Цитаты из священных писаний

***
Для овладевшего своим умом он - лучший друг. Но для того, кто не способен его контролировать, ум становится коварнейшим врагом.

***
Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания.

***
Тот, кто контролирует себя и ни к чему не привязан, и кто не интересуется материальными наслаждениями, может через отречение достичь высочайшей совершенной степени свободы.

***
Уравняв с пораженьем победу, с болью - радость, с потерей - добычу, начинай свою битву, кшатрий! И тогда к тебе грех не пристанет.

***
Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

***
Я приду Смертью, Разрушителем Миров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

*** – Ты настоящий дьявол, Лестат! Вот кто ты на самом деле! Ты – сам дьявол! – Да, знаю, – ответил я, наслаждаясь тем, что гнев наполняет его жизнью. – Я люблю, когда ты так говоришь, Луи. Мне просто необходимо, чтобы ты так говорил. Наверное, никто на всём свете не сумеет сказать это так, как ты.

*** Любовь всегда требует от нас перемен *** Нельзя - иногда мне кажется, что не стоит даже пытаться, - изменить человеческое восприятие. Люди просто повернутся к тебе спиной, вот и все. Лучше предоставить им информацию - и пусть разбираются с ней как захотят и когда захотят. *** Мне не нравится

*** Однажды Мy Да и Мэн Да пришли к Учителю, и Мy Да спросил: "Люди из царства Чy говорят, государство только и знает, что принуждает людей делать то, чего они не хотят, и потому оно враг всякому человеку. Так ли это?" Учитель ответил: "Враг ли тело тем органам, которые в нем размещаются? Бывает,

*** Для того, чтобы нанести сердцу сокрушительный удар, судьба не всегда бьёт сильно и наотмашь; вывести гибель из ничтожных причин – вот к чему тяготеет её неукротимое творческое своеволие (...) Подобно тому как болезнь возникает задолго до того, как она обнаруживает себя, так и судьба человека

*** Первочеловек точно не прыгал от радости по темной преисподней, в которой был сотворен. *** Возможно, я умер, а ни у кого не хватает духа сказать мне об этом. *** Не пытайся лечить мои раны, пока не удостоверишься, что они есть. *** Если у меня назначено свидание с глупостью, я на него приду.

*** Бросая себе вызов, ты растешь. Меняется твоя жизнь. Взгляд на мир становится жизнеутверждающим. Достичь поставленных целей не всегда бывает легко, но это не причина для того, чтобы останавливаться. Никогда не говори «сдаюсь». Всегда повторяй: «Я могу. И я буду пытаться, пока не добьюсь победы».

*** В наше время люди потеряли интерес к жизни: они не скучают, не плачут, лишь ждут, когда пройдет время. Они отказались от борьбы, а жизнь отказалась от них. *** Мир - это сон, снящийся всем богам сразу. *** Души - как реки и растения - нуждаются в особом орошении надеждой, верой, смыслом жизни.

*** Ваше тело - лишь средство передвижения, с помощью которого ваше Высшее Я может достичь чего-либо на Земле. *** В молитвах можно просить о том, чтобы иметь возможность помогать другим, ибо, помогая другим, человек учится, уча других, человек учится сам, спасая других, он спасается сам. Прежде

*** Принято считать, что в равном споре обычно побеждает тот, кто умнее. Бред собачий!.. Во-первых, глупый всегда уверен в собственной правоте, в то время, как умный вечно в ней сомневается. Кроме того, умный понимает доводы противника, а глупый – нет, хоть расколись… А если вдобавок вспомнить, что

*** Секрет Счастья - в соприкосновении душ. *** Тот, кто воспринимает все не иначе как самого себя, и который видит во всем самого себя, не отказывается ни от чего. Для просветленного все существующее - не что иное, как отражение его сути. Поэтому как может любое страдание или ложь существовать для

*** Никогда не пытайся найти в будущем утраченное прошлое. Лови в каждом мгновении неповторимую новизну и старайся не предвкушать свои радости или знай, что на подготовленном месте тебя застигнет врасплох совсем другая радость. Как ты не понимаешь, что всякое счастье - нежданная встреча, и оно

*** В этом зале утверждалось, что свободным может быть только человек. Но мне кажется, что быть свободным может только тот, кто хочет свободы. И я хочу свободы. *** Он никогда еще не стоял рядом с умирающим, но ему было известно, что это процесс, в ходе которого люди перестают функционировать, -

*** Коль однажды врагом назвался, Будь хотя бы врагом-героем. *** Враг навсегда остается врагом, Не дели с ним хлеб, не зови его в дом, Даже если пока воздух миром запах, Он, хотя и спокойный, но все-таки враг. Если он, как и ты, не пропил свою честь, Враг не может быть бывшим, он будет и есть.

В этом зале утверждалось, что свободным может быть только человек. Но мне кажется, что быть свободным может только тот, кто хочет свободы. И я хочу свободы. *** Он никогда еще не стоял рядом с умирающим, но ему было известно, что это процесс, в ходе которого люди перестают функционировать, -

Заглядывать слишком далеко вперед – недальновидно. *** Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему. *** Дипломат - это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать. *** Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда

Все цитаты

Бхагавад-гита

2.7 Арджуна говорит Кришне: Я больше не знаю, в чём состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, - наставляй же меня.

2.11 (Кришна говорит Арджуне) Верховный Господь сказал: Произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.

2.12 Кришна говорит: Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

2.13 Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.

2.14 Кришна говорит Арджуне: О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.

2.15 Кришна говорит Арджуне: О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения.

2.16 Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

2.17 Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.

2.18 Кришна говорит: Живое существо неуничтожимо, неизмеримо и вечно, а тело, в котором оно воплощается, обречено на смерть. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты!

