Функции частей тела человека. Женское тело: функциональные особенности. Упражнения для роста тела

Тело человека представляет собой с точки зрения механики объект величайшей сложности. Оно состоит из частей, которые с большой степенью точности можно считать твердыми (скелет) и деформируемых полостей (мышцы, сосуды и пр.), причем в этих полостях содержатся текучие и фильтрующиеся среды, не обладающие свойствами обычных жидкостей.

Это четырнадцатое издание «Структура и функция человеческого тела» сохраняет многие характеристики, которые привели к успеху работы в течение нескольких десятилетий присутствия в классе; Однако, поскольку это обновленная работа, она также представляет новое содержание по анатомии и физиологии и обеспечивает педагогические улучшения, которые более адекватно обслуживают текущие потребности тренеров и студентов. Стиль письма и глубина удовольствия - это задача для студентов, которые начинают свое путешествие, а также вознаграждение и подкрепление, поскольку они ассимилируют новые концепции.

Тело человека в общих чертах сохраняет строение, свойственное всем позвоночным: двуполярность (головной и хвостовой концы), двустороннюю симметрию, преобладание парных органов, наличие осевого скелета, сохранение некоторых (реликтовых) признаков сегментарности (метамерии) и т. п. (рис. 2.1).

К другим морфофункциональным особенностям тела человека относятся: высокополифункциональная верхняя конечность; ровный ряд зубов; развитый головной мозг; прямохождение; пролонгированное детство и др.

Во время пересмотра этой работы каждое изменение содержания и организации анализировалось профессорами анатомии и физиологии, которые знали местность; то есть учителей, которые посвящают себя обучению студентов, которые впервые изучают структуру и функции человеческого тела. Результатом будет текст, который будут читать ученики; работа, которая помогает учителям преподавать и учащимся учиться. Он особенно подходит для субъектов анатомии и физиологии программ сестринского образования и других медицинских наук.

Особое внимание уделяется темам, необходимым для ввода более продвинутых курсов и возможности применять информацию в практической ситуации и в реальной рабочей среде. В структуре и функции человеческого тела доминируют две фундаментальные объединяющие темы. Во-первых, структура и функция дополняют друг друга в нормальном здоровом человеческом теле. Во-вторых, почти вся структура и функция организма объясняются тем, что условия внутренней среды остаются относительно постоянными; то есть благодаря гомеостазу.

В анатомии принято изучать тело человека в вертикальном положении с сомкнутыми нижними и опущенными верхними конечностями.

В каждой части тела выделяют области (рис. 2.2, а, б) головы, шеи, туловища и двух пар верхних и нижних конечностей (см. рис. 2.1,6).

Рис. 2.1. Сегментарное деление спинного мозга. Формирование сплетений из корешков мозга (а). Сегментарная инвервация органов и функциональных систем (б)
На туловище человека обозначают два конца - черепной, или краниальный и хвостовой, или каудальный и четыре поверхности - брюшную, или вентральную, спинную, или дорсальную и две боковых - правую и левую (рис. 2:3).

Многократно влияя на эти принципы, учащимся предлагается попытаться интегрировать отдельные события для достижения приемлемого и глобального целого. Следовательно, анатомия и физиология превращаются в живые и динамичные темы, которые интересны и фундаментальны для ученика.

Двадцать одна глава структуры и функции человеческого тела представляет основной материал по анатомии и физиологии для студентов, которые инициируются в этих предметах. Выбор соответствующей информации по этим двум предметам устраняет запутанную смесь несущественной и высокоспециализированной информации, которая, к сожалению, сопровождает многие вводные тексты для этих дисциплин. Данные представлены в формате, который позволяет легко понять и понять, что важно. Кроме того, педагогические дополнения в каждой главе позволяют идентифицировать цели обучения, усиливая адекватное знание этого явно основного материала.

