Расслабление по шульцу. Классическая методика И. Шульца. Расслабление и релаксация

Первое упражнение. Сводится к вызыванию ощущения тяжести в верхних и нижних конечностях, что проявляется расслаблением поперечнополосатой скелетной мускулатуры. Формулы, которые используются при этом: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Идентичные формулы существуют для ног, окончательная формула выглядит так: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Показателем овладения нового упражнения служит генерализация ощущений. Для примера: упражнение с внушением чувства тепла в конечностях считается пройденным только в том случае, если тепло начинает разливаться по всему телу. На освоения каждого упражнения может уйти 2 недели, в некоторых случаях и больше. Полный курс аутогенной тренировки продолжается до трех месяцев. Такие занятия проводятся под руководством психотерапевта, в групповом коллективе 1–2 раза в неделю, продолжительность занятия 15–20 мин. Особое внимание следует уделять самостоятельным тренировкам пациентов, которые необходимо проводить два раза в день (утром, перед тем как встать с кровати, и вечером, перед сном). Все ощущения, испытываемые пациентами во время занятий, необходимо записывать в дневник.

Состояние, в котором находятся пациенты во время упражнений, характеризуется как промежуточное между состоянием бодрствования и сна. Вышеописанное состояние чрезвычайно похоже на первую стадию гипнотического сна (сомноленция). По глубине аутогенного погружения его подразделяют на три фазы:

1. Пациент ощущает тяжесть, тепло, разливающиеся по всему телу.

2. Характеризуется появлением чувства телесной легкости, невесомости. Данная фаза нередко сопровождается нарушением схемы тела.

3. «Исчезновение тела».

Первые две фазы можно дифференцировать между собой электроэнцефалографически. Благодаря внушительному торможению коры повторяемые формулы являются достаточно эффективным средством самовнушения. В процессе аутогенного погружения больной приступает к самовнушению, устремленному против определенных психических расстройств.

Наиболее выраженный положительный результат применения аутогенной тренировки больными отмечается при неврозах, а также при заболеваниях, клинические проявления которых связаны с эмоциональным напряжением, сопровождающимся спазмом гладкой мускулатуры. В последнем случае парасимпатический эффект достигается гораздо легче по сравнению с симпатическим. В психиатрической литературе встречается упоминание о достижении хороших результатов от применения аутогенной тренировки у больных бронхиальной астмой, в начальном периоде гипертонической болезни, облитерирующего эндоартериита, при нарушении дыхания по типу диспноэ, при эзофагоспазме, стенокардии, болях желудочнокишечного тракта спастической природы, при запорах. Помимо того, имеются данные о получении хорошего результата при лечении язвенной болезни, одной из причин которой является местный неврогенный спазм кровеносных сосудов.

Аутогенная тренировка приносит положительный результат, используясь при лечении различных расстройств речи и фонации неврогенного характера, хотя в общей группе больных данный вид терапии помогает купировать только явления логофобии и не вылечивает заикание как проявление системного невроза. В связи с указанными особенностями, оказываются необходимыми занятия пациентов с данной патологией в специализированных психотерапевтических группах, организованных для больных логоневрозами.

В комплексную терапию алкоголизма и наркомании также включается аутогенная тренировка. В большинстве случаев она применяется для устранения абстинентного синдрома и создания антитоксикоманической установки больных. В неврологическом стационаре аутогенная тренировка используется для терапии остаточных явлений органических заболеваний нервной системы. Ее целью в данном случае является купирование психогенных расстройств, которые дополняют и осложняют клиническую картину органического поражения нервной системы. Кроме того, данный вид лечения корректирует реакцию личности на болезнь при сосудистых поражениях головного мозга, применяется при лечении остаточных явлений перенесенных черепномозговых травм и нейроинфекций.

Аутогенная тренировка включается в различные варианты психопрофилактики родовых болей с целью снятия эмоционального напряжения и тревоги.

Рассматриваемый вид психотерапии нашел широкое применение в качестве психогигиенического и психопрофилактического метода при подготовке спортсменов, а также лиц, трудящихся в условиях повышенной эмоциональной нагрузки, в экстремальных условиях.

Для применения аутогенной тренировки имеются определенные противопоказания, которыми являются состояния у больных со смутным сознанием и бредом, по большей части бредом отношения и воздействия. Относительным противопоказанием к проведению аутогенной тренировки служит время острых приступов соматической патологии, а также период вегетативных кризов. В случае выраженной артериальной гипотонии применяют особые методики для преодоления патологического преобладания вагусной иннервации.

Упражнения низшей ступени оказывают влияние по большей части на вегетативные функции органов и их систем. Для улучшения высших психических функций Шульц разработал высшую ступень упражнений аутогенной тренировки, которые носят название «аутогенная тренировка2», благодаря данной ступени больные должны научиться вызывать сложные переживания, которые в последующем приведут к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение», что носит название катарсис. Шульц считал упражнения низшей ступени только лишь подготовкой к основному лечению. Упражнения второй ступени, а именно аутогенная медитация, приводят к достижению аутогенной нейтрализации. Автор считал, что окончательно излечиться от невроза можно, лишь избавив больного от любых отрицательных переживаний.

Приемы для такого вида терапии он черпал из древнеиндусской системы йоги.

Просмотров: 4007
Категория:

Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень).

Создателем метода аутогенной тренировки по праву считают Иоганса Генриха Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Временем создания метода считают 1932 год, однако корни его рождения уходят в далекое прошлое.

После учебы в Познани, Геттингене и Бреслау Шульц некоторое время занимался исследовательской и преподавательской работой в институте психологии им. Пауля Эрлиха во Франкфурте, где (будучи по профессии дерматологом) он читал лекции по психотерапии. Через некоторое время Шульц получил диплом невропатолога и занял место главного врача санатория «Белый олень» под Дрезденом. В 1924 году он переехал в Берлин, где были написаны основные его труды (более 400), в том числе монография «Аутогенная тренировка – сосредоточенное саморасслабление» (1932), формально давшая начало методу аутогенной тренировки.

Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свидетелем победного шествия" аутогенной тренировки. В 1961 году был создан «Интернациональный координационный комитет для клинического применения в обучения аутогенной терапии» (118АТ), куда вошел и представитель СССР. Особо широкое распространение аутогенная тренировка получила в Германии, США, Канаде.

Ученый успел даже написать предисловие к 13-му изданию своей книги, вышедшему в 1970 году В нем Шульц с тревогой писал: «Широкое распространение метода привело к тому, что, к сожалению, к нему „примазались“ и шарлатаны: один священник обещает детям легкие пути к самообладанию, различные „институты психологии“ рассылают проспекты, отмечая мимоходом, что их руководители имеют ученые степени и звания, и тому подобное. Даже коллеги издают без конца „Сборники упражнений“ для самостоятельных занятий без врачебного контроля». Между тем почти за 40 лет до этого в предисловии к первому изданию своей известной книги Шульц писал: «Настоятельно предупреждаем читателей, не имеющих отношения к медицине, о недопустимости использования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля; так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осуществлять под медицинским наблюдением».

