Дуэли проводились строго установленным правилам. Как организовать дуэль. Дуэли с родственниками и заинтересованными лицами

Общие положения для проведения поединков. Каждое оскорбление чести и достоинства подчиненного офицера командир полка (ему соответствующий начальник) расследовал и направлял материалы в Суд общества офицеров. Суд общества имел право рассматривать лишь дела состоящих на службе обер-офйнеров.

В Морском ведомстве аналогичными правами и обязанностями наделялся Суд флагманов. Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка. При этом суд общества употреблял своё влияние на то, чтобы условия поединка соответствовали обстоятельствам данного случая. За офицером сохранялось правило свободного выбора: либо участвовать в поединке, либо подать в отставку. Каждый поединок в полку классифицировался как чрезвычайное происшествие, о чём докладывалось "по команде" императору.

Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении); оружия и рода дуэли (при среднем); оружия, рода и дистанции (при тяжком). Оскорблённый не мог адекватно реагировать на оскорбление, так как сразу же терял перечисленные права.

Следующим этапом был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.
При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:
- места и времени;
- оружия и последовательности его применения;
- финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места (в Петербурге - район Чёрной речки, Волкове поле и др.), дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка были: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. По прошествии установленного срока сбора дуэлянтов секунданты подписывали акт, после чего все разъезжались.
Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

По жребию разыгрывалось оружие и место. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые жребием. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь!" и затем: "Начинай".

Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). К изготовлению дуэльного оружия привлекались лучшие оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с не взведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта.
Распорядитель спрашивал дуэлянтов:
"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал: "К бою".
По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько.
1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).
а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов.

Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.
б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.
в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой".

Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

I. Подвижная дуэль

А) Прямолинейное сближение с остановками.
Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

Б) Усложнённое сближение с остановками.
Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

В) Встречно-параллельное сближение.
Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.
Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.
Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).
Для выстрела надо было остановиться, а после него ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Известны случаи проведения поединков необычными способами. Так, в период войны со Швецией 1808 г., в результате ссоры князь М.П. Долгоруков вызвал на поединок генерала Засса. Генерал принял вызов и сказал князю: "Мы не вправе сражаться впереди войск. Это был бы дурной пример для подчинённых. Я предлагаю Вам необычный поединок - нам обоим встать на бруствер перед батареей и стоять так, пока один из нас не падёт от вражеского обстрела". Предложение было принято. Оба генерала встали в амбразуре батарей и хладнокровно смотрели друг на друга. Противник сосредоточил на них орудийный огонь. Полчаса они стояли под вражескими ядрами. Долгоруков пал.

Участником другого необычного поединка оказался граф Фёдор Иванович Толстой период совместного кругосветного плавания на кораблях "Надежда" и "Неба" в 1803-1804 годах граф Толстой из-за ссоры был вызван на поединок корабельным офицером.
По воспоминаниям Ф. Булгарина: "...Граф Ф. Толстой был опасным противником, он прекрасно стрелял из пистолета, мастерски рубился на саблях, на шпагах фехтовал не хуже Север-бека (общеизвестный учитель фехтования). В поединке был хладнокровен и отчаянно храбр". Офицер знал об этом и предложил "морскую" дуэль - выброситься за борт и там бороться. Толстой отказался, сославшись на неумение плавать. Тогда моряк обвинил графа в трусости. Услышав это, Фёдор Иванович обхватил противника руками и выбросился с ним за борт. Матросы едва успели вытащить их из-за борта. Офицер в борьбе получил серьёзные повреждения и был настолько потрясён случившимся, что через двое суток скончался.

Романтические поединки, известные нам по книгам и фильмам, имели негласные, но жесткие правила. Нарушивший становился в обществе изгоем.

Вконтакте

Однокласники

Не закон, а опыт


Вызывая обидчика на дуэль, не всегда удается соблюдать закон — поединки то запрещают, то разрешают, — но всегда следует соблюдать дуэльный кодекс. Это не официальный документ, а обобщенный опыт защитников чести с помощью оружия. В России, где подобное выяснение отношений стало повсеместным только в конце XVIII века, когда в Западной Европе дуэльный бум уже практически сошел на нет, таких кодексов было несколько. Самый популярный — созданный графом Василием Дурасовым в 1908 году.

Оскорбительная мазурка


Сатисфакции требуют, когда задета честь, то есть прозвучали слова или совершены действия, задевающие человека, унижающие его в собственных глазах или глазах общества.

На деле понятие чести трактовалось очень широко. Можно было получить вызов за пересказанную сплетню, комментарий по поводу игры актера, слишком заинтересованный взгляд, брошенный на чью-то даму сердца. Например, в 1822 году Пушкина вызвал на поединок подполковник Сергей Старов, посчитав, что поэт нанес оскорбление целому полку, тогда как Александр Сергеевич всего лишь заказал оркестру мазурку вместо желаемой подчиненным Старова кадрили.