На конечностях определяют по отношению к туловищу два конца: проксимальный, т. е. более близкий и дистальный, т. е. отдаленный (см. рис. 2.3).
^ Оси и плоскости
Тело человека построено по типу двубоковой симметрии (оно делится срединной плоскостью на две симметричные половины) и характеризуется наличием внутреннего скелета. Внутри тела наблюдается расчленение на метамеры, или сегменты, т. е. образования однородные по строению и развитию, расположенные в последовательном порядке, в направлении продольной оси тела (например, мышечные, нервные сегменты, позвонки и пр.); центральная нервная система лежит ближе к спинной поверхности туловища, пищеварительная - к брюшной. Как и все млекопитающие, человек имеет молочные железы и покрытую волосами кожу, полость его тела разделена диафрагмой на грудной и брюшной отделы (рис. 2.4).


Последовательность глав работы следует порядку, который обычно используется в курсах бакалавриата. Однако, учитывая, что каждая глава завершена, тренеры обладают гибкостью для изменения порядка этого материала и, таким образом, адаптируются к своим собственным предпочтениям в обучении, конкретному содержанию или временным ограничениям своих курсов или студентов.

Для каждого уровня организации, как в каждой главе, так и между ними, особое внимание было уделено при связывании функциональной информации со структурной информацией. В каждой из глав этой работы представлена ​​соответствующая физиологическая информация и описываемая анатомическая информация. Благодаря этому ученик достигает более интегрированного понимания структуры и функции человеческого тела. На протяжении всей работы были выбраны сознательные примеры, которые подчеркивают взаимодополняемость структуры и функции, чтобы подчеркнуть важность гомеостаза как объединяющей концепции.

Рис. 2.2. Области тела человека:

а - передняя поверхность: 7 - теменная область; 2 - лобная область; 3 - область глазницы; 4 - область рта; 5 - подбородочная область; б - передняя область шеи; 7 - латеральная область шеи; 8 - область ключицы; 9 - ладонь кисти; 10 - передняя область предплечья; 11 - передняя локтевая область; 12 - задняя область плеча; 13 - подмышечная область; 14 - грудная область; 15 - подреберная область; 16- надчревная область; 17- пупочная область; 18- боковая область живота; 19 - паховая область; 20 - лобковая область; 21 - медиальная область бедра; 22 - передняя область бедра; 23 - передняя область колена; 24 - передняя область голени; 25 - задняя область голени; 26 - передняя голеностопная область; 27 -тыл стопы; 28 - пяточная область; 29 - тыл кисти; 30 - предплечье; 31 - задняя область предплечья; 32 - задняя локтевая область; 33 - задняя область плеча; 34 - задняя область предплечья; 35 - область молочной железы; 36 - дельтовидная область; 37 - ключично-грудной треугольник; 38 - подключичная ямка; 39 - грудино-ключично-сосцевидная область; 40 - область носа; 41 - височная область.

Многим студентам может быть трудно запомнить ключевые термины в изучении анатомии и физиологии. Чтобы помочь им, новые термины представлены, определены и включены в основную лексику работы. Организация глав и эпиграфов позволяет студентам читать и анализировать содержание книги, чтобы легко изучить основные понятия структуры и функции человеческого тела. В каждой главе также используются визуальные инструменты, специально предназначенные для усиления письменной информации.

Разработаны стиль представления материала этой работы, ее легкость чтения, его терминологическая точность и степень ее углубления с участием студентов, изучающих анатомию и физиологию. Структура и функция человеческого тела остаются вводным текстом, учебной книгой, более чем справочной. Ни один учебник не может заменить руководство и поддержку, предоставляемые восторженным учителем или любопытным и вовлеченным учеником. Однако хороший учебник может и должен быть приятным и полезным для обоих.


