Пик-н-ролл и пик-н-поп: базовые комбинации в баскетболе. Презентация на тему "Технические приемы в баскетболе. Заслон"

screen ) - блокирующее движение в баскетболе , осуществляемое игроком нападения с целью создания для партнёра свободного пространства для прохода к кольцу, броска без сопротивления или получения передачи. Чаще всего заслоны используются против защиты с персональной опекой. Заслоны выполняются в различных ситуациях с игроками разных амплуа . Они выполняются, чтобы открыть атакующего баскетболиста без мяча или с мячом. Заслон может быть пассивным (со стороны атакующего) или активным (наведение на игрока). Постановка заслона подразумевает следующее: игрок без мяча атакующей команды занимает позицию сбоку или за спиной защитника, опекающего одного из его партнёров (это может быть как игрок с мячом, так и игрок без мяча). Нападающий получает колоссальное преимущество над своим оппонентом: он может пробежать вплотную к своему партнёру, ставящему заслон, а защитник либо врежется в него, либо будет оббегать с той или другой стороны, из-за чего потеряет позицию и отстанет от нападающего на несколько шагов. Заслоняющему запрещается двигаться в момент контакта с защитником, иначе он получит фол в нападении .

Основные разновидности заслонов

  • Заслон к мячу

Заслоняющий становится сбоку от оппонента игрока с мячом, и тот получает возможность для прохода к кольцу и броска. Также, после заслона к мячу часто играется пик-н-ролл .

  • Заслон от мяча

Заслоняющий становится сбоку от оппонента игрока без мяча, закрывая ему движение в сторону игрока с мячом. Нападающий, проходя вплотную к заслоняющему, движется в сторону мяча и без сопротивления получает передачу.

  • Задняя дверь (англ. back door )

Заслоняющий становится за спиной оппонента игрока без мяча. Нападающий совершает рывок в сторону кольца, в то время как его оппонент натыкается на заслон. Взаимодействие заканчивается передачей под кольцо и лёгким лэй-апом .

  • Наведение

При этом взаимодействии освобождается от защитника игрок без мяча при помощи своего напарника. Нападающий баскетболист может использовать любого из партнеров по команде, находящихся в тот момент времени в статическом положении, как заслон в баскетболе на пути опекающего его защитника.

  • Наведение на двух игроков

Взаимодействие, при котором баскетболист освобождается от опеки путём приближения к двум партнерам.

  • Пересечение

Два взаимодействующих партнера находятся в движении, пересекая путь движения друг друга под углом. В месте пересечения их путей опекающие их защитники сталкиваются, теряя своего подопечного или вынуждены поменяться подопечными.

В этой статье мы поговорим про одну из самых фундаментальных, элементарных, но от того не менее эффективных баскетбольных комбинаций – «pick and roll» и его вариации «pick and pop».

Я попробую рассказать не только о том, как играется данная комбинация в классическом виде, но и о различных её вариациях. Также, мы затронем тему распространенных ошибок при выполнении «двоечки» (ведь именно так называется данный элемент в ДЮСШ) и способах защиты против этого грозного оружия. Давайте начинать!

Пик-н-ролл (pick and roll) – это комбинация, которая разыгрывается двумя игроками: как правило, один из которых подвижный игрок с хорошим дриблингом (1 или 2 номер), а второй – большой игрок, обладающий солидными габаритами (4 или 5 номер). Именно этот большой игрок ставит заслон для игрока с мячом (pick); после того, как игрок, владеющий мячом, перемещается в заслоняемую сторону, «большой» начинает движение в сторону кольца (roll), где получив мяч, он может без проблем атаковать корзину.

Пик-н-поп (pick and pop) отличается лишь тем, что после заслона «большой» не проваливается под кольцо, а наоборот, отскакивает на средний бросок, чем дезориентирует защиту соперника. Такая комбинация очень часто использовалась Карлом Мэллоуном и Джоном Стоктоном; а среди современных баскетболистов ею любил пользоваться Стив Нэш.

