Дим МАК (искусство поражения нервных центров). Легкое прикосновение смерти

Дим МАК - отсроченная смерть , чисто китайское боевое искусство, но ее аналоги существуют в Индии, Hепале, Тибете, Лаосе, Цейлоне. Вьетнамские, камбоджийские и японские системы берут свое начало в китайской, также как и бирманские («Бандо») и индонезийские («Пенчак»).

Когда в Китай впервые начали прибывать европейцы (а это в основе были люди уважаемые - послы, флотоводцы боевых эскадр и т. д.), то им среди прочих «чудес» Поднебесной империи было показано искусство Дим МАК, как образец совершенства боевого искусства и переходная ступень к общему овладению энергетикой тела и духа.

Однако гостями это было воспринято совершенно иначе: воспитанные на силовом английском боксе, они с пренебрежением отнеслись к показанному. Более того - именно тогда в Европу и Америку ушло выражение «китайский бокс», носившее пренебрежительный оттенок. Действительно, что могло сказать боевому английскому или американскому моряку какое-то тыканье пальцами, когда он по опыту знал, что противника не всегда остановишь ударом кулака.

Широкому распространению Дим МАК по всему миру мешало также и то, что даже далеко не все китайцы посвящались в секреты этого вида боя . Учителя проводили тщательный отбор учеников, выбирай не только наиболее физически подготовленных, но и самых уравновешенных, воспитанных и не лишенных чувства справедливости.

Обучение продолжалось долгое время. Ученики обучались не только боевой интерпретации этого искусства, но и лечебной . С уверенностью можно сказать, что «выпускник» школы Дим МАК был гармоничной личностью.

Под строжайшим запретом было неконтролируемое использование приемов этой системы, когда обладающий знанием мог применить или не применить его. Более того, каждой атаке, в зависимости от ее степени, соответствовал равноценный отпор. Работа по смертельным точкам разрешалась лишь в том случае, когда с намерением убить нападало большое количество противников. В иных случаях применение данных воздействий категорически воспрещалось.

Даже по отношению к предателям, - а ученики давали клятву о неразглашении, - применялся лишь остракизм . Впрочем, для китайца гражданская смерть была, пожалуй, страшнее реальной, как правило, подвергшийся этому наказанию, оканчивал жизнь самоубийством.

Данная система позволит вам избежать всеобщего заблуждения. Имея определенные навыки в каком-либо виде боевого искусства, вы сможете вполне овладеть системой Дим МАК , конечно, при условии старания и упорства, делая, таким образом, шаг вперед от внешнего стиля боя к более высокому - Дим МАК. Это позволит вам затем перейти к чисто внутренним стилям, овладение которыми означает управление энергией тела.

Основа философии Дим-мак, - мудрость древних даосов. Отсюда столь явная тяга системы к «внутренним» стилям боя, органической и неотъемлемой частью которых она является. Конечно же, самые первые уровни мастерства Дим-мак могут быть применимы и применяются внешними стилями, но там, где «ступени пронзают облака» в «заоблачных высях» применения энергетики, там царствуют внутренние стили.

Свирепый закон «отмирания лучшего», то мрачное правило жизни, что называется в Шоу «увяданием цветов», наложило свой отпечаток и на эту систему. Именно в силу этих эмпирически найденных закономерностей, под действием подлых обстоятельств в первую очередь гибнут благородные, добрые и хорошие дела и люди, а поистине ценное имеет столь малое распространение, что грозит исчезнуть совсем.

И только благодаря огромным жизненным силам, таящимся в справедливости, доброе и хорошее не исчезает насовсем. Но не будем отвлекаться на обсуждение философских доктрин Шоу, а постараемся ответить на вопрос, почему самые эффективные системы древности не распространялись по свету подобно их ущербным сестрам.

Этому способствовало несколько причин:

1. Секретность. Системы оберегались и использовались как грозное оружие.

2. Вражда школ и кланов. Мастера каждой школы стремились расправиться в первую очередь с теми представителями враждебных групп, кто знал наиболее аффективные методы нападение или защиты.

3. Высокие требования, предъявляемые к ученикам . В комплексе требований учитывались не только физические, психические и умственные качества ученика, но также и моральные его качества и принадлежность к определенной группе людей и многое, многое другое.

4. Сложность подобных систем. Много сил и времени приходилось затрачивать обучающемуся, чтобы достигнуть хотя бы средних ступеней знания, не говоря уже о высших.

5. Клятвы, обеты и ритуалы, сопровождающие жизнь человека из клана. Следование определенным принципам, канонам также препятствовало распространению знаний системы. Приведу лишь пару примеров из сотен ситуаций подобного рода.

Техника Дим Мак

Техника Дим Мак строится на базе приемов (ударов) по нервным точкам на человеческом теле , которых множество. Стимуляция энергетических точек приводит к летальному исходу.

Немного фактов и легенд, историй.

Случай с Брюсом Ли, который произошел во время съемки одного из последних его фильмов . Он долго отрабатывал один из трюков и никак не мог добиться того, чего он хотел. Неожиданно из массовки к Брюсу подошел незнакомец и предложил ему очень эффектный вариант исполнения трюка. Заинтересовавшись, Ли вышел с ним на съемочную площадку.Они стояли друг напротив друга, когда незнакомец внезапно нанес Брюсу короткий, но очень сильный удар в голову . Актер потерял сознание и рухнул как подкошенный.

Во время столпотворения, когда все бросились к лежащему Брюсу, человек, нанесший удар, словно растворился в воздухе . Выяснилось, что его никто не знал, и он не был зарегистрирован на массовке. Позже один из гримеров вспомнил, что в тот день в раздевалку зашел человек, взял свою одежду и произнес странную фразу: «Он должен умереть!»

Многие считают, что незнакомец был киллером «Триады», владеющим техникой ударов отсроченной смерти . После такого удара человек может умереть и через 2 месяца, и через годы с момента удара, всё зависит от того, какую программу ввел в организм жертвы мастер смертельного касания. Возможно, именно этот удар таинственного незнакомца и стал причиной смерти Брюса Ли.

Некоторые исследователи биографии знаменитости считают, что Брюс регулярно платил дань мафиози из «Триады» , которые когда-то, возможно, дали деньги на его первые фильмы. Но настал день, когда Маленький Дракон решил, что он отдан все с лихвой и отказался от «опеки» мафии. Вот почему его ранняя смерть кажется очень странной, ведь она последовала почти сразу после его разрыва с мафией.

Ученик, достигший высокого мастерства, получает право стать учителем и подбирает себе ученика. Но кандидатуру ученика должен одобрить учитель будущего учителя. А тот не успевает того сделать, так как умирает в результате несчастного случая, вследствие поединка или по какой другой причине.

Скорбящий по учителю ученик никогда уже не станет учителем и никому не передаст своих знаний, так как его выбор не был и не мог быть одобрен его учителем. Следовательно, главный экзамен жизни - выбор продолжателя - он не сделал, так как не знает и не сможет узнать, годится ли ему в ученики его же избранник, или нет.

Второй пример. Обычай школы запрещает брать в ученики (что во многих школах равносильно усыновлению) людей со стороны , не связанных кровными узами с «хранителем знания». А тому бог послал дочку, и возможно не одну, и при этом ни одного сына. Или другая ситуация - сын имеется в наличии, но не отвечает всем требованиям школы. Все! Путь знания прерван. Боевое искусство Дим Мак потеряно для потомков. А может и нет, одна из историй смерти легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли говорит об обратном.

Сегодня в мире уже достаточно известно о древнем китайском искусстве ведения рукопашного боя кун-фу. К сожалению, все больше и больше прослеживается тенденция к превращению этого весьма совершенного боевого искусства в один из видов спорта, что в корне противоречит истинному его предназначению, изначально заложенному в него его создателями. Восток понимает дао кун-фу как путь развития духа через совершенствование тела овладение его внутренними силами и полное раскрытие и использование всех его потенциальных возможностей. Они чрезвычайно велики и лишь штрихом в общей картине являются боевые искусства. Из всего этого становится ясно, что уподобление кун-фу своеобразным гладиаторским боям не может принести положительных результатов.

Когда в Китай впервые начали прибывать европейцы (а это в основе были люди уважаемые - послы, флотоводцы боевых эскадр и т. д.), то им среди прочих "чудес" Поднебесной империи было показано искусство Дим МАК, как образец совершенства боевого искусства и переходная ступень к общему овладению энергетикой тела и духа. Однако гостями это было воспринято совершенно иначе: воспитанные на силовом английском боксе, они с пренебрежением отнеслись к показанному. Более того - именно тогда в Европу и Америку ушло выражение "китайский бокс", носившее пренебрежительный оттенок. Действительно, что могло сказать боевому английскому или американскому моряку какое-то тыканье пальцами, когда он по опыту знал, что противника не всегда остановишь ударом кулака.

Здесь интересно отметить, что даже тогда, когда в Европе и Америке стали всерьез интересоваться боевыми восточными системами, Дим МАК долгое время считался лишь одним из внешних стилей кун-фу, построенным на технике открытой руки.

Широкому распространению Дим МАК по всему миру мешало также и то, что даже далеко не все китайцы посвящались в секреты этого вида боя. Учителя проводили тщательный отбор учеников, выбирай не только наиболее физически подготовленных, но и самых уравновешенных, воспитанных и не лишенных чувства справедливости. Обучение продолжалось долгое время. Ученики обучались не только боевой интерпретации этого искусства, но и лечебной. С уверенностью можно сказать, что "выпускник" школы Дим МАК был гармоничной личностью.

