Нужно что то делать но хочется. Проблема постановки целей. Можно ли захотеть хотеть

В современной культуре сформировался интересный стереотип. Он слышен со всех сторон, его повторяют, словно мантру, хотя и по-разному формулируют. Но смысл примерно один. Чтобы добиться в жизни счастья успеха, необходимо работать, словно вол – повышать свою эффективность, не жалеть сил, иметь цели на день, неделю, месяц и прочее в таком духе и, самое главное, несмотря ни на что, как бы тяжело ни было, работать, работать и еще раз работать.

Интересно, что, по большому счету, ничего неверного в этом подходе нет. Никто не будет спорить, что у человека трудолюбивого гораздо больше шансов на успех и материальный достаток, чем у лентяя. Каждому из нас с детства прививают, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. И на уровне ума мы с этим утверждением согласны.

Тот, кто хоть раз пробовал поставить перед собой цели и стать трудолюбивым, понимает: вроде бы все правильно, но что-то в этой системе не так. Начав путь к цели как пуля, через некоторое время у человека неминуемо пропадает запал, словно садятся батарейки. Любое действие, ведущее к цели, воспринимается теперь как что-то ужасно большое и неподъемное.

Не будем брать глобальные примеры, остановимся на чем-нибудь простом ‑ на беге по утрам, например. Человек решил бегать, мотивы ума могут быть самыми разными: похудеть, улучшить обмен веществ, быть в тренде. Какой именно мотив рисует ум совсем не важно, и дальше будем разбираться почему.

Первую неделю все пойдет как по маслу. На вторую ‑ начнется:

  • «Зачем оно мне надо?»
  • «Я устал, завтра можно сделать перерыв?»
  • «Ура, сегодня дождь – можно остаться дома».

И чем больше будет проходить времени, тем больше «уважительных» причин будет осознаваться. Особо стойкие дойдут до третей недели, но тут призывы поспать будут восприниматься как неизбежность.

Человек уверен, что хочет бегать, но как только начинает, тут же становится уверен, что не хочет и никогда не хотел.

Первое, что приходит в голову: «Раз мне так тяжело, значит, я что-то делаю не так». В этот момент включается интеллектуальный поиск. Человек начинает читать литературу, посещать форумы, покупать удобные кроссовки, фитнес-браслеты и тому подобное. Загвоздка заключается в том, что легче от этого становится лишь на некоторое время, впоследствии же ни теоретические знания, ни умные гаджеты, ни удобная одежда не могут вернуть тот пыл и ту страсть, которые были в самом начале – в момент предвкушения пробежек.

Бывает, что «ритуал» занимает больше действия, чем пробежка – человек бегает по 30 минут три раза в неделю, а на смакование успехов в социальных сетях тратит по часу ежедневно.

Складывается ощущение, что за желанием бегать стоял чей-то хитрый и не до конца понятный план. Словно нам дали наживку, а когда мы ее проглотили, потянули в другую сторону, и от изначальных желаний остались лишь воспоминания.

Любое начинание бросается на полпути. Словно личность преследует злой рок. Вначале все радужно и прекрасно ‑ в конце уныло и бесперспективно.

Вы без труда вспомните множество подобных ситуаций. Это всевозможные мелкие ограничения и попытки жить правильнее ‑ диеты, зарядки, попытки вести домашнюю бухгалтерию и прочее в таком духе.

Вспомните что-то похожее из своей жизни и задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» На появившийся ответ задайте вопрос еще раз, на новый ответ еще раз и так пока не докопаетесь до сути. Скорее всего, с первой попытки докопаться не получится. Но если подойти к заданию честно, можно наткнуться на одну особенность… не хотелось бы портить вам, дорогие друзья, впечатления от самостоятельных раскопок. Так что прежде чем продолжить читать, отвлекитесь на несколько минут и прислушайтесь к своим ощущениям, отвечая на этот вопрос несколько раз.

Ну что ж, а теперь ответ. Присмотревшись к целям, можно заметить, что часто, если не всегда, наши воображаемые цели не имеют ничего общего с нашими глубинными целями. Причем осознаем мы именно воображаемые.

Руководствуясь логичными и разумными целями, мы совершенно упускаем из виду, что у каждого из нас есть неосознаваемые, но более значимые мотивы. Наше бессознательное никогда не дремлет, хотя мы практически никогда не замечаем его влияния. Именно оно закидывает удочку и тянет нашу личность в желаемую сторону. Проблема Особенность в том, что, какую бы приманку (удочку) вы ни выбрали, все они в руках у бессознательного. Любая цель, сформированная в сознании, будет корректироваться бессознательным, а часто даже подменяться. Хотя сознание ничего об этом знать не будет, да и не может.

Продолжим историю с бегом. Допустим, человек думает , что бегает для похудения. Но в социальных сетях он ведет отчет о своих достижениях, обсуждает на форумах и с друзьями свои успехи, ждет похвалы и поддержки. Разве это помогает ему похудеть? Нет! Пристально посмотрев на ситуацию, становится очевидно, что похудение ‑ это всего лишь социально приемлемая ширма, на самом деле цель – получить одобрение от окружающих. Но нельзя сказать напрямую: «Я хочу, чтобы меня любили». Слишком велика вероятность получить болезненный для Эго отказ.

