Обычай устраивать гладиаторские бои егэ. Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.

2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.

3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.

4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.

5) Битвы гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков и изначально сопровождали лишь погребение знатных лиц, но с течением времени такие бои стали просто развлечением для публики.


(1)Обычай устра­и­вать гладиаторские бои, ко­то­рые представляли собой смер­тель­ные поединки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных школах военнопленными, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми - гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis - «меч»), рим­ля­не заимствовали у этрусков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знатной особы, имели глу­бо­кое религиозное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись высшей честью, ко­то­рую могли воз­дать предку бла­го­род­ные наследники. (2)Пер­вые римские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния действительно были по­мин­ки знатного рим­ля­ни­на Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гладиаторские сражения, участ­ни­ка­ми которых ста­но­ви­лись несколько сотен бойцов, пол­но­стью утратили свой ре­ли­ги­оз­ный контекст и стали из­люб­лен­ным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние широкой публики.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте сказано, что к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения полностью утратили свой религиозный контекст, а не трансформировались в масштабный религиозный обряд, как утверждает данное предложение.

Предложение 3) содержит неполную информацию: не сказано, откуда пришли в Рим гладиаторские бои, какие функции они выполняли.

Предложение 4) содержит неполную информацию: предложение ограничивается сообщением о том, при каких обстоятельствах проводились схватки рабов у этрусков, и ни слова не говорится о том, что эти схватки были заимствованы римлянами и у последних постепенно превратились в развлечение, утратив свой религиозный смысл.

Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).

Ответ: 25|52.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей

Правило: Определение главной информации текста. Задание 1

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но- другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые- деепричастными оборотами и т.п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

На одной стене в Помпеях можно прочитать слова: «Целадус Фракиец – герой девушек, заставляющий биться сердца». Эти слова, дошедшие до нас через столетия, – немые свидетели того очарования, что до сих пор приковывает наше воображение. Послеполуденное солнце освещает арену амфитеатра, на которой сражается фракиец Целадус и другие гладиаторы. Они сражаются не с грозными легионерами и не с варварскими ордами. Они убивают друг друга для удовольствия публики.

В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы Древнего Рима позволяли им участвовать в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Но не все гладиаторы были рабами или преступниками. Среди них встречались и добровольцы, желавшие рисковать своей жизнью ради острых ощущений или славы. Их имена писали на стенах, о них вели разговоры почтенные граждане. В течение почти 600 лет арена была одним из популярнейших развлечений римского мира. Почти никто не выступал против этого зрелища. Все, от цезаря до последнего плебея, желали видеть кровопролитие.

Распространена мысль о том, что гладиаторские поединки были вызваны этрусскими похоронными ритуалами. Тем не менее известно, что на похоронах Брута Пера в 264 году до н.э. прошли три поединка гладиаторов. Это случай зафиксирован греко-сирийским историком Николаем из Дамаска, жившим в период императора Августа. В течение ста последующих лет обычай устраивать на похоронах сражения между рабами распространился. В 174 г. до н.э. Тит Фламинин провел мунеру – трехдневные бои, в ходе которых состоялись поединки 74 гладиаторов.

Мунеру старались проводить в декабре, одновременно с сатурналиями. Как известно, Сатурн был божеством, «отвечавшим» за самопожертвование. При этом мунеры были не просто номером в программе поминок. Практиковались также бои с животными – венационы. Различные дикие звери, доставленные со всех концов империи, умерщвлялись специально подготовленными бойцами – венаторами. Венация служила символом подчинения диких животных римской властью. Бои с участием львов, тигров и других опасных хищников показывали, что власть Рима охватывает не только людей, но и животных. Любая культура, не входящая в состав Рима, объявлялась варварской, единственное предназначение которой было ждать, пока ее не покорит Рим.

