Масутацу Ояма: биография, личная жизнь, достижения, цитаты и фото. Масутацу ояма - умножающий свои достижения подобно высокой горе

Data-medium-file="https://i2.wp..jpg?fit=300%2C173&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp..jpg?.jpg" alt="oyama-sigeru" width="640" height="369" srcset="https://i2.wp..jpg?w=640&ssl=1 640w, https://i2.wp..jpg?resize=300%2C173&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

Обучение каратэ напоминает восхождение на высокую гору. Жизнь также напоминает восхождение. Важно, чтобы целенаправленно пробовать взойти на самую вершину. Когда этого достигнешь, можно многое заметить и понять. Стоя внизу у подножья горы можно лишь восхищаться ее вершиной.

Великий Учитель
Сигеру Ояма 10 Дан

Обучающий фильм „World Oyama Karate“ продолжительностью почти два часа. (Можно сказать полное видеоруководство по Ояма Каратэ — показана практически вся оригинальная техника: стойки, удары руками и ногами, комбинированная техника — в разнообразных вариациях)

Обучающий фильм World Oyama Karate» — Perfect Karate (Идеальное каратэ) в двух частях по сорок минут каждая. (Как я понял более короткая и более динамичная версия предыдущего фильма)

Часть 1

Обучающий фильм World Oyama Karate" — Perfect Karate (Идеальное каратэ) Часть 2

И еще два коротеньких видеоролика про Ояма Каратэ

Сорокаминутный познавательный фильм телеканала «Боец» про Ояма Каратэ под названием — «Российские „Учи Дэши“ в Нью Йорке».

По всей видимости продолжение предыдущего фильма про Ояма Каратэ в Нью Йорке. Всего 22 минуты — коротенько и эффектно показаны техника и дух Ояма Каратэ - на фоне, так сказать, современного мегаполиса. Тоже довольно познавательно.

Таким вот интересным и очень оригинальным оказался этот стиль Ояма каратэ — очень динамичный и отказывающийся от традиций в пользу максимальной эффективности. Но к сожалению так и остающийся в тени Кёкушинкай каратэ Масутацу Оямы.

Масутацу Ояма (Йонг И Чой) родился 27-ого июля 1923 года, в Южной Кореи. Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье на юг Китая, где у работающего в поместье мастера Юи учился китайскому кемпо 18 рук.

В 12 лет он вернулся в Корею и продолжил занятия корейским кемпо. В 1936 г. он получил черный пояс.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ. Это заинтересовало его, и он поехал в доджо Гитин Фунакоси в Университете Такушоку, где занимался известным видом каратэ - шотоканом, удивляя всех своими успехами. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном.

«Если меня спросят, чему человек должен посвятить жизнь, я отвечу - тренировкам. Тренируйтесь больше, чем спите, и, независимо от преследуемых целей, вы не пожалеете», - говорил Ояма. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Масутацу Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. В эти годы Ояма встречается со своим соотечественником Шу Нэй Чуом, одним из авторитетных каратистов школы Годзю Рю, который по - новому освещает связь духовного с физическим. Именно он и воодушевляет Ояму на то, чтобы посвятить жизнь каратэ, отойти от мирской суеты и предаться духовному и физическому развитию в одиночестве.

В 23 летнем возрасте Масутацу Ояма встретил Едзи Йосикаву, автора романа "Мусаси", основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу в Префектуре Чиба, где Мусаси основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю. Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иосикавы. Вместе с Оямой на гору поднимается его ученик, который не выдерживает одиночества и режима суровых тренировок и тайно покидает его через 6 месяцев. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии. Но после 14 месяцев нечеловеческих тренировок Ояма вынужден покинуть гору из - за финансовых затруднений.

В 1947 г. в Киото на Первом Всеяпонском чемпионате по каратэ Ояма, одержав блестящие победы, занимает первое место. Отсутствие достойного противника в каратэ и страстное желание постичь тайны и истину настоящего каратэ вновь зовут Ояму в горы. В 1948 г. он подымается
на гору Кийозуми в префектуре Чиба. Теперь его тренировки стали фанатическими по нагрузкам - 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару, совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В недолгой период в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит наставлением легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
Многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее, для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Масутацу Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки "шуто". Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. Поистине, как можно было не удивляться, когда Ояма ломал огромные булыжники, словно хрупкие фарфоровые изделия, ударял молотком по рукам, ломал руками и ногами толстые доски. Бои Оямы с известными американскими боксерами длились секунды. Его называли «Божественная рука».

