Цигун стояние. Столбовое стояние для здоровья. Как ускорить свой прогресс в стоянии столбом

Зачастую в среде практикующих слышишь в ответ на любой вопрос: «Заниматься надо больше!» Однако я бы не был столь категоричен. Что значит «заниматься надо больше»? Заниматься надо правильно, а если базовые установки ложные, то, сколько усилий не потрать на практику, в лучшем случае это будет праздная трата времени (которого нам и так отпущено ограниченное количество лет), а в худшем – нанесения себе ущерба неверной практикой.

Поэтому на начальных этапах практики необходимо обращать внимание на некоторые мелочи, в противном случае, если фундамент будет возведён неверно, то какой бы дом на нём не был построен, простоит он недолго. И к великому сожалению сегодняшняя масса преподавателей и инструкторов упускают из внимания эти мелочи.

Слишком сильное увлечение «энергетической» или «духовной» стороной дела приводит к значительным искажениям, в силу этого из внимания упускается необходимость верного управления и контроля тела, что наряду с контролем ци и сознания образуют «три кита» верной практики. Тем не менее, телу и его положению должно быть уделено должное внимание, так как, приступая к практике, это первое чем мы можем легко и очевидно управлять. Ведь от положения тела и его расслабленности зависит нормальный ток ци, который не образует определённые контуры (каналы) в какой-то там «параллельной вселенной» или «энергетическом теле», а двигается непосредственно в нашем теле. И неверная поза может существенно нарушать это ход, приводя к дискомфорту и заболеваниям.

Для примера рассмотрим практику «большого дерева». Вовсе недостаточно будет ровно встать, руками обнять шар, представить себя деревом и всё. Мы должны точно выровнять положение тела, начиная с ног, которые в прямом и переносном смысле будут нашими корнями. Важнейшим условием является распределение веса на стопе таким образом, чтобы максимум приходился на точку «бьющий ключ» («юн цюань»). В таком положении достигается наиболее устойчивое стояние, если же вес отклоняется к пятке, тогда будут напрягаться мышцы голени передней группы, а если вес отклонён к носку – то напрягаться будут задние мышцы (в частности, икроножная, болезненность которой после практики вовсе не означает «чистку каналов», а свидетельствует о неверном положении тела). Колени ни в коем случае не должны быть прямыми, в них должна быть расслабленная согнутость, и они не должны быть завалены внутрь, навстречу друг другу, между ними должно быть ощущение небольшого распирания, как если бы между ними был бы надувной мяч. Коленный сустав так устроен, что сгибаться-разгиваться может лишь в одной плоскости, а нагрузка на сустав в боковых плоскостях, да ещё статическая в течение длительного времени может обладать для него повреждающим действием, которое проявиться не сразу. Требование наличия чувства «распирания» между коленей сохраняет свою актуальность и при положении ног, когда колени направлены немного внутрь. Кстати, «завала» также помогает избежать и центрирование веса на точке «бьющий ключ», а не на бока стопы, что также способствует правильному положению голеностопного сустава. Движение ци по каналам в области суставов затруднительно, поэтому правильное положение суставов, когда мышцы его окружающие находятся в равном тонусе способствует правильному движению ци и помогает, а не препятствует практике.

Также правильно должен быть ориентирован таз. Достигается это двумя методами, первый – движение копчика вниз и вперёд, второе – распрямление поясницы. В результате поясница должна быть прямой (не «сломанной»), а живот – не натянутым. Только при таком положении ци сможет свободно перемещаться через эту область и достигать нижнего киноварного поля. В пояснице не должно быть прогиба, а зад не должен быть оттопырен назад. В таком положении возникают избыточные напряжения в области «ворот жизни» («мин мэнь»), блокируется диафрагма, что никак не будет способствовать накоплению ци внизу, а ци будет или застаиваться в области желудка-печени, вызывая нарушения в этой области, или подниматься в голову, приводя к различным нарушениям, в частности, к феномену «бродячего огня». Обратим внимание на факт, что ножки диафрагмы как раз крепятся к позвоночному столбу в области «ворот жизни» (а также чуть выше и чуть ниже), и разгибание этой области натягивает-напрягает всю диафрагму, через которую, в частности, проходят артерия и вена, кровоснабжающие внутренние органы и ноги, и такое напряжение будет поддавливать эти крупные сосуды, что, в свою очередь, будет нарушать кровоснабжение нижней части тела, и, в том числе, область нижнего киноварного поля. Вот на эту ориентацию таза, к сожалению, многие практикующие вовсе не обращают внимания и стоят со «сломанными поясницами», торчащими задами и напряжёнными животами, дожидаясь результата, которого всё нет.

Также учтём, что весь позвоночный столб и то, что он несёт на себе (ребра, руки, голова и т.д.), начинается именно из тазовой области, и от правильной ориентации таза будет зависеть правильное положение и всего организма.

И так далее можно разбирать прочие тонкости. Сейчас, не вдаваясь в подробности биомеханики, обратим ещё внимание на то, что руки должны быть предельно расслаблены, в том числе и запястья, и пальцы. Руки должны обнимать шар ци, а не вцепляться в него! Всякое напряжение – блок движения ци! Подъём и напряжение плеч вызывает подъём ци и блокирование диафрамы. Зубы не должны быть сжаты, челюсть как бы слегка отвисает, взгляд направлен на область кончика носа, голова расположена так, чтобы не задняя группа мышц шеи, ни передняя не испытывали напряжение. Голова – как весы, если найти точку равновесия, то не надо груза (в данном случае силы мышц) ни на одно плечо весов.
«Большое дерево» не магическая практика, когда достаточно принять некую позу, произнести заклинание и получить результат, это упражнение, это труд, направленный на саморазвитие, и труд это должен быть верным.

Можно сказать, что достаточно правильно поставить тело и ци задвигается само-естественно. Поза должна помогать практике, а не препятствовать. С практикой и опытом мы сможем улавливать всё более тонкие напряжения и расслаблять их, высвобождая ци из плена. Важнейшим условием правильной практики и развития является овладение «большим деревом» в его классическом виде, а не скорейшее его «пробегание» чтобы скорее заняться «высшими космическими ступенями». Дом без фундамента простоит недолго, а дерево без корней – засыхает.

