Элементы йоги в детском саду. Занятия «Йога-сказка» для укрепления здоровья дошкольников. Видео: Детская йога: здоровье и гармония с малых лет

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Использование элементов хатха-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми 5-7 лет С.Н. Желнина, воспитатель МАОУ «Гимназия 42» подразделение дошкольного образования г. Кемерово, Кемеровская область Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ещё Сократ сказал: «Здоровье-это еще не всё, но всё без здоровья ничего». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. К моменту поступления ребенка в школу у него быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность может стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное его здоровье. В студенческие годы я увлекалась индийской культурой и танцами, написала дипломную работу на тему «Развитие творческих способностей детей по средствам элементов индийского народного танца». Будучи молодым педагогом, увлечение индийской культурой побудило меня к поиску новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, не требующих к тому же особых материальных затрат. Новая форма работы по формированию физической культуры дошкольников, по моему мнению, основывается на трех основных направлениях: социально-психологическом, интеллектуальном и двигательном. Изучив дополнительную литературу по физкультурнооздоровительной работе с детьми, я сделала вывод, что эффективным средством, отвечающим выше изложенным принципам развития детей, будет использование детской йоги. Так как база йоги очень обширна и сложна, на своих занятиях я использую элементы хатха-йоги (основанной на выполнении упражнений связанных с животными и окружающими предметами) для развития физических, умственных и эмоциональных способностей детей.

2 Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, в гимнастике хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность сочетание хатха-йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Цель оздоровительной работы: Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику «Хатха-Йога». Работа направлена на реализацию следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания; 3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков. Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития. 2. Стабилизация эмоционального фона у детей. 3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей. Хатха-йога это вид йоги, который уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна - холод, пассивность и торможение. Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги помогает детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения). Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для этой возрастной категории. Так, практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы хатхайоги и упражнения на релаксацию. Были разработаны планы и апробирована методика организации и проведения физкультурных занятий с элементами йоги для детей с 5 до 7 лет. Раз в неделю в рамках ОРУ с детьми разучивается

3 выполнение 2-3 поз, используя показ и наглядный материал - картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения. Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз объединённых одним сюжетом («Джунгли», «На морском дне»). Интересная история, сопровождающая выполнение упражнений очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям. Выученные упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры, модернизируя знакомые детям («Делай как я», «Море волнуется».) Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: разминка, асаны (упражнения), расслабление. Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги, основа оздоровления позвоночника и всего организма. Следующий шаг: сосредоточить детей на правильно, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу следует использовать приёмы наглядности, показывая как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, зеркало, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Надо учить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание обращается на соединение дыхания и движения, придерживаясь правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия необходимо контролировать правильность дыхания детей. Принимать позу следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация позы длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе секунд. Слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно. Отдых после выхода из позы секунды, равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку. В анализе диагностики физического развития детей за два года можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Использую позы хатхи-йоги не только на занятиях. Мною был разработан комплекс бодрящей гимнастики после сна «Сказка о волшебном цветке» и представлен для педагогов ДОУ на семинарепрактикуме «Использование Хатхи-йоги в бодрящей гимнастике после сна».

4 В анализе диагностики физического развития детей за два года можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Заметен повышенный интерес детей к занятиям йогой, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Дети стали более раскрепощены, в играх проявляют фантазию, придумывают свои позы, оценивают другие. Во время выполнения простых физических упражнений стараются правильно дышать, результат этого снижение заболеваемости в осенне-зимний период. По моему мнению, что выбранное направление работы с дошкольниками эффективный способ физического, умственного и эмоционального развития дошкольников, о чем свидетельствуют диагностические данные. Грамотно организованная физкультурно-оздоровительная работа дала положительные результаты: - дети стали более гибкими. их движения красивыми и плавными; - умение правильно дышать снизило заболеваемость в осенне-зимний период; - умение расслабляться помогает детям быстро успокоиться, а следовательно лучше усвоить учебную информацию; - придумывание новых поз и игр развивает воображение детей и дает возможность фантазировать; - заинтересованность детей интересной деятельностью повышает внимание и сосредоточенность. Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать на физкультурных занятиях с детьми элементы йоги. Перед собой я ставлю цель разработать систему физкультурных занятий основанную на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений йоги во все части занятия; найти новые приемы и методы эффективного внедрения элементов йоги в физкультурнооздоровительную работу, а также использовать возможность занятий йогой на фитболе с целью коррекции осанки. Предполагаемая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а, следовательно, улучшить здоровье детей

