Кто может преподавать йогу. Спонсоры для поддержания йоги. Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Наша жизнь нераздельно связана с практикой аштанга йоги. В обучении студентов мы стараемся поддерживать чистоту метода, так, как это видит глава традиции Шарат Джойс. Ежегодно мы возвращаемся в Майсор, чтобы укреплять связь с Учителем и углублять понимание метода. Мы занимаемся организацией деятельности нашего сообщества практикующих, как в реальном, так и в виртуальном пространстве: ведем ежедневные классы, поддерживаем наши интернет-ресурсы, снимаем обучающие видео. Всегда рады видеть вас на классах аштанга йоги.

Дмитрий Барышников

Занимается йогой с 1999 года. С 2007 года обучается у Шарата Джойса в KPJAYI (Mysore, India). Летом 2012 и 2014 года прошел двухмесячный углубленный спец. курс для авторизованных преподавателей Аштанга Йоги с Шаратом в Майсоре. Летом 2018 года получил второй уровень авторизации от Шарата Р. Джойса.

Более 8 лет ведет ежедневную майсор-программу, открытую для всех уровней практикующих.

Татьяна Барышникова

Начала практиковать традиционную Аштанга Йогу в 2007 году, в 2010 году начала обучение в KPJAYI (Mysore, India).

Ведет утренние майсор-классы и субботние лед-классы в студии YogaWorks.

Олег Володин

Олег начал свою практику йоги еще в 1979 году. Проходил обучение практике сукшма-вьяяма у А.Н. Зубкова и его сына.В 1989 году принимал участие в первой Всесоюзной конференции по йоге, где познакомился с практикой Б.К.С.Айенгара.В течение последних 30 лет Олег обучался йоге Айенгара, Крия-йоге, а также Аштанга йоге в Институте Аштанга Йоги Шри К. Паттабхи Джойса (Майсор, Индия). В 2010 году получил авторизацию от своего наставника - Шарата Р. Джойса. Сейчас Олег преподает как Аштанга йогу в традиции Шарата Р. Джойса, так и Сукшма-вьяяму в традиции Дхирендры Брахмачарьи.

Эвелина Пронина

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АШТАНГА ЙОГИ

Эвелина Пронина – преподаватель традиционной Аштанга йоги. Она практикует Аштанга йогу с 2007, а преподаёт с 2013 года. Ежегодно Эвелена ездит на обучение к хранителю традиции Шарату Р. Джойсу в Институт Аштанга йоги (Индия, г. Майсор).

В нашей студии Эвелина ведет традиционный вечерний майсор-класс, где работает с каждым индивидуально: объясняет ключевые моменты, показывает последовательности асан, помогает разобраться в том, что вызывает сложности. Это эффективный и безопасный тип занятий, которые подходят для любого, кто хочет освоить практику йоги.

Для того, чтобы стать инструктором йоги, необходимо, в первую очередь, ваше желание и намерение учить, передавать знания и опыт людям и помогать им. Во-вторых, – опыт самостоятельной личной практики не менее года. И, в-третьих, – записаться сейчас на курсы в Школу инструкторов йоги Федерации йоги России!

На данный момент есть следующие ближайшие группы курса Инструкторов хатха-йоги, куда вы можете записаться:

Даты Занятия
6 апреля – 2 июня 2019 г.
курс выходного дня, группа №135
суббота, воскресенье
с 10:00 до 17:00
3 – 26 июня 2019 г.
очный курс, группа №139
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00
1 – 24 июля 2019 г.
очный курс, группа №140
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00

Обучение и на очном, и на курсе выходного дня (заочном) проводится по единой программе подготовки инструкторов хатха-йоги и тем же педагогическим составом. Программа обучения и на очном, и на курсе выходного дня одинакова, разница лишь в графике занятий (по будням, либо по выходным), что сделано специально для удобства поступающих.

Сертификаты и дипломы

При успешном окончании обучения выпускники курса инструкторов хатха-йоги получают:

  • Сертификат Инструктора хатха-йоги, подтверждающий квалификацию,
  • Удостоверение Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Школа инструкторов йоги» о прохождении курса «Теория и практика хатха-йоги», дающее право преподавать йогу,
  • Карточка инструктора ,
  • Ваше имя вносится в Общероссийский реестр преподавателей йоги.

Дополнительно по желанию выпускники могут получить Сертификат Международного Альянса Йоги (Индия) и Сертификат Альянса йоги США с регистрацией в Реестрах этих международных организаций.

Программа курса

Обучение на инструктора хатха-йоги проходит по специально разработанной программе YTTC-200 (Yoga Teacher Training Course, 200 часов), зарегистрированной в Международном Альянсе йоги (Yoga Alliance International Worldwide, Индия), Международной Федерации йоги (International Yoga Federation), Европейском союзе йоги (European Union of Yoga Association) и в Альянсе йоги США (Yoga Alliance USA).

Обучение в Школе инструкторов йоги Федерации йоги России не только соответствует всем российским и международным стандартам, но и дает возможность выпускникам Школы без дополнительных экзаменов получить дипломы и попасть в реестры самых крупных международных организаций йоги – Международного Альянса йоги и Альянса йоги США.

  1. Йога – определение самой дисциплины. История и основы философии. Немного о разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
  2. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада), Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
  3. Этические и моральные принципы йоги : Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов.
  4. История йоги России . Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н. и другие.
  5. Гуны : Раджас Тамас и Саттва Мантры. Санскрит. Названия асан. Дословные значения терминов йоги.
  6. Варианты Сурья намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги. Асаны стоя, их детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  7. Разминочные техники. Вьяяма, как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика. Что такое вьяяма и её разновидности. Основные задачи предварительных практик. Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана). Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
  8. Асаны на спине, перевернутые, на животе, их детальная отстройка и проработка : а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  9. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
  10. Базовые типы дыхания : а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма) – Вилома-пранаяма – Сурья-бхедана – Нади-шодхана – Анулома-вилома – Брамари-пранаяма– Брахма-мудра и прана-мудра пранаяма. Кумбхаки – принципы, виды.
  11. Бандхи . Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
  12. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела , применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
  13. Теория объяснения виньяс. Группы Виньяс. Иерархия уровней сложности Виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
  14. Пратьяхара и Дхарана. Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
  15. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
  16. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
  17. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами-йоги.
  18. Психология отношений: Инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
  19. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
  20. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
  21. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принцип построения тренировок утренней и вечерней.
  22. Анатомия: Общий план строения организма. Анатомия костной системы, Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
  23. Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
  24. Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.

Преподаватели курса

Данный сертификационный курс проводят опытные преподаватели, мастера йоги с многолетним опытом преподавания и практики.

– президент Федерации йоги России, руководитель и старший преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и медитации Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги RYT-500 и ERYT-200 в Альянсе йоги США. Занимается различными восточными практиками более 30 лет, медитативными практиками более 19 лет (с 1994 года адепт школы Сато). Мастер боевых искусств, кобудо и йоги. Образование: высшее (МГИМО, Восточный факультет). Специальное: педагогическое (РГУФК), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-1000). Член IYAT (Международная Ассоциация Йога Терапевтов), Yoga Hand Healing (YTTC-200). Специализация: transformational yoga, раджа-йога, медитативные практики, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 20 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Образование – высшее МГГУ (Московский Государственный Горный Университет), кандидат наук, доцент. Специальное образование: курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500). Неоднократный чемпион России и призер международных соревнований в различных категориях йога-спорта. Специализация: построение динамических комплексов, травмобезопасность в йоге, вьяямы, дыхательные практики. Изучаемые стили и направления: классическая хатха-йога, аштанга-виньяса йога, универсальная йога, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 30 лет, преподавательский стаж – более 20 лет. Образование – высшее педагогическое МГПИ (Московский Государственный Педагогический институт). Специальное образование: РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500), персональные семинары Б.К.С. Айенгара, Ф. Бириа и Е. Рушпол. Специализация: отстройка асан, порядок составления тренировочных последовательностей и занятий в целом, педагогика и риторика. Изучаемые стили и направления: хатха-йога Б.К.С. Айенгара, комфортная (универсальная) йога Евы Рушпол. Профессиональный преподаватель и методист йоги.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: Воронежский государственный университет, Школа развития осознанности и интуиции, Московская государственная академия физической культуры и спорта «Теория и практика хатха йоги», Школа инструкторов йоги. Личный стаж в йоге и медитативных практиках – более 20 лет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга виньяса йога, с 2002 года практикует випассану в традиции Махаси Саядо и Гоенке. Много путешествует по Непалу и Индии по монастырям и местам паломничества.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги. Личный стаж занятий – более 15 лет, преподавательский стаж – более 11 лет. Образование – высшее педагогическое МаГУ (Магнитогорский государственный университет). Специальное образование: Международный Альянс йоги (YTTC-500), курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», практический курс в Культурном центре посольства Индии (Москва), РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», персональные семинары российских и зарубежных преподавателей йоги. Специализация: анатомия позвоночника и травмобезопасность в йоге, йога-нидра, виньяса-йога. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга-виньяса йога, пауэр-йога, универсальная йога, йога КПП (травмобезопасная йога), йога для женщин, йога для детей, йога для пожилых людей. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в йога-студиях Москвы, так и персональным тренером.

