Человек который изменил все смысл фильма. Детально о кинофильме «Человек, который изменил всё. Клубный дом: дизайн фильма

En Moneyball) - биографическая спортивная драма режиссёра Беннетта Миллера. Главную роль исполняет Брэд Питт. Мировая премьера прошла 23 сентября 2011 года, в России - 20 октября. " /> драма">

«Человек, который изменил всё» (en Moneyball) - биографическая спортивная драма режиссёра Беннетта Миллера. Главную роль исполняет Брэд Питт . Мировая премьера прошла 23 сентября 2011 года, в России - 20 октября.

Фильм снят по книге Майкла M. Льюиса, изданной в 2003 году, о бейсбольной команде «Окленд Атлетикс» и её генеральном менеджере Билли Бине. Его цель - создать конкурентоспособную бейсбольную команду, несмотря на отсутствие больших финансовых возможностей.

Картина была крайне положительно воспринята мировыми кинокритиками, провозгласившими эту актёрскую работу Питта едва ли не лучшей в его карьере. Шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года, четыре номинации на премию «Золотой глобус».

год 2011 страна США слоган - режиссер Беннетт Миллер сценарий Стивен Зэйллян, Аарон Соркин, Стэн Червин, ... продюсер Майкл Де Лука, Рэйчел Хоровиц, Скотт Ру...

Сюжет

После проигрыша «Окленд Атлетикс» бейсбольной команде «Нью-Йорк Янкиз» в плей-офф сезона 2001 года, команда теряет многих ключевых игроков, которых переманили более богатые клубы. Менеджер «Атлетикс» Билли Бин (Брэд Питт) вынужден искать им замену среди менее удачливых и талантливых бейсболистов и собирать конкурентоспособную команду к сезону 2002 года при ограниченных финансовых возможностях. Во время визита в Кливленд, Билли знакомится с Питером Брендом (Джона Хилл) - молодым выпускником Йеля, экономистом, который, пользуясь математическими расчётами, предлагает новаторскую схему расчёта стоимости игроков исходя из показателей их личной статистики. Бин опробует теорию Бренда и несмотря на протесты скаутов «Атлетикс» набирает команду из малоизвестных или на первый взгляд бесперспективных игроков. Во флэшбеках показывается прошлое Бина - в юности он, поверив заверениям бейсбольных скаутов, которые прочили ему блестящее будущее, отказался от университета и согласился играть в высшей лиге, однако его карьера оказалась неудачной. Бренд признаётся, что Бин, на его взгляд, в то время не был подготовлен для игры с первого иннинга и ему следовало пойти в университет. Бин выкупает Бренда у «Кливленд Индианс» и делает своим ассистентом.

Скауты «Атлетикс» не верят в схему Бренда, согласно которой Бин нанимает трёх недорогих и менее сильных игроков вместо одного. Ориентируясь на расчёты Бренда, он выбирает игроков исходя из их процента попадания на базу после выхода на биту. Таким образом, он берёт травмированного кэтчера, который никогда не играл на первой базе, бывшую звезду главной лиги, чья карьера пошла на спад 10 лет назад, и молодого питчера из низшей лиги с необычным способом подачи. Несмотря на состав, набранный Бином, главный тренер «Атлетикс» Арт Хоу (Филип Сеймур Хоффман) оставляет за собой право выбирать состав на каждую игру и оставляет за бортом новичков Бина. После четырнадцати игр «Атлетикс» занимают последнее место и, чтобы дать шанс новичкам, в которых уверен Бренд, Бин решает продать «восходящих звёзд», чтобы связать Хоу руки и заставить его выпустить на поле новых, хоть и неопробованных, игроков.

БИЛЛИ БИН. Генеральный менеджер бейсбольных «Окленд Атлетикс» 52‑летний Билли Бин, ставший прототипом героя голливудского фильма «Человек, который изменил все» (с Брэдом Питтом в главной роли), с недавних пор – советник голландского футбольного клуба «Алкмар». «ССФ» рассказывает удивительную историю человека, который считает, что он изменил еще далеко не все.

«Мне не хватает футбола. Я говорю друзьям в США из числа ура-патриотов, что есть повод считать футбол видом спорта номер один. Остальная часть планеты не может ошибаться». Это слова Билли Бина, одного из самых необычных и успешных руководителей в истории современного спорта. Сказаны они были прошлой осенью, когда Бин гостил в Англии. Встречался с боссами «Ливерпуля» и жал руку Арсену Венгеру и Ивану Газидису из «Арсенала».

Возможно, больший шум наделал бы визит в Британию Брэда Питта, сыгравшего Билли в фильме, который стал одним из главных киноявлений 2011 года. Но это только в случае с зеваками и фанатами. Людям от футбола куда интереснее персона самого Бина.

ЧТО ТАКОЕ «MONEYBALL» И САБЕРМЕТРИКА

«Moneyball» – книга Майкла M. Льюиса, изданная в 2003 году, о бейсбольной команде «Окленд Атлетикс» и ее генеральном менеджере Билли Бине. В 2011 году произведение, ставшее бестселлером, экранизировал режиссер Беннетт Миллер, пригласивший на главную роль Брэда Питта. Фильм об истории создания конкурентоспособной команды без больших финансовых возможностей получил шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года, и четыре номинации на премию «Золотой глобус». В России картина попала в прокат под названием «Человек, который изменил все».

Отчасти своей любвовью к Англии и ее футболу Бин обязан жене. 12 лет назад он подарил ей на день рождения пару билетов в Лондон. Гуляя по английской столице, супруги настолько прониклись духом и антуражем премьер-лиги, что, вернувшись, Бин начал смотреть минимум три матча за тур. Несмотря на то что самый ранний из них начинался, когда в Америке не было и пяти часов утра.

Когда жена Бина увидела, что в кино Билли играет сам Брэд Питт, она сказала: «Такое чувство, что меня ограбили». Сам Билли называет Брэда отличным парнем, пусть кино и не так сильно оказалось погружено в принципы исследования. «Да и кому нужен фильм на два с половиной часа с Брэдом Питтом, который рассказывал бы только о саберметрике? Вы же не пойдете в кино ради урока математики», – усмехается генменеджер «Атлетикс».

Саберметрика (от аббревиатуры SABR – Society for American Baseball Research) – это собирательное название для продвинутого анализа статистики с целью более объективного понимания бейсбола. Благодаря этой вот саберметрике «Окленд» с начала века восемь раз выходил в плей-офф, имея пятый-шестой бюджет с конца в лиге из 30 команд.

Бин отдает себе отчет, что далеко не всем его подход по душе. Многие хотят видеть за сухими цифрами драму, эмоции, красоту игры. Билли рассуждает иначе. «Каждый спорт так или иначе сводится к цифрам. Как много очков ты набрал, сколько побед одержал. Это словно играть в блэкджек в Лас-Вегасе. Если вы научились правильно считать карты, неужели вы будете доверять интуиции?» – задается он вопросом.

Заокеанский хоккей в прошлом году пережил настоящий бум, связанный со статистикой. Многие клубы НХЛ стали приглашать на работу обычных блогеров и болельщиков, которые любили собирать информацию и обрабатывать ее. Бин говорит, что в футболе этот прием также может сработать. Если вы хорошо знакомы со статистикой, клубы сами найдут вас.

Тем не менее генменеджер «Окленда» признает, что в футболе ситуация в принципе сложная. Сама игра менее предсказуемая и просчитываемая, что затрудняет ее анализ. Отрыв богатых клубов от бедных еще больше, чем в бейсболе (в MLS нет потолка зарплат, в отличие от других спортивных лиг Америки. – Прим. ред.). Самое же главное – в футбольных чемпионатах есть система вылета в низший дивизион. «У вас нет так много времени, если вы работаете в футболе. Риски велики. Я был поражен, когда услышал претензии болельщиков «Ливерпуля» к Брендану Роджерсу. Человеку, который едва не выиграл премьер-лигу в прошлом сезоне!» – удивляется Бин. Менеджеры наступают на одни и те же грабли, постоянно увольняя тренеров и нанимая новых.

Все это напоминает Билли то, что творилось в бейсболе два десятка лет назад.

Вероятно, в будущем (контракт с «Оклендом» истекает в 2019 году) Бин постарается изменить английский футбол. Пока он начал с более простой задачи. В середине марта голландский «Алкмар» пригласил его в штаб советником «в области высоких достижений и инноваций». Гендиректор «Алкмара» Роберт Эенборн, ранее выступавший за «Нью-Йорк Янкиз» и «Анахайм Энжелс», говорил, что им была интересна история «Moneyball» еще до того, как он пришел в клуб. «Я немного был знаком с Билли по бейсбольным связям. Он будет давать нам советы из США и несколько раз в год посещать Голландию», – уточнил Эенборн.

«Алкмар» готов принять те же вызовы, которые были брошены «Окленду». Это обещает стать интересным делом», – говорит Бин. Человек, который изменил все в бейсболе и который обожает футбол.

1. Не бойтесь нанимать на работу людей, которые умнее вас

– Однажды на заседании руководства «Атлетикс» я подумал, что являюсь самым тупым среди всех собравшихся в комнате. Следующий год будет 18‑м, что я нахожусь на должности генменеджера, и не устаю восхищаться людьми, которых мы приглашаем на работу. То, что они сами никогда не играли в бейсбол, не означает, что им чужд этот бизнес».

2. Сфокусируйтесь на успехе

– Как человек, который ведет какой-никакой бизнес, я должен быть уверен, что отобью свои инвестиции. Если ты побеждаешь, то создаешь хорошую культуру, так что концентрируйтесь на том, чтобы побеждать. Если у вас небольшой капитал, инвестируйте его в победы.

3. Доверяйте цифрам, а не интуиции

– В спорте и жизни мы слишком часто полагаемся на прозорливость. Цифры – это только факты. Там нет места мнению. Наша цель в «Атлетикс» – в том, чтобы равномерно распределить доверие и критику игрока. В бейсболе можно делать что-то неважно, но не терять кредит доверия. Традиционная статистика считает только то, что на выходе. Ее не интересует сам процесс.

4. Извлекайте преимущества, которые дают технологии

– Даже когда интернет только зарождался, в 1997 году, мой ассистент Пол ДеПодеста и я брали информацию и идеи с небольшого маргинального сайта Baseball Prospectus. Сеть дает открытый доступ ко всему миру. Это означает, что вокруг полно по-настоящему умных людей, которые, возможно, никогда не работали в вашей сфере, но у них есть хорошие идеи.

5. Оставайтесь конкурентоспособными

– Когда я только пришел в бейсбол, никто и слышать не хотел, что управление командой – это бизнес. Но это так. И чем лучше ведется бизнес, тем лучше чувствует себя команда на поле. Поэтому я восхищаюсь «Арсеналом». Если бы мне пришлось покупать акции клуба, я бы купил их ценные бумаги. У них есть доход. Они успешны. Они сокращают расходы. И на сегодняшний день это лучший способ для долгосрочного успеха.

ПРАВИЛА МАНИБОЛА

Когда-то Майкл Льюис работал трейдером в компании Salomon Brothers. Однако известность он приобрел благодаря таким своим деловым и политическим бестселлерам, как «Покер лжецов» и «Новейшая новинка». В 2003 году Льюис опубликовал книгу о бейсболе. Хотя и не только о бейсболе. На поверхности лежала история нищей команды Oakland Athletics, игроки которой решили выступить против богатых и успешных клубов. Но между строк угадывалась история менеджера команды, бросившего вызов системе; история о том, что вынужденный риск бывает не только оправданным, но и выгодным; о том, что стереотипы иногда могут ломаться… как в случае с командой изгоев, которым выпадает еще один шанс.

Спустя восемь лет за адаптацию книги Льюиса решили взяться кинематографисты − картина называется . Роль генерального менеджера команды Oakland Athletics Билли Бина исполняет Брэд Питт. Актеру досталось непростое амплуа человека, которому приходится в корне изменить свое мировоззрение и нарушить все установленные правила, чтобы его команда получила шанс на победу. « − классический фильм о хрестоматийных неудачниках, − говорит Питт, выступающий и сопродюсером картины. − Несмотря на фатальное невезение по жизни, они решают идти наперекор системе. Но как они собираются выжить в этой неравной схватке? Что они могут противопоставить своим соперникам? Даже если на поверку они окажутся запредельно одаренными, их талант − лишь составляющая часть формулы успеха в большом спорте. Подопечные моего героя решают, что не могут играть по каноническим правилам − иначе проиграют. Им приходится начать играть по своим правилам, использовать новые приемы и тактики, чтобы хоть как-то уравнять шансы».

На первый взгляд бестселлер Льюиса не совсем подходит для киноадаптации. Скорее, совсем не подходит. В книге исследуется конкретный случай того, как недооцененные игроки выживают в мире большого бейсбола. В некоторых главах подробно разбираются такие аспекты, как игровые качества спортсменов, стратегии и тактики игры; анализируются статистические данные и различные теории. Но центральным персонажем истории как бы то ни было является Билли Бин, который отправляется в одиночный «крестовый поход» и становится инициатором совершенно неожиданных событий. Его стремление к чемпионскому титулу приводит к чему-то большему и куда более значимому. Фойе Оклендского стадиона неожиданно становится плацдармом вдохновения и надежды.

Книга Льюиса проливала свет на вечную проблематику: общепринятое не всегда является наилучшим. На страницах обсуждалась борьба иррациональной интуиции с «вселенской мудростью», в то время как последняя всегда доминировала в силу прочности стереотипов. Брошенный системе вызов неотвратимо приводил к конфликту. Сюжет фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ основан на истории борца-одиночки. По ходу чтения из-под многочисленных слоев статистической информации проявляется куда более глубокая, личная история Билли Бина. Он терзается сомнениями, но все же изыскивает внутренние резервы, необходимые для борьбы.

«Любому, кто берется адаптировать книгу в киносценарий, предоставляется выбор - либо строго придерживаться написанного, либо, взяв книгу за основу, писать совершенно другую историю, − считает Льюис. − Признаться, сперва мне было даже интересно, по какому пути собрались идти те, кто взялся адаптировать «Маниболл». Ведь в моей книге нет ни повествовательной основы, ни какой-то особой драматургии, столь необходимых для кино. Сценаристам пришлось серьезно поработать, чтобы «взломать мой код», заложенный между строк; прочувствовать авторский посыл. Очень приятно отметить, что Беннетт и сценарная группа сделали, казалось бы, невозможное. Мне не просто понравился фильм − я был поражен тем, насколько точно был передан скрытый смысл книги. Очень правдоподобно передано то, что случилось с Билли и его командой; то, чего им удалось достичь».

«За «вскрытие кода Льюиса» надо благодарить именно Беннетта, − убежден Питт. − В книге описывается необычная история, и Беннетт, надо отдать ему должное, снял необычный фильм. Мы все переживали за этот проект. Но именно стремление режиссера снять незаурядное кино сделало фильм таким, каким его увидят зрители».

«У Брэда были свои причины участвовать в этом проекте, − в свою очередь говорит Миллер. − В процессе съемок он зарекомендовал себя не только исключительным актером, но и выдающимся продюсером, и настоящим единомышленником. Мы подходили к этому фильму, как к классической истории о «поиске философского камня». Мне кажется, что в вечной теме несогласия отдельных индивидов с привычными, общепринятыми, конформистскими и универсальными тезисами по-прежнему сохраняются «белые пятна». Меня всегда поражали люди, находившие мужество для таких поступков. Может показаться, что главный герой нашей истории пытается просто выиграть бейсбольный матч. Но на самом деле он пытается запустить некий механизм, который не должен работать по всем правилам физики. Словом, вечная тема».

«По большому счету Билли, выступающий против влиятельной организации − один из тех немногих, кто посвятил свои жизни борьбе, − говорит Питт. − Как только индивид начинает ставить под сомнение прописные истины, он рискует либо быть заклейменным «еретиком», либо быть объявленным «дураком». Игрокам команды Билли приходилось задаваться вопросом: «Если мы сегодня действительно собираемся выйти на поле, как нам играть?» Система, безотказно работавшая на протяжении 150 лет, для этих ребят не работает. Мне кажется, такая ситуация во многом может соотноситься с текущей ситуацией во всем мире».

