Первый украинец, который переплыл ла-манш, поклялся больше никогда этого не делать. "32,5 км в ледяной воде". Как две белоруски помогли россиянке пересечь Ла-манш вплавь

В предверии шести лет с момента заплыва через Ла-Манш решил выложить кое-какие материалы со своего старого сайта paulkuz.ru , обновив их и снабдив комментариями. Будет несколько постов с картинками. Так что, если кому неинтересно - не читайте.

Итак, для начала о том, что такое Ла-манш и заплывы через него (типа, справка).

Пролив Ла-Манш (Дуврский пролив, Английский канал, Па-де-Кале) - классическая дистанция для марафонского плавания. Впервые официально пересечен в 1875 году капитаном торогового флота Великобритании Мэтью Веббом.


Мэтью Вебб плыл брассом (кроль еще не был изобретен), кормился в пути бульоном, и пересек пролив за 21 час 45 мин!

С тех пор за 138 лет чуть больше 1000 человек успешно переплыли пролив (некоторые в двух и даже в трех направлениях без остановок). Среди них до последнего времени не было ни одного гражданина России, СССР или Российской Империи. В последние годы каждый сезон делается несколько десятков попыток - примерно 65-70% из них удачные.


Памятник пловцам через Ла-Манш в бухте Дувра. Обратите внимание: они плывут кролем и в обоих направлениях.

Заплыв занимает по времени от 6 ч. 58 мин. (непобитый пока рекорд 2007 г.) до 26+ часов, обычно от 12 до 16 часов. Время зависит не только от пловца, но и ничуть не меньше от погоды и мастерства пилота катера сопровождения. Заплыв регистрируется представителями Ассоциации плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association (CSA), существует с 1926 г.) или Федерации плавания и сопровождения через Ла-манш (Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF), существует с 1998 г.) с обязательным наймом катера с командой сопровождения, которая обеспечивает безопасность пловца, навигацию, питание и психологическую поддержку, а также возврат пловца к месту старта. Без присутствия представителей Ассоциации или Федерации заплыв не регистрируется.


Пример сообщений от команды поддержки, которые пловец видит боковым зрением.

Важно: это не соревновательные, а одиночные (solo swims) заплывы. Последний раз соревнования через Ла-Манш проводились в начале 50-х годов и сейчас в силу интенсивного судоходства в проливе их проведение невозможно. Кроме соло-заплывов сейчас также проводятся эстафетные заплывы (от 2 до 6 человек, каждый плывет по очереди по 1 часу, остальные ждут на катере), но это особая дисциплина.


Пример плохого самочувствия пловца, ожидающего своей очереди во время эстафетного заплыва через Ла-Манш.

Время старта заплыва в целом определяется временем окончания прилива, которое сдвигается каждый день примерно на один час. Точное время и место страта всякий раз определяется пилотом лодки сопровождения. День старта определяется, исходя из силы приливных течений. Примерно неделя сильных течений (spring tides) сменяется неделей слабых течений (neap tides), во время которой совершаются заплывы. Но и внутри этого "окна" день от дня сила течений разная. На это накладываются внешние погодные условия - сила ветра и высота волны. Идеальный день - со штилем и слабыми течениями - попадается крайне редко. Поэтому результаты по времени, по большому счету, даже для одного пловца не сравнимы, поскольку заплывы совершаются каждый раз в разных условиях.

До заплыва допускается пловец, доказавший способность плыть в течение шести часов в воде 16 гр. по Цельсию или ниже. Также требуется предоставление результатов медицинского обследования пловца.


Пример многочасовой тренировки в бухте Дувра.

Правилами Ассоциации / Федерации пловцу разрешается иметь на себе очки для плавания, обычный купальник / плавки (armless and legless) и шапочку, не дающие пловцу дополнительного тепла или плавучести. Т.е. гидрокостюмы использовать нельзя. Это делается с целью обеспечения сравнимости результатов заплывов в разные годы. Ведь самый первый пловец через Ла-манш плыл без гидрика! Разрешается наносить на тело специальный жир (Channel grease). Он не дает дополнительного тепла, но защищает тело пловца от непосредственного контакта с агрессивной средой. Его можно заказать в аптеке (90% ланолина, 10% вазелина). Запрещается использовать воднонепроницаемые плееры и другие гаджеты, помогающие пловцу. Ну и допинги, разумеется тоже запрещены. "Проводится выборочный допинг-контроль".