Мира (Анастасия) – преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и йогатерапии Международного Альянса Йоги, RYT-200 Альянса йоги США. Образование: высшее ГУУ (Государственный Университет Управления, University of Wolverhampton, Великобритания, Институт психоанализа). Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха йоги», «Детская йога», «Перинатальная йога», Международный Альянс йоги (YTTC-500), Healing Hand Center (YTTC-200), «Acient Thai massage foundation» (YTTC-200), практика йогатерапии в Vinieyoga Healing Centre. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, йогатерапия, transformational yoga, оздоровительные энергетические практики.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: высшее педагогическое, к.п.н., доцент. Личный стаж занятий – более 9 лет, преподавательский стаж – более 6 лет. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, санскрит, философия йоги. Имеет персональную группу по хатха-йоге, проводит персональные занятия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 16 лет, преподавательский стаж – более 9 лет. Образование высшее (Томский политехнический институт – инженер-математик, инженер-социолог). Специальное образование: ряд тренингов хатха-йоги в традиции Дхирендры Брахмачари (Бал Мукунд Сингх), аштанга-виньяса йога (Паттабхи Джойс), йога-нидра (Сатьянанда Сарасвати), крия-йога (Ш.Ш. Шарма), специальный курс «Теория и практика классической хатха йоги» в ГБУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. Профессиональный преподаватель йоги, работающий в различных клубах и студиях Москвы, ведущий индивидуальные и групповые занятия, семинары и зарубежные ретриты. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога-нидра, йогатерапия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, занимается йогой самостоятельно. Образование – высшее. Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКа. Кандидат в мастера спорта по плаванию. Автор более 20-ти научных статей, учебных программ и пособий по анатомии, биологии и спортивной морфологии.

– преподаватель Школы инструкторов йоги по направлению «Педагогика». Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий более 10 лет, преподавательский – более 6 лет. Образование: высшее, МТУСИ (Московский Технический Университет Связи и Информатики). В прошлом – бизнес-тренер, автор двух книг по административному менеджменту. Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха-йоги» и «Йогатерапия: опорно-двигательный аппарат». Изучаемые стили и направления: хатха-йога, виньяса-флоу, пауэр-йога, йога для старшего возраста, йогатерапия позвоночника.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 7 лет, преподавательский стаж – более 4 лет. Образование: высшее (Омский Государственный Политехнический Университет). Специальное образование: Школа инструкторов йоги, семинары по йоге 23 и хатха-йоге, специалист по правильному питанию (аюрведа) – Новосибирский Государственный Университет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога 23, стретчинг, пауэр-йога.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, личный стаж занятий – более 12 лет, преподавательский стаж – более 6 лет, опыт работы с детьми с 1991 года. Образование: высшее (Самарский педагогический институт, факультет физического воспитания, Самарский педагогический университет – факультет психологии). Специальное образование: Школа инструкторов йоги (хатха-йога), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», сертифицированный преподаватель йоги Международного Альянса йоги (YTTC-200). Специализация: йога для детей, детский психолог, хатха-йога, пилатес. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в клубах и студиях Москвы, так и персональным тренером.

Отзывы о курсе

Очень хочется оставить свой отзыв. Очень благодарна Сергею Репину за создание удивительной Школы инструкторов йоги, обучаясь в которой словно из гусенички плавно превращаешься в красивую, легкую, добрую, радостную бабочку с правильными, грамотными представлениями о йоге и пилатесе. И желаю школе непрерывного развития и процветания. Спасибо всем преподавателям, они словно видят учеников насквозь…
Ольге Полушиной спасибо за появившийся интерес к учению Айенгара и фразу «Я буду мстить за носки», после которой я сняла тапочки для занятия йогой, в которых занималась всегда, и по дороге домой выбросила их в мусорный бак, – уверена, с интересным выражением лица. И после этого события личная практика изменилась.
Светлане Артисевич спасибо за волшебную, божественную практику и медитацию, дающую уверенность в своих силах и радость от всего происходящего вокруг.
Николаю – за правильный для меня настрой к йоге, важные и твердые слова касательно травмобезопасности и морально-этических принципов практикующих йогу. Если вы несколько лет делаете асаны с неправильной отстройкой это приведет вас к инвалидности. Это понимание останется со мной навсегда.
Мире спасибо за пример доброго и бережного отношения к каждому ученику. Ирочке спасибо за знания по Пилатес и ответственность. Спасибо всем преподавателям, которых я не указала, за знания и личный опыт, которым не все равно, что останется с нами внутри на долгие годы.

