Скандинавская ходьба в детском саду конспекты. Физическое развитие. Вращение палками. Растяжка мышц предплечий, плеч, груди, спины и боковых мышц

Ольга Зорина
Скандинавская ходьба в детском саду

Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.

Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба , который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.

Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.

В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы , а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.

Данная техника ходьбы очень полезна , проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе . Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.

Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность. Подбор палок рассчитывается по формуле : рост человека х 0.68. Например : рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.

Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче , хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу .

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА :

1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.

3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

4. Развить двигательные качества : быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.

5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.

Техника ходьбы

Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.

Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал : соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.

Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.

Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться, используя палки :

1. И. п. - ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.

Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимённой руки :

3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки

Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.

Переходим непосредственно к ходьбе . В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.

Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы .

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.

После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут восстановить организм :

1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;

1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;

Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.

2. И. п. – то же;

1 – наклон назад;

Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.

3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки

10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;

1 – вдох глубокий;

2 – выдох удлинённый.

Упражнение выполнять 6-8 раз.

Комплекс упражнений для разминки :

Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.

1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.

Упражнение выполняется в течение 30сек.

2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.

1 – палки за плечи;

2-3 – палки за плечами;

Количество повторений 6-8 раз.

Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.

3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди

1 – разогнуть ноги, отведение рук назад

4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки

1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.

6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки

1 – выпад правой вперёд

3 – выпад левой вперёд

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

7) И. п. – то же

1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе

3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.

Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.

На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща» , где мы проводим занятия 2 раза в месяц.

Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада .

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно - оздоравливающий эффект.

В настоящее время одной из важных задач в мире является сохранение крепкой, здоровой семьи. Особенно остро эта проблема стоит в России.

Для родителей нет ничего дороже здоровья ребенка. К сожалению, от природы крепкое здоровье достаётся немногим счастливчикам. Однако нередко бывает, что ребенок с ослабленным здоровьем вырастает сильным и выносливым, а крепкий от рождения малыш со временем превращается в слабого и болезненного человека. Каким вырастет ваш ребенок, зависит от того, сумеют ли родители привить ему правильное отношение к своему здоровью.

Здоровье ребенка стало занимать приоритетные позиции во всем мире. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению часто болеющих детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Двигательная активность обеспечивает правильное формирование и нормальное функционирование детского организма. Во время подвижных игр, езды на велосипеде, ходьбы, бега, плавания работают все группы мышц, обеспечивая развитие мышц и скелета. Также во время физических упражнений стимулируется развитие головного мозга. Однако спортивные рекорды не должны становиться самоцелью, это чревато негативными последствиями для детского здоровья.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, приобретаются базовые физические качества, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Актуальной проблемой в настоящее время является нарушение осанки у дошкольников, которая возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводит к серьезным нарушениям осанки, что в последствии может вылиться в самые разным болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Изучая эту проблему, мы в своем детском саду попытались найти более эффективные методы ее решения, которые привели нас к «скандинавской ходьбе» . Это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При такой ходьбе работают 600 мышц тела человека, что составляет 90 % всей мышечной системы. Скандинавская ходьба не травматична и очень интересный, а главное простой и доступный каждому ребенку вид двигательной активности круглый год. Именно поэтому в нашем детском саду ведется обучения дошкольников скандинавской ходьбе с целью профилактики нарушения осанки. Составлена рабочая программа по обучению дошкольников скандинавской ходьбе, разработаны методические рекомендации для родителей воспитанников и педагогов.

Занятия такой ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу организма в целом:

  • способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата
  • формируют правильную осанку
  • уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы, содействуют профилактике плоскостопия
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма
  • развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины, имеющие на конце твердый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям (почва, песок, снег, лед) .

Прежде чем приступить к занятию по скандинавской ходьбе, необходимо выполнить комплекс разминочных упражнений с палками:

Упражнение 1. И. п. - основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох- и.п. То же самое с левой ноги. Повторить 8 раз.

Упражнение 2. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поворот туловища вправо, палки вынести вперёд, выдох-и. п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 3. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять палки вверх, выдох-наклон туловища вправо. Вдох-палки вверх, выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 4. Ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох-и. п. Повторить 8 раз.

Упражнение 5. Пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - присесть, держаться за палки; вдох - и.п. Повторить 8 раз

Упражнение 6. Основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.

