Роликовые коньки как правильно чистить. Чистка подшипников для роликов: Жидкая смазка. Как правильно выбрать смазку для роликовых подшипников

Подшипники — важный элемент в конструкции роликов. От них изрядно зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то к чему мы стремимся, «слившись с роликами воедино».

Со временем подшипникам свойственно засоряться, а главными причинами их засорения являются вода, песок и пыль. Определить, что подшипник засорился можно по характерному шуму и ухудшению ходовых качеств.

Некоторые люди продолжают ездить на таких подшипниках. Богатые сразу покупают новые. Опытные роллеры промывают подшипники периодически, не допуская критического загрязнения.

Так как же все-таки чистить подшипники? Внутри каждого колеса два подшипника и втулка. Сначала подшипники нужно извлечь из колеса. Для этого удобно использовать специальный ключ. Если ключа нет, можно использовать подручные средства, подходящие по размеру.

Подшипники бывают двух видов: разборные и неразборные. В разборных подшипниках пыльники закреплены при помощи стопорных колец, а в неразборных они завальцованы или запрессованы. Чтобы разобрать разборные подшипники, нужно вынуть стопорные кольца и снять пыльники. Стопорные кольца вынимаются при помощи обычной иголки.


После этого пыльники легко снимаются.

Для промывания подшипников используется бензин.

1-я стадия промывания: разобранные подшипники, металлические пыльники и стопорные кольца нужно бросить в ёмкость с бензином и поболтать. После этого пыльники и кольца отправляются на сушку, а подшипники отправляются на вторую мойку.

2-я стадия промывания: необходима ёмкость для бензина с относительно широкими краями и небольшая палочка из материала, не растворимого в бензине, подходящего диаметра. Каждый подшипник по-очереди нужно надеть на палочку, опустить в бензин и вращать пальцем до тех пор, пока из него не удалится оставшаяся грязь, и он не начнёт вращаться свободно.


После промывки подшипники следует просушить.

Смазка

Смазка бывает двух типов: жидкая и пластичная.

Жидкая смазка может применяться для подшипников класса точности ABEC-5 и выше. Она сразу обеспечивает максимальную лёгкость вращения. Однако она так же быстро и расходуется. Поэтому, если вы хотите использовать жидкую смазку, вам придётся обслуживать подшипники очень часто.

Мы рекомедуем вам использовать смазки пластичные. Для достижения максимальной лёгкости вращения после смазки подшипники придётся немного (примерно в течение недели) «раскатывать», но зато смазывать подшипники достаточно раз в сезон и это дешевле. Пластичная смазка подходит для любых подшипников. Смазки в подшипник нужно закладывать небольшое количество: примерно 30% от свободного объёма внутри подшипника.


Жидкая смазка иногда продаётся в специализированных магазинах в специальных тюбиках или шприцах (например «TWINCAM RACING GEL», «KRYPTONICS F1 GEL»).

Пластичную смазку можно купить в автомагазинах. Подходит Литол-24 или его импортные аналоги:

  • «Shell»: Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA;
  • «Mobil»: Mobilux 2, 3, EP2, EP3; Mobilgrease MP;
  • «British Petroleum»: Energrease L2, LS3;
  • «Castrol»: Castrol LM, LMX;
  • «Teboil»: Multi-Purpose Grease.

Неразборные подшипники тоже можно обслуживать. Для этого нужно выковырять и выкинуть один пыльник.

Делается это так.... С внутренней стороны подшипника пыльник аккуратно подцепить ножом (вставлять нож неглубоко! Иначе можно повредить начику с шариками) и достать пыльник. Он погнётся и придёт в негодность. Но не расстраивайтесь, т.к. он вам больше не пригодится. После промывки и смазки подшипник вставляется открытой стороной в колесо и функционирует дальше. То, что одного пыльника не будет, пусть вас не смущает: подшипник к стенкам колеса прилегает плотно, и грязь туда не летит. Промывать и смазывать в соответствии с инструкциями, указанными выше.

1. Перестановка колес

Колеса для роликов состоят из пластиковой ступицы, в которую вставляются подшипники и ось, и полиуретана (мясо колеса), который едет по асфальту. Так как асфальт намного жестче, полиуретан колеса со временем стирается как ластик и колеса приходится менять. При обычном катании на роликах мы толкаемся внутренним ребром, поэтому колеса всегда стачиваются с внутренней стороны гораздо больше, чем с наружной. Таким образом, с внутренней стороны колесо можно сточить полностью, а с наружной стороны останется еще много полиуретана. Если регулярно, после нескольких покатушек выполнять перестановку колес, то их срок службы увеличится на 30%, а профиль колеса останется таким же удобным для катания. То, что колеса стерты неравномерно хорошо видно невооруженным глазом. На рисунке изображена стандартная схема перестановки колес. Если вы катаете слалом, то колеса надо переставлять по схеме 1-4, 2-3 – так сохранится “банан”.