~ Ксения Александрова, июнь 2017

Спасибо Вам огромное за преподавательский курс Хатха-йоги!
За учителей, которые нам давали отличные знания, за то, что вы создали Федерацию йоги России, где дают истинные знания!
Я бы вообще в вашей Федерации жить осталась…)), приятно находиться с единомышленниками…, но пока буду просто приезжать на занятия))

~ Карина Касимова

Опыт получен колоссальный, необыкновенный, несравнимый! Многое за эти 3 недели было пережито, передумано и прочувствовано. Самое главное – это свершилось задуманное: правильное направление Пути задано, даны инструменты в помощь для движения вперёд, появилась вера в себя и свои силы Большое Вам Спасибо за это!

~ Яна Лехтсаар

Одна из целей, по которой я к вам пришла, была узнать, насколько йога – это мое, мой путь и моя философия, так как начинала заниматься я через “физкультуру” мне надо было знать, что дальше. И уже после первого занятия я поняла, что да, я делаю шаги в том направлении, которые мне близки, все на курсе – и ученики, и преподаватели – были “моими” людьми, и мое видение и мои движения в йоге, все совпадало с тем, чему нас учили.

Страха, испуга и прочего ни в процессе обучения, ни теперь, после, я не испытала, наоборот, вы и ваши лекции дали мне большую уверенность в себе и поддержку. Теперь я точно знаю, что это часть моей жизни, мой мир. Я никогда не хотела учить йоге, я хотела делиться тем, что йога для меня. Теперь мне делать это еще проще. Моя йога – это мое творчество) курс инструктора – мое вдохновение продолжать и углублять свои знания и навыки, читать нужные книги, думать и делать выводы.
Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, мягко наставляете нас, не требуете, даете поддержку.
В моих планах – освоение пранаямы Вот что стало для меня интересным, хоть и сложным уроком. Буду дальше расти и развиваться. Пробовать, находить свое и делиться тем, что знаю, чувствую и могу дать с теми, кто приходит ко мне на “мою” йогу.

~ Всего Вам наилучшего в вашем добром деле.
Виктория Тарабукина

Всем огромное спасибо!!! ВЫ ПРОСТО СУПЕР!!! Эти два месяца я как будто оказалась в другом мире, полным добра и любви!!! Хотя… вначале было тяжело… Казалось, что происходит полная “чистка” организма и сознания, а как известно, такое перестроение проходит нелегко. Зато потом, стало легко, и я с нетерпением ждала каждых выходных, чтобы очутиться на наших занятиях))))) Я очень Вам всем благодарна))))) и нашим учителям и нашей группе))) Вы все стали родными))) Вы все несете свет и тепло, как наше солнце!!! Еще раз говорю все огромное СПАСИБО!!! Удачи, любви и успехов в нашем общем деле))))))))

~ С уважением,
Юлия Зимкина

«Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех!» Каждый на курсе пытался: и собраться, и оставаться, и работать. Это относится и к преподавателям, и к студентам курса. И хочу с полной ответственностью заявить – у нас это получилось!!! Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Ом Тат Сат!

~ Андрей Дроздов

Здравствуй, Школа инструкторов йоги во всем ее составе!

Я от души хочу поблагодарить Сергея Репина и за организацию Федерации йоги и за организацию обучения, за то, что нашли и заинтересовали таких замечательных преподавателей – я, честное слово, и не ожидала, что они окажутся настолько замечательными, – и еще очень хочу поблагодарить самих преподавателей Школы инструкторов за то влияние, которое оказали на меня и которое стало и для меня самой неожиданностью. Я шла на обучение с совсем другими мыслями – и не подозревала, что оно начнет для меня новый виток в жизни, новый поворот. Учеба в Школе начала во мне внутренний процесс трансформации, который, я уверена, приведет к хорошим изменениям. Я хочу поблагодарить и за долготерпение к моей “придирчивости” :)) которая была по большей части просто тягой к новым знаниям – я очень соскучилась по учебе, давно уже закончила университет и просто рада была вновь окунуться в образовательный процесс, именно в плотное взаимодействие “преподаватель – ученик”. :))

Спасибо, Сергей, Ольга, Николай, Камилла, Людмила, Светлана, Павел, Дмитрий и все-все остальные! Я буду следить за новостями Федерации и, надеюсь, еще не раз увижусь с вами в будущем.