В СССР аутогенная тренировка систематически стала изучаться примерно с середины 50-х годов (А. М. Свядощ, М. С. Лебединский, Г. С. Белов, А. С. Ромен и др.). Этому методы посвящены монографии А. С. Ромена (1970), А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой (1980) и др.

Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим (Лобзин, Решетников, 1986). В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа).

Основной заслугой Шульца является прежде всего то, что он освободил учение йоги от распространенной интерпретации или от налета мистицизма.

Предложенная Шульцем методика аутогенной тренировки в отличие от ее многочисленных модификаций называется классической и делится на 2 ступени: 1-я, или начальная (АТ-1) и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки с пациентами проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечнополосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные функции организма. Умело проведенная беседа, сопровождаемая демонстрацией эффективности отдельных упражнений, а также пациентов, добившихся путем тренировки позитивных результатов, способствуют успеху дальнейшего лечения. В беседе подчеркивается, что мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения. Полезно с самого начала ознакомить больного с планом тренировок.

Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превышает 1-3 мин, затем время их несколько увеличивается (АТ-2), но не превышает 30 мин. На всем протяжении лечения тренировки должны проводиться под наблюдением врача.. С этой целью не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки. На первом этапе лечения необходимо овладеть 6 упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10-15 дней. После этого наступает 2-й этап лечения (АТ-2), который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9-12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены).

1-е упражнение – вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен» (1 раз). После 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках.., в обеих ногах.., во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

2-е упражнение – вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «тело тяжелое» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые.., обе ноги теплые.., все тело теплое».

В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

3-е упражнение – регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5-6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предварительно пациенту рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

4-е упражнение – регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Непокоен.., мои руки тяжелые и теплые.., мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично… Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

5-е упражнение – влияние на органы брюшной полости. Больному предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1-4, а затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое.., оно излучает тепло».

6-е упражнение – вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем 5-6 раз пациент мысленно повторяет: "Мой лоб прохладен ".

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен… Тяжесть… Тепло… Сердце и дыхание спокойны… Солнечное сплетение теплое… Лоб прохладный».

После выполнения упражнения пациентам рекомендуется спокойно отдыхать в течение 1-2 мин, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза».

Приведенные 6 упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегето-висцеральные функции организма.

Техника АТ-2.

К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

1-е упражнение-медитация на цвете. После исполнения 6 упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины.., зеленый луг.., синий цветок. Во время упражнений пациент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.

2-е упражнение – медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет – ощущения. Например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль, тревога и т, д.

3-е упражнение – медитация на образе. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

4-е упражнение – медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т, п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней степью.

5-е упражнение – медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

6-е упражнение – медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом – на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

7-е упражнение – «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?»

Лутэ, соавтор Шульца по 6-томному руководству «Аутогенная терапия» (1969), предлагает после аутогенной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по Шульцу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.

Упражнения по аутогенной модификации включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнения по методу Клейнзорге-Клюм-биеса) и формулы-намерения. Пациент не просто задает себе вопрос, как в 7-м упражнении ЛТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. Например: "Я не принимаю ни одной капли алкоголя, нив какое время, ни при каких обстоятельствах

В ситуации приглашения выпить или: «Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» при энурезе и т.п.

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию.

При аутогенном отреагировании (по Лутэ) больной, например, неврозом, задает себе вопрос: "В чем причина моего заболевания?

Ответ он получает в визуализированных образах, которые потом интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «поверхностные», а в конце – «глубокие» элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздоровлению. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис).

Модификацией описанной методики Лутэ является «Аутогенная терапия памяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986).

Авторы считают, что в ряде случаев болезненные переживания и невротические нарушения связаны с прошлым пациента, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают рассказывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее, с представлением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и прибегать к утешению. Отреагирование болезненных воспоминаний приводит к их нейтрализации и улучшает состояние больного.

В настоящее время появилось большое количество модификаций методики Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.

Модификация Клейнзорге – Кяюмбиеса.

В 1965 году переведена на русский язык монография X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации», где изложены основные положения методики «направленной тренировки органов».

В отличие от классической методики Шульца, авторы большое значение придают синдромологически ориентированным узкоспециализированным комплексам тренировки. Авторы выделяют следующие группы комплексов.

«Покой» (соответствует первому стандартному упражнению АТ-1 по Шульцу). Группа комплексов направлена на достижение "телесного покоя ". Используется методика прогрессирующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные нарушения, расстройства сна.

«Сосуды». Образные представления акцентируются на ощущении тепла. Показания: нарушения периферического кровообращения, артериальная гипертензия.

«Сердце». При выполнении упражнения целенаправленно вызываются ощущения тепла в левой руке, а затем в области сердца. Возможен следующий вариант самовнушения: «Мое сердце бьется спокойно и равномерно. Я едва чувствую свое сердце, приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди. Сосуды левой руки расширяются. Через сердце струится тепло. Совершенно самостоятельно, совершенно спокойно работает мое сердце». Показания: стенокардия, функциональная неврогенная аритмия.

«Легкие». Тренировка направлена прежде всего на ритмизацию дыхания. Это обеспечивается мысленным счетом временных интервалов фаз вдоха, паузы в выдоха.

Авторы рекомендуют следующую формулу самовнушения: «Я совершенно спокоен, совершено спокоен. Легко и свободно струится воздух, прохладный и освежающий воздух. Дышится совершенно спокойно, без моего участия, самопроизвольно. Так прекрасно струится воздух, свободно, свободно в легко. Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен».

Показания: бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные нарушения ритма дыхания.

«Живот». Произвольное самовнушение тепла в отдельных органах брюшной полости – в области желудка, печени, кишечника. Перед упражнением больному нужно подробно объяснить анатомическое расположение органов в брюшной полости.

Показания: хронические гастриты и гепатиты, спастические колиты, дискикезии желчного пузыря и т, д.

«Голова». Упражнение является модификацией 6-го стандартного упражнения по Шульцу. Формула самовнушения может быть несколько расширена: «Я совершенно спокоен – Моя голова свободная и легкая-Лоб приятно прохладен. Я чувствую, как прохлада окутывает всю голову… Голова становится легкой.., думается легко… Я могу сосредоточиться на каждой мысли…» Иногда ощущение прохлады в области лба усиливают головные боли, головокружение. В этих случаях авторы рекомендуют самовнушение тепла в области лба.

Показания: вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера.

Психотоническая тренировка по Мировскому – Шогаму, Обычно аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном счете на транквилизирующий эффект.