2. “Закипание осей”

Довольно распространенная проблема, когда оси колеса как бы прикипает к раме, либо сама к себе (на двусоставных осях). Происходит это из за того, что оси очень редко откручивают. Так же данная проблема возникает когда и рама, и оси состоят из алюминиевого сплава и между ними происходит диффузия. В этом случае ось может прикипеть настолько, что ломаются любые ключи! Чтобы полностью избежать данную проблему надо регулярно немного откручивать и снова закручивать оси.

Если ось все таки прикипела (не откручивается либо прокручивает шестигранник) варианта два: 1) идем в магазин строительных материалов, покупаем биту Т27, кладем раму ролика на твердый упор (поребрик, кремкий стол) и вбиваем биту в ось молотком примерно на один см (алюминий хорошо мнется закаленной осью), откручиваем ось с хорошим рычагом (либо зажав биту в тески прокручивая раму); после этого ось так же можно использовать под эту биту.

2) Если ось прикипала настолько, что в ней ломаются ключи и биты – берем дрель и аккуратно высверливаем ось сверлом 4 мм (если нет опыта – лучше отдать в мастерскую).

3. “К роликам невозможно подойти без затычки для носа”

Да, при активном катании на роликах ноги потеют очень сильно и ролики быстро теряют былую свежесть. Большинство моделей роликов от среднего ценового сегмента имеют съемный внутренник (лайнер). Таким образом, внутренний сапожок можно достать и постирать в стиральной машине при температуре 30 градусов без использования большого количества порошка. Как показывает практика – пару раз за сезон внутренник можно стирать без ущерба.

4. Обслуживание подшипников

Сердцем роликовых коньков являются подшипники, именно то, насколько хорошо они крутятся определяет ваше ощущение “полета” во время катания. Подшипники обычно служат долго (несколько лет), но есть факторы значительно сокращающие их срок:

1) частные интенсивные прыжки – подшипники попросту разбиваются

2) езда по пыльным и грязным дорогам – в подшипники попадает песок и пыль

3) езда по влажной дороге и лужам – из подшипников полностью либо частично вымывается смазка и попадает грязь, колеса практически перестают крутится. При этом если обработать подшипники смазкой в баллончике (например WD-40), это лишь поможет высушить подшипник, но не избавит его от грязи и песка.

В последних двух случаях подшипники можно спасти если выполнить ряд процедур:

в качестве подопытных у нас 8 подшипников для фрискейта ILQ-7 и 8 подшипников для слалома ILQ-9 slalom pro. Все подшипники изготовлены по специальному стандарту ILQ, разработанному для роликовых коньков. Первые подшипники закрытого типа, вторые имеют быстро-съемный пыльник. Итак, по порядку:

Нам понадобятся: бензин “Калоша”, нож или шило, смазка литол, тряпка, посуда для промывания, карандаш, хорошо проветриваемое помещение и примерно полтора часа свободного времени!

– вынимаем подшипники из колес: для этого поддеваем подшипник плоской отверткой либо шестигранником (он всегда под рукой) под втулку и подшипник постепенно начинает выходить.

Разбираем подшипники:

Для открытых подшипников ILQ9 подцепляем ножом или шилом пластиковый сепаратор и вынимаем его; так же можно не вынимать сепаратор, в протолкнуть металлический пыльник наружу с внутренней стороны иголкой.

– для ILQ7 сначала подцепляем тонкое стопорное колечко по краю подшипника шилом или скальпелем, потом легко снимаем металлический пыльник.

– для “неразборных” подшипников ABEC и SG (в России разбирают даже неразборные подшипники): подцепляем тонким ножом металлический пыльник, который при вскрытии немного мнется. Катастрофы здесь нет, при одевании его можно снова распрямить и поставить на внутреннюю часть колеса. А если выпрямить пыльник не удалось и он задевает втулку – пыльник можно не ставить вообще! Подшипник будет работать так же, просто станет менее защищенным от пыли!

Берем небольшую закрытую емкость: банку, бутылку с широким горлышком и пр. Кладем туда подшипники и сепараторы, заливаем бензином, закрываем и тщательно взбалтываем пару минут. Бензин и керосин являются самыми лучшими растворителями.

Видно, что подшипники стали чистыми, вся грязь и остатки старой смазки ушли, но если их вращать чувствуется что мелкие песчинки еще остались. Чтобы их убрать заливаем небольшую ванночку чистым бензином, берем карандаш, нанизываем на него подшипник, погружаем в бензин и начинаем вращать! Через некоторое время подшипник начинает крутится абсолютно свободно – подшипник абсолютно чистый!

Далее берем смазку “литол” и промазываем ею каждый подшипник. Использовать дорогие высокотемпературные смазки особого смысла я не вижу, потому что скорость вращения подшипников на роликах невысокая относительно машинных подшипников. Жидкие смазки так же нет смысла заливать – они там просто не задержатся. После того, как все подшипники промазаны их надо закрыть. ILQ9 закрываем очень просто раздвинув шарики равномерно и прижав сепаратором. ILQ7 сначала вставляем пыльник, потом кольцо. Закрытые подшипники – подправляем при необходимости пыльник плоскогубцами. Помятую сторону ставим по внутрь колеса. Если выпрямить не удалось – помятый пыльник не ставим, его отсутствие не будет критичным! Тщательно убираем остатки смазки тряпкой, слегка пропитанной бензином!

Обратите внимание на то, что сначала колеса будут крутится плохо – смазку надо раскатать и после одного хорошего катания колеса начнут крутиться как надо!

Материал подготовил Ильнур Латыпов

18 комментариев

В последнее время многие обращаются в с просьбой почистить и раскатать подшипники, попавшие в воду. Напомню, что кататься в дождь и по лужам крайне не рекомендуется. Но что же делать, если вы попали в дождь случайно?

Есть 2 основных способа оживить ваши подшипники:
1) Если позволяют средства, купить новые а старые выбросить.
2) Реанимировать старые подшипники в домашних условиях самостоятельно или за скромную плату у мастера.

1) Сразу после того как вы попали в воду, необходимо раскрутить оси, снять колёса и насухо протереть тряпкой или салфеткой металлическую часть подшипников снаружи. Иногда используется ВД-40, для того чтобы быстрее удалить воду.

2) Не позже чем на следующий день, нужно попробовать покататься минут 10-15. Если это хорошие качественные подшипники, таким способом можно хорошо их раскатать. В некоторых случаях, даже смазку добавлять не нужно. Пробовал раскатывать подшипники после 3 часов катания по дождю. Работает.

3) Но если колёса перестали крутиться, вот тут то и начинается самое интересно. Нужна промывка и смазка.

Для того чтобы промыть и смазать подшипники потребуется:

- 250 мл средства для промывки подшипников Powerslide WASH или 300-400 гр бензина. Напомню, что бензин очень воняет, поэтому проводить работы нужно на улице, а вот специальный очиститель пахнет апельсином и совершенно не пачкает и не выжигает кожу рук, можно работать в доме.

- густая смазка на литиевой основе. (Литол 24 или кастрол)

- старая зубная щётка

- иголка (обычная)

- нож

- одноразовый шприц (желательно купить шприц со смазкой POWERSLIDE, смазки хватит более чем на 10 чисток, в комплекте специальная насадка для более экономного выдавливания смазки)

- сухая тряпка или старая хлопковая футболка.

- тюбик жидкого масла Powerslide.

- шестигранники и специальный ключ с насадкой чтобы вытащить подшипники из колёс.

- небольшая пластиковая коробочка . В таких обычно продают морскую капусту или корейскую морковку:)

В роликах всё как в музыке. 8 втулок, 16 подшипников, 32 пыльника, 32 стопорных кольца…

Самое долгое и утомительное это разобрать и собрать подшипники.

Для того чтобы разобрать подшипники, специальным ключом нужно вытащить их из колёс, предварительно пометив ручкой по принципу правое и левое 1, 2,3,или4.

Если у вас нет такого инструмента, можно попробовать надавить каким нибудь твёрдым предметом подходящим по диаметру втулки. Поэтому сразу рекомендую заранее запастись ключом с «ковырялкой» для подшипников. В комплекте к роликам они не поставляются, а продаются отдельно.

Теперь перед вами 16 подшипников и 8 втулок. Втулки можно протереть сухой тряпкой и отложить.

Далее необходимо вскрыть пыльники. 32 пыльника на 16 подшипников. Кольцо пыльника может быть прорезиненным, в этом случае нет стопорного кольца и пыльник приподымается лезвием ножа с внутренней стороны. В случае если есть стопорное кольцо, необходимо поднять его. Тут вам может понадобится иголка. Аккуратненько подцепив кольцо в зоне разреза, приподымаем его. После чего пыльники легко могут быть удалены. На фото кольцо узенькое серое, красным цветом показан пыльник.

Разобрав таким образом все 16 подшипников, должно получиться:

8 втулок

16 подшипников

32 пыльника

32 стопорных кольца (в случае если такие имеются)

Сразу добавлю, что бывают неразборные подшипники. В этом случае, пыльник необходимо взломать, поддев ножом, а после промывки вставить открытой стороной внутрь колеса.

Наливаем средство для промывки в коробочку. Примерно 100-150 мл. Забрасываем туда подшипники, пыльники и кольца. Пока подшипники отмокают, начинаем вынимать кольца. Кстати кольца и пыльники можно промыть в горячей воде после чего выложить на газету и просушить.

Подшипники должны полежать минут 5-10. После чего, старой зубной щёткой чистим с каждой стороны. Сливаем грязный очиститель, моем коробочку и наливаем чистый. Теперь вторая степень очистки. Необходимо ополоснуть каждый подшипник от частичек песка которые могли остаться после первой промывки. Для 100% результата, процедуру можно повторить ещё 1 раз.

После этого, те, что пострадали больше всего от воды, желательно смазать жидким маслом и немного покрутить. Исключительно в реанимационных целях. Если подшипник отлично вращается, в этом нет необходимости.

Бывают подшипники с пластиковым сепаратором. Такие подшипники закрыты пыльником только с внешней стороны. Подлежат промывке без разборки, так как там отсутствует густая смазка и в этом нет необходимости. Смазываются после промывки жидкими смазками. Рекомендую Powerslide. (см.фото)

Закладываем пыльники с одной и с другой стороны. Если есть стопорные кольца, фиксируем пыльники стопорными кольцами.

После этого, вставляем подшипники обратно в колёса. Не забываем установить втулки между подшипниками.

Протереть подшипники с внешней стороны сухой тряпкой. Установить колёса в раму.

Чем чище и суше будет внешняя сторона, тем дольше прослужит подшипник.

Неопытные роллеры жалуются, что их коньки "плохо едут", но не могут понять причину этого.

Все дело в том, что во время катания на роликовых коньках подшипники колес подвергаются попаданию дорожной пыли, песка и воды. Мелкие песчинки проникают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках, что чревато быстрым изнашиванием шариков и обойм.

Если не ухаживать за подшипниками, вскоре они начинают скрипеть и шуметь. Крайне нежелательно допускать попадание воды внутрь подшипников, т.к. она смачивает смазку, вызывая ее уплотнение и образование комков.

В результате дефицита смазки подшипники быстро изнашиваются и выходят из строя.

Смазка для подшипников выполняет следующие функции:

    Формирование граничного слоя (пленки)

    Снижение износа элементов подшипника

    Теплоотвод от элементов подшипника во избежание его перегрева

    Антикоррозионная защита подшипника

Если хотя бы одна из этих задач не решается, функциональность подшипника может сильно упасть, а срок его службы резко сократиться.

Смазочная пленка, образованная между деталями подшипника, испытывает большие нагрузки, выступая как передатчик энергии. Чем лучше и качественнее смазка проводит эту энергию, тем надежнее будет защита подшипника и тем дольше он прослужит.

Если смазка для подшипников роликовых коньков неправильно подобрана или неверно нанесена (в избытке или недостатке), то это непременно скажется на их эксплуатационном ресурсе.

Смазки для подшипников роликовых коньков могут быть пластичными (на литиевой основе) или жидкими (масла).

Правильно выбрать смазку для роликовых подшипников нетрудно, если подойти к этому вопросу серьезно.

Сегодня рынок смазочных материалов наполнен самыми разнообразными продуктами. Однако, в большинстве случаев покупка даже дорогостоящих смазок не гарантирует того, что они оптимально подойдут именно вам. Доверять рекламе не стоит, так как задача маркетологов - продать товар любой ценой.

Не стоит часто менять смазки, так как при их смешивании нарушается баланс присадок, ухудшаются свойства и технические качества. Причем не рекомендуется смешивать даже смазки одного бренда.

Сегодня наиболее распространенной и доступной пластичной смазкой для подшипников роликовых коньков является Литол-24.

Норма закладывания пластичных смазок равняется примерно 20 % от объема подшипника. Очень важно грамотно распределить смазку по внутренней поверхности.

Если позволяет доход, вместо Литола можно использовать зарубежные смазки-аналоги, например:

    Shell: Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA

    Mobil: Mobilux 2, 3, EP2, EP3, Mobilgrease MP

    British Petroleum (BP): Energrease L2, LS3

    Exxon: Beacon 3

    Texaco: Hytex EP-2

Помимо вышеперечисленных стандартных смазок, содержащих комплексы присадок для защиты подшипников, существуют и профессиональные смазочные материалы, эффективность которых подтверждена техническими экспертами. Смазки Molykote произведены согласно требованиям изготовителей подшипников и рассчитаны для использования даже в сверхсложных условиях.

Применение в подшипниках смазочных материалов Molykote позволит избежать контакта между деталями узла и подшипником, снизит изнашивание и повысит срок работы подшипников. Кроме того, смазки Molykote для подшипников не высыхают и не растворяются.