Методика обучения хореографическим прыжкам студентов кафедры гимнастики. Вверх согнувшись, согнув левую назад, руки вверх. Правила при разучивании

Повествуют зрителям различные сюжеты. Драма и комедия воплощаются в хореографических образах, одним из сложнейших элементов которых является прыжок в балете.

Терминология

История балета корнями уходит во Францию 18-го века. Поэтому в балете традиционно использование наименований фигур танца на французском языке. Лишь несколько терминов - кабриоль, пируэт и револьтад - итальянские.

Прыжки в балете: название и краткое описание

  • Антраша - танцовщик в прыжке скрещивает ноги в воздухе в 5-й позиции. Бывают четные и нечетные.
  • Баллонне - подскок на одной ноге или вскок на кончики пальцев с продвижением за вытягивающейся ногой, которая в момент полуприсеста на опорной ноге принимает положение сюр ле куде-пье.
  • Баллотте - танцор изящно подпрыгивает, продвигая корпус в нужном направлении. Вытянутые ноги на миг замирают в 5-й позиции, после чего одна нога в подъеме вытягивается в сторону продвижения с одновременным отклонением корпуса, другая опускается на сцену.
  • Батри - прыжковое движение усложняется одним и более ударами нога об ногу.
  • Бризе - коротенький прыжок с продвижением и ударом ноги об ногу. Начинается и заканчивается в 5-й позиции.
  • Глиссад - прыжок-скольжение с перемещением за открываемой ногой. При этом носки от сцены не отрываются.
  • Жете - прыжок в при котором корпус танцора перемещается с ноги на ногу. Может быть с продвижением в любую сторону.

  • Кабриоль - сложная виртуозная фигура. Исполнитель одну поднятую ногу удерживает на определенной высоте, подбивая ее один или более раз другой ногой.
  • Па де пуасон - большой сложный прыжок в балете с опорной ноги на другую. Одновременно осуществляется бросок назад каждой ноги по очереди. Балерина в полете отгибается назад и становится похожа на рыбу, выскакивающую из воды.
  • Па де бак - танцор прыгает с ноги на ногу со скользящим продвижением вперед-назад в 5-й позиции.
  • Па де сизо - перескок с опорной ноги на другую, при котором вытянутые ноги по очереди мощно забрасываются высоко вперед, на миг соединяются в полете, в заключение одна из ног через 1-ю позицию отрывисто перемещается в арабеск.
  • Па де ша - в прыжке ноги подгибаются и одна за другой выбрасываются вперед или назад под углом, больше прямого. Руки легко и грациозно отводятся из 3-й позиции, а корпус пластично прогибается назад.
  • Па субресо - резвый скачок с прогибанием корпуса с двух ног на две из 5-й позиции в 5-ю.

Еще несколько видов прыжков

  • Револьтад - исполняется преимущественно артистом-мужчиной. Сложная фигура с 1-2 переворотами в воздухе.
  • Со де баск - фигура классического балета. Одновременно с прыжком с ноги на ногу выполняется продвижение в сторону и переворот в воздухе.
  • Сотэ - исполнитель прыгает с двух ног опять же на две, все время сохраняя одну и ту же позицию.
  • Тан леве - одно- или многократное вертикальное подпрыгивание.
  • Тур ан лер - подскок на месте с одинарным или двойным оборотом корпуса.
  • Файи - танцор прыгает с двух ног на одну с быстрым поворотом тела в полете. Требует четкой скоординированости движений.
  • Шажман де пье - прыжок в балете, при котором балерина перелетает из 5-й позиции в ту же, меняя в полете ноги. Может дополняться переворотом в воздухе.
  • Шассе - в прыжке с продвижением одна нога нагоняет другую. В пиковой точке они соединяются в 5-ю позицию.
  • Эшапе - фигура из двух прыжков с переносом ног из закрытой в открытую позицию и обратно.

Виртуозность

Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость - 8 м/с, а вертикальную - 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

Вы, наверное, обратили внимание, что почти все методики по классическому танцу предлагают просмотр движения в картинках, а не в фотографиях.
Дело в том, что только на картинке возможно идеальное симметричное выполнение движений.
Показывая движение в «идеале», нам показывают то, к чему мы должны стремиться, куда мы должны придти в конечном результате.
«Идеальное» технически правильно выполненное движение — это здорово!
Но при этом не надо забывать, что живым и привлекательным его делает не идеальное исполнение движения, а выразительность корпуса.
Стремитесь к чистоте выполнения движений, но не забывайте, для чего Вы этим занимаетесь.
Помните, что Вы учитесь танцевать, а значит — самовыражаться, то есть уметь открыть через движения Вашего тела Вашу душу(или душу какого-нибудь героя).


— это прыжок с двух ног на одну ногу.

Его разучивание начинается уже в первый год обучения классическому танцу.