Методика К. И. Мировского и А. Н. Шогама рассчитана на противоположный, стимулирующий эффект. Тренировка начинается непосредственно со специализированных мобилизующих (активирующих) упражнений. Релаксирующий этап тренировки резко сокращен или совсем исключен. Авторы предлагают формулы самовнушения примерно такого содержания: «Плечи и спину охватывает легкое познабливание, будто приятный освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. Я – как стальная пружина. Все готово к борьбе!» Такой мобилизующей формуле предшествует формула покоя: «Я совершенно спокоен. Ничто и никто не отвлекает. Я совершенно спокоен».

Показания: гипостеническая форма астении, артериальная гипотензия.

Введение в методику аутогенной тренировки тонизирующих упражнений послужило основой для применения ее в спортивной практике (Н. В. Алексеев, А. Т. Филатов), на производстве (А. С. Ромен, Л. П. Гримак, X. И. Алиев, Н. А. Лайша).

Появились такие понятия, как «психомышечная тренировка», «психогенная саморегуляция» (ПСР), «психорегулирующая тренировка» (ПРТ), «психофизическая тренировка» (ПФТ), «эмоционально-волевая подготовка» (ЭВП), «психосоматическая гимнастика» (ПСГ) и т.д.

Психомышечная тренировка (ПМТ) по А. В. Алексееву (1979).

В основе ПМТ лежат следующие элементы:

– умение расслабиться;

– способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения;

– умение удерживать внимание на избранном объекте;

– умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще применяют в спортивной практике.

Вначале достигается последовательное расслабление различных групп мышц, начиная с рук. На вдохе мышцы медленно напрягаются. Затем следует задержка дыхания, во время которой мышечное напряжение удерживается. На выдохе мышцы быстро расслабляются. Это упражнение сопровождается словесной формулой: «Мои руки… (вдох).., расслабляются (выдох), мои руки… (вдох).., теплеют (выдох)».

Таким образом, уже на первом занятии объединяются тренировка в мышечной релаксации с тренировкой вызывания ощущения тепла.

После освоения упражнения для рук тренирующийся переходит к мышцам лица, шеи, ног, туловища.

Следующее упражнение заключается в тренировке общей релаксации всего тела. Формула самовнушения: «Я… (вдох).., расслабляюсь и успокаиваюсь (выдох)».

Занятия завершаются формулами: «состояние глубокого покоя», «весь мой организм отдыхает», «я отдохнул и успокоился», «самочувствие хорошее». Основная цель упражнения состоит в развитии способности «входить в состояние контролируемой дремоты» и одновременно сконцентрировать внимание на заданном ощущении".

После освоения начальных упражнений ПМТ (первая ступень) спортсмены овладевают приемами самовнушения, направленного на преодоление чувства предстартового волнения, чувства боли при травме, обучаются приемам аутоактивизации, тонизации и мобилизации в нужный момент своих психических и физических возможностей.

При подготовке к предстоящим соревнованиям используются образные представления:

– «боевой» готовности;

– идеального выполнения упражнения;

– ситуации, в которой выступление было удачным.

Сходные упражнения используются и при психогенной саморегуляции на производстве и в экстремальных условиях (А. А. Ромен, 1986; X. М. Алиев, 1990; Н. А. Лайша, 1990 и др.).

Аутогенная тренировка н обратная биологическая связь.

Сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной биологической связи (ОБС) является одним из перспективных направлений в психотерапии, о чем свидетельствует большое число работ последних лет (Лобзин, Решетников, 1986; Surwit et.al., 1982; Lacroiz, 1983 и др.). Особенно эффективно сочетание АТ с биологической обратной связью при лечении психосоматических заболеваний.

Любое эмоциональное состояние, психическое напряжение проявляется в изменениях показателей вегето-висцеральных функций организма. Волнение, страх, тревога сопровождаются ускорением пульса, повышением артериального давления, изменением температуры тела, напряжением поперечнополосатой мускулатуры. Утомление, астения обычно сопровождаются артериальной гипоксемией; раздражительная слабость – нарушением ритма дыхания и т, п.

Стоит у больного неврозом или психогенной депрессией затронуть в беседе так называемый «больной пункт», как тут же выявляются яркая игра вазомоторов лица, груди, гипергидроз, тахикардия. Факт изменения вегето-висцеральных функций организма при определенных эмоциональных состояниях известен давно. Эта зависимость висцеральных и психических функций является предметом серьезных исследований в клинике и физиологии (кстати, именно на этой зависимости основан «детектор лжи»).

Понятие «биологическая обратная связь» применимо только в тех случаях, когда обеспечивается предъявление информации о состоянии физиологических функций для того же субъекта, который генерирует данную физиологическую информацию.

Другими словами, говорить об обратной биологической связи можно только изучая взаимосвязь физиологических и психических функций у одного и того же человека.

Научившись регистрировать тончайшие изменения физиологических процессов и используя обратную связь, можно в конечном счете научиться самоуправлять непроизвольными физиологическими процессами.

На этом принципе основана методика аутогенной тренировки в сочетании с ОБС, В.С.Лобзин и М.М.Решетников (1986) рекомендуют применять АТ в сочетании ОБС в 4 этапа.

Первый этап. Проводится обучение базисным упражнениям АТ-1 с использованием специальной аппаратуры для получения и регистрации динамики физиологических процессов в процессе сеанса. С этой целью может быть использован оксигемограф, электромиограф, пнеймограф, аппараты для регистрации АД, ЭКГ, ЭЭГ и т, д. В практике достаточно использовать один из этих приборов. Мы в своей практике использовали полиграф, позволяющий одновременно на одной ленте регистрировать оксигемограмму, частоту и глубину дыхания, пульс и артериальное давление.

Второй этап. Под контролем информации, получаемой от приборов, осуществляется постоянный переход к замене сигналов обратной связи собственными ощущениями пациента. Например, снижение артериального давления, урежение пульса и дыхания сопровождается каким-то ощущением, сугубо индивидуальным для данного субъекта. Затем в процессе аутогенной тренировки, производя самовнушение только этого ощущения, можно добиться снижения АД, урежения пульса и дыхания. Еще более сложные сочетания различных оттенков ощущений могут возникнуть при анализе ЭЭГ.

Третий этап. Происходит усвоение приемов саморегуляции. Применение приборов ограничивается только контрольными замерами.

Четвертый этап. Лечебные приемы саморегуляции проводятся только под контролем собственных ощущений.

Сочетанное применение ОБС и лечебных методов, базирующихся на самовнушении, несомненно, является перспективным и нуждается в дальнейшем изучении.

Наша жизнь наполнена множеством различных ситуаций и, к сожалению, далеко не все из них приятные.

Существуют различные способы улучшить свое психологическое состояние . И к одному из них относят для успокоения нервной системы. Рассмотрим его более подробно.

Что такое аутотренинг — определение

Аутотренинг в психологии — это психологическая техника , основанная на самовнушении.

Она позволяет человеку добиться спокойствия и гармонии.

Суть его состоит в успокоении нервной системы даже при ежедневных стрессовых ситуациях.

Благодаря аутотренингу можно научиться управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, концентрироваться на своих желаниях и многое другое.