Чтобы получать оздоровительный эффект от скандинавской ходьбы, следует тренироваться достаточно интенсивно. Пульс должен подниматься до 120-140 ударов в минуту. Вялая и неспешная ходьба, пусть и является по всем признакам физическим упражнением, не даст заметного эффекта.

Следует начать практиковать скандинавскую ходьбу с коротких (10 минут) прогулок по ровной местности. Постепенно можно перейти и к ходьбе по холмистой местности. Время ходьбы постепенно можно увеличить до 1 часа.

Продолжительность ходьбы следует выбирать исходя из самочувствия и настроения. Не следует выполнять ходьбу, если она не приносит удовольствия. Скандинавскую ходьбу можно объединять с обычным физкультурным занятием, проводить в игровой форме, использовать эстафеты в преодолении препятствий. Такие сочетания видов деятельности, очень нравятся детям и они с большим удовольствием занимаются скандинаской ходьбой. Проводится скандинавскую ходьбу не чаще 2 раз в неделю. Давайте организму время на восстановление, даже если он не чувствует усталости.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Движение укрепляет мышцы и скелет.

Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного дольше. Они более энергичны, работоспособны и энергичны.

Таким образом, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья, а скандинавская ходьба поможет формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно -сосудистой и нервной систем организма.

Литература

  1. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -192 с.
  2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб.: ООО Издательство «Питер» , 2015.

Для занятий скандинавской ходьбой практически нет возрастных ограничений, для детей – это отличный вид физической активности, не требующий особых навыков.

Данный вид ходьбы стал известен сравнительно недавно, но уже успел приобрести поклонников. Заниматься ей можно как самостоятельно, так и в специальных группах. Особенно внимательно к скандинавской ходьбе стоит отнестись общеобразовательным учреждениям во время лыжной подготовки.

Возрастающая популярность

Причиной все большей известности скандинавской или нордической ходьбы в том, что она доступна практически всем. Кроме того, давно доказан ее положительный эффект на состояние здоровья, а противопоказаний очень немного.

Ходьба не требует создания каких-то особых условий – заниматься можно практически в любую погоду в течение всего года. Все, что вам нужно – это подходящая обувь, одежда и грамотно подобранные трекинговые палки. Если вы переживаете, что будете выполнять шаги неправильно, можете взять несколько занятий у инструктора, их стоимость довольно доступная.

Это не только способ улучшить состояние организма в целом, но и сбросить лишние килограммы. Доказано, что в сравнении с другими видами активности, такими как бег или плавание скандинавская ходьба задействует больший процент мышц. Можно эффективно сжигать лишний жир, не прибегая при этом к диетам.

Польза для здоровья

Вы не поверите, но северная ходьба отлично подходит не только взрослым и детям, но и беременным женщинам. Не секрет, как много времени ребенок может проводить в сидячем положении – в школе за партой, а дома, делая уроки:

  1. Ходьба поможет лучшему кровообращению, а, значит, и успехам в учебе благодаря активному приливу крови к голове.
  2. Еще один момент – проблема с осанкой, ранее развитие сколиоза. Скандинавская ходьба и здесь поможет, уперев опорно-двигательный аппарат.
  3. Увеличивается стрессоустойчивость, улучшается настроение в целом.

При этом для ребенка лучшим условием для занятий будет хорошая компания – из числа сверстников или семьи. Ведь это прекрасный повод выбраться на природу в выходной день.

Для достижения качественного эффекта заниматься необходимо хотя бы трижды в неделю по полчаса. Как видите, времени много ходьба тоже не потребует, а результат превзойдет все ожидания.

Как выбирать оборудование

Палки – фактически единственный инвентарь, который требуется в скандинавской ходьбе. Их выбор при этом должен быть взвешенным, просмотрите несколько сайтов, где их можно приобрести, например, http://hodba-palki.ru/trekingovye-palki . Прочитайте отзывы покупателей, но главное, что имеет значение – это индивидуальный подход.

Трекинговые палки бывают фиксированными и телескопическими. Второй вариант наиболее удобен в отношении детей, так как они очень быстро растут, но есть и подводные камни – их механизмы больше подвержены поломке.

Подбираются палки для скандинавской ходьбы следующим образом – определяется фактический рост в сантиметрах и умножается на значение 0,68. Особое внимание стоит обратить на удобство оборудования в руке, чтобы избежать натирания руки в дальнейшем. Стоимость зависит лишь от того, что предлагает каждый конкретный производитель.

Обувь для ходьбы необязательно должна быть специальной, но важными условиями являются ее гибкость, удобство и не слишком большая жесткость.