Под строжайшим запретом было неконтролируемое использование приемов этой системы, когда обладающий знанием мог применить или не применить его. Более того, каждой атаке, в зависимости от ее степени, соответствовал равноценный отпор. Работа по смертельным точкам разрешалась лишь в том случае, когда с намерением убить нападало большое количество противников. В иных случаях применение данных воздействий категорически воспрещалось. Даже по отношению к предателям, - а ученики давали клятву о неразглашении, - применялся лишь остракизм. Впрочем, для китайца гражданская смерть была, пожалуй, страшнее реальной, как правило, подвергшийся этому наказанию, оканчивал жизнь самоубийством.

Дим МАК - чисто китайская система, но ее аналоги существуют в Индии, Непале, Тибете, Лаосе, Цейлоне. Вьетнамские, камбоджийские и японские системы берут свое начало в китайской, также как и бирманские ("Бандо") и индонезийские ("Пенчак").

Данная система позволит вам избежать всеобщего заблуждения. Имея определенные навыки в каком-либо виде боевого искусства, вы сможете вполне овладеть системой Дим МАК, конечно, при условии старания и упорства, делая, таким образом, шаг вперед от внешнего стиля боя к более высокому - Дим МАК. Это позволит вам затем перейти к чисто внутренним стилям, овладение которыми означает управление энергией тела.

Здесь не приводится философия Дим МАК. Это вызвано тем, что краткое изложение не может принести реальной пользы. Для тех, кого это интересует, можно рекомендовать книги "Дао-Дэ-Цзин" и "Ицзин" ("Книга о Дао - пути и благой силе - дэ и "Книга перемен").


Принципы подготовки и ведения боя в Дим-Мак

Первым и наиважнейшим принципом является правильное дыхание. Именно пользуясь правилами правильного дыхания, необходимо выполнять все упражнения и приемы. Правильное дыхание есть глубокое дыхание, иногда его называют брюшным.

Воздух втягивается через нос. Вначале воздухом заполняется нижняя часть легких (при этом живот подается вперед, выпячива-егся). Затем заполняется средняя часть легких, и, наконец, верхняя. Выдох делается в обратном порядке - вначале воздух выдыхается верхней частью, затем серединой и, под конец, нижней частью легких.

По это общее понятие глубокого (брюшного) дыхания. Для развития правильного глубокого дыхания автор рекомендует следующие упражнения:

  1. Выполните полный вдох по вышеуказанной методике, затем задержите дыхание на 10-15 секунд. По их истечению сделайте глубокий выдох.
  2. Встаньте прямо, положите ладони на бока (правую на правый, левую на левый). Сделайте глубокий вдох, начиная медленно выдыхать воздух, несильно сжимайте ребра. Подобные упражнения требуют умеренности.
  3. Встаньте прямо. Выполните глубокий вдох, задержите дыхание, вытяните руки вперед, на уровне плеч (кулаки сжаты). После этого одним движением отведите руки назад, затем вперед (всего 5-6 раз). По окончании сделайте интенсивный выдох через рот. (Не более 3-4-х подходов, не чаще 3-х раз в неделю).
  4. Практикуя Дим-мак, вы можете столкнуться с необходимостью унять боль илн "реанимировать" пораженную точку. Для этого существует как воздействие надавливанием на определенную точку, так и дыхательный метод, который приведен ниже;

  5. Почувствовав поражение какой-либо точки или участка тела, сделайте глубокий вдох и, задержав дыхание, направьте поток Ци в пораженный участок. Вместе с выдохом выбросьте из организма боль.

Подобное дыхание позволит вам, сохранившему самообладание, сохранить надлежащую боеспособность и за несколько вдхов-выдохов восстановить равновесие в организме.

Во время проведения всех упражнений, в том числе и дыхательных, необходимо быть открытым для потока ЦИ.

Что же такое Ци? Ци - это мировая энергия, которая пронизывает все и находится во всем, в то же время нигде не задерживаясь, постоянно находясь в движении. Здоровый человек - это человек, в котором свободно циркулирует Ци, равномерно пронизывая все тело. Понятие сверхсилы - это понятие сконцентрированной в одном месте и направленно выброшенной Ци.

Энергия Ци концентрируется в точке "ци хай" (море энергии), расположенной анатомически в районе низа живота, на расстоянии около 3 см от пупка. Там находится как бы ее кладовая. Безусловно, что при правильном дыхании в "ци хай" накапливается повышенное количество энергии. Начинающим изучение, как правило, предлагают мысленно представить, как скопление энергии (в виде массы искр) со всех сторон свободно проникают в организм и скапливаются в "ци хай",

Концентрация

Чрезвычайно важно не только уметь воспринимать энергию, но и накапливать ее. Боец должен еще и молниеносно генерировать огромное количество энергии для поражения противника. Для умения ощущать и направлять ее существует ряд упражнений, в том числе следующие:

  1. Сядьте на пол в темной комнате в свободную позу перед зажженной свечой. Полностью абстрагируйтесь от всего окружающего ваше тело и занимающего ваши мысли, и сконцентрируйтесь на пламени (конкретно - на самой яркой точке) горящей свечи, стараясь полностью "перенестись" туда и почувствовать максимальное полное отождествление. Смотрите на пламя, стараясь не мигать. На это упражнение затратьте вначале 3-4 минуты, затем 6-10. Затем усложняйте его, увеличивая в тех же условиях количество свечей, располагая их в ряд, и концентрируясь на каждой поочередно. Доведя количество свеч до девяти, а время упражнения до двенадцати минут, усложните его, располагая их сначала крестообразно, затем волнообразно, кругом, восьмеркой. Время уже не увеличивайте Основная задача в том, чтобы концентрируясь на одной из свечей, не замечать остальных и, переведя взгляд на следующую, игнорируя все, в том числе и предыдущую.
  2. Концентрация происходит в помещении, произвольно освещаемом (как правило днем). Сидя о свободной позиции, сконцентрируйтесь на стеклянном шайке, примерно дюймового диаметра, стараясь "проникнуть" в него. Усложняя упражнение, добавляйте шарики, располагая их рядом друг с другом. Максимальное количество этих шариков также в более девяти.
  3. Если первые два упражнения были в общем-то подготовительными и давали внешне(сосредоточие, то данное упражнение направлено на внутреннюю концентрацию. Сядьте в свободную позу и проведите глубокое дыхание. Затем сконцентрируйтесь на точке "ци хай", представляя ее переполненной энергией, которая как бы "горит", распространяя "жар" на близлежащие органы.
  4. Следующим этапом (не юнее важным, хотя об этом многие забывают) является концентрация на солнечном сплетении с подобными вышеуказанными ощущениями.

    Хочется заметить, что эти упражнения делаются строго постепенно, и пока нет яркого положительного результата в первом, ко второму не переходят.

    Третьей ступенью является управление поступлением энергии, т. е. сознательно, силой мысли вы ее перебрасываете из "ци хай" в солнечное сплетение. Перенос проходит постепенно. Усложняя это упражнение, вы начинаете через эти точки насыщать энергией печень, сердце, легкие и т.д. Особое внимание стоит уделять посылу энергии в руку или ногу (как правило в бою используется чрезвычайно редко). Старайтесь выполнять эти упражнения ежедневно.

    Ни в коем случае нельзя спешить, относясь к переносу энергии легкомысленно и поверхностно. Каждое упражнение, каждую его фазу необходимо отрабатывать тщательно и с большим старанием, ни в коем случае не соизмеряясь с западным течением времени - где считается, что год - это очень много.

  5. Упражнения по концентрации и управлению психической энергией (Дзин Лек) считаются освоенными (разумеется, речь идет о весьма определенном уровне постижения Дим МАК) после успешного выполнения следующего: из "ци хай" через солнечное сплетение энергия направляется в руку (ногу) и концентрируется в центре ладони. Ладонь должна быть "горячей". По достижении подобного результата обратите внимание на скорость переброса энергии, но делайте это тщательно и постепенно, помня, что спешка может перечеркнуть ваши труды и привести к плачевным результатам.

Именно этот способ переброса энергии положен в основу таких систем, как: Тайцзи-цюань, Син-И, Багуа. Им также пользуются для проламывания груды черепиц и кирпичей, где он (способ) успешно конкурирует с методом "железной ладони".

Как же правильно наносится удар? Нет ли в этом какого-либо секрета? Пожалуй, что есть. Он вполне укладывается в следующие принципы:

  1. Касание в момент удара должно быть кратким, отдающим энергию.Так же, как и удар малой площадью более эффективен, чем большой, так и сброс энергии меньшее время гораздо эффективнее, нежели в продолжительное.
  2. Энергия, выброшенная в противника, должна обладать поражающей мощью.
  3. Вам известно, что Ци постоянно циркулирует в теле человека. Но, если так можно выразиться, эта циркуляция идет с определенным "напряжением" (Очевидно, сюда уместно добавить, что у практикующих Дим МАК и подобные системы это "напряжение" намного выше, чем у людей, ведущих неорганизованный образ жизни. Оно у них намного ниже среднего).

    Противник получает определенный импульс в точку, "напряжение" которой намного ниже этого импульса, происходит как бы "перегорание" этой точки, ее выход из строя, а вместе с ней и всего меридиана. Если же нанесен ряд - обычно не больше 2-3 - ударов по точкам одного меридиана, или в какой-либо иной последовательности, то эффект обеспечивается полностью.

