Настольный теннис в детском саду самообразование. Проект по физической культуре «Юные теннисисты. Краткая аннотация программы


Утверждаю:

Заведующий МДОБУ

«Детский сад №18

комбинированного вида»

Н.В.Литвинова

Рабочая программа

по физическому развитию дошкольников

«Настольный теннис»
Выполнила: Жиганова Ольга Владимировна,

воспитатель МДОБУ

«Детский сад № 18

комбинированного вида».

Принята на Педагогическом совете

МДОБУ «Детский сад №18

комбинированного вида»

протокол № 4 от

г.Бузулук,

I.Пояснительная записка………………………………………………………3

1Актуальность…………………………………………………………............5

2.Новизна………………………………………………………………............7

3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет…………….8

4.Цель и задачи программы…………………………………………………10

5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………...11

6.Принципы и подходы по реализации программы……………………….11

1.Формы организации образовательной области………………………….14

« Физическая культура»……………………………………………………..14

2. Материально – техническое условие ……………………………………14

3.Интеграция содержания образовательной области……………………...15

4. Перспективное планирование занятий по настольному теннису……...17

5. Структура НОД…………………………………………………………...18

III .Планируемый результат………………………………………………....19

IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы…………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...21

I.Пояснительная записка.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физической культурой, и большой интерес вызывают у них спортивные игры.

Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений).

В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку)- дети учатся переправлять мяч через сетку.

Основой для разработки программы по физкультурно – оздоровительному направлению предстали:



  • Невская ракетка Морозова А.А Спб.: Детство- пресс, 2007
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

  • Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15)
    СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года №666 (Постановление Правительства РФ)

Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

1Актуальность.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное, чтобы ребёнок не в чём не нуждался. А если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо, поэтому наши ученые среди исследуемых ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Настольный теннис популярен во всем мире. В нашей стране им занимаются миллионы людей. Благодаря игре в настольный теннис укрепляется здоровье детей, развиваются физические качества: (ловкость, быстрота движения, быстрота реакции, развитие глазомера, координации движений). Все перечисленные качества необходимы детям в процессе дальнейшей жизни.

2 Новизна.

В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках..

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

3.Возрастные индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.

Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2- 7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»

В соответствии с вышеизложенным, разработана программа работы физкультурно-оздоровительного кружка «Настольный теннис».
4.Цель и задачи программы

Формирование у детей желания к НОД физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

Задачи

Оздоровительные:


  • Укрепления здоровья.

  • Укрепление и развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

  • Формирование осанки, костно – мышечного корсета.
Образовательные:

  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

  • Развитие координационных способностей – меткость, глазомер,

  • Развитие скоростных способностей;

  • Развитие психофизиологических процессов (восприятие, мышления. внимания, памяти.)

  • Развитие общей моторики.
Воспитательные:

  • Приобщение к выполнению физических упражнений.

  • Воспитание организованности, самостоятельности, активности.

  • Проявление волевых качеств (смелости, решительности).


5. Возраст детей и срок реализации программы .

Курс программы « Настольный теннис» рассчитан на 1 год при проведении НОД 1 в неделю (общий объем – 36 НОД в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы контроля:

6. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  • Дифференциацияииндивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

  • Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  • При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

  • Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

  • Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

1.Формы организации образовательной области «Физическая культура»

Основной формой организации деятельности является подгрупповая НОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на НОД используются различная работа с воспитанниками:


  • Тематическая

  • Индивидуальная

  • Круговая тренировка

  • Подвижные игры

  • Интегрированная деятельность

  • Сюрпризные моменты
В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

  • Открытая НОД

2.Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры


  1. Физкультурный зал

  2. Спортивный зал

  3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

  4. Мячи малого размера

  5. ракетки

  6. Теннисный стол

  7. Магнитофон, диски

  8. Лампа Чижевского

  9. CD и аудио материал
Наглядный материал

  1. Иллюстрации видов спорта;

  2. Игровые атрибуты;

  3. «Живые игрушки»

  4. Стихи, загадки;

  5. Ноутбук, мультимедийный проектор.
3.Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.



«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные мелкие предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на НОД.

«Социализация»

. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться)

«Познание»

Формировать представление о разнообразных видах спорта, о спортивном инвентаре. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т.п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

«Коммуникация»

Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос..

«Чтение художественной литературы»

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.

«Музыка»

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан и т.д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

4. Перспективное планирование деятельности кружка

«Настольный теннис»


МЕСЯЦ

Задачи

Методы и приемы

Часы

практические



Сентябрь

1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

2.Знакомство с ракеткой и мячом.

3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.


5.Игры и игровые упражнения с мячом.

,

БЕСЕДА



1час

Октябрь

1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

2.Развивать мышечную силу рук.

3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.




Ноябрь

1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

3.Укреплять дыхательную систему.

4.Развивать уверенность в себе.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


2 часа

Декабрь

1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).
2.Развитие координации движений.

3. Развивать мышечную силу рук.

4.Обучение правильным шагам у стола.


Показ, объяснение, похвала,поощрение

2

часа
2 часа


Январь

1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

2.Развивать выносливость, гибкость.

3.Развитие правильной осанки.

4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


3 часа

Февраль

1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

2.Учить реагировать на визуальные контакты.

3.Совершенствовать точность движений.

4.Продолжать развивать быстроту реакции.

Показ, объяснение, похвала,поощрение


1

Март

1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

3.Воспитывать любовь к физкультуре.

4.Развивать ориентировку в пространстве.

5.Обучение правилам игры в настольный теннис.


Показ, объяснение, похвала,поощрение



3

Апрель

1.Обучение технике толчком справа и слева.

2.Отработка ударов накатом.