Практическое дополнение.

Можно провести с собой простой эксперимент. Нужно подойти к зеркалу боком, желательно при этом раздеться до пояса или просто оголить поясницу. Затем, стоя боком к зеркалу, закрыть глаза и принять положение тела как при практике «большого дерева», после этого открыть и глядя в зеркало проконтролировать правильность положения. Зад должен быть слегка втянут, поясница выпрямлена, живот не отвисать вперёд, спина ровная, не сутулая, голова – равновесна (не наклонена ни вперёд, ни назад), подбородок не должен быть «утоплен» в сторону шеи. Убедившись в искривлённости своей позы надо её исправить, ориентируясь на зеркало, запомнить ощущения правильной позы и закрыть глаза, постоять немного (минут 3-5), затем глаза открыть, опять поправить. Традиционно роль такого зеркала должен выполнять тот, кто вас обучает, поправляя наши огрехи и понимая, к чему могут приводить такие хронические искажения. Ведь позы для практики (я имею ввиду не только «большое дерево») вовсе не случайное положение тела в пространстве, а выработанная многими поколениями практиков телесная структура, которая должна помогать практике и не вызывать расстройств организма. Верные положения позволяют расслабить мышцы, связки и суставы, наладить дыхание, что уже само по себе обладает оздоровительным эффектом, тогда как хронические напряжения в разных местах ничего кроме усталости и расстройства не принесут. И само собой ничего не исправиться, для этого нужно постоянно прикладывать усилия, но не напряжённые, а расслабленные.
Поэтому утверждение «практиковать надо больше» - неверное, практиковать надо правильно.

update 1.

Некоторые идеи отечественных мыслителей.

Параллельно с дисциплиной умственной мы должны научиться иметь мирное тело. На всякую нашу психическую деятельность отзывается тело, и, с другой стороны, наше телесное состояние в известной степени определяет тип и характер нашей психической деятельности. В своих советах желающим приступить к духовной жизни Феофан Затворник говорит, что одно из непременных условий успеха – никогда не допускать телесного размягчения; будьте, как струна скрипки, настроенная на определенную ноту, без расслабления или перенапряжения; держите тело выпрямленным, плечи отведенными назад, посадка головы пусть будет свободной, все мышцы держите напряженными к сердцу.
Многое написано и сказано о том, как можно пользоваться телом, чтобы развить в себе способность к вниманию; но на общедоступном уровне совет Феофана представляется простым, точным и практическим. Надо научиться быть собранным без напряжения. Мы должны владеть своим телом так, чтобы оно не мешало нашей собранности, а способствовало ей.

Антоний (Сурожский), митрополит. Школа молитвы. Клин. 2003. С. 53-54.

Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения её вовне в настоящем мире. – Посему самим устройством оно совершенно приспособлено к силам души.
Святитель Феофан Затворник. Правослвание и наука. Москва. 2009. С 361.

update 2.

Традиционный дух дзэн.
Если вы пытаетесь достичь просветления, вы создаёте себе карму и карма движет вами, и вы только зря теряете время на чёрной подушке.
Самое важно в практике – это физическая поза и способ дыхания. Нас не так уж беспокоит углублённое понимание буддизма. Буддизм как философия – это очень глубокая, широкая и основательная система мысли, но в дзэн нас интересует не философское понимание. Мы делаем упор на практику. Мы должны понимать, почему так важна физическая поза и дыхание.

Сюнрю Судзуки. Сознание дзэн, сознание начинающего. 2000. с.155.

Форумы:

  • Теория и практика
  • Войдите или зарегистрируйтесь

2. Две книги основателя Ицюань Ван Ся-чжая. "Истинный путь ицюань" (торрент), "Центральный стержень кулачного пути" (торрент).

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Вот если книга "Традиционные

Вот если книга "Традиционные практики Китая" не вызвала никаких эмоций, кроме пары новых моментов (в основном благодаря Егору, который не применёт при обучении вставить слово про правильный столб) то вот читая эти две книги Ван Ся- чжая вначале всё шло нормально, отношение к боевому искусству как в ветке Багуа, что пестует Егор: грубая сила вредит телу, все фокусы с телом- это тупик и не развитие (имелось в виду, наверное, шаолиньское представление, увидев которое в современном варианте автор пришёл бы в "восторг").

Вот суть его трудов, как я увидел " Смотрите на людей, использующих нетерпеливую грубую силу и вы заметите, что все они без исключения хмурятся и имеют напряженный взгляд, громко топают, сначала задерживают дыхание и после этого только применяют силу. А после того, как они закончили, вы услышите звук глубокого вздоха, сделанного через рот. Они с трудом могут понять, что только что нанесли сильный вред своей энергии. Иногда они затрачивают десятилетия на занятия, но остаются все такими же неуклюжими. Некоторые люди упорно работают сто дней и достигают большого результата, они могут показать, как неправильно выбранный путь вредит людям."

И во ещё "Они не осознают, что это есть что-то, что развивается неправильным образом, что это вредит здоровью, что от этого нет пользы, что знание физиологии предостерегает против таких практик."

А вот пара моментов, вызывающих вопросы, если позволите прямо процитирую:

1. Боевые искусство и здоровье- вечный спор с Егором. По его мнению для боя нужно здоровье, если вам нужно просто здоровье, идите в гимнастику.

Однако вот слова автора " Миссия боевого искусства улучшение характера людей, чтобы люди могли позитивно чувствовать, улучшить физическое состояние тела, могли раскрыть свой естественный потенциал. Практикующий будет здоровым, живым и энергичным, что принесет пользу стране и народу."

2. Критика Багуа

" Та же ситуация с Багуачжан. В начале, различались только одиночные и двойные ладони. Позже, из-за того, что знания многих людей были поверхностными, те, кто не понимал значения боевого искусства, создали иллюзорные методы - 64 приема ладони и 72 приема ногами и тому подобное. Это не только бесполезно, но и вредно.

