Правила гонок формулы 1. Правила проведения гонки. Элементы силовой установки

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Каким должен быть современный опорник?

Опорных полузащитников часто называют теми, кто таскает рояль по футбольному полю. Их игра не...

Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось – .


Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.

1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00ч. по местному времени.

1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают .
3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент
Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения
FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды
С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Система очков
От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды – победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя – пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя – пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины
Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

Красный цвет – супер – мягкие шины
Желтый цвет – мягкие шины.
Белый цвет – средние шины.
Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто – красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

– Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
– Расстояние между позициями составляет 8 м.
– С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
– С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
– С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
– Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
– Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
– Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
– Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
– Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Делайте ваши ставки в лучшей Букмекерской конторе Мира

Подготовка к старту

– За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
– За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
– За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
– За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
– За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит – стопа или из дальней точки стартовой решетки.
– За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
– За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
– За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.

В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.

Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.

Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.

Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Формула-1 (FIA Formula One World Championship ) - чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.

Соревнования Формулы-1 в течении года проводятся этапами (гран-при). Финальный этап (гран-при) подводит итог чемпионата. Соревнования в чемпионате Формулы-1 проходят в номенации как экипажей (командные соревнования), так и личные выступления — соревнования пилотов. Соответственно наивысшей наградой наградой чемпионата для пилотов является титул чемпиона мира, а команды — Кубок конструкторов.

Формула-1 при проведении командных соревнований — это действительно командная работа:

  • проектирование, производство и сборка гоночных автомобилей (болидов)
  • подбор пилота для участия в соревнованиях
  • грамотная настройка и обслуживание машины.

В связи с постоянным совершенствованием технологии гоночных болидов год за годом повляются новационные разработки и современные технические решения двигающие современную отрасль машиностроения.

Конструкция болида, участника Формулы-1 должна отвечать требованиям технического регламента «Формулы-1″ и требованиям по ударопрочности. Техническая сторона соревнований находится под юриздикцией Международной автомобильной федерации — FIA.

Технический регламент Формулы-1

Кратко опишем технический регламент Формулы-1. Он состоит из технических нормативных характеристик автомобиля Формулы-1. Ежегодно технический регламент изменяется и дополняется.

Шасси

Болид изготавливают из углепластика. Его конструкция самонесущая — монокок. Колеса машины выступают за пределы корпуса, тем самым обеспечивая ее устойчивость на дороге. Ведущая пара — задние колеса. Пилот управляет болидом используя: руль, редаль газа, педаль тормоза. Открытая кабина гоночной машины носит название кокпит. Она располагается спереди машины.

Технические характеристики болида Формулы-1

  • максимальная ширина - 180 см.
  • максимальная высота шасси — 52,5 см
  • минимальный вес болида (с гонщиком) — 702 кг

Машины Формулы-1 не самые быстрые гоночные автомобили в мире. Максимальная скорость машин Формулы-1 составляет 363км/ч. Но зато они весьма эффектны, так как имеют великолепную тормозную и аэродинамическую системы дающие машинам возможность проходить повороты практически не снижая скорости.

Усилители тормозов и АВS не используются (запрещены).

Нововведение 2014 года — использование системы Brake-by-Wire, системы распределяющей тормозное усилие между задними тормозами-дисками и системой рекуперации.

Мотор

До 20о6 года Формула-1 использовала четырехтактные V-образные 16-тицилиндровые двигатели с турбонадувом и углом развала цилиндров 90°, объемом не выше 1,6 литра.

В период с 2006 по 2014 годы использовались атмосферные двигатели V8, объёмом 2,4 литра.

Из-за затратности перехода на 8-цилиндровые двигатели малобюджетным командам в 2006 году было разрешено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра воздухозаборника.

Запрещено на Формуле-1 использование систем предварительного охлаждения воздуха. В двигатель подается только воздух и топливо. Запрещены любые присадки и примеси. Количество свечей равно количеству цилиндров и количеству форсунок для вспрыска топлива. То есть цилиндр оборудуется единственной свечой и всего одной форсункой. Ограничено число оборотов двигателя до 150000 в минуту.

Материалы двигателя:

  • блок цилиндров и картер — алюминий
  • коленвал и распред вал — сталь или чугун
  • толкатели клапанов — сплав из аллюминия
  • клапаны — сплавы железа, никеля, кобальта или титана.

Использование композитных материалов в том числе карбона в двигателях запрещено.

Не полосе пит-лейн двигатель запускают внешним стартером, не входящим в конструкцию машины (отдельное переносное устройство).

Сезон 2014 принес нововведения ограничения двигателя на потребление топлива — не более 100 килограммов за гонку и не более 100 килограммов в час.

Безопасность

Формула-1 предьявляет повышенные требования к безопасности пилотов. Каждый болид проходит в обязательном порядке краш-тест, что исключает травмирование пилотов при лобовом ударе. Кабина оборудуется дополниельными дугами, позволяющими защитить пилота от задних ударов и травм при переворотах.

Пи аварийной ситуации пилот имеет возможность покинуть болид за 5 (пять) секунд, сняв руль и отстегнув ремени безопасности.

Такой системе безопасности пилоты Формулы-1 должны быть «благодарны» трагической гибели Айртона Сенны в 1994 году.

Электроника

Болид Формулы-1 насыщен электроникой с «ног до головы», так как является высокотехнологичным механизмом. Электроника машины регулярно инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение его.

Многие узлы болинда имеют электронную начинку, но при этом запрещены системы облегчающие управление машиной и помогающие пилоту (например система контроля старта или телеметрия с обратной связью). Постоянна тенденция к снижению количества электроники. В 2008 году была отменена АВS - антипробуксовочная система, что усложнило управление машиной на поворотак в разы. Для многих гонщиков это был настоящий шок.

