Мышечная работа в асанах. Применение Нади-Виджняны в йоге. Различающее внимание - вивека

В этой статье пойдет речь о третьей ветви классической йоги Патанджали – асане.

Во второй части Йога-сутр 46-й сутра посвящена этому, и звучит: “Поза должна быть устойчива и удобна”. В 47-48 сутры продолжают эту тему. Они звучат как: “Расслаблением усилия и медитацией о бесконечном осваивается поза”, “Благодаря этому отсутствуют нападки со стороны пар противоположностей”.

Подход к асане у разных мастеров

Б.К.С.Айенгар на конференции 1989 г. в МосквеТрактовка 46-й сутры очень отличается у разных мастеров. Например, я наблюдал, как в 1989 году Айенгар демонстрировал эту сутру на своем ученике, который принял самостоятельно позу плуга, и после пинка мастера свалился с кровоподтёком на ребрах. После чего Айенгар завернул ученика в асану по-своему, и в этот раз он выдержал пинок. После чего мастер заявил, что теперь эта поза стала устойчивой.

Другие мастера рекомендуют выстраивать позу согласно биомеханическим законам, размещая тело с точным замерением углов наклона, соотношений центров тяжести в разных частях тела, вовлекая ум в эту тяжелую работу. Кто-то ставит рекорды по выстаиванию в этих позах, измеряя секундомером результаты.

На мой взгляд, подобное понимание этой сутры несколько отличается от того, что имел в виду Патанджали.

Внутренняя работа или внешняя форма?

Вот как я понимаю этот принцип и практикую асаны в нашей школе.

В сутрах Патанджали дается структура человека, носителей с их содержимым. Эту структурную модель можно сравнить с матрешкой.

Структура человека рассматривается как единая взаимосвязанная, целостная и взаимозависимая система. В этой системе работают саморегулирующие механизмы управления – как во всей системе в целом, так и в отдельных ее слоях.

На физическое тело проецируется информация из других слоев – носителей, которая и формирует состояние физического тела. Ментальные, эмоциональные, психические и энергетические состояния отражаются в теле в виде соответствующего мышечного тонуса, наличия психоблоков в разных зонах тела, что формирует осанку, походку и привычную позу. Все эти проявления не позволяют быть телу устойчивым – там болит, тянет, чешется, не гнется, отвлекая внимание и не удерживая долго нужную асану.

Во время практики асан мы применяем специальные коррекционные техники, которые позволяют погрузиться вниманием через физическое тело в пространство других носителей и произвести восстановление нарушенных связей, устранить психические, энергетические блоки и в итоге получить как фон состояние блаженства (удобства) и естественную длительную неподвижность без отвлечения (устойчивость). И сознание в таком состоянии способно развертываться в других носителях и совершать там необходимую работу.

Как использование дополнительных внешних приспособлений влияет на практику

Использование при выполнении асан вспомогательных приспособлений и предметов – так называемых “пропсов”, которые сейчас пользуются большой популярностью, на мой взгляд, не соответствует целям йогической практики.

Физическое тело – это отвердевшая и застывшая карма, его определяют накопленные проблемы, оформленные в виде психических и энергетических блоков. Эти блоки проявляются при выполнении динамических упражнений и асан и являются диагностическим сигналом для предстоящей внутренней работы. С выявленным блоком проводится работа на разных уровнях.

Это устранение отрицательных психологических установок, привычек, блокирующих правильное движение праны по каналам и создающих негармоничное взаимоотношение сознания (информации) и материи.

Индивидуальная работа состоит в выявлении этих негативов и приведение сознания и материи в гармоничное равновесие, что обязательно скажется на проявлениях тела в выполняемых асанах. После устранения психоблоков легко выполняются невыполнимые прежде асаны или отмечается заметный прогресс в их выполнении.

Наличие костыля в виде дополнительных приспособлений избавляет ум от подобной работы, и тем самым лишает человека открывающихся возможностей к изменению, трансформации и развитию.

Согласно парадигме жизнеспособных и развивающихся систем отрицательная энтропия развивает систему, т.е. негативный импульс посылаемый телом является той самой отрицательной энтропией, побуждающей к изменению и развитию. Так не лишайте себя шанса к трансформации, используя костыли. Природа или Творец дал нам тело – ум придумал костыли для него.

Одним из главных атрибутов жизни человека является взаимодействие. От того, как человек взаимодействует с собой, своим организмом, психическими, ментальными и духовными структурами зависит то, как он будет взаимодействовать людьми и миром, как будет складываться его жизнь и дальнейшее развитие, прежде всего, духовное.

Необходимое условие для развития и гармоничной жизни - владение технологиями адекватного взаимодействия с действительностью. Одной из таких технологий является классическая йога - способ познания, взаимодействия и управления действительностью, в котором используется непосредственный контакт с объектом или явлением через глубокое сосредоточение на нём, без участия функционального ума.

Как правило, первое, чему обучается человек, вступающий на путь развития через практику йоги, - это взаимодействие со своим физическим телом, изучение его структуры, механизмов функционирования и управления с помощью различных видов движений, в том числе, асан.

Асана как метод взаимодействия с психофизическими структурами человека. Подходы к практике асан

Начальный этап освоения асан - это осознанность в отношении цели практики йоги, понимание того, для чего вы практикуете. Именно цель практики будет определять подход к выполнению асан и внутренней работе в них.

Самый распространенный способ выполнения йогических поз, который характерен для начального (системного) уровня практики, - это подготовка и выстраивание формы тела с использованием ума. Практик создаёт образ, стандартный проект положения тела – асаны, и выполняет эту форму через усилие и напряжение, стараясь максимально соответствовать образцу. Подобное волевое действие сужает практику до маленькой задачи – самоутверждения через достижение результата, которым должно стать создание стандартной формы и удержания её требуемое время.

Такой подход вызывает сопротивление в структурах системы человека и не ведёт к её целостности и освобождению от психоэнергетических блоков. Он характерен для направлений йоги, которые ближе к фитнесу или спорту, где движущим мотивом является соревнование, достижение и демонстрация этих достижений

Если же целью практики йоги является развитие и освобождение от различных форм ограничений, то используется принципиальной иной подход, учитывающий многомерное строение системы человека, законы её функционирования и механизмы внутреннего и внешнего взаимодействия.

Асана – это лишь часть технологии йоги, и при таком подходе она является местом, пространством, формой тела, где человек разворачивает сложные процессы исследования, познания действительности, преобразования несовершенств своей природы, взаимодействия и управления своими структурами.

Человек как система

Человек – целостная, многоуровневая, многомерная система, состоящая из материальных носителей и информационного содержимого. В традиционной индийской йоге эти носители называются "коши" (физический, пранический, ментальный, причинностный, оболочка блаженства и центр – Атма), на них развернуто содержимое – сознание.