Но существовали и строгие ограничения: поводом для вызова на дуэль ни в коем случае не мог стать материальный ущерб, такие дела решались в суде.

Промедление не приветствуется


Оскорбившись, можно не сразу приглашать стреляться, а сначала потребовать извинений. Если наглец продолжает упорствовать, следует сообщить, чтоб он ждал секундантов, а затем отправить письменный вызов или передать его через своих доверенных лиц на словах. Долгие раздумья в этих делах обществом не приветствовались. Чувствуешь себя оскорбленным? Сосредоточься, решись и в течение суток засылай секундантов.

Если одному человеку удавалось «наступить на больную мозоль» сразу нескольким, правилом было: «Одно оскорбление — один вызов». Причем оскорбивший волен был выбирать, с кем из жаждущих его крови драться. После состоявшейся дуэли повторные вызовы по тому же поводу не принимаются.

Когда не хочется стреляться


Отклонить вызов без ущерба для чести можно только в исключительных случаях: если один из противников душевно нездоров, физически не может сражаться, младше 18 или старше 60 лет, если он — женщина или является близким родственником, начальником или подчиненным. Также можно отказаться от поединка, когда требующий сатисфакции ниже по социальному положению. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», — предписывает кодекс Дурасова. В среде военных невозможно было вызвать на дуэль старшего по званию — это рассматривалось как бунт.

В остальных же случаях считался опозоренным и человек, чей вызов отклонили, и отклонивший. Последний навсегда терял право отстаивать свое доброе имя с помощью поединка.

Лишиться чести можно было и просто опоздав. Дуэль обычно проводилась рано утром. Если проведший ночь в прощании с жизнью дуэлянт задерживался более чем на 5-10 минут, он считался уклонившимся от дуэли и, соответственно, обесчещенным. Также признаком трусости считалось принесение извинений уже перед барьером.

Секундант — дело нервное


Если уж дуэлянты оказывались иногда совершенно невольно втянутыми в этот сюжет, что уж говорить о секундантах. Почетную эту должность обычно занимали друзья, приятели, родственники бросающего вызов или просто кто-то, кто оказался рядом. Претендент должен был иметь незапятнанную репутацию и быть равным по положению.

Противники с момента вызова и до самого поединка не должны были общаться и даже видеться. Все хлопоты переговоров и приготовлений ложились на секундантов. Это доверенное лицо должно было оговорить с другой стороной все условия, обеспечить организацию, следить за выполнением договоренностей и своей честью гарантировало, что равенство участников во всем будет соблюдено. Секунданты действовали в рамках своих полномочий: либо решали все по своему разумению, либо, что чаще, исполняли курьерские обязанности, ставя в известность своего доверителя о возникших вопросах и передавая его мнение противной стороне.

Дуэль до потери сознания


Переговорщикам следовало определить вид дуэли — до первой крови, серьезного ранения, потери сознания или смерти, договориться об оружии, расстоянии, очередности стрельбы.

Часто дело обходилось одним выстрелом. Даже если он не приносил вреда, считалось, что честь восстановлена. Но если была договоренность действовать «до ранения», оружие перезаряжалось и следовал второй акт. Бывало, что вытянувший жребий начать первым действовал жестче, чем было оговорено. Тогда и его противник получал право ответить тем же. Демонстративный выстрел мимо считался оскорблением и мог послужить поводом для нового вызова.

За соблюдением правил следил распорядитель, выбиравшийся из секундантов. Также непременно приглашался врач. На поединке теоретически могли присутствовать близкие, но превращать дуэль в спектакль считалось дурным тоном.

Оружие — канделябр


Изначально предполагалось, что дворянин дерется тем оружием, которое всегда носит с собой. С собой носили мечи, сабли, кинжалы, шпаги. Пускать их в ход при любом удобном случае, без всяких долгих переговоров, как мы помним из «Трех мушкетеров», считалось вполне допустимым. Но в XVII веке все большую популярность завоевывают огнестрельные поединки, уравнивающие, независимо от физической подготовки, шансы дуэлянтов. Ведь даже самый неумелый стрелок мог сделать случайный выстрел, который окажется роковым.

Чаще для этих целей использовались курковые однозарядные пистолеты. Поскольку промышленного производства оружия еще не было, каждый «ствол» имел свои особенности. Знакомый с ним дуэлянт получал серьезное преимущество. Поэтому очень важным считалось, чтобы оба впервые держали эти дуэльные пистолеты в руках. Впрочем, бывали и отклонения от традиций. В XIX веке в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов дрались на канделябрах. Такой выбор сделал оскорбленный Цитович, не умевший ни стрелять, ни фехтовать.

Три степени тяжести


Если в некоторых случаях все-таки можно было отделаться извинением, то в других выход был один — к барьеру! Зависело это от тяжести оскорбления.