Разучив работу ног в прыжке у палочки, его переносят на середину.

Моя практика показала, что поворот головы надо разучивать вместе с ногами.
В этом случае, я могу с уверенностью сказать, что «изобрела велосипед».
Дело в том, что об этом говорится почти во всех методиках.

Да и в училище именно так и разучивали любое движение лицом к палочке.
В первую очередь ноги и голова! а руки потом, на середине или одной рукой за палочку.

Но мне казалось, что люди, написавшие эти методики, слишком многого хотят с первого раза.
Я действительно считала, что любое движение надо учить по частям: Сначала ноги, потом руки и потом голова.

Самое интересное, что я голову оставляла на потом. Когда движение было разучено и оставалось добавить только голову, я начинала думать, что самое сложное в прыжке — это голова. Так как повернув голову в другую, непривычную для меня на тот момент, сторону, я теряла ощущение ног. Это было так, как переучивать движение в целом заново.

Прошло время, прежде чем я осознала причину моих трудностей. И сегодня с уверенностью говорю: «учите голову сразу!»

1. Положение корпуса у палочки лицом к палочке двумя руками за палочку. Пятая позиция ног. Поворот головы в сторону впереди стоящей ноги.

2. Demi-plié

3. Впереди стоящая нога (рабочая) скользящим движением выносится в сторону второй позиции. Одновременно сзади стоящая (опорная) нога отталкивается от пола. Голова поворачивается прямо.

4. В воздухе, в максимальной точке прыжка, носок опорной ноги смотрит в пол, рабочая нога открыта на 45°. Обе ноги максимально натянуты и выворотны. Корпус ровный и спокойный.

5. Во время возвращения на пол, рабочая нога становится опорной, приземляясь на пол всей стопой. Опорная нога становится рабочей, принимая положение условного Sur le cou-de-pied . Голова поворачивается в сторону, соответствующую ноге находящейся на условном Sur le cou-de-pied.

6. Колени вытягиваются и одновременно из положения условного Sur le cou-de-pied,

1. Положение корпуса у палочки лицом к палочке двумя руками за палочку. Пятая позиция ног. Поворот головы в сторону впереди стоящей ноги.

2. Demi-plié

3. Сзади стоящая нога (рабочая) скользящим движением выносится в сторону второй позиции. Одновременно впереди стоящая (опорная) нога отталкивается от пола. Голова поворачивается прямо.

4. В воздухе, в максимальной точке прыжка, носок опорной ноги смотрит в пол, рабочая нога открыта на 45°. Обе ноги максимально натянуты и выворотны.

5. Во время возвращения на пол, рабочая нога становится опорной, приземляясь на пол всей стопой. Опорная нога становится рабочей, принимая положение Sur le cou-de-pied сзади. Голова поворачивается в сторону впереди стоящей опорной ноги.

6. Колени вытягиваются и одновременно из положения Sur le cou-de-pied сзади, нога опускается стопой на пол в пятую позицию.


Pas jeté на середине.

Как и при разучивании других прыжков, так и в разучивании не стоит задерживаться по долгу у палочки. Как только разучили ноги, стоит перейти на середину.

Первое время руки при прыжке останутся в подготовительной позиции.

После приземления (на plié) руки приоткрываются в сторону второй позиции. С вытягиванием коленей закрываются в подготовительную позицию.

Правила при разучивании.

При разучивании прыжка надо помнить, что прыжок выполнятся на одном и том же месте, без смещения вправо, влево вперёд или назад.

Перед прыжком и после прыжка пятки должна плотно прилегать к полу. В противном случае, Вы выработаете привычку прыгать «на копытцах», что значительно проигрывает с эстетической точки зрения,так как делает прыжок «сухим».

Помните, что прыжок — это не только то, что в воздухе, но и то, что на полу. Без нижней части прыжка не было бы и верхней. Красиво должно быть и там и там.

Терминология в балете

Эта страница - глоссарий.

Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
  2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
  4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш - Ch

  • Pas de chat (движение кошки) - прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) - выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

Э - E

  • Échappé - это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

Направления в балетных школах

Классическая школа:

  1. Американская: Balanchine method
  2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
  3. Датская Bournonville method
  4. Итальянская: Cecchetti method
  5. Кубинская: Alicia Alonso Method
  6. Русская: Vaganova method

Литература

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «Русский балет: Энциклопедия» - «Entrechat». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 548. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - «Brisé». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 545. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  4. Н.П.Базарова , В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие . - 2-е изд. - Л. : "Искусство", 1983. - С. 159. - 207 с. - 25 000 экз.
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» - «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. - 5-е изд. - Л. : "Искусство", 16.05.1980. - С. 157. - 192 с. - 30 000 экз.
  9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ

Мы знаем, что эффективность воздействия классического танца зависит от правильной техники выполнения. Если упражнение выполняется технически неграмотно, то «коэффициент полезного действия» уменьшается, поэтому тренер-хореограф должен хорошо разбираться в технике выполнения, методике обучения элементам хореографии. Подготовительные упражнения являются основным средством хореографической подготовки на этапе отбора и начальной подготовки, затем по мере освоения сложных упражнений они несут вспомогательную функцию. В уроке простые упражнения чаще всего выполняются в различных сочетаниях друг с другом, а также с элементами ИВС: равновесиями, поворотами, прыжками, элементами акробатики, движениями свободной пластики и т. д. К основным упражнениям хореографии относятся движения, разучивание которых связано с формированием сложного двигательного навыка, развитием специальных физических качеств. К ним относятся равновесия, повороты, прыжки.

Выполнение хореографических прыжков требует особой подготовки, т. е. наличие гибкости, амплитудного выполнения взмахов, умения сохранять правильную осанку и уметь координировать движения рук и ног.

При обучении можно выполнять подводящие упражнения у опоры и на середине, в том числе с применением гимнастического оборудования: мостика, скамейки, стенки, батута, колец, перекладины, брусьев.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ И СТАДИИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Все хореографические прыжки можно подразделить на определенные группы в зависимости от амплитуды, выполнения на месте, в продвижении, в повороте, прыжки с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на одну.

Некоторые прыжки, относящиеся к определенной группе, могут выполняться как с малой, так и с большой амплитудой. Например, эшапе, револьтад, кабриоль, па де ша и т. д.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп.

На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерна малая высота выполнения и небольшая амплитуда движений. Содержат в себе общие структурно-технические элементы, позволяющие выделить несколько характерных стадий: подготовительную, основную, стадию реализации, завершающую стадию.

Подготовительная стадия, которая состоит из трех фаз: 1-я – разбег, 2-я – наскок с замахом ноги или с места – замах, 3-я – амортизация, в прыжках с места – полуприсед, в котором частично гасится ранее полученное движение за счет напряженного опускания с носка на всю стопу и сгибания ног в коленном и тазобедренном суставах.

Основная стадия:

4– ая фаза – отталкивание

5– ая фаза – отрыв от опоры Стадия реализации:

6– ая фаза – формообразующее действие

7– ая фаза – фиксация позы Завершающая стадия:

8– ая фаза – подготовка к приземлению

9– ая фаза – амортизация

10– ая фаза – связующая и корректирующая действия

ГРУППЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Особенность прыжков заключается в том, что спортсмены должны не только прыгнуть как можно выше, но и выполнить движение с предельной амплитудой, легкостью и грацией, отобразив эмоциональный характер музыкального сопровождения. Только при таком выполнении прыжок станет не просто технически сложным упражнением, но и выразительным средством в вольных упражнениях.

В тексте дается описание профилирующих прыжков, которые объединяются между собой приемами толчка и приземления.

Прыжки с двух ног на две

Прыжки по I-й, 11-й, Ш-й позициям. Прыжки должны выполняться легко, пружинно, с сохранением исходной позиции ног, в выворотном положении. В полете ноги выпрямлены, носки чуть оттянуты, осанка прямая (не прогибаясь и не сгибаясь в тазобедренных суставах). Мышцы спины подтянуты.

Прыжки со сменой позиций ног. При выполнении данных прыжков положение ног фиксируется в исходной позиции, и лишь при приземлении ноги возвращаются в другую позицию (например, прыжки из I-й позиции в I-ю. В полетной фазе ноги фиксируются в и.п. и при приземлении соединяются вместе в I позицию).

Прыжки, сгибая ноги вперед. Возможно выполнение данных прыжков без наклона, с наклоном вперед, сгибая ноги вместе, одну выше другой. Выполняются на месте, с дополнительного наскока (небольшим махом одной и толчком другой прыжок на две).

Прыжки, сгибая ноги назад. Возможно выполнение с различным углом сгибания ног, с прямой осанкой, прогнувшись, «кольцом» двумя.

Толчком двумя прыжок касаясь. В полете одна нога отводится назад, другая сгибается. Осанка прямо, лопатки соединены, руки в стороны. Разновидности прыжка касаясь: касаясь «кольцом», касаясь с поворотом на 90, 180, 360°.

Прыжок ноги врозь. В полете ноги разводятся точно врозь, мышцы спины подтянуты, руки в стороны, вверх, в стороны кверху. Возможно выполнение прыжка, сгибая ноги, сохраняя «выворотность» в тазобедренных суставах, ноги врозь; ноги врозь, голень внутрь; согнув ноги, колени внутрь голень наружу; сгибая одну ногу; с поворотом.

