Домашние задание по физкультуре. Особенности домашнего задания по физкультуре

Домашние задания в V – XI классах

Научить школьников самостоятельно заниматься физическим упражнениям – одна из самых главных задач учителя физической культуры. Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание должно быть направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроке. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется систематически.

Вот уже в течение нескольких лет наша школа пробует различные варианты домашних заданий по физической культуре. Составляя комплексы упражнений, мы стремимся, чтобы они не были слишком сложными и не отнимали много времени при контрольном выполнении, но, однако, одновременно были бы достаточно эффективными.

Знания о том, как самостоятельно заниматься физическими упражнениями и какими именно, ученики получают на уроке. Мы даем ребятам необходимые теоретические сведения и практической материал при прохождении разделов учебной программы.

Домашние задания по физической культуре складываются в нашей школе из выполнения комплексов утренней гигиенической гимнастики, упражнений по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков. Есть у нас домашние задания постоянные и временные, приуроченные к моменту прохождения тех или иных разделов учебной программы.

Остановлюсь подробнее на организации работы по выполнению постоянных домашних заданий домашних заданий. Подбирая такие задания, мы исходим из того, что наиболее охотно учащиеся выполняют упражнения, доступные им, позволяющие видеть рост результатов, который подлежит количественной и качественной оценке как со стороны самих учеников, так и со стороны учителя, одноклассников, родителей учащихся.Материалы комплексной программы по физическому воспитанию школьников позволили нам выбрать целый ряд таких упражнений и использовать их при выполнении постоянных домашних заданий.

Выбирая упражнения, мы учитывали возможность их выполнения в домашних условиях, а также осуществления быстрого контроля за их выполнения во время урока. Естественно, учитывалась и польза их для всего физического развития и повышения физической подготовленности учащихся. Основу комплексов для постоянных домашних заданий. Основу комплексов для постоянных домашних заданий для учащихся V – XI классов составили упражнения, включающие в себя различные наклоны туловища, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание туловища из положения лежа, приседание, сгибание и разгибания рук в упоре, подтягивание, прыжки через скакалку, переход из упора присев в упор лежа др. Эти упражнения рассчитаны на развитие всех двигательных качеств и охватывают все основные группы мышц. Выполняя их, школьники развивают также волю и трудолюбие, прокладывая тем самым себе путь к систематическим занятиям физической культурой.

Из класса в класс, с учетом возраста учащихся, содержание комплексов постоянных домашних заданий несколько изменяется в сторону усложнения. Однако в основе учета их выполнения остается принцип общего количества повторения или повторений за определенный отрезок времени.

Все учителя физической культуры прекрасно понимают, что домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому ученику, без реального учета его физического развития и подготовленности. Поэтому мы не ставим перед своими питомцами задачу выполнить упражнение точно определенное количество раз, а предлагаем им улучшить к контрольному сроку их личный показатель на какое-то количество раз. Такое положение, как нам представляется, ставит в равные условия сильного и слабого учеников, заставляет заниматься обоих.

В связи с этим, нам кажется, исключительно важным становится момент определения первоначальных способностей ученика в выполнении упражнений домашнего задания. Нужно знать максимальный результат ученика, чтобы быть уверенным, что его дальней рост идет действительно за счет самостоятельной работы дома. Опыт работы показывает, что в V — VI классах этот вопрос перед учителем особо остро не стоит: дух соперничества, соревновательный азарт обычно заставляют ребят выполнять упражнения до предела. Однако в VII – XI классах некоторые школьники пытаются уже приспособиться к знакомой им системе домашних заданий и порой сознательно занижают свои возможности, чтобы иметь резерв для будущего. Выявлять этот «скрытый резерв» нам, учителям, помогает преемственность при включении в домашние задания тех или иных упражнений. В результате, когда ученик переходит в следующий класс, учитель хорошо знает его физические способности.

Даем упражнения постоянных домашних заданий для развития физических качеств учащихся V — XI классов и описание требований к их выполнению.

    Приседания на одной ноге.

V класс. И. п. – о. с. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Учитывается количество приседаний. Первоначальный результат необходимо улучить на 1 раз.

VI класс. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. В VI классе фиксируется количество приседаний; улучшить на 3 раза.