Устройство системы человека отражает устройство Вселенной, и человек подчиняется её законам и управляется ими.

Универсальные законы существования и строения вселенских систем описывает парадигма для жизнеспособных и развивающихся систем (ПЖРС), созданная нашим современником, физиком И.Л. Герловиным. Изложенные в ней принципы коррелируют с древними воззрениями классической йоги о строении системы человека, его взаимодействиях внутри системы и с другими системами Вселенной.

ПЖРС является современной научной базой для объяснения и практического применения классической йоги. Это парадигма описывает условия, которым должна соответствовать любая система, чтобы обеспечить свою жизнеспособность и развитие. Для человека жизнеспособность – это здоровье в широком смысле слова, развитие – освобождение от ограничений, мешающих адекватному взаимодействию с действительностью и проявлению творческой силы.

Вот основные принципы функционирования человеческой системы, которые необходимо учитывать в йогическом взаимодействии:

  • взаимосвязь и взаимозависимость всех структур системы;
  • содержимое тонких носителей отображается на грубых, и наоборот. Например, нарушения в праническом или ментальном носителе проявляются в физическом теле, в виде мышечных напряжений и болезненных зон.
  • в каждой системе заложен природный механизм саморегуляции, который включается при условии, что система находится в состоянии целостности.
  • чувственная связь – базовый принцип взаимодействия с носителями и их информационным содержимым, который помогает сформировать целостность, и обеспечивает адекватность взаимодействия с целой системой и ее отдельными структурами (носителем). Чувственный уровень взаимодействия связан с интуитивным умом и обеспечивает соединение с явлением или объектом, которое и называется состоянием йоги. Для получения этого состояния необходимо отключить обычную форму взаимодействия с действительностью - функциональный ум, и развить способность к глубокому сосредоточению. Состояние соединения - необходимое условие практики йоги, направленной на освобождение от ограничений и духовное развитие.

Физическое тело в системе человека

Физический носитель – анамая коша, или "оболочка пищи", имеет свои особенности и строения и функционирования.

В системе человека тело и психические силы представляют собой единый взаимосвязанный психофизический механизм. На физическом теле отражаются события внешней и внутренней - психической - жизни человека. В зависимости от того, насколько адекватно человек взаимодействует с самим собой и миром, его психофизическая конфигурация может носить либо болезненный, либо безболезненный характер на данный момент времени.

Болезненную конфигурацию формирует отрицательная информация, накопленная на протяжении жизни. Она фиксируется преимущественно в мышцах, органах и соединительной ткани различных участков тела, формируя психоблоки, из-за которых нарушается течение жизненной силы по энергетическим каналам, образуются застои.

Они проявляются в виде напряжения, спазмирования определенных групп мышц и органов с дальнейшим нарушением кровообращения, иннервации обмена веществ в этих зонах организма. Прогресс этих деструктивных изменений создаёт условия для присоединения инфекции и воспалительных процессов с развитием конкретных заболеваний.

Блоки также регистрируются на уровне психики, что выражается в состоянии депрессии, возбуждении, агрессии, безволия и т.д., а также в соответствующих мыслях и образах, заполняющих ментальное пространство.

Задача взаимодействия с физическим телом посредством асаны заключается в освобождении от этих блоков и восстановлении целостности и уравновешенности в системе.

При правильном выполнении асан и других движений йоги негативную информацию можно выявить и устранить через осознанность, привносимую в тело специальной внутренней психической работой. Возникающее в итоге гармоничное равновесное состояние позволяет создать уравновешенность в тонких слоях системы.

Результатом практики асаны должно стать состояние удобства и устойчивости в ней, которое позволит использовать более сложные методы классической йоги - пранаяму и медитацию.

Универсальные психические инструменты

Внутренняя работа в асане требует развития специальных психических инструментов, необходимых для процесса глубокого сосредоточения и обеспечивающих состояние соединения (йоги). Они позволяют наладить адекватное взаимодействие со структурами системы человека, в том числе, с физическим телом.

Эти психические инструменты, базируются на психической функции – внимании,и управлении вниманием. В йогической системе используются три основных вида внимания, которые можно развить с помощью специальных упражнений.

Различающее внимание - вивека

Вивека - психическая функция сознания, вид внимания, который действует из области, расположенной вне сферы действия функционального ума, что даёт человеку возможность наблюдать за собственным ментальным пространством как бы со стороны, определяя действие разных его составляющих – функционального ума и его пяти родов деятельности (верное и неверное знание, память, воображение, сон) и интуитивного ума, основанного на непосредственном соединении с действительностью.

Во время практики йоги вивека распознаёт отвлечения, которые создаёт функциональный ум (размышления, воспоминания и т.д.), и прерывает их, возвращая внимание на выбранный объект сосредоточения.

Когда этот психический инструмент достаточно развит, мы становимся способны различать непрестанные движения нашего ума в повседневной жизни, распознавать иллюзорные представления о нас самих и окружающем мире, которые он постоянно создаёт, и не давать себе в них погружаться, уходя от реальности.

С помощью этого вида внимания человек способен, наблюдая за умом, останавливать его работу, вызывая состояние пустотности ментального пространства (ниродха), в котором проявляется действительность.

Внимание-воля

Внимание-воля - главный психический инструмент глубокого сосредоточения и слияния с объектом. Это базовая функция внимания, способная проявлять в себе волю – творческую силу, которая является базовой энергией Вселенной (вселенской волей). Творящий компонент внимания-воли способен трансформировать форму, в которой развернуто внимание, и её информационное содержимое,а также объекты, созданные самим вниманием.

Взаимодействие посредством этого инструмента проявляется в трёх составляющих, важных свойствах внимания-воли, - восприятии, осознании и действии, которые происходят без участия пяти родов деятельности функционального ума.

Технология овладения вниманием-волей начинается с отделения внимания от объекта и выделение его в самостоятельную управляемую функцию сознания. В этом случае внимание-воля становится независимой управляемой субстанцией.

Внимание-воля способно разворачиваться в любом подпространстве единого расслоенного пространства - психофизических, ментальных и других структурах системы человека и вне её.

Направляя его активным сознанием в ту или иную область, человек способен создавать чувственную связь с ней, воспринимать и осознавать её текущее состояние, преобразовывать её, проводить необходимую коррекцию и гармонизировать части системы, приводить их к целостности. Когда достигается состояние целостности, в системе человека включаются механизмы саморегуляции и самовосстановления. Человек подключается к глобальной вселенской системе и начинает функционировать по универсальным вселенским законам, что переводит его в иную форму существования, наделяя соответствующими возможностями и способностями. Это также является результатом развития человека через практику йоги.

