Зимние виды спорта для детей. Зимние виды спорта для детей дошкольного возраста детского сада, беседа. Динамическая пауза «А теперь на месте шаг»

Зимний спорт для детей - возможность совмещать приятное с полезным. Это и физическая нагрузка, и веселое времяпровождение, и общение по интересам, и закаливание.

Многие родители опасаются температурных условий, в которых проходят тренировки, однако, холод (при соблюдении всех правил) благотворно влияет на все системы и процессы, происходящие в организме. Кроме того, зимние виды спорта на свежем воздухе позволят оздоровить ребенка после пребывания в городских условиях, хотя большинство из них считаются экстремальными и с высокой степенью травматизма. В топе самых популярных - санный спорт; лыжный спорт; сноубординг.

Говоря о видах спорта в закрытых пространствах, для детей выбирают - хоккей; катание на коньках; фигурное катание.

Преимущества занятий зимними видами спорта

Спорт зимой для детей, как и любые виды спорта в целом, - первая необходимость для формирующегося организма, ведь постоянная активность - залог крепкого здоровья и прекрасной физической формы. Воздействия минусовых температур не нужно недооценивать: они запускают защитные процессы организма, укрепляя иммунитет не хуже витаминов, которые фармацевты так старательно насыпают в яркие баночки. Подобные виды спорта никогда не заставят ребенка скучать: он постоянно в движении и ни на минуту не остается один. Как следствие - всегда хорошее настроение, отсутствие стресса, хороший сон.

Противопоказания для занятий

Прежде чем записать ребенка в заветную секцию фигурного катания или передать под ответственность тренера по сноубордингу, необходимо проконсультироваться с врачом. Зимние виды спорта нельзя назвать безопасными, но если заострять на этом внимание, то даже игра на фортепиано нанесет вред ребенку - можно ведь и пальцы крышкой прищемить! К списку основных противопоказаний относят:

  • Проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом.
  • Нарушения в развитии соединительной ткани.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Нарушения дыхательной системы.
  • Почечные заболевания.
  • Перенесенные травмы (чаще всего - травмы головы).

Узнать подробнее об .

С какого возраста можно заниматься зимним спортом

Зимний спорт для детей имеет возрастные ограничения, однако, некоторыми его видами можно заниматься с четырех лет. Разность в показателях обуславливается физическим здоровьем ребенка (развитость опорно-двигательного аппарата, устойчивость нервной системы и т.д.) и его готовностью с психологической точки зрения: умение общаться, осознание возможной опасности и ответственности за свои действия.

Разумеется, многое зависит от того, с какой целью вы отдаете ребенка в спорт - для души или с тем, чтобы воспитать будущего олимпийского чемпиона. Вы можете снабдить его хоккейной клюшкой и шайбой уже в 4 года, но профессиональную подготовку следует начинать в 9 лет, и то, с учетом таких параметров, как вес, мышечная масса, выносливость и способность работать в команде. По тому же принципу можно поставить ребенка на коньки сразу после того, как он научился ходить, хотя о серьезных занятиях лучше думать лет с 6. А, например, лыжный и санный спорт доступен для детей с 5-6-летнего возраста, сноубордингом же можно заниматься с 7 лет.

Санный спорт

Каждый из нас помнит, как весело было в детстве кататься на санках по заснеженным горкам. Однако - это не шуточное развлечение с компанией друзей, а вполне себе серьезный вид спорта, имеющий свои подвиды: классика, натурбан и скелетон. По своей сути, каждый из них представляет собой скоростной спуск со склона на санях, но со своими особенностями.

Ваш ребенок научится контролировать собственное тело, которое, кстати, нужно будет регулярно тренировать: управление санями - дело не из легких.

Перед тем, как записать ребенка на секцию, объективно оценивайте его физическую форму и будьте готовы, что здесь будет учитываться его вес вместе с экипировкой и снарядом. Зато этот вид спорта хорош как для мальчиков, так и для девочек с 5 лет, однако, для профессиональных занятий придется отложить затею до 10 лет.

Лыжный спорт


Даже если вы купите нужную экипировку, а ребенок вдруг решит не идти дальше по тропе лыжного спорта, лыжные палки можно брать для оздоровительных прогулок по лесу или в парке. Ввиду растущей популярности лыжных курортов, этот вид активности полюбился и взрослым, и детям - мальчиков и девочек приглашают на обучение уже с 5-6 лет. В этом возрасте главное - научиться стоять на лыжах и сохранять равновесие.

Способствует комплексному развитию всех групп мышц, в особенности ног, рук и пресса. Положительное влияние на организм очевидно, помимо этого - развитие таких важных качеств, как целеустремленность, уверенность в себе и мотивация идти вперед, не сходя со сложного пути. Пожалуй, единственным недостатком является зависимость от сезонных условий: нет снега - нет лыж. Отсюда и достаточно крупные затраты: жажда снежных склонов может привести вас в другие страны или спортивные комплексы с искусственными условиями.

