Дистальные части тела. Пространственные отношения в анатомической терминологии

Медиальный

Анатомическая терминология служит для точного описания расположения частей тела, органов и других анатомических образований в пространстве и по отношению друг к другу в анатомии человека и других животных с билатеральным типом симметрии тела используется ряд терминов. Причём, в анатомии человека имеет ряд терминологических особенностей, которые описываются здесь и в отдельной статье.

Используемые термины

Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела или выроста тела:

  • Абаксиальный (антоним: адаксиальный ) - располагающийся дальше от оси.
  • Адаксиальный (антоним: абаксиальный ) - располагающийся ближе к оси.
  • Апикальный (антоним: базальный ) - располагающийся у вершины.
  • Базальный (антоним: апикальный ) - располагающийся у основания.
  • Дистальный (антоним: проксимальный ) - дальний.
  • Латеральный (антоним: медиальный ) - боковой.
  • Медиальный (антоним: латеральный ) - серединный.
  • Проксимальный (антоним: дистальный ) - ближний.

Термины, описывающие положение относительно основных частей тела:

  • Аборальный (антоним: адоральный ) - располагающийся на противоположном рту полюсе тела.
  • Адоральный (оральный) (антоним: аборальный ) - располагающийся вблизи рта.
  • Вентральный (антоним: дорсальный ) - брюшной.
  • Дорсальный (антоним: вентральный ) - спинной.
  • Каудальный (антоним: краниальный ) - хвостовой, располагающийся ближе к хвосту или к заднему концу тела.
  • Краниальный (антоним: каудальный ) - головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы:

  • Сагиттальный - разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела.
  • Парасагиттальный - разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела.
  • Фронтальный - разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному.
  • Аксиальный - разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Направления

У животных обычно на одном конце тела располагается голова, а на противоположном - хвост. Головной конец в анатомии именуют краниальным , cranialis (cranium - череп), а хвостовой носит название каудального , caudalis (cauda - хвост). На самой же голове ориентируются на нос животного, и направление к его кончику называют ростральным , rostralis (rostrum - клюв, нос).

Поверхность или сторона тела животного, направленная вверх, против силы тяжести, называется дорсальной , dorsalis (dordum - спина), а противоположная сторона тела, оказывающаяся наиболее близко к земле, когда животное находится в естественном положении, то есть ходит, летает или плавает, - вентральная , ventralis (venter - живот). Например, спинной плавник дельфина расположен дорсально , а вымя у коровы на вентральной стороне.

Для конечностей справедливы понятия: проксимальный , proximalis , - для точки менее удалённой от туловища, и дистальный , distalis , - для удалённой точки. Те же термины для внутренних органов означают удаленность от места начала данного органа (например: "дистальный отрезок тощей кишки").

Правая , dexter , и левая , sinister , стороны обозначаются, как они могли бы представляться с точки зрения изучаемого животного. Термин гомолатеральный , реже ипсилатеральный обозначает расположение на той же стороне, а контрлатеральный - расположенный на противоположной стороне. Билатерально - означает расположение по обе стороны.

Все описания в анатомии человека основаны на убеждении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними ; дальше - нижними . Верхний, superior , соответствует понятию краниальный , а нижний, inferior , - понятию каудальный . Передний , anterior , и задний , posterior , соответствуют понятиям вентральный и дорсальный . Причём, термины передний и задний по отношению к четвероногим животным некорректны, следует употреблять понятия вентральный и дорсальный .

Обозначение направлений

Образования, лежащие ближе к срединной плоскости - медиальные , medialis , а расположенные дальше - латеральные , lateralis . Образования, расположенные на срединной плоскости называют срединными , medianus . Например, щека располагается латеральнее крыла носа, а кончик носа - срединная структура. Если орган лежит между двумя соседними образованиями, его называют промежуточным , intermedius .

Образования, расположенные ближе к туловищу будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным . Эти понятия справедливы также и при описании органов. Например, дистальный конец мочеточника проникает в мочевой пузырь .

Центральный - находящийся в центре тела или анатомической области;
периферический - внешний, удалённый от центра.

При описании положения органов, залегающих на различной глубине, используют термины: глубокий , profundus , и поверхностный , superficialis .