В тайцзицюань отклонения особенны значительные, но, по крайней мере, это не создает такой большой опасности для доровья. Принципы не идет против физиологии. Но все эти позы и формы бесполезны. Если говорить о классической

теории этого искусства, тексты довольно точные, но, к сожалению, в них нет сути. Кроме пустых разговоров и слишком сильных обобщений."

Видимо, автор имеет в виду, что сначала нужно понять суть, а не гнаться за овладениями всеми формами. А когда поймёшь суть, дух искусства, то будешь сокрушать противника "бесформенно" хоть полотенцем, хоть зубочисткой. И нет нужды учить ката зубочистки и или полотенца.

3. Уже который из авторов показывает варианты столбов и не говорит в какой последовательности их прорабатывать. Изучив традицию Чжун Юань Цигун (уж не знаю хорошо это или плохо, просто факт) впитал теорию, что начинать нужно со стояния с руками на уровне нижнего котла, потом среднего и наконец верхнего. У многих авторов вижу как основной столб- с руками на уровне груди. А как же последовательное развитие? Этот столб действительно мощный, чувствуешь ци быстрее. Но если нужно чувствовать ци, то держа руки на уровне третьего глаза вообще светло в голове станет. Вот этот принцип преподавания непонятен. Культивируется столб под названием Хунь Юань чжуан- в ютубе есть.

А вот по этой ссылке http://zhengongfu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=105&Itemid=117 вообще руки не привязаны к одной точке.

Услышал как то на занятиях позицию Егора по этому вопросу, которая вполне логична: стой с руками на нижнем котле пока не проработается Малый Небесный Круг. Как почувствуешь мощную ци, её движение, переходи на стояние с руками напротив груди. Когда ци пройдёт по всем органам и ты почувствуешь, что она начала идти в голову, тогда стой с руками напротив третьего глаза.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Всегда надо помнить ещё одну

Всегда надо помнить ещё одну важную вещь - всякий кулик хвалит своё болото...

(А гадит на другие).

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

То то я смотрю...

То то я смотрю...

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

После полугодичного

После полугодичного знакомства со столбами ицюань могу сказать, что они во многом отличаются от столбов в Чжун Юань цигун. Поэтому и вопрос о положении рук в этих столбах надо рассматривать отдельно. Сравнивать их немного некорректно.
Да и вообще с текстами Ван Сянчжая не все так просто и однозначно... Но это уже другая тема.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Вот как раз сравнивать их

“Стояние столбом” – одна из самых популярных и универсальных методик. Не требуется ни специального помещения, ни специального оборудования, заниматься можно в любом месте и в любое время. Тем не менее при всей внешней простоте эффективность “столбовой работы” очень и очень высока. Тренировкой “столба” взращивают и укрепляют здоровье, излечивают хронические заболевания, совершенствуют дух. Восточные боевые искусства без практики “столба” оказываются всего лишь способом драки, не слишком эффективным и без какой – либо наполненности энергией. Приобретенное специфическими, а уж тем более искусственными методами здоровье и состояние тела быстро рассеивается и возвращается к состоянию иногда худшему, чем до начала работы над собой. Да и невозможно совмещать различные системы самосовершенствования, как невозможно идти сразу по двум дорогам, пусть даже в одну и ту же сторону. А вот “стояние столбом” включается в любую систему и ни одной из них не принадлежит, как изначально естественное состояние тела, энергии и сознания. Оно совмещается с любыми системами цигун, ушу и йоги или, например, бодибилдинга и марафонского бега. Способно предотвратить и компенсировать неблагоприятные эффекты неправильного питания или приема препаратов, а также постепенно воспитать естественное, ненасильственное отношение к себе и окружающему миру.

Существует большое количество разновидностей поз в “стоянии столбом”. Наиболее естественная из них – поза “охватывания дерева”, еще называющаяся “позиция трех кругов”. Руки округляются перед грудью, как бы охватывая дерево, и сами мы, несколько согнув ноги, уподобляемся дереву, глубоко пустившему корни в землю.

По степени сложности их можно поделить на три вида: “стояние столбом” в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для полностью здоровых людей, стремящихся выйти за пределы обычных возможностей. Занятие в любой из этих позиций может занимать от минуты – двух поначалу до получаса или часа непрерывно по мере увеличения тренированности.

При “стоянии столбом” позу выстраивают в соответствии со следующими этапами:

