Божья рыба. Смысл древне-христианских символов, изображенных вокруг свято-ильинского храма

ПОДЕЛИЛИСЬ

В колоде Райдера-Уайта рыба есть на рисунках каждой придворной карты масти Чаш - Паж Кубков, Рыцарь Кубков, Дама Кубков и .

Символика Рыбы в картах Таро

Когда мы рассматриваем значение символа Рыбы в Таро, мы входим в царство стихии воды и эмоций, где основную роль играют желания, мечты и интуиция. На картах мы видим Рыбу в кубке, что позволяет говорить о глубоко волнующих стремлениях и изменениях в психике или душе человека.

Рыба намекает, что человек воспринимает мир через личные чувства, она иллюстрирует перемещения в эмоциональном мире. Когда Рыба оказывается на суше, она задыхается, но в своей стихии она может маневрировать как угодно, не зная границ, ведь все воды связаны между собой. Это говорит об общей непрактичности придворных карт Кубков - они компенсируют это пониманием чувств человека и его эмоций.

В мировых культурах Рыбу часто связывают с женским началом и луной. Две рыбки - йони, индийский символ воспроизводства и плодородия. В доисторические времена фигурки рыбы напоминают фаллос, что позволяет считать Рыбу символом и мужской, и женской сексуальности или даже символом гермафродита.

Стоит отдельно упомянуть также колоду карт Ленорман, где есть отдельная карты Рыба. Она отвечает Королю Пентаклей и символизирует улов, прибыль, успешное завершение дел, урожай.

Ключевые значения символа рыбы

  • Умение контролировать свои эмоции
  • Выражение эмоций без слов, «молчаливый разговор»
  • Развитая интуиция, которое направляет человека в нужную сторону
  • Гибкость - умение реагировать на изменения окружающей среды
  • Способность усваивать информацию
  • Плодородие, сексуальный инстинкт и воспроизведение потомства

Символ рыбы в картах Таро

  • Значение Рыбы в Паже Кубков: У Вас есть все средства, чтобы обуздать свою страсть и сублимировать её в творческом направлении
  • Значение Рыбы в Рыцаре Кубков: Голубой плащ, украшенный алыми рыбами, отсылает нас к астрологическому знаку Рыб, что символизирует победу духа над материей
  • Значение Рыбы в Даме Кубков: Плодородие, материнское чувство, возможная беременность и готовность помогать другим
  • Значение Рыбы в Короле Кубков: Вы находитесь в гармонии со своими переживаниями и управляете своими эмоциями

Связь символа Рыбы с божествами в разных мировых культурах

Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности. Рыбообразный Эа изображался у постели больного ребёнка.

Древневавилонский бог плодовитости и урожая Саннес каждую ночь превращался в рыбу и уплывал в море.

В Египте рыба представляла бога Озириса, повелевавшего водами Нила, который давал стране жизнь. В Древнем Египте на рыбу, как пищу для фараонов и касты жрецов, было наложено табу.

У греков - атрибут Афродиты, символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых.

В Древней Греции бытовало поверье, что души умерших могут переселяться в рыб, и если такая душа увидит беременную женщину, то способна переселиться в плод, обрести очередную жизнь.

У римлян рыба являлась эмблемой Венеры и символизировала пиршества в предстоящей благословенной жизни.

У скандинавов рыба - атрибут Фригга как символ любви и плодовитости.

У славян хозяином рыб и «рыбным пастухом» считают водяного. Он перегоняет стада рыб из одних озер и рек в другие, охраняет их, заключает с рыбаками договор о рыбе и помогает им в ловле. Но если его рассердить, он не напустит рыбу в сети, спутает и порвет невод, накажет за ловлю рыбы ночью. Водяной и сам появляется в облике рыбы - щуки, сома или осетра.

Щука или золотая рыбка появляется в славянском фольклоре,
как персонаж исполняющий желания.