Сноубординг


Как олимпийский вид спорта, по степени популярности не уступает горным лыжам. Замечали за вашим ребенком любовь к скейтборду? Тогда перемещение с сухого асфальта на снежный склон явно придется ему по душе! Начинать покорение первых, пусть и небольших вершин можно с 5-ти лет.

Этот вид спорта является одним из самых опасных и экстремальных, поэтому первые несколько лет тренировки будут проходить на плоских поверхностях или на маленьких склонах. Такое планомерное и неторопливое освоение снежных территорий вырабатывает в ребенке храбрость, дает мотивацию развиваться, оттачивая мастерство. Поэтому в этот период родителям можно сохранять спокойствие, но ненадолго - после первых двух лет обучения, расти будет не только ваш ребенок, но и степень риска: спуски становятся круче, скорость выше, трюки сложнее.

Хоккей


Дает множество преимуществ, даже если ребенок не захочет пройти весь сложный путь до высшей лиги. И это - умение кататься на коньках, работать в режиме многозадачности, развитие навыков общения и нахождения в коллективе.

Так как первые несколько лет дети учатся стоять на тонких лезвиях коньков, поэтому подготовительный этап можно начинать в 3-4 года. К 6-7 годам ребенка начнут обучать азам хоккейной игры. Кажется, что такая напряженная игра - исключительно мужской вид спорта, однако, девочки в нем ничуть не уступают. Женский хоккей набирает популярность не только в России, но и по всему миру, и большое внимание уделяется воспитанию девочек, игра которых, возможно, в будущем принесет стране золото. Как и любой командный вид спорта, хоккей - это не только физическое здоровье, но и характер, который закаляется в коллективе, где важно проявлять лидерские качества, но и про взаимопомощь не забывать.

Катание на коньках


Уверенно стоять на коньках дети могут научиться уже с 3-4 лет, и кто знает, быть может, ваш ребенок так увлечется процессом, что решит связать свою жизнь с хоккеем или фигурным катанием. Времяпровождение на катке - панацея от всех недомоганий. Нагрузка такого типа благотворно влияет на все системы организма: от сердечнососудистой до иммунной.

У многих детей отмечаются проблемы с осанкой, а коньки для ее формирования и поддержания - настоящая находка. Немало важно и то, что плавное скольжение по льду успокаивает и снимает стресс, поэтому, получив плохую отметку в школе или поссорившись с другом, ребенок не будет замыкаться в себе. Разумеется, взлетов, а уж тем более падений, не избежать. Обезопасить детей от травм может только бдительный тренер и хорошая экипировка.

Фигурное катание


Один из самых грациозных видов спорта. Кажется, что он создан исключительно для хрупких девочек в богато расшитых платьях, однако, это заблуждение: кто, как ни верный партнер поможет сделать сложную поддержку в парном выступлении?

Секция открыта для детей всех возрастов, хотя оптимальная категория - 6-7 лет. Важно понимать, что фигурное катание - спорт на грани с искусством, поэтому атмосфера соперничества и требовательный тренер только поспособствуют формированию волевых качеств и желанием быть первым. Приятные бонусы - улучшение координации, которая в будущем потребуется для выполнения причудливых фигур, а также выравнивание осанки - даже если ребенок не станет профессиональным фигуристом, но держать спину гордо уже войдет в привычку.

Нередко дух соперничества и неудачи понижают самооценку, способствуя появлению комплексов. Кроме того, профессиональные занятия фигурным катанием ускорят взросление: свободного времени практически не будет, а вкус сладостей и вовсе придется забыть.

Как обеспечить безопасность ребенку при занятиях спортом зимой

Зимний спорт для ребенка - не только возможность проявить себя, но и постоянный риск получить травму или ушиб. Помним, что тренировки проходят в условиях минусовой температуры, поэтому один из самых важных факторов - тепло. Правило № 1 - не жалеем средств на качественную одежду и экипировку - таким образом, мы сводим риск обморожения к нулю и обеспечиваем нормальное протекание обменных процессов в организме. Еще одна вещь, на которую нельзя жалеть денег, - коньки. Они должны быть подобраны по возрасту и главное - по размеру.

Если ваш ребенок только делает первые шаги в зимнем спорте, подберите для него хорошего тренера - так процесс пойдет быстрее и обойдется без неприятностей. На горнолыжных курортах будьте бдительны, выбирая спуск: на нем не должно быть большого количества препятствий и льда. Избегайте замерзших водоемов и любых сомнительных ледяных поверхностей. Ребенок должен усвоить, что кататься можно только в специально отведенных местах. И главное - не забывайте говорить с детьми, объясняя им, что такое «хорошо», а что такое «плохо»!