По мере того, как все больше и больше состоятельных людей убеждалось с то, что гладиаторские бои служат отличным способом увековечить память покойного, они все чаще и чаще включали в завещание требование провести такой бой на своих поминках. Вскоре простой бой нескольких пар гладиаторов приелся публике. Чтобы поразить впечатление людей, приходилось устраивать грандиозные зрелища по числу бойцов или по способу боя. Постепенно мунера стала более зрелищной и дорогостоящей. Бойцов стали оснащать доспехами, при этом доспехи по стилю часто копировали стиль какого-либо из покоренных Римом народов. Таким образом, мунера стала демонстрацией могущества Рима.

Со временем мунера настолько вошла в обычай, что человек, не завещавший устроить после своей смерти сражение, рисковал опорочить свое имя после смерти как скряга. Многие устраивали игры в честь своих покойных предков. Публика ожидала очередного боя после смерти кого-либо из состоятельных граждан. Светоний описывал случай, что в Полленции (современный Полленцо, недалеко от Турина) публика не давала похоронить одного бывшего центуриона, пока наследники не организовали сражение. Причем это был не простой беспорядок в городе, а самый настоящий мятеж, заставивший Тиберия ввести в город войска. Один покойник в своем завещании приказал устроить бой между своими бывшими гомосексуальными любовниками. Поскольку все любовники были молодыми мальчиками, было решено аннулировать это пункт завещания. Мунера в конечном счете превратилась в настоящие гладиаторские бои, обычно проводившиеся на специально построенных аренах. Первые арены строились в виде амфитеатров вокруг Форума Романума. Трибуны были деревянные, а сама арена засыпана песком. Песок на латыни будет гарена, отсюда и пошло название всего сооружения.

Построенный Флавием амфитеатр, получивший известность как Колизей, был первой каменной постройкой подобного рода. Пол арены сначала был песчаный, но затем его перестроили, организовав под ним сеть подземных ходов – гипогеев. В ходах располагались различные механические приспособления, облегчавшие быструю смену декораций на арене. С помощью этих ходов на сцену также выпускались звери и гладиаторы.

Войдя в амфитеатр, зрители могли приобрести различны сувениры. В качестве входных билетов служили костяные или глиняные пластинки-тессеры. Тессеры распространялись бесплатно за несколько недель до начала боев. Рассаживали публику по местам особые служители – локарии.

Для состоятельных граждан имелись сидячие трибуны. Для плебса имелись стоячие трибуны. В Колизее имелась и галерка, где собирались самые бедные зрители. Занять надлежащее своему статусу место было делом чести.

В туннелях, ведущих на трибуны, хозяйничали различные «предприниматели» от торговцев съестным до проституток. По мере продвижения программы возбуждение публики росло. Классические писатели описывают рев возбужденной толпы как «рев шторма». Среди зрителей на трибунах также толклись торговцы, предлагавшие еду, флаги и списки гладиаторов. По этим спискам заключались пари. Овидий говорит, что попросить почитать программку у соседки считалось благовидным предлогом для знакомства с девушкой. Впрочем, при Августе для женщин выделили отдельные места. Передние ряды занимали сенаторы, солдаты, женатые мужчины, а также ученики с учителями. Женщин отсадили на верхние ряды.

Форма амфитеатра отражала тепло внутрь и звук наружу. Любой звук, изданный гладиатором, отчетливо слышался на трибунах, даже на самых верхних рядах. Отсюда возникало правило, что гладиаторы не должны издавать лишних криков и молчать даже в случае ранения. Даже на самых плохих местах зрители отлично видели арену.

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Часто они сами были бывшими гладиаторами. Социальный статус ланист был низкий, их презирали за то, что они делают деньги на смерти других людей, сами оставаясь в полной безопасности. Если гладиаторов сравнивали с проститутками, то ланистов можно сравнить с сутенерами. Чтобы придать себе немного респектабельности, ланисты называли себя «негоциатор фамилие гладиаторе», что на современный язык можно перевести как «коммерческий директор гладиаторской труппы». Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave Ceasar, morituri te salutant! – Идущие на смерь приветствуют тебя, Цезарь! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали плетьми.

