Туммо — разжигание внутреннего огня. Йога — дыхание и упражнения пранаяма и туммо

Многим из нас приходилось видеть фотографии и картины, где изображены сидящие в горах голые йоги на снегу. Что это - фокус, результат закаливания или тайное знание? Можно ли этим искусством овладеть, и будет ли нам от него какая-то польза для здоровья?

- Что же изображено на картине Н.К. Рериха «На вершинах»?

На картине мы видим обнаженного монаха-отшельника, сидящего на вершине горы. Снег под ним подтаял. На Тибете эта древняя практика называется туммо, или йога внутреннего тепла (одна из шести йог Наропы, великого наставника буддизма Х! в.). Мы тоже так сидим в Гималаях, в долине Кулу, вблизи от места, где жили Рерихи. Каждый год туда ездим, чтобы изучать это явление на месте. У йогов, конечно, цели были другие - духовные, движение по пути совершенствования. Но туммо входило туда обязательно. Основой йоги внутреннего тепла является особый тип дыхания.

- А что характерно для обычного дыхания?

Обычно мы называем дыханием то, что, строго говоря, служит только обеспечением дыхания (вдох-выдох). А само дыхание - это процесс, при котором вещества пищи сжигаются в клетках нашего тела кислородом. Выделяется углекислый газ, вода и энергия, которая дальше либо используется непосредственно в виде тепла, либо накапливается в молекулах АТФ, служащих источником энергии для всех биохимических процессов в живых организмах. Все это очень похоже на работу автомобиля, только автозапчасти не поменяешь. Регулируется же наш дыхательный процесс не количеством вдыхаемого кислорода, а содержанием углекислого газа в крови. Как только возникает определенный избыток углекислого газа, дыхательный центр в мозгу заставляет нас сделать вдох.

- Почему же регулятором дыхания оказывается углекислый газ?

Если мы выполняем большую работу, например, перетаскиваем рояль с первого этажа на пятый, то начинаем дышать чаще и глубже - так тело реагирует на повышение общего содержания углекислого газа в крови. А в тканях регуляция кровотока может идти только за счет изменения просвета тончайших артериол, которые затем переходят в капилляры. Артериолы расширяются там, где кислорода требуется много, и остаются сдавленными там, где он не нужен. Поэтому к работающим тканям кровь устремляется в большем объеме, к неработающим - в меньшем. А расширяет сосуды на капиллярном уровне именно углекислый газ. Когда его становится много в организме в целом, раскрываются все капилляры на периферии, вплоть до появления покраснения и чувства жара. Именно так действовали угле-кислотные ванны в физиотерапии. Но повысить углекислый газ в организме можно и другим путем. Самое простое - это задержка дыхания, основа пранаямы в йоге.

- Расскажите, пожалуйста, о пранаяме.

Пранаяма включает целый ряд дыхательных техник, но наиболее важной частью является задержка дыхания, или кумбхака. Создателем или, скорее, фиксатором науки йоги считается Патанджали (II век до н.э.), автор книги «Йога-сутра». В этой книге даются строгие определения. Например, асана - это просто прямое устойчивое положение тела. Кумбхака - это задержка дыхания, и в самой йоге описаны эффекты, к которым она должна приводить.

- Какие же это эффекты?

Поскольку цель йоги - духовное развитие человека, то в результате такого развития он должен как минимум стать умнее окружающих. То есть необходимо, чтобы его мозг хорошо снабжался питательными веществами и кислородом. А как улучшить кровоснабжение мозга? Только путем расширения периферических кровеносных сосудов. Для этого надо увеличить концентрацию углекислого газа - с помощью задержек дыхания.

Возможна и обратная ситуация: выведение углекислого газа из организма. К этому приводит гипервентиляция, то есть избыточное дыхание.

Мы обычно разговариваем в режиме гипервентиляции, вот почему неопытные преподаватели, читая лекцию, через какое-то время прямо на глазах у студентов глупеют.