Рис. 2.3. Взаимное положение частей в человеческом теле

б - задняя поверхность: 1 - теменная область; 2 - височная область; 3 - лобная область; 4 - область глазницы; 5 - скуловая область; б - щечная область; 7 - поднижнечелюстной треугольник; 8 - грудино-ключично-сосцевидная область; 9-акромиальная область; 10- межлопаточная область; 11 -лопаточная область; 12 - дельтовидная область; 13 - боковая грудная область; 14 - задняя область плеча; 15 - подреберная область; 16 - задняя локтевая область; 17 - задняя область предплечья; 18 - передняя область предплечья; 79 - ладонь кисти; 20 - пяточная область; 21 - подошва стопы; 22 - тыл стопы; 23 - передняя область голени; 24 - задняя область голени; 25 - задняя область колена; 26 - задняя область бедра; 27-заднепроходная область; 28 - ягодичная область; 29 - крестцовая область; 30 - боковая область живота; 31 - поясничная область; 32 - подлопаточная область; 33 - позвоночная область; 34 - задняя область плеча; 35 - задняя локтевая область; 36 - задняя область предплечья; 37 - тыл кисти; 38 - передняя область плеча; 39 - надлопаточная область; 40 - задняя область шеи; 41 - затылочная область

Структура и функция человеческого тела - это текст, ориентированный на ученика. Написанная с легко читаемым стилем, она предоставляет многочисленные педагогические пособия, которые поддерживают интерес и мотивацию. Каждая глава содержит следующие элементы, которые облегчают обучение и сохранение информации наиболее эффективным образом.

Контур главы: общий план начинается с каждой главы и позволяет учащемуся заранее знать содержание и основные понятия, прежде чем начинать читать его подробно. Цели главы. Первая страница каждой главы содержит несколько измеримых целей для ученика. Каждая цель четко определяет, прежде чем начинать читать главу, какова основная информация, которая должна быть изучена.


Рис. 2.4. Полости тела


Рис. 2.5. Схема осей и плоскостей в теле человека:

1 - вертикальная (продольная) ось;

2 - фронтальная плоскость; 3 - горизонтальная плоскость; 4 - поперечная ось; 5 - сагиттальная ось; 6 - сагиттальная плоскость
Чтобы лучше ориентироваться относительно взаимного положения частей в человеческом теле, исходят из некоторых основных плоскостей и направлений (рис. 2.5). Термины «верхний», «нижний», «передний», «задний» относятся к вертикальному положению тела человека. Плоскость, делящая тело в вертикальном направлении на две симметричные половины, именуется срединной. Плоскости, параллельные срединной, называются сагиттальными (лат. sagitta - стрела); они делят тело на отрезки, расположенные в направлении справа налево. Перпендикулярно срединной плоскости идут фронтальные, т. е. параллельные лбу (фр. front - лоб) плоскости; они рассекают тело на отрезки, расположенные в направлении спереди назад. Перпендикулярно срединной и фронтальной плоскости проводятся горизонтальные, или поперечные плоскости, разделяющие тело на отрезки, расположенные друг над другом. Сагиттальных (за исключением срединной), фронтальных и горизонтальных плоскостей можно провести произвольное количество, т. е. через любую точку поверхности тела или органа.

Ключи к изучению: каждая глава содержит список конкретных подсказок и трюков для эффективного изучения понятий. Ключевые термины: ключевые термины, когда они определены или упомянуты в тексте, выделены жирным шрифтом, чтобы подчеркнуть их важность. В конце каждой главы перечислены эти новые термины.

Вопросы быстрого обзора: популярный «Быстрый обзор» позволяет учащимся проверять понимание того, что было прочитано в конце каждой части главы. Каждый «Быстрый обзор» включает в себя несколько вопросов и находится по всей главе в определенных точках. Вопросы просты, и их цель - проверить, что ученик прочитал и понял основные моменты каждого текста.

Терминами «медиально» и «латерально» пользуются для обозначения частей тела по отношению к срединной плоскости: medialis - находящийся ближе к срединной плоскости, lateralis - дальше от нее. С этими терминами не надо смешивать термины «внутренний» - interims и «наружный» - externus, которые употребляются только по отношению к стенкам полостей. Слова «брюшной» - ventralis, «спинной» - dorsalis, «правый» - dexter, «левый» - sinister, «поверхностный» - superficial, «глубокий» - profundus не нуждаются в объяснении. Для обозначения пространственных отношений на конечностях приняты термины «proximalis» и «distalis», т. е. находящийся ближе и дальше от места соединения конечности с туловищем.