Понятия наружный , externus , и внутренний , internus , используют при описании положения структур по отношению к различным полостям тела.

Термином висцеральный , visceralis (viscerus - внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом. А париетальный , parietalis (paries - стенка), - значит имеющий отношение к какой-либо стенке. Например, висцеральная плевра покрывает лёгкие , в то время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной стенки.

Обозначение направлений на конечностях

Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином palmaris - ладонный, а нижней конечности относительно подошвы - plantaris - подошвенный.

Проксимальный и дистальный

Плоскости

В анатомии животных и человека принято понятие об основных проекционных плоскостях.

  • Вертикальная плоскость разделяет тело на левую и правую части;
  • фронтальная плоскость разделяет тело на дорсальную и вентральную части;
  • горизонтальная плоскость разделяет тело на краниальную и каудальную части.

Применение в анатомии человека

Отношение тела к главным плоскостям проекции важно в таких системах медицинской визуализации, как компьютерная и магнитно-резонансная томография , позитронно-эмиссионная томография . В таких случаях тело человека, находящегося в анатомической стойке , условно помещается в трёхмерную прямоугольную систему координат. При этом плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева на право или справа на лево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

  • Сагиттальная плоскость , XZ , разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
  • Фронтальная плоскость , или корональная , YZ , также располагается вертикально, перпендикулярно к саггитальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
  • Горизонтальная , аксиальная , или поперечная плоскость, XY , перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.

Движения

Термином сгибание , flexio , обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси , при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Например, когда человек садится, при сгибании в коленном суставе уменьшается угол между бедром и голенью. Движение в противоположном направлении, то есть, когда происходит выпрямление конечности или туловища, а угол между костными рычагами увеличивается, называется разгибанием , extensio .

Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу. Поэтому сгибание стопы называют также подошвенным сгибанием , а разгибание стопы обозначают термином тыльное сгибание .

Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение , adductio , и отведение , abductio . Приведение - движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении. Например, при отведении плеча рука поднимается в сторону, а приведение пальцев ведёт к их смыканию.

Под вращением , rotatio , понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси . Например, поворот головы происходит благодаря вращению шейного отдела позвоночника . Вращение конечностей обозначают также терминами пронация , pronatio , или вращение кнутри , и супинация , supinatio , или вращение кнаружи . При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации - кпереди. Пронация и супинация кисти осуществляются благодаря проксимальному и дистальному лучелоктевым суставам. Нижняя конечность вращается вокруг своей оси преимущественно за счёт тазобедренного сустава; пронация ориентирует носок стопы внутрь, а супинация - кнаружи. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым , circumductio .

ТЕРМИНЫ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ.

Дорсальный и вентральный - антонимы, обозначающие местоположение по направлению к спине (dorsum) или животу (venter). Выше запястья (carpus) и заплюсны (tarsus) и от живота к спине, структура, расположенная ближе к черепу (cranium), будет расположена краниально (спереди) по отношению к другой структуре, а структура, расположенная по направлению к хвосту (cauda), будет расположена каудально (сзади) по отношению к другой структуре. Если речь идет о голове, термин "рострально" означает местоположение структуры ближе к носу (rostrum).
Проксимальный указывает на расположение по направлению к примыкающей к туловищу части конечности, а структура, расположенная по направлению к свободной части конечности, дальше от туловища, будет дистальной . Дистальнее, включая запястья, термин дорсальный пальмарный заменяет термин каудальный. Дистальнее, включая заплюсны, термин дорсальный заменяет термин краниальный, а термин плантарный заменяет термин каудальный.
Прилагательные, обозначающие локализацию, заканчиваются на -ий, а направление - на -о. Например, одна структура расположена проксимально, сухожилие проходит дистально. Вена идет проксимальнее.
Иногда в русскоязычной литературе применяются русские аналоги: краниальный - передний, каудальный - задний, вентральный - нижний, дорсальный - верхний, пальмарный - ладонный, плантарный - подошвенный.

ПЛОСКОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ.



