Открытое занятие по хореографии: "Танцевальное путешествие!". Подготовка и проведение урока хореографии

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Тема занятия: «Развитие координации и эмоциональной

Выразительности обучающихся на занятиях хореографии»

Фофанова Алевтина Федоровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии»

детского творческого объединения

«Студия хореографии « Нимфы»»

Цель занятия: Развитие координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных хореографических элементов

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление знаний хореографических терминов;
  • повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов;
  • обучение танцевальным элементам, способствующим развитию координации движений и танцевальной выразительности.

Развивающие:

  • развитие осмысленного исполнения движений;
  • развитие эмоциональной выразительности, артистичности, музыкальности.
  • развитие профессиональных навыков (выворотность, прыжок, шаг).

Воспитывающие:

  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование чувства ответственности и собранности;
  • активизация творческих способностей.

Характеристика группы:

девочки 6-7 лет, 1 год обучения

Место занятия в системе:

текущее

Тип занятия:

закрепление пройденного

Методы работы:

  • словесный (объяснение);
  • наглядный (показ выполнения элементов педагогом);
  • практический (выполнение элементов обучающимися);
  • игровой (игровая форма подачи материала).

Используемые педагогические технологии:

  • игровая технология
  • здоровьесберегающая технология
  • технология развивающего обучения

Результат:

  • приобретение умений координированного и выразительного исполнения танцевальных элементов.

Оборудование:

хореографический станок, зеркала

Музыкальное

сопровождение :

музыкальный центр, CD-диски,USB/

План занятия

  1. Вводная часть (5 мин.)
  1. Вход учащихся в танцевальный зал под марш. Выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Поклон педагогу и гостям.

2. Обозначение темы и цели занятия.
3. Рассказ о значении координации и эмоциональной выразительности в исполнительской деятельности танцовщика.

II. Подготовительная часть занятия (5 мин.)

Выполнение подготовительных упражнений (различные виды шагов и бега), способствующих разогреву мышц тела, прыжковые упражнения по диагонали.

  1. Основная часть занятия (25 мин.)

1. Исполнение основных танцевальных элементов (русский танец, полька, галоп, подскоки, движения «лошадка», «жираф», вальс) под песенки детского репертуара.
2. Музыкально-хореографическая игра «Цирк». Дети по очереди в импровизированном танце изображают цирковых персонажей. Остальные должны отгадать, кого он изобразил. Педагог оценивает эмоциональную выразительность исполнения.

3. Выполнение упражнений на координацию:

  1. верчение по диагонали;
  2. галоп и подскоки с поворотом по диагонали;
  3. прыжки с поворотом по точкам зала.

IV. Контролирующая часть (5мин.)

Танцевальные импровизации по заданным сюжетам. Педагог оценивает координацию и эмоциональную выразительность исполнения.

V. Заключительная часть занятия (5 мин.)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Основное построение для выхода из зала. Поклон педагогу и гостям. Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.


Занятие по хореографии для детей старшего дошкольного возраста

педагог дополнительного образования, МУДО "Дом детского творчества" пгт.Усогорск
Назначение: Материал может заинтересовать музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования по хореографии.
Форма организации обучения: нетрадиционное занятие, игра-путешествие.
Тема занятия: «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Тип занятия: повторение и закрепление ранее изученного материала.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Оборудование: музыкальный центр.
Цель: развитие двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Закрепление умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.
2. Закрепить навыки исполнения танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть».
3. Развитие музыкально-ритмических навыков.
4. Развитие воображения, координации движения.
5. Снятие мышечного и психологического напряжения.
6. Воспитание чувств коллективизма, общей культуры поведения и трудолюбия.

Основные методы, применяемые в ходе занятия:
словесный (объяснение, беседа, диалог);
стимулирования и мотивации;
игровой метод;
Структурные элементы занятия
1. Организация начала занятия
Определение готовности к совместной деятельности
Мобилизующее начало
2. Постановка цели и задач занятия
Формулировка цели и задач занятия
3. Повторение и закрепление

Систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала
Акцентирование внимания на опорных моментах материала
Выработка умений и навыков применения знаний
4. Подведение итогов занятия
Оценка качества работы на занятии
Рефлексия

Введение.

Дети всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия начинаются со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.

Ход занятия

1. Организация начала занятия
Дети входят в танцевальный класс . Поклон
Педагог: Добрый день! У нас сегодня занятие не простое. Я предлагаю всем вместе отправиться в удивительное путешествие в страну «Играндия». Все согласны? А возьмем мы с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровый смех и прекрасное настроение. Внимание....., вы слышите летит самолёт? А полетим мы в страну «Играндию» на самолёте. Готовы. Полетели (звук летящего самолёта, дети на импровизированном самолёте летят в страну "Играндия")

2. Постановка цели и задач занятия
Педагог: (играет веселая музыка) Вот мы и прилетели в страну "Играндию". А кто мне скажет, чем мы в этой стране будем заниматься?
Дети: Играть, танцевать, заниматься и др.
Педагог: Правильно, молодцы!

