Женщины-матадоры. Артамонт лидия. У вас были серьезные травмы

Несмотря на то, что в 1974 году женщинам снова разрешили становиться матадорами данный вид спорта не стал традиционным… Возможно потому, что коррида требует полной самоотдачи

Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать - двадцать лет, а учатся с десяти.

К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Конец карьере чаще всего кладет не возраст, а элементарный страх. Выбирается бизнес по спокойнее, например – недорогая недвижимость в Испании.

Гонорар знаменитого матадора на крупной арене - сто тысяч долларов за одно сражение.

Карьера конного тореадора начинается позже - сначала надо стать дрессировщиком, потом подготовить своих лошадей. Мужчины-всадники уходят из большой корриды в шестьдесят, женщины - в сорок лет.

Cамое главное в этом виде спорта– высокая травматичность…За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом.

Коррида – опасный спорт, и не всегда победителем здесь выходит человек.

Согласно испанской статистике, чаще всего гибнут и получают разнообразные увечья новильеро – молодые тореро, сражающиеся с неопытными бычками-трехлетками.

Вторыми в этом списке идут бандерильеро, за ними – пикадоры, и только на четвертом месте по количеству трагедий – матадоры.

С 1747 года, когда началась письменная история корриды, погибло более семисот тореро.

Во всем мире не больше десятка женщин-матадоров. Единственная русская из них – Лидия Артамонова. Она занимается конной португальской корридой, в которой, в отличие от испанской, быка не убивают, а связывают и уводят.

Звезда арены прошлого века Мартина Гарсиа была посвящена в матадоры в 1948 году. А легендарная Кончита Синтрон, подруга Хэминнуэя, не смогла пройти этот обряд: взлет ее карьеры пришелся на тридцатые - сороковые годы, когда франкистский режим вообще запретил женщинам сражаться.

Кончита была из богатой аристократической семьи, и для нее сделали исключение – разрешили быть конным тореадором. Но она все же сходила с лошади и добивала быка в пешем бою – роль матадора была для нее предпочтительней. Никакого официального статуса у нее не было, но ее называли в числе “пяти всадников апофеоза” – лучших конных тореадоров страны.

Искусство корриды имеет очень древние корни. Оно зародилось в недрах культа Минотавра, который античные историки считали наследием таинственной Атлантиды. Для язычников бык был жертвой, для первых христиан он олицетворял дьявольское начало, затем эти символы слились. Благодаря синтезу традиций в корриде навсегда сохранилось что-то от рыцарского Средневековья и от языческого обряда.

В Португалии коррида издавна считалась привилегией дворян, на ней они оттачивали мастерство, необходимое для войны и для дуэли. И вот в XVII веке во время поединка с быком погибает племянник португальского короля, причем происходит это в момент нанесения быку завершающего удара. Погибли оба – и человек, и животное. После этого убийство быков было запрещено: вступил в силу знаменитый меморандум Кампильо. С тех пор португальская коррида имеет репутацию гуманной и почти бескровной. Это разрушает еще один миф – о том, что в корриде все дело заключается в элементарном (хотя и опасном для матадора) убийстве быка.

Но популярность коррида приобрела именно в Испании. При этом аристократический шарм понемногу тускнел и превращался в обыкновенный азарт, характерный для ипподрома или боксерского ринга. Возбудителями такого ажиотажа служили кровь и смерть на арене. Но, как говорится, грубыми средствами не достичь блаженства. Испанским матадорам трудно приобщиться к "чистому" искусству.

В целом коррида – это чудом сохранившийся осколок той эпохи рыцарства. Правила конной португальской корриды до сих пор строятся на основе рыцарского кодекса чести. Поэтому бык, хоть и незнаком с кодексом, пользуется всеми привилегиями рыцаря, вступившего в поединок с другим рыцарем.

Коррида - не только театр, но и разновидность шоу-бизнеса. Однако эта сторона дела не афишируется, суммы гонораров участникам корриды не разглашаются, деньги часто передаются наличными, "под столом"

Коррида - смесь охоты и балета, дуэльного поединка и античного театра, исполненная, по словам Гарсиа Лорки, божественной геометрии. По азарту она сравнима с тотализатором, по эстетике - с поэзией трубадуров, по накалу страстей и церемониальности - с рыцарским турниром.

Тореадор Лидия Артамонова: “На корриде главное не жизнь, а честь и благородство поведения”

Коррида в Москве, похоже, окончательно приказала долго жить.

В 2001 году Юрий Лужков отменил проведение в столице португальской корриды специальным постановлением. В декабре этого года подобные поединки скорее всего будут запрещены законодательно. В проекте документа “О содержании домашних животных в городе Москве” прописан запрет на проведение боев животных с участием человека. На днях Мосгордума поддержала этот вариант закона.

Лидия Артамонова, единственная женщина-тореадор в России, считает, что португальская коррида безобидна, как цирк. А все запреты появляются вовсе не из-за заботы о животных, а из-за любви к деньгам. Историю своей закулисной “корриды” она рассказала “МК”.


Про Лидию Артамонову начали говорить с восторгом, а закончили тем, что облили грязью. Мол, коррида не наша забава, а русская женщина-тореадор - это тот же вампир, только симпатичный. В результате шоу запретили, португальские быки тихо скончались... Потом все долго гадали, куда же она пропала: то ли вернулась во Францию, то ли поселилась в Испании, то ли все-таки тайно внедряет корриду в гуманное российское сознание, но уже в глубинке?


СПРАВКА "МК"

Лидия Артамонова родилась в Москве. Детство провела в Швейцарии и Франции. Школу закончила в Москве. Высшее образование получила на романо-германском отделении филфака МГУ, затем - на социоэкономическом факультете Парижского католического университета. За границей выступала под псевдонимом Лидия (Лика) Артамонт.