~ С уважением,
Евгения Шафранова

Огромное спасибо за все что вы сделали, за эту замечательную школу, где чувствуешь себя как дома, благодаря уютной и дружеской атмосфере, за прекрасный преподавательский состав, в котором каждый преподаватель открывает что-то новое, бесценное, дарит кусочек своей души! Я очень рада, что судьба привела меня к вам, и я надеюсь еще не раз вернуться в это прекрасное место.
P.S. И отдельное спасибо Вам, Сергей, за вашу заботу и доброту, за ваш позитив и откровение, от Вас исходит светлая и мощная энергетика и это чувствуется, спасибо что вы есть!!!

~ С уважением,
Гидревич Оксана

Вот и пролетели два чудесных месяца познавательнейшего курса обучения “Инструкторов Хатха-йоги”. Для себя я его обозначила как этап расширения границ своего сознания! Так интересно и так увлекательно мне еще не было ни на одном обучении, семинаре, мастер-классе, наверное, потому что каждое слово и каждое движение преподавателей курса (огромное им за это спасибо) были наполнены знаниями и направлены на раскрытие потенциала ученика, – как оказалось, он, т.е. потенциал, у меня тоже имеется) Еще раз убеждаюсь, что любовь к своему делу творит чудеса! А благодаря такому профессиональному подходу преподавателей с первых же дней в нашей группе воцарилось единение, которое помогло мне за эти два месяца не только понять суть йоги и освоить некоторые, казавшиеся ранее невозможными, асаны, но и подружиться и перенять опыт моих теперь уже коллег и друзей! Подводя итог вышесказанному, хочу выразить искреннюю благодарность и восхищение счастливым людям – нашим преподавателям Федерации йоги России, которые творят поистине важное для всего человечества дело! Дай Бог вам здоровья и неиссякаемого желания передавать знания таким же интересующимся и жаждущим знаний людям, как на нашем курсе!

Подробную информацию о стоимости и порядке поступления на курсы Школы инструкторов Федерации йоги России читайте на странице: .

Зарегистрируйтесь на курс

Присылайте вашу заявку и вопросы, заполнив форму ниже, либо отправив письмо на

Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.

Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого "чего-либо" → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ - Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: "А мне сегодня перевёрнутые нельзя". И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого "клея", который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой - почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит.
  10. Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: "Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?" Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

  1. Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
  2. Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
  3. Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: "А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!"». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
  4. Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию... и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д. Очень всем рекомендую - развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться:), но главное когда приходят «живые люди»:) никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
  5. Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
  6. Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро. Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
  7. Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
  8. Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе. Исходя из этого можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
  9. Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон. Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога - это не физкультура и не физические занятия».
  10. Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
  11. Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
  12. Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
  13. Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
  14. Учитесь играть голосом, интонацией. Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
  15. Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» - прогиб спины вверх; «Довольная кошка» - потягивание спиной вниз. В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
  16. Держите контакт с людьми голосом и взглядом. По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите:)

Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы с них не компетентны.

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги - это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг."

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!

С каждым годом йога, индийская философия, как одна из не разгаданных тайн, приобретает все возрастающую популярность. Она, как уверяют, улучшает психическое состояние человека, успокаивает ум и дарует прекрасное здоровье.

Древнее учение, пришло к нам из глубины веков, поэтому преподавать, быть учителем и наставником, имеет право только «посвященный» человек.

Занятие с опытным инструктором йоги — гарантия безопасного овладения практикой

Кто же это такой? Как и где можно получить весь комплекс знаний и стать «посвященным»?

Йога не просто физические упражнения, которые выполняются и зависят от твоего состояния и развитости мускулатуры, это отдельное мировоззрение. И только те люди, которые готовые его принять, расти, развиваться духовно и физически, могут быть инструкторами. Все здесь зависит от личных качеств человека, его способностей.

Случается так, что человек идет на курсы с целью поправить свое здоровье, а лет через 5 понимает, что мог бы сам учить других. Возникает вопрос: «Как стать инструктором по йоге?»

Посещение занятий в течение нескольких лет мало для того, чтобы быть учителем, потребуется дополнительное образование, а еще много времени для усовершенствования своего мастерства. Иногда занятия, которые раньше приносили радость и удовольствие, становятся в тягость, на них не остается моральных сил, и учитель сокращает свою практику в несколько раз.