  • Чтобы привлечь ребенка к зимним видам спорта, следует начать издалека, например, за совместными просмотрами кинофильмов и соревнований.
  • Выходя из зоны комфорта, не изводите себя переживаниями. Примите тот факт, что на первых порах без падений не обойтись. А кто обещал, что будет легко?
  • В вашем арсенале всегда должны быть средства от обморожения, различные мази, эластичный бинт.
  • Не давите на ребенка - его выбор должен быть осознанным. Его личность должна формироваться методом проб и ошибок, а не по родительской прихоти.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Обогащать и уточнять словарь по теме.
2. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта, в которых участвуют команды разных стран.
3. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта.
4. Установить простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, внимание, память.
2. Формировать навык работы в коллективе и подгруппах.
3. Развивать навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме.

Воспитательные:

1. Формировать потребность каждого ребёнка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
2. Воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: Мультимедиа-проектор, презентация «Олимпийские игры»; дидактический материал С.Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта»; бумажные салфетки; ящик с манкой, в которой спрятаны талисманы разных лет для игры «Кого не хватает и кто лишний?»; иллюстрации талисманов Олимпиады – 2014; спортивный инвентарь и одежда из бумаги для талисманов; карточки для выполнения заданий «Найди пару»; набор «Дары Фрёбеля» (№ 9).

Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД.

Реализация ФГТ: интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье».

Предполагаемый результат: формирует представление о зимних Олимпийских играх, в которых участвуют различные страны и народы.

Ход занятия: Дети под музыку (спортивный марш) заходят в группу, встают полукругом.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скоро будут проходить зимние Олимпийские игры. Будут они проходить у нас в России, в городе Сочи.

Есть на юге город Сочи-

Солнечный, красивый.

Вся Россия будет рада,

Что там пройдёт Олимпиада.

Воспитатель: Город Сочи находится в горах. И сейчас высоко в горах сделали дороги, приготовили стадионы, лыжные трассы. К нам приедет немало спортсменов со всего мира. Они будут соревноваться, и мы узнаем, кто самый ловкий, кто самый сильный и быстрый.

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров.

Воспитатель: А что такое «Олимпийские игры»?

Дети: Олимпийские игры — это соревнования.

Воспитатель: Да, это главные соревнования. Они проводятся 1 раз в 4 года.

Ребята, а вы знаете, что каждые Олимпийские игры имеют свой талисман? Обычно талисманом становится любимое животное, которое обитает на территории этой страны и имеет все качества настоящего спортсмена. А какие талисманы будут в 2014 году?

Дети: Талисманами в городе Сочи на Олимпиаде будут зайчик, леопард и белый медведь.

Воспитатель: Правильно.

Наш зайчишка не трусишка,

Леопард – сильнейший зверь!

Пушистой лапой белый мишка

Отворит к победе дверь.

2. Дидактическое упражнение «Кого не хватает, а кто здесь лишний?»

Воспитатель: Вот в этом ящике спрятались талисманы. Нужно их найти в «снегу», и определить, какого талисмана не хватает? А кто лишний? (ответы детей)

Воспитатель:

А какие ещё символы Олимпиады вы знаете?

Дети: Олимпийский огонь, который передают друг другу спортсмены, Олимпийский флаг с пятью кольцами, обозначающие пять континентов (показ на глобусе): Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка,

Воспитатель: А вы хотели бы принять участие в Олимпийских играх?

Дети: Да.

Воспитатель: А что нужно для этого делать?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, делать зарядку по утрам, соблюдать режим дня, укреплять свое здоровье закаливанием,тренироваться — все это поможет быть сильным, быстрым и ловким и, возможно, стать Олимпийским чемпионом.

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам пришел?

Дети: Это зайчик — талисман олимпийских игр.

Заяц: Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, бросив все дела свои. Вы знаете, Олимпийские игры в Сочи могут не состояться, потому что кто-то заколдовал сундук с медалями, а открыть сундук сможете только вы, ребята.

Развеет колдовские чары, только ваша смекалка и грамотность.

Воспитатель: Поможем зайчику?

Дети: Да!

Воспитатель: Зайчик, мы тебе поможем, а ты нас познакомь нас с зимними видами спорта.

Зайчик: Ну конечно! Мы сейчас с вами посмотрим слайды. Обратите внимание на одежду спортсменов и посмотрите,что у них в руках и на ногах.

3. Презентация. Рассказ зайчика

Воспитатель: Зайчик, мы очень устали! Дети, давайте сейчас сделаем разминку как настоящие спортсмены.