  4. Удар всегда наноситься из "ци хай" и лишь передается в цель рукой или ногой.
  5. Было бы ошибочно, если бы при необходимости удара его наносили рукой (ногой) и "подтаскивали" к нему Ни. Это означало бы, что все ваши, равно как и автора, старания пропали даром. Не забывайте, что речь идет о поражении противника за счет "Дзин Лек". Руки (ноги) служат лишь проводниками этой энергии и в кратком соприкосновении обрушивают ее на противника. Правда, это не значит, что удар может быть вялым и несобранным: удар - всегда удар, здесь лишь иные акценты.

  6. Чем выраженнее расслабление, тем выраженнее скорость.

Даже при скрупулезном исполнении всех вышеперечисленных правил вы проиграете бой, если будете игнорировать такой его важный аспект, как скорость. До сих пор существует мнение, будто чем больше человек собран, напряжен, тем больше у него скорость движения и сила удара. Это в корне неверно. Скорость начинается там, и только там, где присутствует расслабленность. Любые движения, перемещения, удары - все они должны быть расслабленными, свободными, раскованными, естественными, полностью открытыми всепронизывающей энергий и, лишь в строго необходимый момент, они должны генерировать импульс - очень мощный, огромной силы. Расслабление играет чрезвычайно большую роль. Расслабиться - это значит раствориться во Вселенной, значит - стать ее частью и, как следствие, - пользоваться ее скоростью. Необходимо заметить: здесь, как и в предыдущем пункте, ни в коем случае не может быть и речи даже о намеке на вялость и несобранность. Расслабленность в первую очередь предполагает отсутствие излишнего напряжения мыши, их скованности, но во всяком случае никак не отсутствие их готовности к действию. Без умения вызывать в себе эту расслабленность, являющуюся в то же самое время готовностью к действию, вы обречены на поражение.

Методика ведения боя

Как уже отмечалось ранее, Дим МАК существует не только как отдельная система, но и является венцом внешней школы, и переходным этапом к внутренним. Поэтому вполне допустимо практиковать Дим МАК, опираясь на своеобразие и технические особенности ранее изучавшегося вами стиля, если они не идут в разрез с системой Дим МАК.

  1. Вы должны быть чрезвычайно спокойны, ваш ум и душу ничего не должно тревожить, вы должны внутренне походить на зеркальную гладь озера, где отражается все сущее (в том числе и ваш противник и его действия). Здесь чрезвычайно важно понять, что любая посторонняя мысль, эмоция отвлекают вас, концентрируют на себе, заставляют тратить энергию впустую. Гнев ведет вас к торопливости, опрометчивости, страх съедает всю энергию, самонадеянность приводит к неосторожности.
  2. Вы должны быть весьма восприимчивы к вашему противнику, как бы стать им, оставаясь в то время самим собой, чувствовать его метод ведения боя, его движения, атаки и уходы.
  3. Сливаться в ваших действиях с космосом, постоянно чувствовать себя его частицей, которая сама не действует, а лишь отвечает сообразно с действием. Обратите внимание на этот принцип - он чрезвычайно важен.
  4. Равномерное глубокое дыхание.
  5. Привязывание к вышеизложенному того арсенала боевых техник, которым вы овладели ранее. Если ваше решение заниматься созрело под влиянием именно Дим МАК, то в качестве основы можно рекомендовать вам следующие внешние школы кун-фу: Хун Гар, Белый Журавль, Богомол, Черный Кот, Дракон. Все они являются частью Дим МАК (как, впрочем, и Дим МАК является их частью).

Техника Ведения боя

Как уже упоминалось, Дим МАК есть не только самостоятельная система, но и вершина любого внешнего стиля кун-фу. В связи с этим существует много направлений Дим МАК: Дим МАК вай (подразумевается его использование во внешних школах). Дим МАК нэй (подразумевается его использование во внутренних школа")" Дим МАК цай - "чистый" Дим МАК. Учитывая это, техники могло отличаться друг от друга настолько, что общими остаются лишь основные принципы.

Что касается Дим МАК цай, то удар наносится в точку в основном с учетом благоприятного времени поражения, а также господствующих созвездия и планеты. Удар выбирается совершенно произвольно, большого значения руке и ее позиции не придается.

1. ОГОНЬ - ЛЕТО, ДЕНЬ, МАРС 2. МЕТАЛЛ - ВЕЧЕР, ОСЕНЬ, ВЕНЕРА 3. ДЕРЕВО - УТРО, ВЕСНА, ЮПИТЕР 4. ЗЕМЛЯ - УТРО, КОНЕЦ ЛЕТА, САТУРН 5. ВОДА - НОЧЬ, ЗИМА, МЕРКУРИЙ

По иному, более строго и в соответствии с общими канонами даосизма, рассматривается бой в Дим МАК нэй и Дим МАК цай. Даосизм предполагает пять первоэлементов, из которых создана Земля. Это огонь, дерево, металл, вода, земля. Они соединяются в различных комбинациях за счет энергии Ци, которая, в свою очередь является плодом взаимодействия ИНЬ и ЯН, женского и мужского начал, "игра" которых символизирует Вселенную и ее активность. Человек, как уже было сказано выше, является моделью Вселенной (микрокосмосом), следовательно и в нем присутствуют ИНЬ и ЯН и пять первоэлементов.

Анатомически первоэлементы соответствуют:

1. ОГОНЬ - сердце 2. МЕТАЛЛ - печень 3. ДЕРЕВО - легкие 4. ЗЕМЛЯ - печень 5. ВОДА - селезенка

Кроме этого, учитывается также и то, что первоэлементы имеют возможность "замещения". Так ДЕРЕВО завоевывает ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЯ - ВОДУ, ВОДА - ОГОНЬ, ОГОНЬ - МЕТАЛЛ и МЕТАЛЛ -ДЕРЕВО. Вдобавок первоэлементы имеют свое выражение о жестах (движениях, ударах). Так огонь характеризуется двумя жестами (в данном случае ударами): прямым и боковым, металл -рубящим сверху - вниз, земля - изнутри - наружу, дерево - прямым.

Пользуясь вышеприведенной формулой замещения, возникло направление внутренних стилей Синь-И, в основе которого лежали эти принципы, и, если противник атаковал прямым (дерево), ему противопоставляли блок сверху вниз (металл). Беря на вооружение Дим МАК, в него ввели и эту систему, и, если точка, например, соответствует меридиану сердца (огонь), то на нее воздействуют ударом снизу (вода). И, наконец, взяв на вооружение всю данную технику и обогатив ее дополнительными принципами, создали Дим МАК цай. Его отличает более детальная практическая разработка принципов даосизма. В то же время в Дим МАК цай отказались от ударов-аналогов, заменив их более тонким подходом в использовании техники пальцев.

Так большой палец соответствует дереву, указательный - земле, средний - воде, безымянный - огню, мизинец - металлу. Левая рука представляет ИНЬ, правая - ЯН.

Таким образом, если точка соответствует дереву и ЯН, то удар наносится левой рукой (ИНЬ), мизинцем (металл). На более высоких уровнях к этому обязательно добавляется учитывание времени и планеты.

Кроме того, существует понятие позиций руки. В первой позиции пальцы прижаты к ладони или вытянуты и сжаты. В подобном случае поток Ни посылается из центра ладони, что используется также и в Багуа.

Во второй позиции пальцы растопырены, что дает возможность дифференциации. Как считают некоторые мастера, эта позиция несколько неудачна тем, что исток Ци, кроме необходимого пальца-канала, может частично выходить и через остальные, тем самым снижая эффективность, и предлагают единственно правильным такой вариант, где выдвинут лишь рабочий палец-проводник.

В июле 1973 г. в Гонконге скончался Брюс Ли. Ему было 32 года. Кумир миллионов кинозрителей и мастер боевых искусств, впервые открывший миру кунг-фу, умер от отека головного мозга. Но споры о причине, приведшей к отеку, не утихают по сей день. Официальная медицина считает, что его спровоцировал прием сильного лекарства. Подругой же версии, неофициальной, против актера было применено древнее таинственное боевое искусство дим-мак, известное также как искусство отсроченной смерти...

Смерть известных людей всегда вызывает много кривотолков и сплетен. Сделаем скидку на это и двинемся дальше.
По одной из неофициальных версий, Брюса Ли «заказали» и убили. И сделал это некий старый мастер кунг-фу, владевший техникой дим-мак и нанятый китайской триадой за что-то отомстить Брюсу Ли. Он нанес кинозвезде несколько скрытых ударов-прикосновений, которые через некоторое время и привели к нарушению мозгового кровообращения и смерти актера.

Правы или нет авторы таинственной версии, мы уже никогда не узнаем. Эту тайну, как принято говорить в таких случаях, унес с собой в могилу Брюс Ли. Если сам, конечно, был в курсе. Но зато после гибели великого актера весь современный западный мир чуть ли не впервые услышал о смертельном искусстве дим-мак. И испугался.

ЖИЗНЬ ПО-КИТАЙСКИ

Первые упоминания о дим-мак встречаются еще в китайских трактатах тысячелетней давности. И тем не менее об этом стиле кунг-фу до сих пор мало что известно. Мастеров, владеющих искусством отсроченной смерти, единицы. Они не афишируют свои умения и не спешат делиться знаниями с непосвященными. Но основы и принципы, на которых базируется этот смертоносный стиль боя, вовсе не тайна за семью печатями. Собственно, все то же самое лежит в основе традиционной китайской медицины - представления древних об анатомии и физиологии человека. А в Поднебесной, как и на Востоке вообще, они всегда сильно отличались от наших с вами. Итак...

В основе всего сущего, если говорить очень упрощенно, лежит энергия ци. Буквально с китайского это слово переводится как «воздух, дыхание, жизненная сила». Из нее и с ее помощью создано все сущее, она пронизывает все вокруг, живет во всех предметах и организмах. И все время находится в движении, перетекая из материальной субстанции в энергетическую и обратно. Внутренняя ци отдельного человека все время взаимодействует с внешней ци всего, что нас окружает.

В теле человека ци циркулирует по каналам-меридианам, которые энергетически связаны со всеми важнейшими органами человека. Постоянных меридианов 14, 8 непостоянных включаются во время болезней. На поверхности тела меридиан представляет собой условную линию, которая соединяет расположенные на ней акупунктурные точки.

Акупунктурные точки (кстати сказать, во всем мире они давно уже называются БАТ - биологически активными точками) - это, по представлению китайских медиков и философов, своего рода шлюзы меридиана, выходящие на поверхность тела. В настоящее время таких БАТ насчитывают порядка семисот, причем больше всего их в области лица, шеи, ушей, кистей рук и ступней ног. И каждая из акупунктурных точек очень важна для правильной циркуляции энергии ци в организме.

Тело человека является, грубо говоря, сложной системой сообщающихся сосудов, наполненных постоянно движущейся внутренней ци. Считается, что работа всех органов и систем организма зависит от этой вездесущей субстанции, а точнее - от ее правильной циркуляции по меридианам.

За 24 часа совершается полный круг циркуляции ци в организме человека. За это время состояние максимального напряжения ци в каждом меридиане сменяется состоянием минимального напряжения. В ходе этого процесса наша ци взаимодействует с внутренними органами, кровью, лимфой, а в акупунктурных точках - с внешней средой. Это взаимодействие тоже носит циклический характер. Причем энергия ци может как поступать в организм человека из окружающего пространства, так и изливаться из него.

К чему мы все это объясняем? А к тому, что в случае нарушения циркуляции ци и ее взаимодействия с внутренними органами нарушается и их нормальное функционирование, проявляются те или иные симптомы заболеваний. И чем значительней нарушение кругооборота этой энергии, тем серьезнее болезнь.

И вот основной задачей традиционной китайской медицины как раз и является нормализация циркуляции ци. Именно с этой целью древними эскулапами были разработаны методы воздействия на акупунктурные точки путем надавливания, прижигания и иглоукалывания. Все это вместе называется чжень-цзю-терапия.

ЛЕЧИТ И КАЛЕЧИТ

А теперь вернемся к самому интересному. Большинство восточных стилей боевых искусств направлены прежде всего на гармонизацию внутренней ци человека с внешней ци Вселенной. И не просто на гармонизацию, а на развитие способностей по управлению собственной энергией. И это не фантастика. Использование специально разработанных комплексов физических и дыхательных упражнений в сочетании с многолетними медитативными практиками и овладением в совершенстве чжень-цзю-терапией позволяет наиболее усердным и старательным адептам добиваться таких результатов, которые современная медицина просто не в состоянии объяснить.

Так, человек, научившийся направлять и усиливать свою энергию ци, может оказывать воздействие на циркуляцию ци в организме другого человека. И, разумеется, не только лечить, но и калечить. Ведь не стоит забывать, что цель боевых искусств - превосходство над соперником, победа. Причем энергетическое воздействие на противника не выглядит как удар кулаком. Это может быть легкое прикосновение или вообще бесконтактное воздействие. Не остается никаких видимых синяков, ссадин. Зато внутренние травмы и нарушения могут быть весьма значительны.

ТРИ СТУПЕНИ

В китайской методологии описаны три уровня точечных энергетических воздействий.
Самый легкодостижимый (относительно, конечно) называется дим-чинг. Воздействия этого уровня направлены на поражение легкоуязвимых мест человеческого тела: нервных узлов, сухожилий, суставов. В принципе, сильные удары в эти области также выводят человека из строя, но не надо путать грубую силу с энергетическими воздействиями.
Следующий уровень - дим-сюэ. Это воздействия, направленные на немедленное поражение внутренних жизненно важных органов противника: сердца, печени, селезенки, кишечника, нервных и лимфатических узлов. Этот уровень очень сложен в достижении и требует многолетних тренировок и специальных знаний и навыков.


И, наконец, дим-мак. Самое сложное искусство, овеянное тайнами и легендами. Энергетическое воздействие на акупунктурные точки с целью нарушения циркуляции ци в организме противника. Энергия атаки, приложенная в нужное время и к нужному месту, может серьезно или чуть-чуть нарушить проходимость и фазы напряжения соответствующего меридиана. Это повлечет постепенное нарушение кровообращения и лимфотока, что в свою очередь неизбежно приведет к ишемии или, наоборот, апоплексии соответствующего органа. Человек будет выглядеть абсолютно здоровым, лишь постепенно будет нарастать незначительное недомогание, а внутренний разрушительный процесс тем временем будет идти полным ходом. И в один момент, отнюдь не прекрасный, на фоне практически полного здоровья бабах - тяжелое заболевание или мучительная смерть...

ИСКУССТВО УБИВАТЬ

Именно это, по версии некоторых экспертов боевых искусств, и произошло с Брюсом Ли. За несколько недель или месяцев до смерти актер имел короткую стычку с каким-то случайным немолодым задирой. Из этой чепуховой передряги Брюс вышел победителем, не обратив внимания на несколько странных несильных прикосновении старого китайца. А тем временем ему, по всей видимости, перекрыли меридиан, регулирующий мозговое кровообращение, что и привело к отеку мозга. Косвенным подтверждением этой версии может служить тот факт, что за несколько недель до своей трагической кончины Брюс Ли стал жаловаться на внезапные и беспричинные головные боли. Медицинское обследование не выявило тогда никаких существенных заболеваний или нарушений. И лечащий врач не придумал ничего лучшего, как выписать актеру сильное обезболивающее.

На его передозировку потом все и списали. Современная медицина отказалась признать, что причиной смертельного отека мозга могло стать воздействие 2-3-недельной давности. Уверенность, порожденная невежеством?.. Ну что ж, дело, как говорится, хозяйское. А китайская мудрость гласит: не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

НАЕДИНЕ С ТАЙН0Й

Согласно традиционной китайской философии и медицине, искусство отсроченной смерти отнюдь не вымысел,
а вполне реальный способ достижения победы. Но...

Не спешите покупать самоучитель или скачивать его из Интернета. Чтобы овладеть дим-мак, недостаточно просто много тренироваться. Невозможно научиться искусству отсроченной смерти по книге или позанимавшись пару лет в платной школе при Шаолиньском монастыре. Некоторые мастера говорят, что это знание даже нельзя передать ученику, так как приходит оно вместе с единением человека с космической энергией ци, а это очень интимный и индивидуальный процесс. Да и удается достичь заветного знания далеко не каждому, кто потратил на это десятилетия своей жизни. А тот, кто все-таки постиг это искусство, вряд ли когда-нибудь применит его, так как уже избавился от необходимости драться, а тем более калечить или убивать кого бы то ни было.

Так что для нас с вами, обычных обывателей, древнее искусство дим-мак по-прежнему останется тайной, зловещей сказкой. Ведь в реальной жизни мы с ним - тьфу-тьфу-тьфу - никогда не столкнемся...

Боевые искусства и спортивные единоборства

Дим-Мак - боевая система воздействия на акупунктурные точки человека через удары, захваты и их комбинации. Различаются стили Дим-Мак по воздействию в зависимости от типа меридианов (Инь или Ян), времени (активность меридиана), целей (нокдаун, нокаут, смерть), и индивидуальных особенностей противника.

Сегодня в мире уже достаточно известно о древнем китайском искусстве ведения рукопашного боя кунг-фу. К сожалению, все больше и больше прослеживается тенденция к превращению этого совершенного боевого искусства в один из видов спорта, что в корне противоречит истинному его предназначению, изначально заложенному в него его создателями. Восток понимает дао кунг-фу как путь развития духа через совершенствование тела овладение его внутренними силами и полное раскрытие, и использование всех его потенциальных возможностей. Они чрезвычайно велики и лишь штрихом в общей картине являются боевые искусства. Из всего этого становится ясно, что уподобление кунг-фу своеобразным гладиаторским боям не может принести положительных результатов.

Когда в Китай впервые начали прибывать европейцы (а это в основе были люди уважаемые - послы, флотоводцы боевых эскадр и т.д.), то им среди прочих "чудес" Поднебесной империи было показано искусство Дим-Мак, как образец совершенства боевого искусства и переходная ступень к общему овладению энергетикой тела и духа. Однако гостями это было воспринято совершенно иначе: воспитанные на силовом английском боксе, они с пренебрежением отнеслись к показанному. Более того - именно тогда в Европу и Америку ушло выражение "китайский бокс", носившее пренебрежительный оттенок. Действительно, что могло сказать боевому английскому или американскому моряку какое-то тыканье пальцами, когда он по опыту знал, что противника не всегда остановишь ударом кулака.

Здесь интересно отметить, что даже тогда, когда в Европе и Америке стали всерьез интересоваться боевыми восточными системами, Дим-Мак долгое время считался лишь одним из внешних стилей кунг-фу, построенным на технике открытой руки.

Широкому распространению Дим-Мак по всему миру мешало также и то, что даже далеко не все китайцы посвящались в секреты этого вида боя. Учителя проводили тщательный отбор учеников, выбирай не только наиболее физически подготовленных, но и самых уравновешенных, воспитанных и не лишенных чувства справедливости. Обучение продолжалось долгое время. Ученики обучались не только боевой интерпретации этого искусства, но и лечебной. С уверенностью можно сказать, что "выпускник" школы Дим-Мак был гармоничной личностью.

