«Чем отличается йога айенгара от хатха йоги» — наболевший вопрос учеников. Подойдет ли йога Айенгара новичкам и с чего начать практику

> Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих

Особенности йоги по методу Айенгара :
. статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум;
. постепенное развитие практики , переход от простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению;
. использование разнообразных вспомогательных пропсов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему вне зависимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, так же как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удерживать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
При совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование (ссылка на интернет-магазин, стр. с пропсами), ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

"Я разделяю асаны на три группы: начальный, средний и продвинутый курсы. Я группирую их в порядке, удобном для выполнения, с примерным учетом времени, которое может потребоваться для освоения всех этих трех курсов."

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Много веков доступное лишь индийским аристократам, в наши дни переживает новое рождение. Около 100 лет назад для европейской цивилизации начали открываться секреты искусства, с помощью которого можно усовершенствовать дух и тело.

Одно из современных направлений классической хатха-йоги названо именем его основателя Шри Б. К. С. Айенгара, посвятившего более 60 лет практике, обучению людей и усовершенствованию авторской школы Айенгара йоги.

Особенности и история

В начале своего пути, занимаясь йогой, Б. К. С. Айенгар практиковал традиционный динамичный стиль, направленный на развитие физической силы. Однако проблемы со здоровьем нацелили его на поиск метода занятий, доступного не только молодым, физически развитым и здоровым ученикам. За семь десятилетий практики и преподавания методы классической йоги были на собственном опыте переосмыслены, систематизированы и адаптированы для людей, имеющих проблемы со , ранее не практиковавших йогу, и преклонного возраста.

Важно! Медитация помогает наладить работу нервной системы, сердца, органов пищеварения.

Исследования доказали терапевтический эффект Айенгара йога, обосновали, что это такое направление, которое позволит восстановить и оздоровить организм человека в любом возрасте. Особенностями школы Айенгара, которые позволяют начать и успешно освоить практику людям любого уровня физический подготовки, возраста и состояния здоровья, являются:

  • Более статичная практика и длительное нахождение в позе.
  • Выравнивание тела и сознания в асане.
  • Точное выстраивание позы, индивидуальный подход.
  • Использование в занятиях вспомогательных предметов, помогающих телу принять правильное положение в асане.
  • Подробное объяснение порядка вхождения и выхода из асаны.
  • Длительное нахождение и плавная смена поз.
  • Постепенный переход от простых асан к более сложным по мере развития физических способностей практикующего.
  • Концентрация внимания на дыхании и собственном теле.
  • Чередование практики групп асан по неделям, что позволяет закрепить в мышечной памяти полученные навыки.
Айенгара йога для адаптирует с учетом особенностей женской анатомии и позволяет выполнять их во время и .

Знаете ли вы? Жак-Ив Кусто был знаменит не только как океанограф, изобретатель, но и как ныряльщик рекордсмен. В своих тренировках он использовал йогу.

Кому подойдет

Один из базовых принципов метода - доступность Айенгара йога для начинающих. Данный стиль подходит практически всем:

  • людям со слабым здоровьем;
  • ранее не практиковавшим йогу;
  • без подготовки, ;
  • имеющим проблемы со здоровьем и желающим их исправить.
О травмах, хронических заболеваниях и других проблемах со здоровьем необходимо рассказать тренеру.

Постепенное освоение асан от простого к сложному позволит избавиться от недугов, связанных с застойными явлениями, малоподвижным образом жизни, стрессом и другими факторами.

Польза и эффект от занятий

Если вы хотите усовершенствовать тело и успокоить разум, йога по методу Айенгара - лучший путь к такому результату. Цель занятий:

  • Тренировка и усиление глубоких , стабилизирующих тело и внутренние органы.
  • Улучшение и подвижности .
  • Улучшение равновесия, контроля за телом.
  • Улучшение формы тела, фигуры.
  • Устранение мышечной асимметрии.
  • Профилактика стресса и нервных расстройств.

Йога Айенгара для начинающих

Желающим освоить следует подготовиться к занятиям. Для полноценных тренировок будут необходимы специальные аксессуары и удобная одежда.

Экипировка

Для занятий понадобится:

  • костюм;
  • удобная сменная обувь;
  • коврик;
  • полотенце;
  • блоки, пледы, подушки, стулья, другой вспомогательный инвентарь.
Для занятий лучше выбрать облегающую трикотажную одежду, которая не будет стеснять движений, из хлопка с добавлением синтетического волокна. Хлопок позволит телу дышать, а синтетические волокна придают материалу эластичность и долговечность.

Важно! Специфика йоги предполагает концентрацию, поэтому цвет одежды не должен отвлекать внимание и бросаться в глаза. Каждый цвет несет определенную энергетику, оранжевый придает сил, сиреневый настраивает на размышления, таким образом правильно подобранный цвет костюма может помочь в тренировке.

Стоит избегать заклепок, молний, пуговиц и других декоративных элементов, которые могут давить и натирать .
Идеальный вариант - лосины и футболка или топ по фигуре. Преимущество прилегающей эластичной в том, что она не будет мешать при выполнении скручиваний, наклонов и других асан. Также тренер будет видеть правильность положения коленей и других сустав. Женщинам необходим топ или для поддержания груди.

Занятия проводят босиком, но для перемещения по клубу нужная сменная обувь.

Для занятий понадобится коврик для йоги. Изготовленный из прочной вспененной резины, он позволяет комфортно расположиться на полу. Размеры 60 х 170-190 см. Для удобной транспортировки коврик приобретают вместе с чехлом или ремнем-стяжкой.

Йога по методу Айенгара предусматривает использование пледов и подушек во время , а также блоков, валиков, полотен, ремней и других приспособлений для практики асан.
Этот инвентарь, как правило, есть в школах, где практикуют йогу Айенгара.

Техники медитации

Айенгар не отделял медитацию от остальной практики и жизни в целом, считая осознанность их неотъемлемой частью.

Цель медитации - достижение осознанности. Ей обучаются, практикуя:
  • асану, концентрируя внимание на работе тела, связок и мышц.
  • пранаяму - технику дыхания, ее осваивают отдельно от асан.
Освоение техник медитации происходит также постепенно, от простых к сложным.

Позы йоги

Асана - искусство расположить тело в определенной позе, собрав как единой целое тело, мысли и дух. Особое внимание йога Айенгара уделяет асанам, выполняемым стоя.

Это база, освоив которую новичок сможет подготовить тело и дух и перейти к более сложным упражнениям.

Сначала ученик осваивает простые позы и техники дыхания, переходя к более сложным по мере того, как его тело становится сильнее и гибче, а концентрация внимания более глубокой.

  • Главный принцип - ненасильственное, мягкое воздействие практики на организм. Не стоит спешить и загонять себя во временные рамки, ставить задачи сесть на шпагат через месяц. Результата можно добиться, только позволив телу развиваться естественно.
  • В йоге Айенгара важен индивидуальный подход, для чего разговаривайте с тренером о своих ощущениях. Чтобы описать свои ощущения, нужно прислушиваться к организму, чувствовать себя во время тренировки как единое целое, осознанно и без насилия выполняя асаны.
  • При месячных или беременности нужно поставить тренера в известность, так как практика в этот период имеет свои тонкости.
  • При простудах и ОРВИ лучше остаться дома, не стоит насиловать свой организм и распространять инфекцию.

Важно! Переосмысление поз классической йоги, использование вспомогательных приспособлений позволяет ученикам достигать правильного нахождения в асане, независимо от уровня подготовки и состояния здоровья.

Индивидуальный подход, щадящий режим занятий, правильная проработка асан помогут начинающим улучшить здоровье, усовершенствовать тело и разум.

Мы приглашаем всех желающих на занятия йогой Айенгара в центр Прана. Опытные преподаватели йоги Айенгара; комфортные, современные залы; удобное расписание; вегетарианский бар и массажные кабинеты. Ждем Вас в нашем центре.