Младшие гладиаторы вступали в бой парами, определенными по жребию. Публике демонстрировалось оружие гладиаторов, чтобы убедить всех в том, что оно боевое. Определившиеся пары расходились по арене под звуки труб и начинался бой. На арене кроме бойцов присутствовали доктора, которые отдавали команды бойцам, руководя ходом боев. Кроме того, наготове стояли рабы с плетками и палками, призванные «подбодрить» того из гладиаторов, кто почему-то отказывался сражаться в полную силу. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

Если какой-либо из гладиаторов получал тяжелую рану и не мог продолжать поединок, он поднимал руку, показывая капитуляцию. С этого момента его судьба зависела от мнения зрителей. Побежденного могли пощадить как достойного бойца, а могли обречь на смерть как труса и неумеху. До последнего времени считалось, что зрители высказывали свое отношение к побежденному с помощью большого пальца. Если палец направлен вверх – пощадить, если вниз – добить. Последние исследования показали, что все обстояло с точностью наоборот. Поднятый вверх палец означал «насади его на клинок», а опущенный – «оружие в землю». Учитывая тот факт, что первыми выступали не слишком умелые гладиаторы, судьба побежденных была предрешена. Трупы гладиаторов убирали с арены с помощью колесных тележек. Рабы снимали с убитых доспехи. У этих рабов был свой небольшой неофициальный «бизнес». Они собирали кровь убитых гладиаторов и продавали ее эпилептикам, как лучшее средство от их болезни. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

В зрелищных боях, когда люди дрались с зверями, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

Гладиаторы находились на самой нижней ступени социальной лестницы, а после восстания Спартака отношение к гладиаторам стало особенно настороженным. Солдаты и охранники следили за гладиаторами, пресекая попытки неповиновения или самоубийства. Военнопленные, отправленные в гладиаторскую школу, носили рабские ошейники и кандалы, сковывавшие движения. Добровольцы в отличие от рабов цепей не носили. Свободные люди, в отличие от рабов, угрозу обществу не представляли. Вольноотпущенные рабы по своему статусу приближались к свободным гражданам. Петроний Арбитр в своем «Сатириконе» превозносит добродетели путешествующей группы гладиаторов, говоря: «Трехдневное представление – лучшее, что когда-либо я видел. Это были не простые рубаки, а в большинстве своем свободные люди».

Иногда на арену попадали и отпрыски благородных семейств. Петроний Арбитр упоминает женщину из сенаторской семьи, которая стала женщиной-гладиатором. Лукиан Самосатский, ненавидевший гладиаторские бои, рассказывает о Сисинние – мужчине, который решил вступить в гладиаторы, чтобы выиграть 10 000 драхм и заплатить выкуп за своего друга.

Некоторые люди шли в гладиаторы из желания получить острые ощущения. На эту приманку клевали даже императоры. Император Коммод (180-192 гг. н.э.) был любителем гладиаторских боев еще с детства. Это дало возможность политически противникам его отца – Марка Аврелия – говорить, что жена императора прижила юного наследника от гладиатора. Так или иначе, Коммод почти все свое время проводил с гладиаторами. Став взрослым, он стал участвовать в боях в качестве секутора. К моменту своей гибели Коммод сумел выиграть более 700 поединков, но современник Коммода Виктор отмечает, что противники императора были вооружены свинцовым оружием.

Основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Хаотический звон металла навевал тоску на зрителей, поэтому инструкторы обучали гладиаторов вести бой не только эффектно, но и эффективно. В римской армии было принято, чтобы новички упражнялись на деревянных столбах-палюсах высотой 1,7 м. В гладиаторских школах предпочитали использовать набитые соломой чучела, которые давали более наглядное представление о противнике. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с публикой, были жесты. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, он должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на арену, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов было модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные были жертвами гладиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине.