Аутогенные заболевания

К аутогенным относят психосоматические заболевания , то есть психологические расстройства, которые в некоторой степени могут отражаться на физиологическом состоянии. Сюда относятся:

  • неврозы;
  • неврастения;
  • депрессия;

Также нужно отметить, что аутогенные техники в комплексе с основным лечением помогают излечить некоторые заболевания, основанные на эмоциональном напряжении: эндокардит, бронхиальная астма, гипертония нарушения желудочно-кишечного тракта и прочие.

Аутогенная терапия — что это?

Аутогенная терапия используется в различных практиках и известна еще с давних времен.

Аутогенная тренировка предполагает упражнения или техники, которые могут иметь различные направления (для устранения бессонницы, похудения, избавления от эмоционального напряжения и прочего).

Всего 30 минут аутогенной терапии равны 3-4 часам полноценного сна.

Она имеет определенные этапы и правила, которые могут немного меняться исходя из цели, которой вы хотите достигнуть .

Аутогенная терапия обладает довольно сильным оздоровительным эффектом :

  • нормализуется давление, пульс;
  • снижается чувство тревожности и беспокойства;
  • улучшается гормональный фон;
  • нормализуется эмоциональное состояние.

Норма по Люшеру

Макс Люшер - известный психолог, разработавший цветовой тест Люшера.

Данный тест использовался в исследовании, в котором пациенты психотерапевтического курса проходили его при поступлении и в конце своего лечения.

Оказалось, что в самом начале лечения цветовые предпочтения у пациентов были разнообразны, но при успешном прохождении терапии они приближались к единообразной последовательности. Данная последовательность и называется аутогенной нормой , то есть эталоном нервно-психического благополучия.

Методы и техники тренировки

Существуют различные техники, методы и упражнения аутогенной тренировки. Но у всех у них есть общие правила :

  1. Проводить тренировку лучше в спокойном месте, проследите, чтобы вас ничего не отвлекало.
  2. Примите удобную позу (желательно лечь), не перекрещивайте руки и ноги.
  3. Если вы будете слушать аудио-инструктора, то обязательно вслух повторяйте за ним все фразы.
  4. Если вы хотите свой текст-установку, то можете написать его самостоятельно, но он должен быть положительным (следите, чтобы нигде не проскочила частица «не»), в настоящем времени и от 1 лица.
  5. Текст-установка для аутотренинга должен состоять из простых и коротких предложений.
  6. Следите за тем, чтобы вы осознавали слова, которые произносите, а не делали это на автомате.
  7. Еще лучше будет, если вы будете все произносимое визуализировать, чтобы картинга была у вас перед глазами, чем ярче и подробнее, тем лучше.
  8. Желательно текст повторять хотя бы пару раз, чтобы он лучше закреплялся в подсознании.

Рассмотрим существующие методы и техники аутотренинга.

Для женщин

В бытовых ситуациях женщины часто забывают о своей нежной и чуткой природе, а на работе, наоборот, им не хватает и силы духа. Поэтому и текст аутотренинга должен быть довольно индивидуальным.

В первом случае подойдет «Я красивая, женственная и нежная. У меня очаровательное лицо и стройная фигура.». Во втором же случае будут уместными более сильные установки: «Я уверена в себе. У меня все получится. Я обязательно добьюсь желаемого».

Настройка на успех для женщин:

Для похудения

Конечно, нужно понимать, что при аутотренинге невозможно за неделю распрощаться со всеми лишними килограммами. Данный метод требует некоторый промежуток времени , за который ваше подсознание настроится на новую установку, примет ее.

Проводить упражнения желательно утром и вечером.

Утренний аутотренинг поможет дать настрой на весь день.

При этом нельзя говорить : «Я похудею» или «Я буду меньше есть и заниматься в зале».

Ваш текст должен примерно состоять из следующих установок : «Я здоровая, красивая и стройная. Я люблю свое тело. Прямо сейчас я становлюсь стройнее. Я чувствую, как мой живот становится плоским, а попа подтягивается. У меня хорошая фигура. Я нравлюсь себе стройной. Я сильная и всегда добиваюсь желаемого».

Можно немного изменить текст для вечернего аутотренинга . Если утренний носит бодрящий характер, то вечерний, наоборот, должен быть успокаивающим: «Я стройная и изящная. Мне нравится чувствовать себя худой. Я ощущаю легкость во всем теле. Я счастлива и расслаблена».

Медитация на похудение в этом видео:

Расслабление и релаксация

Если вы постоянно в беспокойном и тревожном настроении , то вам стоит попробовать аутотренинг, направленный на расслабление и релаксацию. Он снимает усталость, помогает восстановить силы, раскрывает ваш творческий потенциал.

Устройтесь в спокойном месте. Вас ничего не должно отвлекать. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте каждую часть своего тела: левую и правую ногу, туловище, левую и правую руку, голову.

А теперь по очереди расслабляйте их. Вы можете почувствовать, как по телу растекается тепло. Наблюдайте свои полностью расслабленные мышцы. Лицо не напряжено, брови не хмурятся, щеки плавно стекают вниз, а губы не сжаты, а в легкой улыбке.

Весь внешний мир, звуки и шумы должны отойти на второй план .

Вы погружаетесь во внутренний мир и фокусируетесь на себе.

Последите за своим дыханием: оно должно быть ровным и спокойным.

Почувствуйте, как с каждым выдохом тело все больше расслабляется. У вас не должно возникать никаких ярких эмоций . Вы почувствуете гармонию и умиротворение.

Наблюдайте за своими мыслями, но не обдумывайте их. Можете начать визуализировать: представьте, что вы летаете над облаками, гуляете по лесу или полю. Все воображаемое должно быть светлым и приятным.

Не забудьте и о том, что выходить из такого состояние тоже нужно плавно . Пошевелите левой, затем правой ногой, проделайте то же самое с руками. Почувствуйте свое тело. Когда будете готовы - плавно откройте глаза.

На управление своим состоянием

Упражнения аутотренинга также используется для того, чтобы управлять своим состоянием: ощущениями в теле, чувствами и эмоциями. Текст-установка зависит от конкретной ситуации.

Например, если вы не можете приняться за работу, чувствуете рассеянность , то можно использовать примерно следующее: «У меня отличное самочувствие. Я бодр и энергичен. Я полон сил и готов к свершению. У меня все получится».

Для детей

Аутотренинг для детей имеет свои особенности :

  • он имеет игровую форму;
  • упражнения желательно включать непосредственно в режим дня ребенка;
  • необходимо обучить ребенка, объяснить, что от него требуется, рассказать про правильное положение тела и дыхание.

Текст нужно разрабатывать индивидуально , с учетом предпочтения детей. Например, вы можете попросить ребенка представить, что он - цветок, который распускается на солнце.

Вы при этом должны произносить фразы, которые бы настроили его на расслабление: «Ты чувствуешь легкость и спокойствие. Твое дыхание ровное».

Медитативный аутотренинг для детей:

При неврозах

При аутотренинг помогает почувствовать расслабление, которое уже само по себе хорошо воздействует на нервную систему .

Такой отдых полезен при любых проблемах с психикой и нервами. Главная задача такого тренинга - отпустить эмоциональное и физическое напряжение.

Поэтому текст-установка может быть таким: «Я расслаблен. Я чувствую, как успокаиваюсь. Мое тело наполняется тяжестью и теплом. Я нахожусь в гармонии с собой и окружающим миром».

Можно также проработать все части тела по очереди. Вы должны перейти от ощущения полного расслабления, к тяжести и затем к теплу по всему телу.

При депрессии

Аутотренинг активно используется и при борьбе с депрессией.

Но при этом важно понимать, что это - лишь один из компонентов комплекса работ, направленных на улучшение эмоционального состояния .

В ходе упражнения необходимо убеждать себя, что части вашего тело наполняются приятным теплом и становятся тяжелее.

Как только почувствуете себя максимально расслабленным, можете начинать произносить позитивные установки.

Задача текста - поднять настроение и получить заряд оптимизма. Это могут быть комплименты себе или настрой на приятный день.

Аффирмация от невроза, внутренних напряжений и конфликтов:

Для здоровья

Если вы стали чувствовать себя хуже, но никак не поймете почему или у вас была затяжная болезнь, то можно попробовать аутотренинг для здоровья.

Установки используйте примерно следующие «Я сильна и здорова. Каждая клетка моего организма наполнена светом и счастьем. Я отлично себя чувствую. У меня прилив жизненных сил».

Важно отчетливо представлять себе этот образ, прочувствовать его.

Аутотренинг для здоровья:

Перед сном

Если у вас , то существуют упражнения, которые помогут вам справиться с ними. Но тут также необходимы дополнительные условия: проветривайте комнату, проводите пару часов перед сном в спокойной обстановке, не наедайтесь, послушайте спокойную музыку.

Заберитесь в постель и устройтесь так, как вам удобно. Постарайтесь сконцентрироваться на словах, которые вы будете проговаривать про себя. Не позволяйте мыслям отвлекать вас. Расслабьтесь.

И повторяйте : «Я спокойна. Мое тело расслаблено. Я отдыхаю. Мне комфортно. Моя правая нога наполняется теплом. Моя левая нога наполняется теплом».

«Я чувствую, как тепло растекается по тело. Мое туловище наполнено теплом. Мои руки наполнены теплом. Моя голова тоже наполнена теплом. Мне хорошо и спокойно».

«Я чувствую во всем теле тепло и приятную тяжесть. Я чувствую покой. Я чувствую легкую сонливость, которая возрастает с каждым вздохом. Я спокойна. Я медленно погружаюсь в сон. Я засыпаю. Я сладко сплю».

Первое время упражнение можно повторять несколько раз , пока вы не добьетесь желаемого - засыпания. Но со временем вы заметите, что стали засыпать все быстрее.

Точно уснете! Для сна легкий гипноз от бессонницы:

Длительность ежедневного занятия

Сколько составляет минимальная длительность ежедневного аутотренинга? Начинать следует постепенно .

Важно, чтобы занятие не превращалось в рутину и вам не было скучно . Для начала можно остановиться на двух минутах и постепенно увеличивать это время.

О книге Шульца

Основателем данного метода считается И. Шульц, который написал книгу «Аутогенная тренировка». В ней содержаться основные принципы аутотренинга .

При этом Шульц отмечает, что данную технику можно использовать не только как инструмент психотерапии , но и как метод профилактики болезней, улучшения настроения, повышения трудоспособности и стрессоустойчивости.

Аутотренинг рассматривается им как способ тренировки духовности и воспитания лучших качеств в себе , с помощью концентрации на собственном теле и эмоциях, а также позитивной визуализации.

Большая часть книги посвящена непосредственно самим упражнениям, с подробными рекомендациями.

Таким образом, аутотренинг может помочь справиться со сложными жизненными ситуациями , укрепить психику, настроиться на предстоящий день или, наоборот, погрузиться в царство сна.

Техника занимает совсем немного времени и положительно отражается на эмоциональном состоянии.

Ролик об аутогенной тренировке и ее психотерапевтическом эффекте по Иогану Шульцу:

Изначально аутогенную тренировку как метод терапии предложил Иоганн Шульц. В последующем технику дорабатывали многие отечественные ученые. Ее используют, чтобы расслабиться и отвлечься от тревожных мыслей. Публикация подробнее расскажет о методе Шульца.

Что такое аутогенная техника?

Аутогенная тренировка представляет собой психотерапевтический метод, в основе которого лежит мышечная релаксация, целенаправленное самовнушение и самогипноз. Также метод включает в себя несколько приемов йоги. Сначала необходимо научиться самовнушению в состоянии релаксации - это низшая ступень. Она используется для избирательного воздействия на вегетативные и психические процессы. После освоения этих упражнений можно переходить к высшей ступени - гипнотическому трансу. Это самосозерцание, при котором в состоянии нирваны человек способен произвольно вызывать яркую визуализацию представлений и сновидное расщепление сознания.

Как ни странно, технику может освоить любой желающий. Достаточно лишь набраться терпения и правильно ее выполнять. К аутогенной тренировке важно относиться пассивно и не стараться чего-то добиться. Нужно просто расслабиться и выполнять предложенные упражнения без ожидания какого-либо результата.

В психологии метод Шульца используется для воздействия как на психологическое, так и на физиологическое состояние. Стоит рассмотреть отдельно, каких изменений можно добиться в том и в другом случае.

Физиологические эффекты

Физиологические изменения, которые происходят в результате самовнушения и самогипноза, схожи с эффектами релаксационных методик, которые восстанавливают организм. При правильном выполнении упражнений можно наблюдать контроль над снижением мышечного напряжения, холестерина, частоты дыхания и сердцебиения. Также усиливается приток крови к конечностям и альфа-волновая активность мозга, непосредственно влияющая на расслабление сознания.

Исследования доказали, что техника Шульца помогает в терапии болезни Рейно, гипертонии, мигреней и бессонницы. Кроме того, существуют данные, что аутогенную тренировку можно использовать для лечения язв, запора, несварения желудка, геморроя, бронхиальной астмы, диабета, туберкулеза, ревматических болей в спине и рака.

Психологические эффекты

Также Иоганн Генрих Шульц считал, что аутогенная тренировка воздействует на психологическое состояние. В действительности так и есть. При ежедневных занятиях метод эффективно снижает тревожность, нервозность, подавленность, борется с хронической усталостью и повышает сопротивляемость стрессу.

Существуют исследования, доказывающие эффективность аутогенной тренировки. Например, одной девушке она помогла пережить психологическую травму, связанную с автомобильной аварией, и снова сесть за руль. Другая женщина боялась носить зубные протезы, потому что думала, что подавится ими. После выполнения упражнений Шульца этот страх исчез. Даже роженицы испытывают меньше боли и переживаний в процессе появления ребенка на свет. Мужчинам же аутогенная тренировка помогает справиться с морской болезнью и волнением по поводу предстоящих соревнований, тем самым улучшает показатели тренировок.

В современной жизни любой человек может применить метод Шульца, чтобы побороть фобии, снизить тревожность перед экзаменами, публичным выступлением и деловой встречей. Да и вообще самоконтроль и расслабление помогут достичь лучших результатов в любой деятельности.

Как заниматься аутогенными тренировками?

Стоит отметить, что людям, которые имеют проблемы со здоровьем и хотят использовать метод для лечения, домашних тренировок будет мало. Им лучше обратиться в хорошую клинику и заниматься под руководством хорошо обученных и опытных специалистов (психиатра и клинического психолога). При таком раскладе улучшения от терапии появляется через несколько месяцев, а в тяжелых случаях - только через год.

В домашних условиях нужно заниматься примерно по 10-20 минут. При этом не стоит пользоваться будильником или таймером, чтобы засечь время. При обучении гипнозу и самовнушению нельзя ни на что отвлекаться. Также после окончания сеанса не нужно сразу вставать. Лучше спокойно посидеть, сначала - с закрытыми глазами, а потом - с открытыми.

Факторы успешной тренировки

Шульц утверждал, что для успешного завершения тренировки необходимо соблюдать некоторые нюансы.

  • Быть высокомотивированным и готовым к деятельности.
  • Соблюдать рациональный уровень саморегуляции и самоконтроля.
  • Поддерживать определенное положение тела, способствующее достижению эффекта.
  • Концентрировать внимание только на телесных ощущениях.
  • Свести к минимуму и даже устранить все раздражители, которые мешают сосредоточиться на собственных чувствах.

Особенно важно выполнить последний пункт. Во время аутотренинга должно быть комфортно и спокойно. Поэтому лучше закрыться в комнате, задернуть шторы и отключить телефон, чтобы никто и ничто не беспокоило. Со временем, когда все будет получаться, уже можно будет в людных местах использовать метод Шульца. Аутогенная тренировка очень поможет расслабиться по дороге домой или во время обеденного перерыва.

Положение тела

Аутогенной тренировкой можно заниматься в трех основных позах. Существует два сидячих положения и одно лежачее. В принципе, можно выбирать абсолютно любую позу. Но новичкам рекомендуется тренироваться в положении лежа.

Сидячие позы хороши тем, что они позволяют расслабляться в любом месте, в любое время. К тому же вероятность заснуть будет минимальна. Но здесь есть существенный минус. Мышцы расслабляются не полностью, поэтому освоить технику в таком положении будет сложнее. Итак, какие же варианты существуют?

1. Нужно ровно сесть на кресло или стул с прямой спинкой, поддерживающей голову. При этом важно, чтобы позвоночник не был искривлен. Сиденье должно быть достаточно длинным для поддержания бедер (их свисание не допускается). Нужно усесться так, чтобы ягодицы были перпендикулярны спинке стула. Пальцы, кисти и руки можно положить на колени или подлокотники кресла.

2. Второй вариант сидячей позиции в методе Шульца. Для него следует взять табуретку или стульчик с невысокой спинкой. Это нужно для того, чтобы в процессе занятия нельзя было опереться спиной. Нужно сесть на край сидения и упереться руками в бедра. При этом пальцы рук и кисти должны оставаться в свободном положении. Подбородок следует выставить возле груди, но голову нужно оставить произвольно висеть. Бедра должны быть на ширине плеч, а кончики пальцев ног - слегка виднеться из-за коленей.

3. Вариант лежачей позиции. Ее лучше занимать не на кровати, а на полу, расположившись на коврике. Лечь на спину, слегка развести ступни ног, носки направить в разные стороны. Руки положить вдоль тела, но не прикасаться ими к нему. Локти слегка согнуть, а ладони развернуть вверх. Если какая-то часть тела испытывает дискомфорт, под нее можно положить небольшую подушечку. Но при этом следует избегать неровного положения. Например, если подушка под головой, то подбородок не должен быть прижат к груди.

Независимо от выбранной позиции, следует максимально расслабить тело. Напряжение мышц во время занятий должно быть самым минимальным.

Низшая ступень

Далее будет описано шесть упражнений метода самовнушения немецкого психотерапевта И. Шульца. С их помощью можно освоить низшую ступень техники. Упражнения следует выполнять строго в том порядке, в котором они представлены. Начинать и заканчивать необходимо с фразы «Я спокоен».

1. Ощущение тяжести

Занять сидячее или лежачее положение, закрыть глаза. Постараться физически почувствовать спокойствие, а после - тяжесть в левой руке. Для эффективности лучше проговаривать про себя или вслух фразы: «Я абсолютно спокоен», «Моя левая рука тяжелеет». При этом ощущение должно распространяться не только по названной конечности, но и по всему телу. Выполнять упражнение следует примерно минуту. Затем нужно согнуть руки в локтях и сделать 2-3 достаточно глубоких вдоха. После стоит повторить упражнение, только задействовав уже правую руку.

2. Ощущение тепла

Повторить предыдущее задание, поочередно задействовав обе руки. В них должно возникать чувство тяжести из-за расслабления мышц. Теперь необходимо добиться расширения сосудов и ощущения тепла. Можно помогать себе фразой: «Моя рука горячеет».

3. Регуляция сердечного ритма

В этом упражнении повысится сила самовнушения, если положить руку на грудь слева. После нужно четырежды повторить: «Мое сердце бьется спокойно и ровно». Важно сконцентрироваться на пульсации. Должен ощущаться ритм работы сердечной мышцы. Со временем частота пульса во время занятий будет уменьшаться. Упражнение считается освоенным, если сердечная деятельность ощущается не только в руках, но и во всем теле.

4. Регуляция дыхания

Нужно четырежды повторить: «Я дышу совершенно легко». Благодаря силе самовнушения легкие должны двигаться без усилий, спокойно и равномерно. Упражнение считается освоенным, если дыхание словно убаюкивает и происходит само собой.

5. Контроль над органами брюшной полости

Сначала необходимо поочередно вызвать такие же ощущения, как в первых четырех упражнениях. После следует сконцентрироваться на зоне солнечного сплетения (оно находится между грудиной и пупком). Нужно представлять себе, как пресс становится теплым. Когда упражнение будет получаться, появится ощущение утяжеления тела, словно находишься в горячей ванне. Будет спокойно и комфортно, а дыхание и биение сердца будут иметь гармоничный ритм.

6. Прохлада в области лба

Сначала следует поочередно выполнить все предыдущие упражнения, чтобы вызвать описанные в них ощущения. После необходимо сконцентрироваться на том, как лоб становится прохладным. С каждым разом при выполнении упражнения будут сильнее сжиматься сосуды, вызывая ощущение того, что остальные части тела намного теплее лба. В идеале должно чувствоваться дуновение холодного ветерка.