Дверь открыла хрупкая невысокая женщина с огромными голубыми глазами. Можно было подумать, что мы ошиблись адресом, но в холле висело вполне определенное высохшее бычье ухо.

Трофей, - пояснила член португальского и испанского профессиональных синдикатов тореадоров и единственная в России женщина-тореадор.

- Лидия, чем вы занимались после того, как коррида сорвалась - сначала в Москве, а потом в Ярославле?

У меня была детская школа верховой езды на Дмитровке, которую я сама содержала. Но в какой-то момент это стало совсем тяжело. Я обращалась к властям. Мне все говорили, что это очень хорошо и мужественно - заниматься деревенскими детьми, да еще и бесплатно, но никто ничем так и не помог. Школа закрылась. Но мы с Сашей (муж Лидии - чемпион Европы по конному троеборью Александр Евдокимов. - Е.М. ) эту идею не оставили, и нас поддержал губернатор Тверской области Зеленин. Он сам очень любит лошадей и держит несколько голов. Мы набрали ребят, я передала под это дело своих корридных лошадей, Саша - спортивных. С того и начали.

- На каких условиях занимаются ваши воспитанники?

Бесплатно. Наша школа насчитывает три отделения - Бежецк, Конаково и Тверь. Планируем начинать учить ребят из суворовского училища. Я считаю, что лучше учить мальчиков. Нет, среди девчонок тоже часто встречаются и железные характеры, и храбрость, и воля, и спортивный талант! Но девочки занимаются-занимаются, а потом замуж, дети - и вся верховая езда заканчивается.

- Вы сказали, что под детьми работают корридные лошади. А они помнят, что такое поединок?

Конечно, помнят, потому что лошади не забывают ничего! Но корридная лошадь - это в первую очередь отлично выдрессированное животное. Такой конь идеально управляем. Я считаю, что корридная лошадь во много раз лучше, чем любая спортивная. Там древность крови невероятная! Есть же красивая версия о том, что эти лошади и быки пришли к нам из Атлантиды.

“Убийство быка абсолютно органично”

- Писали, что для корриды выводят специальных лошадей, нацеленных на убийство.

Нет, это неправда. Тысячелетняя селекция направлена на создание лошади, заряженной на сражение, на защиту своей территории. Арена - это сфера влияния, которую делят между собой бык и всадник.

- Когда вы в последний раз были на арене?

6 лет назад.

- Скучаете по поединку?

Уже привыкла. Сейчас мы с Сашей вроде как бросили вызов конному сообществу и хотим возродить старую школу верховой езды, а это посложнее корриды будет. Я на днях в очередной раз поскандалила в манеже. Человек бьет одну лошадь, вторую, третью… Причем у него нет не только морального права так себя вести, но и техники и интеллекта. Я смотрю на наших спортсменов, и волосы дыбом встают. Они очень гордятся тем, что участвовали в Олимпиаде и стали - вот счастье - пятидесятыми! Кроме того, мы с Сашей почти закончили книгу о традициях отечественного конного дела. Они же огромнейшие. Американская школа выездки, между прочим, была создана тремя русскими белыми офицерами!

- Вы сказали, что у спортсмена нет морального права бить лошадь. А у вас было право убивать быков?

Может быть, генетика виновата: во мне четверть кабардинской крови. Я люблю поединок, люблю охоту. И в то же время совершенно не переношу подлости. На корриде нельзя убивать так, как хочется и когда хочется. Нельзя бить быка в спину. Существует жесткий кодекс чести. И на арене главное не жизнь, а честь и благородство поведения. И потом мне кажется, что убийство быка абсолютно органично, потому что это животное дикое, которое родится ради боя и реализуется только через поединок.

- Как вы думаете, почему идея проведения корриды у нас в стране не прошла?

Тут все проще, чем вы думаете. Думаю, что организаторы застраховали спектакль и сами же его и сорвали, получив по страховке 1 миллион 727 тысяч долларов. Я считаю, что суть вопроса в этом. Та коррида должна была быть бескровной, это шоу, даже, по сути дела, цирк.

- Возможно, коррида действительно не наша забава?

Балет был в Россию привезен. Теннис, футбол… Продолжить? Знаете, я вовсе не смирилась с тем, что меня полили грязью, даже не разобравшись ни в чем. Я всегда считала, что есть Конституция, и все, что ей соответствует, может проводиться. А решать единолично за страну никто не имеет права.

Меня всегда умиляли наши двойные стандарты: мы способны расстраиваться и ходить на демонстрации по поводу корриды - и в то же время лопаем мясо коров и свиней.

Когда мне сорвали спектакль, я связывалась с “зелеными”: “Раз вы так хотели сохранить им жизнь, забирайте коров и быков, которых мы привезли для корриды”. Но они сказали, что тему “проехали”, их это больше не интересует. И потом ведь на содержание животных деньги нужны… В моем восприятии они останутся людьми, которые зарабатывали себе дешевую популярность, и не более того. На наших улицах огромное количество брошенных кошек и собак - такое поле для деятельности! Но это, увы, не приносит славы и упоминания в новостях.

- Как в конечном итоге закончилась жизнь ваших корридных быков?

Писали, что они все в одночасье умерли от гиподинамии в Ярославле. Я считаю, их нарочно отсюда подальше отправили, чтобы журналисты не писали, что животных не кормят, не поят. И в то же время на всех углах кричали, что поединки отменили для того, чтобы спасти быкам жизнь. Но даже сено выбить было невозможно! Да что там говорить, мне предлагали за деньги перебить их по-тихому.

“После шести лет бык мало бегает и долго думает”

- Читала, что тореадор получает за корриду от 20 до 35 тысяч долларов.