Естественно, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому, давайте посмотрим видео о том, как играть эти 2 фундаментальные комбинации:

Несмотря на английский язык роликов, думаю что все понятно даже без слов.

Ошибки при розыгрыше «Двоечки»

Первая , и наверное самая распространенная ошибка, это неправильно поставленный заслон. При постановке заслона вы не можете двигаться, не можете заслонять путь защитнику локтями, руками или коленями. Это фол, и как следствие, потеря мяча. Подробнее о правильном и неправильном заслоне вы можете почитать в статье « », где приведены ссылки для скачивания официальных правил баскетбола.

Вторая ошибка – это бездействие игрока, ставящего заслон. Как уже говорилось выше, сразу после того, как ваш партнер по команде воспользовался заслоном, необходимо либо «провалиться» под кольцо, либо отскочить в сторону, заняв позицию, с которой вы можете атаковать.

Третья ошибка – ошибка разыгрывающего, который проходит слишком далеко от заслона, позволяя защитнику оббежать, проскользнуть (а иногда даже обойти) заслон. Толку от такого взаимодействия, естественно, не будет. А время и силы вы потеряете.

На самом деле, ошибок очень много, но если вы не будете допускать самые распространенные – то уровень вашей игры вырастет в разы! Итак, запомнили: поставили правильно и провалились (отскочили).

Вариации при розыгрыше Пик-н-ролла

  • Вариант 1: классический roll. Воспользовавшись заслоном, вы отдаете пас партнеру под кольцо.
  • Вариант 2: классический pop. Воспользовавшись заслоном вы отдаете передачу партнеру на средний или трехочковый бросок.
  • Вариант 3: эгоистичный. На самом деле это шутка, а суть в том, что вы не отдаете передачу, а используя преимущество в скорости над более высоким соперником входите под кольцо для завершения атаки самостоятельно.
  • Вариант 4: Rondo Style. Знаменитый финт Рондо, пройдя через заслон вы имитируете передачу партнеру, но на самом деле просто продолжаете двигаться к кольцу и завершаете проход.
  • Вариант 5: размен и изоляция. Используя заслон, вы получаете себе другого защитника, после чего 4 партнера уходят на одну сторону, а вы обыгрываете его 1 в 1 за счет преимущества в скорости и быстроте.

Способы защиты против Pick-and-roll

Первый способ защиты против пик-н-ролла называется сдваивание . Сразу после заслона, оба игрока (и тот, которому поставили заслон, и тот, игрок которого поставил заслон) максимально плотно приближаются к игроку владеющему мячом и начинают двойной прессинг (double team).

Главный плюс такого способа – его внезапность. Главный минус – один открытый игрок, который может получить мяч и практически беспрепятственно атаковать кольцо. Вывод: применяйте такую защиту несколько раз за игру, используя фактор внезапности.

Второй способ – размен. Это классическая защита против двоечки, когда игрок, которому поставили заслон, начинает защищаться с тем, кто ставит заслон. А второй игрок (соперник которого поставил заслон) переключается на игрока с мячом.

Плюсом такого размена является то, что ни один из игроков команды соперника не остается открытым. Минусом является неравноценный размен: быстрый против медленного, маленький против большого.

Третий способ – ложный размен. Все происходит как и при размене, только вместо переключения в защите происходит имитация переключения. Большой игрок выходит на подстраховку, вынуждая игрока с мячом притормозить, и сразу-же бежит за своим игроком. Защитник, которому поставили заслон, наоборот – ускоряется к своему игроку.

Минусы такой защиты в том, что игрок с мячом имеет время для подготовки атаки с дальней дистанции; а большой, в свою очередь может получить мяч во время восстановления защитных рядов.