- Что вы имеете в виду?

Они забывают, что сказали, не знают, как закончить фразу. Режим избыточного дыхания позволяет нам говорить, но не дает дышать нормально. У любого человека, который начнет дышать, как паровоз, через некоторое время периферийный кровоток перекрывается, и первым органом, который на это отреагирует, будет головной мозг. Центральная нервная система начнет снижать свою функцию, чтобы снизить потребление кислорода. Первым делом мозг снижает высшую интеллектуальную функцию, и человек глупеет. Потом снижаются другие функции - вплоть до потери сознания, то есть обморока. Это называется «гипервентиляционный синдром».

- А как с помощью дыхания стать умным?

Если мы задержим дыхание, то улучшим ситуацию с периферийным кровообращением, и первым на это отреагирует тоже головной мозг. Как четко сформулировано у Патанджали: «Пранаяма делает ум способным к сосредоточению». Человек инстинктивно задерживает дыхание в момент озарения, открытия, медитации. Это физиологическая остановка дыхания - чтобы повысить содержание углекислого газа в крови и обеспечить наилучшее кровоснабжение мозга.

Почему сегодня дети не усваивают школьную программу? Почему обучение продлили уже до 11 лет и ставят вопрос о 12-летке? Потому что плохо обеспечен интеллектуальный процесс, в том числе запоминание.

- Чего же не хватает?

Одно из условий эффективной работы мозга - это прямое устойчивое положение тела, то есть, по определению Патанджали, асана. Более сотни лет такое положение тела ученика обеспечивалось предметом, который назывался парта. У нее были спинка и место для рук, к тому же она защелкивала учащегося так, что он был там зажат. Такая поза полностью соответствовала определению асаны. Собственно, отличники так сидят до сих пор. Они потому и отличники. Неправильная поза мешает учиться.

А вторая помеха - это болтовня на уроках. Когда люди болтают, они дышат чаще, и у них возникает гипервентиляция, то есть процесс, обратный тому, который обеспечивает достаточное кровоснабжение мозга. Отказались вначале от парт, а потом и от дисциплины, от абсолютного авторитета учителя. Неудивительно, что теперь за 10 лет программа не усваивается! Хотя бы 45 минут учащийся должен сидеть неподвижно, в прямой устойчивой позе и молчать, только тогда он начинает мыслить. А любая попытка нарушать дисциплину должна довольно жестко пресекаться.

- При задержке дыхания, помимо избытка углекислого газа, возникает и недостаток кислорода. Хорошо ли это?

Недостаток кислорода, или гипоксия, может быть вызван и задержкой дыхания, и кровопотерей, и нахождением в разреженном воздухе высоко в горах, и холодом, когда весь кровоток сосредоточивается в центре, а на периферию тела кровь не поступает. Организм можно натренировать легко переносить гипоксию, как, например, мы видим у дайверов или альпинистов. Однако гипоксия должна давать еще какой-то эффект. Именно он стал предметом наших исследований, когда мы занялись туммо, или йогой внутреннего тепла.

- В чем же практическая сторона йоги туммо?

О том, что при обычной пранаяме гипоксия дает жар, йоги знали давно. Но, оказавшись в Гималаях и на Тибете, они заметили, что пранаяма не только приводит к повышенному тепловыделению, но порой даже позволяет выживать в экстремальных ситуациях замерзания. Так, например, знаменитый тибетский йог, учитель буддизма и поэт Миларепа однажды оказался засыпанным в пещере в горах. Когда через месяц монахи откопали пещеру, чтобы его похоронить, они обнаружили исхудавшего, но живого Миларепу, который показал им написанную в пещере поэму о туммо. Он согревался особым дыханием, суть которого - довести процесс гипоксии до максимума. Для этого начинать задержку дыхания надо не на вдохе, как мы делаем, когда хотим получить максимум углекислого газа, а на выдохе. Именно пранаяма на выдохе и дает в пределе то, что называется практикой туммо.