Самым легким считалось оскорбление словом, не затрагивающее доброго имени и репутации, — шутка на тему внешнего вида, манеры, отсутствия знаний о чем-либо.

Серьезнее относились к словам (или неприличным жестам), ставящим под сомнение порядочность — обвинение во лжи, мошенничестве, других бесчестных действиях. К ним приравнивалась и адресная нецензурная брань.

Самым тяжким (третьей степени) оскорблением считалась агрессия, выраженная поступком: удар, пощечина, швыряние предметов, даже если предмет не достиг цели, но был на нее направлен. К третьей степени относилось и словесное заявление о подобном действии. Например: «Я плюю на вас!»

Русский поединок — бессмысленный и беспощадный


Европейцы, чьи представления о дуэли к XIX веку смягчились, называли русскую дуэль узаконенным убийством и отмечали ее крайнюю жестокость. В России, например, обычным расстоянием между противниками было 15-20 шагов вместо европейских 25-35. Хорошему стрелку промахнуться было трудно.

При «подвижной дуэли», согласно правилу, принятому только в России, вытянувший жребий стрелять вторым мог потребовать, чтоб «отстрелявшийся» подошел к барьеру — фактически стал безоружной мишенью для целящегося противника.

В Европе, даже если оба противника промахнулись, честь участников считалась восстановленной. В России же часто оговаривались условия «до решительного результата», то есть до смерти или потери сознания.

Существовали еще две разновидности экстремального выяснения отношений, прижившиеся исключительно на отечественной почве: «Приставить пистолет ко лбу» и «Дуло в дуло». В первом случае противники встают на расстоянии пяти-восьми шагов, и из двух пистолетов заряжается только один. Во втором — заряжаются оба пистолета. Летальный исход практически гарантирован. Зато если кто-то случайно выживал, бесчестье ему не грозило.

В городке на берегу Чёрного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.

Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает своё раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжёлую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживёт культурной интеллигентной, бодрой жизнью.

Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба. Он развращает жителей городка тем, что открыто живёт с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьёзная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить. «Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», - холодно говорит зоолог.

Смешливый дьякон хохочет, ошеломлённый же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!»

В воскресенье утром Надежда Федоровна идёт купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомлённый пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает своё раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твёрдая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него - щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, поедет в экспедицию, свернёт себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей... Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы... Деспоты всегда были иллюзионистами. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознаёт их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждёт.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у неё начинается сильная лихорадка.

Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту. Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и ещё придётся лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно. Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.

По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идёт к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застаёт он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведёт его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.

Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог. Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? - спрашивает дьякон. Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти своё прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашёл бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идёт в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попрёков, нечистоты... Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Из-за гор вытягиваются два зелёных луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева... Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьёт его!» - отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги... Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.

Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни... В поисках правды люди делают два шага вперёд, шаг назад... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...

Человек – иррациональное существо. В животном мире все направлено на сохранение жизни особи и продолжении ею рода. Инстинкт самосохранения – это мощнейшая программа, управляющая поведением любого живого существа. И только человек, несмотря на свое животное происхождение, способен на поступки, иногда прямо противоречащие стратегии выживания. Нередко ради абстрактных целей и весьма туманных идей он готов поставить на кон свое здоровье и саму жизнь. История человечества переполнена примерами такого «нелогичного» поведения.

В XV столетии среди европейского дворянства возник новый обычай – дуэльные поединки, целью которых была защита чести и достоинства одной из сторон. Очень быстро дуэль превратилась в способ решения любого конфликта среди благородного сословия. История дуэлей началась в Италии, но очень быстро распространилась по всей Европе и континент захлестнула настоящая «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала несколько столетий и унесла жизни сотен тысяч человек. Только во Франции и только в период правления Генриха IV Бурбона (примерно двадцать лет) на дуэлях погибло от шести до десяти тысяч молодых дворян. Это вполне сопоставимо с потерями в крупном сражении.

Решение конфликтов с помощью физической силы, на самом деле, старо как мир. Нередко бывало, что в ходе подобного поиска консенсуса одна из сторон отправлялась в лучший мир. Однако дуэль отличалась от обычной драки жесткими правилами, которые составляли специальные дуэльные кодексы.

Европейское дворянское сословие, сформировавшееся на основе средневекового рыцарства, имело свои представления о личной чести. Любое посягательство на нее в форме оскорбления словом или действием можно было смыть только кровью обидчика, в противном случае человек считался обесчещенным. Поэтому вызовы на дуэли в старину, как правило, заканчивались смертью или увечьем одного из противников.

В реальности же причина дуэли могла быть какой угодно, поскольку факт нанесения оскорбления и его тяжесть трактовал сам «потерпевший». Да и само понятие «дворянская честь» понималась весьма широко. К вызову могло привести все что угодно: от мести за убитого родственника или друга до неудачной шутки или неловкого жеста.