2.20 Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.

2.22 Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

2.23 Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнём, намочить водой или иссушить ветром.

2.24 Эта индивидуальная душа неразрушима, несгораема, неувлажняема и неиссушима. Она существует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же.

2.25 Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, не нужно скорбеть о теле.

2.27 Кришна говорит Арджуне: Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.

2.29 Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её.

2.51 Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.

2.56 Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.

2.57 Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то плохое, обладает совершенным знанием.

2.61 Кришна говорит: Того, кто, обуздав чувства, держит их в повиновении и сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом.

2.66 Тот, кто не установил связь со Всевышним, не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. Когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве может он быть счастлив?

2.70 Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить эти желания.

3.3 Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё «я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.

3.6 Тот, кто внешне сдерживает свои органы действия, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовётся притворщиком.

3.27 Введённая в заблуждение ложным эго, духовная душа, находясь под влиянием трёх гун материальной природы, считает себя совершающей действия, которые в действительности совершаются материальной природой.

3.31 Кришна говорит: Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, кто следует этому учению с верой и не завидует Мне, освобождаются от рабства кармы [деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами].

4.1 Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал её Ману, отцу человечества, а Ману в свой черёд поведал её Икшваку.

4.2 Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и её постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено.

4.3 Кришна говорит Арджуне: Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты - Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки.

4.6 Кришна говорит: Хотя Я нерождённый и Моё трансцендентное тело нетленно, хотя Я - повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своём изначальном духовном облике.

4.9 Кришна говорит: Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернётся в Мою вечную обитель, о Арджуна.

4.34 Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может передать тебе знание, потому что она видит истину.

4.35 Кришна говорит Арджуне: Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадёшь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа - частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне.

4.37 Кришна говорит: О Арджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.

4.38 В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. Это знание - спелый плод всей практики йоги. Тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, в должный срок насладится им в своём сердце.

5.17 Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, он, благодаря совершенному знанию, избавляется от тревог и твёрдо следует по пути, ведущему к освобождению.

5.18 Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на учёного и добродетельного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].

5.21 Такого человека, свободного от мирских привязанностей, не привлекают материальные чувственные удовольствия: он всегда погружён в транс и черпает блаженство внутри себя. Так человек, постигший своё истинное «я» и всегда сосредоточенный на Всевышнем, наслаждается безграничным счастьем.

5.22 Кришна говорит Арджуне: Разумный человек сторонится удовольствий, рождённых от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.

5.29 Кришна говорит: Человек, полностью осознавший, что Я - тот, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.

6.16 Кришна говорит: О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

6.18 Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.

6.19 Как пламя светильника горит ровно в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда погружён в медитацию на своё духовное «я».

6.20-23 Когда человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум, занятый йогой, полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума такой йог обретает способность видеть своё истинное «я», и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии он испытывает безграничное духовное блаженство, наслаждаясь с помощью трансцендентных чувств. Утвердившись на этом уровне, человек никогда не отступает от истины и, достигнув этого состояния, понимает, что ничего большего достичь невозможно. Он никогда не приходит в смятение, даже перед лицом величайших бедствий. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

6.28 Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.

6.29 Кришна говорит: Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ - пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

6.31 Кришна говорит: Он поклоняется и служит Сверхдуше, зная, что Сверхдуша и Я суть одно. Такой йог всегда, при любых обстоятельствах, остаётся во Мне.

6.46 Кришна говорит: Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Арджуна, невзирая ни на что, стань йогом.

6.47 Кришна говорит: А из всех йогов тот, кто всегда погружён в мысли обо Мне и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью и преданностью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Моё мнение.

7.4 Кришна говорит: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию.

7.5 Кришна говорит: Помимо этой низшей природы, о сильнорукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия - все живые существа, которые борются с материальной природой и поддерживают вселенную.

7.7 Кришна говорит: О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

7.13 Кришна говорит: Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого.

7.14 Кришна говорит: Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто предался Мне, с лёгкостью выходят из-под её власти.

7.19 Кришна говорит: Пройдя через множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне, понимая, что Я - причина всех причин и всё сущее. Такая великая душа встречается очень редко.

7.25 Кришна говорит: Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя вечная созидательная энергия (йога-майя), и потому введённый в заблуждение мир не знает Меня, нерождённого и непогрешимого.

7.26 Кришна говорит: О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю всё, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдёт в будущем. Я также знаю всех живых существ, Меня же не знает никто.

7.28 Кришна говорит: Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрёкся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.

8.5 Кришна говорит: Тот, кто во время смерти оставляет тело, помня только Меня, сразу достигает Моей природы, в этом нет сомнения.

8.6 О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, того состояния он и достигнет непременно.

8.20 Но существует иная, вечная природа - она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда всё в материальном мире разрушается, она остаётся нетронутой.

8.21 Кришна говорит: То, что называют непроявленным и нетленным, высшей целью, то место, достигнув которого живое существо [душа] никогда не возвращается в материальный мир, - это Моя высшая обитель.

8.22 Достичь Верховной Личности Бога, равных которому нет, можно с помощью чистой преданности. Он всегда остаётся в Своей обители, и тем не менее пребывает всюду и всё пребывает в Нём.

9.1 Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий.

9.13 Кришна говорит: О сын Притхи, те же, кто свободны от заблуждений, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они служат Мне с любовью и преданностью, ибо знают, что Я - Верховная Личность Бога, изначальная и неистощимая.

9.25 Кришна говорит: Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняется предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняется привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной.

10.19 Верховный Господь сказал: Хорошо, Я расскажу тебе о Своих достояниях и богатствах, но только о самых главных из них, ибо Моё величие, о Арджуна, поистине беспредельно.

