О пользе простирания. Лама Сопа: Польза от совершения простираний

Простирания - буддийская практика медитации совмещенная с движениями тела, когда практикующий полностью ложится на пол вытягивая руки вперед а потом встает.

Во многих школах тибетского буддизма простирания являются первой практикой, которую надо выполнить тому, кто вступил на буддийский путь, она должна быть сделана 111 111 раз. Один цикл - лечь на пол и встать, считается за один раз.

Видео как делать простирания физически

Важно понимать, что простирания, не физическая практика, это медитация, в которую вовлечен как ум, так и тело. Видео ниже демонстрирует только движение, но практиковать только движения нет смысла. Зачастую в разных школах буддизма во время простираний в уме визуализируют разные форм Будд.

Описание практики

Выдержка из

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать. Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что то, когда делаю простирания.

См. также

Литература

  • Книга Не счастья ради. Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма#Выполнение простираний
Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Выполнение простираний

Выполнение простираний

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда-нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать . Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что-то, когда делаю простирания.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Шесть исцеляющих звуков автора Чиа Мантэк

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Из книги Искусство движения. Уроки мастера автора Фельденкрайз Мойше

Из книги Тантра: йога с партнёром автора Тетерников Лев Иванович

Из книги Простая йога. Лучшие асаны автора Липень Андрей

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Из книги Что делать, когда не знаешь, что делать автора Херринг Джонатан

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

III. ПОЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗВУКОВ А. Сядьте на край стула. Половые органы должны находиться не на стуле; они являются важным энергетическим центром.Б. Расстояние между стопами должно равняться длине бедра, стопы прочно стоят на полу.В. Спина выпрямлена, плечи расслаблены;

Асаны 5–7. Выполнение асан 1–3 на левую ногу Перейдите из позы «ребенок» в позу «собака», затем «палка» на полусогнутых руках с поднятой левой ногой и перейдите в положение «кобра» на прямых ногах с левой ногой над

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Правильное выполнение упражнений - ключ к успеху При развитии большинства навыков прогресс происходит постепенно и последовательно. Вот почему большинство преподавателей учат студентов новым умениям именно таким образом - пошагово. Однако при занятиях скорочтением

О первой практике Нендро

В буддизме Алмазного Пути вступительные практики (тиб. Нендро) являются основой Великой Печати (санск. Махамудра). Им предшествует своего рода введение - медитация Прибежища. Вступительные практики состоят из четырех последовательных этапов: простираний - практики принятия Прибежища, медитации на Алмазный Ум, дарения Мандалы и Гуру-Йоги – медитации на высокосовершенного Учителя. Трудно переоценить пользу от этих четырех методов и их значение для нашей повседневной жизни и нашего развития. Все – и учителя, и «бывалые» практикующие буддисты отзываются о них с восхищением.

Вступительные практики часто сравнивают с фундаментом дома или с шасси мотоцикла. В практике медитации, как и при строительстве дома, в первую очередь нужно позаботиться о создании солидного, мощного фундамента, иначе потом, при возведении крыши, ситуация станет критической: дом может завалиться или покоситься. Без надежной опоры наша практика в лучшем случае превратится в забавное туристическое путешествие. Мотоцикл же нуждается в хорошем шасси, позволяющем передавать усилие от двигателя к асфальту на дороге, чтобы можно было закладывать крутые виражи, как по рельсам. Точно так же вступительные практики поддерживают нас на пути к Просветлению.

Простирания – первая из этих практик. Они представляют собой необычайно эффективный метод реализации цели - состояния Будды, ведущего к нему пути, а также усиления открытости к нему. Благодаря поклонам мы все больше испытываем доверие к нашей истинной природе и углубляем связь с Просветлением. Эта практика, как и медитация Алмазного Ума, является, прежде всего, очищающей практикой, она действует на всех трех уровнях: тела, речи и ума.