Внимание, разрывающее возникшие связи - вайрагья

Вайрагья – вид внимания, который поддерживает состояние независимости от опыта, полученного в результате практики соединения с теми или иными структурами системы человека или любым другим объектом или явлением, а также обеспечивает состояние непривязанности к психическим эффектам, сопровождающим состояние глубокого сосредоточения.

Особая притягательность этих эффектов, таких как блаженство, эйфория, вызывает привязанность, и они отвлекают, уводят от истинной цели – познания, преобразования, управления.

Когда развит этот вид внимания, человек способен в процессе соединения с объектом не попадать под влияние его состояния и других проявлений энергоинформационных взаимодействий с этим объектом.

Он может создавать контакт и его произвольно обрывать, выходить из него, сохраняя полученные знания (информационное содержимое) об объекте, оставаться независимым, несмотря на привнесение новой информации в систему. Другими словами, он не теряет контроль и управление своими структурами, какая бы информация не встраивалась в систему через практику взаимодействия с объектами Вселенной. Энергия полученной информации не подавляет систему, и она сохраняет свою целостность, гармоничность, встраивая новые модули информации и знания, совершенствуясь и развиваясь.

В процессе взаимодействия с физическим телом также активно используется два способа управления вниманием, которые отличаются своей направленностью (фокусом) - объемное и локальное.

- Объемное внимание – внимание, которое разворачивается на всём пространстве тела, без выделения отдельных точек или зон. Удержание объёмного внимания, охватывающего всё тело, обеспечивает целостность психофизического пространства, которая позволяет запустить в нём механизмы саморегуляции. Важно удерживать внимание без отвлечений – это необходимое условие для обеспечения целостности.

- Локальное внимание – внимание, с помощью которого в исследуемом пространстве выделяются отдельные зоны, которые требуют коррекции или восстановления. Для взаимодействия с этими зонами применяются специальные коррекционные технологии. Работая с локальным вниманием, необходимо одновременно удерживать объёмное внимание - это навык, который также нужно развивать.

Как указывалось ранее, выполнение асаны практиком зависит от двух основных параметров. Знаний о строении и механизмов функционирования системы человека и цели, которые ставит практикующий.

Подготовительные упражнения

На первых этапах практики йогических упражнений важно сформировать чувственную связь со своим телом. Научиться чувствовать, а не рассуждать, не использовать мыслительную деятельность во взаимодействии с телом, выйти из области умственных построений и представлений в зону непосредственного чувственного контакта.

Тело не знает слов и не умеет подчиняться словесным командам. Поэтому необходимо освоить йогическое взаимодействие, которое осуществляется на чувственном уровне через непосредственное соединение со структурами тела. Такое взаимодействие позволяет познавать психофизические структуры и управлять ими. Только после получения чувственного контакта с телом можно приступать к исследованию и взаимодействию с психофизическими структурами посредством асаны.

В этом помогают подготовительные упражнения хатха-йоги – изометрические, суставные, психосаморегуляционные гимнастики, динамические комплексы, выполнение которых позволяет исследовать возможности физического тела, изучить связочные, мышечные структуры и увеличить подвижность суставов, гибкость позвоночника, эластичность мышц.

Суставные гимнастики позволяют сформировать чувственные связи с глубокими связочно-мышечными структурами. Изометрические гимнастики формируют внутреннюю объёмную, чувственную карта тела, позволяющую эффективно взаимодействовать с физическим телом и управлять им через волевые структуры.

Получая чувственную связь с телом во время выполнения этих упражнений, погружайтесь в телесное пространство, проявляя его возможности при движении, выявляя через активное внимание-волю проблемные участки тела и применяя различные способы их устранения.

Внутренняя работа в асане

Основное отличие йогических движений от обычной гимнастики заключается в том, что движения тела являются процессом, происходящим одновременно в нескольких пространствах, и состояние этих пространств отражается в данный момент времени в физическом теле. Используя йогические подходы для взаимодействия с телом, практик получает доступ к взаимодействию со всей системой.

Исходя из этого понимания, задача физических упражнений в йоге состоит в исследовании представленных в теле измерений и их содержимого для устранения дисгармоничных состояний в них, приведение в жизнеспособное, гармоничное и равновесное состояние.

При выполнении йогических движений, будь то динамические или статические упражнения, исследуйте состояние своего тела, используя основной метод йоги - сосредоточение, разворачивайте в пространстве тела объёмное внимание-волю, чувствуя и осознавая тело со всеми протекающими в нем процессами и состояниями.

В процессе движения в теле будут проявляться дискомфортные зоны, болезненные, напряженные участки.

Правильное выполнение йогических практик не подразумевает преодоления болевых порогов и движения через волевые усилия, стремления быстрее достичь идеального внешнего выполнения какой-либо формы, асаны, упражнения. В этой практике важно не стремиться к результату, не соревноваться, добиваясь успеха в выполнении внешних форм. Это, как правило, диктуется эгоистическим желанием самоутверждения и демонстрации своих достижений окружающим.

Принимая определенную позу и развернув объёмное внимание в пространстве этой формы тела, вы создаёте условие для активизации естественных механизмов саморегуляции, которые включаются условиях сохранения целостности в пространстве тела.

На следующем этапе локальным вниманием выделяйте проблемный, болезненный участок тела, погружайтесь вниманием в эту зону. Это позволит изучить её и выявить причины возникновения болезненного состояния, которое проявляется на разных уровнях восприятия.

В результате этой внутренней работы меняется сложившаяся болезненная конфигурация: исчезают психоблоки, излишнее мышечное напряжение, что даёт возможность дальше безболезненно выполнять выбранное движение - асану.

Такая практика выполнения йогических движений позволяет устранить негативные состояния в системе и восстановить её естественную конфигурацию, гармонизировать движение потока праны по каналам, успокаивая ум, подавляя негативные некоординируемые мыслеформы, что является одной из задач классической йоги.

Время пребывания в асане не должно быть фиксированным, так как процессы восстановления и создания целостности индивидуальны. Попытка выдерживать временной стандарт включает ум в выполнение асаны, что не позволяет получить состояние соединения.

Не стоит использовать в практике асан популярные сейчас вспомогательные приспособления и предметы – так называемые "пропсы". Это своеобразный костыль, который позволяет выполнить желаемую форму тела без лишних усилий, но при этом лишает вас возможности почувствовать реальное состояние вашего тела, со всеми проблемными зонами, требующими коррекции. Облегчая выполнение внешней формы, вы закрываете для себя возможности изменения, трансформации и развития, и практика теряет свой смысл.

Главное в работе с телом - не количество и сложность асан и упражнений, а качество их выполнения, которое достигается внутренней работой сознания. Творческий подход, знание строения и принципов функционирования системы человека позволят вам спонтанно находить те движения, которые необходимы вам в данный момент времени, месте и соответствуют вашему состоянию.

