Философское учение йоги в индии. Краткая история развития современной йоги Где возникла оздоровительная философская система упражнений йоги

Ольга СИПЛИВАЯ прочитала бестселлер американского научного журналиста Уильяма Броуда “Научная йога. Демистификация” и поняла: в том, что касается йоги, все не так, как кажется.

Й огой занимается примерно 250 000 000 человек во всем мире. Рискну предположить, что большая часть из них понятия не имеет, во что ввязалась. Сегодня йога для начинающих - это физкультура для застрессованного горожанина, модное течение, успешный коммерческий проект, непременный атрибут ЗОЖ, повод запостить фоточку в Инстаграм, в общем, что угодно, кроме того, чем йога была изначально - духовной практикой маргиналов-отшельников.

Оргазм и вдохновение - “побочные эффекты” йоги.

Цитата: “В 1970 году, когда я впервые попробовал сделать стойку на голове, о сексуальных аспектах практики, как правило, шептались по углам. Мой первый учитель йоги вскользь упоминал о сексе, но я так и не понял, что именно имелось в виду, и оставил эту тему на потом. Эту книгу я начал писать с тем же настроем. Секс казался не самой важной темой. Да, думал я, что-то там, в йоге, с ним связано, и можно уделить этому главу. Но я даже представить не мог, какие находки меня ожидают. … Я обнаружил небольшую сокровищницу отчетов и исследований, проливающих свет на сексуальную тему. В них говорилось, что йога действительно может вызывать всплеск половых гормонов, вспышки активности мозговых волн, а также другие признаки, характерные для сексуального возбуждения, - и это было подтверждено клиническими данными. Медицинское сканирование мозга показало, что опытные практикующие способны входить в состояние экстаза, неотличимое от возникающего во время оргазма. Согласно медицинским исследованиям, занятия йогой могут улучшить сексуальную жизнь как мужчин, так и женщин - увеличивается либидо и сексуальное удовлетворение, растет эмоциональная близость между партнерами. … [Что касается творчества], в 1952 году, находясь в Индии, он [известный скрипач Иегуди Менухин] познакомился с Айенгаром. Тот научил его расслабляться в шавасане - позе трупа. Музыкант тут же погрузился в глубокий сон. Последующие уроки йоги подарили Менухину чувство глубокого обновления, он стал лучше играть на скрипке. Так Менухин стал адептом йоги. В 1954 году он подарил Айенгару часы «Омега» с гравировкой на обороте: “Моему лучшему учителю по игре на скрипке”. Вскоре музыкант представил Айенгара британской, французской и швейцарской аудитории. Именно благодаря Менухину никому не известный йог стал мировой знаменитостью. … Эта загадка [как работает вдохновение] стоит перед человеком давно, но в последние десятилетия обнаружилось достаточно много свидетельств - как обрывочных и не слишком убедительных, так и основательных, - которые указывают на то, что йога способна сыграть существенную роль в подпитке творческого источника”.

Факт: С легкой руки сценаристов “Секса в большом городе” в обиход вошло словечко “йогазм” (помните серию, где Саманта записалась на йогу?). В 2009 году The New Yorker опубликовал карикатуру, где женщина лежит с мужем в постели и читает. “Не сегодня, дорогой, - гласила подпись. - У меня уже был йогазм в зале”.

Ну, а заключение книги хочется процитировать целиком.

“Одно я знаю определенно: наука не в силах даже подступиться к большинству из самых интересных загадок жизни, не говоря уже о том, чтобы решить их. Это всего лишь один палец на руке, как сказал мудрец. Я ценю научный метод за то, что он дал человечеству столько разгадок и открытий, облегчил наше существование и усовершенствовал общественную жизнь. Однако я сомневаюсь в ценности сциентизма - уверенности в том, что научный взгляд на мир превосходит все остальные интерпретации: философские и религиозные, моральные и гуманистические. … Многие истины йоги, безусловно, лежат за пределами рационального познания. Йога способна заглянуть дальше, а опытные практикующие, насколько мне известно, проникнуть в те сферы сознания и духовности, о которых науке вообще ничего не известно. Или, возможно, все это бред и чепуха. Я не знаю. Я агностик, но все равно занимаюсь йогой, причем получаю все больше удовольствия от некоторых аспектов этой практики. Проделанный путь заставил меня внимательнее присмотреться не только к опасностям, которые таит эта дисциплина, но и к ее незаметному на первый взгляд воздействию, в том числе формированию у человека способности ценить настоящее”.

