Сверхъестественные способности (сиддхи). Сиддхи — мистические способности йогов

СИДДХИ – мистические способности, проявляющиеся у человека в ходе духовного развития.

В Бхагават- гите Вьясадева дает секретарю сына, Санджайе, способность видеть на расстоянии, не утомляясь и не испытывая ни голода, ни жажды и слышать все диалоги, знать все мысли, которые возникают у воинов на поле боя Курукшетра. Такое явление называется гуру-сиддха, ученик передает слова своего учителя без искажений. Эта сиддха приводит к тому, что сердце слушающего начинает меняться. Сам изначальный звук проникает в тело говорящего через Аджна-чакру и выходит через звук.В мантра-шастре говориться что, состояния гуру-сиддха можно достигнуть через мантра-сидху (совершенство в определенной мантре или мантре панчаратрики), повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре. Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, – повторив ее 18000 раз; в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, – повторив ее 24,000 раз и т.д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав только Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу.
Достичь мантра-сиддхи значит, что человек обретает совершенство в определенной мантре и быстро получает блага или плоды этой мантры. В основном «сиддхи» означает достижение того, что предлагает мантра. Например, Хануман мантра-сиддхи дает даршан Ханумана и такие благословения как сила. В Брахманда Пуране приводится другой пример мантра-сиддхи: «Повторение Нрисимха Кавачи 32000 раз с чистым сердцем дарует самое благоприятное из всех благоприятных вещей. Материальное наслаждение и освобождение считаются уже доступными такой личности». Сам Господь Брахма сам достиг совершенства мантра-сиддхи, прочитав Гопала-мантру тысячи раз, далее, в трансе медитации, Брахма увидел Господа Говинду и духовный мир Голока Вриндаваны.

Основные сиддхи:
анима — становиться меньше наименьшего;
махима — больше наибольшего;
лагхима — легче наилегчайшего;
прапти — получать желаемое;
ишитва — создавать что-либо необычное или разрушать одним усилием воли;
пракамйа — исполнять любые желания
вашитва — управлять всеми материальными элементами;
камавасайита — быть способным творить невозможное.
Второстепенные сиддхи:
анурмиматтвам — невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
дурашравана — возможность слышать на очень далеком расстоянии;
дурадаршанам — возможность видеть на очень далеком расстоянии;
маноджавах — передвигаться со скоростью света;
паракайаправешанам — внедряться в тела других живых существ;
сваччханда мритйу — способность умереть по своему желанию;
деванам сахакридадаршанам быть очевидцем игр полубогов и апсар;
санкалпа самсиддхи — максимально использовать свою решимость;
апратихатагатих — беспрепятственно повелевать другими;
камарупам — принимать любую желаемую форму;
акаша-прадип — возможность греться от любого источника тепла, удаленного на любое расстояние.

Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.
Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА – стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.
Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии. В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде – йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи) становиться легче воздуха и, ходить по воде. Иисус умножал хлеб и рыбу – йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт — сиддхи). Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном – йоги тоже способны были уменьшаться до самых маленьких размеров (анима-сиддхи), чтобы спастись от демонов.
Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре, и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.

Положение, в котором находится живое существо, связано также с его сенсорными возможностями. Любой человек, который находится в материальном мире, некогда обладал и может обладать восьмью основными мистическими совершенствами. Что такое мистические совершенства? Это, как мы говорим, сенсорные, экстрасенсорные совершенства: гипноз, телепатия, знать прошлое, настоящее, будущее и т. п. Есть разные способности. Например, по предмету можно узнать всю судьбу человека, по фотографии вылечить или, наоборот, убить. Есть разные возможности, и все это реальность. Они действуют. Сейчас в США рассматривают проект закона об астральном преступлении, то есть, в уголовном порядке будут наказываться люди, которые заказывают кого-то астральным киллерам. Можно, в самом деле, на астральном плане убить любого человека. Поскольку люди лишены знания о том, что есть другие миры, другие проекции, через которые можно воздействовать, то они даже не знают, от чего умирает человек и что его можно убить на астральном плане. Нанимается киллер, платятся деньги, на астральном плане он приходит во сне и убивает человека. Никакого состава преступления на материальном уровне. Просто у человека во сне остановилось сердце. Американцы в своих научных исследованиях полностью это подтвердили и, более того, даже решили ввести в уголовный кодекс статью за это. Есть специалисты, которые разбираются в том, как найти таких преступников. Они тоже обладают определенными способностями.

Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств. Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными. 94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист. Асур – это и есть демон. Безбожие – это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.

Будьте осторожны! Увлечение сиддхами приводит к остановке на пути духовного развития!

Сиддхи - чудесные мистические силы, сверхъестественные способности. О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса.
Сиддхи - мистические способности, проявляющиеся у человека в ходе духовного развития.
В Бхагават-гите Вьясадева дает секретарю сына, Санджайе, способность видеть на расстоянии, не утомляясь и не испытывая ни голода, ни жажды и слышать все диалоги, знать все мысли, которые возникают у воинов на поле боя Курукшетра.

Такое явление называется гуру-сиддха , ученик передает слова своего учителя без искажений. Эта сиддха приводит к тому, что сердце слушающего начинает меняться. Сам изначальный звук проникает в тело говорящего через Аджна-чакру и выходит через звук. В мантра-шастре говориться что, состояния гуру-сиддха можно достигнуть через мантра-сидху (совершенство в определенной мантре или мантре панчаратрики), повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре. Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, - повторив ее 18000 раз; в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, - повторив ее 24,000 раз и т.д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав только Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу .
Достичь мантра-сиддхи значит, что человек обретает совершенство в определенной мантре и быстро получает блага или плоды этой мантры. В основном “сиддхи” означает достижение того, что предлагает мантра. Например, Хануман мантра-сиддхи дает даршан Ханумана и такие благословения как сила. В Брахманда Пуране приводится другой пример мантра-сиддхи: “Повторение Нрисимха Кавачи 32000 раз с чистым сердцем дарует самое благоприятное из всех благоприятных вещей. Материальное наслаждение и освобождение считаются уже доступными такой личности”. Сам Господь Брахма достиг совершенства мантра-сиддхи, прочитав Гопала-мантру тысячи раз, далее, в трансе медитации, Брахма увидел Господа Говинду и духовный мир Голока Вриндаваны.
«Восемь сиддх
Возможность становиться маленьким как атом;
возможность становиться большим как космос;
возможность становиться тяжелым как гора;
возможность становиться легким как воздух;
возможность принимать любой облик
и входить в различные тела живых существ;
возможность становиться невидимым
и проходить через различные преграды;
возможность обладать
мастерством высшего знания,
понимая каждое живое существо, зная о нем все;
возможность пребывать вечно молодым,
сияющим как огонь, не зная старения и времени.
Это восемь великих сиддх».
Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)
Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:
1. Анима - способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.
2. Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.
3. Гарима - способность стать тяжелым и твердым как гора.
4. Лагхима - дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.
5. Прапти - получать желаемое. Сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.
6. Пракамья - сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.
7. Ишитва - создавать что-либо необычное или разрушать одним усилием воли, влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;
8. Вашитва - управлять всеми материальными элементами, влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.
Второстепенные сиддхи:
анурмиматтвам - невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
дурашравана - возможность слышать на очень далеком расстоянии;
дурадаршанам - возможность видеть на очень далеком расстоянии;
маноджавах - передвигаться со скоростью света;
паракайаправешанам - внедряться в тела других живых существ;
сваччханда мритйу - способность умереть по своему желанию;
деванам сахакридадаршанам быть очевидцем игр полубогов и апсар;
санкалпа самсиддхи - максимально использовать свою решимость;
апратихатагатих - беспрепятственно повелевать другими;
камарупам - принимать любую желаемую форму;
акаша-прадип - возможность греться от любого источника тепла, удаленного на любое расстояние.
Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.
Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА - стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.
Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии. В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде - йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи ) становиться легче воздуха и, ходить по воде.

Иисус умножал хлеб и рыбу - йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи ) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт - сиддхи ).

Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном - йоги тоже способны были уменьшаться до самых маленьких размеров (анима-сиддхи ), чтобы спастись от демонов.Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре , и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.
Положение, в котором находится живое существо, связано также с его сенсорными возможностями. Любой человек, который находится в материальном мире, некогда обладал и может обладать восьмью основными мистическими совершенствами. Что такое мистические совершенства? Это, как мы говорим, сенсорные, экстрасенсорные совершенства: гипноз, телепатия, знать прошлое, настоящее, будущее и т. п. Есть разные способности. Например, по предмету можно узнать всю судьбу человека, по фотографии вылечить или, наоборот, убить. Есть разные возможности, и все это реальность. Они действуют. Сейчас в США рассматривают проект закона об астральном преступлении, то есть, в уголовном порядке будут наказываться люди, которые заказывают кого-то астральным киллерам. Можно, в самом деле, на астральном плане убить любого человека. Поскольку люди лишены знания о том, что есть другие миры, другие проекции, через которые можно воздействовать, то они даже не знают, от чего умирает человек и что его можно убить на астральном плане. Нанимается киллер, платятся деньги, на астральном плане он приходит во сне и убивает человека. Никакого состава преступления на материальном уровне. Просто у человека во сне остановилось сердце. Американцы в своих научных исследованиях полностью это подтвердили и, более того, даже решили ввести в уголовный кодекс статью за это. Есть специалисты, которые разбираются в том, как найти таких преступников. Они тоже обладают определенными способностями.
Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств. Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными. 94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист. Асур - это и есть демон. Безбожие - это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.
Истинный святой (сиддха, садху) не совершает актов психического насилия над живыми существами , если это не вызвано необходимостью защиты от агрессивных сил. Если же сиддха и проявляет такие сверхспособности как "обворожение" (мохана, акаршана ), удержание под собственным контролем (вашитва ) и т.п., то, во-первых, он почти никогда не стремится к известности таких действий, а наоборот, держит это в тайне от непосвященных. Сиддха находится во внутреннем состоянии покоя и лишен каких-либо амбициозных или тщеславных побуждений. Во-вторых, сиддха владеет ключом от двери освобождения, и все его тело пропитано нектаром высшего состояния, ибо он уже искупался в священных водах бессмертия, океане сат-чит-ананда , поэтому те, на кого он воздействует тем или иным образом, действительно получают несомненное благо, то есть реально приближаются к объективному высшему состоянию.
Индивидуальная душа (джива ) по своей природе свободна, блаженна, не ограничена ничем и обладает полнотой сиддх. Только с помощью собственных усилий, при поддержке и наставлениях гуру и по милости Всевышнего можно вернуться в свое изначальное состояние, достичь раскрытия всех сиддх и получить наивысшее из них — состояние абсолютной свободы (мукти ), определяемое как вечное разумное блаженство (сат-чит-ананда ).


Сиддхи - это сверхъестественные способности, которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики.

Йога, овладевшего сиддхами называют сиддхой. В тантризме сиддха - учитель высокой степени посвящения. Асиддха - профан, дилетант, несовершенный.

Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики, но существуют также специальные техники для развития той или иной способности. Духовные Учителя постоянно предостерегают об опасности злоупотребления сиддхами и указывают на то, что Богопостижение (просветление) гораздо важнее.

Увлечение сиддхами отвлекает адепта от основной цели. В буддизме считается, что многие будды и бодхисаттвы обладают способностями ясновидения, яснослышания, они могут не гореть в огне, читать мысли других людей, помнить о прошлых рождениях и т.д.

Утверждают, что Будда владел всеми сиддхами, но избегал их применения.

Виды сиддх

В литературе упоминается восемьдесят четыре и более сверхъестественных способностей.

Основными считают ясновидение (авадхи, дивья-чакшу), яснослышание (дивья-шротра), способность вызывать к себе симпатию (акристи), уменьшение до исчезающе малых размеров (анима), невидимость (антардхана), власть над силами природы и живыми существами (вашита, вашитва), гениальность (викаранадхармитва), увеличение тяжести тела (гарима), могущество (ишитва) управление своими страстями (камавашайта), изменение формы (камарупитва), всезнание (кевала), переселение души в другое тело (крамана), способность летать (кхекара), уменьшение веса тела (лагхима) телепатию или чтение чужих мыслей (мана-парьяя, парачитта-джняна), расширение (махима), гипноз (мохана), перемещение со скоростью мысли (манодживита), исполнение желаний (пракамья), способность помнить о прошлых рождениях (пурва-ниваса-анусмрити), способность вызывать паралич (стамбхана) у нападающих. К сиддхам относят нестарение, предсказание будущего, исцеление наложением рук, влияние на чужие мысли, хождение по воде, по горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, разгонять тучи, понимать язык животных, оживлять мертвых, останавливать и запускать свое сердце, выживать при затоплении водой, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д.