Данные показывают, что по сравнению с обычной ходьбой, во время нордической сжигается до 48% больше калорий. Удостовериться в этом вам поможет простое устройство – шагомер, по ссылке http://hodba-palki.ru/kupit-shagomer-v-moskve мы сможете попасть в интернет-магазин, где есть его модели. Выбор зависит исключительно от ваших личных предпочтений, существуют механические, электронно-механические и электронные типы.

Скандинавская ходьба – по-настоящему универсальный вид физической активности, не требующий создания особых условий и приобретения дорогостоящего оборудования. Между тем тот оздоровительный эффект, который следует с началом тренировок, действительно приятно поражает. Это также и просто отличный повод собраться всей семьей и провести время с пользой.

Родители часто задаются вопросом о выборе подходящего вида спорта для ребенка. При этом важно не навредить хрупкому детскому организму, обезопасить малыша от травм и несчастных случаев. С недавнего времени родители и педагоги предпочитают скандинавскую ходьбу – увлекательный вид любительского спорта, набирающий популярность по всему миру.

Легко, удобно, комфортно

Техника нордической ходьбы (финской или северной, Nordic Walking, «нордик») предельно проста и понятна даже детям, поскольку основана на принципах обычной ходьбы. Основное отличие состоит в том, что для занятий необходимо использовать специальной конструкции. При передвижении они служат опорой всему туловищу, и на них можно опираться во время отдыха. Для занятий потребуются минимальные расходы:

  • удобная одежда, обувь, сумка для личных предметов;
  • правильно выбранные по размеру палки;
  • не нужно посещать платные спортзалы;
  • нет необходимости в дорогостоящем инвентаре.

Тренировки проходят в форме веселых непринужденных прогулок, которые можно совершать в любом месте – городских парках, тротуарах, загородных зонах отдыха. В отличие от силовых видов спорта, северная ходьба не вызывает переутомления, усталости, физического истощения. Напротив, можно одновременно шагать и вести беседу, смеяться и отдыхать, изменять темп, ритм, длину шага. Занятия проходят в комфортной обстановке, доставляют неподдельную радость и удовольствие.

Польза для здоровья

Несмотря на простоту, скандинавская ходьба обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Специальная техника передвижения заставляет работать практически все мышцы. Грамотно подобранные условия тренировки (продолжительность, интенсивность, регулярность) устраняют симптомы стресса, нервного напряжения, поддерживают мышечный тонус. Уже с первых занятий «нордиком» у детей наблюдаются положительные результаты:

  • коррекция осанки, изменение походки;
  • правильное дыхание, улучшение вентиляции легких;
  • закаливание организма, повышение иммунитета;
  • устранение признаков сколиоза (начальной стадии);
  • развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики;
  • тренировка выносливости, дисциплины, волевых качеств;
  • профилактика плоскостопия, проблем с суставами;
  • воспитание самостоятельности, инициативы;
  • приобщение к спорту и полезному времяпровождению;
  • планирование времени, досуга, отдыха;
  • психо-эмоциональное и душевное равновесие.

Скандинавская ходьба предполагает применение разной техники, включая разминочные упражнения с палками. Это формирует навыки согласованного движения конечностей и управления телом. Малыши быстро усваивают теоретический и практический материал, уверенно и твердо шагают не только в процессе тренировки, но и ежедневном быту. Ходьба с успехом устраняет последствия неподвижного образа жизни школьника – апатию, депрессию, стресс, гиподинамию, заторможенность.

Выбор инвентаря

Бесспорное преимущество скандинавской ходьбы в том, что занятия подходят всем людям, независимо от физической подготовленности, возраста, состояния здоровья. Немаловажную роль в пользе тренировок играет правильно выбранный инвентарь – специальные детские палки. При их покупке учитывают:

  • длину палки рассчитывают умножением роста ребенка на коэффициент 0,68;
  • инвентарь должен быть легким, но прочным и устойчивым;
  • лучший выбор – телескопические модели с регулируемой длиной;
  • палки с фиксированной длиной более прочные, устойчивые к износу;
  • форма рукоятки должна быть удобной, по размеру ладошки ребенка;
  • темляки должны соответствовать размеру запястья и не натирать.

Противопоказаний к ходьбе для взрослых и детей практически не имеется. Занятия потребуется отложить лишь во время острых инфекционных, вирусных заболеваний и обострения имеющихся хронических недугов. Во всех остальных случаях ходьба только принесет пользу при условии грамотных тренировок.