3.Упражнять в сочетании данных элементов.

4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

5.Закрепление правил игры в настольный теннис.


Показ, объяснение, похвала,поощрение



2
2

Май

1.Отработка ударов срезкой.

2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


5.Структура НОД:


Части занятий

Длительность

темп

Вводная часть(разновидности ходьбы и бега)

5 минут

умеренный

Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

15 - 20 минут

Выше – среднего, высокий

Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

5 минут

Умеренно - медленный

III.Планируемый результат:

Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:


  • развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, ловкость, глазомер, быстроту реакции и движений, подвижность в суставах).

  • формирование умений согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.

  • Выработка четких координированных движений.

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

  • Воспитывать чувство уверенности в себе.
IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:


  • Ориентационная способность («Перенос мячей»);

  • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);

  • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);

  • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»).Автор методик: А.А.Морозова. («Невская ракетка» , СПб.,»Детство-Пресс», 2006)

    Список литературы.


    1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5

    2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

    3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

    4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

    5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

    6. Картушина М.Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

    7. Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» . СПб.: Детство - Пресс, 2007

    8. Лисицкая Татьяна Газета «Спорт и школа» №13/2009

    9. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005

    10. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс, 2005

    11. ПогадаевГ.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

    12. РуноваМ.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
      издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

    13. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009

Привет! С вами Жданов Василий. В этой статье я предложу вам план-схему тренировки детей в настольном теннисе, а также 8 веселых игр для детей. Вы можете сами по нему тренироваться или использовать в тренировках. Тренировочный план рассчитан на 12 уроков. По продолжительности тренировочный курс занимает 6 недель (полтора месяца) по два занятия в неделю.

Задача данного плана повышения навыков игры у детей в настольном теннисе с нуля до базового уровня, когда ученик понимает основы игры. Работа происходит в группе.

Ниже в таблице представлен план из 12 уроков. Каждый урок по времени длится от 40 до 50 минут (этого достаточно для удержания внимания у детей в настольном теннисе). Урок делится на 6 частей, где две части подготовительные (подготовить и убрать столы, включить и настроить тренажеры-роботы и т.д.). Остальные четыре части составляют цельный урок. Первая часть (10 минут) включает в себя разминку, затем 10-15 минут отводится технической подготовке, 10-15 минут тактическая и игровая подготовка, а оставшиеся 10 минут разбираются ошибки, проводится заминка и дается обратная связь.

Для создания и удержания внимания у детей в настольном теннисе используются различные игровые ситуации, которые позволяют отработать какой-либо технический прием и содержащие в себе элементы игры. Дети всегда обожают игры и зачастую приходят на тренировку только из-за них. Игры полезно использовать на ранних стадиях обучению игре в настольный теннис детей. Ниже приведем основные игровые упражнения для тренировок детей в настольный теннис. Можно изменять и совершенствовать эти игры в своих вариациях.

8 вспомогательных игр и упражнений для детей в настольном теннисе

Бег по кругу с мячом на ракетке(«яичница на сковородке»)
Дети бегут по кругу в игровой зоне (возможно вокруг стола) с мячом, удерживая его на ракетке. Если мяч упал на пол, то он выбывает. Это продолжается пока не останется один игрок. Возможной вариацией может быть бег с набиванием справой/ слевой/ поочередной стороне ракетки или бег приставными шагами.

Минута ралли
Группа делится по парам на команды. Считается суммарное количество чеканки мяча за одну минуту. Чеканить мяч можно на открытой стороне ракетки, закрытой или чередуя. Побеждает та команда, которая в сумме сделала большее количество.

Игра «Солнышко»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После каждого удара игрок бежит по кругу вокруг стола на другой его край и становится очередь для приема/удара. Если игрок делает три ошибки, то он выбывает из игры. Для разнообразия игры в «Солнышко» и более лучшего контроля за мячом я тоже подключаюсь в игру, но стою на месте на одно половине стола, а дети оббегают меня вокруг и всегда играют на одной стороне.

Игра «Паровозик»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После удара игрок бежит не на другую сторону стола, как в «Солнышке», а бежит в конец очереди. Круг, который нужно бегать детям меньше. Подходит, когда детей не так много (3-4 человека), чтобы создать непрерывный поток.

Стенка на стенку
Формируются две команды по два человека (минимум). Сначала первые два игрока играют между собой розыгрыш. Проигравший игрок уходит и его место занимает следующий член команды (у второй команды игрок не уходит).

Баскетбол-теннис
Дети пытается попасть мячом в цель расположенную на столе или пытается попасть в ведро, расположенное на полу. Тренировка точности и координации в игровой форме.

Крикет-теннис
Нужны две команды с минимумом в три игрока каждая. Подающий бросает мяч руками из-за линии стола на стол, и первый игрок бьет по нему на противоположный угол. Высота броска должна быть около уровня головы. Очко выиграно, когда отбивающий игрок отбил мяч до противоположной стороны. Мяч проигран, если принимающий пропустил мяч или попал при ударе в сетку.

Передача
Игрок подает по прямой линии, потом бежит вокруг стола и ловит мяч после своего же удара, прежде чем он коснется пола. Если все сделано правильно, то игрок получает очко. Игрок возвращается к команде и так далее продолжается. Первая команда, которая наберет 10 очков выиграет.

Для игры в настольный теннис делают сто­лы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола со­ответственно - 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели - это ме­таллические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они ис­пользуются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты - дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стара­ясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противопо­ложной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.

Дети любят забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из метал­лических прутьев). Они ярко раскрашены, привлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания широко исполь­зуются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Большое внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отско­ка от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражне­ний детям предлагается игра с мячом парами, затем можно пред­ложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения.