Прыжок толчком двумя в шпагат, правая или левая вперед. выполняется разведением ног, правая (левая) вперед в шпагат. Обращается внимание на выворотное отведение ноги назад, прямое положение осанки. Возможно выполнение прыжка с поворотом на 90 и 180 ° , сгибая обе ноги, сгибая отведенную вперед или назад.

Прыжки с двух ног на одну

Прыжок толчком двумя с приземлением на одну, другая согнута. Во

время полета ноги фиксированы вместе, приземление выполняется на одну, другая сгибается в требуемое положение (у щиколотки, у колена и т. п.).

Прыжки толчком двумя в вертикальное равновесие нога вперед, в сторону, назад. Прыжок выполняется с продвижением вперед с одновременным отведением в вертикальное равновесие ноги назад; в прыжке в сторону – ногу в сторону кверху; в прыжке назад – ногу вперед кверху. В полете фиксируется положение того или иного вертикального равновесия.

Прыжки, сгибая ноги вперед, назад, ноги врозь, касаясь и их разновидности можно выполнять, приземляясь на одну ногу. При различной трактовке прыжка техника выполнения не меняется.

Прыжки с одной ноги на две

Толчком одной и махом другой (прямой или согнутой) вперед, в сторону, назад с приземлением на две ноги (выполняются на месте и с продвижением). Данные прыжки редко включаются в вольные упражнения как самостоятельные. Значительно чаще они встречаются в комбинациях на бревне. Однако как хорошее средство для развития прыгучести их часто применяют на уроках хореографии.

Прыжки с одной ноги на другую

По числу возможных вариантов и структурному разнообразию данная группа прыжков наиболее обширна. В разделе приводится вспомогательная классификация прыжков с одной ноги на другую и рассматриваются техника и методика обучения базовым элементам.

Прыжки малые: с одной на другую со сменой ног (прямых или согнутых) впереди; со сменой ног (прямых или согнутых) сзади; с одной на другую, сгибая свободную у щиколотки, у колена. Прыжки данной группы можно выполнять на месте и с продвижением.

Прыжки вверх – высокие: со сменой ног впереди; со сменой ног сзади; перекидные прыжки.

Прыжки далеко-высокие: шагом, касаясь; сгибая и разгибая ногу в шпагат.

Прыжок шагом. Данный прыжок чаще других встречается в вольных упражнениях, а также на бревне и является профилирующим для освоения ряда разновидностей его. Выполняется махом одной и толчком другой с продвижением вперед. В полете фиксируется положение шпагата. Приземление – на маховую ногу. Во время толчка выполняется полунаклон вперед, в полете осанка удерживается прямо. Руки находятся в различных позициях, разноименно. Голова вперед кверху.

Прыжок в аттетюде. Движение идентично прыжку шагом, но сзади нога сгибается в положение аттетюда.

Прыжок шагом «кольцом». Сзади нога сгибается с наклоном назад (с сильным прогибом в грудном и поясничном отделах позвоночника).

Прыжок шагом в сторону. Выполняется махом одной в сторону, в полете фиксируется положение ноги врозь. В отличие от основной формы прыжка данное упражнение выполняется с меньшим продвижением вперед, с более стопорящей постановкой стопы в момент толчка. На последнем шаге разбега ступня ставится в выворотное положение и туловище разворачивается в сторону толчковой ноги.

Прыжок шагом назад. Выполняется толчком одной и махом другой назад с продвижением назад. В полете фиксируется положение шпагата.

Прыжок шагом с поворотом направо (налево). Толчком одной и махом другой ноги выполняется основной прыжок шагом, затем в фазе полета осуществляется поворот направо или налево.

Прыжок шагом с поворотом кругом. Движение аналогично предыдущему прыжку, но с поворотом на 180°.

Прыжок касаясь. Выполняется толчком одной и махом другой, согнутой в колене. Техника выполнения и методика обучения такие же, как при прыжке шагом. Наиболее распространенная форма прыжка касаясь – прыжок касаясь «кольцом».

Прыжок шагом сгибая, и разгибая ногу. По структуре состоит из двух прыжков: касаясь и шагом. В полете согнутая нога разгибается до положения шпагата. Разгибание ноги должно быть от колена, бедро не опускается. К разновидностям прыжка относятся: прыжок шагом, сгибая и разгибая ногу кольцом, в сторону, с поворотом на 90, 180°.

Прыжок со сменой ног впереди. Выполняется толчком одной и махом другой вперед, в фазе полета происходит смена ног, приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с согнутыми, прямыми ногами, сгибая и разгибая ногу (поочередно обе ноги); с прямой осанкой, с наклоном вперед; с места, с разбега, с продвижением вперед, назад; с поворотом на 90, 180, 360° и более.

Прыжок со сменой ног сзади. Толчком одной и махом другой назад выполняется смена ног (в фазе полета), и приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с прямыми, согнутыми ногами, кольцом одной, поочередно двумя, на месте, с продвижением вперед, назад, с места, с разбега, с поворотом на 90, 180, 360°.