Высшая ступень

На стадии визуализации будет происходить обучение гипнозу для вызывания у себя в воображении спокойных и приятных картинок. Они будут помогать распространять в сознании расслабление, которое было достигнуто телом. Одни люди при выполнении следующих упражнений представляют себе порхающих в воздухе птиц. Другие - морские волны, накатывающиеся на песчаный берег. Третьи предпочитают воображать, как они плавают в солнечный день на лодке по тихому озеру. Четвертым же помогает расслабиться представленная уютная комната с камином. Новички же в начале обучения могут визуализировать то, что предлагается в задании. Это можно делать как в лежачем, так и в сидячем положении.

Высшая ступень расслабления по методу Шульца всего состоит из 7 упражнений, которые и будут рассмотрены далее.

Упражнение 1. Медитация на цвете

Сначала следует последовательно выполнить все задания низшей ступени. После, не меняя положения тела, нужно мысленно сконцентрировать сознание на представлении образов характерного цвета. То есть, нужно постараться визуализировать, например, синий цветок, зеленую поляну, белые заснеженные горы и так далее. При выполнении упражнения важно удерживать в сознании именно цвет, а не конкретную форму предметов. Поэтому задание придется повторять до тех пор, пока это не будет хорошо получаться.

Упражнение 2. Медитация на определенном цвете

Смысл этого упражнения по методу Шульца состоит в целенаправленном вызывании конкретных цветовых представлений. Это будет тренировать ассоциацию «цвет - ощущение». То есть, нужно представлять, например, черный цвет - это печаль, желтый - радость, красный - страсть, фиолетовый - покой и так далее.

Упражнение 3. Медитация на образе

Целью этого упражнения является обучение произвольной визуализации конкретного образа или предмета. Например, это может быть цветок, лампа, человек. Успешным освоением задания считается целенаправленное представление самого себя.

Упражнение 4. Медитация на абстрактном

В этом упражнении нужно постараться вызвать образные эквиваленты абстрактных понятий. К таким можно отнести надежду, свободу, любовь, радость и тому подобное. Причем образные эквиваленты у каждого человека сугубо индивидуальны. Например, одни ассоциируют свободу с летящей в небе птицей, другие - с широкой степью, а третьи - с морем. В таком духе и нужно выполнять это упражнение.

Упражнение 5. Медитация на ощущениях

Здесь нужно переходить от визуализации образов к собственным переживаниям. Например, сам Шульц для снятия напряжения предлагал медитацию на ощущениях при виде гор. Но можно выбрать любой другой предмет. При этом важно, чтобы воображение было сконцентрировано не на конкретном объекте или пейзаже (горах, море), а на ощущениях, возникающих при их созерцании.

Упражнение 6. Медитация на человеке

Сначала нужно научиться визуализировать незнакомых людей. После можно переходить к концентрации воображения на знакомом человеке. Главной задачей является отвлечение от субъективных установок и эмоциональных оценок по отношению к известным образам. Нужно постараться сделать их нейтральными.

Упражнение 7. Ответ бессознательного

В последнем упражнении нужно задавать себе вопросы. Ответом будут считаться спонтанно возникающие образы, которые потом нужно будет интерпретировать. Чаще всего задают следующие вопросы: «Чего я жду от жизни?», «В чем я ошибаюсь?», «Какие у меня проблемы?», «Как себя лучше вести в конкретной ситуации?»

Со временем на выполнение упражнений и вызов ощущений будет уходить несколько минут. Но на освоение саморегуляции по технике Шульца уйдут месяцы регулярной практики. Поэтому нужно запастись терпением и заниматься аутогенной тренировкой каждый день.

Аутогенная тренировка — активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма.

AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние
покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них обычно при помощи гипноза. Метод AT основан на активном самовнушении на фоне мышечного расслабления.

В настоящее время существуют различные варианты AT, применяемые для различных целей. Классическая AT состоит из двух ступеней: первой — низшей
и второй— высшей.

AT не дает осложнений. Нельзя заниматься AT только на фоне остро
развивающихся заболеваний — сосудистых, инфекционных, психических.
Главная задача начинающего заниматься AT — это научиться
расслабляться, вызывать ощущение тяжести и тепла в теле. Если Вы сможете
добиться состояния полного расслабления, то в таком состоянии формулы,
произносимые вами мысленно, начинают срабатывать. Ваш мозг, несмотря на
полнейшее расслабление тела, так же хорошо работает. Вы все слышите и
понимаете, что происходит вокруг Вас. Просто Ваше тело как бы не существует
в данный момент. Это и есть тот самый, нужный Вам, рабочий фон. Вы можете во
время сеанса аутогенного погружения внушить себе, что угодно: дать установку
на выполнение с удовольствием какой -либо опостылевшей вам работы, поставить
себе сверхзадачу, активизировать психические и физические функции.
Аутогенной тренировкой можно заниматься самостоятельно. Иногда, в самом
начале тренировок возникают пугающие ощущения — «аутогенные разряды». Эти
аутогенные разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в
состояние расслабленности занимающийся вдруг «видит» в зрительном
анализаторе мириады цветовых пятен, искры’, даже целые картины, «слышит»
необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто
чувство полета, ощущает вкус каких-то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти
явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься AT. Эти
неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и,
как правило, проходят через несколько занятий AT.
Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: первой — высшей и
второй — низшей.
Первая ступень включает в себя шесть классических упражнений условные
названия которых: «тяжесть», «тепло», «дыхание», «сердце», «тепло в области
солнечного сплетения», «прохлада в области лба». Человек, овладевший первой
ступенью AT может влиять на свое настроение, вызывать у себя колоссальное
желание заниматься любым неинтересным, но нужным делом влиять на
работоспособность и самочувствие организма, развивать свои способности и
многое другое (нужны только применять соответствующие формулы). Самовнушения
при AT носят «неодолимый» характер, если они были выполнены правильно.

2.2 Типичные ошибки при занятиях AT

Выделим главное. Именно на это обычно не обращают внимания начинающие
заниматься AT самостоятельно.
Все формулы работают эффективно только в том случае, сли достигнуто
«состояние АТ», то есть, если занимающийся привел себя в состоняние
расслабленности до такой степени, что даже может потерять ощущение
присутствия тела.
Вот только тогда все слова формулы, которые произносит про себя
занимающийся, равносильны приказам гипнотизера при воздействии его на
гипнотизируемого. Единственное отличие в том, что при занятиях AT, человек
находящийся в «трансе», сам себе дает установки и соответствующие настрои,
сохраняя при этом полную ясность ума.
Начинающие, как правило, считают самым главным повторение формул, а на
второй план ставят расслабление, вызывание чувства тяжести т. е. самое
главное остается на втором плане. Эта типичная ошибка приводит к отсутствию
результата, вызывает у них чувство разочарования
Также обратите внимание на следующее:
Нельзя резко выходить из состояния аутогенного погружения.
Если Вы вызывали у себя ощущение тяжести, то перед выходом из
аутогенного состояния Вы должны обязательно убрать это состояние тяжести при
помощи специальных моби-лизирующих формул типа:
— Тяжесть покидает мое тело
— Отдохнул каждый мускул моего тела
— Отдохнула каждая клеточка моего организма
— Свежесть и бодрость наполняет все мое тело
— С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в мой организм
— Я собран и внимателен
— Я заряжен бодростью
— Я заряжен энергией
— Моя воля собрана как пружина
— Я готов к работе (поднимите над головой сжатые в кулак руки, резко
выдохните с одновременным движением рук вниз, откроете глаза).
Рассмотрим упражнения первой и второй ступени AT.