Упражнения:

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4-5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его от­ражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола - на своей половине, затем на половине партнера - только потом игрок его отражает.

После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.

Дети овладевают наиболее простым ударом - толчком . Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10-15 см чуть выше пояса.

При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча.

При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать.

Предварительный просмотр:

«Играем в настольный теннис».

Время непременно движется вперед: одно поколение вырастает, на смену ему приходит другое. А желание детей играть в спортивные игры постоянно, дети как любили, так и любят играть в мяч.

Настольный теннис один из самых доступных видов спорта для многих детей. Для этого вида спорта практически нет противопоказаний, а минимум возможных травм делает настольный теннис возможным даже для малышей.

Сейчас практически в каждом дворе есть теннисные столы и купить теннисные ракетки и шарик, в виду того, что они не являются дорогостоящим спортивным снаряжением, может каждый. Играя в настольный теннис, и получая удовольствие от игры, дети даже не подозревают как это полезно, как много навыков и умений они приобретают, какую пользу приносят здоровью.

Для игры в настольный теннис необходим стол, ракетка и целлулоидный мяч. А также необходимы не только минимальная физическая подготовка воспитателя и родителей, но еще в большей степени нужно иметь знания об особенностях обучения спортивным играм дошкольников. В этом году мы проводили мастер-класс для воспитателей СДС по теме «Особенности обучения дошкольников спортивным играм». Педагоги активно работали с ресурсами интернета, дополнительной литературой и теоретическая подготовка их удовлетворительная. А вот практических умений педагогам не хватает, в чем они признавались и выразили пожелание помочь им.

Предлагаем некоторые интересные советы, методы и приемы обучения настольному теннису воспитателям и родителям .

Считается, что настольный теннис появился в Англии и своим рождением настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, и игру перенесли в помещение. Вначале играли на полу. Позднее из-за отсутствия больших залов появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули, а между ними натянули сетку, и в настольный теннис стали играть в комнате. Родилась игра во второй половине XIX века как игра-развлечение.

Суть игры заключается в перебрасывании мяча ракеткой через сетку на сторону противника после того, как мяч один раз отскочит от стола. При соприкосновении со столом мяч издает характерный звук «пинг-понг», поэтому игру еще могут называть «пинг-понг».

Обучая детей настольному теннису, в своей работе с детьми мы используем тематическую программу Н.И.Николаевой «Школа Мяча» и программу обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста А.А.Морозовой «Невская ракетка». Рекомендуемая ими технология предлагает воспитателю игровые формы физического воспитания. В течение учебного года более 60% проводимых занятий строятся на основе подвижных игр. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм. Надо стараться, чтобы занятие проходило как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение настольному теннису состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап. Этот этап - самый сложный и длительный отрезок обучения. На этом этапе происходит не только знакомство с настольным теннисом и оборудованием, но и сложный процесс овладения детьми соотносящих действий с мячом и ракеткой. Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, перемещения, изучение ударов и подач.

Главная проблема на этом этапе - научить детей «чувствовать» мяч, регулировать силу удара, наклон ракетки.

На первом этапе работа должна вестись по двум направлениям:

  • общефизическая подготовка;
  • овладение навыками настольного тенниса.

На втором этапе, помимо общефизической подготовки, продолжаются ставиться задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а также задачи обучения игре на столе, обучение стойке у стола, перемещение у стола, удар толчком, обучение подаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе.

Основная задача третьего этапа - закрепление и совершенствование техники овладения игрой - это игра по правилам.

Техника настольного тенниса включает в себя стойки, перемещения, удары.

Способ держания ракетки называют хваткой. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в настольном теннисе. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

Для отработки движений в настольном теннисе можно использовать в ДОУ тренажеры. В начале обучения они значительно ускоряют освоение и закрепление навыков детей.

Используя рекомендации А.А.Морозовой, мы сделали спортивный тренажер (теннисные мячи, подвешенные на леске) и активно его используем. Детям предлагалось на нем разучивать технику прямой подачи с ракеткой и технику отбивания теннисного мяча тыльной стороной ракетки. Спортивный тренажер полюбился не только детям - некоторые родители, увидев его в деле на открытых занятиях, стали использовать его летом на даче.

Очень эффективно занятия по обучению игре строить с учетом постепенного нарастания и к концу – снижения физической нагрузки. А для этого программа обучения рекомендует использовать упражнения и игры с мячами разного диаметра.

Советуем в основной части занятия использовать поточный метод организации (дети двигаются по кругу, друг за другом). Как полоса препятствия, которая состоит из упражнений обучающего характера. Например: «закати мяч в обруч по дощечке», «мяч через две горки», «прокати мяч по скамейке» и т.д.

Опыт практической работы показал, что дети очень любят и подвижные игры с элементами настольного тенниса.

Не дай мячу скатиться .

Цель игры: ровно держать ракетку с мячом.

Описание игры : У каждого ребенка ракетка с мячом. По сигналу воспитателя «Начали!» каждому игроку следует положить мяч на середину ракетки, держать ее горизонтально полу так, чтобы мяч как можно дольше продержался на ракетке.

Защити корзину от мячей .

Цель игры: отбивать мяч ракеткой в разных направлениях.

Описание игры : дети образуют 4 круга. В центре круга ставится корзина, рядом с корзиной – водящий, у него ракетка. У каждого играющего в руках по мячу. По сигналу воспитателя дети поочередно бросают мяч в корзину, стараясь попасть в нее. Водящий защищает корзину, отражая мячи ракеткой, отбивая их в любую сторону. Если в течение 2 минут водящий сумел защитить корзину от мячей, то он справился со своей ролью.