Объяснение использования таких терминов приводится на примере собаки. Сагиттальная срединная плоскость делит тело животного вдоль на правую и левую половины. Сагиттальные боковые плоскости располагаются параллельно срединной (справа и слева). Медиальное и латеральное направления являются терминами, обозначающими расположение относительно срединной сагиттальной плоскости. Медиальные структуры располагаются ближе к ней, то есть внутри, если расположение направлено в сторону от срединной сагиттальной плоскости, используется термин латеральнее , то есть ближе кнаружи. Сегментальная (поперечная) плоскость проходит через голову, туловище или конечность перпендикулярно длине их оси. Фронтальная плоскость (также называемая горизонтальной, дорсальной ) проходит параллельно поверхности земли и под прямым углом к сагиттальной срединной плоскости.

Т. Маккракен и Р. Кайнер, Практика ветеринарного врача «Атлас анатомиии мелких домашних животных», Издательство «Аквариум».

Центральный -, находящийся в центре тела или анатомической области;
периферический - внешний, удаленный от центра.

При описании положения органов, залегающих на различной глубине, используют термины: глубокий, profundus, и поверхностный, superficialis.

Понятие внешней, externus, и внутренний, internus, используют при описании положения структур относительно различных полостей тела.

Сроком висцеральный, visceralis (viscerus - внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом. А париетальных, parietalis (paries - стенка), - значит же, что имеет отношение к какой-либо стенки. Например, висцеральная плевра покрывает легкие , в то время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной стенки.


3.1. Обозначение направлений на конечностях

Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином palmaris - ладонная, а нижней конечности относительно подошвы - plantaris - подошвенный.

Край предплечья со стороны лучевой кости называют лучевым, radialis, а со стороны локтевой кости - локтевым, ulnaris. На голени край, где располагается большеберцовая кость , называется большеберцовой, tibialis, а противоположный край, где лежит малоберцовая кость - малоберцовой, fibularis.


4. Плоскости

В анатомии животных и человека принято понятие об основных проекционные плоскости.

  • Вертикальная плоскость разделяет тело на левую и правую части;
  • фронтальная плоскость разделяет тело на дорсальную и вентральную части;
  • горизонтальная плоскость разделяет тело на краниально и каудально части.

4.1. Применение в анатомии человека

Отношение тела до главных плоскостей проекции важно в таких системах медицинской визуализации, как компьютерная и магнитно-резонансная томография , позитронно-эмиссионная томография. В таких случаях тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно размещается в трехмерную прямоугольную систему координат. При этом плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось Х располагается в передне-заднем направлении, ось Y идет с лево на право или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

  • Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
  • Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
  • Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нищележачих.

5. Движения

Сроком сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между костями, сочленяющихся уменьшается. Например, когда человек садится, при сгибании в коленном суставе уменьшается угол между бедром и голенью . Движение в противоположном направлении, то есть, когда происходит выпрямление конечности или туловища, а угол между костными рычагами увеличивается, называется разгибанием, extensio.

Исключением является голеностопный (надтаранний) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек становится на цыпочки, пальцы двигаются вниз. Поэтому сгибание стопы называют также подошвенным сгибанием, а разгибание стопы обозначают термином тыльное сгибание.

Движениями вокруг сагиттальной оси является приведение, adductio, и отвод, abductio. Приведение - движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении. Например, при отведении плеча рука поднимается в сторону, а приведение пальцев ведет к их смыкания.

Во вращением, rotatio, понимают движение части тела или кисты вокруг своей продольной оси. Например, поворот головы происходит благодаря вращению шейного отдела позвоночника . Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение внутрь, и супинация, supinatio, или вращение наружу. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности возвращается кзади, а при супинации - кпереди. Пронация и супинация кисти осуществляются благодаря проксимальном и дистальном лучевой-ликтьовиы суставам. Нижняя конечность вращается вокруг своей оси преимущественно за счет тазобедренного сустава пронация ориентирует носок стопы внутрь, а супинация - наружу. Если при движении вокруг всех трех осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio.

Антероградный называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного потока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградный, а при рвоте - ретроградный.


5.1. Мнемоническое правило запоминания терминов супинации и пронации

Для запоминания направления движения кисти руки при супинации и пронации обычно используют аналогию с фразой "Суп несу, суп пролил".

Поэтому учащимся предлагают вытянуть руку вперед ладонью вверх (вперед при висячей конечности) и представить, что на руке он держит тарелку супа - "Суп несу" - супинация. Затем он возвращает руку ладонью вниз (назад при свободно-висячей конечности) - "суп пролил" - пронация.


