Регламент формулы 1. Правила проведения гонки. Старты с места во влажных условиях


Правила Формулы-1.

1. Участники (команды)
Каждый участник (команда) должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке определяет FIA регламент (у каждой из команд по 2 болида).

2. Ограничения по размеру болидов.
Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
Минимальный вес: 1,322.76 футов (600 кг), включая водителя.
Максимальная ширина колес:
передние 13,98 дюйма (35,5 см)
Задние 14,97 дюйма (38 см)
Минимальная ширина колес:
передние 12,07 дюйма (30,5 см)
Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)

3. Шины.
На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений — 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию. Производитель шин должен представить не более трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.

4. Двигатель.
Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены. Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия. Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000

5. Топливо.
Топливо, используемое в Формуле-1 не этилированно и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должны соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.

6. Топливный бак.
Топливный бак должен быть отдельным прорезиненным баллоном и соответствовать требованиям безопасности. Он должен находиться между водителем и двигателем. Топливный бак разделен ячейками, что предотвращает взрыв бака при возгорании.

7. Электроника.
Электронные приспособления, помогающие водителю, такие как контроль тяги и АБС — анти-блокирующая система, и тд.. Определяется текущем регламентом FIA.

8. Трансмиссия.
Использование автоматической коробки передач запрещено.
Число передних передач — от 4 до 7. Задняя передача также должна присутствовать.

9. Подвеска.
Все машины должны быть оснащены пружинящей подвеской.
Компьютеризированные «активные» системы подвески запрещены.

10. Кабина.
Пилот должен иметь возможность расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем установить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.

11. Место пилота.
Должно быть возможным вынуть место пилота из машины вместе с самим пилотом.

12. Практика и квалификации.
практика проводится для подбора настоек для предстоящего GP.
Квалификация проводится для определения стартовых мест на старте гонки.
Квалификация делится на 2 части. первая часть служит для определения порядка выхода пилотов на трассу во второй квалификации. Вторая квалификация служит для окончательного распределения стартовый позиций в гонке.

13. Правило 107-ми процентов.
Сейчас это правило практически не действует. Маршалы гонки сами определяет по ходу всех сессий перед гонкой, может ли пилот принять участие в GP.

14. Поул-позишн.
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту «поул-позишн», т. е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке. Каждому пилоты отводится 1 круг во время первой и второй квалификации.

15. Колеса.
Каждый пилот может использовать максимум 32 «сухих» и 28 «дождевых» комплекта резины. Перед квалификацией каждый водитель может использовать сухопогодную резину двух разных модификаций, но для использования в квалификации и гонке должен выбрать только одну.

16. Заправка.
Все пилоты в квалификации (2) заправляют определенное кол-во топлива, которое они не могут менять до старта гонки. Заправка в течении гонки разрешена. Команды должны использовать одинаковые заправочные установки, которыми их снабжает FIA. Скорость потока горючего у такой установки составляет примерно 3,2 галлона (12 литров) в секунду.

17. Предел скорости в пит-стопе.
В пит-стопе — 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки — 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от конкретной трассы.

18. Предстартовая подготовка.
— 30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке.

— 17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.

— 15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т. е. после старта).

— 10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должностных лиц и техперсонала команд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка запрещены до старта.

— 5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.

— 3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты должны занять место в своём болиде.

— 1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.

— 15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней.

19. Время старта.
Красные огни гаснут, загораются зеденые. Машины выезжают на прогревочный круг. Практически, старт еще не разрешен. Машины, которые не смогли покинуть место старта за то время, пока другие машину проезжают круг, должны быть удалены с места старта и будут начинать гонку с той же позиции. Обгон запрещен, если машина задержалась, когда стартовала с места и машины сзади не могут обойти ее без задержки на трассе. В этом случае пилоты могут обойти эту машину только для того, чтобы встать на свою стартовую позицию.

20. Старт гонки.
В конце прогревочного круга машины занимают свои позиции на стартовой сетке. Двигатели запущены и маршалы сигнализируют машинам занять свои места. Когда все машины заняли свои позиции, стартующий зажигает 5 пар красных огней и начинает пятисекундный отсчет, гася каждую секунды по паре огней. Одна секунда после старта. Все красные огни погашены, гонка началась. За фальстарт назначается штрафное время — 10-ти секундная задержка в пит-стопе. Фальстарт определяется с помощью маячка FIA, установленного на каждой машине.

21. Прерванный старт.
Если водитель «заглох» перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим. Сам он займет последнею позицию на старте или будет стартовать из пит-лейна.

1. Перед прогревочным кругом.
Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

2. Перед стартовым сигналом.
Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.

3. После показа красного флага.
Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.

22. Изменения, связанные с мокрой трассой.
Стандартная предстартовая подготовка может быть изменена из-за намокания трассы: Если трасса была сухой на протяжении всей практики, но стала мокрой (или влажной) после прогревочного круга или минимум за 60 минут до планируемого старта, будет разрешена 15-ти минутная практика.

Если дождь начался после пятиминутного сигнала, но перед стартом гонки, будут зажжены аварийные огни, командам разрешат поменять резину и старт начнется с 15-ти минутной отметки. Если машины уже стартовали и Race Director решил, что уровень воды на трассе делает гонку небезопасной даже с шинами для мокрой погоды, будут зажжены аварийные огни вместе с панелью «10» с красным фоном. Это означает задержку продолжения гонки по крайней мере на 10 минут.

Если погодные условия улучшились после 10-ти минут, то будет показана панель «10» с зеленым фоном., означающая, что гонка начнется через 10 минут. Через пять минут после того, как была показана эта панель, начнется обычная стартовая подготовка с показом панелей 5, 3, 1 и 15 секнд. Если погода не улучшилась за 10 минут, панель «10» с красным фоном будет показана снова. В исключительных случаях гонка может быть начата позади машины безопасности.

26. Действия машины безопасности (Safety Car SC).
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней.

Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.

27. Остановка гонки.
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая. Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.

Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.

Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.

28. Протяженности трассы.
Протяженность трассы — минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый — в сумме это 190,294 мили (306,235 км).

29. Штрафное время.
Штрафное время за остановку на трассе — 10 секунд. Если штраф наложен в течение пяти кругов со времени последнего штрафа — 25 секунд. Как только замечена остановка пилота, штрафное время прибавляется к его времени и оно отображается на табло.

27 ноября 2011г. снимал заключительный этап чемпионата мира в классе автогонок «Формула-1» — Гран-при Бразилии. Гонка завершилась победой Марка Уэббера на «Ред Булле». Я впервые оказался на гонках Формулы 1, до этого видел их только по телевизору. Как оказалось, смотреть по телевизору гонку гораздо интереснее, так как на треке ничего не видно и не понятно. Зато за два часа я смог понять, как все работает, побывать в боксах команд и даже немного разобраться в правилах.

01. Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. На фото Пит-лейн - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы.

02. До и после гонки здесь можно было погулять и посмотреть боксы команд. На фото бокс команды Torro Rosso.

03. Машины привозят в разобранном состоянии и каждый раз собирают с нуля. Единственная деталь, которую не трогают — мотор. Всего у команды 8 моторов на сезон. Больше нельзя.

04. На выездные гран-при машины обычно доставляют самолетом, а все оборудование отправляют по морю. На близкие гран-при все едет в грузовиках. Кстати, в случае, если соревнования проходят недалеко, команда также самостоятельно организует зоны отдыха для гостей и пилотов. В случае выездных гонок приходит довольствоваться услугами трассы, что зачастую не очень удобно.

05. Команды Формулы-1 также называются конюшнями по аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой и зародилась Формула-1 и из-за того, что первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (в Формуле-1 c 2006 года - человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира и выносит решения по конфликтным вопросам) и поул-позиция.

06. Лаборатория Касперского спонсирует Феррари. У них три наклейки. также будет логотип на комбинезоне пилота.

07. По правилам механики должны ходить в шлемах и специальном комбинезоне.

08. Кстати, почти вся команда Феррари летает эконом-классом. Только пилоты и руководство команды позволяют себе комфорт, на остальных экономят 😉

09. Шлем Масса.

10. Бокс во время гонки. Механики ждут болид на пит-стоп.

11. На асфальте стоят метки, где должна остановиться машина. Чем точнее пилот припаркует болид, тем быстрее поменяют резину. В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.

12. Устройство для снятия колес)

13. Пустой бокс.

14. Вопрос с топливом каждая команда решает самостоятельно. Феррари работает с Shell. Под каждую трассу топливо адаптируют. Бедные команды покупают топливо у организаторов. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. На гонках у Shell есть свою лаборатория, где они снимают пробы отработанного масла, чтобы посмотреть есть ли износ материалов. Моторы сделаны из разных материалов, чтобы по частицам этих материалов можно было определить, в каком месте идет неправильный износ.

15. С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

16. На формуле 1 запрещено вести профессиональную видеосъемку. Коммерческими правами на трансляцию владеет FOM (Formula One Management), получить аккредитацию очень сложно.

17. С другой стороны от пит-лейна. Здесь располагаются домики с едой и напитками для команд.

18. Кстати, большинство людей, обслуживающих гонку — волонтеры. Судьи, члены технической комиссии, охранники — зачастую не получают денег, иногда им даже не оплачивается дорога и проживание.

19. Кстати, результат гонки влияет не только на доход команды, но и на представительские возможности для команды. Чем больше очков ты заработал, тем больше гостей ты смоешь пригласить в следующем году. Тем лучше и больше будет шатер для гостей. На фото домик для команды Феррари, здесь во время гонки можно перекусить, а после гонки выпить. Здесь пилот скрывается от фанатов 😉

20. На пилотов сразу набрасываются корреспонденты. Чемпион мира Льюис Хэмилтон дает интервью.

21. Касперский)))

22. Обычно на проведение гонки нужно пять дней:
В среду приезжает персонал.
В четверг все готовится к приему гостей. Четверг исторически на трассе — медиа день. Команды делает все анонсы и важные заявления, на трассе присутствует вся пресса. В четверг также приезжают пилоты.
Пятница первый день тестов. Подбираются основные настройки. Пилоты «вкатываются» в трассу и подбирают оптимальные настройки для своих болидов.
В субботу квалификация.
Сама гонка всегда в воскресенье.

23. В Формуле-1 все жестко регламентировано — от масла и состава топлива до размеров болида. Перед заездом машина проходит несколько проверок.

24. Развесовка — машина должна весить вместе с пилотом (обычно 70 кг) и топливом (190 кг) 640 не меньше. Если вдруг пилот перед гонкой резко похудел — могут довесить штрафной килограмм. Машина взвешивается до гонки и после гонки, так как многие команды жульничают.

25. В пелотоне Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. Поскольку в Европе в число несчастливых входят большей частью нечётные числа (например, для итальянцев несчастливым считается число 17), то вплоть до 1970 года на некоторых Гран-при (в 1970 - только на Гран-при Италии) участники получали только чётные номера.

26. С 1973 года принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешёл в другую (а номер 2 - его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в чемпионате мира прошлого года).

28. Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.

29. Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.

30. Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью.

31.

32.

33.

34. Так выглядит резина после гонки и все потому, что гонщики специально собирают резиновые червячки вне траектории, чтобы общий вес болида был не ниже предельно допустимого. Это жульничество, тем не менее, ФИА закрывает на это глаза.

35. На каждую гонку есть определенное количество комплектов резины. Используют 3 вида шин: «слики» - для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» - для слегка влажной и «дождевые» - для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. По регламенту нужно использовать два вида резины за гонку.

36. Не бывает двух одинаковых комплектов резины, они хоть и незначительно, но отличаются. Команда говорят производителю свои пожелания и требования, а задача производителя сделать идеальную шину, которая устроит все команды. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом или азотом.

37. Резина после вылета болиды с трассы выглядит так 😉

38. Резина у всех команд одинаковая. Сейчас поставщик резины Pirelli. После использования Пирелли забирает шины, изучает износ и отправляет на переработку.

39. Для каждой машины есть свой инженер, который заведует шинами. Он смотрит уровень износа, работает над оптимальным давлением в резине. В каждом колесе может быть разное давление, все зависит от трассы.

40.

41. И еще, у каждого пилота есть бутылочка. Она не пренадлежит команде, поэтому пилот сам ищет спонсора на оформление бутылки. Например у Себастьяна Феттеля большая банка РедБула. Внутри, конечно, не энергетический напиток. За РедБул или даже чашку кофе пилота могут дисквалифицировать.

42. Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1. На фото Фернандо Алонсо.

43. По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.

44. Победил вчера австралиец Марк Уэббер из команды Red Bull Racing. Вторым финишировал его партнер по команде — двукратный чемпион мира немец Себастьян Феттель. Британец Дженсон Баттон из McLaren был третий. Россиянин Виталий Петров (Lotus Renault) в протоколе гонки и в личном зачете расположился на десятых местах. Кстати, в Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.

45. Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды.

46.

47. После окончания сезона болид хранят год, после этого команда может использовать его по своему усмотрению, например продать. Машина, на которой Шумахер выиграл чемпионат может стоить от 8 миллионов долларов долларов 😉

48. Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов. А еще здесь все всем и за все платят, я даже запутался в сложных схемах. Пилоты платят за лицензию и возможность участия, команды платят пилотам, спонсоры платят командам, также спонсоры должны оплачивать всех гостей, которых они приглашают на гонку, зрители платят организаторам, организаторы платят FIA. В общем, очень сложная и запутанная схема, кто в итоге зарабатывает непонятно;).

49. Команда Лотус празднует 10-е!!! место в кубке конструкторов с нулем очков:)) (Лучшая позиция команды в нынешнем сезоне, если я не ошибаюсь — 12-е). Это лучшая из команд-новичков, к которым также относится Маруся Вёрджин и HRT. Т.к. 10-е место они заняли второй год подряд — то они будут среди тех, кто получает деньги с телетрансляций от FOM.

50.

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Каким должен быть современный опорник?

Опорных полузащитников часто называют теми, кто таскает рояль по футбольному полю. Их игра не...

Недавнее решение FIA присуждать на заключительном Гран При сезона удвоенные очки удивило многих – но в истории Формулы 1 это далеко не первый случай весьма неоднозначных новаций. Эд Стро вспоминает самые причудливые из них

В последние годы в Ф1 всё чаще предлагают странные изменения в правилах, и некоторые из них время от времени даже внедряются в жизнь.

В свете недавнего решения FIA начислять участникам заключительного этапа сезона, который в следующем году пройдет в Абу-Даби, двойные очки - которое, надо сказать, не встретило поддержки болельщиков, - AUTOSPORT вспоминает пятнадцать самых спорных идей относительно изменений в регламенте Больших Призов, которые в свое время привели в изумление не одного адепта Формулы 1.

Некоторые из них были одобрены, а затем отменены, другие так никогда и не продвинулись дальше деклараций своих "гениальных" творцов. Нашлись и предложения, основанные на неожиданном толковании действующего регламента.

Мы не претендуем на составление исчерпывающего списка нелепых идей, возникавших в разные годы в в Ф1, а просто вспоминаем некоторые довольно нетривиальные проекты, которые возникали в чемпионате – преимущественно в последнее время.

Чтобы прийти к нынешнему – взвешенному и эффективному – формату с тремя сегментами квалификации, в Формуле 1 пробовали самые различные варианты розыгрыша стартовых позиций.

В 2005 году, например, было предложено суммировать времена попыток гонщиков из двух квалификационных сессий, и по этому итоговому (или среднему, что одно и то же) времени выстраивать машины на решетке. Это, по мнению инициаторов предложения, должно было заставить пилотов выкладываться по максимуму в обеих сессиях. Причем гонщики проезжали по одному кругу по пустой трассе: в пятницу с пустым баком, а в субботу – с заправленным на первый отрезок гонки.

Столь радикальное предложение не нашло сторонников ни среди болельщиков, ни среди самих гонщиков. В итоге новинка продержалась в Ф1 на протяжении первых пяти этапов сезона-2005 и была отвергнута единогласным решением всех команд перед Гран При Монако.

Заднее антикрыло со свободной центральной частью (CDG)

После того, как было решено, что главным виновником недостаточного количества обгонов в Ф1 являются завихрения воздуха, возникающие непосредственно за несущейся на огромной скоростью машиной, в FIA начали думать, как обойти этот естественный физический эффект.

Бывший босс команды Simtek и технический директор Benetton Ник Уирт предложил идею заднего антикрыла со свободной центральной частью (CDG) - попросту говоря, разрезанное надвое.

Идея была призвана уменьшить завихрения воздушных потоков позади лидирующей машины, что должно было на 20-30% снизить потерю прижимной силы позади идущего автомобиля и тем самым позволить преследователю вплотную подобраться к сопернику.

Впоследствии эта идея была признана непродуктивной – и дальше набросков так и не продвинулась.

Единый поставщик моторов

В пятницу на Гран При Китая 2008 года увидел свет пресс-релиз FIA, в котором говорилось о запуске тендера на монопольную поставку двигателей в Формулу 1, начиная с 2010 года.

Идея состояла в том, чтобы один производитель моторов снабжал силовыми агрегатами все без исключения команды. Наибольшие шансы на победу в тендере были у британской компании Cosworth, создавшей в середине 60-х ставший впоследствии культовым 8-цилиндровый двигатель DFV.

Позже было объявлено, что другие мотористы также смогут производить свои двигатели при условии, что они будут сделаны точно по чертежам, разработанным победителем тендера.

Дошло до того, что в ноябре 2008 года FIA предложила Cosworth разработать проект общего для всех "дешевого" двигателя Ф1.

Почувствовав опасность установления монополии на поставку моторов, остальные производители снизили цены на свою продукцию для клиентских команд. Именно этого в конечном счете уже долгое время добивались в FIA, так что сама идея единого поставщика силовых агрегатов была быстро и благополучно забыта.

Во время канадского Гран При 1993 года технические делегаты Ф1 отправили судьям обескураживающий рапорт о том, что 24 из 26 машин пелотона не отвечают действующему регламенту.

Этот шаг был предвестником решения об отмене всех электронных помощников, последовавшего годом позже. В Монреале же все машины, использующие активную подвеску и/или систему контроля тяги (а такими к тому моменту обзавелись почти все), были признаны вне закона.

На технике Williams, McLaren, Benetton, Ferrari, Tyrrell, Lotus и Minardi была обнаружена активная подвеска, тогда как пилотам Footwork, Jordan, Larrousse, Ligier и совсем юной в ту пору Sauber на разгонах помогала система контроля тяги.

Активную подвеску сочли незаконной из-за влияния, оказываемого "умной" гидравликой, удерживающей постоянный дорожный просвет, на аэродинамику машины, а система контроля тяги снимала часть работы с гонщиков при ускорениях автомобиля, что специалисты FIA также сочли недопустимым.

Таким образом, создалась ситуация, при которой фактически к старту гонки могли допустить лишь двух пилотов непростительно медленной команды Scuderia Italia - Микеле Альборето и Луку Бадоера (на фото).

Те события стали частью большой политической игры против электронных помощников в Формуле 1. Командам все же разрешили завершить чемпионат, не внося изменения в конструкцию автомобилей. Однако вопрос был включен в повестку дня на очередном заседании Всемирного совета FIA по автоспорту, которое и постановило полностью отказаться от электронных вспомогательных систем уже со следующего сезона.

По ходу сезона-2002 FIA предложила план по радикальному обновлению Формулы 1, состоящий из девяти пунктов.

В него вошли предложения по изменению формата квалификации, контролю за поставщиками шин, ограничениям на тесты, "заморозке" аэродинамики, увеличению срока службы моторов и коробок передач и так далее. Некоторые из предложенных идей в итоге были успешно реализованы на практике.

Но самым странным и невероятным из всех пунктов было предложение об обмене пилотами. Идея была крайне проста: гонщики не заключали бы контрактов с командами, всех участников очередного сезона выбирали бы непосредственно в FIA.

Отобранные таким образом пилоты в каждой следующей гонке сезона должны были менять команду, за которую выступают. Проведя по одной гонке за рулем каждой машины, в оставшихся пилоты могли бы выбирать себе технику по очереди - согласно текущему положению в чемпионате.

Помнится, AUTOSPORT написал о подобной инициативе следующее: «Нет ни малейших сомнений, что это самое безумное из когда-либо сделанных FIA предложений. Все прочее несомненно и бесповоротно меркнет на его фоне».

К счастью, до реализации идеи дело не дошло.

Традиционно считается, что чемпионаты мира Формулы 1, взяв старт в мае 1950-го, ведут с той поры непрерывную историю вплоть до наших дней. На самом же деле в этой формулировке существует немало условностей.

После отказа компании Alfa Romeo от выступлений в соревнованиях Гран При в конце 1951 года в Европе образовалась резкая нехватка машин класса Ф1 на стартовых решетках многочисленных в ту пору соревнований. В результате было решено определить чемпиона мира (Кубка конструкторов еще попросту не было) на технике Ф2.

Это означает, что оба чемпионских титула Альберто Аскари в 1952 и 1953 годах были завоеваны за рулем Ferrari 500, не являющейся, вообще говоря, машиной Формулы 1. Это любопытное обстоятельство регулярно используют устроители всевозможных конкурсов знатоков и традиционно подчеркивают в качестве специальной оговорки серьезные специалисты по автоспортивной статистике.

Ну а "настоящая" техника Ф1 вернулась на трассы чемпионата лишь в 1954 году.

"500 миль Индианаполиса"

"500 миль Индианаполиса"

Когда в самом конце 40-х представители разных стран захотели определять в состязаниях Гран При чемпиона мира среди пилотов, было принято решение разыгрывать это звание по сумме выступлений в так называемых "Больших гонках" – самых значимых и престижных соревнованиях с особым статусом Grande Epreuve.

В 1950-м, когда был разыгран первый титул, таковыми считались Гран При Великобритании, Швейцарии, Франции, Бельгии и Италии. Также первоначально включили в календарь этап в Народной Чехословакии, но позже он был исключен из списка.

Но значилась в календаре и еще одна гонка. Поскольку все этапы Ф1 проходили в послевоенной Европе, и речи о выездах даже в Северную Африку, не говоря уж о Южной Америке, пока не было, для присвоения чемпионату статуса мирового необходимо было включить в него хоть какие-то заокеанские соревнования. Таковой стала популярная в США гонка "500 миль Индианаполиса". Статус этапа чемпионата мира она сохраняла 11 лет, вплоть до 1960 года.

Разумеется, в Индианаполисе пилоты состязались на собственной технике и по собственным правилам, в массе своей даже не зная, что участвуют в этапе Ф1 (который, между прочим, никогда не носил официального статуса Гран При, хотя и входил в число Grande Epreuve). В итоге в любом справочнике можно найти фамилии 33 гонщиков, заработавших очки в чемпионате мира на этапе в Индианаполисе, но при этом – за редчайшим исключением – не принимавших участия ни в одной другой гонке Формулы 1.

Накануне сезона-2009 Берни Экклстоун предложил сенсационную идею по изменению принципа определения чемпиона, а именно – медальную систему.

Согласно этой идее, которая даже получила свое отражение в правилах сезона, но впоследствии была упразднена, пилоты по итогам гонок должны были награждаться медалями по образу и подобию Олимпиады - золотой, серебряной и бронзовой.

В итоге обладатель титула должен был определяться по количеству золотых медалей, а при их равенстве учитывались серебряные и бронзовые. Традиционная система начисления баллов должна была сохранить свое существование лишь для определения победителя в Кубке конструкторов.

FIA опубликовала исследование на тему того, как это изменение могло бы повлиять на судьбу чемпионата мира, но в целом идея поддержки не нашла. Однако Берни, насколько можно судить, до сих пор не отказался от идеи реализовать её.

Еще одна идея Экклстоуна взорвала общественность накануне сезона-2010. Он предложил ввести на трассах дополнительные "дорожки" для обгонов.

В целом идея оказалась невыполнимой, так как требовала серьезной переделки существующих автодромов – но в газетных заголовках она какое-то время мелькала.

Предложение состояло в том, чтобы спроектировать на трассах дополнительные дорожки-"джокеры", наподобие используемых в ралли-кроссе. По ним пилот, застрявший за соперником на трассе, мог бы проскочить вперед, сократив себе дистанцию. Разумеется, каждый из гонщиков мог бы воспользоваться этими "срезками" строго ограниченное количество раз по ходу Гран При.

«Представьте, что гонщики могли бы, допустим, пять раз за гонку срезать дистанцию, - говорил Берни. - Это решило бы проблемы тех, кто теряет время позади соперников в трафике, и положительно сказалось бы на телевизионном освещении Ф1».

Но и эта по-своему интересная идея развития не получила.

В 2011 году неистощимый на идеи глава FOM внес еще одно предложение: установить на трассах оросители для искусственного увлажнения гоночного полотна.

И хотя до реализации дело не дошло, эта тема также долго и упорно обсуждалась в прессе. Идея состояла в том, чтобы оборудовать трассы искусственными "брызгалками" для имитации дождевых условий – которые, как известно, делают развитие событий куда более зрелищным.

«Поначалу я тоже считал эту идею немного безумной, – признался Экклстоун, – но, удивительное дело, что она нашла массу сторонников. Поскольку мы собирались включать установки совершенно случайным образом, как бывает с настоящим дождем, это бы добавило гонкам интереса».

Хорошо, что шансов воплотить эту идею в жизнь было не больше, чем сцепления с сырой трассой у сликов Формулы 1. Ну а идею с "поливалками" успешно реализовали владельцы нескольких трасс: искусственное увлажнение бывает востребовано на тестах.

В числе прочих идей в списке из девяти пунктов, о котором мы упоминали ранее, было и предложение о дополнительном весовом балласте для победителей.

Предполагалось, что машины будут прибавлять в весе на один килограмм за каждое заработанное пилотом очко. Поскольку эта идея возникла в преддверии сезона-2003, это бы означало, что машина победителя гонки потяжелела бы на десять килограммов, за второе место было бы добавлено шесть килограммов, за третье - четыре и т.д.

В отличие от других серий, где активно используются весовые гандикапы на основании результатов предыдущих гонок, в Формуле 1 предлагалось, чтобы набранный вес машины не снижался до окончания чемпионата. Выиграв первую гонку в сезоне, пилот получал 10 кг балласта на весь оставшийся чемпионат!

Некоторые идеи из предложенного списка были воплощены на практике – и весовой гандикап не вошел в их число.

К слову, эту идею все же реализовали в другом чемпионате мира – WTCC, но вскоре и там отказались от "накопительного гандикапа".

В 1931 году, когда в гонках Гран При впервые разыгрывалось звание чемпиона Европы, сильнейшего определяли по результатам гонок во Франции, Бельгии и Италии. Причем прошли они в 10-часовом формате.

В системе начисления очков (обратной нынешней - чем меньше, тем лучше) пилот получал баллы в зависимости не только от итогового результата гонок, но и от количества пройденной дистанции в случае схода.

Во всех трех Гран При победу одерживали экипажи из двух пилотов – однако вскоре столь продолжительные Гран При канули в Лету. Еще на заре Ф1 дистанция составляла 500 км, а затем сократилась и до нынешних 300. Также решено было более не начислять очки в случае замены пилотов на дистанции, что быстро искоренило подобную практику.

Приняв в конце 2002 года - в результате скандала на Гран При Австрии, когда Рубенсу Баррикелло велели пропустить вперед Михаэля Шумахера (на фото) - правило, запрещающее командную тактику, Формула 1, по сути, повесила себе на шею камень, и избавиться от него удалось лишь спустя восемь лет.

Тогда капитанский мостик формально не мог приказывать своим пилотам пропускать друг друга на трассе или умышленно создавать преграды соперникам. Но это, во-первых, прервало практику, которая существовала в спорте на протяжении долгих лет, когда напарники были не просто пилотами, выступающими в одной и той же команде – раньше они реально помогали друг другу на трассе.

Во-вторых, что более важно, это привело к тому, что в случаях использования тактических приёмов команды начинали все отрицать, что не шло имиджу Формулы 1 на пользу - поскольку выглядело, честно признаться, по-идиотски.

На Гран При Германии 2010 года Фелипе Массе приказали из боксов пропустить Фернандо Алонсо к победе в гонке. После финиша оба пилота все отрицали, что в итоге дискредитировало запрет, из-за которого возникали все эти искусственные заминки на пит-стопах и заявления команд о каких-то мистических поломках машин, особенно в концовке чемпионатов, когда решалась судьба титула.

В 2011 году все запреты были сняты, и Формулы 1 перестала держать своих отнюдь не глупых зрителей и болельщиков за дураков.

Прежде, когда надежность машин была несравненно ниже нынешней, это учитывалось при розыгрыше титула. В зачет пилотам шли не все заработанные очки, а а лишь несколько (порядка 70%) результатов. Такой приём использовался, чтобы чемпионом не стал гонщик, который весь сезон понемногу набирал очки, тогда как настоящие лидеры чередовали успехи и сходы.

Сама по себе эта система была вполне нормальной, она действовала аж до 1991 года – однако были сезоны, когда весь чемпионат в плане начисления зачетных баллов делился на две части.

Чтобы выявить действительно быстрейших, решено было сосчитать очки по итогам первой и второй частей сезона, затем в каждой из половин отбросить лишнее и лишь после этого суммировать окончательно.

Впервые подобная система была применена в 1967 году (на фото), когда пилотам засчитывались пять лучших результатов в шести первых гонках и четыре лучших в пяти следующих.

Подобный формат с переменным количеством зачетных этапов сохранялся до окончания 1980 года. На практике он не доставлял особых неудобств, потому что в 70-х каждая третья-четвертая гонка как правило заканчивалась сходом, потому за редчайшим исключением для определения итогового результата достаточно было просто просуммировать все заработанные пилотом очки.

В разгар вражды между тогдашним президентом FIA Максом Мосли и командами-участницами Больших Призов, разразившейся в 2009 году, возникла идея о расслоении Формулы 1.

Мосли предложил ввести ограничение бюджета для команд в размере сначала 30, а затем 40 миллионов фунтов стерлингов - с условием, что те участники чемпионата, которые подпишут соглашение об ограничении бюджетов, будут иметь право нарушать некоторые пункты действующего регламента.

Таким образом, мы могли стать свидетелями неограниченных тестов для определенного количества "бедных" команд, неограниченного использования ими аэродинамической трубы, применения моторов без ограничителя оборотов и регулируемых переднего и заднего антикрыльев.

Несколькими годами ранее, к слову, уже был использован схожий формат: командам, добровольно ограничившим количество тестов, разрешалось в пятницу использовать на Гран При третью машину. Но в этот раз различия были бы куда глобальней.

Позднее в рамках войны между FIA и FOTA (Ассоциация команд Формулы 1) это предложение было отклонено.

Одно известное выражение гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Наверное, в каком-то смысле оно просто блестяще подходит к ежегодному изменению регламентов «Формулы-1», говорим ли мы о или спортивной части чемпионата. Самое интересное, что закрывая одни черные пятна, ФИА умудряются оставлять открытыми остальные или создавать новые. Однако в преддверии нового сезона в федерации действительно постарались устранить как можно больше спорных моментов. Что же из этого вышло?

Четырехчасовой лимит времени на гонку

Теперь четырехчасовой лимит времени на гонку отсчитывается, а не с того момента, когда погаснут огни.

Окраска машин

В 2018-м Комиссия «Формулы-1» должна одобрить именно существенное изменение в окраске машины . Таким образом, командам дается право вносить небольшие корректировки в цветовую гамму своего шасси.

Использование машин разных поколений

Небольшому уточнению подверглась и формулировка о тестах машин вне гран-при: в предыдущей версии спортивного регламента машинами текущего поколения, которые запрещалось использовать для тестов, признавались шасси 2016, 2017 и 2018 годов. Теперь же пункт 10.1 гласит, что для тестов нельзя использовать шасси текущего чемпионата, чемпионата, предшествующего текущему, и чемпионата, следующего за текущим . Согласно этому изменению в пункте 10.2, машинами предыдущего поколения признаются машины, использованные в пределах трех лет до предыдущего чемпионата .

Уже было известно, что теперь разрешается использовать машины текущего поколения в демонстрационных заездах, организуемых ФИА. Теперь же к этому пункту добавилась фраза, что это могут быть и иные демонстрационные заезды, организуемые владельцем коммерческих прав . Но, в любом случае, эти заезды не должны проводиться на конфигурациях трасс, на которых принимаются гонки «Формулы-1», а само шасси актуального поколения не может проехать в них более 15 километров.

На демонстрационных заездах могут участвовать и шасси предыдущего поколения, но здесь теперь также присутствуют ограничения: отныне каждое шасси предыдущего поколения не может преодолеть на любых демонстрационных заездах более 50 километров. В случае, если команда хочет проехать больше 50 километров, то она должна получить письменное согласие от ФИА до начала мероприятия. Также любая команда должна подавать необходимые сведения в ФИА не только перед тестами машин предыдущего поколения, но и перед демонстрационными заездами не менее, чем за 72 часа до их начала.

В 2018 году историческими признаются шасси, выпущенные в 2013-м и ранее.

Тесты машин

В новой версии Спортивного регламента изменен пункт 10.5 (b): если раньше как минимум один день из тестов по ходу сезона был обязателен для тестов дождевых составов резины, то теперь он может стать таковым, если об этом будет запрошено поставщиком резины .

Тесты машин предыдущего поколения теперь разрешено проводить только на трассах, имеющих лицензию для проведения гонок Ф1 или тестов Ф1.

Брифинги

Небольшая корректировка коснулась и времени проведения брифингов. Отныне брифинг, проводимый гоночным директором, будет проходить за 18 часов до начала первой практики и по прошествии полутора часов после окончания вторых свободных заездов . Если гоночный директор сочтет, что нужен дополнительный брифинг, то он должен пройти не менее чем за три часа до старта гонки .

Летний перерыв

Любые действия во время летнего перерыва с силовой установкой, стоящей на шасси, описаны в техническим регламенте.

Действия во время выездов за пределы трассы

Отныне машина, которая выехала за пределы трассы, но затем получила какую-либо механическую помощь и только с её помощью вернулась в гонку, может быть дисквалифицирована стюардами .

Элементы силовой установки

Каждый гонщик (именно гонщик, а не шасси) может использовать за сезон не более трёх двигателей внутреннего сгорания, трех мотор-генераторов тепловой энергии, трех турбин, двух блоков-накопителей энергии, двух блоков управляющей электроники и двух мотор-генераторов кинетической энергии.

С согласия ФИА, количество каждого из вышеуказанных элементов может быть увеличено на один для гонщика, на машине которого используется силовая установка производителя, проводящего свой первый сезон в качестве поставщика .

Если во время чемпионата гонщик израсходовал количество разрешенных элементов, то к нему буду применяться следующие штрафы на стартовой решетке:

  • первое превышение количества любого из элементов (штраф в десять позиций на стартовой решетке),
  • каждое последующее превышение (штраф в пять позиций на стартовой решетке).

Если гонщик получил суммарный штраф, превышающий 15 позиций, то он будет стартовать с последней позиции стартовой решетки. При этом, если несколько гонщиков превысили штраф в 15 позиций на старте, то их расстановка на старте будет определяться очередью получения штрафов.

Каждый из шести элементов силовой установки будет считаться использованным сразу после того, как тайминг покажет, что машина покинула линию пит-лейн – ранее элемент считался использованным сразу после установки на шасси.

В течение сезонов 2017-2020 годов на машины может устанавливаться силовая установка, омологированная в течение периода с 2014-го по 2020 год. Любая силовая установка должна сопровождаться документом, подтверждающим омологацию от ФИА. Но здесь также есть изменение: в силовой установке могут быть проведены определенные изменения при условии, что эти изменения не представляют существенного влияния на производительность машины. Они должны быть согласованы ФИА и должно быть четко описано – в какой команде используется подобная СУ. В подобном случае документ, подтверждающий омологацию СУ, должен содержать описание вышеприведенных изменений.

Шины

Полным комплектом шин будет признан комплект, включающий две передних и две задних шины одинаковой жесткости и зафиксированный ФИА, однако в комплектах одинаковой жесткости шины могут быть переставлены после квалификационной сессии. В случае, если они не были использованы или их использование представляет опасность.

В случае, если первая или вторая тренировочные сессии будут объявлены дождевыми, то дополнительный комплект промежуточной резины получат только те гонщики , которые используют как минимум один комплект в указанных сессиях.

Отныне шины, полученные командой от поставщика резины, не могут быть использованы на симуляторе, установке или другом автомобиле, кроме как шасси Ф1, для которого и предназначаются.

Техническая инспекция

Теперь техническая инспекция будет начинаться за 24 часа до старта первой тренировки и продолжаться максимум в течение шести часов в гараже команды.

Пит-стопы

Отныне, если гонщик сошел с дистанции гонки в результате того, что команда выпустила его машину после пит-стопа в небезопасном состоянии, штраф может быть наложен на команду.

Взвешивание

В случае любого нарушения положений процедуры взвешивания в течение уик-энда стюарды могут наказать гонщика штрафом в размере нескольких стартовых позиций или отстранить его от участия в гонке.

Вес каждого масляного бака, за исключением основного, должен быть передан ФИА за час до старта гонки.

Топливо

За исключением форс-мажорных обстоятельств (одобренных стюардами), любой гонщик, превысивший предел потребления топлива, равный 105 килограммам, будет дисквалифицирован по итогам гонки.

Сессии во время уик-энда

Как известно, если дирекция гонки объявила режим красных флагов над трассой, то гонщики должны незамедлительно сбросить скорость и медленно вернуться на пит-лейн. Однако не всегда было можно четко определить, кто и в какой момент сбросил скорость до необходимого уровня. В новой версии Спортивного регламента пункт 31.6 обзавелся следующим уточнением: чтобы убедиться, что гонщики достаточно сбросили скорость, в промежутке между появлением сообщения о красных флагах посредством официальной системы оповещения и моментом, когда каждая машина пересекает первую линию машины безопасности перед заездом на пит-лейн, гонщик должен хотя бы раз показать время больше минимального зафиксированного для себя результата на каждом маршальском секторе («маршальским сектором» признается отрезок трассы между оповещающими панелями ФИА).

Интересным представляется и пункт, предписывающий время начала тренировок. Если раньше там четко указывалось время начала и время конца по местному времени, то теперь лишь указано, что первая и вторая сессии проходят на следующий день после проведения технической инспекции ФИА. А третья тренировочная сессия должна начинаться не позже, чем через 18,5 часов после окончания второй сессии свободных заездов в день, предшествующий гонке.

То же самое касается и квалификации: никакого четкого определения времени начала заездов по местному времени, лишь фраза, что квалификация должна начинаться не позже, чем через два часа после окончания третьих свободных заездов.

Гонщики, прекращающие борьбу после окончания сегментов квалификации

Здесь все осталось без изменений: после первой сессии отсеиваются пять гонщиков, затем еще пять и в конце концов десять самых быстрых ведут борьбу за поул-позицию. В случае, если в уик-энде участвуют 22 гонщика, то из первого и второго сегмента отсеиваются по шесть машин, если 24 – по семь машин и так далее.

Стартовое поле

В новой редакции Спортивного регламента есть небольшое уточнение по поводу недопуска гонщика к старту: если раньше до старта не допускался любой гонщик, который не смог показать время в квалификации в пределах 107% от быстрейшего времени сессии или же вообще не смог показать ни одного результата, то теперь эти ограничения отменяются, если дирекцией гонки трасса во время сессии была объявлена мокрой.

Помните случай, когда в 2017-м перед стартом Феттель выехал за пределы своей стартовой позиции? Теперь гонщик по окончании формировочного круга/кругов обязан занять место в пределах своей стартовой позиции.

Отныне на гонщика может быть наложен штраф:

  • если он сдвинулся с места до того, как был подан стартовый сигнал и это было зафиксировано датчиком, установленным на каждую машину,
  • если он спозиционировал свою машину на стартовой решетке так, что датчик не смог определить момент, когда машина двинулась с места после того, как был подан стартовый сигнал.

Штрафы во время гонки

Ранее пункт 38.3 регламента гласил, что в случае получения штрафа стоп-эн-гоу в размере пяти или десяти секунд, гонщик должен отбыть его при первом заезде на пит-лейн. Теперь же, чтобы избежать двойных трактовок, подобные штрафы должны быть исполнены даже при появлении на пит-лейн во время действия виртуальной или реальной машины безопасности.

В случае, если во время отбытия штрафа у машины заглох двигатель, то любые операции по его рестарту должны проводиться только после того, как время штрафа истекло.

Старты в неподходящих погодных условиях

В случае, если после нескольких формировочных кругов дирекция гонки решает, что старт может быть дан с места, то сигнал об этом будет подан всем командам и гонщикам посредством официальной системы оповещения. После того, как оранжевые сигналы на рулях гонщиков погаснут – это будет сигнал к тому, что в конце этого круга машина безопасности заедет на пит-лейн, и с этого момента лидер может контролировать темп всех остальных гонщиков и, если сочтет нужным, отставать от машины безопасности более, чем на десять корпусов машины . Такое же правило относительно лидирующей машины распространяется и на старты с хода.

Паузы в гонке

Отныне, если во время паузы в гонке некоторые машины были завезены в свои гаражи, то они смогут присоединиться к гонке в том порядке, в котором заезжали в гараж и будут расположены позади всех остальных машин, уже присутствующих на пит-лейн (если такие есть). Также уже после того, когда машина безопасности покинет трассу, машины, в момент паузы в гонке находившиеся в гараже, должны будут проехать через пит-лейн в момент рестарта заезда, и присоединиться к гонке только после того, как последняя машина на трассе пересечет линию выезда с пит-лейна.

Рестарты гонки

Обгоны за машиной безопасности. Теперь гонщик может обогнать в режиме машины безопасности не только в случае, когда, покидая линию пит-лейн, он задержался и не смог занять ту позицию, которую он занимал перед остановкой гонки, но и если подобная ситуация случилась во время следования за машиной безопасности. Однако, в любом случае гонщик должен занять свою позицию относительно остальных до того, как пересечет первую линию машины безопасности на круге, когда сейфти-кар заедет на пит-лейн. Штрафы могут быть наложены на гонщика, если он не заехал на пит-лейн для процедуры старта в случае, когда гонщик не успел занять свою позицию до первой линии машины безопасности на круге ее возвращения в боксы.

В случае рестарта с места все гонщики должны выстроиться на стартовой решетке согласно своим текущим позициям, за исключением тех гонщиков, чьи машины находились в гараже во время паузы в гонке. В случае, если после нескольких формировочных кругов дирекция гонки примет решение, что рестарт дать невозможно, то все гонщики должны возвратиться на пит-лейн за машиной безопасности. В таком случае в дальнейшем рестарт с места провести уже нельзя. На процедуру рестартов также распространяется правило о том, что лидер может ехать с нужным ему темпом и даже находиться в более чем десяти корпусах от машины безопасности после того, когда на ней погаснут огни.