Со временем поединки вошли в моду. На дуэлях дрались все. Не только дворяне, но и мещане, солдаты, студенты и даже венценосные особы. Император Германии Карл V вызвал на дуэль французского короля Франциска I, а шведский король Густав IV отправил вызов Наполеону Бонапарту. Французский король Генрих II погиб в результате дуэли, а российский император Павел I и вовсе предлагал отменить войны и решать конфликты между государствами путем проведения поединков между их правителями. Однако такая смелая идея отклика не нашла.

Дуэли много раз пытались запрещать, бретерам грозили крупные штрафы, тюрьма и даже отлучение от церкви, но вот толку от этих мер было мало. Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.

У нас в стране к дуэлям счет особый. В XIX столетии их жертвами стали два величайших русских поэта: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

История дуэлей

Название «дуэль» происходит от латинского слова duellum, которое означало судебный поединок. Хотя, надо отметить, что дуэли как раз были поединками несудебными и незаконными. Место дуэли обычно тщательно скрывалось.

Многие исследователи подчеркивают внешнее сходство дуэлей с судебными поединками Средневековья и рыцарскими турнирами, однако, несмотря на некоторую похожесть, речь все-таки идет о разных вещах. Судебные поединки были составной частью официальной системы правосудия, а турниры можно назвать способом совершенствования навыков профессионального воина.

Судебный поединок называли «судом Божьим», и он ни в коем случае не был кровавой расправой, а, скорее, торжественной церемонией. К нему часто прибегали, когда установить истину другим путем было невозможно. Считалось, что в этом поединке Господь поможет правому и покарает преступника. Причем такие схватки не обязательно заканчивались гибелью одного из участников. Санкцию на проведение судебных поединков нередко давал сам король. Однако уже в позднем Средневековье отношение к таким поединкам стало меняться. В 1358 году некий Жак Легре в присутствии французского короля Карла VI проиграл судебный бой, был признан виновным и повешен. А вскоре нашли настоящего преступника. Получился большой скандал, после чего обычай судебных поединков канул в Лету. Весьма критично к подобной практике относилась и церковь.

Дуэль в том виде, в котором мы ее знаем, это детище не Средневековья, а эпохи Возрождения. Единственно, что, возможно, связывает судебные поединки с дуэлями, это идея «Божьего суда», которая заключалась в том, что Господь поможет правому и защитит справедливость.

Дуэль придумали итальянцы примерно в XIV столетии. В это время они были, что называется «впереди планеты всей». В Италии зародился человек новой эпохи, с другими представлениями о чести и способах ее защиты. Именно у итальянских дворян и горожан появился обычай решать конфликты путем вооруженного поединка. Здесь же появились и первые трактаты с правилами проведения дуэлей, в них даже были описаны степени обиды, за которыми непременно должен следовать вызов.

В это же время на смену тяжелым мечам Средневековья приходит более легкая шпага, а затем и оружие, которое испанцы назвали espada ropera, – «меч для одежды» – предназначенное для постоянного ношения с гражданским костюмом.

Место дуэли обычно выбирали где-нибудь за городом, такие драки велись с минимумом ненужных условностей, максимально жестко, поэтому они часто заканчивались убийством одного из участников. Подобные поединки назывались «боями в кустах» или «схваткой в кустах». Их участники, как правило, использовали то оружие, которое было с собой, и обычно были без доспехов, потому что в повседневной жизни их мало кто носил.

Отличительной чертой поединков этой эпохи было то, что правила дуэлей были весьма условны и нередко их не выполняли вовсе. Иногда к поединку присоединялись и секунданты, в этом случае он превращался в настоящую кровавую баню. В случае общей схватки боец, прикончив своего противника, не стеснялся помочь товарищу. Примером может служить знаменитый поединок между фаворитами французского короля Генриха III и герцога де Гиза, описанный в романе Дюма «Графиня де Монсоро».

Причем место дуэли не регламентировалось, там мог оказаться и булыжник мостовой, и мокрая трава. Поэтому опасность была ничуть не меньше, чем в реальном бою. Обычным оружием дуэли того времени была тяжелая шпага или рапира и кинжал (дага). Им можно было наносить не только колотые, но и резаные раны. Для отражения ударов противника использовались небольшие дуэльные щиты или же просто плащ, намотанный на вторую руку.

Обычно вызывающая сторона выбирала время и место дуэли, оружие дуэли определял тот, кто был вызван. Бывали случаи, когда поединки завязывались мгновенно и проходили вообще без секундантов. В схватке можно было применять любые приемы: отвлекать внимание противника, добивать безоружного, отступившегося или раненого, бить в спину. Использовались и откровенно подлые приемы типа одевание скрытых доспехов под одежду.

Из Италии дуэли очень быстро распространились на другие страны Европы. Особенно популярными они стали во Франции в период религиозных войн и Фронды. Но, если в Италии место дуэли обычно держали в тайне и старались проводить поединки без лишних свидетелей, то французские дворяне пускали друг другу кровь, практически не скрываясь. Простить нанесенное оскорбление и не вызвать своего обидчика на поединок считалось абсолютной «потерей лица», не меньший позор ждал и того, кто отказывался от вызова.

Считается, что в период царствования Франциска I во Франции происходило до 20 тыс. дуэлей ежегодно. Понятно, что счет дворян, убитых на дуэлях, также шел на тысячи. И неудивительно, что такая ситуация абсолютно не устраивала верховную власть европейских государств.

10 июля 1547 года во Франции состоялась последняя официальная дуэль. Генрих II запретил их после того, как на поединке был убит его фаворит. Правда, ситуацию это нисколько не изменило, просто теперь дуэли стали проводить подпольно. Борьбой с ненужным кровопролитием занялись не только светские власти, но и церковные. На Трентском соборе было объявлено, что от лона церкви будут автоматически отлучаться не только участники или секунданты дуэли, но даже и ее зрители. Церковь вообще очень нетерпимо относилась к поединкам и активно боролась с ними вплоть до конца XIX века. Погибших дуэлянтов, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбищах.

Генрих IV приравнивал дуэльные поединки к оскорблению Его Величества, Людовик XIV издал 11 эдиктов против дуэлей, активно боролся с этим явлением и знаменитый кардинал Ришелье. Последний в качестве наказания за дуэли ввел смертную казнь или пожизненную ссылку. В Священной Римской империи поединки приравнивались к умышленному убийству со всеми вытекающими последствиями.

Непримиримыми противниками дуэльных поединков были Наполеон Бонапарт и российский самодержец Николай I. Французский император считал, что «…жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист - плохой солдат». Николай I же вообще считал дуэль варварством.

Но даже такие драконовские меры не могли полностью прекратить поединки. Дворяне считали дуэль своей законной привилегией, и общественное мнение было целиком на их стороне. Традиция поединков была настолько уважаема, что суды нередко оправдывали бретеров.

Среди молодых дворян существовали «профессиональные дуэлянты», на счету которых были десятки, а то и сотни поединков и целое личное кладбище покойников. Будучи высококлассными фехтовальщиками, они постоянно провоцировали ссоры, считая дуэль единственным способом достижения личной славы. Поводом для драки могло быть что угодно: косой взгляд, случайное столкновение, непонравившаяся шутка. Дуэль из-за покроя плаща, описанная в «Трех мушкетерах», – абсолютно реальная ситуация для того времени.

Изначально для поединков использовалось только холодное оружие, но в XVIII веке появились дуэли на пистолетах. Это был переломный момент. Победитель дуэли на шпагах или рапирах во многом определялся физическими данными противников, иногда исход схватки был предрешен заранее. Использование огнестрельного оружия сильно уравняло шансы сторон.

Уже к середине XVIII века «дуэльная лихорадка» в Европе начала утихать. Дуэли стали редки, а правила их проведения – более упорядочены. Практически все поединки стали проводится с секундантами, с предварительным вызовом. Дуэли на шпагах, как правило, проводились до первого ранения. Все это привело к значительному снижению смертности среди бойцов. В середине XVIII века своего расцвета достигла французская школа фехтования, основным оружием дуэлянтов стала легкая шпага, которой невозможно было наносить колющие или режущие удары.

Развитие юридической системы и все большее просвещение широких масс приводило к тому, что в случае обиды или оскорбления люди шли в суд, а не хватались за оружие. Однако и в XIX веке дуэли были довольно часты, хотя они и утратили былую кровожадность.

В 1836 году в свет вышел первый дуэльный кодекс, его автором был француз граф де Шатовильяр. В 1879 году был издан кодекс графа Верже, он стал более популярным. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В целом же, в XIX веке на европейском континенте начался закат эпохи дуэлей. Были некоторые «всплески», но в целом они не могли поломать общую тенденцию.

Примерно в середине XIX века началась эпидемия «журналистских» дуэлей. В Европе появилась свободная пресса, и теперь журналистам нередко бросали вызовы герои их публикаций.

Дуэли проводились и в Новом Свете. Они были весьма своеобразны, и это была не та ковбойская дуэль, которую часто показывают в вестернах. Соперники получали оружие и уходили в лес, где начинали охоту друг на друга. Выстрел в спину или засада считались обычными приемами американской дуэли.

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Император Пётр I первым озаботился дуэльными поединками и издал указ, который запрещал их под страхом смертной казни. Причем за участие в дуэли предписывалось вешать не только победителя, но и проигравшего в ней, даже если на тот момент он уже находился в могиле: «…то их и по смерти за ноги повесить». Крут был Петр Алексеевич, ничего не скажешь.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

К середине столетия количество дуэлей в России стало заметно уменьшаться. Однако в царствование Александра III поединки были фактически официально разрешены. Более того, в некоторых случаях для офицеров они стали обязательными. Такое решение привело к резкому росту количества дуэлей в армии.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних. Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины. Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Вообще же тема полуобнаженной женской дуэли была весьма популярна у европейских художников XIX века, и их можно понять. Подобные сюжеты можно увидеть на картинах француза Жана Беро, а в миланском музее Прадо вы сможете можно полюбоваться полотном Хосе Риберы под названием «Женская дуэль».

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

"На пистолетах на рассвете!". Вызов брошен.
Отклонение вызова заклеймит вас трусом на всю жизнь. Вы встретитесь на выбранном месте, и между вами будет 20 шагов. Ваши дуэльные пистолеты заряжены. Кто-то из вас может быть серьезно ранен или убит. Врачи стоят рядом, готовые оказать первую помощь, а ваши друзья смотрят друг на друга с опаской. Из-за чего все это?

Потому что вы высмеяли его шляпу.

Дуэль один на один (чаще всего на шпагах или пистолетах) является неотъемлемой частью общества, формировавшая образ жизни многих тысяч дворян, рыцарей, крестоносцев, политиков и ковбоев с Дикого Запада. Но кроме общественного явления, дуэль является доведенным до абсурда инстинктом конкурировать и побеждать. Мужчины готовы убивать и умирать за сущий пустяк.

Основы дуэли

Дуэль – это жестко контролируемый вид борьбы. Она дает равные шансы обоим мужчинам (женщины принимают участие только в исключительных случаях). Дуэль проводится согласно правилам в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время. Само слово «дуэль» происходит от латинского слова «duellum», которое происходит от duo (два) и bellum (война).

Дуэли редко проводятся спонтанно. Обычно первый участник бросает вызов второму, который уточняет все возникшие вопросы у секунданта. Секундант – это друг дуэлянта, который следит за соблюдением правил, готовит оружие и обеспечивает безопасность во время дуэли. Также секунданты перед поединком должны попытаться примирить стороны, попытавшись разрядить ситуацию, которая привела к дуэли. Но зачастую секунданты сами дрались наравне с дуэлянтами. После вызова секунданты утрясают все детали дуэли, зачастую тратя на это несколько дней.

После объявления поединка может быть использовано любое оружие по решению вызываемого или вызывающего в зависимости от варианта правил. Дуэльные правила от 1777 гласят, что «вызываемый имеет право выбирать оружие по своему усмотрению, если он не фехтовальщик. При этом вызывающий может отказаться или предложить другой вариант оружия».

Долгое время выбор оружия ограничивался различными типами мечей. Но со временем, когда пистолеты стали использоваться для дуэлей, в правилах стали указывать, что разрешается использовать только гладкоствольные пистолеты. Нарезные запрещались, так как они увеличивали точность и дальность выстрела. Многие правила дуэлей предназначены для того, чтобы уменьшить вероятность гибели или увечья. Например, для этого в некоторых сборниках требовали, чтобы дуэлянты стояли спиной друг к другу и поворачивались только по сигналу. Это снижало время на прицеливание и уменьшало возможность попадания.

Проигравшему участнику оставалось надеяться на милость победителя, который выбирал, оставить его в живых или убить. При этом дуэльный кодекс разрешал победителю осквернить тело проигравшего, например, отрезав голову и разместив её в общественном месте.

Бросок перчатки

Вызов на дуэль может быть сделан на месте бросанием в лицо или на землю перчатки до того, как это сделает соперник.

Правила дуэли

В 1777 году комитет ирландцев составил свод дуэльных правил, который стал широко использоваться в Европе и Америке. Это привело к настолько большой его популярности, что люди во всем мире приняли его за «официальный» дуэльный кодекс. Этот свод правил входил в «Руководство гардемарина» ВМФ США вплоть до запрета дуэлей между морскими офицерами в 1862 году.

Кодекс включал в себя правила извинений, благодаря которым можно было отменить поединок, требования к поведению участников дуэлей, роль и обязанности секундантов, в каких случаях дуэль считается законченной и многое другое.

Извинения

Извинения с оскорбляющей стороны могут предотвратить поединок, но важно принести их правильно. Большинство дуэлей произошло потому, что один человек оскорбил честь другого. Поэтому достаточно было извинений, чтобы решить возникший конфликт до поединка. В дуэльном кодексе однозначно определено, в каком порядке должны приноситься извинения. Правило № 1 гласит, что «тот, кто первым оскорбил, должен первым извиниться, хотя ответные реплики могли быть более оскорбительны. То есть зачинщик должен первым признать свою вину. При этом он может потребовать пояснений ответным репликам».

Кодекс также определяет, в каком случае словесных извинений достаточно, а когда их не хватит для компенсации оскорблений. Правило № 5 гласит, что «так как драка недостойна настоящего джентльмена, то любой удар считается серьезным оскорблением. Его нельзя загладить словесными извинениями. Если оскорбивший не хочет доводить дело до поединка, то он должен дать оскорбленному свою трость, которая будет использоваться для нанесения ударов. Во время экзекуции он должен просить прощения у потерпевшего».

Этикет дуэли

Дуэль – это не драка. Это битва за честь. Поэтому она должна проводиться таким образом, чтобы не уронить достоинства обоих участников. Правило № 13 описывает поведение во время дуэли, и оно является самым нарушаемым, так как многие дуэлянты выходят на линию с желанием защитить свою честь, а не убивать или калечить.

Итак, правило гласит, что стрельба в воздух недопустима. Вызов дается только в случае реального оскорбления, но должна быть попытка принести свои извинения до начала дуэли. Поэтому недопустимо превращать такое действие в игру или развлечение для детей, это является бесчестьем для обоих участников.

Поскольку самого факта поединка достаточно для удовлетворения, дуэлянты могут заранее объявить об использовании фиктивных пуль, стрельбе в воздух или какую-либо неопасную часть тела противника. Дуэльный кодекс отрицательно относится к такому поведению.

Это необходимо для того, чтобы избежать горячности при решении дела.

Секунданты

Обязанности секундантов описаны в правилах № 18 и № 21, согласно которым «секунданты заряжают оружие в присутствии друг друга. Секунданты должны попытаться примирить стороны перед дуэлью и после проведения достаточного количества выстрелов».

Дуэльный кодекс допускает вмешательство секундантов в ход поединка. Но это очень специфичная ситуация и регламентируется правилом № 25: «При желании и по согласию секундантов возможна дуэль между ними. При этом она должна проводиться в это же время, и они должны стоять на линии, перпендикулярной линии основных дуэлянтов».

Окончание дуэли

Дуэль до смерти не желательна с точки зрения кодекса, так как это поединок для восстановления чести, а не для убийства. Тем не менее такой исход допускается.

Кодекс предлагает пять вариантов окончания дуэли: до смерти, до первой крови, до потери сознания, разоружения или после того, как агрессор не попросит прощения. Правило № 22 однозначно определяет окончание дуэли как «любую серьезную рану, из-за которой могут дрожать руки, или мешающую движениям».

Возможно, самое главное правило кодекса определяет не сам процесс дуэли, а те слои населения, которые могут выяснять отношения в поединке. В средневековой Европе дуэль была действием для благородных по происхождению мужчин. Хотя среди простолюдинов вспыхивали драки, которые можно было отнести к дуэлям, фактически участниками дуэли могли быть только лица дворянского происхождения. Несомненно, что одной из причин была экономическая составляющая. Мечи были не по карману крестьянину. Кроме этого, дуэль отделяла верхние слои населения от нижних. Во многих странах были законы, запрещающие поединки между простолюдинами, при этом аристократы зачастую были обязаны принимать в них участие.

Дуэль между дворянами

Дуэль напрямую переплетена с понятием чести. Тем не менее средневековое понятие о чести разительно отличается от современного. Если сейчас слово означает хорошее качество и положительные стороны человека, то раньше оно было связанно с происхождением. Таким образом, если у вашей семьи были заслуги перед правящей династией, она обладала титулом, то, независимо от вашего поведения, вы являлись честным человеком.

Благородное происхождение накладывало строгие требования по защите своей чести. Любая попытка в ней усомниться должна была закончиться вызовом. Кроме того, защите подлежала честь семьи на несколько поколений в прошлое. При этом потерять свою честь можно было в любой момент. Чаще всего это следовало из-за обвинения в трусости. Самый простой способ избежать обвинения в трусости и последующей потери чести заключался в бросании вызова по любому поводу и приему всех вызовов, предлагаемых вам. В противном случае противник мог рассказать о вашем поступке всем вокруг, сообщить об этом церкви и своим друзьям. Последствия такого поступка были разными, зачастую семья лишалась расположения монарха, трус лишался права голоса, отлучался от церкви или мог быть заключен в тюрьму. Поэтому было проще погибнуть в поединке, чем отказаться от него и жить без чести.

Особенность благородного происхождения заключалась в том, что дворяне не работали. Работа или занятие куплей-продажей были недопустимыми для дворянина и могли стать причиной для потери чести. Основной доход дворянских семей составляла рента с земельных наделов. Поэтому большую часть времени дворяне предавались скуке. Из-за этого с течением времени дуэли из защиты чести переросли в спортивное состязание. Если причин для вызова не было, то они сами оскорбляли окружающих. Иногда основанием для дуэли считали простое столкновение в толпе или недостаточную вежливость. Если в компании была дама, то её честь считалась настолько хрупким понятием, что любое недостаточно вежливое обращение могло послужить обвинением в бесчестье и стать поводом для вызова на поединок.

При этом победитель считался лучше проигравшего. Не важны были личные качества, самого факта победы в дуэли считалось достаточным основанием для этого. Причем он считался лучше во всем. Он был честнее, умнее, мудрее и был Богом для проигравшего.

Дуэль среди простолюдинов

Простолюдины также принимали участие в поединках. На ранних стадиях так определяли виновность или невиновность. До XII века для доказательства невиновности можно было пройти испытание на невиновность, одним из вариантов был судебный поединок. Противником в этом случае выступал обвинитель или специальный боец, назначаемый судом. В случае победы подсудимого все обвинения снимались, так как считалось, что Бог защитил его.

Многие дуэлянты бросали вызов из практических соображений. Для человека, уверенного в своем мастерстве, это было решением любой проблемы. Долги можно отдать, просто убив кредитора. Земельные споры легко решались с помощью дуэли. Конкуренты в работе или политике могут быть устранены с помощью меча, а не на выборах с помощью голосов.

В довоенной Миссури политические дуэли стали нормой жизни. В своей работе «Дуэли и корни насилия в Миссури» Дик Стюард подчеркивает следующее: «Непосредственная цель (дуэли) была в устранении политического конкурента». Дуэль стала одним из инструментов политических споров. Первый губернатор Калифорнии Питер Бернетт так отзывался о политике в Миссури: «Желательно убить своих политических конкурентов, чтобы наверняка устранить их со своего пути».

Эволюция дуэли

Дуэль тесно переплетается с рыцарскими соревнованиями Средневековья. Создание и развитие дуэльного кодекса могут быть связаны с рыцарскими кодексами чести, которые использовали благородные воины. Рыцарский турнир – это дуэль на лошадях, формальные правила которого требуют от участников благородного происхождения. Перед началом сражения оба рыцаря встречались в центре и поднимали забрала своих шлемов, раскрывая свою личность. Такое действие гарантировало благородное происхождение участников. В настоящее время этот жест перерос в воинский салют.

Появление огнестрельного оружия на полях сражений привело к исчезновению рыцарей в тяжелой броне, так как она не давала защиту от пуль. Поэтому массивные мечи больше были не нужны, стало развиваться легкое клинковое оружие, которое позволяло легче с ним управляться.

Когда произошло смещение акцента на легкие мечи, появились дуэлянты, занимающиеся фехтованием не из-за поединков, а в качестве спорта. Появились соревнования на количество касаний кончиком оружия до противника. Так как травмы происходили достаточно часто, итальянцы стали размещать защиту на остриях клинков. Это позволило обезопасить бойцов. И до сих пор искусство фехтования с некоторыми ограничениями практикуется в спорте.

Когда пистолеты приобрели большую популярность, они еще существенней повлияли на характер дуэлей. Изменилась доступность дуэли, так как пистолеты стали дешевле меча. Поэтому, чтобы участвовать в пистолетной дуэли, не было необходимости в покупке меча и дорогостоящем обучении у итальянского мастера фехтования. Поединки стали доступны всем слоям населения.

В Соединенных Штатах врачи, редакторы газет, политики и юристы сражались на дуэлях раз за разом. Это окончательно открыло доступ к дуэли всем желающим. Поединки не теряли своей популярности по всей территории Европы и Соединенных Штатов вплоть до ХХ века.

Смерть дуэли

Дуэль погибла не внезапно. Фактически первые попытки запретить дуэль были давно. Христианские лидеры не любили дуэли, так как они явно нарушали одну из божьих заповедей. Кроме того, такое решение возникших конфликтов лишало их некоторой доли власти, терять которую они не хотели. Противостояние церкви и дуэли длилось много веков плоть до окончательной смерти последней. Монархи и военачальники также были против дуэлей, так как молодые дворяне могли стать офицерами в армии, а не гибнуть просто так.

В 1800 году многие политики, писатели и судьи активно выступали против дуэли. Марк Твен, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были против дуэлей, считая их тратой жизни. Во многих странах были приняты законы против дуэлей, но на протяжении многих лет присяжные не находили состава преступления в поединке.

Смерть дуэли была обусловлена совокупностью культурных факторов. Она была популярна на протяжении многих веков, потому что была доступна только благородному сословию и служила ярким отличием высших слоев общества от низших. Когда она стала доступна всем, то потеряла эту функцию. И одновременно с этим деструктивный характер дуэли стал вызывать недовольство общества. Кроме того, кровопролитные войны XIX и XX веков, такие как Гражданская война в США и Первая мировая в Европе заставили людей задуматься о массовой гибели молодого поколения. Так дуэль стала терять свою привлекательность во многих слоях общества.

Сейчас дуэли все еще существуют, но в менее кровавых формах. В чистом виде поединок один на один превратился в бокс и борьбу, они наследовали дух дуэли, а искусство фехтования переродилось в спортивную дисциплину. Практически любая встреча лицом к лицу руководствуется правилами этикета, который можно считать наследием дуэльного поединка. При этом она может быть в любом месте: за покерным столом, в корпоративном зале, на теннисном корте или в видеоиграх…