10.40 Кришна говорит Арджуне: О могучий воин, о покоритель врагов, Мои божественные проявления поистине беспредельны. То, о чём Я тебе рассказал, - лишь малая доля Моего безграничного великолепия.

12.5 Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Всевышнего, духовное продвижение даётся очень нелегко. Воплощённым живым существам всегда трудно достичь успеха, следуя этим путём.

12.13-14 Кришна говорит: Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от чувства собственничества и от ложного эго, кто остаётся невозмутимым в радости и в горе, кто всегда удовлетворён и с готовностью прощает других, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдаёт себя преданному служению, - такой человек очень дорог Мне.

12.15 Кришна говорит: Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остаётся спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, - очень дорог Мне.

12.18-19 Кришна говорит: Тот, кто не делит людей на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, похвалу и поношение, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кому всё равно, где жить, кто утвердился в знании и преданно служит Мне, - такой человек очень дорог Мне.

13.6-7 Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость - всё это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нём изменения.

13.28 Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.

14.5 Материальная природа состоит из трёх гун - благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обусловливают его.

15.6 Кришна говорит: Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной, ни огнём, ни электрическим светом. Тот, кто однажды достиг её, больше не возвращается в материальный мир.

15.7 Кришна говорит: Живые существа в этом обусловленном мире - Мои вечные неотъемлемые частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых также относится ум.

15.8 В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из одного тела в другое, как воздух переносит запахи.

15.9 Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства сгруппированы вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

18.61 Кришна говорит: Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии.

Шримад-Бхагаватам

1.1.13 Мудрецы сказали: О Сута Госвами, мы жаждем узнать о личности Бога и Его воплощениях. Разъясни нам поучения предыдущих учителей (ачарьев), ибо и излагая, и слушая эти поучения человек возвышается.

1.2.10 Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека - задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности.

1.2.11 Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.

1.3.23 В девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в семье Вришни [династии Яду] как Господь Баларама и Господь Кришна. Своим приходом Он избавил мир от бремени.

1.3.24 Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны.

1.3.28 Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна - изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих.

2.1.6 Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога.

2.1.11 О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого - и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.

2.3.10 Истинно разумные люди, свободны ли они от материальных желаний (преданные), мечтают ли о всевозможных материальных благах (карми) или жаждут освобождения (гьяни), должны с полной решимостью поклоняться высшему целому - Личности Бога.

2.9.36 Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.

3.29.1-2 Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.

3.32.26 Господь, Верховная Личность Бога, есть не что иное, как абсолютное трансцендентное знание, но в зависимости от метода познания Он может проявляться по-разному: как безличный Брахман, как Параматма, как Верховная Личность Бога или как пуруша-аватара.

3.32.32 Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идёт философским путём познания истины, он должен достичь одной и той же цели - Верховной Личности Бога.

3.32.33 Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям шастр [священных писаний], воспринимают Его по-разному.

3.32.34-36 Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая различные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отречённый образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и бхакти-йогой, идя путём преданного служения, который приводит к развитию привязанности и отрешённости, постигнув науку самоосознания и отрёкшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители.

3.33.7 Слава и хвала тем, чей язык повторяет Твоё святое имя! Их следует почитать, даже если они появились на свет в семьях собакоедов. Люди, повторяющие Твоё святое имя, несомненно, уже совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повторять Твоё святое имя, они должны были совершать омовения в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все предписания шастр.

4.29.2 Великий мудрец Нарада Муни продолжал: Знай же, что Пуранджана, живое существо, переселяется из одного тела в другое, и форма его следующего тела определяется его собственными поступками. Он может оказаться в теле с одной, двумя, тремя, четырьмя ногами, множеством ног или вообще без оных. Живое существо, которое якобы наслаждается, переселяясь из одного тела в другое, называют Пуранджаной.

4.29.3 Нарада Муни говорит: Тот, кого я назвал неизвестным, - Верховная Личность Бога, повелитель и вечный друг живого существа. Материальные имена, действия или качества не помогают постичь Верховную Личность Бога, поэтому для обусловленной души Господь навеки остаётся неизвестным.

4.29.5 Великий мудрец Нарада продолжал: Употреблённое в этой связи слово прамада относится к материальному разуму, то есть к невежеству. Смысл этого в следующем. Руководствуясь таким разумом, живое существо отождествляет себя с материальным телом. Под влиянием материального сознания «я» и «моё», оно начинает наслаждаться и страдать с помощью материальных органов чувств. Так живое существо запутывается в сетях материального существования.

4.29.18-20 Нарада Муни продолжал: Говоря о колеснице, я имел в виду тело. Органы чувств - это лошади, везущие колесницу. Год за годом бегут эти лошади, не встречая на своём пути никаких преград, но, по сути дела, колесница стоит на одном месте. Благочестивая и неблагочестивая деятельность - это два колеса, а три гуны материальной природы - флаги на колеснице. Пять потоков жизненного воздуха удерживают живое существо в рабстве, а ум выполняет функцию вожжей. Разум - это колесничий, сердце - сиденье, а различные проявления двойственности, такие, как удовольствие и боль, - это оглобли. Семь составных частей тела - покрытия колесницы, а органы действия - пять внешних проявлений движения колесницы. Одиннадцать органов чувств - это воины. Поглощённое удовлетворением собственных чувств, живое существо восседает на колеснице и жизнь за жизнью пытается осуществить свои несбыточные мечты в погоне за чувственными удовольствиями.

4.29.26-27 От природы живое существо наделено некоторой независимостью, позволяющей ему самому определять своё плохое или хорошее будущее, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдаёт себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, желая удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда - страсти, а иногда - благости. Так живое существо получает тела различных типов, подверженные влиянию разных гун материальной природы.

4.29.28 Люди в гуне благости занимаются благочестивой деятельностью, то есть действуют в соответствии с указаниями Вед. Благодаря этому они достигают высших планет, где обитают полубоги. Tе, кто находится под влиянием гуны страсти, занимаются разного рода созидательной деятельностью на планетах, населённых людьми. А те, на кого влияет гуна тьмы, испытывают всевозможные страдания и обитают в животном царстве.

4.29.29 Живое существо, находящееся в материальном мире и покрытое гуной невежества, становится то мужчиной, то женщиной, то гермафродитом; то человеком, то полубогом; то птицей, то зверем и так без конца. Так оно странствует в материальном мире и в зависимости от своих поступков, совершённых под влиянием гун материальной природы, получает тела разных типов.

4.29.30-31 Живое существо подобно голодному псу, который, в надежде на то, что его накормят, бродит от дома к дому. В одном доме волей судьбы его бьют и гонят прочь, а в другом - дают немного еды. Так и живое существо, одолеваемое бесчисленными желаниями, скитается в материальном мире, по воле судьбы рождаясь в различных формах жизни. Иногда оно оказывается на вершине жизни, а иногда - на дне, рождаясь то на райских планетах, то в аду, то на средних планетах и так без конца.

4.29.32 Живые существа пытаются противостоять многочисленным страданиям, причиной которых являются высшие силы, другие живые существа или же их собственное тело и ум. Но, несмотря на все их попытки преодолеть законы природы, обусловленные этими законами, они вынуждены оставаться в их власти.

4.29.36-37 Истинная цель каждого живого существа заключается в том, чтобы избавиться от невежества, которое не позволяет ему разорвать заколдованный круг рождений и смертей. Сделать это можно, только если мы предадимся Верховному Господу, приняв покровительство Его представителя. Если человек не занят преданным служением Верховной Личности Бога, Васудеве, он не сможет полностью отречься от материального мира и обрести истинное знание.

4.29.45 Сколько бы человек ни изучал Веды, в которых заключено беспредельное знание, и ни поклонялся различным полубогам, символически представленным ведическими мантрами, такое поклонение не поможет ему постичь всемогущую Верховную Личность Бога.

4.29.46 Целиком посвятив себя преданному служению, человек обретает благосклонность Господа, который проливает на него Свою беспричинную милость. Благодаря этому пробудившийся ото сна преданный прекращает заниматься материальной деятельностью и перестаёт совершать ведические обряды и ритуалы.

4.29.48 Неразумные люди думают, что нет ничего важнее ведических обрядов и ритуалов. Они не знают, что предназначение Вед - помочь живому существу найти свой родной дом, где живёт Верховная Личность Бога. Находясь во власти иллюзии, такие люди не стремятся вернуться в свой настоящий дом, а ищут приюта в других домах.

4.29.51 Тот, кто занят преданным служением, ничего не боится в материальном мире, ибо Верховная Личность Бога является Сверхдушой и другом каждого живого существа. Человек, которому известна эта тайна, обладает истинным знанием и имеет право стать духовным учителем всего мира. Истинный духовный учитель, представитель Кришны, неотличен от Самого Кришны.

4.29.58 В следующей жизни живое существо наслаждается плодами тех поступков, которые оно совершило в этой жизни.

4.29.59 Те, кто постиг мудрость Вед, говорят, что все наши радости и невзгоды являются результатом наших поступков, совершённых в прошлом. Но мы видим, что того тела, которое действовало в прошлой жизни, больше не существует. Как же мы можем наслаждаться или страдать из-за последствий того, что мы делали, находясь в другом теле?

4.29.60 Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.

4.29.64 Порой мы вдруг видим или слышим то, чего в своём нынешнем теле никогда не видели и не слышали. Иногда это случается с нами во сне.

4.29.65 Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях.

4.29.66 Нарада Муни говорит царю Прачинабархишату: О царь, пусть тебе во всём сопутствует удача! Ум - причина того, что живое существо получает тело определённого типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По состоянию ума живого существа можно судить о том, кем оно было в прошлой жизни и какое тело получит в будущем. Таким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни живого существа.

4.29.67 Порой во сне мы видим то, с чем ни разу не сталкивались в этой жизни и о чём никогда не слышали, но на самом деле всё это происходило с нами, только в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах.

5.5.4 Господь Ришабхадева говорит: Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, со временем лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в водоворот материальной жизни и совершает всевозможные грехи. Он не знает, что получил своё тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хотя оно и невечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она всё же получила его, чтобы испытывать в нём чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.

5.5.5 До тех пор пока человек не начнёт интересоваться духовными ценностями, он будет терпеть поражения на жизненном пути и испытывать страдания, порождённые невежеством. Любые корыстные действия (карма), как греховные, так и благочестивые, влекут за собой последствия. Ум того, кто совершает такие действия, называется карматмака, что значит «ум, осквернённый кармической деятельностью». Осквернённый ум затуманивает сознание живого существа, поэтому все, кто поглощён кармической деятельностью, обречены оставаться в темнице материального тела.

5.5.7 Каким бы образованным и мудрым человек ни был, если он не понимает, что в погоне за чувственными наслаждениями впустую растрачивает своё драгоценное время, значит, он просто безумец. Забыв о своём подлинном благе, он пытается найти счастье в материальном мире. Всё его внимание приковано к дому и семейной жизни, которая зиждется на половых отношениях и приносит ему неисчислимые страдания. Такой человек мало чем отличается от неразумного животного.

5.5.24 Господь Ришабхадева говорит: Веды представляют собой Моё вечное, трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы глубоко изучают Веды, и, поскольку они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед. Брахманы пребывают в высшей гуне природы (саттва-гуне). Потому им присущи такие качества, как владение своим умом (шама) и владение чувствами (дама). Будучи правдивыми (сатья), они объясняют истинный смысл Вед и из сострадания (ануграха) проповедуют ведическое учение всем обусловленным душам. Они предаются аскезе (тапасья), воспитывают у себя терпение (титикша) и постигают истинную природу индивидуальной души и Верховного Господа (анубхава). Таковы восемь добродетелей брахмана. Вот почему Я провозглашаю, что нет ни одного живого существа, которое превосходило бы брахманов.

5.18.12 В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?

7.7.23 Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух.

7.11.35 Нарада Муни говорит: Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии.

7.13.29 Подобно тому как глупый олень, не видя воду в заросшем травой колодце, ищет её в другом месте, живое существо, покрытое материальным телом, не видит счастья внутри себя и ищет его в материальном мире.

7.13.33 Те, кого в материальном мире считают богатыми и могущественными людьми, всегда охвачены тревогой, ибо им не дают покоя государственные законы, воры и грабители, враги, родственники, животные, птицы, просители, неумолимое время и даже они сами. И потому их неотступно преследует страх.

7.13.34 Те из людей, кто обладает разумом, должны отказаться от первопричины скорби, иллюзии, страха, гнева, привязанности, нищеты и бесполезного труда. Главная причина всего этого кроется в ненужном стремлении к почёту и богатству.

7.15.47 Веды учат, что есть два вида деятельности - правритти и нивритти. Правритти - это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия, а нивритти подразумевает угасание материальных желаний. Идя путём правритти человек остаётся в материальном рабстве и продолжает страдать, но идя по пути нивритти он очищается и обретает способность наслаждаться вечной, полной блаженства жизнью.

8.19.21 (Господь Ваманадева говорит Махарадже Бали) Верховный Господь сказал: О царь, всё, что существует во всех трех мирах, не удовлетворит того, кто не обуздал свои чувства.

8.24.5 Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, чтобы защитить коров, брахманов, полубогов, преданных, ведические писания, устои религии, а также принципы достижения цели жизни, Верховная Личность Бога воплощается в разных обликах.

11.5.41 Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обыкновенными живыми существами, членами своей семьи, всем человечеством и предками.

11.19.17 Существует четыре вида доказательств: ведические писания, непосредственное восприятие, исторические свидетельства и логические умозаключения. С их помощью человек может понять, что в материальном мире всё временно и непрочно, и отрешиться от двойственности этого мира.

12.3.51 Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: О царь, хотя Кали-юга полна всевозможных пороков, у неё всё же есть одно преимущество: в этот век просто повторяя маха-мантру Харе Кришна обусловленная душа может избавиться от оков материального бытия и вознестись в духовное царство.

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила

7.120 Учение майявады настолько извращённое, что ставит ничтожно малые живые существа на один уровень с Господом, Верховной Личностью. Своей идеей монизма это учение скрывает верховенство и величие Абсолютной Истины.

7.128 Ведический звук омкара, главное слово в ведических писаниях, является основой всех ведических звуков. Потому следует признать, что омкара - это звуковое воплощение Верховной Личности Бога и вместилище всего проявленного мира.

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила

6.174 Трансцендентная вибрация омкара - это воплощение Верховной Личности Бога в звуке. Всё ведическое знание и космическое мироздание возникает из этого звукового образа Верховного Господа.

8.128 Кем бы ни был человек - брахманом, санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.

10.13 Вайшнав совершает паломничество по святым местам ради их очищения и ради спасения падших обусловленных душ. Это одна из обязанностей вайшнава. На самом деле Шри Чайтанья Махапрабху не относится к числу обычных живых существ. Он - Сам Бог, Верховная Личность. Поэтому Чайтанья Махапрабху обладает абсолютной властью над всем сущим. Но поскольку Он играет роль преданного, то и ведёт Себя соответствующим образом.

10.15 Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: «Шри Чайтанья Махапрабху - Бог, Верховная Личность, и не зависит ни от кого. Он не кто иной, как Сам Господь Кришна, и потому волен поступать как пожелает».

10.17 Царь [Пратапарудра] сказал: «Бхаттачарья, ты самый просвещённый и умудрённый опытом человек из всех, кого я знаю. Поэтому, когда ты называешь Шри Чайтанью Махапрабху Господом Кришной, я принимаю это как истину».

12.29 Дамодара Пандит говорит Чайтанье Махапрабху: «Хотя, как Верховная Личность Бога, Ты полностью независим, Ты всё же подчиняешься любви и привязанности Своих преданных. Такова Твоя природа».

22.107 Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой.

Шри Ишопанишад

I. Личность Бога совершенна и полна, и так как Он полностью совершенен, всё, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Всё, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей.

1 Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что ему необходимо, что выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит.

2 Человек может желать прожить сотни лет, если всегда поступает в соответствии с этой истиной, ибо такая деятельность не связывает его законом кармы. Иного пути для человека нет.

3 Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погружённые в темноту и невежество.

4 Оставаясь в Своей обители, Личность Бога передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Могущественные полубоги не могут приблизиться к Нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время властен над теми, кто посылает ветра и дожди. В Своём совершенстве Он не знает Себе равных.

5 Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко, и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и всё же Он вне всего.

6 Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

7 Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

8 Такой осознавший себя человек должен на самом деле знать величайшего из всех, Личность Бога - всемогущего, всеведущего, не воплощённого в теле, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа - того, кто с незапамятных времён исполняет желание каждого.

9 Те, кто совершенствуется в невежественной деятельности, попадут в темнейшие области невежества. Но ещё хуже те, кто совершенствует так называемое знание.

10 Мудрецы объяснили, что процесс совершенствования знания приводит к иному результату, чем развитие невежества.

11 Вырваться из круговорота рождений и смертей и в полной мере насладиться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.

12 Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но ещё в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.

13 Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иной результат, чем поклонение тому, что не является высшим. Всё это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили это.

14 Человеку следует в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, форму, качества и деятельность, а также временное материальное творение с его временными полубогами, людьми и животными. Тот, кто познал это, побеждает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

15 О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

16 О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты - вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

17 Пусть это бренное тело сгорит дотла, и пусть дыхание жизни сольётся с воздухом. Теперь, о мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, так как в конечном счёте всё предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, всё, что я сделал для Тебя.

18 О мой Господь, могущественный, как огонь, о всемогущий, я снова и снова склоняюсь перед Тобой, припадая к Твоим стопам. О мой Господь, пожалуйста, веди меня верным путём, чтобы я мог достичь Тебя, и, так как Ты знаешь всё, что я совершил в прошлом, избавь меня от всех последствий моих грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперёд.

Брихад-араньяка-упанишада

3.8.10 Того, кто не пытается разрешить проблемы жизни, как надлежит человеку, и уходит из этого мира, подобно кошкам и собакам, так и не постигнув науку самоосознания, называют скупцом. В противоположность ему, того, кто достаточно разумен и использует человеческое тело для разрешения всех жизненных проблем, называют брахманом.

Катха-упанишада

1.3.3-4 Индивидуальная душа сидит в колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум - это вожжи в руках возницы, а чувства - лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы.

Мундака-упанишада

3.1.9 Размером индивидуальная душа не больше атома, и осознать её присутствие можно с помощью совершенного разума. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана ), находится в сердце и распространяет своё влияние на всё тело воплощённого живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего действия пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу.

Имя - не материальный звук, и в нём нет никакой материальной скверны.

2Н.НП Учёный брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем.

Брахма-самхита

5.1 Верховная Личность Бога - это Кришна. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. У Него нет начала, ибо Он Сам начало всего сущего. Он - причина всех причин.

Махабхарата, Удйога-парва

71.4 Слог «криш» указывает на притягательную природу Господа, а слог «на» означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню «криш» добавить суффикс «на», получится слово «Кришна» - имя Абсолютной Истины.

Хари-вамша

Все ведические писания, включая Рамаяну, Пураны и Махабхарату, с самого начала (aдау), в конце (анте ча) и в середине (мадхйе ча) повествуют только о Хари, Верховной Личности Бога.

Хари-бхакти-судходая

14.36 Махараджа Прахлада говорит: Мой дорогой Господь, владыка мироздания, при виде Тебя моё трансцендентное блаженство уподобилось великому океану. И теперь, купаясь в этом океане, я стал понимать, что все другие виды так называемого счастья - даже счастье брахмананды - подобны водице в отпечатке копыта телёнка.

Нарада-панчаратра

1Н.БРС Необходимо избавиться от всех материальных самоотождествлений и очиститься от материальной скверны. Следует вернуться в своё изначальное чистое состояние, находясь в котором мы занимаем все наши чувства в служении повелителю чувств. Это и называется преданным служением.

Шикшаштака

1 Слава совместному воспеванию имён Бога, очищающему сердце от пыли, накопившейся за долгие годы, и гасящему пламя обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Это совместное воспевание имён Бога - величайшее благословение всему человечеству, ибо оно распространяет лучи благословенной луны. Оно - душа всего трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и даёт нам возможность в полной мере вкусить нектар, которого мы всегда жаждем.

2 О мой Господь, Твоё святое имя способно даровать высшее благо всем живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имён, таких, как Кришна, Говинда и другие. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и нет строгих правил воспевания этих имён. О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих святых имён, но я так неудачлив, что не чувствую к ним никакого влечения.

3 Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на улице. Следует быть терпеливее дерева, лишённым всякого чувства ложного престижа и всегда готовым оказать уважение другим, не ожидая уважения для себя ни от кого. В таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно.

Бхакти-расамрита-синдху

1.2.187 Тот, кто служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобождённой душой, даже если находится в материальном мире.

«Бхагавадгита» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум. - Открытие Индии. М.: Издательство иностранной литературы, 1955.

Бхагавад Гита-это собрание священных писаний, которые содержат духовные беседы, данное Господом Кришной Арджуне перед тем, как он начнет бой. Гита, как это известно, является частью Индуистского эпоса, Махабхараты, написанной мудрецом Вед Вьяса. Вот некоторые вдохновляющие цитаты из Гиты, чтобы помочь вам понять некоторые из основных принципов самой жизни. "Бхагавад-Гита является наиболее систематическое изложение духовной эволюции, придающее ценность для человечества. Это один из самых четких и всеобъемлющих обобщений многолетних философии не выявлено, следовательно ее ценность зависит не только в Индии, но и всему человечеству. "
― Олдос HuxleyThe Бхагавад-Гита буквально переводится как "песня Господа". Это повествование между принцем Пандавов, Арджуна, и его руководство и возничий, Кришна. Здесь Кришна пытается убедить Арджуну сражаться на праведной войне или Дхарму, пребывая между Кауравами и Пандавами. Он обращается к ним, чтобы исполнить свой праведный обязанности Кшатрия и бороться за правду и то, что правильно. Кришна говорит о понятиях дхарма, Карма, Бхакти, Мокша и Йога. Он говорит о значении истинного счастья и мудрости, а также как можно его достичь. Он также говорит о том, что такое смерть, и как можно принять эту неизбежную правду. Далее он объясняет, как преодолевать скорби и не быть перегружены радость. Эти слова Кришны форма основания добродетели индуизма. Через его окно, он поручает его существа, чтобы перерезать пуповину от своей материальной потребности и быть по-настоящему содержание в жизни.

Гита оказала влияние на некоторые из наиболее благородных умов в истории, включая Махатму Ганди, Свами Вивекананда, Рудольф Штайнер, Генри Дэвид Торо, Альберт Швейцер, и так далее. Махатма Ганди назвал книгу как духовный словарь. Вот несколько цитат из этого Писания, чтобы вы вдохновили. Цитаты из Бхагавад-Гиты Господь Кришна KrishnaQuotes на себя", однако люди пытались связаться со мной, я возвращаю свою любовь с моей любовью; какой бы путь они могут путешествовать, это приводит к мне в конце концов. ""Я-начало, середина и конец творения. ""Я-смерть, которая преодолевает все, и источнику всех живых существ все равно родиться. ""Просто помни, что я есть и что я поддерживаю весь космос только фрагмент моего существа. ""Я есть время, разрушитель всех; я пришел, чтобы сожрать мир. ""Я-тепло, я даю и удержать дождь. Я-бессмертие и я-смерть, я уверен, что есть и чего нет. ""Мое истинное существо является нерожденным и неизменным. Я Господь, который живет в каждом творении. Через силу моей Майи, я проявляю себя в конечной форме. ""Ты и я прошли через много рождений, Арджуна. Вы уже забыли, но я помню их все. ""Сияние солнца, которое освещает мир, яркость Луны и огня - это моя слава. "
"Эта Божественная иллюзия моя, вызванные качеств, трудно проколоть; те, кто приходят ко мне, они пересекают эту иллюзию. ""Всякий раз, когда дхарма снижается, и цель жизни забывается, я проявляю себя на земле. Я родился в каждом веке, чтобы защитить добро, уничтожить зло и восстановить дхарму. "Цитаты о достижении счастья", что тот дорог мне, кто работает не после приятной или от болезненных, не скорбит, не вожделеет, но вещи приходят и уходят, как они происходят. ""Есть трое ворот такому разрушительному ад: вожделение, гнев и жадность. Отказаться от этих трех. ""Удовольствие от чувства, кажется, что нектар сначала, но она горька, как яд в конце. ""То, что кажется сначала как яд, но на вкус как нектар в конце концов - это радость саттва, рожденный разумом в мире с самим собой. ""Те, кто не может отказаться от привязанности к результатам их работы далеки от пути. ""Действия не цепляйся ко мне, потому что я не привязана к их результатам. Те, кто понимают это и практика, это жить в свободе. ""Спокойствие, кротость, молчание, сдержанность и чистота: эти дисциплины ума. "
"Заполните свой ум со мной, любить меня, служить мне; поклоняйся мне всегда. Ищешь меня в своем сердце, вы наконец обьединиться со мной. ""Когда ум пребывает на объекты чувств, влечение к ним растет в нем, от чувства идет желание, от желания, гнева. "Цитаты о мудрости"они живут в мудрости, кто видит себя во всем и все в них, кто отказался от всех эгоистичное желание и чувство-жажда мучает сердце. ""Невежда работы для собственных прибылей, Арджуна; мудрые работать на благо мира, без мысли для себя. ""Жертва мудрости лучше, чем любой материал, предлагая, Арджуна, ибо цель всех работ-это духовную мудрость. ""Даже если ты самый грешный из грешников, Арджуна, ты можешь выйти за пределы греха плот духовной мудрости. ""Те, кто обладает этой мудростью равный отношению ко всем. Они видят один и тот же в духовный искатель и неприкасаемого, на слона, корову и собаку. ""Все Писание приводит ко мне; я их автор и их мудрость. ""Неокрепшие думаю, что знания и действия различны, но мудрые видят в них же. "
"Для чувств брожу, и когда один позволяет уму следовать за ними, он несет мудрость, как ветром судно на водах. ""Мир Божий с ними, чей ум и душа находятся в гармонии, свободных от желания и гнева, которые знают, что их души". "Гнев приводит к недоумению, от недоумения к потере памяти истинного я, и что интеллект уничтожен, а при уничтожении разведки он погибает. "Цитаты о карме"нет никого, кто хорошо работает, никогда не придет к плохому концу, ни здесь, ни в мире грядущем. ""Смысл кармы заключается в намерении. Цель действий-вот что важно. Те, кем движет только стремление к плодам деятельности несчастны, ибо они постоянно переживаю за результат, что они делают. ""В начале времен я объявил два пути для чистого сердца: джняна-йога, созерцательное путь духовной мудрости, и Карма-йога, путь бескорыстного служения. ""Органы чувств выше тела, ум выше чувств, выше ума-разум, а выше разума-Атманом. Таким образом, зная, что Всевышний, пусть правят Атман эго. Используйте свои могучие руки, чтобы убить лютого врага, что это эгоистичное желание. ""Свободных от гнева и желания, единого в виду, те, кто следует путем йоги и реализации собственной устанавливаются навсегда в это состояние высшего. ""Изменить себя с помощью силы вашей воли, никогда не позволяйте себе деградировать по собственной воле. Воля-это единственный друг, о себе, и волю-единственный враг собственной. "
, Чтобы"тот, кто победил себя, тот будет друг. Но это враг тех, кто не нашел себя в них. ""Лучше прожить свою собственную судьбу несовершенно, чем жить имитацией чужой жизни с совершенством. ""Подарок чиста, когда она дается от сердца к нужному человеку в нужное время и в нужном месте, и когда мы ничего не ожидаем взамен. ""Сила Бога с вами во все времена; через деятельность ума, чувств, дыхание и эмоции, и постоянно делать все работы, используя вас в качестве простого инструмента. "Цитаты о смерти и реинкарнации"воплощенная душа вечна в своем существовании, нерушимая, и бесконечное, материальное тело фактически скоропортящиеся. ""Мудрые скорбят ни о живых, ни для мертвых. Там никогда не было времени, когда вы и я и все цари собрались здесь не существовало и не будет времени, когда мы перестанем существовать. ""Как душа переживает в это детское тело, молодость, и старость, так же он обретает другое тело; мудреца в этом не обманывается. "
"Как вы выразились на свежие новую одежду и снять тех, кого вы носить, Вы сможете заменить свой организм свежей, недавно родился. ""Дух никогда не был рожден; дух никогда не прекращает быть; и не было времени, он не был; конец и начало мечты! Нерожденный и бессмертный и неизменным остается дух навсегда; смерть это вообще не трогало, мертв, хотя дом кажется. ""Каждое существо во Вселенной подвержено перерождению, о Арджуна, только тот, кто един со мной. "

«Бхагавад-гита» не только самое популярное произведение восточной философии, но и одно из самых загадочных произведений этого мира. Это значит, что её надо не просто читать, её нужно изучать по определённым правилам, определённым схемам, которые действуют уже несколько тысяч лет.

В чем необычность этой книги? Многие ученые-специалисты пытались понять этот трактат, потратив на его изучение десятки лет. Но так и не приблизились к Истине ни на один шаг. Все дело в том, что это произведение носит личностный характер, особый характер. Оно вступает в контакт с читателем. Реагирует на уровень его сознание, на его мысли, на его желания. На его цели.

«Бхагавад-гита» - это не просто какие-то мертвые буквы, состоящие из типографской краски, нанесенной на какую-то бумагу. Это живая книга, и о ней ходят легенды. Особое состояние информации. «Бхагавад-гита», мы знаем,- это сама Абсолютная Истина, которая приняла сейчас для нас форму книги и несет в себе все качества Абсолютной Истины, и самое главное качество Истины – её личностность.

Необычное качество – личностность. Она смотрит на нас, на своих читателей, и делает выводы. Не мы делаем выводы, читая «Бхагавад-гиту», а «Бхагавад-гита» делает выводы по поводу того, кто её читает. Наверняка, вы это замечали. Можно сколько угодно пытаться понять что-то, но если сама «Бхагавад-гита» не сделала соответствующих выводов по поводу нас, ничего не получается. Она делает свои выводы, и она решает: открываться нам или нет, и если открываться, то насколько?

Изучение подобных трактатов больше похоже на преданность, дружбу и любовь, но не просто на какую-то науку. Наглость, гордость, упертость не помогут в этом изучении. Почувствовав агрессию, «Бхагавад-гита» закрывается от читателя навсегда.

503 Бхагавад гита - библия йоги

На самом деле, йога включает в себя почти что всё, все сферы жизни. Если брать главную книгу о йоге, Бхагават Гиту, её так и называют «йога-шастрой» или знание о йоге. Там полностью всё заложено, все виды йоги там описаны, только они в сжатом виде описаны там. Все школы йоги так или иначе пользуются этим знанием, т.е. оттуда идет источник йоги.

18 глав в этой книге. Вся книга состоит из диалога учителя и ученика. И в первом тексте шестой главы, которая описывает непосредственно аштанга-йогу, ну, или хатха-йогу, ученик спрашивает, что такое йога, и учитель отвечает, что йогом может стать тот, кто добросовестно выполняет свои обязанности и не привязывается к плодам своего труда. Это определение йога.

Йога – это наука взаимоотношений, на самом деле. Если так разобрать этот термин «йюж», то, что определяется, как йога, «йюж» - это то, что связывает, или объединяет, или устанавливает связь между двумя личностями, называется йогой. Первая личность – это «я», т.е. каждый из нас. Я – личность. И вторая личность – это тот, кто находится у меня внутри – параматма, ну или Бог в сердце находится у нас у каждого. И вот с ним отношения называются йогой.

345 Бхагавад-гита книга вопросов, заданных специально для нас

Бхагавад-гита - это не книга для развитого человека. Бхагавад-гита - это книга для ничего не понимающего человека, это книга для самого начала, для полного непонимания, чтобы настроить наше мышление на другой лад, на другую программу, на другой стиль мировосприятия.

Те вопросы, которые задаются Арджуной на страницах Бхагавад-гиты, рассчитаны на человека, который не верит в Абсолютную Истину, не принимает Абсолютную Истину, и не согласен с Абсолютной Истиной. Они рассчитаны именно на него, на сомневающегося человека.

Эта книга для сомневающихся. Только ради этого он задает все эти вопросы. То есть он делает вид на самом деле, что сам этого не знает. Но в действительности это не так, Арджуна знает всё, и самое главное, он знает, как задать вопрос так, чтобы это помогло другим. Поэтому это книга вопросов, заданных специально для нас.

27 Мудрость - то, что заставляет крутиться шестеренки в голове

Что такое мудрость? Что такое книга мудрости? Что такое Бхагавад-гита? Это сборник информации, которая способна объяснять человеку отличие глупого поведения от разумного. То, что не просто говорит, что глупо, а что разумно, что объясняет это отличие, она объясняет это отличие. Не просто говорит - вот так и всё, а объясняет. То есть подход рассчитан на человека мыслящего, подход не рассчитан на фанатов.

В общем-то, Бхагавад-гита - это не книга для фаната. Фанату будет очень трудно читать подобные вещи, которые заставляют крутиться шестерёнки в голове, просто они обязаны крутиться. Наверняка вы замечали, да, последние стихи должны были немножечко закрутить шестерёнки мышления, потому что очень глубокие вещи в принципе открываются...