- А откуда берется избыточное тепло?

На этот вопрос ответил советский биофизик К.С. Тринчер. В 1941 г. он был репрессирован и отправлен в лагерь на Урал, где страшные морозы. В лагере Тринчер задумался, как человек дышит на морозе. На улице -40°, а в легких всегда около +37°. За секунды воздух нагревается почти на 80°. Уже на свободе Тринчер доказал, что воздух согревают жиры, которые из крови попадают в альвеолы легких и там сгорают. Легкие - это еще и печка организма, там происходит химический процесс, названный легочным термогенезом. За счет него поддерживается теплокровность, постоянная температура тела. А запускает этот процесс гипоксия. Чем меньше внутри кислорода, тем мы горячее. Вдохнули, задержали дыхание, сделали несколько упражнений, затем медленно выдыхаем, стараясь выдохнуть до конца, делаем быстрый вдох и согреваемся. Продолжаем делать это упражнение, пока не ушли с холода. Даже в упрощенном виде оно может помочь, например, согреться зимой при долгом ожидании автобуса. Только лучше не сидеть, а ходить неподалеку.

- Давайте вернемся к вопросам здоровья. Может ли практика туммо чем-то реально помочь?

Этот древний метод можно применять для повышения холодоустойчивости, например, альпинистов, спасателей, военных и т.д. А еще при туммо происходят изменения в составе жиров в крови. Анализируя их, мы выяснили, что туммо не только согревает, но и лечит. Снижается уровень «плохого» холестерина (липопротеинов низкой плотности), а уровень «хорошего» холестерина возрастает. Уже можно сделать вывод, что йога внутреннего тепла будет помогать при атеросклерозе. Еще быстрее, чем на морозе, «плохой» холестерин снижается при сидении в водопадах под ледяной водой.

И еще одно интересное явление. Известно, что холод вызывает стресс и, соответственно, должно возрастать содержание в крови кортизола - главного гормона стресса. Однако нами доказано, что при туммо кортизол снижается прямо в момент холодовых испытаний. Это уникальный и самый эффективный сегодня метод борьбы со стрессом. На Тибете это явление назвали «блаженством, которое переходит в мудрость».

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Минвалеев Р.С., Иванов А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет

Изложены результаты решения задачи управляемого снижения уровня атерогенных липидов сыворотки крови нефармакологическими средствами. Нашей целью была проверка отдельных практик йоги, которые по нашему мнению могли повлиять на снижение уровня липидов сыворотки крови. Из общефизиологических соображений нами выбрана практика ТУММО - специфическая дыхательная техника тибетской йоги. Практика ТУММО - одна из шести йог Наропы (ок. X в. н.э.), неоднократно описанная европейскими этнографами как «йога внутреннего тепла». Основанием для выбора послужили результаты , доказанные К.С. Тринчером: неферментативное экзотермическое окисление липидов и холестерина сыворотки крови в малом круге кровообращения при условии нарастания периферической гипоксии и гипоксемии.

Материалы и методы

Исследование выполнено на отобранной группе из 10 испытуемых мужчин (в возрасте от 35 до 60 лет) в совершенстве владеющих практикой ТУММО на уровне РЕСПА: квалификацию РЕСПА в Тибете присваивают тому, кто способен на морозе высушить на своем обнаженном теле несколько мокрых простыней. Проверка наших испытуемых состояла в том, что они должны были под наблюдением врачей высушить на морозе на верхней части своего обнаженного тела кусок простыни размером около одного квадратного метра. В целях регистрации изменений содержания липидов в периферической крови нами выполнены следующие опыты. Первый забор крови из локтевой вены осуществлялся до выполнения испытуемыми упражнений ТУММО. Далее испытуемые в течение 20 минут выполняли специфические дыхательные упражнения, цель которых состояла в вызывании нарастающей периферической гипоксемии. Сразу после этого осуществлялся второй забор крови. Определение уровня общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), холестерина липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП) и уровня триглицеридов (стандартная липидограмма) производилось в Клинико-диагностической лаборатории Александровской больницы (СПб). Сравнение результатов измерений содержания липидов выполнялось применением аппарата статистической проверки гипотез: непараметрических критериев и нового метода , предложенного А.И.Ивановым. Все опыты упражнений ТУММО выполнялись под контролем врачей: Сергеевой Т.В. и Николаевой О.Ю. Последующим врачебным долговременным (в течение месяца) контролем за здоровьем испытуемых указанными врачами засвидетельствовано, что никаких патологических изменений в работе организма испытуемых не обнаружено.