См.. также

Терминология
Отраслевая терминология

Используемые термины

Положение относительно центра масс и продольной оси тела или выроста тела

  • Абаксиальный (антоним: адаксиальный ) - располагающийся дальше от оси.
  • Адаксиальный (антоним: абаксиальный ) - располагающийся ближе к оси.
  • Апикальный (антоним: базальный ) - располагающийся у вершины.
  • Базальный (антоним: апикальный ) - располагающийся у основания.
  • Дистальный (антоним: проксимальный ) - дальний.
  • Латеральный (антоним: медиальный ) - боковой, лежащий дальше от срединной плоскости.
  • Медиальный (антоним: латеральный ) - серединный, располагающийся ближе к срединной плоскости.
  • Проксимальный (антоним: дистальный ) - ближний.

Положение относительно основных частей тела

  • Аборальный (антоним: адоральный ) - располагающийся на противоположном рту полюсе тела.
  • Адоральный (оральный) (антоним: аборальный ) - располагающийся вблизи рта.
  • Вентральный (антоним: дорсальный ) - брюшной (передний).
  • Дорсальный (антоним: вентральный ) - спинной (задний).
  • Каудальный (антоним: краниальный ) - хвостовой, располагающийся ближе к хвосту или к заднему концу тела.
  • Краниальный (антоним: каудальный ) - головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.
  • Ростральный - носовой, буквально - располагающийся ближе к клюву. Располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы

  • Сагиттальный - разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела.
  • Парасагиттальный - разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела.
  • Фронтальный - разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному.
  • Аксиальный - разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Способы введения лекарственных препаратов

  • перорально - через рот;
  • интрадермально , внутрикожно (англ. intracutaneous или intradermal );
  • подкожно (англ. subcutaneous );
  • внутримышечно (англ. intramuscular );
  • внутривенно (англ. intravenous );
  • внутриартериальная
  • внутрикостная
  • ректально - через анальное отверстие ;
  • сублингвально - под язык;
  • трансбуккально - между верхней губой и десной;
  • вагинально - через влагалище.

Направления

У животных обычно на одном конце тела располагается голова, а на противоположном - хвост. Головной конец в анатомии именуют краниальным , cranialis (cranium - череп), а хвостовой носит название каудального , caudalis (cauda - хвост). На самой же голове ориентируются на нос животного, и направление к его кончику называют ростральным , rostralis (rostrum - клюв, нос).

Поверхность или сторона тела животного, направленная вверх, против силы тяжести, называется дорсальной , dorsalis (dorsum - спина), а противоположная сторона тела, оказывающаяся наиболее близко к земле, когда животное находится в естественном положении, то есть ходит, летает или плавает, - вентральная , ventralis (venter - живот). Например, спинной плавник дельфина расположен дорсально , а вымя у коровы на вентральной стороне.

Правая , dexter , и левая , sinister , стороны обозначаются, как они могли бы представляться с точки зрения изучаемого животного. Термин гомолатеральный , реже ипсилатеральный обозначает расположение на той же стороне, а контрлатеральный - расположенный на противоположной стороне. Билатерально - означает расположение по обе стороны.

Применение в анатомии человека

Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки , то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними ; дальше - нижними . Верхний, superior , соответствует понятию краниальный , а нижний, inferior , - понятию каудальный . Передний , anterior , и задний , posterior , соответствуют понятиям вентральный и дорсальный . Причём, термины передний и задний по отношению к четвероногим животным некорректны, следует употреблять понятия вентральный и дорсальный .

Центральный - находящийся в центре тела или анатомической области;
периферический - внешний, удалённый от центра.

При описании положения органов, залегающих на различной глубине, используют термины: глубокий , profundus , и поверхностный , superficialis .

Понятия наружный , externus , и внутренний , internus , используют при описании положения структур по отношению к различным полостям тела.

Термином висцеральный , visceralis (viscerus - внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом. А париетальный , parietalis (paries - стенка), - значит имеющий отношение к какой-либо стенке. Например, висцеральная плевра покрывает лёгкие , в то время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной стенки.

Конечности

Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином palmaris - ладонный, а нижней конечности относительно подошвы - plantaris - подошвенный.

Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным . Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное , а при рвоте - ретроградное.

