Работа в команде: ключевые факторы успеха. «общая цель команды

Примеры можно увидеть повсюду. В природе, например, большие стаи гусей пролетают тысячи миль до их конечного пункта назначения, когда меняется время года. Эти стаи состоят из сотен отдельных птиц с ограниченными способностями пролететь всю дистанцию, но каким-то образом почти все они долетают. Как же это им удается? Ответ очень прост: командообразование . Одна птица берет на себя роль лидера и летит первой , в то время как другие следуют за ней, выстраиваясь в определенной форме и сводя к минимуму сопротивление ветра для других птиц, которые летят за ними. Когда лидер устает, он меняется местами с другим лидером , берущим на себя ответственность за то, чтобы вести весь косяк. Если бы каждая птица решила пролететь в одиночку столь большое расстояние, большинство, если не все они, наверняка не смогли бы это сделать. С другой стороны, когда все птицы работают вместе как команда , они достигают своих целей и долетают до конечного пункта. Птицы также демонстрируют другой важный аспект эффективности командообразования . Вы, должно быть, замечали, что отдельная птица сама по себе может быть не достаточно энергичной, в то время как собираясь в стаю, птицы буквально заряжают энергией друг друга . Данный феномен можно рассматривать как пример синергии - концепция, тесно связанная с командообразованием . Говоря проще, синергия является совместным действием двух или более элементов для достижения более высокого общего результата по сравнению с теми, что достигает каждый из них индивидуально. Этот феномен также справедливо можно отнести и к практике людей. Синергию также можно определить как общее большее, чем сумма частей. Другими словами 1+1=3 или 4. Когда члены команды сотрудничают либо работают вместе, они всегда могут добиться больших результатов, чем в случае, когда каждый из них попытался бы достигнуть той же самой цели индивидуально. Научные исследования утверждают, что когда гуси летят в форме косяка, каждая птица, хлопая крыльями, создает подъемную силу для следующей за ней. Вместе целая стая может пролететь на 70% дальше, чем каждая птица в одиночку. Это пример настоящей синергии . Возможно, наиболее распространенный пример командной работы и синергии можно увидеть спорте, когда команды охваченные энтузиазмом командной игры, выигрывают, а те, кому не хватает синергии и командного духа, обычно проигрывают. Тренинг формирования команды формирует навык использования синергии в командной работе .

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ: ПРЕИМУЩЕСТВА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Работа в команде поможет вамусилить профессиональные навыки , достичь большего успеха в работе , насладиться большим ощущением признания. Она поможет вам получить опыт лидерства , стать более открытым для дальнейшего продвижения и в конечном счете получить большую награду за достигнутые результаты. Все эти преимущества и выгоды становятся возможными благодаря командообразованию ,так как КОМАНДА (в англ. - T .E .A .M . ) буквально означает:

T ogether вместе

E veryone каждый

A chieves достигает

M ore большего

Когда команда работает успешно и эффективно, выигрывают все - вы, ваши коллеги, клиенты, акционеры, работодатели. Тренинг формирования команды развивает у руководителей эффективный навык командообразования . Успешная команда - настоящий пример синергии - то есть достижение большего единой командой, в сравнении с тем, что мог бы достигнуть каждый индивидуально. «Команды - это способ, при помощи которого обычные люди делают выдающиеся вещи.» Почему эффективная работа в команде ведет к прогрессу , повышенной эффективности и большему успеху ? К лучшим результатам мы приходим благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности и инсайту каждого члена команды для достижения поставленной цели. Командообразование позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных решений и непродуктивное время. На развивается навык командообразования .

Тренинг формирования команды: преимущества эффективной командной работы:

    Дает возможность членам команды выработать новые навыки

  1. Фокусирует коллективное знание и навыки командной работы в мощную силу для достижения конкретной цели или выполнения конкретного проекта
  2. Способствует быстрым прозрачным и долгосрочным коммуникациям
  3. Повышает уровень эффективности выполняемых работ в любой области, где предстоит сделать что-либо вместе
  4. Повышает уровень эффективности организации в целом

Термин «командообразование» проявляется повсеместно и становится неотъемлемой и динамичной частью бизнеса , семейных отношений, благотворительных, спортивных и развлекательных организаций. Концепция совместной работы в форме хорошо отлаженной команды признана важной для достижения успеха в любой области . К сожалению, просто сама по себе организация людей в команду не является гарантией успеха. Если команды не всегда достигают успеха , то это возможно по причине того, что проверенные временем принципы командной работы были применены неэффективно. Либо цель или задача не нашли должного отклика у участников команды. Тренинг формирования команды позволяет сформировать эффективную команду . Командообразование само по себе не является и ключом к разрешению любой проблемы . Иногда менеджмент должен принимать непростые решения из-за нехватки времени на развитие настоящей эффективной команды . Либо характер задач или целей не является и не соответствует приоритетам команды . В большинстве случаев, в основе командного подхода лежит концепция Win -Win Agreement (взаимовыгодного соглашения). Не все команды выигрывают, что же касается командной работы , то она побеждает всегда. Люди и организации все более убеждаются в том, что в случае правильного применения , практика командообразования приносит гораздо большие результаты и рост , как в профессиональной области , так и в области личного развития .

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМАНДЫ

Команда может быть охарактеризована, как «ГРУППА » людей, обладающих «НАВЫКАМИ », которые работают вместе для достижения «ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ». Для того, чтобы более полно понять концепцию командной работы , а также с целью стать более ценным командным игроком , важно понять следующие четыре компонента определения эффективной команды :

1. «Группа »

Определить идеальное количество людей в команде трудно, если вообще возможно. Общий принцип состоит в том, что команда по возможности, должна состоять из минимального количества участников для обеспечения как таланта, так и ресурсов, необходимых для достижения целей . Большинство успешных команд обычно состоит из 5-15 человек, большинство имеют менее 10. При большем количестве людей в команде , могут создаваться несколько команд . У небольших команд много преимуществ - меньше времени уходит на коммуникации и выработку решений, разрешение проблем и инициативных действий. С другой стороны команды с большим количеством людей имеют свои плюсы - например, больший коллективный опыт , способности, тренинг и инсайт. При командообразовании важно учитывать групповую динамику . 5 человек в команде имеют 15 различных индивидуальных отношений. В то время как 15 человек в команде имеют 210 различных индивидуальных отношений. Конечно, сколько бы вы не имели людей в вашей команде, вам необходимо адаптироваться и делать все возможное для достижения общей цели . Несмотря на размер команды , крайне важно чтобы каждый член команды понимал ценность профессионального и жизненного опыта другого человека, работающего с ним. Каждый член команды вносит свой уникальный вклад в достижение общей победы. При этом никто ни с кем не конкурирует, так каждый осознает индивидуальную ценность своего товарища по команде в достижении общего результата. При небольшом количестве игроков, каждый вдохновлен на достижение максимально возможного в своей сфере, для победы команды . На тренинге формирования команды формируется навык создания эффективной командной культуры .

