Советы парашютистам спортсменам. Советы – это необходимо знать каждому. Что будет, когда я пройду обучение по программе парашютной подготовки «Сигма»

Лететь и парить в небе, падать с высоты испытывая ощущение свободного падения наверно наивысшее наслаждение. Свободное падение длится около минуты, а потом неспешно парашютируешся вниз. Под ногами разворачивается настоящая топографическая карта: аэродром, речка, серая полоска трассы, квадратики домов и зеленые точки одиноких деревьев. Виси – любуйся, контролируй высоту и своевременное раскрытие парашюта, правильно управляй куполом и приземлением.

Организм еще не знает, что его ждет, и разрешает "выкидывать" себя в открытое пространство. Прыгаешь под воздействием эйфории, "прыги" проходят, маняще, нежно "герой" летит в свободном полете.

Парашютный спорт – один из немногих, где интересующих вопросов много, но три задаются с завидной регулярностью.

Первое: "А что если парашют не раскроется?"

Второе: "А что если запасной парашют не раскроется?"

Третий вопрос: "А это не страшно?"

Хотя, по-хорошему, он раскроется однозначно, откроется при необходимости и запасной. В этой работе не шутят, всё отлажено и настроено как швейцарские часы. Если запаска осталась нетронутой, значит, ее правильно разблокировали и полет проходит нормально.

Высокий прыжок

Настоящим скайдайвером могут быть лишь только те, кто полностью освоил обычные прыжки с парашютом, потому что при скайдайвинге расстояние до земли остается гораздо меньше, и времени на обдумывание обычно не бывает.

Заниматься скайдайвингом, как говорят сейчас, «круто и модно» - это экстремальный вид парашютного спорта, что в переводе означает: «нырять в небеса» и представляет собой вольное падение, которое длится с того момента, как взлетит самолет и докуда откроется заветный и спасающий парашют.


Первоначально то, что сейчас называется скайдайвингом, было неотъемлемой частью парашютного прыжка, ведь слишком рано раскрыв парашют, спортсмен рисковал оказаться далеко от планируемого места приземления. И лишь спустя некоторое время люди, ощутив, как приятно и легко во всем теле во время свободного падения, стали специально оттягивать момент раскрытия парашюта - так родился скайдайвинг.

На международных чемпионатах соревнуются в нескольких дисциплинах, в основе которых - свободное падение. Так, например, проводятся соревнование на скорость и качество выполнения гимнастических упражнений в воздухе. Это, поверьте, непростая задача, нужно максимально владеть своим телом в состоянии невесомости, а также контролировать время и уметь вовремя раскрыть парашют.

С развитием одиночного ныряния стало групповое, теперь уже несколько спортсменов одновременно в свободном падении выполняют сложные акробатические номера, то слетаются вместе, то разлетаются вновь. Это очень красивое зрелище, такой групповой скайдайвинг очень напоминает синхронное плавание. Фристайл очень интересное ответвление скайдайвинга. Он представляет собой своего рода балет в воздухе, это смотрится очень эффектно и красиво, особенно если фристайл выполняется в паре.

Точность приземление

Спортсмены центра парашютной подготовки СВО ВС РК очень опытные и не раз они доказывали свое мастерство в точность приземления, отмеряв правильный предварительный расчет относа ветра и управлением купола, уточнив расчет прыжка, под действием метеорологической обстановки, отлично выполнив прыжки с предварительным расчетом.


Бибигуль Рамазанова


Вячеслав - спортсмен-парашютист, он в совершенстве владеет всеми методами обработки цели. Мастерство спортсмена заключается в том, чтобы учитывать погодные условия, выбрать из многих вариантов поражения цели оптимальный. В реальных погодных условиях Вячеслав не теряется в течение одного прыжка, он может меняться и переходить с одного метода на другой, третий… потом опять возвращаться к первому, на точность приземления. У него разработан свой план прыжка, где предусмотрено все, вплоть до мелочей.