Пример аптечного рецепта Channel grease. Показания врача - наносить "на кожу туловища". А куда ж еще?


Пример нанесения жировой смеси на тело пловца. Ассистент использует резиновые перчатки.

Особые сложности заплыва через Ла-Манш:
- длина дистанции (33 км по прямой, из-за течений дистанция может увеличиваться до 40-50 км, поскольку в реальности пловец плывет по S-образной кривой из-за боковых приливных/отливных течений);
- температура воды (от 15 до 18 гр. по Цельсию в сезон с 1 июля по 15 сентября);
- интенсивный судоходный трафик в проливе (за сутки его пересекает около 700 судов);
- агрессивная среда (низкая температура воды, соленая вода как сильный раздражитель, обилие водорослей, медуз и пр.);
- опора только на собственные силы: пловец не должен касаться во время заплыва других людей или объектов (лодок и пр.)
- приливы и отливы, создающие дополнительные течения в проливе;
- ветер, волны, темнота (заплыв часто начинается и заканчивается в темное время суток).

Регулярное питание пловца обеспечивается с лодки сопровождения путем передачи бутылок на веревке или чашек на телескопическом шесте.


Пример питания во время заплыва через Ла-Манш. Пловцы-любители вначале питаются каждый час, затем каждые 30 мин. Профессионалы вначале питаются каждые 20 мин, затем еще чаще.

Задача пловца - найти оптимум между достаточно высоким темпом плавания, чтобы не переохладиться, и необходимостью экономно распределить силы на этой сверхдлинной дистанции. Остановка даже на одну лишнюю минуту в ходе заплыва легко может привести к переохлаждению и неудачному исходу. Поэтому важнейшую роль играет правильно подобранное и хорошо организованное питание пловца в ходе заплыва (как правило, жидкими углеводами).

Главное правило - в течение всего заплыва пловцу нельзя касаться лодки сопровождения и людей на ней, в противном случае он дисквалифицируется официальными наблюдателями, находящимися на лодке.


Пример официального наблюдателя, ведущего протокол заплыва через Ла-Манш.

Заплыв начинается на британском берегу, пловец должен полностью выйти из воды и по сигналу начать плыть. Финиш также засчитывается, когда пловец полностью выходит из воды на французском берегу.


Пример: после заплыва пловца укутывают в теплую одежду, потому что вне воды его начинает "колотить" от переохлаждения. Рядом - ведро на случай приступа морской болезни.

Плавание через Ла-Манш - рискованный вид спорта, связанный с потенциальной гибелью участника. Предпоследний раз это случилось 11 августа 2001 году, когда на 17 часу заплыва "был потерян визуальный контакт" с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). А последний раз - в этом году, буквально месяц назад 21 июля 45-летний ирландец Параик Кейзи утонул буквально в 1 км от французского берега в 1.30 ночи. Тело его так и не нашли. И это, несмотря на то, что пловец ночью прикрепляет к плавкам светящуюся палочку, чтобы его было хорошо видно в воде!

С 1995 года заплывы по требованию французских властей совершаются только по направлению из Великобритании во Францию (то есть старт из Франции запрещен), как правило со стартом из района Шекспировских Скал около г. Дувр (Великобритания) и разбросом финиша на 30-ти километровой береговой полосе в районе мыса Гри-Не (от г. Кале до г. Булонь-сюр-Мер, Франция).

Неопределенность места финиша связана с более сильными течениями в районе побережья Франции из-за мелководья. Французы запретили старты якобы по соображениям безопасности, но действительная причина - слишком малое число участников-французов и большое - британцев.


Пример традиционного места старта - Шекспировская скала, откуда по легенде бросился в море король Лир.


Пример традиционно желанного места финиша во Франции - скалистый берег у мыса Серый нос (Гри-не). После многочасового плавания зачастую непросто вылезти на скалы, чтобы официально завершить заплыв.

На самом деле, статистика показывает, что плыть из Франции в Великобританию проще, поскольку самый сложный участок с сильными течениями преодолевается в первые часы заплыва, когда соискатель еще полон сил. Значительно хуже, когда в полубессознательном состоянии пловцу уже виден заветный берег Франции в 3-5 км, а плыть до него оказыватся не два, все пять, а то и больше часов.