Мнемонические правила

Для запоминания направления движения кисти руки при супинации и пронации обычно используют аналогию с фразой «Суп несу, суп пролил» .

Обучающемуся предлагают вытянуть руку вперед ладонью вверх (вперед при висящей конечности) и представить, что он на руке держит тарелку супа - «Суп несу» - супинация. Затем он поворачивает руку ладонью вниз (назад при свободно-висящей конечности) - «суп пролил» - пронация.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пространственные отношения в анатомической терминологии"

Ссылки

  • ~4000 классифицированных терминов по анатомии человека

Отрывок, характеризующий Пространственные отношения в анатомической терминологии

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?
– Нет, Изидора. Знаешь ли ты, что означает слово – франки? – Я отрицательно мотнула головой. – «Франки» просто означает – свободные. А Меровинги были северными Русами, пришедшими учить свободных Франков военному искусству, правлению страной, политике и науке (как они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). И назывались они правильно – Меравингли (мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии). Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили»... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков – Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело. Тем более, что король Меровий был уже тринадцатым из королей Меровингов. И логичнее, естественно, было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, не так ли?
Так же, как и к другой глупой легенде о «морском чудовище», якобы породившем на свет династию Меровингов, это название, естественно, отношения также не имело. Видимо, Думающим Тёмным очень хотелось, чтобы люди не знали настоящего значения ИМЕНИ правящей династии Франков. Поэтому они постарались быстренько их переименовать и превратить в «слабых, невезучих и жалких» королей, изолгав в очередной раз настоящую мировую историю.
Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу.
Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных. Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь, так как черпали через них Живую Силу. Но к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.
После предательства королевского казначея-еврея, ложью и хитростью натравившего в этой семье брата на брата, сына на отца, ну а потом уже с лёгкостью сыгравшего на человеческой гордости и чести... Так впервые в королевской семье Меравинглей пошатнулась былая твердыня. И непоколебимая вера в единство Рода дала первую глубокую трещину... Многовековая война Меравинглей с противоборствующим родом стала подходить к своему печальному завершению... Последний настоящий король этой чудесной династии – Дагобер II, оказался, опять же, по-предательски убитым – он погиб на охоте от руки подкупленного убийцы, ударившего его в спину отравленным копьём.

На этом и закончилась (вернее – была истреблена) самая одарённая династия в Европе, нёсшая свет и силу непросвещённому европейскому народу. Как видишь, Изидора, трусы и предатели во все времена не осмеливались бороться открыто, зная наверняка, что выиграть честно у них никогда не было, и не будет никаких, даже малейших шансов. Но зато ложью и низостью они побеждали даже самых сильнейших, используя их честь и совесть в свою пользу... совершенно не беспокоясь о своей же «погибающей во лжи» душе. Таким образом, уничтожив «мешающих просветлённых», Думающие Тёмные после придумывали угодную им «историю». А люди, для которых такая «история» создавалась, тут же с лёгкостью принимали её, даже не попытавшись задуматься... Это, опять же, наша Земля, Изидора. И мне искренне грустно и больно, что не удаётся заставить её «проснуться»...
Моё сердце вдруг горько и болезненно заныло... Значит, всё же, во все времена были светлые и сильные люди, мужественно, но безнадёжно боровшиеся за счастье и будущее человечества! И они все, как правило, погибали... В чём же была причина столь жестокой несправедливости?.. С чем же всё-таки был связан такой повторяющийся смертельный исход?
– Скажи мне, Север, почему всегда погибают самые чистые и самые сильные?.. Знаю, что уже задавала тебе этот вопрос... Но я всё ещё не могу понять, неужели же люди и вправду не видят, сколь прекрасна и радостна была бы жизнь, послушай бы они хоть одного из тех, кто так яро за них сражался?! Неужели ты всё же прав, и Земля настолько слепа, что за неё пока ещё рано болеть?!.. Пока ещё рано бороться?..
Грустно покачав головой, Север ласково улыбнулся.
– Ты сама знаешь ответ на этот вопрос, Изидора... Но ты ведь не сдашься, даже если тебя и пугает столь жестокая правда? Ты – Воин, и ты таковой останешься. Иначе предала бы себя, и смысл жизни навсегда был бы для тебя потерян. Мы есть то, что мы ЕСТЬ. И как бы мы не старались меняться, наш стержень (или наша основа) всё равно останется таким, каковой по-настоящему является наша СУТЬ. Ведь если человек пока ещё «слеп» – у него всё же есть надежда когда-то прозреть, не так ли? Или если мозг его всё ещё спит – он всё же может когда-нибудь проснуться. Но если человек по сути своей «гнил» – то каким бы хорошим он быть ни старался, его гнилая душа всё равно в один прекрасный день выползает наружу... и убивает любую его попытку выглядеть лучше. А вот если Человек истинно честен и смел – его не сломает ни боязнь боли, ни самые злые угрозы, так как его душа, его СУТЬ, навсегда останется такой же смелой и такой же чистой, как бы безжалостно и жестоко он не страдал. Но вся беда и слабость его в том, что так как Человек этот поистине Чист, он не может узреть предательство и подлость ещё до того, как оно становится явным, и когда ещё не слишком поздно что-либо предпринять... Он не может такое предусмотреть, так как эти низкие чувства в нём полностью отсутствуют. Поэтому на Земле всегда будут гибнуть самые светлые и самые смелые люди, Изидора. И продолжаться будет это до тех пор, пока КАЖДЫЙ земной человек не прозреет и не поймёт, что жизнь не даётся даром, что за прекрасное надо бороться, и что Земля не станет лучше, пока он не наполнит её своим добром и не украсит своим трудом, каким бы малым или незначительным он ни был.