Особенности занятий

Любые физические упражнения благотворно сказываются на эмоциональном и физиологическом состоянии человека. Дети особенно чувствительны к этому фактору. После первых занятий скандинавской ходьбой ребята становятся подвижными, активными, сообразительными, ловкими, веселыми. Не стоит забывать об особом режиме детских тренировок:

  • занятия проводятся на свежем воздухе;
  • первые тренировки длятся не более 10 или 15 минут;
  • палки в первое время выдаются на 5-10 минут;
  • регулярность – с 1-го раза и до 3-х раз в неделю;
  • привлекаются дети средней возрастной группы (с 5 лет);
  • лучший сезон для начала занятий – ранняя осень;
  • игровая форма с эмоциональными упражнениями;
  • правильный подбор физических нагрузок;
  • чередование ходьбы с перерывами и играми;
  • постепенное наращивание интенсивности нагрузки;
  • индивидуальный подход для каждого ребенка;
  • заинтересовать малыша интересными упражнениями.

Лучшие результаты наблюдаются у детей, если они занимаются в компании – специальной детской секции, сверстниками по группе или классу, друзьями или членами семьи. Такие тренировки укрепляют здоровье, формируют жизненно важные понятия о товариществе, личной ответственности, способствуют социальной адаптации. Занятия с родителями особенно важны – совместные прогулки создают условия для укрепления дружеских, доверительных, теплых семейных отношений.

По данным Всемирной организации здравоохранения недостаточно активный образ жизни представляет собой глобальную проблему для общественного здравоохранения . С каждым годом растёт количество детей , страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями , ожирением , нарушением осанки , речи , зрения , координации движений , деятельности органов дыхания . Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям . В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка , коррекции недостатков физического развития , профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности .

Скандинавская ходьба - ходьба с палками (фин. sauvakävely , от sauva - «палка » и kävely - «ходьба », «прогулка ») - это относительно новое направление в физической культуре , появившееся в середине 90-х годов в Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам , которые использовали лыжные палки в процессе тренировки вне сезона .
В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид физической активности , обладающий неоспоримыми преимуществами и являющийся очень перспективным направлением физической культуры . Существует несколько причин , по которым мы рекомендуем заниматься скандинавской ходьбой :
. можно заниматься в любое время года ;
. подходит всем детям ;
. можно ходить на любой местности ;
. позволяет достичь большого тренировочного эффекта .

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом :
. способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата ;
. формируют правильную осанку ;
. уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия ;
. содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания , кровообращения , сердечно-сосудистой и нервной систем организма ;
. развивают мышечную силу , гибкость , выносливость , скоростно-силовые и координационные способности ;
. на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой .
Скандинавская ходьба - это ходьба с использованием специальных палок , которые короче лыжных . Палки выполнены из лёгких и прочных материалов (алюминий , карбон , пластик ) и имеют на нижнем конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям - почве , песку , снегу , льду .
Индивидуальный подбор высоты палок для ходьбы является важным этапом в освоении техники ходьбы . От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе .
Для детей можно рассчитать высоту палок по формуле :
А=В*0,7;
Где А - высота палок в см , а В - рост ребёнка в см .

Непосредственно перед ходьбой можно выполнить комплекс разминочных упражнений с палками , которые помогают мышцам и суставам подготовиться к нагрузке :
1. И. п. - основная стойка , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять руки с палками вверх , правую ногу назад на носок ; выдох - и.п. То же самое с левой ноги . 8 раз.
2. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поворот туловища вправо , палки вынести вперёд ; выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
3. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять палки вверх , выдох - наклон туловища вправо . Вдох - палки вверх , выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
4. И. п. - ноги на ширине плеч , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - наклон туловища вперёд , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
5. И. п. - пятки вместе , носки врозь , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - присесть , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
6. И. п. - основная стойка , руки на поясе , палки лежат на земле . Прыжки через палки вправо и влево , 20 раз в чередовании с ходьбой на месте .
Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь .
Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функциональны и естественны . При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе , но являются более интенсивными . Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага . Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги , тем эффективнее участвуют в движении суставы , мышцы бёдер , грудного отдела , шеи и плеч .
Техника скандинавской ходьбы соответствует с одной стороны естественному стереотипу движения при обычной ходьбе , а с другой - технике ходьбы на лыжах , что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе движения . Движение рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40 %. Скандинавская ходьба не требует больших усилий , но приносит большую пользу .