2.3 Первая ступень AT.

Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных
упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений.
Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как
правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять
удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: «Я успокаиваюсь и
расслабляюсь», Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с
направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. Проговариваем
про себя: «Расслабляются мышцы лба, глаз, расслабляются мышцы затылка и
шеи.» (При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.)
Мое внимание переходит на руки
Расслабляются пальцы и кисти рук
Расслабляются предплечья
Расслабляются плечи
Мои руки расслабляются

Мышцы лица расслабляются еще сильнее
Мое внимание переходит на ноги
Расслабляются пальцы ног и голеностопы
Расслабляются икроножные мышцы
Расслабляются мышцы бедра
Мои ноги расслаблены
Мое внимание переходит на лицо
Лицо полностью расслаблено
Мое внимание переходит на туловище
Расслабляются мышцы груди
Дыхание спокойное и легкое
Сердце работает хорошо и ритмично
Расслабляются мышцы живота
Расслабляются мышцы спины
Все мое туловище расслабляется
Я полностью расслабляюсь
Я расслаблен
ЗАТЕМ ВЫЗЫВАЕТСЯ ЧУВСТВО ТЯЖЕСТИ И ТЕПЛА
«Приятная теплая тяжесть наполняет мои руки. Приятная теплая тяжесть
наполняет мои ноги. Приятная теплая тяжесть наполняет мое туловище. Все мое
тело тяжелое и теплое. Я полностью расслаблен»
При первых тренировках можно проговаривать 2-3 раза каждую формулу,
причем не слишком быстро, чтобы успевать прочувствовать вызываемые формулой
ощущения.
При проговаривании формул нужно образно представлять реальное чувство
тяжести и тепла в руках, ногах, туловище. Теперь созданы условия — «рабочий
фон» при котором будут действовать и формулы-внушения. (Не забудьте при
выходе из этого состояния убрать чувство тяжести.)
Выполняем пятое классическое упражнение — «тепло в области солнечного
сплетения»
Цель упражнения — научиться вызывать ощущение тепла в брюшной полости.
Формула, применяемая в этом упражнении может выглядеть так:
«Мой живот согревается приятным, глубинным теплом
Мой живот согрет приятным теплом
Солнечное сплетение излучает тепло»
Шестое упражнение — «прохлада в области лба» выполняется с целью
вызвать ощущение прохлады в области лба и висков.
Это упражнение способствует снятию головных болей.
Формула: «Мой лоб приятно прохладен
Я чувствую приятную прохладу в области лба».

2.4 Классическая высшая ступень AT

Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения
психическими процессами, создания нужного эмоционального фона.
Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений
каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга.
Освоивший высшую ступень AT. овладевает возможностью вызывать и
удерживать перец своим мысленным взором образы и картины, абстрактно
интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он
становится способным к мысленному бессловесному гипнозу, навязыванию
образов, лечению на расстоянии.

Упражнение N 1.
Цель — научиться вызывать различные световые пятна и удерживать
внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие
упражнений в состоянии аутогенного погружения.

Упражнение N 2.
Цель — «увидеть» заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро
почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона
ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и
голубой — с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода,
черный и темно-красный — мрачное настроение, депрессию.
Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4-х месяцев. В
результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать
нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

Упражнение N 3.
Цель — выработать устойчивое внимание, позволяющее «видеть» конкретные
предметы длительное время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне
различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя. На отработку
упражнения уходит около года.

Упражнение N 4.
Цель — отработать способность придавать каким-либо абстрактным
понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко
зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными
понятиями как «красота», «счастье», «свобода», «радость». Каждый ассоциирует
эти понятия с образами, которые ему ближе. Тренироваться нужно ежедневно,
удерживая внимание (до 60 мин.) на абстрактных понятиях и тех конкретных
зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.

Упражнение N5.
Цель — научиться изменять свое эмоциональное состояние путем
зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения 4) и видеть
себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать
также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен
при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

Упражнение N 6.
Цель — научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным
взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

Упражнение N 7.
И. Шульц считал его самым главным. Цель его — научиться видеть ряд
картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе
лично.
Например: «Чего я хочу?» «Кто я?».
Это упражнение выполняется в состоянии «пассивной концентрации
внимания». После правильно выполненного упражнения происходит «катарсис» —
самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.
Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от
занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут.
С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче. В конце концов
наступает момент когда занимающийся AT замечает, что ему уже не нужно
проговаривать про себя формулы самовнушения, достаточно сосредоточить
внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление.
Проходит еще некоторое время и занимающийся AT приобретает способность
почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в
состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы
сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в
блаженное состояние.
Обычно на этой стадии удобно применять метод погружения, иногда
известным под названием «Ключ».

2.5 «Ключ»

Зафиксируйте взгляд на одной точке и дайте себе установку: «Сейчас я
мысленно сосчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит
состояние глубокого мышечного расслабления и отдыха. Веки отяжелеют и
закроются.
По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть
Все отвлекающие сигналы» шум, посторонние мысли, свет будут только
усиливать чувство нарастающего покоя, углублять состояние повышенной
самовнушаемости.
Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я
автоматически сосчитаю от пяти до единицы.
Моя голова при этом прояснится, я почувствую свежесть и легкость.
При счете «один» глаза мои откроются, я почувствую себя хорошо
отдохнувшим и полным сил».
При хорошей тренированности можно при помощи «ключа» даже спать стоя в
течение заранее определенного времени. Для этого нужно предварительно дать
себе соответствующую установку типа: «Сейчас я просчитаю от одного до пяти и
у меня автоматически наступит состояние сна, ноги будут стоять устойчиво. Я
все время буду сохранять равновесие.
Я буду спать ровно десять минут, через 10 минут автоматически прозвучит
обратный счет пять, четыре, три, два, один и я проснусь полностью
отдохнувшим, с хорошим самочувствием».
При помощи «ключа» можно не только отдыхать, но также можно
программировать себя на предстоящую деятельность.
Интересный факт: проходит всегда именно столько времени, сколько Вы
установили себе предварительно. Затем какой-то внутренний хронометр
срабатывает и иногда можно даже при выходе из состояния сна услышать чей-то
голос, отсчитывающий последние цифры «… два, один». После чего происходит
полное пробуждение.
Для руководителей всех рангов, для людей с интенсивной умственной
деятельностью этот «Ключ» — настоящий клад.