«Вообще, этот фильм о системе формирования оценок, − продолжает актер. − О том, как мы оцениваем друг друга, самих себя; о том, как выбираем победителей в соответствии с этой системой ценностей. Картина ставит под вопрос само определение успеха. В таком ракурсе маленькая личная победа главного героя становится значимой и весомой. Возможно, эта победа не попадет в заголовки таблоидов и не будет отмечена призами и кубками. Но для Бина она станет своего рода «личным Эверестом». В конечном итоге, каждый из нас хочет, чтобы то, что он делает, попадало под определение вышеупомянутых ценностей; чтобы имело существенное значение. Думаю, у каждого в жизни был, есть или еще будет похожий «крестовый поход».

«Мне не нужны трофеи режиссера, снявшего шедевр в жанре спортивной драмы, − добавляет Миллер. − Мне не хотелось заканчивать фильм сценой, в которой восторженная команда выносит своего героя на плечах стадиона - под рев болельщиков, хлопки открываемых бутылок шампанского и треск фейерверков. Я предпочитаю тихие триумфы, которые «горят», может быть, не настолько ярко, зато «горят» дольше и «греют» лучше. Такие триумфы, когда переживший внутреннюю борьбу человек понимает, что в нем что-то изменилось».

«У Беннетта есть Божий дар кинематографиста, − считает продюсер Майкл Де Лука. − Он знает, как раскрыть богатую историю, как подчеркнуть ее важные элементы. Спортивные фильмы очень часто соотносятся с повседневной жизнью. Беннетт умеет обострить это ощущение».

Миллер считает себя бейсбольным фанатом, и был очень рад предложению снять необычное кино о мире спорта. Но кроме того он был поражен глубиной истории Билли Бина. «В этом герое мне очень понравилось то, что он пошел на риск не ради самоутверждения, а ради того, чтобы понять что-то в себе, − объясняет Миллер. − Билли нужна не просто победа в бейсбольном матче - осознает он это или нет.

Бин вынужден ответить самому себе на вопросы, которые жизнь рано или поздно задает каждому из нас: «Как определить ценность чего-то одного и его преимущество над чем-то другим? Как определить ценность одного человека в сравнении с другим. Как определить ценность того или иного принятого тобой решения?»

Одной из первых книгу Льюиса прочла жительница Нью-Йорка, продюсер Рейчел Хоровиц. Она сразу поняла мотивы Билли Бина и увидела в истории потенциал для отличного фильма. «Билли - исключительный персонаж, − считает продюсер. − Терзающийся сомнениями аутсайдер, который пытается переделать систему. Он находит в себе силы подняться после многих падений и мужество, чтобы начать все сначала».

Продюсерскую группу дополнили Майкл Де Лука и Брэд Питт. «Мне подкупило в этой истории отвага главного героя, − вторит коллеге Де Лука. − Каким мужеством надо обладать, чтобы в оглушительной тишине покорности и смирения подать голос и тем самым развернуть многотонный ледокол консервативного мышления на 180°!»

Брэнд - экономист Лиги Плюща, выбравший путь бейсбольного аналитика. В какой-нибудь другой спортивной отрасли парень бы блистал, в бейсболе же - оказался практически в статусе аутсайдера. Именно Брэнд объяснил Билли основные правила «манибола»: ценность бейсболистов нельзя увидеть или почувствовать, зато можно отлично проследить в цифрах. Бин перекупил Брэнда у команды Cleveland Indians, рассчитывая в корне изменить расклад сил для команды Oakland Athletics. С этого момента дуэт начал свой «крестовый поход» против ортодоксального бейсбола.

«Питер Брэнд - настоящий аутсайдер, − говорит Миллер. − Этот выпускник Лиги Плюща с дипломом экономиста мог бы блистать где угодно, кроме бейсбольного поля. И, тем не менее, Билли делает ставку на этого молодого человека». Хилл известен своими комедийными ролями и не упустил возможность выступить в драматическом амплуа. Своего героя он видел не только бейсбольного фаната, влюбленного в игру, но и как человека, стремящегося сделать карьеру.

«Миллиарды таких людей штурмуют офисы Уолл Стрит с той лишь разницей, что мой герой - большой любитель бейсбола, − объясняет Хилл. − Благодаря своему образованию, он оценивает игроков по иной, нетрадиционной системе. Для него важны лишь факты. Он не принимает во внимание то, насколько хорошо парень бросает мяч, насколько быстро бегает, насколько хорошо выглядит. Он смотрит лишь на то, как часто игрок добирается до базы».

Впрочем, Брэнд не мог не учитывать один аспект, которым пропитан весь мир бейсбола − богатые традиции. «Своими действиями мой герой вызвал у многих естественную человеческую реакцию отчуждения, − замечает актер. − Всякий раз, когда кто-то пытается изменить общепринятый порядок вещей, это неизбежно вызовет раздражение у представителей прошлого поколения. Особенно если заявить, что все их усилия были неэффективны. Понятно, почему она справедливо бурчат себе под нос: «Да кто такой этот шкет с компьютером наперевес, чтобы учить меня играть в бейсбол?!»

Бина и Брэнда можно назвать диаметрально противоположными по характерам персонажами. Однако одна черта была у них, несомненно, общей. «Каждый четко осознавал, что они выступают против всего мира, − утверждает Хилл. − Они похожи на двух зверьков, которых загнали в угол. И все же они находят в себе силы бороться за то, во что свято верят».

Партнерство Бина и Брэнда становится вводной в ключевую тему истории, описывающую сложные алгоритмы человеческих ценностей и формулы успеха. «Билли и Питер не только дополняют, но и завидуют друг другу белой завистью, − рассказывает продюсер Рейчел Хоровиц. − Питер получил образование, у него вся жизнь впереди, он пока не допускал серьезных ошибок. Билли не может выкинуть эти факты из головы, и даже апеллирует ими во время одной из ссор. В свою очередь Питеру никогда не суждено играть в команде Mets или в какой-то другой. И эта мысль лишает его покоя».

Когда Билли и Питер начинают притворять свои идеи в жизнь в тренировках команды, их новаторский подход сталкивается с первым мощным волнорезом в лице менеджера стадиона Арта Хоуи − суровым мужчиной, привыкшим к традиционному планированию игры. Филип Сеймур Хоффман, получивший «Оскар»® за исполнение роли легендарного писателя в драме Беннетта Миллера КАПОТЕ, подошел к образу Хоуи, как к человеку, который врос корнями в мир бейсбола настолько прочно, что уже не представляет себя без него.

Билли Бину нравилось наблюдать за тем, как Хоффман работает над ролью: «Филип - очень харизматичный человек, Арту это качество тоже присуще. В Арте 190 сантиметров роста, при этом он находится в отличной физической форме. Мне кажется, что Хоффману удалось передать и все это».

Хоффман говорит, что ощущение реалистичных взаимоотношений между героями помогла достичь атмосфера открытого творчества, царившая на площадке. «Беннетт очень профессионально вел нас по сценарию − твердо, но при этом без малейшего намека на тиранию, − объясняет актер. − На репетициях мы все − Брэд, Джона, Беннетт и я − собирались в одной комнате и оттачивали сцены. При этом мы буквально чувствовали, в каких натянутых отношениях пребывают наши герои».

«Мы с Филом - старые друзья, и часто рассказываем друг другу, кто чем занимается, − говорит Миллер. − Разумеется, я рассказал ему о фильме ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ, но не для того, чтобы привлечь к съемкам - я знал, что не попадаю в его съемочный график. Неожиданно проект, в котором он должен был сниматься, перенесли, и Фил спросил, утвержден ли актер на роль Арта? На тот момент я вообще не отсматривал актеров на эту роль, и Фил сказал, что хотел бы сняться в этой роли. Я согласился, не задумываясь. Вот, собственно, и все. Если профессиональный актер хочет сыграть ту или иную роль, ему не стоит отказывать».

Актрису , номинированную на « » за роль в драме ФОРРЕСТ ГАМП, в фильме ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ играет Шерон, жену Билли. Она была рядом с ним, пока Билли был «на коне», а когда удача отвернулась от супруга, потребовала развод. Сейчас бывшие супруги делят опекунство над общей дочерью Кэйси (Кэррис Дорси), которая в свою очередь внимательно следит за карьерой отца.

РАЗДЕВАЛКА

Пришло время подбирать актеров на роли игроков Oakland Athletics 2002 года. Миллер поставил перед собой задачу набрать команду, которая бы гармонично и правдоподобно смотрелась на бейсбольном поле. Поэтому, проводя кастинг, он отдавал предпочтение бейсболистам с актерскими задатками. Первым в кинематографическую команду Athletics попал Майкл Фишер, в послужном списке которого такие фильмы, как и . Авторы фильма наделили Фишера полномочиями бейсбольного координатора − он должен был набрать команду, тренировать актеров и детально инсценировать все матчи Oakland Athletics с исторической достоверностью.

В сравнении со звездным составом 2001 года, в 2002-м Атлеты представляли жалкое зрелище. Но именно этот факт позволил игрокам сплотиться, результатом чего послужил потрясающий прорыв команды в верхние эшелоны бейсбольного мира. «У команды 2002 года был так называемый боевой дух, − вспоминает Билли Бин. − Потрясающе, насколько быстро парни тогда нашли общий язык, несмотря на то, что каждому из них постоянно говорили, что они в лучшем случае останутся на последнем месте, а в худшем - вообще не доберутся до игр плей-офф. Скотт Хэттеберг, Дэвид Джастис и все прочие перестали обращать внимание на эти реплики. Шанс появился, когда они сами устали слушать о том, как популярных игроков отрывают с руками за миллионы долларов. Именно тогда в них зародился дух победы, который помог им выиграть».

На кастинге авторы фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ искали в актерах тот же победный дух. «Кастинг был очень сложным, − вспоминает Фишер. − Пробы прошло около 750 парней. Мы понимали, что для правдоподобности требовалось, чтобы команда состояла из лучших актеров». Многие из прошедших кастинг играли в низших бейсбольных лигах. А Ройс Клэйтон (который играет Мигеля Техада) и Дэррин Эберт (Майк Магнанте) в свое время играли в высшей бейсбольной лиге. Кульминацией карьеры Клэйтона можно считать Чемпионат США по бейсболу, в рамках которого он играл в составе легендарной команды Boston Red Sox. В финальный кастинг вошли следующие актеры:

. /Скотт Хэттеберг. #10. Защитник первой базы. Прэтт известен своей ролью Энди Дуайера в комедийном сериале «Парки и зоны отдыха» на канале NBC. В фильме ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ он играет искалеченного кэтчера, который стал самым сумасбродным приобретением Билли Бина и… самым сильным доказательством его теории. Билли поразил Хэттеберга не только предложением выступить в составе Athletics, но и позицией, которую менеджер предложил ему занять, а именно - защитник первой базы. В этом амплуа Хэттеберг не играл никогда. Прэтт - единственный из актеров-игроков, у кого не было какого бы то ни было бейсбольного прошлого. Поэтому ему пришлось много тренироваться, как в свое время пришлось выкладываться по полной программе и его герою. «Билли и Питер видели в игроках тот потенциал, который скрывался от всех других, − говорит Майкл Де Лука. − Крис - потрясающий актер, одинаково гармонично выступающий и в комедии, и в драме. Зрители невольно начинают сопереживать ему, а следовательно - и самой теории манибола».

Стивен Бишоп /Дэвид Джастис. #23. Левый аутфилдер. Актер, снимающийся в кино и на телевидении (сериал «Огни ночной пятницы»); бывший игрок низшей бейсбольной лиги (команда Atlanta Braves). Еще будучи бейсболистом, Бишоп познакомился и подружился со своим будущим персонажем - Дэвидом Джастисом. «Джастис сказал, что не видит никого другого в этой роли, кроме меня, − вспоминает актер. − Это придало мне уверенности, и я постарался оправдать его надежды ».

Кэйси Бонд /Чэд Брэдфорд. #53. Питчер. Будучи студентом Бонд играл в бейсбол питчером и аутфилдером. В фильме он играет релиф-питчера (питчера на замене), который бросает мяч в своеобразной манере. Бонд играл на поле в низшей лиге центральным аутфилдером за команду San Francisco Giants, и завязал со спортом, увлекшись актерской карьерой. Он снялся в нескольких рекламных роликах в Нэшвилле, после чего переехал в Лос-Анджелес. Свою роль в фильме ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ Бонд получил благодаря внешнему сходству с Чэдом Брэдфордом и способностью бросать мяч в уникальной манере бейсболиста.

Ройс Клэйтон /Мигель Техада. #4. Шорт-стоп. Клэйтон - бывший шорт-стоп команды St. Louis Cardinals, попавший в список лучших бейсболистов 1997 года. В 2007 году он выступал на Чемпионате США по бейсболу за команду Boston Red Sox. Клэйтон играет звездного шорт-стопа Мигеля Техада, попадавшего в звездный бейсбольный список шесть раз. Техада входил в состав команды Oakland Athletics в памятном 2002 году. Что примечательно, Клэйтон в составе St. Louis Cardinals несколько раз играл против Oakland Athletics, в которой в то время выступал его герой.

ВЕСЕННЯЯ ТРЕНИРОВКА

Кульминацией фильма ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ становится бейсбольная серия «20 Игр» − команда Oakland Athletics поставила рекорд в американской бейсбольной лиге, выиграв 20 игр подряд. Это событие стало легендарным у любителей бейсбола. «Сейчас мне кажется нереальным тот факт, что мы выиграли 20 игр подряд на одном дыхании, − признается Билли Бин. − Не верится, что наш клуб добился подобного результата. И на правах генерального менеджера могу с уверенностью сказать - я сомневаюсь, что кто-нибудь когда-нибудь повторит этот подвиг».

Чтобы повторить историческую игру с точностью до последнего крученого мяча и взмаха битой, бейсбольный координатор Майкл Фишер прогнал актеров по нескольким спортивным лагерям с очень жестким режимом и многочисленными тренировками. Кроме того, актерская группа много репетировала на бейсбольных полях различных колледжей Лос-Анджелеса. Все приготовления были нацелены на то, чтобы детальная инсценировка матча сочеталась с реалистичностью текущего момента. «Работая над спортивными фильмами, зачастую приходится придумывать сценарии ко всем событиям, − говорит Фишер. − Но «20 Игр» мы воспроизводили с исторической достоверностью. Учитывая популярность спортивных телеканалов ESPN и Fox Sports, зрительская аудитория стала требовать максимальной реалистичности в спортивном кино. Нам нужно было работать слаженно, как швейцарские часы. И, конечно, настоящие бейсболисты нам очень помогли». Фишер понимал, что ему будет трудно справиться в одиночку − ему на помощь пришли бывший бейсбольный тренер университета Южной Калифорнии Чэд Кретер и бейсбольный тренер калифорнийского университета Майкл Джиллеспи. Сообща трио помогло актерам отточить бейсбольные навыки и отрепетировать хореографию матча. Кроме того, калифорнийцы получили небольшие роли в фильме: Кретер сыграл тренера питчеров Рика Петерсона, а Джиллеспи - тренера запасников Кена Мача.

Во время тренировок особое внимание уделялось одному актеру, который знал о технике бейсбола меньше остальных − Крису Прэтту, который сыграл Скотта Хэттеберга, пришлось серьезно поработать над собой, чтобы соответствовать своему герою. Для начала актер сбросил около 13 килограмм. Ему пришлось научиться держать биту в левой руке, поскольку Хэттеберг был левшой. Пройдя ликбез по технике бэттера, он начал осваивать функции защитника первой базы - именно эту позицию на поле занимал его персонаж. Но, несмотря на все трудности, Прэтт был рад, что ему доверили эту роль. «За весьма короткое время Крис Прэтт стал настоящим бейсболистом, − говорит Фишер. − Но для этого ему пришлось попахать. Он мог так долго размахивать битой, что его ладони раздувались от волдырей. Но усилия того стоили - в фильме он сыграл просто отлично».

«Я не играл в бейсбол с девятого класса школы, − вспоминает Прэтт, − но после съемок обязательно вернусь к этому детскому увлечению».

Пока актеры тренировались на поле, историк Джоди Трипи начал поиски самых разнообразных архивных материалов, связанных с Oakland Athletics, чтобы вдохновить Беннетте Миллера. Сначала Трипи пришлось договориться с Ником Трота из высшей бейсбольной лиги, чтобы решить все вопросы касательно авторских прав и получить доступ к архивам лиги. Разумеется, в первую очередь историка интересовали записи о легендарных «20 Играх». Другие материалы (включая раритетное видео с Кевином Юкилисом по прозвищу «Греческий бог прогулок» , когда тот играл в низшей лиге в 2001 году) Трипи позаимствовал у фанатов, снимавших на любительскую камеру на стадионе.

«Архивы видеозаписей нам очень помогли, − объясняет Миллер свою заинтересованность историей. − Это касалось не только хореографии самого матча, но и того, что происходило на трибунах. Нам хотелось передать атмосферу вплоть до мелочей, ведь то, что происходило на стадионе, было поистине невероятно».

КЛУБНЫЙ ДОМ: ДИЗАЙН ФИЛЬМА

У фильмов про бейсбол, наверное, столь же продолжительная и богатая история, как и у самого вида спорта. Миллер посчитал, что дизайн фильма помимо прочего должен соответствовать жестоким темам, которые в нем поднимаются. Картинка должна была не только захватывать зрителя интересной игрой, но и наглядно показывать, насколько тернист путь новаторов к славе и успеху. Этот путь усеян тревогами, конфликтами, одержимостью, сожалениями и амбициями. Это - обратная сторона спортивной медали, которую не многие рискуют показать.

Решение поставленной задачи Миллер поручил команде под руководством оператора Уолли Пфистера, состоящего в Американском сообществе кинематографистов ASC. Пфистер работал на шести проектах Кристофера Нолана и получил «Оскар»® за НАЧАЛО. Он также работал. В команду Пфистера, работавшую над фильмом ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ, вошли также номинированный на «Оскара»® художник-постановщик Джесс Гончор и костюмер Кася Валицка-Мэймон (оба работали на съемках фильма Миллера КАПОТЕ).

Миллер решил, что снимать фильм надо в стиле безжалостного правдоподобного натурализма. «У Беннетта есть выработанный годами четкий стиль − он не рассказывает историю, а, скорее, наблюдает за происходящими событиями, − говорит Майкл Де Лука. − Дилемму Билли и Питера Беннетт оценивает беспристрастно, словно третейский судья. Так, словно все, что требовалось героям - собрать команду игроков и выиграть чемпионат. С таким же бесстрастием описывался главный герой КАПОТЕ, пытающийся решить загадку и собирающий по крупицам улики, ведущие к разгадке».

В своей работе Пфистер использовал иные архивные материалы, в том числе - первые работы знаменитого оператора Гордона Уиллиса, в послужном списке которого такие фильмы, как КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ, ЗАГОВОР «ПАРАЛЛАКС» и ВСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ. Пфистера вдохновляло необычное мировидение Уиллиса - обилие полутонов, грубая штриховка, многослойность. В совокупности эти инструменты давали возможность углубиться в смысл происходящего на экране.

«Гордон Уиллис - мой киногерой, мой любимый оператор, − признается Пфистер. − Забавно, но я часто слышу предположения, что многие фильмы Беннетта снимает именно он».

Пфистер и Миллер отсмотрели и многие другие картины того времени. Не малое значение сыграла драма Милоша Формана , оператором которой выступил Хэскелл Уэкслер. «Зернистая картинка этих фильмов 70-х интересна не только с операторской точки зрения, − убежден Пфистер, − но и с точки зрения дизайна». «Уолли начинал с документалистики, − объясняет Миллер. − В начале своей карьеры он снимал новостные сюжеты - то, чем профессионально занимался его отец. Он отлично управляется со съемками на натуре при естественном освещении. Фигурально выражаясь, он любит войти в сцену и принять участие в событиях, нежели наблюдать за ними со стороны. Он предоставил нам внушительное пространство для творческого маневра, которое требовалось для достижения максимальной реалистичности».

Пфистер решил показать несколько для ключевых локаций, включая клубный дом Oakland Athletics, офисы и паркинг, где Билли и Питер впервые серьезно беседуют. Оператор выбрал в качестве фона флуоресцентное освещение. «Это не только придает картинке аутентичный оттенок, но и помогает в развитии истории», − делится профессиональными секретами Пфистер.

Помимо прочего оператор решил снимать сцены бейсбольного матча в стиле, приближенном к экспрессионизму. «Во время ночной игры на стадионе горят практически все прожектора - чтобы создать соответствующее освещение для фанатов, телекамер и телезрителей, − говорит Пфистер. − Я же решил погасить половину прожекторов, чтобы создать соответствующую сцене атмосферу. Стадион был освещен только по краям. Работа была очень кропотливая - я старался постепенно уменьшать количество света, чтобы максимально затемнить картинку, но чтобы при этом не потерялось ощущение реального ночного бейсбольного матча. Вообще, мне очень нравится играть с сумерками для создания драматического эффекта и придания соответствующего настроения сцене».

Кинематографисты практически сразу решили снимать фильм на 35-мм пленку. «Я просто чувствовал, что этот фильм необходимо снимать именно на пленку, а не на цифру, − объясняет выбор Пфистер. − У пленки есть душа, она более четко раскрывает историю в том ракурсе, который задумывал Беннетт».

Художник-постановщик Джесс Гончор недавно был номинирован на «Оскар»® − он воссоздал штат Аканзас XIX века в вестерне братьев Коэнов ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА. Ему режиссер поставил примерно ту же задачу, что и оператору − найти точки пересечения аутентичности и драматизма. «Все произошло на самом деле, это - часть истории, − говорит Гончор. − Поэтому мне было важно своей работой отдать дань уважения команде Атлетов, их вкладу в развитие спорта. Ключевыми особенностями дизайна стал интерьер помещений − мы обставляли комнаты так, чтобы они играли свои роли и добавляли сценам драматизма».

«Невозможно недооценить артистизм, с которым Джесс подошел к выполнению своего задания, − признается Миллер. − Это не фантастический фильм, в котором у него развязаны руки для творческого поиска. Наоборот, ему нужно было все расставить, так сказать, по «сюжетному фен-шую». С одной стороны элементы должны были гармонично вписываться в мир истории, с другой - создавать определенную атмосферу, которая бы работала на саму историю. Работа, прямо сказать, не благодарная, но очень важная − зритель либо поверить своим глазам, либо нет».

Чтобы добиться аутентичности, Гончор обратился к первоисточникам. «Сотрудники высшей бейсбольной лиги и команды Oakland Athletics очень помогали нам в работе, − говорит Гончор, получивший в свое распоряжение копии видеозаписей и фотографий с легендарного матча. − Нам предоставили доступ к стадиону, бейсбольному полю, раздевалкам, тренажерному залу, офису Арта. Все оказывали содействие по мере сил». Перед художниками стояла задача показать мир спорта максимально реалистично; такого правдоподобия не достигалось ни в одном другом спортивном фильме. Поэтому сотрудники высшей бейсбольной лиги внимательно следили за работой Гончора и его команды. В итоге все детали были скрупулезно воссозданы с исторической достоверностью - начиная с экстерьера клубного дома и убранства офисов вплоть до бейсбольных перчаток.

Чтобы воссоздать клубный дом Oakland Athletics, Гончору и его команде пришлось изрядно потрудиться. Здание было отстроена заново в одном из павильонов, так как оригинальная постройка претерпела слишком много изменений за прошедшее десятилетие. Расположение комнат и коридоров напоминало атмосферу подводной лодки - тут у любого могла развиться клаустрофобия. «Из открытого пространства бейсбольного поля вы попадаете в этот бетонный застенок, − описывает свою работу Гончор. − Контраст обостряет события, происходящие на съемочной площадке».