Пример траектории пловца-любителя: Ла-Манш наказывает медленных плоцов боковыми течениями. Зато японка Миюки - а это ее карта - пыталась проплыть "в два конца". Синяя кривая - тренировочный заплыв в один конец. Красная кривая - в два конца (немного не доплыла, у нее свело ноги). Точками отмечено положение пловца каждый час заплыва.

В связи с пересечением морской границы между Великобританией и Францией франузскую визу пловцу иметь не обязательно. За ходом заплыва в режиме реального времени следят французские береговые власти. По его окончании, пловец сразу же должен покинуть территорию Франции и быть оттранспортирован на лодке сопровождения обратно в Великобританию.


Пример переодевания пловцов после тренировки в водах Ла-Манша. Используется специальное плотенце на резинке, чтобы было удобнее переодеваться на холодном ветру.

Первым россиянином, пересекшим Ла-Манш вплавь, стал Павел Кузнецов (35 лет на момент заплыва, Москва). Заплыв состоялся с 22 на 23 августа 2006 года, время заплыва - 14 часов 33 минуты 25 секунд. Финишировал во Франции на песчаном пляже между местечком Сангатт и г. Кале в 01 час 20 мин. 23 августа 2006 года. Старт состоялся с пляжа Abbots Beach, неподалеку от г. Дувра (Великобритания) в 10 час 47 мин. утра предыдущего дня. Волнение моря в ходе заплыва составляло от 2 до 4 баллов по шкале Бофора, последние четыре с половиной часа прошли в полной темноте. Длина дистанции по прямой составила 42 км, температура воды: 16.8-17.2 градусов.


Пример пловца где-то в середине Ла-Манша. Волнение 3 балла по Бофору.


Еще один пример пловца в водах Ламанша, примерно в 5 км от Белых скал Дувра.

Годом позже сразу при поддержке неравнодушных с марафонскому плаванию российских людей и Британского посольства в Москве был организован заплыв лучших на тот момент российских марафонцев - Наталии Панкиной и Юрия Кудинова - с целью установления мирового рекорда дистанции. Несмотря на очень хорошие результаты (7 ч 05 мин 42 сек у Юрия, 24 августа и 8 ч 11 мин у Наталии, 26 августа), рекорда не получилось. В том же 2007 году со второй попытки Ла-Манш успешно переплыла Алла Кассиди - россиянка, живущая в Великобритании. (13 ч 07 мин, 6 сентября). Еще годом позже Наталия сделала вторую попытку мирового рекрода, но из-за погодных условий через 6 ч 14 мин прекратила заплыв.

С тех пор россияне не переплывали Ла-Манш.


Пример траектории заплыва профессионального пловца (Ю. Кудинова)

6 августа в 1926 году 19-летняя Гертруда Эдерле первой из женщин переплыла Ла-Манш. Расстояние в 56 километров она преодолела за 14 часов 31 минуту. Ла-Манш покоряли не раз. Почти каждый заплыв сопровождался каким-нибудь скандалом или трагедией. Мы собрали наиболее интересные истории покорения Ла-Манша.

Гертруда Эдерле, которая улучшила прежнее достижение мужчин на 1 час 59 минут, была олимпийской чемпионкой 1924 года в эстафете 4х100 м вольным стилем. Однако после легендарного покорения пролива ей пришлось покинуть спорт.

Для женщины покорение Ла-Манша первой после мужчин было действительно умопомрачительным достижением. В Нью-Йорке ее встретили как национальную героиню. Но из-за долгого нахождения в воде Гертруда навсегда потеряла слух и не могла больше заниматься спортом, как раньше.

Через год рекорд Гертруды побила Дороти Логэн – врач из Лондона . Рекорд зафиксировали сопровождавшие ее судьи. Однако через неделю рассказали, что Дороти проделала путь от Дувра до Кале в их лодке. Переплыть пролив действительно сложно. Пловцам приходится пересекать его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта), а также течения, вызванные приливами и отливами. Однако есть мнение, что Дороти просто не поделилась с теми самыми судьями призовыми деньгами. Кстати, анннулировали ее рекорд или нет, неясно.

Самый громкий скандал произошел в 1950 году. 20-летняя американта Ширли Франс готовилась к установлению нового рекорда. По всей видимости, девушка хотела привлечь публику не только спортивным достижением, но и эпатажем. Ее рекламный агент дал понять прессе, что она пойдет на рекорд без купальника. Заплыв вызвал невероятный ажиотаж. Посмотреть на стартующую в чем мать родила пловчиху приехала даже сестра королевы – принцесса Маргарита. Однако эта истории едва не закончилась трагедией. Американка все-таки стартовала в купальнике. В 14 километрах от Кале задул сильный ветер, Ширли стала захлебываться, у нее начались судороги, и ее подняли в катер сопровождения. Потом она попала в больницу с тяжелым психическим заболеванием.

Изобретательности следующих покорителей Ла-Манша можно только позавидовать. Чтобы заставить публику обратить на себя внимание, спортсменам приходилось быть весьма оригинальными. Например, француз Жорж Мишель переплыл Ла-Манш за 11 часов вместе с … моржом. Животное он купил в США и специально тренировал для заплывов на большие дистанции. Во время заплыва Мишель все время держал моржа на поводке, как собаку.


Модель из Нью-Йорка Джеди Балтазар решила переплыть пролив новым способом – под водой. Но у нее ничего не получилось из-за нерасторопности помощников. Девушке по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон. Естественно, с ним она долго не протянула и выплыла на поверхность. Повторить заплыв американка уже не успела. За нее это сделал ее предприимчивый муж, с которым они развелись за месяц до этого.

На чем только не переплывали пролив после этого. Студент-химик из Брайтонского университета переплыл Ла-Манш в ванне с подвесным моторчиком. Успешно, надо сказать.

А вот планерист Георг Данн ухитрился за 14 часов добраться до французского берега, буксируемый громадным воздушным змеем.

Индус Брамин Синкх два раза пытался пересечь пролив на спине своего друга – дрессированного крокодила. Но у него ничего не вышло.

Сантехник из Люксембурга Жан-Клод Лемош сумел пересечь пролив на гладильной доске с моторчиком собственного изобретения, а музыкант из Японии Самуро Кито установил рекорд форсирования Ла-Манша внутри большого барабана, ибо последователей у него не оказалось.

Ла-Манш называют самым переплываемым проливом – его успели покорить больше 900 человек.

43-летний петербуржец Василий Мозжухин, врач - хирург по первой профессии, а теперь – тренер-методолог спортивной студии Angry Boys Sports, участник многочисленных экстремальных спортивных стартов, cтал шестым россиянином, которому удалось преодолеть вплавь Ла-Манш. Это произошло 18-19 августа. О том, как это было и что стало самым тяжелым для него лично, Василий Мозжухин рассказал в интервью Metro.

Готовился более года
Пролив Ла-Манш считается классической дистанцией для марафонского плавания. Преодолеть ее мечтают как профессиональные спортсмены, так и любители. Однако удается это не всем: удачных попыток – не более 30 процентов! Лишь чуть более 1000 человек смогли покорить пролив за 141 год – это меньше, чем взошло на Эверест! До последнего времени лишь пятеро россиян переплыли Ла-Манш - Павел Кузнецов (2006 год), Алимпиада Кэсседи (2007 год), Юрий Кудинов (2007 год - установил третье в мировом зачете время 7 часов 5 минут 42 секунды), Наталия Панкина (2008 год), Людмила Попова (2014 год).

Я начал мечтать о Ла-Манше еще с 2010 года – того момента, как посмотрел фильм «В ясный день», где герой мечтает переплыть Ла-Манш, - рассказывает Василий Мозжухин. - Начал читать дневники Павла Кузнецова. Продолжал тренироваться. Подготовка заняла более года – это 657 часов тренировок. Часть из них проходила на открытой воде в условиях шторма, ведь требовалось подготовить организм к долгому нахождению в холодной воде. Мой обычный вес – 85 килограммов (при росте 193 сантиметра), но для покорения Ла-Манша пришлось набрать еще 25 килограммов, так как худому человеку пролив не переплыть.

Плыл 15,5 часов
Как говорит Василий Мозжухин, самое тяжелое для пловца, который решился на покорение Ла-Манша – долгое ожидание. Приходится долго ждать дня с оптимальными погодными условиями. И при этом беспокоиться, не потеряешь ли находящуюся на пике спортивную форму. Петербуржцу пришлось прожить в Англии больше месяца, прежде чем ему позвонили и сказали: можно плыть.
- У меня на 24 августа был куплен обратный билет домой, поэтому я сам себе сказал: если в ближайшие два дня не поплыву – вообще откажусь от этой затеи, - рассказывает Мозжухин. – А когда 18 августа в 7 утра мне позвонили, все равно это было очень неожиданно. Даже когда стартовал, еще два часа не мог преодолеть спортивный мандраж.

Заметим, что при покорении Ла-Манша самое сложное – холодная вода (средняя температура – 14-18 градусов), волны и ветер, а также сильнейшие течения, вызванные приливами и отливами. Кроме того, на пути пловца встречаются целые поля гигантских ядовитых медуз и сильный судоходный трафик – он составляет порядка 1000 судов в сутки. Часть заплыва проходит в темное время суток – пловца можно отследить только по горящим световым маячкам с лодки сопровождения. По прямой дистанция составляет 32,5 километра, но из-за приливов и отливов она удлиняется на десятки километров.

Я стартовал в районе бухты Дувра в 10 утра 18 августа, а финишировал в 1.32 19 августа неподалеку от Кале, - говорит Василий. – Дистанцию преодолевал 15 часов 32 минуты, но главное для меня было не время, а сам факт покорения Ла-Манша. В итоге проплыл порядка 65 километров.

«Это кризис – он пройдет»
Конечно, этот путь дался пловцу нелегко. На лодке сопровождения был его тренер Сергей Ленивкин и два партнера по тренировкам. Они тоже сделали немало для того, чтобы Василий Мозжухин преодолел дистанцию. Например, они корректировали курс пловца, чтобы он избежал встречи с ядовитыми медузами – вовремя командовали «вправо» или «влево». Подбадривали пловца и кормили его для коррекции его энергозатрат – передавали ему в специальных фляжках энергетические напитки. По правилам Федерации пересечения канала, касаться лодки при этом запрещено.

На 9-ом часу я начал замерзать, - рассказывает Василий Мозжухин. – Но я стал твердить себе: «Это кризис, он скоро пройдет», и через час согрелся. А в самом конце меня начало сносить течением. Я понял: только если ускорюсь, финиширую через два часа. Если нет – буду плавать еще 6-8 часов. И даже когда до конца пути оставалось всего 850 метров, они мне показались очень долгими – я плыл минут 40, хотя в обычной жизни проплываю их за 15 минут… А еще начала отказывать рука.
Василий Мозжухин говорит, что на финише не чувствовал себя измотанным. Тренер и партнеры дружно его поздравляли. Однако после этого начался долгий период восстановления.

Я до сих пор не могу плавать и даже носить рюкзак – все стерто и болит, - говорит он. - Однако, конечно же, я испытываю чувство глубокого удовлетворения. Я сделал то, о чем долго мечтал.

Кстати
Пролив Ла-Манш (или Английский канал) считается классической дистанцией для марафонского плавания.

Габариты. По прямой дистанция составляет 32,5 километра, но из-за приливов и отливов она удлиняется на десятки километров. При покорении Ла-Манша самое сложное – холодная вода (не выше 18 градусов), волны, ветер и сильнейшие течения.

Россияне. Лишь пятеро россиян переплыли Ла-Манш – Павел Кузнецов (2006), Алла Кассиди (2007), Юрий Кудинов (2007, третье в мировом зачёте время – 7 часов 5 минут 42 секунды), Наталия Панкина (2008), Людмила Попова (2014).

Переплывших через пролив Ла-Манш гораздо меньше, чем поднявшихся на Эверест. На сегодняшний день насчитывается чуть больше 1000 пловцов-покорителей Ла-Манша. И только пятеро из них — из России. Одна из покорителей этого пролива, тренер по плаванию Людмила Попова, побывала в гостях у Pravda. Ru и рассказала о своих заплывах и закалке характера.

— Людмила, к огда возникла идея переплыть Ла-Манш, как ты к этому готовились?

— Идея такая основательная появилась, естественно, совсем недавно. Но давно были такие задумки, детские мечты, желания.

— Прямо с детства?…

Я ведь всегда занималась спортивным плаванием. Когда только начала популяризироваться открытая вода, у меня возникло желание переплыть что-то такое большое. Как раз услышала, что есть заплывы через Ла-Манш.

Потом со временем это ушло, сменилось другими заботами. И только возобновив тренировки по плаванию в отрытой воде, я действительно поняла, что уже пора начинать готовиться к своему заветному старту. И два года назад я уже активно приступила к тренировкам.

— Как шла подготовка?

— Подготовка шла по-разному. Естественно, когда ты подходишь с определенными целями к какому-то старту, то должен оценить свои силы, свои возможности. Проанализировав свои возможности, силы и расписав определенный план, я приступила к подготовке. Подготовка была в бассейне, в открытой воде — все зависело от периода, конкретного этапа. Необходимые километражи были проплыты.

Естественно, была организационная подготовка. Потому что ты не просто заявляешь желание проплыть Ла-Манш, а пишешь в ассоциацию, оплачиваешь стартовый взнос. Надо еще продемонстрировать определенные навыки за 2-3 месяца до своего заплыва. Ведь шестичасовой заплыв в холодной воде — очень серьезное испытание. Поэтому уже за 8 месяцев я конкретно распределила тренировочные старты, которые у меня должны были быть сначала и перед самим заплывом, где их осуществить. Выезды были постоянные на разную воду — пресную и соленую, выезжала в числе прочего в Грецию.

— А в России где?

В России был основной заплыв на Онеге около Петрозаводска — у нас получилось почти 30 километров. Когда я искала тренировочный старт в России, выбирала близкие условия. У нас много таких суровых, приближенных к Ла-Маншу мест.

Я наткнулась на сайт — 25 километров, Питер-Кронштадт, вышла на ребят, на Эдуарда Пиля, связалась с ними, попросила, чтобы они помогли мне организовать соло-заплыв. Ребята здорово откликнулись, поддержали меня всячески, спрашивали и предлагали разные варианты. Онежское озеро отличалось своими красотами, заповедными зонами, вот я его и выбрала.

Эдуард и его команда организовали заплыв очень хорошо, по всем правилам, — капитан, лодка, организация понравилась. Это был соло-заплыв за месяц до основного старта в Англии. Мы отрабатывали конкретно последние приготовления: кормления такие монотонные, всякие проплывания, погодные условия учитывали. У нас там разная погода была: и штиль, и волны.

В целом порадовала погода, было очень солнечно и тепло. Замечательное место, замечательный заплыв. Ребята восхитили меня своим альтруизмом. Они живут этим делом, организуют не только старты на открытой воде, проводят также беговые чемпионаты и лыжные гонки.

Все было очень уютно, по-домашнему, мы уже действительно прямо как родные люди стали. Своих спортсменов скоро в планирую так же вывезти к ребятам на Онегу, чтобы они тоже проплыли длинную дистанцию в формате соло-заплыва. С нетерпением жду встречи. А вообще у ребят в августе — очень насыщенна программа. Со 2 августа у них очень активно проходят соревнования: серия заплывов для любителей.

Сам этап подготовки был очень непростой, это тоже действительно очень серьезный опыт. Самое сложное — это подготовка, когда постоянные тренировки, нагрузки, травмы… Начинаешь обдумывать, что ты делаешь не так, корректируешь свой тренировочный процесс, с каким-то сталкиваешься сопротивлением. Вот самое-самое сложное было, естественно, на тренировках.

— А сам такой длительный заплыв прошел хорошо? Можно сказать, что на каком-то этапе отключаешься — медитируешь?

— Заплыв через Ла-Манш в целом прошел хорошо, можно сказать, по плану. На пятом часу в холодной воде уже, конечно, происходят свои мыслительные процессы. Ты начинаешь уже включать ресурсы своего организма, как-то себя отстранять от тех сложностей, которые у тебя возникают, всеми способами, которыми ты умеешь. Возникает, конечно, такой момент, когда ты уже понимаешь, что все — дальше дороги нет, ты плывешь, и только призраком — французский берег.

— На ваш взгляд, если обычный человек, который раньше не занимался плаванием, решил переплыть Ла-Манш или нечто подобное, у него есть шансы? Или надо было раньше начинать серьезно плавать и готовиться?

Конечно, надо учитывать определенные физиологические возможности. Но если есть огромное стремление, огромное желание, то это возможно. Люди делают это, переплывают. Многие могут, но не многие хотят. Все отталкивается, начинается с желания.

Я считаю, что если человек действительно загорится целью, если он загорится желанием, если он поймет, что ему для этого много предстоит сделать, и пройдет через это, то обязательно сможет.

И я уверена, что увлечения, любительский спорт — будь то марафонский бег, триатлон, плавание или другие виды — скоро очень серьезно будут набирать массовость. Сейчас это очень активно популяризуется, приходит в нашу жизнь. Сейчас уже начинается такой огромный бум. Я думаю, что и Ла-Манш будут все популярней среди россиян.

— 26 июля состоялся заплыв через Босфор. Конечно, это значительно проще, но для многих россиян — это первый серьезный старт. Как вообще надо готовится к подобным соревнованиям, что учитывать?

— Босфор и Ла-Манш — разные мыслительные процессы. Ла-Манш длился 13 часов, а через Босфор максимум час люди плывут. Поэтому тактически Босфор отличается от Ла-Манша. Босфор сам по себе — очень красивое, теплое место, старт происходит с одного берега на другой вдоль финишного берега. Там действительно нужно очень тактически грамотно отработать, чтобы не уплыть далеко за финиш.

Думать о каких-то высоких вещах, времени нет, потому что ориентир на центр на старте, на середине нужно себя сконтролировать, и, конечно, хорошо сделать мощный финиш, не уплыть далеко. Поэтому там нужно постоянно думать, осознавать, где ты находишься, в какой части Босфора, и как тебе нужно сейчас отреагировать, куда переместиться поближе, откуда подальше.

Для людей, которые получают первый опыт на открытой воде, хотела бы сказать, что старт не такой сложный, чтобы его бояться. Если человек спокойно плывет три километра в бассейне, в пресной воде, в открытой воде, то он спокойно плывет три километра и на море. Если в конце дистанции есть еще силы немножко ускориться, прибавить, со скоростным моментом, отработать финиш, то надо пробовать, дерзать, и все получится.

Обязательно перед стартами надо прокатиться на брифинги, посмотреть дистанцию. Опыт, в том числе соревновательный, дело наживное. А главное — не бояться. Если вдруг возникают какие-то нештатные ситуации — не паниковать, не переживать, а спокойно доплывать дистанцию. И желаю всем удачи, получения этого опыта и радости. Потому что люди с такими глазами финишируют, выходят на берег — это большого, дорогого стоит.

Мэттью Уэбб. Катер сопровождения. Шекспировский пляж. Нам эти слова ничего особого не говорят. Но есть на планете несколько тысяч человек, для кого они стали символами самопреодоления. Эти люди вплавь пересекли Ла-Манш. Они вошли в воду и 32,5 километра плыли к своей цели. Без спасательных жилетов и какой-либо специальной экипировки. Без отдыха. Недавно списки укротителей большой воды пополнила российско-белорусская команда. Ради чего пловчиха Татьяна Квасова из Новокузнецка и ее две помощницы-брестчанки Ольга Литенкова и Ярослава Караваева покорили знаменитый пролив, корреспондент «Р» узнала из первых уст.

Переплыть Ла-Манш - настоящий подвиг. Шутка ли - 32,5 километра в холодной воде.


Мэттью Уэбб

Девушки сейчас в Москве. Разговариваем мы по скайпу. Начали с мини-лекции на тему «кто такой Мэттью Уэбб». Оказывается, этот англичанин считается «первооткрывателем» Ла-Манша. Матрос английского почтового судна «Россия» не один год мечтал переплыть пространство, отделяющее Великобританию от Франции, и использовал для своих тренировок каждый штиль.

В июне 1875 года его настигла ужасная новость: королева Виктория устроила прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который... первым вплавь преодолел тот самый пролив. Правда, на мистере Бойтоне был спасательный костюм и вел он себя в воде не как джентльмен - принимал помощь извне.

В общем, Мэттью усомнился в героизме соперника. И через несколько месяцев зашел в воду в обыкновенном купальном костюме. Но начался шторм, он сбил пловца с курса. Ослабшего Уэбба подобрало случайное судно. Но он не погиб. Скажу больше: через две недели упрямец снова стоял на берегу! И опять в одном купальном костюме. В этот раз погода была благосклонна, и через 21 час 45 минут настойчивый англичанин достиг французского берега, установив рекорд. Понадобилось 36 лет, прежде чем путь смельчака повторил его последователь.

Татьяна КВАСОВА.


Катер сопровождения

Россиянка Татьяна Квасова переплыла Ла-Манш чуть быстрее Мэттью: за 20 часов 13 минут. На протяжении всего путешествия в метре от пловчихи следовал катер сопровождения «Анастасия». Его экипаж - штурман и два помощника, официальный наблюдатель и группа поддержки в лице двух Таниных подруг - Ольги Литенковой и Ярославы Караваевой, обе они белоруски.

Заплыв считается зарегистрированным, если подготовку, процесс и результат фиксируют наблюдатели Федерации или Ассоциации пересечения канала. Организаторы помогают участникам с визами, снабжают необходимой информацией. Так вот, лодка сопровождения и команда помощников не каприз пловца, а одно из продиктованных условий. Татьяна перечисляет другие правила:

- Из одежды можно надевать только купальник или плавки. Допускаются одна шапочка (это важно, потому что часто пловцы используют две), беруши, очки и зажим для носа. Плейер брать нельзя. Зато рекомендуется наносить сохраняющий тепло и защищающий от соли жировой состав. Я выбрала такой рецепт: барсучий жир и вазелин.

Обычно пловцы стараются приехать минимум за месяц до старта, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к холодной воде. Ее температура в заливе в это время года 16-19 °С.

Точную дату и время начала заплыва пловец не знает до последнего момента, так как погода на Ла-Манше крайне непредсказуемая. В беседу включается Ярослава:

- Таня зашла в воду в 16.06. Плыла все время кролем. Это быстрый стиль плавания при малых затратах энергии. Мы с Олей постоянно поддерживали визуальный контакт, мало ли что случится, и кормили ее. Сначала бутылочки с жидкой пищей на веревке сбрасывали в воду каждые 50 минут, ближе к половине пути - каждые 40 минут, под конец дистанции - каждые полчаса. Наблюдатель при этом проверяет и строго фиксирует состав пищи, в том числе на наличие допинга. Количество килокалорий индивидуально - 300 ккал за прием мы рассчитали для Тани сами. Еще позаботились о консистенции еды. Ведь Таня должна была проглатывать ее за минимально короткое время. Не более 30 секунд.

Вечер сменился ночью. Таня и ее команда нашли в плавании под звездным небом романтику. В ту ночь был полный штиль. Наблюдатель и капитан лодки сопровождения сказали девушкам, что такая погода бывает на Ла-Манше раз в 100 лет. Повезло?

Таня вспоминает, как 13 лет назад впервые пришла в бассейн:

- Мне было 19. Я хорошо держалась на воде, но плавала только по-собачьи. В бассейне начала учиться традиционным стилям: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Три года назад, уже в Москве, пришла в бассейн совершенствовать технику плавания. На пути к цели сменила трех тренеров, и только год назад вместе с Максимом Коршуновым выработали стратегию. И вот все получилось!


Шекспировский пляж

Ширина Ла-Манша варьируется от 250 км на западе до 32 км на востоке. Для заплывов смельчаки со всего мира используют самое узкое место, «горлышко» пролива. Шекспировский пляж в британском городе Дувре - место, откуда пловцы по традиции берут старт. Ориентировочная финишная точка - побережье во французском Кале.

С противоположных берегов «талии» Дуврского пролива просматривается краешек земли. Он манит своей осязаемостью. Но не стоит, господа, усыплять бдительность. Ла-Манш не так прост, как может показаться. Во-первых, даже летом вода не прогревается выше 19 °С. Во-вторых, меняются вызванные приливами и отливами течения. Никто не отменял волны и ветер. В-третьих, препятствием могут стать морские обитатели. Сколько было случаев, когда пловцов обжигали медузы! В-четвертых, на Ла-Манше плотный судоходный трафик.

Считается, что для пловца переплыть Ла-Манш - как для альпиниста покорить Эверест. То есть бросить вызов самому себе и победить.