Болид Формулы-1 оснащен системой телеметрии которая передает характеристики машины на треке и данные о ее поведении персоналу команды. По результатам телеметрии команда из боксов не может управлять болидом, но радиопереговорами инженеры команды могут подсказать гонщику какое положение тумблеров желательно установить на рулевой колонке.

Шины

Одной из главных деталей болида Формулы-1 являются шины. На тестовых и свободных заездах команды тратят большую часть времени на подбор состава резины соответствующего наилучшим образом покрытию трассы, погодным условиям и конструкции болида. Шины Формулы-1 не долговечны. Один комплект работает не более 200 (двухсот) километров. Определяющими свойства шины являются: прочность, легкость и отличные сцепные характеристики.

Для изготовления шин для Формулы-1 применяют следующие материалы:

  • резина с композитными добавками — углерод, сера и нефть, регулирующими жестскость шины
  • нейлон
  • полиэстер

Мягкая резина обеспечивает отличные сцепления болида с покрытием гоночного трека, но при этом мягкая резина быстро стирается.

Команды Формулы-1 используют 3 вида шин:

  • Слики (slick ) - полностью гладкие шины без протектора используются только в сухую погоду. Имеют максимальное пятно контакта с дорогой, в обычных условиях уменьшаемое протектором покрышки. Изобретение сликов относят к 1950 году. Они были разработаны компанией M&H Tires. Первоначально они предназначались длядрэг-рейсинга - спринтерской автомобильной гонки, проходящей на прямой трассе длиной в 402 (четыресто два) метра. Реже дрэг-рейсинг проводится на трассе в 201 (двести один), 804 (восечьсот четыре) и 1609 (одна тысяча шестьсот восемь) метров. 1609 (одна тысяча шестьсот восемь) метров — это расстояние мерной мили. Гладкая поверхность слика снижает давление на колесо, увеличивает его износостойкость и прочностные характеристики шинф. Шина не деформируется под нагрузкой: меньше перегревается и вздувается во время работы в результате ее можно изготавливать из более мягких материалов, обеспечивающих сцепление с сухой поверхностью.
  • Микст — резина, позволяющая работать на влажной трассе или во время легкого дождя. Является промежуточной между сликом и дождевой резиной.
  • Дождевая или мокрая резина используется только дождливую погоду.

Мокрое покрытие гоночного трека это не типичное покрытие для Формулы-1, поэтому в большинстве случаев для гонки используют слики или начиная с 1998 года псевдо-слики — шины с 4-мя (четырьмя) канавками. Данная конструкция шины была разработана с целью снижения скорости гоночного болида путем снижения сцепления с трассой. В 2009 году на гоночную трассу вернулись слики.

Шины Формулы-1 подходят только для идиальных условий, тоесть в местах где можно сменить резину в зависимости от погодных условий, то есть на гоночном треки. Это значит,что гоночные шины нельзя использовать на городских дорогах.

Компании монополисты по производству гоночных шин Формулы-1 ежегодно придумывают жесткие правила регламентируюшщие количество шин, выдаваемых гонщику на гран-при, типы используемых шин и т.п. Ведущие производители гоночных шин Bridgestone (2007 год), Pirelli (2011 год).

Существует цветовая маркировка рзличных типов жесткости спортивной шины. В 2011 Pirelli обозначали состав резины следующим образом:

  • Темно-серый — жесткие
  • Серебристый — средние
  • Жёлтый — мягкие
  • Красный — супермягкие
  • Синий — промежуточные
  • Оранжевый — дождевые

Ежегодно с разработкой новых составов цветовая маркировка колес меняется.

ERS

Система рекуперации энергии (Energy Recovery Systems) заключается в том, что энергия запасаемая на торможениях может вторично использоваться мотор-генератором MGUK. Вторичная система аккумулирует энергию выхлопных газов турбины Система ERS дает возможность за 33 секунды высвобождать двигателем суммарную мощность до 163 л.с.

DRS

С 2011 года — регулируемое заднее антикрыло входит в состав автомобиля Формулы-1. Наклон крыла изменяется из кабины болида тем самым регулируется прижимная сила, действующая на болид состороны встречного воздушного потока на прямых участках.

Применение DRS строго ограничено требованиями FIA. Задействовать DRS можно только на прямом заранее оговороенном участке трассы, только вблизи впереди идущей машины и только в строго определенное время.

Тест автомобилей Формулы-1 на ударопрочность (краш-тест)

Краш-те́ст (crash test - аварийное испытание ) - моделирование аварийной ситуации на дороге выявляющее последствия ДТП для его участников (легкие повреждения, травмы, летальный исход). С 1966 года такие испытания проводтся с присутствие в кабине автомобиля манекена с датчиками для измерения повреждений. Ранее этой даты в кабине автомобиля располагались трупы человека или животных.

Стандартно автомобиль разгоняют внешним мотором. Машина имеет специальную расцветку, подчеркивающую характер повреждений. Европейский норматив краш-теста снимает баллы с транспортного средства за каждое повреждение манекена. Количество оставшихся баллов и определяет безопасность автомобиля.

Самый дешевый тест на ударопрочнсть — тест на лобовое столкновение. Изначально машину разгоняли до столкновения с бетонным блоком. В настоящее время тест изменился — бетонный блок заменили подобием встречного автомобиля и столкновение производят со смещенным центором. Краш-тест на боковой удар или удар сзади производить сложнее. Для такого испытания требуется второй автомобиль или специальное оборудование. Как следствие, боковые и сзадиударные тесты весьма редки.