При этом воздействие этой практики на наше тело и на наше отношение к нему наиболее впечатляюще, так как мы преклоняемся перед Прибежищем не только в уме, но и с помощью физических движений. Это означает, что простирания очищают не только наши внутренние энергетические каналы – благодаря им мы открываем также возможности, которые предоставляет нам все наше тело. Мы осознаем, что не являемся своим телом, и понимаем, как часто устраиваем из-за него «слишком много шума». Вместе с продвижением в практике у нас развивается понимание того, какие требования мы можем предъявить своему телу, и как применять его в качестве инструмента для принесения пользы другим. В результате нас наполняет вдохновение, и мы становимся гораздо полезнее.

Одно то, что перед нами все сильнее открывается наш собственный потенциал, и мы можем его с удовольствием применять, приносит нам необычайную радость.

Поэтому мы не стремимся быстро, «через силу» закончить простирания – для нас важнее распознать и развить собственные возможности. Если мы прислушаемся к некоторым советам, то увидим, что простирания могут превратиться в увлекательное событие, создавая у нас при этом огромный психологический и физический избыток. Это интенсивная активность тела, при которой здорово помогает выносливость. С точки зрения эффективности для развития тела простирания не уступают ни одному из современных тренингов по физической подготовке. Возможные трудности, а также короткие кризисы, возникающие во время практики, можно легко исключить благодаря применению некоторых практических советов и маленьких хитростей. Принимая во внимание все физические элементы этой медитации, не стоит, однако, забывать, что мы имеем в виду просветляющую практику. Это означает, что постижение природы Будды может произойти во время первого же простирания. На что же нужно обратить внимание? Главное –

это разумное отношение к своему телу и точное определение того, как и когда нам лучше практиковать простирания. Привычка к такому контролю приведет нас к цели. И это в особенности касается простираний. Практикуя эту медитацию, мы тут же замечаем, что если делать ее регулярно, то все происходит легче и эффективнее. У каждого из нас разные условия для работы с этим методом, поэтому не существует каких-то точных указаний, а есть только общие принципы того, как избегать лишних трудностей и справляться с препятствиями. Советы, касающиеся отдельных частей тела, приводятся только как подсказка в случае возникновения конкретных проблем, и применять их совсем не обязательно.

Для разных людей подходят разные условия. Одни могут прямо с утра, только встав с постели, пошлифовать доску для простираний и потом весь день наслаждаться чувством, что главное дело на сегодня уже сделано. Очень хорошо также подготовить место для простираний на полу еще накануне вечером - тогда даже при отсутствии желания практиковать приступить к практике будет легче, поскольку в противном случае придется убирать доску для простираний неиспользованной. Кроме этого, после утренней медитации гораздо легче осознанно удерживать чистое видение в повседневных ситуациях. Другие же предпочитают освежиться простираниями после работы. То же самое касается еды. Одни предпочитают скользить по полу натощак, другие же с пустым желудком сдаются уже через десять минут.

Дрожь в коленях и тёплое ватное ощущение в теле после первых 100-200 простираний может быть как знаком особенного благословения, так и сигналом тела о том, что ему не хватает энергии – сахара. Эту проблему могут снять несколько кусочков какого-нибудь фрукта (особенно банана) или в крайних случаях немного шоколада, особенно если мы делаем простирания уже несколько часов.

Если при интенсивной физической нагрузке мы потеем, не имея достаточного количества жидкости в запасе, наши возможности уменьшаются. Так что лучше заблаговременно, пока еще не появилась жажда, выпить немного воды или сока. То же самое можно делать и во время медитации, представляя, что напиток является нектаром Освобождения.

Легкие растягивающие упражнения, особенно грудной клетки, ног и нижней части позвоночника, после окончания практики помогают избежать перенапряжения мышц и признаков усталости.

Хитрости

У большинства из нас трудности с простираниями возникают только в самом начале практики или после длительного перерыва (на неделю или две), когда тело еще не привыкло или уже отвыкло от такого типа движений. В этом случае действуют те же принципы, что и в других физических тренингах. Телу требуется определенное время, чтобы привыкнуть к нагрузкам. Таким образом, резкие изменения интенсивности практики (например, выполнение 1000 простираний сразу после перерыва на несколько недель) представляют для тела серьезную проблему.

Это как с мотоциклом, который долго стоял в гараже, и вдруг мы, не прогрев двигатель, вынуждаем его преодолевать несколько высокогорных переездов. Что касается простираний, то лучше делать их меньше за один заход (например, 100-400 ежедневно), но систематически, чем редко и помногу. Разумно будет увеличивать их количество постепенно и постоянно (например, на 10-20% в неделю), чем сразу удваивать их число. Очень помогает реальная оценка своих возможностей и определение какого-то стабильного количества, которое мы можем выполнить всегда, независимо от нашего физического состояния. Это поддерживает уверенность в себе и помогает развить внеличностное отношение к телу. Если появляется избыток энергии, и мы можем выполнить больше, то следует помнить, что это уже сверх программы, и совсем не обязательно, что это повторится и завтра.

При восхождении в горах мы будем более эффективны и радостны в том случае, если систематически тренировались перед походом. Так и делая простирания, мы получим лучший результат, если станем практиковать, опираясь на привычку и не делая слишком больших перерывов. У некоторых людей существует склонность к неожиданным неконтролируемым порывам бросать практику, и потом из-за боли они на протяжении многих недель ничего не делают или испытывают негативные чувства, связанные с этим.

Вместо того, чтобы нервничать по поводу простоев и перерывов во время «зализывания ран», лучше использовать этот период для усиления мотивации в предвкушении момента, когда можно будет снова вернуться на доску. В этом правиле, конечно же, существуют свои исключения.

Значительное количество простираний, выполненное в одиночку или с друзьями в центре, может здорово поспособствовать развитию мотивации. Кроме того, это очень полезно для тела - такую практику можно сравнить с запасным составом футбольной команды. После небольшой тренировки при регулярных занятиях можно с легкостью делать простирания время от времени на протяжении всего дня, при этом короткие перерывы (например, после каждых 200 простираний) более предпочтительны, чем один большой.

Ловушки

На что следует обращать внимание во время простираний? Буддисты – тоже люди и, подобно другим, тоже порой страдают из-за болей в спине. В общем, простирания не усиливают ее, скорее, наоборот, являются идеальным методом создания равновесия в теле при условии, что мы, опускаясь и вставая, напрягаем мышцы живота, а не искривляем поясницу. Если у вас слабая спина, вам следует в положении лежа вытягивать стопы, вставая не торопиться поднимать грудную клетку, а приседая – втягивать живот. Это позволяет поберечь спину и усилить мышцы живота. Поэтому следите за правильной осанкой. Это особенно важно вначале, пока мышцы еще не разогрелись, и во время последних повторений, когда тело уже устало. Кроме того, вам поможет подушка, подложенная под живот.

В том случае, если у вас проблемы с коленями, можно избежать лишних нагрузок, наблюдая за тем, как они соприкасаются с поверхностью доски. Чем чаще этот процесс напоминает падение, только слегка смягченное подстилкой, тем раньше проявятся недомогания. Подкладка под колени не может быть выше подушечки под животом, кроме того, она должна иметь одинаковую толщину для обоих колен. Иначе сильно загрузится спина или одна из сторон тела. Одновременно можно большую часть нагрузки перенести на руки, которые в этом случае будут прикасаться к полу чуть раньше. Не существует идеальных и одинаковых методов для всех - это относится и к скольжению. Здесь, в основном, можно спокойно экспериментировать, вводя время от времени небольшие изменения в процесс скольжения (например, начиная опускаться то на руки, то на колени) или в его темп (динамический или равномерный). Это также уменьшает риск травм.

Каждый из нас во время своей деятельности предпочитает пользоваться одной стороной тела, и в особенности это справедливо для рук. Простирания же задействуют обе стороны равномерно, исправляя, таким образом, нарушения осанки, и приводят к тому, что тело становится более гармоничным. Однако если вы делаете упор на одну сторону тела, например, неравномерно напрягая руки из-за простирания на неровной поверхности или опираясь на одну руку чуть раньше, чем на другую, или приставляя стопы неравномерно (как бы делая маленький шаг), то тогда время от времени могут проявляться скрытые недомогания в коленях, плечах и запястьях. Чтобы руки и суставы не переутомлялись из-за неравномерных нагрузок, пол или доска должны быть по всей длине одинаково скользкими (например, в полу не должно быть больших щелей), поэтому лучше всего использовать для этой цели тонкий пластиковый лист.