Четвертый способ – самый банальный, имеет название «проскальзывание» или «огибание» . Суть в том, чтобы игрок, которому ставят заслон либо прошел перед заслоном, либо сделав шаг назад проскочил за заслоном и снова оказался в оборонительной позиции. Этот технический элемент достаточно сложен для исполнения, и чаще является результатом плохо поставленного заслона, нежели профессионализма защитника. Еще, так можно защищаться, если игрок с мячом не имеет хорошо поставленного дальнего броска, тогда можно на секунду отпустить его «на дуге» и снова выйти в защиту оббежав заслон со стороны своего кольца.

А теперь я предлагаю посмотреть: как предлагает защищаться от пик-н-ролла Виталий Черний.

А на этом статья окончена. Если она была для вас полезной – поделитесь с друзьями, понажимайте кнопочки социальных сетей (они находятся чуть ниже). Я желаю вам успешных тренировок и до скорых встреч на страницах нашего сайта.

Гордиенко Максим.


Заслон, ещё один термин в баскетболе, который обозначает попытку помешать игроку из команды соперника или задержать соперника при попытке занять нужную позицию на площадке. Правильно выполненным заслоном можно считать, заслон, когда игрок:
— стоит неподвижно в момент контакта,
— обеими ногами плотно стоит на полу, в момент контакта.
Неправильный заслон считается, когда игрок:
— находится в процессе движения, в момент осуществления контакта,
— не предоставляет сопернику необходимого расстояния, во время контакта,
— не обращает внимания на принцип расстояния и времени, к своему сопернику, который в данный момент находится в движении.
В случае, когда заслон выполняется так, что противник его видит, спереди или по бокам, то его могут ставить настолько близко, чтобы он просто не вызывал контакта. А если заслон выполняется вне поля зрения соперника, то игрок выполняющий заслон должен оставить пространство для выполнения минимум одного шага, в его сторону, и тем самым не вызвать физического контакта.
В случае, когда игроки находятся в движении, при выполнении заслона необходимо учитывать принципы расстояния и времени. При выполнении заслона, необходимо оставлять достаточное пространство для того, чтобы соперник мог избежать самого заслона, остановившись или поменяв направление движения и не вызвать своими действиями телесного контакта. Необходимое для этих действий расстояние, остаётся неизменным, минимум один нормальный шаг и не более двух шагов. Если игроку, поставили правильный заслон и при этом не были нарушены правила, то полная ответственность за дальнейший контакт ложится на его плечи.

Столкновение

Блокировка

Под блокировкой необходимо понимать неправильный телесный контакт двух и более игроков, не стоит брать во внимание факт наличия живого мяча.
Тот игрок, который выполняет заслон, становится ответственным за фол блокировки, если он происходит при движении защитника и неподвижном состоянии его соперника. Когда игрок, не беря во внимание мяч, располагается лицом к игроку из команды соперников и меняет своё положение на поле соответственно тому, как перемещается соперник, то он и становится ответственным за телесные контакты в дальнейшем. Исключением могут стать второстепенные факторы, возникающие на каждой игре.
К второстепенным факторам можно отнести специально созданный толчок, столкновение игроков или задержка игрока, при выставлении заслона. Игрок имеет право на выставление руки или ноги из своего личного пространства, цилиндра, но они обязаны быть возвращены на свою позицию, в момент выполнения соперником обхода. Если же во время обхода, рука или нога располагается вне своего цилиндра и это приводит к телесному контакту, то данный факт засчитывается как задержка игрока или блокировка его действий.

Читайте также:

Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Индивидуальные действия в нападении.

Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок.

Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место: 1)Круговой; 2) S-образный; 3) Выход петлей; 4) V-образный.

Действия игрока с мячом – рациональное использование передач, ведение, бросков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ БЕЗ МЯЧА

1. Бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками.
2. Выход на свободное место с пассивным защитником.
3. Выход на свободное место с активным защитником.

Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков.