Но это редкие исключения, обычно инструкторами становятся люди увлеченные, для них уровень учителя – это дополнительный стимул совершенствовать и поднять свое мастерство, проводя занятия и помогая другим понять тайну древнего учения, они чувствуют себя счастливее.

Если вы чувствуете духовное призвание, стать учителем, а не получить сертификат с коммерческой целью, следует пройти все этапы обучения.

Международная Федерация Йоги обучение на инструктора классифицирует по трем уровням:

  • инструктор;
  • тренер;
  • мастер.

Любой, вступающий на путь преподавания, начинает свою трудовую деятельность с квалификации инструктора, только после того, как пройдет курс обучения, сдаст экзамен на квалификационные требования и получит сертификат.

Как и с чего начать

При российской Федерации йоги действует школа, преподавание в которой ведется по международным стандартам (InternationalYogaFederation) и утвержденной программе. Без рекомендации преподавателя и стажа не менее двух лет, поступить в школу невозможно. Курс обучения занимает как минимум три года. Прошедшие весь курс обучения, получают диплом без сдачи дополнительных экзаменов и сразу же зачисляются во все популярные международные реестры преподавателей йоги.

Если вы уже определились и есть желание называться инструктором, то вам придется получить знания по:

  • анатомии;
  • психологии;
  • физиологии человека;
  • в области традиционной индийской медицины – аюрведы;
  • биомеханики;
  • безопасности травм.

Чтобы стать инструктором придется изучать:

  • классические тексты йоги;
  • историю;
  • философию;
  • основные направления, ведущие к вершине.

Обязательно надо знать теорию, так как не приняв и не осознав учение, невозможно постичь всю глубину асан, философских и ментальных составляющих.

Затем приступайте к практике, как в статике, так и в «в потоке».

Будущему инструктору необходимо знать базовые техники дыхания (пранаямы), чтобы контролировать жизненную энергию (прану), поступающую из космоса.

Обязательно выучить шесть степеней очистки (шаткармы), что практикуется в Хатха йоге. В некоторых школах и на курсах инструкторов шаткармам уделяют первостепенное внимание, и пока ученик не пройдет и не изучит технику очищения для тела, его не переводят на следующую ступень обучения.

Учителю необходимо освоить техники индивидуальных и групповых обучений, видеть и помогать исправлять ошибки, пришедших на йогические курсы.

Кроме того, инструктором не может быть человек, если у него отсутствует чувство эмпатии (осознанного сопереживания чувствам другого человека и понимание его внутреннего мира). Если инструктор не будет понимать ученика, он не сможет дать ценные советы, и в этом случае, лучше оставить обучение и не стремиться стать учителем.

Самые популярные методы йоги:

  1. Аштанга.
  2. Айенгара.
  3. Кундалини.
  4. Шивананда.

Каждый из методов имеет свои собственные характеристики, динамику и правила.

Учитель Айенгар йоги

В контексте наиболее популярных методов, сертифицированным преподавателем Айенгар йоги может быть тот, кто отвечает нескольким критериям. Инструктор курсов квалифицируется только тогда, когда его практика составляет не менее трех лет, есть рекомендация от преподавателя, у которого обучались. По истечению этого срока он может выбрать один из двух путей обучения:

  1. Традиционный - с участием ученика и учителя.
  2. Современный - в форме подготовки на одних из курсов, организованных в стране.

Первое и второе обучение длится в общей сложности три года. После трех лет сдают экзамены, сначала один, затем второй.

После выполнения всех формальностей, связанных с присоединением к Ассоциации Айенгар Йоги, он может быть инструктором. Но эти два экзамена только начало. В Айенгар йоге при подготовке компетентных учителей используется система сертификации. Созданы четкие критерии прав, связанные со степенью. Система сертификации представляет собой иерархию, в которой каждый из более высокого уровня квалификации, получает и имеет больше возможностей, но и несет большую ответственность. Старший инструктор (степень интермедия сеньор) может преподавать классы медицинские и по беременности.

Метод Айенгара - это полный спектр знаний с точки зрения динамики, глубины и полноты работы с телом, дыханием и умом.

Его вклад в развитие преподавания асан и пранаямаы трудно переоценить. Он систематизировал и классифицировал позиции йоги, создал очень стройную систему.

Большим нововведением стало внедрение в практику инструментов (одеяла, ремни, деревянные блоки), что позволило регулировать практику и применять метод для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей разного возраста и разных возможностей. Благодаря Айенгару учителя получили мощный инструмент для работы не только со здоровыми людьми, но и с людьми, страдающими различными заболеваниями. Создатель этого метода, 96-ти летний Айенгар до сих пор усовершенствует свои достижения, улучшает передачу накопленных знаний своим ближайшим ученикам, которые понесут их в мир.