Часто успех практики зависит от того, как вы держите голову. Особенно это справедливо для простираний, поскольку здесь от положения головы зависит все движение в целом.

Напряжение в шее и боли в нижней части позвоночника чаще всего появляются из-за слишком высокой подушки, которую мы кладем под лоб, или чересчур сильного подъема головы во время вставания. Это может происходить, например, из-за того, что мы хотим постоянно «иметь перед глазами» Древо Прибежища. Но так поступать не обязательно, гораздо важнее придерживаться осознавания Прибежища, то есть иметь доверие к тому, что оно действительно присутствует. Точнее говоря, не нужно раньше времени переводить взор на Древо Прибежища или к листу с мантрами.

В общем, можно сказать, что простирания, с точки зрения физического развития, являются идеальным методом гармонизации нашего тела, способствуя развитию более слабых его частей. Трудности же, как и в других методах, появляются, когда мы переоцениваем собственные силы и неправильно реагируем на сигналы своего тела, например, продолжаем резко падать на колени, невзирая на то, что они болят.


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою

Учение Ламы Сопы Ринпоче

Общие виды пользы
Один из главных видов пользы, приносимых простираниями — достижение в будущем хорошего рождения с совершенным телом: золотистого оттенка — подобно святому телу Будды, — прекрасной формы, наделенным совершенными органами чувств. Имея красивое тело, мы сможем привлечь множество живых существ; такое тело привлекает существ — сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы живых существ. Поскольку вы им нравитесь, если вы будете что-то говорить или давать какие-то легкие для понимания наставления, вам будет легко привести этих существ к Дхарме, привести их на путь к просветлению, путь, точно ведущий к счастью.

У вас будет приятный голос. Есть певцы, чей голос способен привлечь миллионы людей. Обладая таким качеством, вы легко сможете принести благо другим, помочь живым существам. Если существа вас слушают, вам легко привести их к просветлению.

У некоторых людей не получается общаться с другими; либо им не хватает мужества, чтобы говорить, либо речь их не убедительна и другие люди к ним не прислушиваются. Однако другой человек, рассуждая на ту же тему, может говорить так, что слушать его легко. Такие люди могут помогать другим, потому что к их словам прислушиваются.

Вы не будете стесняться делать что-то на глазах других людей; освободившись от стеснительности, вы сможете вести за собой живых существ. По-тибетски это качество называется «лха ми га» — где бы вы ни были и куда бы ни направлялись, боги и люди будут довольны вами.

Вы будете производить такое же чудесное впечатление, как Его Святейшество Далай-лама или Его Святейшество Линг Ринпоче. Его Святейшество Линг Ринпоче, казалось, сиял и лучился и был исключительным человеком. Хотя у него было такое же человеческое тело, как и у нас, в нем было нечто особенное, нечто возвышенное. На Западе также встречаются добрые, душевные люди, искренность и честность которых сразу бросается в глаза. Эти люди выделяются даже в толпе — мы замечаем их сияние, их исключительность.

Вас всегда будут сопровождать будды и бодхисаттвы. Если хотите, чтобы вас всегда сопровождали будды и бодхисаттвы, нужно делать простирания — и чем больше, тем лучше!

Вы обретете великое богатство и удовольствия. Простирания создают невообразимо огромную благую заслугу. Чтобы пережить результаты наших благих действий, нам не обязательно ждать следующих рождений; некоторые из этих результатов мы сможем ощутить уже в этой жизни. Причина здесь в том, что на южном континенте, на котором мы все живем, карма, созданная в начале жизни, настолько сильна, что переживать ее последствия мы будем весь остаток этого рождения. В зависимости от того, негативная это карма или благая, в оставшуюся часть жизни мы будем наблюдать соответствующие последствия.

Вы обретете высокое рождение — богом или человеком. Кроме того, вы обретете состояние свободы от страданий, освобождение от сансары. Каждый раз, когда вы совершаете простирания, каждый раз, когда вы складываете перед статуей или изображением Будды ладони — и совершаете простирание с касанием пятью точками (короткое) или полное простирание, или просто подносите руку к груди, или даже просто уважительно кланяятесь — то немедленно создаете причины для обретения просветления. Поэтому, думаю, при перечислении благих последствий следует упомянуть и полное просветление — не только более низкое состояние освобождения, но и великое освобождение, то есть просветление. Я добавляю этот пункт, чтобы сделать такое заключение: вы достигнете состояния, свободного от каких-либо недостатков, и совершенства всех качеств. Таково заключение. Любой вид простираний приносит все эти благие последствия.

Десять видов пользы
Когда вы складываете ладони перед статуей или изображением Будды или когда просто видите священный объект, то немедленно получаете десять видов пользы:

1. Вы обретете рождение в королевской семье. Родившись в семье короля, вы получите богатство и власть и сможете стать королем. Будь вы королем, вы обладали бы большим влиянием и смогли бы принести благо множеству живых существ. Вы могли бы жертвовать свое богатство множеству живых существ, а эти существа прислушивались бы к вашим словам. Таким образом вы помогли бы множеству существ встретиться с Дхармой. Вы могли бы объяснить им, как правильно практиковать, как отказаться от неблагих поступков, которые вредят им самим и другим существам. Вы смогли бы даровать этим существам свободную от каких-либо ошибок мудрость.

На Западе это большая проблема. Родителям, к примеру, очень сложно понять, как воспитывать детей, как помочь детям. Не обладая безошибочной мудростью, помочь детям очень сложно.

В Непале есть один лама традиции Ньингма — Ургьен Тулку Ринпоче, живущий неподалеку от ступы Боудха, там есть большой монастырь. Ургьен Тулку уже покинул этот мир; кажется, его считали самим Падмасамбхавой, что-то в этом духе. Так или иначе, он был женатым ламой с супругой-мудростью, и у него было несколько сыновей — кажется, четверо или пятеро, — и каждый из них был ламой-перерожденцем! У одного из старших сыновей также есть сын — тоже лама-перерожденец. Некоторые ламы, как я слышал, называют эту семью «фабрикой лам». Думаю, это особенная семья; и мать, и отец были особенными людьми. Мать постоянно памятовала о непостоянстве и отречении и была свободна от страха. Их умы не были обычными, не искали наслаждений сансары, не погрязли в удовольствиях сансары. Им это не было присуще.

На Западе — независимо от того, получились дети «случайно» или были «запланированы» родителями — направлять, воспитывать ребенка без мудрости очень непросто. Жизнь родителей и детей полна страданий. Вместо того, чтобы приносить благо обществу, человечеству, живым существам, они не приносят блага никому.

Подобные трудности существуют и в школах, где также вызваны отсутствием подлинной мудрости, и это тоже огромная проблема. Обилие насилия и неблагое поведение ломают жизни детей, и после этого с ними весьма непросто справиться.

Так или иначе, если вы родитесь в королевской семье, жители страны будут вас слушать. Вы сможете открыть их «око мудрости», объяснить им, что следует практиковать, а от чего нужно отказаться, что вредит другим существам и им самим, а что всем приносит благо. Вы сможете привести жителей к правильным методам обретения как временного счастья, так, разумеется, и освобождения от сансары и просветления. Это первое благое последствие совершения простираний.

2. Вы обретете «обширную форму», то есть совершенное тело, наделенное полноценными органами чувств, как я уже упоминал. Если вы обладаете совершенным телом, то можете заниматься любой практикой Дхармы — например, принимать обеты или постриг. Делать все это вам позволяет совершенное тело.

3. Окружающие вас люди, служанки или слуги, коллеги на работе или члены семьи будут совершенными. Их умы будут находиться в гармонии с вашим умом, и благодаря этому не будет конфликтов и трудностей и они будут действовать в соответствии с вашими желаниями. Таким образом ваша практика, направленная на принесение блага другим живым существам, будет еще более благотворной — ведь окружающие вас люди будут вам помогать и вас поддерживать.

4. Вы сможете делать обильные подношения Гуру, Будде, Дхарме и Сангхе.