VI – VIII классы . И.п. – ноги шире плеч, руки внизу. Поочередные приседания на правой и левой ноге. В VIII классе определяется количество приседаний за 1 мин.; улучшить на 2 раза.

IX XI классы . И.п. – стойка ногой – присесть на правой с касанием коленом пола левой ногой (напротив середины стопы правой) , руки вперед; 2 – и.п.; 3-4 – то же, но левая впереди. В IX классе учитывается сумма приседаний на обеих ногах (18) улучшить (в сумме) на 6 раз. В X – XI классе (20) фиксируется сумма приседаний на обеих за 1 мин.; улучшить на 6 раз.

2. Прыжки со скакалкой (для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей и силовой выносливости). Общее для всех положение: вращение скакалки вперед, ноги вместе.

V VI классы . В V классе учитывается количество прыжков за 1 мин; улучшить на 5 раз.

VII VIII классы . В VII классе учитывается количество прыжков за 2 мин.; улучшить на 8 раз. В VIII классе фиксируется количество прыжков за 2,5 мин.; улучшить на 10 раз.

IX XI классы . Учитывается количество прыжков за 3 мин.; улучшить на 12 раз(в XI классе на 20 раз).

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине , ноги не закреплены (для развития мышц брюшного пресса, силовой и общей выносливости).

V VI классы . И.п. – за головой. В V классе учитывается количество подниманий за 1 мин. ; улучшить на 2 раза.

VII VIII классы . И.п. – руки за головой. Учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз

IX XI классы . И.п. – руки за головой. В IX классе учитывается количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 4 раза. В X -ХI классах фиксируется общее количество подниманий; улучшить на 6 раз.

4 . Поднимание согнутых ног из положения лежа на спине (для развития мышц брюшного пресса, гибкости, общей силовой выносливости).

V VI классы . И.п. – руки произвольно. Поднимание ног до прямого угла. В V классе учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз. В VI классе определяется количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 3 раза; следить за тем, чтобы все ученики выполняли упражнение правильно, не ударяли пятками о пол.

VII VIII классы. И.п. – руки произвольно. Подтягивание прямых ног как можно ближе к туловищу с отрывом таза от пола. В VII классе учитывается количество подтягиваний за 1 мин.; В VIII классе определяется количество подтягиваний за 1 мин.; улучшить на 3 раза.

IX XI классы. ВИС на перекладине или гимнастической стенке. В IX классе упражнение выполняется 3 раза; в X —XI учитывается количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 3 раза.

5. Наклоны вперед (для развития гибкости, равновесия, общей выносливости).

V VI классы . И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу; сомкнутая стойка, руки внизу (V – VI классы). 1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – и.п. Учитывается количество наклонов за 1 мин. И качество выполнения (касание пола, кулаками или ладонями, отсутствие нарушений структуры движений); улучшить на 3 раза.

VII VIII классы . И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху.1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 1,5 мин. и качество выполнения; улучшить на 3 раза.

IX XI классы. И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки вверху. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 2 мин.; улучшить на 5 раз.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спины, ног, развития силовой и общей выносливости).

V VI классы . Руки на повышенной опоре, V – VI классы – 30-35 см. Учитывается количество повторений; улучшить на 5 раз.

VII VIII классы . Руки на полу. Учитывается количество повторений; улучшить на 4 раза.

IX XI классы. Юноши – ноги на повышенной опоре высотой 30-35 см; девушки – руки на повышенной опоре. Учитывается количество раз на 4 раз.

7. Подтягивание : мальчики – из виса, девочки – из виса лежа (для развития силы рук, укрепления брюшного пресса, мышц груди и спины).

Во всех классах учитывается количество подтягиваний; улучшить результат на 1 раз.

8. Переход из упора присев в упор лежа (для развития общей выносливости, укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса).

V VI классы . В V классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В VI классе определяется количество повторений за 1 мин.;улучшить на 3 раз.

VII VIII классы . В VII классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В VIII классе фиксируется количество повторений за 1.5мин.; улучшить на 4 раза.

IX XI классы . В IX классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В X – XI классе определяется количество повторений за 2 мин.; улучшить на 6 раз.