В подобном устройстве психики нет ничего плохого. Даже с подобным положением вещей люди могут достигать поставленных целей. Человек, начиная транслировать в мир свои достижения и будучи зависим от одобрения, ради него горы готов свернуть. Множество историй в сети тому подтверждение – люди настолько хотели одобрения, что смогли похудеть и на 20, и на 30 кг, и даже больше. Но идти этим путем все равно, что гулять по минному полю в поисках спелых ягод. Эффект бесспорно будет, но риски слишком велики. Подобное положение дел подразумевает зависимость от чужого мнения, а вместо поддержки можно наткнуться на простое игнорирование достижений. Кстати, так чаще всего и бывает.

Человек транслирует свои достижения в мир, а отклика нет. Он рассказывает друзьям, а ответ не оправдывает ожиданий. Раз попытка, два попытка, а в конце вопрос: «Ради чего все это?» А действительно ради чего? Если ради похудения, то при чем тут положительные отзывы? Подобные рассуждения редко осознаются, они происходят как бы на периферии сознания. Мы вроде как догадываемся, что все именно так, но боимся себе признаться. В результате, не получив планируемого, человек отказывается от цели. Хотя иногда он залипает на ритуальных вещах типа подготовки к пробежке, внешнем виде, желании показать себя с лучшей стороны. Так, одна девушка перед пробежкой старательно накладывала макияж, чтобы выглядеть лучше, но когда начинала бежать, боялась вспотеть – косметика потечет.

Это только со стороны подобное поведение кажется абсурдным. Каждый может вспомнить несколько похожих примеров. Когда мы с упоением копаем яму, потом с радостью в нее же и прыгаем, и в итоге с негодованием пытаемся выбраться.

Мы настолько привыкли смотреть вовне, что совершенно разучились смотреть вовнутрь. Мы очень удивляемся, когда «правильные» и «верные» с точки зрения общества цели вступают в жесткую конфронтацию с нашим внутренним миром. Мы боимся показаться неправильными, не такими, как все, возможно, эти страхи формируются в раннем детстве, когда мы целиком и полностью зависели от родителей, возможно, это наша природная особенность, выработанная за тысячелетия эволюции, причины сейчас не так важны. Сейчас главное, что наши декларируемые не являются истинными. Нам просто так кажется.

Наличие такого противоречия изначально встроено в нашу психику. Попытки изменить свои глубинные цели усилием воли ни к чему, кроме новой головной боли, не приведут. Это битва, которую невозможно выиграть, участвуя в ней. Первое, чему стоит научиться, – это видеть себя таким, какой ты есть. Принять тот факт, что внутри каждый из нас может быть совершенно не таким, каким нас хочет видеть общество. Что наши подсознательные цели могут быть совсем не возвышенными и не великими, а простыми – житейскими, порой даже деструктивными.

Вообще честность с самим собой ‑ это один из столпов здоровой психики. Ведь проблема самоутверждения не в том, что человек хочет самоутвердиться, казаться лучше, тут с точки зрения законов психологии все работает, так как должно, проблема в том, что он не отдает себе в этом отчета. Он идет по ложной тропе, а когда приходит не туда, куда хотел, то не может понять, в чем дело.

Проблема неосуществимых целей не в том, что мы что-то не так делаем, а в том, что не каждую цель ума мы внутренне приемлем. Недостаточно просто сказать: «Я хочу бегать». Нельзя заставить себя хотеть. Вопрос, как захотеть хотеть, изначально не имеет ответа.

Но как же научиться ставить правильные с точки зрения подсознания цели? Обычный человек не имеет прямого доступа к своему бессознательному. Тем не менее, есть ряд косвенных признаков, по которым можно судить, что мы идем своим путем.

Отсутствие нацеленности на результат. Когда мы занимаемся делом, согласованным с нашим внутренним миром, нам совершенно не важен результат. Вернее, он важен, но мы спокойно приемлем любой исход. У нас нет зацикленности. Основное удовольствие мы получаем от самого процесса. Например, рыбалка. Некоторые рыбаки отпускают всю пойманную рыбу, они не рассказывают историй об огромной щуке, они не зарабатывают на этом денег, им важен сам процесс.

Отсутствие изматывающего напряжения. Если дело выбрано в соответствии с внутренними приоритетами, то напряжение, которое мы испытываем во время осуществления цели, воспринимается иначе. Нельзя сказать, что мы не устаем или нам все деется легко, но усталость имеет приятное послевкусие. Она не изматывает, не приносит чувства бесполезно потраченного времени, как бы мы ни устали, мы остаемся довольны собой.

Все получается. Не то чтобы трудности сразу куда-то улетучиваются, просто они теперь воспринимаются как естественный ход вещей, перед ними не опускаются руки, скорее, наоборот, ощущается легкое возбуждение.

Четвертое.