Бывает и больше. Это зависит и от уровня тореадора, и от уровня корриды.

- Тренируются сначала на коровах?

На макете, на корове, потом на молодых бычках…

- Самый “сложный” бык в каком возрасте?

На арену допускают быков только до шести лет. Потом он уже мало бегает и долго думает.

- Как часто одного и того же быка можно использовать в корриде?

Бык выходит на арену раз в жизни. Животное, которое уже сражалось или хотя бы видело какую-то часть корриды, сразу бросается в глаза. Такой бык представляет нешуточную опасность для человека. Он слишком много знает. А быки слишком умны, чтобы не использовать свои знания.

- Глядя на вас, не поверишь, что такая хрупкая женщина могла на скотобойне отрабатывать смертельный удар…

Когда начинаешь заниматься корридой, надо хорошо знать анатомию удара. Я не могу разделывать лошадей, у меня на этот счет психологический барьер, а коров или баранов - пожалуйста.

- Сколько за свою карьеру вы убили быков?

Говорят, быкам специально подпиливают рога перед выступлением, чтобы они не могли правильно оценивать расстояние, их увечат…

Это все “зеленые”. Мне, например, рассказывали, что быкам перед корридой мажут вазелином глаза. Бык стоит в станке, когда ему сверху на рога надевают защитные протекторы. И самая распространенная травма людей, которые надевают эти приспособления, - перелом запястья! Как можно подойти к быку и намазать ему глаза вазелином? Еще говорили, что мы бьем их мешком с песком по голове. А вы знаете, что корридный бык может подкинуть на рогах до 5800 килограммов? Они гораздо сильнее, чем обычный скот! Так с каким мешком вы к нему подойдете и что этот мешок будет для него значить? Кроме того, “зеленые” не учитывают, что бык - это хлеб заводчика. И хозяева с ума сходят за своих животных. На корриде присутствуют и представители прессы, и оценщики, которые оценивают не только тореадора, но и быка. Эти баллы обуславливают цену, за которую заводчик потом будет продавать своих животных. Если на турнир не едет хозяин, едет его зоотехник. И уж поверьте, он ни за что не допустит, чтобы с этим быком что-то делали. Это их престиж и их деньги!

- У вас были серьезные травмы?

Однажды ногу пропороли рогом, ребра ломала. Но это ничего страшного. Любой тореадор к таким поворотам готов.

- А вашим лошадям доставалось?

Нет. В корриде в принципе не используются молодые лошади. То есть раньше 9 лет ее на арену никто не выпустит. На подготовку корридного коня уходит несколько лет. “Зеленые” тогда долго искали шрамы на моих лошадях. Однажды до смешного дошло. Я им говорю: “Что вы так смотрите, это тавро, а не шрам!” А они: “Какая жестокость! Как это так - их таврят каленым железом?” Тавро не мы придумали, не нам и менять. По сей день это, между прочим, лучшее средство от угона. У коня же на лбу не написано, как его зовут, и назвать свой домашний адрес в случае кражи он не сможет. Сейчас, кстати, таврят гуманно - под местной анестезией.

А если серьезно, в Испании есть статистика, согласно которой корридная лошадь получает такое же количество травм, как лошадь, которая занимается привычным троеборьем.

- Неужели ни разу у вас на арене не возникало нормального человеческого страха?

Нет. На самом деле тореадоры - люди очень разумные. С шашкой наголо выскочить на быка - это не про нас. В корриде очень важен расчет, знание поведения животных и подготовка. Конечно, риск остается, и может случиться все что угодно. Но человек ведь и без корриды может заболеть, попасть под машину и так далее.

- Как вы и ваши корридные бойцы адаптировались в России?

Нормально. Мне теперь тут даже нравится. Когда я смотрю, что сейчас происходит в Европе, думаю, что жить и воспитывать там детей невозможно. Хотя все закономерно. Когда мы жили в Париже, мы были вынуждены обучать мою дочь Франсуазу в католических школах, потому что только в религиозных школах не было тех, кто сейчас жег Францию. Она у меня там же, в Париже, ходила в обычный городской детский сад, и однажды родители написали петицию с просьбой ввести для детей изучение ислама, потому что их в группах большинство. Моя мама тогда схватилась за голову и сказала, что мы свою девочку оттуда забираем. Это мое субъективное мнение, но те эмигранты, которых я видела во Франции, - это даже не арабы, а помойка арабского мира. Они у себя на родине не смогли никем работать плюс их развратила европейская демократия. В России, конечно, много трудностей, но мне тут спокойнее. А лошади мои так и остались артистами. Им нравится, когда есть музыка, публика… Сейчас, правда, размах не тот, но выступления спортивные бывают, и они радуются. Лошади ведь даже болезнью звездной болеют! Выходят и ждут, когда ими начнут восхищаться. Выделываются перед другими лошадьми, особенно противоположного пола: сами начинают делать пиафе, ходить испанским шагом.

Во дворике дома Артамоновой расположился ее бывалый корридный боец Ипполито. И он лучшее живое подтверждение всему тому, что говорила женщина-тореадор. Ипполит Матвеич, как его зовут по-домашнему, так обрадовался Лиде, что разве что на уши не встал - скакал, вертелся, звал. Конники не дадут соврать, но большая часть наших спортивных лошадей в 26 лет - это трупы, причем уже зарытые и забытые. А этот недавно пытался самовольно прогуляться до клубных кобыл и был очень огорчен, когда его отвели обратно домой. Думается, Лиде он еще пригодится, когда она крикнет свое “торре!” теперешней школе верховой езды и нашему хроническому безденежью.

