Советы психологов для родителей спортсменов. Что такое спортивная психология, когда и почему спортсмену нужен психолог

Введите e-mail адрес:

Родители будущих звезд спорта играют ключевую роль в спортивном становлении и развитии своих детей. При этом им важно знать, что́ нужно говорить своим детям и как это делать до, во время и после спортивных мероприятий.

Если ребенок хочет стать олимпийцем или играть в футбол в премьер-лиге, мама и папа могут существенно помочь ему достичь своей мечты. Однако их помощь должна выходить за рамки простой транспортировки ребенка к месту проведения соревнования.

Поддержка молодого спортсмена заключается в настойчивости и ответственном подходе - как родителей, так и ребенка. Действия и отношение родителей, в свою очередь, могут влиять на качественные характеристики его занятий и потенциально улучшать или ухудшать будущие результаты.

Далее представлены советы ведущих спортивных психологов, работающих со многими звездами спорта, о том, как мамам и папам правильно поощрять занятия своих детей и наилучшим образом помогать им в достижении спортивных целей.

Поскольку родителям важно развивать мастерство ребенка, существуют несколько ключевых областей, над которыми им следует работать, чтобы лучше раскрыть потенциал молодого спортсмена.

1. Общение

Ваше общение с ребенком играет большую роль в развитии его спортивных навыков. Поэтому важно сохранять с ним устойчивые и ровные взаимоотношения.

  • Разговоры: говорите с ребенком, используя открытые вопросы: «Ну, Петр, как, по-твоему, прошла сегодняшняя игра?».
  • Активное слушание: пересказывайте слова ребенка, чтобы убедиться в своем правильном понимании и показать, что вы внимательно его слушаете.
  • Понимание: если вы понимаете, что ваш ребенок говорит о своих достижениях или их отсутствии («Я теряю очки из-за моего удара слева»), значит, ваша способность сосредоточиться на истинных потребностях вашего ребенка повышается.

2. Пересмотрите вашу мотивацию

Родителям важно анализировать причины того, почему они хотят, чтобы их ребенок занимался спортом. Не следует путать свои собственные желания с желаниями вашего сына или дочери! Ребенок должен заниматься спортом со страстью и удовольствием, а не воплощать ваши личные мечты. Пересмотрите собственные реакции на его спортивные успехи и постарайтесь осознать, каким образом ваши реакции могут влиять на ребенка («Катя, ты получила сегодня удовольствие от игры?»).

3. Начало занятий

Любая программа тренировок должна выстраиваться на основе исходного уровня навыков ребенка, что позволит ему чувствовать себя комфортно и достигать результатов. Если с самого начала тренировки слишком сложны, то ребенку будет трудно добиться успехов. Четкий, точный план тренировок - это важный шаг в процессе приобретения спортивного мастерства.

4. Разбирайтесь в спорте

Вам необходимо приобрести глубокие знания о выбранном виде спорта вашего ребенка и общаться с профессионалами, чтобы еще сильнее развивать свои знания и навыки. Как говорится, если вы делаете то, что делали всегда, вы получите то, что всегда получали.

5. Принципы постановки целей

Постановка цели - это процесс разделения достижения итоговой цели на более мелкие, выполнимые этапы. Родителям важно определять цели для юного атлета вместе с ним; это позволит вам лучше узнать вашего ребенка, реалистично относиться к его способностям, укреплять его сильные стороны и развивать слабые. Эти цели должны планироваться на долгосрочную перспективу и время от времени пересматриваться. Вот основные принципы постановки целей.

  • Конкретика: важно точно понимать, чего именно вы стремитесь достичь.
  • Сложность, серьезность: цели должны быть сложными, серьезными, но выполнимыми постепенно, мало-помалу, поэтапно.
  • Достижимость: слишком нереалистичные цели настраивают ребенка на неудачу.
  • Измеримость: записывайте, измеряйте продвижение к цели, чтобы получить представление о времени ее достижения и возможность контролировать процесс.
  • Прогрессивность: цели должны вести к развитию и плановому прогрессу.

6. Негатив против позитива

Спортивные результаты всегда зависят от приобретенного мастерства. Пытаясь поддержать ребенка, родители часто совершают ошибки, и одна из них заключается в общении с ним в негативном, а не позитивном ключе . Отзывы родителей о результатах ребенка чрезвычайно важны для того, чтобы научить его самостоятельно и критически анализировать свои спортивные выступления и двигаться вперед с позитивом.

Позитивные, поддерживающие фразы помогают улучшать результаты. Старайтесь видеть что-то положительное в любой сложной ситуации и создать основу понимания ребенком того, над чем ему нужно работать.

  • Негативный отзыв: «Вася, ты сегодня отвратительно отдавал пас».
  • Позитивный отзыв: «Вася, важно, чтобы ты лучше наблюдал за позициями игроков на поле, тогда твои пасы будут более точными».

7. Неудачи

И родители, и дети должны рассматривать неудачи как одну из форм обратной связи, замечаний и предложений. Неудачи показывают, как и в чем необходимо улучшить спортивные навыки, чтобы продолжать двигаться вперед. Спортивные неудачи можно рассматривать как позитивный аспект обучения, потому благодаря им ребенок лучше и больше узнает о том, что он еще не умеет («Этот пас было очень трудно поймать, но, по крайней мере, в следующий раз ты будешь контролировать свою скорость».).

8. Подвергайте сомнению негативные утверждения

Молодые спортсмены сомневаются в своих способностях, критикуют собственные выступления и чувствительны к мнению других людей. Поэтому родителям важно подвергать сомнению негативные заявления своих детей, такие как «я не могу...».

  • Евгения: «Я не могу, у меня не получится играть против более крупных игроков».
  • Родители: «Трудно играть против людей, которые физически крупнее тебя, но ты быстрее и проворнее, чем они».

9. Анализ по результатам выступления

Анализ результатов - полезный инструмент проверки достижения ранее установленных целей, ориентиров и задач. Такой анализ помогает корректировать планы развития («Анна, как, по-твоему, ты выступила сегодня?», «Что конкретно ты сделала хорошо, а что можешь улучшить к следующей неделе?».).

Долгое время меня ело изнутри мое состояние нелюбви к себе, уныния, разочарования во всем. Не было желания двигаться вперед, а ведь вода, которая стоит на месте- начинает вонять. Вот и я была, неприятная (себе в первую очередь), "воняла" своей раздражительностью, агрессивным настроем, не доверительным отношением ко всем и всему. Сначала были моменты когда не было настроения и не хотелось видеть себя в зеркале. Потом это стало в каждодневной рутиной- я не хотела смотреть на себя в зеркале, я была гадка себе, видела существо без целей и желаний. Полный ноль в глазах. Спрашивала себя- как так такая молодая, еще совсем девчонка, а внутри никакого огонька и задора. У меня были попытки взять себя в руки, обуздать свои непостоянные настроения. Старалась смотреть на мир оптимистично, относится к себе с любовью. Всю теорию я знала хорошо. Но дальше осознания ничего не двигалось. Писала список желаний, целей. Использовала принципы позитивного мышления. Но не шло.... Да я и сама не могла понять- чего же я хочу? ... Больше отзывов...

От всей души хочу искренне поблагодарить Аллу Анатольевну за то, что она сделала для меня. Это человек, который в самом деле на своем месте! Способен помочь разобраться в себе, чего некоторые специалисты не в состоянии сделать. Мужчины! Есть проблемы, связанные с сексом, неуверенностью, страхом? Хотите все вернуть, но не знаете как? Алла Анатольевна - Ваш спаситель! Идите и не стесняйтесь! Спасибо Богу, что помог мне встретить такого человека – специалиста как Алла Анатольевна.... Больше отзывов...

Рисунки пациентов

  • Статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО СПОРТА

Очень часто родители отдают ребенка на спортивную секцию, не задумываясь о мотивах и следствиях своего порыва. При этом желание самого ребенка учитывается далеко не всегда. Как правило, мотивацией для родителей в большинстве случаев выступают собственные нереализованные желания и возможности. Гораздо реже мотивацией является оздоровление и гармоничное развитие самого ребенка.

Что важно знать родителям, у которых ребенок занимается спортом?

Прежде всего то, что занятия спортом бывают двух видов: спортивно-оздоровительные (2-3 раза в неделю) и профессиональные (от ежедневных до 3 тренировок в день). Что профессиональные занятия отнюдь не являются оздоровительными, а скорее - наоборот. Необходимо также знать, что существует ряд видов спорта, где профессионализм начинается в младшем школьном возрасте. Сюда относятся все виды гимнастики, акробатика, фигурное катание, т.е. те виды спорта, в которых нужна гибкость, наиболее успешно развиваемая в этот период.

Родителям также необходимо иметь представления и об особенностях детской психики младшего школьного возраста. О том, что она находится в стадии формирования и основные психические процессы воля, мышление, мотивация – еще не сформированы. Младший школьный возраст – это период становления личности.