Перекидной прыжок. Обязательное условие выполнения данного прыжка – это поворот в фазе полета на 180°.

Разноименный перекидной прыжок. Выполняется толчком левой и махом правой вперед с последующим поворотом туловища кругом и отведением левой ноги назад. При выполнении перекидного прыжка обращается внимание на вертикальный вылет (вверх), а не вперед кверху. Для этого на последних шагах разбега с полунаклоном назад ступня ставится с носка впереди туловища. Выполняется стопорящее движение. Руки открыты в стороны. Полуприсед на толчковой ноге выполняется, не расслабляя мышцы ног. В фазе отталкивания выполняется активный взмах ногой вперед через I позицию. Одновременно, руки, опережая мах ногой, выполняют взмах, опускаясь в стороны книзу, и активным (быстрым) движением поднимаются вверх. В фазе полета четким движением выполняется поворот туловища точно на 180°. Смена положения ног рядом, не касаясь друг друга, толчковая нога отводится назад, маховая – опускается вперед. Приземление на маховую ногу мягким опусканием с носка на всю ступню в полуприсед.

Перекидной прыжок в шпагат. Поворот плеч должен быть более ранним, чем при выполнении основной формы прыжка, мах свободной ногой выполняется не на 90, а на 45–50° коротким, быстрым движением. Более ранний поворот туловища и короткий мах свободной ногой помогает достичь разведения ног в шпагат или в положение, близкое к шпагату во второй части фазы полета.

Перекидной прыжок «кольцом». Основные действия те же. Важно обращать внимание на вертикальный вылет, что достигается «стопорящей» работой в фазе толчка, а также чётким поворотом туловища, облегчающим мах ногой в «кольцо».

На базе разноименного перекидного прыжка возможно выполнение перекидного прыжка, сгибая и разгибая толчковую, сгибая и разгибая маховую ногу, с поворотом на 180, 360°.

Одноименный перекидной прыжок. Поворот в фазе полета осуществляется в сторону маховой ноги, то есть при махе правой вперед направо. Техника выполнения сходна с аналогичными разноименными перекидными прыжками. На базе основной формы выполняются разновидности: одноименный перекидной прыжок «кольцом», в шпагат и др.

Прыжки с одной ноги на ту же ногу

По числу возможных вариантов прыжки с одной ноги на ту же ногу не уступают прыжкам с одной ноги на другую. Первые можно разделить на следующие подгруппы: прыжки толчком одной и махом другой в любом направлении; прыжки с промахом ноги; подбивные прыжки.

Открытый прыжок выполняется толчком одной и махом другой назад, приземление – на толчковую ногу. Прыжок следует выполнять на большой высоте, с разведением ног на 150–160°. Он часто применяется как самостоятельный в вольных упражнениях и в комбинациях на бревне. В зависимости от расположения звеньев тела в пространстве прыжок может приобретать различную форму и эмоциональную окраску (например, открытый прыжок «кольцом», в аттетюде, с поворотом).

Прыжок толчком одной и махом другой вперед (приземление – на толчковую). Толчок должен выполняться вертикально вверх, одновременно выполняется мах свободной ногой вперед. В основной форме редко на толчковую ногу), так же, как и предыдущее движение, чаще является подготовительным для освоения более сложных прыжков и выполняется с широким разведением ног, с полунаклоном в сторону толчковой ноги.

Прыжок «кольцом» толчком одной и махом другой вперед (с приземлением на толчковую). Выполнение прыжка требует известной технической и физической подготовленности. По форме движение в фазе полета напоминает прыжок шагом «кольцом», однако техника выполнения значительно отличается. Если в прыжке шагом «кольцом» полет выполняется вперед кверху, то в данном прыжке – вверх, что достигается «стопорящей» работой в момент толчка. Положение «кольца» достигается максимальным наклоном назад, прогибом в грудном и поясничном отделах позвоночника, а не махом ноги назад, как в прыжке шагом «кольцом».

Прыжок толчком одной и махом другой вперед (назад) с поворотом кругом. Базой для освоения данных прыжков является поворот кругом махом ноги вперед (назад). Поворот туловища выполняется в конце махового движения, в высшей точке вылета. Возможны различные модификации: с фиксацией равновесия в момент приземления, касаясь (сгибая толчковую) во второй части вылета, касаясь «кольцом» и др.

Подбивные прыжки. Подбивной прыжок выполняется махом ноги вперед, в сторону, назад. Технической основой является вертикальный вылет, подбив осуществляется подтягиванием толчковой ноги к маховой. Малые прыжки выполняются на небольшой высоте, с подбивом под углом 45°, а большие – с подбивом под углом больше 45°, с прямыми ногами; с согнутыми; одной прямой, другой согнутой; с широким разведением ног после подбива; с двойным ударом в фазе полета.

Прыжок толчком одной, махом другой вперед и назад. На взлете с небольшим продвижением вперед выполняется мах ноги вперед, в наивысшей точке взлета нога отводится назад с небольшим разворотом нижней части туловища в сторону маховой ноги, плечи не разворачиваются. Работа рук – разноименная: при махе правой вперед левую руку вперед, при отведении правой назад правую руку вперед. В такой форме выполнения прыжок редко применяется, однако является подготовительным для освоения более сложных, эффектных прыжков: выполнение предыдущего упражнения в шпагат; «кольцом», которым завершается мах ноги назад; с согнутыми ногами; сгибая-разгибая толчковую или маховую; с поворотом кругом, сгибая толчковую, перепрыгивая через маховую ногу. Освоение данных прыжков возможно лишь при хорошей физической подготовленности.

Малая группа прыжков



Средняя группа прыжков.


Большая группа прыжков



МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ

Методика обучения заключается в рассказе, показе, изучении подводящих упражнений (выполнение у опоры), по необходимости с помощью товарища или преподавателя и по степени усвоения – самостоятельно.

Дозировка 8-16 раз в зависимости от темпа и задач урока.

Этапы обучения:

1. Подводящие упражнения;

2. Работа над техникой отталкивания, фазой полета и приземлением;

3. Работа над амплитудой и выразительностью;

4. Совершенствование техники выполнения.

МАЛАЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ

Прыжки разучиваются лицом к опоре при выполнении прыжка в сторону, боком к опоре при выполнении прыжка вперед и назад. По мере усвоения выполняются на середине по трем направлениям – вперед, в сторону, назад; затем в повороте на 90°, 180°, 360° и в сочетании с различными элементами экзерсиса и элементами ИВС. При обучении выполняются в медленном темпе, затем темп ускоряется, и по мере усвоения прыжок выполняется на середине. Следить за осанкой, за фазой приземления и фиксацией стопы на полу. Руки во время прыжков из подготовительной позиции поднимаются в I-ю позицию, затем в III-ю и опускаются через II-ю позицию в подготовительную.

SAUTE (СОТЕ)

ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ВСЕМ ПОЗИЦИЯМ НОГ


Обучение производится лицом к опоре, толком ногами и толчком руками от рейки, выполнять затяжной прыжок вверх с подтянутыми мышцами туловища и ног, затем по мере усвоения выполняется на середине.

Подводящие упражнения: ИП – I, II, V позиции ног



CHANGEMENT DE PIED (ШАЖМАН?? ПЬЕ) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ СО СМЕНОЙ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ В V-Й ПОЗИЦИИ


Подводящие упражнения к выполнению данного прыжка применять аналогично saute (соте).

ECHAPPE (ЭШАПЕ) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ ВО II-Ю И ОБРАТНО


GLISSADE (ГЛИССАД) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ (СКОЛЬЖЕНИЕМ, ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД) ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ В V-Ю И ОБРАТНО


Подводящие упражнения: ИП – V-я позиция ног


PAS JETE (ПА ЖЕТЕ) ПРЫЖОК ВВЕРХ С ОДНОЙ НОГИ НА ОДНУ В ПОЛОЖЕНИЕ SUR LE COU DE PIED ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА МЕСТЕ,

С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД ИЛИ НАЗАД


PAS DE BASQUE (ПА ДЕ БАСК) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ НОГ В V-Ю.

ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРЕД И ПО ДУГЕ ВПРАВО И ВЛЕВО



Обучение проводится боком к опоре, по мере усвоения выполняется на середине в сочетании с другими прыжками и элементами экзерсиса.

SOUBRESAT (СУБРИСО)

ПРЫЖОК ИЗ V-Й В V-Ю С ДВУХ НОГ НА ДВЕ


ASSAMBLE (АССАМБЛЕ)

ПРЫЖОК ИЗ V-Й В V-Ю ПОЗИЦИЮ С ДВУХ НОГ НА ДВЕ


Разучивается лицом к опоре, сначала выполняя схему прыжка без подскока, затем сам прыжок. После освоения выполняется на середине отдельно и в сочетании с другими прыжками.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ

SISSONNE FERME (СИССОН ФЕРМЕ) ПРЫЖОК ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ НОГ В V-Ю, С ДВУХ НОГ НА ДВЕ В ПРОДВИЖЕНИИ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД


Аналогично выполняется в любом из трех направлений. Разучивается боком у опоры, в сочетании с grand battement (гранд батман) на середине с элементами экзерсиса и элементами ИВС.

SISSONNE TOMBE (СИССОН ТОМБЕ) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ОДНУ ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ НОГ В ВЫПАД ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД


Разучивается боком у опоры с элементами экзерсиса и элементами ИВС, по мере освоения выполняется на середине. В процессе совершенствования прыжка выполняется в повороте на 180 и 360°.