Азарт. Появляется желание работать без перерыва. В таком состоянии можно не заметить, как пролетают минуты, часы, дни. Мы словно входим в состояние транса и готовы часами вкладывать силы в нашу цель.

Например, если цель человека получить похвалу после пробежки, то сама пробежка датся ему тяжело, а выкладывание фотографий в сеть и ответы на теплые комментарии не вызовут и грамма напряжения. Если же целью был сам процесс, то до фотографий, скорее всего, и дело не дойдет.

Но не стоит впадать в иллюзию. Осознание игры, в которую сама с собой играет наша психика, не помогает в этой игре выиграть, не дает инструментов к изменению правил или любой другой возможности подкрутить шестеренки. Единственное, что дает понимание и признание такой картины, ‑ это невозможность жаловаться, невозможность обижаться. Когда приходит осознание истинного положения вещей, оказывается, что мы сами хотели играть в эти игры, мы сами залезли в ту самую яму, которую старательно для себя копали. Нет смысла пенять на лопату ‑ она была в наших собственных руках.

Можно ли научиться хотеть ?

Вот эксперимент

Три группы не очень опытных баскетболистов психологи попросили двадцать минут бросать мяч в корзину. Посчитали, сколько попаданий у каждой группы.

Затем первая группа тренировалась в зале двадцать дней по двадцать минут ежедневно.

Вторая совсем не тренировалась.

А третья группа двадцать дней занималась таким странным делом: каждый игрок должен был ежедневно двадцать минут сидеть в зале и представлять себе, что он бросает мяч и попадает точно в корзину. Сидеть не двигаясь - только представлять!

Через двадцать дней первая группа - та, что тренировалась, - показала результат на двадцать четыре процента лучше начального. Этого можно было ожидать.

Вторая группа - та, что не тренировалась, - никакого улучшения не показала. Тоже естественно.

А что же третья группа, та, что тренировалась мысленно?

Она показала результаты на двадцать три процента выше первоначального - почти такое же улучшение, как у игроков, каждый день кидавших мяч!

Но чуда нет.

Попадание в цель почти полностью зависит от того, как точно глаз видит ее. Рука, если она не дрогнет, действует автоматически, сама собой. Рука подчиняется глазу. Поэтому и говорят: «меткий глаз», а не «меткая рука», хотя кидает рука, а не глаз.

И точно так же, как рука - глазу, точно так же душевные силы человека подчиняются представлению о цели.

Если мы хотим привыкнуть к чему-нибудь - например, делать уроки вовремя или ежедневно принимать холодный душ, - то в голове возникает желаемый Образ цели, и человек подтягивает себя к этой цели, к Образу. Словно он забрасывает якорь подальше, в будущее, а потом подтягивает свою «лодку» к этому якорю.

Другими словами, чтобы достичь цели, надо представлять ее очень отчетливо - с подробностями! Надо мысленно проделать всю ту работу, которую мы хотим проделать в действительности,- мысленно забросить мяч в корзину. Попросту говоря, надо не бояться немножко помечтать. Мечта - это ведь и есть подробный образ цели. Когда в песне поют: «Мечтать, надо мечтать!» - то имеют в виду именно это: кто умеет мечтать, ясно представляет себе свою цель, тот умеет и хотеть, у того все получается.

Но если вместо того, чтобы решать задачу на контрольной, мы будем сидеть и мечтать о том, как будет хорошо, когда задача решится, - задача никогда не будет решена. Мечта тоже должна быть направлена на дело, а не на себя. Когда люди строят город в тайге, они мечтают о том, какими красивыми будут улицы, и это помогает им в работе. Они мечтают о городе, а не о том, как им, строителям, будет хорошо. Когда человек мечтает быть артистом и видит себя на изнурительных репетициях, слышит себя в роли Гамлета, мысленно играет на сцене, такая мечта помогает ему, и он добивается своей цели. Если же он в мечтах видит себя в окружении поклонников, слышит гром аплодисментов, любуется своими фотографиями, которые когда-нибудь будут опубликованы, то это занятие, само по себе весьма приятное, ни на шаг не подвигает человека к цели, потому что он мечтает не о работе, а только о результатах ее.

Вот, пожалуй, чем отличается мечта действенная от мечты бесплодной: первая - это мечта о работе и успехе ; вторая - только об успехе.

Что поделать! Работа входит в суть человеческой жизни, и даже мечтать о безделье и то небезопасно.

Практика

Обратимся к экспериментам «Учения с увлечением».

«Когда я прочел об опыте «Учение с увлечением», то сначала заколебался, - рассказывает Павел Беспрозванный из Одессы. - Ведь сколько времени прошло, занимался кое-как, и все было спокойно. Но потом решил: попробую, попытка не пытка».

Вывод правильный, но не совсем. В нем не хватает именно решительности добиться победы. «Попробую» - лучше, чем вовсе не браться за дело, но если браться, то с желанием! Естественно, что вскоре Павел обнаружил: «Оказалось, не так-то просто учиться на совесть, ведь учить спустя рукава легче, да я и привык уже».

И вот тут П. Беспрозванный сделал правильный, точный шаг: он представил себе будущую работу, он поставил перед собой цель!