На начальном этапе асана служит методом системного восстановления и поддержания здоровья (йоготерапия).

На уровне йоги познания, с помощью специальных технологий исследуется ум, его работа и возможность остановки его деятельности для взаимодействия с более тонкими структурами системы. С этой целью применяются специальные методы выполнения асан – так называемые техники медитативных движений,где движения выполняются произвольно, без участия умственных построений, сравнения, заданного стандарта. Такая практика проводится с помощью преподавателя.

Порядок практики

Как я уже говорил, практика асан начинается с определения цели и выбора соответствующего подхода.

Следующий этап - психологическая подготовка, настрой на практику, направление всей имеющейся энергии на выбранную задачу. Необходимо отключиться от всех факторов, мешающих проведению практики.

Отключению от внешних факторов помогает обустройство специального места для занятий, которое поддерживается в чистоте, порядке, сакральности. Оно очищается огнём и водой, благовониями, украшается цветами, символами, минералами.

За подготовкой места следует практика принятия внешнего и внутреннего пространств и их уравновешивание между собой в психической сфере человека.

Практика "Приветствие" - следующий, более глубокий уровень духовного настроя.

Закончив предварительные практики, нужно собрать рассеянное внимания в единый центр. Для этого выполняется методики центрации – "я есть", "я-воля". Волевой компонент внимания группируется в определенной точке пространства тела. Это может быть область сердца, живота, голова. Возможна другая локализация.

Обычно эти практики выполняются в сидячей позе или лёжа в шавасане, если ощущается недостаток энергии.

Затем выбирайте необходимый набор практик, которые вы намерены делать. Этот выбор зависит от задач, которые вы ставите, а задачи, в свою очередь, зависят от уровня развития , на котором вы находитесь (системный, уровень йоги познания или естественной йоги).

Сформируйте для себя весь ряд практик и с уверенностью приступайте к его выполнению.

Нади-Виджняна. Внутренняя работа в йогических практиках Анантхападманабха Т. В.

Глава 1. Введение

Глава 1. Введение

1.1. Общий обзор

В данной книге йога рассматривается лишь с позиции физиологии и нейрофизиологии. Философские основы йоги вы можете найти в других работах.

В настоящее время издано огромное количество книг по йоге и тантре. Тантра - это особая школа йогической практики. В подобной литературе широко используются термины прана, чакра, нади, кундалини. Там можно найти подробные схемы и рисунки чакр и спинного мозга, а также описание связей между дыханием, праной и дыхательными упражнениями. Много книг издано и по Аюрведе. Но связь теоретических знаний с практической методологией Аюрведы, которая направляла развитие йогических практик, в литературе обсуждалась редко. Данная книга предназначена восполнить этот пробел.

Секретной виджняне, которая содержится в йогашастрах (или йогическом учении), можно научиться лишь у мудрого наставника - джняни или Риши. Автору представилась редкая возможность получить озарение в Аюрведе и йоге у Шриранги, йогина по призванию. Эта книга расширяет некоторые аспекты учения Шриранги.

Между состоянием ума, с одной стороны, и физиологическими и нейрофизиологическими процессами - с другой, существует тесная взаимосвязь. Доказано, что медитация сопровождается определенными физиологическими изменениями. Связь между умом и телом осуществляется с помощью тонкой энергии - праны. Важность концепции праны будет акцентироваться на протяжении всей книги, в которой взаимоотношения йоги и Аюрведы представлены с единой точки зрения.

Мистический опыт, который возникает во время занятий йогическими упражнениями, - это особый вид восприятия, которое простирается от физических объектов и энергии, с одной стороны, до субъекта, или сущности, - с другой. На него оказывают воздействие физиологические, нейро-физиологические и умственные процессы. Мы будем обсуждать йогическую модель восприятия. В книге приведены также необходимые условия для достижения мистического, или йогического, восприятия, которое затрагивает различные области знания. Риши использовали свои знания в формировании индийской культуры. Здесь вы найдете яркие тому примеры.

В первой главе книги приведены самые общие черты йоги, ее связь с Аюрведой и экспериментальная методология Нади-Виджняна. Здесь описывается конечная цель жизни и роль йоги в ее достижении.

Вторая глава посвящена обсуждению функций, которые выполняет прана в спинном мозгу.

Взаимосвязь праны и дыхания обсуждается в третьей главе.

Нади-Виджняна, традиционный метод исследования в Аюрведе, и его оценка изложены в главах 4 и 5.

В шестой главе вы найдете модели восприятия - мистического (йогического) и обычного.

Йога как путь обретения знаний обсуждается в седьмой главе. Здесь же показана связь йогических практик с разнообразными действиями, такими как пение и ритуалы поклонения.

Восьмая глава посвящена Шриранге как практическому учителю йоги (гуру).

1.2. Что такое йога?

Термин «йога» обычно рождает в воображении необычно скрученную или развернутую позу. Иногда он используется в совершенно неожиданном контексте, например «Офисная йога». Часто под словом «йога» подразумевают «рациональный, эффективный способ действий». С точки зрения теологии, йога - это методология единения индивидуальной сущности (души) с универсальной сущностью (или Богом).

Согласно Шриранге, «йога» - технический термин, обозначающий вполне определенный нейрофизиологический процесс. Он указывает на наличие предварительного условия для обретения мистического опыта, который приведет к состоянию запредельности. И условие это - «соединение в правильном соотношении» четырех элементов: праны, Агни, манаса и кундалини.

Следует ясно понимать нейрофизиологическое значение этих элементов. Шриранга ставит вопросы так: Что такое Агни! Что означает «правильное соотношение»? Как человек может экспериментально оценить состояние этих элементов в данный момент?

1.3. Истоки йоги

С йога-шастрами связывают, главным образом, Патанджали Махариши, автора афоризмов Йога-сутры. Его труды стали одним из шести даршанов - основных философских школ Индии. Однако, корни йоги можно отыскать гораздо глубже, в Ведах и Упанишадах. Например, значение Сома-яги, описанной в Тайттирийя-самхите Ригведы, можно понять лишь, обладая глубокими познаниями в йоге (подробнее - смотрите раздел 8.3).

Хорошо известную фразу «Из Эфира рождается Воздух, из Воздуха - Огонь, из Огня - Вода, из Воды - Земля» из Тайттирийя-упанишад, которая описывает развитие, можно до конца понять лишь с помощью знания практических основ йоги (подробнее - смотрите раздел 8.4.).

В Упанишадах также можно отыскать высказывания, которые имеют непосредственное отношение к йоге. Например, в Прасна-упанишаде уделяется особое внимание роли праны. Ката-упанишад описывает обуздание чувств йогическим состоянием. Шандила-упанишад упоминает о восьми ступенях (аштанга) йоги. Подробных объяснений таким йогическим терминам, как прана, Агни, чакра, нади, кундалини и т. д. в «Афоризмах» Патанджали нет. Их можно найти в нескольких малых йогических Упанишадах (Шандила из Атхарвана-Веды, Дхаянабинду из Сама-Веды, Йогакундали из Кришна-Йаджурведы и т. д.). Некоторые технические термины йоги описаны также в тантрических текстах.

Йогу часто связывают с обузданием психических сил, которые отвлекают от достижения конечной цели жизни. Однако, при правильном понимании эти силы позволяют глубже прочувствовать йогический процесс (соответствующий пример приведен в разделе 8.3).

1.4. Вселенная и Сущность

Согласно Упанишадам, и объективная реальность, и внутренняя сущность произошли от одного и того же источника - Брахмана, или Универсального Сознания. Из этого положения вытекает, что «макрокосм и микрокосм суть одно». Достижение состояния Брахмана с помощью йогических практик называется «инволюцией», а движение от состояния Брахмана к самоосознаванию - «эволюцией». Эти внутренние психологические процессы параллельны космической инволюции и эволюции. Йога дает субъективный подход к их пониманию.

Концепция параллелизма микрокосма и макрокосма является широко признанной. Строение атома - ядро, окруженное электронами - можно сравнить с устройством солнечной системы, где планеты вращаются вокруг Солнца. И таких примеров множество. Иными словами, «онтогенез является повторением филогенеза». Эмбрион в процессе своего развития проходит стадию клетки, затем успешно проходит стадии червя, рыбы, морского конька, млекопитающих и, в конечном итоге, человеческого существа. Развитие эмбриона весьма похоже на процесс космической эволюции жизни, разница лишь во времени.

1.5. Йога как путь обретения знания

Согласно Шриранге, Брахман является также источником всех ветвей знания (видья и кала). Следовательно, достижение с помощью йогических практик состояния Брахмана (инволюция) сродни обретению этих знаний (подробнее - смотрите главу 7).

Йогическим практикам всегда сопутствуют мистические переживания - постижения, которые помогают обрести знания. Для того, чтобы быть компетентным в какой-либо области, простого сбора информации об этой области недостаточно. Важно разбудить творческий потенциал. Йогические упражнения пробуждают этот потенциал. И наоборот, упорные занятия в какой-либо области - например, в музыке или скульптуре - сродни занятиям йогой.

Различные области знаний тесно переплетены между собой (подробнее об этом смотрите в разделе 8.7.3). Чтобы увидеть и по достоинству оценить их взаимосвязь, необходим целостный взгляд. Такой взгляд позволяет быстро понимать различные отрасли знаний и применять их во благо общества.

1.6. Скрытая направленность жизни

Жизнь незримо стремится к инволюции. Шриранга очень любил для объяснения этого положения приводить аналогию с деревом и семенем. Посеянное семя растет и развивается до тех пор, пока не начинает приносить плоды и семена. Оно становится плодоносным деревом, после чего ему дальше некуда развиваться - только расти выше, становиться крепче и продолжать плодоносить. Можно сказать, что дерево полностью реализовало свой потенциал, или достигло состояния удовлетворения. Таким образом, рождение следующего семени (возвращение к истокам) выглядит как скрытая цель (или направленность) семени. Цикл завершается возвращением к истокам.

Так и у человека: его цель - возвращение к истокам, т. е. достижение Универсального Сознания, или состояния Брахмана, в результате процесса инволюции. Считается, что каждый человек так или иначе ищет эту направленность. На физическом уровне это проявляется произведением на свет потомства.

С точки зрения космического уровня, Природа уже создала множество живых существ и, в конце концов, сотворила человека, который способен осознавать собственное существование. Природа уже практически завершила эволюционный цикл. Можно сказать, что эволюция достигла своего пика - создала Homosapiens.

Начало процесса инволюции можно заметить в возросшем интересе к изучению Сознания. Наука предлагает объективный подход. Древняя система индийских йогов предлагает субъективный подход.

1.7. Йога и конечная цель жизни

Согласно индийской философии, конечной целью жизни является достижение истинной сущности (Атма-саксаткара). Считается, что, достигнув этой цели, человек лишается неуверенности, порожденной небытием и бренностью; он начисто лишается страха и наслаждается состоянием абсолютного блаженства, мира и гармонии. Философские размышления над конечной реальностью субъективных переживаний и объективной Вселенной - вот средства достижения цели. Свой философский подход к этим вопросам автор изложил в других книгах.

Психологически пребывание в конечной реальности сущности идентично переживанию состояния запредельности, или Брахмана. Йога представляет собой упорядоченный психофизиологический метод достижения конечной цели. Этот метод также побуждает творческий потенциал к обретению знания. Йога - это достижение максимально возможных высот человеческих способностей в абсолютном смысле, без потери прочности, которой человек уже может обладать.

1.8. Взаимосвязи Аюрведы и йоги

Считается, что необходимым условием для достижения цели является дхату прасанната, или равновесие дхату. Дхату (плазма, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, репродуктивные органы и ткани) - это вопрос физиологии, освещенный в Аюрведе. Здесь находится точка соединения Аюрведы и йоги. Йогические упражнения были разработаны с глубоким знанием взаимодействия телесных процессов и состояний ума.

Благоприятное окружение или изысканная пища поселяют в уме состояние приятия. Метаболические воздействия (пища) создают физиологические изменения в теле. Сенсорные воздействия вызывают изменения в нервной системе. Человек, который способен понять связь между воздействием и состоянием ума, может впоследствии определить воздействие, необходимое для достижения того или иного состояния ума.

Эмоции влияют на физиологические функции. Например, гнев вызывает повышение кровяного давления. Это значит, что, осознанно изменяя состояние ума, человек может совершить желаемые физиологические изменения. Следовательно, необходимо как можно глубже понять взаимосвязь между умственными процессами и физиологией.

К физиологическим изменениям в теле приводят и физические воздействия. Например, интенсивное выполнение физических упражнений приводит к учащению пульса. Упорно изучая такие взаимосвязи, можно с помощью физических и дыхательных упражнений добиться необходимых изменений в теле. Нарушение физиологических функций, в свою очередь, влияет на состояние ума.

Основная гипотеза заключается в том, что взаимодействие между телом и умом осуществляется с помощью тонкой формы энергии, праны, которая находится внутри спинного мозга человеческого существа. Движение праны тесно связано с дыханием. Считается, что это движение также тесно связано с тремя физиологическими субстанциями, которые описывает Аюрведа: ватой, питтой и шлесмой (или капхой).