«Передай мяч и выходи». Игрок №4 передает мяч игроку №5, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч от игрока №5.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИИ «ПЕРЕДАЙ МЯЧ И ВЫХОДИ»

1. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий без мяча делает финт на выход вправо, а затем выполняет выход по кругу к области штрафного броска. Его партнер передает мяч в момент, когда развернется к нему лицом. Поймав мяч игрок бросает его по кольцу.
2. То же, но с применением других способов выхода на свободное место.
3. То же, но перед игроком без мяча, который будет выходить на свободное место, располагается вначале пассивный, а затем активный защитник.
4. Игровое упражнение. Игра 2х2, 2 очка присуждается команде только после выполнения комбинации «передай мяч и выходи».

ЗАСЛОН

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРОЙКАХ. «ТРЕУГОЛЬНИК»

При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Обучение взаимодействию «Треугольник».

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны таким образом, чтобы игрок, стоящий в середине составлял вершину треугольника; мяч у игрока в середине. Быстрые передачи вправо (влево).
2. То же, но по свистку смена направления передач.
3. Тройки игроков стоят в области линии штрафного броска. .Быстрые передачи, по свистку бросок с дистанции по кольцу.
4. То же, но в условиях пассивной и активной защиты*

"Тройка". Построение треугольником сохраняется. Передача следует на один фланг и постановка заслона на другом фланге нападения.

Обучение взаимодействию "Тройка".

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны по одному. .У игроков средней колонны по мячу, игрок 2 передает мяч игроку 3, а сам ставит заслон предполагаемому защитнику для игрока I, после чего тот выбегает для получения мяча. Получив мяч, игрок 1 атакует кольцо.Смена по часовой стрелке.
2. То же, но с пассивным защитником.
3. То же, но с активным защитником.
4. Игровое упражнение. Игра 3х3 на одно кольцо.

"Малая восьмерка". Три и игрока", используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Позиционное нападение. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

1. Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию учителя. Ученик выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
2. Построение в треугольниках, квадратах. Ученик выполняет передачупосле финта, затем перемещается в колонну за передачей.
3. Три нападающих и трое защитников. По сигналу учителя нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями.
4. То же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну.
5. То же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику.
6. То же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников.
7. То же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися.
8. Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.
9. Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Подводящие подвижные игры.

«Игра 2х2»." .Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача – забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

«Баскетбол двумя мячами». Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской).

«Игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального». Площадка - трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав - 2 человека. Задача игроков - забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. . Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время.

Быстрый прорыв. - Игроки команды овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции.

Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всюплощадку. Возникшая ситуация называется отрывом (1х0).

Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих – против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Упражнения для обучения нападению быстрым прорывом.

1. Передачи в парах от лицевой линии о броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.
2. То же. но в тройках.
3. Два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча сделав рывок под кольцо получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния.
4. Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.
5. Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

6. «Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

В а р и а н т:

I. Игра у щита проходит без ведения, только за счет передач.
2. Сигналом к началу проведения быстрого прорыва может служить любое овладение мячом (подбор у щита, перехват, выбивание, вырывание).).

Советы нападающему..

1. Бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском.
2. Быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча.
3. Действовать спокойно, уверенно и быстро.
4. Избегать фолов в нападении.
5. Постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении.


Вы не залогинились на !

Заслон - основной элемент нападения в баскетболе. Принято считать, что все атакующие действия баскетболистов в той или иной степени базируются на постановке заслона. Заслон - это неотъемлемая часть как индивидуальных действий в нападении, так и комбинативных, с участием всей команды. Заслон - баскетбольная азбука, без которой на площадке долго не протянешь.

Учитывая тот факт, насколько баскетбол динамичен, доли секунды могут быть сыграть решающую роль. Заслон позволяет отвоевать у обороны те нужные десятые доли секунды, оторваться от защитника на несколько сантиметров и получить определенную свободу, что создаст реальную угрозу кольцу противника.