Большие и малые сиддхи

Большие Сиддхи

Сложившийся Пурна йог на пути Кундалини Йоги обладает восемью большими Сиддхи: Анима, Махима, Лягхима, Гарима, Прапти, Пракамья, Вашитвам и Ишитвам.

1. Анима: Йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.

2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.

3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Плявини Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.
4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.

5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.

6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумуляр из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.

7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.

8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым.

Малые Сиддхи

Йог получает также следующие малые Сиддхи:

1. Освобождение от голода и жажды.

2. Освобождение от воздействия жары и холода.

3. Свободу от Рага-Двеши.

4. Дура Даршана, ясновидение или Дурадришти.

5. Дура Шраван, яснослышание или Дура Шрути и Дура Правачана.

6. Мано Джая, контроль ума.

7. Кама Рупа: Йог может принять любую форму, какую пожелает.

8. Паракая Правеша: он может войти в другое тело, может оживить мёртвое тело и войти в него, перенося свою душу.

9. Иччха Мритью: смерть по собственной воле.

10. Дэванам Саха Крида и Даршана: игра с Дэвами после видения их.

11. Ятха Санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.

12. Трикаля Джнана: знание прошлого, настоящего и будущего.

13. Адвандва: находиться вне пар противоположностей.

14. Вак Сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.

15. Йог может превратить обычный металл в золото.

16. Кая Вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни.

17. Дардури Сиддхи: прыгающая сила лягушки.

18. Паталя Сиддхи: Йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.

19. Он обретает знание своей прошлой жизни.

20. Он получает знания о созвездиях и планетах.

21. Он получает силу постижения Сиддх.

22. Он овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).

23. Камачари: он может перемещаться в любое место, куда пожелает.

24. Он становится всемогущим и всеведущим.

25. Ваю Сиддхи: Йог отрывается от земли и поднимается в воздух.

26. Он может указать место, где спрятаны сокровища.

Сила йога

Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой.

Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы.

Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств.

Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле.

Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь.

Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.

Шри Свами Шивананда Сарасвати - КУНДАЛИНИ ЙОГА.

***********
НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ - Сиддхи

Верить или нет рассказам о необычных способностях Индийских йогов?

Недавно ученым из Центра биомедицинской радиоэлектроники Российской академии наук повезло. Они побывали в Индии по приглашению главы департамента йогонауки Курувери Кришны Бхата и обследовали йогов на наличие у них сверхъестественных способностей. Работали с помощью своего портативного прибора - компьютерного термографа ИРТИС, позволяющего получать инфракрасные изображения людей, да и любых объектов в режиме реального времени. На экране прибора появляется картинка, окрашенная в разные цвета - светлые соответствуют более горячим участкам обследуемого объекта, темные - тем, которые нагреты хуже.

Подтвержденные способности

Подъем температуры тела

Мы наблюдали за феноменом, известным у йогов как «тум-мо», или «искусство внутреннего огня», - способность к саморазогреванию, - объясняет один из создателей ИРТИСа Михаил Щербаков. - Особо продвинутые в этом деле йоги способны в легкой одежде переносить самые лютые морозы. И даже соревнуются друг с другом, высушивая на собственных телах мокрые простыни. Побеждает тот, у кого «радиатор» просушит белье быстрее. В ходе экспериментов десять подопытных йогов поднимали температуру кожи на восемь градусов. И поддерживали внутренний жар несколько часов подряд. Это факт. Их тела действительно нагревались - наши приборы зафиксировали значительную разницу температур.

Транс и локализация "третьего глаза".

Российским ученым показали, как йог впадает в транс. К примеру, он принимает позу лотоса и делает бхастрику - быстро-быстро дышит носом, попеременно зажимая то левую, то правую ноздрю. Или медитирует, издавая долгий утробно-носовой звук «о-о-м-м-м», раскачиваясь при этом из стороны в сторону. И... засыпает. Наступление сна подтверждают особые датчики, прикрепленные к голове и рукам подопытного.