Из приведенного описания упражнений видно, что перед учащимися ставится задача увеличить свой результат на определенное количество раз от одного контрольного урока к другому. Оценка «5» ставится за выполненное задание. Если роста нет, ученик получает оценку «3». За ухудшение ранее показанного результата ставится неудовлетворительная оценка. Все оценки за выполнение домашних заданий фиксируются в классном журнале и учитываются при выставлении оценок за четверть.

Контрольные уроки по проверке домашних заданий мы проводим в октябре, декабре, марте и мае, т.е. один раз в четверть.

Очень важной нам кажется оценка первого контрольного выполнения упражнений (в октябре). Мы учитываем, что упражнения были даны ученикам на летние каникулы и что эти упражнения несколько изменяются в следующих классах. Поэтому в сентябре часто включаем упражнения домашнего задания во вводную часть урока, следим за правильностью их выполнения. Постоянно напоминаем ученикам о самостоятельной работе дома. Первая оценка выставляется, исходя из среднего результата в классе, или диктуется требованиями учебных нормативов. Последующие оценки ставятся в соответствии вышеизложенными требованиями.

На одном контрольном уроке мы проверяем два упражнения, чаще всего используя метод взаимопроверки, разделив учащихся на 2 группы.

Количественные результаты школьников, как правило, растут от проверки к проверке. Практика нашей работы показывает, что запланированный на год прирост результата вполне реален. Часть учащихся, особенно V – VI классов, в ряде упражнений значительно превышают установленные показатели.

Теперь несколько слов о домашних заданиях при прохождении различных разделов программного материала (легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки и др.).

V VI классы .

Сентябрь – октябрь учащиеся получают временное домашнее задание: бегать в спокойном темпе от 10 до 20 мин.; 3-4 раза в неделю. В ноябре и декабре до установления снежного покрова – выполнять прыжки через скакалку 3-4 раза в неделю по 2-3 подхода (до появления усталости). В январе, феврале и в начале марта – ходить на лыжах в спокойном темпе от 30 до 60 мин. 3-4 раза в неделю кататься с гор. С середины марта по апрель дается задание выполнять прыжки через скакалку (прыжки по лестницам) 3-4 раза в неделю кататься с гор. С середины марта по апрель дается задание выполнять прыжки через скакалку (прыжки по лестницам) 3-4 раза в неделю по 3-4 подхода (до появления усталости). В мае – бег в спокойном темпе 12-20 мин., 3-4 раза в неделю.

VII – XI классы.

I —IV четверть

Упражнения по легкой атлетике.

    Бег 1500 – 2000 м. (контрольные упражнения для всех).

    Прыжки в шаге (6x 5).

    Бег с высоким подниманием бедра (4-6x 5-10 сек).

    Прыжок в длину с места.

    Бег с равномерной скоростью (7-8 мин.)

    Метание малого мяча на дальность и в цель.

    Бег с ускорением (4-6x 30-40 м)

    Броски утяжеленных предметов (мячей).

Из перечисленных выше легкоатлетических упражнений составляются комплексы по 3 упражнения в каждом. Например, упр. 1,2,8. Домашние задания рассчитаны на 1-2 недели.

II четверть

На ноябрь и декабрь для круговой тренировки учащимися VII – XI классов мы даем следующие упражнения, рассчитанные на занятия в домашних условиях:

Ноябрь (для круговой тренировки использовать упр. 2,3,4,5,6)

    Разучивание и выполнение комплекса утренней зарядки (по карточкам).

    Из положения лежа на спине поднимание прямых ног за голову.

    Из упора присев прыжки вверх.

    Из положения лежа на животе отведение гимнастической палки за спину с прогибом в спине.

    координационные упражнения (по карточкам).

    И.п. – о.с.Упор присев, упор лежа спереди, упор присев, и.п.

    Из положения лежа на спине переход в сед согнувшись.

    Стоя ноги врозь спиной в 0,5 м от стены, прямыми руками поднять набивной (2 кг) мяч вверх и коснуться им стены.

    Из упора лежа спереди поворот в упор лежа сзади.

    Приседания на одной (левой, правой) ноге с опорой на одну руку.

    Прыжки со скакалкой с двойными вращениями, с двумя-тремя промежуточными прыжками с одним вращением.

III четверть.

    Самостоятельное катание на лыжах до 10-30 км. в неделю.

    Катание на коньках – до 10 мин. ежедневно (совершенствование техники).