Особенности йоги Айенгара

Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал уникальный метод обучения, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных. Он объяснил, подкрепив примерами все традиционные аспекты йоги, заново открыл, систематизировал целый ряд асан и методов дыхания, провел обширные исследования терапевтических эффектов. Б.К.С. Айенгар учил йоге более шестидесяти лет. До сегодняшних дней его метод продолжает развиваться и углубляться.
Основа метода – глубокая и тонкая работе в позе. Практика асан является статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы, клетки, эмоциональное состояние, ум. В процессе практики, тело становится не только сильным и гибким, но также более симметричным, ровным. Понятия ровности или выравнивания являются ключевыми в йоге Айенгара.

Согласно методу, очень важно соблюдать принцип постепенного развития практики. Перехода от простых к более сложным упражнениям по мере того, как тело вместе с сознанием становятся готовым к их выполнению. На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные асаны, потому что организм еще не обладает необходимой силой, а ум недостаточно сконцентрирован. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, которые занимают особое место. Их можно без преувеличения считать фундаментом метода.

Как уже было сказано выше, только правильно выполняемые упражнения дают желаемый результат. Придать телу правильное положение, которое затем нужно сохранить в течение определенного периода времени, может далеко не каждый. Поначалу это вызывает проблемы даже у здоровых людей: к сожалению, наш малоподвижный образ жизни не способствует поддержанию хорошей физической формы, делая тело жестким, зажатым и слабым.

Поэтому важной особенностью метода является использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней, веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве. Благодаря им, организм получает опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Большой выбор материалов и практически безграничные возможности их сочетания позволяют учитывать индивидуальные особенности строения человеческого организма, степень его подготовленности. В соответствии с этим, подбирается уровень нагрузки, обеспечивается правильное ее распределение.

Детальная работа и индивидуальный подход дают возможность заниматься йогой всем желающим, сделать практику каждого оптимальной. Регулярная и правильная практика способствует достижению самых разных целей от улучшения состояния здоровья и внешности до гармоничного развития личности в целом.

Описание классов Айенгара

Ознакомительный класс

Этот класс предназначен для людей, которые никогда раньше не занимались йогой по методу Айенгара . С самого первого занятия Вы начнете осваивать асаны, узнаете не только о том, чем является йога, но и об особенностях метода, научитесь пользоваться всевозможными подсобными материалами и наблюдать за своим телом.

В этом классе преподаватели ответят на Ваши вопросы, подробно объяснят, как выполнять позы. Часть информации, которую Вы получите, дается только тут.

Основная программа рассчитана на месяц. Это четрые-пять занятий, которые нужно посещать раз в неделю (содержание занятий изменяется от недели к неделе). Постарайтесь посетить все занятия, однако, если по какой-либо причине Вы пропускаете часть занятий, обязательно посетите четвертое – на нем осваиваются перевернутые позы (Сарвангасана – стойка на плечах и Халасана).

Класс начальный 1

В этот класс приходят сразу после ознакомительного. Здесь осваивают базовую программу. Основное внимание уделяется позам стоя, которые делают тело сильнее, пластичнее и готовят его к выполнению более сложных асан.

Кроме того, в Начальном 1 выполняются упражнения на укрепление спины и конечностей, растяжение ног, осваиваются такие перевернутые позы, как Сарвангасана (стойка на плечах), Халасана. Их выполнение способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы. Роль перевернутых поз в йоге настолько важна, что без них практика является неполной.

Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики. В среднем, если человек занимается 2-3 раза в неделю, он может перейти на другой уровень после года занятий. Надежным показателем являются перевернутые асаны: если Вы уверенно чувствуете себя в Сарвангасане и можете простоять в ней около 5 минут, без труда находитесь в Халасане 2-3 минуты, попробуйте свои силы в Начальном 2.

Класс начальный 1-2

Этот класс помогает тем, кто освоил программу предыдущего уровня, постепенно перейти к программе класса Начальный 2.