Щербаков обследовал за время поездки несколько десятков йогов. Отнюдь не все оказались сильно «продвинутыми». Некоторым и пяти минут было мало, чтобы заснуть. Но все демонстрировали одинаково повышенную активность между глаз. Усилием воли входили в крайнюю степень релаксации после того, как во лбу разгоралась «звезда».

На снимках, полученных с помощью компьютерного термографа, хорошо видно, что у засыпающего йога резко начинает падать температура щитовидной железы, - продолжает Михаил. - А область лица между глаз, наоборот, разогревается. Прямо пылает, излучая тепловую энергию.

Может, это тот самый «третий глаз» и есть, в существование которого верят мистики?
- Научные исследования мозга пока не привели к открытию каких-то новых органов, прежде не известных, - отвечает Щербаков. - Мы же просто обратили внимание на необычно теплое пятно. И одновременно зафиксировали, что энергоотдача от всего тела у йога понижается. Кожа холодеет на несколько градусов.

Эксперименты закончились тем, что индусы засекретили результаты и уничтожили из памяти компьютера почти все полученные изображения - публикуемые ныне сохранились случайно. Прибор купили, обучились на нем работать. И, похоже, увезли куда-то в горы. Потому что интересовались, как томограф ведет себя при низких температурах и давлении. Возможно, там - вдали от цивилизации - специалисты будут исследовать по-настоящему сверхъестественные способности...

Существует ли левитация и другие чудеса?

Если ученые стали свидетелями хоть каких-то, пусть даже «простеньких» чудес из арсенала йогов, относящихся к умению управлять собственным телом, почему бы не существовать и другим - более изощренным? Например, левитации - способности воспарять над землей, как бы теряя вес собственного тела. Или лун-гом-по - умению бегать по глубокому снегу со скоростью около километра в минуту. Вдруг и это не сказки? И не фокусы?

В прошлом году на фестивале йоги в Аллахабаде (Индия) этот садху держал голову в песке 1 час 35 минут. Говорят, что есть йоги, умеющие задерживать дыхание на срок до 5 часов.

Английский исследователь Питер Планкетт уверяет, что лично наблюдал левитацию в Южной Индии в 1936 году. Йог горизонтально висел в воздухе на высоте метра. А потом стал медленно опускаться и достиг поверхности примерно за 5 минут.

Авторитетный ученый Александра Давид-Неэль видела на Тибете в начале века монаха, который бежал, по ее словам, почти не касаясь ногами снега. И оставлял еле заметные следы. Были сообщения и о йогах, которых на две-три недели закапывают с головой в землю.

Правда, все эти сведения отрывочны и не зафиксированы на кино- или видеопленку, а потому считаются недостоверными. Только не для наших путешественников Каруна с Али. Они и на слово верят.

Левитация сама по себе не является целью йоги, - пожимает плечами Каруна. - Это побочный эффект практики. В классической йоге есть поза лотоса, садясь в которую адепт попадает в поле наименьшего влияния сил притяжения земли. В этой позе позвоночник находится в прямом состоянии, что позволяет легко балансировать энергетическим потокам внутри тела. Область пупка становится центром тяжести всего тела. Йог приводит в баланс свой ум, свободный от убеждений и мыслей, интегрирует его с центром тяжести - тут и начинаются чудеса! Опытный человек может подняться над законами физического мира. Не верите? Да воздастся вам по вашей вере. Мы сами творим законы, верим в них, и они подтверждают наши убеждения.

Каруна, а ты сам видел левитацию?

Сам не видел. Но я знал одного человека, который поставил своей целью парить над землей. На это ушло около двадцати лет. Больше он ничего не добился, лишь истощил свое тело и вскоре умер. Левитация является большим соблазном на пути самореализации. Человек, вышедший из законов физического мира, может стать жертвой своего тщеславия, застрять на этом уровне и сбиться с истинного пути.