5 Литература 1. Борисова, И. Йога для двоих [Текст] / И.Борисова // Физкультура и спорт 5.-М. : Центр йоги, Быков, О. Гимнастика от ста недугов [Текст] / И.Борисова Физкультура и спорт 7.-М. : Центр йоги, Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов [Текст] / В.Г.Верещагина. Минск: Мудрец, Зубков, А. Н. Хатха-йога для начинающих [Текст] / А.Н.Зубков, А.П.Очаповский. - М.: Медицина, Латохина, Л. И. Хатха-йога для детей [Текст] / Л.И.Латохина. - М.: Просвещение, Тартаковский, М.С. Нетрадиционная физкультура[текст] / М.С.Тартаковский. - М.: Просвещение, 2003.


Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровейка» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 1 с. Екатеринославка «Солнышко» Воспитатель: Ваховская Ирина

«Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ.» Выполнила воспитатель МАДОУ 16 Демко Елена Витальевна «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ» РЕКОМЕНДОВАНО Председатель научно-методического

Консультация для родителей «Здоровье-сберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 1 «Сказка. Адрес: ст.калининская ул. Коваля 6«А» Телефон: 21-7-84 Физинструктор: Анпилова Оксана Анатольевнва Образовательный

Сократ Генрих Гейне Ребенок Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанникам, воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье и

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников в ДОУ Презентацию подготовила музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад 2 р.п. Семибратово» 1 квалификационной

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (Консультация для воспитателей) 1. Понятие технологии Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Нормативно-правовая база: Конституция РФ Конвенция о правах ребенка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Закон «Об образовании в РФ» Устав ГБОУ Гимназия

Адаптированная программа оздоровительная гимнастика «Первые шаги к здоровью» для детей 5-7 лет Иванова Юлия Руслановна, воспитатель, высшая квалификационная категория «Забота о здоровье - это важный труд

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Вольф Оксана Владимировна Здоровье - это состояние полного

Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад с.маяк» Яблокова М.А План мероприятий по оздоровлению детей старшей группы на 2016-2017 учебный год. Цель: укрепление и сохранение здоровья детей посредством расширения

За основу при составлении программы взяты: 1) Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой. 2) Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой.

Корпус 6 ГБОУ Лицей 1561 Бусахина Т.Н.,Онсина Н.В.,Лузанова Е.В., Коняева Т.Ю. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому

Культура здоровья детей - базовый компонент оздоровительной работы Здоровье это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребѐнка. Не создав фундамента здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» старшая дошкольная группа (5-6 лет) 7 Выполнили воспитатели: Е.В.Алексеевцева Е.Е.Елисеева 2017г. ПРОБЛЕМА: Данные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 10 «Лазорик» Г.Донецк 2016. Подготовили воспитатели средней гр. «Любознайки» Сотникова Н.А Коваленко В.А. «Забота о здоровье это

Подготовила Воспитатель Бутлеровская А.К. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти «Формирование ценностей здорового образа жизни и развитие физических

Воспитатель Биндарева С.А. МБДОУ 280 «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительная работа в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 17 Здоровье человека определяется многочисленными внутренними

Тема: Нетрадиционные формы оздоравливания дошкольников Разработала: Степанова Лилия Айратовна воспитатель высшей категории Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тляш Эльвиры Владимировны на 2016-2020 учебный год Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Направление:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Журавлик» города Димитровграда Ульяновской области» Методическое объединение инструкторов по физическое культуре ДОУ города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» Развитие речи детей с использованием сюжетных картинок. (технология ТРИЗ.) Форма проведения: (из

Проект «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Проект «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» П. Игрим «Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о

Занятия ритмопластикой Руководитель: Куликова Юлия Николаевна Инструктор по физической культуре Высшая квалификационная категория Куликова Ю.Н. осуществляет организацию занятий по ритмопластике, используя

Пояснительная записка Программа «Школа здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе программы «Старт» (Яковлева Л.В., Юдина Р.А.) и методических рекомендаций «Комплексы