2. «Люди, обладающие навыками »

Для того, чтобы быть эффективной командой , необходимы четыре основных навыка :
  1. специальный опыт ,
  2. способность к решению проблемных ситуаций ,
  3. навыки общения ,
  4. персональная ответственность .
Специальный опыт , соответствующий уровню целей и задач, стоящих перед командой крайне важен. Сопоставление уровня навыков членов команды и степени сложности задачи является неотъемлемой частью процесса командообразования . Когда вы знаете и понимаете командные цели , сообщите лидеру команды о том вкладе, который вы можете внести в достижение командных целей . Способность к решению проблемных ситуаций , возможно, не является столь обычной и легко относимой к способности необходимой в команде , но она, тем не менее, также важна, для командного успеха . Немного позже мы уделим внимание этому аспекту. Навыки человеческого общения представляют собой довольно широкий список навыков и внутренних отношений. Сюда относятся и такое позитивное внутреннее отношение к командному результату как «Мы победим вместе как одна команда», и способность кооперироваться с другими членами команды и высокий уровень мотивации работать вместе, для того чтобы «сделать это». Ключом к эффективным человеческим навыкам является наша способность к открытым коммуникациям и степень доверия, которую мы смогли развить в общении с другими людьми нашей команды . На тренинге формирования команды формируется навык эффективных командных коммуникаций . Члены команды , которые берут персональную ответственность за свое поведение как одна команда креативны, быстро замечают зоны для улучшений и принимают необходимые шаги. Они серьезно относятся к тому, что они делают и к тому, как это соотносится с целью достижениями целей их команды . Поскольку они ответственны за ожидаемые от них результаты и за их команды, они поистине обладают командным видением и целями. В своих действиях они также демонстрируют обязательность последовательность и дисциплинированность, делая то, что необходимо для достижения цели. Значительная часть ответственности лидеров вдохновляет других членов команды на достижение более высоких командных результатов . С другой стороны она защищает от слухов, критиканства, и других неконструктивных поведенческих реакций. Члены команды , демонстрирующие данные качества обычно считаются наиболее успешными командными игроками . Они не только сами считаются успешными но и их внутреннее отношение победителей и их последовательные действия имеют позитивный и конструктивный эффект воздействия на других. Наличие такой внутренней установки на победу, при неизбежном преодолении командой болезненных этапов роста , на выходе обеспечивает значительный и позитивный рост команды в целом. Если же кто-то из членов команды отказывается сотрудничать в какой-либо из сфер, внутренний механизм команды не может работать достаточно согласованно. Для того, чтобы найти лучшее решение вам, как члену команды стоит спросить этого человека о причине - чем вызвано отсутствие желания сотрудничать . Возможно, не хватает понимания стоящей перед командой задачи, либо она вызывает дискомфорт. Если даже после того, как вы задали все вопросы решение все же не найдено, необходимо представить ситуацию вниманию лидера команды , который возможно сочтет необходимым произвести замену. В спорте так делает тренер, когда производит замену одного игрока другим. Команда должна быть готова к заменам, когда это необходимо, поскольку для победы нужна полная отдача и значительный вклад каждого игрока в общий результат игры. Когда каждый член команды учится и растет и когда вся команда использует весь накопленный опыт и знания, происходит эффект сложного процент или рычага. Эйнштейн назвал сложный процент восьмым чудом света . На тренинге формирования команды повышается слаженность работы членов команды , что позволяет использовать "эффект сложного процента ". Под воздействием данного эффекта ваши навыки и способности несоизмеримо возрастают и максимизируются вместе с ростом других членов команды . Когда вы применяете принцип сложного процента в работе вашей команды, для вашей реализации в команде, равно как и для всей команды в целом не существует пределов.

3. «Совместная работа »

Совместная работа является ключевым компонентом эффективности командообразования и конечного успешного результата. Реальная сила команды фактически проявляется и создается посредством объединения усилий. Совместная работа требует того чтобы каждый участник ясно понимал свою роль и ответственность в команде. Когда все командные игроки это понимают в отношение себя и других они точно знают, как работать вместе для достижения единой цели . На тренинге формирования команды разарабатываются общие цели команды . Процесс командообразования , который команда проходит, превращаясь в высокоэффективную команду , может быть описан различными путями. Иногда этот процесс сравнивают с путешествием из одного города в другой, в котором важную роль играет дорожная карта, подсказывающая наиболее верное направление. Тоже самое справедливо и для команды , которая находится в начале своего пути к совершенству. Прежде чем стартовать, вы должны определить, по крайней мере, два существенных пункта, где вы стартуете и куда вы хотите придти. Способность ясно понимать, где вы находитесь в вашем командном развитии , имеет решающее значение для роста и прогресса вашей команды .

M .A .P . или дорожная карта служит надежным индикатором тех стадий командного развития , которые вы проходите:

  1. M - merging - слияние
  2. A - adapting - адаптация
  3. P - performing - эффективная совместная работа по достижению общих целей

Стадия Первая: Слияние

Все команды вначале представляют собой группу индивидуальностей. На этой стадии для людей характерны неуверенность, сомнения, подозрительность. Работа идет медленно, нет синергии , или вдохновения от совместной работы. Сотрудники более сосредоточены на том, чтобы избежать ошибок, чем на достижении результатов. Эта стадия может быть разочарованием для некоторых участников проекта, но только потому, что она является просто началом процесса становления индивидуальностей в качестве будущих командных игроков . Хороший пример - баскетбол. Если вы соберете 5 игроков, которые ранее никогда не играли вместе, вы можете назвать их командой , но едва ли они будут играть как одна команда . Прежде чем они станут командой пройдет много часов совместных тренировок, во время которых игроки узнают о слабых и сильных сторонах каждого и разработают эффективную стратегию командной игры . Другой пример - смешение цветов. Для того чтобы создать зеленый цвет, вам необходимо смешать синий и желтый. В начальной стадии вы не сразу увидите зеленый цвет, скорее это будут оттенки других - синего и желтого. Результата вы сможете добиться только тогда, когда хорошенько смешаете оба цвета. Так же происходит и в процессе взаимодействия людей в рамках одной команды . Они должны провести значительное время вместе и совместно проработать множество возможностей, пока в результате, не выработают единый эффективный командный стиль . Наиболее важным моментом на данной стадии для каждого - понять, согласиться и взять на себя определенные обязательства за достижение командной цели . Если достигнута готовность участников проекта к работе над общей командной целью , то можно считать, что группа индивидуальностей успешно прошла стадию слияния в потенциальную команду . На тренинге формирования команды формируется навык командной мотивации.

Стадия Вторая: Адаптация

На данной стадии командные игроки начинают осознавать объем задач и целей, которые перед ними стоят, а также те вызовы, которые им предстоит преодолевать в процессе достижения командного результата . Высказываются различные мнения по поводу того, что необходимо делать, как делать, и кто за что должен отвечать. Часто на этой стадии формирования команды , члены команды фокусируются на разнице между ними, различных проблемах и вызовах на пути к достижению цели. Адаптация - это стадия формирования команды , на которой происходят процессы по принципу - делаем или расходимся. Во время этой стадии напряжение, стресс и конфликты могут происходить на самом высоком уровне. На тренинге формирования команды подробно прорабатывается все стадии формирования команды . Члены команды могут вести себя агрессивно, пытаться конкурировать между собой, либо включать защитные механизмы. Некоторые члены команды , возможно, захотят отказаться от участия в проекте, так как они не верят в то, что команда заработает. Данная фаза полезна и ценна тем, что пройдя через нее, участники преодолевают стереотипы, навязанные прошлыми привычками, такое внутренне отношение как «Мы всегда это делали таким образом». Оставаясь приверженными командным целям , участники генерируют различные идеи, возникает ценный инсайт, что в конечном счете позволяет выработать продуктивный подход к решению стоящих задач. Постепенно, командные игроки будут перешагивать барьеры персональных различий на пути к общей командной цели и группа стабилизируется. Группа становится более ориентированной на достижение общих целей и выработку решений. Для того чтобы пройти стадию адаптации, команда должна изменить свой фокус с конфликта и конкуренции к кооперации и сотрудничеству. Когда команда более заинтересована в решениях, чем в анализе проблемных ситуаций и препятствий, потенциальная команда трансформируется в эффективно работающую команду .

Стадия Третья: Эффективная командная работа

Командные игроки на этой стадии становятся самодостаточными, эффективными и продуктивными. Каждый знает и понимает свою роль, ясно понимает конечную цель проекта и эффективно общается с другими. Члены команды делятся лидерством и ответственностью с целью реализации их планов. Любая цель может быть достигнута, когда над ней работает команда людей, чьи действия хорошо согласованы. Для повышения уровня эффективности , команда должна развить значительный уровень доверия и синергии . На тренинге формирования команды развивается навык повышения командной синергии . Через успех команды , члены команды доказали свои таланты, навыки, знания, давая передавая друг другу повышенную уверенность друг в друге и веру в их эффективность как единой команды . На этой стадии члены команды становятся взаимозависимыми. Для максимальной реализации потенциала команды необходимы как индивидуальный вклад каждого, так и командная синергия . Каждый член команды должен нести ответственность за свою индивидуальную задачу, но работа должна выполняться в кооперации с другими членами команды . Каждый гусь в ответе за свой план полета, но синергия как командный результат проявится только тогда, когда он полетит в стае с другими гусями. Каждый музыкант должен знать свою партитуру и инструмент, но только в совместном исполнении с другими участниками оркестра, симфония зазвучит по-настоящему и достигнет своего крещендо. Когда члены команды будут способны соединять воедино и превзойти в итоге свои индивидуальные результаты, достигнув синергии , команда превращается из рабочей в высокоэффективную команду .