Photo: The little volcano

Йога — это практическая древняя система самопознания. В Индии (примерно 2500-1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. Примерно 500-100 г. до н.э. были записаны Веды (Гимны "знания"), из которых сформировались основные направления — Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. В этих разделах заключались знания о мироустройстве, науке, искусствах, медицине, семье и многие другие аспекты знаний. В дальнейшем были написаны шастры, непосредственно практически поясняющее тексты по Йоге.

Для понимания и расшифровки этих знаний необходимы ключи традиции и личный опыт практики, также знание праведического языка. Как вы понимаете, это не вполне выполнимая задача для начинающего. Но с течением времени появлялись и более поздние авторитетные более понятные тексты.

Основные более поздние тесты по Йоге — "Йога сутра Патанджали", "Хатха йога Прадипика", "Шивасамхита" и "Гхерандасамхита", которые появились в 11-17 вв. н.э.

Йога опирается в космологию, согласно которой, каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет ещё один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но, только исходя из взаимосвязи обстоятельств, может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние.

Поэтому в йоге необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни. Из этих рекомендации стояться основные методы Йоги, в том числе и Хатха, Пранаяма, Мантра Йоги и другие.

В основе йогических практик должно лежать гармоничное развитие физического тела, ментально-эмоционального уровня (тонкое тело), логического и интеллектуального ума. Это позволяет избавиться не только от физических и психических расстройств, но и так открывает неограниченный внутренний источник энергии и саморазвития, духовного самосовершенствования.

Перейдём непосредственно к практике.

Зачем заниматься Йогой, или что даёт Йога?

Йога ничего не даёт и не привносит. Йога помогает вам раскрыть, то, что и так в вас есть! С другой стороны, если в себя не особо верится, приходит осознание могущественности своего Я.

В Йоге считается, что наше естественное состояние — это гармония, здоровье, вдохновение.

Используя методы и упражнения йоги, мы раскрываем в себе это состояние, то что и так в нас заложено.

Почему мы всегда не ощущаем этого?

Мы проявляемся через наше физическое тело, мысли, эмоции, а тело часто болеет, мысли негативные, эмоции тоже. Почему? Потому что есть негативная карма, то есть в прошлом мы неправильно использовали свою свободу и в будущем её сократили.

Используя упражнения Йоги, мы получаем приток жизненных сил, энергии, Праны, избавляемся от негативной последствий. Так как Прана — это ресурс для сотворения того, чего вы хотите или искоренение нежелательного в вашей жизни, как им распорядиться, решаете вы.

Как она проявляется? Ощущение силы, творчества, желания делать, отличное настроение, самочувствие, сознание себя и своих возможностей, понимание, что настоящее сокровище — это и есть вы, ваша суть, а упражнения Йоги — это инструмент, последовательно приближающий вас к этому.

Теперь мы рассмотрим основные методы Йоги.

Существует 2 основных метода: метод Энергии и метод Сознания, эти методы нужны лишь для того, чтобы прийти к пониманию гармонии, умению находить свой ритм. Объединения того, где и когда надо себя заставить, и где, и когда можно себе позволить. Они универсальны, их применение распространяется на любую сферу жизни, на любую деятельность.

М. Энергии подразумевает, что мы набираем время, делаем без усилия, позволяем себе, находим наиболее приятный вариант выполнения.

М. Сознания — мы занимаем активную позицию, видим себя уже совершенным в позе, прикладываем усилия, берём ситуацию в свои руки.

Существует 3 метод, он скорее поясняет использование первых двух.

M . Масштабируемости . Какое упражнение вы бы не выполняли, делайте его в таком объёме, за такое количество подходов, которое вам гармонично.

Какой метод вы бы не использовали, вы должны испытывать радость. Насилие, дискомфорт не допустим в Йоге!