Стать инструктором Аштанга йоги

Аштанга йога представляет собой метод, изобретенный Шри Паттабхи Джойс. Чрезвычайно важно в этом методе Парампара (с санскрита) и означает, что знания передаются ученику от учителя через непосредственный опыт. Мастерство достигается не путем демонстрации знаний, знания анатомии или сутр, но на практике с учителем или под его наблюдением, и непосредственно от него. Ученик должен верить учителю и тому, что гуру знает, когда кто-то готов быть инструктором, учителем.

В Аштанге йоге для получения сертификата, надо пройти два уровня:

  1. Авторизация (проверка подлинности).
  2. Аутентификация, сертификация, которая является самой высокой практикой распознавания.

Чтобы получить авторизацию (разрешение) на практику. Необходимо практиковать под наблюдением учителя из Института Йоги Шри К.Паттабхи Джойса Аштанга Майсура один месяц или три, но не более, с интервалом не менее шести месяцев между пребыванием.

Сертифицированные учителя, учатся около 8 лет. Они должны иметь больше 10 лет собственной ежедневной практики и освоить минимум три асаны из 6 серий.

В институте имеется список всех учителей, которые получили разрешение и сертификат по всему миру.

Обучать Кундалини йога

Кундалини йога по системе йога Бхаджана является относительно молодым методом, но уже вызывает большой интерес. Курсы учителей и инструкторов йоги Бхаджаны находятся под личным руководство Йога Бхаджана, программа подготовки включает три шага:

Основа и Просветление

Включает в себя понимание и опыт, как одно из единства (Эк Онг Кар), понимание природы и человека и основных принципов и практики Кундалини-йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Участники квалифицируются с точки зрения уровня зрелости и готовности заниматься, а не физической подготовки или продвинутости в практике йоги.

Трансформация

Этот уровень включает в себя проекцию личности (Сэт Нам); это воплощение природы через слова и поведение; расширение и углубление сознания учителя. Завершение этого уровня свидетельство – стажер Кундалини йоги. Это углубление личной трансформации, основных способностей, характера и сознания.

Реализация

Этот уровень (Сири Уо Гуру). Опыт выражается в словах учителя, достижениях, работе и репутации. Завершение учебы на уровне делает вас признанным сертифицированным инструктором Кундалини йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Шивананда йога

Искреннее желание учиться и открытость по отношению к технике йоги является важным требованием. Программа подготовки инструкторов включает в себя: асаны, пранаямы, йогические диеты, крийи, медитации, мантры, веданты, Бхагавадгита, четыре пути йоги, анатомию и физиологию человека. Чтобы получить всемирно известный сертификат инструктора Шивананда йоги, знание и наличие всех классов обязательно. Сертификат, выданный Международным Шивананда Йога Веданта Центром, подтверждает успешное завершение курсов и дает право быть преподавателем. Существуют еще продвинутые курсы для учителей Шивананда йоги, которые позволяют углубить знания о духовных ценностях, изучить подробно философию ваданты и практики со сдачей экзамена в конце.

Чтобы поступить на курсы никаких формальных требований к квалификации не требуется, предпочтительно базовые знания асан и философии, но это не является абсолютным условием.

Курсы Шивананда йоги заканчивает много людей, но не для того, чтобы стать инструктором и зарабатывать деньги, а для личного самосовершенствования.

Инструктор йоги, какой он?

Будущему инструктору важно перенять опыт своего учителя, а также безупречные моральные принципы. Это постоянная, нескончаемая собственная практика. Инструктор йоги, преподаватель или учитель, профессия привлекательная, модная, интересная. Но также важно, что он работает с людьми, может помогать им, лечить их, а это большая ответственность.

Перед поступлением на курсы или в школу важно спросить себя: «Действительно ли я хочу это сделать? Хочу ли я помогать другим людям? Хочу практиковать с преданностью и усердием? Что я хочу передать другим? Что я должен им предложить? И ответ на эти вопросы вы должны дать себе честно и сознательно.

Говорят, что йога-инструкторами не становятся, а должно просто очень повезти с кармой.

А если серьезно, то самый популярный вариат - это такие специальные курсы для "преподавателей йоги", обычно это 200-600 часов. Международный стандарт - минимум 200 (RYT-200, с разбивкой по дисциплинам ). Остальное - вариации, допольнения, расширенные программы и, конечно, улучшения. В последнее время очень популярны курсы в 500 часов.