4. «В направлении общей цели »

Общая цель или задача являются основной причиной , почему люди работают вместе. Если и есть один главный фактор, который отличает эффективную команду от неэффективной, - то это умение ясно понимать и концентрировать свои усилия на единой цели или задаче. Тренинг формирования команды развивает навык постановки и достижения целей . Команда без ясной цели - всего лишь неэффективный парламентский комитет. Для того, чтобы удостовериться в том, что вы имеете ясную цель, убедитесь в том, что командная цели команда должна иметь для этого необходимые ресурсы, навыки, поддержку, и добрую волю и полномочия для достижения цели.

4. Результативная

Цель должна быть ориентирована на результат.

5. Значимая

цель должна быть крайне важной для у вас и для миссии вашей компании , что подогревает ваше желание ее достичь. Вы должны знать как вы и ваша организация выиграют от ее достижения.


Командная цели должны приниматься и разделяться как и личные цели - цели должны быть понятными, согласованными, и члены команды должны взять ответственность за их достижение. На тренинге формирования команды формируется понимание общих целей команды . Каждый командный игрок должен осознавать свою роль и ответственность за ее достижение. Цели команды должны всегда совпадать с целями компании . Ключом к достижению успеха является командная работа . Тот же принцип применим к успешным командам в любом составе. Держа в уме определение команды нам легче понять процесс достижения ее целей: «Команда - это небольшая группа людей обладающих навыками, которые совместно работают над достижением общей цели .» Не менее важно осознавать и то, как вы лично выиграете от командного подхода . Ваши личные цели помогут вам сохранять правильное направление и мотивацию для достижения командных целей . Это поможет вам предельно ясно понять ваши личные цели и цели команды . Совпадение личных и командных целей принесет вам чувство достижения успеха и удовлетворенности достигнутыми результатами . Вы были приглашены на работу в вашу компанию для достижения корпоративных целей и ваша работа по достижению этих целей соответственно оплачивается. Отправная точка в этом увлекательном путешествии вашего становления в качестве ценного командного игрока предполагает, прежде всего, фокусировку всего вашего внимания на достижении целей вашей команды . На тренинге построения команды у руководителей формируется навык построения эффективной команды . Когда же вы ясно и в полной мере поймете, каковы цели вашей команды , вы сможете проанализировать наиболее эффективные способы вашего индивидуального участия в достижении командного успеха . В процессе выбора наилучшего варианта, учтите все навыки и способности, которыми вы уже обладаете, или которые вы можете развить - все то, что сделает ваш вклад в достижение командного успеха наиболее значительным. Когда вы определили то ценное, что вы можете предложить команде для общего успеха , вы можете начинать ставить личные цели .

В повседневном общении, из средств массовой информации мы часто слышим про командный дух, работу в команде. На Западе особое внимание на эту тему обратили с 80-х годов. Интерес к командному методу работы обусловлен тем, что такой подход помогает решать крупные задачи с лучшей эффективностью, повышает конкурентоспособность организации, позволяет вовлечь сотрудников в «общее дело», другими словами, достигается некая гармония между внешними факторами, трудовыми отношениями и результатами работы.

Понятие команды

Работа в команде — это не просто деятельность нескольких сотрудников. Понятие команды более содержательно. Как определить, существует она реально или только на словах? Первый фактор — это общая цель. Далее — равноправие и взаимозависимость участников. Иными словами, каждый вносит свой вклад, каждый делится поступающей информацией, каждый имеет одни и те же права и работа каждого зависит от работы другого. Следующий фактор (которого очень часто не хватает) — разделение ответственности за результат общей работы, независимо от того, удачный он или провальный.
Итак, команда — это объединение людей (сотрудников одной фирмы и/или привлеченных внешних специалистов), действующих совместно, разделяющих ответственность за результат, взаимозаменяемых и дополняемых на основе общих целей, равноправия и обмена опытом.

Стадии и принципы формирования команды

Формирование команды представляет собой длительный и кропотливый процесс. Его этапы имеют определенную последовательность:
1. Привыкание, совместное определение целей и формата поведения внутри коллективного образования. На этом начальном этапе сотрудники обмениваются информацией, присматриваются друг к другу, проходят «трения» в отношениях.
2. Группирование. Люди объединяются на основе общих интересов, симпатий, определяют внутригрупповые коммуникации.
3. Объединение. На этой стадии члены команды совместно принимают решения по достижению общих целей, вырабатывают стратегию.
4. Создание норм. Совместно разрабатываются правила и нормы взаимоотношений, решаются задачи. Этот этап рождает чувство общности.
5. Наблюдение и оценка результатов предыдущих стадий. Заключительный этап позволяет ставить масштабные цели, каждый член группы уже имеет собственную роль, может отстаивать свою позицию, открыто разрешаются конфликты, появляется командная субкультура.
Создание, формирование, развитие и даже роспуск любой команды — тяжелый и не терпящий спешки труд. В его основе следующие требования:
Каждый представитель команды должен знать и понимать поставленные перед ней цели.
Команда — это объединение специалистов, созданное для выполнения единой миссии компании, а значит, и ответственность за промежуточные и конечные результаты должна носить коллективный характер.
Права командного состава должны быть равными при условии, что каждый его «компонент» действительно будет принимать активное участие не только при решении своих индивидуальных задач, но и в общей трудовой деятельности.
Четкое обозначение обязанностей каждого члена команды, при этом открытая возможность их перераспределения и изменения в зависимости от постановки или выполнения задач.
Лидер объединения координирует действия ее участников, представляет их внешние интересы, но управление всей командой при этом должно осуществляться на основе общего мнения.
Каждый участник команды — это специалист в своей деятельности, поэтому важно постоянно поддерживать свой профессиональный уровень. В частности, чтобы при (пере)распределении обязанностей можно было применить не только существующие, но и вновь приобретенные знания и навыки.

Каждому своя роль

Видимый эффект командной работы будет получен только при межличностном общении, обеспечении взаимопомощи и прозрачности действий каждого члена команды. Показателями эффективности командной работы служат взаимопонимание и совместное достижение целей. Что влияет на успех работы?
1. Размер команды. По мнению психологов, оптимальный размер — от трех до девяти человек. При этом более комфортно принимать решения, обсуждать вопросы, слышать и учитывать мнение каждого члена команды. Больший состав вызывает осложнения в общении и достижении согласия, некоторые темы остаются незакрытыми. Как следствие, рождаются конфликтные ситуации, коллектив дробится на группировки.
2. Сплоченность. Внутригрупповые связи облегчают общение, снижают недопонимание, устраняют враждебность, недоверие и повышают производительность труда.
3. Распределение ролей. Это способствует грамотной постановке и эффективному выполнению задач. Любому участнику команды отводится своя роль в соответствии со способностями и возможностями. При этом важно не оставаться «актером одной роли», то есть каждый должен «примерить» разные роли ради перестраховки, взаимозаменяемости (например, для случая болезни одного из членов команды) и лучшей ориентации в ситуации в целом.
Поговорим о ролях подробнее.
«Стратег». Руководители такого типа мыслят глобально, их действия направлены на достижение результата. Их не интересуют как чувства и отношения людей, так и соблюдение правил и инструкций. Сотрудники-«стратеги» ориентированы на будущее, часто являются инициаторами нововведений. Им свойственно планирование, прогнозирование и разработка перспектив организации, быстрое утомление от рутинной работы. Они избегают детального изучения проекта, ценят компетентность. Такие люди обычно не обладают высокой эмоциональностью, жестки, равнодушны.
«Коммуникатор». Такие сотрудники направлены на творчество, чувства и отношения. Руководители такого типа решают организационные вопросы, управляют и манипулируют людьми, опираясь на их эмоции, интересы и чувства. Зачастую создают благоприятный внутриколлективный климат. Из такого коллектива редко уходят по своему желанию. Сотрудники-«коммуникаторы» ориентированы на собственную реализацию и содействуют в этом окружающим. В силу своей чувствительности часто оказываются в сложных ситуациях, что называется, меж двух огней.
«Пожарник». Личные установки направлены на риск, изменения, решение проблем. Руководители такого типа «тускнеют» в постоянстве и стабильности и, наоборот, «пестрят красками», когда дело касается неожиданного поворота событий. Всегда в курсе происходящих событий, их цель и награда — найти выход в трудной ситуации, девиз — «Только вперед!». «Пожарники» хорошо чувствуют настроения в межличностных отношениях и, доверяя собственному опыту, успешно предупреждают и решают конфликты. Пренебрегают нормами и обязательствами, но при этом активно участвуют в решении общих проблем и выдвигают собственные идеи по их устранению.
«Стабилизатор». Ориентирован на порядок, стабильность. Такие руководители отлично себя чувствуют в условиях постоянства, предпочитают действовать на основе четких прописанных норм и требуют того же от своих подчиненных, дотошны. В чрезвычайной ситуации могут потерять время, но восстановят деятельность по форме. Предпочитают финансовую стабильность в ущерб возможной прибыли. Сотрудники-«стабилизаторы» не любят риски, ответственны, последовательны, покорно следуют установленным правилам, соблюдают порядок подчинения, при этом будут успешны и в качестве руководителя. Следование инструкциям является одновременно их плюсом и недостатком.

Поддержание существующих отношений

Предложенными ниже рекомендациями вполне можно руководствоваться как при создании команды, так и в процессе обычной рабочей жизни.
Отзывчивость в помощи, содействии и обучении. Деятельность любой команды основана на коллективной работе. Это значит, что одиночное выполнение задач и самостоятельность в принятии решений в принципе недопустимы. Есть вопрос — задайте его на общем собрании, требуется помощь — обратитесь за ней. Неимение вопросов может означать отсутствие интереса, а покорное принятие ответа без уточнения — нерешительность. Просить помощи в цивилизованном обществе не стыдно: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Если вина за неудачно выполненную задачу будет падать на одного сотрудника, начнутся сплетни, интриги, а в итоге это может привести к раздробленности внутри коллектива, появлению группировок. Как уже упоминалось ранее, каждому специалисту команды следует повышать свой профессиональный уровень. Также важно делиться приобретенными знаниями, навыками с остальными. Опыт и развитие должны сопровождать каждого «игрока», иначе его работа станет «тускнеть». Обмен опытом особенно актуален при вхождении в состав команды новичка.
Смелость в обсуждении общих вопросов. На фоне бурной деятельности команды вполне естественны частые собрания. Выступать с предложениями, открыто задавать вопросы и получать ответы должен каждый член команды. Молчаливое ожидание окончания собрания даже одного сотрудника недопустимо. В команде важно многостороннее обсуждение. Здесь же добавим, что каждому члену команды необходимо быть в курсе происходящих событий, важно не только получать, но и делиться информацией. Ну и конечно же, информация должна быть открытой.
Неформальное общение. В современных компаниях, особенно в коммерческих структурах, неформальное, дружеское и открытое общение — уже не редкость. В командной работе это позволяет лучше узнать партнера, а значит, использовать его идеи и способности, творчески решить проблему и в целом действовать совместно. При таком контакте допустимы даже шутки (но не насмешки в отношении сотрудника или его работы).

Заключение

Норм и предписаний, по которым можно было бы сразу создать идеальную эффективную команду, не существует. Любая команда живет и развивается на основе собственных проб и ошибок, но все-таки есть факторы, предопределяющие успех: удовлетворение личных потребностей каждого члена команды, реальное взаимодействие и решение поставленных задач. Работа в «стае» всегда интересней, плодотворней и энергичней, чем поиски решений в одиночку. Даже возникшие конфликты можно направить в правильное русло и правильно обыграть в пользу получения прибыли или меж личностного развития. Ведь, как мы все знаем, при желании и наличии смекалки любой недостаток можно превратить в достоинство.

Люди являются основным структурным элементом любой организации, использующей . Единственной возможностью, когда подлинная ответственность за качество может быть возложена на человека или группу, является ответственность тех, кто выполняет работу или проводит процесс.

Сложность большинства процессов, происходящих в организации, выводит их из -под контроля какой-либо одной личности, и единственным эффективным способом улучшения или перестройки процесса является использование совместной работы.

Почему именно команды?

Командная работа имеет множество преимуществ:

  • огромное разнообразие сложных вопросов может быть решено путем объединения знаний и ресурсов;
  • решение проблем требует большого разнообразия знаний, навыков и опыта;
  • этот подход повышает моральный дух и чувство сопричастности путем участия в принятии решений;
  • улучшение возможностей для создания связей между отделами и функциями;
  • рекомендации будут реализованы с большей вероятностью, если они исходят от отдельных людей.

Сотрудники не смогут участвовать в деятельности по без определенных обязательств со стороны старших руководителей, культуры совершенствования и эффективного механизма использования индивидуальных вкладов людей. Работа в команде , должна управляться стратегией, структурой и осуществляться продуманно и эффективно.

При правильном управлении и развитии, командная работа быстро и экономно улучшает процессы и результат путем свободного обмена идеями, информацией, знаниями и данными. Она является важным компонентом общей организации качества, укрепления доверия, улучшения коммуникации и развивает культуру взаимозависимости более, чем независимости.

Командные роли

После многих лет исследований команд, д-р Мередит Белбин (Dr Meredith Belbin) определил восемь ролей, которые, если все они присутствуют в команде, дают ей больше шансов на успех. Вот эти роли:

  • Координатор
  • Формирователь
  • Специалист
  • Оцениватель
  • Исполнитель
  • Мыслитель
  • Коммуникатор
  • Коллективист

Координатор группы уточняет цели, определяет повестку дня, определяет приоритеты, выделяет проблемы, подводит итоги, имеет решающее значение, но не доминирует в дискуссии.

Формирователь придает форму коллективным усилиям, глядя в суть дискуссии и практических соображений относительно целесообразности определенного проекта. Может давить на команду, но это дает некоторые результаты.

Мыслитель является источником оригинальных идей, пожеланий и предложений, которые, как правило, оригинальны и радикальны.

Оцениватель измеряет и беспристрастно анализирует, а с помощью объективности, останавливает команду и берет на себя обязательство по определению ошибочной задачи.

Исполнитель преобразует решения и стратегии в определенные и выполнимые задачи, логически рассматривая цели.

Коммуникатор выходит за пределы команды, принося идеи, информацию и события. Он продавец, дипломат, коммуникатор и исследователь.

Коллективист способствует сохранению целостности команды, предотвращает ее распад в случае давления либо стресса

Специалист имеет постоянное чувство сроков.

Все эти функции имеют значение и это упущение, когда какая-либо из них не представлена в команде: здесь нет звезд или статистов. Командную роль человека можно определить путем использования опросника Белбина.

Необязательно, чтобы команда состояла из восьми человек, каждый из которых выполняет одну из ролей, но люди, которые способны выполнять эти функции должны присутствовать в команде. В небольших группах, люди могут, и выполняют, предположительно более чем одну роль. Кроме того, анализ существующих команд, их создания или поведения, с помощью этих понятий командных ролей, может дать улучшение, например:

  • низкая эффективность требует хорошего координатора или коллективиста;
  • конфликт требует формирователя и сильного координатора;
  • подверженные ошибкам команды группы нуждаются в оценщике.

Различные роли играют важную роль в различных обстоятельствах, например, новые группы нуждаются в сильном формирователе, чтобы начать работу, конкурентные ситуации требуют мыслителя с хорошими идеями, а в зонах повышенного риска - необходима хорошая оценка. Команды должны, следовательно, анализироваться с точки зрения того, какие роли ее члены могут играть, а также в отношении того, какие навыки команде нужны больше всего.

Несмотря на четко определенные роли в команде, взаимодействие между различными личностями может быть частым источником трений. Однако, этого можно в значительной степени избежать, понимая различия между людьми. Опростник Майерс-Бриггс (MBTI) является мощным средством для командного и личностного развития, обеспечивая хорошо структурированную основу для понимания этих различий. Он основан на выявлении поведенческих предпочтений человека по четырем шкалам:

4 MBTI-шкалы представляют собой два противоположных предпочтения (доминанты) - большинство людей могут использовать обе границы в разное время, что будет указывать на предпочтения по каждой из этих шкал. В общей сложности существует восемь возможных предпочтений и MBTI тип человека содержит 4 - E или I, S или N, T или F и J или P. Предпочитаемый (доминирующий) тип должен определиться к моменту завершения анкеты, ее анализ, последующая обратная связь и обсуждение с квалифицированным администратором MBTI.

Если каждое предпочтение отображается определенной буквой, тип личности может быть выражен четырехбуквенным кодом, которых шестнадцать. Т.е. ESTJ обозначает экстраверта (E), предпочитающего получать информацию сенсорным путем (S), принимать решения путем обдумывания (T), а суждения (J) по отношению к внешнему миру. Личность с противоположными предпочтениями по всем четырем шкалам будет иметь код INFP; интроверт (I), который предпочитает собирать информацию интуитивно (N), принимать решения, руководствуясь чувствами (F), а воспринимать внешний мир через ощущения (P).

16 типов MBTI:

ISTJ ISFJ INFJ INTJ
ISTP ISFP INFP INTP
ESTP ESFP ENFP ENTP
ESTJ ESFJ ENFJ ENTJ
  • Экстраверт предпочитает действия и внешний мир
  • Интроверт предпочитает идеи и внутренний мир
  • Сенсорно-думающий тип заинтересован в фактах, анализируя их безлично и используя поэтапный процесс для формирования выводов
  • Сенсорно-чувствующий тип также заинтересован в фактах, но анализирует их лично с точки зрения себя и других.
  • Интуитивно-думающий тип заинтересован в схемах и возможностях, принимая решения на основе безличного, логического анализа.
  • Интуитивно -чувствующий тип также заинтересован в схемах и возможностях, но принимает решения на основании личных ценностей и их влияния на людей.
  • Тип, предпочитающий суждение, воспринимается другими как живущий упорядоченно, планомерно, способный регулировать и контролировать.
  • Воспринимающий тип воспринимается другими как гибкий, спонтанный, демонстрирующий готовность понять и легко адаптироваться.

Очевидно, существует более чем 16 типов личности в мире, и важно подчеркнуть, что мы можем сделать, чтобы учитывать все 16 типов в повседневной жизни. Каждый человек обладает доминирующим типом, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.

Для командной работы, доминирующие типы и их интерпретация очень важны, и могут быть использованы применительно к отдельными лицам, или рассматриваться применительно к группе как средство улучшения процессов.

Крайне важно, чтобы команда не пропустила эти шаги, т.е. информацию лучше собирать лицам с доминирующими функциями (S или N) а принимать решения - (T или F) . Таким образом, сильный тип ST предпочтет собирать факты (S), логически мыслить через процесс принятия решения (T). При недостатке времени и необходимости уделить внимание новым схемам и возможностям - (N), для воздействия на людей - (F).

Проблемы и решения могут быть улучшены, если использовать все доминирующие типы, если члены команды не имеют опыта использования не свойственных им черт др. доминирующего типа, они должны проконсультировать других людей с противоположным типом. Но если команда не имеет члена, например, с доминантой (F), ее члены должны обращать особое внимание на последствия своих решений для людей, а не действовать в соответствии со своим естественным предпочтением - игнорировать или избегать этой проблемы.

Различия в личностях часто являются результатом конфликта между двумя противоположными типами. Например, ST может подумать, что коллега NF не уделяет достаточно внимания деталям и нелогичен, поэтому его решение необоснованно. NF может считать, что ST "придирчивый" и не может видеть картину в целом, и может быть обижен его очевидной нечувствительностью к другим.

Использование MBTI дает понимание того, что нет «правильного», или «плохого». Эти различия и сильные стороны позволяют работать более эффективно. Это имеет большое значение для командной работы, а реальные преимущества могут быть достигнуты, если все члены команды знают свой доминирующий тип MBTI и используют это в команде.

Развитие команды

Можно определить четыре этапа, через которые проходя все команды по времени:

  • Формирование
  • Штурм
  • Нормирование
  • Выполнение

На стадии формирования (осознания) чувства, слабости и ошибки замалчиваются, и нет общего понимания того, что должно быть сделано. Люди не проявляют особого внимания к взглядам других и их ценностям.

Этап штурма (конфликта) более рискованный, так как открываются личные вопросы, и группа принимает все более внутренне ориентированный характер. Все более вовлекаются ценности, взгляды и проблемы других в команде.

На этапе нормирования (кооперации) доверие и вера выходят на первый план, с более систематичным и открытым подходом, что приводит к более четкой и методичной работе. Повышается ценность людей, происходит прояснение целей, установление целей, систематический сбор информации, с учетом всех вариантов, подготовка детальных планов и развитие понимания о необходимости совершенствования.

Критериями эффективной (продуктивной) стадии являются гибкость, лидерство, определяемое ситуацией, отсутствие протокола, используется энергия каждого, рассматриваются базовые принципы и социальные аспекты решения организации.

Команды, которые проходят через эти этапы успешно, должны прийти к повышению эффективности совершенствования команд и показать:

  • определение ясных целей и согласованных показателей эффективности
  • открытость и свободное выражение противоположных мнений
  • поддержка и доверие
  • сотрудничество и конфликты
  • удовлетворяющий процесс принятия решений
  • соответствующие руководство
  • анализ командных процессов
  • весомые межгрупповые отношения
  • возможность индивидуального развития

При разработке своей модели для командной работы, Джон Эдейр (John Adair) использовал понимание того, что любая команда в ответ на лидерство, нуждается в четком определении задач , а достижение этих задач должно быть связано с потребностями команды и отдельных лиц внутри ее.

Лидер команды или посредник должны быть сосредоточены на небольшой центральной части модели, состоящей из пересечения трех кругов "действия к изменению", также существует три взаимосвязанных, но отделенных требования к руководителю группы:

  • определять и достигать результатов работы ли задач, например, процесса улучшения
  • создавать и координировать команду
  • развивать и удовлетворять отдельных лиц нутрии команды

Для того, чтобы выполнять эти задачи, лидер команды или посредник должны выполнять следующие функции:

  • Планирование
    Определение целей и задач команды. Создание реального плана.
  • Инициирование
    Объяснение того, почему этот план необходим. Выделить задачи для членов команды. Установление стандартов команды
  • Контроль
    Влияние темпа. Убеждение в том, что все действия направлены на цель. Поддержка постоянного обсуждения. Руководство действиями и решениями команды.
  • Поддержка
    Поощрение и дисциплина команды и отдельных лиц. Создание командного духа для снятия напряжения и сглаживания разногласий.
  • Информирование
    Предоставление новой информации команде. Получение информации от команды. Подведение итогов предложений и задач.
  • Оценка
    Проверка возможных последствий предлагаемого решения. Оценка эффективности команды.
    Помощь команде в оценке собственной продуктивности с помощью стандартов.

Командный процесс, как и любой другой процесс - это входы и выходы. Высокопродуктивная команда имеет три основных признака - высокая степень выполнения задач, значительное поддержание командных отношений и низкая ориентация на себя.

Совершенствование членов команды может проходить путем возложения дополнительной ответственности, и полномочий по предоставлению интересов команды в процессе. Это позволяет команде завоевать уважение.

Реальная работа над командой включает в себя несколько факторов:

  • Отбор команды и лидерство
  • Цели команды
  • Совещания команды
  • Задания команды
  • Динамика команды
  • Результаты и анализ команды.

Наиболее важным элементом команды являются ее члены, необходимы люди со знаниями и опытом, их количество должно быть в пределах 5-10 человек, чтобы сохранить управляемость команды при хороших условиях для обмена мнениями. Отбор членов может включать людей из групп за рамками процессов, если их включение имеет смысл, но иногда команда начинается с одного-двух человек и пополняется в процессе.

Цели команды должны быть согласованы в начале процесса и ими должны начинать каждое собрание команды. Это поможет сфокусировать мысли и усилия членов команды на целях, и отвлечь от других проблем.

Перед каждым собранием команды должна быть подготовлена и роздана повестка дня. Она должна включать в себя место, время и продолжительность совещания, список ожидаемых участников, список тем, которые будут рассмотрены на заседании, какие-либо подготавливаемые задания членами или группами, вспомогательные материалы, которые будут обсуждаться на заседании.

На совещании невозможно решать проблемы в одиночку. Они должны быть отражены в плане мероприятий с конкретными задачами членов команды - задания команды . Должно быть решено, когда команда собирается вместе, соглашение о личной ответственности и временных рамках, и все это должно быть четко сформулировано в протоколе встречи.

Взаимодействия между членами команды жизненно важно для ее успеха. Руководитель группы должны задавать командную динамику и создать культуру творчества, устранять барьеры для генерации идей, поощрять всех членов вносить свой вклад и поддерживать всех членов команды.

Командная функция эффективна, когда результаты команды реализуются. Обзор и анализ команды поддерживает концентрацию ее членов на целях и способствует прогрессу, также как способствует выявлению проблем.

Обучение

Уникальной характеристикой, говорящей об улучшении командной работы является высказывание людьми добровольного желания быть присоединенными к группе. Обучение членов команды и лидеров является основой для всех успешных программ совершенствования, обеспечивает понимание людьми концепции совместной работы, а также средств и методов, которые должны быть использованы в программе совершенствования.

Подготовка должна быть постоянной, чтобы удовлетворить не только изменения в технологии, но и изменения в окружающей среде, в которой действует организация, ее структура и, главное, люди. Качество подготовки можно рассматривать в виде цикла усовершенствования, элементами которого являются:

  • Обеспечение обучения как части политики в области качества
  • Возложение ответственности за подготовку
  • Определение целей подготовки
  • Создание учебной структуры
  • Определение потребностей в обучении
  • Подготовка учебных программ и материалов
  • Внедрение и контроль за процессом подготовки
  • Оценка результатов
  • Анализ эффективности обучения.

Даже если политика в области качества остается неизменной, существует необходимость обеспечить, чтобы были установлены новые цели в повышении качества обучения, либо - направления улучшения и повышения стандартов - если цели уже достигнуты.

Инвесторы в людей

Это Британский национальный стандарт (Investors in People (IiP), устанавливающий уровень надлежащей практики для обучения и развития людей с целью достижения бизнес-целей. Данный стандарт разработан в 1990 году Национальной тренинговой рабочей группой в партнерстве с ведущими организациями, персоналом, профессионалами. Она обеспечивает основу для повышения эффективности организации и ее конкурентоспособности, посредством планового подхода к разработке и представлению целей и развития людей для достижения этих целей. Процесс носит циклический характер и должен порождать культуру постоянного совершенствования.

Стандарт Инвесторов в людей основан на четырех ключевых принципах, как показано в следующей таблице:

Принципы

Индикаторы

Доказательства

Обязательства
Инвестор в людей в полной мере стремится к развитию своего персонала для достижения целей и задач

1. Организация стремится поддерживать развитие своего персонала

Топ-менеджмент может описать стратегии, которые должны существовать для поддержки развития людей в целях повышения эффективности деятельности организации. Менеджеры могут описать конкретные действия, которые были предприняты и предпринимаются для поддержки развития людей

2. Люди поощряются за их собственное совершенствование и работу с др. людьми.

Люди могут предоставить примеры того, как они поощрялись за их собственное совершенствование и совершенствование других людей.

3. Люди верят, что их вклад в организацию признается

Люди могут описать, как их вклад в организацию признавался. Люди верят, что их вклад признается

4. Организация обязуется обеспечить баланс возможностей для развития людей

Руководство должно создать стратегии обеспечения равенства возможностей развития людей. Менеджеры должны создать конкретные действия, которые они могут осуществить и осуществляют для создания равных возможностей для развития людей.

Планирование
Инвестирующий в людей открыт относительно целей и того, что люди должны делать, чтобы достичь их

5. Организация имеет план с ясными целями, понятными каждому

Организация имеет план с ясными целями. Люди могут последовательно объяснить цели организации на уровне их ролей в ней. Группы консультируются по вопросу целей организации

6. Развитие людей в соответствии с целями и направлениями организации

Организация имеет ясные цели, связывающие развитие людей, цели и направления организации, ее команд и на индивидуальном уровне. Люди ясно понимают свои действия по развитию себя самих и организации в целом

7. Люди понимают свой вклад в достижение целей организации

Люди могут объяснить их вклад в достижение целей организации

Действия
Инвестирующий в людей эффективно развивает людей для того, чтобы управлять их продуктивностью.

8. Менеджеры эффективны в поддержке развития людей

Организация должна убедиться, что менеджеры обладают знаниями и умениями для развития людей. Менеджеры на всех уровнях понимают, что им нужно для поддержки развития людей

9. Люди обучаются и развиваются эффективно

Новые люди либо люди на новой работе, должны подтвердить, что они получили эффективную адаптацию. Организация должна показать, что люди обучаются и развиваются эффективно.

Оценка
Инвестирующий в людей понимает влияние инвестиций в людей на их эффективность

10. Развитие людей повышает эффективность организации, ее команд, отдельных лиц

Организация должна показать, что развитие людей улучшает эффективность организации, ее команд, отдельных лиц

11. Люди понимают влияние развития людей организации на эффективность самой организации, ее команд, отдельных лиц

Топ-менеджмент понимает, что все затраты и выгоды от развития людей влияют на эффективность организации. Люди могут объяснить влияние развития на эффективность организации, команд.

12. Организация делает все возможное для развития людей

Люди могут предоставить примеры соответствующего совершенствования, которое было сделано для их развития

Четыре принципа циклического процесса разбиты на 12 индикаторов, которые должны выполнять организации, желающие быть признанными в качестве Инвестора в людей.

Признание в качестве "Инвестора в людей" требует ряда шагов:

  • понимание Стандарта и его стратегических последствий для организации
  • проведение анализа на соответствие стандарту с целью определения пробелов в текущей практике
  • планирование и проведение мероприятий на предмет проведения изменений.
  • планирование и принятие мер, чтобы добиться изменения
  • объединение вместе усилий для оценки доказательств по отношению к стандарту
  • достижение признания в качестве Инвестора в людей
  • работа в направлении сохранения культуры постоянного совершенствования.

Организациями, которые соответствуют стандарту, могут быть достигнуты значительные коммерческие выгоды, и они могут начать проявляться уже в процессе движения к этому стандарту.

Практические выгоды от работы по движению к соответствию стандарту включают в себя:

  • Повышение доходов, производительности и рентабельности. Квалифицированные и мотивированные люди работают лучше и лучше. Производительность повышается.
  • Снижение затрат и потерь. Квалифицированные и мотивированные люди постоянно контролируют свою работу, чтобы выявить возможности по снижению издержек и потерь.
  • Повышение качества инвестирования в людей значительно улучшает результаты программ по качеству. Инвесторы в людей добавляют себе значительную ценность стандартами BS 5750, ISO 9000 и др.
  • Повышение мотивации за счет совершенствования личного развития и признания достижений. Это приводит к укреплению морального духа, сокращения прогулов, более позитивного принятия изменений и идентификации с организацией за пределами работы.
  • Удовлетворение потребностей клиентов. Инвестирование в людей имеет ключевое значение для того, чтобы сориентировать сотрудников на клиентов. Таким образом, это позволяет организации эффективно удовлетворять потребности клиентов в получении прибыли.
  • Общественное признание. Статус Инвестора в людей приносит общественное признание реальных достижений в соответствии со строгими национальными стандартами. Будучи Инвестором в людей, организация привлекает больше потенциальных работников. Также это может послужить стимулом для клиентов выбрать конкретные товары и услуги.
  • Конкурентные преимущества за счет повышения эффективности. Такие организации получают конкурентное преимущество.

Статья подготовлена Андреем Гариным
по материалам зарубежных изданий
http://www.сайт/

Работа в любой компании – это работа в команде . Но, к сожалению, нередко в коллективах происходят конфликты. Эти конфликты, несомненно, можно решить – в наши дни предлагается немало способов для налаживания отношений в рабочем коллективе. Но не все эти методы действенны. Командообразование и игры считаются одним из самых эффективных способов. Ведь именно в нестандартных ситуациях люди легче сближаются.
«Команда – это единый организм, объединяющий индивидуальности. В одиночку вы можете многое, вместе вы можете все!» Процесс создания и поддержки команды – это и есть сам смысл тренинга командообразования (корпоративных тренингов).

Корпоративные тренинги зарекомендовали себя как формула решения многих ситуаций, возникающих в организации работы с персоналом компании. Корпоративный тренинг позволяет увеличить продуктивность работы коллектива за счет повышения мотивации сотрудников, улучшения качества вырабатываемых ими решений и совершенствования взаимодействия в процессе работы. Корпоративное командообразование – это не только тренинг, но и совмещение оригинальных учебных занятий с отдыхом. Корпоративные тренинги командообразования помогут наладить отношения и искоренить многие проблемы в любом коллективе. Корпоративный тренинг по тимбилдингу наиболее эффективен, если:

  • Необходимо научить сотрудников работать слаженно и согласованно.
  • В компании происходят крупные реорганизации, слияния, набор или сокращение персонала.
  • Вам нужно наладить коммуникации между центральным офисом и регионами, между отделами или специалистами одного подразделения.
  • Необходимо разрешение конфликта руководителей и подчиненных в компании.
  • Нужно поддержать дружеские отношения в коллективе, дать возможность участникам узнать друг друга в неформальной обстановке.
  • В компании много новых сотрудников и их нужно адаптировать к сложившемуся коллективу.
  • Во время конференции или стратегической сессии, когда необходимо сделать общение участников более свободным, повысить атмосферу доверия в коллективе.

Основные аспекты понятия “команда”.

Команда – это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества (High PerformanceTeam).

Рабочая группа 1+1=2

Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. Они используют общую информация, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.

Потенциальная команда 1+1=2

Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду. Основными условиями будут выступать:

  • количество участников (6 – 12)
  • наличие ясной цели и задач
  • совместный подход к их достижению.

Что касается псевдокоманды, то обычно она создается по необходимости или представленной возможности, но в ней не создается условий для командного взаимодействия, не делается упор на разработку общих целей. Такие группы, даже если и называют себя командой, самые слабые с точки зрения влиятельности их деятельности.

Реальная команда 1+1=3

СПРАВКА: Фасилитация – высоко профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

В ходе своего развития (естественного или специально фасилитированного) члены команды становятся решительными, открытыми, преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера взаимодействия в группе на другие группы и организацию в целом.

Команда высшего качества 1+1+1=9

Не все команды достигают этого уровня – когда они превосходят все ожидания и обладают высоким уровнем влиятельности на окружение.

Такая команда характеризуется:

  • высоким уровнем навыков командной работы;
  • разделением лидерства, ротацией ролей;
  • высоким уровнем энергетики;
  • своими собственными правилами и нормами (что может быть проблематичным для организации);
  • заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга.

Атрибуты команды высшего качества:

  • общее видение, придающее значение выполняемой деятельности;
  • способность действовать в жестких временных рамках;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • деятельность за границами “зоны комфорта”;
  • периодические проверки качества работы;
  • общая вовлеченность;
  • самостоятельная разработка путей достижения цели и совместное празднование успехов на пути к достижению цели.

Как создать эффективную команду?

Команду можно определить по ряду признаков, основными из которых являются следующие:

  • Она состоит из двух или более человек.
  • Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей.
  • Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов.
  • Для команды характерны сложившиеся связи: как внутренние, так и внешние – то есть связи с другими командами и группами.
  • Команда имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач.
  • Команда периодически оценивает свою эффективность.

Варианты работы в группах и командах

Предпочтительнее работа в одиночку или в группах: Предпочтительнее работа в командах:
Для решения простых задач или «головоломок» Для решения сложных задач или проблем
Когда кооперация удовлетворительна Когда для решения необходим консенсус
Когда разнообразие мнений ограничено Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
Когда задачу необходимо решить срочно Когда необходима высокая самоотдача
Когда достаточно узкого диапазона компетентности Когда требуется широкий диапазон компетентности
При наличии неустранимого конфликта интересов участников При возможности реализации целей членов команды
Когда организация предпочитает работу с частными лицами Когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии
Когда необходим оптимальный результат Когда необходим разносторонний подход

На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно слаженный коллектив.

Действия, необходимые для построения команды

Чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования необходимо осуществить ряд действий:

  • отобрать подходящих сотрудников;
  • отрегулировать численность команды;
  • совместно определить цели и задачи;
  • объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;
  • договориться о групповых нормах;
  • помочь членам команды лучше узнать друг друга;
  • обучить членов команды;
  • установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
  • обеспечить поддержание командного духа;
  • заменять членов команды, которые не захотят или не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии со стандартами и согласованными правилами.

Важнейшие этапы этого процесса.

  1. Отбор подходящих сотрудников.

Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого, определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.

  1. Регулирование численности команды.

Какова оптимальная численность команды? Этот простой вопрос указывает на одну из первоочередных проблем, которая возникает при создании команды. Наиболее разумно было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако настолько большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи. Разумеется, не всегда вы можете действовать свободно, и не всегда у вас будет возможность начинать формирование команды с нуля. Проще всего работать в команде, состоящей из двух человек, ввиду простоты общения. В более крупных командах люди стремятся к неупорядоченным коммуникациям, что ведет к дезорганизации и появлению ощущения, что много времени тратится впустую. С увеличением численности команды еще быстрее растет число взаимодействий между ее членами, что подтверждается простым математическим соотношением: число возможных персональных взаимодействий между n членами равно n х (n- 1) / 2.

Например: из 10 членов команды вычитаем 1, умножаем на 10 равно 90, делим на 2 равно 45 взаимоотношений. Если иметь в виду, что каждое взаимодействие содержит потенциальный конфликт между его участниками, с увеличением команды становится очевидной большая предрасположенность к организационным трудностям. Это особенно заметно в командах, состоящих из 12 и более человек, в которых прогрессивно растут потери времени и падает эффективность использования квалификации участников. Если в вашей команде более 12 человек и это нельзя изменить, целесообразно перегруппировать ее, разбив на подгруппы и поручив каждой из них выполнять часть общей задачи, стоящей перед командой.

  1. Четкая постановка целей и задач.

Для эффективной работы команды все ее члены должны знать о связях между целями, методами работы и задачами. Цели должны быть четкими, сфокусированными и должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху. Формирование целей должно осуществляться самими участниками, и неважно, на каком уровне это происходит – персональном, командном или на уровне организации. Эти цели должны составлять продуманную и реальную основу для задач и методов, а не быть простым перечнем предписаний, логически следующих из профиля организации. Для четкой постановки и решения задач командой необходимо учитывать многообразие ожиданий (часто противоречивых), обеспечиваемых целями команды.

Следует подумать также о дилеммах, связанных с целями. Например, о том, что, с одной стороны, круг проблем должен быть четким, а с другой – что для адаптации к меняющимся обстоятельствам необходимы гибкость и изменчивость. Трудно ожидать, что цели всегда будут четко определены. Социальные, экономические и политические факторы могут вызывать внезапные изменения или постоянно и беспощадно принуждать организации к изменениям. Цели команды должны стать фундаментом ее деятельности, однако значительные внешние изменения могут привести к их пересмотру. Следует помнить, что каждый член команды имеет свои индивидуальные цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся целям команды, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-то личным причинам – например, желая заработать денег или построить карьеру. Поэтому решающим моментом в постановке целей и основной областью управления командой является: предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями. Для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке и принимались или хотя бы понимались членами команды и руководителями высокого уровня как внутри, так и вне организации.