Сиддхи в индуистской, джайнской, буддистской (ваджраяны) традициях и литературе по йоге - сверхъестественные силы разума, проявляющиеся в отношении мира, способность творить чудеса. Примеры сиддхов - ясновидение, яснослышание, телепатия, осведомленность о будущем и прошлом, левитация, совершенная интуиция, способность быстро перемещаться на любые расстояния (телепортация), становиться бесконечно малым или большим, очень легким или тяжелым, делаться невидимым, обходиться без сна, задерживать дыхание и сердцебиение неделями, месяцами и годами, являть себя одновременно в двух и более местах, лечить неизлечимые болезни, воскрешать умерших, материализовывать предметы, направлять события в нужное русло (достигать желаемого силой мысли), подчинять себе время и т.д.
Другое значение сиддхов - разумные существа, которые обладали врожденными силами-сиддхами или, в более широком смысле, приобретали силы-сиддхи путем длительных тренировок

Основные силы – сиддхи


По существу, силы - сиддхи представляют собой высшие степени посвящения, которого могут достичь в результате многолетних тренировок йоги.
и духовные учителя не рекомендовали йогу намеренно преследовать эти силы и предостерегали об опасности злоупотребления сиддхами; наоборот, интерес к ним рассматривался как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к Считается, что сиддхи вырабатываются естественным образом, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, - адепт способен тогда использовать их при необходимости.

Без практики восьми аспектов йоги (воздержания, обряды, положения или позы медитации, управление дыханием в медитации, отстраненность от внешних ощущений ("пратьяхара"), концентрация ("дхарана"), медитация и созерцание) любая из достигнутых сил - сиддхов будет функционировать только на низших уровнях. Например, при отсутствии отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (воздержанием) йоги, силы - сиддхи способны вовлечь человека в практики черной магии.

Известный специалист-индолог профессор Р.Л. Томпсон приводит перечень основных сил - сиддх, дошедших до нас из Вед:

Общение без слов на уровне сознания и чтение мыслей;

Способность видеть и слышать на огромном расстоянии;

- лагхима-сиддхи: способность к левитации или антигравитации. Сюда входит также и умение создавать громадный вес;

- анима - и махима-сиддхи : способность изменять размер предметов или живых существ, не разрушая их строения;

- прати-сиддхи : способность передвигать предметы с одного места на другое, не пересекая при этом разделяющего их пространства. Эта сила связана со способностью путешествовать по параллельным, находящихся в более высоких измерениях мирам;

Способность перемещать предметы непосредственно по эфиру. При таком способе путешествий, называемом вихайяса , плотные физические препятствия не создают никаких помех. Есть также способ, называемый мано-джава , при котором сознание прямо переносит тело в отдаленную точку;

- вашита-сиддхи: способность гипнотического управления на большом расстоянии. Ведические предания подчеркивают, что эту силу можно использовать, чтобы издали воздействовать на мысли людей;

- антардхана, или невидимость;

Способность принимать различные формы или создавать иллюзорные телесные формы;

Способность входить в тела других людей и контролировать их. Это достигается путем использования тонкого тела.

Читайте также о чилах-сиддхах в работе А.Колтыпина , П.Олексенко " Звездные врата - не миф! Путешествия древних по Вселенной по дорогам сиддхов на конях гандхарвов и попытка их объяснения с научных позиций "

Сиддхи - чудесные мистические силы, сверхъестественные способности.

О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.

«Восемь сиддх

Возможность становиться маленьким как атом;

возможность становиться большим как космос;

возможность становиться тяжелым как гора;

возможность становиться легким как воздух;

возможность принимать любой облик

и входить в различные тела живых существ;

возможность становиться невидимым

и проходить через различные преграды;

возможность обладать

мастерством высшего знания,

понимая каждое живое существо, зная о нем все;

возможность пребывать вечно молодым,

сияющим как огонь, не зная старения и времени.

Это восемь великих сиддх ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)

«В теле земном восемь сил можно обрести -

каковы же их имена?

Две из них обозначаются так: анима и махима.

Также нейтральные гарима и лагхима,

Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,

Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.

Это - силы богов, в адхарах обитающих,

Сокрытых сладкозвучием их лепестков ».

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:

Анима - способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.

Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.

Гарима - способность стать тяжелым и твердым как гора.

Лагхима - дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.

Прапти - сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.

Пракамья - сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.

Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;

Вашитва - влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

Сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются. Слияние со стихиями нераздельно с учением Шат-чакра-йоги, относящимся к Шакти-янтре, и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела. Глубокое слияние с элементом (самьяма, т.е. медитативная погруженность, выполняемая йогином для достижения сиддхи, триада концентрация-медитация-самадхи) дарует йогину сиддхи влиять на погоду, климат и т.д.

Благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов - земных охранителей.

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

Благодаря контролю над элементом огня, йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

Благодаря контролю над элементом ветер достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землей, где нет доступа к воздуху, т.к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку вселенной (телепортация).

Совершенное овладение добродетелями Махавратам (Великого обета), описанными в «Йога-сутре» Махариши Патанджали, также может даровать сиддхи. К примеру, соблюдение ненасилия (ахимсы) создает миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеей и мангустом. Благодаря полной правдивости (сатья) слова йогина всегда оказываются истинными, а неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит всевозможные сокровища. Нестяжательство (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений, а соблюдение целомудрия (брахмачарья) дает йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151-155) сиддхи бывают двух основных видов:

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийя), чародейству (джала). В «Йога-сутре» (4.1) Махариши Патанджали объясняет появление сиддхи благодаря соответствующей форме рождения (джанма), лекарственным снадобьям (аушадхи), чтению мантр, практике аскетизма (тапас) и йогическому экстазу (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51-52) и «Гхеранда самхите» (V, 1-2) говорится о том, что практика пранаямы может даровать восемьдесят одну сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112-122) говорит об обретении сиддх с помощью использования определенных жестов (мудр).

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

Также к искусственным сиддхам относятся пракрита-сиддхи, возникающие благодаря опоре на внешние материальные элементы и устройства. Пракрита-сиддхи проявляют обычные люди и асуры.

Естественные сиддхи возникают из познания Всевышней Сущности - недвойственной природы Ума. Такое познание возникает в результате проникновения в естественную сущность «Я» (сахаджа-таттву). Обретение подобных сиддх приходит как результат интеграции сознания йогина с глобальными вселенскими силами, они основаны на пребывании в состоянии единства со Всевышним Источником, реализации состояний «единого вкуса» и «чистого видения». Их проявляют боги-творцы, риши и махасиддхи.

Для практикующего йогина сиддхи представляют огромную ценность, потому что они указывают на наличие процесса полного освобождения от законов природы и кармической предопределенности и разрушение структур обыденного восприятия. Сиддхи выражают качество мистического опыта, испытанного йогином, а их реальное переживание состоит во внутреннем преображении, состоянии единения со Всевышним Источником.

Однако чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Само по себе обретение сиддхи не является самоцелью. Оно лишь проявление, цветение чистых энергий реализованного йогина и подобно украшению естественного состояния. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

«Освобождение достигается только Знанием (джняна). Другими силами (сиддхи) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхи) и страстно ищут их ».

«Девикалоттара» (80)

Вся третья глава «Йога-сутр», называемая «Вибхути-пада», посвящена перечислению различных сверхспособностей, именуемых Махариши Патанджали сиддхи или вибхути. Однако затем Патанджали (3.37) говорит о том, что эти способности - только побочный продукт созерцательной практики йогина, и представляются достижениями лишь с точки зрения эгоистичного сознания, но являются препятствием в состоянии самадхи, когда стремление к Освобождению может потерять свою актуальность.

«Самадхи важнее, чем сиддхи

Многие йоги, которые стремятся к самадхи

ради восьми сиддх, имеют мало мудрости,

потому что высшее самадхи и сиддхи -

это полное слияние с Богом на всех уровнях.

Сиддхи не являются высшей целью практики

Тот, кто достиг восьми сиддх, не является сиддхом.

Лишь тот, кто достиг Божественного,

вошел в мир Шива-локи и стал един с Богом,

только такой практик является сиддхом.

Ему восемь сиддх открываются

в процессе практики спонтанно ».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III (631, 671))

Согласно учению Лайя-йоги, йогин в первую очередь пытается добиться максимального погружения в созерцание естественного состояния. Когда такое созерцание глубоко, оно обретает силу и может двигать ветры в каналах, растворяя элементы в чакрах. Великой задачей практика Лайя-йоги является соединение праны и ума. Такое воссоединение именуется «сиддхи единства праны и ума». Оно достигается, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управлять ею силой только осознавания. Такое созерцание, соединенное с праной благодаря искусным методам Лайя-йоги (в особенности Джьоти-йоги), на высших стадиях реализации за одну жизнь приводит к достижению Радужного тела Света и всех восьми главных сиддхи.