В домашние задания на период летних каникул включены следующие обязательные виды: бег, плавание 50 м (двумя способами), волейбол, стойка на руках и «колесо».

VII XI классы .

Перечисленные временные домашние задания даются не сразу на весь срок, а еженедельно, с более конкретными и подробными рекомендациями по дозировке, с учетом прохождения программного материала, условий погоды.

Как правило, учащимся старших классов я постоянно напоминаю и разъясняю значение самоконтроля при выполнении домашних заданий. Они должны делать в дневниках записи после каждого занятия, фиксируя самочувствие, настроение, вес, аппетит, сон, пульс в состоянии покоя, ЧСС на тренировке и в период восстановления.

Для того чтобы учащиеся добросовестно выполняли дома задания по физической культуре, следует почаще давать им консультации и инструкции о том, как заниматься, когда и с какой нагрузкой упражняться, чтобы результат был положительным.

Позволю себе привести перечень советов и пожеланий, которые мы даем ученикам и требуем, чтобы они следовали им при выполнении домашних заданий:

    Упражнятся регулярно 3 – 4 раза в неделю.

    Длительность домашних заданий для учеников V – VI классов 15-25 мин., VII — VIII классов – 25 – 35 мин., IX – XI классов – 35 – 45 мин.

    Занятия на свежем воздухе (бег, ходьба на лыжах и т.д.) советую проводить группами по 2-3 ученика, привлекая в качестве организаторов наиболее подготовленных школьников.

    При каждом последующем выполнении хорошо усвоенных упражнений советую ученикам делать каждое упражнение на 1-2 раза больше, чем в предыдущем занятии. Постоянно учитывать число повторений, измеряя пройденную дистанцию, по возможности фиксировать время, затраченное на беговые упражнения.

    Самостоятельные упражнения начинать с разминки до 5 мин. (бег + 3-5 общеразвивающих упражнений).

    Постоянно контролировать самочувствие.

    Воспитывать волю, стремление преодолевать трудности, появившуюся усталость.

Если советы и для утренней гигиенической гимнастики. Утреннюю гимнастику надо делать систематически. Упражнения подбирать простые, с большей амплитудой движения, дыхание должно быть глубоким (через нос), полной грудью. Желательно делать упражнения в сопровождении музыки. После зарядки – водные процедуры.

Выполнение этих заданий обычно трудно контролировать учителю. Осуществляем такой контроль мы путем опроса на уроке 2-3 учеников. Говоря о пользе самостоятельных занятий физическими упражнениями, рекомендуем для выполнения домашних заданий по бегу и ходьбе на лыжах объединятся ребятам, живущим близко друг от друга, в группы по 3-5 человек, а также практиковаться в выполнении домашних заданий по возможности всем классом на школьной спортивной площадке.

Материал по домашним заданиям в нашей школе планируется на весь учебный год. Это находит свое отражение в графических годовом и четвертном планах расшифровывается в поурочных планах.

Как показывает опыт, без поддержки и контроля со стороны семьи самостоятельная работа учащихся дома редко бывает полноценной. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре. Встречи с родителями организуются у нас в начале учебного года (классные родительские собрания). Беседуя с родителями по вопросам физического воспитания детей, знакомим их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома. Обучаем мы их и системе контроля за выполнением детьми домашних заданий. Для родителей учащихся V – VI классов на примере хорошо подготовленных детей демонстрируем комплекс утренней гигиенической гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств.

Особенно призываем родителей показывать личный пример в занятиях физическими упражнениями. Советуем им как можно чаще совместно с детьми ходить на лыжах, бегать в лесу, делать утреннюю гимнастику.

Подсказываем, какой надо купить спортивный инвентарь. Говорим и том, что родители должны обязательно поощрять самостоятельные занятия физическими упражнениями детей дома и в различных спортивных секциях.

Все описанные формы и средства домашних заданий для учащихся мы применяем в своей школе много лет и можем сказать, что положительные результаты налицо. Выполнение домашних заданий улучшает физическую подготовленность школьников, они стали меньше болеть, более заполненным получился их досуг.

Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств.

Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре.

В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает домашние задания как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями. И первым этапом будет систематическое выполнение всеми учащимися домашних заданий по физической культуре.

Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре?

Во-первых , вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.