Под строжайшим запретом было неконтролируемое использование приемов этой системы, когда обладающий знанием мог применить или не применить его. Более того, каждой атаке, в зависимости от ее степени, соответствовал равноценный отпор. Работа по смертельным точкам разрешалась лишь в том случае, когда с намерением убить нападало большое количество противников. В иных случаях применение данных воздействий категорически воспрещалось. Даже по отношению к предателям, - а ученики давали клятву о неразглашении, - применялся лишь остракизм. Впрочем, для китайца гражданская смерть была, пожалуй, страшнее реальной, как правило, подвергшийся этому наказанию, оканчивал жизнь самоубийством.

Дим-Мак - чисто китайская система, но ее аналоги существуют в Индии, Непале, Тибете, Лаосе, Цейлоне. Вьетнамские, камбоджийские и японские системы берут свое начало в китайской, также как и бирманские ("Бандо") и индонезийские ("Пенчак").

Данная система позволит вам избежать всеобщего заблуждения. Имея определенные навыки в каком-либо виде боевого искусства, вы сможете вполне овладеть системой Дим-Мак, конечно, при условии старания и упорства, делая, таким образом, шаг вперед от внешнего стиля боя к более высокому - Дим-Мак. Это позволит вам, затем перейти к чисто внутренним стилям, овладение которыми означает управление энергией тела.

Здесь не приводится философия Дим-Мак. Это вызвано тем, что краткое изложение не может принести реальной пользы. Для тех, кого это интересует, можно рекомендовать книги "Дао-Дэ-Цзин" и "Ицзин" ("Книга о Дао - пути и благой силе - дэ и "Книга перемен").

Принципы подготовки и ведения боя в Дим-Мак.
Первым и наиважнейшим принципом является правильное дыхание. Именно пользуясь правилами правильного дыхания, необходимо выполнять все упражнения и приемы. Правильное дыхание есть глубокое дыхание, иногда его называют брюшным.

Воздух втягивается через нос. Вначале воздухом заполняется нижняя часть легких (при этом живот подается вперед, выпячивается). Затем заполняется средняя часть легких, и, наконец, верхняя. Выдох делается в обратном порядке - вначале воздух выдыхается верхней частью, затем серединой и, под конец, нижней частью легких.

По это общее понятие глубокого (брюшного) дыхания. Для развития правильного глубокого дыхания рекомендуются следующие упражнения:

1) Выполните полный вдох по вышеуказанной методике, затем задержите дыхание на 10-15 секунд. По их истечению сделайте глубокий выдох.

2) Встаньте прямо, положите ладони на бока (правую на правый, левую на левый). Сделайте глубокий вдох, начиная медленно выдыхать воздух, несильно сжимайте ребра. Подобные упражнения требуют умеренности.

3) Встаньте прямо. Выполните глубокий вдох, задержите дыхание, вытяните руки вперед, на уровне плеч (кулаки сжаты). После этого одним движением отведите руки назад, затем вперед (всего 5-6 раз). По окончании сделайте интенсивный выдох через рот. (Не более 3-4-х подходов, не чаще 3-х раз в неделю).

Практикуя Дим-Мак, вы можете столкнуться с необходимостью унять боль или "реанимировать" пораженную точку. Для этого существует как воздействие надавливанием на определенную точку, так и дыхательный метод, который приведен ниже;

4) Почувствовав поражение какой-либо точки или участка тела, сделайте глубокий вдох и, задержав дыхание, направьте поток Ци в пораженный участок. Вместе с выдохом выбросьте из организма боль.

Подобное дыхание позволит вам, сохранившему самообладание, сохранить надлежащую боеспособность и за несколько вдохов-выдохов восстановить равновесие в организме.

Во время проведения всех упражнений, в т.ч. и дыхательных, необходимо быть открытым для потока Ци.

Что же такое Ци? Ци - это мировая энергия, которая пронизывает все и находится во всем, в то же время нигде не задерживаясь, постоянно находясь в движении. Здоровый человек - это человек, в котором свободно циркулирует Ци, равномерно пронизывая все тело. Понятие сверхсилы - это понятие сконцентрированной в одном месте и направленно выброшенной Ци.

Энергия Ци концентрируется в точке "ци хай" (море энергии), расположенной анатомически в районе низа живота, на расстоянии около 3 см от пупка. Там находится как бы ее кладовая. Безусловно, что при правильном дыхании в "ци хай" накапливается повышенное количество энергии. Начинающим изучение, как правило, предлагают мысленно представить, как скопление энергии (в виде массы искр) со всех сторон свободно проникают в организм и скапливаются в "ци хай".

Концентрация.
Чрезвычайно важно не только уметь воспринимать энергию, но и накапливать ее. Боец должен еще и молниеносно генерировать огромное количество энергии для поражения противника. Для умения ощущать и направлять ее существует ряд упражнений, в том числе следующие:

1) Сядьте на пол в темной комнате в свободную позу перед зажженной свечой. Полностью абстрагируйтесь от всего окружающего ваше тело и занимающего ваши мысли, и сконцентрируйтесь на пламени (конкретно - на самой яркой точке) горящей свечи, стараясь полностью "перенестись" туда и почувствовать максимальное полное отождествление. Смотрите на пламя, стараясь не мигать. На это упражнение затратьте вначале 3-4 минуты, затем 6-10. Затем усложняйте его, увеличивая в тех же условиях количество свечей, располагая их в ряд, и концентрируясь на каждой поочередно. Доведя количество свеч до девяти, а время упражнения до двенадцати минут, усложните его, располагая их сначала крестообразно, затем волнообразно, кругом, восьмеркой. Время уже не увеличивайте Основная задача в том, чтобы концентрируясь на одной из свечей, не замечать остальных и, переведя взгляд на следующую, игнорируя все, в том числе и предыдущую.

2) Концентрация происходит в помещении, произвольно освещаемом (как правило, днем). Сидя в свободной позиции, сконцентрируйтесь на стеклянном шайке, примерно дюймового диаметра, стараясь "проникнуть" в него. Усложняя упражнение, добавляйте шарики, располагая их рядом друг с другом. Максимальное количество этих шариков также в более девяти.

3) Если первые два упражнения были, в общем-то, подготовительными и давали внешне (сосредоточие, то данное упражнение направлено на внутреннюю концентрацию. Сядьте в свободную позу и проведите глубокое дыхание. Затем сконцентрируйтесь на точке "ци хай", представляя ее переполненной энергией, которая как бы "горит", распространяя "жар" на близлежащие органы.

Следующим этапом (не менее важным, хотя об этом многие забывают) является концентрация на солнечном сплетении с подобными вышеуказанными ощущениями.

Хочется заметить, что эти упражнения делаются строго постепенно, и пока нет яркого положительного результата в первом, ко второму не переходят.

Третьей ступенью является управление поступлением энергии, т.е. сознательно, силой мысли вы ее перебрасываете из "ци хай" в солнечное сплетение. Перенос проходит постепенно. Усложняя это упражнение, вы начинаете через эти точки насыщать энергией печень, сердце, легкие и т.д. Особое внимание стоит уделять посылу энергии в руку или ногу (как правило, в бою используется чрезвычайно редко). Старайтесь выполнять эти упражнения ежедневно.

Ни в коем случае нельзя спешить, относясь к переносу энергии легкомысленно и поверхностно. Каждое упражнение, каждую его фазу необходимо отрабатывать тщательно и с большим старанием, ни в коем случае не соизмеряясь с западным течением времени - где считается, что год - это очень много.

4) Упражнения по концентрации и управлению психической энергией (Дзин Лек) считаются освоенными (разумеется, речь идет о весьма определенном уровне постижения Дим-Мак) после успешного выполнения следующего: из "ци хай" через солнечное сплетение энергия направляется в руку (ногу) и концентрируется в центре ладони. Ладонь должна быть "горячей". По достижении подобного результата обратите внимание на скорость переброса энергии, но делайте это тщательно и постепенно, помня, что спешка может перечеркнуть ваши труды и привести к плачевным результатам.

Именно этот способ переброса энергии положен в основу таких систем, как: Тайцзи-цюань, Синь-И, Багуа. Им также пользуются для проламывания груды черепиц и кирпичей, где он (способ) успешно конкурирует с методом "железной ладони".

Как же правильно наносится удар? Используйте следующие принципы:

1. Касание в момент удара должно быть кратким, отдающим энергию.
Так же, как и удар, малой площадью более эффективен, чем большой, так и сброс энергии меньшее время гораздо эффективнее, нежели в продолжительное.

2. Энергия, выброшенная в противника, должна обладать поражающей мощью.
Вам известно, что Ци постоянно циркулирует в теле человека. Но, если так можно выразиться, эта циркуляция идет с определенным "напряжением" (Очевидно, сюда уместно добавить, что у практикующих Дим-Мак и подобные системы это "напряжение" намного выше, чем у людей, ведущих неорганизованный образ жизни. Оно у них намного ниже среднего).

Противник получает определенный импульс в точку, "напряжение" которой намного ниже этого импульса, происходит как бы "перегорание" этой точки, ее выход из строя, а вместе с ней и всего меридиана. Если же нанесен ряд - обычно не больше 2-3 - ударов по точкам одного меридиана, или в какой-либо иной последовательности, то эффект обеспечивается полностью.

3. Удар всегда наноситься из "ци хай" и лишь передается в цель рукой или ногой.
Было бы ошибочно, если бы при необходимости удара его наносили рукой (ногой) и "подтаскивали" к нему. Ни. Это означало бы, что все ваши, равно как и автора, старания пропали даром. Не забывайте, что речь идет о поражении противника за счет "Дзин Лек". Руки (ноги) служат лишь проводниками этой энергии и в кратком соприкосновении обрушивают ее на противника. Правда, это не значит, что удар может быть вялым и несобранным: удар - всегда удар, здесь лишь иные акценты.

4. Чем выраженее расслабление, тем выраженее скорость.
Даже при скрупулезном исполнении всех вышеперечисленных правил вы проиграете бой, если будете игнорировать такой его важный аспект, как скорость. До сих пор существует мнение, будто чем больше человек собран, напряжен, тем больше у него скорость движения и сила удара. Это в корне неверно. Скорость начинается там, и только там, где присутствует расслабленность. Любые движения, перемещения, удары - все они должны быть расслабленными, свободными, раскованными, естественными, полностью открытыми всепронизывающей энергий и, лишь в строго необходимый момент, они должны генерировать импульс - очень мощный, огромной силы. Расслабление играет чрезвычайно большую роль. Расслабиться - это значит раствориться во Вселенной, значит - стать ее частью и, как следствие, - пользоваться ее скоростью. Необходимо заметить: здесь, как и в предыдущем пункте, ни в коем случае не может быть и речи даже о намеке на вялость и несобранность. Расслабленность в первую очередь предполагает отсутствие излишнего напряжения мышц, их скованности, но, во всяком случае, никак не отсутствие их готовности к действию. Без умения вызывать в себе эту расслабленность, являющуюся в то же самое время готовностью к действию, вы обречены на поражение.

Методика ведения боя.
Как уже отмечалось ранее, Дим-Мак существует не только как отдельная система, но и является венцом внешней школы, и переходным этапом к внутренним. Поэтому вполне допустимо практиковать Дим-Мак, опираясь на своеобразие и технические особенности ранее изучавшегося вами стиля, если они не идут в разрез с системой Дим-Мак.

1) Вы должны быть чрезвычайно спокойны, ваш ум и душу ничего не должно тревожить, вы должны внутренне походить на зеркальную гладь озера, где отражается все сущее (в том числе и ваш противник и его действия). Здесь чрезвычайно важно понять, что любая посторонняя мысль, эмоция отвлекают вас, концентрируют на себе, заставляют тратить энергию впустую. Гнев ведет вас к торопливости, опрометчивости, страх съедает всю энергию, самонадеянность приводит к неосторожности.

2) Вы должны быть весьма восприимчивы к вашему противнику, как бы стать им, оставаясь в то время самим собой, чувствовать его метод ведения боя, его движения, атаки и уходы.

3) Сливаться в ваших действиях с космосом, постоянно чувствовать себя его частицей, которая сама не действует, а лишь отвечает сообразно с действием. Обратите внимание на этот принцип - он чрезвычайно важен.

4) Равномерное глубокое дыхание.

5) Привязывание к вышеизложенному того арсенала боевых техник, которым вы овладели ранее. Если ваше решение заниматься созрело под влиянием именно Дим-Мак, то в качестве основы можно рекомендовать вам следующие внешние школы кунг-фу: Хун Гар, Белый Журавль, Богомол, Черный Кот, Дракон. Все они являются частью Дим-Мак (как, впрочем, и Дим-Мак является их частью).

Техника Ведения боя.
Как уже упоминалось, Дим-Мак есть не только самостоятельная система, но и вершина любого внешнего стиля кунг-фу. В связи с этим существует много направлений Дим-Мак: Дим-Мак вай (подразумевается его использование во внешних школах). Дим-Мак нэй (подразумевается его использование во внутренних школа")" Дим-Мак цай - "чистый" Дим-Мак. Учитывая это, техники могут отличаться друг от друга настолько, что общими остаются лишь основные принципы.

Что касается Дим-Мак цай, то удар наносится в точку в основном с учетом благоприятного времени поражения, а также господствующих созвездия и планеты. Удар выбирается совершенно произвольно, большого значения руке и ее позиции не придается.

1. ОГОНЬ - ЛЕТО, ДЕНЬ, МАРС
2. МЕТАЛЛ - ВЕЧЕР, ОСЕНЬ, ВЕНЕРА
3. ДЕРЕВО - УТРО, ВЕСНА, ЮПИТЕР
4. ЗЕМЛЯ - УТРО, КОНЕЦ ЛЕТА, САТУРН
5. ВОДА - НОЧЬ, ЗИМА, МЕРКУРИЙ

По иному, более строго и в соответствии с общими канонами даосизма, рассматривается бой в Дим-Мак нэй и Дим-Мак цай. Даосизм предполагает пять первоэлементов, из которых создана Земля. Это огонь, дерево, металл, вода, земля. Они соединяются в различных комбинациях за счет энергии Ци, которая, в свою очередь является плодом взаимодействия Инь и Ян, женского и мужского начал, "игра" которых символизирует Вселенную и ее активность. Человек, как уже было сказано выше, является моделью Вселенной (микрокосмосом), следовательно, и в нем присутствуют Инь и Ян, и пять первоэлементов. Анатомически первоэлементы соответствуют:

1. ОГОНЬ - сердце
2. МЕТАЛЛ - печень
3. ДЕРЕВО - легкие
4. ЗЕМЛЯ - печень
5. ВОДА - селезенка

Кроме этого, учитывается также и то, что первоэлементы имеют возможность "замещения". Так ДЕРЕВО завоевывает ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЯ - ВОДУ, ВОДА - ОГОНЬ, ОГОНЬ - МЕТАЛЛ и МЕТАЛЛ - ДЕРЕВО. Вдобавок первоэлементы имеют свое выражение о жестах (движениях, ударах). Так огонь характеризуется двумя жестами (в данном случае ударами): прямым и боковым, металл - рубящим сверху - вниз, земля - изнутри - наружу, дерево - прямым.

Пользуясь вышеприведенной формулой замещения, возникло направление внутренних стилей Синь-И, в основе которого лежали эти принципы, и, если противник атаковал прямым (дерево), ему противопоставляли блок сверху вниз (металл). Беря на вооружение Дим-Мак, в него ввели и эту систему, и, если точка, например, соответствует меридиану сердца (огонь), то на нее воздействуют ударом снизу (вода). И, наконец, взяв на вооружение всю данную технику и обогатив ее дополнительными принципами, создали Дим-Мак цай. Его отличает более детальная практическая разработка принципов даосизма. В то же время в Дим-Мак цай отказались от ударов-аналогов, заменив их более тонким подходом в использовании техники пальцев.

Так большой палец соответствует дереву, указательный - земле, средний - воде, безымянный - огню, мизинец - металлу. Левая рука представляет Инь, правая - Ян.

Таким образом, если точка соответствует дереву и Ян, то удар наносится левой рукой (Инь), мизинцем (металл). На более высоких уровнях к этому обязательно добавляется учитывание времени и планеты.

Кроме того, существует понятие позиций руки. В первой позиции пальцы прижаты к ладони или вытянуты и сжаты. В подобном случае поток. Ни посылается из центра ладони, что используется также и в Багуа.

Во второй позиции пальцы растопырены, что дает возможность дифференциации. Как считают некоторые мастера, эта позиция несколько неудачна тем, что исток Ци, кроме необходимого пальца-канала, может частично выходить и через остальные, тем самым снижая эффективность, и предлагают единственно правильным такой вариант, где выдвинут лишь рабочий палец-проводник.

Заключение.
В китайской методологии описаны три класса точечных воздействий - Дим Чинг, Дим Cюэ и Дим-Мак. О последнем многие слыхали из фильмов или брошюр. Но то, что мы знаем под этим названием нельзя изучать как "Дим-Мак - искусство отсроченной смерти".

Без знания Дим Сюэ и Дим Чинг практически невозможно освоить Дим-Мак. Дим Чинг - воздействия надежные и легкодостижимые, составляют около 80% всех точечных действий. Полем воздействия являются структурные слабости человека, нервные узлы расположенные близко к поверхности, а также сухожилия и суставы.

Дим Сюэ атакует кровеносные и лимфатические сосуды, дыхательные пути, жизненно важные органы. Если нарушить кровоснабжение сердечной мышцы, то можно остановить сердце. Удары в пах, селезенку, печень и желудок непременно вызовет приступ общей слабости. Потеряв координацию, человек валится с ног. Последствия атак Дим Сюэ гораздо значительные, т.к. энергобаланс органов может не приходить в норму в течении нескольких лет или же не прийти никогда. Здесь гораздо труднее правильно поразить точки, чем точки Дим Чинг.

Воздействия этого класса используют около 15-17% известных уязвимых точек. Вершиной в точечных воздействиях является Дим-Мак, который использует энергетические каналы и входы человека, достичь этого уровня невероятно трудно и попросту невозможно простым "набиванием".

Дим Чинг может пригодится для обороны, Дим Сюэ - для убийства. Человек со знанием Дим-Мак, скорее всего, никогда не применит его на практике, избавившись от самой необходимости драться. Практически невозможно передать кому-то свои знания из-за отсутствия у других опыта личного общения с Космосом. Есть разработанные методики для постижения Дим Мак, но каждый мастер выполняет их по-своему с особой аккуратностью - малейшая ошибка может привести к тому, что прием не сработает или чего хуже - обернется против самого бойца. Дим Мак можно назвать "атомной бомбой" ушу, его не всегда выгодно использовать. Как, в принципе, и отсроченную смерть в современных реалиях.

Сегодня в мире уже достаточно известно о древнем китайском искусстве ведения рукопашного боя кун-фу. К сожалению, все больше и больше прослеживается тенденция к превращению этого весьма совершенного боевого искусства в один из видов спорта, что в корне противоречит истинному его предназначению, изначально заложенному в него его создателями. Восток понимает дао кун-фу как путь развития духа через совершенствование тела овладение его внутренними силами и полное раскрытие и использование всех его потенциальных возможностей. Они чрезвычайно велики и лишь штрихом в общей картине являются боевые искусства. Из всего этого становится ясно, что уподобление кун-фу своеобразным гладиаторским боям не может принести положительных результатов. Когда в Китай впервые начали прибывать европейцы (а это в основе были люди уважаемые - послы, флотоводцы боевых эскадр и т. д.), то им среди прочих «чудес» Поднебесной империи было показано искусство Дим МАК, как образец совершенства боевого искусства и переходная ступень к общему овладению энергетикой тела и духа. Однако гостями это было воспринято совершенно иначе: воспитанные на силовом английском боксе, они с пренебрежением отнеслись к показанному. Более того - именно тогда в Европу и Америку ушло выражение «китайский бокс», носившее пренебрежительный оттенок. Действительно, что могло сказать боевому английскому или американскому моряку какое-то тыканье пальцами, когда он по опыту знал, что противника не всегда остановишь ударом кулака. Здесь интересно отметить, что даже тогда, когда в Европе и Америке стали всерьез интересоваться боевыми восточными системами, Дим МАК долгое время считался лишь одним из внешних стилей кун-фу, построенным на технике открытой руки. Широкому распространению Дим МАК по всему миру мешало также и то, что даже далеко не все китайцы посвящались в секреты этого вида боя. Учителя проводили тщательный отбор учеников, выбирай не только наиболее физически подготовленных, но и самых уравновешенных, воспитанных и не лишенных чувства справедливости. Обучение продолжалось долгое время. Ученики обучались не только боевой интерпретации этого искусства, но и лечебной. С уверенностью можно сказать, что «выпускник» школы Дим МАК был гармоничной личностью. Под строжайшим запретом было неконтролируемое использование приемов этой системы, когда обладающий знанием мог применить или не применить его. Более того, каждой атаке, в зависимости от ее степени, соответствовал равноценный отпор. Работа по смертельным точкам разрешалась лишь в том случае, когда с намерением убить нападало большое количество противников. В иных случаях применение данных воздействий категорически воспрещалось. Даже по отношению к предателям, - а ученики давали клятву о неразглашении, - применялся лишь остракизм. Впрочем, для китайца гражданская смерть была, пожалуй, страшнее реальной, как правило, подвергшийся этому наказанию, оканчивал жизнь самоубийством.

Дим МАК - чисто китайская система, но ее аналоги существуют в Индии, Hепале, Тибете, Лаосе, Цейлоне. Вьетнамские, камбоджийские и японские системы берут свое начало в китайской, также как и бирманские («Бандо») и индонезийские («Пенчак»). Данная система позволит вам избежать всеобщего заблуждения. Имея определенные навыки в каком-либо виде боевого искусства, вы сможете вполне овладеть системой Дим МАК, конечно, при условии старания и упорства, делая, таким образом, шаг вперед от внешнего стиля боя к более высокому - Дим МАК. Это позволит вам затем перейти к чисто внутренним стилям, овладение которыми означает управление энергией тела. Здесь не приводится философия Дим МАК. Это вызвано тем, что краткое изложение не может принести реальной пользы. Для тех, кого это интересует, можно рекомендовать книги «Дао-Дэ-Цзин» и «Ицзин» («Книга о Дао - пути и благой силе - дэ и «Книга перемен»).

Принципы подготовки и ведения боя в Дим-Мак

Первым и наиважнейшим принципом является правильное дыхание. Именно пользуясь правилами правильного дыхания, необходимо выполнять все упражнения и приемы. Правильное дыхание есть глубокое дыхание, иногда его называют брюшным. Воздух втягивается через нос. Вначале воздухом заполняется нижняя часть легких (при этом живот подается вперед, выпячива-егся). Затем заполняется средняя часть легких, и, наконец, верхняя. Выдох делается в обратном порядке - вначале воздух выдыхается верхней частью, затем серединой и, под конец, нижней частью легких. По это общее понятие глубокого (брюшного) дыхания. Для развития правильного глубокого дыхания автор рекомендует следующие упражнения:

    1) Выполните полный вдох по вышеуказанной методике, затем задержите дыхание на 10-15 секунд. По их истечению сделайте глубокий выдох.

    2) Встаньте прямо, положите ладони на бока (правую на правый, левую на левый). Сделайте глубокий вдох, начиная медленно выдыхать воздух, несильно сжимайте ребра. Подобные упражнения требуют умеренности.

    3) Встаньте прямо. Выполните глубокий вдох, задержите дыхание, вытяните руки вперед, на уровне плеч (кулаки сжаты). После этого одним движением отведите руки назад, затем вперед (всего 5-6 раз). По окончании сделайте интенсивный выдох через рот. (Hе более 3-4-х подходов, не чаще 3-х раз в неделю).

Практикуя Дим-мак, вы можете столкнуться с необходимостью унять боль или «реанимировать» пораженную точку. Для этого существует как воздействие надавливанием на определенную точку, так и дыхательный метод, который приведен ниже;

    4) Почувствовав поражение какой-либо точки или участка тела, сделайте глубокий вдох и, задержав дыхание, направьте поток Ци в пораженный участок. Вместе с выдохом выбросьте из организма боль.

Подобное дыхание позволит вам, сохранившему самообладание, сохранить надлежащую боеспособность и за несколько вдохов-выдохов восстановить равновесие в организме.

Во время проведения упражнений, в том числе и дыхательных, необходимо быть открытым для потока Ци
Что же такое Ци? Ци - это мировая энергия, которая пронизывает все и находится во всем, в то же время нигде не задерживаясь, постоянно находясь в движении. Здоровый человек - это человек, в котором свободно циркулирует Ци, равномерно пронизывая все тело. Понятие сверхсилы - это понятие сконцентрированной в одном месте и направленно выброшенной Ци. Энергия Ци концентрируется в точке «ци хай» (море энергии), расположенной анатомически в районе низа живота, на расстоянии около 3 см от пупка. Там находится как бы ее кладовая. Безусловно, что при правильном дыхании в «ци хай» накапливается повышенное количество энергии. Hачинающим изучение, как правило, предлагают мысленно представить, как скопление энергии (в виде массы искр) со всех сторон свободно проникают в организм и скапливаются в «ци хай».

Концентрация

Чрезвычайно важно не только уметь воспринимать энергию, но и накапливать ее. Боец должен еще и молниеносно генерировать огромное количество энергии для поражения противника. Для умения ощущать и направлять ее существует ряд упражнений, в том числе следующие:
1) Сядьте на пол в темной комнате в свободную позу перед зажженной свечой. Полностью абстрагируйтесь от всего окружающего ваше тело и занимающего ваши мысли, и сконцентрируйтесь на пламени (конкретно - на самой яркой точке) горящей свечи, стараясь полностью «перенестись» туда и почувствовать максимальное полное отождествление. Смотрите на пламя, стараясь не мигать. Hа это упражнение затратьте вначале 3-4 минуты, затем 6-10. Затем усложняйте его, увеличивая в тех же условиях количество свечей, располагая их в ряд, и концентрируясь на каждой поочередно. Доведя количество свеч до девяти, а время упражнения до двенадцати минут, усложните его, располагая их сначала крестообразно, затем волнообразно, кругом, восьмеркой. Время уже не увеличивайте Основная задача в том, чтобы концентрируясь на одной из свечей, не замечать остальных и, переведя взгляд на следующую, игнорируя все, в том числе и предыдущую.
2) Концентрация происходит в помещении, произвольно освещаемом (как правило днем). Сидя о свободной позиции, сконцентрируйтесь на стеклянном шайке, примерно дюймового диаметра, стараясь «проникнуть» в него. Усложняя упражнение, добавляйте шарики, располагая их рядом друг с другом. Максимальное количество этих шариков также в более девяти.
3) Если первые два упражнения были в общем-то подготовительными и давали внешне (сосредоточие, то данное упражнение направлено на внутреннюю концентрацию. Сядьте в свободную позу и проведите глубокое дыхание. Затем сконцентрируйтесь на точке «ци хай», представляя ее переполненной энергией, которая как бы «горит», распространяя «жар» на близлежащие органы. Следующим этапом (не юнее важным, хотя об этом многие забывают) является концентрация на солнечном сплетении с подобными вышеуказанными ощущениями. Хочется заметить, что эти упражнения делаются строго постепенно, и пока нет яркого положительного результата в первом, ко второму не переходят. Третьей ступенью является управление поступлением энергии, т. е. сознательно, силой мысли вы ее перебрасываете из «ци хай» в солнечное сплетение. Перенос проходит постепенно. Усложняя это упражнение, вы начинаете через эти точки насыщать энергией печень, сердце, легкие и т.д. Особое внимание стоит уделять посылу энергии в руку или ногу (как правило в бою используется чрезвычайно редко). Старайтесь выполнять эти упражнения ежедневно. Hи в коем случае нельзя спешить, относясь к переносу энергии легкомысленно и поверхностно. Каждое упражнение, каждую его фазу необходимо отрабатывать тщательно и с большим старанием, ни в коем случае не соизмеряясь с западным течением времени - где считается, что год - это очень много.
4) Упражнения по концентрации и управлению психической энергией (Дзин Лек) считаются освоенными (разумеется, речь идет о весьма определенном уровне постижения Дим МАК) после успешного выполнения следующего: из «ци хай» через солнечное сплетение энергия направляется в руку (ногу) и концентрируется в центре ладони. Ладонь должна быть «горячей». По достижении подобного результата обратите внимание на скорость переброса энергии, но делайте это тщательно и постепенно, помня, что спешка может перечеркнуть ваши труды и привести к плачевным результатам. Именно этот способ переброса энергии положен в основу таких систем, как: Тайцзи-цюань, Син-И, Багуа. Им также пользуются для проламывания груды черепиц и кирпичей, где он (способ) успешно конкурирует с методом «железной ладони». Как же правильно наносится удар? Hет ли в этом какого-либо секрета?