«Здоровье» это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. «Здоровье» - это правильная, нормальная деятельность организма,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида 17 «Радуга» Руководитель Некрасова Валентина Борисовна Актуальность темы Здоровье дошкольников

Оздоровительная работа в ГБДОУ детском саду 31 Василеостровского района Санкт-Петербурга Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей;

МДОУ «Детский сад 22» Комплекс упражнений с элементами системы хатха-йога «Веселое путешествие в джунгли» для детей 6-7лет Инструктор по физической культуре: Кубышкина Е.М. Ростов, 2017 г. Цель: Развитие

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 3 «Ручеёк» Педагогический опыт: "Организация работы с детьми по профилактике простудных заболеваний и внедрению инновационных оздоровительных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 1679» ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА Рассмотрена: на

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Разработана на основе программы: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой Разработчик педагог-психолог: Завойкина Т.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

Дорошенко Марина Ивановна, воспитатель МКДОУ д/ с п. Чернореченский, вторая квалификационная категория Тема: «Художественная деятельность, как средство успешной адаптации детей младшего возраста к ДОУ».

«Апробирование системы музыкально оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ 4 г. Кировска» Королёва А. В., 1 квалификационная категория старший воспитатель МБДОУ 4

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий Подготовила: учитель логопед Позднякова О.А.

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад 12» Троицких Н.В. Воронеж, 2017 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи

Модель организации здоровьесберегающего процесса в нашем детском саду осуществляется по следующим компонентам: 1. Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется системой мониторинга,

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

1 Задачи: 1. Продолжать совершенствовать работу по укреплению здоровья воспитанников: закаливание детского организма, профилактика простудных заболеваний, используя естественные факторы природы. 2. Осуществлять

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга Оздоровительная работа Санкт-Петербург 2015-2016 уч.год. Оздоровительная

«Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса младшей группы 2 «Бабочка»» Воспитатель: Серко Татьяна Владимировна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1» г.черняховск 2014г.

Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей. Задачи: Обучающие: Способствовать получению элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья С.И.Саксина

Р.п.Выездное ул.Сельхозтехника

Тема: Йога в детском саду.

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Йога – не лечение, хотя, безусловно, занимаясь йогой, мы становимся здоровыми, энергичными, обретаем красоту и гибкость тела.

Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума.

На наших занятиях мы развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории.

Начинать изучать азы йоги дети могут в возрасте от четырех лет и, для начала достаточно всего 15 - 20 минут занятий в день. В нашем детском саду мы проводили занятия с 10 минут в день. Со временем занятия могут увеличиваться до получаса, а для детей старшего возраста, то и до часа. Сейчас наши занятия доходят до 25 минут. Но надо помнить что «йога», это не только проведение физических разминочных и растягивающих упражнений, но мы еще знаем, что это и замечательный инструмент для успокоения разума и контроля над своими чувствами при помощи небольших сеансов медитации. Согласитесь, что это очень актуально для психологического развития детей, которые почти все без исключения гиперактивны по своей природе, возбудимы и проводят длительное время возле телевизоров и компьютеров. После занятий с детьми, многие родители увидели изменение в своих детях, дети стали больше играть в дидактические, подвижные игры, а также показывать некоторые движения с занятий по йоге дома.

Йога полезна как любой вид физической активности детей. Но она отличается от других способов физического развития, прежде всего тем, что исключает соревнования, а вследствие этого - вероятность стресса и травм. Особенность также в том, что движения йоги в сочетании с особым ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.

Для занятий йогой нужно иметь свободную одежду, подобрать расслабляющую музыку, и так заинтересовать ребенка, чтобы он получал удовольствие от занятий йогой. Йогой лучше заниматься через два-три часа после еды, в комнате или зале, где ребенок сможет расслабиться и отвлечься, так как в группе сосредоточиться он не сможет. Для занятий, лучше попросить родителей сшить одинаковые, однотонные коврики, чтобы детей ни чего не могло отвлекать.

Существует множество мнений по поводу того, когда детям можно начинать практиковать йогу.