Групповая точность - это одно из сложнейших и ответственных упражнений в программе соревнований. И не только из-за того, что в прыжке участвуют 4-5 и более спортсменов, но и из-за большого морально-психологического напряжения каждого участника. План прыжка отрабатывается не только группой, но и каждым спортсменом отдельно, так как в группе имеются спортсмены с разным весом. Определяется очередность отделения - обычно первым отделяется спортсмен с большим весом, последним - самый легкий. Учитывается время прохода на боевом курсе, направление, интервал отделения, задержка в открытии парашюта каждым спортсменом, взаимодействие в группе.


Пусть купол над Вами всегда разворачивается без всяких проблем и ветер не сносит вас с намеченного курса, а погода всегда подходит для полетов и прыжков. Хорошего взлета, захватывающего прыжка и удачного приземления!


Прыжки с парашютом все больше набирают популярность не только среди поклонников экстремально отдыха. Теперь это не только вид спорта, но и популярное развлекательное мероприятие.

Как бы далеко вы не зашли в своих намерениях (стали заниматься профессионально или остановились бы на одной попытке), неизменно будет то, что вас будет сопровождать . Ни у кого не получится обойтись без инструктора, ведь новичку необходим человек с большим опытом, который объяснит и продемонстрирует, как вести себя, оказавшись в небе один на один с парашютом.

Какие задачи стоят у инструктора

Начинающие осваивать все тонкости , никак не могут обойтись без своего педагога и наставника, кем и будет являться инструктор. Он демонстрирует новичкам, как устроен парашют, рассказывает обо всех его потенциальных возможностях и о способах его использования, штудирует правила техники безопасности. Кроме того, в курс наземной подготовки входят тренировки на тренажёрах, теоретические лекции о поведении перед прыжком, в период полета и в момент приземления, оказывается моральная поддержка.

Тем, кто намерен прыгнуть ради забавы, инструктор станет благожелательным и требовательным воспитателем, который предостережет от необдуманных действий и легкомысленного поведения, которые могут привести к плачевным последствиям.

Как стать инструктором по прыжкам с парашютом

Претендовать на звание инструктора могут только те, кто сам стал опытным парашютистом. Претендент на эту ответственную работу должен иметь за плечами не одну сотню прыжков, он должен на практике иметь дело с различными парашютными системами. Но и этого мало. Инструктор должен быть уравновешенным человеком, спокойным и внимательным, а так же иметь отличную физическую форму. Кроме того, у него должны быть педагогические способности, чтобы суметь донести свои знания, навыки и умения до своих учеников. Инструктора являются «тонкими» психологами, чтобы чувствовать и анализировать психологическое состояние как одного ученика, так и всей группы.

Все эти качества помогают инструктору грамотно реагировать на растерянное поведение новичков, правильно вести себя в сложных непредвиденных ситуациях, когда ученик допускает при подготовке к прыжку погрешности и др. При любых сложных обстоятельствах инструктор обязан действовать обдуманно и быстро, предвидя возможные последствия.

Небо не прощает ошибок, поэтому инструктор в разумных пределах должен быть педантичен в действиях, неукоснительно соблюдать все инструкции, придерживаться нормативов и правил, быть примером для своих учеников.

Профильного образования – инструктор парашютного спорта в учебных заведениях нет. Обычно, это направление является частью учебного курса, входящего в подготовку по другим специальностям, либо как факультатив. В любом случае, соискатель на профессию инструктора, должен пройти весь путь подготовки, предусмотренный для спортсменов-парашютистов.

Яркие люди всегда в хорошем настроении, готовые улыбаться и общаться на позитивной волне хоть с волками!

Спорт спорту рознь, а парашютный — это вообще отдельная тема. Экстремальных видов спорта много, но такой один. Тут экстрим и адреналин в избытке, поддержание себя в хорошей физической форме и постоянная умственная деятельность не даст вам заскучать!

Парашютный спорт – это исключение из всех правил. Нет другого такого же спорта, в котором ты получаешь столь же яркие и пронизывающие эмоции, удовольствие и наслаждение.