4. Динамическая пауза «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

4. Дидактическое упражнение «Разрезная картинка»

Воспитатель: У вас на столах лежат картинки спортсменов (разрезные картинки). Вам нужно внимательно посмотреть и собрать картинку и отгадать, какой зимний вид спорта изображен, как называют спортсмена, занимающегося этим видом спорта, что ему необходимо для занятий спортом, какой инвентарь? (самостоятельная работа и ответы детей)

5. Пальчиковая и дыхательная гимнастики. Л.Яртова. «Играем в снежки»

Воспитатель: Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетали и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.

Воспитатель: А теперь сделаем из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.

Горсть большую снега взяли. (Имитируют движение «снег взяли»)

И лепить комочки стали.

Снег плотней в руках сожмём, (Имитируют движение «лепка снежка»)

Да в снежки играть начнём.

Кидай! Не промахнись! (Имитируют движение «прицеливание»)

Осторожно! А ты пригнись! (Имитируют движение «метание снежка»)

Воспитатель: Какие они у нас легкие получились! Замечательные снежки!

6. Дидактическое упражнение «Найди пару»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Найди пару». Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки: с одной стороны вы видите спортсменов, а с другой – необходимый инвентарь спортсмену, только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь и соединить карандашом соответствующие картинки. (Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник — лыжи, хоккей — клюшка, фигурист – коньки и др.)

Воспитатель: Молодцы, ребята с заданием справились.

7. Дидактическое упражнение «Наши талисманы- спортсмены»

На доске прикреплены три изображения талисманов. Дети делятся на три команды. В коробке лежит одежда и инвентарь для талисманов-спортсменов.

Воспитатель: Итак, первая команда будет собирать Зайку к участию в соревнованиях по фигурному катанию, вторая – Белого Мишку к соревнованиям по лыжным гонкам, Леопарда – к соревнованиям по хоккею.

(При необходимости детям оказывается помощь).

8. Работа с игровым набором «Дары Фрёбеля» (№9)

Воспитатель: И последнее задание: вам предстоит сейчас составить еще один символ олимпийских игр – пять колец, которые символизируют участие спортсменов из разных стран пяти континентов мира. Вспомните, пожалуйста, из каких пяти цветов этот символ состоит? (Самостоятельная работа детей)

Итог НОД. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, колдовские чары развеялись.

Зайчик: Ребята, мы сегодня узнали об Олимпийских играх, символике, о зимних видах спорта. На прощание хочу подарить вам медали. Если вам понравилось наше занятие и у вас хорошее настроение, возьмите медаль с улыбкой, а если занятие не понравилось и настроение печальное, возьмите медаль с грустью (если ребенок выбрал грустную тучку, спросить у него – почему он грустит) .

Зайчик: Хочу сказать вам «До свидания» и помахать вам всем рукой, хочу сказать вам на прощанье: «До новых встреч!»

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Мы сегодня много узнали об Олимпиаде, поиграли, выполнили много упражнений.) Вам понравилось занятие? Я вами очень довольна.

Симонова Оксана Дмитриевна, Леонова Галина Леонидовна,

воспитатели группы № 3 «Почемучки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области

[email protected]

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Мы зиму ждали не напрасно:
Морозным днем под небом ясным
Все будущие чемпионы
Торопятся на стадионы.
И для тебя, и для меня
Уже проложена лыжня.
Давно наточены коньки,
Блестят залитые катки.
Флажки видны на склонах снова-
К соревнованьям все готово.

Вот шайба, санки, клюшка, шлем-
Что для чего здесь- ясно всем.
Ведь знает про бобслей, шорт-трек
Сегодня каждый человек.
И вновь спешит к ледовым трассам
Болельщиков веселых масса.
Они с невиданным азартом
Поддержат каждого на старте.
«Давай!», «Нажми!», «Еще быстрее!»-
Так громко все вокруг болеют,
Будто румяная зима
Вдруг встала на коньки сама!

Лыжные гонки
Березки в инее и елки,
Дрожат снежинки на иголках,
И бесконечная лыжня,
И деревянных два «коня»,
И палки лыжные мелькают,-
Быстрей бежать нам помогают.
Пусть далеко еще до лета-
Сейчас на лыжах эстафета.
А может, даже марафон-
Не каждому дается он.
Но вот последнее усилье,
И за спиною будто крылья.
И финиш- вот он- ближе, ближе…
Теперь мы знаем все о лыжах!

Чтоб заниматься нам биатлоном,
Вовсе не надо носиться по склонам.
Наоборот, по ровной лыжне
Бегать придется тебе или мне,
Ну и, конечно же, метко стрелять.
Чуть пробежали- мишени опять,
Вот на снегу они четко видны,-
Скорее винтовку из-за спины!
Целимся лежа; не дрогнет рука-
Цель поразим мы наверняка.
Чем меньше затратим на это минут,
Тем выше награды в итоге нас ждут!