  • Стопы расставляют на ширину плеч, с пятками немного шире носков и переносят вес на переднюю часть стопы. Колени слегка сгибают, плечи расслабить, руки свободно опускаются. Расслабленная и спокойная стоячая поза. Все тело сверху вниз последовательно расслабляем и начинаем сосредотачиваться.
  • Поднимаем руки по бокам тела и перед грудью поворачиваем центрами ладоней к себе, как бы охватывая большой шар.
  • Прямо поставив голову, представляем, как будто макушка подвешена тонкой, но очень прочной нитью к “центру неба”, то есть направлена вертикально вверх. С практикой всё сильнее станет чувство “подвешивания” на этой нити, так что нагрузка на корпус и ноги вообще перестанет ощущаться.
  • На основе “подвешивания” головы за макушку добиваемся вертикального, без привычного “S”-образного изгиба, положения позвоночника. Но не силовым вытягиванием, а так, чтобы каждый сустав позвоночника был расслабленно раскрыт. На вдохе плечи слегка поднимаем, затем выдыхаем ртом и с выдохом позвоночник расслабляется и опускается вниз.
  • В треугольной зоне между сосками центр груди слегка вбираем внутрь, немного сводя руки, но не сдавливая внутренние органы. Всего лишь настолько, чтобы могло возникнуть ощущение “прохождения” воздуха на вдохе в живот.
  • Плечи надо расслабить, одновременно подмышки должны быть пустыми, как будто в них помещается по куриному яйцу и нам и выпустить их нельзя, и раздавить тоже.
  • Свешиваем локти, полностью их расслабляем и локти самостоятельно принимают естественное положение.
  • Расслабляем запястья, направляя друг к другу кончики пальцев обеих рук. В пальцах быстро появляется ощущение наполненности и покалывания.
  • Расправляем пальцы. Расслабляем их, слегка согнув, и как будто удерживаем мягкий шарик внутри каждой ладони. Подождав, пока появится это ощущение, мысленно соединяем шарики обеих рук, а затем этот шар соединяем с ощущением дыхания в животе. Получается большой шар мягкой энергии, частью находящийся внутри, а частью снаружи тела.
  • Очень внимательно, чтобы создать проводимость между верхом и низом, мысленно расслабляем позвонки от поясничных до крестцовых, расправляя поясницу.
  • Тазобедренные суставы слегка вбираем в себя, можно практически незаметно вращая и покачивая тазом. Это позволит полностью расслабить ягодичные мышцы.
  • Основываясь на расправленности поясницы и “стекании” ягодиц “свешиваем” копчик, мысленно подвешивая к нему на нити гирьку, которая висит над линией, соединяющей точки концентрации веса в стопах.
  • Расслабляем колени, естественно их согнув (но колени должны оставаться над большими пальцами ног) и слегка повернув внутрь. Появится чувство “пропускания”, “потока” через колени. (Расслабление ягодиц, свешивание копчика и сгибание колен – всё вместе называют “регулирование паха”. Пах должен быть округлым, подобранным).
  • Подошва плоско опускается на землю, пальцы ног расслабляются, мысленно соединяем “проходами” плечи, ягодицы, щиколотки, и в точках “бьющий родник” появляется ощущение вибрации и погружения в землю, как корни дерева.
  • Прикрываем глаза, не закрывая их совсем, как бы собирая распространенный взгляд близко к себе и внутрь себя и наблюдаем единое ощущением всего тела, дыхания и сознания в животе, “дантянь”, создав совершенный круглый шар энергии.
  • Когда закончится время, выделенное на занятие, для завершения упражнения следует медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимаем руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, нужно перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота.
  • После завершения для усиления эффекта не торопясь разотрите ладони, можно также выполнить легкий массаж головы или всего тела, как бы втирая в тело дополнительную энергию.

Одновременно с ростом тренированности самопроизвольно изменяется способ дыхания в стоянии столбом. Вначале используется только естественное, то есть привычное дыхание, ничем не отличающееся от повседневного. На этом уровне не следует сосредотачиваться на дыхании, чтобы не порождать излишнего напряжения.

Уместнее с самого начала при выполнении “стояния столбом” практиковаться в достижении расслабления, которому уделяется большое внимание в различных видах физической подготовки. Долговременное или чрезмерное психическое напряжение приводит к многочисленным заболеваниям, поэтому умение расслабляться является эффективным способом поддержания организма в хорошем функциональном состоянии, способствует восстановлению подорванного здоровья. Начинающие цигунисты обычно быстро устают. Причины этого лежат в неумении принимать свободную, раскрепощенную позу, а также в психическом и мышечном напряжении, сопровождающем занятия. Для повышения эффективности занятий необходимо на всем их протяжении от начала до конца выполнять требование расслабления, которое включает психическое расслабление, мышечное расслабление, расслабление внутренних органов и дыхания.

Психическое расслабление предполагает выполнение упражнения в состоянии полного покоя. Для этого перед началом занятий необходимо избегать напряжения, возбуждения, отрицательных эмоций. Hет ничего страшного в том, что на первых порах из-за усталости и неуверенности в своих силах даже минута “стояния столбом” может показаться вам вечностью, мысли начнут мешаться, возникнет ощущение дискомфорта. Здесь о расслаблении психики говорить не приходится, но, постояв так некоторое время, вы почувствуете, как ваше состояние стабилизируется. Постепенно можно добиться того, что даже сорокаминутное “стояние столбом” не покажется долгим, мысли будут сосредоточенны, эмоции уравновешенны. Такое состояние свидетельствует о достижении психического расслабления.

Мышечное расслабление непосредственно зависит от эмоционального состояния человека. Эмоциональная уравновешенность способствует снижению мышечного напряжения, а следовательно, и полноценному отдыху, быстрому восстановлению физических сил. При малейшем же возбуждении психики происходит быстрое нарастание мышечного напряжения. И наоборот, сознательное расслабление мышц само по себе является оздоравливающим фактором. Поэтому одним из важнейших требований при выполнении “стояния столбом” является максимально возможное снятие мышечного напряжения. Полноценное мышечное расслабление характеризуется ощущением тепла в конечностях, распространением ощущения тепла по всему телу, легким подергиванием мышц, чувством комфорта. Расслабление внутренних органов представляет собой еще более глубокую степень расслабления. Для расслабления желудка и кишечника перед занятием не следует плотно есть; для расслабления легких следует меньше курить, а лучше вообще отказаться от сигарет. Последнее особенно актуально для тех, кто страдает хроническим бронхитом и заболеваниями легких. Страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гипертоникам и сердечникам необходимо отказаться от употребления спиртного. Только соблюдение этих требований позволит добиться полноценного расслабления внутренних органов.

Расслабление дыхания достигается на основе сохранения естественного дыхания. Попытки установить так называемое “обратное дыхание” или намеренное его замедление не только не будут способствовать его расслаблению, но и, наоборот, могут вызвать его учащение и стеснение в груди. Только естественное свободное дыхание позволяет телу полностью расслабиться, обеспечивает свободную циркуляцию ци и проходимость энергетических каналов и, в конечном итоге, само собой переходит в вид дыхания, характеризующийся как “медленное, тонкое, глубокое, продолжительное, устойчивое”.

1. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время “стояния” не следует отслеживать возникающие ощущения.

3. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.

4. Если во время “стояния” вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это – обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.

5. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара – в другом или даже в половине тела – холод, в половине – жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.

6. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре – можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.

7. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).

8. Появление пота, тепла во время “стояния” является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.

9. Строго соблюдать требования по завершении занятия.