Результаты и их обсуждение

Применением непараметрического критерия Вилкоксона доказано, что практика ТУММО вызывает статистически значимое снижение уровня липидов сыворотки крови у здоровых людей. Вероятность ошибки первого рода при проверке гипотезы применением критерия Вилкоксона - p<0.05. Применением параметрического метода, предложенного А.И.Ивановым, доказано, что вероятность снижения количества липидов сыворотки крови в результате практики ТУММО составляет около 0.95. Таким образом, нами найдено экспериментальное подтверждение выводов К.С. Тринчера о нереспираторных функциях легких, опубликованных в . Применение найденного нами немедикаментозного метода позволяет статистически значимо снижать количество атерогенных и иных липидов в периферической крови. Авторы не исключают возможности применение нового метода для решения задачи управляемого снижения количества липидов сыворотки крови в терапевтических и иных целях.

Литература:

Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. - М.: Изд-во АН СССР, 1960 -106 с.
Иванов А.И. Доверительный интервал математического ожидания случайной величины с функцией распределения смесь нормальных распределений // Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В.И.Зубова, Санкт-Петербург, 12-13 января 2002 г. - СПб., 2002 г. - с. 27-29.

На фестивале YogArt, который прошел 16 декабря в Санкт-Петербурге, было много интересных практик, одна из которых - Туммо, тибетская йога внутреннего огня. Хочется рассказать о ней более подробно.

На занятие собрался полный зал, что неудивительно, ведь практика очень актуальна для наших северных широт. На улице минус пятнадцать, и согреться хочется всем. О том, как повысить свою теплопродукцию (выработку тепла в организме) рассказывает Ринад Минвалеев - кандидат биологических наук, автор научных публикаций и руководитель экспедиций, широко известный в узких кругах за то, что на морозе сушит своим телом мокрые простыни.

«Один из результатов пранаямы, - рассказывает Ринад, - повышение теплопродукции, описывался ещё в священном трактате Дхеранда-самхита, где указывается, что рядом с жилищем йога должен быть бассейн для охлаждения от регулярных перегревов».

Ринад предлагает нам сделать пранаяму, чтобы прочувствовать эффект Туммо на себе. Данная пранаяма подразумевает задержку дыхания с контролем пульса: на 10 ударов делаем полный вдох, 40 ударов задержку дыхания, на 20 ударов выдох. «Вы сейчас поймаете этот жар. Потом сами меня попросите открыть окна, - обещает Ринад. - Эту пранаяму очень легко запомнить. Когда я только начинал заниматься йогой, у нас в доступе были только самиздатовские листочки. И вот в этих листочках были маленькие шедевры методического описания йоги. Один из этих шедевров - чёткие указания того, что нужно делать, чтобы не заниматься долгим заучиванием санскритских терминов. Вот такая пранаяма получила название «сто сорок вторая», то есть имеется в виду соотношение вдоха, задержки и выдоха 1-4-2».

Мы сделали пару раз «сто сорок вторую» и, действительно, стало немного теплее.