Сложность занятий зависит от уровня подготовленности учеников. Преподаватель каждый раз смотрит на состав группы и в зависимости от этого подбирает программу. Если в классе больше тех, кто не слишком давно ходит на Начальный 1, то акцент будет сделан на дальнейшее освоение базовой программы. Здесь осваиваются усложненные варианты асан базовой программы, добавляются продвинутые прогибы, скручивания, а также большое внимание уделяется устойчивому освоению перевернутых поз.

Обычно переход на уровень Начальный 2 занимает минимум два года (при 2-3 занятиях начального класса в неделю). Для тех, кто ставит перед собой реальные цели, Начальный 1-2 становится удачной возможностью подготовиться и освоить такие сложные асаны, как Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках), Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях) и Ширшасана (стойка на голове), необходимые для занятий в классе.

Класс начальный 3

Это следующий уровня йога Айенгара , в котором продолжается освоение базовой программы. Позам стоя по-прежнему уделяется больше внимания, кроме того в программу входят прогибы назад, наклоны, скручивания, подготовка к Падмасане (поза лотоса), уровень сложности асан возрастает. Здесь также осваиваются новые перевернутые асаны: Пинча Майюрасана (стойка на предплечьях), Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках) и Ширшасана (стойка на голове). Об уровне Вашей практики можно по-прежнему судить по перевернутым позам: Вы должны уверенно стоять в Сарвангасане не менее 5 минут и до 5 минут в Ширшасане.

История йоги Айенгара

Йога подобна музыке. Ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни.
Б.К.С. Айенгар

В 1935 году на юге Индии шестнадцатилетний Б.К.С. Айенгар, выходец из бедной брахманской семьи, начал учиться йоге у мужа своей сестры, Т. Кришнамачара, в школе йоги, созданной под патронажем Махараджи Майсора. Нищий, вечно болеющий и голодный юноша, Айенгар поначалу занимался йогой чисто механически, испытывая невыносимые муки от боли во всем теле. Тем не менее, очень быстро, за несколько месяцев, оказалось, что никто не может выполнять асаны (позы) с таким совершенством, как он. Уже в 1937 году учитель разрешил ему преподавать йогу, и он переехал в Пуну, город неподалеку от Бомбея.

Дерево традиции неожиданно быстро стало приносить плоды... Это было очень давно, еще при англичанах. В то время это учение в Индии было мало кому интересно. Учителей практически не было. Шри Т. Кришнамачар, например, обучался йоге в Тибете. Сначала под натиском воли Аейнгара отступили болезни, потом, через сколько-то лет - нищета. Ну а йога, как здоровый живой язык на устах своего носителя росла и развивалась.

По много часов проверяя воздействие каждой позы, дыхательного упражнения на самом себе, Айенгар разработал иерархию и последовательность их введения в курс занятий, а также специальные программы для лечения заболеваний, став крупнейшим экспертом в области йогатерапии; придумал хитроумные приспособления, которые позволили заниматься практикой людям с куда менее совершенными телами, чем его собственное.

Сейчас становится очевидней, что у йоги Айенгара складывается счастливая земная судьба. Больше и больше людей получают от занятий реальную пользу. Они дают современному человеку свободу:

  • стимулируя к работе над собой;
  • к изучению себя;
  • она не манипулирует сознанием или волей;
  • не действует системой запретов.

Занимаясь йогой, мы свободны в выборе религии. Вегетарианская диета приветствуется, но только в том случае, если организм сам отказывается от животной пищи. Здоровый образ жизни утверждается как бы сам по себе, не выдергивая человека из контекста повседневности, не отрывая от семьи и традиционных ценностей.

Йога Айенгара - это прежде всего уравнивание (по-английски alignment):

  • поступательное движение к гармонии тела и ума через равномерное неагрессивное вытяжение одних частей тела и расслабления других;
  • управление дыханием;
  • осознание присутствия ума во всем своем существе, будь то ступни, почки или мозг;
  • внимание к малейшим искривлениям в теле или движениях дыхания.

Через уравнивание физического начинает формироваться гармония в области физиологии и, в конечном счете, постепенно очищается, уравнивается весь организм, от кожи до мельчайших клеток. Поскольку, по искреннему мнению Б.К.С. Айенгара, в принципе невозможно провести четкой границы между телом и умом, отделить анатомию от физиологии, физиологию от психологии, ум от рассудка, а рассудок - от души, все в человеке переплетено и взаимосвязано, то, уравнивая хотя бы положение ступней, мы уже приступаем к работе с собственным сознанием. В этом - красота и сила йоги. Мягко изменяя себя, становясь здоровыми и доброжелательными, мы не только растем духовно, но меняем к лучшему окружающий мир.

Если говорить конкретнее и взять в качестве примера обычного человека средних лет, который может посвятить йоге тридцать-сорок минут в день, то налицо следующее:

  • йога поможет улучшить общее самочувствие;
  • вернет подвижность суставов;
  • снимет или приостановит развитие искривлений позвоночника различной природы;
  • нормализует кровяное давление, пищеварение;
  • укрепит иммунную систему;
  • поднимет жизненный тонус;
  • переборет депрессивные состояния, усталость, нервную возбудимость;
  • станет незаменимым другом в борьбе с каждодневными стрессами.

Существует большое количество специальных комплексов: от головной боли, усталости, при простуде, и т.п. По особой программе следует заниматься женщинам во время беременности или после родов, при менструациях.

Хотя йогой может заниматься любой, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, в особых случаях противопоказаны некоторые асаны. Поэтому заниматься необходимо под руководством опытного преподавателя, а если его нет - по книгам Б.К.С. Айенгара.В 1965 году он закончил труд над книгой "Light on Yoga" (в русском переводе "Прояснение Йоги") - букварем и сводом асан, самым энциклопедически полным трудом по йоге за всю современную историю. В 1975 в Пуне открылся Институт Йоги памяти Рамамани Айенгар , супруги и верного помощника Б.К.С. Айенгара, где он сам вместе с детьми практиковал, помогал больным и беспрерывно совершенствует личную практику. В 1981 издана книга "Light on Pranayama" ("Свет на Пранаяму") - первая книга, по которой можно заниматься дыхательными упражнениями, не боясь повредить своему здоровью (Б.К.С. Айенгар всегда говорит, что лучше хорошая книга, чем плохой учитель. Но только книга должна быть действительно хорошей). В 1993 году издана книга "Light on the Yoga Sutras of Patanjali" ("Свет на Йога Сутры Патанджали"), кропотливый перевод и комментарии к самому древнему тексту по йоге.

Всем привет!

Занимаетесь ли вы йогой? А про йогу Айенгара уже слышали? Я, если честно, не так давно узнала про нее. Мне стало очень интересно как ей занимаются , чем она отличается от привычной нам йоги? Что это вообще за зверь такой?!

На деле оказалось, что основные упражнения йоги Айенгара взяты из хатха-йоги, но отличия все же имеются. Йога Айенгара для начинающих станет проводником в мир йогических практик, ведь это направление практически не имеет противопоказаний.

Если вам интересно узнать подробнее о происхождении йоги Айенгара и построении комплексов , то читайте дальше!

Это направление йоги называется именно так в честь своего создателя — индийского йога Беллура Кришнамачар Сундараджа Айенгара . Этот человек занялся глубоким изучением йоги, для того чтобы поправить свое с детства слабое здоровье.

Со своей задачей он успешно справился, ведь прожил более 90 лет. На основе существующих асан хатха-йоги он разработал свою систему упражнений, которые подойдут любому человеку. Также его дочь Гита продолжила дело своего отца и создала специальную женскую йогу Айенгара.

Давайте рассмотрим основные принципы йоги Айенгара:

  • все внимание должно быть уделено правильности выполнения асаны — положению тела, дыханию;
  • каждая поза должна выполняться в расслабленном состоянии — мышцы не в коем случае не должны трястись от напряжения;
  • длительная задержка в асанах — идет формирование мышечного корсета всего тела, и общее оздоровление организма;
  • каждая асана имеет несколько уровней сложности — человек любого возраста и физической подготовленности сможет подобрать упражнения под свои возможности;
  • йога выполняется с использованием различных средств, облегчающих выполнение асан: болстеры, ремни, кирпичики, стулья, скатанные пледы и т.п.


Помимо того, что такая йога оздоравливает весь организм, способствует похудению, она также помогает :

  • привести все мысли в порядок;
  • создать гармонию между телом и разумом;
  • избавиться от депрессивных состояний;
  • понять, что жить нужно «здесь и сейчас».

Читая многочисленные отзывы практикующих йогу Айенгара, мне тоже захотелось позаниматься ею. Ведь с помощью нее многие избавляются от застарелых болей в пояснице , что очень актуально для меня.

И самым важным моментом является то, что у этой йоги нет , кроме критических дней у женщин. Ее рекомендуют в качестве способа реабилитации после операций и тяжелых травм. Ей занимаются беременные, дети и даже пожилые люди с проблемной спиной.

Как практикуются асаны?

Вообще йогой Айенгара можно заниматься как в фитнес-клубах и студиях йоги, так и в домашних условиях.

Самым лучшим временем для выполнения асан является утрешнее или вечернее время, когда вас никто не сможет побеспокоить.

Думаю все-таки вечером более привычное время, по крайней мере для меня. Тут уж кто как привык, конечно.

Комплекс упражнений у йоги Айенгара довольно обширен и насчитывает более 200 асан , поэтому для новичков лучше выполнять самые первые, а потом уже переходить к более сложным.


Йога Айенгара стала настолько распространенной, что по всему миру начали открывать целые школы , в которых занятия проводятся опытными инструкторами по неделям :

  1. все позы выполняются стоя;
  2. асаны содержат скручивания и наклоны;
  3. упражнения на прогибы назад;
  4. дыхательные упражнения и расслабляющие позы;
  5. произвольные асаны.

На самом деле гуру Айенгар оставил после себя целое наследие в виде книг по йоге, которые были переведены на разные языки, самые известные из них:

  • «Дерево йоги»;
  • «Прояснения йоги»;
  • «Прояснение пранаямы»;
  • «Йога. Путь к здоровью»;
  • «Аштадала-Йогамала»;
  • и множество других.

Думаю, что с помощью этих книг освоить йогу Айенгара дома будет совсем не сложно. Но считаю, что основные упражнения из этой индийской практики, подходящие даже начинающим, я обязана привести. Поэтому переходим от теории к практике.

Тадасана

  1. Встаем прямо и ноги ставим тесно друг к другу, чтобы пятки и большие пальцы были четко вместе. При этом сильно напрягаем все мышцы ног, живот прижимаем к пояснице, выравниваем позвоночник и удлиняем шею.
  2. Распределяем вес тела точно на всех стопах, руки же направляем точно вниз, ладони смотрят на себя. Получается такая основательная поза.

Эта асана помогает научиться правильно стоять .

Врикшасана

  1. Оставаясь в предыдущей позе сгибаем одну ногу и упираемся ступней в верхнюю часть другой ноги, пальцы согнутой ноги естественно смотрят вниз.
  2. Стоя на одной ноге, соединяем ладони вместе и вытягиваем руки четко вверх. Остаемся в этой позе на несколько секунд, при этом глубоко дышим.
  3. Далее выходим из позы и проделываем все то же самое с другой конечностью.

Эта асана отлично тренирует мышцы ног , позволяет развить чувство равновесия, укрепить мышцы спины — от крестца до шеи.

Уттхита триконасана

  1. Находясь в тадасане, делаем полный вдох и прыжком расставляем ноги, чтобы расстояние между ними было около 1 метра. Вытягиваем руки в стороны, ладони направляем вниз параллельно полу. Теперь поворачиваем левую стопу влево на 90 градусов и правую слегка направляем в ту же сторону. Колени четко выпрямлены.
  2. Выдыхая, наклоняем туловище влево, ладонь при этом находится на левой лодыжке. А правую руку вытягиваем вверх, то есть получается та же поза, что в начале, только туловище наклоняется в сторону. Корпус, ноги и таз находятся на одной линии, будто сзади есть стена.
  3. Ноги все время подтянуты, а взгляд устремлен вверх, а если точнее — то на большой палец правой руки. В этом положении выдерживаем 30 секунд, дыхание при этом не задерживаем. Затем аккуратно выходим из этого положения, сначала оторвав левую ладонь от лодыжки. Проделываем все то же самое в другую сторону и затем на выдохе прыжком обратно встаем в тадасану.

Эта асана улучшает работу тазобедренных суставов, укрепляет мышцы ног, спины.

Уттхита Паршваконасана

  1. Стоя в тадасане, делаем полный вдох и прыжком разводим ноги на 130 см, шире, чем в предыдущей позе. Также вытягиваем руки в разные стороны. Делаем неспешный выдох, при этом начинаем левую стопу разворачивать влево на 90 градусов и в ту же сторону слегка направляем и правую.
  2. Начинаем сгибать левую ногу, до того момента, пока между голенью и бедром не появится прямой угол, при этом само бедро должно находится параллельно полу. Теперь ставим левую ладонь на пол позади левой стопы, при этом левая подмышка находится точно у левого колена. Поднимаем правую руку и вытягиваем ее над головой. Получается прямая линия: левая нога — правая рука.
  3. В позе находимся максимально ровно, все на одной линии, ничего не перекошено, также стараемся удлинить весь позвоночник. Выполняем эту асану 30 секунд, дышим медленно и ровно. Затем вдыхаем и отрываем левую ладонь от пола и выпрямляем левую ногу. Это же упражнение проделываем в другую сторону. В конце опять прыжком становимся в тадасану.

Эта асана отлично укрепляет мышцы на ногах, раскрывает грудную клетку , способствует похудению.

Вирабхадрасана I

  1. Встаем в привычную уже позу — тадасану. Вытягиваем руки вверх, ладони при этом прижаты вместе. Делаем полный вдох и расставляем прыжком ноги как в предыдущем упражнении на 130 см. Выдыхаем и разворачиваемся в левую сторону, при этом левая стопа поворачивается в ту же сторону на 90 градусов и правая чуть заходит внутрь.
  2. Сгибаем левое колено, при этом левое бедро оказывается параллельно полу, а также следим чтобы угол между голенью и бедром был не менее 90 градусов. Колено не в коем случае не должно выходить за пятку одноименной ноги. Колено правой ноги втягиваем в себя, и вся нога вытягивается назад.
  3. Левое колено, корпус и лицо смотрит в ту же сторону куда и левая стопа. Руки по-прежнему наверху в жесте «Намасте», туда же направляем и свой взгляд. Остаемся в позе на секунд 30, при этом спокойно дышим. Выходим из позы и все то же самое повторяем в правую сторону. Затем прыжком возвращаемся в позу горы (тадасану).

Эта асана прекрасно раскрепощает мышцы грудной клетки, плеч, шеи и всей спины, а также подтягивает ноги, избавляет от жира в области бедер . Но со слабым сердцем оставаться в асане долгое время нельзя!

Думаю для затравки хватит! Остальные же упражнения йоги Айенгара советую изучать по его книге «Йога дипика» , в которой все подробно расписывается. Ну а можно отправиться прямиком в фитнес-центр и практиковаться уже в группе. Так гораздо веселее!

А я надеюсь, что йога Айенгара вас заинтересовала и вы обязательно освоите ее самостоятельно и будете стройны, бодры и веселы!

Может кто-то уже пробовал это направление йоги? Есть ли результаты? Как впечатления?

Удачных вам занятий! До встречи!

Понравился блог?
Подпишись на новые статьи!