Овладение методикой не требует большого труда – основная сложность в поддержании постоянства, регулярности и настойчивости. Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные – им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными – им не надо пугаться. Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время “стояния” в теле могут возникать разные ощущения – не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Достаточно наблюдать за ними “легким” взглядом. Конечно, поначалу в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться – не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей тренировке. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш “взгляд” на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом “скажите”: “Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое” – и плавно переведите внимание на объект вашего сосредоточения (зона тела, точка, музыка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено – не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого “отклонения”. Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, вместо силы воли. Волю лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа. Прекращение “стояния” должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования – такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД – ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ.

…- Понятно, - сказал бак Мань (дядя Мань - вьет.). - Видно, что ты не очень большой знаток в этой области. Предмет нашего разговора будет тесно связан со знанием организма. На эту тему написано много книг, и я бы не хотел повторяться. Сегодня мы тоже поговорим именно на тему нашего существа. Но в другом аспекте.

В каком?

Не спеши и не перебивай. Договоримся сразу: когда я говорю, не прерывай меня. Я отведу тебе время, чтобы ты мог задавать свои вопросы. Хорошо?

Мне стало неловко:

Извините.

Пустяки, продолжим занятие. Человеческое существо на определенном уровне сознания состоит из двух частей. Первая, видимая часть - это физическое тело. А вторая, которая для нас невидима, - энергетическое тело. В восточных боевых искусствах ключевой принцип совершенствования человека состоит в совершенствовании не только физического, но и энергетического тел. Физическое тело - это внешняя форма, энергетическое - это внутренняя сущность, которая имеет решающее значение в совершенствовании человека. Надо проникнуть во внутреннюю сущность, чтобы развивать ее и научиться управлять ею. Это очень трудная задача, настоящая борьба. В этой борьбе нельзя сравнивать себя с другими. Нужно бороться только с собой и сравнивать с собой. А чтобы выйти победителем, требуется очень важное качество: упорство. Без него ничего не выйдет, и ты не сможешь совершенствовать себя, занимаясь боевыми искусствами. Чтобы ты лучше понял этот принцип, я расскажу тебе эпизод из моего детства.

Я был очень тихим мальчиком маленького роста. Любой из ребят мог обидеть меня. Я учился у одного мастера боевых искусств. Учитель, поняв, что я не такой ловкий и шустрый, как другие ребята, сказал мне:

Тебе надо заниматься по индивидуальной программе.

И он заставил меня стоять каждый день в позе всадника. Это была очень трудная задача. Надо было приседать достаточно низко, а ступни ставить на расстоянии шестидесяти сантиметров друг от друга. Весь год я только и делал, что стоял в этой позе. Поначалу я мог выстоять всего одну - две минуты, но со временем - все дольше и дольше. Раньше, когда не было часов, люди измеряли время, сжигая ароматные палочки, каждая из которых горела полчаса. В конце первого года я мог стоять в позе всадника до тех пор, пока полностью не сгорала одна такая палочка. На следующий год учитель научил меня делать дыхательные упражнения в этой позе. Надо было сделать вдох, провести энергию в нижний Дан дьен и задержать ее в этом центре вместе с дыханием. Поначалу я мог задерживать дыхание только на полминуты. От меня требовалось постепенное увеличение этого времени. Стоять в позе всадника и задерживать дыхание было гораздо тяжелее, чем просто стоять. От напряжения тело покрывалось потом. Но я выполнял упражнение день за днем, и мне удалось увеличить паузу до двух, потом до трех минут. В конце второго года время моего стояния равнялось сгоранию двух ароматных палочек, а задержка дыхания - трем минутам. В конце третьего года учитель сказал:

Вижу, ты выполняешь все требования, которые я предъявляю тебе. Продолжай это упражнение до тех пор, пока не сможешь стоять в течение горения трех палочек.

Я стоял еще три года, чтобы добиться нужного результата, и задерживал дыхание до пяти минут. Но, самое главное, я стал крепче, сообразительней, перестал бояться ребят. Я и не заметил, когда- то они прекратили приставать ко мне.

И наконец учитель сказал:

Все! А сейчас попробуй толкнуть буйвола, который стоит за домом.

Я приблизился к буйволу и толкнул его двумя руками. К моему удивлению, он отлетел и упал в пруд, находящийся в двух метрах. Я не ожидал, что стал таким сильным.

Что со мной, учитель?

Ты выполнял самое тяжелое упражнение в конг фу. Оно помогло тебе накопить силовую энергию в нижнем Дан дьен и объединить Кхи с Тхан, превратив их в силу. За счет этого упражнения у тебя образуется огромная сила, которая поможет тебе выполнить любую физическую задачу. Нанося удар коню или буйволу, ты можешь даже повредить их внутренние органы. Поэтому тебе надо быть особенно осторожным в обращении с людьми. Сейчас ты вполне можешь заниматься боевыми искусствами, как и остальные. Но твой результат будет гораздо выше.

И он начал обучать меня искусствам кулачного боя, всем комплексам боевых комбинаций. К моему удивлению, те упражнения, которые я раньше выполнял с трудом, сейчас давались мне с легкостью. Реакция и координация улучшились, я стал другим человеком. За короткое время я усвоил весь материал, и выполнял все, чему другие научились за шесть лет.

Тогда я понял, что настоящая учеба - это не соревнование. Не надо сравнивать себя с другими. Просто надо заниматься собой, идти глубже в свою сущность, чтобы Тхан объединился с остальными Кхи. Тогда появится способность совершать подвиги, про которые раньше нельзя было даже мечтать. Но для этого надо быть упорным, регулярно заниматься. Если ты один день занимаешься конг фу, значит, один день приобретаешь, но если один день пропускаешь - три дня теряешь. Поэтому постарайся заниматься без пропусков. Твой успех зависит от этого, и только от этого...

Алексей Поярков

Конечно, если после знакомства с цигун вы решили заниматься серьёзно и регулярно, лучше всё же выделить в своём расписании хотя бы 2 раза в неделю и хотя бы по 1 часу на каждое занятие в спортзале с тренером. Но случаются в жизни разные мешающие обстоятельства, и простые упражнения «на каждый день» для «внеклассной» практики могут оказаться очень полезными.