Заслон - это взаимодействия игроков нападения, в результате которого, один из игроков освобождается от опеки защитника. Для этого игрок, который ставит заслон, сближается с защитником своего партнера и располагается на близком расстоянии от него с таким расчетом, чтобы помешать защитнику переместится за опекаемым игроком, или исключить возможность помех броску в корзину.

Заслоны различают по месту расположения игрока, который ставит заслон, по отношению к защитнику и по активности его действий.

При постановке заслона игроку, стоящему на месте , применяют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зависимости от того, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защитником, то это передний заслон. Он используется чаще всего для выполнения позиционного броска. При постановке заслона сбоку или сзади от защитника это боковой или задний заслон. Они эффективны преимущественно для выхода или прохода-броска. Для "отсечения" соперника нападающий, ставящий заслон, чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее эффективно расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановки неподвижных заслонов, которые обеспечивают их результативность:

ь действия нападающих должны быть согласованными и неожиданными для защитников;

ь игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь внимание своего опекуна обманными действиями на передвижение в противоположную планируемому проходу сторону, а в случае получения мяча -- финтами на бросок, передачу или проход с ведением мяча;

ь забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрытно от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемого перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в локтях руки;

ь уход под заслон должен быть своевременным -- не начинать движение, пока не поставлен заслон, но и не опаздывать с его использованием; проходить нужно стремительно и вплотную с поставленной "преградой";

ь игрок, поставивший заслон, сразу после прохода партнера и "отсечения" его опекуна обязан повернуться в сторону атакуемой корзины в готовности к получению мяча и дальнейшим нападающим действиям.

Типичным взаимодействием двух игроков с использованием неподвижного заслона является "двойка".

Для его осуществления атакующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита. Игрок, поставивший заслон, преграждает путь защитнику и в случае расположения лицом к нему поворачивается кругом на ближней к корзине ноге для поддержки атакующего игрока (рис. 48,а). Если происходит переключение защитников, то следует передача поддерживающему игроку (рис. 48, б), выполнившему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движении из-под кольца.

Взаимодействие "двойка" дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с разных позиций.

Заслон может быть поставлен ив движении, когда нападающий без мяча перемещается параллельно движению партнера с мячом, располагаясь между ним и опекающим его защитником (рис. 49). Тем самым он образует подвижную преграду перед дриблером. Такой заслон образно называют "экраном". Он позволяет игроку с мячом свободно маневрировать и беспрепятственно атаковать корзину соперников со средней или дальней дистанции. нападение опека защитник бросок

Специфическими разновидностями заслона являются наведение и пересечение.

Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защитника. Он, используя ложные движения и маневрирование по площадке без мяча или с мячом, "наводит" своего опекуна на неподвижно стоящего в определенной позиции партнера (рис. 50), вынуждая их столкнуться (либо добивается столкновения двух защитников). Чтобы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партнеру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подготовки дистанционных бросков (рис. 51, а), так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника

Сущность пересечения подразумевает такое взаимодействие, при котором нападающие перемещаются навстречу друг другу с целью добиться столкновения защитников в момент пересечения своего пути следования и тем самым освободиться от их опеки.

Пересечение можно рассматривать как своего рода наведение на двигающегося партнера. Оно эффективно как без мяча (рис. 52, а), так и при владении мячом одним из игроков (дриблером) (рис. 52,б). В более выгодном положении всегда оказывается игрок, выходящий из-за спины партнера, т. е. проходящий вторым ("запаздывающий"). Соответственно при освобождении от опеки дриблера этим игроком должен быть нападающий с мячом. Но не менее результативно пересечение, когда в момент встречи партнеров игрок, ведущий мяч, передает его из рук в руки товарищу по команде (рис. 53). В этом случае игрок без мяча проходит следом за дриблером. После получения мяча и освобождения от защитника он имеет возможность беспрепятственно пройти к корзине, используя в свою очередь ведение мяча.

Групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков "двойка".

ь Поочередное выполнение бокового заслона условному защитнику в поточном упражнении (рис. 55): изначально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 --3 м, перед каждым из них установлена переносная стойка или стул, обозначающие защитника; внутри круга чуть сзади-сбоку от одного из игроков занимает позицию свободный от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педагога; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади-сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т.д.; каждый из поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное партнёром.

ь Освобождение нападающего без мяча с помощью бокового заслона в поточном упражнении, преодолевая пассивное сопротивление защитника (рис.56): после каждого взаимодействия игроки меняются ролями, перемещаясь против часовой стрелки.

ь То же, но с непрерывной постановкой заслонов в двух позициях, разных по отношению к корзине (рис. 57): в и. п. занимающиеся находятся в двух колоннах лицом к корзине; перед направляющими располагаются защитники, а между колоннами -- один нападающий, который начинает упражнение постановкой бокового заслона для любого из направляющих; освободившийся игрок следует для постановки заслона на другую от щита сторону площадки и т.д. После выполнения каждого очередного взаимодействия производится смена ролей: игрок, поставивший заслон, занимает место пассивного защитника, а тот перемещается в конец своей колонны нападающих.

ь Выполнение взаимодействия "двойка" без броска в корзину в условиях пассивного противодействия защитника (рис. 58): занимающиеся упражняются в тройках; в начальном расположении нападающему без мяча противодействует пассивный защитник, сбоку и чуть впереди этой пары стоит игрок с мячом (нападающие лицом обращены в сторону корзины противника, защитник -- к опекаемому нападающему); начиная упражнение, игрок с мячом выполняет передачу партнеру и устремляется вслед за мячом для постановки заслона сзади-сбоку от защитника; нападающий, получивший мяч, осуществляет финт-проход с ведением мяча под заслон и с последующей остановкой в предыдущей позиции игрока с мячом. Далее происходит смена ролей: защитник становится на место опекаемого им нападающего, а игрок, поставивший заслон, -- на позицию защитника и т.д.

ь В поточном упражнении с атакой корзины после прохода (рис. 59): выход под заслон дриблер продолжает скоростным проходом-броском; далее он подбирает и передает мяч на и. п. очередному партнеру, а сам отправляется вслед за передачей и занимает позицию за спиной у него; тем временем защитник встает на место атакующего нападающего, а игрок, поставивший заслон, -- на место защитника.

ь Но с продолжением атаки передачей-откидкой (рис. 60): нападающий, поставивший заслон лицом к защитнику, после прохода партнера выполняет поворот кругом, получает мяч от дриблера и сам завершает атаку броском из-под щита.

ь Выполнение взаимодействия "двойка" с постановкой переднего заслона и последующей атакой броском со средней дистанции из-под заслона (рис. 61): игрок, передавший мяч партнеру, ставит заслон между ним и опекающим его защитником; нападающий, получивший мяч, совершает финт на проход или передачу мяча и атакует корзину дистанционным броском мяча с места или в прыжке.

ь Выполнение разновидностей взаимодействия "двойка" в условиях игрового противоборства "2x2 в одну корзину".

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении с участием двух игроков с использованием разновидностей заслонов.

ь Объяснение и показ разновидностей заслонов на демонстративной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

ь Выполнение взаимодействия с использованием заслона "экран":

взаимодействие двух нападающих без мяча с применением заслона в движении на ограниченном участке площадки; задание для защитника -- прорваться к опекаемому нападающему и рукой дотронуться до его спины (рис. 62);

  • Ш взаимодействие нападающего без мяча и дриблера: опекаемый защитником нападающий владеет мячом и передвигается произвольно с ведением мяча;
  • Ш то же, но задача защитника -- выбить мяч у дриблера;
  • Ш выполнение взаимодействия.