Фонтанчик .

Цель игры: удержание мяча в указанной зоне теннисного стола.

Описание игры: Дети стоят вокруг теннисного стола. У каждого в руке ракетка и теннисный мяч. Каждый игрок выполняет бросок мяча об стол и после отскока отбивает снизу вверх тыльной стороной ракетки .

Паровозик

Цель игры: выполнять правильный удар ракеткой.

Описание игры: На одной стороне теннисного стола располагается один игрок, а на другой команда из трех-четырех игроков. Игроки команды поочередно отбивают мяч тыльной стороной ракетки и передвигаются в конец колонны , уступая площадку следующему игроку. Игра ведется 3 минуты. Победителем считается тот игрок, который к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок.

В биллиард мячом

Цель игры: ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

Описание игры: Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из гимнастических палок на полу выкладываются стенки биллиарда размером 2 на 1м. По углам оставляются промежутки шириной 10см – лузы.

Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол – лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

В заключении хочется сказать, что обучать дошкольников настольному теннису можно и нужно. Систематические занятия с использованием игровых методов и приемов приносят эффективные результаты. К концу года в разных возрастных группах дети правильно и уверенно держат теннисную ракетку, «чувствуют» мяч и могут отбить мяч простым способом, ударом толчком.

Надеемся, что предложенные методические советы, приемы воспитатели и родители могут использовать в своей практике. И помните, педагог, организующий игры и упражнения с мячом должен любить мяч так, чтобы передавать свою любовь к спорту детям.

Список использованной литературы:

1 . «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина М.: Москва «Аркти»

2. «Школа мяча» Н.И.Николаева СП. «Детство- Пресс» 2008

3. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.;

4. «Невская ракетка» А.А.Морозова Санкт-Петербург, Издательство «Детство-Пресс» 2006

5. «Игры с мячом и ракеткой» В.Г.Гришин Москва «Просвещение» 1982


Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Дополнительная образовательная программа по настольному теннису для детей 5 – 7 лет

Направленность: спортивная

Нормативный срок освоения: 2 года

Возраст учащихся: 5-7 лет

( составлена на основе разработок Бызовой М.В., Гладышевой Г.М. детского сада № 467 г. Новосибирска)

I. Пояснительная записка.

Данная программа ориентирована на детей с высоким уровнем физического развития и имеющих явно выраженные природные двигательные задатки.

Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов.

Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

Основой для разработки программы по физкультурно-спортивному направлению стали:

Невская ракетка Морозова А.А. Спб.: Детство - пресс, 2007 г.,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N1155,

СанПиН 2.4.1.3049-13 от13.05.2013 и с изменениями СанПин 2.4.4.3155-13 от 19.12.2013г.: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Принципиальное отличие программы кружка достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка.

Программа рассчитана на детей 5-7лет и предполагает два года обучение: 1год – дети 5-6 лет, 2 год обучения – дети 6-7 лет.

Программа «юный теннисист» предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.

1.2. Новизна, актуальность, особенности программы.

В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку) - дети учатся переправлять мяч через сетку. Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках.

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

1.3. Цель и задачи программы.

Цель программы: совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию, обеспечить возможность самореализации одарённой личности в физическом развитии.

Задачи оздоровительного направления:

  • формировать правильное отношение детей к занятиям спортом и физической культурой;
  • формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
  • создавать условия для проявления положительных эмоций.

Задачи образовательного направления:

Задачи воспитательного направления:

  • формировать устойчивый интерес к занятиям, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
  • формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание.

1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Конвенция о правах ребенка

3. Концепция одаренности

4. Локальные акты учреждения

1.5. Формы организации двигательной деятельности кружка:

  • групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоение детьми нового материала, отработку основных видов движений;
  • контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность процесса подготовки;
  • соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных достижений детей, посещающих кружок «Юные теннисисты»;
  • индивидуальные занятия – предполагают отработку основных видов движений индивидуально с каждым ребенком.

1.6. Методы обучения:

  • Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).
  • Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
  • Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
  • Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой игры в настольный теннис.

1.7. Принципы реализации программы кружка.

  • Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
  • Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
  • Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
  • Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
  • Принцип сознательности основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
  • Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
  • Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

1.8. Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы «Настольный теннис» рассчитан на 2 года при проведении ОД 2 раза в неделю (общий объем – 72 ОД в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

1.9. Этапы реализации дополнительной образовательной программы:

  • I этап – проведение входящей диагностики детей (сроки проведения: первая – вторая неделя сентября); цель диагностики: выявление детей, имеющих уровень физического развития выше уровня своих сверстников, проявляющих интерес к двигательной деятельности.

Составление планирования, подготовка материальной и методической базы, зачисление детей в кружок. Работа с родителями детей, с целью привлечения внимания к особенностям кружка.

  • II этап – запуск программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; освоение повышенных тренировочных нагрузок. Проведение занятий в кружке 2 раза в неделю. Индивидуальная работа с детьми.
  • III этап – подведение итогов: проведение итоговой диагностики (сроки проведения: первая неделя мая; цель проведения диагностики: определить уровень выполнения нормативов.)
  • Выход детей на участие в спортивных соревнований ДОУ и муниципального уровня.

2 1. Формы организации образовательной области «Физическое развитие»

Основной формой организации деятельности является подгрупповая ОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на ОД используются различная работа с воспитанниками:

  • Тематическая
  • Индивидуальная
  • Круговая тренировка
  • Подвижные игры
  • Интегрированная деятельность
  • Сюрпризные моменты

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников - открытая ОД.