Возьмем пример: на психологический прием привели девочку 6 лет. По словам родителей, она мечтала заниматься гимнастикой с двух лет, а сейчас занимается профессионально, по 2-3 тренировки в день. По версии родителей ребенок очень переживает конкурентные отношения с другой девочкой, из-за чего не может хорошо выступать и тренироваться. Поработав с ребенком, я убедилась, что это больше мамины переживания, чем ее. За 40 мин общения девочка рассказала мне о тренере, тренировках и старших подругах, как они общаются и дружат. Единственная девочка, помянутая в конце беседы вскользь – была та самая конкурентка с лучшими результатами. К тому же вспомнила она о ней только после моей подсказки. Когда же я ввела ребенка в трансовое состояние релаксации, она мгновенно уснула. Во время релаксации она сильно вздрагивала, нервно подергивая руками и ногами, что говорило о большом психо-физическом перенапряжении. И это при том, что она еще даже не ходит в школу!

В молодости, будучи тренером по художественной гимнастике, я повела своих воспитанниц на международные соревнования, чтобы они могли посмотреть какими они должны стать. Тогда мне казалось, что важнее для них ничего быть не может. Каково же было мое изумление, когда самая талантливая в группе девочка подбежала ко мне в разгар соревнований с возгласом: «Алла Анатольевна, посмотрите, какая у меня куколка!». Важность текущего момента и куколка никак не вязались в единое целое! В тот момент у меня произошла переоценка ценностей. Я поняла, что мои ученицы обычные дети, просто у них есть дополнительная игра – гимнастика. Это я хотела сделать из них чемпионок, а они просто играли.

В этом возрасте ребенку очень важны взаимоотношения со сверстниками, поскольку он развивает коммуникативные навыки, а достижения в спорте или учебе носят для него второстепенный характер. Настойчивые требования тренера или родителей сконцентрироваться на достижении высоких результатов находятся за пределами возможностей детской психики. Необходимость оправдывать ожидания тренера и родителей, непомерные физические нагрузки, слишком высокие задачи, которые ребенок не всегда может выполнить – все это может привести к психологическим перегрузкам. Как следствие у ребенка может развиться заниженная самооценка и чувство вины, что со временем проявляется в невротических реакциях или переходит на психосоматический уровень. Апатия, депрессия, явления раздражительной слабости, капризность – все это только начало последствий высоких нагрузок.

Как же предупредить или предотвратить такие ситуации? Прежде всего, не требуйте от ребенка больше, чем он может. Хвалите его не только за достигнутый результат, но и за усилия, приложенные там, где результат оказался ниже ваших ожиданий. В случае, если вы видите, что организм ребенка не восстанавливается и в его поведении появились тревожные признаки, лучше немного снизить нагрузку. Либо уменьшить количество тренировок, либо на тренировках ослабить нагрузку. Если вы видите, что ребенок сильно устал – дайте ему возможность отдохнуть. Небольшой перерыв 10-15 дней только пойдет ему на пользу. За это время организм восстановится и войдет в стадию суперкомпенсации. Именно на этой стадии организм после очередной стрессовой нагрузки начинает увеличивать свои двигательные качества сверх обычного уровня. В этом случае, вернувшись к регулярным тренировкам, ребенок сможет показать более высокий результат. В случае, если по каким-то причинам ни то, ни другое невозможно, лучше вовремя обратиться к профессиональному психологу, который владеет техниками психофизиологической релаксации и энергетической подзарядки организма.

Любите своих детей и помните, что у тренера и у родителей могут быть разные цели. Не забывайте, что профессиональный спорт – это тяжелый физический труд с высокими психологическими нагрузками.

Психолог в спорте необходим, как воздух. И дочитав эту статью до самого конца, вы поймете почему. Очень многие родители с ранних лет отдают своих детей в спорт. Некоторые делают это из-за желания поддерживать физическую форму детей, а значит укреплять их здоровье. А некоторые просто хотят отдать детей в большой спорт, и с ранних лет готовят своих чад к некой спортивной карьере. Но, не смотря на такую колоссальную разницу в подходах и целях, и для тех, и для других важен результат.

Психолог в спорте – на грани фола

Что бы не говорила мама, что бы она не рассказывала, будто ее ребенок ходит на секцию по карате, ради увлечения и здоровья, она все равно хвастается его достижениями при удобном случае. Дети воспринимают это как похвалу, возможно даже привыкают к такому поведению матери. Здесь то и встает вопрос – а что собственно, делает спортивный психолог? Вы и сами понимаете, что далеко не всегда у детей все получается. Иногда что-то не выходит так, как хотелось бы. Кто-то, активно занимаясь спортом, получает лавры и почести, а кто-то вынужден просто почивать позади.