Пожалуй, что есть

Он вполне укладывается в следующие принципы:
1. Касание в момент удара должно быть кратким, отдающим энергию. Так же, как и удар малой площадью более эффективен, чем большой, так и сброс энергии меньшее время гораздо эффективнее, нежели в продолжительное.
2. Энергия, выброшенная в противника, должна обладать поражающей мощью. Вам известно, что Ци постоянно циркулирует в теле человека. Hо, если так можно выразиться, эта циркуляция идет с определенным «напряжением» (Очевидно, сюда уместно добавить, что у практикующих Дим МАК и подобные системы это «напряжение» намного выше, чем у людей, ведущих неорганизованный образ жизни. Оно у них намного ниже среднего). Противник получает определенный импульс в точку, «напряжение» которой намного ниже этого импульса, происходит как бы «перегорание» этой точки, ее выход из строя, а вместе с ней и всего меридиана. Если же нанесен ряд - обычно не больше 2-3 - ударов по точкам одного меридиана, или в какой-либо иной последовательности, то эффект обеспечивается полностью.
3. Удар всегда наноситься из «ци хай» и лишь передается в цель рукой или ногой. Было бы ошибочно, если бы при необходимости удара его наносили рукой (ногой) и «подтаскивали» к нему Hи. Это означало бы, что все ваши, равно как и автора, старания пропали даром. Hе забывайте, что речь идет о поражении противника за счет «Дзин Лек». Руки (ноги) служат лишь проводниками этой энергии и в кратком соприкосновении обрушивают ее на противника. Правда, это не значит, что удар может быть вялым и несобранным: удар - всегда удар, здесь лишь иные акценты.
4. Чем выраженнее расслабление, тем выраженнее скорость. Даже при скрупулезном исполнении всех вышеперечисленных правил вы проиграете бой, если будете игнорировать такой его важный аспект, как скорость. До сих пор существует мнение, будто чем больше человек собран, напряжен, тем больше у него скорость движения и сила удара. Это в корне неверно. Скорость начинается там, и только там, где присутствует расслабленность. Любые движения, перемещения, удары - все они должны быть расслабленными, свободными, раскованными, естественными, полностью открытыми всепронизывающей энергий и, лишь в строго необходимый момент, они должны генерировать импульс - очень мощный, огромной силы. Расслабление играет чрезвычайно большую роль. Расслабиться - это значит раствориться во Вселенной, значит - стать ее частью и, как следствие, - пользоваться ее скоростью. Hеобходимо заметить: здесь, как и в предыдущем пункте, ни в коем случае не может быть и речи даже о намеке на вялость и несобранность. Расслабленность в первую очередь предполагает отсутствие излишнего напряжения мыши, их скованности, но во всяком случае никак не отсутствие их готовности к действию. Без умения вызывать в себе эту расслабленность, являющуюся в то же самое время готовностью к действию, вы обречены на поражение.

Методика ведения боя

Как уже отмечалось ранее, Дим МАК существует не только как отдельная система, но и является венцом внешней школы, и переходным этапом к внутренним. Поэтому вполне допустимо практиковать Дим МАК, опираясь на своеобразие и технические особенности ранее изучавшегося вами стиля, если они не идут в разрез с системой Дим МАК.

    1) Вы должны быть чрезвычайно спокойны, ваш ум и душу ничего не должно тревожить, вы должны внутренне походить на зеркальную гладь озера, где отражается все сущее (в том числе и ваш противник и его действия). Здесь чрезвычайно важно понять, что любая посторонняя мысль, эмоция отвлекают вас, концентрируют на себе, заставляют тратить энергию впустую. Гнев ведет вас к торопливости, опрометчивости, страх съедает всю энергию, самонадеянность приводит к неосторожности.

    2) Вы должны быть весьма восприимчивы к вашему противнику, как бы стать им, оставаясь в то время самим собой, чувствовать его метод ведения боя, его движения, атаки и уходы.

    3) Сливаться в ваших действиях с космосом, постоянно чувствовать себя его частицей, которая сама не действует, а лишь отвечает сообразно с действием. Обратите внимание на этот принцип - он чрезвычайно важен.

    4) Равномерное глубокое дыхание.

    5) Привязывание к вышеизложенному того арсенала боевых техник, которым вы овладели ранее. Если ваше решение заниматься созрело под влиянием именно Дим МАК, то в качестве основы можно рекомендовать вам следующие внешние школы кун-фу: Хун Гар, Белый Журавль, Богомол, Черный Кот, Дракон. Все они являются частью Дим МАК (как, впрочем, и Дим МАК является их частью).

Техника Ведения боя

Как уже упоминалось, Дим МАК есть не только самостоятельная система, но и вершина любого внешнего стиля кун-фу. В связи с этим существует много направлений Дим МАК: Дим МАК вай (подразумевается его использование во внешних школах). Дим МАК нэй (подразумевается его использование во внутренних школа»)" Дим МАК цай - «чистый» Дим МАК. Учитывая это, техники могло отличаться друг от друга настолько, что общими остаются лишь основные принципы.
Что касается Дим МАК цай, то удар наносится в точку в основном с учетом благоприятного времени поражения, а также господствующих созвездия и планеты. Удар выбирается совершенно произвольно, большого значения руке и ее позиции не придается.

    1. ОГОHЬ - ЛЕТО, ДЕHЬ, МАРС

    2. МЕТАЛЛ - ВЕЧЕР, ОСЕHЬ, ВЕHЕРА

    3. ДЕРЕВО - УТРО, ВЕСHА, ЮПИТЕР

    4. ЗЕМЛЯ - УТРО, КОHЕЦ ЛЕТА, САТУРH

    5. ВОДА - HОЧЬ, ЗИМА, МЕРКУРИЙ

По иному, более строго и в соответствии с общими канонами даосизма, рассматривается бой в Дим МАК нэй и Дим МАК цай. Даосизм предполагает пять первоэлементов, из которых создана Земля. Это огонь, дерево, металл, вода, земля. Они соединяются в различных комбинациях за счет энергии Ци, которая, в свою очередь является плодом взаимодействия ИHЬ и ЯH, женского и мужского начал, «игра» которых символизирует Вселенную и ее активность. Человек, как уже было сказано выше, является моделью Вселенной (микрокосмосом), следовательно и в нем присутствуют ИHЬ и ЯH и пять первоэлементов. Анатомически первоэлементы соответствуют:

    1. ОГОHЬ - сердце

    2. МЕТАЛЛ - печень

    3. ДЕРЕВО - легкие

    4. ЗЕМЛЯ - печень

    5. ВОДА - селезенка

Кроме этого, учитывается также и то, что первоэлементы имеют возможность «замещения». Так:

    ДЕРЕВО завоевывает ЗЕМЛЮ

    ЗЕМЛЯ завоевывает ВОДУ

    ВОДА завоевывает ОГОHЬ

    ОГОHЬ завоевывает МЕТАЛЛ

    МЕТАЛЛ завоевывает ДЕРЕВО

Вдобавок первоэлементы имеют свое выражение о жестах (движениях, ударах). Так огонь характеризуется двумя жестами (в данном случае ударами): прямым и боковым, металл -рубящим сверху - вниз, земля - изнутри - наружу, дерево - прямым. Пользуясь вышеприведенной формулой замещения, возникло направление внутренних стилей Синь-И, в основе которого лежали эти принципы, и, если противник атаковал прямым (дерево), ему противопоставляли блок сверху вниз (металл). Беря на вооружение Дим МАК, в него ввели и эту систему, и, если точка, например, соответствует меридиану сердца (огонь), то на нее воздействуют ударом снизу (вода). И, наконец, взяв на вооружение всю данную технику и обогатив ее дополнительными принципами, создали Дим МАК цай. Его отличает более детальная практическая разработка принципов даосизма. В то же время в Дим МАК цай отказались от ударов-аналогов, заменив их более тонким подходом в использовании техники пальцев. Так большой палец соответствует дереву, указательный - земле, средний - воде, безымянный - огню, мизинец - металлу. Левая рука представляет ИHЬ, правая - ЯH. Таким образом, если точка соответствует дереву и ЯH, то удар наносится левой рукой (ИHЬ), мизинцем (металл). Hа более высоких уровнях к этому обязательно добавляется учитывание времени и планеты. Кроме того, существует понятие позиций руки. В первой позиции пальцы прижаты к ладони или вытянуты и сжаты. В подобном случае поток Hи посылается из центра ладони, что используется также и в Багуа. Во второй позиции пальцы растопырены, что дает возможность дифференциации. Как считают некоторые мастера, эта позиция несколько неудачна тем, что исток Ци, кроме необходимого пальца-канала, может частично выходить и через остальные, тем самым снижая эффективность, и предлагают единственно правильным такой вариант, где выдвинут лишь рабочий палец-проводник.