Задачи обучения детей 5-6 лет:

  • Знакомить детей с игрой в настольный теннис;
  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
  • Развивать координационные способности – меткость, глазомер, Развивать скоростные способности;
  • Развивать психофизиологические процессы (восприятие, мышления, внимания, памяти.)
  • учить правильно оценивать свои возможности в соревновательной и игровой ситуации.

Задачи обучения детей 6-7 лет:

1) расширять представления детей о видах спорта;

2) добиваться выполнения нормативов по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

3) совершенствовать умение детей владеть мячом и ракеткой;

4) способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

5) формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

6) учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

2.2. Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры.

1. Физкультурный зал

3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

4. Мячи малого размера

5. Ракетки

6. Теннисный стол

7. Музыкальный центр;

8. Цифровой фотоаппарат.

3. Наглядный материал

1. Иллюстрации видов спорта;

2. Игровые атрибуты;

4. Стихи, загадки;

5. Ноутбук, мультимедийный проектор.

2.3. Перспективное планирование деятельности кружка.

«Настольный теннис» Задачи

Методы и приемы

Часы

практические

1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

2.Знакомство с ракеткой и мячом.

3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.

5.Игры и игровые упражнения с мячом.

Беседа,

3 часа

5час

1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

2.Развивать мышечную силу рук.

3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

6 часа

1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

3.Укреплять дыхательную систему.

4.Развивать уверенность в себе.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

4 часа

6 часа

1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).

2.Развитие координации движений.

3. Развивать мышечную силу рук.

4.Обучение правильным шагам у стола.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

4 часа

6 часа

1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

2.Развивать выносливость, гибкость.

3.Развитие правильной осанки.

4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

6 часа

4 часа

1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

2.Учить реагировать на визуальные контакты.

3.Совершенствовать точность движений.

4.Продолжать развивать быстроту реакции.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

3 часа

3 часа

1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

3.Воспитывать любовь к физкультуре.

4.Развивать ориентировку в пространстве.

5.Обучение правилам игры в настольный теннис.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

3 часа

3 часа

1.Обучение технике толчком справа и слева.

2.Отработка ударов накатом.

3.Упражнять в сочетании данных элементов.

4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

5.Закрепление правил игры в настольный теннис.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

4 часа

4 часа

1.Отработка ударов срезкой.

2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

8 часа

Итого

72 ч

2.4.. Структура НОД:

Части занятий

Длительность

темп

Вводная часть (разновидности ходьбы и бега)

5 минут

умеренный

Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

20 - 25 минут

Выше – среднего, высокий

Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

5 минут

Умеренно - медленный

2.5. Планируемый результат:

Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:

  • У детей сформирована мотивация развития способностей через занятия настольным теннисом.
  • Сформировано эмоциональное отношение ребенка к занятиям в секции по настольному теннису.
  • Развиты двигательные способности детей и физические качества, такие как быстрота, сила, ловкость, глазомер, быстрота реакции и движений, подвижность в суставах.
  • Сформированы умения согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.
  • Выработаны четкие координационные движения.
  • Эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  • Сформирован навык подготовительных и специальных упражнений в игре настольный теннис.

2.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:

  • Ориентационная способность («Перенос мячей»);
  • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);
  • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);
  • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»);
  • Отбивание мяча через сетку подряд (количество раз);
  • «Жонглирование» мячом самостоятельно («чеканка»);
  • Игра в настольный теннис до 5 очков.

План работы с одаренными детьми

Мероприятия

Сроки

Составление и уточнение списков детей, успешных в освоении видов физкультурно - спортивной деятельности.

Сентябрь-Октябрь 2016г.

Создание банка данных одаренных детей физкультурно-спортивной направленности.

1 половина 2016-2917 учебного года

Диагностика уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

Сентябрь – май

2016-2017 гг.

Проект «Юные теннисисты»

Октябрь – май

2016 - 2018 гг.

Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей имеющим способности.

Октябрь 2016 г.

Подборка картотеки игр с мячом и ракеткой.

Октябрь 2016 г.

Организованная деятельность с детьми имеющие способности в кружке по настольному теннису.

В течение года

Экскурсия в ФОК «Восток». Участие детей совместно с родителями в спортивных соревнованиях «День бегуна».

Октябрь 2017 г.

Экскурсия в ДЮСШ.

Ноябрь 2017 г.

Спортивные праздники и развлечения (по плану Рабочих программ раздела «Двигательная активность»)

В течение 2016-2018 учебного года (по плану)

Организация работы с одарёнными детьми (разучивание игр и игровых упражнений с усложнением на развитие ловкости, силы, выносливости; работа с мячом – элементы настольного тенниса).

В течение 2016-2018 уч. года

Участие в соревнованиях в рамках «Недели здоровья».

Январь

2018 гг.

« Веселые старты», посвящённые Дню Защитника Отечества

Февраль

2017-

Февраль

2018 гг.

Участие в отборочных соревнованиях ДОУ по настольному теннису

Март 2017-

Март 2018 гг.

Открытые занятия с детьми, посещающими кружок тенниса для родителей и педагогов ДОУ.

В течении учебного года

Участие в районных соревнованиях по настольному теннису

2018 гг.

Совместное занятие с детьми с использованием спортивных игр и упражнений.

Декабрь 2017 г.

Консультация « Настольный теннис - спорт настоящего и будущего» .

Октябрь 2017 г.

Активное привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях ДОУ.

В течение 2017-2018 учебного года

Выставка семейных газет « «Любим спортом заниматься».

Январь 2017-

2018 гг.

Работа консультативного центра «Горячая линия» (по направлению «Физическое развитие).

В течение 2016-2018 учебного года

Сентябрь – Октябрь 2016-2018 гг.

Список литературы.

1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

2. Гришин В.Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.1982 г.

3. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). - М.: ФиС, 1990 г.

4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

Приложение 1.

Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей

Месяц

№ Занятия

Задачи

Средства

Примечания

Сентябрь

1 занятие

1. Ознакомить детей с инвентарем (теннис мяч) «Привет смешарик!»

2. Определить уровень развития двигательных способностей детей.

3. Создать предпосылки для развития физических качеств (ловкость, координация движений) и волевых (внимание)

4. Ознакомить с элементами жонглирования мяча

1. Сообщение теоретических сведений (какие игры с мячом ты знаешь?) Новый друг – «Смешарик».

2. Подбрасывание мяча вверх и его ловля (двумя руками)

3. Бросить в пол правой рукой (л.р) и поймать 2 руками; 1 рукой

4. Прокатывание мяча в парах

5. Игровые упражнения
«попади в обруч!»

6. Игровое упражнение «Поймай мяч»

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ-

В начале деятельности выдать мячи в руки, в ходьбе и беге с мячом. По свистку – остановка (переложить мяч из руки в руку)

«Смело шагай, мяч не теряй!»

Выполнять фронтально в парах

Выполнять в колоннах (в кругу) поточно.

2 занятие

1. Развивать положительный интерес к физическим упражнениям с использованием различных предметов по весу мячей

2. Ознакомить детей с инвентарем (ракетка теннисная)

3. Сообщить правила безопасного поведения при упражнениях с ракеткой и мячом

4. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений в паре

5. Продолжать развивать ловкость, координацию движений, точность в бросках, ловле и перемещении по площадке, залу.

1. упражнения с резиновыми, пластмассовыми мячами большого диаметра

2. с ракеткой (хват ракетки, отведение ракетки вправо-влево)

3. Перекладывание ракетки из руки в руку.

4. «жонглирование» теннисным мячом:

на месте вверх вниз;

В движении вперед;

броски мяча в пол и ловля поочередно правой и левой.

5. Удержание мяча на ракетке (5-10 сек) на месте.

6. Игровое упражнение «прокати мяч»!

7. Игровые упражнение «попади в обруч»»! (расстояние 1,5 – 2 м).

8. Упражнение на внимание «части тела!», «переложи ракетку» (правильный хват)!

С резиновыми ходьба и бег по кругу с выполнением заданий по свистку (руки вверх, вперед с пластмассовыми мячами). С теннисными мячами и ракетками упражнения в парах.

Следить за мячом глазами, проверять расстояние между детьми;

2-3 шага вперед, назад.

Выполнять на месте, затем 1 мячом в паре (ловить 2 руками).

Выполнять парами от середины боковой линии зала.

Следить за интервалом в парах.

Упражнения выполнять только мячом в 2-3 колоннах.

Октябрь

1 занятие

1. Ознакомить со стойкой игрока, перемещение по залу

2. Закреплять умение «жонглирования» мячом на месте и в движении; правильного хвата ракетки;

3. Ознакомить с подбиванием мяча открытой стороной ракетки (на месте)

4. Развивать ловкость, быстроту, точность

1.Ходьба и бег с остановкой по сигналу (принять стойку теннисиста). Бег приставным шагом, ходьба выпадами, скачками

2. Подбрасывание мяча вверх, и ловля двумя, одной, поочередно

Усложнение из положения сидя, на пятках, с хлопком в ладоши;

Перебрасывание и ловля в парах двумя руками;

Игровые упражнение попади в круг.

3. Подбивание мяча вверх на высоту 20-30 см.

4 . Эстафета «Понеси не урони»!

5. Игра малой подвижности «части тела»

Следить за дистанцией во время бега – наклон туловища чуть вперед, одна нога впереди.

Следить за расстоянием между детьми. Ловля в наклоне туловища вперед, в паре одним мячом.

Проверить расстояние между детьми, выполнять на месте, проверить хват ракетки!

Дойти с мячом 4-5 м на ракетке обратно. Уронил – подними.

Октябрь

2 занятие

1. Формировать технику владения мячом при «жонглировании », подбивание мяча в движении.

2. Развивать выносливость, координации, движений, внимание.

3. Формировать привычку к согласованным совместным действиям.

1. Ходьба и бег с различными заданиями в парах.

2. ОРУ в 2 колоннах.

3. «Жонглирование» мячом стоя, сидя, после хлопка. Эстафета с использованием подбрасывания и ловли мяча «Добеги – подбрось».

4. Подбивание мяча:

На месте

После 2-3 шагов вперед, назад

5 . «Прокати колобка»

Катание мяча по ракетке (упражнение малой подвижности)

Высоко поднимая колени, захлестывание голени назад, боком, проверять расстояние между детьми – поднятые руки вперед

2 шеренги перестроить велением пополам на 4 колонны. Подбросить 2 раза и бегом обратно.

Проверить игральный хват, следить за мячом глазами. Не поднимать руки, выше пояса! Руки согнуты в локте!

Ноябрь

1 занятие

1. Развивать ловкость и скоростную выносливость, волевые качества (целеустремленность, внимание).

2. Ознакомить с сутью игры в настольный теннис

3. Обеспечить адаптацию организма ребенка к физическим нагрузкам и упражнениям

4. Формировать привычку к совместным согласованным действиям

1. Ходьба и бег с резиновыми мяча (с ведением мяча по кругу, подбрасыванием вверх в ходьбе, после остановки)

2. Перестроения из колонны по 1 в колонну по 2

Упражнения в праха:

Переброска 1 мяча;

Прокатывание мячей;

Бросок мяча в пол и ловля после отскока на месте, затем в паре;

Беседа о сути игры «отбей мяч ракеткой после отскока»:

От пола

От стены «отбей 1 раз, 2 раза подряд»!