Для кого написана статья?

Для тех, кто уже занимается с тренером, но желает пребывать в состоянии цигун как можно чаще независимо от регулярных тренировок — в любом месте и в любое время.

Для тех, кто оценил цигун по достоинству, но по тем или иным причинам пока не может посещать регулярные занятия.

Для тех, кто ещё не решил, стоит ли этим заниматься, и хочет попробовать вначале самостоятельно.

Для тех, кто не попадает ни в одну из трёх названных категорий, но считает статью для себя интересной или уже читает её.

Многие упражнения цигун довольно просты для запоминания и почти не требуют каких-либо специальных мест и много места для занятий. То есть практиковать можно буквально везде, где угодно. Для некоторых упражнений достаточно даже одного квадратного метра!

Итак, начнём. Немного теории и терминов. Совсем немного, ибо много и не потребуется. Ся Дантянь — нижний центр средоточия энергии Ци. Буквально — поле киновари, котёл жизненной энергии. Это область внутри туловища, расположенная между передней стенкой живота и позвоночником, несколько ближе к передней стенке живота, на высоте примерно 3-3,5 см ниже пупка. На рисунке — нижняя очерченная пунктиром область. Область размером с теннисный мяч, но этот размер очень условен: чётких границ у области нет, лучше воспринимать её как сгусток света (в центре свечение ярче, к краям — слабее).
Это самый главный энергетический резервуар человека, в нём живет весь наш энергетический потенциал, из него питается энергией всё тело. Чем больше энергии Ци в Ся Дантянь, тем человек сильнее, здоровее, активнее и уравновешеннее. Большинство практик цигун работает именно с этим, нижним энергоцентром.

Чжун Дантянь и Шань Дантянь — средний и верхний энергоцентры соответственно. Средний расположен в центре туловища на высоте примерно от солнечного сплетения до середины линии, соединяющей соски. Верхний — в голове, примерно в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей внутренние края бровей, или на высоте «третьего глаза». В описанных ниже упражнениях верхний энергоцентр, Шань Дантянь, нам не понадобится. Хотя, конечно же, есть немало упражнений и комплексов цигун, работающих с этим центром.

Сядьте на пол со скрещенными ногами (у мужчин правая нога ближе к телу, у женщин — левая), либо на край стула. Спину держите ровной, строго перпендикулярной полу. Голову держите прямо. Сложенные ладони поместите на нижнюю часть живота, на уровне Ся Дантянь, у мужчин правая ладонь сверху, у женщин — левая. Закройте глаза. Кончиком языка слегка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами. Сомкните зубы, но без усилия. Сконцентрируйте максимум внимания на Ся Дантянь, постарайтесь почувствовать его. Не только почувствовать, но и увидеть внутренним зрением, обращённым от глаз внутрь головы и далее вниз вдоль туловища. Шар энергии молочно-белого или светло-желтого цвета. Можно также видеть его красным или оранжевым.

Ясно чувствовать и видеть Ся Дантянь — это очень и очень непросто, потребуется длительная регулярная практика, и на первое время достаточно фиксировать внимание на участке живота, где покоятся ладони: непрерывно ощущать этот участок живота и совсем ни о чём не думать, стараться избавиться от каких бы то ни было мыслей.

Последнее — также крайне непросто, ибо человеческая голова наполнена нескончаемыми потоками разных мыслей и ведёт диалог сама с собой. Этот «внутренний балабол» отнимает огромное количество жизненных сил и ресурсов! Практикуя цигун, и в частности медитацию сидя, мы учимся сдерживать «балабола», избавляться от лишних мыслей и сводить на нет ненужные нам энергопотери. Хоть это и непросто, тем не менее при регулярных занятиях начинает уже получаться иногда спустя менее месяца занятий.

Продолжительность упражнения — от 20 до 30 минут. Можно и дольше. Но это идеальные условия. Если такой возможности нет, то любое время, даже минута, проведенная за концентрацией внимания на Ся Дантянь, принесёт большую пользу.

Упражнение можно делать практически везде: дома в уединении, за компьютером или ТВ, на работе, в транспорте. Даже за рулём автомобиля, только часть внимания всё же удерживайте на дороге и управлении! Можно также практиковать лёжа со сложенными на области Ся Дантянь ладонями.

Концентрируя внимание на Ся Дантянь, мы направляем туда поток энергии Ци, где она сохраняется, как в своего рода аккумуляторе, и откуда может затем браться при необходимости.

Дыхание животом

До рождения все мы дышали именно животом. Нам не было необходимости дышать лёгкими, так как мы плавали в жидкости, а питательные вещества втягивали через пуповину, собственно за счёт движений живота. При рождении и активизации лёгочного дыхания, мы со временем утратили способность дышать животом. Вместе с тем ещё древние адепты цигун обнаружили, что дыхание животом энергетически очень насыщенное и способствует взращиванию и накоплению Ци.

Сядьте на пол со скрещенными ногами или на край стула (как в предыдущем упражнении), или встаньте прямо, стопы примерно на ширине плеч. Сложите ладони на нижней части живота.

Сделайте выдох, втяните слегка внутрь нижнюю часть живота и слегка нажмите на неё ладонями. Представьте, что отработанная энергия Ци (серого цвета) выходит из Нижнего Дантянь наверх вдоль туловища вместе с выдохом, и далее с потоком воздуха выходит наружу.

Сделайте вдох, ослабьте давление ладоней на живот, позвольте передней стенке живота снова выйти вперёд, и таким образом животу немного расшириться. Представьте, что вместе с потоком воздуха вы вдыхаете потоки свежей живительной Ци и направляете мысленно вдыхаемые потоки в Ся Дантянь (как на картинке). Во время фазы вдоха с финальной концентрацией внимания на Нижнем Дантянь чуть-чуть, очень лёгким усилием мышц втяните вверх промежность и анус, чтобы предотвратить утечку Ци.

Дыхание Ци через каналы рук и ног

Встаньте прямо, ноги прямые, стопы параллельны на расстоянии ширины плеч. Руки опущены вниз вдоль туловища и отстоят от туловища на очень малом расстоянии. Наполните тело энергией Ци вдохом энергии из окружающего пространства через ладонь правой руки. Выдохните отработанную Ци через ладонь левой руки. Сделайте наоборот: вдохните через левую руку и выдохните через правую.

Аналогично проделайте с ногами.

Вдохните Ци через ладонь правой руки и выдохните отработанную Ци через стопу левой ноги. Далее наоборот: вдох через левую ладонь и выдох через правую стопу. Затем по очереди вдох через каждую стопу и выдох через диаметрально противоположную ладонь.

Каждое упражнение можно делать сколь угодно много раз и чередовать в любой последовательности.

Малый небесный круг (малая небесная орбита)

Существует множество вариаций этого энергетически мощного упражнения. Запомнить принцип выполнения очень просто, но делать — чрезвычайно непросто! Упражнение распределяет энергию Ци по всему телу.

Сядьте, как при медитации сидя, или встаньте, так же, как при дыхании животом. Кончиком языка слегка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами. Сомкните зубы, но без усилия. Сложите ладони на Ся Дантянь и на несколько секунд сконцентрируйте внимание на этой области тела. Далее ведите сгусток внимания (энергии) по центру передней поверхности туловища вниз, до самого низа туловища (до точки Хуэй Инь — середины отрезка между анусом и гениталиями). Ведите сгусток внимания дальше назад и затем вверх — мимо ануса, вверх вдоль позвоночника, до самой головы. Далее вверх по затылку по центральной линии головы на вершину головы и далее вперёд мимо макушки, затем вниз по лбу к носу, и далее вниз вдоль носа мимо верхних зубов к кончику языка. Продолжайте вдоль языка к горлу, и далее вниз по центру передней стороны шеи, далее по центру груди, далее по центру живота и до Ся Дантянь. И так далее снова вниз и по замкнутому кругу. На рисунке — замкнутый контур из голубой и оранжевой линий.

Поток энергии широкий, шириной в 2-3 пальца. Не только на поверхности, но и немного в глубине тела, под кожей (см. рисунок). Не вращайте вниманием слишком быстро, в этом случае не сформируются чёткие ощущения энергии. Упражнение в идеале длится 30 мин, но опять же, даже 5 мин — это уже намного лучше, чем ничего!

Можно движения энергии совместить с вдохом и выдохом. Обычно вниз от кончика языка до точки Хуэй Инь — это вдох (синяя линия), от Хуэй Инь вверх по спине и через голову до кончика языка — выдох (красная линия). Иногда наоборот. Когда поток энергии находится в нижней части живота, чуть-чуть подтяните вверх промежность и анус, чтобы предотвратить утечку Ци.

Большое Дерево (Чжан Чжуан)

По справедливости это одно из мощнейших и самых лучших упражнений цигун! У него есть другие названия — «Столб» или «Стояние столбом», «Стойка Тайцзи», также «Стойка Трёх Кругов» и т. д.

Встаньте прямо, поставьте стопы параллельно на ширине плеч или чуть шире. Тяните макушку вверх, и представьте, что тело как будто подвешено на нитке за макушку к потолку или небу. Всё остальное тело, кроме макушки, слегка садится вниз за счёт небольшого сгиба ног.

В ногах три сгиба — в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Не садитесь очень низко, но мысленно представьте и почувствуйте, что самый большой сгиб в области сочленения ног и туловища, в тазобедренных суставах. Вес верхней половины тела (головы, рук и корпуса) погрузите именно в эти места.

Далее копчик потяните вниз, и далее через низ слегка вперёд, а поясницу чуть назад. При этом поясничный прогиб, что есть у всех нас в повседневном положении тела, уменьшится или вовсе исчезнет. В итоге позвоночник выравнивается и уподобляется строго вертикальной мачте.

Опустите плечи, немного втяните грудь, вслед за этим слегка сведите лопатки. Кончиком языка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами.

Опустите всё тело чуть-чуть вниз, для этого согните чуть больше ноги, и далее начинайте подниматься вверх за счёт распрямления ног. Одновременно поднимайте вверх руки, руки в локтях должны быть немного согнуты. Остановите движение, когда ладони поравняются с Чжун (средним) Дантянь. Разверните ладони к себе, придвиньте их немного к корпусу, так, чтобы локтевой сгиб был немногим больше 90 градусов. Локти не прижимайте к корпусу, представьте в каждой подмышке по теннисному мячу, который не даёт опуститься рукам вдоль тела.

Раскройте немного пальцы, чуть согните их и направьте кисти пальцами друг на друга. Большие пальцы должны быть слегка развёрнутыми и натянутыми вверх, а безымянные и мизинцы — чуть вниз. Обхватите руками воображаемый невидимый, лёгкий и упругий шар энергии, подобный большому гимнастическому мячу. Почувствуйте его упругость.

Поищите телом положение максимального равновесия, при котором нужен минимальный мышечный тонус, чтобы поддерживать нас в этой стойке. Расслабьтесь настолько, насколько возможно.

Опустите примерно 70-80% внимания и всех ощущений в Ся (нижний) Дантянь.

Глаза открыты, смотрите вперёд расфокусированным взглядом, старайтесь увидеть всё изображение перед собой, сектор обзора около 180 градусов по всем направлениям. Слух направлен назад за спину. Слух настроен так же, как зрение — стараемся услышать каждый звук за спиной, и все звуки одновременно, но ни на чём не фиксируясь.

Ни о чём не думайте, максимально расслабьтесь и пребывайте в состоянии глубокого покоя и пустоты ума. Отчётливо чувствуйте Ся Дантянь. Остатком внимания контролируйте всё, о чём было написано выше.

Продолжительность выполнения — отрезок времени, кратный получасу. Это идеальные условия, и если нет возможности соблюдать такие интервалы, делайте столько, сколько возможно. Даже одна минута, проведённая в Большом дереве, может принести огромную пользу.