Сочетание этих 3 методов приводит к пониманию, умению находить гармонию или собственный ритм.

Как всё начинается?

Первые шаги в Йоге — это огромное количество вопросов и желание всё выверить и сделать правильно! Трудно поверить, что инструктор, преподаватель — это всего лишь указатель, куда идти, а не форма, которую нужно копировать. Тратиться огромное количество времени на то, чтобы выработать у себя независимость от внешних условий и самостоятельность в практике. Для того чтобы это происходило быстрее, нужно понять отличие Йоги от других физических культур.

В чём разница?

Разница между Йогой и физическими культурами.

  1. Всё начинается с себя.

Задача не копировать других людей, преподавателя, не достигать любой ценой наибольшего числа подходов или времени выполнения. Задача найти гармонию в самом себе, собственный ритм выполнения.

  1. Количество видов Йог огромно. Они не ограниченны только работой с физическим телом или дыханием.
  2. Методы Йоги универсальны, они применимы к любой сфере деятельности.

Таким образом, Йога — это универсальный метод, воплощённый во множестве упражнений, направленных на различные цели. Главное в практике — научиться работать со своими ощущениями и заниматься регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Гармонии вам во всём!

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Священные предания волховских и знахарских родов Подолья Украины, свидетельствуют, что все ведические духовные знания и практики были переданы людям в незапамятные времена — Сварогом и Ладою. Они даровали Святой Покон и Ведическое Знание родоначальнику людей Миру (Ману). Это знания он передал своим потомкам. Так ведическая мудрость пришла к ариям (трипольцам), предкам славян, как духовное наследие Альтлану. В те времена Ярга в отличии от других смежные и соединенных с ней систем (Родосвет, Жива и т.д) было духовной практикой, доступной далеко не всем, а лишь духовенству (жречеству). После затопления Альтлана, ее жреческие роды осели в Египте и на Руси-Гиперборее. Таким образом Ярга появилась на Руси и уже от нас пошла в Индию и стала там называться Йогой. Практика самосовершенствования духа, души и тела – Ярга, всегда была одной из главных основ духовно-магической подготовки кудесников, жрецов, ведунов и волхвов — духовных проводников Святой Руси. Это был путь Избранных, великих, самоосознавщих себя душ. Самые упорные из славянских волхвов, используя Яргу достигали состояния Ясны (просветления) и становились волхвами-радетелями, великими мастерами Жизни, которые в совершенстве владели ведической мудростью и духовной силой (Живой, Родосветом, Родоладом и т.д) раскрывая в себе единство с Богом и огромный потенциал сверх возможностей.

История происхождения Ярги.

Около 7 500 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Бога – Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как такую. За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но нерушимо сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики.

Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем саморазвития и самопознания, сегодня широко известна во всем мире как Йога. Первые упоминания о йоге мы находим в Ригведе (изначальной веде Предков). Наиболее древней и изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце. Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книгу в виде сутр – поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством.

В то же время на арийских-славянских землях традиция Вед и ведических практик не исчезла, а продолжила свое существование, также прославляя Всевышнего через Солнце-Огонь (Агни) и огненные ритуалы, часть которых была и осталась как Ярга!

Ярга, Яга-Йога – путь Ясны.

Ярга, Яга-Йога – это различное произношение одной и той же практики. С приходом христианства Я(р)га-Йога, как часть ведической традиции, стала отрицаться и демонизироваться, как и ее носители – волхвы, ведуны, жрецы (жрицы). Но, несмотря на все это, мы косвенно знакомы с Я(р)гой через образ Бабы-Яги. На самом деле в этом устрашающем сказочном персонаже заложен образ ведающий женщины, которая также связана с Огнем-Солнцем. Поэтому доброму молодцу не обойтись без древней мудрости в путешествиях, а для подготовки к нему нужна банька (огонь) да утро (солнце). Для мыслящих людей связь очевидна.

В том или ином виде Ярга практиковалась и до сегодня практикуется православными ведающими Родового Огнища. В некоторых моментах физической культуры она сходна со своим индийским аналогом, и в тоже время имеет свое неповторимое отличие, как в духовных техниках, так и телесных.