Но как я уже говорил тебе, Изидора, этого придётся ещё очень долго ждать, ибо пока что человек думает только о своём личном благополучии, даже не задумываясь, для чего он пришёл на Землю, для чего был на ней рождён... Ибо каждая ЖИЗНЬ, какой бы незначительной она ни казалась, приходит на Землю с какой-то определённой целью. В большинстве своём – чтобы сделать лучше и радостнее, могущественнее и мудрее наш общий ДОМ.
– Ты думаешь, обычного человека когда-нибудь заинтересует общее благо? Ведь у многих людей это понятие совершенно отсутствует. Как же их научить, Север?..
– Этому нельзя научить, Изидора. У людей должна появиться потребность к Свету, потребность к Добру. Они должны сами желать изменения. Ибо то, что даётся насильно, человек инстинктивно старается побыстрее отвергнуть, даже не пытаясь что-либо понять. Но мы отвлеклись, Изидора. Желаешь ли, чтобы я продолжил историю Радомира и Магдалины?
Я утвердительно кивнула, в душе сильно сожалея, что не могу вот так просто и спокойно вести с ним беседу, не волнуясь об отпущенных мне судьбой последних минутах моей искалеченной жизни и не думая с ужасом о нависшей над Анной беде...
– В библии очень много пишется об Иоанне Крестителе. Был ли он по-настоящему с Радомиром и рыцарями Храма? Его образ так удивительно хорош, что иногда заставлял сомневаться, являлся ли Иоанн настоящей фигурой? Можешь ли ты ответить, Север?
Север тепло улыбнулся, видимо вспоминая что-то, очень для него приятное и дорогое...
– Иоанн был мудрым и добрым, как большое тёплое солнце... Он был отцом для всех идущих с ним, их учителем и другом... Его ценили, слушались и любили. Но он никогда не был тем молодым и удивительно красивым юношей, каким его обычно рисовали художники. Иоанн в то время был уже пожилым волхвом, но всё ещё очень сильным и стойким. Седой и высокий, он был скорее похож на могучего былинного воина, чем на удивительно красивого и нежного юношу. Он носил очень длинные волосы, как впрочем, и все остальные, находящиеся с Радомиром.

Это был Радан, он был и правда необычайно красивым. Он, как и Радомир, с малых лет жил в Мэтэоре, рядом со своей матерью, Ведуньей Марией. Вспомни, Изидора, как много картин существует, в которых Мария написана с двумя, почти одного возраста, младенцами. Их почему-то рисовали все знаменитые художники, возможно, даже не понимая, КОГО по-настоящему изображала их кисть... И что самое интересное – это то, что именно на Радана Мария смотрит на всех этих картинах. Видимо уже тогда, будучи ещё младенцем, Радан уже был таким же весёлым и притягивающим, каким он оставался всю свою короткую жизнь...

И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.