SISSONNE OUVERTE (СИССОН УВЕР) ПРЫЖОК С ДВУХ НОГ НА ДВЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД И EN TOURNANT (АН ТУРПАН) В ПОВОРОТЕ НА 180 И 360 °

Разучивание боком и лицом к опоре, применяя освоенные ранее элементы passe (пассе), developpe (девелопе) и прыжок soute (соте) и assamble (ассамбле) в сочетании с элементами экзерсиса и элементами ИВС, по мере усвоения выполняется на середине.

БОЛЬШАЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ

SISSON NE OUTER (СИССОН ФУЭТЭ) ПРЫЖОК С ОДНОЙ НОГИ НА ОДНУ С ПОВОРОТОМ НА 180»

Разучивается боком у опоры в сочетании с батман жете, гранд батман жете и в соединении с элементами ИВС. По мере усвоения выполняется с поддержкой партнера, затем самостоятельно, на середине с левой или с правой ноги, поочередно или в соединении с pas chasse (па шассе или шагом галопа).

ENTRELESE (ЕНТРЕЛЕСЕ – «ПЕРЕКИДНОЙ»)

ПРЫЖОК С ОДНОЙ НОГИ НА ОДНУ С ПОВОРОТОМ НА 180 °CО СМЕНОЙ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ СЗАДИ


Разучивается «перекидной» боком у опоры, обозначая сначала только взмахами схему прыжка, продвигаясь вдоль опоры, затем в прыжке и в дальнейшем в сочетании с гранд батман, по мере усвоения – с поддержкой партнера или самостоятельно на середине из различных положений с разбега, с шага галопа, с одного шага.

Подводящее упражнение: ИП – стоя левым боком у опоры.


SOUT DE BASQUE (СОТБАСК)

ПРЫЖОК С ОДНОЙ НОГИ НА ДРУГУЮ НОГУ

Прыжок разучивается боком у опоры, выполняя схему прыжка шагами и взмахами, затем в подскоке у опоры, при необходимости с помощью партнера или самостоятельно на середине выполняется с разбега, с шага галопа, с одного шага.

GRAND JETE (ГРАНД ЖЕТЕ) ПРЫЖОК ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ С ОДНОЙ НОГИ НА ОДНУ НОГУ (В ШПАГАТ)


Методика обучения: прыжок шагом.

1) Стоя лицом к опоре, взмахи назад; стоя спиной к опоре, взмахи вперед.

2) Стоя на гимнастической рейке (5–6 снизу), амплитудные взмахи на зад до положения в шпагат.

3) Взмахи вперед и назад в продвижении от одной границы зала к другой, по диагонали, по кругу.

4) Прыжок через «ориентир».

5) Выполнение прыжка шагом с помощью товарища или вдоль гимнастической стенки или станка с опорой на рейку или станок.

6) Самостоятельное выполнение прыжка с 2–3 шагов разбега с шага 1) галопа (па шассе), с одного шага.

Разучивается прыжок при наличии шпагата, – сначала боком у опоры выполняются взмахи вперед и назад, по мере усвоения перешагивание через ориентир, затем перепрыгивание. На гимнастической стенке, стоя в упоре на согнутой правой на 4 или 6 рейке снизу, взмах левой назад, выпрямляя опорную в положение шпагат в воздухе, выполнение прыжка на середине с помощью партнера и самостоятельно с разбега, с шага галопа или с одного шага.

GRAND JETE EN TOURNANT (ГРАНД ЖЕТЕ АН ТУРНАН) ПРЫЖОК ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ В V-Ю С ДВУХ НОГ НА ОДНУ В ПОВОРОТЕ НА 360° В ШПАГАТ


Разучивается при выполнении качественного прыжка в шпагат. Поворот разучивается отдельно, затем в соединении с прыжком. Возможно выполнение прыжка с дополнительными шагами после поворота.

GRAND SOUBRESAT (СУБРИСО) ПРЫЖОК ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ НОГ В V-Ю С ДВУХ НОГ НА ДВЕ


JETE RENVERSE (ЖЕТЕ РЕНВЕРСЕ) ПРЫЖОК ИЗ V-Й ПОЗИЦИИ НОГ С ДВУХ НОГ НА ОДНУ


Сначала разучивается продвижение по дуге шагами, затем в прыжке с малой амплитудой в медленном темпе. По мере усвоения выполняется с фазой полета в быстром темпе. Этот же прыжок можно выполнять в положение аттетюд или в кольцо.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В НАРОДНОМ СТИЛЕ

«РАЗНОЖКА» ТОЛЧКОМ ДВУМЯ ПРЫЖОК ВВЕРХ СОГНУВШИСЬ, НОГИ ВРОЗЬ, РУКИ ВПЕРЕД В СТОРОНЫ

Подводящие упражнения:



«ЩУЧКА»

ПРЫЖОК СОГНУВШИСЬ РУКИ ВВЕРХ

Подводящие упражнения:



Выполнять с возвышенности, с мостика, на батуте, затем на полу. Ноги должны быть параллельно полу. Складка максимальная.