С резиновыми мячами большого диаметра. Следить за передвижением в среднем темпе.

Сложить большие мячи, взять ракетки и мячи. С теннисными мячами двумя руками (расстояние 1,5-2 м)

Выполнять в парах (один набрасывает) в колонне после броска в пол.

Ноябрь

2 занятие

Формировать технику:

а) подбивания мяча вверх на разную высоту;

б) отбивание мяч в пол.

2. Создавать предпосылки для развития физических и морально-волевых качеств.

3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений с элементами тенниса.

ОРУ на месте с теннисным мячом, эстафеты: с прокатыванием мяча, с броском в корзину, с переброской через веревку.

а) подбивание мяча на месте высоко,

на месте низко, чередуя высоту

б) отбивание мяча после отскока ракеткой в стенку.

в) катание мяча в паре

г) отбивание мяча после броска в пол партнеру.

Игровое задание:

Сбей кеглю

В кругу отбей мяч ракеткой.

Перекладывание из руки в руку, наклоны с перекладыванием между ног, прыжки с отбиванием и ловлей мяча

40-50

4-10

В обруч, расстояние 1-

1,5 м в шеренге

В парах, один набрасывает, 2- отбивает. 5-6 раз, затем меняются.

В колоннах

Набрасывает в пол водящий.

Декабрь

1 занятие

1. Развивать подвижность луче-запястных суставов кисти, ловкость, координацию, внимание

2. Формировать технику перемещений выпадами, подбивания мяча тыльной стороной ракетки

3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении физических упражнений с элементами тенниса

1. Ходьба и бег в парах с остановкой и поворотом по свистку, выпадами ОРУ с ракеткой

Круговые движения пр. и левой рукой

Вращение кисти по восьмерке

2. Эстафета: бег с подбрасыванием теннисного мяча вверх, челночный бег с теннисным мячом.

3. Выпады вправо и влево, на месте вперед-назад, ходьбе по кругу, игра «сделай фигуру» имитация

4. Подбивание мяча на месте тыльной стороной ракетки, отбивание мяча после отскока от пола тыльной стороной ракетки, сначала имитация

Высоко поднимая колени вперед.

Выполнять 3-5 раз в одну сторону, 3-5 в другую.

Добиваться большей амплитуды

С малым резиновым мячом (в 3х) выполнять бросок в пол в ноги двумя руками, стоящий в середине должен подпрыгнуть и развести ноги

Проверить хват, движение выполнять вперед, следить за вертикальным положением руки.

Декабрь

2 занятие

1.Развивать ловкость, быстроту точность

2.Закреплять работу с мячом:

а) отбивать мяча тыльной стороной ракетки;

б) подбивать мяч поочередно правой и левой стороной ракетки.

3.Формировать способности самостоятельным игровым действиям с мячом.

1.Ходьба и бег со сменой направления с различным положением рук, ОРУ с большими мячами; эстафета с резиновыми мячами «Передай – садись» поменяй мяч, бег парами.

3. Подбивание мяча:

а) с продвижением вперед, назад.

Усложнение! подбивать мяч менять поочередно сторону ракетки;

б) отбивание мяча после отскока от пола.

4. Игра малой подвижности в 3-х группах «Подбрось-поймай» игры с мячом.

5. ”Закати мяч в ворота”.

На носках, пятках, внешнем своде стопы.

Перестроить в 2 колонны

На месте, проверить хват

2-5 раз

Сначала 2-5 раз одной стороной, затем поочередно

через скамейку в парах в 3 колоннах, набрасывает подготовленный ребенок.

Входящий бросает тен. мяч поочередно снизу детям вверх, они должны поймать и вернуть.

В3х колоннах прокат тен.мяча в ворота дуги, бегом вернуться

Январь

1 занятие

1. Повторить изученные подводящие упражнения с мячом и ракеткой.

2. Развивать ловкость и координацию движений

3. Формировать способности к самостоятельным игровым действиям с мячом

1. Ходьба и бег с различными положениями рук, со сменой направления движения, «змейкой». ОРУ в движении

2. Подбрасывание и ловля мяча на месте поочередно правой и левой рукой, после хлопка в парах снизу:

Подбивание мяча одной стороной ракетки, другой стороной, поочередно;

Игровое упражнение: бросить мяч рукой о стену и после отскока ударить по нему несколько раз подряд ракеткой, не давая ему упасть

Игры с мячом «Попади в цель»!

На носках, пятках, внешнем своде стопы, прыжками, выпадами с имитаций

4-6 раз подряд.

Следить, чтобы согнутая в локте рука была на уровне пояса.

Имитация движения в шеренге, выполнять в 3х колоннах. Спросить, кто выполнил более 2х раз подряд. Похвалить.

В колоннах, попасть прокатом мяча в кегли.

Январь

2 занятие

1. Приучать детей следить за полетом мяча.

2. Развивать «чувство мяча», внимание.

3) Формировать умение выполнять отбивание мяча ракеткой «толчком».

4) Формировать способность безопасного выполнения упражнений.

1. Ходьба и бег в парах, приставным шагом; прыжки на правой и левой поочередно; ходьба и бег спиной вперед.

2) Бросить мяч правой рукой вверх, поймать левой рукой; то же, но поймать снизу на ладонь после отскока от пола;

Катать мяч на ракетке по кругу правой и левой рукой.

3. Встречные эстафеты

Бросок мяча в пол -> переход во встречную колонну (в конец);

Отбивание «толчком» тыльной стороной ракетки после отскока в пол перед собой (шагом).

4. Игра малой подвижности. Прокат одновременно 2х мячей в парах.