Единоборство женщины с быком

Сражаться с быком женщинам запрещали только в XX веке. В католической Испании женщины выходили на арену даже двести лет назад. Знаменитая матадорша конца XVIII столетия Пахуэлера сражалась на аренах Мадрида. А коррида 27 января 1839 года вошла в историю как чисто женская тавромахия: все участники - пикадоры, бандерильеро и матадор - были молодыми женщинами.

Звезда арены прошлого века Мартина Гарсиа была посвящена в матадоры в 1948 году. А легендарная Кончита Синтрон, подруга Хэминнуэя, не смогла пройти этот обряд: взлет ее карьеры пришелся на тридцатые - сороковые годы, когда франкистский режим вообще запретил женщинам сражаться. Кончита была из богатой аристократической семьи, и для нее сделали исключение - разрешили быть конным тореадором. Но она все же сходила с лошади и добивала быка в пешем бою - роль матадора была для нее предпочтительней. Никакого официального статуса у нее не было, но ее называли в числе "пяти всадников апофеоза" - лучших конных тореадоров страны. Когда в 1974 году женщинам снова разрешили становиться матадорами, Кончита Синтрон уже не выступала. Сейчас она живет в Португалии, ей за восемьдесят, и она по-прежнему популярна.

За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать - двадцать лет, а учатся с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене - сто тысяч долларов за одно сражение.

Карьера конного тореадора начинается позже - сначала надо стать дрессировщиком, потом подготовить своих лошадей. Мужчины-всадники уходят из большой корриды в шестьдесят, женщины - в сорок лет.

Небольшая поправка:
никто не запрещал женщинам становиться матадорами(такой запрет был наложен Франко, но режима Франко уже нет 30 лет),просто мало кто из испанок хотел бы этому учиться.
кстати "Поговори с ней" Альмодовара, как раз о такой женщине(фильм снят по реальным фактам)

Лидия Артамонова: “В корриде те же правила, которые применялись в дуэли”

В начале сентября московские любители захватывающих зрелищ должны были увидеть выступление необычного матадора - женщины, да еще русской. Лидия Артамонова - знаток и поклонник португальской конной корриды, где быка не убивают. (Но в последний момент коррида была запрещена)

В начале осени в Москву придет коррида. Впервые по нашим мостовым, вздымая пыль, проскачут тавромахические всадники (тавромахия - наука о бое быков, их выращивании, выездке лошадей и тренировке тореро). Пресытившимся кинофорумами москвичам уготовано экзотическое зрелище: они смогут увидеть выступления на арене бесстрашной всадницы, дочери Ареса и Гармонии, как сказали бы древние, Лидии Артамоновой (Артамонт). Это в Испании и Португалии женщина-матадор (по-испански "матадора") привычное явление. Российская же публика и мужчин-матадоров видит лишь по телевизору.

Лидия Артамонова - профессиональный матадор и личность преинтересная, как будто заброшенная в наш век из глубин европейской истории. Она родилась в Москве, здесь же окончила школу и романо-германское отделение филфака МГУ. Выйдя замуж за француза, уехала в Париж, училась на социо-экономическом факультете Парижского католического университета. С детства увлекалась лошадьми, выездкой, затем португальской конной корридой. Защитила магистерскую работу на тему "Социальный фактор в корриде. Конфликт между пешей и конной корридой".

Первая попытка Лидии два года назад организовать русскую корриду закончилась печально. К ней обратились люди, обещавшие устроить в России 15 выступлений, вызвали ее в Москву на подписание договора. Потом выяснилось, что это были обыкновенные бандиты, но они прикрывались фиктивными документами из мэрии. "Я отобрала скот и приехала сюда, не зная особенностей российского бизнеса. В контракте у меня стояла неустойка в 300 тыс. долларов, и поэтому я была спокойна. Но мне объяснили, что стоит подумать о себе и о близких, а не о контракте. Меня это шокировало: быки были зарезервированы, мои французские партнеры потеряли какое-то количество денег". Прекрати она тогда поиски, и о корриде в России долго бы еще не вспомнили. Идею нужно было реабилитировать, и в конце концов надежные партнеры были найдены. 8 сентября неподалеку от спорткомплекса "Олимпийский" москвичи увидят бой быков.

Учитывая психологию российского зрителя, Лидия отвергла испанский и выбрала для показа португальский и провансальский варианты корриды. Они в отличие от испанского обходятся без убийства животного. В провансальском не применяется даже бандерилья (гарпун для уколов) - быка просто вытесняют из зоны его "влияния". "Испанский вариант конной корриды близок к шоу: убить быка, поставить лошадь на дыбы и на колени, - говорит Лидия. - Набор дешевых и лишь на первый взгляд сложных трюков. Здесь мало риска и настоящего искусства. Настоящая конная коррида, в которой действительно требуется высокое искусство наездника, - португальская, но немногие это понимают. Здесь нужна искушенная публика".

Сейчас проект находится в завершающей стадии: уже закуплен скот, построена арена, с артистами заключены контракты. "Поскольку быки взрослые, 4-5-летние, это довольно опасный вариант корриды, - рассказывает Лидия. - Но я все рассчитала, чтобы оградить публику от неприятностей. Арена помещается на трех трейлерах и весит 33 тонны. На такую можно мамонта выпустить. Кроме того, из Португалии приедет лучшая группа фаркадос - пеших усмирителей быков".

На вопрос, может ли в России коррида стать массовым увлечением, Лидия уверенно отвечает: "Может. Коррида - это неповторимое удовольствие. Главное зрелище - это работа лошадей. А тех, кого интересует кровь, бывает не более 15 процентов. Выбирая португальский вариант, мы на них и не рассчитывали".

По словам Лидии, коррида - это еще и путь к возрождению знаменитой латинской школы наездничества. В эпоху мировых войн она была почти повсеместно изжита германской школой упрощенной верховой езды, удобной в военных условиях и необходимой для армейских нужд. Теперь великая латинская традиция через Португалию возвращается и вторично завоевывает Европу. Выступления ее последователей поражают: легкие, как тополиный пух, наездники кажутся танцующими вместе с лошадью в воздухе. Подобные пируэты Лидия демонстрирует на манеже каждое утро.