Во-вторых , домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.

В-третьих , домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.

Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.

Почему же не приживаются домашние задания по физической культуре, почему они малоэффективны и не приносят должного удовлетворения ни учителю физической культуры, ни учащимся?

Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме.

При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.

Надо ли давать домашние задания по физической культуре всем учащимся в классе?

Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия.

Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во-первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий.

Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.

Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи.

Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка.

Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы.

Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов.

Кроме того, использование комплекса силовых упражнений, выполняемых в различных режимах, позволит учащимся лучше подготовиться и выполнить упражнения не только силовые, но и требующие хорошего развития скоростно-силовых качеств и даже выносливости. С другой стороны, учащемуся, имеющему хорошие силовые способности, даже в период освоения раздела гимнастики целесообразно давать задания на развитие быстроты, координации, если эти качества у него заметно отстают.

Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям:

    задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста;

    подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях;

    комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;

    задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома;

    все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся;

    в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств;

    периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.

Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем:

1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца.

2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно.

3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя.

4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив).

5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место.

6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней.

В комплексы упражнений могут быть включены упражнения, способствующие совершенствованию какого-либо навыка. Например, при обучении одновременному лыжному ходу учитель требует, чтобы учащиеся в финальном движении отталкивания заканчивали толчок кистями. Но они не сразу приобретают навык финального усилия кистями. Учитель может еще до начала занятий по лыжной подготовке предложить учащимся в качестве домашнего задания такое упражнение: встать спиной к стене, на шаг от нее. Руки опустить вдоль туловища ладонями к стене. Выполняя наклон спиной назад, опереться руками о стену и, резко разгибая их, оттолкнуться от стены, заканчивая отталкивание разгибанием кистей. Выполнять упражнение следует на время, по 40–50 сек., после чего необходимо немного отдохнуть (60–80 сек.) и повторить движение еще 3–4 раза. Такое упражнение не только поможет ученику отработать навык отталкивания кистью, но и разовьет силу рук при отталкивании.

Учитель может подобрать и другие технические упражнения, но необходимо помнить: техническое упражнение должно быть хорошо освоено на уроке физической культуры, прежде чем учитель предложит его в качестве домашнего задания. Это вызвано необходимостью правильного выполнения упражнения для того, чтобы правильно сформировать навык.

Одним из условий, способствующих популяризации домашних заданий по физической культуре, является методика их проведения и оценки. Учащиеся будут выполнять домашние задания по физической культуре только в том случае, если будут уверены, что учитель обязательно оценит их работу. Если же этого не будет, то у детей постепенно пропадет интерес к выполнению упражнений дома.

С другой стороны, проверка домашних заданий отнимает много времени на уроке, в силу чего учитель не успевает или проверять заданное, или выполнять план урока, осваивая с классом намеченные двигательные действия. Видимо, поэтому учитель не всегда последователен в своих действиях: дает задания на дом, но проверять их порой не имеет возможности. И, как следствие этого, дети перестают воспринимать их всерьез и выполнять дома.

В публикациях не очень четко показана методика их проверки, не отражены приемы и возможности организации проверки и оценки выполнения. Многое здесь зависит от условий в школе, возможностей учащихся и учителя физической культуры, его способности к организации проверки. Некоторые специалисты предлагают проверять задания во внеурочное время. Но на занятия, проводимые после уроков, не всегда можно пригласить тех учащихся, которые нужны учителю. И все же, не отрицая такой возможности (при правильной организации), нам представляется, что лучше всего проверять задания на уроке.

Наиболее рациональным, по нашему мнению, будет работа учащихся дома над комплексом упражнений (заданий) в течение максимум двух недель. Через две недели те задания, которые учащиеся получили от учителя, должны быть проверены – желательно у всех, кому они задавались. Детям следует заранее объявить о дне проверки, с тем чтобы они были к этому готовы, и не переносить его.

Например, на уроках с использованием материала из раздела «Легкая атлетика» проверить домашнее задание можно во время вводной части урока или в начале основной. Если задание было дано не всему классу, а индивидуально – отстающим и менее подготовленным учащимся, – то, проверяя беговые и прыжковые упражнения в конце вводной части урока или в начале основной, учитель оценивает усвоение учащимися заданий, которые они готовили дома (к примеру, бег на месте с высоким подниманием бедра). Это упражнение вырабатывает быстроту движений, способствует полному выпрямлению толчковой ноги и тренирует мышцы передней поверхности бедра и брюшного пресса. Именно эти мышцы играют важную роль в беге на скорость.

