В последнее время наблюдается небольшое снижение в простудных заболеваниях детей, отсутствуют случаи инфекционных заболеваний.

Таблица 2

Динамика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста

Челночный бег, 10м.,

Прыжки в длину с места

Подъем туловища из положения лежа

Статистика равновесия

Ловкость движений

Средний показатель

Наблюдается стабильность в развитии основных движений, увеличение количества детей с более развитыми физкультурными способностями и физическими качествами.

2.2. Основные этапы обучения детей степ – аэробики

Обучение степ – аэробики обусловлено формированию двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:

  • Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
  • Этап разучивания основных движений;
  • Этап совершенствования

Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у обучающихся представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением. В процессе образования представлений условно выделяю три взаимосвязанных звена:

  • осмысление задачи обучения;
  • осмысление проекта её решения;
  • попытка выполнить базовое упражнение в целом или его отдельную часть.

Осмысливая задачи обучения поставленные мною, дети должны понять задачи на всю серию занятий, посвященных изучению конкретных упражнений. Дети стараются вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Основные детали техники мы с детьми познали на последующих этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаются ребенком на основе моих рекомендаций, понимания задачи, предшествующих знаний и имеющегося двигательного опыта.

Составленный мною проект подкрепляется, а часто и корректируется при первых же попытках выполнения упражнения путем его опробования. В зависимости от сложности упражнения опробование его я провожу в целом или по частям. На этапе ознакомления с упражнением обычно используются словесные и наглядные методы, а также методы разучивания в целом или по частям, но только в плане предварительного ознакомления с изучаемым базовым упражнением.

На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе я выделяю стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения, я обучаю детей:

  • основам техники и ведущим движениям двигательного действия;
  • устранять изменение мышечные и психические напряжения при его выполнении;
  • предупреждать возникновение лишних движений.

На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительно высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается. Поэтому главная задача обучения – закрепление основ техники выполнения упражнения, достижения её стабильности.

На этом этапе разучивания двигательного действия широко использую словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы – разучивание по частям, в целом и т.д. На этапе совершенствования формирую двигательный навык, который характеризуется закреплением двигательного действия для постоянных условий реализации, когда автоматизм выполнения движений не препятствует решению двигательной задачи.

2.3. Основные направления работы с детьми по развитию двигательной активности (в рамках степ – аэробики)

2. Использование упражнений на занятии. Я стараюсь подбирать специально физические упражнения, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, такие упражнения благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. (см. приложение).

3. Музыкально игровые комплексы степ – аэробики. Каждый комплекс я направляю на обучение детей разным видам движений, закрепление полученных навыков, развитие физических и нравственно-волевых качеств ребенка.

Максимальную эффективность реализации комплексов в течение учебного года я обеспечиваю, если работаю с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения требований к условию детьми программного материала.

Музыкальные комплексы со степ – платформами оказывают мне неоценимую помощь в развитии разных групп мышц и укреплении мышечного тонуса. В процессе использования всех форм физического воспитания мною создаются вариативные условия для выполнения физическими упражнениями. При этом дети проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Предлагаемые мною музыкальные игровые комплексы могут изменяться и варьироваться от того, где они проводятся, а также от вида занятий по физической культуре.

Структура комплекса определяется постановленными мною задачами и особенностями организма ребёнка. Во время выполнения упражнений происходят значительные изменения: увеличивается работоспособность дошкольника, улучшается работа всех органов и систем организма, вырабатывается определенный ритм деятельности, укрепляется мышечный тонус, развивается выносливость, повышается эмоциональное состояние.

Во время музыкально игровых комплексов дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость» (см. приложение).

3. Самостоятельное использование элементов степ – аэробики детьми в свободной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности я забочусь о создании физкультурно – игровой среды, где дети могут пользоваться разными пособиями в том числе и степами. Дети также используют элементы степ – аэробики на прогулке, где самостоятельно организовывают игровую деятельность.

Особенности взаимодействия с воспитателями, родителями и специалистами

Эффективность физкультурной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием между мною и медицинским персоналом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями. Планирование совместной деятельности я осуществляю на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляю в виде планов: консультации для воспитателей, выступаю на педагогических советах и медико – педагогических совещаниях.

Консультации для воспитателей.

Мною оказывается помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для утреней гигиенической гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организации игр между занятиями на прогулке;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Педагогические советы.

К педагогическим советам, где обсуждаются вопросы здоровья воспитанников дошкольного учреждения, я готовлю или свое выступление, или материалы для выступления своих коллег (врача, методиста ДУ и т.д.). Темы выступлений я согласовываю с общими темами педагогических советов в начале года. При этом мною выбираются конкретные темы, актуальные и интересные для обсуждения всех участников педагогических советов.

Медико – педагогические совещания.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.

Основными проблемами, между мною и медицинским работником в совместной деятельности является:

  • физическое состояние детей, посещающих ДУ;
  • соответствие содержания занятий физическими упражнениями к физическому состоянию детей;
  • оптимизация двигательного режима детей в ДУ;
  • организация деятельности в системе двигательной реабилитации;
  • профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;

Моё взаимодействие с родителями.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы для меня. Я стараюсь правильно организовывать работу с родителями, чтобы способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.

Родительские собрания.

Основной объем сведений о физкультурной работе, проводимой мною в ДУ, её результатах и путях улучшения родители получают на родительских собраниях. При планировании тематики выступлений я должна определить оптимальный объем сведений общего характера и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей.

Консультации для родителей.

Консультации для родителей – важный раздел работы для меня. На родительских собраниях мне всегда представляется возможность рассказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев мне приходится осуждать информацию о ребенке только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы я должна выделить время, когда мне провести беседу с родителями. Информация о консультации доводится мною в том или ином виде до сведения родителей.

Помимо консультаций для всех желающих, я могу специально пригласить на беседу некоторых родителей. Чаще всего на такие консультации приглашаю родителей тех детей, которые по той или иной причине вызывают беспокойство у меня (неадекватная реакция на физическую нагрузку, низкий уровень физических качеств, постоянное отсутствие формы и т.п.). Может быть и наоборот: значительный процесс ребенка на физкультурных занятиях или его явная двигательная одаренность.

Факт проведенной консультации мною фиксируется, на итоговом педагогическом совете проанализировав эффективность проведенной работы.

Заключение

Считаю, что в ходе проделоной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственно – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений. Дети старшего дошкольного возраста готовы выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные и скоростно – силовые качества. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:

1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.

2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.

3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.

4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.

Тезаурус

Степ – аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Здоровье – способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка.

Библиографический список:

1. Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М., 2005

2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москоленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ. – М., 2005

3. Глазырино Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973

5. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004. - №6 – с.29

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002

7. Рунова М.А. Движение день за днем. – М., 2007

8. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2 – с.33

9. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3 – с.37

10. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005

11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2005

12. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – С-П., 2001

13. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – С-П., 2005

14. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - №6 – с.38

15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004

ольга фёдорова
Степ-аэробика для детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №1 «Светлячок»

Подготовила : Федорова О. И.,

Детский сад- первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всесторонние развитие ребёнка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребёнка.

Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Поэтому, в дополнение к основным формам физического развития мною была выбрана аэробика. Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечения которых осуществляется за счёт кислорода. В настоящие время детские сады посещает много детей из них есть часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, нарушения осанки и плоскостопия.

Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в моей практике весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка.

Но больше всего меня увлекла аэробика –это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ-платформы ) под танцевальную музыку.

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания. Занятия аэробикой доставляет воспитанникам большое удовольствие. Для того, чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными я провожу утреннею гимнастику в форме аэробики, применяю её в различных видах детской деятельности : на праздниках, спортивных мероприятиях, в выступлениях на РМО.

Для дальнейших достижений воспитанников я стала использовать степ-аэробику .

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа . Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой) . Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ -аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ -аэробики перед обычной аэробикой? «Степ » в переводе с английского языка означает «шаг» . Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ -аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Степ -аэробикой можно заниматься в различных вариантах :

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста , продолжительностью 25-35 минут;

Как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут) ;

В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

В показательных выступлениях детей на праздниках ;

Как степ-развлечение .

Цель степ-аэробики : охрана и укрепление здоровья детей , повышение сопротивляемости организма.

Задачи :

Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Повышать работоспособность и двигательную активность;

Формировать правильную осанку;

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

Развивать двигательные качества : мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;

Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;

Ожидаемые результаты :

Укрепление здоровья детей ;

Формирование устойчивого равновесия, улучшение координации движения;

Повышение физических качеств;

Формирование устойчивого интереса к занятиям степ-аэробикой .

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики , как полное занятие, выполняется детьми в течении трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не все получается.

Степ -платформа используется разнообразно например :

Игровые задания на степах :

1.«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе .

2.«Самолет» - стоя на степе , ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

3.«Великан» - стоя на носочках на степе , потянуть руки вверх.

4. «Стрекоза» - стоя на степе на носках , руки на поясе, локти назад.

Подвижные игры с использованием степов :

1. «Птички невелички»

Дети – «птички» бегают свободно по залу. Степы – «домики» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «собачка» пытается поймать «птичек» и запятнать их. Если «птичка» села в домик, то есть встанет на степ , ловить её не разрешается.

2.«Цирковые лошадки»

Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов , высоко поднимая колени («как лошадки на учении» , затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло» , степов должно быть на 2-3 меньше количества детей ). Игра повторяется 3 раза.

Упражнения для профилактики плоскостопия (упражнения выполняются в соответствии с текстом)

1. «Вышли дети из домов»

Музыка цвета-упражнения с разноцветными платками, стоя на степ-платформе :

1."Мельница".

2."Зонтик".

3."Карусель".

Комплекс упражнений со степами для детей подготовительной группы (6-7 лет) .

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим, спорт - помощник!

Спорт - здоровье! Спорт - игра! Физкульт- ура!

После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Я считаю, что в ходе проделанной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственной – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Испольуемая литература :

1. Белова Т. А. "Использование степ -платформы в оздоровительной работе с детьми" (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2009).

2. Кузина И. "Степ-аэробика для дошкольников " (Дошкольное образование , 2008) .

3. Сулим Е. В. "Детский фитнес" (Физкультурные занятия для детей 5-7 лет , 2014) .

Выступление детей в возрасте шести лет, обучающихся в подготовительной группе дошкольного отделения № 1307 ГБОУ школа №810 под руководством воспитателя по физической культуре первой квалификационной категории Семеновой Анны Андреевны. Ноябрь 2014 год. Городской фитнес фестиваль «Солнечный зайчик»

Введение

В этом дошкольном учреждении я работаю воспитателем по физкультуре 5 лет. А степ – аэробику начала преподавать недавно с начала учебного 2014 года. Выступление, которое представлено выше – это результат работы полутора месяцев. Это самые обычные дети без специальной физической подготовки. Ребята пришли в сентябре в детский сад после каникул и уже на первых занятиях по физкультуре познакомились с новым оборудованием в виде степ-платформ.

Степ-аэробика привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия, сделать их более интересными. Этот вид физических упражнений очень популярен, так как не знает возрастных границ. Степ-аэробика взята на вооружение многими фитнес-клубами, физкультурно-оздоровительными центрами, ее преподают в школах, а вот в дошкольных учреждениях это редкий вид физической деятельности.

Теория и практика

Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре недостаточно для полноценного двигательного режима детей и их физического развития. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в дошкольных учреждениях всегда являлась и является приоритетной. Занятия по степ-аэробике способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляют сердечно-сосудистую систему, хорошо развивают координацию движений, так необходимой детям, равновесия, и что особенно важно - формируется правильная осанка – динамическая осанка. В связи с этим такие занятия способствуют укреплению здоровья, мотивации у детей к здоровому образу жизни, увеличению двигательной активности занимающихся и совмещают в себе четкую организацию и дисциплину со свободой и самостоятельностью действий, опираясь на метапредметные связи.

Степ аэробика – один из эффективных стилей в аэробике. "Step " в переводе с английского языка означает "шаг ". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений, но это касаемо взрослых, а для детей дошкольного возраста все наоборот. Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет.

Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. На степ-платформе надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями.

Шаги, используемые на занятиях степ – аэробики .

Marсh (марш) – ходьба на месте.
Step(степ) – шаг.

Basic step (бэсик степ ). Шаг ногой вперед - назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую ногу на степ приставить.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Step touh(степ тач) приставной шаг в сторону. И.П. стоя на полу ноги вместе.1- выполнить правой ногой шаг в сторону, 2- левую приставить.3- левой ногой шаг в сторону,4-правую приставить.

V-step (ви-степ) – шаг на степ ноги врозь, назад ноги вместе. На 4 счета.

Toe touch (тоу тач ) – касание носком пола или степа.
Mambo(мамбо) – шаги на месте с переступанием вперед, назад.
Open step(оупэн степ) – открытый шаг.
Leg curl(лэг керл) – «захлест» голени назад.
Knee up(ни ап ) – «подъем колена вверх».

Kick side (кик сайд)- мах ногой в сторону,вперед, назад .

Это одни из основных шагов и движений в степ-аэробики, но, соответственно, с уровнем подготовленности и обучености занимающихся появляются различные связки и сочетания движений .

Для раннего детства характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Если масса мышц новорожденного составляет только 23% от массы тела, то к 6-7 годам масса мышц увеличивается до 27-30%. Ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук. Все эти двигательные действия имеют место в занятиях степ-аэробикой. Соответственно с физическим развитием, в этом возрасте происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами. И здесь свою роль приобретают занятия на «степах» - ребята выступают в ярких костюмах, чувствуют себя как команда. Своего рода «переломным» в этом отношении является возраст 6-7 лет. В частности, снижается характерная для возраста 3-5 лет легкая возбудимость нервных центров в связи с усилением тормозных процессов. Значительно улучшается работа двигательного участка коры головного мозга: именно поэтому движения детей 6-7 лет становятся более координированными и разнообразными. И этому так же способствует двигательная активность, приобретаемая при занятиях степ-аэробикой.

Я считаю, что степ-платформа – предмет универсальный, поэтому использую его не только для аэробики и частично ввожу в занятия с детьми уже 3-4 лет. Структура моих занятий не совсем обычная. В первой части я провожу разминку на платформах поточным способом, дети сами выкладывают длинные дорожки из степ-платформ и ребята друг за другом выполняют различные задания. Далее во второй части, платформы расставляются в шахматном порядке или, в том в каком укажу я, и под музыкальное сопровождение проходит легкая разминка, куда входят упражнения, направленные на разогрев мышц и суставов, подготовку их к работе. Это наклоны головы в стороны, повороты. Сгибание-разгибание рук, вращение в плечевых суставах. Наклоны корпуса в стороны, растягивание передней и задней поверхности бедра. После этого начинается аэробная часть, она включает в себя выполнение базовых шагов, объединенных в комбинацию движений или связку и партер. Далее проходит подвижная игра или эстафеты и заканчивается занятие растяжкой, упражнениями на восстановление дыхания. Такая форма проведения очень удобна, все зависит от возраста и физической подготовленности детей. Не у всех детей хорошая координация, соответствующая возрасту, и не все дети обладают хорошим чувством ритма, поэтому таким детям первую часть занятия можно взять за основу, и проводить в виде общей физической подготовки, а непосредственно базовым шагам учить осторожно, ненавязчиво, в игровой форме, чтобы у детей не пропал интерес к этому виду занятий.

Дети с огромным интересом и удовольствием ходят на такие занятия и с еще большим удовольствием выступают на праздниках, открытых занятиях, участвуют в спортивных мероприятиях.

Большую роль играет фактор вовлеченности родителей в процесс обучения - взрослым интересно не только наблюдать за развитием детей, но и активно участвовать в этом процессе. На следующий учебный год в нашем образовательном учреждении планируется набрать несколько групп для занятий степ-аэробикой. Я надеюсь, что это только начало!

Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики.Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степ-аэробика в детском саду

Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, который направлен на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг».Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.

Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.

Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре).

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.

Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться. Степ-платформа используется разнообразно:

в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег,ходьба, прыжки, ползание;

для подвижных игр;

для проведения эстафет;

для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;

для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.

Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.

Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.

Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации.

Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.)

5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.

Таким образом, использование в практике работы занятий физической культурой на основе степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволит повысить эффективность процесса физического воспитания.

Игровые задания на степах

«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.

«Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону.

«Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

«Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.

«Перебрось мяч» - парное упражнение. Перебрасывание мяча, стоя на степах.

«Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.

«Стойкий оловянный солдатик» - стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад.

«Стоп - кадр» - имитация фотографических изображений (варианты).

«Египетский шаг» - стоя на степе (по длине степа) – носок одной ноги касается пятки другой.

«Великан» - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх.

«Кран» - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и.п. то же – левой ногой.

«Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.

Подвижные игры с использованием степов

«Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на степах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка, продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому ребенку. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

«Цирковые лошадки»

Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.