Аэродром «Борки» всегда полон спортсменов в ярких комбинезонах, с замысловатым на первый взгляд снаряжением… красавицы девушки изящно укладывают свой парашют и, мило смеясь, общаются с друзьями по цеху, хрупкие и нежные на первый взгляд, но имеющие за плечами уже не одну сотню прыжков, а то и не одну тысячу, они бесстрашны и отважны как крепкие парни, которые на приземлении гасят купол одной левой, инструктируют вновь прибывших тандем пассажиров.

Кто-то создает впечатление передвижного хоровода или другой игры, когда большой группой то выстроятся в ряд, то возьмутся за руки, то разбегутся. На самом деле, это тренировка формации. Она тренируется для того, чтобы в небе из парашютистов выстроилась звездочка, кольцо и много других фигур.

Что-то позитивное и умиротворенное так и витает в воздухе, и наполняет все вокруг.

Погрузиться в это может практически каждый желающий. Приобщиться к определенному клану, сообществу, где все равны и стоят горой друг за друга, а в небе делают то, о чем другие даже боятся мечтать!

Если вы сидите на работе, дома, едете в машине, плывете на лодке, едите, смотрите телевизор, не важно чем занимаетесь, если у вас возникла мысль, как стать спортсменом парашютистом, то вам прямая дорога на Аэродром «Борки».

После того, как вы свяжетесь с нами, сообщите, что хотите стать парашютистом и пройти курс AFF, будет назначен день начала обучения, в который вы будете проходить теоретическую подготовку.

Вас полностью введут в курс дела, и то, чего вы вчера боялись или переживали, станет для вас реальностью. А опытные инструктора доведут вашу наземную подготовку до уровня мышечной памяти. Вы изучите историю, отказы и решения проблем, направления приземления, отцепку основного парашюта и ввод запасного, покатаетесь на специальном тренажере и научитесь правильному положению тела в воздухе. Это и еще многое другое даст вам отличную базу знаний и навыков. Так вы станете уверенней в себе и сможете преступить к практике в воздухе.

Заведутся двигателя самолета, и вы отправитесь в небо для выполнения нулевого уровня: тандем прыжок с заданием. Затем будет прыжки с двумя инструкторами, потом с одним, а к седьмому уровню вы уже будете отделяться от летательного аппарата самостоятельно, а инструктор лишь будет контролировать вас на расстоянии.

В процессе будут разборы, работа над ошибками, коррекция их и исправления, видео разборы и многое другое. А после контрольного седьмого уровня вы получите долгожданный допуск и категорию «А» — парашютист любитель.

С ней Вы сможете совершать самостоятельные прыжки, взяв в аренду снаряжение и парашютную систему, и уже совершенствоваться в воздухе проходя курс RW, который вам поможет уверенно чувствовать себя в свободном падении, передвигаться и ориентироваться, прыгать в паре с инструктором. К тому времени вы уже выберете свое направление (дисциплину) в парашютном спорте, в которой будете развиваться.

И вы не заметите, как тот мир, который был еще вчера недосягаем, стал вашим, и теперь вы один из тех, кто каждый день покоряет небо!

Сергей Емельянов, инструктор ПС и ПДС ДОСААФ России
(инструктор поисково-спасательной и парашютно-десантной службы)

«Не ты выбираешь спорт, а он тебя»

Когда мне было 17 лет, я узнал, что моя младшая сестра прыгала с парашютом, и мне очень захотелось попробовать. Сначала действительно думал, что только попробую, но после первого прыжка хотелось ещё, а потом ещё… И так меня затянуло, что начал прыгать постоянно.

Страх потерять опору под ногами – он естественный. Я более-менее перестал бояться где-то после шестидесятого прыжка. Сейчас бывает не страх, но волнение. Переживаешь либо за комплекс фигур, которые нужно открутить за минимальное время в свободном падении, либо за точность приземления. В голове проигрываешь, сидя с закрытыми глазами в самолёте. Вот за это переживаешь. А то, что там что-то не так пойдёт – об этом уже не думаешь.