Эффективность команды

Невозможно сформулировать полный и категорический набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды сложнее.

Однако можно выделить основные элементы эффективной работы команды:

  • удовлетворение личных интересов членов команды;
  • успешное взаимодействие в команде;
  • решение поставленных перед командой задач.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что хорошо организованной командной работы можно достичь при соблюдении следующих условий:

  • Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели.
  • Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
  • Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
  • Открытое общение: приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т. д.
  • Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут, и могут самостоятельно контролировать свою деятельность.
  • Конфликт понимается как нормальное событие и рассматривается, как возможность решить проблемы. Проблемы, если они вынесены на открытое обсуждение, могут быть решены до того, как станут разрушительными.
  • Поддерживается баланс между производительностью команды и удовлетворением потребностей отдельных членов.
  • Команда в целом и индивидуальные участники поощряются за результаты и старание.
  • Приветствуется, когда участники пробуют свои возможности и предлагают новые идеи.
  • Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.

Формирование эффективной команды

Программа формирования эффективной команды призвана сформировать из сотрудников – настоящую команду. Технология построения программы учитывает законы развития групповой динамики малых групп, это предполагает как определенную последовательность упражнений, так и регулировку сложности заданий. Благодаря такому подходу, участникам предоставляется максимум возможностей для раскрытия и проявления своих личностных и организаторских качеств.

В процессе выполнения упражнений – в игровой, моделирующей форме отрабатываются различные аспекты внутригруппового взаимодействия:

  • распределение ролей;
  • выработка совместного решения;
  • ответственность в команде;
  • движение к общей цели;
  • лидерство;
  • поддержка в команде;
  • принятие решения в условиях ограниченного времени и т.д.

Отличительная черта программы: акцент в программе ставится на глубоком анализе полученного опыта и применении полученных навыков в реальных рабочих ситуациях.

Программу формирования эффективной команды рекомендуется проводить для достижения следующих целей:

  • Выработка эффективных способов взаимодействия в команде;
  • Решение коммуникативных проблем внутри коллектива;
  • Анализ и решение конфликтных ситуаций;
  • Эффективное распределение ролей и ответственности в команде;
  • Выявление лидеров, кадрового потенциала в коллективе.

Цели эффективной команды

Поскольку цели являются основной составляющей организации, вопрос в том, какие цели ставит перед собой эффективная команда.

Такая команда ставит перед собой цель эффективно действовать на пяти уровнях:

  • межличностном (взаимодействие членов команды);
  • управленческом (работа с менеджерами);
  • социальном (межгрупповом);
  • организационном (как продуктивная часть организации);
  • личном (понимание, мотивация, личностный рост).

Существует пять целей, достижение которых обеспечивает создание эффективной команды:

  1. Прояснить и согласовать обязанности каждого.
  2. Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию как на внутрикомандном, так и на межкомандном уровнях.
  3. Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности.
  4. Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач.
  5. Задавать стандарты качества.

Как выбрать программу командообразования (тимбилдинг)?

Безусловно, определяющим фактором при выборе программы командообразования является цель мероприятия. Цель мероприятия задает формат, в котором будет проводиться вся программа. Если перед вами стоит такая важная задача как глубокий, серьезный анализ внутрикомандных отношений, улучшение бизнес – коммуникаций, формирования общего видения целей и ценностей, тогда необходимо использовать формат бизнес тренинга (раздел «Стратегическое командообразование»).

Часто цель программы командообразования – сплочение, неформальное общение, поднятие командного духа и отдых. В таком случае, больше подойдут активные командные игры, дарящие заряд позитива и хорошего настроения. Если перед вами стоит задача развития творческих способностей, поиска нестандартных путей решения задач, самовыражение – творческие программы идеально подходят для этого.

Конечно, в рамках одного мероприятии можно соединить несколько целей. Например, часть программы тимбилдинга может быть посвящена выработке миссии и общему видению целей, другая часть программы командообразования – активному отдыху и поднятию командного духа; ну и конечно, не забываем про праздничную часть с барбекю и зажигательной музыкой. Подробнее о разделах командообразования мы поговорим в следующем пункте «Корпоративный отдых».

Это упражнение достаточно сложное и требует существенных временных затрат. В разных группах время выполнения упражнения может быть разным. Это зависит от того, насколько серьезно команда воспримет поставленную задачу и насколько высок уровень ответственности за команду в целом у каждого отдельного ее члена.

Теоретическое обоснование и подробное описание процедуры упражнения вы можете найти в книге Клауса Фопеля «Команда. Консультирование и тренинг организаций»40.

Во вступительном слове ведущему нужно обязательно подчеркнуть, что данное упражнение не является еще одной игрой на командное взаимодействие, что в нем акцент в первую очередь делается на содержательной стороне командной работы. Участники должны почувствовать свою ответственность за все происходящее в команде, начиная от определения ее целей и заканчивая анализом достигнутых результатов. Эта ответственность предполагает, что каждый участник открыто выражает свое личное мнение по поводу различных аспектов командной работы и что он имеет право требовать, чтобы это мнение учитывалось. Конечно, в уп ражнении не ставится цели отстоять именно свою точку зрения - команда должна договориться, но так, чтобы каждый чувствовал свой вклад в общее решение, ощущал, что его голос был услышан.

Для этого упражнения потребуются большой лист бумаги размерами примерно 1 метр на 3 метра, фломастеры и ручки для каждого участника. В центре листа рисуется прямоугольник 50 на 80 см. Задача, которую нужно решить участникам очень проста и сложна одновременно. Им необходимо сформулировать цель своей команды, причем эта цель должна быть максимально приближена к действительности, то есть игровой момент сводится к минимуму.

Отметим, что упражнение будет по-разному проходить в зависимости от того, в каких условиях проводится тренинг. Если группа собрана из людей, не взаимодействующих друг с другом в процессе своей трудовой деятельности, то «цель команды» для них будет заключаться в том, ради чего они пришли на тренинг и чего все вместе хотят достигнуть к его окончанию.

Если тренинг проводится в конкретной организации и участники являются членами одной команды (или должны таковыми стать), то они формулируют цель, которая стоит перед ними в их работе. Здесь нужно подчеркнуть, что цель команды как саморазвивающейся структуры и задачи, которые перед ней ставит руководство, - это несколько азные вещи. Цитируя К. Фопеля, можно сказать, что «ко- манда всегда находится в процессе уточнения собственной цели» (с. 234). Эту цель, какой ее видят участники в данный момент, и нужно сформулировать.

Соль игры состоит в том, что в ее процессе участникам нельзя разговаривать. Они могут делать схематические рисунки, записывать отдельные слова или предложения, выражать свое мнение с помощью жестов, но исключается возможность дискуссии в обычном ее понимании. Заканчивается игра тогда, когда участники приходят к общему видению своей цели и записывают ее в прямоугольнике, начерченном в центре листа.

Важный этап упражнения - подведение итогов. В какой степени команда справилась с поставленной задачей, говорит то, насколько каждый ощущает свой вклад в общее решение и насколько каждый согласен с записанной целью. Чтобы оценить это, ведущий проводит дискуссию, задавая участникам следующие вопросы: ?

Чувствует ли каждый член команды свою ответственность за результаты работы?

Сформулирована ли сейчас ясная цель, которая вдох новляет всех участников?

Были ли в процессе игры случаи конструктивного использования различий во мнениях?

Как это происходило, какие эмоции вызывало?

Есть ли члены команды, которые ощущают, что решение по большому счету, было принято без них? Если да, то почему это произошло?

Считают ли члены команды, что кто-то самоустранялся не участвовал в полной мере в решении задачи?

Какие чувства испытывают участники в данный момент?

Еще по теме «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ КОМАНДЫ»:

  1. § 7. Цель и побудительная причина договора. - Обязательства без цели. - Простое сознание долга. - Мнимая цель. - Цель запрещенная. - О значении запрещенной цели по русскому закону. - Уничтожение договора с запрещенною целью и последствия уничтожения