Первый советский автомобиль который прошел тест на адаропрочность был Москвич-408.

История Формулы — 1

Давайте погрузимся в далекие 20-30-е годы ХХ века. В это время происходит просто автомобильный бум. Семимильными шагами идет развитие техники и в частности автопрома. Любители машин объединяются в общества. Молодая Советская республика демонстрирует свою актомобильную мощь автопробегами, а дальнее зарубежье организовывает чемпионат Европы по автогонкам Гран-при (1931 — 1932 годы, 1935 — 1939 годы) и Чемпионат мира автоконструкторов (1925 - 1927 годы). Организации, проводившие соревнования, разработали первый технический регламент. Но введен в действие он был только в 1947 году. Развитию международного спорта помешала война. Образованная в 1946 году ФИА откорректировала сырые правила проведения соревнований и представила их в 1947 году на суд общественности:

  • немецких гонщиков исключили из гонок на 10 лет, как правоприемников фашистской Германии;
  • образцом машины Формулы-1 стали итальянские гоночные машины с ограниченным по мощности двигателем — 1.5 литра. Капитуляция Италии в 1943 году спасла страну от спортивного изгнания.
  • было разрешено участвовать в соревнованиях старым французским машинам с безнаддувными двигателями объемом 4,5 л, до войны они не могли конкурировать с современной немецкой техникой, но исключение Германии из конкурентной среды дало им дорогу в спорт.
  • в 1948 году Формула-1 получила своего младшего брата — «Формулу-2», а в 1950 — появился класс еще более младшей — «Формула-3». Изначально планировалось, что Формула-1 будет мировым соревнованием, Формула-2 — континентальным, а формула-3 — национальным чемпионатом.

Первоначально Формула-1 проводилась только в личном зачете, а вот с 1958 — в соревнованиях стали принимать участие и конструктора болидов — команда.

Но четкая стратегия проведения гонок, выработанная в середине ХХ века не явилась догмой к проведению соревнований. Мощные машиный Формулы-1 продолжали участвовать в гонках различных классов, а мировые гонки проводились не только с участием машин Формулы-1, но и среди корпусных машин. Только часть гонок с участием машин Формулы-1 шла в общий зачет.

Кроме того не всегда при проведении гонок под эгидой чемпионата Формулы-1 соблюдались требования технического регламента. Такие соревнования десквалифицировались и проходили под лейблом Формулы-2. Следует упомянуть гонку Инди-500 (региональная гонка, входящая в состав чемпионата Формулы-1) сезона 1952 — 1953 годов, когда в связи с изменением регламента в 1954 году в предыдущие два года ни кто не захотел готовить машины по старым правилам и гонку пришлось квалифицировать как чемпионат Формулы-2.

Кардинально меняется ситуация в начале 1980 годов. Владельцами машин Формулы 1 принимается Договор согласия по которому гонки в классе Формулы-1 проводятся только как чемпионат мира. Появилось новое спортивное понятие — гоночная серия Формулы-1. Коммерческие права на доход, получаемый от гонки отделены от спортивных. Спортивная составляющая Формулы-1: разработка регламентов, наблюдательные функции и т.п.входит в ведение ФИА

1950 год — первый чемпионат мира Формулы-1, первенство - итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. Отрыв Фарина от своего соперника - партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио был минимальным.

1951, 1954, 1955, 1956 и 1957 годы — перственно в Формуле-1 завоевывает Хуан-Мануэль Фанхио. Дважды он становится вторым в зачете. По числу чемпионских титулов этот гонщик был непревзойденным на протяжении почти 40 (сорока) лет.

1952 год — чемпионат из-за малого количества машин Формулы-1, отвечающих техническому регламенту был проведен в зачете Формулы-2.

1954 год — ФИСА принимает новые правила уменьшающие скорость болидов в целях безопасности пилотов. Регламент разрешал применять безнаддувные двигатели 2,5 л рабочего объёма мощностью выше 300 л. с.

1958 год — чемпион Джон Майк Хоторн, английский автогонщик.

1959, 1960 годы — технический прорыв. На треке были представлены новые модели заднемоторных машин компании Купер T43/T51 с великолепными характеристиками управляемости, но слабыми моторами. Чемпионами Формулы-1 в эти годы становится Джек Брэбем (команда «Купер»).

1961 год — переход всех участников чемпионата на заднемоторную конструкцию болида. Одновременно в целях безопасности регламентируется мощность машины — 1,5-литровым безнаддувным двигателем, сокращается дистанция гонок с 500 (пятисот) километров до 300 (трехсот), так как трехчасовая гонка на мощной машине без усилителя руля была изматывающей. Новые машины с маломощным двигателем (менее 200 л.с.) требовали увеличения аэродинамических характеристик.

1961 год — чемпион Фил Хилл, американский автогонщик.

1962 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик, в составе команды Lotus.Команда Lotus впервые применила конструкцию монокока и ввела дуги безопасности, защищающие верхнюю часть туловища гонщика во время переворотов.

1963 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

1964 год — чемпион Джон Серти, английский автогонщик.

1965 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

1966 год — чемпион Джек Брэбем, австралийский автогонщик, в составе собственной команды Brabham. В этом году ФИСА разрешает двигатели большого объема, так как двигатели малого объема не давали гарантии безопасности. Были разрешены двигатели не более 3 (трех) литров рабочего объёма без наддува и 1,5 (полутора) литров - с наддувом

1967 год — чемпион Денни Хьюм, новозеландский автогонщик.

1968 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик. Руководствуясь регламентом 1966 года компания Косворт выпускает новый 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, экономичный, надежный и эффективный. Это позволило выступать на мировом уровне маленьким командам не имеющим возможности строить свои двигатели. Год был богат на новации. Lotus впервые оклеивает свои болиды символикой «Империал Тобакко». Так появилось спонсорство команд.

1969 год — чемпион Джеки Стюарт, английский автогонщик.

1970 год — рост мощностей двигателей предьявляет повышенные требования к аэродинамике болида. Конструкторы эксперементируют с формой антикрыльев усиливая прижимную силу. Знаменитая Лотус разрабатывает новую технологию -граунд-эффект (ground effect ), прижимной эффект увеличивается за счет разряженного воздуха, который образуется под днищем болида имеющим специальную форму. Технология позволила проходить повороты трассы быстрее, так как увеличилась устойчивость автомобиля. Применение граунд-эффекта было принято на вооружение остальными командами.

1977 год — командо Рено впервые применяет двигатель стурбонадувом.

1981 год — впервые был подписан Договор согласия между командами Формулы-1 и FIA. Была образована компания «Управление и продвижение Формулы-1» (FOPA) имеющая уникальные права на трансляцию чемпионата, коммерческая структура под руководством Берни Экклстоуна — «босса Формулы-1″ Так начался»Золотой век» Формулы-1.

1983 году - граунд-эффект запрещается FIA с целью обеспечения безопасности пилотов.

1984 год - FIA ограничивает размер топливного бака с целью снижения скоростей

1985 год — на арену Формулы-1 выходят монокаманды: Феррари, МакЛарен, Уильямс, Лотус

1986 год — достигнут рекорд мощности моторов для машин с открытыми колесами. Мощность составила 1300 л.с.

1987 год — на арену Формулы-1 выходит Бенеттон

1988 году — FIA ограничивает допустимое давление наддува. Лучший сезон Формулы-1. Пара гонщиков Айртона Сенны и Алена Проста выступает вместе в команде McLaren, одержает 15 побед на 16 Гран-при.

1989 год — FIA запрещает турбодвигатели.

1990 год — внедрение электрон ики в ко нструкцию болида. Компьютор стал отвечать за усилитель руля, систему тяги, полуавтоматическую коробку передач, систему активной подвески. Пилот утрачивал свою прямую функцию — управление болидом. Рост технологий ведет к росту бюджета команд Формулы-1. Иногда он зашкаливает за несколько сотен миллионов долларов в год. В результате из чемпионата выбывает 28 (двадцать восемь) команд испытывая нехватку средств для конкурентной борьбы.

1992 год — заключен второй Договор Согласия.

1994 год - FIA запрещает подавляющее большинство компьюторных нововведений. Смерть великого гонщика Айртона Сенна на Гран-при Сан-Марино. Как следствие FIA усиливает стандарты безопасности. Дебют Михаэля Шумахера на Формуле-1. Он занимает первое место в чемпионате выступая за команду Benetton.

1995 год — чемпион Михаэль Шумахер, немецкий автогонщик в составе команды Benetton.

1997 год — заключен третий Договор Согласия.

2000 - 2004 годы — доминирование на чемпионате команды Феррари. Пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов.

2002 год - показал неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. В результате командной тактики лидирующий пилот Рубенс Баррикелло по приказу своей команды пропускает вперед Михаэля Шумахера с целью набора очков к чемпионскому титулу. такое поведение гонщиков вызвало сильные недовольства зрителей. Командная тактика (указания гонщику от команды) с этого года была запрещена.

2004 год — опять выявлена неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. ФИА вспоминает о изменении регламента.

2005 год — как следствие безоговорочных побед Феррари в предыдущие годы ФИА меняет регламент. Моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Меры были направлены на безопасность пилотов и увеличение количества обгонов во время проведения соревнования, дабы придать большую зрелищность чемпионату. Однако правило запрещающее менять резину во время гонки привело к ее сильному износу к концу соревнования и появлению дополнительных аварийных моментов, т.к. болид на стертой резине становился не управляемым.

Выявлен дефект в шинах монополиста по изготовлению резиновой обувки болидов - Michelin. Деффект влиял на аварийную безопасность болидов, так как он не был устранен перед гонкой, то на Гран-при США вышло всего 6 (шесть) болидов.

Шинный конфликт, финансовые вопросы — недовольство процентным распределением прибыли Формулы-1, постоянные смены регламентов все это стало причиной огромного недовольства участников чемпионата.В воздухе витала идея создания альтернативного чемпионата.

2006 год — регламент заменяет десятицилиндровые двигатели объемом 3 (три) литра восьмицилиндровыми объёмом в 2,4 литра. Владельцы коммерческих прав на серию меняют систему распределения прибыли, ФИА устанавливает жесткие правила подачи заявок на участие в Чемпионате — тем самым конфликт 2005 года был исчерпан.

По новым правилам для участия в чемпионате 2008 года команды должны были подать заявки до 1 апреля 2006 года. Команды-отступники подали заявки во времяя в количестве 11 команд.

2007 год - закончился третий Договор Согласия.

2009 год — новый скандал автопроизводителей с Федерацией. FIA пытается ввести в регламент ограничение по бюджету команд 40 (сорока) миллионами долларов. Если учесть, что в настоящий момент команда Ferrari имеет бюджет в 300 миллионов долларов и ограничивать себя в финансах не собирается, то регламент планировал разделить Формулу-1 на два класса с ограниченим регламента и без ограничения. Команды с ограниченим регламента должны были получить явные приемущества в использовании более агрессивной техники. Команда Renault выступила против нового регламента, но нововведение привлекло в Формулу-1 несколько новых команд: Prodrive, Campos, Team US F1 и т.д. из младших серий и регламнт был принят.