Прыжки с трамплина

Посмотрим если с высоты-
Повсюду столько красоты.
Чтоб вдоль ей налюбоваться,
Один простой есть способ, братцы.
Под мышку лыжи и- к трамплину,
Там ветер нас толкает в спину.
Раскинем руки и- в полет.
Эй, подожди нас, самолет!
Мелькают елочек верхушки,
Машины, люди, как игрушки.
Парим свободно, словно птица,
Но вот пора и приземлиться.
Чем дальше улетим мы вдаль,
Тем больше шансов на медаль!

Горные лыжи

Мы горные лыжи с тобою возьмем
И горку покруче сейчас же найдем.
Спуститься с нее- непростая задача.
Ты будь осторожен, нельзя здесь иначе,
А то и в сугробе окажешься вдруг.
Вот снежные брызги взлетают вокруг,
Проходим одни и другие ворота,
Спускаемся змейкой, прыжки, повороты,
Флажки огибаем без остановки.
Не зря мы ходили на тренировки!

Двоеборье

Что в двоеборье нам надо уметь?
С трамплина высокого птицей слететь,
На лыжной дистанции всех обогнать-
За этим за всем так легко наблюдать!
Так не останемся здесь мы в сторонке,
На лыжи скорей- и смело вдогонку.
Мы тоже хотим двоеборцами стать,
Научимся- будем мы всех побеждать!

Фристайл

В театре смотрим мы балет:
За пируэтом пируэт-
Кружится в танце балерина.
Что за волшебная картина!
Но если кто, на лыжах стоя,
Захочет повторить такое,
Не надо удивляться тут:
Фристайлом этот спорт зовут.
Здесь лыжник, будто акробат,
Покажет трюков сто подряд:
С горы спускаясь- ну, дела!-
То вертится он, как юла,
Вокруг своей же лыжной палки,
То прыгает, как со скакалкой.
Ну вот и все, горе конец,
Спортсмен наш- просто молодец!

Сноубординг

На лыжах бегать ты не можешь?
Тогда мы скажем: «Ну и что же!»
Бери скорее сноуборд,
На нем покажешь ты рекорд.
Не надо летней ждать поры-
Летит с заснеженной горы
Сноубордист красиво, ловко.
Бегом за ним, на тренировку!

Санки ждут нас всех зимой,
Солнце, снег искрится.
Хорошо с горы крутой
С ветерком скатиться.
Но установить рекорд
Вот в таком катанье
Нам поможет санный спорт,
Трасса, чудо сани.
Не сидим в них, а лежим-
Мы и так умеем.
Повороты, виражи
Вмиг преодолеем.
На секунды счет идет,
Вот и финиш близко.
Спуск похож был на полет,
Так же полон риска!

Скелетон

Вид спорта зимний- скелетон,
Но не для всех годится он,
А для тех, кто не боится
Вверх ногами прокатиться.
Надо лечь тут на живот,
Оттолкнуться- и вперед.
Сложной трассою ледовой
Мчит спортсмен на санках снова
И слетает метеором
Головою вниз под гору.
Сможет сделать так не каждый-
Только сильный и отважный!

Боб растет на огороде,
С этим все согласны вроде.
Но другой есть боб, удобный,
Он большой, но несъедобный.
Сядем мы в него- и в путь,
Никуда здесь не свернуть.
Мчимся, мчимся все быстрей.
Этот спорт зовем бобслей!

Быстроходны и легки
Серебристые коньки.
Надеваю их прилежно-
Спорт люблю я конькобежный.
Старт- и время побежало,
Сил мне нужно здесь немало.
Вот какой огромный он,
Наш ледовый стадион.
И дорожка беговая,
Словно зеркало, сверкает.
Я на ней не упаду,
Первым к финишу приду!
Фигурное катание
Лед, музыка и яркий свет-
Не спорт как будто, а балет.
На настоящем мы спектакле:
То на одной ноге, как цапля,
Вдруг встанет в стойку фигурист,
То он танцует, как артист:
Что за костюмы здесь и краски!..
Наверно, мы попали в сказку.
Прыжки, поддержки и вращенье,
И легкое по льду скольженье.
И нет границ восторгу зала…
Но вот уж объявляют баллы.
Как жаль, пора и расходиться,
Нам эта сказка будет сниться.
И снова все мы в ожиданьи:
Когда фигурное катанье?

Все здоровы, ноги целы,
Так, скажите, в чем же дело?
Почему на поле клюшка
Хоккеисту, как подружка?
Бегает он ловко с нею-
Так положено в хоккее.
Быстро чертят лед коньки,
Скорости здесь велики.
И вратарь в доспехах, маске,
Как у рыцаря из сказки.
В этой битве ледяной
Настоящий он герой.
Не пропустит шайбу, нет.
Эй, вратарь, от нас привет!

Шорт – трек

Начинается шорт-трек,
На коньках по кругу бег.
Никаких дорожек тут,
Вот вперегонки бегут
Одиночки, эстафета.
Только все непросто это:
Чтобы к финишу добраться,
Кто-то будет и толкаться.
Не наденешь шлем, перчатки-
И получишь на площадке
Вдруг нечаянный синяк.
Этот спорт вам не пустяк!

Керлинг
Керлинг- есть игра такая,
Если кто ее не знает,
Объясняем по порядку:
Надо выйти на площадку,
Камень и метелку взять-
Можно керлинг начинать.
Каждый здесь игрок- силач,
Ведь булыжник, а не мяч
Нужно бросить без ошибки.
Керлинг, он не любит хлипких.
Вот бросок, еще бросок,
Но звучит уже свисток.
Пусть не все очки собрали-
Славно в керлинг поиграли!

Конспект НОД в старшей группе по теме «Зимние виды спорта»


Бочкарева Марина Юрьевна, воспитатель 2 категории МБУ "детский сад №139" «Облачко» г. Тольятти

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимние виды спорта». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель: познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.

Задачи:

Образовательные:
Добиться уточнения знаний детей о зимних видах спорта.
Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.
Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
Пробудить интерес к физической культуре и спорту.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
Воспитательные:
Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы. Внести в группу лыжи, коньки, санки. На доске размещены картинки с изображением зимних видов спорта.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Зимние виды спорта», лыжи, коньки, санки, картинки с изображением зимних видов спорта,картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена.

Ход НОД:

Воспитатель:
- Ребята посмотрите на эти предметы и ответе на мой вопрос, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей - о спорте)
- Да, поговорим сегодня о спорте и видах спорта.
- А что такое спорт? (ответы детей Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования).
- Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами).
- А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться). Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом? Что, по вашему мнению, спорт дает человеку? (ответы детей) .
- Вы сказали верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Если регулярно заниматься спортом и физкультурой, то будешь меньше болеть.
- Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей)
- Молодцы, вы знаете много видов спорта.
- Мы поговорим сегодня с вами о зимних видах спорта.
- Посмотрите на экран.
2 слайд:
- Все зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду.


3 слайд: Биатлон-Это зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.


4 слайд: Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе.


5 слайд: Горнолыжный спорт - спуск с гор на специальных лыжах. Вид спорта среди которых
скоростной спуск,
слалом,
слалом-гигант
супер-гигант
супер-комбинация.
Самый быстрый выигрывает соревнования.

6 слайд: Прыжки с трамплина- вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов.


7слайд: Сноубординг- вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе и пр. На сноуборде – монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.


8 слайд: Фристайл- вид лыжного спорта представляет собой трюковое катание, включающее прыжки, вращения, сальто.


9 слайд: Конькобежный спорт - вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.


10слайд: Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, под музыку.


11слайд: Санный спорт- это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.


12слайд: Скелетон- зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.


13слайд: Бобслей- зимний вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах.


14слайд: Кёрлинг- командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

15слайд: Хоккей- спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

16 слайд: Спасибо за внимание!

Физминутка «Зимние забавы»: (движения по тексту)
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
- Ребята мы с вами сейчас познакомились с зимними видами спорта. Вы все виды спорта запомнили? (ответы детей)
- А вот это мы сейчас и проверим.
- Отгадайте загадки:
Клюшки есть и есть ворота,
Да и с шайбой всё о`кей!
Эта разновидность спорта
Называется... (хоккей) .

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон) .

Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Кто же это? – ...(Фигуристы) .

Много видов спорта знаем:
И хоккей, и скъёринг.
А по льду толкают камень –
Это будет... (Кёрлинг ).

Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин.
А помог ему... (трамплин ).

Мчатся сани по жёлобу,
Лёд с обеих сторон.
А вот как называется
Этот спорт? – ...(Скелетон) .

Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам
В этом спорте...(сноуборд) .

Молодцы у вас хорошая память!
Дидактическое упражнение: «Найди пару»
- Ребята, у вас на столах лежат картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена (все картинки перемешаны). Вы должны найти каждому спортсмену свой инвентарь, лыжи – лыжнику, клюшку – хоккеисту и т. д.)
- Молодцы, с заданием справились.

Упражнение «Дополни предложение»
- Катается на коньках…конькобежец.
- Катается на санках …саночник.
- Катается на бобслее…бобслеист.
- Катается на лыжах…лыжник.
- Катается на лыжах с гор… горнолыжник.
- Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.
- Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.
- Занимается фигурным катанием… фигурист.

По окончании НОД проведение на улице соревнований между 2 группами.
1. Игра в хоккей. Дети по одному стараются забить клюшкой шайбу в ворота. Какая команда больше забьёт.
2. Ходьба на лыжах. Дети одевают на ногу 1 лыжу (вторая без лыжи) и соревнуются в команде кто быстрее пройдёт весь маршрут.
3. Катание на санях. На санки закрепляется кукла и дети по очереди возят туда и обратно, передавая друг другу. Какая команда быстрее закончит.
Подведение итогов. Награда участников шоколадными медалями.

Малыш уже отлично справляется с лопаткой, сооружая в сугробах снежные дворцы, восторженно плюхается на лед катка в попытках удержать равновесие, и уверенно тянется к лыжам в магазине? Не пора ли познакомить карапуза с зимними видами спорта?

Холод абсолютно не мешает активному отдыху, и чтобы заняться им зимой, совершенно необязательно ехать в Альпы. Дети, которые занимаются зимними видами спорта, как правило, обладают более развитым и крепким телосложением, и отличаются выносливостью. Также зимние виды спорта способствуют развитию силы воли, координации и смелости.

Какие виды зимнего спорта существуют?

Большая часть разновидностей зимнего спорта являются экстремальными (горные лыжи, натурбан, сноуборд и пр.). И исключение здесь составляют катания на лыжах, санях и коньках.

В хоккее тоже весьма высока степень травматизма, хотя он и не считается экстремальным видом спорта. Остальные виды предполагают преодоление препятствий и скоростные спуски.

  • Спортивное ориентирование;
  • Двоеборье;
  • Прыжки с трамплина;
  • Лыжные гонки;
  • Скоростной спуск;
  • Слалом (тот же скоростной спуск, только с препятствиями).

Первое и четвертое весьма легко можно организовать в ближайшем лесу. Главное, чтобы местность была знакомой. Для гонок подойдет укатанная дорога.

Самые популярные категории горнолыжного спорта:

  • Скиборд (низкая максимальная скорость, короткие дистанции, езда на коротких лыжах – хорош для тех, кто только начинает);
  • Ски-тур (коллективный подъем на склон на лыжах);
  • Сноуборд (скоростной спуск на доске из композитных материалов);
  • Твинтип (спуск на высокой скорости со сложных склонов);
  • Бэккантри (подъем на дикий склон и последующий спуск с него);
  • Ски-альпинизм (спуск без трассы).

Лыжный спорт для детей

Для детей обоих полов занятия по лыжному спорту становятся доступными уже с 5-6 лет. Они позволяют воспитать детей более уверенными в себе, пробудить в них дух соревнования и научить правильному отношению к победам и поражениям. С медицинской точки зрения лыжный спорт полезен для детей тем, что все без исключения группы мышц становятся задействованными в процессе тренировки.

Лыжный спорт способствует развитию ребенка, как с медицинской точки зрения, так и с психологической, и социальной. Главное здесь – не принуждать малыша к тренировкам и грамотно выбирать снаряжение.

Преимущества лыжного спорта для детей:

  • Правильное формирование дыхания;
  • Закаливание;
  • Развитие вестибулярного аппарата;
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы;
  • Повышение выносливости работоспособности и тонуса организма;
  • Развитие мышц ног и укрепление пресса.

Сноубординг для детей

Таким видом зимнего спорта, как , и мальчикам, и девочкам можно заниматься уже с семилетнего возраста. Обязательное условие для более ранних занятийсильные ноги ребенка. Ведь данный спорт предполагает наличие способности маневрирования и удержания на доске равновесия. Сноубординг способствует развитию у детей уверенности в своих силах и является замечательной возможностью для их социального общения. Конечно, в этом виде спорта предпочтительно заниматься с тренером. Его чуткое руководство будет способствовать совершенствованию техники катания и поможет избежать травм.

Преимущества сноуборда для детей:

  • Развитие сердечно-сосудистой системы;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Улучшение обмена веществ;
  • Укрепление икроножных мышц и квадрицепсов;
  • Улучшение чувства равновесия;
  • Развитие координации движений;
  • Укрепление брюшного пресса.

Противопоказания для занятий сноубордом у детей:

  • Повышенная хрупкость костей;
  • Астма.

Санный спорт

Санный спорт представляет собой высокоскоростной спуск со склонов по готовой трассе на одноместных и двухместных санях. Непрофессиональным санным спортом детям можно заниматься уже с четырех-пяти лет.

Виды санного спорта:

  • Натурбан;
  • Скелетон;
  • Бобслей.

Хоккей для детей

Данный вид зимнего спорта известен всем. Как и его цель – отправить шайбу в ворота соперника. В хоккей можно играть абсолютно на любом катке. Можно даже залить каток самостоятельно на детской площадке, как делают многие современные родители, заботясь о развитии своих детей. Главное, чтобы хватило «маленького народу» на две команды.

Отдавать ребенка в хоккей можно с девяти лет. Хотя поставить мальчика на коньки и вручить ему клюшку можно уже с четырех лет. Хоккей требует от ребенка таких данных, как приличный вес, выносливость организма и характер экстраверта. То есть ребенок должен изначально быть настроен на общение с людьми и умение играть в команде.

Противопоказания для занятий хоккеем у детей:

  • Проблемы соединительной ткани;
  • Болезни опорно-двигательного аппарата;
  • Проблемы сердечно-сосудистой системы.

Фигурное катание для детей

Девочкам рекомендовано начинать катание на коньках с 6 лет. Для мальчиков – на год-два попозже. Хотя вставать на коньки можно уже тогда, когда карапуз научился уверенно стоять на ногах и ходить. Само собой, присутствие родителей в данном случаеобязательное условие. Фигурные коньки плотнее охватывают голеностопные суставы ребенка и снижают риск их травмы, благодаря чему на такие коньки ребенка можно ставить раньше, чем на хоккейные или конькобежные. Также стоит отметить и другое строение лезвий фигурных коньков – они более устойчивые и менее опасные.

Стоит помнить, что обучиться технике фигурного катания – сложная задача для малыша, но вот научиться держаться на коньках и понять азы данного вида спорта – вполне реально. Тем более при условии восприятия указаний хорошего тренера.

Преимущества катания на коньках для детей:

  • Развитие равновесия и ловкости;
  • Укрепление мышц ног;
  • Улучшение обмена веществ;
  • Улучшение деятельности органов кровообращения;
  • Закаливание;
  • Улучшение терморегуляционных процессов;
  • Развитие артистизма и музыкального слуха.

Катание на коньках — противопоказания для детей:

  • Близорукость;
  • Астма;
  • Болезни легких;
  • Нарушения опорно-двигательной системы;
  • Травмы головы;
  • Болезни почек;
  • Болезни кровообращения.

Зимние виды спорта и здоровье ребенка

Для детей спорт является непременным условием их физической активности и крепкого здоровья. Активность ребенка должна проявляться круглый год, и погода – не препятствие для здорового образа жизни и занятий спортом. Главное, знать – с какого возраста можно заниматься детям зимними видами спорта, и нет ли ограничений по состоянию здоровья.

В чем состоит польза зимних видов спорта для детей:

  • Один из самых жирных плюсов – сочетание тренировок и закаливания. Лыжные прогулки на свежем воздухе, происходящие при минусовой температуре, и катание на коньках под открытым небом – это воздействие холода в процессе всего занятия. А, следовательно, (при условии регулярных тренировок) повышение устойчивости организма ребенка к простудным хворям и укрепление иммунитета.
  • Тренировка в зимнем лесу кратно повышает пользу от занятий спортом. Лесной воздух (тем более воздух хвойного леса) насыщен фитонцидами. Данные летучие вещества оказывают губительные для многих болезнетворных бактерий.
  • Также к плюсам зимних видов спорта можно отнести насыщение мозга кислородом, формирование мышечного корсета, приобретение устойчивости к перепадам температур и выработку гормонов счастья, эндорфинов, которые, в свою очередь, лучшие помощники в борьбе с любыми болезнями.

Возрастные ограничения в зимних видах спорта

Рекомендации по ограничениям возраста основаны на знаниях о нюансах развития нервной деятельности, связочного аппарата, мышц и развития скелета детей. Разрешение на занятие зимними видами спорта для ребенка предполагает его способность к координированным и согласованным действиям, а также способность предвидения последствий определенных поступков. Непонимание или пренебрежение советами, как правило, приводит к травмам.

На заметку родителям

  • Вы решили приобрести ребенку горные лыжи, или поставить его на коньки? В первую очередь, следует озадачиться поиском правильной экипировки, грамотного тренера и позаботиться о необходимой защите. Ведь главное на начальном этапе занятий – избежать серьезных травм и не отбить у ребенка желание заниматься спортом. Инструктора лучше выбирать специально подготовленного для обучения детей, а в комплект экипировки должна входить специальная защита для детского неокрепшего позвоночника, спасающая от травм при неудачных падениях.
  • И, конечно, нельзя забывать о таких необходимых в аптечке средствах, как эластичный бинт, пластыри, мазь от ушибов и растяжений, специальные очки от солнца с ультрафиолетовым фильтром и средства для защиты от обморожений.
  • И третий важный момент – не перегибать палку в формировании смелой личности. Излишне пугая чадо травмами, нельзя вырастить достойного спортсмена и цельную личность. Но и помнить о простой осторожности тоже необходимо – риск должен быть всегда оправданным.