В карело-финском эпосе «Калевала» главный герой Вайнемяйнен отыскал «искру жизни» в окуне, которого проглотил лосось, а того, в свою очередь, проглотила огромная щука.

В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. В Китае рыба символизирует изобилие (слова рыба и изобилие звучат одинаково в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора.

У японцев карп созвучен со словом и атрибутом Гуань-Ина, божества, спасающего людей от всевозможных бедствий, покровительницы детей и родов.

Рыба считалась вместилищем бога Вишну в древнеиндийской мифологии. Именно в этом образе Вишну был учителем Ману, праотцом всех народов и его избавителем от Всемирного Потопа.

В буддизме символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей.

С рыбами связаны и судьбы библейских персонажей: Товия и Ионы. Первого гигантская рыба только хотела сожрать, второго же проглотила, тем самым, лишив возможности ускользнуть от выполнения веления самого Бога. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Книга Ионы 2: 1).

Легенда об Ионе символизирует перерождения человека
после встречи с глубоким слоем своей души

Все четыре канонических Евангелия представляют Христа и его учеников-апостолов, как «ловцов человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10). «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47). Поэтому Рыба для первых христиан стала символом Христа и Церкви.

Нет нужды распространяться об эзотерическом значении слова Рыба (ибо это сделали Пэйн Найт, Инман, Джеральд Мэсси и другие). Теологическое значение его фаллично, но метафизическое божественно. Иисус был назван Рыбою, так же как Вишну и Вакх; ΙΗΞ, «Спаситель» Человечества, есть лишь монограмма Бога Вакха, который тоже именовался ΙΧΘΥΞ, Рыбой .

Хорошо известно, что самыми ранними христианскими эмблемами – прежде чем были совершены попытки изобразить телесный вид Иисуса – были Агнец, Добрый Пастырь и Рыба. Происхождение последней эмблемы которая так смущала археологов, становится таким образом понятным. Весь секрет заключается в том легко улавливаемом факте, что, несмотря на то, что в «Каббале» царь-мессия называется «Толкователем», или Раскрывателем тайны, и указан, как пятая эманация, в «Талмуде» – по причинам, которые мы сейчас объясним – мессия очень часто обозначается как «Даг», или рыба. Это – наследие от халдеев, и относится – как показывает само имя – к вавилонскому Дагону, человеку-рыбе, который был наставником и толкователем для людей, которым он показывался. Абарбанель объясняет это имя, утверждая, что знаком времени прихода его (мессии) «является соединение Сатурна и Юпитера в знаке [зодиака] Рыб». Поэтому, так как христиане намеревались отождествить своего Христоса с мессией Ветхого Завета, – они приняли его столь охотно, что забыли, что его истинное происхождение можно проследить еще дальше назад, чем вавилонский Дагон. С каким пылом и подробностями ранние христиане объединяли идеал Иисуса с каким только можно каббалистическим и языческим учением, можно заключить из слов Климента Александрийского, обращенных к своим единоверцам.

Когда они обсуждали выбор наиболее подходящего символа, который напоминал бы им об Иисусе, Климент посоветовал им следующими словами: «Пусть резьба на гемме вашего кольца изобразит или голубя или лодку, гонимую ветром (аргха), или рыбу». Находился ли этот добрый отец, когда писал это, под впечатлением воспоминания об Иошуа, сыне Навина (называемом Иисусом в греческой и славянской версиях), или же он забыл действительное толкование этих языческих символов? Иешуа, сын Нана или Нави (Navis) мог с полным правом присвоить изображение корабля или даже рыбы, так как Иешуа означает Иисус, сын бога-рыбы; но, поистине, было слишком рискованно связывать эмблемы Венеры, Астарты и всех индусских богинь – аргху, голубя и рыбу – с «непорочным» рождением своего бога! Это выглядит так, как будто в дни раннего христианства делали очень малое различие между Христом, Вакхом, Аполлоном и индусским Кришной, воплощением Вишну, с первым аватаром которого родился символ рыбы.

