Происхождение йоги. Йога: история зарождения, основы источники и виды индийской йоги. Тревога и депрессия

— это учение, берущее начало в самой глу-бине веков и пришедшее к нам по легенде от жителей первой человеческой цивилизации Арктиды. Она соеди-няла Евразию и Америку, но после катастрофы бесследно исчезла в Северном Ледовитом океане.

Шло время, одна за другой менялись цивилизации, а знание йоги перешло в Индию и Древний Египет. При раскопках одной из древнейших культур Мохенд-жо-Даро , существовавшей более четырех с половиной тысяч лет назад, археологами были обнаружены фигурки йогов.

Около трех тысяч лет назад, во времена индо-арийской культуры, в долине реки Ганг появились Веды (знания) — рукописи индийских мудрецов, которые дали толчок к развитию философской мысли. Чуть позднее стали появляться всевозможные пояснения к Ведам , из которых следовало, что йога — это благочестивые упражнения, позволяющие осуществлять контроль над умом и обрести состояние просветления.

Мудрецы считали, что человек состоит из материи и духа, и йога способна отделить дух от материи, делая его абсолютно чистым. Спустя столетия йога стала рассматривать тело как храм бессмертного духа, а, следовательно, этот храм нужно сохранять как можно дольше. Именно в этот период зародилась система практик, способствующих продлению жизни и омоложению тела.

Особенности и отличия йоги

Йога отличается от традиционной физической культуры не только методами, но и результатами. Человеку, который много работает или учится, занимается умственной деятельностью, не всегда важно иметь большие мускулы или бегать марафонские дистанции. Для него важнее быть здоровым, чтобы во время работы ничего не болело, не отвлекала боль в суставах или спине.

К тому же известно, что даже профессиональные спортсмены не всегда абсолютно здоровы, ведь многочисленные травмы, вывихи, растяжения, ушибы и т. д. рано или поздно дают о себе знать. Занятия йогой как нельзя лучше способствуют избавлению от различных болезней, укреплению тела, улучшению настроения.

Йога является первой ступенью к достижению больших результатов, здесь все занятия проходят плавно и медленно, постепенно нагружая организм. Ее можно использовать для самых различных целей: для похудения, для обострения внимания, для выносливости, для стабилизации всех систем организма.

Виды йоги

Йога делится на множество различных видов, каждый из которых направлен на достижение определенных результатов.

  • Хатха-йога — это основополагающее учение, именно от него и пошли все виды йоги, популярные в настоящее время. Главная цель — достижение единения между душой, телом и окружающей средой с помощью релаксации, дыхательных упражнений и медитации.
  • Йога Айенгара — идеальный вид для малоподвижных людей и людей с физическими ограничениями. Здесь акцент ставится, прежде всего, на правильность выполнения поз, начиная с простейших и постепенно усложняя задания. В процессе регулярных упражнений тело становится более сильным и гибким, мышцы — эластичными, а ум — ясным.
  • Аштанга-йога — самая динамичная разновидность йоги, которая непосвященному может показаться аэробикой. Все упражнения этого вида выполняются с достаточно большой скоростью. Здесь особое внимание уделяется дыханию. Изначально этот вид йоги был предназначен для занятий с гиперактивными подростками, чтобы научить их направлять излишнюю энергию в нужное русло. Аштанга-йога подойдет людям с достаточно хорошей физической подготовкой, готовым к мощным физическим нагрузкам.
  • Бикрам-йога — достаточно экзотический вид, называемый также «горячая йога» . Занятия бикрам-йогой проходят в помещении при температуре воздуха 40,5 градуса. Благодаря повышенной температуре мышцы становятся более эластичными и легче поддаются растягиванию. Занятия ускоряют обмен веществ и улучшают кровоснабжение всех частей тела. Но перед тем как заниматься этим видом йоги, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом на предмет индивидуальной переносимости физических нагрузок при повышенной температуре.
  • Пауэр-йога , или силовая йога, очень похожа на аштанга-йогу. Разница заключается в том, что в данном случае упражнения выполняются в произвольной последовательности и более интенсивно. Этот вид идеально подойдет спортсменам и людям, ведущим активный образ жизни. Главной целью пауэр-йоги является увеличение гибкости тела и улучшение эластичности сухожилий и мышц.