Такая проверка может быть организована фронтально (упражнение выполняет весь класс, а учитель оценивает только тех учащихся, кому он дал задание) или по группам. В этом случае учитель не специально тратит время на проверку, а проводит учебную работу на уроке, обучая и развивая определенные двигательные качества у всего класса, и в то же время следит за теми, кому было дано задание освоить это упражнение. Точно так же можно организовать проверку домашних заданий и в основной части урока, выполняя любые двигательные действия.

На уроках гимнастики для проверки домашних заданий целесообразно использовать круговую тренировку. Например, учителю необходимо проверить задание по подтягиванию у мальчиков и сгибанию и разгибанию рук в упоре на гимнастической скамейке у девочек. В основной части урока одной из «станций» круговой тренировки будут перекладина и гимнастическая скамейка, на которых учащиеся выполняют упражнения. Учитель проверяет задания на этой «станции», выставляя оценки за выполнение, и в течение урока перед ним проходит весь класс. Следовательно, все учащиеся (и мальчики, и девочки) выполняют упражнения, заданные на дом.

Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности каждого учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».

В том случае, когда учитель физической культуры предлагает домашнее задание всему классу, оценка выполнения индивидуальна. Это значит, что для каждого конкретного ученика, в зависимости от его подготовленности на данный период, дается определенный норматив прироста в процентах за отведенное на домашнее задание время. Например, для сильных учащихся процент прироста результата на оценку «5» составит 5–10%, для средних – 10–15% и для слабых учащихся – 15–20%. Такой порядок подсчета требует составления специальной таблицы, отражающей процент прироста включаемых в комплекс упражнений и заданий. Поэтому при определении уровня двигательной подготовленности учащихся в начале учебного года следует записать результаты тестирования в специальные карточки или тетради, в которых школьники будут отмечать рост своих результатов.

Однако опыт проведения и оценки домашних заданий говорит о том, что наиболее эффективной может быть только одна оценка – «5». Ведь если ученик занимался и имеет некоторый сдвиг в показателях, а ему учитель за выполнение ставит оценку «3» или «4», то это, как правило, вызывает отрицательную реакцию со стороны ребенка, который в следующий раз не будет стараться при подготовке домашних заданий по физической культуре. Учителю необходимо приветствовать и положительно оценивать малейший успех своих учеников, способствовать тому, чтобы они стремились к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время и с удовольствием выполняли домашние задания.

Комплексы упражнений (Домашнее задание)

1 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4- прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 6 раз.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3-пружинящие наклоны вперед - выдох; 4- и. п.- вдох. Повторить 5-6 раз.
3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки; 2-3- постоять, сохраняя равновесие; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.
4. И.п.: ноги шире плеч, руки вниз. 1-2- прогибаясь назад, слегка согнуть колени, достать правой рукой голень правой ноги; 3-4- и. п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.
5. И.п.: о.с. руки вверх. 1-поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад; 2- и. п. Сделать упражнение 3-4 раза одной ногой, затем другой.
6. И.п.: о.с. 1-правую руку в сторону; 2-левую в сторону; 3- правую вниз; 4- левую вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз, меняя темп.
7. И.п.: о.с. Прыжки на месте (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
2 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - поднять плечи вверх; 2 - и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
2. И.п.: о.с. 1-повернуть голову вправо; 2-прямо; 3- влево; 4 - прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны; 2- и. п. Повторить 8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять прямую ногу вперед; 2- махом отвести назад; 3- снова вперед; 4- и. п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх; 2-и. п.; 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
6. И.п.: о.с. 1-присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2- и.п. Повторить б-8 раз.
7. И.п.: о.с. 1-правая рука вперед; 2-левая вперед; 3-правая вверх; 4- левая вверх. Обратное движение в том же порядке. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз, меняя темп.
8. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в одну, другую сторону. Повороты делать на 4 счета. Повторить 4-5 раз.
3 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2- поднять голову вверх - вдох. Повторить 6 раз.
2. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отвести локти назад до сведения лопаток; 2 - и.п. Повторить 8 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить ногу вперед на носок;
2 - поднять ее вверх; 3 - на носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.
6. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - сесть на пятки - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
7. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх;
3 - к плечам; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз.
8. И.п.: о.с. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4-5 раз.
4 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -руки через стороны вверх, хлопок над головой с одновременным подниманием на носки; 2 - и.п. Повторить 6- 8 раз.
2. И.п.: о.с. 1 -повернуть голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз до касания подбородком груди. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад; 2 - и.п. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2- поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.
6. И.п.: то же. 1 - сгибая ноги, подтянуть к груди; 2 - и.п. Повторить 5-б раз.
7. И.п.: о.с. 1 - правую руку и ногу в сторону; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу в сторону; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.