Бин был поражен тем, как на его глазах восстанавливались события десятилетней давности: «Это было потрясающе! Художники буквально усеяли фон миллионом различных мелочей, включая фотографию Джо Страммера из группы The Clash, которая по сей день стоит в моем кабинете. Казалось, что они видели обстановку всего каких-то 15 минут. На самом деле, они успели отметить каждую деталь, насколько мелкой она бы не казалась. Нас вообще трудно назвать заурядными в плане обустройства рабочих кабинетов, но художникам фильма удалось идеально передать атмосферу, которая нас вдохновляет».

Особое внимание Гончор и декоратор Нэнси Хэй обратили на раздевалку клубного дома команды, которая являлась своеобразным святилищем для игроков. Вместо статичной декорации, художники решили регулярно обновлять комнату, показывая процесс обустройства в течение тех шести недель, за которые снимался фильм. Актеры должны были пользоваться ею, как настоящей раздевалкой; выкладываться в тренажерном зале; проводить часы отдыха, пока менялись декорации и свет. Не возбранялась даже некоторая перестановка предметов мебели по своему усмотрению. «Суть в том, что через несколько дней или недель должно было появиться ощущение, что это - настоящая функционирующая раздевалка», − объясняет Гончор.

Каждый офис обставлялся с учетом особенностей характера того или иного персонажа. «Мы формировали интерьеры офисов, исходя из характеристик обладателей, − рассказывает Гончор. − Билли - всегда в движении, поэтому в его офисе - вечный творческий бардак, пребывающий в броуновском движении. Питер - компьютерщик, у него в кабинете всегда идеальный порядок. Арт Хоуи - настоящий менеджер стадиона, как капитан на корабле; его офис обставлен в армейском стиле, где всему есть свое место».

В глубине клубного дома располагается одна из любимых площадок Гончора - скаутская комната. Стены похожей на склеп кладовки украшали белые доски с именами игроков, к которым необходимо присмотреться. Эта комната стала для Бина и Брэнда своеобразным военным штабом стратегического планирования. «Она выглядит почти что как комната для допросов, − описывает Гончор. − Она словно говорит о том, что финансирование команды крайне ограничено, и за эти небольшие деньги им предстоит совершить большой прорыв. Когда в этом бункере появляется парнишка с ноутбуком наперевес, два взаимоисключающих стиля смешиваются».

То же смешение стилей использовала в своей работе костюмер Кася Валицка-Мэймон, которая ранее работала над гардеробом актеров фильма КАПОТЕ, а также многих рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, снятых Миллером. Чтобы воссоздать униформу бейсболистов Oakland Athletics, ей пришлось обратиться за помощью к ветерану спортивного трикотажа Эдварду Хэнли, который долгое время работал вместе с Робином Джаффе из высшей бейсбольной лиги. Хэнли и Джаффе следили за тем, чтобы костюмы ничем не отличались от тех, которые носили Атлеты. Хэнли не в первый раз работает со спортивной униформой; в его послужном списке такие картины, как МАЛЕНЬКАЯ БОЛЬШАЯ ЛИГА; КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ; РУДИ; и ДЖЕРРИ МАГУАЙЕР. Он следил за соответствием формы игроков всех возрастов − от юниоров и команд низшей лиги до игроков таких мэйджоров, как New York Yankees и Kansas City Royals. «У Эдда сложились отличные отношения с высшей бейсбольной лигой, − отмечает Мэймон. − Он отлично разбирается во всех требованиях, которые лига предъявляет к униформе, и это нашло свое отражение в фильме».

При разработке костюмов главных героев фильма у Мэймон было больше пространства для творческого поиска. Разрабатывая концепт костюмов для Билли Бина, костюмерша держала в голове «канонический образ героя, нарушающего правила игры во имя благой цели». Вдохновение она черпала не только в образе самого Билли Бина. Мэймон провела тщательное расследование с целью вычленить стилистику одежды всех ключевых фигур XX века - начиная с легендарных бейсбольных менеджеров и заканчивая такими новаторами, как Альберт Эйнштейн. «У людей, ставших для многих кумирами, есть определенный стиль в одежде, и нам нужно было втиснуть главного героя в этот наряд, − говорит Мэймон. − Мы могли досконально воспроизвести гардероб настоящего Билли Бина, но я не думаю, что зрителя интересовало бы портретное сходство. Наши костюмы выполняли совершенно иную функцию - показывали сущность человека».

В итоге одежда Бина была стилизована под «жесткую культурную провокацию». «Мне казалось, что Билли буквально жил спортом и мало что понимал в такой мудреной науке, как мода, − объясняет нестандартное решение Мэймон. − Я пыталась создать образ человека, который при жизни становится примером для подражания, сам того не замечая». На контрасте со своим деловым партнером выступает Питер Брэнд − для этого героя Мэймон подобрала более консервативный гардероб, свидетельствующий о его причастности к Лиге Плюща. «За основу стиля Питера мы взяли элементы одежды студентов Йельского университета и других, входящих в Лигу Плюща, − объясняет костюмерша. − В отличие от Билли, который живет в мире бейсбола, Питер выглядит, как выпускник. Словно на каждом элементе его одежды можно найти лейбл Brooks Brothers».

«Питер одевается в соответствии со своим характером − он всегда собран и сосредоточен, − продолжает Мэймон. − Но иногда мне кажется, что он хотел бы походить на Билли Бина - самоуверенного, беспечного, небрежного, а иногда и опасного. Их неоспоримое преимущество в том, что две противоположности смогли объединить усилия в стремлении к одной цели».

«У Каси было, пожалуй, столь же сложное задание, как и у Джесса Гончора, который работал над декорациями, − признает Миллер. − Начать с того, что ей пришлось воссоздавать костюмы реально существующих людей, а, следовательно - быть предельно внимательной к мелочам. Но кроме того, ей нужно было расставить правильные акценты на некоторых деталях одежды и аксессуарах − использовать все средства, чтобы усилить эффект той или иной сцены».

НА ПОЛЕ

Фильм снимался в пяти различных бейсбольных парках, включая стадион Dodger, парк Fenway, поле Blair Field в Калифорнийском государственном университете и поле Stengel в общественном колледже Глендейла. Однако исторический матч снимался на стадионе Oakland-Alameda County Coliseum - домашней площадке бейсбольной команды Oakland Athletics и футбольной Oakland Raiders. Именно на этом стадионе, вмещающем 60 000 зрителей, снималась большая часть игр Oakland Athletics сезона 2002 года, включая, собственно, «20 Игр».

«Оклендский стадион стал полноценным героем фильма, как старый, потрепанный в боях крейсер, − говорит оператор Уолли Пфистер. − Он повидал множество исторических игр и стал краеугольным камнем нашей истории. Трудно передать ощущение, когда идешь по этому полю и чувствуешь, что рядом с твоими следами траву взрывали бутсы Рэгги Джексона и Кэтфиша Хантера. Эта земля освящена потом и кровью спортсменов».

Для ветеранов Athletics возвращение в прошлое стало знаменательным событием. «Когда я смотрел фильм, внезапно почувствовал, что вновь попал под гипнотическое воздействие стадиона и толп орущих болельщиков, − говорит Бин. − Я всегда считал фанатов 70-х очень творческими людьми, учитывая то, в какой одежде они приходили на матчи, и какими плакатами размахивали. Было очень необычно увидеть то, насколько правдоподобно была воссоздана толпа фанатов в фильме».

Дэвид Ринетти, который присутствовал на играх 2002 года, вспоминает: «Когда актеры выходили на поле, всех зрителей захлестнула волна ностальгии. Кастинг-группа шикарно справилась со своей работой. По ходу следования камеры я практически узнавал игроков − вот Дэвид Джастис, вот Скотт Хэттеберг, вот Барри Зито. Они выглядели точь-в-точь как настоящие бейсболисты Athletics!»

Майкла Льюиса посещение стадиона вдохновило не меньше. «Сейчас все немного изменилось, поэтому то, что мы в буквальном смысле слова возвращаем прошлое, лично меня несколько пугает, − признается сценарист. − Я впервые попал на эту съемочную площадку, когда снимали сцену с хоум-раном Скотта Хэттеберга. Это был один из самых животрепещущих моментов, которые только можно найти в моей книге. Видеть, как эта сцена оживает прямо на глазах − для этого нужно иметь стальные нервы. Вообще, мне кажется, всегда непросто воссоздавать какие-то захватывающие события с исторической достоверностью».

Даже музыкальное оформление - и то было нацелено на реализм происходящего. Для исполнения государственного гимна был приглашен виртуозный гитарист Джо Сатриани. Он исполнил ту же версию, которую исполнял на матче Oakland Athletics в 2002 году. Более того, музыкант играл на той же хромированной гитаре, звуками которой наслаждалась публика десять лет назад.

Массовку набирали из местных жителей. Ежедневно более 1000 человек приходило на стадион, чтобы изобразить бушующую толпу болельщиков, чутко реагирующую на все, что происходило на поле. Из числа непрофессиональных актеров были набраны жены игроков, журналисты и работники стадиона.

В некоторые кадры попадали члены закадровой съемочной группы. Кроме того, в нескольких сценах снялись подлинные сотрудники высшей бейсбольной лиги, что повысило и без того зашкаливающую реалистичность.

Каждый, кто попал в эпицентр истории (или хотя бы был захвачен взрывной волной), проникался замыслами авторов фильма. «Это было почти божественное чувство, − резюмирует полученный в ходе съемок опыт Крис Прэтт. - Мы выходили на поле того самого стадиона в спортивной форме. Газон был аккуратно пострижен, травинка к травинке. Мы буквально чувствовали, сколько человеческого труда было вложено в это поле - начиная с менеджеров и закачивая уборщиками. Очень необычное ощущение».

Билли Бин продолжает выполнять функции генерального менеджера и совладельца Oakland Athletics, несмотря на то, что по сей день не прекращаются дискуссии и дебаты относительно его системы. Для него чувства, описанные Прэттом, стали частью повседневного ритуала.

Режиссер Беннетт Миллер утверждает, что непременно понравится всем спортивным болельщикам: «В этом фильме наглядно показывается уважение к самой игре. Фильм отдает должное и научному подходу, и той магии, благодаря которой случаются по сей день не получившие эмпирического объяснения спортивные чудеса. Никто и никогда не откроет формулу, которая бы объяснила завораживающий эффект игры досконально и убедительно. Всегда будет оставаться человеческий фактор - непредсказуемый и в чем-то волшебный».

«Эмоциональная привязанность к этой игре объясняется еще и тем, что в ней присутствует множество элементов, знакомых многим с раннего детства, − соглашается с режиссером Майкл Льюис. − Немалое значение имеет культурная ценность этого вида спорта. Кроме того, фильм доказывает, что бейсбол открывает новые возможности для тех, кто всю жизнь считал себя неудачником».

На протяжении последних десяти лет фортуна поворачивалась к Атлетам то задом, то передом. Однако нет никаких сомнений в том, что события 2002 года потрясли всю Америку. И отчасти благодаря маниболу многие люди в разных штатах страны спросили себя: «А чего стОю я сам?»


Смотреть трейлер фильма «Человек, который изменил всё» на русском онлайн

БИЛЛИ БИН. Генеральный менеджер бейсбольных «Окленд Атлетикс» 52‑летний Билли Бин, ставший прототипом героя голливудского фильма «Человек, который изменил все» (с Брэдом Питтом в главной роли), с недавних пор – советник голландского футбольного клуба «Алкмар». «ССФ» рассказывает удивительную историю человека, который считает, что он изменил еще далеко не все.

«Мне не хватает футбола. Я говорю друзьям в США из числа ура-патриотов, что есть повод считать футбол видом спорта номер один. Остальная часть планеты не может ошибаться». Это слова Билли Бина, одного из самых необычных и успешных руководителей в истории современного спорта. Сказаны они были прошлой осенью, когда Бин гостил в Англии. Встречался с боссами «Ливерпуля» и жал руку Арсену Венгеру и Ивану Газидису из «Арсенала».

Возможно, больший шум наделал бы визит в Британию Брэда Питта, сыгравшего Билли в фильме, который стал одним из главных киноявлений 2011 года. Но это только в случае с зеваками и фанатами. Людям от футбола куда интереснее персона самого Бина.

ЧТО ТАКОЕ «MONEYBALL» И САБЕРМЕТРИКА

«Moneyball» – книга Майкла M. Льюиса, изданная в 2003 году, о бейсбольной команде «Окленд Атлетикс» и ее генеральном менеджере Билли Бине. В 2011 году произведение, ставшее бестселлером, экранизировал режиссер Беннетт Миллер, пригласивший на главную роль Брэда Питта. Фильм об истории создания конкурентоспособной команды без больших финансовых возможностей получил шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года, и четыре номинации на премию «Золотой глобус». В России картина попала в прокат под названием «Человек, который изменил все».

Отчасти своей любвовью к Англии и ее футболу Бин обязан жене. 12 лет назад он подарил ей на день рождения пару билетов в Лондон. Гуляя по английской столице, супруги настолько прониклись духом и антуражем премьер-лиги, что, вернувшись, Бин начал смотреть минимум три матча за тур. Несмотря на то что самый ранний из них начинался, когда в Америке не было и пяти часов утра.

Когда жена Бина увидела, что в кино Билли играет сам Брэд Питт, она сказала: «Такое чувство, что меня ограбили». Сам Билли называет Брэда отличным парнем, пусть кино и не так сильно оказалось погружено в принципы исследования. «Да и кому нужен фильм на два с половиной часа с Брэдом Питтом, который рассказывал бы только о саберметрике? Вы же не пойдете в кино ради урока математики», – усмехается генменеджер «Атлетикс».

Саберметрика (от аббревиатуры SABR – Society for American Baseball Research) – это собирательное название для продвинутого анализа статистики с целью более объективного понимания бейсбола. Благодаря этой вот саберметрике «Окленд» с начала века восемь раз выходил в плей-офф, имея пятый-шестой бюджет с конца в лиге из 30 команд.

Бин отдает себе отчет, что далеко не всем его подход по душе. Многие хотят видеть за сухими цифрами драму, эмоции, красоту игры. Билли рассуждает иначе. «Каждый спорт так или иначе сводится к цифрам. Как много очков ты набрал, сколько побед одержал. Это словно играть в блэкджек в Лас-Вегасе. Если вы научились правильно считать карты, неужели вы будете доверять интуиции?» – задается он вопросом.

Заокеанский хоккей в прошлом году пережил настоящий бум, связанный со статистикой. Многие клубы НХЛ стали приглашать на работу обычных блогеров и болельщиков, которые любили собирать информацию и обрабатывать ее. Бин говорит, что в футболе этот прием также может сработать. Если вы хорошо знакомы со статистикой, клубы сами найдут вас.

Тем не менее генменеджер «Окленда» признает, что в футболе ситуация в принципе сложная. Сама игра менее предсказуемая и просчитываемая, что затрудняет ее анализ. Отрыв богатых клубов от бедных еще больше, чем в бейсболе (в MLS нет потолка зарплат, в отличие от других спортивных лиг Америки. – Прим. ред.). Самое же главное – в футбольных чемпионатах есть система вылета в низший дивизион. «У вас нет так много времени, если вы работаете в футболе. Риски велики. Я был поражен, когда услышал претензии болельщиков «Ливерпуля» к Брендану Роджерсу. Человеку, который едва не выиграл премьер-лигу в прошлом сезоне!» – удивляется Бин. Менеджеры наступают на одни и те же грабли, постоянно увольняя тренеров и нанимая новых.

Все это напоминает Билли то, что творилось в бейсболе два десятка лет назад.

Вероятно, в будущем (контракт с «Оклендом» истекает в 2019 году) Бин постарается изменить английский футбол. Пока он начал с более простой задачи. В середине марта голландский «Алкмар» пригласил его в штаб советником «в области высоких достижений и инноваций». Гендиректор «Алкмара» Роберт Эенборн, ранее выступавший за «Нью-Йорк Янкиз» и «Анахайм Энжелс», говорил, что им была интересна история «Moneyball» еще до того, как он пришел в клуб. «Я немного был знаком с Билли по бейсбольным связям. Он будет давать нам советы из США и несколько раз в год посещать Голландию», – уточнил Эенборн.

«Алкмар» готов принять те же вызовы, которые были брошены «Окленду». Это обещает стать интересным делом», – говорит Бин. Человек, который изменил все в бейсболе и который обожает футбол.

1. Не бойтесь нанимать на работу людей, которые умнее вас

– Однажды на заседании руководства «Атлетикс» я подумал, что являюсь самым тупым среди всех собравшихся в комнате. Следующий год будет 18‑м, что я нахожусь на должности генменеджера, и не устаю восхищаться людьми, которых мы приглашаем на работу. То, что они сами никогда не играли в бейсбол, не означает, что им чужд этот бизнес».

2. Сфокусируйтесь на успехе

– Как человек, который ведет какой-никакой бизнес, я должен быть уверен, что отобью свои инвестиции. Если ты побеждаешь, то создаешь хорошую культуру, так что концентрируйтесь на том, чтобы побеждать. Если у вас небольшой капитал, инвестируйте его в победы.

3. Доверяйте цифрам, а не интуиции

– В спорте и жизни мы слишком часто полагаемся на прозорливость. Цифры – это только факты. Там нет места мнению. Наша цель в «Атлетикс» – в том, чтобы равномерно распределить доверие и критику игрока. В бейсболе можно делать что-то неважно, но не терять кредит доверия. Традиционная статистика считает только то, что на выходе. Ее не интересует сам процесс.

4. Извлекайте преимущества, которые дают технологии

– Даже когда интернет только зарождался, в 1997 году, мой ассистент Пол ДеПодеста и я брали информацию и идеи с небольшого маргинального сайта Baseball Prospectus. Сеть дает открытый доступ ко всему миру. Это означает, что вокруг полно по-настоящему умных людей, которые, возможно, никогда не работали в вашей сфере, но у них есть хорошие идеи.

5. Оставайтесь конкурентоспособными

– Когда я только пришел в бейсбол, никто и слышать не хотел, что управление командой – это бизнес. Но это так. И чем лучше ведется бизнес, тем лучше чувствует себя команда на поле. Поэтому я восхищаюсь «Арсеналом». Если бы мне пришлось покупать акции клуба, я бы купил их ценные бумаги. У них есть доход. Они успешны. Они сокращают расходы. И на сегодняшний день это лучший способ для долгосрочного успеха.

Билли Бин был игроком MLB в восьмидесятые, но вошел в историю как гениальный менеджер. Он подарил билет в лигу всем спортсменам, показывающим хороший результат, как бы далеки они ни были от стандартов. Подход к выбору игроков, созданный Билли Бином, превратил бейсбол в спорт, который приносит деньги.

В центре внимания система Moneyball и ее основатель Билли Бин. Биография человека, изменившего бейсбол, - в нашей статье.

Детство и увлечение футболом

Уильям Ламар Билли Бин III родился 29 марта 1962 года. С бейсболом Билли познакомился благодаря отцу, в свободное время игравшему на позиции питчера в любительской команде.

В раннем детстве Бин увлекался еще и футболом, но опасения по поводу возможных травм помешали - любой ушиб мог перечеркнуть перспективы возможной бейсбольной карьеры. Когда пришло время выбирать между футболом и бейсболом, Билли Бин без раздумий отдал предпочтение второму. Этому спорту он посвятил всю свою жизнь.

По сей день жизнь Билли Бина тесно связана с бейсболом, но школьное увлечение футболом, от которого ему пришлось отказаться, тоже не было забыто. Бин является страстным поклонником английского футбола, посещает игры и не пропускает трансляции ключевых матчей.

Карьера бейсболиста

Вскоре ему пришлось сделать еще один судьбоносный выбор. Стэндфортская команда предложила Билли место, и в то же время он получил шанс подписать контракт с "Нью-Йорк Метс" - клуб предложил ему 125 000 $.

Скауты (помощники, которые специализируются на поиске игроков и переговорах с ними) "Метс" пророчили ему светлое будущее и блестящую карьеру. Они были настолько убедительны, что Билли принял решение отказаться от учебы в университете в пользу будущих успехов в большом спорте. Позднее Билли говорил, что это решение было первым и последним, которое он принял, пойдя на поводу у материальной составляющей вопроса.

С 1984 по 1989 годы он играл на позиции запасного аутфилдера в высших лигах, а к 1989 году его карьера бейсболиста подошла к концу.

Новаторские идеи

В 1994 году Билли Бин стал главным менеджером "Окленд Атлетикс", а 17 октября 1997 года - ее генеральным менеджером. Соревнование кошельков, в которое превратился бейсбол того времени, совершенно не устраивало Билли. В свет не выходили новые игроки, а известные клубы просто перекупали друг у друга популярных бейсболистов. Нормированной зарплаты у спортсменов не было, поэтому все зависело от того, какая франшиза сможет предложить большую сумму. Каждая победа обходилась клубам довольно дорого.

Высшая лига не обращала внимание на вклад отдельных игроков в игру. Их больше интересовали внешние данные и попадание в размытые негласные стандарты, которым должен был соответствовать профессиональный игрок. Внешние данные имели большое значение, в результате за бортом оказывались слишком низкие, высокие, толстые или худые игроки. У любого бейсболиста, имеющего уникальный или необычный стиль игры, не было шансов пробиться в профессиональный спорт.

Именно на таких бейсбольных аутсайдеров обратил свое внимание Билли Бин. Он отринул стереотипы о стиле и внешних данных и сосредоточился на сухой статистике: проценте успешно проведенных хитов и ранов, выходов на базу, страйков и аутов. За набор спортсменов, подающих большие надежды, но имеющих странности, Билли Бина называли как гением, так и безумцем.

Как только тактика Бина дала свои плоды, другие команды взяли ее на вооружение. "Бостон Рэд Сокс" несколько раз пытались переманить Билли на пост генерального директора, но после очередного отказа просто стали применять его схемы самостоятельно. Бин дал понять, что даже в такой игре как бейсбол, можно отбросить устоявшиеся догмы и найти альтернативные решения, которые впоследствии приведут команду к победе. Набор недооцененных бейсболистов, которые стоили на порядок меньше известных, позволил Билли доказать, что они могут успешно противостоять даже самим сильным франшизам MLB, не обладая большими ресурсами.

Книжный образ

Для Билли Бина 2003 год ознаменовался выходом книги о статистической революции бейсбола, написанной Майклом Льюисом. Автор был впечатлен тем, как Билли смог привести к стольким победам команду, состоящую из бейсбольных аутсайдеров того времени.

Билли Бину удалось доказать, что деньги решают далеко не все. Он предпочел делать акцент на статистической полезности игроков. Впервые они подбирались по принципу экономической выгодности и расчету ценности и полезности каждого конкретного человека на выбранной позиции.

Билли Бин в фильме

Через семь с половиной лет после выхода книги Майкла Льюиса, которая к тому времени уже успела стать бестселлером, взялся за съемку фильма. Главную роль в нем исполнил Брэд Питт, позже этот фильм станет одним из лучших в его актерской карьере.

Книга Майкла Льюиса повествует исключительно о работе Билли, никак не затрагивая человеческий фактор. Она представляет собой сборник сухих фактов и правил. Главный герой обрисован довольно жестким, расчетливым и корыстным, хотя в жизни Билли Бин, напротив, довольно обаятелен. Ему самому больше импонирует образ из фильма.

В то же время взгляды на бейсбол у Билли Бина из фильма противоречат его взглядам в реальности. В фильме он утверждает, что в бейсболе невозможно не быть романтиком. Однако на самом деле Билли считает, что спорт может быть романтичным лишь в детстве, позже значение имеет только победа.

Применение системы Moneyball в других видах спорта

Можно ли идеи Билли назвать универсальными и заставить работать на пользу любых других видов спорта? Многие считают систему Moneyball подходящей только для бейсбола, в котором просто просчитать возможные варианты развития событий на поле.

Билли утверждает, что при должной сноровке просчитать можно любой спорт. Более того, он называет глупцами тех, кто с этим не согласен.