Объединяя мнения и опыт известных гуру, а также учитывая процессы роста и развития детей, выделяют возраст 8 лет, когда ребенок уже может сознательно выполнять упражнения и дыхательные практики под руководством воспитателя. В детском саду наблюдая, за детьми разного возраста, можно увидеть, что дети очень подвижны и за время зарядки могут принимать различные позы, которые есть даже в йоге, хотя они их не знают. Из этого можно сделать вывод, что дети намного раньше могут заниматься йогой, а не с 8 лет.

С 4 до 8 лет дети также могут заниматься, но к ним особое, менее требовательное отношение в плане четкости выполнения указаний. С малышами до четырех лет в основном делают гимнастические и массажные движения, напоминающие некоторые позы йоги.

Как это происходит Урок детской йоги (прежде всего для детей 4-7 лет) – это практика асан (поз) в игровой форме.

Перед началом занятия рекомендуется провести разминку для разогрева мышц. Следить, чтобы ребенок дышал носом. Каждая поза должна приносить ребенку удовольствие. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, мы сначала ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.

Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой, наши дети становятся более расслабленными и спокойными.

За 25-40 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям), и это его не утомляет, т.к. воспитатель соблюдает главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром - миром животных и растений. Например, в садике показывая позы животных мы издаем звуки животных, т.е. змея – шипит, лев – рычит и т.д.

В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки), но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения. Со временем вы заметите и другие изменения, происходящие с вашим ребенком - будет меньше капризов и обид, больше спокойствия, уверенности и творчества.

Чему учат на занятиях детской йоги:

1. Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью.

2. Формируют правильную осанку.

3. Делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости.

4. Развивают координацию и пластику движения тела.

5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

6. Проводят игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности.

7. Развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.

Лучше всего, чтобы с ребенком еще занималась мама, это приносит огромную пользу и маме и малышу. На таких занятиях происходит всестороннее общение (взглядом, прикосновениями, посредством слуха, речи, эмоций). Ну и, несомненно, мама лучше всех преподавателей знает своего малыша. Нужно подобрать удобное время и место для занятий. От этого зависит дальнейшая судьба ваших занятий - будет ли ребенок с удовольствием заниматься на занятиях.

Программы детской йоги существенно отличаются от взрослых, уже потому, что проводятся в игровой форме. Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. Маленькие йоги выполняют позы все больше не в статической форме, а в динамической последовательности. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения.

В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются - чтобы уходили искривления костей, правильно развивались мышцы, раскрывалась грудная клетка, и так далее. Упражнения даются совершенно разные - как простые, так и самые сложные.

Дети не воспринимают занятия йогой настолько серьезно, как взрослые, поэтому для занятий йогой в детском саду достаточно выбрать наименее сложные и наиболее интересные асаны. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие.

Литература:

  1. Веселая йога. Специально для детей: О. А. Волков, Е. А. Волкова - Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.
  2. Детская йога: А. Бокатов, С. Сергеев - Москва, Ника-Центр, 2009 г.
  3. Йога для ваших детей: Мишель Чизбру, Сара Вудхаус, Розмари Гриффитс - Москва, Попурри, 2009 г
  4. Лесли Каминофф. Анатомия йоги. М., 2009
  5. Федотов А. Простая йога для начинающих. Ростов – н – Д.: ВЛАДИС: М: Рипол классик, 2009г.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным - каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу - в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное - задать им состояние удовольствия.

Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.

Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения - это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.

Компоненты занятия

1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой - стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.

В приложении - презентация отчётного перед родителями занятия после трёх месяцев посещения «Йога-сказки». Так как было важно показать, чему дети научились, то собственно йоги там больше, а сказка присутствует скорее формально, в качестве игровой мотивации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЙОГА СКАЗКИ

Значение поз.

Комплекс № 1.

Комплексы на занятиях проводится, как драматизации сказок.

Сказка «Курочка ряба».

Поза «Зародыша» лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку, прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на Правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, подбородком или лбом коснуться колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 с. и спокойно опустите расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Почувствовать, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягать. Дыхание спокойное.

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся, 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Бриллианта»

Поза «Головоколенная» Сев на пол, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, а голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Угла» Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек. без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляемся. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх лежат на полу, голова повёрнута в сторону. Представить что-то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, медленно садимся.

Комплекс № 2.

Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.

Благотворно воздействует на организм при диабете, при заболевании печени, щитовидной железы, глаз, устраняет искривление позвоночника.

Сказка «Гуси–лебеди».

Поза «Ребёнка»

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захватите одноимённой рукой голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонь вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд.

Поза «Дерева»

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться вверх. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что- то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, пятки ног упираются в пол. На вдохе, опираясь на руки, медленно поднимаем верхнюю часть туловища вверх, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Затем на выдохе плавно опуститесь, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Мостика» Лёжа на спине ноги согнуты в коленях, руками приподнимите таз. Опирайтесь на ступни ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимать его как можно выше, плавно прогибая позвоночник. Плечи, шея, голова прижаты к полу. Дыхание произвольное. На выдохе медленно опуститесь.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, ноги упираются в пол. На вдохе, опираясь на руки, медленно поднимаем верхнюю часть туловища, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Затем на выдохе плавно опуститесь, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 секунд.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Дерева» Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, ладони поверните друг другу. Тянитесь всем телом вверх, спина прямая, живот подтянут, подбородок чуть приподнят. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляемся. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что-то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 3.

Придаёт гибкость, силу позвоночнику, полезно при сколиозе, оказывает положительное воздействие на все органы малого таза.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Упражнение улучшает отток венозной крови из нижних конечностей (полезно при варикозном расширении вен), улучшает работу сердца.

Даёт возможность дышать полной грудью, вызывает чувство лёгкости.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Сказка «Рукавичка».

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находиться 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Божественная» Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем, вывернуть сложенные руки пальцами вверх, расположите как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните. Дыхание произвольное. Удерживайте позу 20-30 секунд.

Поза «Скручивания» Сядьте, вытянув ноги вперёд. Согнув ногу в колене, поместите правую пятку под левое бедро. Левую ногу поставьте ступнёй с наружной стороны правого колена. Правой рукой обхватите левый голеностопный сустав. Локоть правой руки прижмите с внутренней стороны левой ноги или заведите руку за колено левой ноги. Левую руку заложите за спину, обхватив себя за талию. Выдыхая, корпус плавно поверните влево. Голову можно повернуть направо или налево. Внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживаем позу 5-10 секунд.

Поза «Кошки» Встаньте на колени, руки и бёдра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнитесь в пояснице. Удерживайте позу 10-15 с. Дыхание спокойное.

Поза «Прямого угла» Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Сделайте спокойный вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Спокойно поднимите прямые ноги до образования ими с туловищем угла 90. Внимание переведите на ноги. Пятки тяните вверх. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Кривого дерева» Встаньте прямо. Согните левую ногу, удерживая равновесие на правой. Правой рукой захватите голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите её подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращён вниз, а колено развёрнуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Или поднимите руки вверх, не разъединяя ладоней. Внимание на сохранение равновесия. Опорную ногу, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что- то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, и руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 4.

Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины.

Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, переутомляемость.

Улучшает кровообращение, способствует росту тела в длину.

Укрепляет мышцы спины, ног, улучшает работу почек, желудочно-кишечного тракта.

Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Путешествие по морскому дну.

Поза «Зародыша» лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую, левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, стараясь коснуться подбородком или лбом колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 сек. и расслабиться. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся 5-10 сек. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Дерева» Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, ладони поверните друг другу. Тянитесь всем телом вверх, спина прямая, живот подтянут, подбородок чуть приподнят. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Кузнечика» Лёжа на животе, подбородком коснитесь пола. Руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Упираясь руками в пол, поднимите как можно выше левую ногу. Оставаясь в этом положении, внимание сконцентрируйте на левой стороне поясницы. Дыхание спокойное. Удерживайте позу 5-10 секунд.

Поза «Головоколенная» Сед на полу, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Лотоса» Сядьте на пол. Спина прямая, обе ноги вытянуты, руки свободно опущены. Правую ногу согните и приставьте подошвой к бедру левой. Левую ногу ступнёй положите сверху на бедро правой, выворачивая подошву вверх и подтягивая ближе к паху. Колено правой ноги старайтесь прижать плотнее к полу. Руки положите на колени. Дыхание спокойное, произвольное. Спину держите прямо.

Поза «Бегуна»

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова в повёрнута в сторону. Представить что- то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 5.