Конфликты чемпионата привели к увольнению президента FIA Макс Мосли. Новым президентом FIA стал звестный автоспортивный деятель Жан Тодт, экс-руководитель Ferrari.

2010 — 2013 годы — явное доминирование команды Ред Булл: пилот команды Себастьян Феттель взял все чемпионские титулы, сама команда взяла Кубок конструкторов. Как следствие спортивный регламент снова стал меняться.

2011 год — командная тактика вернулась в Формулу-1.

2014 год — глобальные изменения регламента. Литровые атмосферные двигатели V8 были заменены на экологичные и экономичные турбированные двигатели V6 объёмом 1,6 литра. планировалось в последней гонке сезона начислять пилотам удвоенное количество очков, но так как именно это правило вызвало максимальное количество недовольств, то оно было отменено. Чемпионом мира 2014 года стал пилот команды Mersedes Льюис Хэмилтон.

НОвые двигатели имеют низкую мощность. неприятный звук — тем самым зрелищность гонки резко упала. На это сетуют и зрители и гонщики.

Руководство и владельцы Формулы-1

Соревнования Формулы-1 представляют собой коммерческую структуру из 50 (пятидесяти) организаций известную под названием Formula One Group. Правом извлечения прибыли из соревнований имеет Formula One Administration, FOA. Именно ее дочерние структуры и составляют четко работающую систему обеспечивающую качественный уровень проведения соревнований. Управляется холдинг собранием акционеров. Контрольный пакет 35,1% принадлежит инвестиционному фонду CVC Capital Partners. 5,3% акций владеет Берни Экклстоун — основатель концерна и председатель совета директоров.

47,5% прибыли и около 10% дополнительных выплат идет на призовой фонд Формулы-1. Остальная часть перечисляется акционерам.

Работа чемпионата регламентируется Договором Согласия . Договор заключен между Международной автомобильной федерацией (FIA), командами-участниками чемпионата и обладателем коммерческих прав.

Международная автомобильная федерация , FIA была основана 20 июня 1994 года для представления интересов автомобильных организаций и владельцев автомобилей.

В настоящее время чемпионат Формулы-1 организовывается FIA на основе норм Международного спортивного кодекса. FIA проводит контроль за работой национальных клубов, оценку гоночных болидов на соответствие техническому регламенту, контроль безопасности трассы и т.п. Содержание трасс предоставлено национальным автоклубам. Разработкой нормативных документов соревнования занимается Комиссия Формулы-1, утверждением Всемирный совет по автоспорту FIA.

Королевские гонки

Название Формулы-1 — Королевские гонки уже прочно закрепилось в устах обывателей. А появилось оно не спроста — эти гонки являются самыми престижными соревнованиями в мире автоспорта. Для большинства гонщиков выступление в гоночной серии Формулы-1 является самым престижным соревнованием — целью всей их жизни. С одной стороны Формула-1 это самое популярное мировое соревнование гоночных машин, с другой — передовые конструкции болидов Формулы притягивают к себе как магнит.

При этом следует сказать, что Формула-1 не самое быстрое соревнование. Технический регламент жестко ограничивает скорость гоночных болидов, заставляя лучшие инженерные умы работать над конструктивными особенностями машин, разрабатывая новые аэродинамические и тормозные системы.

Гонки Формулы-1 самые дорогостоящие в мире. Бюджеты команд составляют сотни миллионов долларов, а гонорар главного пилота и старших инжереров команды исчисляется десятками миллионов долларов.

Интересен тот факт, что высокая сконцентрированность пилота приводит к тому, что в течении гоночных полутора часов его пульс составляет 180 (сто восемьдесят) ударов в минуту, а во время квалификации зашкаливает за 230 (двести тридцать) ударов в минуту.

Пилоты жестко конкурируют между собой, стремясь занять верхнюю ступень пьедистала. Мальчишки приходят в Формулу из более простых, но не не менее популярных соревнований. Путь гоночного пилота, как правило, начинается на треке картинга, так как именно этот относительно безопасный вид спорта является прототипом гонок Формулы-1. И именно на трассе картинга десятилетние мальчишки могут попробовать свои силы в качестве гоночных пилотов. Участие в национальных, а затем и в континентальных соревнованиях — вот путь пилота к завтной вершине. На определенном витке жесткая конкуренция приводит пилотов в соревнования где гоночные машины имеют одинаковые параметры и только мастерство гонщика может служить критерием отбора. Очень редко пилоты приходят на трек Формулы-1 из соревнований кузовных автомобилей, так как существует принципиальная разница между стилем управления открытоколесным болидом и кузовной машиной.

На сегодняшний день существует ряд гоночных соевнований автоспорта. Чем круче уровень гонки, тем более мощные болиды участвуют в ней. Здесь мы представим их по мере возростания престижа и популярности:

  • Картинг
  • Мировая серия Рено (2,0), Формула Ford (англ. )
  • Формула-3, GP3
  • Мировая серия Рено (3,5)
  • GP2 (предшественники - Формула-2 и Формула-3000), А1 Гран-при,
  • Формула-1

Надо отметить, что по популярности Формула-1 уступает на Американском континенте таким соревнованиям как hampCar, IndyCar. Поэтому пилоты этих соревнований заняв лидирующие позиции уже не стремятся пробиться в Формулу-1.

