Каким видом спорта может заниматься православный человек. Православная церковь и йога. Что может дать спорт православному христианину

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт - это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт - это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX-XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому - всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту - Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое - это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе - это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество - умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни - умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле - это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, - все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

- «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны - спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования, если нет - лучше воздержись

Спорт в древнем мире и спорт сейчас - разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь - от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры - то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет - то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела - храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях - но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения .

В олимпийской сборной России есть свой духовник - Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия - вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями - дело грешное во всех отношениях.
Сегодняшняя тема - «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

Православная церковь о спорте
Для начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности - как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».

Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20).
Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» - не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.

И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

Святые отцы о спорте
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы.
Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».

Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, - писал священник Георгий Рябых. - Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими - нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей.
Мода на фитнес и бодибилдинг - целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…

Профессиональные бойцы и Православие
В тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример - Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!».

Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг» - признавался Федор.

Друга сторона медали - профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.

Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною
И тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.

Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены - живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение - это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада - последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год - обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.

Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".

Тренируй тело, береги душу!

В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.

На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с

порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.

В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными γ νοι , что буквально переводится соревнования . Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis . В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение γ νοι и spectaculis , разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…

Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не

должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».

Осуждая языческую сущность γ νοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание γ νοι и spectaculis . Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Пономарев Филипп

Богослов.Ru

На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.

Фотограф Дмитрий Адоньев.

Тренируй тело, береги душу!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом - это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело - это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Занятия спортом

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело - это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

Важно! Совершенно неправильно полностью отсекать любую заботу о теле, нужно просто выстроить правильную иерархию ценностей и целей в жизни.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель - спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт - не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг - спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом - тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность - укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

С чего начать здоровый образ жизни

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями . В первую очередь, это йога , различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей - это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения - лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Семейные виды спорта

Выбор того или иного направления - дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать - это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни , согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост - необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Питание спортсменов в пост

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

О питании во время поста:

  • Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы - нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм , у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться - в храм или на тренировку - христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

С одной стороны, занятия спортом делают человека здоровым, сильным и выносливым, с другой -- спортивные успехи развивают честолюбие. Стоит ли православным приходам поддерживать спортивные инициативы своих прихожан? Ответы искал корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.

Отец не благословил
До конца сезона Ивану оставалось сыграть в составе футбольного клуба «Крылья Советов» три матча, когда у него состоялся серьезный разговор с отцом. Ивану исполнилось восемнадцать, ему начали поступать предложения профессиональных футбольных клубов, сулившие спортивную карьеру. Отец, священник Рязанской епархии, настаивал на том, чтобы Иван ушел из профессионального спорта. Батюшка считал, что посвящать жизнь спорту неразумно, стремление к спортивным достижениям развивает в человеке азарт, тщеславие, уводит от веры, а травмы отнимают здоровье. Иван долго не мог смириться с отцовским решением. «Доиграю три матча, а потом… может, отец и передумает», -- решил он. Но в первой же игре во время атаки на ворота противника Ивана буквально снесли с ног. Встать с газона он уже не смог.
В больнице ему объяснили, что порваны связки и об игре в футбол придется забыть навсегда. «Лежа на больничной койке, я думал: что я делаю? зачем мне это надо? -- рассказывает Иван. -- До сих пор единственной мечтой моей жизни был футбол. Ни на что другое не оставалось времени. И вот все рухнуло. Выходит, отец был прав?» Ивану повезло: первоначальный диагноз оказался ошибочным. Здоровье вернулось, но с большим спортом он расстался. В сентябре юноша уходит в армию, надеется попасть в ВДВ: оказывается, можно заранее приехать в часть, пройти тестирование на пригодность и получить в военкомате направление именно туда. А пока тренирует подростковую сборную по мини-футболу московского Свято-Димитриевского храма. А также играет за храм в футбольном турнире среди воскресных и духовных школ на Кубок Димитрия Донского.


Спорт доступен каждому - мужчинам и женщинам, детям и взрослым, больным и здоровым. Важно найти свою меру

Волейбольная сетка на стене Лавры
«Семинаристы играют в футбол или волейбол (сетку натягиваем между семинарским корпусом и крепостной стеной) регулярно, -- говорит учащийся экстерната МДАиС Антон Глозман. -- В Лавре сегодня около 500 семинаристов, из них примерно 50 человек -- активно играющих в футбол. Давно замечено, что хорошая физическая форма благотворно влияет на умственную деятельность. Перед поступлением в МДАиС я окончил Бауманский университет, объем преподаваемых знаний там тоже достаточно высок, но в учебной программе обязательно есть уроки физкультуры Поиграл в футбол, хорошо выспался -- голова соображает лучше. Примерно половина семинаристов -- молодые люди 18-20 лет. Им необходимо куда-то сбрасывать энергию».
Год назад владыка ректор уже благословил создание футбольной команды МДАиС, так что с благословением на участие сборной МДАиС в турнире на Кубок Димитрия Донского проблем не было. «К слову, это были первые соревнования, где мы смогли помериться силами с достойными противниками», -- добавляет Антон.

Без мата и обид
Турнир по мини-футболу среди воскресных и духовных школ проводится уже второй раз. В этом году в соревнованиях, организованных Андреевским благочинием Москвы, участвовало восемь команд (в том числе команды МДАиС, ПСТГУ, Перервинской и Сретенской семинарий и три приходские). Победителем стала команда храма свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе -- «Витязь».
«Если вы начинаете заниматься на приходе спортом с молодежью, у вас увеличивается приток прихожан», -- говорит член комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете Москвы священник Андрей Алексеев. Несколько лет назад приход св. вмч. Параскевы Пятницы в Качалове, где служит о. Андрей, сумел организовать стихийное желание юных прихожан играть в футбол. Сначала была игра между воспитанниками старших групп воскресной школы на заснеженном поле. Энтузиазм мальчишек был так велик, что они сами его и расчистили. Потом с одной из окрестных школ удалось договориться насчет спортзала для тренировок. А поскольку в школе тоже была своя футбольная команда, то сыграли и с ними. Узнав об этом, желание играть в футбол изъявили несколько воскресных школ и центров военно-патриотической работы Андреевского благочиния. В итоге по благословению благочинного о. Анатолия Кожи появилась спортивная лига воскресных школ во имя св. блгв. Димитрия Донского.
Сегодня только в Андреевском благочинии десять футбольных команд. Регулярно проводятся внутренние соревнования. «На них ребята учатся достойному отношению друг к другу, -- говорит о. Андрей Алексеев. -- Учатся обуздывать свои эмоции, работать над собой. А в конце матча подводим итоги: почему ты толкнул соперника? А как твой соперник отнесся к этому? А вот ты пришел к нам в первый раз: почему ты считаешь, что вправе ругаться матом? Да, есть железная чаша -- победный Кубок, которую ты можешь выиграть, но каков ты сам, получивший ее? И победа ли это, если ты завоевал ее, но вел себя недостойным образом?»
В команды принимают не только воцерковленных. «На матчи их участники приглашают своих друзей, пока еще далеких от православной жизни. Двери у нас открыты для всех, -- продолжает о. Андрей. -- Но при этом есть свои правила и принципы. Например, соревнования начинаются с молебна. На матче обязательно присутствие священника. Если кто-то из болельщиков непристойно ведет себя, например ругается, кричит, оскорбляя достоинство соперников, ему напоминают, что здесь это не принято».
Бывает, о. Андрей сам проводит тренировки. «Это повод для живого, неформального общения с ребятами. В это время они могут выяснить все волнующие их вопросы -- о Боге, о семье, об отношении к ближнему, об Отечестве. На последней тренировке я рассказывал мальчишкам, которые совсем недавно пришли в нашу команду, что такое исповедь. Потом они мне помогли отнести инвентарь в храм, наша беседа продолжилась. Понимаете, священник приходит на тренировку не для того, чтобы погонять мяч, а чтобы быть рядом с ребятами». Результаты такого общения не заставляют себя ждать. Кто-то из мальчиков вскоре приходит креститься, а кто-то на исповедь. Когда спортсмены из «Восхода» решили на день Святой Троицы всей командой исповедаться и причаститься, их подержали и те, кто бывает в храме только от случая к случаю. О. Андрей не исключает, что скоро в Москве появится спортивная лига, объединяющая воскресные школы всего города.



На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты», который состоялся 19 ноября 2006 года во Дворце Спорта «Динамо», участники состязались во всех видах спорта - от шахмат до восточных единоборств

Батюшка в кимоно
Но не только футболом занимаются на приходах. Например, в Екатеринбурге при храме Вознесения Господня уже несколько лет существует молодежный клуб «Вознесение». По словам алтарника Вознесенского прихода Алексея Кирилова, спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, коньки, тяжелая атлетика, водный туризм) посещают примерно 30 человек. Чтобы записаться в секцию, необязательно быть прихожанином: «через спорт мирская молодежь начинает воцерковляться». Молодежь здесь понимают широко -- спортсменам от 18 до 40 лет, из них около 40 процентов -- женщины. Девушки занимаются всеми видами спорта, за исключением тяжелой атлетики. Неудивительно, что на Вознесенском приходе молодые православные люди находят себе пару и заключают браки. «В городе шутят, что у наш клуб создан специально для этого», -- смеется Алексей. Все занятия, даже в тренажерном зале, бесплатные. Дело в том, что среди прихожан екатеринбургских храмов есть и владельцы тренажерных залов.
А в Курчатовском районе Курской области настоятель Богоявленского храма села Быки о. Сергий Пашков преподает детям уроки дзюдо (батюшка -- мастер спорта). В соседнем селе Макаровка, где он живет, юных дзюдоистов уже около 30 человек. По четвергам после тренировки о. Сергий беседует с ребятами о вере и православной культуре. У самого о. Сергия четверо детей, все тоже занимаются дзюдо. По подсчетам батюшки, примерно треть юных спортсменов стали время от времени исповедоваться и причащаться, хотя раньше были далеки от Церкви. «Я никогда не навязываю веры. Может быть, мои беседы не сразу принесут плоды, а через десять-двадцать лет ребята уже сознательно придут в храм. В этом я надеюсь на милость Божию».
Казалось бы, облаченный в кимоно батюшка может подорвать свой авторитет, разрушая привычный образ священника. Но видя, что в селе нашелся хоть один человек, который безвозмездно занимается с детьми, не знающими, куда девать свободное время, сельчане прониклись к о. Сергию доверием. Добрая слава -- священник неравнодушен к детям -- увеличила число прихожан.
«Если из спорта исключить гордыню и стремиться к первенству для того, чтобы научиться защищать своих близких и свой дом, почему бы не заниматься спортом? -- размышляет о. Сергий. -- Сам я всегда ходил по улице спокойно, хоть и не был олимпийским чемпионом. Но смотрю на некоторых мужчин -- они собственной тени боятся! Плохо это, ведь в Откровении сказано -- Царство Божие не есть удел боязливых».

Приходская качалка
«Девушка, осторожней, сигареткой не обожгитесь!» -- смеется Владимир Сергеевич вслед курящей барышне. «Не могу спокойно смотреть, как молодежь гробит свое здоровье, особенно если девчонки и женщины дымят», -- переживает тренер секции тяжелой атлетики Свято-Димитриевского храма (Москва). Ему 67 лет, в спорте с 16, 20 лет проработал в цирке: демонстрировал акробатические номера. Болезнь позвоночника уложила в постель. Однажды приснился ему сон из детства. Будто стоит он на площади посреди села, куда весной из амбара выносили двухпудовую гирю, и все, кто хотел, поднимали ее. В 16 лет двумя руками Владимир поднимал гирю 15 раз. Проснулся с одной мыслью -- вот как можно восстановить здоровье. Начал тренироваться. Сначала подползал и вставал по стенке. Укреплял спину разными упражнениями. Потом купил гантельки по 2 килограмма, потом штангу на 80 килограммов, потом -- на 132. По телевизору призывали заниматься с молодежью. Этому он и решил посвятить свою жизнь. Обошел все инстанции, просил зал для бесплатных занятий с детьми. Ничего не добился. Однажды пригласил священника пособоровать своего пожилого тестя. Священник, о. Александр Ковтун из храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, увидел гири, гантели и предложил Владимиру Сергеевичу заниматься физкультурой в воскресной школе с ребятишками.
С помощью прихожан нашли зальчик. Занимался там Владимир Сергеевич не только с «мелкотой», подтянулись и приходские подростки. В секцию тяжелой атлетики пришли даже бабушки! Самой старшей был 81 год. Они тоже гантели поднимали, только легкие, по силам. А другая, 60-летняя, -- 25 раз и левой и правой рукой поднимала аж 8 килограммов, а лежа отжимала штангу 35 килограммов. Конечно, под бдительным присмотром тренера. Так продолжалось больше трех лет, пока помещение не отобрали под коммерческие цели.
Но долго без общественной работы дедушке-«качку» сидеть не пришлось. Вскоре он познакомился с диаконом Свято-Димитриевского храма Иваном Захаровым. Молодой диакон, курирующий спортивную работу при храме (футбол, водный, горный и велотуризм), предложил тренеру заниматься с молодежью. За некоторое время до этого группа инициативных прихожан стала приносить в подвал, переделанный под небольшой спортзал, гири и штанги, покупать вскладчину спортивные тренажеры. Сейчас тяжелой атлетикой при Свято-Димитриевском храме занимаются 12 человек. Возраст -- от 14 до 26 лет. Для каждого Владимир Сергеевич подобрал индивидуальную программу. И учит не только гирю тягать, но защищать слабых, всем помогать, не реагировать на личные оскорбления. «Разовьется ли у человека гордыня оттого, что у него крепкие мышцы, зависит от тренера. Я учу ребят другому -- постоять за себя и уметь защитить своих близких».


Приходской хоккей в храме св.блж.Ксении Петербуржской (РПЦз) в г.Канате (Канада)


Тяжело в ученье, легко в бою
«Физкультура может быть хорошим подспорьем для приведения современных молодых людей в состояние, когда они смогут вообще над чем-то задуматься. А то у них глаза в разные стороны бегают, собраться в одну точку не могут. У них потерян волевой компонент. Но духовная жизнь без этого компонента невозможна», -- считает настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области протоиерей Роман Братчик. Значит ли это, что священники могут заниматься спортом только из «педагогических» соображений? Оказывается, нет. «Я много жил в деревне. Там за день так намашешься, напрыгаешься, что только бы до дому дойти. И настоящему монаху, если он делает столько поясных поклонов, сколько положено, спорт не нужен. А в большом городе мы почти не двигаемся, и здесь без физкультуры нельзя. Поэтому летом я много плаваю, зимой хожу на лыжах километров по восемь-десять. И в тренажерном зале занимаюсь. Поддерживаю форму. А как без этого? Смотрю на многих своих сверстников (мне 47) -- инвалиды, все время заняты лечением», -- говорит клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва) священник Григорий Ковалев.
Многие батюшки с удовольствием вспоминают, как занимались спортом в молодые годы: «Я заканчивал в Москве 57-ю математическую школу, -- говорит протоиерей Андрей Воронин, настоятель храма Преображения Господня в городе Нерехта Костромской области. -- Когда поступили, нас собрал учитель физкультуры и сказал: «Думаете, вы сюда математикой пришли заниматься? Нет, здесь главный предмет -- физкультура. Когда вы это поймете, сможете заниматься математикой». И был прав. Мы выигрывали международные математические олимпиады, но без спорта никто из нас не выдержал бы в той школе учебных нагрузок». Священник Михаил Резин, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области: «Регулярно я спортом не занимаюсь, хотя понимаю, что для здоровья это нужно. Когда-то занимался борьбой, боксом, много ездил на велосипеде, ходил в пешие походы высоких категорий сложности. Надо содержать тело в нормальном состоянии, это же храм души». Однако у батюшек, конечно, времени на спорт обычно нет. «Можно сказать, что занимаюсь автоспортом, -- смеется священник Алексий Кульберг, настоятель храма Рождества Богородицы в селе Великое Ярославской области. Поскольку я служу в одной епархии, а семья живет в другой, мне приходится два раза в неделю преодолевать расстояние в триста километров -- настоящее ралли. А по поводу спорта... “Тяжело в учении -- легко в бою”. Спорт -- это учение, подготовка к чему-то. А священническое служение -- это уже бой».



К сожалению, пока большинство приходских секций - для мужчин. Сестры Свято-Димитриевского училища сестер милосердия в ожидании, пока дойдет очередь и до них, гоняют мяч на перемене