Это издание содержит более тридцати анимаций, которые помогают ученику понять концепции в динамическом ключе и объединить то, что они узнали. Это содержание на английском языке. Таблицы и комментарии: в каждой главе информация включается в форму таблиц. Эти таблицы были сгруппированы по четырем категориям: «Здоровье и благополучие», «Клинические применения», «Исследования, проблемы и тенденции» и «Научные приложения». Фотографии стимулируют интерес студентов. Они также помогают применять информацию, полученную во время курса, для развития навыков критического мышления.

Для определения проекции внутренних органов проводят ряд вертикальных линий: переднюю и заднюю срединные - соответственно сечениям срединной плоскости; правую и левую грудинные- по боковым краям грудины; правую и левую срединноключичные - через середину ключицы; правую и левую окологрудинные - посередине между грудиной и срединноключичной; правую и левую переднеподкрыльцовые - соответственно переднему краю подкрыльцовой ямки; правую и левую срединноподкрыльцовые - исходящие из глубины одноименной ямки; правую и левую заднеподкрыльцовые - соответственно заднему краю подкрыльцовой ямки; правую и левую лопаточные - через нижний угол лопатки; правую и левую околопозвоночные - посередине между лопаточной и задней срединной линиями (соответствует верхушкам поперечных отростков).
^ Краткие данные о центре тяжести тела человека
Функция нижних конечностей человека, если исключить многие физические упражнения, определяется главным образом опорой (положение стоя) и локомоцией (ходьба, бег). И в том, и в другом случае на функцию нижних конечностей, в отличие от верхних, имеет значительное влияние общий центр тяжести (ОЦТ) тела человека (рис. 2.6).

Каждая глава работы включает в себя специально отобранные клинические примеры, чтобы помочь учащимся понять, что болезнь включает в себя изменение гомеостаза и потерю нормальной интеграции между структурой и функцией. Клинические примеры описаны, чтобы объяснить, как болезнь влияет на нормальную функцию и как ее можно восстановить путем лечения. Наш собственный опыт обучения научил нас, что эти примеры стимулируют интерес учащихся.

Тексты в коробках, в которых подчеркиваются аспекты здоровья и благополучия, подкрепляют основные понятия структуры и функции человеческого тела, применяя их практическим способом к текущим проблемам в области общественного здравоохранения, спорта и физической активности.

Рис. 2.6. Расположение общего центра тяжести при различных видах стояния: 1 - при напряженном; 2 - при антропометрическом; 3 - при спокойном
Во многих задачах механики удобно и допустимо рассматривать массу какого-то тела так, как будто она сконцентрирована в одной точке - центре тяжести (ЦТ). Поскольку нам предстоит анализировать силы, действующие на тело человека во время выполнения физических упражнений и стоя (покой), нам следует знать, где находится ЦТ у человека в норме и при патологии (сколиоз, коксартроз, ДЦП, ампутации конечности и др.).

В отдельных таблицах рассматриваются проблемы и тенденции в исследованиях и медицине, чтобы пробудить интерес к динамическим областям науки, техники и этики, которые лежат в основе современного изучения биологии человека. «Научные приложения» иллюстрируют возможные профессиональные ориентации, которые претворяют в жизнь понятий, изложенных в тексте. Эти профессиональные ориентации иллюстрируются работой важной фигуры в истории науки. Эта информация будет способствовать дальнейшему мотивированию обучения, иллюстрируя его практические приложения и побудит учащихся рассмотреть свои собственные профессиональные возможности.

В общей биомеханике важным является изучение расположения центра тяжести (ЦТ) тела, его проекции на площадь опоры, а также пространственного соотношения между вектором ЦТ и различными суставами (рис. 2.7). Это позволяет изучать возможности блокировки суставов, оценить компенсаторные, приспособительные изменения в опорно-двигательном аппарате (ОДА). У взрослых мужчин (в среднем) ОЦТ располагается на 15 мм позади от передне-нижнего края тела V поясничного позвонка. У женщин ЦТ в среднем располагается на 55 мм спереди от передне-нижнего края I крестцового позвонка (рис. 2.8).