Для обучения прыжка согнувшись ноги врозь применять эту же методику обучения.

«КАЗАК» ПРЫЖОК ТОЛЧКОМ ДВУМЯ ВВЕРХ СОГНУВШИСЬ, СОГНУВ ЛЕВУЮ НАЗАД, РУКИ ВВЕРХ

Подводящие упражнения:



«ПИСТОЛЕТ» ШАГОМ И ТОЛЧКОМ ЛЕВОЙ ВПЕРЕД, ПРЫЖОК

ВВЕРХ СОГНУВШИСЬ, СОГНУВ ЛЕВУЮ НАЗАД, РУКИ ВВЕРХ

Подводящие упражнения:



«ПИСТОЛЕТ» В ПОВОРОТЕ С ШАГОМ ЛЕВОЙ ВПЕРЕД, ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, РУКИ ВВЕРХ, ПРЫЖОК ВВЕРХ ТОЛЧКОМ СОГНУВ ЛЕВУЮ, В ПОВОРОТЕ НА 360°, С ПООЧЕРЕДНЫМ ОПУСКАНИЕМ НОГ В ИП

Подводящие упражнения:

По мере усвоения прыжка «Пистолет» выполнять прыжок в повороте на 360°, с одного шага или шага галопа.



БОКОВОЙ «ПИСТОЛЕТ» СКРЕСТНЫМ ШАГОМ В СТОРОНУ И ТОЛЧКОМ ЛЕВОЙ, ВЗМАХ ПРАВОЙ В СТОРОНУ, ПРЫЖОК ВВЕРХ СОГНУВ ЛЕВУЮ, НОСОК У КОЛЕНА, ЛЕВАЯ РУКА ВВЕРХ, ПРАВАЯ РУКА В СТОРОНУ

Подводящие упражнения:


«ОЛЕНЬ» ТОЛЧКОМ ДВУМЯ ПРЫЖОК ВВЕРХ СОГНУВ ПРАВУЮ, ЛЕВУЮ НАЗАД, ЛЕВУЮ РУКУ ВПЕРЕД, ПРАВУЮ РУКУ ВВЕРХ

Подводящие упражнения:



«БЕДУИНСКИЙ» СКРЕСТНЫЙ ШАГ ЛЕВОЙ В СТОРОНУ, ВЗМАХ ПРАВОЙ НАЗАД, С НАКЛОНОМ ВПЕРЕД, ОПУСКАЯСЬ НА ПРАВУЮ, ВЗМАХ ЛЕВОЙ НАЗАД С ПОВОРОТОМ НА 360°, ВЗМАХ РУКАМИ СПРАВА НАЛЕВО В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ


«БЛАНШ» ШАГ ЛЕВОЙ В СТОРОНУ, ВЗМАХ РУКАМИ ВПРАВО И ТОЛЧКОМ ЛЕВОЙ, ПРЫЖОК С ПОВОРОТОМ НА 360 ° СОЕДИНИВ НОГИ, РУКИ ВВЕРХ, ПРИЗЕМЛЯЯСЬ С ПООЧЕРЕДНЫМ ОПУСКАНИЕМ НОГ

Подводящие упражнения:


«КОЗА» ШАГОМ И ТОЛЧКОМ ЛЕВОЙ В СТОРОНУ, ПРАВУЮ В СТОРОНУ КНИЗУ С ВЗМАХОМ РУКАМИ ВВЕРХ, ПРЫЖОК С ПОВОРОТОМ НА 360 ° , СОГНУВ НОГИ УГЛОМ, ПРИЗЕМЛЯЯСЬ С ПООЧЕРЕДНЫМ ОПУСКАНИЕМ НОГ

Подводящие упражнения:


«БОЧОНОК» ШАГОМ И ТОЛЧКОМ ЛЕВОЙ В СТОРОНУ, ВЗМАХ РУКАМИ ВВЕРХ, ПРЫЖОК С ПОВОРОТОМ НА 360 ° , СОГНУВ НОГИ, ПРИЗЕМЛЯЯСЬ С ПООЧЕРЕДНЫМ ОПУСКАНИЕМ НОГ

Подводящие упражнения:

«ДУГА» ПРЫЖОК ВВЕРХ, ПРОГНУВШИСЬ, СОГНУВ НОГИ НАЗАД, РУКИ ВВЕРХ

Подводящие упражнения:


фическим элементам, их последовательность и принципы сочетания остаются неизменными. Успехи российских спортсменов и артистов балета не раз подтверждали это на практике.

Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.