Для меня это давно уже не просто развлечение, а спорт. На определённом этапе я начал ездить на соревнования. Там увидел, как можно прыгать, пообщался с участниками из разных команд, узнал, что есть фигуры, которые нужно «откручивать» в небе. И стал относиться к прыжкам не как к , а как к спорту.

Говорят, что не ты выбираешь спорт, а он тебя. Мне хотелось совершенствоваться. И в какой-то момент у меня спросили: «А ты не хочешь попробовать себя в качестве инструктора?»

«Прыгнуть для меня - как из маршрутки выйти»

Можно прыгать много и долго, для удовольствия. И даже имея большое количество прыжков, ничего не уметь. А можно относиться к этому профессионально. Изучать теорию, применять её на практике. Не просто прыгать и падать на «пузе», а делать определённые упражнения.

Инструктору важно не бояться ответственности, ведь ты принимаешь на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. То есть ты должен чётко отдавать себе отчёт в том, что ты неправильно рассчитал – у тебя люди приземлились в лес, на здание, в овраг, в речку, поломались, разбились. Ты за них отвечаешь и, если что, ты за них сядешь.

Ты должен не просто обучить людей – они должны тебя слышать и слушать с первого раза.

К кому-то требуется индивидуальный подход. Если человек боится, его нужно успокоить. Я говорю обычно так: «Ты должен знать материальную часть назубок и чтобы у тебя не было мысли, что твой парашют откажет. Ты его уложил, ты всё знаешь, ты всё сделал правильно. Прыгнул – и работай над заданием. Пока не открылся парашют, даже не думай о нём. Выполняй задание. Если ты уверен в себе и не будешь бояться, что он не откроется – он откроется всегда. Главное – быть уверенным в своих действиях».


Я готовлю людей к первому прыжку. Есть два варианта. Можно прийти в аэроклуб, сказать: «Я хочу прыгать», и вам предложат либо коммерческий прыжок, который можно осуществить в ближайшие выходные, либо длительное обучение. В первом случае вы приходите «на всё готовое», вас оденут, обуют, выдадут сложенный парашют.

Во втором нужно будет пройти курс подготовки, в который входит теория, отработка прыжков, занятия по укладке парашюта. После чего сдаётся зачёт, выпускается приказ на допуск к прыжкам с парашютом, к практическому выполнению прыжков – и вы уже прыгаете под моим руководством и руководством командира звена (начальника аэроклуба).

На аэродроме обязательно проходит дополнительный инструктаж: люди прыгают с парашютной горки, тренируют приземление, дабы не сломать ноги – там очень важно держать их вниз, пробуют отделяться от самолёта.

Потом все одеваются (шлем, сапоги и прочее), идут в самолёт – и тут я вижу испуганные лица. Паника, правда, не у всех бывает, некоторые переводят её в смех. Есть естественный страх: боязнь высоты, боязнь потерять опору под ногами. Это бывает, но обычно справляются. Первый раз в прошлом году я видел, когда человеку действительно стало плохо - от страха он побледнел, его начало тошнить.

Чтобы определить адекватность, понять, насколько человек спокоен, сосредоточен, я показываю ему пальцы на руках. Как-то раз прыгал мой друг. Я ему: «Антон, сколько пальцев видишь? Два, три?» Он мне в ответ: «Всё нормально, всё вижу…» А вечером делится:

Серёж, помнишь, ты мне в самолёте пальцы показывал?

Так вот. Я не то, что пальцы, я тебя не видел.

Такое тоже бывает.

Когда мы уже в самолёте, важно рассчитывать выброску: на каком удалении должна быть точка выброса от старта (то место, куда мы приземляемся). Важно учитывать силу ветра, направление, высоту. Нужно знать приметы погоды, они помогают: ты можешь определить, когда пойдёт дождь и когда будет смена ветра. Например, с утра затишье, а потом ветер спускается с высоты. Все эти знания в комплексе и позволяют рассчитать безопасный маршрут для прыжка.

По моим командам лётчик набирает определённую высоту, я выбрасываю пристрелочный парашют либо ленту – проверяю точность расчётов – после чего начинают прыгать люди.