Кто может заниматься йогой

Йога не считается спортом или фитнесом, поэтому каких-либо ограничений здесь нет. Ею можно заниматься в любом возрасте. И не стоит задаваться вопросом: «А хватит ли у меня гибкости, чтобы заниматься йогой?», ведь она отчасти для того и создана, чтобы развивать эту самую гибкость, поэтому отсутствие таковой у начинающих изначально пред-полагается.

Наилучшим временем суток для занятий считается 4 часа утра, но это не принципиально, заниматься можно в любое удобное для вас время. Ведь йога — это отличное средство не только для борьбы со стрессом, она также повышает общий иммунитет, четкость мышления, помогает расслабиться после многочасового рабочего дня, приводит тело в хороший тонус и многое другое.

Йога будет полезна людям со следующими заболеваниями:

  • артрозы, артриты;
  • вегетососудистая дистония;
  • заболевания позвоночника (остеохондроз, различные искривления, грыжи дисков и др.);
  • функциональные расстройства дыхательной, пищеварительной, выделительной, репродуктивной, эндокринной систем;
  • неврозы;
  • гипертония;
  • синдром хронической усталости.

Важно помнить, что прежде чем начать заниматься йогой, необходимо уведомить своего тренера о любых проблемах со здоровьем.

Противопоказания

  • всевозможные психические расстройства;
  • пограничные состояния психики;
  • онкология;
  • эпилепсия;
  • общая тяжесть состояния, когда любые нагрузки противопоказаны;
  • нейроинфекции;
  • повышенное внутричерепное и внутриглазное давление;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • органические поражения сердца (дистрофия миокарда, аневризма аорты, мерцательная аритмия, некомпенсированные пороки сердца и т. д.);
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые некомпенсированные травмы позвоночника;
  • недавно перенесенные черепно-мозговые травмы и операции.

Где и сколько заниматься йогой

Йогой можно заниматься как в группе, так и самостоятельно либо с индивидуальным тренером. Групповые тренировки наиболее распространены, так как это самый удобный и простой способ, при котором вы находитесь под бдительным контролем специалистов, занимаетесь в удобное для вас время и с необходимой интенсивностью.

Программы таких тренировок составлены из упражнений, которые полезны для любого человека, в частности для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни и не имеет возможности тренироваться самостоятельно. Если у вас проблемы со здоровьем, которые не позволяют посещать групповые занятия, вам подойдут персональные тренировки.

Также, занимаясь индивидуально, вы можете корректировать время и длительность занятий. Если решили заниматься самостоятельно, всё же потребуется квалифицированный специалист, который разработает для вас индивидуальную программу и обучит пользоваться ею.

Посвящать йоге можно столько времени, сколько вы хотите. При групповых занятиях достаточно 2—3 посещений в неделю, особенно если вы начинающий. Если же не хватает времени, можете заниматься по 10—15 минут ежедневно в домашних условиях. Спустя некоторое время, после нескольких регулярных занятий вы заметите, что времени все-таки хватает. Для достижения более быстрого результата вам необходимо заниматься 2—3 раза в день по 15—30 минут.

Несколько полезных советов

  1. Если вы новичок, вам лучше всего озна-комиться с йогой не по видеоматериалам или книгам, а при личном общении с инструктором.
  2. К занятиям йогой в фитнес-центрах следует отнестись с особой осторожностью: если вы хотите научиться йоге по-настоящему, желаете проникнуться древней философией, то лучше всего выбрать не фитнес-клуб, а специали-зированную школу йоги.
  3. Если вы курите, это совсем не означает, что вам нельзя заниматься йогой. Напротив, спустя некоторое время после начала регулярных за-нятий вы, скорее всего, откажетесь от этой вредной привычки.
  4. Для беременных женщин рекомендуются ин-дивидуальные адаптированные упражнения йо-гой, направленные в основном на правильное дыхание, на укрепление общего состояния организма, на нормализацию психического со-стояния. Эти упражнения готовят женщину к самому важному событию ее жизни — рождению малыша.





Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.

Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.

Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием - практиковал «ведическую» аскезу - тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар - убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»

Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур - Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец - это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.

Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.

Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога - это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».

Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога - это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали - автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума - раджа-йогу («царская йога»).

Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги - кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами - угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.

Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».

Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»

Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.

И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).
Вот эти несколько человек:


  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);

  • Паттабхи Джойс;

  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);

  • А.Г. Мохан.

Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?

Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.

Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.

Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?

Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».

Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.

Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.

Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».

Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.

Еще один предполагаемый учитель Тирумалая - загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.

Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу - как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.

Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.

Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов - это проблема не долготы проверки, а качества проверки.

Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.

— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?

Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других - в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.

Священные предания волховских и знахарских родов Подолья Украины, свидетельствуют, что все ведические духовные знания и практики были переданы людям в незапамятные времена — Сварогом и Ладою. Они даровали Святой Покон и Ведическое Знание родоначальнику людей Миру (Ману). Это знания он передал своим потомкам. Так ведическая мудрость пришла к ариям (трипольцам), предкам славян, как духовное наследие Альтлану. В те времена Ярга в отличии от других смежные и соединенных с ней систем (Родосвет, Жива и т.д) было духовной практикой, доступной далеко не всем, а лишь духовенству (жречеству). После затопления Альтлана, ее жреческие роды осели в Египте и на Руси-Гиперборее. Таким образом Ярга появилась на Руси и уже от нас пошла в Индию и стала там называться Йогой. Практика самосовершенствования духа, души и тела – Ярга, всегда была одной из главных основ духовно-магической подготовки кудесников, жрецов, ведунов и волхвов — духовных проводников Святой Руси. Это был путь Избранных, великих, самоосознавщих себя душ. Самые упорные из славянских волхвов, используя Яргу достигали состояния Ясны (просветления) и становились волхвами-радетелями, великими мастерами Жизни, которые в совершенстве владели ведической мудростью и духовной силой (Живой, Родосветом, Родоладом и т.д) раскрывая в себе единство с Богом и огромный потенциал сверх возможностей.

История происхождения Ярги.

Около 7 500 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Бога – Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как такую. За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но нерушимо сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики.

Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем саморазвития и самопознания, сегодня широко известна во всем мире как Йога. Первые упоминания о йоге мы находим в Ригведе (изначальной веде Предков). Наиболее древней и изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце. Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книгу в виде сутр – поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством.

В то же время на арийских-славянских землях традиция Вед и ведических практик не исчезла, а продолжила свое существование, также прославляя Всевышнего через Солнце-Огонь (Агни) и огненные ритуалы, часть которых была и осталась как Ярга!

Ярга, Яга-Йога – путь Ясны.

Ярга, Яга-Йога – это различное произношение одной и той же практики. С приходом христианства Я(р)га-Йога, как часть ведической традиции, стала отрицаться и демонизироваться, как и ее носители – волхвы, ведуны, жрецы (жрицы). Но, несмотря на все это, мы косвенно знакомы с Я(р)гой через образ Бабы-Яги. На самом деле в этом устрашающем сказочном персонаже заложен образ ведающий женщины, которая также связана с Огнем-Солнцем. Поэтому доброму молодцу не обойтись без древней мудрости в путешествиях, а для подготовки к нему нужна банька (огонь) да утро (солнце). Для мыслящих людей связь очевидна.

В том или ином виде Ярга практиковалась и до сегодня практикуется православными ведающими Родового Огнища. В некоторых моментах физической культуры она сходна со своим индийским аналогом, и в тоже время имеет свое неповторимое отличие, как в духовных техниках, так и телесных.

Каждый человек использует практику Ярги на своем уровне. Для кого-то Ярга – это, в первую очередь, система физического совершенствования. Для других – это духовная практика, способствующая развитию контроля над сознанием, увеличению уровня внутренней силы, открытию сверхспособностей. Для ведающих Ярга – это духовное просветление, познания себя, Бога и себя в Боге.

На начальном этапе занятий Ярга направлена на сохранение красоты и здоровья тела. Ежедневная практика Ярги очищает ум и избавляет от внутренних блоков и зажимов. Ярга во много раз повышает эффективность работы с Живой – жизнетворной силой Всевышнего, силой здоровья и исцеления. Но главное, Ярга – это путь Ясны (просветления) и единения с Всевышним.

Ярга являет собой комплекс постав тела, дыхательных упражнений (живодыхания), живозвуков (мантр), радений (молитв) и священных станов (медитаций) направленных на самосовершенствование человека.

Выполнение постав развивает здоровье человека, укрепляет внутренние органы, опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы, нормализует обмен веществ и формирует красивую фигуру. Способствует омоложению и наполняет кожу внутренним свечением. Человек, практикующий Яргу, многократно увеличивает свой поток Живы, поэтому всегда здоров и привлекателен. Его тело легко поддается контролю с помощью силы намерения. Оно становится более гибким, ловким и выносливым. Ярга не только избавляет от болезней, но и приносит очень приятное осознанное чувствование своего тела.

Для души и тела.

Очень часто люди, занимающиеся духовным развитием, забывают о собственном теле, считая его бренным и второстепенным. Иногда бывает так, что тело становится своего рода обузой. Сознание развивается, а тело волочится где-то сзади. Тогда, согласно закону маятника, как правило, появляются проблемы с физическим здоровьем. Ведь бросаясь в одну крайность, мы оказываемся в ее противоположности. Ярга направлена на гармоничное развитие и тела и духа. Занимаясь Яргой, мы начинаем ощущать единство духа, души и тела. Приходит ощущение слаженности и оживления.

Следующий уровень Ярги – это работа с Животоками (энергетическими каналами) и Чарами (чакрами). На этом уровне человек становится мастером не только своего тела, но и своей жизни. Работая с чарами, мы влияем на различные сферы бытия. Происходит избавление от внутренних блоков, страхов. В то же время повышается уровень внутренней энергии, что дает возможность практиковать более глубокие медитации. Умение управлять своими внутренними силами, взаимодействовать с внешними энергиями и гармонично их направлять также дает нам практика Ярги.

Занимаясь Яргой, мы открываем для себя мощную силу живозвука, в современном мире более известного как мантры. Пение живозвуков в потоке Света Рода (Живы) – это очень высокий уровень духовного радения и священных станов. С его помощью человек способен остановить бесконечную болтовню логического ума, выйти за пределы тела для путешествий души (астральных путешествий), очень ясно слышать голос Всебога и Богов. При этом приходит глубинное осознание себя и Вселенной. Яр – солнце, га – путь, движение, то есть Ярга – это Путь Света, быстрое (ярое) движение (развитие) как таковое. На дальнейших этапах практики для каждого открывается свой неизведанный путь – путь Ясны.

Ярга – это не наука, которую можно изучить за более или менее длительный период времени, а ежедневная практика, которая не имеет конечной точки. Только регулярная и постепенная работа над собой позволяет продвигаться на более высокие уровни духовного развития.

Заниматься Яргой могут все люди, независимо от возраста, рода деятельности и внутренних устремлений. Для этого нет необходимости отрекаться от мира и жить жизнью отшельника. Также нет обязательного требования продолжать свою практику Ярги для достижения наивысшей Реальности – Бога. Каждый человек может самостоятельно почувствовать и остановиться на подходящем ему уровне.

Ольга СИПЛИВАЯ прочитала бестселлер американского научного журналиста Уильяма Броуда “Научная йога. Демистификация” и поняла: в том, что касается йоги, все не так, как кажется.

Й огой занимается примерно 250 000 000 человек во всем мире. Рискну предположить, что большая часть из них понятия не имеет, во что ввязалась. Сегодня йога для начинающих - это физкультура для застрессованного горожанина, модное течение, успешный коммерческий проект, непременный атрибут ЗОЖ, повод запостить фоточку в Инстаграм, в общем, что угодно, кроме того, чем йога была изначально - духовной практикой маргиналов-отшельников.

Оргазм и вдохновение - “побочные эффекты” йоги.

Цитата: “В 1970 году, когда я впервые попробовал сделать стойку на голове, о сексуальных аспектах практики, как правило, шептались по углам. Мой первый учитель йоги вскользь упоминал о сексе, но я так и не понял, что именно имелось в виду, и оставил эту тему на потом. Эту книгу я начал писать с тем же настроем. Секс казался не самой важной темой. Да, думал я, что-то там, в йоге, с ним связано, и можно уделить этому главу. Но я даже представить не мог, какие находки меня ожидают. … Я обнаружил небольшую сокровищницу отчетов и исследований, проливающих свет на сексуальную тему. В них говорилось, что йога действительно может вызывать всплеск половых гормонов, вспышки активности мозговых волн, а также другие признаки, характерные для сексуального возбуждения, - и это было подтверждено клиническими данными. Медицинское сканирование мозга показало, что опытные практикующие способны входить в состояние экстаза, неотличимое от возникающего во время оргазма. Согласно медицинским исследованиям, занятия йогой могут улучшить сексуальную жизнь как мужчин, так и женщин - увеличивается либидо и сексуальное удовлетворение, растет эмоциональная близость между партнерами. … [Что касается творчества], в 1952 году, находясь в Индии, он [известный скрипач Иегуди Менухин] познакомился с Айенгаром. Тот научил его расслабляться в шавасане - позе трупа. Музыкант тут же погрузился в глубокий сон. Последующие уроки йоги подарили Менухину чувство глубокого обновления, он стал лучше играть на скрипке. Так Менухин стал адептом йоги. В 1954 году он подарил Айенгару часы «Омега» с гравировкой на обороте: “Моему лучшему учителю по игре на скрипке”. Вскоре музыкант представил Айенгара британской, французской и швейцарской аудитории. Именно благодаря Менухину никому не известный йог стал мировой знаменитостью. … Эта загадка [как работает вдохновение] стоит перед человеком давно, но в последние десятилетия обнаружилось достаточно много свидетельств - как обрывочных и не слишком убедительных, так и основательных, - которые указывают на то, что йога способна сыграть существенную роль в подпитке творческого источника”.

Факт: С легкой руки сценаристов “Секса в большом городе” в обиход вошло словечко “йогазм” (помните серию, где Саманта записалась на йогу?). В 2009 году The New Yorker опубликовал карикатуру, где женщина лежит с мужем в постели и читает. “Не сегодня, дорогой, - гласила подпись. - У меня уже был йогазм в зале”.

Ну, а заключение книги хочется процитировать целиком.

“Одно я знаю определенно: наука не в силах даже подступиться к большинству из самых интересных загадок жизни, не говоря уже о том, чтобы решить их. Это всего лишь один палец на руке, как сказал мудрец. Я ценю научный метод за то, что он дал человечеству столько разгадок и открытий, облегчил наше существование и усовершенствовал общественную жизнь. Однако я сомневаюсь в ценности сциентизма - уверенности в том, что научный взгляд на мир превосходит все остальные интерпретации: философские и религиозные, моральные и гуманистические. … Многие истины йоги, безусловно, лежат за пределами рационального познания. Йога способна заглянуть дальше, а опытные практикующие, насколько мне известно, проникнуть в те сферы сознания и духовности, о которых науке вообще ничего не известно. Или, возможно, все это бред и чепуха. Я не знаю. Я агностик, но все равно занимаюсь йогой, причем получаю все больше удовольствия от некоторых аспектов этой практики. Проделанный путь заставил меня внимательнее присмотреться не только к опасностям, которые таит эта дисциплина, но и к ее незаметному на первый взгляд воздействию, в том числе формированию у человека способности ценить настоящее”.

Photo: The little volcano

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния . В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п. Впервые встречается в «Ригведе» - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто развивал это учение в древности. Это вероятно также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась наиболее хорошо, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена менее поздних последователей йоги, таких как: Патанджали.

Патанджали - основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э. . Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры.

Некоторые исследователи отождествляют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Магабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба, в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pal = падать, anjali - ладонь).

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»

Согласно мифам, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций .

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.