Чаще всего эти курсы организуют различные студии йоги, федерации, основатели собственного авторского стиля, различные институты йоги (чтобы было кого нанять в команду и позвать на замены, а также удовлетворить спрос и предложить что-то интресное для "продвинутых" любителей йоги, а также, основываясь на опыте других преподавателей, рассказать как не навредить человеку, давая празный совет на тему йоги).

Где-то требуется до зачисления на курс прозаниматься именно в данном стиле несколько лет и получить рекомендацию преподавателя, где-то достаточно уметь делать кое-какие асаны, где-то достаточно оплатить сам курс - и пожалуйста. По окончанию курса где-то экзаменов нет и даже к посещению отнесутся нестрого, но где-то надо сдавать и практику, и письменную работу писать, и на вопросы отвечать, и презентацию занятия делать.

В некоторых школах сертификат инструктора может быть выдан и безвозмездно просто по сумме занятий в данном стиле и/или рекомендации.

Некоторые фитнес-центры могут организовать "ускоренные" 10-60 часов курсы для своих трененров, чтобы и йога заодно была в расписании. Но, имхо, это самый "слабый" вариант.

Кроме того, стоит упомятнуть, что есть также преподаватели (но их все меньше и меньше), кто как бы сделал себя сам, или обучался у кого-то в индивидуальном порядке и получил благословение/разрешение напреподавание йоги в таком-то стиле.

Многие инструктора имеют довольно длинную и красивую историю о том, как, где и у кого они учились йоге, коллекцию сертификатов, дипломов, благословлений, а также большинство постоянно продолжает повышать свою квалификацию и совершенствует свою личную практику.

Часто для того, чтобы работать инструктором, кроме бумажки с надписью "интруктор по йоге", рекомендуется иметь действиельный сертификат о пройденных курсах Первой помощи и профессиональную страховку. Нужно вам это или нет - вопрос индидуальный, некоторые принципиально работают и без этого, в некоторых местах - наличие оных является обазятельным требованием для сотрудничества с вами. Мое мнение, что если вы собираетсь быть инструктором для двух-трех друзей или друзей друзей по случаю, то страховка вам не нужна. Если работа инструктором - это работа фул-тайм с очень разными людьми и в большом количестве, то лучше иметь.

Теперь о главном. Как же СТАТЬ интсруктором? Ведь наличие красочных сертификатов, еще каких-то бумажек, ряда посещенных семинаров, честно протоптанного коврика для йоги, стопки прочитанных книг, журналов и гигабайтов интренета - не гарантия чего-либо.

Кстати, популярное мнение, что стоит написать на заборе слово "йога" и тут же жаждущие прибегут со своими ковриками записывать на занятия - это прекрасные фантазии и воспоминания о том, когда слово йога на каждом заборе написано не было.

Есть вариант "парт-тайм" работы йога-инструктором, точнее хобби-работа. Вы жаждите творить великое и светлое дело интрукирования других в области йоги, вы консультируете друзей и друзей друзей, начинающих свой путь в йоге, пытаетесь для них иногда преподавать. А также вам начинают доверять заменить вашего преподавателя. Потом знакомых преподавателей становится все больше. Они вас тоже могут попросить заменить. Или позвать работать вместе и вести занятия регулярно. В конце концов вы ведете несколько занятий в неделю, после работы или в выходной день. И все бы хорошо, но клиентов становися больше, и вы задумываетсь о работе "фул-тайм" йога-интсруктором, хотя имеете полное право остановиться на данном этапе.

Есть вариант "фул-тайм" (да-да, прежде всего почитайте сколько вам нужно вести занятий в неделю, сколько денежных единиц вы готовы запросить за час работы, и сколько и где желающих будет именно столько вам уплотить, чтобы вы себя в итоге хорошо чувствовали и были довольны своей судьбой). И, так, вы работаете "на себя", а по сути ведете занятия в разных студиях, центрах, ведете корпоративные занятия в офисах больших и не очень больших фирм, в остальное время ведете прайветы для тех, кто скорее заинтресован в йога-терапии, выступаете на благотворительных фестивалях, организуете семинары, посылаете заявки на конференции. Вместо хобби и свободного времени у вас SEO-оптимизация сайта, печать визиток, размещение рекламы, написание статей про йогу, а лучше видео, изучение на практике налогового учета, хозяйственного учета, бухгатерского учета, чудеса менеджмента и внимательности при заключении контрактов.