Побить этот рекорд удалось только вышеуказанному императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча - рудиса - в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками гладиаторских зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит Флавий на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину арены и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Обычай устраивать гладиаторские бои, которые представляли собой смертельные поединки между обученными в специальных школах военнопленными, рабами и жаждущими славы добровольцами гладиаторами (от лат. gladius «меч»), римляне заимствовали у этрусков, для которых бои рабов, проводившиеся при погребении знатной особы, имели глубокое религиозное обоснование и являлись высшей честью, которую могли воздать предку благородные наследники. (2)Первые римские гладиаторские бои были проведены в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме, и поводом для их проведения действительно были поминки знатного римлянина Децима Юния Брута Перы. (3) уже к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения, участниками которых становились несколько сотен бойцов, полностью утратили свой религиозный контекст и стали излюбленным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью которой было увеселение широкой публики.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.
2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.
3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.
4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово (сочетание слов).
1) в результате 2) вероятно, 3) иногда 4) однако

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено а первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
1. Вооружённое столкновение воюющих сторон; битва. Наступательные бои. Воздушный, танковый бой. 2. Состязание, поединок. Финальный бой боксёров. Кулачный бой3. Борьба, действия, направленные на достижение или искоренение чего-л. Бой за правое дело, за справедливость. Начать бой с разгильдяйством. Объявить бой бесхозяйственности.4. Звуки, производимые дробными ударами чего-л. Барабанный бой. Бой курантов. Часы с боем5.Бурный обмен мнениями, ожесточённый спор; скандал, ссора. Словесный, литературный бой. Выдержать бой по поводу нового проекта. Вступить в бой со своими оппонентами.
6. Осколки чего-л. разбитого или раздробленного (стекло, кирпич, керамика и т.п.). Кирпичный, стеклянный бой.
4 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) аэропОрты 2) Отрочество 3) пОнявший 4) накренИт

5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

6 В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИХ сторон СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками
нет ВИШЕН БОЛЕЕ ТОЧНЕЕ

7 Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
А. Благодаря трудов Тита Ливия учёные Нового времени имеют возможность глубже понять историю Древнего Рима.
1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б. Нина Георгиевна уже протянула к запечатанному письму было руку, которое инспектор забыл на столе, однако передумала.
2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. У стола стоял тот самый кожаный портфель, сделанный из кожи и который мы видели утром в руках у референта.
3. Неправильное построение предложения с несогласованным приложением

Г. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерике» описывается один из эпизодов Кавказской войны.
4. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. Путешествуя по предгорьям Анд,у нас не раз возникало желание заглянуть на кофейные плантации и попробовать знаменитый южноамериканский кофе.
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6. Неправильное построение предложения с причастным оборотом

7. Ошибка в построении предложения с однородными членами

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
взб...дриться, бтонный, блстательный.
растрать, прорсли,

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...следовать, прстанище,
в...громоздиться, не.. .доровится,
преставление, о...деление,
вз... грать, мед... нститут,
пр...образование, првнести

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
дол... вой рассчитвать
прицел...ваться разведвать
милост...во

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
побор.. .шь, погон...шься,
посе.. .нный, возлож.. .шь,
недвиж.. .мый

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Партнёры предложили новый контракт на крайне (не) выгодных условиях.
После (не) продолжительного обсуждения нам удалось достигнуть компромисса.
Японские карты этого побережья были (не) похожи на карты европейских навигаторов.
Уже (не) долго осталось ждать весны.
(Не)забываемые впечатления остались у нас от посещения столицы.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Кто-то из туристов забыл на базе рюкзак с консервами, и (ПО) ЭТОМУ провизии оставалось (В) ОБРЕЗ.
Со стороны трудно было понять, (ПО) ЧЕМУ от лёгкого удара огромный камень раскололся (НА) ДВОЕ.
(В) ЦЕЛЯХ безопасности каждого члена делегации провели через рамку сканера, багаж был выставлен на транспортёр и ТО (ЖЕ) досмотрен.
ЧТО (БЫ) не заблудиться, (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута были установлены стрелки и указатели.
(НИ) КТО не узнавал знакомые места – так сильно изменился посёлок (В) РЕЗУЛЬТАТЕ наводнения.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевы-
краше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами
причалу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Учебник будет полезен как начинающим музыкантам так и профессионалам.
2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.
3) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.
4) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.
5) Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.

16 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поздоровавшись с Дмитрием (1) и (2) передав ему посылку (3) крепко перевязанную бечёвкой (4) гость тут же удалился.

17 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

18 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каменные замки (1) за высокими стенами (2) которых (3) укрывались рыцари-феодалы и их дружины (4) позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля.

19 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.

Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.

Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сраже­ние между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего.

Название же участников кровавой схватки, произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.

Хлеба и зрелищ
Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от им­ператора до последнего нищего. Чис­ло гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло. Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой меж­ду двумя сотнями гладиаторов!

Это было время, когда Риму угро­жало вторжение варваров. Люди пре­бывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сра­жения навсегда утратили религиоз­ный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.

Вначале бои гладиаторов прово­дились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить вре­менные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случа­лось, что ненадежные, наспех ско­лоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зри­телей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло вре­мя строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.

Чудо Рима
Первый амфитеатр был пост­роен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамь­ях, окружавших его арену, мог­ли разместиться около 20 тысяч зри­телей. В случае дождя над зрительс­кими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным соору­жением. Поражают не только его ко­лоссальные размеры, но и гениаль­но задуманная хитроумная система проходов.

Четырехэтажный амфите­атр-гигант имел длину почти 190 мет­ров, ширину более 150 и высоту око­ло 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом ро­мане «Спартак» так описывает амфи­театр Колизей перед началом глади­аторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цир­ка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями ве­ликолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Боль­шой амфитеатр в этот момент».

Школы гладиаторов
Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Осо­бенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезер­тирство, измену или убийство.

Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольно­наемные, свободные римские граж­дане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт. Вольно­наемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиато­ров были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах ам­фитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосхо­дили мужчин.

Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ заку­пали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и бое­вым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.

Позже появились и государ­ственные гладиаторские шко­лы. Особенно славилась «Большая школа», построен­ная в Риме. За год здесь ус­певали обучить до двух ты­сяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учите­лей боевого дела, повара, лекари, массажисты, над­смотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.

Смерть на арене
Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их жда­ли наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма.

Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеат­ров, с презрением относи­лись к гладиаторам. Погибших глади­аторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаи­вались чести быть погребенными от­дельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения. Выражение «Умер, как гладиа­тор» означало у римлян выс­шую похвалу.

О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфите­атру стекались тысячные тол­пы. Зрители, радостно воз­бужденные, беззаботно пере­говариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заве­денном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повы­ше — рядовые римляне, верхние — женщины.

Представление начиналось торже­ственным парадом всех его участни­ков. Зрители громкими рукоплеска­ниями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.

Гладиаторы делились на шесть глав­ных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое сна­ряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забра­лом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой оваль­ный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Во­оружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длин­ного кинжала.

Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.

Удар милосердия
Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и под­ымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его.

Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного.

Убитого уносили с арены, а победи­тель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграж­дение. Под звуки оркестра служите­ли разравнивали на арене песок, за­сыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.

Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седь­мом небе от счастья. Но удивитель­на человеческая психика!

Некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма че­тырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый кон­тракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.

Подвиг монаха
С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и раз­грабление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли ты­сячи гладиаторов. Император Тит от­личился еще больше. По случаю окон­чания строительства Колизея он уст­роил гладиаторские бои, продол­жавшиеся 100 дней!

Но рекорд установил импе­ратор Траян. В сражениях, ус­троенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов! Из­вращенное сознание тре­бовало все новых и новых, еще более жестоких зре­лищ. Рассказывали, что им­ператор Клавдий прика­зывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибу­ной и любовался агонией умирающих.

Закат гладиаторских боев начался после появ­ления христианства. Христианская вера по­степенно подтачивала устои римской морали. В 357 году нашей эры импе­ратор Константин II запре­тил римским солдатам на­ниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл ос­тавшиеся гладиаторские школы.

Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский мо­нах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиатор­ских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрели­ще было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и ра­стерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».