3. Повторение и закрепление
Педагог: И у нас с вами первая остановка - станция "Разминочная" . Кто догадался, что мы будем делать на этой станции???
Дети: Разминку!
Педагог: А для чего нам нужна разминка? (ответы детей)
Педагог: Ну-ка, дружно стройся в ряд! Вызываем всех ребят: из вагонов выходите и разминку покажите.
Дети встают в шахматном порядке на середине зала.
Выполняют упражнения для разминки:
- "тик -так" -наклоны головы назад - вперёд, вправо - влево;
- "мы не знаем" - педагог задает вопросы, на которые дети данного возраста ответить не могут, дети при этом поднимают плечи вверх и опускают вниз, показывая, что они не знают;
- "скелетики" - поднимая локти в стороны на уровне плеч, изображаем скелет, у которого очень подвижные руки;
- "мельница" - большие круговые движение руками, изображаем лопасти мельницы;
- "неваляшка" - наклоны корпуса вперёд - назад, влево - вправо;
- "ёлочки - пенёчки" - педагог говорит "елочки" - дети стоят, говорит "пенёчки" - дети садятся (игра повторяется несколько раз).
Затем по кругу: упражнения «горочка», «тараканы», «гусенички».
Педагог: Молодцы, справились с разминкой. Полетели дальше! (звук самолёта)
Педагог: Остановка! Станция "Загадочная". Хотите узнать, что мы будем делать здесь?? (да)
Педагог: Но для начала - минутка релаксации. Мы с вами выполним упражнение «арбуз» (дети выполняют пор де бра) .
Педагог: А что же такого загадочного в этой станции. А вот что! Я задам вам такие сложные вопросы, что вы никогда не отгадаете.
Проблемные ситуации. Вопросы:
Педагог: Я забыла сколько сторон в классе (Покажите) . Дети показывают.
А сколько диагоналей в классе? (Покажите) . Дети показывают.
А где диагонали встречаются? (Покажите) . Дети показывают.
Педагог: И на этой станции мы со всеми заданиями справились! Летим дальше! Вперед! (звук самолета)
Педагог: А вот и станция третья – "Сказочная" . На этой станции я вам буду рассказывать сказку, а вы попробуете её оживить. Договорились!
Игра на развитие воображения – сказка «Прогулка по лесу» (педагог рассказывает сказку, которую дети должны оживить) .
Попадая на станцию «Сказочная», дети «превращаются» в лесных зверей (работа над эмоциями: радость, страх, испуг и т.д.).
Педагог: Какая красивая сказочная, загадочная история получилась. Все старались. Все справились. Ну что, летим дальше! (звук самолета)
Педагог: Стоп, стоп, стоп! Вижу, впереди станция – "Танцевальная"
Повторение и закрепление танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Педагог: Предлагаю нам с вами отправиться на следующую станцию – "Игровая" . Полетелииииии! (звук самолета)
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два».
Попадая на станцию «Игровая» дети делают различные фигуры по – одному, в паре, тройками, а в конце делают одну большую общую фигуру.
4. Подведение итогов занятия
Релаксация. Восстановление дыхания.
Возвращаемся обратно на самолет и летим обратно.
Педагог спрашивает у детей, где они сегодня были. Они рассказывают о своём путешествии всем присутствующим.
Педагог: И это ещё не все сюрпризы на сегодня. Мы летали, мы скакали, мы сегодня поиграли и немножечко устали (Детям наклеиваются веселые смайлики) . Все сегодня молодцы!!
Педагог: Давайте, ребята, попрощаемся с гостями присутствующими здесь.
Поклон.
Все обучающиеся друг за другом и выходят из зала.

Используемая литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб., 1996.
2. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 1991г.
2. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1987г.

Конспект открытого занятия по хореографии
«Путешествие в мир прекрасного»
Цель урока:
Раскрыть в детях эстетическую чуткость и желание
совершенствоваться через знакомство с историей танца, обучение
выразительному исполнению основных хореографических движений
постановки, умению воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей танца и содержанием понятий
хореографического объединения
- познакомить с элементами ритмических движений;
- воспитывать общительность, эмоциональное самовыражение, интерес
к танцу;
Оборудование: диски, кассеты, музыкальный центр.
Декорации: деревья, цветы, трава. Наглядное пособие для игры:
цветы на картинке (ромашка, колокольчик) или искусственные цветы,
сделанный из бумаги цветик – семицветик с заданиями на лепестках,
коврики.
Ход урока:
(Актовый зал оформлен в виде сказочной, цветочной полянки)
Дети входят в зал под «Вальс цветов».
Подготовительный этап – 5 минут
Педагог: Добрый день, девчонки и мальчишки! Давайте знакомиться. Я
– танцмейстер, а по-простому учитель танцев. Меня зовут Марина
Евгеньевна. Я предлагаю вам познакомиться с помощью танцевальных
движений из танца, который так и называется – «Давай знакомиться».
Стали парами, повернулись друг другу лицом и повторяем за мной
движения: шаг с приставкой влево и вправо, вперед два шага. В конце
вы пожимаете руки и произносите свое имя (звучит веселая мелодия,
дети танцуют).
- Ребята сегодня необычный день – на нашей сказочной, лесной
полянке расцвел цветик – семицветик (в центре зала на ножке стоит
цветок с большими, разноцветными лепестками) Этот цветок
приготовил вам сюрприз, но для этого нужно исполнить семь его
желаний. Вы любите сюрпризы? (дети отвечают)
Тогда кто смелый, тот и отрывает первый лепесток. Читаем первое
желание.
Основной этап – 35 минут
Вопрос: Танец. Что же это такое? (дети отвечают)
1

Педагог: Хотите, я расскажу вам, ребята, о чуде? О чуде, которое
живет рядом с нами. Вы спросите, что это такое? Попробуйте
догадаться сами! Вот моя загадка! Его нельзя потрогать рукой, но
можно увидеть и услышать. Он имеет душу, сердце, но для этого,
чтобы понять это, нужно время. Он способен заставить нас смеяться и
плакать. Чудо рождается здесь, на сцене. Имя ему – танец. Он создан
из музыки и движения.
Знаете ли вы, что бог Аполлон является покровителем искусства и
девяти прекрасных муз, его помощниц. Одна из них юная и вечная –
Терпсихора - муза хореографии. Много тысяч лет назад, когда по земле
ходили неведомые звери и люди жили племенами, возник танец. Танец
– это движение, это жизнь. Танцы – это молодость. Молодость души и
тела. Судьба танцев различна – одни рождаются в безвестности и
быстро умирают, другие живут века. И пример этому – вечно
нестареющий вальс. Услышав мелодию вальса, вы никогда не
ошибетесь и не спутаете его с каким-либо другим танцем. В начале 19
века он широко распространился по всей Европе. Хотя вальс долго
отвергали высшим обществом, считавшим его грубым, к концу века его
танцевали все. А сейчас я хочу пригласить на сцену ребят из
хореографического коллектива.
(исполняется танец «Французский вальс»)
Педагог: Видите, как здорово танцуют ребята, которые танцем
занимаются профессионально.
Педагог: Ну вот, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем
второй лепесток.
Разминка
Педагог: Каждое занятие танцами мы начинаем с разминки, чтобы
разогреть мышцы тела.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов: шеи, туловища, ног, рук.
Упражнения для шеи, плеч и туловища.
И.п: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
16 т-ов – наклоны головы к правому и левому плечу;
8 т-ов – повороты головы направо, налево;
8 т-ов – наклоны головы вперед, прямо
8 т-ов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз;
8 т-ов – поочередное поднимание плеч;
8 т-ов – наклоны туловища вправо, влево;
2

8 т-ов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;
4 т-та – наклон вперед, потянуться;
4 т-та – вернуться в и.п.
Упражнения для ног «Рожки и копытца».
И.п: ноги вместе, руки на поясе.
8 т-ов: вступление (дети готовятся)
20 т-ов – Ре-ля-ве – подъем на полу пальцы (растем к солнышку);
4 т-та – поочередное поднимание пятки (педали);
10 т-ов – выставление ноги на пятку;
8 т-ов – пяточка - носочек;
4 т-та – плие (маленькое приседание).
Упражнения для рук «Волшебные ленты»
И.п: ноги врозь, руки опущены вниз, расслаблены.
Педагог: представьте, что ваши руки – это волшебные ленты. Дует
легкий ветерок и колышет наши волшебные ленты.
Плавные движения руками вверх, вниз, вместе, поочередно и т.д.