Поза оказывает омолаживающее воздействие на позвоночник, улучшает его гибкость, устраняет боли в области поясницы, улучшает деятельность внутренних органов в области таза.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы.

Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.

Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительные действия на мышцы лица.

Успокаивает нервную систему, улучшает осанку, способствует хорошей работе внутренних органов.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Сказки народов тайги и тундры.

Поза «Змеи» Лёжа на животе ноги вместе, руки согните в локтях, ладони расположите на уровне груди. Пятки соединены, пятки ног упираются в пол. На вдохе опираясь на руки медленно поднимаем верхнюю часть туловища, плавно прогибаясь в спине. Нижнюю часть туловища от пола не отрываем. Затем на выдохе плавно опуститься, голову на бок, руки вдоль туловища.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захвати те одноимённой рукой голеностопный сустав или носок, и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонь вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд.

Поза «Головоколенная» Сед на пол, ноги прямые, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд.

Поза «Угла»

Поза «Рыбы» Встаньте на колени. Поставьте колени и пятки на ширину плеч. Сядьте на пол между пятками. Медленно ложитесь на спину, последовательно опираясь на локти, затем на затылок. Руки положите под голову. Внимание концентрируйте на позвоночнике или суставах ног. Удерживайте позу 10 – 20 секунд. Затем спокойно, помогая руками, вернитесь в и.п. Дышите произвольно, спокойно.

Поза «Лотоса» Сядьте на пол. Спина прямая, обе ноги вытянуты, руки свободно опущены. Правую ногу согните и приставьте подошвой к бедру левой. Левую ногу ступнёй положите сверху на бедро правой, выворачивая подошву вверх и подтягивая ближе к паху. Колено правой ноги старайтесь плотнее к полу. Руки положите на колени. Дыхание спокойное, произвольное. Спину держите прямо.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабились. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что-то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Комплекс № 6.

Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы.

Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца.

Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость.

Тонизирует мышцы ног, развивает вестибулярный аппарат, способствует успокоению нервной системы, вырабатывает равновесие.

Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки.

Улучшает деятельность почек, тонизирует мышцы ног.

Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительное действия на мышцы лица.

Поза оказывает положительное действие на весь организм и нервную систему в частности. Развивает гибкость позвоночника, голеностопных суставов, улучшает осанку.

Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему.

Поход в осенние сопки.

Поза «Угла» Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное.

Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захватите одноимённой рукой голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонью вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд. Дыхание спокойное.

Поза «Кривого дерева» Встаньте прямо. Согните левую ногу, удерживая равновесие на правой. Правой рукой захватите голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите её подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращён вниз, а колено развёрнуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Или поднимите руки вверх, не разъединяя ладоней. Внимание на сохранение равновесия. Ногу, на которой стоите, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза «Горы» Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что- то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное.

Поза «Бриллианта» Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с.

Поза «Скручивания» Сядьте, вытянув ноги вперёд. Согнув ногу в колене, поместите правую пятку под левое бедро. Левую ногу поставьте ступнёй с наружной стороны правого колена. Правой рукой обхватите левый голеностопный сустав. Локоть правой руки прижмите с внутренней стороны левой ноги или заведите руку за колено левой ноги. Левую руку заложите за спину, обхватив себя за талию. Выдыхая, корпус плавно поверните влево. Голову можно повернуть на право или налево. Внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживаем позу 5-10 секунд.

Поза «Полу плуга» Из исходного положения стойки на плечах, ладони на пояснице, ноги поднять вверх. На выдохе одну ногу опустить за голову параллельно полу. Держать 3 – 5 сек. Затем ноги поменять. Дыхание равномерное.

Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляем. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что- то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём.

Йога для детей 5-7 лет

Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы

Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.

Хатха-йога – это специальная йога для детей основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. «Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» - луна, холод, пассивность и торможение. Занятия хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем

Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей.

Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;
Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;
Закрепить навыки правильного дыхания;
Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.
Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.


У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.




Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.




Поза Лотос

ИП - сидя прямо с вытянутым вверх позвоночником.
ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане не ограничено.
Эффект. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма.
Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе или полулотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе

Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе.
ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.
Эффект. Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости

Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками), носки в сторону.
ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
Эффект. Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию.


Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.