ь В целом в условиях пассивного противодействия защитника с атакой корзины после прохода-броска (рис.63): для постановки заслона игрок постоянно занимает позицию между партнером и опекающим его защитником; после завершения каждого взаимодействия происходит смена ролей по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

ь то же, но с атакой корзины позиционным броском мяча со средней дистанции из-под заслона (рис. 64): бросковое движение выполняется после остановки двумя шагами, прыжком или комбинированным способом;

ь то же, но в условиях активного противодействия защитника.

Выполнение взаимодействия с использованием наведения:

Подвижная игра "Запятнай бездомного": на площадке на расстоянии 5 -- 6 м друг от друга беспорядочно раскладывают несколько гимнастических обручей малого диаметра (или мелом рисую-круги) -- это "дома" для играющих. Выбирают одного или несколько водящих, которые, как и остальные игроки, располагаются на площадке произвольно; игра начинается по сигналу педагога; задача водящих -- догнать и запятнать любого игрока, находящегося вне "дома", и таким образом поменяться с ним ролями; соответственно убегающие стремятся перебежать из одного с обруча в другой, маневрируя по площадке и используя неподвижно стоящих в "домах" игроков как преграду для водящих, т. е. "наводят" их на статический заслон; в "доме" может находиться только один игрок, и время его непрерывного пребывания в нем ограничивается 3 с;

ь то же, но играющие владеют мячами и передвигаются, используя ведение мяча, у водящих и неподвижно стоящих в "домах" игроков мячей нет; дриблер, убегая от водящего, может использовать наведение или передавать мяч из рук в руки стоящем} партнеру, занимая его место в "доме";

ь выполнение изучаемого взаимодействия в поточном упражнении при встречном движении двух колонн (рис. 65): в и. п. игрока располагаются в двух противостоящих колоннах, и по сигналу педагога направляющие начинают движение навстречу друг другу: сблизившись, один из них на мгновение останавливается, занимая положение для заслона, а другой, неожиданно меняя направление движения, огибает искусственную преграду в заранее указанном направлении (слева или справа от партнера); далее оба игрока передвигаются на позиции замыкающих в противоположных колоннах, и упражнение начинает следующая пара занимающихся; - выполнение дриблером наведения условного защитника на неподвижно стоящего партнера с последующей атакой корзины проходом-броском (рис. 66): из угла площадки осуществляется скоростной проход с ведением мяча, проследовав вплотную к Партнеру, и бросок из-под щита; после осуществления каждого взаимодействия нападающие меняют свои позиции по часовой стрелке и возобновляют упражнение;


ь то же, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия одного защитника (рис. 67);

ь выполнение наведения игроком без мяча (рис. 68): после передачи партнеру нападающий наводит на него своего защитника, получает обратную передачу и завершает проход атакой из-под щита; сопротивление защитника пассивное; смена ролей -- против часовой стрелки после завершения каждого взаимодействия.

В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: "передай мяч и выходи", заслоны, наведение и пересечение.

"Малая восьмерка" -- взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом.

К пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8

(рис. 75). Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию "треугольник", мячом владеет средний игрок.

Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в середине площадки, замыкая "восьмерку", а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по "восьмерке" продолжается несколько раз.

Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с целью подготовки условий для результативной атаки.

Наиболее перспективными вариантами продолжения взаимодействия считаются: проход к щиту противника в момент пересечения, воспользовавшись несогласованностью действий защитника; дистанционный бросок мяча после неожиданной остановки нападающих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведение; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его последующий проход-бросок в случае попытки соперников организовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием крайнего защитника.

"Малая восьмерка" будет успешной, если взаимодействующие игроки выполняют ряд требований:

  • Ш ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного контроля;
  • Ш при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;
  • Ш для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита противника сторону, и передача из рук в руки соответственно осуществляется в сторону от защитников;
  • Ш при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до него;
  • Ш непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игровую ситуацию;
  • Ш своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно находится в середине площадки;
  • Ш передвигаются быстро, решительно и уверенно;
  • Ш мгновенно используют ошибочные и несогласованные действия соперников для завершения атаки.