Если же говорить о пилотах Формулы-1, то участвовать в других соревнованиях они просто не имеют физической возможности: общефизическая подготовка, знакомство с гоночными трассами, публичные проекты и презинтации — забирают львиную долю времени у гонщиков. Зачастую контракт Формулы-1 накладывает на пилота ограничения по участию в сторонних соревнованиях. Иногда, мотивация бывает весьма благородна — команда Формулы-1 подстраховывает себя от неожиданных травм пилота на альтернативных соревнованиях.

Существует только два соревнования гонщиков в которых пилоты Формулы-1 принимают регулярное участие: «гонка чемпионов» и картинговая гонка в парижском Дворце спорта «Берси» (ELF Masters Karting). Да и тестеры команд Формулы-1 (пилоты не выступающие непосредственно на гонке) в перерывах между сезонами позволяют себе «альтернативный отдых» на другой гоночной трассе.

Есть ограничение, введенное в 1958 году. По нему пилоты Формулы-1 не имеют право участвовать в разных сериях без перерыва менее чем в 1 (одни) сутоки. Появилось оно после смерти пилота Фанхио на Гран-при Италии в 1952 году, когда после соревнований в Ирландии и ночи в поезде он выехал на трек в состоянии переутомления и не справился с управлением болидом на втором круге гонки.

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, пятничные по 1.5 часа, субботняя длиной в 1 час. Как правило, две сессии проводятся в пятницу, одна - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя, также как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы-1».

Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче - 15 минут. Третья - самая короткая - 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.

  1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 5 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 16-го по 20-е.
  2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 15 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 5 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 15-е.
  3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшее время прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.

Эта процедура применима в случае участия 20-ти машин, если участвуют 22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть участников. Если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников.

В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатам первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед выездом на свою первую попытку. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины. После окончания сессии ФИА объявляет о результатах контрольного взвешивания машин, и таким образом команды и зрители могут судить о том, какое количество топлива на борту у соперников.

В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без их учёта.

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации. На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг, во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в боевом режиме.
  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может многократно увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида, либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т.п.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе. На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики одновременно заправляют машину, меняют резину и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 10 секунд.
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью пилотов, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг. Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см. например инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции, и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.
  • Система начисления очков

    Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд - за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

    За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Если гонка была остановлено по каким либо причинам и гонщики проехали больше 50% дистанции начисляются половинные очки, если пилотами было пройдено более 75% всей дистанции, гонка считается оконченной и начисляются полные очки.

      Система начисления очков такова:
    • 1 место — 10 очков
    • 2 место — 8 очков
    • 3 место — 6 очков
    • 4 место — 5 очков
    • 5 место — 4 очков
    • 6 место — 3 очков
    • 7 место; — 2 очков
    • 8 место — 1 очков

    В случае равенства очков, победа в общем зачете начисляется гонщику/команде с большим количеством побед.

Уже совсем скоро мы увидим и услышим новые машины Формулы 1, построенные в соответствии со значительно обновленным техническим регламентом. Читатели нашего сайта в опросе высказались за предстоящие изменения. А что в паддоке Ф1 думают о новом векторе развития спорта? Бен Андерсон собрал мнения непосредственных участников событий о грядущем сезоне...

Большие Призы готовятся стать еще больше и шире в плане габаритов автомобилей – и новый технический регламент должен гарантировать рекордные скорости машин в сезоне-2017. Ожидается, что уже совсем скоро падут все прежние рекорды Гран При…

В первую очередь изменения призваны сделать спорт более привлекательным для зрителей, а пилотирование машин – более трудным для гонщиков. Есть надежда, что в предстоящем сезоне пилотам будет не так просто справляться с повышенными скоростями, и они перестанут спокойно ездить по кругу, сохраняя шины.

Сегодня руководство Ф1 сделало ставку на чистую скорость. Посмотрим, оправдаются ли их надежды, и станет ли спорт более привлекательным и конкурентоспособным.

«Мы утратили былой эффект Формулы 1, – считает гоночный директор команды McLaren Эрик Булье. – Машины были тяжелее на 120 кг, а сегодня пилоты заняты только тем, чтобы сохранить топливо и шины.

Это не укладывается в рамки Формулы 1, в которой изначально гонщики должны были проехать максимально быстро из точки А в точку Б.

Кроме того, пилоты сегодня получают от управления машинами меньше удовольствия – особенно это касается тех, кто имеет опыт пилотирования автомобилями 2003-2006 годов. В те годы машинами было действительно трудно управлять.

Нам необходимо вернуть Формулу 1 к ее истокам. Это не означает, что нужно пожертвовать безопасностью, просто надо вернуть спорту те машины, которые тормозили очень поздно и проходили виражи на невероятной скорости, а сцепление с трассой было просто запредельным».

Очевидно, что сами гонщики только обрадовались бы таким изменениям. Многие из них критиковали спорт с самого момента перехода на гибридные 6-цилиндровые моторы в сезоне-2014.

Тихие силовые установки и полное доминирование Mercedes – что могло быть хуже для спорта? Кроме того, пилоты часто говорят о том, что новые машины не ставят перед ними никаких интересных задач.

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо не раз говорил о том, что сейчас времена на круге в Ф1 и GP2 уже не так сильно отличаются, и даже посоветовал руководству Больших Призов платить болельщикам за то, чтобы они смотрели гонки. К этому испанца подвиг просмотр пятничной тренировки в Бразилии со стороны после поломки собственной машины.

Гонщикам не нравятся тихие моторы и низкие скорости в поворотах (несмотря на повышение скорости на прямых), к тому же, они по-прежнему жалуются на то, что в гонке обеспокоены лишь тем, чтобы сохранить шины и топливо вместо того, чтобы искать предел автомобиля.

«В современной Формуле 1 тебе постоянно приходится идти на компромиссы, – сказал Кевин Магнуссен в конце минувшего сезона. – Необходимо искать правильный баланс, и это не имеет ничего общего с выжиманием максимума из машины – сегодня очень легко и просто ехать на пределе.

Лично мне по душе несколько иное. У современных машин слишком много мощности в расчете на нынешний уровень сцепления. Машина постоянно скользит, колеса прокручиваются – нет никакого ощущения, что ты едешь на абсолютном пределе за рулем приклеенной к трассе машины.

Сегодня предел диктуют шины. Это похоже на Формулу Ford, облегченную за счет гидроусилителя руля. Ни о каких рисках не идет и речи. В следующем году может всё измениться. Я на это надеюсь».

И Магнуссен не одинок в своих суждениях. Машины следующего сезона действительно будут очень сильно отличаться от нынешних, и бывший технический директор Williams Пэт Симондс назвал новый виток развития техники Ф1 серьезной эволюцией.

«Нынешние изменения были предсказаны самим Берни Экклстоуном, когда он говорил, что машины должны стать на пять секунд быстрее, и тогда все проблемы исчезнут, – заметил Симондс. – Но мне лично так не кажется».

В то же время технический директор команды Toro Rosso Джеймс Ки назвал последние изменения в регламенте самыми серьезными за последние десятилетия.

«Это действительно серьезный шаг, – сказал специалист. – С точки зрения аэродинамики, подвески и шин это будет самое значительное изменение за последние 19 лет. Что касается шасси, то в последний раз что-то серьезное было сделано в 2009 году, затем в 2014-м, но предстоящие изменения гораздо более весомые».

Симондс, бывший членом рабочей группы по обгонам и участвовавший в написании технического регламента в 2009-м, считает нынешний путь развития Ф1 эволюционным, а не революционным.

«Не думаю, что предстоящие изменения можно назвать революционными, – отметил он. – Все шаги руководства спорта очень логичны. Но изменений будет и правда много, и все они будут сделаны одномоментно. В 2009-м мы изменили аэродинамику и перешли на слики, и это дало больший эффект, чем если бы мы изменили ширину шин. Так что прецеденты были.

Что действительно будет в новинку, так это то, что впервые на моей практике технический регламент переписывается с целью увеличения прижимной силы шасси».

И это ключевой момент. В последние годы в Формуле 1 делали всё, чтобы ограничить аэродинамические разработки в интересах безопасности, по сути, связывая инженеров по рукам и ногам, чтобы они не изобрели новые способы сделать машины гораздо быстрее.

В этом году ограничения на работу в аэродинамической трубе и со средствами вычислительной гидродинамики останутся в силе, но при этом машины станут значительно быстрее, а доработка шасси должна пойти огромными темпами, поскольку у инженеров появится гораздо больше свобод.

«Полагаю, все понимают, в чем состоит суть нынешнего изменения технического регламента, – продолжил Симондс. – Более широкие передние антикрылья, заднее крыло ниже и также шире, увеличенные габариты шасси, расширенный диффузор и ослабление требований в передней области боковых понтонов (что позволяет сделать боковые дефлекторы значительно больше) – всё это вкупе должно привести к повышению общей прижимной силы к концу сезона процентов на 25.

Я довольно осторожно оценил увеличение прижимной силы, поскольку не стоит забывать о возрастании уровня лобового сопротивления – в том числе и от более широких шин».

Таким образом, командам предстоит полностью перестроить философию проектирования машин, ведь они годами пытались уменьшить габариты своих шасси…

«С новым регламентом рамки аэродинамических разработок серьезно расширяются, – заметил технический директор Force India Эндрю Грин. – В команде до сих пор пытаются понять, какие возможности у них появились в новых условиях.

Они по привычке работают в прежнем направлении, и мне время от времени приходится встряхивать их и говорить: "Да бросьте вы эту миниатюризацию, взгляните на новый регламент!"

При этом показатели обновленного шасси постоянно улучшаются, так что следующий сезон должен стать очень интересным».

Симондс в свою очередь ожидает серьезного прироста скоростей при прохождении машинами затяжных поворотов.

«В виражах, где сегодня машины едут со скоростью 200 км/ч, мы вправе ожидать повышения скоростей до 230 км/ч, – считает Пэт. – Это очень серьезная прибавка как в плане чистой скорости, так и в отношении сопутствующих перегрузок».

Если даже в прошлом году в команде Mercedes разбили тестовые дни для своих пилотов Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга пополам, чтобы они не сильно перенапрягались, что же ожидать в этот раз в Барселоне?

При этом Серхио поспешил добавить, что пилоты быстро приспособятся к новым условиям, тогда как Симондс и Булье сошлись во мнении, что новыми машинами будет управлять не сложнее, чем автомобилями десятилетней давности.

«Мы в прошлом уже приближались к такому уровню прижимной силы, кроме того, машины оборудованы гидроусилителем руля, а пилотам будет под силу справиться с повышенными нагрузками, – продолжил Симондс. – Управлять новыми машинами будет действительно труднее, чем прошлогодними, но я не думаю, что для гонщиков это будет серьезной проблемой».

«Ни для кого изменения не будут в новинку, – добавил Булье. – С точки зрения физики это будет сравнимо с сезонами 2005-2006 годов».

Также новый регламент направлен на усиление эстетической составляющей спорта – предполагается, что новые машины будут выглядеть гораздо более привлекательно для болельщиков по сравнению с предыдущим поколением автомобилей.

«С эстетической точки зрения новый дизайн машин действительно даст фору предыдущему, – подтвердил заместитель руководителя команды Force India Боб Фернли. – Машины будут выглядеть более привлекательно и современно. Мы избавимся от угловатых квадратных форм прежних шасси».

Также серьезной составляющей нового регламента являются более широкие шины. Компания Pirelli в межсезонье получила двойное задание: во-первых, увеличить механическое сцепление с трассой за счет новых размеров резины, и во-вторых, снизить уровень деградации покрышек, чтобы пилоты могли меньше их беречь во время гонок.

Итальянский производитель опробовал различные прототипы шин за 24 дня тестов, во время которых пилоты преодолели порядка 12 тысяч километров за рулем модифицированных шасси Mercedes, Red Bull, и Ferrari 2015 года.

При этом измененные машины не смогли обеспечить шинникам требуемый уровень нагрузок, который ожидается в следующем сезоне, в связи с чем миланцы заявили о предстоящей доводке резины на протяжении предстоящего чемпионата.

«Мы бы предпочли подойти к старту сезона с большей уверенностью в своей продукции, – осторожно заявил глава автоспортивного направления Pirelli Пол Хембри. – На самом деле мы будем продолжать изучать ситуацию в Австралии, Китае и Бахрейне. В деле производства резины есть много неизвестных, так что мы решили пойти по более консервативному пути.

Если мы увидим, что шины будут зерниться или пузыриться до такой степени, что это вызовет сомнения в отношении безопасности, то мы немедленно внесем поправки.

Всё будет зависеть от конкретных обстоятельств. Когда мы вернулись в Формулу 1, у нас также было мало опыта, и нам пришлось менять жесткий состав резины в Барселоне.

Так что если мы поймем, что где-то допустили промах, то быстро исправим ситуацию. Если не получится, выработаем план для подготовки к сезону-2018».

Какие составы произведут шинники, и как новая резина будет справляться с повышенными нагрузками в следующем году – по-прежнему большой вопрос.

«Шины – самая большая тайна перед новым сезоном, – заметил Симондс. – Многое будет зависеть от того, что это будут за составы. В FIA совместно с командами выработали определенные требования к новой резине, в том числе включающие уровень деградации и другие характеристики.

В целом же новые шины в следующем сезоне станут очень серьезным фактором – можно сказать, определяющим. Но пока машины не появятся на трассе в феврале, о чем-то говорить затруднительно».

И все же, несмотря на массу неизвестных, предстоящие изменения должны возродить интерес к Формуле 1 у болельщиков.

Большие Призы во все времена оставались на самой вершине автоспорта, что бы о них ни говорили. Здесь лучшие гонщики в мире, самые современные технологии и самые быстрые машины – осталось привести в порядок коммерческую и политическую составляющие.

Новый регламент, конечно, не в силах решить эти проблемы, но, по крайней мере, руководство Ф1 ясно дало понять, что для них является приоритетом. Они сделали ставку на скорость. Это очень важное и яркое заявление.

И Формуле 1 необходимо принять этот выбор. Изменения в аэродинамике и новые шины должны увеличить скорость машин в поворотах и поставить перед пилотами новые задачи, при этом есть риск снижения количества обгонов и унификации гоночных стратегий.

Достаточно ли будет системы DRS и увеличенной прижимной силы за счет измененной конструкции диффузора, чтобы компенсировать уменьшение тормозного пути и сложности преследования впереди идущих машин, скоро увидим.

«Как изменятся гонки? – задался вопросом Симондс. – Думаю, здесь есть два варианта. Во-первых, увеличится прижимная сила, а обычно при этом значительно затрудняются обгоны. Но это теория, а на практике есть еще много составляющих, которые сейчас трудно учесть.

Во-вторых, все знают, что при стабильном регламенте показатели команд постепенно выравниваются. Если оставить правила неизменными на десять лет, машины максимально приблизятся друг к другу по скорости.

Мы же сегодня сделали противоположную вещь – кардинально изменили регламент. Это действительно может привести к перестановкам в пелотоне. Но предсказать здесь что-то очень трудно».

Ключевым фактором, как и всегда, будет соревновательный аспект. Никто не вспомнит об изменениях и их возможных последствиях, если гонки будут интересными.

«Я думаю, что последствия все же будут, – выразил мнение руководитель Haas Гюнтер Штайнер. – Без неожиданностей, полагаю, не обойдется, но мы готовы к ним. Нужно просто постараться максимально быстро на них отреагировать, а не болтать.

Грядут перемены, и лично мне это нравится. Трудно предугадать, что произойдет, но именно это и интересно.

Сейчас в Ф1 всё слишком предсказуемо. Выигрывают всегда серебристые машины. Быть может, однажды у Red Bull появится шанс их побить…

Но это будет непросто, поскольку Mercedes отлично работает – надо признать, что ни о каком везении здесь речи не идет. Посмотрим, что будет дальше.

Я лично не знаю. Да никто не знает. Конечно, большие команды останутся впереди, поскольку у них больше ресурсов, но могут появиться и темные лошадки».

Было бы здорово, если бы пилоты Mercedes, Ferrari и Red Bull имели шансы на победы в гонках, гонщики McLaren-Honda и Renault постоянно маячили у них в зеркалах, да и соперники из Force India, Williams, и Toro Rosso не терялись бы.

«Безусловно, большие команды сохранят свои лидирующие позиции, – согласился с коллегой Булье. – Но проявить себя сможет каждый. С новым регламентом всё начинается с чистого листа, и это здорово. Мы открываем новую захватывающую главу в истории Формулы 1».

Хочется верить, что эта глава покажется интересной не только командам, но и болельщикам, ведь в конечном счете спорт существует именно для них…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько