Упражнение кораблик для детей. Стойкий оловянный солдатик. Комплексы развивающих упражнений

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Трудности процесса адаптации студентов­первокурсников колледжа
и способы их разрешения»
Автор – преподаватель
Егорова Светлана Владимировна

Алатырь 2016 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
общих гуманитарных и социально­
экономических дисциплин
Протокол от «___» ________ 2016г. № _____
Председатель ___________С.В.Владимирова
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 1 курса разработана в соответствии с
требованиями к минимуму содержания примерной программы и уровню подготовки выпускников
средних специальных образовательных учреждений.
Материалы разработки рекомендуются для использования в учебном процессе в средних специальных
учебных заведениях.

План тренингового занятия
«Необитаемый остров»
Тема: Трудности процесса адаптации студентов­первокурсников колледжа и способы их разрешения
Цель:
­ сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия в процессе
адаптации студентов.
Задачи:

­ развивать ответственность и вклад каждого участника в решении общих задач;

­ формировать осознание каждого участника своей роли и функции в группе;

Форма проведения: тренинг
Средства обучения: электронная презентация, компьютер, мультимедиа проектор.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.

Технологическая карта
Содержание занятия
Время
Содержание деятельности
1.1. Организационный момент
1 мин.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Целевое пространство
­ приветствует студентов;
­ проверяет готовность группы к
занятию;
­ приветствуют преподавателя
Компоненты освоенных
компетенций
1.2. Постановка целей,
объяснение правил
2.1. Реализация алгоритма
выполнения тренинговых
упражнений
3 мин.
­ сообщает тему и цели занятия
­ слушают преподавателя
2. Деятельностное пространство
3 мин.
5 мин.
3 мин.
5 мин.
­ организует и контролирует
деятельность студентов по
выработанному алгоритму:
­ предлагает выполнить
упражнение «Знакомство»;
упражнения «Рисунок страха»;
­ предлагает выполнить
упражнение «Палка­розжиг»;
­ делает выводы;
­ слушают и выполняют
упражнения;
­ делают выводы;
­ слушают и рисуют;
­ отвечают на вопросы

­ слушают и выполняют
упражнения;
­ делают выводы;
­ объясняет правила выполнения
упражнения «Фигуры»;
­ задает вопросы;
­ оценивает выполнение
упражнения;
­ разбирают и проигрывают
упражнение;
­ анализируют и высказывают
свое мнение;
­ анализируют и отвечают на
вопросы;

6 мин.
­ предлагает и объясняет правила
выполнения упражнения
«Путешествие с препятствиями»;
­ организует анализ по ситуации;
­ задает вопросы;
5мин.
­ объясняет выполнение
упражнения «Нарисуй свой дом»;
­ обобщает и задает вопросы;
­ слушают и выполняют
упражнение;
­ анализируют и отвечают на
вопросы;
­ слушают;
­ рисуют;
­ отвечают на вопросы и
делают выводы;
­ слушают и выполняют;
­ предлагает выполнить
упражнение «Подарок группе»
3 мин.
4 мин.
­ подводит итоги тренинга
­ задает вопросы
­ предлагает прочтение притчи.
­ слушают, анализируют;
­ обобщают знания;
­ отвечают на вопросы;
3. Рефлексивное пространство
3.1. Рефлексия учебной
деятельности
2 мин.
­ рефлексирует свою деятельность
­ отвечают на поставленные
вопросы
­ способность давать оценку
своей деятельности.

Тренинговое занятие «Необитаемый остров»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного
взаимодействия у студентов в период адаптации.
Задачи:
­ сформировать доверительные отношения в коллективе;
­ развивать ответственность и вклад каждого участника в решении
общих задач;
­ сформировать благоприятный психологический климат в группе;
­ формировать осознание каждого участника своей роли и функции в
группе;
­ развить умения работать в команде.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, а тренинговое.
Может кто­то из вас слышал или знает что это такое?
Тренинг – это такая форма занятия, где люди много общаются, есть
возможность открыто высказать своё мнение и выслушать мнение других
участников.
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение
эффективного командного взаимодействия при адаптации вас к учебному
процессу в колледже. Чтобы адаптация проходила без трудностей, вы должны
стать сплоченной командой. Сплочение – это возможность для команды стать
единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо
когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, помогает, когда
необходима помощь. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и
побед. В таком коллективе адаптация первокурсников проходит быстрее,
спокойнее.
Для тренингов существуют свои правила поведения:

Доверительный стиль общения;
Общение по принципу «Здесь и теперь»;
Искренность в общении;
Конфиденциальность всего происходящего в группе;
Активное участие в происходящем;
Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
Уважение говорящего.
Итак, давайте представим, что мы с вами попали на Необитаемый
остров. Где нам всё ново и незнакомо и назовём мы его АТК. Что нам нужно
для начала?
Да, действительно познакомиться.
Упражнение «Знакомство»
1.
Сейчас каждый по кругу назовёт свое имя, таким образом, как ему
нравится и качество своего характера, следующий участник называет имена
предыдущих и + свое имя и качество характера.
­ Мы все познакомились, а для того чтобы нам с вами лучше
адаптироваться на этом острове, вы должны преодолеть все свои страхи. Для
этого мы вам предлагаем следующее задание.
2. Упражнение «Рисунок страха»
Каждому участнику раздаются листы А4, предлагается нарисовать
«свои страхи», затем рисунки уничтожаются любым удобным способом
(порвать, измять и выбросить.)
­ Когда все страхи позади, мы будет преодолевать препятствия,
которые могут встретиться на вашем пути.
3. Упражнение «Палка – розжиг»
Перед нами палка­розжиг, которая помогает добывать огонь на острове
и вы должны сохранить этот очаг. Один участник держит палку в руках

несколько секунд, затем называя имя любого другого участника отпускает
палку, тот участник должен успеть палку поймать и не дать ей упасть.
Вывод: Взаимоподдержка и сплоченность коллектива.
4. Упражнение «Фигуры»
Для выполнения следующего упражнения, нужно, чтобы вся группа
встала в круг. В центре круга встает ведущий (староста). Теперь закройте
глаза и не размыкая рук постройте квадрат, внимательно слушая своего
вожака­старосту.
Задание вы должны выполнить за 30 сек.
­ Откройте глаза. Как вам кажется, удалось выполнить задание?
­ Следующая фигура – треугольник, прямоугольник, круг, букву Т.
5. Упражнение «Путешествие с препятствием»
Вам предстоит пройти сложный маршрут для того, чтобы добраться до
заветной скалы, где вас ждёт следующее задание. Вы должны будете закрыть
глаза. Один из вашей группы будет гидом. Только он может оставить глаза
открытыми.
Затем группа встает в ряд друг за другом, первым стоит Гид. Игроки
закрывают глаза, и каждый кладет руки на плечи впереди стоящему.
Гид вслух описывает группе воображаемые места, через которые
пролегает их маршрут, указывает на воображаемые опасности, делится
своими впечатлениями... он должен давать группе инструкции, как надо вести
себя в данной местности.
Остальные должны внимательно слушать советы Гида и выполнять все,
что он требует, представляя себе все события как можно реалистичнее.

Гид отвечает за безопасность членов группы и заботится о том, чтобы
никто не пострадал. Он должен сделать все, чтобы путешествие стало
незабываемым для всех участников.
Когда путешествие закончится, все вместе обсуждаем свои
впечатления.
Какое было настроение во время путешествия?
. Насколько уверенно чувствовал себя каждый?
. Какие эпизоды наиболее понравились?
. Были ли в путешествии критические моменты?
. Чувствовали ли члены группы общую поддержку, атмосферу
взаимопомощи?
. Как себя чувствовал Гид?
. Может быть, ему больше бы понравилось в роли простого
путешественника?
.А кто бы сам предпочел роль Гида?
. Если бы упражнение решили повторить, что следовало бы изменить?
6. Упражнение «Нарисуй свой дом»
Вот вы и добрались до заветной скалы, где вы с помощью холста и
фломастера должны нарисовать дом для вашей группы, таким, каким вы его
хотели бы видеть. Каждый из участников подходит к ватману и добавляет
свои детали к общему рисунку.
Ваш дом готов.
Посмотрите внимательно и скажите, что еще можно добавить или что­
то лишнее убрать?
Где каждый из вас видит себя в этом доме и почему?
Вы построили дом на этом острове и как принято на новоселье дарят
подарки.
7. Упражнение «Подарок группе»

Мы, например, дарим вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый
из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте
наградим себя за активное участие аплодисментами!»
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у
Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для
группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все
были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое
целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!
Хотелось бы вам рассказать одну притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник
и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя они
были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил
разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать
рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда
меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А
поодиночке вас легко сломать как эти прутья». Вместе Вы – сила! Спасибо
всем за участие!»

Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке . В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

  1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  2. Знакомство участников с правилами игры.
  3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
  4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

План игры

Обсуждение правил игры

1.Предэтап
1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
1.2 Путешествие на корабле

2.Основная часть игры
2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
2.2 “Лабиринт”
2.3 “Убежище”
2.4 “Паутинка”
2.5 “Сигнал о спасении”
2.6 “Болото”

3.Завершение занятия

Предварительная подготовка к игре:

До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

  • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
  • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
  • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
  • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
  • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
  • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

Ход игры

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

Обсуждение правил игры:

  1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

1. Предэтап:

1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

1.2. “Путешествие на корабле”

Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

2.Основная часть игры:

2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

2.2. “Лабиринт”

Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

2.3. “Убежище”

Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.4. “Паутинка”

Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.5. “Сигнал о спасении”

Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

2.6. “Болото”

Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

3. Завершение занятия:

Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

Литература:

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. “Веревочный курс” (разработан американской фирмой Barron Adventures), г. Владивосток.
  2. Клименко Н.Г. Сборник методических материалов в помощь организаторам инициативного веревочного курса, “ОРЛЕНОК” – 1999.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986.
  4. Савинов Д.В., Фоменко Т.С., Иванов С.В., Щур К.Ю., Кривенко А.В., Стеценко А.А. Веревочный курс: от простого к сложному. Эффективные инструменты работы с персоналом 2008 г.
  5. Упражнения ВК. Экстремальный Курс Командообразования. 2008 –

Перед Вами полный архив бесплатного электронного журнала Кораблик.

Дошкольники отличаются любознательностью и стремлением . Скучные буквари и сухая подача материала отталкивает детей от дальнейшего развития. Представленный журнал был создан для разнообразия занятий с ребенком, в качестве помощи для родителей и воспитателей. Яркие картинки и интересные упражнения подойдут для детей, которые готовятся пойти в школу. Познавательные задания позволяют насытить развивающийся ум полезными знаниями, не отрываясь от игрового процесса.

Электронный журнал «Кораблик» располагает тщательно подобранными заданиями, направленными на всестороннее развитие ребенка. Собранные упражнения активизируют логическое мышление малыша, позволяют и применить на практике имеющиеся знания. В каждом издании представлены увлекательные упражнения, которые понравятся каждому дошкольнику. Удобная подача материала способствует быстрому запоминанию новых знаний.

Увлекательный журнал собрал на своих страницах полезный материал, который способен заложить необходимую базу для дальнейшего обучения. Вместе с интересными упражнениями ребенок будет развиваться в правильном направлении, тренировать свой ум и приумножать потенциал.

Краткое содержание журнала Кораблик по номерам:

Подготовка руки к письму, математика, окружающий мир.

Математика, логика, окружающий мир.

Подготовка руки к письму, мышление.

Математика, подготовка руки к письму.

Подготовка руки к письму, математика, логическое мышление.

Кораблик № 6 (скачать/посмотреть в формате JPEG)

Развитие моторики руки, математика, мышление.

Логика, мышление, развитие памяти.

Кораблик № 9 (скачать/посмотреть в формате JPEG)

Подготовка руки к письму, развитие речи.

Основы трудового воспитания, логическое мышление.

Математические представления, моторика руки.

Логическое мышление, окружающий мир.

Развитие внимания, математика, логическое мышление.

Подготовка руки к письму, математические представления.

Развитие речи, математика, окружающий мир.

Познание окружающего, подготовка руки к письму.

Математика, развитие моторики руки.

Занятия по развитию речи при помощи составления предложений и рассказов.

Окружающий мир, потешки.

Математика для малышей: классификация.

Развиваем внимание, мелкую моторику рук детей.

Сравниваем предметы и развиваем внимание детей.

Развиваем внимание, смекалку, мелкую моторику руки, ищем закономерности.

Учимся наблюдать, сравнивать и обобщать.

Сравниваем предметы по их внутренним признакам, решаем логические задачи.

Учим детей классификации предметов.

Занятия по развитию интеллектуальных способностей детей 5-6 лет.

Занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет.

Артикуляционная гимнастика.

Игры и упражнения по теме «Человек и его здоровье».

Окружающий мир, экологическое воспитание, развитие речи.

Задания для развития мышления у детей.

Занятия с буквами и слогами.

Первые шаги детей в математику.

Комплексы развивающих упражнений.

Физкультурные занятия на развитие двигательного творчества дошкольников.

Математика для дошкольников.

Комплексы развивающих занятий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Учим детей безопасному поведению, занятия по теме «Зима».

Занятия по теме «Зима».

Занятия по математике для дошкольников.

Задания для развития речи детей дошкольного возраста.

Занятия по обучению детей чтению.

Занятия по обучению детей 4-5 лет чтению через игру.

Занятия по обучению чтению детей 4-5 лет.

Занятия по обучению чтению среднего дошкольного возраста.

Карточки-задания по математике 1-й класс.

Занятия по теме «Осень».

Математика, письмо.

Упражнения для развития памяти, упражнения для развития внимания.

Конспекты занятий для обучения детей 4-5 лет чтению и письму; упражнения для развития внимания, мышления.

Развивающие упражнения для дошкольников.

Развиваем моторику руки, развиваем внимание,мышление, математика для дошкольников, занятия по развитию речи.

Занятия по обучению грамоте, занятия по развитию речи.

Игры-загадки, развиваем моторику руки, задачки по математике.

Нетрадиционные методы оздоровления детей, развиваем логическое мышление (лото), разгадываем кроссворды.

Задания на развитие мышления, задания по обучению детей грамоте, задания для подготовки ребенка к обучению письму.

Разрезные картинки, кроссворды.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 1-10.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 11-21.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 22-32.

Игры и задания для развития у ребенка внимания, мышления, памяти.

Задания для подготовки руки к письму (рисуем по клеточкам).

Упражнения и задачи по математике для начальных классов.

Упражнение «Аист»

(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить...
Вот и всё!
Пора ходить!

Дети ходят на месте.

Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):

Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте):

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Упражнение «Цап!»

(Пальчиковая игротерапия)

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Упражнение «Звуки прибоя»

(На релаксацию)

Звучит медленная музыка.
Дети лежат на ковре.

Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине ). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают ). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»

Упражнение «Кораблик»

(На развитие умения регулировать мышечный тонус)

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Упражнение «Сосед, подними руку!»

(На тренировку сосредоточенности)

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Упражнение «Сломанная кукла»

(На развитие мышечной саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

Упражнение «Дерево»

(На релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

Упражнение «Буратино»

(На преодоление расторможенности)

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Игра «Пуговицы»

(На развитие внимания)

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

Упражнение «Оловянный солдатик»

(На развитие саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Кораблик»

Цели:

Расширить знания детей о водном транспорте.
Обогатить лексический запас детей по данной теме.
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, понимать значение понятий «над», «под», «возле», «сверху», «снизу».
Продолжать учить детей считать и обозначать результаты счета цифрой.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3».
Учить детей слушать стихотворение, понимать его смысл и отгадывать загадку о содержании.
Совершенствовать умение детей различать и называть цвета, геометрические фигуры.
Учить выполнять постройку из строительного материала по показу воспитателя.
Упражнять в рисовании кистью, лепке и наклеивании.
Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Строительный материал: бруски, кубики, треугольные призмы. Мелкие фигурки матрешек.
Картинка-фон с изображением моря, берега, неба с большой и маленькой тучками. Цветные силуэтные картинки кораблика, дельфина, солнца, чайки, большого и маленького облаков.
Карточки с цифрами «1», «2», «3». Картинки с изображение трех парусников - с одним, двумя и тремя парусами.
Картинка-фон; детали аппликации: кораблик, солнце, дельфин; клей.
Цветные пуговицы двух размеров, силуэтные картинки парохода с кругами-иллюминаторами соответствующего пуговицам размера и цвета.
Пластилин. Дощечки для лепки.
Кисти, синяя краска, картинка-фон с изображением неба и моря.
Игрушки-мышата.
Кораблики из бумаги и подносы синего, красного, зеленого и красного цвета.
Картинка-схема парусника и детали изображения в виде геометрических фигур.
Цветные восковые мелки, цветная раскраска «Кораблик».
Картонные силуэтные изображения якорей на веревочке.
Оборудование для динамической паузы: тоннель, коррегирующая дорожка, скамейка.
Аудиозаписи: «Море», «Кораблик», «В порту», «Синяя вода».

Игровая ситуация

Мы с вами уже путешествовали на машинах, на самолете и воздушном шаре. А сегодня мы отправимся в морское путешествие. На чем поедем? Может поедем по морю на машине? Поплывем на самолете? А на чем поплывем? Плавать можно на лодке, корабле.

Дидактическая игра «Морская картинка»

Разложите облака сверху на их тени. Положите солнышко. Поставьте кораблик на воду под солнышком. В воде возле кораблика плавает дельфин. Вот дельфин нырнул вниз в воду, проплыл под корабликом и вынырнул с другой стороны. Вот среди облаков летает чайка - положите ее на самое большое облако. А теперь она перелетела на самое маленькое облако. А кораблик поплыл к берегу. А следом за корабликом к берегу поплыл дельфин.

Аппликация «Плывет-плывет кораблик»

Наклейте на картинку кораблик, дельфина, солнце. В какой части листа наклеим солнце? Вверху. На небе. А дельфина? Внизу, в море. А кораблик? Посередине, на волнах. А теперь наклейте чайку. Где летает чайка на твоей картинке?

Конструирование «Парусник»

Сейчас построим корабль с парусом, положите перед собой брусок, на край бруска поставьте кубик, на другой край поставьте треугольную призму. Вот и готов наш парусник.
Пусть на нашем паруснике плывет Матрешка. Посадите ее на свой парусник.

Дидактическая игра «Сколько парусов?»

Сосчитайте паруса на каждом кораблике и обозначьте цифрой.

Лепка «Спасательный круг»

На каждом корабле есть спасательный круг. Вот такой. Если кто-то упадет с корабля в воду, ему бросают круг, который поможет удержаться на воде, спастись.
Возьмите кусочек пластилина красного цвета и прямым раскатыванием сделайте длинную колбаску. Колбаску возьмите пальчиками за края и соедините вместе эти края. Вот и получился спасательный круг. Положите его на свой парусник.

Обыгрывание постройки и лепки «Спасение матрешки»

Волны закачали наш парусник (качают постройку) и Матрешка не удержалась - упала в воду (фигурку матрешки убрать с постройки и положить на стол рядом). Человек за бортом! Бросайте скорее ему спасательный круг! (Взять круг и положить на стол рядом с Матрешкой). Матрешка ухватилась за спасательный круг и залезла на него и мы ее поднимем на парусник. (Кладут Матрешку на круг и переносят на постройку). Не падай больше, Матрешка! (Можно повторить еще раз).

Дидактическая игра с пуговицами «Кораблик»

Дети раскладывают пуговицы разного цвета и размера на соответствующие круги на изображении кораблика.

Рисование красками «Волны»

На листе-фоне с изображением моря и кораблика дети рисуют кистью с синей краской горизонтальные линии-волны.

Дидактическая игра «Паруса»

Разложите паруса на свои места.

Дети раскладывают паруса в виде геометрических фигур на картинку со схематичным изображением этих фигур-парусов, называя фигуры, либо показывая названную фигуру.

Динамическая пауза «Моряки» (под музыку)

Сейчас вы, дети, будете моряками. Надевайте матросские воротники - гюйсы. Моряки, готовы тренироваться? Тогда начинаем: нужно пробежать по дорожке, пройти по скамейке, пролезть в туннель.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладони я прижму
И по речке поплыву.
Ладони соединить лодочкой.
Две ладони, детвора, -
Это лодочка моя.
Водить сложенными руками влево-вправо.
Паруса я подниму.
Синим морем поплыву.
Поднять вверх выпрямленные ладони.
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
Волнообразные движения обеими ладонями.

Чтение стихотворения Даниила Хармса «Кораблик»

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Как вы думаете, что за моряки плыли на этом корабле? Кто они? Мыши! Возьмите из сундука игрушечных мышек. Будьте внимательны, нужно взять именно мышку, а не кого нибудь другого.

Дидактическая игра «Разноцветные кораблики»

Детям раздают по четыре кораблика разного цвета и просят показать красный, желтый, зеленый и синий, а затем пустить кораблик в озеро-поднос того же цвета.

Рисование «Кораблик»

Дети закрашивают восковыми мелками кораблик.

Упражнение «Якорь»

Дети якорь вперед и подтягивают его к себе за веревочку.