В наше время благотворное воздействие дыхательных упражнений и медитации изучалось с помощью анализа различных физиологических показателей: уровня потребления кислорода, кислотно-основного состояния крови, концентрации молочной кислоты в крови, электрического сопротивления кожных покровов, артериального давления, частоты дыхания и т. д.

Аюрведа предлагает целостный взгляд на физиологические функции человеческого тела. Аюрведа - это не справочник по лекарственным травам. В ней содержится взгляд на физиологию и нейрофизиологию человека. Физиологические функции описаны здесь параметрами, которые также можно измерить. Метод их измерения - Нади-Виджняна - является частью Аюрведы. Нади-Виджняна широко применялась для развития йогических практик. Тем более удивителен факт, что в книгах по йоге не приводятся основы аюрведической диагностики.

1.9. Нади-Виджняна: экспериментальная основа Аюрведы

Одно из основных понятий аюрведической диагностики - ритмы нади. Методику их определения часто связывают с пульсодиагностикой (подробнее смотрите в главе 5). Эти ритмы определяются по характерным движениям в специфических точках на запястье и над лучевой артерией. Наука о ритмах нади, или Нади-Виджняна, представляет собой методики определения и толкования ритмов применительно к физиологическим и нейрофизиологическим функциям. Более подробное исследование ритмов может быть использовано как инструмент для диагностики состояния потока праны внутри спинного мозга. Шриранга пересмотрел эту область знаний.

Определение ритма позволяет, главным образом, распознать заболевания. Измерение ритма позволяет смотреть намного шире. Интересной областью применения этого метода является Дравья-Гуна - ветвь Аюрведы, которая объясняет воздействие различных материалов на физиологию. Шриранга показал, что Дравья-Гуну можно применять намного шире и исследовать с ее помощью любое внешнее воздействие (пищи, лекарственных средств, сенсорных раздражителей) на состояние ума.

Фактически здесь находится основа для создания ритуалов. Представим себе, например, человека, который следует строгой диете, благоприятствующей медитации. Предположим, что во время медитации он использует определенные благовония. Может случиться так, что их аромат сведет на нет благотворное воздействие диеты. Такой конфликт может отдалить достижение цели невзирая на упорные занятия йогой. Следовательно, очень важно точно знать, как разнообразные материалы и окружающая обстановка влияют на поток праны и состояние ума.

Нади-Виджняна позволяет изучить этот вопрос на практике. Правда, человек должен обладать исключительно тонкой чувствительностью, чтобы субъективно проследить воздействие внешних факторов на медитацию.

К сожалению, практика Нади-Виджняны покрыта туманом секретности. И сведущих в данной области людей отыскать крайне сложно.

1.10. Применение Нади-Виджняны в йоге

Человек, занимающийся йогой, соблюдает кодекс этических и моральных ценностей (яма, нияма). Если он придерживается правильных ценностей, то быстро достигает прогресса в медитации. Экспериментально это можно проверить с помощью Нади-Виджняны.

В йоге огромное внимание уделяется позам - асанам и дыхательным упражнениям - пранаяме. Чтобы определить их воздействие и приспособить к нуждам и окружающим условиям конкретного человека, необходимо глубокое знание Нади-Виджняны. Адаптацию пранаямы к индивидуальным особенностям человека впервые предложил Шриранга (подробнее смотрите в разделе 6.3.5).

Во время выполнения пранаямы и медитации прана движется по определенным нервным путям и концентрируется в центрах, которые расположены вдоль спинного мозга. С помощью Нади-Виджняны можно определить, какой путь и центр избрала прана. Она же способна помочь человеку найти наиболее подходящий объект, на котором ему следует концентрироваться. При желании Нади-Виджняну можно использовать как своеобразный индикатор продвижения и прогресса в йогических практиках.

1.11. Йога и общество

Если человек преследует те же цели, что и общество, то он быстро развивается и в то же время привносит в общество гармонию. Целью общества в Древней Индии было постижение сущности, т. е. достижение ею своей конечной реальности. Как цель, так и пути ее достижения отпечатались на самом характере индийского ума - с помощью древнеиндийских Риши, которые создали праздники, ритуалы и обычаи Древней Индии (подробнее об этом смотрите в главе 7). Всю глубину индийской культуры можно понять лишь посредством йогических практик. Выбор материалов и окружающих условий был основан на применении Нади-Виджняны.

За Патанджали Махариши признается авторство трех великих трудов. Первый из нихИога-сутры, или Афоризмы йоги; второй - Маха-Бхасья, или трактат по санскритской грамматике; третий - Трактат по Аюрведе. Некоторые люди сомневаются, что такие разные книги могут быть написаны одним автором. Но, в силу наличия тесных взаимосвязей между йогой и Аюрведой, вполне возможно, что и Афоризмы йоги, и Трактат по Аюрведе написал один и тот же человек. Шриранга называет санскрит закодированным знанием об эволюции жизни. Интересно отметить, что Тайттрийя-Упанишад начинается с фонетики, или Шикса-шастра.

Фонетика и грамматическая система языка считаются ведангами - субъектами, которые имеют глубокую философскую основу. Так что Патанджали Махариши, несомненно, мог написать все три великие книги.

Из книги Библия Раджниша. Том 3. Книга 1 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Йога - сила духа. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 1 . ВВЕДЕНИЕ НА ПУТИ В ЙОГУ Сутра:Теперь - о йоге как о дисциплине:Йога есть отречение от разума.Это свидетельство, не нуждающееся в доказательствах.В других состояниях это отождествление с модификациями разума.Теперь перейдем к дисциплине йоги. Йога - это

Из книги Вне тела автора Радуга Михаил

ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь - это беспрерывное движение вперёд во всех возможных направлениях развития. Похоже, тема данной книги глобально и идеально вписывается в это правило, ведь способна вывести нас совершенно на иной уровень существования.Совсем недавно мы только могли

Из книги Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания автора Сатпрем

Введение Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем. Жил на свете злой махараджа, для которого была

Введение Проблема не в проблемах. Существует проблема, разрушающая наш мир,-ее держат от тебя втайне. Наши родители и учителя невольно берегли и скрывали эту тайну-причем вовсе не по злому умыслу, а из невежества. Век за веком эта проблема непреcтанно усугублялась-в

Из книги Очищение. Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

Из книги Нади-Виджняна. Внутренняя работа в йогических практиках автора Анантхападманабха Т. В.

Глава 1. Введение 1.1. Общий обзорВ данной книге йога рассматривается лишь с позиции физиологии и нейрофизиологии. Философские основы йоги вы можете найти в других работах.В настоящее время издано огромное количество книг по йоге и тантре. Тантра - это особая школа

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

Из книги Совершенное владение телом и разумом [Как добиться успеха в спорте и жизни] автора Миллмэн Дэн

Из книги Легкая йога для похудения. Асаны, доступные каждому автора Брахмачари Свами

Из книги Три энергии. Забытые каноны здоровья и гармонии автора Блект Рами

ГЛАВА 1. Введение в понятие «гуна» Что такое гуна?Мы начинаем разбирать важную тему. Если вы ее поймете и будете применять на практике, то ваша жизнь изменится. Даже простое ознакомление с этой темой привнесет в вашу жизнь большие изменения. Эти знания определяют,

Из книги Как научиться видеть знаки судьбы. Практикум усиления интуиции автора Калабрезе Адриана

Сегодня пойдет речь о третьей ветви классической йоги Патанджали – асане.

Во второй части Йога-сутр 46-й сутра посвящена этому, и звучит: "Поза должна быть устойчива и удобна".

В 47-48 сутры продолжают эту тему. Они звучат как: "Расслаблением усилия и медитацией о бесконечном осваивается поза", "Благодаря этому отсутствуют нападки со стороны пар противоположностей".

Подход к асане у разных мастеров

Трактовка 46-й сутры очень отличается у разных мастеров. Например, я наблюдал, как в 1989 году Айенгар демонстрировал эту сутру на своем ученике, который принял самостоятельно позу плуга, и после пинка мастера свалился с кровоподтёком на ребрах. После чего Айенгар завернул ученика в асану по-своему, и в этот раз он выдержал пинок. После чего мастер заявил, что теперь эта поза стала устойчивой.

Другие мастера рекомендуют выстраивать позу согласно биомеханическим законам, размещая тело с точным замерением углов наклона, соотношений центров тяжести в разных частях тела, вовлекая ум в эту тяжелую работу. Кто-то ставит рекорды по выстаиванию в этих позах, измеряя секундомером результаты.

На мой взгляд, подобное понимание этой сутры несколько отличается от того, что имел в виду Патанджали.

Внутренняя работа или внешняя форма?

Вот как я понимаю этот принцип и практикую асаны в нашей школе.

В сутрах Патанджали дается структура человека, носителей с их содержимым. Эту структурную модель можно сравнить с матрешкой.

Структура человека рассматривается как единая взаимосвязанная, целостная и взаимозависимая система. В этой системе работают саморегулирующие механизмы управления – как во всей системе в целом, так и в отдельных ее слоях.

На физическое тело проецируется информация из других слоев – носителей, которая и формирует состояние физического тела. Ментальные, эмоциональные, психические и энергетические состояния отражаются в теле в виде соответствующего мышечного тонуса, наличия психоблоков в разных зонах тела, что формирует осанку, походку и привычную позу. Все эти проявления не позволяют быть телу устойчивым – там болит, тянет, чешется, не гнется, отвлекая внимание и не удерживая долго нужную асану.

Во время практики асан мы применяем специальные коррекционные техники, которые позволяют погрузиться вниманием через физическое тело в пространство других носителей и произвести восстановление нарушенных связей, устранить психические, энергетические блоки и в итоге получить как фон состояние блаженства (удобства) и естественную длительную неподвижность без отвлечения (устойчивость). И сознание в таком состоянии способно развертываться в других носителях и совершать там необходимую работу.

Как использование дополнительных внешних приспособлений влияет на практику

Использование при выполнении асан вспомогательных приспособлений и предметов – так называемых "пропсов", которые сейчас пользуются большой популярностью, на мой взгляд, не соответствует целям йогической практики.

Физическое тело – это отвердевшая и застывшая карма, его определяют накопленные проблемы, оформленные в виде психических и энергетических блоков. Эти блоки проявляются при выполнении динамических упражнений и асан и являются диагностическим сигналом для предстоящей внутренней работы. С выявленным блоком проводится работа на разных уровнях.

Это устранение отрицательных психологических установок, привычек, блокирующих правильное движение праны по каналам и создающих негармоничное взаимоотношение сознания (информации) и материи.

Индивидуальная работа состоит в выявлении этих негативов и приведение сознания и материи в гармоничное равновесие, что обязательно скажется на проявлениях тела в выполняемых асанах. После устранения психоблоков легко выполняются невыполнимые прежде асаны или отмечается заметный прогресс в их выполнении.

Наличие костыля в виде дополнительных приспособлений избавляет ум от подобной работы, и тем самым лишает человека открывающихся возможностей к изменению, трансформации и развитию.

Согласно парадигме жизнеспособных и развивающихся систем отрицательная энтропия развивает систему, т.е. негативный импульс посылаемый телом является той самой отрицательной энтропией, побуждающей к изменению и развитию. Так не лишайте себя шанса к трансформации, используя костыли. Природа или Творец дал нам тело - ум придумал костыли для него.

Асана – это удобное положение тела в пространстве. Асаны бывают в положениях стоя, сидя, лежа на животе, лежа на спине и перевернутые.

Асана — это инструмент познания своего тела, и это же инструмент воздействия на свое тело. Асана – это красиво, приятно и, если правильно выполнено -легко!

Ишвара йога

На вопрос «Что такое Йога?» я ответила в своей статье . Там я ссылалась на одного из своих учителей – Анатолия Зенченко. Я преподаю йогу по его авторской методике – Ишвара йогу. Почему я выбрала именно его методику? Чем она хороша и в чем ее суть я расскажу в этой статье.

Самый главный плюс Ишвара йоги – ее универсальность! Это же потрясающе, абсолютно в любой асане Вы выполняете абсолютно один и тот же набор действий и асана получается, понимается, углубляется и уточняется!

Ишвара йога – это йога внутренней целостности, йога, которая учит единению со своим телом.

Главные причины, по которым у Вас не получается асана, видятся для адептов методики следующими:

  • Вы не умеете собрать воедино части тела. Пока вы переживаете, достаточно ли вы подтянули бандхи, вы теряете опору в сердцах стоп, как только вспоминаете о опоре – теряете бандхи, отдохнуть и получить удовольствие с такими потерями сложно, прогресс проблематичен, не так ли?
  • Вы не умеете привести в оптимальное состояние работу мышц-антагонистов. Ишвара йога применяет принцип АКТИВНОЙ растяжки – то есть, с использованием работы мышц антагонистов – пока Вы болтаетесь в мучениях в «шпагате» и собственной, или, страшно подумать, еще и чужой массой пытаетесь его из себя выдавить, Ишвара-йог включает в работу те мышцы, которые помогают расслабиться целевым – хотите «растянуть», а если правильно выражаться, расслабить мышцы задней поверхности бедра – напрягите переднюю, только спину выпрямите, но об этом дальше!

10 принципов работы в Асане

Асана – это процесс и направленное движение. Не форма, в которую вы себя скрутили, а положение тела, причем, и в пространстве, и во времени (то есть движении). И я Вам сейчас расскажу, почему для Ишвара-йога любое положение тела удобно!

Итак, 10 принципов работы ЛЮБОГО тела в ЛЮБОЙ асане:

Работа внутренней мускулатуры:

  1. Структура целостна, сбалансирована . Суть его в том, что какой бы специфической не казалась Вам асана (для лица, для прогиба, для «раскрытия» тазобедренных суставов….) Вы всегда выполняете ее ВСЕМ телом, работают ноги, кор, внутренняя мускулатура, все суставы, все группы мышц и все отделы мозга (мозг особенно!). Этот принцип учит тому, что вы цельны, едины всем телом и работаете изнутри своего тела, включая глубокую мускулатуру и с помощью нее управляя движением в асане;
  2. Структура имеет центр. Зачем Вам знать где центр Вашего тела? В первую очередь для осознания того, что в асане Вы работаете от центра к периферии, и центр тела всегда в районе пупка. Центр тела управляет периферией. Что бы Вы не задумали, выполнить задачу Вам будет легко, так как на занятиях Ишвара-йогой Вы научитесь ощущению центра тела в пупке, а не в пятке, макушке или иной опоре, на которую Вам вздумалось соорудить асану, и научитесь управлению телом изнутри наружу, это упрорядочит Ваше понимание собственного тела и его работы в любой асане;
  3. Основой опорно-двигательного аппарата является позвоночник. Позвоночник – основа целостности тела, в асане, в шавасане, во сне и наяву! Асана не получается тогда, когда некорректно работает позвоночник.

— Позвоночник имеет свои физиологические изгибы, 2 лордоза (поясничный и шейный изгибы вперед) и 2 кифоза (копчиковый и грудной изгибы назад), нельзя нарушать естественные физиологические изгибы, нельзя поясницу выталкивать назад в наклоне, это опасно!! Патологические физиологические изгибы (гиперкифоз, гиперлордоз) необходимо корректировать средствами йогатерапии, под руководством йогатерапевта!

— Коробка грудной клетки и коробка таза должны работать в параллельных плоскостях, седалищные кости всегда параллельны плечам, любая попытка поменять положение таза без учета грудной клетки приводит к появлению точки излома, к излишнему напряжению, тело в таких условиях Вас просто не пустит в асану.

Эти два условия не могут нарушаться в выполнении асаны, от слова «СОВСЕМ»!

  1. БАНДХИ . Бандхи, или замки, уравновешивают работу мышц-антагонистов и включают в работу глубокую внутреннюю мускулатуру, что наряду со внешней упрочняет и стабилизирует положение тела в пространстве.

Мула-бандха – корневой замок, контролирует положение нижней части позвоночника, таза и взаимодействие между ногами и туловищем через тазобедренные суставы. Именно посредством мула-бандхи Вы передаете напряжение с верхней части тела в ноги, загружаете их работой и разгружаете позвоночник, в частности – поясничный отдел.

Уддияна-бандха -брюшной замок, контроль кора изнутри, сильные мышцы снаружи, сильные, осознанные и подконтрольные мышцы внутри – поверьте мне, с таким корсетом Вам вообще нечего бояться, ни балансов, ни наклонов, ни прогибов!! Бесплатным бонусом Вам обеспечено оптимальное внутрибрюшное давление и самомассаж органов брюшной полости. Совершенно не нужно выполнять полную Уддияна-бандху, я писала о ней . В Ишвара йоге вообще никакого насилия нет, вы просто приводите мышцы в тонус, включаете в работу и начинаете наслаждаться процессом освоения асаны.

Джаландхара-бандха – горловой замок, осуществляет контроль положения шейного и грудного отделов позвоночника, головы и рук, если они в роли рычага в выполняемой асане.

  1. Принцип правильной работы с суставами. У сустава 2 функции – соединить части тела и обеспечить им движение. Для корректной работы сустава в любом положении, особенно предельном для него, его необходимо «собирать», чтобы не нарушать его кровообращение.

Работа внешней мускулатуры:

  1. Практика асан всем телом . Максимальное взаимодействие ВСЕХ частей тела. Правильное взаимодействие всего тела рождает определенное положение тела в пространстве, не зависящее от точек опоры. Это мой любимый принцип! Я люблю взять асану и крутить ее в пространстве, делая точкой опоры то руку, то ногу, то спину, то живот! Я люблю переворачивать асаны и дать понять моему занимающемуся, что это она же, та, с которой начали, и работа в ней таже!! О, эти замечательные лица, когда «доходит»!!!
  2. Пустое-полное . Принцип, учитывающий работу мышц-антагонистов. Принцип, помогающий найти напряжение и снять его, включая в работу мышцу, которая до этого «недорабатывала» перегружая своей ленью «целевую». Чем он прекрасен? Тем, что проделывая эту работу регулярно, вы устраняете функциональные дисбалансы тонуса мышц левой и правой сторон пресса, спины, грудных мышц …. я обобщу – мышц кора! Плечи начинают жить в одной плоскости, выравнивается позвоночник, стабилизируется положение таза, выравнивается нагрузка на левую и правую половинки тела – в таком теле жить удобно и красиво!
  3. Отстройка асаны от опорной плоскости . Анатолий Зенченко заверяет, что силовых асан нет, есть балансовые, просто нужно уметь совместить центр тяжести и точку опоры, и Вам покорится любой Эверест! Нужно ли говорить, что я проверила это утверждение на себе и убедилась в его истинности?
  4. Принцип симметрии и равновесия . Не только силами бандх мы выстраиваем симметричность формы, но и внешней мускулатурой, соблюдая параллельность таза и грудной клетки, выстраивая баланс и добиваясь единой структуры, в работе все тело, а главное – мозг!
  5. Универсальный принцип наружной мускулатуры . На занятиях Ишвара йогой все постоянно что-то выталкивают и притягивают, физика и физиология столкнулись в зале на ковриках, для приведения воедино центра тяжести и точки опоры, для создания формы и успешного перехода из нее в другую форму.

Что мы отталкиваем, а что притягиваем? Зачем? Как? Я Вам не расскажу! И вот почему – я Вас не вижу! И рассказать Вам, как работать с телом, но не проконтролировать, я просто не имею морального права. Для меня ответственность – дать Вам прямые указания для выполнения асаны, даже не убедившись, что Вам она не противопоказана, например!

Какой у Вас выход? Все просто!

Наберите в любом поисковике «Ишвара йога», выберите симпатичную Вам мордашку, преподающую в Вашем городе, и скорее к ней заниматься! Мне будет приятно, если симпатична Вам я, например, но помимо меня в одном только Питере сколько их (!!!), убедитесь сами!!! И добро пожаловать на занятия!

Будьте здоровы и практикуйте с удовольствием!!