«Я решил, - пишет Павел, - хорошенько подумать, есть у меня сила воли или нет?»

Другими словами, он представил себе - себя же, но сильного! Он забросил якорь в будущее - и подтянулся к нему.

«И сила воли победила! С трудом, но победила! Самый скучный предмет для меня был география. Но сейчас он для меня едва ли не самый интересный. Сажусь за стол, открываю учебники, и перед глазами встает знойная Африка, Сахара, караван верблюдов в Хивейской пустыне. Все очень интересно и совсем не скучно. А как было раньше? Сажусь за книгу с видом великого мученика, учить, разумеется, не хочется. Я подавляю тяжелый вздох. Перед глазами встает иная картина: сражение отважных мушкетеров...»

Как раз об этом мы и говорили: очень важно, что именно встает перед глазами, когда садишься за работу. Не могут быть перед глазами одновременно и мушкетеры и Сахара. Что-нибудь одно! Алик Меликов из города Хачмас, Азербайджанской ССР, тоже вел тяжелое сражение с интересной книгой, из-за которой он запустил математику.

«Прихожу домой, сажусь читать и так не могу оторваться до самого вечера. Очухаюсь, посмотрю на часы, а уже двенадцать часов ночи. Ну какие там уроки! На другой день вызывают меня к доске, а я стою как баран перед новыми воротами».

И вот Алик взялся за опыты «Учение с увлечением». Он терпел страшные муки! «Одну страницу, всего одну страницу», - молил голос, призывавший его к интересной книге. «А другой требовал, чтобы я учил уроки», - пишет Алик. И неизвестно, какой из голосов победил бы, если бы Алик не вспомнил, как ему худо было у доски. «И я решительно взялся за уроки», - заключает Алик. Появилось желание хорошо ответить, избежать стыда - и сразу воля была направлена на работу, и сразу умолк голос, соблазняющий книжкой.

Это происходит со многими: прежде чем начать работать, приходится выдержать борьбу с соблазнами всякого рода. Но как только появляется точная и ясная цель - соблазны исчезают, приходит упорство, необходимое для успеха.

Сила желаний действительно существует! Да и можно ли с уверенностью говорить об обратном, если так много людей открыто заявляют о существовании силы желаний? Сотни людей рассказывают свои личные истории о том, как они грезили о чем-то много лет, и их желания осуществлялись. Десятки известных тренеров продают свои технологии по активации силы желаний. Работают ли они? Чаще, конечно же, нет. Но одно то, что они есть, уже заставляет задуматься о том, что сила желаний всё-таки существует. Другой вопрос в том, как ею управлять…

Нам не всё известно о силе желаний. Да, она существует. Но есть множество абсолютно противоположных мнений о том, как она работает.

Есть несколько самых популярных теорий о том, как действует сила желания.

Теория первая - эзотерическая

Так, природное желание кожника - имущественное превосходство. В современном обществе такие люди стремятся зарабатывать. Это их цель, то, к чему они идут. Они же наделены рациональным, прагматичным и логическим складом ума. Они лучше других понимают, что надо сделать, для того чтобы заработать денег, как продвинуться по карьерной лестнице.

Одно из внутренних желаний анальника - накапливать знания и опыт и передавать следующим поколениям. Поэтому они наделены хорошей памятью, аналитическим умом.



И так оно происходит с каждым из восьми векторов. Имея желание, мы имеем и свойства для реализации этого желания.

Казалось бы - всё просто. Но почему же мы тогда страдаем, не умеем реализовывать свои желания?

Ответ прост - потому что не умеем понимать своих желаний и идём по ошибочным ориентирам.

Как управлять силой желаний? - Понять их!

Человек - существо разумное. И именно наш разум не позволяет нам понимать собственные желания. Все они скрыты в бессознательном. Вот мы и страдаем. Потому что нехватки от нереализации желаний испытываем, а восполнить их не можем, так как не понимаем, чего на самом деле хотим. Но и это ещё не всё. Не понимая собственных желаний, мы очень легко поддаёмся ошибочным рационализациям.

Повсюду нас окружают ошибочные ориентиры. Кожники вовсю скандируют: добейся успеха - и будет тебе счастье! Заработай миллион - в этом твоё счастье. И верим. Идём огромной толпой по кожным ориентирам. В итоге - и намеченной цели достичь не можем, так как свойств достаточных нет, и удовольствие не получаем, потому что не своё желание реализуем.

Что мешает осуществлению цели? Форс-мажор случается очень редко. Время? 24 часа в сутки предоставлено в распоряжение каждому. Здесь все равны. Почему одни делают, а другие нет? Возможности? Есть такой афоризм: тот, кто хочет, ищет возможность, кто не хочет – причину. Может быть, самая главная причина и состоит в том, что мы не хотим? Или недостаточно хотим, чтобы побудить себя к действию? Или нам кажется, что мы хотим, а хотим вовсе не мы? Возможно, в некоторых случаях нам просто хочется хотеть, хочется только мечтать об этом? Или же цель давно потеряла смысл, просто наше честолюбие велит нам ее «добить»? В погоне за призрачными целями исчерпаны все силы, мы устали от неудач и теперь уже вообще ничего не хочется…

Любое достижение начинается с энтузиазма и действия. Начнем с энтузиазма. Это – мотивация, желание что-то делать, стремление, предвкушение результата. Именно энтузиазм заставляет нас браться за дело, напрягать физические и духовные силы, при необходимости идти на определенные неудобства и лишения. Например, испытывая энтузиазм в своей работе, человек готов к тому, что нужно посмотреть дополнительную информацию, сделать усилие, терпеть усталость, возможно, уделить делу немного своего свободного времени, приспособится к не совсем удобному графику или долгой дороге до рабочего места. Спортсмен готов к изматывающим тренировкам, к утренним пробежкам в любую погоду, к боли в мышцах и даже спортивным травмам. Каждый из нас может вспомнить, как увлекшись чем-либо, был готов уделять этому все свободное время, отказаться от других удовольствий, вкладывать в дело и усилия, и финансы.
Разумеется, есть и другие способы, заставить себя что-то сделать. Например, сила воли, внешнее принуждение, необходимость выживания. Но эти стимулы кратковременны. Насилие над собственным организмом не может длиться долго. Рано или поздно тело и психика взбунтуются против жесткого волюнтаризма. Протест может в болезни, конфликтной ситуации, неконтролируемом поступке, несчастном случае. Организм объявляет забастовку и выходит из игры. Вот тут-то и возникает противоречие. С одной стороны, чтобы действовать эффективно, нужен энтузиазм, но что делать, чтобы захотеть чего-то вообще?
Я – ленивый. Мне ничего не интересно. У меня нет целей. Ничего не хочу. К сожалению, часто приходится слышать такие фразы. Так ли это? Полное отсутствие желаний и стремлений, за исключением причин медицинского характера, являются результатом неправильно приложенных усилий, преследования чуждых вам лично целей, отсутствия положительного подкрепления, признания, желаемого результата. На самом деле мы все можем и хотим трудиться, что-то создавать, достигать. Мы так созданы и запрограммированы природой. Попробуйте-ка целый день пролежать на диване и ничего не делать. Без книг, телевизора, компьютера. Лишенный возможности чем-либо заниматься, человек сойдет с ума. Поэтому если человек здоров физически и психически, живет в нормальных условиях, необходимо провести детальный анализ своей жизни. Откуда, на каком этапе жизни, при каких обстоятельствах появились в вашей жизни апатия, лень и безразличие. Кто был тогда рядом с вами? Что говорил, делал, демонстрировал? Какой была ваша реакция, мысли, чувства? Вот некоторые возможные причины, по которым могут возникать приступы лени.
Навязанная цель. Если цель чужая и чуждая вам лично, но по той или иной причине была вам навязана, будь то родителями, социумом, соображениями престижа, ложным пониманием чувства долга, то внимание и усилия будут соответствующие. Кому хочется работать и полноценно выкладываться «на дядю»?
Игорь – молодой человек 20 лет, работал водителем маршрутки. С детства увлекался автомобилями, дело знал и любил. Работа есть работа. И усталовсть бывает, и недоразумения с начальством, и пасажир какой-нибудь скандальный нервы потреплет. Но парень справлялся. Не опаздывал, машину свою содержал в образцовом порядке. Нарушений на дороге не было. Много историй он рассказывал о своей работе – какие красивые на маршруте места, какие достопримечательности, какие люди интересные встречаются в пути, какие забавные, а порой и экстримальные ситуации случались с ним в дороге. Но родители решили, что парню нужна «солидная» профессия. Отучился, вернее отмучался, наш герой в вузе. Получив заветный диплом, устроился по протекции в престижную фирму. Друзья завидуют, а парня не узнать - уставший, понурый.
- Как работа?
- Да, ничего, работаю, делаю что скажут.
-А чем ты занимаешься?
-Да ничем. Бумажки какие-то оформляю за компом.
-На дискотеку вечером идешь?
-Да куда там. Сил нет. О,Боже, сегодня только середа. Ну, ничего. Еще два дня, а там выходные. Буду спать. Кручусь, как белка в колесе, очень устаю. Надоело все. Правда, платят хорошо.
Примерно так говорит тепер Игорь о своей работе. Создается впечатление, что перед нами ленивый, безалаберный и некомпетентный работник, примитивный человек, отбывающий положенное время и кроме денег ничем не интересующийся. Парадокс в том, что на своем прежнем рабочем месте парень характеризовался прямо противоположным образом.
Отсутствие положительного подкрепления. Дочь моей знакомой занималась в музыкальной школе. Записалась по собственному желанию на любимый инструмент. Прошла отборочное прослушивание, признана годной для обучения, то есть обладающая достаточным музыкальным слухом и чувством ритма. Вначале все было хорошо. Девочка с интересом занималась, с нетерпением ждала занятий. Но уже на втором году обучения что-то изменилось. Родители заметили, что ребенок стал меньше времени уделять занятиям дома, за инструмент садится с грустным лицом и с неохотой, под предлогом малейшего недомогания стремится пропустить занятия. Откровенно поговорив с дочерью, родители выяснили, что ей уже не хочется играть, ей трудно, не все получается. Но не хотелось огорчать родителей, так как девочка понимала, что для ее обучения был куплен дорогой инструмент, потрачены немалые средства. И ребенку было неловко сказать, что занятия ей уже не в радость. Казалось бы, все просто – продать пианино и забрать ребенка из школы. Но мудрые родители решили копать еще глубже. Что именно не нравится дочери в занятиях? Сам процесс игры, необходимость усилий или что-то другое? Оказалось, что дело в учительнице. Требовательный педагог не пропускала ни одной ошибки, но при этом ни разу не похвалила ученицу, хотя бы за прилежание. Плохие оценки, постоянная критика, сравнение с другими более способными учениками убивало всякое желание подходить к инструменту. Зачем, если все так плохо? Какой смысл? Все равно ее игра никому не нравится. Узнав об этом, родители забрали девочку из музыкальной школы, но не из мира музыки. Ей наняли частного преподавателя – молодую, улыбчивую девушку, сумевшую найти подход к ребенку. Учительница не ставила девочке оценок. В деликатной форме она исправляла ошибки и с радостью отмечала то, что у ученицы получалось хорошо. В конце учебного года родители спросили: «Нравятся ли тебе занятия музыкой? Хочешь ли заниматься дальше?» – «Очень нравятся. Заниматься хочу даже в каникулы, если учительница не возражает», – с энтузиазмом ответил ребенок.
Отсутствие результата.
Однажды на отдыхе компания играла в шахматы. Пожилой мужчина сидел в сторонке и в игре не участвовал. Тогда одна из шахматисток сама предложила ему партию. Мужчина поблагодарил и отказался. « Не хотите играть с женщинами или не умеете?» - полюбопытствовала слегка удивленная собеседница. На что мужчина ответил, что не любит игру и не видит в ней смысла. С шахматами знаком с детства, но играя с отцом и братьями, а затем и с друзьями ему никак не удавалось выиграть. Вначале его это злило, огорчало, унижало. А потом потерял к этому занятию всякий интерес и за доску больше не садился. Ответ поражает своей прямотой и искренностью. Что бы там ни говорили о радости от процесса, но если долгое время мы не получаем желаемого результата, подсознание подсказывает прекратить эту деятельность, лишая нас энтузиазма, а следовательно и ненужных энергетических затрат. Людям свойственно делать осмысленные усилия. Время и силы – слишком ценный ресурс, чтобы расходовать их впустую. Никто не станет готовить с тем, чтобы перевести продукты, копать яму, чтобы зарыть ее снова, вязать и распускать изделие. Какая уж тут радость от процесса? Одна отупляющая и бессмысленная деятельность. Поэтому нам нравится делать то, что у нас получается, то, к чему есть хоть какие-то склонности. И естественно, чем чаще мы это делаем, тем выше наше мастерство и тем более растет наш энтузиазм. Успех порождает успех. Нам нужно видеть перспективу, цель, конечный результат. Так человек готовит, чтобы на выходе получить вкусное и полезное блюдо, садится за шахматную доску в надежде выиграть, копает яму, чтобы посадить дерево или заложить фундамент собственного дома. Лень в данном случае может быть обусловлена невозможностью получения положительного результата, а значит - цель не оправдывает средства.
Непонимание важности. Алексей П. (30 лет) испытывал патологическое отвращение к уборке и поддержанию порядка. Возможно, причины лежат где-то в далеком детстве. Неряшливость Алексея служила постоянным источником нареканий вначале родителей и сестры, а потом и супруги. Муж считал это тупым и бессмысленным занятием, отнимающим время, которое можно было потратить на более интересные и полезные дела. «Тебе надо, ты и убирай», - заявлял он жене. Супруга не настаивала на его участии в уборке. Но ситуация осложнялась тем, что Алексей игнорировал просьбы жены соблюдать уже заданный порядок в доме, как минимум аккуратно складывать вещи и убирать за собой посуду. Ссоры возникали все чаще и чаще. Жена привыкла жить иначе. Беспорядок в доме выбивал ее из колеи, повергал в стресс. Устав от всего, женщина вовсе прекратила выполнять домашние дела, а вскоре переехала к родителям. После ухода жены к Алексею пришло понимание того, что эта его черта причиняет боль любимому человеку и мешает ему самому быть счастливым. Оказалось, что лень и нежелание менять свой стиль жизни могут стоить ему благополучной семейной жизни. Неужели такая, казалось бы, мелочь может испортить жизнь, перечеркнуть отношения, что создавались годами? Но беда не ходит одна. На работе у мужчины случилась серьёзная неприятность. В хаосе на его столе затерялся важный документ, поставивший под угрозу не только его репутацию, но и работу всего предприятия. Это было сильнейшим потрясением для мужчины, но одновременно и уроком на всю жизнь. У него хватило мужества и мудрости пересмотреть свое отношение к бытовым вопросам и изменить привычки. Конечно, уборка так и не стала любимым занятием молодого мужчины, но к аккуратности и порядку он себя приучил. «Мне это нужно для гармонии в семье, для успеха, для имиджа, для установления нормальных отношений с другими людьми. Порядок должен быть – и в вещах, и в мыслях. Урок я получил, хотя лучше бы раньше к близким прислушался. Жизнь – слишком уж дорогой репетитор», - утверждает молодой бизнесмен.
А что нам мешает взяться за дела, которые вы давно себе наметили или довести до конца уже начатые? Не хочется? Лень? Почему? Выявление и устранение причины – это большая победа. Ведь устранив причину, мы изменяем и следствия. Каждый новый день дарит нам возможность улучшить себя и окружающий мир.
Вот практики, которые помогут с энтузиазмом начинать каждый день, продуктивно трудиться и успешно решать жизненные задачи.
 Выберите важную и привлекательную лично для вас цель, прислушиваясь только к голосу своего сердца. На пути к ее достижению сидеть, сложа руки, не получится.
 Начав заниматься новым для себя делом, не спешите судить о своих способностях к нему. Ошибки и трудности бывают у всех, а тем более у новичков. Дайте себе достаточно времени и хорошо потрудитесь, прежде, чем понять ваше это или нет. Не спешите принимать на веру «авторитетное» мнение по поводу ваших талантов. Поинтересуйтесь мнением нескольких экспертов. Иногда раскрыться вашим способностям мешают напряженные межличностные отношения с людьми. Попробуйте проявить себя в другом коллективе (творческом, трудовом). Если вы занимаетесь с преподавателем и не чувствуете ни прогресса, ни энтузиазма, смените наставника. Через некоторое время проанализируйте свои ощущения и успехи. Это даст возможность принять адекватное решение.
 Делайте то, что получается, где есть хоть какие-то достижения. Важно не переломить себя, не доказать кому-то что-то, а чувствовать себя успешным в своем занятии. Один успех приведет за собой и другие. Не хватайтесь за все сразу. Ставьте перед собой вопрос « зачем» и честно отвечайте на него.
 Трудитесь качественно. Внимательно относитесь к деталям. Чем больше вы сконцентрированы, тем лучше получите результат. А положительный результат обеспечит вам прилив энергии, энтузиазм и признание других людей.
 Составьте список навыков и качеств, которые необходимы лично вам для достижения физического и социального благополучия, комфортного сосуществования с другими людьми. Осознайте их важность как помощников на пути к достижению основных стратегических целей. Например, соблюдение гигиены, внимание к внешнему виду, хорошие манеры и коммуникативные навыки, пунктуальность, поддержание чистоты и порядка, умение вести хозяйство, забота о здоровье, привычка к регулярным физическим упражнениям и т. п. Считаете это мелочами? Что ж, вы правы. Так не позвольте этим мелочам стоять на пути вашего успеха, личного счастья и крепкого здоровья. Разберитесь с ними по очереди, приручите своих «монстров». Доведите полезные навыки до автоматизма, вгоните в привычку, тогда и лениться по этому поводу больше не придётся.
 Положительный пример. Трудолюбие и энтузиазм нельзя вызвать произвольно, но им можно…заразиться от других людей. Понаблюдайте за людьми, которые действительно увлечены своим делом, пообщайтесь с ними. Используйте любую возможность сделать что-то вместе. В компании таких людей трудно оставаться пассивным и безразличным. Энтузиазм очень заразителен, даже если люди трудятся в разных отраслях. Попробуйте перенести их отношение к делу на свою работу, увлечения, домашние дела.
 Ваш выход, актер! У каждого случаются периоды спада активности, усталости, апатии, когда, казалось бы, ничего не в радость. И так хочется вернуться в беззаботное детство. А что в детстве мы любили больше всего? Конечно, играть! В процессе игры можно хоть немного отвлечься от тягостных переживаний и расслабиться. Можете заверить себя в том, что то, что будет сделано в процессе игры – несерьезно. Это – только игра. Но по большому счету, вся наша жизнь – игра. Каждому человеку приходится в течение жизни множество разнообразных ролей – сотрудника, семьянина, родителя, друга, клиента, обучаемого, наставника и тому подобное. Представьте, что вы поступили в школу актерского мастерства. И вот знаменитый режиссер хочет утвердить вас на роль в своем фильме. Какую роль вы хотели бы сыграть больше всего? Поработайте над ней – учите ее, репетируйте. Поступайте, как профессиональные актеры. Шлифуйте текст, жесты, мимику, интонации. В актерском мире считается, что работа в одном амплуа – плохо, так как артист перестает развиваться, расти профессионально. Расширяйте и вы свой диапазон, берите разные роли, меняйте амплуа. Попробуйте сыграть роль успешного бизнесмена, супер организованного работника, уверенного оратора, весельчака в компании. А теперь сыграйте идеальную хозяйку (хозяина), заботливого родителя, прилежного ученика. Идем дальше, почувствуйте себя в более эмоциональном и характерном образе. Сыграйте фаната здорового образа жизни, лидера по жизни, крутого мачо, звезду шоу-бизнеса. В женском варианте - спортсменку, активистку и просто красавицу. Практикуйте каждую роль определенный период времени. Подготовка и исполнение роли - процесс сам по себе очень увлекательный. Он заставит вас действовать. Вы лучше разберетесь в себе, почувствуете, что импонирует вам, а что отталкивает. Так незаметно, «играючи», вы придете и к своим целям. Играйте в игру с энтузиазмом, и ваша реальная жизнь станет намного интереснее и ярче.

Почему некоторые из нас постоянно стремятся к личному успеху и достижениям, в то время как другие предпочитают плыть по течению и довольствоваться тем, что есть?

Один из мэтров психологии, Дэвид Макклелланд (1917-1998), изучал этот вопрос более двадцати лет и предложил свое объяснение данному феномену. Это послужило основой для создания им впоследствии теории мотивации или, как ее еще принято называть – теории приобретенных потребностей. Макклелланд выдвинул гипотезу о том, что существуют определенные потребности, которые приобретаются нами под влиянием накопленного опыта и обучения, и эти потребности в дальнейшем оказывают сильное влияние на наше поведение. Все разнообразие человеческих нужд Макклелланд разделил на три основные категории: потребность во власти, потребность в причастности и потребность в успехе (достижениях).

Потребность во власти

Эта потребность проявляется в желании человека контролировать других людей и влиять на их поведение. Человеку с потребностью во власти нравится доминировать над другими. Такие люди предпочитают себе работу, которая дает им возможность занимать лидерские позиции и проявлять свою власть.

Макклелланд выделял два аспекта потребности во власти: позитивный и негативный. В первом случае власть применяется тогда, когда достижение результата напрямую зависит от сплоченной и согласованной работы группы людей, которых необходимо контролировать и направлять для достижения конечной цели. Негативное применение власти возможно тогда, когда человек использует властные полномочия в своих личных целях.

Потребность в причастности

Человек с развитой потребностью в причастности стремится устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими. Он нацелен на установление и поддержание контактов и эмоциональных взаимоотношений с другими. Такой человек хочет нравиться другим, он гордится своей принадлежностью к определенным социальным группам и постоянно расширяет свои связи. Ему жизненно необходимо постоянное взаимодействие с другими людьми.

Потребность в достижении

Что же необходимо для того, чтобы «великая хочуха» или мотив достижения стал основной движущей силой личности?

Человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;
- человек должен иметь четкое представление о том, чем закончится дело и принесет ли оно ему удачу или поражение;
- конечный успех не должен быть четко определенным, но должен быть связан с умеренным риском, с некоторой неопределенностью.

Выраженная потребность в достижении проявляется в желании человека преуспеть в определенных ситуациях. Он хочет доказать свою компетентность в деле, которым занимается. Такой человек ставит обоснованно сложные, но потенциально достижимые цели, хотя он и признает некоторую степень риска. Он более сконцентрирован на личностных достижениях, чем на внешних атрибутах успеха. Он чувствует, что он способен достигать целей благодаря приложенным усилиям и своим способностям. Он также стремится получать точную обратную связь при выполнении своей работы, так как он хочет знать, как хорошо он справляется со своей задачей. Напротив, люди с низкой потребностью к достижению больше сконцентрированы на своем окружении: мнение других о себе для них важнее, чем знание того, насколько хороши они в том, что делают.

Индивид с высокой потребностью к достижению тщательно измеряет каждый свой шаг – он не ставит слишком легких целей, но и не стремится завоевать весь мир за раз или выучить иностранный язык за две недели, когда задание априори становится невыполнимым. Такой человек способен работать достаточно много и долго.

Следуя Макклелланду, потребность в достижении является самой важной потребностью. Люди с потребностью к успеху и достижениям мотивируются сложной, бросающей вызов задачей и они всегда думают о том, как выполнить задание еще лучше.

Макклелланд отмечал, что люди с выраженной потребностью к достижению вырастают в семьях, в которых родители предъявляют к своим детям определенные ожидания. Эти родители ожидали от своих детей проявления некоторой степени независимости в возрасте от 6 до 9 лет, предоставляя им самим делать выбор и выполнять задания без посторонней помощи. Однако, если требовать от ребенка слишком большой самостоятельности и независимости, когда он еще не готов к такой степени ответственности, это может привести к противоположным результатам.

Взгляды Макклелланда на человеческую природу не теряют своей актуальности, так как ученый всегда утверждал, что данные потребности можно развить и усилить в течение жизни, особенно – потребность к достижению. Каждый может научиться делать свое дело лучше и испытывать при этом чувство удовлетворения.

Цитата/афоризм

Фукидид:«Никто (…) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху».

Т.Рузвельт: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься!»

Шерлок Холмс: « Нет ничего более стимулирующего, чем когда всё идёт не так, как надо».

Анекдот

Алексей, ты у нас лучший сотрудник, для поддержки твоей мотивации тебе давно необходима новая должность, иначе твой пыл спадет и твое рвение к работе ухудшится, но вакансий в должностях, на которые тебя можно было бы перевести не будет еще год..
- И???
- И поэтому компания приняла решение тебя уволить…