Имитационно – образные упражнения на укрепление осанки: в
положении сидя.
Упражнение « бабочка».
И.п: сеcть по-турецки.
Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох).
Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) руки машут, как крылья.
Сидя на четырех точках: упражнение «кошечка» (добрая и злая)
Педагог: Отрываем третий лепесток
Танцевальная викторина:
1.Кто были на Руси первыми профессиональными танцорами?
Скоморохи
2.Какие танцы были в старину? Хороводы, пляски, переплясы
3.Назовите имя богини танца? Терпсихора
4.Какой танец признан «королем» танца? Вальс
5.Какому народу принадлежит старинный танец «Полька»? Чешскому
6.Какой танец создан на основе военного марша? Танго
7.Назовите уличные танцы? Хип-хоп, брейк- данс, тектоник
8. Какой танец напоминает движения вагонов? Летка - енька
Педагог: Правильно, ребята. Давайте станцуем этот веселый танец.
3

(дети танцуют)
Педагог: Отрываем четвертый лепесток
«Импровизация»
Педагог: Вы знаете, что движением, жестами, мимикой лица, танцем
мы можем рассказать о своих чувствах и переживаниях. Вам нужно
представить и передать ту ситуацию, в которую вы попали.
Каждый участник выбирает себе «ситуацию»:
(карточки- например: ты получил двойку по математике и тебя будут
ругать родители)
Педагог: Отрываем пятый лепесток
Фантазия
Релаксация: «на лугу»
Педагог: Дети представьте себе, что наступило лето, расцвело
множество цветов на лугу: ромашки, васильки, колокольчики,
незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте
ляжем на коврик, расслабимся и представим себя каким-нибудь
красивым цветком (звучит спокойная мелодия)
Педагог: А теперь давайте перенесемся в далекую сказочную страну
цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Давайте
выберем какой-нибудь цветок и попробуем изобразить его.
- Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в
земле и ждет, когда ему можно будет прорасти.
- Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к
солнышку.
- Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами раскрылся
красивый цветок.
- А какие цветы вы изобразили, давайте угадаем.
Креативная (творческая) игра: «Какой цветок растёт на клумбе?»
Поделить детей на две команды. Это будет две клумбы. Каждой
команде дать задание. Первой показать картинку, на которой
нарисована ромашка, а второй колокольчик. Дети должны образно
изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какие
цветы растут на клумбе.
Педагог: Отрываем шестой лепесток
Музыкальная игра.
Игроки танцуют в свободном стиле под любую музыку. Музыка
прекращается, и все быстро садятся на пол, вытягивают ноги, руки - на
пояс. Кто последний - выходит из игры. Оставшийся игрок становится
победителем.
Заключительный этап – 5 минут
Педагог: Отрываем седьмой лепесток
4

Пожелания
Педагог: Ребята, давайте сядем в круг, возьмемся за руки и пожелаем
друг другу и всем присутствующим добра, дружбы. Пусть каждый из
вас подойдет к корзинке, возьмет понравившийся цветок и скажет
добрые слова. А цветок оставит себе на память. (Дети выбирают себе
понравившийся цветок, изготовленный из карамели, путем
связывания).
- Ну, вот все желания цветика-семицветика мы выполнили, и получили
в подарок цветок со сказочной полянки. Я прощаюсь с вами и как
принято на занятии по хореографии – делаем поклон.
Дети исполняют поклон и под веселую музыку выходят из зала.
5

Занятия с дошкольниками можно проводить в групповой и индивидуальной форме. Та при любом варианте основным остается урок, цель которого - познакомить, научить, закрепить.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, иначе это приведет к физическому переутомлению детей, рассеивание их внимания. Он должен строиться на разнообразном материале , например: который нравится детям, поскольку однообразная деятельность утомляет их. Не следует также долго задерживать внимание детей на одном движении, потому что оно у них еще неустойчиво. Между составными частями урока надо делать паузы, чтобы переключить внимание детей.

Построение урока. Начинать его следует с 3-5 минутной «разминки» . Советуем: Детям проигрывают незнакомую музыку - марш, польку и др. Каждый ребенок двигается, как ему захочется, то есть в движениях передает свое понимание впервые услышанной музыки. Изменения в движениях наступают в связи с изменением темпа, нюансов, регистра и т.д.

«Разминка» - это подготовка к началу урока, ею начинается эмоциональное проникновение в образ, активизируется воображение для общего освобождения у детей двигательной реакции - они учатся в движениях переживать музыку.

Урок, как правило, состоит из трех частей, каждая из которых должна быть не затянутой и интересной.

Первая часть урока: разучивание движений в игровых задачах.

Вторая часть урока: младшая группа - свободные игры на выбор детей; средняя - игры с придуманными самостоятельно сюжетами; старшая - разучивание этюдов к танцам.

Третья часть урока: младшая группа - ритмические задачи, сначала без сопровождения, а позже - с сопровождением; средняя - игровые этюды к танцу; старшая - разучивание частей танца. По желанию педагога может быть и четвертая часть урока: младшая группа - прослушивание музыки к следующему игровому заданию или ритмическому упражнению; средняя - показ самостоятельно подготовленного задания; старшая - показ самостоятельно созданного этюда или маленького танца.

Каждая часть урока должна включать повторение предыдущего и изложение нового материала с обязательным его закреплением (самостоятельное выполнение заданий). Путем повторения незаметно накапливается материал, которым ребенок сможет пользоваться в самостоятельной деятельности.

Каждая часть урока должна ставить конкретные задачи, связанные между собой и направлены на выполнение программы в целом. Давая задание детям, педагог должен учитывать их возрастные особенности, серьезно продумать, на какие качества развития ребенка направлено эту задачу, как организовать детское восприятие, включая воображение, мышление и так построить урок, чтобы ребенок активно думал над его решением. Только при таких условиях урок будет эффективным. Согласно поставленным задачам педагог выбирает и методические приемы.

На каждом занятии надо сказать детям, что именно они сегодня будут делать, чему должны научиться, сосредоточить их внимание на достижении поставленной цели.

Новый материал лучше подавать в небольшом объеме , с нарастанием степени сложности, повторяя его к сознательному усвоению детьми. Перед каждым повторением им следует четко объяснить, почему, с какой целью повторяется движение, этюд. Это может быть новый оттенок в исполнении, новая окраска выразительности движения, более четкое его выполнение, более яркая образность. При выполнении новых задач и при их повторении у детей не должна пропадать творческая основа, они должны постоянно чувствовать, что в повторяющемся материале овладевают более сложные элементы. Частое повторение при разучивании, не подкрепленное новыми задачами, утомляет детей, делает их выполнение формальным, а это в свою очередь негативно влияет на успешность и развитие. Такое же негативное влияние на творческую деятельность производит и новый материал, представленный в большом объеме, в спешке. Детям каждой возрастной группы требуется разное время для усвоения определенного материала и выработки навыков. Но этот процесс во всех группах должен быть обязательно сознательным, так как это способствует обобщению материала на доступном каждому возрасту уровне.

Подбирать движения к играм, этюдам, танцам, хороводам следует не очень сложные, чередуя моменты оживления со спокойствием. Например: При разучивании движений, которые по содержанию и форме должны совпадать с музыкой, педагог показывает детям, какими средствами можно их лучше овладеть и выразительно, непринужденно выполнять под музыку. Свободно владея движением, они смогут лучше вслушаться в музыку, понять и передать ее характер.

После того, как дети овладеют нужное количество движений, педагог направляет их деятельность на самостоятельное применение этих движений для выполнения различных по содержанию задач, этюдов, танцев. Приучая детей к такой самостоятельности, сначала надо упрощать задачи в этюдах, хороводах, танцах, чтобы дети чувствовали себя свободнее и увереннее. Бояться того, что танец будет простым, не следует, главное - дети достигнут творческой свободы.

При подаче нового материала педагог внимательно следит за эстетическими переживаниями детей и фиксирует их, поскольку дальше, в процессе разучивания этюдов, танцев, а также при неоднократном повторении движений, комбинаций наступает так называемый «рабочий» период. Поэтическая атмосфера, вызванная первым впечатлением от нового материала, будто теряется. Но это только временное явление, пока движения, этюд, танец не будут усвоены к свободному исполнению. В «рабочий» же период усвоения материала необходимо следить, чтобы эмоциональность восприятия музыки не снижалась, тогда в заключительном периоде усвоения материала, готового к исполнению, вернется и первая поэтическая атмосфера. В «рабочем» периоде переживания не исчезают, но в силу его задач меняется характер их, возникают другие чувства - «рабочие».

С первых дней обучения и до его завершения педагог проводит воспитание внимания у детей от непроизвольного к произвольному. Методика воспитания его заключается в том, чтобы научить детей самим ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения. Это может быть запоминания порядка движений, задачи, этюда, сольного отрывка, небольшого танца и т.д. Цель всегда должна быть ясной. Стремясь достичь ее, ребенок сживается с образами, они становятся ему понятнее, близкими, и тогда выполнение постепенно становится произвольным.

Когда дети овладеют определенным количеством умений и навыков, можно давать им задания на дом, поскольку урок - лишь часть процесса обучения и воспитания, которая дополняется самостоятельной работой дома. Первые домашние задания должны быть небольшими и несложными, например: придумать движение или тему для задачи, повторить изученное на уроке движение, придумать сюжет для этюда и т.д. Постепенно, с возрастом, они усложняются. Старшей группе можно давать различные задания на дом после предыдущих детальных советов и наставлений, как лучше выполнять то или иное движение, достичь правильной формы. Дома дети заранее готовятся к занятиям. Растет их активность, самостоятельность, инициатива и творчество, чувство ответственности. Для развития воображения им целесообразно постепенно давать комбинировать знакомые движения, изменять известные задачи, этюд, танец. Советуем:

На следующем занятии происходит проверка домашнего задания. Педагог вызывает детей для показа и объяснений. После этого анализирует каждое выступление, делает определенные обобщения и выводы.

Во время занятий разрешается пользоваться станком, но он должен быть точно рассчитан на рост детей. Подводить их к станку надо только в том случае, когда какое-то движение сначала трудно выучить на середине зала, например, полуприседание и «лягушка» или полуприседание на одну ногу (группа шести-семи лет, мальчики). Педагог ставит детей лицом к станку, они слегка кладут на него обе руки на уровне плеч и вместе с педагогом разучивают движение. Когда они усвоят его лицом к станку, педагог ставит их у станка за одну руку, продолжая дальнейшее разучивание движения, а затем все переходят на середину зала. Аналогично разучиваются и другие сложные для девочек и мальчиков движения. Некоторые из них можно разучивать, держась за станок сразу одной рукой.

Выводы

Каждый педагог несет ответственность за воспитание и творческую судьбу своих воспитанников. Задач, которые приходится ему решать в процессе работы, много, и ни одна не должна упасть из его поля зрения, каждая должна получить свое последовательное развитие от начала до конца.

1. Важное значение в организации деятельности педагога имеет правильное планирование, распределение материала. При такой планировке годовой материал распределяется по степени сложности по кварталам; квартальный - по месяцам; материал каждого месяца - по неделям; недельный - поурочно.

Каждое занятие должно быть заранее продумано, обосновано и записано. Следующее занятие должно продолжать предыдущее, логично развивая, детализируя и усложняя его. Материал, который не требует продолжения, будет, естественно, иссякать на уроке. Спланировав и распределив его таким образом, педагог четко будет видеть всю логическую последовательность прохождения материала.

2. Игры и танцы требуют значительных волевых усилий. Физическая нагрузка детей должна отвечать их возрастному нервно-психологическому развитию, потому что от этого зависят и успехи в учебе, и здоровье.

3. Важным условием успешного проведения занятия является его атмосфера и организованность. Уважение к личности ребенка лежит в основе формирования правильных взаимоотношений между педагогом и детьми. Доброжелательность в отношении детей и одновременно высокая требовательность создают соответствующую атмосферу, способствующую успешному проведению учебно-воспитательного процесса.

4. Дети должны понять, что посещение занятий - обязанность каждого. Пропуская их без уважительных причин, ребенок нарушает исполнение танца, в котором участвует, подводит своих товарищей. Понимание этого укрепляет дисциплину, вырабатывает сознательное, добросовестное отношение к учебе, уважение к коллективу.

5. С первых же занятий педагог должен установить порядок, дисциплину в коллективе следить за их соблюдением. Это приучает детей к собранности, самостоятельности. Если кто-то пропустил занятие, он допускается к уроку только с объяснением от родителей.

6. Группа должна насчитывать не более 16-20 детей.

Приятного Вам обучения, творчества и вдохновения!

Применение игровых технологий на занятиях хореографией

педагог дополнительного образования,Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» Елецкого муниципального района

1. Пояснительная записка.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Аннотация
…о каком бы народе или эпохе не шла речь, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры.
И. Хейзинга.

Родившийся малыш подобен семечку. Прорастет ли оно, увидим ли мы красивое, цветущее и плодоносящее растение? Разовьются ли в нем интеллектуальные и творческие способности? Детская хореография направлена на всестороннее развитие личности. Занятия танцами не только укрепляют здоровье, но и воспитывают трудолюбие, дисциплинируют, раскрепощают и раскрывают внутреннее «Я» ребенка.
Хореография для детей – это:
-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;
-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, определяют ритмический рисунок, знакомят с основами танца;
-развитие воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;
-правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость и грациозность, эластичность связок и т.д.
У детей очень хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует дальнейшее физическое духовное и эмоциональное развитие.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.
Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.
Детские танцы напоминают путешествие в сказочную страну, где все уважают и понимают друг друга. Танцевальное искусство объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый ребенок раскрыть свое внутренне «Я».
Введение
Движение – это одно из главных средств воспитания, которое жизненно необходимо в развитии ребенка. Игра – это универсальная возможность общения с детьми; ценное звено развития ребенка, инструмент воспитания внутреннего «Я». Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен как в игре.
Данная методическая разработка рассчитана для занятий хореографией с детьми в возрасте 6-8 лет.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого с низу в верх.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни, но также - это период творчества. Ребёнок познает мир, у него появляется воображение. У младшего школьника своя, особая ло¬гика мышления, подчиняющаяся динамике образных пред¬ставлений. Это период первоначального становления личнос¬ти, возникновения эмоционального предвосхищения послед¬ствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Актуальность данной методической разработки заключается в исследовании и мониторинге детской игровой деятельности на занятиях хореографией и ее использование на практике.
На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно. Б
Освоив базовый уровень хореографии дети во время игры чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации.
Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.
Задачи методической разработки:
-формирование знаний в области хореографического искусства;
-развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;
- использование игровых технологий на занятиях хореографией;
-развитие нравственно- эстетических, духовных и физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.

Основная часть

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.
Детям младшего школьного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры, при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.
Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.
Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.
Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ.
Фольклорные, игровые песни тоже могут стать формой для занятий по хореографии. Здесь необходим тщательный подбор так как фольклорные песни чаще всего имеют «взрослое наполнение», которое может оттолкнуть детей. Проведя анализ известных игровых песен русского фольклора, рекомендую песни-игры, где дети находят образы понятные их возрасту.
Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять.
Необходимо отментить игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Стретчинг можно отнести к длительным творческим проектам, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время.
Фантазийная игра «Сон». Сюжеты должны быть разнообразными. Необходимо помнить, что они должны быть понятны детям, и в них было не более двух перемен действий, иначе все усилия уйдут на то чтобы не забыть, что делать дальше. Одна из девочек (или мальчиков) пробежится и потанцует «на полянке» («полянку» можно оформить искусственными цветами, главное чтобы они были безопасными для детей) Затем она (он) присядет на стульчик и заснет, а ее (его) окружат все звери, птицы насекомые и будут танцевать – каждый по - своему. Затем девочка (мальчик) просыпается, от удивления хватается за голову, радуется и, становясь в круг вместе со всеми участвующими в игре детьми, кружится вокруг «пенька» (стульчика), на котором она сидела. Можно придумать свой ход сюжета. Определив все представление, можно предложить детям показать результат коллективного труда родителям, это будет для них источником гордости.
Таким образом, можно обыгрывать и другие образы, опираясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии животных, птиц и т.д. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные- почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить, или перекричать остальных. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. На это необходимо обратить особое внимание.
Сюжеты с центральным персонажем и его окружением разнообразны. Например:
«Цветы весной», распускающиеся, когда солнце просыпается. Оно может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди.
«Спящий кот». Спящий кот позволяет мышкам подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. Мышки крадутся и пританцовывают.
«Снежинки и снеговик», «Воспитательница и озорные детки»,«Дождик и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики»,и т.д. Можно придумать много аналогичных сюжетов. Выбирать сюжет необходимо ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей.
«В сказочном лесу». Каждая ребенок выбирает себе образ. В лес входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждого персонажа, в результате чего он показывает свой танец. Затем «ребенок » «выключает» и персонаж замирает.
Также необходимо включать в процесс разгадывания применимо и для предыдущих сюжетов. Например, угадайте, что был за цветок, что за насекомое. Впрочем, можно одну игру показать без разгадывания, а другую – через некоторое время – уже с разгадыванием. Разгадывание потребует больших навыков и усилий в процессе управления игрой, а также большего авторитета у детей.
Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и кузнечиком, и бабочкой. И нарциссом, и розой.
Длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры характерна скорее для детей старшего возраста. Но при этом любая игра в наших руках. Изменим правила, и она станет сложнее или легче.
Необходимо отметить, что игровые технологии представляют бескрайние возможности для их использования их на занятиях хореографией. Игра на занятиях по хореографии становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.
Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Примерные конспекты занятия по хореографии с использованием игровых технологий.

1. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).
Цель занятия: сформировать правильную осанку и умение воплощать музыкально–двигательный образ.
Задачи:
-формировать навыки самовыражения, используя двигательный образ;
-развивать пластичность, выразительность, легкость.
-воспитывать умение эмоционального самовыражения, непринужденности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус.
Оборудование: ноутбук.
Декорации: деревья, цветы, трава, на заднем плане нарисован лес.
Наглядное пособие для игры: цветы на картинке (ромашка, колокольчик) или искусственные цветы.
Ход занятия:
Педагог: Ребята сегодня необычный день – на нашей сказочной, лесной полянке расцвел цветик – семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но для этого нужно выполнить семь его желаний. Вы хотите получить сюрприз? (дети отвечают)
Педагог: Тогда я отрываю первый его лепесток и читаю первое желание.
Разминка
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук.
Упражнения для шеи, плеч и туловища.
Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
16 тактовов – наклоны головы к правому и левому плечу;
8 тактовов – повороты головы направо, налево;
8 тактовов – наклоны головы вперед, прямо;
8 тактовов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз;
8 тактовов – поочередное поднимание плеч;
8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево;
8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;
4 тактовов – наклон вперед, потянуться;
4такта– вернуться в и.п.
Упражнения для ног «Рожки и копытца».
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
8 тактовов- вступление (дети готовятся)
20 тактовов – подъем на полупальцы (растем к солнышку);
4 такта– поочередное поднимание пятки (педали);
10 тактовов – выставление ноги на пятку;
8 тактовов – пяточка - носочек;
4 такта –маленькое приседание
Упражнения для рук «Волшебные ленты»
Исходное положение: ноги врозь, руки опущены вниз, расслаблены.
Педагог: Представьте, что ваши руки – это волшебные ленты. Дует легкий ветерок и колышет наши волшебные ленты.Плавные движения руками вверх, вниз, вместе, поочередно и т.д. Итак, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем второй лепесток.
Упражнения на укрепление осанки
Педагог:
У меня спина прямая: раз, два, три, четыре,
Я наклонов не боюсь: раз, два, три, четыре,
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
И присесть и покружиться,
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Педагог: Отрываем третий лепесток (выполнить упражнения по кругу). Дети давайте сделаем круг (Построение в круг)
Танцевальный шаг с носка, шаг на высоких полупальцах (растем к солнышку), шаг с высоким подниманием колена (цапля), подскоки.
Педагог: Отрываем четвертый лепесток (упражнения, сидя и лежа на полу)
Пластика животных. Имитационно – образные упражнения на укрепление осанки: в положении сидя и лежа.
Упражнение « бабочка».
И.п: сед по-турецки.
Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох).
Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) ноги машут, как крылья.
Сидя на четырех точках: упражнение «кошечка» (добрая и злая)
Упражнение лежа: «лягушка», «ласточка».
Педагог: Встали на ноги и попрыгали как мячики.
Педагог: ребята устали нужно отдохнуть и расслабить свои мышцы. Релаксация: «на лугу»
Педагог: дети представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу: ромашки, васильки, колокольчики, незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте ляжем на коврик, расслабимся и представим себя каким-нибудь красивым цветком.
Педагог: Отрываем пятый лепесток (фантазия) А теперь давайте перенесемся в далекую сказочную страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Давайте выберем какой-нибудь один цветок, например Розу. Попробуем изобразить, что с ней происходит.
Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.
Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. И, наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывайте это не просто цветок, а прекрасная роза. Давайте попробуем уложить руки, словно лепестки. Оживите свой цветок.
Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок! Я – самая прекрасная Роза на земле, мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!
-Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть.…Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!
Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.
Педагог: Отрываем шестой лепесток (игра)
Креативная (творческая) игра: «Какой цветок растёт на клумбе?»

Дети делятся на две команды. Это будет две клумбы. Каждой команде дать задание. Первой -показать картинку, на которой нарисована ромашка, а второй- колокольчик. Дети должны образно изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какой цветок растёт на клумбе. Отрываем седьмой лепесток (пожелания)
Педагог: Ребята, что бы вы хотели пожелать друг другу? (дети желают друг другу добра, дружбы и т.п.).Ну, вот все желания цветика-семицветика мы выполнили, а теперь он дарит вам цветок со своей сказочной полянки (дети выбирают себе понравившийся цветок, изготовленный из карамели, путем связывания). Дети выходят из зала.
2. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).
Цель занятия: формировать правильную осанку.
Задачи:
-развивать воображение, координацию движений.
-формировать и развивать коммуникативные отношения в группе.
-развивать пластику, выразительность движений.
Оборудование: ноутбук
Ход занятия:
Дети входят в зал. Построение. Поклон.
Педагог:
- Сегодня мы с вами отправляемся в поход по родному краю. Вы готовы отправиться? Тогда, слушайте меня внимательно.
-Отправляемся в поход. Сколько нас открытий ждёт.
- Мы шагаем друг за другом лесом и зелёным лугом.
(дети выполняют общеразвивающие упражнения по кругу: шаги с носка, шаги на пятках, пяточки- носочки, «цапля», «лошадки», топотушки, бег на п/п, различный по характеру бег, с работой рук, шаги с хлопками).
- Посмотрите, какие у нас в крае красивые бабочки!
-Крылья пёстрые мелькают,
в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
полетели, закружились.
(дети исполняют этюд «бабочки»).
- Какие вы молодцы! посмотрите, сколько выросло грибов у осинок и дубов.
Мы грибочки собираем, но колени не сгибаем.
(дети выполняют port de bras; наклоны вперёд).
-Вижу, скачут по опушке
две весёлые лягушки.
Прыг- скок, прыг- скок,
прыгают с пятки на носок.
(дети исполняют этюд «лягушки»).
- Посмотрите, на какой поляне мы оказались. Как здесь красиво, сколько различных цветов. И я вам предлагаю поиграть в игру «цветочки».
(Проводится игра).
- Молодцы! У вас у всех получились красивые цветочки. Давайте, составим букет из наших цветов! И подарим этот букет нашим мамам, (дети исполняют этюд «вальс цветов»).
- Нам пора отправляться домой, а поможет нам в этом игра «след в след». (Проводится игра).
- Вот мы и вернулись. Понравился поход?
- До свидания. Поклон. Уход из зала.

Примерные сценарии игр, применяемых на занятиях хореографией

Осень
Ветер по лесу летал
(дети плавно машут кистями рук)
Ветер листики считал:
(поочередно загибают пальцы)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Ветер и листья
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит.
(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
(потереть ладошку о ладошку).
Он повсюду их разносит,
Поиграет, снова бросит
(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).
Тшш- тшш, тшш-тшш
(опять потереть ладошки).
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит
(поднять руки и покружиться).
Шур-шур-шур, шур-шур-шур
(потереть ладошки).
Соберет в большую кучу
(руками нарисовать кучу),
Убежит и сядет в тучу
(слегка присесть)
Тшш- тшш, тшш-тшш

Веселый оркестр
Кот играет на баяне,
Зайка наш на барабане.
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть!
(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).

Зимние забавы
Мы на лыжах идем,
Мы взбираемся на холм.
(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Машут руками, словно работают лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
(Подняли руки вверх)
Он деревья кружит, вертит,
(Вращение туловищем вправо, влево)
И среди ветвей шумит,
Снег летит, летит, летит.
(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
(Прыжки по кругу)
Раз – прыжок и два – прыжок-
(Прыжок в круг, прыжок из круга)
Вот и скрылся наш дружок.
(Присели)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо в садик возвращаться.
(Ходьба)
«Цветные краски»
(Психомышечное расслабление)
Вот сейчас закроем глазки и окажемся мы в сказке.
В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и краски взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мяч, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие Красочки знали это, а уже дети. Конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым. И наши дети – самые добрые и ласковые.
«Хочу не хочу»
Дети стоят парами лицом по линии танца.
На вступление мальчик подаёт обе руки девочке. Затем девочка подаёт руку мальчику (корзиночка).
1-8 такты - дети подскоками движутся против часовой стрелки.
1-16 такты - на начало 9 такта не разъединяя рук, то есть поворотом друг к другу. Дети меняют направление движения и на 16 такт разъединяют руки поворачиваясь лицом друг к другу и исполняют тройной притоп.
Вторая часть танца.
1 такт - два сквозных хлопка.
2 такт - исполняя тройной притоп дети отворачиваются друг от друга. Направление в сторону становится лицом, голова делает отрицание движения не хочу, руки на талии.
3 такт - два сквозных хлопка, тройным притопом поворачиваются лицом друг к другу, голова кивает «да хочу». С тобой танцевать и соединяют руки.
4-8 такты - подскоками танцуют в кружочке в право, на 8 такт тройной притоп, остановка, руки не разъединяются.
9-16 - такты повторить 5-8 такт, но движение подскоками в лево и на 16 такт тройным притопом занять исходное место.
«Дружные тройки».
В начале и в конце звучат три аккорда.
1 аккорд - дети стоявшие в центре подают руки разведя их слегка в стороны.
2 аккорд - дети стоявшие по краям кладут руки одновременно.
3 аккорд - крайние дети определяют положение своей свободной руки.
С 1-16 такт - в тройках исполняют лёгкий бег, дети движутся по линии танца, дети должны сами научиться регулировать длину своего шага и в конце 16 такта - остановка.
Следующую музыкальную фразу, крайние дети ритмично хлопают в ладоши, а ребёнок центральный импровизирует и поклон приглашение.
1 аккорд - ребёнок стоящий в центре делает поклон любому кого он будет приглашать.
2 аккорд - подавая ему руку, он меняется местами.
3 аккорд - все одновременно берутся за руки и занимают исходное положение.
«Аннушка».
Дети стоят по линии танца друг против друга.
На вступление мальчики делают поклон головой, девочки деми - плие по первой позиции (маленькое). Затем делают хлопок двумя руками перед собой, потом правой рукой делаем хлопок с партнёром, левая рука на талии. Повтор с левой руки.
3-4 такт - 6 шагов вокруг себя, девочки начинают с правой ноги, мальчики с левой ноги.
5-6 такты - повтор. Делаем три шага, становимся лицом по линии танца, мальчики и девочки делают из рук корзиночку.
По линии танца делаем три шага через первую позицию, делаем прыжок наверх и два прыжка по шестой позиции. Затем друг от друга делаем девочки вправо, мальчики влево, три шага остановились лицом друг к другу.
«Друзья».
Исходное положение лицом по линии танца.
1 такт - идёт приглашение мальчик подаёт правую руку, девочка кладёт левую.
Идя по линии танца три шага вперёд на четвёртый притоп, исполняется четыре раза, вернувшись в исходное положение.
Затем друг от друга делаем боковой шаг с окончанием в плие, шаг нога выносится на каблук в другую сторону, только в конце притоп по 6 позиции. Шесть шагов вокруг себя, остановиться лицом друг к другу и пригласить. Начиная влево подскоками меняемся местами в конце с прыжком делаем хлопок, повторяется этот поворот. Хлопок, плие повторяется, затем вокруг себя три шага.
Танец начинается всё с начала по линии танца.
«Отойди и подойди»
Дети становятся в пары лицом по линии танца.
На музыкальное вступление мальчик подаёт обе руки девочке, затем девочка подаёт руки мальчику - положение «корзиночка».
1-8 такты- дети двигаются подскоками в парах, в конце 8 такта прыжком на обе ноги останавливаются лицом друг к другу, руки кладут на талию.
9-10 такты - четырьмя небольшими шагами с правой ноги спиной отходят друг от друга, то есть мальчики к центру, девочки от центра.
11 такт - двумя шагами с правой ноги (более длинными) идут навстречу друг к другу.
12 такт - тройной притоп с правой ноги.
13-16 такт - повторить 9-12 такт только с левой ноги.
17-20 такты - дети берутся под правые руки, свободные руки либо закрыть на талию, либо открыть, и кружатся подскоками, не смещая пару с места.
21-24 такты - сменить руку и направление движения и в конце 24 такта прыжком на обе ноги развернуться в исходное положение, то есть образовать корзиночку в руках и встать рядом. Композиция продолжается с начало.
Игра на произвольную композицию: «Курочки, цыплятки, петушки»
Петух.
Одновременно поднимая правую ногу поднимает правую руку. Затем с левой. поднимает правую ногу и одновременно две руки, затем с левой.
Потом, ставя ногу на каблук, отряхивается. Поднимает две руки наверх.
4 такта - выбегает 4 курочки на цыпочках руки сзади, чуть оторваны от туловища.
2 такта - делают поклон друг другу, то влево то вправо.
2 такта - меняются местами.
4 такта - повтор два предыдущих движения.
2 такта - поднимая правую ногу и левое крыло, затем всё с левой.
2 такта - поднимая два крыла поворачиваются вокруг себя.
2 такта - все вместе идут вправо четыре простых шага.
2 такта - мазок к себе три раза пожали плечами.
4 такта - повторяя два предыдущих движения, только в левую сторону.
2 такта - мазок три раза покачали головой.
4 такта - повторяется мазок с головой.
2 такта - петух прокричал ку - кА - ре - ку.
2 такта - на цыпочках курочки подбежали к петуху.
2 такта - сели три раза с права на лево поклевали.
2 такта - попили воду. Встали.
2 такта - наклонили корпус к ноге.
2 такта - правая нога сделала упражнение носок каблук носок.
2 такта - поворот вокруг себя.
4 такта - с другой ноги тоже самое.
2 такта - сели вниз под крылья петуха и уснули.
Игровое упражнение на внимание.
Построить детей в колоны.
1-2 такты - четыре подскока на месте исполняет первая колона.
3-4 такты - два прыжка и тройной притоп исполняет вторая колона.
5-6 такты - тройной притоп два прыжка третья колона исполняет.
7-8 такты - четыре хлопка все вместе.
Можно менять нумерацию колон и менять задания.
Это упражнение развивает реакцию ребёнка.
Игра на произвольную композицию: «Паровозик, вагончик»
8 тактов - паровозик под №1 начинает собирать вагончики, когда он их собрал они отправляются в путь.
8 тактов - двигаясь по кругу, на 6 такт два последних вагона отцепились и поехали назад.
8 тактов - паровоз и вагончики заметили исчезновение вагонов. Они тормозят, делая выпад вперёд наклон корпуса и полукруг в сторону, где остановились вагончики. Одновременно те два вагончика делают выпад назад и затем просто стоят.
8 тактов - двигаясь по кругу подъезжают сзади паровозик и вагоны к вагонам зацепили делая выпад вперёд назад и продолжают путешествие.
8 тактов - двигаясь по горкам, поднимая то одну сторону, то другую. Двигаясь по мостику, делая волну правой стороной рук.
Подъезжая к станциям №3, 4, делают наклон вправо, влево, а другие вагоны поднимаясь на полупальцы машут рукой.
На последний такт становятся в исходное положение.
Игровое упражнение «Встреча».
Дети стоят лицом друг к другу.
1-2 - такты дети первой шеренги выполняют четыре прыжка наверх на встречу второй шеренги.. вторая шеренга стоит на месте.
3-4 - такты вторая шеренга прыгает на встречу.
5-6 - такты первая шеренга возвращается на место.
7-8 - такты вторая шеренга возвращается на место.
9-12 - такты на месте прыгают в повороте.
Во время поворота можно исполнить хлопки.
Следить за тем, чтобы во время прыжков дети сохраняли вертикальное положение.
Ира «Мячики».
Построить детей в три колоны. Ноги в первой свободной позиции, руки на поясе.
1-4 - исполняют прыжки на месте дети первой колоны (8 прыжков).
5-8 - такты исполняет вторая колона.
9-12 - такты исполняет третья колона.
13-15 такты - все дети стоящие последними в колонах обходят свою колону с право, двигаясь подскоками вперёд.
16 такт - с правой ноги делают шаг вперёд на место предыдущего и закончив в маленькое плие.
Игра продолжается дальше.
Игра помогает проучить подскоки, прыжки, ходьбу с носка, слушать музыку, ребёнок приучается принимать самостоятельно решение.
Игра «Ведущие вперед».
Поставить детей в две колоны. Научить детей образовывать цепочки, бегать, маршировать.
Первая часть игры. Музыка маршеобразная.
Дети, стоящие в колоне последними проходят в нутрии и становятся первыми. Проследить, чтобы дети занимали всю музыкальную фразу.
Вторая часть игры.
Музыка подвижная, удобная для лёгкого бега.
Все образуют две цепочки. Если цепочка будет двигаться влево, то удобнее взяться правыми руками впереди. И ведущие заполняя всю музыкальную фразу, увлекают за собой всех детей. Бегут на своё первоначальное место, а затем по музыкальной фразе.
Игра «Ищи свой цвет».
В центре зала на одной линии на определенном расстоянии друг от друга стоят три ребёнка держа в руке платок, остальные дети по несколько человек образовывают кружки возле водящих.
1 часть музыки хороводная. Дети с платками выполняют заданное задание, а остальные водят хоровод.
2 часть музыки оживленная. Дети с платками пританцовывая на месте, а остальные свободно прыгают.
3 часть музыки. Спокойная. Водящие дети с платками на вторую половину фразы меняются местами или меняют платки, а все остальные собираются у одной из стен зала лицом к стене. В конце фразы закрывают глаза.
4 часть музыки оживленная. Очень вежливо дети бегут к своему цвету. Развивает музыкальную память, быстроту реакции, внимательность
Игровое упражнение «Плетень».
Дети встают в две линии напротив друг друга, образовав при этом плетень. Одна из шеренг начинает первой, другая стоит на месте. Дети начинают движения заданное педагогом (простой шаг, шаг на полупальцах и т.д.).
Затем делает вторая шеренга, первая стоит на месте. На новую музыкальную фразу дети разбегаются по всей площадке (музыкальное сопровождение полька).
На хлопок педагога все дети должны выстроиться в шеренги в исходное положение.
Здесь проявляется элемент соревнования в том, кто быстрее построит плетень.
Игра «Бесконечная сказка».
Музыка спокойная, лиричная.
Дети образовывают цепочку.
За ведущим змейкой двигаются в том же направление, котороей выбирает ведущий. В конце музыкальной фразы змейка останавливается. Первый и второй ребёнок поднимая руки образовывая воротца поворачиваются лицом к змейке и идут к хвосту подстраиваются, теперь ведущий будет третий ребёнок.
Он выбирает направление движения. В конце музыкальной фразы третий и четвёртый ребёнок образуют воротца и движутся в хвост змейки, а змейка продолжает идти вперёд. Затем водящий становится пятый ребёнок. Змейка стоит и т.д.
Игра помогает развить слух, музыкальную память. Отработать шаги на полупальцах, закрепляет умение образовывать воротца, а также принимать самостоятельное решение.
Игра «Передай платочек».
Дети выстраиваются по кругу лицом к центру на расстоянии одной вытянутой руки.
Музыка очень плавная, мягкая, лиричная.
У одного из детей находится платочек в правой руке.
1 такт- ребёнок передаёт платочек через первую позицию рук. Рядом стоящий принимает его в конце такта и т.д., остальные дети отхлопывают такт. В конце музыкальной фразы, то ребёнок у которого оказывается платочек выходит в центр круга и на вторую часть быстрой музыки импровизирует, а все остальные дружно похлопывают.
Развивает: музыкальный слух, аккуратность, вежливость, умение действовать в характере музыки, активно принимать самостоятельное решение в движение.

Заключение


В младшем школьном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносят сяим в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности.
Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений.
Формирование творческой личности одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.
Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить её, побудить развитию творческого потенциала.
Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является главной формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.
Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.

Список использованной литературы

1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997), журнал “Натали” (№№2, 4, 6, 9, 12/1997).
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.
3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Музыка, 1961. –
8. Работа актера над собой. К.С. Станиславский. Собр. соч., т.2, М., 1989.
9. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.