В «Хари-Пуране», в «Бхагавадгите», так же как и в нескольких других книгах, бог Вишну показан как принявший форму рыбы с человеческой головой для того, чтобы восстановить Веды, утерянные во время потопа. Дав возможность Вишвамитре спастись в ковчеге вместе со всем своим племенем, Вишну, жалея слабое и невежественное человечество, остался с ними некоторое время. Именно этот бог научил их строить дома, обрабатывать землю и возносить благодарность непознаваемому божеству, которого он представлял, путем построения храмов и учреждения постоянного поклонения: и так как он все время оставался полу-рыбой, полу-человеком, то при каждом закате солнца он возвращался в океан, где проводил ночи.

«Он есть тот», – говорит священная книга, – «кто учил людей после потопа всему тому, что было необходимо для их счастья. Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил Брахм тайнам всех вещей» («Хари-Пурана»).

До сих пор мы видим в этом повествовании двойник повествования, данного вавилонским Беросом об Оанне, рыбе-человеке, который является никем иным, как Вишну – если только мы не поверим, что Халдея цивилизовала Индию!

< ... >

Может быть, мы можем пролить добавочный свет на смущающий вопрос по поводу символа рыбы, если напомним читателю, что согласно «Бытию» первое из сотворенных живых существ, первым типом животной жизни была рыба.

«И сказал элохим: «Пусть воды порождают изобильно движущихся тварей, обладающих жизнью» ... И Бог сотворил великих китов... и было утро и вечер пятого дня». < ... >

«Большая Рыба» – это Cetus , латинизированная форма от Кето – κητω, а кето есть Дагон, Посейдон, женским родом которого является Кетон Атар-гатис – сирийская богиня и Венера из Аскалона. Фигуру или бюст Дер-Кето или Астарты обычно ставили на носу корабля. Иона (греческий Иона или голубь, посвященный Венере) бежал в Яффу, где поклонялись богу Дагону, человеку-рыбе, и не смел отправиться в Ниневию, где почитали голубя.

< ... >

Следует отметить то, что это двойное обозначение «Мессия» и «Даг» (рыба) талмудистов вполне можно применить к индусскому Вишне, «Сохранящему» Духу, второму лицу брахманистской троицы. Это божество, уже проявившееся, все еще рассматривается, как будущий Спаситель человечества, и является избранным Искупителем, который появится в своем десятом воплощении или аватаре, наподобие Мессии евреев, чтобы повести вперед благословенных и вернуть им первичные Веды. В своем первом аватаре Вишну якобы явился человечеству в виде рыбы. В храме Рамы имеется изображение этого бога, которое полностью отвечает описанию Дагона, данному Беросом. У него тело человека, высунувшегося изо рта рыбы, и в своих руках он держит утерянную Веду. Кроме того, Вишну является в одном значении богом воды, Логосом Парабрахмы; так как эти три личности проявленного божества постоянно обмениваются своими атрибутами, то мы видим его в том же самом храме представленным возлежащим на семиглавом змие, Ананте (вечность), и движущимся, подобно Духу Божию, над первичными водами.

СМЫСЛ ДРЕВНЕ-ХРИСТИАНСКИХ СИМВОЛОВ,
ИЗОБРАЖЕННЫХ ВОКРУГ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА.

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам первых гонений на Церковь в Римской империи.

Мозаики пола времен Константина и Елены в базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Агнец, Крест, виноградная лоза, корзина с хлебами, чаша, голубь, Добрый Пастырь, лилия, павлин, рыба, феникс, якорь, пеликан, орел, хризма, петух, лев, оливковая ветвь, альфа и омега - вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.

Мозаичный пол с изображением виноградных листьев и гроздий, несущих евхаристический смысл, дополнением к которому служат изображения Евхаристических чаш и рядом с ними плодов гранатовых яблок - одного из вариантов плодов Древа Жизни.

Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых зашифрованных изображений, эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос.

В 2012 году, в ходе работ по благоустройству территории Ильинской горы, с западной и восточной, северной и южной стороны Свято-Ильинского храма с помощью декоративного мощения были изображены древне-христианские символы: лилия, хризма, рыба и якорь. Что же они означают?

Изображенная в декоративном мощении перед входом в храм лилия является символом невинности и чистоты, символом любящей Бога души. В Книге Песни Песней сказано, что ветхозаветный храм Соломона был украшен лилиями. По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу, несмотря на жестокие гонения.

Так и нам должно входить в храм Господень с чистыми и кроткими сердцами, если мы хотим принять участие в Божественной Литургии и достойно приобщиться Святых Христовых Таин.

ХРИЗМА.

Хризма или хрисмон - монограмма слова Христос, что значит Помазанник, Мессия, и которая состоит из двух начальных греческих букв этого слова "ΧΡΙΣΤὈΣ" - "Χ" (хи) и "Ρ" (ро) , наложенных одна на другую. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы "а" и "ω". Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1:8) .

Монета императора Магненция с изображением хризмы.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках, в том числе напольных, и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что ее происхождение связано со словами Апокалипсиса: "печать Бога живаго" (Откр. 7:2) . Греческое название монограммы "crisma" (собств. "помазание", "миропомазание") может переводиться как "печать".

Монограмма Христа на полу древне-христианской базилики Хрисополитисса.

В среде славянских народов древне-христианская хризма приобрела новый смысл, став символом Боговоплощения или Рождества Христова, по первым буквам, - "Р" и "Х" - его славянского написания.

Хризма на южной стороне Свято-Ильинского храма в Выборге

РЫБА.

Рыба - один из самых ранних и наиболее распространенных христианских символов. "Ихтис" (др.-греч. Ἰχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεού Ὺιὸς Σωτήρ(Иисус Христос Сын Божий Спаситель) , то есть выражает в краткой форме исповедание Христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью Учеников Христовых, некоторые из которых были рыбаками.

При этом и сами христиане часто изображались символическим образом - в виде рыбок. Один из ранних отцов Церкви Тертуллиан писал: "Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми".

Символическое изображение рыбы имеет также евхаристическое значение. В древнейшей части катакомб Каллиста исследователи обнаружили четкое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это - евхаристический символ, обозначающий Спасителя, Который дарует людям пищу спасения, новую жизнь.

Древняя мозаика, изображающая ступу с хлебами и рыбами, которыми Господь накормил страждущих, находится в Алтаре рядом со священным камнем. На камне, как предполагают некоторые исследователи Нового Завета, Спаситель стоял, когда благословлял рыбу и хлеб перед насыщением ими народа.

В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы часто встречается в сочетании с другими символами и означает насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9) , а также трапезу, приготовленную Спасителем для Апостолов по Его Воскресении (Ин. 21:9-22) на берегу Тивериадского озера.

Древне-христианский символ рыбы с восточной
стороны Свято-Ильинского храма в Выборге

ЯКОРЬ.

В раннехристианском искусстве якорь являлся символом надежды. Источником для возникновения этого образа послужило Послание к евреям св. Апостола Павла, где мы можем найти следующие слова: "Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (6:17-20) . Таким образом, якорь является для нас атрибутом персонифицированной надежды на спасение во Христе Иисусе от вечной смерти.

Напольная мозаика Морского собора.

Якорь, как древне-христианский символ надежды с северной стороны Свято-Ильинского храма в Выборге.

Со временем, Единая неразделенная Церковь Христова своим соборным разумом 82-м правилом Шестого Вселенского собора отвергла образ Агнца, как символ Крестной Жертвы Христовой: "На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительной смерти, и сим образом совершившегося искупления мира".

Также, 73-м правилом того же Собора Церковь запретила изображать Животворящий Крест Христов на земле: "Поелико Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих…".

Но, сегодня, когда современные средства информации, казалось бы, дают неисчерпаемые возможности для познания собственной Веры, неведомо откуда, появились несчастные«ревнители» собственного невежества, которые от воспаления еще неизжитых страстей прежней жизни стали хулить изображенные по четырем сторонам Свято-Ильинского храма древне-христианские символы, ложно утверждая, что их изображения на земле запрещены 73-м правилом Шестого Вселенского собора. Однако, как мы можем видеть из текста этого правила, Церковь запрещает изображать только Животворящий Крест Христов на земле, даже намеком не упоминая другие древне-христианские символы. Более того, это правило говорит именно о "Животворящем Кресте", а не о всяком ином, простом или декоративном, перекрестии линий. Потому что из трех, найденных равноапостольной царицей Еленой крестов, только один, - Крест Христов, - был Животворящим и достойным поклонения. Два других креста, среди которых был и крест благоразумного разбойника, который, по слову Господнему, первым вошел в райские обители, не были Животворящими и не являлись предметом поклонения для Церкви.

Опять же, если мы будем видеть Животворящий Крест Господень в любом перекрестии линий, то вынуждены будем отказаться от пользования транспортом и дорогами, которые постоянно перекрещиваются, как, впрочем, и тротуарами, которые неизбежно заканчиваются пешеходными переходами на перекрестках. Одновременно, к великой радости противников нашей веры, мы будем вынуждены прыгать как блохи, случайно оказавшись в перекрестии швов плиточных полов в общественных местах.

Поэтому Церковь издревле, изображая Животворящий Крест Господень, двумя дополнительными перекладинами и надписанием на них указывает на то, что сей крест есть не просто декоративное перекрестие линий или орнаментов, а есть образ Животворящего Креста Христова, которым мы спасены "от работы вражия".

Что же касается других древне-христианских символов, то, повторим, Церковь никогда не запрещала их изображение как на стенах, так и на полах христианских храмов, кроме как во времена позорного торжества иконоборчества. Те же, кто будучи заражен гордостным самомнением, вопреки всей традиции Единой неразделенной Церкви, ревнует о своих невежественных мнениях о недопустимости изображения христианских символов в православном храмостроительстве не только на стенах, но и на земле, уподобляется древним фарисеям, которые, вместо наблюдения за исполнением заповедей Божиих, самовольно приняли держаться ложного благочестия: "наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей" (Марк. 7:4) .

И таковые показывают себя подобными не только древним фарисеям, но и обнаруживают себя новыми иконоборцами, которые, будучи заражены тайным манихейством, забыли о том, что все сотворено "добра зело" (Быт. 1:31) ; и что мы сотворены из праха земного, который доныне "попираем" нашими ногами; и что Господь, в Своем Святом Воплощении, воспринял эту нашу телесность из праха земного, приобщив ее к Своему нетленному Божеству; и что Господь омыл в Своих Таинствах не только наши головы, но и ноги, что ясно показал на примере Петра (Иоан. 13:6-10) ; и что Бог есть не только Бог Неба, но и земли (Откр. 11:4) ; и что в день Святого Богоявления мы освящаем святой агиасмой не только стены наших жилищ, но и "во всяких местах, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть"; и что в будущий век, предсиянием которого наполнены наши храмы, "Бог будет все во всем" (1Кор. 15:28) - таковые желают отнять у нас не просто благолепие, но богатство благодатных и спасительных символов, наполняющих наши храмы, уподобив их печальному запустению протестантских кирх.

Более того, если нам следовать логике этих новых иконоборцев, то следует запретить архиерейские службы. Потому что епископы Церкви на богослужениях стоят не иначе как на орлецах, на которых изображен древне-христианский символ орла в сиянии благодати и город со святыми храмами, и которые, если верить басням новоявленных иконоборцев, предстоятели поместных Церквей в "постыдном неведении" об истинном благочестии "попирают" ногами. Но мы знаем, что где епископ, там и Церковь, и где нет епископа, там нет и Церкви. Что же нам теперь в угоду новым иконоборцам оставить Церковь? Да не будет этого!