5. Другие существа будут уважать вас и служить вам.

6. Вы сможете получить множество наставлений по Дхарме.

7. Вы будете обладать глубокой преданностью. Простирания ведут нас к обретению преданности. Без преданности Гуру, без веры, вы не сможете обрести благословения Гуру, и поэтому не сможете достичь реализаций на пути к просветлению. Без преданности Трем Драгоценностям вы не сможете лично обрести их качества — качества Будды, качества Дхармы и качества Сангхи. Без веры мы подобны автомобилям, лишенным топлива — не способным функционировать, или городу, в котором ничего не работает и все рушится, потому что отключено электричество. Преданность — чрезвычайно важная основа.

8. Вы обретете прекрасную память и ясный ум. Если вы хотите обрести хорошую память, делайте побольше простираний! Если вы не хотите стать овощем или страдать от болезни Альцгеймера, делайте побольше простираний!

9. Вы обретете обширную мудрость.

10. Вы достигните обширных реализаций — вплоть до просветления. Вы обретете совершенные, безупречные качества прекращения, совершенные качества реализации. В контексте учений Малой Колесницы вы достигните пути правильного воззрения, пути медитации, пути более-не-учения, на которых освободитесь от циклов смерти и рождения и страданий сансары. В контексте учений Махаяны вы сможете достичь полного освобождения от страданий перерождения, старости, болезни и смерти. В контексте Высшей Тантры, ясного света постижения, вы обретете полное освобождение. Вы освободитесь от омрачений беспокоящих мыслей и обретете чистое иллюзорное тело.

Восемь видов пользы
1. Вы обретете красивое тело.

2. Окружающие вас — ваши родственники и коллеги — будут соответствовать вашим потребностям, и благодаря этому вы сможете лучше помогать другим. Вы будете жить в гармонии, будете успешны.

3. Вы сможете жить, поддерживая нравственную чистоту. Это очень важный момент. Без основания чистой нравственности вы не сможете достичь совершенной медитации. Важнейшее условие для достижения шаматхи, «безмятежного пребывания» — чистая нравственность. Такова основа, предварительное условие. Если вы не поддерживаете чистую нравственность, вам будет сложно обрести реализацию шаматхи. Вы не сможете пройти через девять этапов, достичь совершенного сосредоточения, обрести особое блаженство тела и ума. Без совершенной медитации, безмятежности, вы не сможете осуществить высшую практику мудрости. Без безмятежности, шаматхи, невозможно достичь пути правильного видения, пути обретения результатов, невозможно развить мудрость, напрямую постигающую пустотность, устраняющую омрачения беспокоящих мыслей и дарующую освобождение, абсолютно свободное от любых страданий и причин страданий, от заблуждений и кармы. Практикуя чистую нравственность, вы с легкостью достигните и других целей: отречения от сансары, бодхичитты, пустотности. Когда ум обращен к добродетели, достичь всех этих целей легко.

4. Вы будете обладать преданностью.

5. Вы достигнете отваги, мужества в практике Дхармы и трудах на благо других живых существ, мужества в борьбе с омрачениями.

6. Вы переродитесь богом или человеком.

7. Вы достигнете высшего пути.

8. Вы достигнете просветления.

Всего этого вы достигнете, просто соединяя ладони — и уж тем более совершая полные или короткие (с опорой на пять точек) простирания. Когда вы соединяете ладони перед статуей, ступой или писанием Будды, то получаете все эти виды пользы. Поэтому используйте свои ладони, чтобы совершить простирание, всякий раз, когда видите священный объект.

Если вы изучите те виды пользы, те благие результаты, которые описывает Будда, то поймете, сколь полезны простирания. Простираясь перед Буддой — не перед машиной, не перед другом, не перед деревом или цветком, а именно перед Тремя Драгоценностями — вы заботитесь о своем благополучии. Простирания обеспечивают вам всевозможные виды блага — как сейчас, так и в будущем, вплоть до обретения вами просветления. Такова их сила.

Поэтому каждый раз, когда вы видите ступу или изображение Будды, статую Будды, или текст, каждый раз, когда вы соединяете ладони, вы обретаете всё это огромное, невообразимое благо. Вы оправдываете все те жертвы, которые ради вас пришлось принести вашим родителям: девять месяцев беременности и много лет бесценного человеческого рождения, которые они посвятили заботе о вас. Много лет они посвящали себя вам, трудились ради вашего блага, претерпевали лишения, создали ради вашего благополучия, счастья и выживания множество дурной кармы. Они не жалели себя, столь о многом беспокоились, многого боялись. Когда вы видите священный объект и в знак почтения соединяете ладони, вы оправдываете все эти жертвы. Польза от простираний невообразима. Обретя все эти благие последствия, достигнув просветления, вы сможете помочь огромному числу живых существ, сможете освободить живых существ — в том числе и своих родителей. Благодаря этому их жертвы окажутся стоящими; из жизнь, их усилия, лишения, через которые им пришлось пройти — все это обретет смысл.

Когда вы совершаете паломничество или посещаете храм, в котором есть множество изображений и статуй Будды и у вас нет времени совершить по отдельному простиранию перед каждым из этих образов, просто простирайтесь перед всеми священными объектами разом — даже если их там сотни или тысячи, каких бы они ни были размеров. Просто поворачивайтесь, сложив ладони и искренне думая: «Перед всеми ними я простираюсь». На это требуется всего несколько секунд. Даже если там будет миллиард или сто тысяч образов и статуй Будд, вы сто тысяч раз создадите причины для просветления, а заодно, кстати, и освобождения от сансары, и всего счастья будущих рождений, и даже благополучия и счастья в этой жизни. Всего за несколько секунд, обойдя место со сложенными ладонями и подумав «Перед всеми ними я простираюсь», вы отправитесь домой с сотнями тысяч причин достижения просветления. Отправляясь домой, вы возьмете с собой всю эту заслугу!

То же происходит и когда вы рассматриваете альбомы с изображениями Будды. Каждый раз, когда вы видите образ Будды, складывайте ладони. Закончив просмотр альбома, вы накопите множество причин для просветления и других видов счастья!

Не только простирайтесь, но молитесь: «Да стану я подобен тебе, прославленный Гуру». Божество — это Гуру. «Да достигну я твоих святых тела и имени. Да стану я подобен тебе, да обрету все твои качества, да смогу принести благо бесчисленным живым существам и учениям Будды». Простирайтесь и повторяйте такую молитву. Создавая это позитивное желание, вы создаете множество причин для того, чтобы стать подобными этим просветленным существам.

В одной из своих прошлых жизней Шарипутра странствовал. В одном доме он остановился, чтобы отдохнуть и починить обувь, и увидел на стене прекрасное изображение Будды. Изображение было очень красивым, и Шарипутра пожелал стать на него похожим. В следующей жизни он стал сердечным сыном Будды, всегда сопровождал Его и принес благо множеству живых существ.

Благодаря Будде нам очень просто достичь просветления, очень просто очищать негативную карму, очень просто освободиться от ужасов безначальной сансары. Поэтому нам следует применить учения Будды на практике.

Наша жизнь полна надежды, полна возможностей. Очиститься, освободиться от сансары и достичь просветления не так сложно. Всего этого мы можем достичь с помощью простираний.

Колофон : «Польза от совершения простираний» — выдержка из учений, дарованных Ламой Сопой Ринпоче в Институте Ламы Цонкапы в сентябре 2004 года. Составление и редактура — досточтимая Гьялтен Миндрол, Служба Образования ФПМТ, декабрь 2005 года.

В занятии предварительными практиками первостепенную важность имеет ваша мотивация: то, почему вы это делаете; ваше отношение. Правильное отношение включает в себя преданность Трём Драгоценностям и сострадание ко всем существам, проникнутые усердием. Если вы будете заниматься предварительными практиками с правильной мотивацией, они увенчаются успехом; это - первое. Второе - это то, что негативная карма и затемнения коренятся в алайе, общей основе. Пока эта общая основа с её аспектом невежества не будет очищена, она будет продолжать создавать основу для дальнейших затемнений и плохой кармы. Вот что на самом деле должно быть очищено - фундаментальное невежество общей основы.

Достижение полного очищения - вот главное; не только в простираниях и принятии прибежища, но и во всех остальных предварительных практиках.

Выполнив визуализацию, попытайтесь вспомнить воззрение Махамудры, Дзогчена или Срединного Пути. Время от времени пытайтесь простираться или читать мантры, оставаясь в сути ума. Это увеличит эффект от практики.

Говорят, что, когда практика делается правильно, со вниманием, а не механически, эффект от неё возрастает в сто раз. Если же практика делается в состоянии шаматхи (другими словами - во время узнавания сути ума), эффект возрастает в 100 000 раз. Поскольку многие люди очень интересуются узнаванием природы ума, нет необходимости откладывать его в сторону при выполнении предварительных практик. Напротив - мы должны объединять два аспекта практики: накопление заслуг и накопление мудрости.

Сочетая эти практики с узнаванием природы ума, мы сочетаем относительное накопление заслуг с абсолютным накоплением мудрости. Накапливая заслугу с точкой отсчёта, вы проявляете двуединую Рупакайю и очищаете затемнения беспокоящих эмоций. Накапливая мудрость без точки отсчёта, вы реализуете совершенную Дхармакайю и очищаете всеоснову от невежества. Делается это так: вспомнив и визуализировав объекты прибежища, мы смотрим - кто делает эту практику? Если мы в состоянии совершить одно полное простирание, не теряя созерцания сути ума, это одно-единственное простирание равно 100 000 простираний. Всё зависит только от того, как мы практикуем.

К примеру, если вы произнесёте одну стослоговую мантру, неотвлечённо пребывая в сути ума, это будет равносильно рассеянному произнесению 100 000 стослоговых мантр. То, как вы практикуете, имеет огромное значение. Глядеть в суть ума во время простираний - это очищать не только свою плохую карму и затемнения, но - вместе с этим - и саму всеоснову невежества, в которой коренятся все наши затемнения и плохая карма.

Даже если вы много лет занимаетесь буддийской практикой, если вы хотите достичь реализации - не переставайте делать максимально возможное количество предварительных практик и делайте их, пока ни очиститесь окончательно. Важно не количество сделанных практик, а степень очищения. Наилучший путь - совмещать накопление заслуги с воззрением. Так что, когда вы делаете предварительные практики, помните о воззрении, в которое вы были введены - будь то Махамудра, Срединный Путь или Дзогчен. Неважно, какое из этих трёх великих воззрений вы выбрали в качестве своей практики; в тибетской традиции каждый из этих путей включает в себя предварительные практики.

Есть известная фраза, полностью объясняющая, зачем нужны эти практики: "Когда убраны затемнения, реализация происходит сама собой". Единственное, что мешает реализации, - это наши затемнения и негативная карма; предварительные практики убирают их. Когда ум полностью очищен от затемнений, реализация похожа на беспредельно открытое чистое небо, нигде ничем не омрачаемое. Привычки-тенденции похожи на запах камфоры - даже если саму камфору давно смыли, запах остаётся надолго. Так же и затемнения, до поры до времени находящиеся во всеоснове. Есть и другая известная фраза: "Существуют практики уничтожения затемнений, собирания накоплений и получения благословений реализованного мастера; полагаться на какой-либо другой метод - заблуждение".

Что ценнее - один бриллиант или полная комната стеклянных бусин? Так же и с нами - наша практика не зависит от количества; от того, сколько раз мы повторим практику, чтобы, наконец, завершить её. Нет смысла кричать на всех углах, что вы - один из тех выдающихся людей, которые сделали полный курс предварительных практик десять или пятнадцать раз; это не имеет отношения к делу. Некоторые люди практикуют формально, думая о чём-то другом, "чем быстрее сделаю, тем лучше"; механически повторяя необходимые действия и стремясь побыстрее закончить эту занудь. Во время практики их взгляд блуждает то вправо, то влево; они не обращают никакого внимания на то, что делают. А необходимо однонаправлено устремить свои ум, тело и речь к практике - именно это очищает плохую карму и затемнения. Именно это - настоящая практика; бриллиант в отличие от полной комнаты стекляшек.

Источник текста и