Вот как раз в таких ситуациях, когда ребенок встает перед трудным решением продолжать ли ему спорт из-за череды неудач, и нужен спортивный психолог. Не всегда родители могут дать трезвую оценку ситуации, далеко не всегда сам ребенок прислушивается к мнению родителей, если чувствует вину на себе. Тем более, если мальчик, или девочка, знает, что в его спортивное образование и развитие вкладывают большие деньги, над ним словно нависает огромная ответственность. Сами понимаете, что такая ответственность совершенно не по возрасту. Дабы уберечь ребенка от нервных срывов, поддержать в трудный момент и дать хороший трезвый совет – вот несколько причин, чтобы довериться спортивному психологу.

Психолог в спорте и соревнования

Ни для кого не секрет, что даже дети часто посещают различные соревнования. Не каждый родитель может найти нужные слова, дабы приободрить свое чадо перед очередной решающей схваткой. А что уж говорить, если в самый разгар соревнования падает боевой дух? Психолог в спорте часто играет роль как подбадривающего, так и воодушевляющего человека. Не стоит пренебрегать его наличием, особенно когда дело касается детей. Если вам самим нелегко сдерживать свои эмоции во время соревнований, если вы по своей природе больше пессимист или даже реалист, непременно нужен человек вселяющий надежду, и дающий уверенность в себе. Во многих случаях это делает тренер, особенно опытный. Но бывают ситуации, когда тренер и сам нуждается в чьей-то поддержке – он тоже переживает за детей. Психолог в спорте больше сохраняет хладнокровия, и умеет подобрать нужные слова, чтобы повлиять на ситуацию.

Психолог в спорте в ответе за уверенность

Всем давно известно, что если человек не будет верить в себя, никто в него не поверит. Если человек не будет верить в себя, он просто не сможет добиться успеха в каком-то деле. Словно ступор нависнет над ним, будет висеть, мешая двигаться вперед. Это может быть чисто психологической проблемой, и с этой проблемой непременно нужно бороться. Поможет в таких вопросах спортивный психолог. Как видите, психолог в спорте очень важен.

Психолог в спорте и травмы

Травмы в спорте это еще один немаловажный вопрос, который стоит решать по мере поступления. Хочется, чтобы никогда и никто не получал травм, особенно дети. Но ситуации бывают разные, и представьте себе состояние ребенка при получении травмы, который своей целью в жизни считает только спорт. Конечно же, это шок, нежелание признать то, что случилось, словно какая-то бессмыслица. Нужно дать новый толчок для развития, помочь увидеть новую цель в жизни, не останавливаться на достигнутом только в спорте, если здесь развиваться больше нельзя. Поэтому психолог в спорте нужен, как воздух, особенно детям. Возможно, полученная травма в спорте и не такая опасная, как психологическая травма, связанная с ней.

Поэтому, если вы отдаете ребенка в спорт, будь то большой спорт, или же просто спорт для увлечения, не пренебрегайте услугами психологов. Если в секции, куда вы водите детей, нет психолога, стоит нанять своего, особенно когда ребенок занимается спортом профессионально.

Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация спортивной деятельности – это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был обычный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг – решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация – совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность , или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность побуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов . Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо, поскольку связано с огромными физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых.

Рассмотрим основные мотивы занятия спортом молодых спортсменов до 12 лет:

    Получение удовольствия;

    Повышение мастерства;

    Выполнение того, в чем я силен (сильна);

    Приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;

    Желание овладеть новыми умениями и навыками;

    Возможность посоревноваться;

    Желание выступать на более высоком уровне;

    Обретение новых друзей.

Естественно, что указанные молодыми спортсменами причины, по которым они

занимаются спортом, не отражают глубоких мотивов, изучаемых спортивными психологами. Наблюдения показывают, что молодые спортсмены отличаются от тех, кто не занимается спортом или прекращает занятия по уровню осознаваемой (или воспринимаемой) компетентности. Другими словами, дети с низким уровнем восприятия своих способностей усваивать и выполнять определенные спортивные умения и навыки, не занимаются спортом (или прекращают заниматься) в отличие от детей с высокими уровнями воспринимаемой компетентности. Это говорит о том, что наставники молодых спортсменов должны находить способы повышать уровень воспринимаемой компетентности. В этой связи можно научить детей оценивать свои выступления на основании их собственных стандартов улучшения результатов, а не ради победы или поражения.

Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они

отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.

Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становлении самооценки ребенка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте могут оказывать существенные положительные воздействия на личность и психическое развитие детей. Но организованные занятия спортом вопреки бытующему мнению не означают автоматического положительного воздействия на детей. Большую роль здесь играет тренер и родители, которые должны понимать детей, быть компетентными и знать, как организовать программу занятий, которая бы обеспечила эффективное усвоение необходимых умений и навыков.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления общих закономерностей развития человека в спорте:

    Акселерация (ускорение) развития, обусловлена развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и тех, кто спортом не занимается.

    Пластичность проявляется в развитии психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающих приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте, при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начала другой карьеры.

    Спортивная карьера влияет не только на развитие отдельных функций, процессов, свойств, ускоряя или замедляя его или придавая ему тот или иной характер, но и на взаимосвязи этих образований в соответствующих структурах (интеллекта, эмоционально-волевой сферы, личности и т.д.). Например, в спорте будут формироваться не только отдельные черты характера, но и психологический склад личности, индивидуальный стиль деятельности и поведения, наконец, «интегральная индивидуальность» , делающая спортсмена высокого класса совершенно не похожим на других и часто являющаяся важнейшей детерминантой успешности спортивной карьеры. Спортивная карьера определяет становление целостности развития и в смысле взаимосвязей и взаимовлияний различных его сторон – физического, психомоторного, интеллектуального, духовного и др. Развивающий потенциал спортивной деятельности в огромной степени зависит от методов воспитания и обучения спортсмена.

    Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные линии развития человека, то можно отметить, что спорт вносит коррективы в онтогенез (физическое развитие и становление типа нервной системы) и в большей или меньшей степени определяет жизненный путь личности.

Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания.

Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.

Типы личности спортсменов очень разнообразны. И в каждом случае определенный комплекс свойств обусловливает те или иные специфические для данного типа особенности деятельности и поведения, помогающие спортсмену достигать высоких результатов. Другими словами, в процессе спортивной карьеры формируется индивидуальный стиль спортивной деятельности, тесно связанный с общим стилем поведения личности.

Современный спорт, особенно спорт высших достижений, - это не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований, но и высокая психическая напряженность. Спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать, в противном случае успех в соревнованиях будет для него недостижимым.

В последнее десятилетие нагрузки в спорте существенно увеличились, в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией как на Олимпийских играх и чемпионатах мира, региональных и других важнейших международных и национальных чемпионатах (где психическая напряженность усиливается факторами престижности этих соревнований для самого спортсмена, и для его команды), так и коммерческих соревнованиях (где стремление спортсмена к победе, а следовательно, и повышенные психические нагрузки, испытываемые им, в значительной степени обусловлены высокими призовыми суммами, устанавливаемыми организаторами для победителей).

Решение существующих в спорте взаимозависимых проблем психической подготовки заметно осложняется, когда речь идет о сильнейших и, выдающихся спортсменах, которые, как правило, являются людьми с особой организацией психики. Это следует учитывать тренерам и спортивным врачам, занимающимся подготовкой таких спортсменов.

    Обращайте внимание на правильное выполнение деталей задания и не скупитесь на похвалу и поощрения. Почаще хвалите молодых спортсменов. Используйте такие подбадривания и поощрения, как похлопывание по спине и дружеская улыбка.

    Хвалите детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если вы говорите, что молодой спортсмен сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что вы просто хотите его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к тренеру. Признавайте неудачное выступление своего подопечного (например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация»), вместе с тем подбадривая его («В следующий раз у тебя все получится»).

    Вырабатывайте реальные экспектации, соответствующие возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют тренеру обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 11-летнего спортсмена того, что можно ожидать от 16-летнего.

    Поощряйте усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, спортсмены не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если молодой спортсмен полностью выложился, чего еще от него можно требовать.

    Обращайте внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Молодые спортсмены должны видеть улучшение своих физических качеств. Используйте разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Ваши инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко используйте демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивайте максимальное использование тренировочных средств.

    Видоизменяйте виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводите физическую активность в соответствии с потребностями ребенка, а не наоборот.

    Поощряйте правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка тренеров молодых спортсменов состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.

    Обеспечьте окружающие условия, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.

    Вдохновляйте детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу. Улыбайтесь, взаимодействуйте и прислушивайтесь!