Краткие сводки: подробные и подробные резюме в конце каждой главы в виде диаграмм служат отличным руководством для студентов при рассмотрении при подготовке экзаменов. Для многих студентов эти подробные руководства полезны в качестве дополнения к схемам глав, чтобы получить общий обзор каждой из глав.

Просмотрите вопросы: «Обзорные вопросы», открытые в конце каждой главы, позволяют учащимся использовать описательный формат для обсуждения концепций и синтеза фундаментальной информации по каждой теме для изучения учителем. Критические аргументирующие вопросы: в конце каждой главы выделяются некоторые вопросы, которые побуждают учащихся применять критические рассуждения.

Во фронтальной плоскости ОЦТ незначительно (на 2,6 мм у мужчин и на 1,3 мм у женщин) смещен вправо, т. е. правая нога принимает несколько большую нагрузку, чем левая.

Рис. 2.7. Виды положения тела человека стоя: 1 - антропометрическое положение; 2 - спокойное положение; 3 - напряженное положение: Кружок с точкой в центре, находящийся в области таза, показывает положение общего центра тяжести тела; в области головы - положение центра тяжести головы; в области кисти - положение общего центра тяжести кисти. Черные точки показывают поперечные оси суставов верхней и нижней конечностей, а также атланто-затылочного сустава

Изучение главы: экзамен с вопросами с множественным выбором включен в конце каждой главы. Эти вопросы служат для быстрого контроля уровня знаний и овладения наиболее важными аспектами предмета. Они также предназначены для повышения способности сохранять информацию. В конце текста собраны ответы на все эти вопросы с множественным выбором.

Приложение индекса массы тела: краткое описание индекса массы тела и его использование для оценки риска развития расстройств здоровья, связанных с весом, включено в отдельное приложение. Это приложение можно использовать во введении в организм человека, при изучении тканей и питания или в любом другом материале, который, по мнению ученика или профессора, может быть полезным.

Рис. 2.8. Расположение центра

тяжести (ЦТ): а - у мужчин; б - у женщин
Общий центр тяжести (ОЦТ) тела слагается из центров тяжести отдельных частей тела (парциальные центры тяжести) (рис. 2.9). Поэтому при движениях и перемещении массы частей тела перемещается и общий центр тяжести, но для сохранения равновесия его проекция не должна выходить за пределы площади опоры.

Другие дополнения, которые помогут изучать и учиться в конце работы, - это частые сокращения, префиксы и медицинские суффиксы; обширный глоссарий, помогающий студентам контролировать словарь, используемый в анатомии и физиологии, и подробный алфавитный указатель, который служит краткой ссылкой для поиска информации.

Основой сильной точки структуры и функции человеческого тела всегда было исключительное качество, точность и красота его иллюстраций. Это издание включает полное переосмысление иконографической поддержки. Наиболее ощутимым доказательством полезности любой иллюстрации является эффективность, с которой она дополняет и усиливает письменную информацию о тексте и степень, в которой она помогает учащемуся в его обучении. На протяжении всей работы использовались многие цветные иллюстрации, микрофотографии и фотографии вскрытий.

Рис. 2.9. Расположение центров тяжести отдельных частей тела


Рис. 2.10. Положение общего центра тяжести тела: а - у мужчин одинакового роста, но различного телосложения; б-у мужчин разного роста; в - у мужчин и женщин
Высота положения ОЦТ у разных людей значительно варьирует в зависимости от целого ряда факторов, к числу которых в первую очередь относятся пол, возраст, телосложение и пр. (рис. 2.10).

У женщин ОЦТ обычно "располагается несколько ниже, чем у мужчин (см. рис. 2.8).

У детей раннего возраста ОЦТ тела расположен выше, чем у взрослых.

При изменении взаимного расположения частей тела, проекция его ОЦТ также меняется (рис. 2.11). Меняется при этом и устойчивость тела. В практике спорта (обучение упражнениям и тренировки) и при выполнении упражнений лечебной гимнастики этот вопрос очень важен, так как при большей устойчивости тела можно выполнять движения с большей амплитудой без нарушения равновесия.