Ояма стал первым человеком в мире, который три дня подряд боролся с 300 разными бойцами, проводя в день по 100 боев длительностью в две минуты, каждый раз выходя победителем. Большинство участников после первых же секунд подвергались нокдауну. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как "Рука Господа", как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно). Этот своеобразный марафон состязаний прекратился из - за отсутствия желающих бороться.
В 1953 году, Масутацу Ояма открыл свой первое додзе в Медзиро в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный додзе был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Додзе. В 1957 году Ояма имел 700 учеников, несмотря на большое количество, не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. В этом додзе была заложена основа 1000 - дневных тренировок для начинающих, 10000 - дневных - для раскрытия истины.
Ояма приступил к созданию новой школы каратэ, открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо, выбрав наиболее эффективные для своей системы элементы, которые в комплексе обеспечивали силу и стойкость спортсмену, назвав свою школу «Киокушинкай» (общество абсолютной истины).

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкай Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкай (ИКО).

В 1969 г. в Токио был организован Первый Всеяпонский открытый чемпионат Киокушинкай.

В 1975 г. состоялся Первый всемирный открытый чемпионат Киокушинкай в Токио, который утвердил славу и мощь Киокушинкай. Из 128 участников из 36 стран чемпионом стал Кацуаки Сато.

В 1979 г. состоялся Второй всемирный открытый чемпионат в Токио, где чемпионом стал Макото Накамура.

В 1983 г. состоялся Третий всемирный открытый чемпионат, на котором победителем опять стал Макото Накамура.

В 1987 г. состоялся Четвертый всемирный открытый чемпионат, в котором участвовали 200 спортсменов из 70 стран, чемпионом стал Мацуи Шокей.

В 1991 г. состоялся Пятый всемирный открытый чемпионат, на котором из 250 участников из 110 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори. На чемпионате Ояма Масутацу демонстрирует ката "Энтэнкэн" и сам называет это свое выступление последним. Ояма Масутацу был в зале до конца своих дней, в летних лагерях в Японии. Через шесть месяцев он ушел из жизни 26 апреля 1994 года, на 71 году жизни.

Масутацу Ояма-неповторимая яркая звезда, мысль и душа, которого, проникая во все уголки мира, распространяют здоровье, силу и волю.

Родился 27 июля 1923 года, в одной из деревень Южной Кореи. Настоящее его имя Енг И Чой.

Единоборствами Масутацу начал заниматься очень рано, в возрасте 9 лет. В 1938 году, в пятнадцатилетнем возрасте он уезжает в Японию, и поступает в авиационное училище, он хочет стать летчиком, подобным герою своего времени, 1-му корейскому летчику-истребителю. Выжить в непростых условиях в столь юном возрасте, оказывается гораздо труднее чем ему казалось, тем более что корейцы учащиеся в летных училищах Японии считались чужаками и отношение к ним было соответствующее.
Несмотря на нелегкое время в своей жизни он продолжает практиковать единоборства, занимается дзюдо и боксом. Как-то раз он замечает ребят, практикующих Окинава Карате. Это заинтересовывает его, и он отправляется в додзе Гичина Фунакоши в Университете Такушоку, где он овладел тем, что сегодня называется Шотокан Карате (бесконтактное стиль карате).

Ояма быстро прогрессирует: к 17 годам он получает 2 дан, а к тому моменту, как поступает на службу в Японскую Имперскую Армию, в 2- лет - получает 4 дан. В это время его серьезно заинтересовало дзюдо, и результаты в этом единоборстве были не менее выдающимися. К моменту завершения тренировок по дзюдо Масутацу, менее чем за 4 года с начала тренировок, достигает 4 дана по дзюдо.

После поражения Японии во 2-й Мировой войне, Масутацу Ояма впадает в отчаяние и депрессию и практически забрасывает практики. К счастью, Co Нeй Чу уже вошел в его жизнь.
Co Нeй Чу В - это мастер того времени, кореец, земляк Оямы, проживающий в Японии, являющийся одним из выдающихся мастеров Годзю Рю. Этот Мастер славился своей физической и духовной силой. Именно он вдохновил Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути (Будо). Со предложил, Ояме идею о том, чтобы Ояма уединился от людей и на протяжении 3-х лет занимался тренировкой духа и тела.
В 23 года Масутацу Ояма встречает Эйджи Йошикаву, автора романа «Мусаси», который был основан событиях из жизни и дел известнейшего Самурая Японии. Роман, и его автор помогают Масутацу Ояме более глубоко понять кодекс Самурая - Бусидо.

В тот же год Масутацу отправляется на гору Минобу в округе Чиба, где Мусаси основал стиль боя на мечах Нито-Рю. Масутацу полагал, что это будет подходящим местом для того, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, которые он взял с собой, была копия книги Йошикавы. Студент которого звали Ясиро пошел вместе с ним, но одиночество очень тяжело отразилось на нем, и после полугода тренировок Ясиро тайно сбегает ночью. Это очень тяжело сказывается на Ояме, и желание вернуться в общество становится еще сильнее. Со Ней Чу множеством примеров убеждает Ояму продолжать тренировки, и Ояма принимает решение стать самым сильным каратистом Японии.

Через какое-то время человек, снабжающий Масутацу средствами для проживания, сообщил, что он не может более оказывать поддержку Ояме. Через 14 месяцев, Ояме приходится прервать свое уединение.
Спустя некоторое время, в 1947 году, Масутацу выигрывает 1-й, после 2-й Мировой войны, Всеяпонский чемпионат по карате. Несмотря на это Ояма по-прежнему в чувствует опустошение в душе из-за того, что у него не получилось пробыть 3 года в уединении. Ояма решает посвятить себя и свою жизнь карате.
Он начинает заново, теперь уже на горе Киeзуми, в тех же окрестностях Чиба. Это место Ояма выбирает для своего духовного подъема. Тренировки Оямы становятся интенсивнее до фанатичности по степени нагрузок - по 12 часов в день, ежедневно и без перерыва.
Он стоит под струями холодной воды водопадов, бросает речные камни руками, использует деревья как макивару, совершает 100-ни отжиманий, тем самым закаляя свое тело. Он включает в свое ежедневное расписание обучение научным трудам классиков боевых искусств, дзен и философии. Через 18 месяцев Ояма завершает свое уединение, приобретя уверенность в себе и способность полностью себя контролировать.
Во время недолгого, но плодотворного уединения в горах он живет согласно строго разработанному режиму, часто упоминаемому в биографиях Оямы и служащему назиданием для легкомысленных учеников:

  • 4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 минут. Бег трусцой по горам - 2 часа.
  • 7 часов утра - приготовление еды.
  • 8 часов утра - трапеза, во время которой совмещаются завтрак и обед.
  • 9 часов утра - начало практик. 10 раз выполнить комплекс, состоящий из 5 упражнений:
  • поднять 20 раз - 60 кг штангу;
  • отжимания на пальцах 20 раз;
  • отжимания в стойке на руках 20 раз;
  • подтягивания на перекладине 20 раз;
  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева по макиваре.

После выполнения каждого из комплексов выполнить дыхательные упражнения и сразу же приступить к последующему комплексу.

  • После 10-ти кратного исполнения данного комплекса - отдых до 11 часов.
  • 11 часов утра - исполнение ката.
  • При этом, каждый день исполнять по 100 раз какое-либо 1 ката. Например, в 1-й день Хэйан-1, во 2-й день Хэйан-2 и т.д. до тех пор, пока не выполнит все 5 комплексов Хэйан, а после - выполнить их в обратном порядке. Это же следует проделать со всеми оставшимися ката.
  • 2 часа пополудни - подъем тяжестей. Поднять 60 кг штангу 20 раз, затем плавно увеличивать нагрузку.
  • Выполнить 1000 отжиманий: 200 раз на 2-х пальцах, 200 раз на 4-х пальцах, 400 раз на 5-ти пальцах. Перед выполнением каждого комплекса - сделать небольшой перерыв. Время от времени, для того, чтобы разнообразить свои тренировки - выполнять 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
  • 3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; тренировки с макиварой; лазать по канату; выполнять упражнения для мышц брюшного пресса - 200 раз; после - разбивание камней.
  • 5 часов пополудни - приготовление еды. Ужин.
  • 6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.

В дополнение к этому, следует сказать, что большое количество подвижников и энтузиастов боевых искусств придерживалось похожего распорядка дня не год и не два, а 20-30 лет или всю свою жизнь.

Однако, для мастера, который принимает решение сделать вызов крупнейшим школам, человека, который желает внедрить новую методику обучения карате, 1-й победы на турнире было явно недостаточно. Мужчина, вполне современного склада, Масутацу быстро понял, что помочь в столь смелой затее могла только яркая реклама. Со своей ярой целеустремленностью Ояма начал заниматься подготовкой серьезнейшей рекламной компании, тренируя зрелищные номера. В 1949 году Ояма селится в лачуге рядом с городской бойней и проводит там 7 месяцев, изучая поведение животных. Он разрабатывает свой способ ликвидации быков голыми руками - отрубая быкам рога под корень ударом «рука-меч».

В 1950 - Сосай Масутацу Ояма начинает проводить демонстрации своей силы, вступая в схватки с быками. Количество быков, с которыми ему довелось сразиться составило 52 штуки, из которых были убиты 3 быка, и 49 быкам были обрублены рога, знаменитым ударом «шуто» (удар ребром ладони). О легкости поединков не могло быть и речи. Масутацу радостно вспоминал о своем 1-м эксперименте, который закончился только тем, что он разъярил быка. В 1957 - в Мексике, когда ему было 34 года, Ояма находился на грани жизни и смерти, когда бык рогом пропорол его. Масутацу удалось завалить быка и ударом обрубить его рог. Этот случай на полгода приковал Ояму к постели и ему чудом удалось восстановиться от смертельной раны. Общество по защите животных Японии заявило о протесте, направленном на прекращение боев Оямы с животными после известия о том, что Ояма намеревался сразиться с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой предназначились для бойни.

В 1952 - Масутацу устраивает гастрольный выезд по США, где производит фурор и приводит в полное смятение публику, продемонстрировав невероятные номера. И действительно, какой должна была быть реакция американских зрителей, когда приезжий мастер раскалывал, будто фарфоровые, громадные булыжники, сносит горлышко пивной бутылке, и бутылка при этом не падает, бьет себя молотком по костяшкам пальцев, пробивает руками и ногами толстенные доски, уложенные в 15-20 слоев черепицу и лежащие друг на друге 3-4 кирпича? Масутацу путешествует по США на протяжение года, демонстрирует свое мастерство карате вживую и по национальному телевидению.
В течение последующих лет, Ояма вызывает на поединок мастеров различных видов единоборств, в том числе и боксеров, и проводит 270 поединков с различными бойцами.

Большая часть бойцов были повержены 1 ударом! Бой никогда не продолжался больше 3-х раундов, и крайне редко продолжался более нескольких секунд. Его тактика была проста: Ояма сокращал дистанцию, приближаясь к сопернику и наносил удар, законным результатом которого было то, что противник становился обладателем перелома. Если же сопернику удавалось блокировать удар, то этого блока было недостаточно и удар проходил сквозь него. Если же соперник не мог блокировать атаку, то его ребра были сломаны. Масутацу становится известен как «Рука Господа», как наглядное отражение принципа японских бойцов «Один удар - одна смерть». Это являлось истинной целью техники карате. Сложная техника ног и замысловатые приемы были второстепенны (хотя Ояма применял и их, при чем очень эффективно).

В 1953 - открывает свой 1-й додзе в Медзиро в г. Токио. В 1956 году, 1-й постоянный додзе открылся в бывшей балетной студии за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от сегодняшнего Японского центрального Додзе. К 1957 году было 700 учеников, несмотря на огромное количество не выдерживавших тяжелые и изнурительные тренировки. Адепты других стилей приезжали в додзе Оямы для того, чтобы попрактиковать полноконтактное карате.
Один из 1-х инструкторов, Кенджи Като, говорил недавно пришедшим адептам других стилей, чтобы они соблюдали технику других стилей, и изучали любые методы и приемы, которые могли бы помочь реальном бою. Это и было тем карате, которое развивал Масутацу Ояма.

Масутацу брал методы и приемы изо всех единоборств и не ограничивался одним карате. Ученики додзе Оямы серьезно подходили к обучению боевым приемам, видя в своих тренировках, в первую очередь, искусство ведения боя. Некоторые ограничения все же присутствовали при проведении кумитэ (полноконтактный поединок) - удары в голову наносили открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах являлись разрешенными. Раунды кумитэ длились до того момента, как было объявлено о полном поражении. Травмы в те времена являлись типичным явлением, и отсев учеников был крайне высоким (свыше 90 %). К ученикам не проявлялось никаких снисхождений. Каждый получал то, что заслужил.

В это время Масутацу Ояме приходит мысль об открытии собственной школы.Он приступает к созданию новой школы карате - Киокушинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставляя ее всем до этого существовавшим направлениям и стилям карате.
Мировой центр школы официально открылся в июне 1964 года, и официально было принято название Киокушин, имеющее значение «Окончательная истина». С того времени, Киокушин распространился более чем по 120 странам мира, и на сегодняшнее время зарегистрированных членов IKO, более 12 миллионов, т.е. это одна из самых крупных федераций карате в мире. Среди знаменитостей, связанных с Киокушином: Шoн Коннери - почетный 1-й дан; Дольф Лундгрен 3-й дан - Чемпион Австралии в тяжелом весе; Президент ЮАР Нельсон Мандела - почетный 8-й дан; Австралийский Премьер-министр Джон Говард - почетный 5-й дан; которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин додзе в Сиднее в июне 1988 года.

Что это? Победа нового стиля карате? Hет, скорее оптимально реализованный потенциал всего наследия карате, бессмертных заветов старых мастеров. Масутацу никогда не скрывал эклектической направленности своего стиля карате. Отказавшись от догм и установок, которые были свойственны традиционным воинским искусствам и прежде всего от узко-сектантского подхода, он предпринимает генеральную ревизию большого количества видов единоборств (как с оружием, так и без него), с задачей отобрать нужные для своего стиля элементы. Все это, в комплексе, было призвано обеспечить требования стиля: силу, стойкость и эффективность.

Масутацу вводит большое количество новых, позаимствованных и изобретенных комбинаций в тактику кумитэ (свободного поединка), тем самым, несомненно, пополнив арсенал карате, хоть и в его разработках мы не сможем отыскать стройной системы, привязанной к философским и космогоническим моделям, которой могли похвастаться старые межконтинентальные школы. В области философии Масутацу шагает по руслу традиционных учений. Выучив труды Такуяна, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он продолжает развивать их идеи о слиянии человека со всей безграничной Вселенной, о преобразованиях духа-разума в Пустоту посредством практики Дзен. Желая суметь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзенской логики и реальностью современной жизни, Масутацу подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в Дзен не противопоставляется существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти к этому можно лишь преодолевая антиномии жизнь - смерть и победа - поражение. Важную роль отводит Масутацу продолжительной сидячей медитации - дза-дзен и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предшествующей и завершающей тренировки, моку-со.

И все-таки, самое важное в системе Масутацу то, что находит отклик в сердцах миллионов, не безжизненная теория, не медитации и не разучивание вполне стандартных для карате движений, а практическая эффективность, максимальная жизнеспособность. Для своих учеников он разрабатывал целый каскад умопомрачительных трюков, воплощающих передовые достижения карате на физическом уровне:

  • - пробить подвешенный на 2-х нитках лист тонкой рисовой бумаги ударом кулака и пальцев руки;
  • - расколоть подвешенную на веревке доску (или кирпич) ударом кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • - расколоть несколько дюймовых досок, которые держат в руках 2 ассистента всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около 2-х метров;
  • - расколоть плавающую в бочке с водой дюймовую доску;
  • - расколоть руками, ногами и головой до 20-ти слоев черепицы;
  • - расколоть ударом «рука-меч» или «железный молот» 3-х лежащих друг на друге кирпичей;
  • - расколоть ударом «рука-меч» 3 лежащих друг на друге с промежутками ледяных плит толщиной в 3 дюйма каждая;
  • - пробить рукой и головой ледяную глыбу;
  • - расколоть массивный булыжник основанием ребра ладони;
  • - отрубить горлышко стоящей бутылки;
  • - проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • - пронзить ударом «рука-копье» подвешенную коровью тушу.

Все вышеперечисленные действия относятся к категории позитивных (Ян), воплощающих принципы активного нападения. Другое значимое место в показательной программе Киокушин а занимают и номера, которые раскрывают необыкновенную способность организма к пассивному сопротивлению и относится к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в 2 дюйма ломается при ударе о спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или так: каратист ложится спиной на доску, из которой торчат гвозди, на грудь ему кладется гранитный валун весом не менее 50 кг и валун разбивается ударом кувалды. Впечатляюще! Однако, еще более удивительные трюки присутствуют в выступлениях индийских йогов-факиров или китайских мастеров цигун.

Силовые номера в Киокушине сочетаются со всевозможными тестами на быстроту, четкость и точность. Вот эти упражнения: погасить свечу с дальней дистанции различными ударами рук и ног, разрубить ребром ладони спичечный коробок из тонкой фанеры, выдернуть бумажный лист из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и т.п. яркие демонстрации, рассчитанные на свою зрелищность.
Однако Сосай привлекает сторонников не только цирковыми демонстрациями. Ояма лично проводил тренировки спортсменов из разных стран, путешествует по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежало немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу сняли большое количество рекламных фильмов, среди которых как документальные фильма, так и художественные. Hо вот что стоит выделить - его ученики побеждали на чемпионатах. И не спроста школа Киокушинкай не входила во Всеяпонскую федерацию карате, противопоставляя ей свою Всемирную федерацию. Сосай шел своим путем.

Печально, но в апреле 1994 года в возрасте 70 лет основатель Киокушинкай карате Масутацу Ояма умирает, от рака легких, хотя и не являлся курильщиком.
Ответственным за организацию остается Шокей Мацуи (5 дан).
Смерть Оямы привела к большому количеству политических и экономических противоречий во всем мире Киокушинкай , которые спустя большое количество времени, к сожалению, актуальны до сих пор. В результате происходит раскол Киокушинкай, во многом напоминающий раскол в Шотокан карате. Теперь, кажется, каждая группа, будет утверждать что «только они» являются истинными наследниками Киокушинкай Масутацу Оямы, духовно или даже материально. Один из глав Киокушинкай в Австралии Гарри Роджерс даже сделал предположение (в шутку), что возможно Масутацу Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!
Однако имеет смысл сделать предположение о том, что все группы Киокушинкай, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Масутацой Оямой. Возможно, организации Киокушинкай будет жизнеспособной, и как во всех хороших школах, некоторые из учеников, по итогу, оставляют свой дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991 году Стив Арнейл в Великобритании.
Другие, такие как Сигейру Ояма в США, пошли дальше, основав и развивая свой собственный стиль, основанный на принципах Киокушинкай карате.

Масутацу Ояма (настоящее имя Ёнг И-Чой (YongI-Choi) родился 27 июля 1923 года в деревне недалеко от южно-корейского города Гунсана.

В раннем возрасте он уехал в Манчжурию, а затем в Южный Китай, где жил на ферме своей старшей сестры. Когда ему было 9 лет, он начал изучение одной и форм китайского кемпо, называемый "восемнадцать рук", у мистера Ёи, работавшего на ферме в это время. Когда Ояма вернулся в Корею в возрасте 12 лет, он продолжил свое обучение боевым искусствам, тренируясь в корейском кемпо.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он покинул Корею и уехал в Японию, чтобы стать летчиком. В это время ему хотелось стать героем, первым корейским боевым пилотом. Его намерения могли подвергнуться серьезным и тяжким испытанием и он мог бы не выжить в таком возрасте, особенно являясь корейцем в Японии. Если бы Ояма не поступил в авиационную школу, он бы оказался у "края дороги".

Однако Ояма продолжал заниматься боевыми искусствами, тренируясь в школах дзю-до и бокса. Однажды он познакомился с несколькими студентами, занимающимися окинавским каратэ. Его очень заинтересовал этот вид боевого искусства и он решил пойти в доджо Гитина Фуканоши в Университете Такусоку, из которого в настоящее время выросло известное всем направлении Шотокан.

Ояма постоянно прогрессировал на тренировках и добивался успеха, и когда ему исполнилось 17 лет, он получил, 2-й дан в каратэ. Когда его забрали в Императорскую Армию в 20 лет, у него был 4-й дан.

Ояма также продолжал тренироваться в дзю-до и его прогресс был изумительным. Прошло только 4 года, как он начал заниматься дзю-до, но он уже выполнил все тесты на 4-й дан.

Поражение Японии в войне с последующей оккупацией почти трагически сказалось на Масутацу Ояме, который никогда не проигрывал. Но фортуна не отвернулась от него, и в жизнь Оямы в это время вошел человек по имени Со Нэй Чу. Мастер Со, один из корейцев (кстати, из той же провинции, где родился и жил Ояма), живущий в Японии, оказался одним из великих мастеров стиля Годзю-рю. К тому же, он был известен как физической, так и духовной силой. Именно он был тем, кто направил жизнь Масутацу Оямы по пути изучении боевых искусств. Он был так же тем, кто внушил Ояме уйти от суеты этого мира на 3 года в одиночество для тренировок духа и тела.

В 23 года Ояма познакомился с Ёджи Ётикавой, автором романа о жизни и приключениях знаменитого самурая Миямото Мусаси. Как роман, так и автор романа помогли научить Ояму самурайскому кодексу чести Бусидо, помогли понять и осознать ему путь Воина. Через несколько лет Ояма уходит на гору Минобэ в префектуре Сиба, на то место, где тренировался и жил в одиночестве легендарный самурай, и где Мусаси создал свою школу Нито-рю (школа двух мечей). Ояма хотел найти подходящее место, где в тяжелых условиях можно начинать тренировки и строить планы на будущее. Он взял с собой небольшой набор самых необходимых вещей и книгу Миямото Мусаси, с ним был также еще один из студентов доджо Шотокан Ёширо. Относительное одиночество в горах казалось невыносимым и после 6 месяцев, в одну из ночей Ёширо бежал. Одиночество еще более закалило Мас Ояму, который, в отличии от Ёширы, не собирался так скоро возвращаться к цивилизации. Со Нэй Чу советовал Ояме сбривать одну из бровей, чтобы не испытывать желание вернуться к людям! Долгие и Долгие месяцы тренировок продолжались и Ояма стал самым сильным каратистом в Японии. Однако скоро его спонсор проинформировал Ояму о том, что у него нет средств поддерживать лесные тренировки и поэтому, после 14 месяцев, Ояма завершил свое одиночество, вернувшись с гор. Несколько месяцев спустя, в 1947 году, Мас. Ояма принял участие в 1 Всеяпонском Национальном чемпионате по боевым искусствам в разделе каратэ и выиграл его. Однако он чувствовал невыносимую пустоту от того, что не смог завершить три года тренировок в одиночестве. Именно поэтому он решает посвятить свою жизнь пути каратэ. Поэтому он снова идет в горы, уже на гору Кёдзуми в префектуре Сиба.

Там он тренировался до фанатичности по 12 часов каждый день без выходных и отдыха, стоял под холодным зимним водопадом, разбивая речные камни и скалы руками, тренировался на макевари, прыгал через растущее просо сотни раз в день, увеличивая прыгучесть. Постоянно, кроме тренировок физических, Ояма изучал различные школы боевых искусств, философию, дзен и медитацию.

После 18 месяцев отшельничества он достиг просвещения, влияние окружающего общества потеряло смысл для него.

В 1950 году Сосай Мас. Ояма начал проверку своих возможностей и силы в битвах с быками. Всего он сражался с 52 быками, 3 из которых умерли мгновенно, а 49 от отрубил рога ударом шуто. Новые эти победы дались нелегко. Однажды Ояма, увлекшись воспоминаниями, рассказал, что в результате его первой попытки бык только разозлился и он еле справился с быком. В 1957 году, в возрасте 34 лет, его чуть не убил рассвирепевший бык в Мехико. Тогда быку удалось боднуть Ояму, но Ояме как-то удалось оттянуть его от себя и сломать рог. После поединка мастер был прикован к постели 6 месяцев, пока, наконец, не выздоровел от смертельной раны.

В 1952 году он ездил по США в течение года, демонстрируя свое каратэ на аренах и по центральному телевидению. В течение последующих лет он имел успех и побеждал всех своих претендентов. Всего он провел бои с 270 разными людьми. Огромное большинство из них были сокрушены одним ударом! Бой никогда не длился более 3 минут и большей частью чуть более нескольких секунд. Его бойцовский принцип был прост: если он справился с тобой, - так и должно быть. Если он ударил, - ты сломлен. Если ты блокировал удар неправильно, - твоя рука сломана или вывихнута. Если ты не блокировал, - сломано твое ребро.

Техника поединка Оямы была основана на принципе воинов - самураев "Ichi geki hissatsu" - "Один удар - неминуемая смерть".

Ояма стал известен как "божественный кулак", живое проявление японских воинов - учи геки - или "один удар - несомненная смерть". Для него это была подлинная цель техники каратэ, работа ногами или высшая техника были вторичными.

Однажды, во время одного из визитов в США Мас Ояма встретил Якова Сандулеску, огромного (190 см и 190 кг) силача-румына, который был взят в плен Красной Армией в возрасте 16 лет и отправлен в угольные шахты работать на 2 года. Они быстро стали друзьями и оставались ими до последних лет жизни сосая.

Яков все еще тренирует и является одним из советников МОК.

В 1953 году Мас Ояма открыл свой первый доджо, участок с травой в районе Меджиро, Токио. В 1956 году первый настоящий доджо был открыт в бывшей балетной студии за университетом Риккю, в 500 метрах от местонахождения теперешней штабквартиры МОК. К 1957 году там тренировались уже 700 членов, несмотря на высокие требования и жестокость тренировок. Многие мастера других школ приходили в этот доджо тренироваться из-за кондиций и полного контакта. Один из ведущих инструкторов, Кенджи Като, сказал, что они будут изучать и другие стили, которые будут приемлемы для реального боя. Мас Ояма брал технику из всех воинских искусств и не ограничивался только каратэ.

Члены доджо Оямы с опаской вступали в кумите, рассматривая его вначале как боевую схватку. С некоторыми ограничениями атака в голову (особенно техникой шуто и суставами пальцев), захваты, броски, удары головой и в пах были обыкновением на тренировках. Бой продолжался до тех пор, пока противник не сдавался, поэтому ушибы, травмы случались ежедневно (травматизм на тренировках составлял 90%). У учеников не было защитных приспособлений и официальных каратэ, и ходили в чем попало.

В 1952 году Мас Ояма давал показательные выступления на Гавайях. Юный Бобби Лоу увидел его и был ошеломлен его силой, хотя сам в этом возрасте был не новичком в боевом искусстве. Отец Бобби был инструктором по кунг-фу и тренировался во всех стилях, которые мог найти. К 33 годам он имел 4 дан в дзюдо, 2 дан в кемпо и 1 дан в айкидо, а так же был хорошим боксером и славился тяжелыми ударами.

Бобби Лоу стал первым учи-деси Мас Оямы. Он тренировался ежедневно с мастером в течение полутора лет. В конце концов именно он выдвинул лозунг учи-деси "1000 дней тренировок - начало пути". Учи-деши стали известны как "вакаджиши" или "молодые львы", "самураи XX века" Мас Оямы. Только из нескольких сотен претендентов со всего мира выбирались самые достойные каждый год для тренировок под руководством самого Оямы.

В 1957 году Бобби Лоу вернулся на Гавайи, чтобы открыть 1-ю школу Оямы вне Японии.

Ныне действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же году было принято окончательное название кёкусин, означающее "абсолютная истина". С того времени кёкусин продолжал распространение в более чем 120 странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в кёкусине практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан).

Печально, но сосай Мас Ояма умер от рака легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу). Это обстоятельство привело ко многим политическим и экономическим разногласия во всем мире кёкусина, которые все еще находятся в процессе разрешения. В результате может произойти раскол кёкусина, во многом подобный расколу в Шотокан. Теперь, кажется, каждая группа, будет утверждать что они "одни и только" истинные наследники кёкусина Мас Оямы, духовно или даже материально. Один из руководителей кёкусина в Австралии Гарри Роджерс даже предположил в шутку, что возможно Мас Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы кёкусин выжил без него!

Однако разумно предположить, что все группы кёкусин, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Мас Оямой. Возможно, организации кёкусин будут жизнеспособными, и как во всех хороших школах, некоторые из последователей, в конечном счете, оставляют дом и открывают свои собственные школы.

Другие, такие как Шигейру Ояма в США, пошли дальше, создав и развивая свой собственный стиль, основанный на принципах кёкусин каратэ.

Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 О:яма Масутацу ), 1923-1994) - мастер и преподаватель карате, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай, популяризатор карате в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о карате, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по карате. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего карате», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Кёкусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана, и получил при рождении имя Чхве Ёнъи (кор. хангыль: 최영의, ханча: 崔永宜), и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бэдаль, Сай Моко, Гарю, Мас Того.

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша - Масутацу Ояма - переводится как «Преумножающий свои достижения, подобно высокой горе» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» - «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера Йи учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Это заинтересовало Ояму, и он отправился в додзё Гитина Фунакоси, чтобы изучить данный стиль.

Учителя

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах затруднительно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл собственным путём. Утверждения Оямы порой противоречат друг другу. Проследить весь путь становления Оямы как мастера по этим обрывочным сведениям непросто. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей.Однако сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Мастер Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть карате».Во время Второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиды, о котором он пишет: «Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…».Ояма изучал карате Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна, впоследствии взявшего Ояму в ученики.В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Масутацу Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояме сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (почётное звание, учреждённое в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку-кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояме звания кёси - «наставника» - и степени 7-го дана, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна.Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, основал новое додзё и начал пропагандировать собственный стиль карате. Он понимал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Оямой и Ямагути был очень острым.

Уйдя от Ямагути, Ояма фактически порвал со всем миром карате, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Многие представители японского карате и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояму за нарушение писаных и неписаных норм карате-до - за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации карате в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Ояму в изгоя. Правда, позднее, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций карате в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны на изгнание из мира карате Ояма отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь из истории боевых искусств, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики с морально-этической стороны. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего карате в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин - «Абсолютную истину».

Популяризатор карате

Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники карате и тамэсивари, проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций - Международную организацию карате (IKO).

Ученики

Ояма воспитал большое количество талантливых учеников, некоторые из которых основали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы являются:

  • Стив Арнейл - президент IFK, 10-й дан, первый человек после самого Оямы, прошедший хякунин-кумитэ.
  • Йон Блюминг - президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, основатель Европейской организации карате Кёкусинкай.
  • Сигэру Ояма - основатель Ояма-карате, 10-й дан Ояма-карате и 8-й дан Кёкусинкай.
  • Хидэюки Асихара - основатель Асихара-карате.
  • Тадаси Накамура - основатель Сейдо-карате.
  • Адемир да Коста - основатель Сэйвакай.
  • Такаси Адзума - основатель Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).
  • Дольф Лундгрен - актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, мастер боевых искусств.
  • Ёсикадзу Мацусима - президент, 9-й дан (Япония)
  • Будучи корейцем по рождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно ле­гендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на вре­мя покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добро­вольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ладонями стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.
  • Согласно официальной версии, за свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он отрубил рога ударом ладони, а трёх убил насмерть.
  • Масутацу Ояма был категорически против того, чтобы карате занимались женщины. Однако после того, как он побывал на одном из кумитэ с участием мастеров-женщин, он изменил своё мнение на этот счёт и даже использовал фотографии женщин для иллюстрации техники в своих книгах (например, «Классическое карате»).

В кинематографе

О жизни Масутацу Оямы сняты художественные фильмы «Обречённый на одиночество» («Kenka karate kyokushinken», Япония, 1975) и «Воин ветра» (Южная Корея, 2004). Также Ояма послужил прообразом каратиста Ороти Доппо из аниме-сериала «Боец Баки».