«Почувствовали жар?- спрашивает Ринад, - Жар пока что слабенький, но если продлить эту задержку, например, 12-48-24., то вы почувствуете такой жар, который может потребовать отвода тепла, иначе можно получить тепловой удар. Чтобы этот тепловой удар преодолеть, вам требуются какие-то другие условия».

Ринад рассказал о том, как могли возникнуть условия для подобных практик.

Когда в Индию пришли мусульмане, первое, что они сделали - попытались ограничить все более-менее развитые религиозные конфессии. Индуизм было ограничить довольно сложно, потому что, нужно было тогда ликвидировать большую часть населения Индии, а вот на буддистов, которые были ещё не столь многочисленны, начались гонения. Буддисты покинули территорию Индии и отправились в Гималаи. Так, собственно, буддизм и проник в Тибет.

«Тапас, получаемый при пранаяме, - рассказывает Ринад, - довольно быстро эволюционировал в то, что называется «тибетской йогой Туммо». Эта йога не могла возникнуть на пустом месте. Её принесли буддисты-индусы, взяв какую-то практику и обнаружив, что в горах она очень хорошо действует. Более того, именно в горах она срабатывает наилучшим образом, мы это проверяли в экспедициях».

Что же происходит во время задержки дыхания? Ринад рассказал и об этом. При задержке дыхания на вдохе, в крови накапливается углекислый газ, который расширяет периферические сосуды, и тёплая кровь отправляется на эту периферию.

«Нам говорят, что мы греемся мышцами, но это не так, - говорит Ринад, - ведь мышцы у нас находятся не в центре тела, а снаружи. Мышцы, как только нагреваются, всё тепло отдают наружу. Один из фундаментальных законов естествознания Второй закон термодинамики задаёт направление движения тепла: тепло всегда двигается от тепла к холоду, поэтому всё тепло, которое образовывают мышцы, на самом деле, выходит наружу».

«Вот сейчас точно пора открыть окна, - снова предлагает Ринад, - потому что мы сделаем ещё одну практику, и вам сразу станет понятно, как она согревает». Нам было предложено сделать Сурья Намаскар, да не простой, а в режиме Тапас: по словам Ринада, этот режим означает максимальную теплопродукцию, которая возникает в условиях гипоксии.

Мы делаем Сурья Намаскар с задержкой дыхания на выдохе во всех нижних позициях (после наклона, начиная с чатуранги). Цель Сурья Намаскар - поклонение Солнцу, включение Солнца в себе, что означает активность, работоспособность и, конечно же, тепло. И, действительно, после пары кругов такой Сурьи становится очень тепло. Кроме задержки дыхания, по словам Ринада, в практике Сурья Намаскар очень важно уделить внимание прогибу между лопатками, который включает симпато-адреналовую систему, или, говоря более понятным для йогов языком, канала Пингала.

Достаточно сделать одну такую Сурья Намаскар с задержкой, чтобы получить тот же жар, который возникает при длительном выполнении физкультурных упражнений. Вот это наблюдение и вошло в основу йоги Туммо.«Совсем не обязательно быть закаленным, чтобы делать эти практики на морозе, - говорит Ринад. - Эти способы разогрева заложены в каждом из нас уже в самом феномене теплокровности. Если верить теории эволюции, то можно считать, что человек потерял свой шерстяной покров из-за способностей повысить свою теплопродукцию».

По словам Ринада, «сто сорок второй» пранаямы и Сурья Намаскар достаточно для того, чтобы повысить свою теплопродукцию, но если добавить к этому наули, то результат будет ещё лучше. Лучше всего выполнять эти практики на холоде: на балконе, во дворе или на даче.

Текст: Маша Писаревич

Йога Туммо повышает устойчивость к холоду, эффективно согревает тело на морозе, снижает уровень холестерина. Это сложная практика, но овладев ею, человек ощущает блаженство от жизни.

Данное учение относится к древней тибетской практике, позволяющий изменить температуру тела. Ее называют йогой внутреннего огня. Йога туммо входит в буддийскую традицию Шесть йог от Наропы (известный монах, учитель буддизма). Практиковал ее и великий Миларепа (учитель Буддизма, достигший Просветления). Снежный обвал завалил вход в его пещеру и Миларепа стал предпринимать учение туммо. Так он смог прожить без еды, в холоде до наступления весны.

Далеко не каждому под силу пробыть зиму в холодной пещере, в легкой одежде, да еще на высоте 4 тыс. метров. Но благодаря умению пробуждать внутреннее тепло, именуемое «туммо», такое возможно. Термин «туммо» не применяют в быту. Оно имеет мистическое свойство. Из источников тайного учения, оно означает «легкое пламя». Его звучание согревает воздушный первородный флюид и принуждает его незримую энергию подыматься по чрезмерно тонким протокам через вены, артерии, нервные окончания до макушки. Йоги наслаждаются таким состоянием, что сильнее плотских удовольствий.

Многие последователи данного учения большое внимание уделяют его физиологическому аспекту и практически не раскрывают духовную сторону, что важно в йоге.

Физиологическая сторона

Занимаясь туммо, происходит повышение температуры в верхней части корпуса. Когда морозная погода, простыни на теле у практикующих влажные.

Исследования феномена «туммо» на научном уровне провели в 1981 г. под руководством профессора Гарвардского университета Гербера Бенсона. Для эксперимента взяли трех тибетских монахов, практикующих Шесть йог с феноменом туммо. Им вымерили температуру кожи на различных участках тела. В результате, ученые пришли к выводу, что тибетцы могут повысить температуру на пальцах рук и ног минимум на 8,3 С°

В современном мире эффект туммо трактуется как терморегуляция тепла организма человека через нагревание крови, легких специальными упражнениями на дыхание.

Но, следует отметить, исследования с монахами, применяющих туммо на научном уровне больше не проводились.

Духовная сторона

Йога туммо является подготовительной ступень для следующей тантрической практики «Шесть йог». В итоге человек достигает наивысшего состояние буддизма – Просветление. Цель учения «Шесть йог Наропы» — контролировать энергетические потоки тела и в момент смерти сохранить ясность сознания.

Виды туммо

Тибетские йоги знают несколько видов туммо:

  1. Эзотерическое туммо проявляется стихийно, в состоянии экстаза. Это позволяет йогу нормально чувствовать себя в экстремальных условиях.
  2. Мистическое туммо не принадлежит к слову «тепло». Но оно дает возможность практикующему ощутить блаженство от практики, от существующего мира.

Как проходит обучение

Обучают искусству туммо — ламы. Свои методы они держат в тайне, объясняя это тем, что информация из книг или на слуху не принесет результата. Для овладения практикой, важно только напутствие опытного наставника. Для достижения положительного результата, важна особенная подготовка с такими условиями:

  • Умение выполнять разные упражнения дыхание.
  • Сильно концентрировать мысли, переходя в транс, что приводит к объективности образов.
  • Принять от ламы посвящение «туммо».

Испытательный срок

Адепты проходят долгий испытательный срок, помогающий определить насколько выносливый ученик, какое его здоровье. Практика туммо противопоказана людям со слабыми легкими.

Во время испытательного срока могут быть разные задания. Так, одному из учеников лама приказал искупаться в ледяном горном ручье. Не разрешалось вытереться и одеться, всю ночь медитировать, не двигаясь.

Приобщаясь к этому учению, человек не носит теплую одежду и не находиться рядом с огнем.

После тренировок с наставником, ученик уходит в безлюдное возвышенное место. В Тибете возвышенным называется место размещенное на высоте не ниже 4000 м.

Эксперты в учении туммо называются «респы». Они ходят в хлопковой одежде и настаивают, чтобы тренировки в получении туммо проходили только на свежем воздухе и в пустынном месте. В воздухе какого-либо помещения или населенного пункта могут ощущаться разнообразные запахи, дым, что может вредить здоровью. Также оккультные влияния негативно воздействуют на достижения учеников.

Найдя пустынное место, адепт не имеет права встречаться с кем-либо, кроме своего респы.

Периодически учитель навещает своего подопечного, интересуясь его результатами. В часы уединения гуру, ученик может также посетить его. Начинаются тренировки задолго до наступления рассвета.

Практические задания

Независимо от погоды, он выходит из пещеры без одежды или в легком одеянии. Новичкам позволено садится на доску, более опытным адептам — на землю, а самые продвинутые располагаются на снегу, льду. Занимаются натощак, не разрешается употреблять какие-либо напитки.

Сидят йоги и практиканты в медитационной позе:

  • Скрестив ноги.
  • Ладони на коленях, согнув средний и безымянный фаланги, остальные – вытянуть.

Вначале делают дыхательные упражнения:

  1. Выдыхая, представляют как изгоняется гордость, ненависть, злость, лень и.т.д.
  2. Вдыхая – притягивать благословение святых, духа Будды, все благородное и высокое.

Сделав дыхательную практику, сконцентрироваться, не отвлекаться на проблемы, раздумывания, углубиться в созерцание и спокойствие. В зоне пупка представить золотой лотос. Посредине цветка в виде солнца сияет слог «рам», выше — «ма» из которого возникает богиня Дорджи Налджрома.

Описываемые слоги с мистическим значением. Их называют «семена». Они не рассматриваются как буквы, а как живые сущности.

«Рам» — это слово-зародыш (семя огня).

Артикуляция таких слов для индусов имеет огромнейшее значение. С их точки зрения, созидательная сила слова зависит от произношения звуков.

Но по теории, важно использовать индивидуальный образ слова. Так как «рам» — это зародыш огня, опытный маг, применяя индивидуальность образа данного слога, способен сотворить огненное пламя без горючего.

Воображаемый образ богини Дорджи Налджромы, необходимо отождествиться со слогом «ма». Потом всматриваться в букву «а» (пупок), букву «ха» (макушка). Вдохи медленные и глубокие, как будто раздувается огонь, истлевающий под пеплом.

Пламя находится в букве «а» как маленький шарик. При каждом вдохе, чувствуется как струя воздуха проникает в живот, опускается до пупка и раздувает огонь. Каждый полный вдох заканчивается задержкой дыхания. Пауза понемногу увеличивается, но все происходит в определенном ритме. С помощью концентрации мысли, контролировать возникновение пламени.

Поднимается пламя по вене «ума», толщиной как волос, проходящей по центру организма.

Внимание полностью сосредоточенно на огонь и восприятии тепла.

Туммо по методу Наропы

Великий учитель Будды Наропа описывает три упражнения йоги туммо. Выполняются они в одном положении – сидя на корточках, скрестив ноги, руки соединить:

  • Желудочные вращения из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону).
  • Энергичное взбивание желудком.
  • Раскачивания и встряхивания подобно лошади с норовом, чуть подпрыгнуть, оставляя ноги скрещенными.

  1. Каждое упражнение повторяется три раза. Заканчивая комплекс, подскочить повыше (налджорпа).
  2. После гимнастики становится жарко. Тренировка подобна хатха –йоге.
  3. После этого вообразить солнце на каждой ладоней, под каждой ступней, под пупком.
  4. На ладонях и под ступнями происходит трение солнц, образуя огонь.
  5. Язычки огня становятся все выше и добираются до солнца под пупком.
  6. Пламя от вспышки заполняет Его вспышка заполняет все тело.
  7. Выдыхая, ощущается как будто в огне вся планета.

В наши дни йога туммо обособленна как своеобразное тантрическое течение.

Овладев практикой Шести йог с феноменом туммо, йогин может контролировать потоки энергии.

Это необходимо не только для личного освобождения, а с целью достичь состояния Будды во благо всему живому на Земле. Но добиваются такого люди избранные.