Я не просто «выбрасываю» людей, нужно смотреть, куда они приземлились, как «открылись». Если это начинающие спортсмены, то смотришь, как они делают задание (например, выполнить определённый комплекс фигур в свободном падении). И, соответственно, позволяешь им либо дальше расти, либо тренировать это упражнение.

Я могу отменить прыжок в некоторых случаях: если человек себя плохо чувствует, если в самолёте открылся запасной парашют, если на аэродром прибыл товарищ в неадекватном состоянии.

Тело имеет определённое сопротивление. Ты на скорости 52 м/с падаешь на животе. Можешь раскинуться и будешь падать медленней, а можешь собраться – полетишь вниз быстрее. То есть, напрягая определённые группы мышц, можно менять высоту или летать вперёд-назад.

Когда все спрыгнули и приземлились, можно остаться в самолёте. Но я всегда выпрыгиваю. Это моя работа, и мне это нравится.

В моей практике не было случая, чтобы парашют не раскрылся. Частичное раскрытие, когда он работал нештатно – да, такое бывало.

«Я адреналиновый маньяк»

Я работаю с вечера пятницы: провожу предварительную подготовку с шести до 9-10 вечера. В субботу в 6 утра я уже в аэроклубе. Прыгаем часов до трёх, иногда до пяти-шести. Приезжаем, укладываем парашюты, бывает, и до 12 ночи, и до часу. Воскресенье – опять в 6 утра в аэроклубе, прыгаем часов до трёх – и всё, я свободен.

Зарплата может складываться из нескольких пунктов. Мне платят 5% от стоимости коммерческого прыжка. В сезон за месяц выходит в районе 20 тысяч рублей в регионах, в Москве инструкторы могут зарабатывать около 60 тысяч. Работают, в основном, по выходным. В будни многие трудятся где-то ещё. Также заработок может идти от продажи экипировки, но это уже бизнес.

Сезон активных прыжков – с середины апреля и где-то под конец ноября. Потом портится погода и, как правило, аэроклубы закрываются. В Москве прыгают круглый год, но зимой потока людей намного меньше.

Сейчас активно развивается частная авиация. У моего товарища самолётик маленький, и мы с него прыгаем, в принципе, круглый год, когда захочется.

Два раза в год по две недели езжу на сборы ФСБ. К работе это не относится, это личное совершенствование как спортсмена. Мы тренируемся на определённых площадках. Там уже другая техника, другие высоты: отрабатываем спуски на ограниченные площадки, например, на стадионы, на военные части, прыгаем ночью.

Мой тренер говорила: «Те прыжки, которые были – они уже прошли. Самый главный прыжок впереди. Вот о нём надо думать. Прошлое не изменишь. А в будущем надо стараться делать лучше, учитывать ошибки предыдущих прыжков и не допускать их».

На землю не всегда успеваю посмотреть. Парашютист должен вести круговой обзор, чтобы ни с кем не столкнуться. Вниз смотрю, но на определённую точку - мишень, в которую нужно попасть.

Примет у нас много. Мы, как и лётчики, никогда не говорим «последний». Всегда «крайний». Некоторые не бреются в день прыжка, не зашивают и не пришивают ничего на аэродроме.

Верхней возрастной планки для инструктора нет. Мы каждый год проходим врачебно-лётную экспертную комиссию. И тут уже по состоянию здоровья выносится решение – можешь ты прыгать дальше или нет.

Мне нравится соревноваться, нравится совершенствоваться, нравится быть первым. Самая красивая и самая тяжёлая медаль для меня была на Кубке Гагарина. Он проходит 12 апреля в Саратове. В 2011-м году мы получили сразу две медали – одна была командная, а вторая в личном зачёте.

За что я люблю свою профессию? Это , и его невозможно не любить. Это всё-таки какой-никакой, а вброс адреналина в кровь, наверное, я адреналиновый маньяк.

За двадцать лет «в небе» у меня почти 1000 прыжков. Останавливаться пока не собираюсь.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!