Общаясь с Лидией, начинаешь понимать, что современный человек находится в абсолютном заблуждении по поводу боя быков. Он, к примеру, свято уверен, что искусство корриды имеет испанское происхождение. Ничего удивительного: даже гордость Испании XX века, философ и писатель Хосе Ортега-и-Гассет, говорил, что у его соотечественников два главных развлечения - коррида и театр. Но возникла коррида все-таки в Португалии, там же сложился и кодекс правил.

Искусство корриды имеет очень древние корни. Оно зародилось в недрах культа Минотавра, который античные историки считали наследием таинственной Атлантиды. Для язычников бык был жертвой, для первых христиан он олицетворял дьявольское начало, затем эти символы слились. Благодаря синтезу традиций в корриде навсегда сохранилось что-то от рыцарского Средневековья и от языческого обряда.

В Португалии коррида издавна считалась привилегией дворян, на ней они оттачивали мастерство, необходимое для войны и для дуэли. И вот в XVII веке во время поединка с быком погибает племянник португальского короля, причем происходит это в момент нанесения быку завершающего удара. Погибли оба - и человек, и животное. После этого убийство быков было запрещено: вступил в силу знаменитый меморандум Кампильо. С тех пор португальская коррида имеет репутацию гуманной и почти бескровной. Это разрушает еще один миф - о том, что в корриде все дело заключается в элементарном (хотя и опасном для матадора) убийстве быка.

Но популярность коррида приобрела именно в Испании. При этом аристократический шарм понемногу тускнел и превращался в обыкновенный азарт, характерный для ипподрома или боксерского ринга. Возбудителями такого ажиотажа служили кровь и смерть на арене. Но, как говорится, грубыми средствами не достичь блаженства. Испанским матадорам трудно приобщиться к "чистому" искусству.

В целом коррида - это чудом сохранившийся осколок той эпохи рыцарства. Правила конной португальской корриды до сих пор строятся на основе рыцарского кодекса чести. Поэтому бык, хоть и незнаком с кодексом, пользуется всеми привилегиями рыцаря, вступившего в поединок с другим рыцарем.

Лидия рассказывает: "Это те же правила, которые применялись в дуэли. Запрещается наносить удар в спину. Нападающий обязан предупредить об атаке. Начиная атаку, быка "зовут": делают жест, означающий, что атака началась, показывают ее траекторию. Еще одно правило: человек в любых условиях, как бы ни складывался поединок, должен защищать прежде всего жизнь лошади, а потом уже свою собственную".

Матадор должен быть справедлив и обладать безупречной репутацией. А что же сам сеньор бык? О, его светлость имеет все данные для того, чтобы стать записным дуэлянтом: ум, хитрость, мужество. Но ему ни за что не позволят выйти на арену хотя бы дважды в жизни. "Это очень опасно для любого матадора. Бык после первого боя слишком много знает. Через полчаса он начинает понимать всю технику боя и помнит ее долгие годы", - объясняет Лидия.

Коррида распространила свое влияние далеко за пределы арены. Лидию всегда интересовали литературные разработки этой темы: "Хемингуэй популяризировал корриду, хотя, на мой взгляд, глубоким знанием ее не располагал. Он имел довольно поверхностные журналистские представления о предмете, но и по ним можно заключить, что корриду он любил. И писал о ней, пожалуй, лучше всех".

А вот миф о корриде из области лингвистики. Борьбу за место под солнцем давно ведут бравый тореро и не менее отважный тореадор. Из этих двоих тореро является настоящим, а тореадорами испанцы в прошлом веке называли пеших французских тореро, подтрунивая над ними. В слове "тореадор" сквозит явный для испанского уха и неразличимый для других оттенок легкого пренебрежения. Но человечество почему-то усвоило именно этот, сомнительный вариант.

Коррида - не только театр, но и разновидность шоу-бизнеса. Однако эта сторона дела не афишируется, суммы гонораров участникам корриды не разглашаются, деньги часто передаются наличными, "под столом". По словам Лидии, страсти здесь подогревает соперничество национальных школ: "В пешей корриде испанцам платят до 100 тысяч долларов за двух побежденных быков. В конной корриде суммы меньше, хотя она считается более престижной, чем пешая, - каждая лошадь стоит 30-40 тысяч долларов". Еще в начале прошедшего века в португальской корриде не брали денег за выступления: считалось, что наездники просто показывают своих лошадей. О времена, о нравы! Теперь для матадоров существует рейтинг (эскалохон), от которого зависит оплата выступления.

Век пешего матадора - 30-40 лет, а конный иногда трудится на арене и до 60. Конец карьере чаще всего кладет не возраст, а элементарный страх. "Вначале, как правило, матадор не боится, - говорит Лидия. - Но с возрастом страх накапливается, и очень важно вовремя сказать себе "стоп". Те, кто вовремя не может остановиться, начинают прибегать к кокаину. Это касается и ассистентов - нередко несостоявшихся матадоров. У меня был хороший ассистент, но когда я узнала, что он нюхает кокаин, рассталась с ним немедленно".

К сожалению, случается, что даже матадоры-профессионалы принимают кокаин. При таком образе жизни их технических навыков хватает ненадолго. "Я знала одного такого матадора. Его карьера длилась всего 4 года. Это был просто конный цирк на арене. Его интересовала только публика, он выдавал максимум дешевого шоу и жестоко относился к лошадям. А плохое отношение к лошадям - это крест на имени матадора в португальской корриде. Ведь от лошади успех поединка зависит на 80 процентов. Это испанцы к лошадям бывают безжалостны и колят им допинги перед выступлениями. Я знаю испанских профессионалов, которые вырабатывают лошадь за 2-3 сезона. Все это только ради денег".

Отношения с экологическими организациями для матадоров и импресарио - болезненная тема. Даже Лидия, пропагандирующая бескровную корриду, подвергается с их стороны обструкции.

"Бескровный вариант очень нравится "зеленым", потому что существование бойцовых быков оправдано только корридой. Не будь корриды, пришлось бы уничтожить большое поголовье животных, поскольку разводить их и опасно, и дорого. Вырываясь на волю, они способны атаковать кого угодно и что угодно. А ведь в одной только Испании 1400 бычьих заводов. Но эта ситуация скорее исключение. Обычно же "зеленые" ничего не хотят слышать. Их не волнует, что состарившуюся лошадь бросают на произвол судьбы, что избиение животных считается нормой. В прошлом году в передаче "Двое" "зеленые" мне заявили, что быков и лошадей мы якобы сдаем на мясокомбинат, и обвиняли меня в том, что я убиваю быков. Такие демарши не требуют никакой ответственности, зато дают дешевую популярность".

Коррида - смесь охоты и балета, дуэльного поединка и античного театра, исполненная, по словам Гарсиа Лорки, божественной геометрии. По азарту она сравнима с тотализатором, по эстетике - с поэзией трубадуров, по накалу страстей и церемониальности - с рыцарским турниром.

Возможность увидеть ее не в жаркой Севилье, а в прохладной и сумрачной Москве отныне не является несбыточной мечтой.

Александр Неверов

Сражаться с быком женщинам запрещали только в 20 веке – пришедшие к власти в 30-х годах испанские фашисты запретили выход женщин на арену, и этот запрет действовал вплоть до 1974 года…

В католической Испании женщины выходили на арену даже двести лет назад. Знаменитая женщина-матадор конца 18 столетия Пахуэлера сражалась на аренах Мадрида. А коррида 27 января 1839 года вошла в историю как чисто женская тавромахия: все участники – и пикадоры, и бандерильеро, и матадор – были молодыми женщинами…

Летом 2006 года фотограф Джина ЛеВей (Gina LeVay) отправилась в Мадрид, чтобы начать работу над своим фотопроектом, рассказывающем о женщинах, связанных с корридой, или, как их называют в латиноамериканских странах, «лас торерас». Джина решила рассказать правду о них, показав жестокость и чувственность, драму и гармонию, которые заложены в танец смерти.

1. Несмотря на то, что в 1974 году женщинам снова разрешили становиться матадорами данный вид спорта не стал традиционным… Возможно потому, что коррида требует полной самоотдачи…

2. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать — двадцать лет, а учатся с десяти.

3. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Конец карьере чаще всего кладет не возраст, а элементарный страх. Выбирается бизнес по спокойнее.

4. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене — сто тысяч долларов за одно сражение.

5. Карьера конного тореадора начинается позже — сначала надо стать дрессировщиком, потом подготовить своих лошадей. Мужчины-всадники уходят из большой корриды в шестьдесят, женщины — в сорок лет.

6. Cамое главное в этом виде спорта– высокая травматичность…За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом.

7. Коррида – опасный спорт, и не всегда победителем здесь выходит человек.

8. Согласно испанской статистике, чаще всего гибнут и получают разнообразные увечья новильеро – молодые тореро, сражающиеся с неопытными бычками-трехлетками.

9. Вторыми в этом списке идут бандерильеро, за ними – пикадоры, и только на четвертом месте по количеству трагедий – матадоры.

10. С 1747 года, когда началась письменная история корриды, погибло более семисот тореро.

11. Во всем мире не больше десятка женщин-матадоров. Единственная русская из них – Лидия Артамонова . Она занимается конной португальской корридой, в которой, в отличие от испанской, быка не убивают, а связывают и уводят.

12. Звезда арены прошлого века Мартина Гарсиа была посвящена в матадоры в 1948 году. А легендарная Кончита Синтрон, подруга Хэминнуэя, не смогла пройти этот обряд: взлет ее карьеры пришелся на тридцатые — сороковые годы, когда франкистский режим вообще запретил женщинам сражаться.

13. Кончита была из богатой аристократической семьи, и для нее сделали исключение – разрешили быть конным тореадором. Но она все же сходила с лошади и добивала быка в пешем бою – роль матадора была для нее предпочтительней. Никакого официального статуса у нее не было, но ее называли в числе “пяти всадников апофеоза” – лучших конных тореадоров страны.

14. Искусство корриды имеет очень древние корни. Оно зародилось в недрах культа Минотавра, который античные историки считали наследием таинственной Атлантиды. Для язычников бык был жертвой, для первых христиан он олицетворял дьявольское начало, затем эти символы слились. Благодаря синтезу традиций в корриде навсегда сохранилось что-то от рыцарского Средневековья и от языческого обряда.

15. В Португалии коррида издавна считалась привилегией дворян, на ней они оттачивали мастерство, необходимое для войны и для дуэли. И вот в XVII веке во время поединка с быком погибает племянник португальского короля, причем происходит это в момент нанесения быку завершающего удара. Погибли оба – и человек, и животное. После этого убийство быков было запрещено: вступил в силу знаменитый меморандум Кампильо. С тех пор португальская коррида имеет репутацию гуманной и почти бескровной. Это разрушает еще один миф – о том, что в корриде все дело заключается в элементарном (хотя и опасном для матадора) убийстве быка.

16. Но популярность коррида приобрела именно в Испании. При этом аристократический шарм понемногу тускнел и превращался в обыкновенный азарт, характерный для ипподрома или боксерского ринга. Возбудителями такого ажиотажа служили кровь и смерть на арене. Но, как говорится, грубыми средствами не достичь блаженства. Испанским матадорам трудно приобщиться к «чистому» искусству.

17. В целом коррида – это чудом сохранившийся осколок той эпохи рыцарства. Правила конной португальской корриды до сих пор строятся на основе рыцарского кодекса чести. Поэтому бык, хоть и незнаком с кодексом, пользуется всеми привилегиями рыцаря, вступившего в поединок с другим рыцарем.

18. Коррида — не только театр, но и разновидность шоу-бизнеса. Однако эта сторона дела не афишируется, суммы гонораров участникам корриды не разглашаются, деньги часто передаются наличными, «под столом»

20. Коррида — смесь охоты и балета, дуэльного поединка и античного театра, исполненная, по словам Гарсиа Лорки, божественной геометрии. По азарту она сравнима с тотализатором, по эстетике — с поэзией трубадуров, по накалу страстей и церемониальности — с рыцарским турниром.

Пылают огнем ланита.
Любовь - это вечный бой.
На лошади Хуанита.
Коррида - ее любовь.

В костюме трахе де люсес.
Она со смертью играет.
Огнем полыхает волос.
Быка красный цвет раздражает.

Меч спрятан под красной мулетой.
Рука ее не дрожит.
"Ну где ты, любимый, где ты?
Навстречу он ей бежит.

Бык тоже с рождения испанец.
Он женщине не покорится.
Танцуют безумный танец.
И сколько сей танец длится?

Рука с мулетой взмывает...
Один всего точный удар.
Два уха вверх поднимает.
К ногам ее бык упал.

Пока Смерть дыхание гасит.
Она шепчет словно молитву:
"Спасибо, Мария де Госин!
Спасибо тебе за корриду!"

Для справки:

Мексика, 1940 год. Восемнадцатилетняя девушка в тёмной широкополой шляпе стоит одна под палящим солнцем. Ветер развевает складки её плаща, но она сохраняет полную неподвижность, ожидая, когда её противник сделает первый ход.

Его зовут Чикланеро, и он не сводит с неё глаз. В десять раз больше её, могучий Bos taurus ibericus появился на свет и был выращен ради этой минуты. Он роет копытом песок и тяжело дышит, поглощённый одним-единственным желанием: убить её. Она приглашает его на бой, который для него будет иметь только один исход. Судьба же девушки не столь очевидна.

Хладнокровие и ловкость юности - её главное оружие. Она смело взмахивает плащом высоко над головой, вызывая восторженный отклик толпы. Но на пике бравады удача изменяет ей: острые рога погружаются глубоко в её плоть, и она теряет сознание.

Она приходит в себя в лазарете арены: её готовят к срочной операции. Оттолкнув врачей, девушка бросается обратно на арену, где Чикланеро ещё втягивает ноздрями запах её крови. Чтобы убить быка, нужен лишь один точный удар. Измученная девушка-тореро вонзает клинок в цель, и когда она наконец падает без сил, в её тонких руках крепко зажаты два отрезанных уха побеждённого зверя.

Позднее Кончита Синтрон будет вспоминать об этом случае так: «На самом деле, я очень обрадовалась, потому что наконец узнала, что это такое – когда тебя поднимают на рога.»

От Франции до Латинской Америки, пешие и конные, в брюках и юбках, на протяжении сотен лет отважные женщины вступали на арену сражаться с быками – и ради этого им приходилось преодолевать препятствия посерьёзнее быков.

В Испании на протяжении веков были женщины-тореро. В 1700-х годах выступала Мария де Госин, бывшая монахиня, оставившая монастырь ради того, чтобы стать тореро. Примерно в это же время Николаса Эскамилья [три ха-ха! Не в её ли честь назвал Мериме персонажа своей «Кармен»?] (больше известная как Пахуэлера, Спичечница) приобрела известность как первая торера, женщина-тореро. Гойя подарил ей бессмертие, запечатлев на своём полотне [«Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене в Сарагосе», 1815 г.], а писатель и священник отец Мартин Сармьенто, современник Пахуэлеры, назвал её «позором благочестивого и милосердного женского пола».

Пахуэлера и другие тореры её времени могли выступать только с согласия местных властей. Только Жозеф Бонапарт, он же Иосиф I Испанский (1768-1844), в 1808 году первым дал своё королевское соизволение на участие женщин в корриде, тем самым открыв путь в XIX век нескольким десяткам женщин-тореро. Хотя многие мужчины считали женскую корриду комедией, она несла в себе ничуть не меньше опасностей, чем мужская, а то и больше: женщины должны были сражаться в угрожающе тесных платьях с оборками, и у них было меньше возможностей практиковать своё мастерство. Только Долорес Санчес, заслуженно прозванная Ла Фрагоса, Скандалистка, осмелилась шокировать публику, появившись на арене в традиционном костюме тореро, трахе де люсес.

Такая относительно свободная эпоха продлилась всего сотню лет. В 1908 и 1911 годах в Испании вышли эдикты, запрещающие женщинам принимать участие в корриде. Многочисленным испанским торерам пришлось оставить выступления или эмигрировать в более терпимую к женщинам Латинскую Америку. А торера Ла Реверте (Мария Саломея Родригес Трипиона) выбрала третий вариант: вообще отказалась от своей принадлежности к женскому полу. [Она успешно выступала и была весьма популярна; после того, как женщинам-тореро запретили выступления, Мария стала утверждать, что на самом деле она не женщина, а мужчина, Августин Родригес. Самое смешное, что это утверждение приняли.]

В 1934 году Хуанита Крус, первая полноправная женщина-матадор, подала петицию правительству новообразованной Испанской Республики, чтобы женщинам разрешили выступать, и добилась успеха. Хуанита выходила на арену до 1936 года, пока не началась гражданская война в Испании. После войны Хуанита эмигрировала в Мексику, так как Франсиско Франко вновь закрыл двери перед торерами.

Хуанита Крус

На протяжении почти всего XX века основной ареной схваток женщин с быками была Латинская Америка. Женщины-тореро приезжали туда из Германии, Соединённых Штатов, Венгрии и даже Китая. Каждая страна рождала своих звёзд, но суперзвездой всей Латинской Америки стала, без сомнения, Кончита Синтрон, уроженка Перу. Современница Хуаниты Крус, Кончита бросила вызов Франко и всей Испании, когда во время своего выступления в Хаэне в 1949 году сошла с лошади и сражалась с быком пешей.

Кончита Синтрон, Золотая Богиня, приветствует публику

Биться с быком пешком или на коне – в этом было основное отличие женщин-тореро XX века. Рехонео, конный бой, является старейшей формой корриды, и он, в отличие от пешей корриды, которую в Испании женщинам несколько раз запрещали, был более открыт для женщин. Именно поэтому рехонеадора Синтрон имела право выступать в Испании в те годы, когда матадоре Крус это было недоступно. Видимо, кое-кто из власть имущих не мог переварить идею женщины, стоящей нос к носу с быком. (Синтрон попала под арест, когда во время корриды в Хаэне нарушила запрет, сойдя с коня.) С другой стороны, неагрессивная женщина верхом на лошади по-испански именуется амазонкой и вызывает восхищение как идеальный образ женственности.

Действительно, несмотря на то, что рехонео ничуть не менее опасен, чем обычная коррида, рехонеадора имеет преимущество в росте, которого нет у матадоры, а небольшой рост часто называют недостатком женщин-тореро. Другая проблема – сила рук: держать на вытянутой руке меч под мулетой [красная ткань на палке, которой тореро дразнит быка] трудно, рука быстро устаёт и начинает дрожать. Но коррида всё же не тот спорт, где требуется мышечная масса. Гибкая матадора сумеет ускользнуть от быка ничуть не хуже, чем матадор.

Все эти аргументы Анжела Эрнандес, испанская новильера [новильеро – начинающий тореро, выступающий против молодых быков], представила верховному суду Испании во время своей трёхлетней тяжбы с ними. Результатом судебного процесса стала отмена в 1974 году запрета на выступления женщин-матадоров и создание легального прецедента, позволявшего испанским женщинам выбирать себе любую карьеру по своему вкусу. Двери открылись вновь.

Сегодня женщины-тореро пользуются теми же правами на арене, что и мужчины, но путь к карьере матадоры по-прежнему вымощен шовинизмом. Кристине Санчес как-то раз пришлось биться со всеми быками на арене в одиночку, потому что мужчины не желали сражаться на одном поле с ней. А усилия Анжелы Эрнандес получили одобрение лишь от некоторых тореадоров, остальные же отказывались выступать с ней вместе.

Кристина Санчес, известная испанская матадора

Первая ступень в карьере матадоры – практика в качестве бесерристы, которая сражается с годовалыми бычками, бесеррос. Успех на этой ступени ведёт к позиции новильеры, где противниками становятся новильос, двух- и трёхлетние быки. Следующая цель – ключевая церемония под названием альтернатива, когда полноправный матадор даёт новильере возможность сразиться с одним из его быков в назначенном на этот день сражении. Этот матадор будет считаться падрино новильеры, её крёстным. Пока что был только один случай, когда женщина-матадор дала другой девушке возможность получить статус матадоры в своей альтернативе: в 1997 году в испанском городе Касерес Кристина Санчес стала мадриной (крёстной) для Марии Пас Вега, молодой тореры, которая выступает и по сей день. Вега стала первой женщиной, принявшей альтернативу в Испании, и первой женщиной, которую посвятила в матадоры другая женщина.

Хотя коррида пользуется популярностью во Франции, Португалии и Латинской Америке, Меккой этого вида спорта остаётся Испания. Мадридская Лас-Вентас – наиболее престижная арена, и пока что ни одна женщина не принимала там альтернативу. Большинство женщин-тореро принимают альтернативу в Мехико; Кристина Санчес стала первой, кто сделал это в Европе, 25 мая 1996 года в Ниме, Франция.

В последние годы женщины-тореадоры стали более сплочённы. В 2003 году на арену в Мехико вышли одновременно три женщины: мексиканские новиллеры Хильда Тенорио и Марбелла Ромеро и их испанская коллега Ракель Санчес. В 1991 году альтернативу французской рохеадоры Марии Сара почтила своим присутствием Кончита Синтрон. В 2005 году Мария Пас Вега выступала в качестве матадоры на почётной арене Лас-Вентас, подтверждая свой статус, данный ей Кристиной Санчес в 1997 году.

Хотя коррида остаётся по большей части мужским занятием, женщин-тореадоров становится всё больше, и они приобретают популярность. Вышедший в 2002 году на экраны и имевший международный успех фильм «Hable con ella» ("Поговори с ней") знаменитого Педро Альмодовара рассказывает историю красивой и сильной женщины-матадора, которую бык поднял на рога во время особенно смелого хода, известного под названием larga cambiada a porta gayola, когда матадор, раскинув руки, становится на одно колено перед воротами, откуда выпускают быка, прямо перед тем, как их открывают. Прототипом героини могла бы стать любая из отважных женщин, выступающих в наши дни на аренах.

Женщины-тореадоры побороли законы, запрещавшие им выступать, стеснявшую их одежду и мужчин, отказывавшихся делить с ними поле. И ныне они продолжают выходить на арену, завораживая зрителей и побеждая быков с искусством и элегантностью.

Источник - сайт Women Of Action, "Fearless Women of the Ring"