А теперь некоторые сопутствующие правила, которые могут пригодиться при выполнении этого замечательного упражнения.

1) Не стремитесь стоять долго, стремитесь стоять правильно. Даже 3-5 минут правильного стояния намного лучше получаса борьбы с собой вследствие неверно выстроенной структуры тела, и, как следствие, лишних напряжений.

2) Состояние расслабления и покоя достигайте с помощью нахождения равновесия. Для этого скелет выстраивайте таким образом, чтобы для поддержания тела требовался минимальный мышечный тонус. Расслабление мышечного корсета, и вслед за тем ума, высвобождает большое количество энергии Ци, которая силой нашего сознания опускается и сохраняется в Нижнем Дантянь.

3) Не тратьте слишком много мыслительной энергии для концентрации внимания и визуализации. Чрезмерное напряжение ума может привести к новым зажимам. Делайте упражнение с удовольствием — вот главный принцип. Если что-то перестало получаться — ничего страшного, или временно пропустите это, или вовсе остановитесь и отдохните.

4) При выполнении Большого Дерева необходимо ясное сознание, свободное от мыслей. Но мысли всё равно неизбежно будут приходить в голову. Пусть приходят, давайте мыслям побыть немного времени в голове, и затем отпускайте их, но ни в коем случае не цепляйте каждую текущую мысль за следующую мысль. Ассоциации, как и эмоции, внутренние суждения, оценки и т. п. — всё это старайтесь свести к минимуму. Старайтесь поймать момент, когда предыдущая мысль ушла, а следующая ещё не пришла — и вот это как раз и есть Момент Истины!

5) Пребывайте в настоящем моменте. Нет прошлого, нет будущего, есть только вы — в данном месте и в данное время.

6) И последний совет по всем медитативным практикам. Медитация — это абсолютное бодрствование в состоянии глубокого покоя. Ум пуст, но сознание не спит, а чутко созерцает весь мир так, как он есть на самом деле. Не засыпайте, находясь в медитации! Если чувствуете сонливость, если накрывает зевотой, лучше плавно завершить упражнение и отдохнуть, нежели без сознания и контроля над собой незаметно провалиться в сон.

Конечно каждое из этих упражнений можно делать с большей детализацией, а также в несколько иных исполнениях. Описанные здесь варианты относительно просты, и хорошо подойдут тем, кто недавно познакомился с цигун, и чувствует потребность заниматься чаще и продуктивнее. Все эти упражнения работают, и их тренировки, прежде чем они начнут уверенно получаться, хватит надолго. И, надеюсь, каждая описанная здесь практика и каждая её деталь верно послужит на самом интересном в нашей жизни пути — пути познания себя и мира.

Текст и иллюстрации: Алексей Поярков
Фотографии: Алиса Васильева

Линь Хоушэн, Ло Пэйюй
Перевод А. Александрова

"Стояние столбом" восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: "стояние столбом пестования жизни" и "боевой столб". Hиже описывается первое из них. "Стояние столбом" - лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.

Существует большое количество разновидностей поз в "стоянии столбом", однако все их можно свести к следующим: "естественное стояние", "трехкруговое стояние", "стояние с надавливанием вниз" и "смешанное стояние столбом". По степени сложности их можно поделить на три вида: "стояние столбом" в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 гр., обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90гр., предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

1.. "Естественное стояние столбом": расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую - поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.

2.. "Трехкруговое стояние столбом" подразделяется на."мячедержащее" и "охватывающее". Первое предполагает небольшое округление рук, второе - значительное).

"Мячедержащее стояние": руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

"Охватывающее стояние": руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

3.. "Стояние столбом с надавливанием вниз": руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз

В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.

4.. "Смешанное стояние столбом": при выполнении этой разновидности "столба" руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих).

Основные требования к стойке в "стоянии столбом": стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

II. Дыхание

1.. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).

2.. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе - соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.

1.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и "внешнюю ци" в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

III. Сосредоточение

Способы сосредоточения в "стоянии столбом" могут быть следующими.

1.. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.

2.. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань. -

3.. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.

IV. Завершение упражнения

1.. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.

2.. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица ("умывание") (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения "стояния столбом" произволен.

  • 1.. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время "стояния" не следует отслеживать возникающие ощущения.
  • 2.. Hачинающим и тяжелобольным рекомендуется на первом этапе занятий применять естественное дыхание, первый способ сосредоточения и "стояние с надавливанием вниз" в высокой стойке.
  • 3.. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.
  • 4.. Если во время "стояния" вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это - обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.
  • 5.. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара - в другом или даже в половине тела - холод, в половине - жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.
  • 6.. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре - можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.
  • 7.. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).
  • 8.. Появление пота, тепла во время "стояния" является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.
  • 9.. Строго соблюдать требования по завершении занятия.

К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела:

a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) "округлить" промежность". Для этого надо слегка развести и свести колени; - подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости;

b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия;

c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы "подвешенным за макушку" или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, "округлением промежности". Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это - ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; - слегка вобрать грудь, но не сутулиться; - распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну;

d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются;

e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны;

f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты;

g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); - мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх;

h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации;

i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению "внутренней ци" во внешнюю среду; - упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами);

j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.

Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. "Стояние столбом" - одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: "отклонения" возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями - дело очень тонкое. Для того чтобы правильно "стоять", даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут "отклонения", это очень индивидуально, зависит от многих факторов.

Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные - им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными - им не надо пугаться. Многие из этих реакций - явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить "отклонения" от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые - не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить "стояние" еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике "Советы начинающим", особенно статью Линь. Хоушэна и Ло Пэйюя в N3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать "отклонений". Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время "стояния" в теле могут возникать разные ощущения - не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня. , Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться - не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш "взгляд" на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом "скажите": "Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое" - и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено - не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого "отклонения". Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа.

Прекращение "стояния" должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования - такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД - ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 - 2 часов.

Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?

Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун - наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.

В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. "Стояние столбом" сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.

« Цигун для лечения близорукости Коллективный разум, критическая масса »