Каждый человек использует практику Ярги на своем уровне. Для кого-то Ярга – это, в первую очередь, система физического совершенствования. Для других – это духовная практика, способствующая развитию контроля над сознанием, увеличению уровня внутренней силы, открытию сверхспособностей. Для ведающих Ярга – это духовное просветление, познания себя, Бога и себя в Боге.

На начальном этапе занятий Ярга направлена на сохранение красоты и здоровья тела. Ежедневная практика Ярги очищает ум и избавляет от внутренних блоков и зажимов. Ярга во много раз повышает эффективность работы с Живой – жизнетворной силой Всевышнего, силой здоровья и исцеления. Но главное, Ярга – это путь Ясны (просветления) и единения с Всевышним.

Ярга являет собой комплекс постав тела, дыхательных упражнений (живодыхания), живозвуков (мантр), радений (молитв) и священных станов (медитаций) направленных на самосовершенствование человека.

Выполнение постав развивает здоровье человека, укрепляет внутренние органы, опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы, нормализует обмен веществ и формирует красивую фигуру. Способствует омоложению и наполняет кожу внутренним свечением. Человек, практикующий Яргу, многократно увеличивает свой поток Живы, поэтому всегда здоров и привлекателен. Его тело легко поддается контролю с помощью силы намерения. Оно становится более гибким, ловким и выносливым. Ярга не только избавляет от болезней, но и приносит очень приятное осознанное чувствование своего тела.

Для души и тела.

Очень часто люди, занимающиеся духовным развитием, забывают о собственном теле, считая его бренным и второстепенным. Иногда бывает так, что тело становится своего рода обузой. Сознание развивается, а тело волочится где-то сзади. Тогда, согласно закону маятника, как правило, появляются проблемы с физическим здоровьем. Ведь бросаясь в одну крайность, мы оказываемся в ее противоположности. Ярга направлена на гармоничное развитие и тела и духа. Занимаясь Яргой, мы начинаем ощущать единство духа, души и тела. Приходит ощущение слаженности и оживления.

Следующий уровень Ярги – это работа с Животоками (энергетическими каналами) и Чарами (чакрами). На этом уровне человек становится мастером не только своего тела, но и своей жизни. Работая с чарами, мы влияем на различные сферы бытия. Происходит избавление от внутренних блоков, страхов. В то же время повышается уровень внутренней энергии, что дает возможность практиковать более глубокие медитации. Умение управлять своими внутренними силами, взаимодействовать с внешними энергиями и гармонично их направлять также дает нам практика Ярги.

Занимаясь Яргой, мы открываем для себя мощную силу живозвука, в современном мире более известного как мантры. Пение живозвуков в потоке Света Рода (Живы) – это очень высокий уровень духовного радения и священных станов. С его помощью человек способен остановить бесконечную болтовню логического ума, выйти за пределы тела для путешествий души (астральных путешествий), очень ясно слышать голос Всебога и Богов. При этом приходит глубинное осознание себя и Вселенной. Яр – солнце, га – путь, движение, то есть Ярга – это Путь Света, быстрое (ярое) движение (развитие) как таковое. На дальнейших этапах практики для каждого открывается свой неизведанный путь – путь Ясны.

Ярга – это не наука, которую можно изучить за более или менее длительный период времени, а ежедневная практика, которая не имеет конечной точки. Только регулярная и постепенная работа над собой позволяет продвигаться на более высокие уровни духовного развития.

Заниматься Яргой могут все люди, независимо от возраста, рода деятельности и внутренних устремлений. Для этого нет необходимости отрекаться от мира и жить жизнью отшельника. Также нет обязательного требования продолжать свою практику Ярги для достижения наивысшей Реальности – Бога. Каждый человек может самостоятельно почувствовать и остановиться на подходящем ему уровне.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера.

П ​ ервые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах.

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа ». Дату её составления соотносят примерно с 1700-1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества.
В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге - это «Йога-сутры» , написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога» . Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень - асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень - пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания.
Другой важный труд по йоге - «Бхагавад-гита» . Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли - «Махабхараты». Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога.
Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. - Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита» , а затем «Шива самхита» . Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги.
Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте