Теоретические и методические основы физической рекреации (На прим. занятий с отягощениями) Виноградов Геннадий Петрович. Активная физкультура "физическая рекреация"

Достичь необходимого оздоровительного эффекта при занятиях физическими упражнениями можно лишь при соблюдении основных принципов: сознательности и активности, систематичности (последовательность, регулярность нагрузки), постепенности (постепенное повышение нагрузок, обеспечивающее развитие функциональных возможностей), адекватности (индивидуализация нагрузки).

Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций в долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит усиленный адаптивный синтез белка, ведущий к увеличению мощности функционирующих клеточных структур. Эти изменения происходят главным образом в восстановительном периоде после повышенной физической активности. Именно в этот период наблюдается возрастание энергетических потенциалов организма - суперкомпенсация энергетических ресурсов, затраченных во время физической активности. Если же через определенный период двигательная нагрузка не повторяется, усиленный синтез белка выключается и заменяется расщеплением тех белков, которые интенсивно синтезировались, т. е. возвращается исходное состояние, устраняются сверхвосстановленные запасы источников энергии. Словом, положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего, новые занятия начинаются с фона, характеризующегося повышенным объемом клеточных структур и суперкомпенсацией энергетических ресурсов. Радость от двигательной активности и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений основываются на усиленном образовании в организме нейропептидов-эндорфинов и энкефаминов. Повышение их уровня в плазме крови - типичное явление во время мышечной работы (А. А. Виру с соавт.). Нейро-пептиды перестраивают деятельность нервных центров, угнетают чувство боли, снимают различные неприятные ощущения и, действуя на психику, поднимают настроение и даже создают эйфориче-ское состояние. Долговременная адаптация к определенному повторяющемуся воздействию нагрузки связана с развитием клеточных структур, но лишь при постоянном увеличении нагрузки. Если же она остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится малоэффективным; двигательная активность требует использования лишь части повышенных резервов клеточных структур и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому необходимость в постепенном увеличении физической нагрузки - важное условие организации оздоровительной направленности физкультуры. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительного эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Лишь строго индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит успех. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

Наметив определенную программу занятий, следуя принципу систематичности, неизбежно приходится отказываться от каких-то своих стереотипов поведения и привычек, и без волевого усилия не обойтись. Основные изменения, наступающие в организме в результате тренировки и имеющие огромное значение в укреплении здоровья, - повышение энергетического потенциала организма, расширение возможностей транспорта кислорода, совершенствование окислительных процессов и экономизация обмена веществ, увеличение функциональных способностей и устойчивости эндокринных систем, увеличение стабильности ионных насосов и эндокринно-метаболический антисклеротический эффект - являются специфическим результатом адаптации организма к продолжительной мышечнои деятельности, т. е. упражнений на выносливость. Именно этот вид физической активности - основное средство укрепления здоровья.

В работах К. Купера приводятся следующие условия выполнения упражнений, необходимые для достижения оздоровительного эффекта: участие в работе больших мышечных групп; возможность продолжительного выполнения упражнения; ритмический характер мышечной деятельности; энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов. Иными словами, К. Купер считает оздоровительными лишь аэробные упражнения. Однако не только циклические упражнения способствуют благоприятным изменениям в организме.

Систематические занятия гимнастикой и силовыми упражнениями, распространенные в оздоровительной физкультуре, также вызывают положительные сдвиги в организме, являясь эффективным средством физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. И все же гимнастические упражнения по специфике воздействия не заменяют аэробной нагрузки. Под аэробной нагрузкой (аэробикой) понимается систематическое выполнение тех физических упражнений, которые охватывают работой большую группу мышц (около 2/3 мышечной массы тела) и являются продолжительными (15-40 мин без перерыва и более), но самое главное - обеспечиваются энергией за счет аэробных процессов. Типичные аэробные упражнения; бег (бег на месте), быстрая ходьба, ходьба на лыжах, гребля, плавание, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой и др.

Главные характеристики мышечной работы - ее объем и интенсивность. Объем нагрузки для упрощения будем выражать не в единицах работы или единицах расхода энергии, а в протяженности пройденной дистанции, времени выполнения упражнений, числе повторений и т. д. Интенсивность нагрузки выражается в виде мощности работы, скорости передвижения, частоты упражнений и т. п. Часто интенсивность работы характеризуется в процентах от максимального потребления кислорода (МПК). В этих случаях за 100% принимается мощность работы, при которой достигается МПК или наивысшая частота сердечных сокращений. Таким образом, интенсивность нагрузки рассчитывается не в абсолютных значениях, а в индивидуальных, применительно к возможностям конкретного человека. На основании большого количества исследований рекомендуется интенсивность занятий при использовании аэробных упражнений в оздоровительных целях на уровне 50-85% МПК или 60-90% пульсового резерва1, а продолжительность - от 15 до 60 мин. Следует помнить, что лучших результатов в оздоровительной тренировке достигают те, кто соизмеряет нагрузки с физическими возможностями своего организма. Из множества способов дозирования тренировочных нагрузок для самоконтроля наиболее приемлемы учет уровня физической работоспособности и оценка интенсивности нагрузки на частоту сердечных сокращений (ЧСС). К. Купер предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания и любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки - двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда. Особенность труда студентов заключается в том, что их учеба требует значительного нервно-эмоционального напряжения и минимальных мышечных затрат. Это приводит к понижению у них нервно-мышечного тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины и ног, а в рабочей позе с наклоном вперед - к ослаблению функций органов дыхания, кровообращения, пищеварения и другим изменениям. Недостаток движений и связанное с ним снижение окислительных процессов в организме влекут за собой малокровие, а в некоторых случаях - ожирение. В настоящее время имеется большой научный и практический материал, доказывающий, что чередование умственной и физической нагрузок помогает в предупреждении нейроциркуляторной дистонии, значительно снижает заболеваемость и трудопотери, активизирует умственную работоспособность, улучшает функциональное состояние организма студентов.

Активный отдых стимулирует восстановление работоспособности при различных видах мышечной и умственной деятельности, но его эффективность зависит от условий труда и быта, характера утомления, степени тренированности к данному виду деятельности и многих других причин. При выборе вида физических упражнений для активного отдыха следует ориентироваться не только на интерес к тому или иному виду спорта, но и на черты своего характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и быстро в нее включается, общителен с окружающими, эмоционален в спорах, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом. Средства, формы и методы физических упражнений рекреационной направленности многообразны, их использование зависит от условий среды, быта и индивидуальных особенностей личности. Так, например, включение в режим дня утренней гимнастики физкультурных пауз положительно влияет не только на укрепление здоровья, но и улучшает тренированность, общее физическое состояние (В. В. Громыко). Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко считают, что оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для лиц умственного труда в недельном цикле должно составлять 6-9 ч. Мы отмечаем, что необходимое условие для эффективного отдыха при использовании средств физической культуры с рекреационной направленностью - это появление хорошего самочувствия и настроения, чувства «мышечной радости», положительных эмоций. Рекреационное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при индивидуальной и массовой организации отдыха и досуга в выходные дни и в период каникул для восстановления и укрепления здоровья.

Помимо вышеперечисленного к средствам реализации этого направления относятся туристические походы, экскурсии, спортивные и подвижные игры, ритмическая и атлетическая гимнастика, плавание в естественных водоемах, лыжные походы и спортивно-массовые мероприятия. Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.

В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и гимнастика (лечебная гимнастика), отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений, элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического и мышечного тонуса. Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Так, гимнастические упражнения оказывают действия не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (силу, быстроту, координацию и т. п.). Все физические упражнения подразделяются на общеразви-вающие и специальные.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Специальные упражнения избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата. Например, упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека; в то же время для больного со сколиозом, остеохондрозом и др. они способствуют решению непосредственно лечебной задачи - увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника. Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть и тренировочными (оздоровительными), и специальными, с восстановительной, лечебной направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства обще-развивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень важное значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяется, в основном, расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т. п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.

Методики применения средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления
  1. 1. 1 слайд2 слайд - Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения сиспользованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, атакже естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие идостигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная ифизическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физическойкультуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевымиусилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий игармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.3 слайд - Физическая рекреация включает в себя более двадцати целевых установок иосновные из них – восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности,получение удовольствие от физических занятий, развлечение.4 слайд - Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие еѐформ: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреацияспорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствуетчѐткая целевая направленность, нет научно-обоснованных рекомендаций поиспользованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки дляудовлетворения индивидуальных потребностей человека.5 слайд - Специфические задачи физической рекреации рассматриваются в контекстезадач физического воспитания или спорта. В научных исследованиях принято выделятьследующие аспекты физической рекреации: Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреациональной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии. Культурно-аксиологические: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует .6 слайд - Значение двигательной активности для поддержания и укрепления здоровья и каклечебного средства известно из древности. Особо актуальной проблема оптимизациидвигательной активности людей стала в последнюю четверть ХХ века в связи с автоматизациейпроизводства и очевидностью неблагоприятного влияния социально-обусловленной гипокинезии.Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем вусловиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности ведет кфункциональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращениепродолжительности жизни. Двигательная активность сдерживает возрастные инволюционныеизменения, способствует продлению периода активной творческой жизни. Снижение двигатель-
  2. 2. ной активности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности,постельным режимом называется гипокинезией. Гиподинамия - состояние пониженнойдвигательной активности, обусловленное общей мышечной слабостью, в результате заболеванияили пребывания в условиях пониженной гравитации, постельного режима. Гипокинезия игиподинамия пагубно влияют на здоровье, приводят к развитию сердечнососудистых расстройств,нарушению обмена веществ.Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитанияСуть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействоватьукреплению здоровья.7 слайд - Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист далследующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличаетсягармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальнойсреде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, этожизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранятьоптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья. Всовременных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состоянияздоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишьоколо 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья,продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственныйпотенциал общества. С точки зрения теории физической культуры понятие «нагрузка»характеризует величину запросов, предъявляемых к функциональным системаморганизма человека тем или иным физическим упражнениям. Действительно, любоеповышение физической активности (например, переход с ходьбы на бег; переход сдвижения налегке к движению с рюкзаком) сопровождается повышениемфункциональной активности организма: увеличением частоты сердечных сокращений(ЧСС), легочной вентиляции, потребления кислорода. 8 слайд - Таким образом,физическая нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степеньфункциональной активности организма, вызванная выполнением упражнений, а также степень переносимых при этом трудностей.
методические основы физической рекреации (На прим. занятий с отягощениями) ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Виноградов Геннадий Петрович. Теоретические и методические основы физической рекреации (На прим. занятий с отягощениями) : Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04: СПб., 1998 475 c. РГБ ОД, 71:99-13/12-7

Введение

Глава 1. Теоретические основы физической рекреации

1.1. Понятие и сущность физической рекреации 11

1.2. Средства физической рекреации 22

1.3. Виды рекреационного эффекта и нагрузки 36

1.4. Проблемы формирования теории физической рекреации 45

Глава 2. Методология исследования

2.1. Теоретическая основа исследования 53

2.2. Методы исследования 57

2.3. Организация исследования 78

Глава 3. Исторические аспекты физической рекреации и силовой тренировки

3.1. Библейская регламентация здорового образа жизни и нравственных норм поведения 79

3.2. Виды активного отдыха у императоров Древнего Рима 82

3.3. Роль и место физической рекреации у царствующих особ России 86

3.4. Активный отдых в режиме свободного времени современных политических деятелей 92

3.5. Генезис силовой тренировки (на примере России и США) 102

Глава 4. Многообразность влияния физических упражнений

4.1. Критерии оздоровительного влияния занятий физическими упражнениями 116

4.3. Взаимосвязь психолого-педагогических и медико-биологических аспектов при занятиях физическими упраж нениями 129

4.4. Сравнительная характеристика повреждений при занятиях различными видами физических упражнений 138

Глава 5. Социально-психологические аспекты занятий с отягощениями

5.1. Культурно-исторический аспект проблемы 153

5.2. Противоречия между индивидуальной и общественной потребностями по отношению к здоровью подростков 166

5.3. Истоки культа силы и жестокости у подростков 171

5.4. Динамика интереса и мотивации к занятиям силовыми упражнениями 179

Глава 6. Содержание индивидуального знания о занятиях с отягощениями

6.1. Особенности стиля мышления у занимающихся различными видами физических упражнений 195

6.2. Структура знаний и источники информации о рекреационной тренировке 204

6.3. Причины и структура заблуждений 217

6.4. Верифицируемость опровержений 222

Глава 7. Основы методики рекреационных занятий с отягощениями

7.1. Взгляды П.Ф.Лесгафта на занятия физическими упражнениями с отягощениями 227

7.2. Сравнительная характеристика использования различных видов силовых упражнений в целях рекреации 240

7.3. Причины возникновения травматизма при занятиях с отягощениями 250

7.5. Варианты программ рекреационных тренировок с отягощениями 263

Глава 8. Влияние рекреационных тренировок с отягощениями на состояние занимающихся различного пола и возраста

8.1. Динамика морфологических показателей 270

8.2. Изменение функциональных способностей 278

8.3. Специфика психических процессов 283

8.4. Состояние здоровья при занятиях рекреационной силовой тренировкой 295

Литература 315

Приложения 412

Введение к работе

Противоречия современного этапа развития общества, связанные с переходом на новые экономические отношения, отражаются на материальной и духовной сфере людей. Резкая грань в уровне жизни различных слоев населения с одной стороны делает недоступным для многих людей использование традиционных формы отдыха и восстановления здоровья, с другой стороны -предоставляет неограниченные возможности для реализации этих потребностей. Категория здоровья переходит в категорию экономических отношений и рассматривается как предмет труда. Переоценка культурных и нравственных ценностей порождает их мутацию, особенно у подрастающего поколения. В этом отношении роль физической культуры, как части культуры общества, трудно переоценить в деле культурного и национального возрождения России.

Проблемность ситуации можно определить на двух уровнях: общественном и индивидуальном. На общественном уровне противоречия состоят: 1) между потребностью общества в здоровой нации и необратимым ухудшением здоровья граждан в силу социально-экономических изменений; 2) между потребностью общества в стабильной социальной ситуации и возрастающей агрессивностью людей ввиду сложных условий жизни. На индивидуальном уровне противоречия существуют: а) между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низким уровнем физкультурной образованности населения; б) между доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений, включая и упражнения с отягощениями и существующими неверными представлениями, которые являются барьером в приобщении населения к занятиям этим J видов двигательной активности.

Методологические проблемы, определяющие место и значение физической рекреации в сфере физической культуры связаны прежде всего с неразработанностью понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Не исследованы механизмы взаимодей ствия физической рекреации с другими видами физической культуры. Так в частности, в понятие физической рекреации входит более двадцати целевых установок (восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от занятий, развлечение и т.п.). Можно констатировать, что в отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность. С одной стороны, этот факт предполагает универсальную возможность использования физической рекреации для удовлетворения различных сугубо индивидуальных потребностей человека, с другой - создаёт серьёзные проблемы в методическом обеспечении этого вида деятельности, поскольку для каждой целевой установки необходима конкретная программа тренинга. Поэтому спектр методических проблем заключается, в первую очередь, в отсутствии научно-обоснованных рекомендациях по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека в этом виде деятельности, с учётом пола, возраста, физического развития, социального статуса занимающих- ся.

Разработка профессором В.М.Выдриным и его учениками теории физической культуры, основанной на концепциях общей культуры, позволило с новых методологических позиций раскрыть содержание и сущность отдельных проблем физической рекреации (Л.М.Пиотровски,1980; Э.Трощинска, 1982; А.Д.Джумаев,1989; Н.Б.Бомова,1992). Однако, и настоящее время, физическая рекреация является наименее изученным видом физической культуры.

Указанные противоречия диктуют необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода, с изучением исторических, социально-психологических, педагогических, аксиологических и медико-биологических аспектов физической рекреации, и в частности рекреационных занятий с отягощениями как одного из самых доступных и эффективных средств рекреации. В последние годы к этим видам силовым упражнениям

наблюдается значительное увеличения интереса и особенно у молодёжи. Различные проблемы методики занятий с отягощениями изучались в работах А.Мамытова (1981), Л.А.Остапенко, В.М.Шубова (1986), И.В.Вельского (1989), М.В.Макатун, С.А.Мазуренко (1990), С.А.Чередниченко (1991), Ю.А.Пеганова (1991, 1993), В.К.Петрова (1992), К.Ф.Шутова (1997). Но в основном, в этих и аналогичных работах, исследовались спортивные аспек-п ты занятий с отягощениями, направленные на развитие мышечной массы и силовых качеств. Не исследованными остались оздоровительные и рекреационные аспекты силовой тренировки. Проблема комплексного изучение влияния рекреационных занятий с отягощениями на морфо функциональные показатели, социально-психологический статус и здоровье людей различного пола и возраста является актуальной и представляет, научно-практическую значимость.

Гипотеза исследования - систематизация исторических, аксиологических, социально-педагогических и медико-биологических данных о влиянии занятий различными видами двигательной активности и упражнениями с отягощениями в частности, позволит более глубже понять сущность физической рекреации и определить её роль и место в жизни человека и общества. Выявление особенностей интереса и мотивации различных социально-демографических групп населения к рекреационным силовым тренировкам, а так же оптимизация и совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью человека будет содействовать снятию психического напряжения, улучшению личностных качеств, морфо-функциональных показателей и на основе этого - повышению уров- , ня здоровья занимающихся.

Объект исследования - физическая рекреация как один из элементов физической культуры.

Предмет исследования - теоретические и методические основы рекреационных занятий с отягощениями. Цель исследования - теоретическое и методическое обоснование рекреационной силовой тренировки на основе интеграции исторических, аксиологических, социально-педагогических и медико-биологических подходов. Задачи исследования:

1. Определить роль и значение физической рекреации в различные культурно-исторические периоды.

2. Интегрировать медико-биологические данные о влиянии на здоровье людей различных видов двигательной активности.

3. Раскрыть аксиологические и социально-психологические аспекты силы, как средства самопознания и самосовершенствования личности.

4. Установить особенности теоретико-познавательных представлений о влиянии занятий различными видами отягощений у людей различных возрастных и социальных категорий.

5. Определить оптимальную совокупность основных компонентов занятий с отягощениями, обеспечивающих рекреационный и оздоровительный эффект занимающихся различного пола и возраста.

6. Разработать и экспериментально обосновать оптимальные режимы рекреационных силовых нагрузок. Установить влияние двигательной активности данного направления на морфо-функциональные показатели, психические процессы и здоровье людей различных социально-демографических групп.

Научная новизна. Впервые, на основе интеграции междисциплинарных знаний, получены данные о сущности физической рекреации как виде физической культуры. Показана роль и место физической рекреации в различные исторические эпохи. Систематизированы медико- биологические и психологические данные о влиянии различных физических упражнений на здоровье людей. Показаны отличительные особенности влияния различных видов двигательной активности на психические процес- н сы занимающихся. Представлена этическая характеристика силы в русском народном эпосе. Раскрыты аксиологические аспекты силы на индивидуаль ном, групповом и социальном уровнях, показаны пути предотвращения де-виантного поведения подростков. Определена структура интереса и моти вации к занятиям различными видами отягощений. Создана классификация

видов силовых упражнений для занятий физической рекреацией. Определено влияние занятий силовыми упражнениями рекреационной направленности на состояние здоровья и психологические особенности занимающихся. Решена проблема, связанная с определением эффективности рекреационных занятий физическими упражнениями для лиц разного пола, возраста и со-. циальных групп.

Теоретическая значимость. Впервые, на основе комплексных исследований и интеграции различных знаний, создано целостное представление о физической рекреации, как о виде физической культуры. Показана историческая, культурная и социально-экономическая обусловленность использования средств физической рекреации. Полученные в результате исследова- "

Ния новые данные служат предпосылкой для формирования теоретических

основ новой научной и учебной дисциплины "Теории физической рекреации" и частной дисциплины "Теории и методики рекреационных занятий с отягощениями". Новые знания об истории физической рекреации, влиянии п занятий рекреационной направленности на психо-физиологические функции человека, специфику педагогических приёмов взаимодействия между занимающимся и тренером могут быть использованы в учебном процессе по соответствующим учебным дисциплинам физкультурных вузов. Особую научную значимость выполненное исследование имеет для понимания закономерностей формирования потребности к занятиям физическими упражнениями, а также влиянии рекреационных силовых упражнений на психофункциональные качества занимающихся различного пола и возраста. Теоретически и экспериментально обоснованы различные системы рекреационных занятий с отягощениями, обеспечивающие оздоровительное воздей- J ствие.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке и внедрении теоретико-методических положений направленных на достижение положительного психо-физиологического эффекта и укрепления здоровья людей различного пола и возраста при занятиях с отягощениями силовой направленности. Теоретически обоснованные и экспериментально подтверждённые направления рекреационных занятий с отягощениями (развивающая, поддерживающая и релаксационная рекреационные тренировки) служат эффективным средством активного отдыха, снятия напряжения и получения удовольствия от двигательной активности в различных видах физической культуры: в физическом воспитании, спорте, физи-_, ческой рекреации.

Результаты исследования внедрены: в учебный процесс Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, Санкт-Петербургского торгово-экономического института, Нижегородского государственного педагогического университета. В учебно-тренировочный процесс сборных команд России и Санкт-Петербурга по бодибилдингу, сборной команды Санкт-Петербурга по тяжёлой атлетике, Нижегородского училища олимпийского резерва.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция физической рекреации детерминируется специфическими закономерностями развития общества. Средства физической рекреации отражают элементы обычаев, нравов и традиций различных культурно-исторических периодов.

2. Физическая рекреация является одним из средств осознанного формирования индивидуальной физической культуры личности, культурных потребностей и стремления к физическому и духовному совершенствованию личности.

3. Силовые способности имеют многофункциональные свойства, регламентирующие уровень ценностных ориентации и поведенческие реакции на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

4. Рекреационная силовая тренировка, основанная на учёте индивидуальных психо-соматических свойств занимающихся является одним из эффективных средств коррекции внешнего облика человека, что оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции личности.

5. Система опровержения заблуждений о влиянии занятий с отягощениями является одним из важных компонентов формирования индивидуального физкультурного знания, что способствует позитивному отношению к данному виду двигательной активности.

6. Использование количественных и качественных критериев оценки соответствия различных физических упражнений рекреационным целям повышает эффективность их применения на практике.

7. Система рекреационных силовых тренировок, основанная на использовании оптимальных тренировочных режимов, способствует реализации рекреационных целевых установок, а также улучшению психо- функционального состояния и здоровья занимающихся.

Работа выполнена в соответствии со Сводным планом НИОКР ГКФТ Российской Федерации по направлению 01.04.03.

Средства физической рекреации

Современный этап развития физической культуры характеризуется появлением новых или модернизацией известных, традиционных двигательных действий, которые иногда становятся настолько популярными, что трансформируются из видов рекреационной направленности в спортивную. /Итак, какие средства являются наиболее эффективными для физической рекреации? Для того, чтобы научно обосновать критерии вы--1 бора средств рекреации необходимо ограничить поле рекреационной деятельности следующими категориями: 1) вид деятельности, 2) условие деятельности, 3) уровень подготовленности, 4) эффект деятельности.

Вид рекреационной деятельности. В этом отношении, мнения учёных можно сгруппировать в трёх направлениях: для первого направления характерны рекомендации по использованию самых простых, элементарных видов рекреационной деятельности. Для второго направления предлагается использовать самые разнообразные виды спорта. Для третьего направления рекомендуется применять не только физические упражнения, но и другие средства.

По мнению В.В.Матова (1988) решение задач массовой физической культуры должно сочетать выполнение физических упражнений и использование других факторов - гигиенических, средств психорегуляции и т.д. Весьма интересна точка зрения И.В.Муравова (1987), который считает, что в оздоровительных целях можно использовать любые физические упражнения, при условии, что нагрузка строго соответствует возможностям организма. Интересна систематизация средств физической рекреации, предложенная В.М.Выдриным (1988). В первую группу входят различные виды прогулок, экскурсий и развлечений на природе. Вторую группу составляют народные физические упражнения, игры и развлечения (ринго, летающая тарелка, серсо, пелота и др.). В третьей группе средств можно использовать упрощённые игры с мячами. Выбор средств по мнению В.К.Бальсевича (1988) должен зависеть от возрастных периодов человека.

По мнению Л.М.Пиотровски (1980) на выбор средств физической ре-1 креации влияют различные компоненты (мода, географические и климатические условия, особенности национальной культуры и др.). Так, например, для подрастающего поколения наиболее привлекательными являются: плавание, гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры (особенно волейбол и баскетбол), подвижные игры, лыжы, коньки, игры на льду и снегу, настольный теннис, бадминтон, танцы. Для взрослых людей предпочтительны: туризм, летние прогулки, ориентирование на местности, бег трусцой, велосипед, футбол, настольный теннис, лыжи, водные виды спо- рта, игры (ботча, ринго, крокет), тропинки здоровья.

Изучая популярность физических упражнений в 18-м и 19-м веках в л Европе, Von Н. Grimm (1989) установили, что наиболее популярными видами двигательной деятельности были ходьба, бег, прогулки (контент-анализ включал 38 пунктов), гимнастика (17), купание и плавание (16), коньки (13), охота и игра в мяч (11), рыбная ловля (9), катание на санях (8), верховая езда (6), лазание (5), гребля и силовые упражнения (4), метания (3), стрельба из лука, лыжи, велосипед и танцы (2), фехтование (1) (цит. по А.Ю.Гаврикову,1990).

В.Н.Васильев и В.С.Чугунов (1984) формулируют идею о том, что на основе адренограмм можно выделить несколько биологических типов" людей: адреналиновый тип (с повышенным выделением адреналина), эти люди отличаются повышенной тревожностью; норадреналиновый тип (с повышенным выделением норадреналина), типичное поведение проявляется во внутреннем напряжении, мнительности, агрессивности; смешанный тип - характеризующихся гиперэмоциональностью. Каждому типу / должен соответствовать определённый образ жизни, питания, двигательной активности. Например для людей с повышенным выделением адреналина, необходимы занятия релаксационной гимнастикой, для других -аутотренинг.

Г.А.Калашников (1982) обращает внимание на такой важный аспект занятий физическими упражнениями, как влияние опасных движений на мышечное чувство. В качестве главной рекомендации для оздоровительных и рекреационных занятий предлагается ограничить или полностью исключить "пугающий фактор неожиданности".

В исследовании Э.Трощинской (1982) определены наиболее пригодные средства физической рекреации для школьников: плавание, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, приёмы самообороны, коньки, туризм, лёгкая атлетика, лыжи, гимнастика.

Б.В.Евстафьев (1985) считал, что физическая рекреация должна включать средства идеомоторной тренировки, физического воспитания и элементы спортивных состязаний, которые проводятся по упрощённым правилам. По мнению В.К.Велитченко (1982) следует более широко применять в оздоровительных целях не только ходьбу и бег, но и самые разнообразные средства.

Одним из самых эмоциональных средств физической рекреации являются спортивные и подвижные игры. Е.М.Геллер (1987) акцентирует внимание на отставании в разработки как теории игры, так и основных функций, в частности их социально-педагогической роли в современном обществе. Особенностям организации и проведения оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста посвящено исследование В.В.Костюкова (1996).Выявлено, что круглогодичные занятия по два раза в неделю с нагрузкой различной направленности позволяет повысить уровень здоровья мужчин в возрасте 28-39 лет с 3 до 8 баллов (по 21-бальной шкале здоровья).

Виды активного отдыха у императоров Древнего Рима

Описание любимых увлечений и предпочитаемых средствах отдыха римских императоров (период правления с 100 г. до н.э. по 96 г. н.э.) содержатся в книге Г.Т.Светония (1990). За исключением двух императоров Отона и Вителлия, все остальные римские повелители отдавали должное физическим упражнениям. Гай Юлий Цезарь (здесь и далее указываются годы правления -с 46 по 44 г.г.до н.э.) по мнению римского историка Светония "оружием и конём владел замечательно, выносливость его превосходила всякое вероятие". Отмечается способность Цезаря совершать длительные переходы и прекрасно плавать. Одним из составляющих, говоря современным языком, великолепной физической подготовленности Юлия Цезаря является тот факт, что он постоянно заботился о своём здоровье, по словам Светония "за своим телом он ухаживал слишком даже тщательно".

В описании жизненного пути Божественного Августа (43 до н.э.-14 н.э.) указывается, что "он не обошёл вниманием никого из участников народных зрелищ: атлетам он сохранил и умножил их привилегии, гладиаторам воспретил биться без пощады, актёров разрешил наказывать только в театре и во время игр, а не всегда и везде, как это позволялось должностным лицам по старому закону." Весьма примечательна та иерархия, которую занимали представители спорта (атлеты) в обеспечении массовых зрелищ. Они признавались на вершине этой пирамиды, а далее шли гладиаторы и актёры.

Отмечается страсть цезаря к играм, а особенно в кости. Светоний цитирует одной из писем Августа:"...мы провели в Квинкватрии с полным удовольствием: играли всякий день, так что доска не остывала". Светоний пишет, что у цезаря было слабое здоровье, которое он поддерживал различными процедурами (растирался маслом, потел перед открытым огнём, окатывался водой комнатной температуры или согретой на солнце. Раньше Август упражнялся в верховой езде и с оружием. После ему стали нравится различные упражнения с мячом, затем он стал ограничиваться верховыми или пешими прогулками, "в конце каждого круга он переходил с шага на бег вприпрыжку, завернувшись в одеяло или простыню." Историк отмечает, что для умственного отдыха цезарь Август предпочитал рыбалку и игры в кости, камешки и орехи с мальчиками-рабами.

Традиционные упражнения с конём и оружием были хорошо знакомы и другому римскому императору - Тиберию (14-37 г.г.). Светоний утверждает, что Тиберий был левшой, "а суставы её так крепки, что он пальцем протыкал свежее цельное яблоко, а щелчком мог поранить голову мальчика и даже юноши". Отмечается превосходное здоровье этого цезаря и то, что он с тридцати лет заботился о себе сам, не обращаясь за советом или помощью к врачам.

Следующий император Калигула (37-41 г.г.) не отличался по мнению Светония ни телесным, ни душевным здоровьем. Однако отмечается страсть Калигулы к самым разнообразным увлечениям: "Гладиатор и возница, певец и плясун, он сражался боевым оружием, выступал возницей в повсюду выстроенных цирках, а пением и пляской он так наслаждался, что даже на всенародных зрелищах не мог удержаться, чтобы не подпевать трагическому актёру и не вторить у всех на глазах движениям плясуна, одобряя их и поправляя". Тем не менее Светоний констатирует, что при всей ловкости Калигула не умел плавать.

Любовь к игре в кости была свойственна божественному Клавдию (41-54 г.г.),он даже выпустил о ней книжку. Нерона (54-68 г.г.) отличала безмерная страсть к скачкам и пению. Светоний описывает упражнения, которые использовал этот император для укрепления голоса (например, он лежал на спине удерживая свинцовый лист на груди). После традиционных пиров Нерон освежался в купальнях, с прохладной водой летом и тёплой - зимой. Историк приводит мнение о том, что Нерон собирался повторить подвиги Геракла, и что даже был уже специально подготовлен лев для одного из подвигов. И.Стучевский (1993) отмечает, что Нерон "...считал себя великим певцом, актёром, музыкантом и спортсменом, и горе было тому, кто посмел бы в этом усомниться."

В описании биографии римского императора Гальбы не содержится сведений об его увлечениях физическими упражнениями, однако незадолго до смерти (умер он на семьдесят третьем году) на комплимент о своём физическом состоянии, Гальба якобы ответил:"...Крепка у меня ещё сила!".

Весписиан (69-79 г.г.) император, более всего известный нашим современникам по крылатому выражению "деньги не пахнут", отличался прекрасным здоровьем, но при этом обязательно один день в месяц ничего не ел, а в бане растирал сам себе горло и другие члены. После завершения дел, любил совершить пешие прогулки.

Многими способностями обладал сын Весписиана, божественный Тит (79-81 г.г.). Отмечается его огромная сила, отличное владение оружием и конём. Светоний пишет, что Тит "...произносил речи и сочинял стихи по-латыни и по-гречески с охотой и лёгкостью, даже без подготовки; был знаком с музыкой настолько, что пел и играл на кифаре искусно и красиво". Говорили, что он даже состязался в скорости со своими скорописцами. Возможно столь разнообразные таланты позволили ему однажды, когда он вспомнил, что за целый день не сделал никому хорошего произнести историческую фразу:"Друзья мои, я потерял день!". Рекреационные мероприятия у этого императора были традиционными- купание в банях.

Направленность нагрузок и функциональное состояние организма

Значительное влияние на функциональные особенности организма занимающихся двигательной активностью оказывают особенности применяемых средств, величины нагрузок и направленность тренировочного процесса. Научные данные, полученные в ходе исследования спортсменов могут быть использованы в теории физической рекреации, поскольку двигательная деятельность имеет ряд общих черт (средства, методы, направленность нагрузок, виды эффекта от занятий, типы адаптации, взаимосвязь нагрузки и отдыха и т.п.). Это позволит избежать тех негативных моментов, которые могут возникнуть при занятиях физической рекреацией, особенно при нерегламентированных занятиях. В ряде работ профессора А.С.Солодкова (1982,1990,1992) рассматриваются закономерности процессов адаптации. Отмечается, что в ускорении адаптационных процессов и предупреждения дизадаптационных расстройств ведущую роль играют средства и методы, обеспечивающие неспецифическую резистентность организма. Процесс адаптации к физической нагрузке обусловлен биологической значимостью функциональных систем организма.

Направленность тренировочного процесса по мнению А.Г.Дембо (1988) оказывает влияние на развитие дистрофии миокарда вследствие физического перенапряжения. Нарушение ритма является ранним признаком дистрофии миокарда.,

По результатам исследований Н.А.Фомина, Н.М. Горохова, А.В.Власова и др.(1991) направленность тренировочного процесса влияет на специфику увеличения объёма сердца юных спортсменов. Так при тренировках на выносливость, увеличивается объём левого желудочка, при незначительном утолщении его стенок. При тренировках скоростно-силовой направленности зафиксировано гипертрофия миокарда при незначительном увеличении объёма левого желудочка.

Лэ.С.Шенкманом, С.Л. Кузнецовой, А.Н.Некрасовым и др.(1991) доказано, что направленность тренировочных занятий и исходное состояние мышц влияют на характер адаптации мышечных волокон к различным видам двигательной активности. Степень увеличения абсолютного и относительного объёмов сердца по мнению В.И.Илъницкого (1987) зависит от направленности тренировочного процесса. Так, например у стайеров эти величины были в 53,3-92,8% больше, чем у спринтеров, и в 20-33,3% - больше чем у борцов.,

По данным В.С.Соколовского, Л.А. Носкина и Ю.И. Бажоры (1991) система гомеостаза отличается различным характером при занятиях физическими упражнениями различной направленности. При однократных субмаксимальных нагрузках у представителей ациклических видов наблюдаются более существенные сдвиги, которые нормализуются через 36 часов.

В.В.Матов (1987) отмечает, что зависимость между состоянием здоровья и физической активностью носит нелинейный характер, оздоровительное влияние начинается с "порогового эффекта", т.е. с определённых величин объёма интенсивности тренировочных нагрузок. При физических нагрузках наблюдается изменение переднезаднего размера левого желудочка в систоле и диастоле.

При исследовании организации и содержания многолетней подготовки боксёров, в качестве одного из перспективных путей совершенствования тренировки А.Г.Ширяёв (1992) указывает на оздоровительную направленность и сохранения здоровья спортсменов.

Г.Е.Калугиной (1984) установлено четыре типа адаптации к субмаксимальным нагрузкам. При хорошей адаптации наблюдается уменьшение конечно-систолического и конечно-диастолического объёмов полости левого желудочка; при напряжённой адаптации наблюдается увеличение конечно-систолического и уменьшение конечно-диастолического объёмов; при значительных или предельных напряжениях зафиксировано увеличение конечно-систолического и незначительным или выраженным увеличение конечно-диастолического объёмов.

С.В.Хрущёв и Д.Я.Костенберг (1984) указывают на взаимосвязь спектрального состава реограмм от возраста и уровня двигательной активности. Высокая энергоёмкость спектров была отмечена у спортсменов после выполнения физических нагрузок, возрастные изменения касались в уменьшении суммарной энергии спектральных составляющих и в слабо выраженных реакциях на нагрузку.

В.И.Морозовым, В.А. Прияткин, Г.П. ,Фёдоровой и др.(1986) высказывается мнение о том, что на уровень неспецифической резистентности и некоторые показатели ферростатуса решающее значение оказывают ин- тенсивность тренировочных нагрузок, степень тренированности, питание, чем непосредственно тот или иной вид спорта.

При постепенно нарастающих нагрузках, по мнению Б.А.Никитина и В.И.Талько (1991), наибольшие адаптационные перестройки в сердце происходят на субклеточном уровне. Увеличение числа митохондрий и уменьшение их размера, создают предпосылки для большей площади контактов энергетических структур клетки.

Анализируя причины изменения ацидотических сдвигов при напряжённой мышечной деятельности В.М.Калинин (1984) отмечает, что важными факторами являются: функциональные способности регуляции кислотно-основного равновесия, уровень переносимости чувства усталости, тип адаптации к дефициту кислорода.

По данным профессора Л.А.Иванова (1991) при максимальной физической нагрузке у молодых людей отмечается уменьшение сродства гемоглобина к кислороду в нативной крови. Этот фактор способствует улучшению кислородного снабжения тканей. У мужчин пожилого возраста этот показатель не изменялся, и как следствие ухудшалось кислородное снабжение тканей, что выражалось в меньшей величине PvO 2 при мышечной деятельности. Г.Л.Апанасенко и Д.М.Недопрядко (1986) установили, что после интенсивной мышечной работы наблюдается усиление имунных реакций, которые стимулируются тканевыми антигенами сердца, печени, скелетных мышц и лейкоцитарным антигеном. Сформулировано положение о том, что проблема долговременной адаптации к напряжённой мышечной деятельности следует рассматривать в контексте реакций нервной, эндокринной и имунной систем.

Противоречия между индивидуальной и общественной потребностями по отношению к здоровью подростков

Рассогласование в системе социальных связей ведёт к нарушению межличностных отношений. Это является основанием к бурному росту различных форм отклоняющегося поведения подростков, высокому уровню заболеваемости и неадекватным психологическим реакциям. На сегодняшний день можно констатировать, что государство не в состоянии обеспечивать заботу о здоровье подрастающего поколения. Следуя разухабистой русской поговорке - "ломать не строить", в одночасье была разрушена создававшаяся десятилетиями система пионерских лагерей, детских спортивных школ и домов отдыха.

В Национальном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1993 году" представленном Государственным комитетом санэпиднадзора указывается, что число детей, которые отдыхали в оздоровительных лагерях сократилось в 1993 году по сравнению с 1985 годом на 6,5 млн, на 2/3 уменьшилось количество лагерей для старшеклассников. С 1990 года в медицинских и педагогических кругах появилось новое понятие "децелерация" - замедление развития. Результаты тестирования физического развития подростков по таким пара 167 метрам, как сила и выносливость, продемонстрировали отставание на 10-18 процентов от уровня их сверстников 60-х годов. Более трети подростков отстают от нормальных критериев развития для своего возраста на 1-2 года.

В докладе были обнародованы следующие статистические данные, которые служат красноречивым показателем новой политики в вопросах здоровья детей и подростков Российской Федерации: только 14 процентов обследуемых являются практически здоровыми, 50 процентов имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 процентов имеют хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в два раза возросли нервно-психические расстройства. Видимо в этом отношении ориентирами являются данные Всемирной организации здравоохранения, по которым насчитывается более 500 миллионов зарегистрированных пациентов психиатрических лечебных заведений, из которых 155 млн страдают неврозами и психозами, 120 млн принадлежат к категории умственно отсталых, 52 млн больны тяжёлыми психическими заболеваниями типа шизофрении и 100 млн подвержены тяжёлой дипрессии.

Возможно, в скором времени и в этом отношении мы будем как обычно, "впереди планеты всей". Трагические данные содержатся в исследованиях социологов. Так, по данным Е.Слуцкого (1994) в России уменьшаются границы девиантного поведения: самый юный зарегистрированный алкоголик не достиг возраста шести лет, чуть старше по возрасту оказалась профессиональная проститутка - семь лет. Заядлый курильщик был зафиксирован в возрасте трёх лет, а самоубийство было осуществлено шестилетним мальчиком.

Что можно ожидать в итоге от такой, детерминированной самой системой, на социальные отклонения, категории подростков, предугадать несложно. Итог плачевный. В любой статистической сводке мы находим значительный процент детской и подростковой преступности. Но, это сиюминутный результат. Разрушение здоровья подрастающего поколения подобно бомбе замедленного действия, когда уже через несколько лет остро встанет вопрос о духовном и физическом нездоровье нации. Как обстоят дела с отношением школьников к своему здоровью в двух столицах (северной и официальной) "некогда великой державы"? По результатам анонимного опроса московских медиков, проведённого в четырёх общеобразовательных школах было выявлено, что 50,7 процента мальчиков и 48,6 процентов девочек пристрастились к спиртным напиткам ещё в девятом классе. Отмечена устойчивая динамика к возрастанию употребления алкоголя в зависимости от года обучения в школе. Так, из числа десятиклассников пьют 56 процентов мальчиков и 65,3 процентов девочек, а в одиннадцатом классе эти показатели составляют соответсвенно 65% и 77,%. Нельзя не отметить особо печальное резюме, что будущие (или уже состоявшиеся) матери школьного возраста пьют больше, чем их потенциальные мужья. Возможно выпивка служит для девочек тем замещающим фактором, который позволяет хоть на некоторое время забыть о, возможно, несчастной любви или несчастном существовании. Табакокурение (и нельзя не отметить определённую корявость этого термина для нашего слуха, поскольку в России, до недавних, известных времён, употреблялось только одно значение термина курение, и подразумевалось, что только табака, а не марихуаны и прочих наркотических средств) также увеличивается по мере перехода из класса в класс: от 11,4 процента у мальчиков и 0,6 процентов девочек- шестиклассниц до 51,1% и 20,9% соответственно у школьников 11 классов.

Результаты проведённых нами социологических исследований отношения старшеклассников некоторых Санкт-Петербургских школ к своему здоровью свидетельствуют о том, что они не уделяют должного внимания здоровому образу жизни. В системе ценностных ориентации этот показатель составил всего 13,3 процента. Такой низкий показатель интереса старшеклассников к своему здоровью объясняется тем, что в этом возрасте данный аспект жизнедеятельности человека является пока чем-то весь 169 ма отвлечённым. И это не смотря на то, что по результатам медицинских исследований 99 процентов выпускников общеобразовательных школ имеют различные заболевания. В Петербурге зарегистрированы случаи заболевания подростков цингой и малокровием, имеют чёткую тенденцию к увеличению психические и стрессовые расстройства (И.Поляков, 1993).

Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших функций туризма и реализуется в форме рекреационной деятельности человека с помощью анимационных программ.

Рекреационная и культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности с целями отдыха и восстановления физических и духовных сил, а также социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей, уровня двигательной активности и физической подготовленности.

Туризм и рекреация как наиболее быстроменяющийся рынок услуг требует появления и развития новых специфических форм рекреационной и культурно-досуговой деятельности, а, следовательно, и подготовки специалистов анимационной деятельности (аниматоров, технологов и рекреологов) в сфере рекреации и туризма.

Физическая рекреация , согласно В.М.Выдрину с сотрудниками (1983-1991), представляет собой органическую часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Он отмечает, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет: 1) удовлетворения физиологических потребностей в движении; 2) активизации функций организма с помощью движений; 3) профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека; 4) компенсации сниженных или временно утраченных функций организма; 5) удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении; 6) переключения с одного вида деятельности на другой вид.

Направленность физической рекреации на компенсацию сниженных или временно утраченных функций организма совпадает с аналогичной функцией двигательная реабилитация (Е.П. Ильин, 1987; С.П. Евсеев и др., 1996; Ю.Ф. Курамшин и др., 1999, 2003). Однако это совпадение носит скорее семантический характер, поскольку в случае с физической рекреацией речь идет о функциональной компенсации после перенапряжений, переутомления, перетренировки человека, а применительно к двигательной реабилитации нужно, очевидно, говорить о компенсации функций после каких-то увечий, патологий. В связи с этим возникает необходимость выделения специфических признаков каждого вида физической культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования.

Социальная суть физической рекреации пока недостаточно изучена, а потому, соответствующим образом не обоснована, не обобщен в должной мере и опыт ее использования россиянами. Кроме того, не бесполезно обратиться к европейскому и американскому опыту.

Отметим, что процесс создания теории физической рекреации еще далек от завершения.

Термин "рекреация" введен римлянами. Он образован от латинского "гесreato", означающего восстановление.

В отечественной науке данный термин появился в середине XX века и теперь употребляется в трех основных значениях.

Первоначально под рекреацией подразумевались праздники, каникулы, способ заполнения свободного времени. То есть речь шла преимущественно о рекреации как форме развлекательного время провождения. В этом значении не выделялись какие-либо ее феноменологические характеристики, виды, структурно-компонентный состав, а основная ее функция сводилась к обеспечению эмоционального наполнения свободного времени.

В педагогике под рекреацией понимается специально отведенное в учебном заведении помещение, где учащиеся посредством подвижных игр снимают психическое и интеллектуальное напряжение, переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отечественный социолог А.С. Орлов (1995) определяет рекреацию как "специфический вид биологической и социальной активности субъекта, сопровождающейся переживанием им рекреационного эффекта".

Рекреация означает любые формы свободной, добровольно принятой, доступной, сознательно выполняемой двигательной деятельности, направленной на познание и преобразование человеком природы, общества и самого себя, самореализацию и самосовершенствование (Ю.Е. Рыжкин, 1997). Существенным моментом является фактор свободного времени. Именно в рамках его скорее возможна рекреация.

ВЭнциклопедии туризма (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2000) рекреация определяется как «1)расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Рекреация (от лат. recreatio – возвращение к здоровью, восстановление) – биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

Рекреация стала широко использоваться на промышленных предприятиях в форме производственной гимнастики для снятия психического напряжения, восстановления временно сниженных психофизических функций человека.

В выделенных значениях рекреация тесно связана с профессиональным образованием (Г.Н. Пономарев, 2003) и трудовой деятельностью. Она представляется как способ восстановления сущностных сил человека, затраченных в процессе физического и умственного труда, и тем самым рассматривается в тесной связи с повышением адаптационных возможностей организма человека. О связи между рекреацией и профессиональной деятельностью человека подчеркивается также в энциклопедической литературе (БЭС. – Т.21. – С. 617; Всемирная энциклопедия, 1976. – Т.2 – С. 2003; Британский энциклопедический словарь, 1984. – Т. 19. – С. 15-16; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001 и др).

Физическая рекреация – это восстановление, выздоровление и отдых, связанные с физическими упражнениями. Но кроме этих упражнений ее составляют другие виды деятельности, досуга и т.п. (С.В. Березкина, О.В. Глухова, 2003).

Рекреация (Л.В. Курило, 2006) – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма (рис.1.1). Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека. Наиболее продуктивным отдыхом считается сон. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности – активности. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д.

В подходах к пониманию досуг а до сих пор нет полного единства и одновременно существуют три позиции: 1) деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же; 2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»; 3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат (Советский энциклопедический словарь, 1989).

Досуг – время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений (Г.А. Аванесова, 2006).

В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации (Часть 3, раздел 5, глава 17) дается понятие времени отдыха и перечисляются виды времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ под временем отдыха понимается «время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Следовательно, время отдыха работник использует для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, для восстановления затраченных сил. В соответствии со ст. 107 ТК РФ «видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска».

Культурно-досуговая деятельность – это специфическая активность людей во время досуга. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т.е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий.

Рекреацию следует изучать как многостороннее целостное социальное явление. В этом аспекте Б.В. Евстафьев (1985) утверждал, что родовым понятием для физической рекреации является не физическая культура, а "рекреация". В структуре же физической культуры она представлена как ее вид. В этом качестве физическая рекреация несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека (А.С. Орлов, 1995; В.Я. Суртаев, 1995; Ю.Е. Рыжкин, 2003; J. Dumazedier, 1974; М. Kaplan, 1975; S. Iso-Ahola, 1980; R. Kraus, 1984; J.R. Kelly, 1987 и др.).

При всей неоднозначности толкования термина "физическая рекреация", многоаспектности его понятийного наполнения можно выделить следующие основные его категории. Эти категории физической рекреации в разной содержательной интерпретации обозначаются практически во всех существующих ее дефинициях, независимо от научных дисциплин и научных школ, ее изучающих.

Ю.Е. Рыжкин (2003), проанализировав различные толкования физической рекреации, выделил следующие основные категории : двигательная активность, субъект-объект двигательной активности, условия и способы функционирования физической рекреации, рекреационный эффект.

Двигательная активность . Активность человека в сфере физической рекреации имеет деятельностный характер и рассматривается как способ выражения и удовлетворения основных его потребностей.

Известно, что одной из естественных потребностей человека является потребность в движении, в двигательной активности. Ее удовлетворение – необходимое условие функционирования физической рекреации, без соблюдения которого она теряет всякий смысл и становится неким аморфным явлением.

Двигательная активность предполагает использование двигательного потенциала человека, сформированности у него необходимых двигательных способностей. Все это отражает существенные признаки физической рекреации, позволяющие отличить ее от других видов рекреации, где преобладает психическая (интеллектуальная) активность.

Субъект-объект двигательной активности. Физкультурно-рекреационная деятельность – практическая преобразующая деятельность в соответствии с имеющимися теоретическими представлениями о ней. Она имеет свой объект, в качестве которого выступает ее носитель – человек. Взаимодействие человека с внешней средой носит объективный характер. При этом он одновременно выступает как субъект за счет своей преобразовательной деятельности, внося этим в нее свое индивидуальное своеобразие. Субъектно-объектные отношения выступают другой базисной категорией физической рекреации.

Условия и способы функционирования физической рекреации . К базовой категории физической рекреации относятся условия ее функционирования. Физкультурно-рекреационная деятельность человека осуществляется в свободное время, главным образом в сфере досуга. При этом предполагаются доступность условий ее проявления, добровольность участия и преимущественно самодеятельные начала. Добровольность и самостоятельность проявляются в отсутствии внешнего принуждения, что предоставляет возможности для самовыражения и индивидуального своеобразия человека, а также в многообразии предоставляемых форм физической рекреации.

Содержание физической рекреации составляет специфическая форма досуга. Досуг – это сфера жизнедеятельности человека, которая характеризуется большим количеством предоставляемых рекреационных услуг для реализации множества потребностей человека (физических, культурных, эстетических, экологических, нравственных, религиозных и др.), а также огромным разнообразием средств и способов их удовлетворения. Все это обеспечивает проявление индивидуальности каждого человека соразмерно его мотивам, интересам, возможностям и способностям.

Рекреационный эффект . В.М. Выдрин (1989) одним из системообразующих признаков физической рекреации выделяет ее конечный результат – рекреационный эффект, достигаемый посредством ее эффективного использования человеком. Рекреационный эффект – следующая основная категория физической рекреации. Относительно понимания рекреационного эффекта имеется множество точек зрения, вполне объяснимо, так как физическая рекреация является предметом изучения многих научных дисциплин, различных научных направлений, и каждая наука рассматривает конечный результат со своих позиций.

Можно выделить следующие аспекты рекреационного эффекта:

· оздоровительный эффект, проявляющийся в оптимизации функций организма человека и состояния его физического здоровья;

· образовательный эффект, связанный с расширением двигательных и познавательных способностей человека, актуализацией его резервных возможностей;

· воспитательный эффект, обеспечивающий формирование положительного отношения человека к необходимости ведения здорового образа жизни. Данный эффект содействует рациональной организации досуга, самопознанию, самореализации потенциальных способностей, проявлению индивидуальности и самобытности человека;

· социальный аспект обусловливает приобретение и обогащение социального опыта, формирование чувства принадлежности к определенной социальной группе и умение создать собственный имидж, повышение социального статуса в обществе;

· социально-психологический эффект, расширяющий возможности неформального общения, формирования социально-психологичес-кой компетентности, оптимизации эмоционального состояния человека;

· "физкультурный" эффект, выражающийся в проявлениях физической культуры личности, качественном освоении ею ценностей физической культуры, способности к преобразовательной и созидательной деятельности в сфере физической культуры;

· социально-экономический эффект, связанный с совершенствованием трудовых навыков, подготовкой к профессиональной и оборонной деятельности.

Выделенные аспекты рекреационного эффекта проявляются системно. При этом может иметь место, либо их равный удельный вес, либо доминирование одного или нескольких из них в зависимости от целей, задач рекреационной деятельности, конкретных условий ее осуществления, а также индивидуальных потребностей и возможностей человека.

Выделенные категории физической рекреации – базовые и представляют собой специфические ее признаки, без которых физическая рекреация не может существовать как объективный социальный феномен.


Похожая информация.