Соблюдать интервал в колонне, чередовать упр. С отдыхом в ходьбе. Смотреть назад через плечо, поднимать ногу и захлестывать голень назад с носка. В медленном темпе 8-10 раз х*2

Следить за мячом глазами.

10-12 раз

2 шеренги разделить пополам и развернуть навстречу, расстояние между ними 2 м.

Направление руки вперед, зеркало ракетки вертикально.

Ловко прокати сидя, ноги вперед.

Февраль

1 занятие

1. Развивать координацию движений, точность, быстроту.

2. Формировать способность соблюдать безопасность при выполнении упражнений с мячом и ракеткой.

3. Ознакомить с элементом игры удар «толчком» тыльной стороной.

1) Ходьба в чередовании с бегом с различным заданием по свистку

(имитация стойки теннисиста, выпад вправо, влево приставными шагами боком).

ОРУ без предметов.

2) Эстафеты: в ходьбе с проносом ракетки с мячом, с подбиванием мяча ракеткой, с броском теннисного мяча в корзину, обруч

3. В 2хколоннах у теннисного стола

Прокатить мяч.

Следить за чередованием нагрузки, интервал.

Перестроение в 2 колонны.

Сформировать колонны и команды по силам равные.

Февраль

2 занятие

1. Ознакомить с сутью игры через сетку.

2. Формировать технику отбивания мяча через сетку тыльной стороной.

3. Развивать точность, ловкость, целеустремленность.

4. Формировать умение выполнять задание самостоятельно.

1. Показ удара «толчком» с подготовленным ребенком.

Имитация удара в шеренге (положение ног, поворот туловища, работа руки).

Отбивание мяча 2-3 раза и переход в конец колонны;

Упражнение подбей 10 раз вверх;

Упражнение подбей 5 раз разной стороной ракетки;

Попади в круг (у стены) после отскока;

Прокати мяч по ракетке (круг).

Подготовка ребенка заранее, либо приглашение со стороны.

Важно! Хват ракетки! Акцентировать внимание на работе руки вперед. В колоннах у стола.

Выполнение поочередно с каждым ребенком, остальные в этот момент выполняют это задание у стены, либо подбивает мячи на месте. Тыльной стороной вверх.

Игра малой подвижности.

Март

1 занятие

1. Формировать технику отбивания мяча через сетку во встречных колоннах у стола

2. Развивать терпение, точность

3. Продолжать формировать умение выполнять самостоятельно задания

1. Показ ударов «толчком» через сетку с подготовленным ребенком.

Имитация ударов в шеренгах

2. Отбивание в нарисованный круг на стене после отскока в пол.

Отбивание в колоннах у стола

Отбивание после отскока о стол

Игровые упражнения отбей 2 раза подряд, 3-5 раз подряд

Распределить детей на 4 группы, каждая выполняет свое задание.

Кто затрудняется, выполняет упражнение с воспитателем.

Похвалить. Распределить детей.

Март

2 занятие

1. Формировать технику ударов по мячу «толчком».

2. Развивать ловкость и координацию движений.

3. Развивать интерес к занятиям физическими упражнениями, используя разные по диаметру мячи.

1. Имитация держания ракетки справа и слева;

Прокатывание мяча ладошкой по краю стола;

Отбивание мяча «толчком» после отскока от стола 2 раза и переход в конец своей колонны.

Игровое упражнение – чья команда дольше продержит мяч на столе.

2. Переброска мячей один вверху, другой внизу, прокатывание одновременно 2х мячей.

3. Ходьба и бег с резиновым мячом большого диаметра.

Упражнение после остановки: присесть, поднять мяч, отбить правой о пол, левой, двумя.

Следить за дистанцией.

Упражнение на восстановление дыхание на месте без мяча. Перестроение в колонну по 2. Похвалить тех, кто справился с заданием!

Движение ракеткой вперед. Правильный хват во встречных колоннах (до сетки) и бегом назад (каждый со своим мячом)

Апрель

1/2 занятие

1. Провести диагностику уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

2. Закреплять технику ударов по мячу «толчком»

Ходьба и бег, ОРУ

Упражнение подбиванием мяча вверх на месте

1. Тестирование по 2 человека

2. Отбивание мяча у стены в 3х колоннах

Удары «толчком» у стола, (1-2 раза)

Подбить мяч вверх как можно больше. Похвалить!

В нарисованный круг 1 раз, 2-3 раза подряд после отскока о пол.

Во встречных колонных на 2х столах

Апрель

2 занятие

1. Ознакомить с подачей по подброшенному мячу

2. Повторить перемещения игрока, удар «толчком»

3. Продолжать развивать координацию движений.

Показать подачу мяча «толчком».

1 группа

1.упражнение.

Подача «толчком» у стола.

2 группа «меткий удар».

Удары «толчком» (1-2 раза, переход в конец колонны).

3 группа

Перебрасывание мячом, удар в пол

Жонглирование мячом

Фронтально, боком и лицом к детям имитация в шеренге (движение руки разгибание локтя вперед). Хват ракетки проверить!

Разделить детей на 3 группы:

С воспитателем

Самостоятельно у стены или в парах.

По свистку «смена станций по кругу».

Май

1 и 2 занятие

1. Определение уровня физической готовности к игре на конец года.

2. Развивать навыки самостоятельных действий с мячом.

Тестирование

1) отбивание мяча через сетку подряд (количество раз)

2) отбивание мяча в колоннах у стола

3) «жонглирование» мячом самостоятельно

4) Предложить наиболее подготовленным сыграть до 5

Похвалить!

Похвалить!

Следить, чтобы дети не сталкивались. Напоминать правила безопасного поведения с мячом.

Дать задание игра на улице на большом столе с воспитателем.