Самое же печальное, что таковые лжеучителя, «не входя дверью во двор овчий» (Иоан. 10:1) , обольщают сердца простодушных и сеют разделение в единое Тело Церковное. Для них полезно будет хорошо помнить и не забывать совсем другое правило этого же Шестого Вселенского собора, - 64-е, - которое гласит: "Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго".

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма города Выборга
протоиерей Игорь Викторович Аксёнов.

Инструкция

Сторонники первой теории утверждают, что рыба была избрана символом новой веры и опознавательным знаком среди ранних христиан, поскольку греческое написание этого слова составляет акроним главного догмата христианской веры. «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» - таково было и остается по сей день вероисповедание христианства, а первые этих слов на греческом (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ) образуют слово Ίχθύς, «ихтис», «рыба». Согласно этой теории, ранние христиане, изображая знак рыбы, исповедовали свою веру и одновременно узнавали единоверцев. В романе Генрика Сенкевича “Quo vadis” есть сцена, в которой грек Хилон рассказывает патрицию Петронию именно эту версию происхождения знака рыбы как символа христиан.

Согласно другой теории, знак рыбы у ранних христиан являлся символическим обозначением последователей новой веры. В основе этого утверждения лежат нередкие упоминания рыбы в проповедях Иисуса Христа, а также в Его личных беседах со своими учениками, впоследствии апостолами. Он метафорически называет людей, нуждающихся в спасении, рыбами, а будущих апостолов, многие из которых были прежде рыбаками – «ловцами человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10) «Перстень рыбака» Папы Римского, один из главных атрибутов облачения, имеет то же происхождение.
В библейских текстах также утверждается, что только рыбы пережили Всемирный потоп, насланный Богом за грехи людей, не считая укрывшихся в Ковчеге. В начале эры история повторилась, греко-римская цивилизация переживала чудовищный кризис нравственности, и новая христианская вера была призвана стать спасительными и вместе с тем очищающими водами нового «духовного» потопа. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

Заслуживает внимания также теория о том, что рыба стала символом христианства благодаря своей основной, пищевой функции. Новое вероучение прежде всего распространялось среди самой угнетенной части населения. Для этих людей простая пища вроде рыбы была единственным спасением от голодной смерти. Именно в этом некоторые исследователи видят причину, почему рыба стала символом спасения и от смерти духовной, хлебом новой жизни и обещанием жизни после смерти. В качестве доказательств сторонники этой теории приводят многочисленные изображения в римских катакомбах в местах совершения обрядов, где рыба выступала как евхаристический символ.

Большинство рыб имеет большие и круглые глаза, но устроены они совершенно не так, как у других животных. В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо и как способны видеть рыбы.

Инструкция

Зрение рыб устроено таким образом, что они могут с легкостью видеть цвета и даже различать оттенки. Тем не менее видят они несколько по-другому, в от обителей суши. При вверх рыбы способны видеть все без искажения, но если в сторону, прямо или под углом, искажается из-за сред воды и воздуха.

Максимальная видимость у обитателей водной стихии не превышает 10–12 метров в прозрачной воде. Нередко данное расстояние сокращается еще больше из-за наличия растений, изменения цвета воды, повышенной мутности и т.д. Наиболее четко рыбы различают предметы на расстоянии до 2 метров. Из-за особенности строения глаз, подплывая к поверхности воды, рыбы начинают видеть объекты, словно через .

Лучше всех способны видеть хищники, обитающие в прозрачных водах - хариус, форель, жерех, щука. Некоторые виды, питающиеся донными организмами и планктоном (лещ, сом, угорь, судак и др.), имеют в сетчатке глаза особые светочувствительные элементы, способные различать слабые световые лучи. За счет этого они могут довольно хорошо видеть и в темноте.

Находясь около берега, рыбы очень хорошо слышат рыболова, но не видят его из-за преломления луча зрения. Это делает их уязвимыми, поэтому большую роль

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии - этом центре аллегорического толкования - впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9-11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия - на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36-37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17-21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»

(Педагог. Заключение)