Домашние задания по физической культуре 1-4 классы

Выполнение домашних заданий по физической культуре, как и по любому другому предмету – органическая часть учебного процесса. Психологи, например, рассматривают задания на дом как обязательный компонент подхода к разучиванию нового материала, а часто и как основу для создания проблемной ситуации. Выполняя задания по данному предмету, ученики пополняют самостоятельно свои знания и в теории и практически, выполняя определённые физические упражнения.

Основная цель – способствовать успешному усвоению требований учебной программы. А это значит – содействовать развитию двигательных качеств, освоению техники движений, формированию осанки и основам здорового образа жизни.

Домашние задания приучают детей к самостоятельности, позволяют целесообразно заполнять интервалы между подготовкой по различным предметам и снижают нагрузку.

Домашние задания

1. Упражнение для развития силы ног:

Приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик»)

на левой и правой ногах:

Девочки – 2 подхода по 7 раз

Мальчики – 2 подхода по 10 раз.

2 . Упражнение для развития мышц спины:

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки - на поясе, ноги фиксированы:

2 подхода по 8 раз.

3. Упражнение для развития гибкости:

Наклоны вперёд: ноги на ширине плеч, руки внизу:

2 подхода по 12-15 раз

4. Упражнение для развития силы рук:

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (на опоре 30-40 см.):

2 подхода по 10 раз.

5. Упражнение для развития прыгучести:

Прыжки в длину с места

(на максимальный результат): 5-7 раз.

6.Упражнение для развития выносливости:

Бег в среднем темпе по 10 минут 2 раза в неделю.

Теория:

  1. Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой

и в спортивном зале.

  1. Правила игры: «Десять передач»
  2. Сообщение о видах лёгкой атлетики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению домашнего задания по чтению.

Ученик пришёл со школы домой, отдохнув от школьных трудов, ему надо снова садиться за учебники. Помогите ему справиться с домашним заданием....

Памятка по выполнению письменных домашних заданий по русскому языку

В памятке даётся пошаговый инструктаж по выполнению письменного домашнего задания по русскому языку на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;

Упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед);

Упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

Упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);

Упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи);

Упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием);

Упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с «вытягиванием» в длину).

3. Упражнения на растягивание:

В полуприседе для задней и передней поверхности бедра;

В положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

В полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

Стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

4. Ходьба:

Размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.);

Сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными);

Ходьба с хлопками;

Ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу);

Основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике.

5. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

6. Подскоки и прыжки:

На двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны);

С переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд);

Сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

В связи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий выполнения. Многие упражнения, дающие определенный тренировочный эффект, но подобранные без учета подготовленности занимающихся при длительном, интенсивном повторении могут представлять определенный риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям. Рассмотрим наиболее важные положения, которые нужно учитывать при подборе упражнений. Во всех упражнениях запрещены баллистические «хлестообразные», «рывковые» движения.

2.3 Рекомендации по проведению и учету домашних заданий по физической культуре

Важным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.

Практика подтвердила главное назначение домашних заданий – укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках. Домашние задания по физической культуре вошли неотъемлемой частью в режим дня школьника, способствуют внедрению физической культуры в быт. Сегодня учащиеся знают, что к уроку здоровья нельзя подготовиться наскоком, выполнив в один присест все заданные на дом физические упражнения. Готовиться к уроку – значит регулярно делать утреннюю гимнастику, не забывать о физкультминутках и физкультурных паузах во время умственной деятельности, каждый день отводить определенные часы активному досугу, и в том числе выполнению заданий учителя физической культуры.

Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Учителю физической культуры, внедряющему домашние задания в своей школе надо учитывать, что без помощи их не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями.

Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Пусть домашние задания, а значит и достижения посредством их выполнения определенных целей вызывают у школьников особую заинтересованность.

Что же конкретно следует сделать, чтобы поднять заинтересованность детей? Для этого надо давать упражнения, содействующие развитию двигательных качеств, в том числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком, по сравнению с другими качествами, уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно, ведь обычно люди охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образом, развитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня и отстающих.

Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса, с самого начала обучения учащихся в школе. Основным доводом в их пользу должна стать повышенная восприимчивость детей этого возраста к воздействию физических упражнений. У детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

Система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач:

    повысить двигательную активность;

    укрепить основные мышечные группы;

    формировать правильную осанку;

    содействовать комплексному развитию двигательных качеств;

    освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных играх.

Для выполнения этих задач в школе могут быть введены следующие тесты-упражнения:

Прыжок в длину с места.

Ученик выполняет 3 попытки, лучшая заносится в протокол.

Наклоны вперед из положения стоя.

Ученик выполняет упражнения стоя на гимнастической скамейке. Ноги на ширине ступни, не сгибая колени выполняет три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки.

Челночный бег 3 x 10.

По команде «Марш!» ученик дотрагивается до линии старта и начинает бег. Каждый раз при приближении к линии старта и финиша он должен их коснуться.

Приседание на одной ноге.

Упражнение выполняется на правой и левой ноге поочередно. Учащиеся 1 – 6 классов выполняют упражнения, держась одной рукой за стенку, другая – на поясе. Учащиеся 7 -11 классов выполняют упражнение без поддержки, руки – произвольно.

Поднимание туловища за 1 мин.

Поднимание туловища выполняется из положения лежа на спине, колени согнуты, руки за головой. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см. от таза, спина плотно прижата к полу. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, что локти касаются коленей, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество за за 1 мин. Упражнение выполняется на мате.

Челночный бег 4 x 9.

По команде «Марш!» учащиеся касаются линии старта, начинают бег, через 9 метров касаются линии и бегут обратно. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек.

Сгибание и разгибание рук в упоре.

Исходное положение – руки на ширине плеч, на полу, туловище прямое, по команде ученик, сгибая руки, грудью достает до предмета, высота которого от 6см. до 14 см. зависит от контингента (класс, пол).

Наклоны вперед из положения «сидя».

Ученик сидит на полу, ноги расставлены на ширину 30 см., колени держат два партнера, не позволяя сгибать ноги. Выполняются три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки.

Поднимание туловища из положения «лежа на спине».

Исходное положение – «лежа на спине», ноги прямые, руки за головой. Учащийся, поднимая туловище, ноги не поднимает, руки не раскрывает.

Челночный бег для 1 -6 классов – 4 x 10; для 7 – 8 классов – 6x10, для 9 -11 классов 10 x 10.

Бег выполняется от линии старта, с касанием линии старта и линии, до которой надо бежать.

Контроль .

По всем классам нужно разработать систему оценок за выполнение упражнений домашних заданий.

Показатели могут повышаться каждую четверть. В конце каждой четверти классы сдают домашние задания блоками.

Первый блок:

прыжок с места;

наклоны из положения «стоя»;

челночный бег 9 x 10

Второй блок:

поднимание туловища за 1 минуту;

приседание на правой и левой ноге;

челночный бег 4 x 9;

Третий блок:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

поднимание туловища

наклоны из положения «сидя»;

челночный бег 4 x 10; 6 x 10; 10 x 10.

Все результаты и оценки заносятся в специальную тетрадь учителя. Все 10 оценок по домашним заданиям выставляются в учебный журнал.

Если ученик на данном уроке не справился с упражнением или его не устраивает оценка, то он имеет возможность выполнить задание позднее, во время работы спортивной секции. При наличии третьего урока физической культуры эту работу можно проводить и прямо на уроке.

В конце учебного года при выполнении контрольных упражнений по учебной программе и тестированию учащиеся показывают положительные результаты.

Выводы

При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. Так и должно быть, поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств.

Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в 9 и 11 классах и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта.