Тренинги на раскрепощение. Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов "Будем знакомы!". Творческое задание « Девиз группы»

Актерское мастерство часто рассматривается, как искусство осознанного поведения в различных ситуациях. Но, как известно, любое поведение основывается на оценке события, а она во многом зависит от жизненного опыта человека, его способности к рефлексии и массы других внутренних факторов. Нельзя просто вооружить артиста основами техники, сценической речи, пластики и сказать «Играй!», необходимо помочь ему лучше разобраться в себе.

Именно поэтому одним из этапов обучения актерскому мастерству являются личностные тренинги на раскрепощение. Первая их часть обычно посвящается осознанию собственных зажимов (эмоциональных и телесных) и последующему избавлению от них.

Игры на раскрепощение. Что мешает быть свободными?

Свобода движения – это нечто большее, чем обычная способность двигаться, данная нам с рождения. Дети с восторгом открывают для себя новые возможности своего тела, осваивая все новые и новые движения, не боясь показаться смешными и неловкими. Но с возрастом, под воздействием запретов и критики, постепенно накапливаются психологические зажимы, которые приводят к образованию зажатости мышц. Гармония нарушается, человек больше не в состоянии легко и естественно двигаться. Его тело становится рабом скрытых страхов и комплексов. Они оставляют в нем вполне отчетливые следы, в виде мышечных блоков, что приводит к скованности, вплоть до спазмов.

Упражнения на раскрепощение - путь к гармонии

Задания и игры на раскрепощение являются обязательной частью занятий по актерскому мастерству. Такие упражнения относят к разогревающим и проводят обычно в начале. Они не только являются прекрасным способом снять психологический зажим через освобождение от блока, но и способствуют развитию внимания, поскольку отсутствие мышечной свободы лишает актера возможности сосредоточится на определенном объекте. Данная зависимость подмечена давно и именно поэтому упражнения на внимание и раскрепощение часто находятся в одной группе. Их проводят до тех пор, пока участник не научится контролировать напряжение и расслабление любой мышцы тела. Конечно, этот процесс длительный и требует значительных усилий. На начальных этапах ставят задачу попроще – выявить излишнее напряжение в мышцах и научиться его убирать.

Снимая зажимы, раскрепощаясь и расслабляясь, человек приобретает возможность свежо и непосредственно реагировать на жизнь, получая от нее максимум удовольствия. Он становится гораздо увереннее в себе, избавляется от фобий, учится смотреть на жизнь открыто, как ребенок. Различные упражнения на раскрепощение позволяют раскрыть творческий потенциал, лучше узнать свое тело и понять, что же мешает ему быть свободным. Обнаружив причину, человек получает возможность решить проблему и обрести ни с чем не сравнимое ощущение внутренней свободы.

Составной частью каждого тренинга на раскрепощение становятся специальные задания, суть которых состоит в том, чтобы дать опыт самых разных ситуаций, так человек может ощутить что мир не опасен и бояться нечего. Некоторые приведенные упражнения для раскрепощения и снятия зажимов помогут обрести уверенность в себе. Этот способ называется поведенческой терапией, в некоторых случая он может быть эффективен (до 10% случаев), но без работы с привычками иногда сложно добиться реального раскрепощения — об этом в конце статьи. А сейчас стандартные упражнения:

Пение

Данный метод используется для приобретения многих необходимых навыков. Лингвисты рекомендуют использовать пение при изучении иностранного языка. Расслабляясь, человек сосредотачивается на мелодии. Слова, будучи только дополнением, воспринимаются автоматически.

В психологии пение используется в качестве упражнения для раскрепощения и снятия зажимов. Стеснительные люди отличаются тихим неуверенным голосом. Поэтому, голос – это первое, над чем необходимо поработать, избавляясь от зажатости. Начать «выступления» нужно дома. Попробуйте петь в одиночестве. Затем можете продемонстрировать свои вокальные успехи своим родственникам, если вы уверены в том, что они вас поймут и поддержат. Следующим этапом станет пение в метро. Это наиболее подходящее место для начинающего «исполнителя». Упражнения на раскрепощение требуют публичности. Вы окажитесь среди незнакомых людей, которые, тем не менее, вряд ли обратят на вас внимание.

Когда вы почувствуете, что больше не испытываете ощущения неловкости, исполняя песни на публике, можете использовать более серьёзные упражнения на раскрепощение. Отправляйтесь петь в караоке. Выступление на сцене поможет основательно раскрепоститься. Внимание публики будет приковано только к вам.

Опрос прохожих

Умение добиваться своего от окружающих очень важно в современной жизни. Стеснительный человек не владеет этим умением. Застенчивые люди уверены в том, что им непременно откажут. Именно поэтому стеснительным необходимы надёжные методы раскрепощения . Избавиться от застенчивости поможет опрос прохожих.

В первые несколько минут роль интервьюера может показаться непривычной и вызывать дискомфорт. Возможно, прохожие не сразу согласятся на общение с вами. Это не должно быть сигналом для прекращения упражнения на раскрепощение. Продолжайте обращаться к прохожим с вопросами, даже если некоторые из них будут проявлять агрессию и недружелюбие.

Уже минут через 30-40 после начала выполнения задания вы увидите, что ваше занятие вас больше не смущает. К своему удивлению, вы отметите, что прохожие стали намного дружелюбнее. Они начинают охотно отвечать на вопросы и шутить. На самом деле, изменились не прохожие, а вы сами. На подсознательном уровне люди всегда чувствуют, кто к ним обращается – закомплексованный, неуверенный в себе или раскрепощённый позитивно настроенный человек.

Изобретайте!

Помимо указанных выше способов борьбы с застенчивостью, которые будут предложены вам на разных тренингах , вы можете придумать свои собственные методы раскрепощения.

Один способов избавиться от застенчивости – это записаться в танцевальный кружок. Хореография помогает телу стать более гибким. Стройность и уверенная походка скажут о вас, как о раскрепощённом, настроенном на общение человеке.

Попробуйте себя в более «общительной» профессии. Если ваша работа не подразумевает контактов с людьми, постарайтесь перейти на такую должность, где вам придётся общаться с клиентами.

Начав работать над собой, человек освобождается от стеснительности и замкнутости. Вероятно, изменения произойдут не сразу, но со временем вы начнёте их замечать. В один прекрасный день, проснувшись рано утром, вы сможете сказать себе: «Я по-настоящему раскрепощённый, свободный и счастливый человек!».

Смена парадигмы коммуникации

Приведенные выше советы хорошо сработают лишь в том случае, если человек привык быть обращенным наружу, а не на свою собственную персону.

Подумайте, в чем разница между человеком который выходит на сцену и держится свободно, даже если он плохо знает тему, от человека который замкнут? В векторе внимания. Один вектор внимания направляет на окружающих:

  • Как их заинтересовать
  • Как передать им эмоцию
  • Как сделать чтобы они остались довольны

Замкнутый же человек думает в это время о себе:

  • Как бы МНЕ не опозориться
  • Как бы МНЕ выступить хорошо
  • А что если Я забуду слова?

Если такой замкнутый человек пройдет десяток курсов ораторского мастерства но все также предпочитает думать о своих интересах. То он действительно будет на сцене держаться более уверенно. Но так как ему по-настоящему плевать на публику, он вышел чтобы ублажать себя, то выступление будет серым. Он не будет чувствовать что цепляет аудиторию. Не будет чувствовать что его слушают. Не будет чувствовать вовлеченности. И рано или поздно такой технически подкованный оратор покинет сцену навсегда.

Вектор внутрь создает напряжение. Закрывает обмен энергией с миром и людьми. Послушайте мой развернутый комментарий:

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
Жду на (работаем до победного)!
Олег.

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Время от времени многим людям начинает казаться, что единственное, что мешает им добиться успеха в жизни, это собственная скованность. В этом есть определенная доля истины, ведь некоторые не только не могут попросить о заслуженном повышении по службе, но и не верят в собственные силы, что не может не сказываться на личной жизни и карьере. Что такое раскрепощение сознания , где же можно получить бесценные навыки, которые позволят внутренне освободиться от условностей? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Тренинги актерского мастерства

Одним из самых простых способов добиться раскрепощения является посещение тренингов . Профессиональные педагоги помогают найти все существующие «зажимы», как мышечные, так и эмоциональные, и избавиться от них. Это приводит к тому, что человек начинает лучше управлять своими эмоциями, а значит, и собственной жизнью.

Чему может научить школа раскрепощения ? Ответ довольно прост. В такой школе любой желающий сможет не только раскрепоститься, но и превратить свои страхи в ресурсы, которые будут способствовать достижению целей. Простые, но эффективные упражнения пригодятся вам в жизни не раз, а полученные опыт может стать основой будущего успеха. К тому же, кто знает, может быть, школа раскрепощения поможет найти не только уверенность в себе, но и новую профессию, которая станет делом вашей жизни?

Арт-терапия

Тем, кто хочет найти себя и избавиться от комплексов, рекомендовано посещать арт-терапевтические группы. Что такое арт-терапия? По сути, она представляет собой психотерапию посредством занятий искусством. При этом вовсе не обязательно уметь рисовать или быть талантливым скульптором: достаточно испытывать желание познать свое Я и избавиться от терзающих душу комплексов.

Во время занятий психотерапевт научит вас при помощи художественных средств выражать свое душевное состояние. Арт-терапия помогает найти и преодолеть существующие в сознании барьеры, которые мешают почувствовать себя раскрепощенным человеком и жить полной, насыщенной жизнью.

Кроме того, научившись выражать эмоции посредством красок, вы сможете в любой момент скинуть напряжение и получить заряд энергии для будущих свершений.

Телесно-ориентированная терапия

Можно порекомендовать раскрепощение сознания с помощью телесно-ориентированной терапии. Данный вид психотерапии создавался именно для того, чтобы снять мышечные барьеры, которые являются выражением эмоциональных преград.

Психологи, практикующие телесно-ориентированную терапию, считают, что основным фактором закрепощения сознания служат отложившиеся в виде мышечных зажимов травмы. Избавившись от этих травм, прожив и пережив их, человек получает новую степень свободы. Каждая проблема, с которой человек столкнулся в прошлом, которая осталась не преодоленной, продолжает существовать в теле. Зажимы препятствуют свободному течению энергии, закрепощая человека и мешая ему жить полной жизнью. Поэтому школа раскрепощения во время занятий, которые обычно проходят в группе, учит владеть собственным телом и доверять ему, дает навыки избавления от стрессов и нервного напряжения. Также тренинги, основанные на телесно-ориентированной терапии, помогают научиться верить не только себе, но и окружающим.

Вовсе не обязательно выбирать только один метод раскрепощения: можно попробовать все существующие и найти то, что подходит вам наилучшим образом. Не стоит забывать, что если школа раскрепощения предлагает за несколько дней избавиться от комплекснов, то это афера. Раскрепощение сознания - это выход на новый уровень жизни и осознанности, которого невозможно достигнуть за столь ограниченный срок

Психологические игры на раскрепощение

Психологические игры на раскрепощение широко применяются для того, чтобы преодолеть стеснение в коллективах. Обычно такие упражнения носят название Ice-breaking: можно сказать, они помогают справиться с первоначальной зажатостью участников и способствую потеплению отношений. Существуют и индивидуальные психологические игры на раскрепощение, которые способствуют повышению уверенности в себе. Обоим видам этих игр и посвящена данная статья.

Коллективные упражнения на раскрепощение

Очень часто психологи и тренеры применяют такое упражнение, как «Снежный ком». Заключается оно в следующем. Все должны встать в круг. Каждый участник должен представиться: назвать свое имя, а также придумать прилагательное, которое начинается с той же буквы. Следующий участник называет свое имя и прилагательное, а также имя предшественника и его характеристику. Это упражнение не только веселит и разряжает обстановку, но и помогает участникам познакомиться друг с другом.

Еще одним довольно забавным упражнением на раскрепощение является игра «Молекулы». Участники должны двигаться по помещению так же хаотично, как атомы. В любой момент ведущий называет произвольное число, например, три. При этом участники должны соединиться (взяться за руки) по трое. Эта игра позволяет не только хорошенько повеселиться, но и установить доверительные отношения в группе.

Существуют и другие психологические игры на раскрепощение. Например, очень простое упражнение в коллективе представляет собой игру под названием «Карлики и великаны». Участники встают в круг. Ведущий должен произносить две команды: «карлики» и «великаны». При этом при слове «Карлики» участники должны присесть, в при слове «великаны» — встать во весь рост. Ведущий делает то же самое, но он может путать участников, например, резко распрямляться при слове «карлики».

Все групповые психологические игры на раскрепощение довольно просты, но позволяют добиться сразу нескольких эффектов: участники знакомятся, составляют друг о друге первое впечатление, веселятся и раскрепощаются. В качестве упражнений на раскрепощение в коллективе можно использовать и любые детские игры: «Да и нет не говори», «Колечко-колечко, выйди на крылечко» и многие другие.

Индивидуальные игры на раскрепощение

Если коллективные игры на раскрепощение имеют своей целью снятие напряжение в коллективе, то индивидуальные упражнения необходимы для того, чтобы избавиться от комплексов и повысить уверенность в себе. Как ни странно, человек может добиться этих целей даже без помощи специалиста, просто используя нехитрые упражнения.

Прекрасной игрой является попытка примерить на себя роль более уверенного человека. Например, перед важным, ответственным мероприятием можно представить себе, что вы являетесь кем-то другим, например, президентом России, любимым исполнителем или даже персонажем кинофильма. Конечно, не стоит вживаться в роль полностью: необходимо только «заразиться» уверенностью в своих силах, можно позаимствовать особенности речи или даже походку. Следует попытаться «сыграть» роль, например, во время беседы с начальником или экзамена. Эта игра помогает снять психологические барьеры и способствует раскрепощению.

Также можно раскрепоститься, если время от времени переноситься во времена собственного детства. Дети почти никогда не бывают закрепощенными: они свободны как внутренне, так и внешне. Попробуйте позволить себе один раз в день в течение 15 минут побыть ребенком: рисуйте, слушайте любимые песни и подпевайте им, прыгайте через скакалку… Можно делать все, что велит сердце: главное - не сдерживать себя и не пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям. Такие психологические игры на раскрепощение помогают освободиться от напряжения и отлично снимают не только внутренние, но и мышечные барьеры.

Эмоциональное раскрепощение личности

Наверняка многие слышали о том, что некоторые люди являются эмоционально раскрепощенными, а другие напротив, надежно прячут чувства под замок и опасаются, что кто-то может заметить их эмоции. Какой вариант является более предпочтительным и стоит ли развивать в себе открытость или же, напротив, лучше жить вообще без эмоций, которые порой так мешают и даже ставят в тупик? Что такое раскрепощение личности ? Этим вопросам и посвящена данная статья.

Почему человек становится закрепощенным?

Пожалуй, самыми эмоционально раскрепощенными существами в мире являются дети. Ведь кому, как не малышам, известно, что такое чувствовать и выражать свои чувства? Когда ребенку весело, он хохочет и даже падает от смеха, если ему грустно, он не может сдержать слез. Однако с возрастом под воздействием социального давления человек постепенно начинает забывать о том, что такое эмоции. Почему так происходит? Ответ довольно прост: мы живет в обществе, и тот, кто не сдерживает себя, может стать неудобным для окружающих. Как часто, взрослея, люди слышат фразы: «Не плачь, ты же не маленький», «Не смейся так громко, это неприлично» и многие другие. Это постепенно приводит к тому, что человек не только перестает выражать свои эмоции, но и отказывает себе в их переживании, подсознательно предполагая, что чувствовать - это плохо и за искренние эмоции могут даже наказать. Такая внутренняя зажатость становится причиной того, что раскрепощение личности без психологической помощи уже невозможно.

К чему приводит отказ от эмоций?

Конечно, во многих ситуациях эмоции лучше сдерживать, однако ключевой момент заключается в том, что порой они необходимы. А некоторые люди, надев на свою душу некое подобие брони, полностью отказываются от своих переживаний, превращаясь в настоящих роботов. Это может привести к довольно негативным последствиям, ведь эмоции никуда не исчезают, они всего лишь подавляются. Жизнь, лишенная радости и переживаний, может стать причиной нервного срыва или психосоматического расстройства. Поэтому так важно раскрепощение личности, зажатой в рамках общественной морали.

Эмоции возникли в процессе эволюции не просто так: они служат своего рода сигналом о том, что что-то идет не так, или подкрепляют ту деятельность, которая приносит организму пользу. Конечно, в социальном мире все гораздо сложнее, и эмоции выполняют не только сигнальную, но и множество других функций. Поэтому не стоит отказывать себе в этом подарке, который сделала нам мудрая природа, и пытаться жить только разумом, отказавшись от чувств.

Что такое эмоционально раскрепощенная личность?

Что же такое эмоциональное раскрепощение? Прежде всего, такой человек хорошо осознает свои эмоции и не боится их выражать. Причем делает он это в моменты, когда подобного рода поведение не будет воспринято превратно. Ведь одно дело, выражать свой гнев или расстройство, или даже плакать, находясь в компании родных и близких, и совсем другое - делать это в рабочей обстановке. То есть в идеальном случае эмоциональное раскрепощение не должно мешать окружающим. Человек должен отдавать себе отчет в том, насколько уместно выражение его чувств и уметь контролировать себя: в выражении эмоций очень важна золотая середина.

Эмоционально раскрепощенный человек не боится своих чувств и никогда не станет думать, что хотя бы некоторые из них являются зазорными и «неправильными»: каждая эмоция служит какой-то цели и появилась не просто так, поэтому не стоит ругать себя за них, а уж тем более пытаться как можно скорее забыть. Такая личность не боится радоваться жизни и горевать, ведь горе так же важно, как и радость. Он умеет грустить и не боится расплакаться, если чувствует, что эмоции переполняют его через край. Можно сказать, что эмоционально раскрепощенный человек живет яркой внутренней жизнью и не думает, что не стоит демонстрировать этого окружающим, по крайней мере, близким людям, которым он доверяет.

Нужно ли человеку эмоциональное раскрепощение? Конечно же, да. Ведь само слово «раскрепощение» несет в себе довольно глубокий смысл: раскрепощение - это своего рода выход из крепости различных зажимов и барьеров, который позволит жить по-настоящему полной и насыщенной жизнью.

Самостоятельно убрать замкнутость?

Это возможно! Нужно всего лишь перепривязать бессознательную реакцию с дискомфорта на удовольствие. Как это сделать и как работает бессознательное я рассказываю в видео.

Будьте здоровы и счастливы!
Олег.

P.S. Для того, чтобы сделать конкретные практические шаги, я рекомендую обратить внимание на курс по . В который позволит за 5 недель привести ваше состояние к открытости, большей уверенности, а среди людей вы себя будете чувствовать комфортно и легко. И даже, начнете получать удовольствие от общения.
Курс основан на тысячах часах моей практики работы с клиентами, и имеет в своей основе реальные психические процессы человека. Рекомендую выделить на этот курс время!

P.S.S. Для тех кто это прочитал, и желает конкретных действий, вы можете использовать которые есть на моём сайте. Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух. Обычно я даю эти аффирмации своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.

P.P.S.S. Прочитайте книгу: . В ней есть все. От описания работы психики до как менять черты характера под себя.

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
Жду на (работаем до победного)!
Олег.

Коммуникативный тренинг

Цель: формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Задачи:

· предоставить участникам возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки;

· создать условия для сплочения коллектива, эмоционального раскрепощения членов группы, более полного познания себя в группе

· расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

· овладение навыками эффективного слушания;

· активизация процесса самопознания и самоактуализации;

· расширение диапазона творческих способностей

Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации.Также она может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.

Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Правила тренинга:

Правила базируются на принципах.

1.Принци активности – готовность включения в совершаемые действия в любой момент.

2.Принцип исследовательской связи (творческой позиции) в ходе тренинга осознаются, обнаруживаются новые идеи, закономерности

3.Принцип обратной связи - обратная связь не должна быть в агрессивной форме. Обратная связь дается по анализу действия, роли

4.Принцип не навреди – возможна конструктивная критика и критическая позиция

5.Принцип безопасности – подразумевает безопасную среду

6.Принцип партнерского общения – создают атмосферу безопасности, доверия, открытости и позволяет участнику экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Компот

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Геометрические фигуры

За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.

Переводчик

Участники делятся на пары. Одному из игроков в паре дается задание: рассказать о себе нечто достаточно длинное. Его партнеру – другое задание: внимательно слушать визави и одновременно делать мысленно краткий, лаконичный и точный пересказ его речи так, как если бы это был синхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания переводчик имеет право останавливать повествование, когда почувствует, что "пора переводить", после чего он переводит своими словами только что услышанное. Затем рассказ продолжается. В заключение рассказчик говорит о том, насколько он удовлетворен "переводом", насколько правильно воспринимались и пересказывались его мысли. Обменявшись, мнениями партнеры меняются ролями.

Воздушный шар

Инструкция:"Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

Наименование Количество
Канат 50м
Аптечка с медикаментами 5 кг
Компас гидравлический 6 кг
Консервы мясные и рыбные 20кг
Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
Конфеты разные 20 кг
Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
Палатка 10-местная 20кг
Баллон с кислородом 50кг
Комплект географических карт 25 кг
Канистра с питьевой водой 20л
Транзисторный радиоприемник 3 кг
Лодка резиновая надувная 25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

Король

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки встают в круг, водят вокруг водящего ("короля") хоровод со словами:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Hашёл себе пpинцессу, пpинцессу, пpинцессу, (король из хоpовода выбиpает пpинцессу)
Давай с тобой попрыгаем, попpыгаем, попpыгаем, (всеми выполняются указанные действия)
И ножками подpыгаем, подpыгаем, подpыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И pучками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Головкой покачаем, и снова начинаем... (выбирать принцессу лучше с закрытыми глазами)

Капитан, корабль, рифы

Количество игроков: любое
Дополнительно: повязка на глаза
Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана - провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов - игра проиграна и выбирается новая пара - капитан и корабль.
Можно попытаться провести игру одновременно для 2-3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс).

7.По весу стройся!

Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Ведущий дает команду строится в шеренгу, а игроки должны выполнить ее как можно быстрее.
Смысл игры в том, что надо не просто построится, а построится по признаку, который назовет ведущий. Признаки могут быть такие:
- по длине волос;
- по первой букве фамилии или имени в алфавитном порядке;
- по длине одежды или высоте каблука;
- по весу;
И т.д.

Волшебные тройки

Участники игры разбиваются на группы по три человека в каждой (сделать это можно, сыграв в "Атомы - молекулы"). Затем организатор игры сообщает задание: тройка должна выработать общее решение, например, когда, где все члены тройки должны встретиться, для того, чтобы купить какой-либо (какой?) подарок и пойти к кому-либо (к кому именно?) в гости. Но ситуация осложняется тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: один слепой, зато он слышит и говорит; другой глухой, но может видеть и двигаться; третий немой: он все видит и слышит, но при этом не может говорить. Для полноты ощущений можно предложить участникам завязать глаза, заткнуть уши, закрыть рот ладонью и т.д.

Игра учит ценить то, к обладанию чему многие привыкли - различные каналы восприятия мира. Кроме того, игра развивает взаимопонимание, стремление искать и способность находить выходы из тупиковых ситуаций.

Упражнения на раскрепощение участников психотренинга.

Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается вкруг, оставив одно кресло в кругу свободным. Большая подгруппа – «стража» располагается за кругом; каждый участник стоит сзади одного из кресел и держит руки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подает своему избраннику какой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляд и т.д. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом стражников: старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если стражник: успел положить руки ему на плечи прежде, чем тот вскочил с кресла.

Обсуждение. Ощущение до и после занятия. Какая роль была легче, сложнее.

Завершение.

Упражнение «Свеча».

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13