Рис. 2.11. Положение общего центра тяжести при различных положениях тела
Устойчивость тела определяется величиной площади опоры, высотой расположения ОЦТ тела и местом прохождения вертикали, опущенной из ОЦТ, внутри площади опоры (см. рис. 2.7). Чем больше площадь опоры и чем ниже расположен ОЦТ тела, тем больше устойчивость тела.

Количественным выражением степени устойчивости тела в том или ином положении является угол устойчивости (УУ). УУ называется угол, образованный вертикалью, опущенной из ОЦТ тела и прямой, проведенной из ОЦТ тела к краю площади опоры (рис. 2.12). Чем больше угол устойчивости, тем больше степень устойчивости тела.


Рис. 2.12. Углы устойчивости при Рис. 2.13. Плечи силы тяжести по

выполнении упражнения «шпагат»: отношению к поперечным осям

а - угол устойчивости назад; вращения в тазобедренном, коленном

р - угол устойчивости вперед; и голеностопном суставах опорной

Р - сила тяжести ноги конькобежца

(по М.Ф. Иваницкому)

Вертикаль, опущенная из ОЦТ тела, проходит на некотором расстоянии от осей вращения суставов. В связи с этим сила тяжести в любом положении тела имеет по отношению к каждому суставу определенный момент вращения, равный произведению величины силы тяжести на ее плечо. Плечом силы тяжести является перпендикуляр, проведенный из центра сустава к вертикали, опущенной из ОЦТ тела (рис. 2.13). Чем больше плечо силы тяжести, тем больший момент вращения она имеет по отношению к суставу.

Масса частей тела определяется различными способами. Если у разных людей абсолютная масса частей тела будет значительно различаться, то относительная масса, выраженная в процентах, достаточно постоянна (см. табл. 5.1).

Очень большое значение имеют данные о массе частей тела, а также о расположении парциальных центров тяжести и моментов инерции в медицине (для конструирования протезов, ортопедической обуви и т. п.) и в спорте (для конструирования спортивного инвентаря, обуви и т. п.).
^ Организм, орган, система органов, ткани
Организмом называется всякое живое существо, основными свойствами которого являются: постоянный обмен веществ и энергии (внутри себя и с окружающей средой); самообновление; движение; раздражаемость и реактивность; саморегулирование; рост и развитие; наследственность и изменчивость; приспособляемость к условиям существования. Чем сложнее устроен организм, тем в большей мере он сохраняет постоянство внутренней среды - гомеостаз (температура тела, биохимический состав крови и др.) независимо от меняющихся условий внешней среды.

Эволюция происходила под знаком двух противоположных тенденций: дифференциации, или разделения тела на ткани, органы, системы (с соответствующим и одновременным разделением и специализацией функций), и интеграции, или объединения частей в целостный организм.

Органом называют более или менее обособленную часть организма (печень, почка, глаз и т. д.), выполняющую одну или несколько функций. В образовании органа принимают участие различные по строению и физиологической роли ткани, возникшие в течение длительной эволюции как совокупность приспособительных механизмов. Одни органы (печень, поджелудочная железа и др.) имеют сложное строение, причем каждый их компонент выполняет свою функцию. В других случаях составляющие тот или иной орган (сердце, щитовидная железа, почка, матка и др.) клеточные структуры подчинены выполнению единой сложной функции (кровообращение, мочеотделение и др.).

Г


руппа органов различных по структурно-функциональным признакам, но служащих для выполнения одного из главных жизненных отправлений, получила название аппарата или системы органов. К системе органов

Рис.2.14. Скелет человека (а – вид спереди, б – вид сзади)
относятся: аппарат движения и опоры, пищеварительный аппарат (пищеварительная система); дыхательный аппарат (дыхательная система); мочеполовой аппарат (мочеполовая система); нервная система и др. (рис. 2.14, рис. 2.15, рис. 2.16).